Гусеничный трактор – Сталинец гусеничный трактор фото | Лучшие армии мира Россия стратегия войны вооружение победы конфликты поражения
Гусеничный трактор – это… Что такое Гусеничный трактор?
Производство тракторов в СССР и РФ, тыс. штук (график)
Тра́ктор (новолат. tractor, «тягач») — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий. Трактор может оборудоваться навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием).
Типы тракторов
Два основных типа тракторов — колёсные и гусеничные. Оба типа имеют преимущества и недостатки.
Колёсный трактор
Колёсные трактора можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжелые модели оснащаются сдвоенными колесами, как правило, на обеих осях).
Гусеничный трактор
Гусеничные трактора имеют большую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют трактора с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (30—40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости.
В зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными решениями.
Сельскохозяйственный трактор
Особенности эксплуатации тракторов на сельскохозяйственных работах, а именно, сезонность работ и большие обрабатываемые площади предъявляют к конструкции трактора следующие требования:
- возможность быстрой смены навесного и прицепного оборудования;
- возможность работы и передвижения на повышенных скоростях при сохранении возможность работать с некоторыми машинами (например, картофелекопалками) на предельно малых скоростях;
- необходимость унификации присоединительных устройств у различных моделей тракторов и навесных машин;
- возможность обслуживания и ремонта в полевых условиях.
Поэтому в конструкции сельскохозяйственных тракторов применяются следующие решения:
- двигатель с повышенным числом оборотов;
- многоступенчатая коробка передач;
- возможность установки ходоуменьшителя;
- подрессоренная подвеска;
- унифицированная задняя маятниковая навеска;
Колёсный трактор 1948 год Германия | Универсально-пропашной трактор МТЗ-52 «Беларусь» | Пахотный трактор «Рено» | Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора (с закрепленным водяным насосом дождевального агрегата) |
Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора. Узкие колёса обеспечивают движение по междурядьям | Ходовая часть быстроходного гусеничного трактора ДТ-75 | Колея пропашного трактора устанавливается точно кратной ширине междурядий |
Сельскохозяйственные тракторы подразделяются на универсально-пропашные, пахотные и транспортные.
- Универсально-пропашные тракторы предназначены для послепахотной обработки почвы и посевов, используются на сенокосах, уборке овощных и кормовых культур. Могут осуществлять вспашку легких почв в садах и теплицах. Используются для привода стационарных машин. Универсально-пропашные тракторы в основном колесные, но встречаются и гусеничные (в СССР – Т-38 и Т-70). Энергоемкость универсально-пропашных тракторов лежит в пределах от 18 до 60 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги. Особенность пропашых тракторов – регулируемая ширина колеи
- Пахотные тракторы предназначены для сплошной пахоты почв на полях. Пахотные тракторы производства СССР имели тяговый класс от 4 до 10 тонно-сил и энергоемкость от 25 до 30 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги. Гусеничные тракторы осуществляют вспашку на скоростях 6-10 км/ч, а колесные – 10-20 км/ч. Пахотные тракторы имеют смещенный вперед центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы при работе с плугом равномерно распределить вес на всю длину гусеницы.
- Транспортные тракторы бывают только колёсными. Предназначены для перевозки сельскохозяйственных грузов на прицепах. Имеют высокие рабочие скорости – до 50 км/ч (Т-150). Перевозка сельскохозяйственных грузов транспортными тракторами менее затратна, чем грузовыми автомобилями повышенной проходимости аналогичной грузоподъемности. В России в качестве транспортных тракторов в период сенокоса и уборки урожая используются колёсные пахотные тракторы.
Ввиду большой универсальности сельскохозяйственных тракторов они также являются базовыми машинами легких строительных бульдозеров и коммунальной техники.
В СССР ряд сельскохозяйственных тракторов (Т-74, МТЗ-82, Т-150, К-700) имели промышленные модификации для работы с прицепными скреперами, грейдерами, погрузчиками и другими строительными и дорожными машинами, требущими повышенных рабочих скоростей.
Промышленный трактор
Промышленный трактор предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:
- эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования;
- работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части;
- возможность работы на твердых (в том числе скальных) грунтах;
- возможность работы на переувлажненных грунтах;
- необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта;
- доставка к месту проведения работ на спецтранспорте.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат Б-10 на базе промышленного трактора Т-170 | Для улучшения обзора машинистом бульдозерного оборудования промышленный трактор Т-330 имеет переднее расположение кабины. Сравнительно редкое техническое решение | ДЭТ-250М – один из немногих в мире тракторов с электромеханической трансмиссией | Жесткая подвеска и усиленная гусеница помогают трактору работать на твердых грунтах. Для буксировки прицепных землеройных машин (скрепера, грейдера) трактор имеет тягово-сцепное устройство |
Бульдозерно-рыхлительный агрегат Caterpillar D9 (США) |
Конструкция промышленных тракторов отличается следующими решениями:
- малооборотистый двигатель с высоким крутящим моментом;
- применение гидротрансформатора на тракторах тягового класса 15 и выше.
