Трактора производство в россии – «Тракторные заводы» готовы обеспечить российский рынок отечественными двигателями
Тракторные заводы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ООО «Компания корпоративного управления «Концерн „Тракторные заводы“» | |
---|---|
Основание | 2003 |
Расположение | Россия Россия: Чебоксары[1] |
Ключевые фигуры | Михаил Григорьевич Болотин (Президент)[1]; Баков Альберт Владимирович (Генеральный директор) |
Отрасль | Машиностроение |
Продукция | Промышленная, коммунальная. сельскохозяйственная, лесозаготовительная, железнодорожная техника, продукция специального назначения, запасные части и ОЕМ-комплектующие |
Число сотрудников | более 20 тыс. человек (2014 год) |
Сайт | www.tplants.com |
«Тра́кторные заво́ды» — российский машиностроительный концерн. Управляющая компания — Общество с ограниченной ответственностью
ru.wikipedia.org
Производство и рынок сельскохозяйственных тракторов в России в 2014 г.
А. Нефёдов, канд. техн. наук
Как показали итоги 2014 г., многие предприятия-изготовители сельскохозяйственных тракторов в России существенно снизили объемы своего производства. В частности, Торговые дома «МТЗ-ЕлАЗ» и «ХТЗ», ООО «Джон Дир» и др., тогда как другие предприятия, в том числе ЗАО «ПетТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «ПО «Елабужский автозавод», ОАО «САРЭКС», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», ООО «Ростсельмаш», его увеличили.
В результате в 2014 г. в целом на всех тракторных заводах России было произведено всего 6361 ед. тракторов, что оказалось на 16,2% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. (7593 ед.).
В общем количестве произведенных тракторов доли отечественных моделей составили 13,2%, тракторов сборки МТЗ – 50%, сборки ХТЗ – 13%, сборки ПТЗ – 0,6%, сборки моделей иностранных марок (Versatile, John Deere, New Holland, Deutz-Fahr, Claas, Мс Соrmick) – 23,2%.
Наряду с изготовлением тракторов на предприятиях России осуществлялось их производство и в других странах СНГ.
Если рассматривать тракторостроение наиболее развитой в этом отношении Республики Беларусь, то видно, что, как и в предыдущие годы, объемы производства тракторов МТЗ, в частности, в 2014 г., существенно (в 6,7 раза) превышали объемы производства тракторов в России.
Вследствие сложной экономической ситуации в России и снижения в связи с этим объемов производства тракторов на ее внутреннем рынке уменьшились объемы их поставок в 2014 г.
В частности, рынок тракторов в России в 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизился на 3, 8%.
При этом общий объем продаж тракторов за январь–декабрь 2014 г. составил 43 850 ед., из которых только 1316 тракторов были российских марок (доля на рынке всего 3,1%).
В 2014 г. в структуре рынка тракторов произошло увеличение доли импорта новых моделей тракторов зарубежных фирм, которая с 2013 г. возросла с 26,1 до 39%, тогда как импорт подержанных тракторов вырос на 36%, с 15,2 до 20,7 тыс. ед.
Что касается импорта новых тракторов из Республики Беларусь, то он упал на 26,8% (с 23,2 до 17 тыс. ед.), причем их доля на рынке сократилась с 51 до 38,8%. В результате общая доля новых импортных тракторов, включая импорт белорусских тракторов, изменилась незначительно, с 77,1 до 77,8%.
При этом соответственно сократились на 16% (с 2683 до 2254 ед.) совокупные продажи собранных в России тракторов иностранных марок (John Deere, Claas, Case New Holland, Versatile и др.), а также тракторов ХТЗ, причем рыночная доля иномарок сузилась с 5,9 до 5,1%, а на 27,8% (до 2555 ед.) уменьшились продажи белорусских тракторов российской сборки, доля которых сузилась с 7,8 до 5,8%.
Видно, что по состоянию на 2014 г. рынок тракторной техники России характеризовался наибольшими поставками по импорту как новых иномарок (без Республики Беларусь) (39%), так и тракторов, импортированных из Республики Беларусь (38,8%), тогда как отечественные тракторы традиционных заводов на собственном рынке составляли наименьший объем поставок (всего 3,1%).
В свою очередь объем поставок на рынок России импортных подержанных иномарок выглядит скромнее указанных максимальных показателей, достигая 8,2%, а показатели поставок иномарок российской сборки и тракторов МТЗ тоже российской сборки являются практически близкими – соответственно 5,1 и 5,8%.
