Классы тракторов – Тяговый класс трактора: таблица, особенности

Классификация тракторов | Спецтехника

Тракторы различных марок отличаются мощностью двигателя, габаритами, массой и другими параметрами, но в основном схожи по конструкции. Далее рассмотрено устройство наиболее распространённых в нашей стране сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) и ДТ-75МЛ (ДТ-75Д), уделено особое внимание оригинальным механизмам и системам тракторов Т-ЗОА-80, ЛТЗ-55 и Т-150К.

Классификация тракторов

Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов. Тракторы классифицируют по следующим признакам.

По назначению тракторы делят на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.

Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ при возделывании сельскохозяйственных культур (вспашка, дискование, сплошная культивация, боронование, посев и уборка). Эти тракторы отличаются от других малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.

Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. В связи с этим некоторые универсально-пропашные тракторы снабжены сменными ведущими колесами с широкими (для выполнения работ общего назначения) и узкими (для работ в междурядьях) шинами, а также имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую по ширине междуряднй.

Специальные тракторы — это модификации какого-либо тракгора общего назначения или универсanьно-пропацшого, предназначенные для выполнения определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике) или разных работ, но в строго определенных условиях (на болотистых почвах, в горном земледелии).

По конструкции ходовой части (по типу движителя) тракторы бывают гусеничными и колёсными.

Гусеничный трактор с большой опорной поверхносгью незначительно уплотняет почву. При высокой проходимости он способен развивать значительное тяговое усилие. Колесный трактор более универсален по сравнению с гусеничным, и его можно использовать как на полевых, так и на транспортных работах, несмотря на худшее сцепление с почвой.

По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет собой раму; полурамные — образуют две короткие продольные рамки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста; безрамные — состоят из соединенных корпусов отдельных механизмов.

По номинальному тяговому усилию в зависимости от конструкции тракторы подразделяют на девять классов. Номинальным считают тяговое усилие, при котором трактор работает с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости. Девять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.

Система тракторов

Система тракторов — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

Модель — машина с определёнными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.

Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью.

Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

Серийную и готовую к производству сельскохозяйственную технику включают в каталог. Рассмотрим модели и модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.

Мини-тракторы тягового класса 0.2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 н др.) предназначены для работы на мелкоконтурных,селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.

Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,б (Т-25А, Т-ЗОА-80, ТТЗ-ЗО, ХТЗ-2511, Т-25ФМ, СШ-25 и Т-16МГ) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и санов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т- I6МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.

Тракторы тягового класса 0,9 ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, ТТЗ-80.10 и Т-28Х4М) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колёс применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывання удобрения, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларусь». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларусь-920» имеет двигатель мошностыо 90 л.с. и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацепленнем шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.

Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветам и горные тракторы для работы на склонах.

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноградниковый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларусь-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларусь» ШУ-356.

На тракторе «Беларусь-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нём объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического. Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ. Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180 гр. для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах. У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет.

Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-121) предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.

Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощноспю 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического измерения скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия. Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. н 120 л.с.). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора.

Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.

Тракторы тягового класса 4 (гyсеничный Т-4А) служат для выполнения энергоёмких работ. Их применяют на полях большой площади. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402.

Тракторы тягового класса 5 (Кировец К-701М, К-700А и К-744 со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами) используют для вспашки, культивации, лущения стерни, посева, снего-задержания на большой мощами и транспорпiровання. Мощность ди-зеля этих тракторов 350 л.с. Разработан гусеничный трактор Т-250 этого тягового класса.

Тракторы тягового класса 6 (гусеничный трактор Т-170М) применяют на полях большой площади при выполнении энергоёмких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.

sptechnika.ru

Тяговый класс тракторов

Сегодня поговорим о тяжелой артиллерии сельского хозяйства – тракторах. А точнее – его тяговом классе. Это одна из важнейших характеристик, по которым выбирается техника. Поэтому в этом выпуске мы вам расскажем, как определить тяговый класс трактора.
Разделение по классам нужно, чтобы подстроиться под нужды агрария. Это тип почвы и условия эксплуатации техники.
Тяговый класс трактора показывает максимальный уровень тягового усилия, которое может развить машина. Его значение измеряется в тон-силах. При определении необходимого класса для хозяйства учитываются стандартные условия:
– тип почвы (например, стерня колосовых)
– 20-30% влажности
– твердость
– коэффициент пробуксовки
Всего тяговых классов существует 12. Табличку вы видите ниже. При разделении учитывается усилие трактора, его мощность, средняя масса и модель (колесная или гусеничная).