- коробка перемены передач с шестернями постоянного зацепления, смазываемыми под давлением;
- жесткая (или полужесткая) подвеска;
- ходовая часть и рама усиленной конструкции;
- бронированные капот и нижняя часть моторного отсека для защиты двигателя от камней, переваливающихся через отвал;
- наличие усиленных шарниров для крепления отвала, рыхлителя и гидроцилиндров;
- гидравлическое оборудование повышенной энергоемкости;
- улучшенная обзорность из кабины вперед;
- возможность работы при низких температурах.
Отличительно особенностью промышленных тракторов является смещенный назад центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы в составе бульдозерного агрегата (вес отвала может составлять до 20% веса трактора) распределение веса на всю длину гусенциц было равномерным. Поэтому, при использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес.
Низкие рабочие скорости (2-3 км/ч) промышленных тракторов обуславливают их сравнительно невысокую энергоемкость – порядка 15 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги.
Для промышленных тракторов оптимальна гидромеханическая трансмиссия, позволяющая реализовывать полную мощность двигателя на особо малых скоростях. Встречаются тракторы с электрической передачей (например, ДЭТ-250М.
В отличие от сельскохозяйственных тракторов, промышленные являются узкоспециализированными, изначально проектируемые для работы в составе конкретного типа машины (обычно бульдозерно-рыхлительного агрегата).
Промышленные тракторы преимущественно гусеничные, но для работы с погрузчиками и некоторыми дорожными машинами применяют и колёсные тракторы (в основном, модификации сельскохозяйственных тракторов).
В СССР на базе промышленных тракторов создавались сельскохозяйственные тракторы для пахоты целинных земель (Т-100М, Т-130М, Т-170М), отличавшиеся установкой задней навески сельскохозяйственного типа.
Трелевочный трактор
Двигатели и кабина трелевочного трактора расположены спереди. За ними платформа для трелевки леса
Трелевочный трактор предназначен для перевозки стволов деревьев от места рубки до места промежуточного складирования. Трелевочные тракторы обычно строятся на базе сельскохозяйственных тракторов и отличаются от них компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу. Трелевочные тракторы оборудуются лебедками. Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает эррозионное действие на лесную подстилку.
Армейский трактор
Армейский трактор предназначен для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основные требования, предъявляемые к армейским тракторам – высокая скорость на марш-броске, высокая проходимость, приспособленность для работы в различных климатических условиях. В настоящее время применяются редко. Заменяются автомобилями-тягачами.
Устройство трактора
Так женщины Танганьики заправляли водой военный английский паровой трактор. Германо-английский фронт в Африке. 1916 Мирный трактор, 1920-е годыОсновные элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые двигатели). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному; для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусениц фрикционом.
Рабочее оборудование: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Так же на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.
История
Первые подобные тракторам машины появились ещё в XIX веке и были паровыми. Так, ещё в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. Первый гусеничный трактор был построен в России уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Это устройство приводилось в действие паровой машиной в 20 лошадиных сил. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.
В 1896 году американскими инженерами Хартом и Парром был создан первый трактор с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 года такие тракторы поступили в продажу. Первоначально фермеры охотно их раскупали, однако скоро новые машины стали вызывать нарекания: они были очень тяжелы и поэтому слишком сильно утрамбовывали почву. К тому же для средней фермы они были слишком велики. Страдали тракторы и «детскими болезнями»: часто ломались, а ремонт был долог и дорог. Однако в 1907 году в продаже появилась новая модель трактора, лишённая недостаков своего предшественника. К тому времени в Америке стала создаваться система ремонтных мастерских для тракторов.
В 1912 году фирма «Холт-Парр» начала выпуск гусеничных тракторов.
В России оценило важность тракторов для страны только Советское правительство после 1917 года, выделив деньги на постройку тракторов в трудные для страны годы интервенции. Начиная с 1918г. по указанию В. И. Ленина осуществляется подготовка производства для выпуска тракторов. В 1919г изобретатель Я. В.Мамин создал трактор “Гном” с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт. Производство тракторов было настолько важным, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922г начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова. В 1922-1923годах создается трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1924 году начал выпускаться трактор «Коммунар» на Харьковском паровозостроительном заводе. В 1924г также налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я. В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах: трактор “Карлик-1” (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3…4 км/ч) и “Карлик-2” (четырехколесный, с одной передачей и реверсом). С 1924 по 1932 г. Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец», а затем с 1934 г. на этом заводе стал выпускаться трактор «Универсал» с керосиновым двигателем и металлическими колесами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.
«Гном»,«Коломенец-1»,«Карлик»,«Запорожец»,«Коммунар» — первые советские трактора. Первые трактора выпускались относительно небольшими партиями, но благодаря им они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли в историю отечественного тракторостроения. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов. Были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930г (выпускал тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод в 1931г (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933г (выпускал гусеничные тракторы С-60). За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40% их мирового производства. Благодаря этим успехам планового развития экономики – отсталое, раздробленное сельское хозяйство дореволюционной России превратилось в крупное механизированное.