Как и в предыдущие годы, в 2014 г. продолжались закупки за рубежом большого количества импортных тракторов, причем наибольшими поставками, особенно новых моделей, отличались такие страны, как Китай (11 079 ед. компаний Shandong Shifeng group, Xingtai и др.), Япония (3394 ед. компаний Kubota Yanmar, Iseki и др.), Украина (916 ед., ХТЗ), США (613 ед. компаний John Deere, Case New Holland, AGCO и др,), Германия (264 ед. компаний Сlaas, Deutz-Fahr ), Корея (225 ед. компании Kioti и др.), всего 28 стран (без учета тракторов из стран Таможенного союза: Беларусь и др.).
По существу, уменьшение долей поставок тракторов, импортированных из Республики Беларусь, а также тракторов МТЗ российской сборки было компенсировано по большей части увеличением объемов закупки из дальнего зарубежья импортных тракторов.
Таким образом, Китай и Япония с 2014 г. становятся лидерами продаж на рынке России, в основном небольших тракторов тяговых классов 0,2–0,9, тогда как Республика Беларусь – тракторов средней и частично высокой мощности тяговых классов 1,4–3, отсутствующих в достаточных объемах на отечественном рынке.
Объемы производства тракторов предприятиями России в 2014 г., ед. | |||
Предприятие-изготовитель | 2014 г. | 2013 г. | 2014/ 2013 гг., % |
Всего | 6361 | 7593 | 83,8 |
ООО «ВМТЗ» | – | 1 | – |
ОАО «ТК «ВгТЗ» | 13 | 15 | 86,7 |
ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары | 3 | – | – |
ЗАО «ПетТЗ» | 652 | 327 | 199,4 |
ЗАО «Агротехмаш» | 147 | 83 | 177,1 |
OOO «Спецстроймаш», г. Тихвин | 1 | 5 | 20,0 |
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. Санкт-Петербург | 15 | 11 | 136,4 |
ОАО «Ярославский завод «Стройтехника» | 8 | 47 | 17,0 |
Сборка белорусских тракторов | |||
ОАО «ПО «Елабужский автозавод» | 1026 | 791 | |
Торговый дом «МТЗ-ЕлАЗ» | 928 | 2238 | 41,5 |
ОАО «Нижнеломовский электромеханический завод» | – | 1 | – |
ФГУП ПО «Старт им. М.В. Проценко» | 7 | 9 | 77,8 |
ООО «Тракторный центр «Подшипникмаш», Краснодарский край | 62 | 61 | 101,6 |
ОАО «САРЭКС» | 379 | 323 | 117,3 |
ООО «Тульский механический завод» | – | 154 | – |
ОАО «Смолспецтех» | – | 220 | – |
ООО «Смолтра» | 7 | 4 | 175,0 |
ОАО «Бузулукский механический завод» | 436 | 177 | 246,3 |
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» | 271 | 137 | 197,8 |
ЗАО «Агротехснаб» | 25 | 16 | 156,3 |
ЗАО «Шимановский машзавод «Кранспецбурмаш» | 37 | 29 | 127,6 |
Сборка тракторов ХТЗ | |||
ОАО «Брянский арсенал» | – | 175 | – |
Торговый дом «ХТЗ», г. Белгород | 828 | 942 | 91,1 |
Сборка тракторов ПТЗ | |||
ООО «АСМ-Алтай» | 43 | 34 | 126,5 |
Сборка тракторов иностранных компаний | |||
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» | 170 | 273 | 62,3 |
ООО «Клаас» | 238 | 289 | 82,4 |
ООО «Ростсельмаш» | 262 | 236 | 111,0 |
ООО «Самэ Дойц-Фар Руссиа Агрикалчерел Машинери» | – | 5 | – |
ООО «Джон Дир» | 680 | 893 | 77,0 |
ОАО «Камский тракторный завод» | 123 | 147 | 83,7 |
Объемы производства тракторов других стран СНГ, ед. | |||||
Страна СНГ | Изготовлено | Изменение объемов производства по сравнению с 2013 г., % | Отгружено всего | Отгружено на экспорт | |
всего | в том числе в Россию | ||||
Республика Беларусь (МТЗ) | 42 769 | 19,5 (снижение) | 41 814 | 37 906 | 18 116 |
Украина (ХТЗ) | 1631 | 20,5 (увеличение) | 1455 | 971 | 830 |
Казахстан (тракторы «Беларус») | 1285 | 2,7 (снижение) | н.д. | н.д. | н.д. |
Узбекистан (ТТЗ) | 1007 | 46,9 (снижение) | 1280 | н.д. | н.д. |
Азербайджан (тракторы «Беларус») | 1296 | В 1,7 раза (увеличение) | 1296 | н.д. | н.д. |
Источник: материалы ОАО «АСМ-холдинг», 2015 г. |
Импорт новых и б/у тракторов в 2013–2014 гг. по странам, ед. (при поставках более 100 ед.) | ||||
Страна | 2014 г. | 2013 г. | Изменение, % | Доля на рынке, % |
Китай | 11 079 | 8997 | 23,1 | 63,79 |
Япония | 3394 | 3076 | 10,3 | 19,54 |
Украина | 916 | 826 | 10,9 | 5,27 |
США | 613 | 397 | 54,4 | 3,53 |
Германия | 264 | 356 | –25,8 | 1,52 |
Корея | 225 | 582 | –61,3 | 1,3 |
Венгрия | 186 | 0 | – | – |