А теперь самое интересное!
Мы рассмотрим каждый показатель, который определяет тяговый класс трактора.
Если вам нужен маленький трактор для работы на небольших участках, с посевным или прицепным оборудованием, покупаем трактор 02-04 классов, так как всем известный ХТЗ Т-012-й.
Если же нужен «на все колеса» мастер, почти для всех основных работ: выращивание, обработка, уборка пропашных культур, смело берем трактор 06-2 классов. Они считаются наиболее универсальными.
Или МТЗ 80, 82 с известным всем названием “Белорус” – это пример высокой производительности при небольших запросах. Универсальная техника, способная выполнять почти все виды полевых работ, учитывая специализированные (обработка овощей, свеклы, садов). Энергоемкие задачи для таких рабочих лошадок из группы универсально-пропашных не страшны. Такие агрегаты отличаются возможностью пахать, бороновать и культивировать. Здесь и решения таких вопросов, как посев, уборка и транспортные задачи.
Имея большие площади собственных полей, надо выбирать более мощный трактор, который будет выполнять энергоемкие операции. Вспашка, лущение стерни, мелиоративные работы. Это тракторы общего назначения: 3-7 класс. Т150 – советский трактор, созданный Харьковским тракторным заводом, относится к 3 тяговому классу. Его уникальность отмечена во всем мире. Такую практику успешно повторяет за отечественным производителем компания JohnDeere.
Наиболее мощным считается CASE IH QUADTRAС или John Deere 9430. 7-й тяговый класс.
Кроме того, разделение по группам, которое мы вам предоставили, не единственное. Тракторы можно выбирать по назначению, типу ходовой, за основанием (есть рама или нет) и по тяговому усилию.

Теперь вы в курсе, как узнать тяговый класс трактора.
Так почему же нет универсальной модели, учитывая движение технологического прогресса?
Все очень просто. Возьмите середнячок по мощности и он не справится с поставленными перед ним задачами. А представьте, если во время той же вспашки еще и дождь пойдет! И наоборот, купите мега-мощный трактор, который с легкостью выполнит энергоемкие операции. Но страшно представить, какие вы будете иметь потери из-за чрезмерного потребления техникой топлива! И если не жалко денег, вы можете иметь универсальный трактор с высокой мощностью.

growex.com.ua

Основная классификация тракторов

Трактор – безрельсовое средство передвижения, используемое как тягач при разнообразных видах работ в сельском хозяйстве, дорожном строительстве. Может сам оборудоваться навесными или полунавесными машинами различного  назначения.

Основные параметры, по которым можно классифицировать трактора, следующие:

— По области применения существуют три группы: общего применения, универсально-пропашные и специальные.

Группа общего применения включает в себя тракторы, применяемые для основных работ в сельском хозяйстве, возделывание и обработка земляных угодий (дискование, боронование, вспашка, посев, культивация, уборка). Тракторы этой группы имет небольшое значение дорожного просвета и двигатель повышенной мощности.

Группа универсально-пропашных тракторов это машины применямые при пахоте и других работах сельскохозяйственной направленности, связанной с пропашными культурами. Поэтому такие тракторы имеют возможность смены ведущих колёс, широкие на узкие в зависимости от характера работ (общие или в междурядьях).

Группа специальных тракторов включает в себя модификации моделей первых двух групп, выполненные в соответствии с узкими запросами какой-либо отрасли. Например, работы по сбору хлопка, винограда, либо в соответствии с условиями работы ( в горах, на болотах).

— По типу устройства ходовой части тракторы делятся на колёсные и гусеничные.

Гусеничная машина с широкой площадью опоры на поверхноть слабо спрессовывает почву. Имея высокие показатели проходимости, показатели тягового усилие значительны.

Трактор на колёсной ходовой части является более универсальным в применении, хотя и имеет более слабое сцепление с грунтом.

— Классификация по типу  наличия или отсутсвия рамы:

Рамные, корпус которых является рамой.