См. также
В искусстве
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Гусеничный трактор Википедия
трактор Т-40Соколова гора, Саратов Производство тракторов в СССР и РФ, тыс. штук (график)
Тра́ктор (англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями)[1]. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий, как правило оборудуется съемным или несъемным навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием) в зависимости от выполняемых задач. К примеру, промышленный трактор, оборудованный бульдозерным ножом, называется — бульдозер.
Слово «трактор» происходит от английского track (трак — основной элемент гусеницы), «след»[2][3]. Английское слово в свою очередь восходит к латинскому trahere, что означает «тянуть», «волочить»[4][5].
Лицо, управляющее трактором, в зависимости от типа, назначения, мощности двигателя, дополнительного оборудования называется: трактористом, машинистом, механиком-водителем, механизатором.
В России к управлению любыми видами тракторов допускаются лица только после прохождения обучения и получившие в Гостехнадзоре удостоверение тракториста (тракториста-машиниста)[6].
ru-wiki.ru
Гусеничные тракторы (минитракторы, на гусеницах)
СодержаниеГусеничные тракторы относятся к категории самоходной техники, применяемой в сельском хозяйстве, промышленности и даже строительстве. Тракторостроение по праву является предметом гордости нашей страны – сочетание высокой тягловой способности с небольшой скоростью хода позволяет использовать тракторы этого типа для решения широкого спектра производственных и заготовительных задач.
Гусеничные тракторы часто используют на полях, поскольку гумсеницы, в отличие от колес, оказывают гораздо меньшее давление на грунт.
История появления
Первый трактор с гусеницами, оснащенный паровым двигателем, был представлен в 1837-м году англичанином Джоном Гиткотом и предназначался для осушения болотистых местностей. Аналогичное изобретение в 1858-м году на сельскохозяйственной выставке в Калифорнии представил и американец Миллер.
Его модель была более совершенной, однако также не была реализована в массовом производстве. Прототип гусеничного трактора современного образца – представленная в 1901-м году самоходная машина Элвина Ломбарда, чертежи которой и стали основой для доработки.
Первый гусеничный трактор на паровом ходу
Первый патент на изготовление экипажей с гусеничным типом хода в России получил Дмитрий Запряжский, а первая машина была сконструирована уроженцем Саратовской губернии Федором Блиновым в 1870-хх годах. Каждая пара гусениц приводилась в движение с помощью одного из 2-х паровых двигателей, устройство обладало малой скоростью (3 км/час) и отличалось повышенной тягловой способностью. Эти характеристики были приняты за основу производства модернизированных моделей, массовый выпуск которых был налажен в советские времена.
Современный гусеничный трактор развивает мощность 60 кВт и комплектуется большим разнообразием навесного агрегатируемого оборудования. В сравнении с колесными моделями гусеничные обладают лучшими показателями устойчивости и могут использоваться также для работы не неровной поверхности. По мере развития технологий совершенствовалось звено гусеницы – его конфигурация оптимизировалась таким образом, чтобы установка была вездеходной. Управление гусеничными тракторами отличается выраженной простотой.
Пионерами во времена СССР и лидерами производства гусеничных тракторов на постсоветском пространстве являются Челябинский, Кировский, Алтайский, Онежский, Харьковский и Минский заводы. Большой популярностью среди аграриев пользуется трактор МТЗ на гусеницах. Модели этого бренда относятся к установкам общего назначения и являются универсальными.
к меню ↑
Новейшие модели гусеничных тракторов (видео)
к меню ↑
Минитракторы
Минитрактор на гусеницах – это гибрид классического трактора и мотоблока, обладающий достаточной тягловой мощностью для выполнения широкого спектра работ, меньшими габаритами и большей маневренностью. Для большинства современных моделей характерен полугусеничный ход – гусеницы трактора могут быть демонтированы и устройство превращается в колесную самоходную установку.
Минитрактор на гусеничном ходу востребован в следующих отраслях:
- сельское хозяйство – культивация почвы, сбор урожая, скашивание травы;
- коммунальное хозяйство – уборка снега и мусора, стрижкагазонов, ландшафтный дизайн;
- загородное домостроение – копка котлованов и траншей, бурение скважин;
- домашнее хозяйство – уборка участка, заготовка дров, сад и огород.
Чистка снега гусеничным минитрактором
Спектр агрегатируемого оборудования обширен. К нему относятся плужки, фрезы для культивации почвы, сеялки, косилки, бульдозерные и экскаваторные навесные конструкции, прицепы и телеги, вилы, грабли, буры. Новые гусеничные тракторы, в частности, российского и китайского производства, отличаются богатой комплектацией и привлекательным современным дизайном.