Турция | 134 | 185 | –27,6 | 0,77 |
Италия | 129 | 55 | 134,5 | 0,74 |
Всего | 17 368 | 14 811 | 17,3 | 100 |
Источник: материалы ОАО «АСМ-холдинг», 2015 г. |
Структура продаж тракторов на российском рынке в 2013–2014 гг. | ||||
Наименование | 2013 г. | 2014 г. | ||
ед. | % | ед. | % | |
Отечественные тракторы | 934 | 2,1 | 1316 | 3,1 |
Иномарки российской сборки | 2683 | 5,9 | 2254 | 5,1 |
Тракторы МТЗ российской сборки | 3539 | 7,8 | 2555 | 5,8 |
Иномарки импортные новые (без учета Республики Беларусь) | 11 913 | 26,1 | 17 116 | 39,0 |
Тракторы импортные б/у | 3244 | 7,1 | 3590 | 8,2 |
Тракторы импортные из Республики Беларусь | 23 246 | 51,0 | 17 019 | 38,8 |
Всего | 45 559 | 100 | 43 850 | 100 (–3,8) |
Источник: материалы ОАО «АСМ-холдинг», 2015 г |
os1.ru
Производство и рынок тракторов для аграрного сектора России в 2012 г.
В результате все еще продолжающегося в тракторном машиностроении кризиса, сопровождающегося колебаниями цен не только на комплектующие, но и на продукцию самих заводов – изготовителей тракторов, существенно снизились не только общие объемы производства и отгрузки колесной и гусеничной тракторной техники для поставок на отечественный рынок по сравнению с докризисным периодом 2007–2008 гг., но и во многом сократилась номенклатура выпускаемых тракторов различных групп мощности, в основном до их базовых модификаций, а также заметно ухудшились их важнейшие потребительские качества, при этом фактически прекратилось освоение новых, разработанных в последние годы конкурентоспособных, высокопроизводительных моделей.
Тем не менее в России для поставок преимущественно на внутренний рынок в 2012 г. было произведено 14 582 трактора, в том числе соответственно 14 226 колесных (вместе с тракторами по лицензии МТЗ и ведущих зарубежных фирм) и 356 гусеничных тракторов (без учета промышленных и лесопромышленных тракторов (см. табл. 1).
Вместе с тем в 2012 г. производство тракторной техники по сравнению с 2011 г. снизилось на 13,4% и составило 14 582 ед. против 16 841 ед. в 2011 г., т. е. уменьшилось на 2259 ед.
Предприятие-изготовитель | 2011 г. | 2012 г. | Темп роста, % |
---|---|---|---|
Всего | 16 841 | 14 582 | 86,6 |
В том числе колесные тракторы | 16 271 | 14 226 | 87,4 |
В том числе колесные тракторных заводов РФ | 1258 | 1202 | 95,5 |
Из них: | |||
ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ) | 518 | 134 | 25,9 |
ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) | 636 | 903 | 142 |
ЗАО «Агротехмаш» | 104 | 165 | 158,7 |
ОАО «Уралвагонзавод» | – | – | – |
Тракторы по лицензии ПО «МТЗ», всего | 14 173 | 10 388 | 73,3 |
Из них: | |||
ТД МТЗ-ЕлАЗ | 5563 | 4393 | 79 |
ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод» | 3375 | 1525 | 45,2 |
ОАО «Бузулукский механический завод» | 1455 | 1520 | 104,4 |
ОАО «Смолспецтех» | 2425 | 1730 | 71,3 |
ОАО «САРЭКС» | 1300 | 1150 | 88,4 |
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» | 55 | 50 | 90,9 |
ЗАО ШМЗ «Кранспецбурмаш» | – | 20 | – |
Тракторы по лицензиям зарубежных фирм, всего | 840 | 2636 | 313,8 |
В том числе: | |||
ОАО «Ростсельмаш» | 218 | 466 | 214 |
ООО «Джон Дир Рус» | 295 | 1677 | 568 |
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ» | 327 | 493 | 151 |
В том числе гусеничные тракторных заводов РФ, всего | 573 | 356 | 62,1 |
Из них: | |||
ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод» | 573 | 356 | 62,1 |
Источник: «Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации», Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск 12, декабрь 2012 г.; «Производство и отгрузка тракторной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной, коммунальной, дорожно-строительной техники предприятиями Российской Федерации», январь 2013 г. |
Наибольшие доли в общем объеме выпуска тракторов составляла продукция ТД МТЗ-ЕлАЗ, затем идут ОАО «Смолспецтех», ООО «Джон Дир Рус», ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод», ОАО «Бузулукский механический завод» и ОАО «САРЭКС».