Полурамные, их корпус состоит из двух продольных балок, соединённых с задним мостом.

Безрамные – корпус этого типа тракторов, это соединённые воедино корпуса составляющих его механизмов и элементов.

— По показателям тягового усилия существует 9 классов тракторов. Учитывается номинальное усилие, которое означает значение, при котором трактор наиболее эффективен на средне-статистическом по влажности и твёрдости грунте.

Система или типаж – это совокупность моделей, обусловленная задачими технического, экономического и технологического плана.  Каждый из 9 классов тягового усилия имеет основные базовые модели и их модификации, которые унифицированы с базовыми, что облегчает их производство и обслуживание.

Модель, это машина с специфической конструкцией и размещением агрегатов. Самые распространённые или универсальные модели, называются базовыми. Модификации базовых моделей создаются для удовлетворения специфических нужд и являются унифицированным с основной моделью.

Марка трактора —  кодовое название условно принятое для обозначения той или иной модели. Вначале обычно пишут буквенные знаки, которые являются абревиатурой завода, или начальные буквы какого либо слова и через чёрточку показатели мошности в лош. силах или модельный номер.

Технику, готовую к производству и вышедшую в серию вносят в каталог.

Ниже будут приведены модели и модификации тракторов, разделённых по тяговым классам.

Тяговый класс 0,1. Мотоблок на одной оси, который управляется оператором при помощи рычагов.

Тяговый класс 0,2. Мини-трактора (МТЗ-082, МТ-15, T-012, АМЖК-8 и др.), применяемые для малых или селеционных полях и фермерских угодьях. Это трактор имеющий малые габариты, очень универсален, имеет две оси или гусенецы. Такие тракторы могут быть соединены с косилкой, прицепной тележкой, культиватором, плугом и другими агрегатами, предусмотренными для этих моделей.

Тяговый класс 0,6. Самоходные шасси и тракторы (ХТЗ-2511, СШ-25, T-30A-80, Т-25ФМ, TT3-30, T-25A и Т-16МГ) используются в междурядной обработке и посеве, посадке садов и овощей, уборка сена, уход за посевами, различные транспортные работы. Самоходные шасси являются разновидностью трактора, которая имеет грузовую платформу на раме, предназначенную для перевозки грузов, а также для навеса различных агреготов, орудий и машин для работы в сельском или коммунальном хозяйстве.  Самоходные шасси Т-16МГ и СШ-25 применяются в садоводстве, животноводстве, овощеводстве и полеводстве.

Тяговой класс 0,9. Это тракторы  (JIT3-55AH, JIT3-55A, JIT3-55, Т-28Х4М, ТТЗ-80.10 и BT3-45AT) обладают широким диапазоном передач, реверсивным ходом, а также регулировкой ширины колеи, поэтому могут очень широко применяться в сельском хозяйстве и на транспортных работах. Это может быть предпосевная и междурядная обработка, посев, уборка культур, вспашка на малой площади лёгких почв и уборка сена, борьба с вредителями.

Тяговый класс 1,4. Эти тракторы (ЮМЗ-6АКМ, МТЗ-80, ЮМЗ-6ДМ , ЛТЗ-бОАБ, МТЗ-82) с успехом применяются на уборке овощных и технических культур, а также при их возделывании.  Для вспашки, боронования, посадки, посева, вспашки, применяются в совокупности с различным навесным оборудованием. На них можно заготавливать корма, распределять по полю удобрения, перевозить различные грузы. К этой группе относятся машины «Беларусь», имеющие более 25 модификаций. Различие модификаций между собой заключается в комплектации. Например, 920-ая модель снабжена двигателем с мощностью 90 л.с. Также у него все колёса ведущие, коробка передач синхронизирована, передачи имеет несколько диапазонов и могут переключаться на ходу.

Базовые модели классов 0,6; 0,9 и 1,4 являются универсально-пропашными колёсными тракторами. Сюда же относятся трактора повышенной проходимости, у которых все колёса ведущие, тракторы горные для работы на крутых склонах и др.

Тяговой класс 2. Сюда относятся трактора Т-90С, на гусеничном ходу  (а также T-70B, виноградниковый и T-70CM, свекловодческий) и трактора на колёсном ходу «Беларусь-1221», JIT3-95, JIT3-155, а также шасси универсальное «Беларусь» Шу-356.