к меню ↑
Виды и назначение
Минитрактор на гусеницах категоризируется в зависимости от области применения и может быть:
- сельскохозяйственным – это оптимальное средство для движения по пересеченной местности и бездорожью, в комплектацию такой модели входит базовый набор агрегатируемого оборудования;
- промышленным – базовый самоходный механизм, используемый в качестве тягача;
- трелевочным – специализированная установка, предназначенная для работы в отрасли лесозаготовки.
Минитрактор может развить скорость до 20 км/ч при минимальном динамическом давлении на грунт, что позволяет использовать его на участках невысокой несущей способности.
К недостаткам техники этого типаотносят отсутствие возможности самостоятельного передвижения по дорогам общего пользования. Звено гусеницы попросту не приспособлено для движения по асфальту или бетону, потому техника доставляется к месту проведения работ грузовыми многотонниками.
к меню ↑
Преимущества минитракторов
К плюсам относят:
Самоедльное шаси для гусеничного минитрактора
- малый вес и габарит;
- простой управляющий механизм;
- экономное потребление топлива;
- возможность работы как на открытых, так и на закрытых участках;
- простота в эксплуатации;
- лояльность к ремонту;
- мультизадачность;
- низкая стоимость расходных материалов и комплектующих;
- климатическая универсальность;
- доступная в сравнении с крупногабаритной техникой цена.
к меню ↑
Критерии выбора
При покупке стоит обращать внимание на такие моменты:
- назначение и условия эксплуатации –определите функционал, который возлагается на агрегат, и выбирайте модель соответствующей комплектации;
- производительность – установки мощностью 16-18 лошадей достаточно для обработки участков площадью до 3 га, для профессионального использования рекомендуется отдавать предпочтение тракторам мощностью 24 и более л.с.;
- комплектация навесными агрегатами – не следует сразу приобретать установку с большим количеством дополнительных опций, так как на практике они могут оказаться невостребованными, необходимые девайсы всегда можно докупить или сконструировать самостоятельно;
- тип двигателя – бензиновый производительнее, дизельный надежнее;
- комфортабельность кабины – модели с отапливаемыми кабинами могут использоваться в любых погодных и климатических условиях;
- доступность сервисного обслуживания;
- финансовая доступность.
moezerno.ru
История гусеничных тракторов
Макет гусеничного трактора Блинова
Одно из жизненно необходимых изобретений человека является гусеничный трактор — мощный энергетический и достаточно мобильный вид транспорта. Посредством их тяговой силы перемещается разнообразное оборудование для сельскохозяйственных, трелевочных, мелиоративных и прочих видов работ. Большинство прицепных и навесных орудий работают от тракторного двигателя.
Прототипы современных тракторов
Первая модель трактора, оснащенного вместо колес гусеницами, была произведена более 2-х веков тому назад. Для привода ее в работу служил двигатель, работающий на пару. Эта машина была сконструирована английским инженером Джоном Гиткотом для осушения болот. Но это техническое изобретение имело ряд существенных недостатков. Оно было громоздким и шумным. Поэтому оказалось не востребованным.
В этот временной период, а точнее в 1837 году, российский инженер Дмитрий Загряжский, служивший штабс-капитаном на военном крейсере, затребовал патент на изобретение. В прошлом потомственный крестьянин, Загряжский изобрел и детально описал устройство экипажа на гусеницах, оснащенного паровым двигателем. Однако его изобретение осталось невостребованным.
Еще один гусеничный трактор, аналог устройства Гиткота, был построен в американском штате Калифорния примерно через двадцать лет после создания первых моделей. Это был 1857 год. Трактор предназначался для фермерских сельскохозяйственных работ. Его создатель — конструктор Миллер, за «оригинальность изобретения» был награжден специальной премией. Но и эта модель трактора оказалась не востребованной.
Прототип современного трактора в 1888 году спроектировал и воплотил проект в жизнь простой крестьянин из Саратовской губернии. Это был Блинов Ф.А. Его машина передвигалась на двух гусеницах. Их, посредством специального шестеренчатого механизма (движителя), приводил в движение двигатель, работающий от двух паровых котлов. Управление каждой гусеничной парой осуществлялось раздельно. Это выполняли два человека. Трактор развивал скорость чуть больше 3-х км/час (три версты). То есть трактор двигался со скоростью передвижения повозки, запряженной быками. К 1897 году Блинов усовершенствовал свое творение. Но трактор, из-за сложного управления и несовершенства работы двигателя, также оказался невостребованным.
Примерно в этот же временной отрезок (1897 год) в Германии Рудольфом Дизелем был сконструирован и запатентован первый ДВС, работающий на газолине. Он заметно отличался от парового экономичным расходом топлива и большей создаваемой мощностью. Немного позднее (1903 год) ДВС был сконструирован и в России. Авторство на изобретение принадлежит Мамину Я.В. и в отличие от немецкого двигателя, мотор Мамина работал на топливе из нефтепродуктов.
В 1911 году Мамин продемонстрировал трактор, оснащенный гусеницами и ДВС собственной конструкции. Но Россия еще была аграрной страной, не имеющей собственных машиностроительных заводов. Поэтому трактор Мамина также остался всего лишь прототипом.