Иначе говоря, больше других предприятий России в 2012 г. произвели тракторной продукции заводы, изготавливающие тракторы «Беларусь» по лицензии ПО «МТЗ», которые в наибольшей степени приспособлены к российским условиям эксплуатации, а также предприятия, изготавливающие тракторы по лицензиям зарубежных фирм, тогда как заводы, традиционно изготавливающие в России колесные тракторы, выпустили их минимальное количество, то есть все предприятия, изготавливающие на территории России по лицензии тракторы МТЗ, произвели в количественном выражении продукции почти в 10 раз больше, чем все вместе взятые заводы России, и более чем в 4 раза больше продукции, произведенной по лицензиям зарубежных фирм.
При этом заметно улучшили свою работу по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. ЗАО «ПТЗ» и ЗАО «Агротехмаш» (темпы роста выпускаемых тракторов составили соответственно 142 и 158,7%), а также предприятия, выпускающие по лицензиям зарубежные тракторы: ОАО «Ростсельмаш» (темп роста 214%), ООО «Джон Дир Рус» (темп роста 578%) и ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ» (темп роста 151%).
Одновременно ухудшили свою работу ООО «ВМТЗ», которое в 2012 г. изготовило почти в 4 раза меньше тракторов, чем в 2011 г. (темп роста всего 25,9%), и все предприятия так называемой отверточной сборки на территории России (по лицензии ПО «МТЗ»), кроме одного – ОАО «Бузулукский механический завод» (темп роста 104,4%), а также ОАО «ТК ВгТЗ», изготовившее в 1,6 раза меньше гусеничных тракторов, чем в 2011 г. (темп роста всего 62,1%).
Фактически единственным монополистом, выпускающим гусеничные тракторы для АПК, в России в 2012 г. был один завод – ОАО «ТК «ВгТЗ», продукция которого при отсутствии поставок с остановленного ОАО «Алтайский трактор» охватывает в настоящее время 100% отечественного рынка.
В целом можно отметить, что, несмотря на существенный рост объемов производства колесных тракторов ЗАО «ПТЗ» и ЗАО «Агротехмаш», а также по лицензиям зарубежных фирм, ожидаемого дальнейшего оживления производства тракторов в 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. в России не произошло, поскольку одновременно основные производители колесных тракторов по лицензии ПО «МТЗ» заметно снизили объемы выпускаемой продукции (кроме Бузулукского механического завода).
Если говорить о рейтинге предприятий России по количеству выпущенных в 2012 г. колесных тракторов, места с I по V распределились следующим образом: ТД МТЗ-ЕлАЗ, ОАО «Смолспецтех», ООО «Джон Дир Рус», ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод» и ОАО «Бузулукский механический завод», т. е. в числе лидеров оказались предприятия, занимающиеся сборкой по лицензии тракторов ПО МТЗ, и ни одного тракторного завода России, традиционно изготавливающего тракторы (отечественный завод ПТЗ занял лишь VII место, см. табл. 2).
Из таблицы видно, что наибольшее отставание по отгрузке было характерно на конец декабря для ЗАО «ПТЗ», далее идут ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод», ОАО «Бузулукский механический завод», у дилеров в ТД МТЗ-ЕлАЗ, ОАО «Ростсельмаш», ООО «Джон Дир Рус» и ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ».
Предприятие-изготовитель | Отгружено за 2012 г. | Остатки на конец декабря |
---|---|---|
Всего | 13 129 | 3301 |
В том числе колесных | 10 650 | 3114 |
ООО «ВМТЗ» | 150 | 13 |
ЗАО «ПТЗ» | 738 | 122 |
ЗАО «Агротехмаш» | 139 | 47 |
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» | 20 | 90 |
ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод» | 1814 | 366 |
ОАО «САРЭКС» | 949 | 36 |
ОАО «Бузулукский механический завод» | 1378 | 350 |
ТД МТЗ-ЕлАЗ | 2249 | 1216 |
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» | 106 | 13 |
ОАО «Ростсельмаш» | 296 | 252 |
ООО «Джон Дир Рус» | 1391 | 320 |
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ» | 381 | 204 |
Прочие предприятия | 1039 | 85 |
Гусеничные тракторы, в том числе | ||
ОАО «ТК ВгТЗ» | 480 | 53 |
Причинами увеличения объемов нереализованной продукции и затоваривания складов готовой продукцией являются все еще сохраняющийся низкий уровень спроса потребителей и переходящие объемы, необходимые для ритмичного исполнения договорных обязательств.