«Беларусь-1221» имеет дизельный двигатель с шестью цилиндрами, общая мощность которого 130 л.с. Имеется турбонаддув. Переключаемая на ходу коробка передач. Есть передняя и задняя навеска, может быть оснащён дополнительным ВОМ.

Трактор JIT3-155 считается интегральным, так как в нём сопряжены вместе различные части и виды агрегатов, как простые, так и комбинированные. Двигатель имеет мощность 150 л.с. Этот трактор имеет принцип строения называемый модульным. Три основные модули (части) это технологическая, управляющая и энергетическая.  Первая (технологическая) часть, это задний мост вместе с устройствами для работы с орудиями сельского хозяйства и машинами, уборочным оборудованием, платформой для груза и т.д. Есть возможность изменения дорожного просвета. Вторая (управляющая) часть, это расположенный в кабине пост управления, который может вращаться на 180 градусов. И третья (энергетическая) часть представлена дизельным двигателем, коробкой предач, ведущий передний мост, ВОМ и навесное оборудование.

Шасси ШУ-356 имеет двигатель на 80 л.с. и сконструированно для использования на различных полевых работах, транспортировки грузов. Платформа имеет объём 2,5 куб.метра.

Тяговый класс 3. Трактора этого класса (колесные ХТЗ-121, T-15K, T-150K, BT-130K и гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, BT-100, BT-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, T-150, XT3-180P, ХТЗ-200) используются для почвенной обработки, уборки, посева транспортных работ. Колесные варианты имеют одинаковые по размеру и все ведущие колёса.

Трактор ДТ-175М оснёщён двигателем в 170 л.с., коробкой передач с гидротрансформатором, автоматической передачей в зависимости от тягового усилия.

Трактор ВТ-130 имеет двигатель на дизеле с регулируемой мощностью от 120 до 145 л.с. Наивысшие показатели мощности достигаются при помощи турбонаддува. Кабина трактора откидывается набок, есть система автоматического контроля процесса работы трактора. Гусеничные модификации Т-150 и ВТ-130К унифицированны с их базовой колёсной моделью.

Тяговый класс 4. Гусеничный трактор Т-4А предназначен для мощных энергоёмких работ. Применяют для работы на крупных полях. Есть модификация Т-402 для работы в степных зонах.

Тяговый класс 5. Предствален тракторами со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колёсами («Кировец» K-701M, К-744 и K-700A). Подобные модели используют для крупномассштабной вспашки, посева, снегозадержания, культивации, а также в транспортных работах. Двигатели таких тракторов имеют мощность до 350 л.с. Существует гусеничная модификация Т-250.

Тяговый класс 6. Примером является трактор на гусеничной тяге Т-170М. Этот трактор используется для тяжёлых мелеоративных и сельскохозяйственных работ большого объёма и площади.

spectehnika74.ru

Классификация Тракторов

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ

 

Рабочий цикл четырехтактного  двигателя. Рассмотрим, что происходит в одном из цилиндров работающего двигателя.

1-й такт –  впуск. Поршень перемещается с помощью шатуна коленчатым валом вниз и, действуя подобно насосу, создает разрежение в цилиндре. Через открытый впускной клапан цилиндр заполняется чистым воздухом под влиянием разности давлений. Выпускной клапан закрыт. В конце такта выпускной клапан закрывается.

В начале работы двигателя  коленчатый вал приводят во вращение посторонним источником энергии, например электрическим стартером или пусковым двигателем. В конце такта впуска давление в цилиндре в среднем составляет 0,08 – 0,095 МПа, а температура 30 – 50оС.

2-й такт –  сжатие. Поршень, продолжая движение с помощью коленчатого вала, перемещается вверх. Поскольку оба клапана закрыты, поршень сжимает воздух. Температура воздуха при сжатии повышается. Благодаря высокой степени сжатия в дизельном двигателе давление в цилиндре повышается до 4 МПа, а воздух нагревается до температуры 600 о С. В конце такта сжатие через форсунку в цилиндр впрыскивается порция дизельного топлива в мелко распыленном состоянии.