Тракторостроение советского периода
Только после революции важность технического оснащения всех отраслей экономики была оценена в должной мере. Согласно принятому декрету, в 1918 году в городе Петербурге Обуховский машиностроительный завод начал производство первых тракторов, оснащенных гусеничным ходом. Первый трактор такого типа сошел с его конвейера в 1924 году. Он известен, как трактор «Большевик». За основу в его конструкции был использован закупленный в Америке трактор «Холт», конструкция которого имела ряд значительных недостатков. Все они в ходе разработки чертежей были устранены советскими инженерами. Видоизменилась и компоновка трактора. Его основные элементы впоследствии были взяты в качестве основы конструкции отечественных танков.
К массовому выпуску этой техники в Стране Советов приступили только в 1933 году. Первенцем стал трактор под названием «Сталинец» (С-60). Производство этих машин осуществлял ЧТЗ в Челябинске. А спустя четыре года к производству гусеничных тракторов приступили заводы ХТЗ (Харьков) и СТЗ (Сталинград). С их конвейеров сходили тракторы марки СХТЗ-НАТИ. К этому времени в стране производилось уже более 700 000 единиц техники, что составляло почти половину всех производимых в мире тракторов.
Трактор Сталинец-65
В военные годы молодая советская республика испытывала острую нехватку рабочих рук. Встал вопрос об увеличении производства технических средств улучшенной проходимости, в частности тракторов, оснащенных гусеницами. В начале 1942 года начинается строительство тракторного завода на Алтае (АТЗ). А уже осенью он выпускает первый гусеничный трактор марки АТЗ-НАТИ. Начиная с 1944 года завод перешел на производство тракторов ДТ-54, которые более 40 лет были востребованы в сельском хозяйстве и прочих отраслях промышленности.
Не менее знамениты и выпускаемые ленинградским заводом им. Кирова гусеничные тракторы марки КТ-12. В 1951 их сняли с производства, так как завод сделал упор на производство колесных тракторов знаменитой марки «Кировец».
Свой вклад в развитие тракторостроительной отрасли внесли Липецкий (модель КДП-35) и Владимирский (модели Т-38, Т-40) тракторные заводы.
Современное тракторостроение
Основное развитие российского тракторостроения проходило уже в послевоенные годы. Максимального расцвета эта отрасль достигла к середине 60-х годов минувшего столетия. В тот период появились самые мощные машины, отличающиеся улучшенными техническими характеристиками и повышенной проходимостью. Лидером по их производству считается ЧТЗ (Челябинск), который освоил выпуск универсального трактора С-100, востребованный на лесозаготовках, при проведении мелиоративных работ, в аграрном секторе и промышленности. Позднее эта модель прошла модернизацию. На ее основе стали производить гусеничные тракторы марки Т-100 и их модификацию Т-130. В 1988 году с конвейера ЧТЗ сошел один из лучших на сегодняшний день гусеничных тракторов — модель Т-170, отличительной особенностью которой являются превосходные эксплуатационные показатели при сравнительно низкой стоимости.
Трактор Т-170
Другой самой известной маркой отечественных тракторов на гусеничном ходу является ДТ-75, производство которого осуществляется в Волгограде. Это — вполне конкурентоспособный гусеничный трактор российского производства. Он наиболее востребован в фермерских хозяйствах и на многих промышленных предприятиях. Сегодня усовершенствованная модель этого трактора известна под названием Агромаш 90ТГ. У него отличные технические характеристики, соответствующие международным и российским стандартам качества, экономии топлива и экологической безопасности.
Трактор ДТ-75
Среди производителей гусеничных тракторов для выполнения трелевочных работ необходимо отметить АТЗ (Алтайский тракторный). Начиная с 1969 года, на его площадях производится наиболее востребованная на лесозаготовках модель — трактор ТТ-4 и его модификация ЛХТ-4. ТТ-4 на сегодняшний день считается одним из лучших гусеничных тракторов этого класса.
По качеству продукции ему не уступает ОТЗ (Онежский тракторный). Впервые трелевочный трактор марки ТДТ-40 был выпущен заводом в начале 1956 года. К 1972 году завод отпраздновал выпуск 100 тысячной машины. Различные модификации трактора торгового бренда «Онежец-300» сегодня используются подразделениями МЧС и пожарных служб.
Трелевочный трактор Онежец-300
Гусеничные тракторы из стран СНГ
ХТЗ сегодня считается зарубежным производителем. А между тем его продукция — гусеничные тракторы Т-150 хорошо известна российским аграриям и промышленникам. Специально для этой модели заводским КБ был разработан двигатель с турбонаддувом. Его гусеницы выполнены с увеличенной контактной площадью, что предотвращает разрушение структуры почвы за счет значительного снижения давления на ее поверхность.
Трактор Т-150 производства Харьковского тракторного завода (ХТЗ)
Продукция МТЗ (Минского тракторного) хорошо известна не только российским потребителям. Основанный в 1946 году, сегодня этот завод является лидером мирового тракторостроения. Выпускаемые им гусеничные тракторы «Беларус-1502» (сельскохозяйственная модель), «Беларус-1502-01» (промышленная модель) и универсальная модель «Беларус-2103» являются самыми востребованными на международном рынке.