В то же время наиболее высокими показателями по отгрузке тракторов отличались ООО «ВМТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «САРЭКС» и ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», тракторы которых в 2012 г. остались самыми востребованными у отечественных сельхозпроизводителей.
По итогам 2012 г. общее количество неотгруженной тракторной техники составило 3301 ед. колесных и гусеничных тракторов.
Помимо этого для эффективного функционирования сельского хозяйства России продолжались также закупки импортной тракторной техники, количество которой в 2012 г. (50,7%) уже стало превышать суммарное количество тракторов, изготовленных как традиционными отечественными тракторными заводами, так и изготовленных на территории России по лицензиям ПО «МТЗ» и зарубежных фирм (49,3%).
При этом количество зарубежных тракторов из дальнего зарубежья (14 975 ед.) почти в 10 раз превышает количество тракторов (1558 ед.), изготовленных в России на традиционных тракторных заводах.
Учитывая сложившиеся к 2012 г. весьма благоприятные условия для производства тракторной техники в России, несмотря на трудности посткризисного периода, отечественные производители изыскали производственные резервы для осуществления поставок своей тракторной техники не только на внутренний рынок, но и на внешние рынки.
Так, в 2012 г. на экспорт, в том числе в 21 страну ближнего и дальнего зарубежья, было поставлено произведенных в России тракторов на общую сумму $17 545 377.
Среди всех стран, экспортирующих тракторы из России, на Кубу, в Киргизию, Черногорию и на Украину, объемы поставок были наибольшими, тогда как в Монголию, Армению, Германию и Литву этих поставок было меньше.
К самым экспортопоставляющим предприятиям России по итогам 2012 г. можно отнести не только продукцию ПО «МТЗ» (завода, изготавливающего белорусские тракторы в России по лицензии) и «Агротехмаш», но и такие предприятия, как ВгТЗ, ПТЗ, Агромаш и ВМТЗ.
Спросом при экспортных поставках пользовались не только колесные, но и гусеничные тракторы, изготавливаемые в России (см. табл. 3).
Производитель | Модель трактора | Количество, ед. | Сумма, $ |
---|---|---|---|
Агромаш | 50СШ | 1 | 16 801 |
Агротехмаш | АТМ 7360 | 2 | 425 090 |
Бузулукский механический завод | Беларус 82.1 | 22 | 384 603 |
ВгТЗ | ВТ-90 | 8 | 409 795 |
ВМТЗ | 85ТК | 2 | 53 304 |
МТЗ | Беларус 82.1 | 85 | 1 554 513 |
Петербургский тракторный завод | К 703МА | 1 | 242 261 |
Прочие | 13 | 1 560 214 |
Наибольший спрос имели колесные тракторы Беларус 82.1 соответственно МТЗ и Бузулукского механического завода, а также колесные тракторы Беларус 1221.2 (МТЗ).
Гусеничные тракторы пользовались ограниченным спросом.
Если говорить об уровне мощности экспортных тракторов, их типе и новизне, то при поставках на экспорт наиболее востребованы были новые производительные модели колесных тракторов, только что сошедшие с конвейера, мощностью от 80 до 102 л.с. и мощностью более 122 л.с., тогда как популярность колесных тракторов, бывших ранее в эксплуатации, а также новых гусеничных была намного меньше (см. табл. 4).
Тип трактора, диапазон мощности | Количество, ед. | Затраченная сумма, $ |
---|---|---|
Тракторы колесные новые, в том числе: | 314 | 12 643 262 |
менее 25 л.с. | 5 | 34 700 |
от 25 до 50 л.с. | 11 | 147 947 |
от 50 до 80 л.с. | 4 | 81 995 |
от 80 до 102 л.с. | 187 | 3 597 475 |
от 102 до 120 л.с. | 10 | 284 445 |
более 120 л.с. | 97 | 8 496 701 |
Тракторы, бывшие в эксплуатации | 16 | 147 994 |
Тракторы гусеничные | 59 | 4 754 121 |
os1.ru
Производство гусеничных промышленных тракторов в России – Основные средства
Тракторы по своему назначению подразделяются на три основные группы: сельскохозяйственные, промышленные и лесопромышленные (включая лесохозяйственные). Отечественное производство промышленных тракторов получило развитие в послевоенное время, особенно в 1960-е годы. Основателем этого направления стал Челябинский тракторный завод.
После распада СССР, проведения в стране приватизационных процессов и новой экономической политики практически все тракторные заводы стали акционерными обществами. Из структуры союзных тракторных заводов выпали Минский, Харьковские, Павлодарский, Кишинёвский, Ташкентский тракторные заводы, некоторые из которых выпускали промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов.