3-й такт –  рабочий ход, или расширение. Мелкие частицы топлива, соприкасаясь с нагретым сжатым воздухом, самовоспламеняются. Подача топлива через форсунку и горение его продолжается некоторое время после того, как поршень пройдет ВМТ. Благодаря задержки самовоспламенения топливо в основном сгорает во время этого такта. Оба клапана при рабочем ходе закрыты. температура газов при сгорании достигает 2000 о С, давление повышается до 2 МПа. Под большим давлением расширяющихся газов поршень перемещается вниз и передает воспринимаемое им усиление через шатун на коленчатый вал, заставляя его производить механическую работу.

4-й такт –  выпуск. Поршень перемещается вверх а выпускной клапан открывается. отработавшие газы сначала под действием избыточного давления, а затем поршни удаляются из цилиндра. После перехода поршнем ВМТ выпускной клапан закрывается, а впускной клапан открывается, и рабочий цикл повторяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трактором называется колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и  других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксирования прицепов. Двигатель трактора может приводить в действие активные (подвижные) рабочие органы через вал отбора мощности (ВОМ) или стационарные сельскохозяйственные машины с помощью шкивного приспособления.

\область применения тракторов  в сельском хозяйстве разнообразна. Для выполнения различных сельскохозяйственных  работ необходимы тракторы разного  назначения.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам.

Колесные

Полугусеничные

Гусеничные

3Х2

4Х2

4Х4




Горные

Общего 

назначения

По назначению

0,2


Болотоходные

0,6

По типу движителя


Универсально-пропашные

0,9


Мелиоративные

Специальные

1,4

2,0


Садовые

Трактор

3,0


Безрамные

Полурамные

Рамные

По типу остова

Лесохозяйственные

Свекловодческие

Хлопководческие

Виноградниковые

Самоходные шасси

По тяговому усилию, ТС

8,0

5,0

6,0

4,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 По назначению современные сельскохозяйственные тракторы делят на три группы: общего назначения (пахотные), универсально-пропашные и специальные.

Тракторы общего назначения применяются для выполнения основных сельскохозяйственных работ, общих при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки. Они отличаются малым дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги.

Универсально-пропашные  тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с широкими шинами для выполнения работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения, тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий.

Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного, и используется при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатниках) или разных работ, но в строго определенных условиях (болотистых почвах, в горном земледелии). Так, специальный трактор для механизации возделывания хлопчатника имеет одно переднее (управляемое) колесо, болотоходный снабжен широкими гусеницами для работы на болотистых почвах, крутосклонный (горный) предназначен для работы на склонах крутизной до 16о.

По конструкции  ходовой части тракторы бывают гусеничные и колесные.

Гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.

Колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным, и может использоваться как на полевых, так и на транспортных работах. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.

По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет клепанную или сварную раму; полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста; безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.

По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой устройством.

Десять классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.

 

ТИПАЖ ТРАКТОРОВ

Типаж – это технически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов (с указанием их основных показателей), применяемых в сельскохозяйственном производстве нашей страны.

В действующем типаже классификация  тракторов проводится по тяговым  классам, т.е. по номинальному тяговому усилию, которое зависит от сцепления его с почвой.

Тяговое усилие – основной параметр, определяющий возможность агрегатирования трактора с сельскохозяйственными машинами, тяговое сопротивление которых соответствует определенному классу трактора. Класс определяет габаритные размеры трактора. Масса трактора по назначению приблизительно больше в два раза его тягового класса. В качестве номинального принято такое тяговое усилие (в килоньютонах или тонносилах), которое трактор способен развивать на рабочей передаче при движении его по стерне на почвах средней влажности при условии, что буксование движителей допускается для колесных тракторов 15%, а для гусеничных – 5%.

При номинальном тяговом  усилии в каждом классе тракторов  достигается наибольшее значение КПД.

В каждом классе есть базовые  модели (т.е. основные наиболее массовые тракторы) и модификации, необходимые  для специальных работ. На тракторах  различных модификаций установлены  унифицированные с базовыми модели двигатели и ряд других составных  частей.

Унификация (единообразие) составных  частей облегчает изготовление и  использование тракторов.

Класс 0,2. Это малогабаритные колесные тракторы с колесной формулой 4 х 2 (т.е. трактор имеет четыре колеса, два из которых ведущие). Они предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных и школьных участках. Тракторы могут работать с прицепной тележкой, плугом, косилкой, культиватором и другими машинами, изготовленными специально для него.