Трактор Беларус-2103 ← Открылась выставка СТТ-2014 АГРОМАШ на выставке «Амурское поле» →
vgtz-traktor.ru
Гусеничные тракторы — возможности и особенности
Гусеничный трактор является универсальной самоходной техникой, предназначенной для выполнения работ разного вида, от сельскохозяйственных, до земельных и строительных. Такая машина по своей сути является тягачом, в основе которого вместо колес лежат гусеницы. Трактор на гусеницах – это машина, с помощью которой построены многие объекты и обработано много земли в современной России.
Появление гусеничной техники
Гусеничный трактор это техника, которая построила Россию. О важности этих машин можно судить по количеству отечественных заводов, на которых они производятся. И по сей день современные тракторы российского производства – это одни из лучших машин такого рода в мире. Кто придумал гусеничный трактор? Где же находится историческая родина этой уникальной машины?
Исторической родиной первого гусеничного трактора является Россия, и это неспроста, ведь именно российские тяжелые климатические условия поспособствовали изготовлению такой конструкции машины, которая могла преодолевать большие расстояния вне зависимости от ландшафта. Общее устройство гусеничного трактора схоже и с другой техникой, но главной особенностью такой машины является большая тягловая сила при относительно небольшой скорости движения. Такая ходовая система, как гусеницы для трактора, и обеспечивает уникальную проходимость трактора.
Технические особенности
Так как гусеничный трактор по сути своей является универсальной машиной, использовать которую можно на различных работах, принято выделять несколько типов тракторов. Между собой их может отличать дополнительное оборудование, конструкция, мощность, трансмиссия, управление.
- Сельскохозяйственный гусеничный трактор. Такая машина предназначена для выполнения различных агротехнических работ, а благодаря своей конструкции она может быть использована в самом непроходимом бездорожье и на грунтовых дорогах. Чаще встречаются колесные сельскохозяйственные трактора, но можно встретить и гусеничные, особенно в тех регионах России, где сложные дорожные условия. А некоторые умельцы своими руками переделывают один вид трактора в другой. Как переделать гусеничный трактор на колесный? Этот вопрос часто задают работники сельского хозяйства, однако все не так просто, ведь специалисту придется не только ставить машину на колеса, но и менять раму, приспосабливать ходовую часть, добавлять рулевую колонку и прочее.
- Промышленный гусеничный трактор представляет собой машину, на основе которой с использованием различного дополнительного оборудования (ковшей, погрузчиков и др.) создаются различные машины (самоделки) – бульдозеры, погрузчики, экскаваторы. Такие тракторы не являются универсальными устройствами, потому что, как правило, их конструируют для выполнения определенного набора задач.
- Трелевочные тракторы – эти машины являются незаменимыми помощниками в осуществлении лесных работ. Высокая сила тяги в технике такого типа сочетается с надежностью и способностью преодолевать самые тяжелые дорожные участки.
Характеристики и возможности
Помимо использования гусеницы как ходового механизма, основными отличительными особенностями гусеничных тракторов являются:
- Регулировка мощности двигателя при использовании навесных орудий или дополнительных агрегатных машин.
- Небольшая транспортная скорость машины – не более 30 км/ч. Однако при такой скорости машина обеспечивает гораздо меньшую, чем колесные аналоги, силу давления на грунт.
- Высокая проходимость. Отвечая на вопрос, почему у трактора делают широкие гусеницы, можно сказать, что это позволяет распределить нагрузку на площадь грунта: таким образом, он будет меньше оседать, а дороги меньше разрушаться от давления машины.
Сегодня, как и полтора века назад, во время появления первых гусеничных тракторов, они являются востребованными машинами, уникальным изобретением, без которого невозможно представить многие работы. Наиболее распространёнными моделями сегодня являются российские, белорусские и японские тракторы.
sadovij-pomoshnik.ru
Первый в СССР гусеничный пропашной трактор КД-35
Конструкция трактора КД-35 – результат долгих поисков инженерной «золотой середины». Перед его создателями стоял целый ряд трудносовместимых требований. Новый трактор должен был быть гусеничным и достаточно мощным, чтобы работать на слабых почвах. В то же время от него требовалась легкость, чтобы он мог обслуживать пропашные культуры.
При этом трактор надо было сделать дешевым: послевоенная экономика СССР не могла себе позволить дорогую в производстве и обслуживании машину. Инженерам Липецкого завода и Научного автотракторного института (НАТИ) удалось найти оптимальное решение.
Трактор КД-35 выпускали на ЛТЗ вплоть до 1960 года, однако многие его узлы находили применение в более поздних моделях вплоть до 1973-го. В 1950 году была разработана модификация КДП-35, предназначенная для посева, обработки и уборки сахарной свеклы и других пропашных культур. Высокие сцепные качества гусеничных тележек трактора сделали его незаменимым для работ в районах орошаемого земледелия.