Финансово-экономические трудности способствовали пересмотру промышленной и технической политики российских тракторных заводов в направлении диверсификации производства. Многие из них на базе тракторов собственного производства стали выпускать бульдозерно-рыхлительные агрегаты, тракторы с трубоукладочным оборудованием, с тяговыми лебедками и др.
На ряде тракторных заводов организовано и расширяется производство колесных фронтальных одноковшовых погрузчиков, базовые машины которых являются тягово-энергетическими средствами, но признаны специализированными агрегатами и рассматриваются как самостоятельный вид продукции. Получило развитие производство экскаваторов-погрузчиков и экскаваторов-бульдозеров на базе колесных с.-х. тракторов.
В настоящее время гусеничные промышленные тракторы с различными видами землеройного и грузоподъемного оборудования выпускают на трех тракторных заводах: ООО «Челябинский тракторный завод–Уралтрак», ОАО «Волгоградский тракторный завод» и ОАО «Промтрактор». Два последних входят в концерн «Тракторные заводы». К числу производителей такой же продукции можно отнести ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Уралмашзавод» (Челябинск), ОАО «Орёлдормаш», а также ООО «ДСТ-Урал» (Челябинск), годовые объемы производства которых составляют от 10 до 100 машин.
Самую широкую линейку гусеничных промышленных тракторов производит ОАО «Промтрактор». Это 7 базовых моделей и 5 моделей трубоукладчиков, с диапазоном по мощности для бульдозеров 155…590 л.с., для трубоукладчиков – 173…612 л.с. При этом диапазоны по массе составляют для бульдозеров 16,8…67,9 т, а для трубоукладчиков – 22,5…64 т. Диапазон по грузоподъемности (г/п) для трубоукладчиков колеблется от 12 до 52 т.
Вторую позицию по числу типоразмерных базовых гусеничных промышленных тракторов занимает ООО «ЧТЗ–Уралтрак», выпускающее шесть типоразмеров бульдозеров мощностью от 110 до 370 л.с. и массой от 12 до 45 т и два типоразмера трубоукладчиков мощностью 190 л.с., массой 26,6…30,2 т и г/п 12 и 20 т.
ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ), ЗАО «ЧСДМ», ОАО «Уралмашзавод» и ООО «ДСТ-Урал» выпускают по одному типоразмеру бульдозера мощностью соответственно 95 л.с., 180, 170 и 240 л.с.
ОАО «Орёлдормаш» освоило два типоразмера бульдозера мощностью 165 и 180 л.с., массой 16 и 20 т. Следует отметить, что эти предприятия (за исключением ВгТЗ) недавно вышли на отечественный рынок и не имеют развитых производственных мощностей. Ранее эти предприятия никогда не производили тракторную технику.
В настоящей статье приводятся данные об объемах производства гусеничных промышленных тракторов и агрегатов на их базе за первое десятилетие XXI в., которое разделено на два 5-летних периода: 2000–2004 гг. и 2005–2009 гг., а для сравнения приводятся данные за 2010 г.
За 2000–2004 гг. доля «ЧТЗ–Уралтрак» в суммарном производстве гусеничных промышленных тракторов и агрегатов на их базе составила 66,5%. На втором месте с долей 20,4% находился ВгТЗ. Третье место с долей 10,5% занимал «Промтрактор». На долю остальных производителей приходилось 2,6% общего объема производства этого вида техники. Среднегодовое производство за этот пятилетний период составило у «ЧТЗ-Уралтрак» 2210 ед., у ВгТЗ – 680 ед., у ОАО «Промтрактор» – 348 ед., у остальных производителей – менее 50 машин.
Объемы производства рассматриваемого вида техники за второй пятилетний период 2005–2009 гг. приведены в табл. 1.
Рассматривая этот период, можно отметить, что происходит рост объемов производства в 2005–2008 гг., который увеличился на «ЧТЗ–Уралтрак» в 2 раза, в «Промтракторе» – в 1,6 раза, на ВгТЗ – в 1,2 раза. Падение производства произошло на предприятии «Алттрак», которое признано банкротом в 2009 г. ЗАО «ЧСДМ» передало производство бульдозера ТС-10 Харьковскому тракторному заводу. Другие производители снизили объемы производства.
Из-за кризиса год 2009-й характеризовался резким падением покупательского спроса на землеройную технику на базе тракторов, что сказалось на объемах ее производства. Так, в 2009 г. они сократились: на «ЧТЗ–Уралтрак» в целом на 75%, в том числе бульдозеров – на 74%, трубоукладчиков – на 77%; в ОАО «Промтрактор» в целом – на 74%, в том числе бульдозеров – на 86%, а трубоукладчиков – на 36%; на Волгоградском тракторном заводе – на 71%, в том числе бульдозеров – на 76%; в ООО «Алттрак» в целом в 7 раз, а производство бульдозеров прекращено с 2006 г.