Базовым (основным) в этом классе создается новый производственный трактор с двигателем мощностью 7,36 – 8,83 кВт (10 – 12 л.с.), а модификацией – селекционный (для механизации  работ в селекции и семеноводстве). Эти трактора пока не имеют марки.

Класс 0,6. Тракторы этого класса выполняют междурядную обработку овощных культур и садов, предпосевную обработку, посев и посадку овощей, уход за посевами, уборку сена, транспортные работы и могут приводить в действие стационарные машины.

Конструкция тракторов позволяет  изменять продольную базу и агротехнический просвет (клиренс) путем установки трактора в три наладки – среднюю, низкую и высокую. Низкая наладка обеспечивает эффективную работу трактора в садах, а высокая – на огородах. Модификацией в этом тяговом классе является самоходное шасси. С помощью самоходного шасси в агрегате с навесными машинами можно выполнять различные работы в овощеводстве, животноводстве, садоводстве и полеводстве.

Класс 0,9. Тракторы данного класса благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее передних и задних колес выполняют все виды сельскохозяйственных работ, связанные с предпосевной обработкой и уборкой пропашных, технических и овощных культур, на пахоте легких почв и уборке сена. Их используют также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Класс 1,4. Этот класс представляют широко известные тракторы семейства «Беларусь». Их эффективно используют для комплексной механизации возделывания и уборки технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они выполняют пахоту, культивацию, боронование, посев, посадку и заготовку кормов, погрузку и выгрузку различных грузов, разбрасывание удобрений, привод стационарных машин. В агрегате с прицепами их используют на транспортных работах внутри хозяйства.

Базовыми моделями в классах 0,6; 0,9 и 1,4 являются колесные универсально-пропашные тракторы. В числе их модификаций выпускаю универсально-пропашные тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким клиренсом, горные тракторы для работы на склонах.

Класс 2. Тракторы этого класса, находящиеся в настоящее время в производстве, являются гусеничными и имеют специальное назначение: свекловодческий, виноградниковый, садовый. Двигатели этих гусеничных тракторов взаимозаменяемы с колесными моделями тракторов класса 1,4. Тракторы класса 2 и 1,4 образуют единое семейство агрегатной унификации.

Класс 3. Базовыми моделями в этом классе являются гусеничные пахотные тракторы. В качестве модификаций в этом классе предусмотрены болотоходные и крутосклонные гусеничные тракторы. В этом же классе имеется модификация колесного трактора со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами. Колесная и гусеничная базовая модели одного завода имеют до 70% общих унифицированных деталей. Тракторы класса 3 предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также на транспортных работах. Тракторы этого класса выпускают Харьковский и Волгоградский тракторные заводы.

Класс 5. В одиннадцатой пятилетке тракторы класса 4 снимают с производства. Вместо них будут созданы пахотные гусеничные тракторы класса 5. В настоящее время в этом классе наша промышленность выпускает хорошо известный трактор «Кировец» со всеми ведущими колесами.

Тракторы этого класса служат для пахоты, лущения стерни, посева, снегозадержания. Колесные тракторы с успехом используют на транспортных работах.

Класс 6. его представляет гусеничный трактор Челябинского тракторного завода. Тракторы класса 6 эффективно используют на полях большой площади при выполнении энергоемких сельскохозяйственных и агромелиотарных работ.

Класс 8. Тракторы проходят сейчас испытания на машиноиспытательных станциях. Это самые мощные колесные сельскохозяйственные тракторы, создаваемые промышленностью. Серийных их выпуск предусмотрен в двенадцатой пятилетке. Они предназначены для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ.

Тракторостроение в одиннадцатой пятилетке будет развиваться  в следующих основных направлениях.

Производительность машинно-тракторных агрегатов повысится на 25-30% за счет совершенствования конструкции  тракторов и внедрения наборов  машин. Увеличится энергонасыщенность тракторов сельскохозяйственного назначения до 11-22 кВт/т (15-30 л. с./т.), одновременно расширяются диапазоны рабочих скоростей и улучшатся тягово-сцепные качества тракторов; увеличится их маневренность и расширится область применения.

stud24.ru