Первый в СССР гусеничный пропашной трактор КД-35 разрабатывали в тяжелое военное время, но несмотря на это, по своим характеристикам он значительно превосходил как советские, так и зарубежные аналоги.
Хотя тракторостроение в СССР в 1930-е годы развивалось ударными темпами, за нуждами сельского хозяйства оно не успевало. СХТЗ-15/30, первая модель, запущенная в массовое производство, был большим успехом советской промышленности, однако из-за малой мощности не подходил для больших колхозов и совхозов. К тому же его колеса имели обыкновение пробуксовывать на слабых почвах.
С другой стороны, намного более мощный «Сталинец-60» был довольно тяжелым и не мог развивать большую скорость. Срочно требовалась модель среднего класса: легкая, но прочная, дешевая и экономичная, но долговечная.
В поисках золотой середины
Попытки разработать такой трактор предпринимались на протяжении 1930-х годов. Одной из первых моделей стал В-30/40, созданный в 1932-1934 годах на основе эскизов инженера Б. Воронкова. На испытаниях трактор показал хорошую проходимость и способность плавно преодолевать препятствия. Однако наряду с этими достоинствами обнаружилась и некоторая слабость гусениц.
Выпускавшийся с середины 1930-х годов СТЗ-НАТИ имел массу достоинств, но работал на керосине. В 1936 году на Кировском заводе в Ленинграде начинается разработка гусеничных тракторов серии «Кировец» на основе американского «Катепиллера Р-2». Первые модели обладали множеством недостатков, поэтому работы продолжались до конца 1930-х годов, когда их прервала Великая Отечественная война.
На голом энтузиазме
К началу 1943 года сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, из-за постепенного износа имевшейся техники и в сельском хозяйстве, и на фронте возникла острая потребность в тракторах. С другой стороны, в ходе войны наступил перелом, и у государства появилась возможность выделить средства для восстановления и развития промышленности.
Разработку гусеничного трактора средней мощности, который можно было бы использовать и как пахотный, и как пропашной, поручили НАТИ. Одновременно с этим в Липецке на основе сохранившихся корпусов «Станкостроя» началось возведение завода для выпуска новой модели.
Конечно, наладить производство в условиях военного времени – непростая задача. Не хватало средств и оборудования. У завода не было цехов стального литья, поэтому многие детали приходилось завозить с других предприятий. Отсутствовали станки для холодной штампов. Вместо этого некоторые детали просто вырезали вручную.
Не хватало и кадров. Из рядов Красной армии отзывали конструкторов, технологов, рабочих тракторных заводов. Многие из сотрудников нового предприятия были частниками войны, вернувшимися по ранению. Фактически и строительство, и производство держались на одном энтузиазме. Однако завод был восстановлен в кратчайшие сроки и уже к концу 1944 года выпустил 5 машин.
Соревнование конструкторов
К весне 1944 года НАТИ разработал модель гусеничного трактора «Кировец-35». 23 апреля два опытных образца привезли в Липецк для испытаний в полевых условиях. Однако конструкторы завода во главе с Б. Е. Архангельским считали, что могут потягаться со столичными инженерами.
Они разрабатывали собственный образец экспериментальной машины. Из-за недостатка оборудования работа производилась практически кустарным способом. Многие детали делали и доводили вручную. Но несмотря на все трудности, 1 июня 1944 года был выпущен первый «Кировец-35» липецкой сборки с карбюраторным двигателем.
Модель запустили в производство, однако работа конструкторов на этом не закончилась. Необходимость перевести тракторы страны на дизельное топливо назрела уже давно. Оно было дешевле и имело более высокий КПД, чем керосин. Летом 1944 года на Липецком заводе собрали два экспериментальных дизельных трактора КД-35. Один из них имел двигатель Д-35, присланный из НАТИ, а на другой установили мотор от американского «Катепиллера Д2».
Нет предела совершенству
Испытания новых моделей проходили в несколько этапов. Сначала в достоинствах тракторов удостоверились на самом заводе. Их отправили в деревню Ключики под Липецком, где тестировали все лето и осень, в самых разных погодных условиях. Зимой 1945 года состоялись испытания в Кировобаде, где КД-35 состязался с зарубежными машинами марок «Катепиллер Д2» и «Клетрак АД».
Липецкий трактор вышел в этих соревнованиях победителем, но и в его конструкции обнаружился ряд недостатков. Машину отправили на доработку. Судьба ЛТЗ решалась на государственных испытаниях, проходивших с августа по ноябрь 1945 года. Комиссия должна была выбрать модель для серийного производства в Липецке. При этом тракторы, разработанные самими липецкими конструкторами, участвовали неофициально.
Изначально на испытаниях планировали сравнить «Кировец-35», созданный НАТИ, с зарубежными моделями «Катепиллер Д2» и «Клетрак АД1». Однако дизельные тракторы ЛТЗ привлекли внимание комиссии, и КД-35 тоже допустили к состязанию. Кировабадская история повторилась и здесь.