Оценивая период 2005–2009 гг., следует отметить, что доля в суммарном объеме выпуска промышленных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков «ЧТЗ–Уралтрак» составила 46%, доля ОАО «Промтрактор» – 17%, доля ВгТЗ – 34%.
По сравнению с предыдущим пятилетним периодом доля ООО «ЧТЗ–Уралтрак» снизилась почти на 20%, доля ОАО «Промтрактор» выросла на 6,5%, доля ОАО «Волгоградский тракторный завод» увеличилась на 13,6%.
Рассматривая объемы производства за 2010 г., на базе отчетных данных за 10 месяцев 2010 г. (табл. 2), можно дать следующую оценку. По сравнению с 2009 г. на предприятии «ЧТЗ–Уралтрак» общий объем производства может снизиться на 25…27%, а бульдозеров – в 1,8…2 раза; может возрасти производство в ОАО «Промтрактор» в 1,6…1,7 раза, в том числе бульдозеров в 3 раза; на Волгоградском тракторном при общем снижении производства в 2 раза производство бульдозеров может возрасти на 25…30%.
Производитель и вид техники | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
---|---|---|---|---|---|
ООО «ЧТЗ–Уралтрак». Общий объем производства | 1507 | 2005 | 3155 | 3053 | 752 |
В том числе тракторы | 1382 | 1820 | 2910 | 2816 | 636 |
Из них бульдозеры/ трубоукладчики | 1225/ 84 | 1518/ 113 | 2450/ 164 | 2226/ 162 | 578/ 38 |
ОАО «Промтрактор». Общий объем производства | 607 | 789 | 973 | 994 | 254 |
В том числе бульдозеры/ трубоукладчики | 480/ 110 | 565/ 187 | 744/ 225 | 772/ 220 | 111/ 141 |
ОАО «Волгоградский тракторный завод». Общий объем производства | 2250 | 2881 | 2632 | 2721 | 789 |
В том числе бульдозеры/ промтракторы свободные | 524/ 742 | 895/ 1221 | 1048/ 273 | 1150/ 393 | 278/ 349 |
ООО «Алттрак». Общий объем производства | 389 | 600 | 237 | 223 | 34 |
В том числе бульдозеры | 3 | – | – | – | – |
ЗАО «ЧСДМ». Бульдозеры ТС-10 | 13 | 6 | 6 | – | – |
ОАО «Уралмашзавод». Бульдозеры УРБ-170 | 96 | 117 | 110 | 22 | 1 |
ОАО «Орёлдормаш». Бульдозеры Б-100 | н. д. | 21 | 63 | 57 | 16 |
ООО «ДСТ Урал». Бульдозеры ТН-10/ Трубоукладчики ТО12.24 и ТГ 20.32 | – | – | – | н. д. | н. д. |
Производитель и вид техники | 2010 г. (10 мес.) | 2010 г. (оценка за год) |
---|---|---|
ООО «ЧТЗ–Уралтрак». Общий объем производства | 464 | 530…580 |
В том числе бульдозеры/ трубоукладчики | 279/ 40 | 330…350/ 48…52 |
ОАО «Промтрактор». Общий объем производства | 369 | 420…450 |
В том числе бульдозеры/ трубоукладчики | 339/ 30 | 370…400/ 50 |
ОАО «Волгоградский тракторный завод». Общий объем производства | 345 | 400…420 |
В том числе бульдозеры | 311 | 350…370 |
ЗАО «ЧСДМ». Бульдозеры ТС-10 | 4 | 4…5 |
ОАО «Уралмашзавод». Бульдозеры УРБ-170 | 2 | 2…4 |
ОАО «Орёлдормаш». Бульдозеры Б-100 | 2 | 2…4 |
os1.ru
Производство сельхозтехники в России в 1 квартале 2016 года
Производство тракторов в России в 1 квартале 2016 года сократилось на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За три месяца отечественные машиностроительные предприятия выпустили 1726 тракторов.
В частности, тракторов сельскохозяйственного назначения было изготовлено 1426 единиц, что на 2,3% меньше, чем в январе-марте 2015 года, говорится в сообщении аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг».
В то же время АО «Петербургский тракторный завод» увеличил производство тракторов в 1,7 раза, ЗАО «Агротехмаш» – в 1,3 раза, ООО «Спецстроймаш» – в 1,9 раза, ООО «ТД «МТЗ-ЕЛАЗ» – в 3,7 раза, ООО «КЛААС» – в 1,2 раза, Филиал «Алтайский» АО «Петербургский тракторный завод» – в 2,1 раза.