Липецкий трактор признали лучшим по итогам испытаний и рекомендовали к производству, но после устранения ряда недостатков. До серийного выпуска удалось повысить надежность трактора, увеличить максимальную скорость и одновременно с этим уменьшить общий вес машины.
В 1947 году конструкторы КД-35 получили сразу две Государственные премии. Одна досталась инженерам, разработавшим сам трактор, другая – создателям двигателя. Многие конструкторские решения оказались настолько удачными, что основные узлы КД-35 использовались вплоть до 1973 года. Их устанавливали на тракторы Т-38 и Т-38М.
Основной вариант и свекольный
Массовое производство КД-35 началось в июле 1947 года. По конструкции новый трактор в корне отличался от всех, выпускавшихся раньше. Главной особенностью был четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-35, разработанный НАТИ. Он был исключительно надежен и расходовал мало топлива. За долгое время существования модели двигатель несколько раз совершенствовали.
КД-35 – трактор рамной конструкции. Его ходовая часть состоит из двух гусеничных тележек. Рама с установленными на ней агрегатами и узлами соединена с ними шарнирно. В передней части она опирается на тележки через подвеску с балансиром и поперечной рессорой. На задней стенке корпуса установлены вал отбора мощности и приводной шкив, позволяющие использовать различные сельскохозяйственные орудия.
С середины 1950-х годов КД-35 оборудовали закрытой двухместной кабиной. Таким образом, вместе с трактористом мог ездить помощник, наблюдавший за прицепным агрегатом во время непогоды. Была увеличена и комфортность кабины: установлены мягкие сиденья, увеличен обзор через лобовое стекло.
В 1950 году Липецкий завод начал выпуск модифицированной версии КД-35, предназначенной для работы с низкостебельными культурами, в частности сахарной свеклой. КДП-35 был первым в СССР гусеничным пропашным трактором. По сравнению с основной моделью у него была более широкая колея и высокий дорожный просвет.
Это потребовало радикальной перестройки как ходовой части, так и рамы трактора. На него можно было устанавливать как оригинальные гусеницы КД-35 шириной 280 мм, так и специальные узкие (шириной 200 мм). Трактор был оснащен навесной системой НС-37, позволявшей работать с навесными орудиями.
carakoom.com
Первый в мире гусеничный трактор
Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне.
Первый гусеничный трактор представлял собой платформу для паровоза, двигающегося на нескончаемых рельсах-гусеницах. Фёдор Абрамович так и назвал его – вагоном-гусеницей. Гусеничные ленты были составлены из небольших секций и замыкались, образуя непрерывный круг. Учитывая российское бездорожье, этот вид транспорта имел преимущества и над колёсными машинами, и над поездами, так как мог двигаться в любом направлении по любой дороге, а также по болотистому бездорожью.
Состояние дороги для него не имеет никакого значения, потому что гусеничный трактор опирается всей своей массой на широкую ленту, что снижает величину давления на грунт. Это уникальное изобретение заслуживало внимания, но государственные чиновники без должного внимания отнеслись к изобретателю-самородку. Мелкие местные купцы пытались привлечь к изобретению интерес и даже похлопотали о выдаче патента на изобретение, но дальше дело не пошло.
В благодарность за хлопоты, изобретатель сконструировал одному из них самоходный буксир и металлический сельхозинвентарь вместо деревянных плугов и сох, и первый прицеп, представляющий такой же трактор гусеничный, только объединённый с другими в одну цепь (подобно поезду). Таким образом, появился паровой транспорт, имеющий несколько двигателей и достигающий мощности в несколько десятков лошадиных сил.
Правда, все эти паровые машины не использовались самостоятельно. Они были разработаны как вспомогательный механизм для лошадиной упряжки. Через три года Ф.А. Блинов изобретает первый нефтяной двигатель и только теперь конструирует абсолютно самоходный гусеничный трактор.
Денег не разработку этого сложного механизма у изобретателя не было, поэтому Блинов начал и сам заниматься предпринимательской деятельностью. Он сконструировал насосы для тушения пожаров и начал их производить. В деревянной России пожары случались постоянно, поэтому заказов на насосы было много. Вырученные средства он вкладывал в свой главный проект – усовершенствованный нефтяной гусеничный трактор.
Со временем он оснастил его кабиной для механика, являющегося одновременно кочегаром, водителем, тормозящим и останавливающим транспортное средство. Кто проявлял неподдельный интерес к его тракторам, так это немецкие предприниматели. Они постоянно просили продать им гусеничный трактор. Но он этого не сделал, продолжая усовершенствовать устройство, пришёл к изобретению двигателя внутреннего сгорания, сделавшего ненужными дорогие моторы Р. Дизеля.
Позднее Блинов открыл собственное производство по выпуску гусеничных тракторов на нефтяных двигателях. После его смерти дети не продолжили его дело. Зато в западных странах началось промышленное производство гусеничных тракторов.
fb.ru
Добавить комментарий