По данным агентства, на долю отечественных тракторов в общем объеме машин, произведенных в январе-марте 2016 года, пришлось 46,7%, на машины из тракторокомплектов МТЗ – 36,8%, на сборку из комплектов ХТЗ – 3,1% и импортных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion) – 13,4%.
За три месяца текущего года российские производители отгрузили 1,4 тыс. тракторов. Это на 18,5% меньше, чем за соответствующий период 2015 года.
В производстве зерноуборочных комбайнов зафиксирован рост на 14%. Всего было выпущено 1306 таких машин. Рост производства комбайнов был зафиксирован на предприятиях «Джон Дир Русь» (на 62,5%) и «Ростсельмаш» (на 41,5%).
При этом выпуск кормоуборочных комбайнов увеличился в 2,1 раза, в том числе комбайнов производства «Ростсельмаш» — в 2,5 раза.
Отгрузка зерноуборочных комбайнов увеличилась по сравнению с прошлым годом на 34,9%, кормоуборочных машин, напротив, снизилась на 5,4%.
Что касается производства прочих видов сельхозтехники в РФ, то в 1 квартале 2016 года было выпущено 850 плугов (+21,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), борон – 8,3 тыс. ед. (в 2,5 раза больше), культиваторов – 5,3 тыс. ед. (рост на 54,9%), сеялок – 2,8 тыс. ед. (+38,3%), косилок – 1544 ед. (+34,8%).
НА ГЛАВНУЮ
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка на Агроинфо обязательна.
Читайте также:
Новые возможности лизинга
Рождение звезды на АГРОСАЛОН: маленький гигант Big X 480 от KRONE
Топ-модели «Промагро» на выставке АГРОСАЛОН 2016!
Посевной комплекс Kverneland Airseeder 12-8000 стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»
agroinfo.com
В России локализуют производство чешских тракторов – Agrovesti.net
24 мая 2018 года на ПМЭФ Минпромторг заключил Специальный инвестиционный контракт (СПИК) с ОАО «КЭМЗ» (Холдинг НПО «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех) по локализации производства чешских тракторов ANT 4135F в России.
Контракт оговаривает упрощенный доступ к госзаказу, налоговые льготы, ускоренную амортизацию для основных средств, упрощенную процедуру получения статуса российского производителя. Срок действия контракта рассчитан до выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет.
“В рамках реализации СПИКа, впервые в России появится производство универсального трактора мощностью 130 лс. Проект предусматривает создание компонентной базы, полностью произведенной на территории нашей страны. В частности, трактор будет оснащаться двигателем и трансмиссией отечественного производства», – сообщил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Трактор 2-го тягового класса ANT 4135F предназначен для выполнения самых разнообразных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными агрегатами и орудиями, а также в качестве силовой установки для привода различных стационарных механизмов сельскохозяйственного и промышленного назначения. Основными преимуществами этой модели стали высокая проходимость и сниженный расход топлива. Комбинация мощного двигателя и большой массы обеспечивает максимальную производительность в любых условиях эксплуатации.
Сейчас аналогичные тракторы в России не производятся, а лишь собираются из комплектов, поступивших из-за рубежа. В 2017 году между компанией КЭМЗ и чешской «Zetor» был подписан договор на производство тракторов модели АNТ 4135F. В настоящее время проект находится на стадии освоения крупноузловой сборки. В 2017 году было изготовлено 80 тракторов ANT 4135F. Выполнена начальная стадия локализации производства.
Прогнозируемый спрос на трактора ANT 4135F около 1000 единиц в год.
По мнению помощника президента Ассоциации “Росспецмаш” Вячеслава Пронина, востребованность такого класса тракторов (130 л. с.) очень высокая. По количественному использованию их аграриями это на текущий момент самый большой сегмент тракторов.
«В России до последнего времени практически отсутствовало полноценное производство такой техники, а заключение данного СПИК – это пример того, как должен работать этот инструмент. То есть, именно в тех нишах, где отсутствуют российские производители необходимо развивать локализацию. По этому пути и пошел Минпромторг. Если этот проект станет успешным, то в России появится свое производство добротных и недорогих тракторов. Именно тех, которые востребованы нашими российскими сельхозпроизводителями», – сказал Вячеслав Пронин, в интервью “Агровестнику”.
Конечно, говорить о проекте по импортозамещению производства тракторов, пока рано. «Когда на предприятии появятся рабочие места, будут востребованы конструктора и инженеры и все остальные специалисты для производства основных узлов трактора, тогда мы сможем сказать, что это успех в области импортозамещения. Пока это лишь проект и надо следить как будет развиваться ситуация», – считает помощник президента Ассоциации «Росспецмаш».
agrovesti.net
Добавить комментарий