Дт 74 трактор технические характеристики – технические особенности, преимущества и недостатки

Содержание

ДТ-54 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2017; проверки требует 21 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2017; проверки требует 21 правка.
ДТ-54
Выпускался, гг. 1949-1979
Экземпляры 957900
Назначение универсальный сельскохозяйственный
Тип движителя гусеничный
Полная масса, т 5,4
Расположение
Кабина: сзади (закрытая, вентилируемая)
Двигатель: переднее
Двигатель
Марка двигателя Д-54
Мощность, л.с. (кВт) 54 (39,7)
Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая
Подвеска и управление
Тип подвески с балансирными каретками
Способ управления поворотом затормаживанием одной из гусениц
Тормоза бортовые, механические
Оборудование
Гидрооборудование гидронасос, трехклапанный распределитель
Пневмооборудование нет
Модельный ряд
Базовая модель СХТЗ-НАТИ
Последующая модель Т-75, Т-74, ДТ-75
 ДТ-54 на Викискладе

ДТ-54 — массовый советский гусеничный сельскохозяйственный дизельный трактор общего назначения.

ru.wikipedia.org

история создания, технические характеристики и возможности, модификации, фото

«Доживший» до наших дней трактор-легенда ДТ-54 является одним из настоящих титанов советского машиностроения. Это универсальная сельхозмашина на гусеничном ходу. Агрегат 3-го тягового класса выполняет все виды сельскохозяйственных работ. Хотя серийный выпуск техники давно остановлен, старая модель и сегодня с легкостью реализует возлагаемые на нее функции. Об этом агрегате мы и расскажем детально в сегодняшнем обзоре.

ПоказатьСкрыть

История создания трактора

Сельхозоборудование с индексом ДТ-54 стало первым советским массовым гусеничным трактором общего назначения, оснащенным дизельным мотором.

История техники берет свое начало в далеком 1930 году. В начале 30-х на Сталинградском тракторном заводе был сконструирован первый дизельный двигатель для сельхозмашины, однако тогда он так и не стал заменой керосиновому родственнику. Дизельные моторы испытывали на тракторах СХТЗ-НАТИ, на базе которых и был разработан ДТ-54. Однако 54-ка была создана по новой схеме и значительно отличалась от своих предшественников.

Важно! В дизельном тракторе специалисты смогли исключить вероятность разжижения масла топливом. Помимо этого, данный агрегат гарантировал более экономичную эксплуатацию с меньшей тратой масляной жидкости.

После Второй мировой войны сельскохозяйственная сфера Советского Союза требовала серьезного переоснащения. Активно восстанавливающаяся отрасль особенно остро нуждалась в механизмах, оснащенных дизельными моторами. Тракторный дизель на протяжении нескольких лет продолжали совершенствовать и «доводить до ума». И, наконец, 7 ноября 1949 года с конвейера сошел первый ДТ-54. Инженеры признают разработку и момент выпуска трактора знаковым шагом для машиностроения СССР.

В Сталинграде агрегат выпускался в течение 12 лет, до 1963 года.

Примерно в это же время выпуск был развернут на Харьковском тракторном заводе. В Харькове серию машин производили до 1961 года.

В список изготовителей данной версии вошел также Алтайский тракторный завод. Здесь сельхозмашина выпускалась с 1952 по 1979 год.

После этого серийное производство 54-ки окончательно остановилось. В общей сложности в СССР было выпущено 957 900 единиц данной техники.

Спектр сельскохозяйственных работ

Трактор ДТ-54 главным образом предназначен для эксплуатирования в различных видах работ сельскохозяйственной отрасли. Сфера применения техники включает:

  • вспашку земли;
  • планирование полей;
  • посевные работы;
  • сбор урожая;
  • землеройные и другие сельскохозяйственные работы.
Машина отлично себя зарекомендовала при вспахивании новых и целинных земель. Тяговая мощность гарантирует глубокую пахоту тяжелых грунтов и труднопроходимых территорий.

Техника успешно работает в паре с четырех- или пятикорпусными плугами, механизмами для боронования и культивации грунта, различными сеялками, поливальными машинами, косилками, а также машиной для посадки деревьев.

Трактор мог соединяться с разными орудиями малого захвата и представлял собой многофункциональный агрегат, который подходил для использования в строительстве и легкой промышленности.

Кроме того, была разработана версия ДТ-54А, которая предназначалась для работы в торфяных (болотистых) местностях и на рыхлых (неустойчивых) грунтах. Не увязнуть в земле машине помогали ее широкие гусеницы.

Техническая характеристика

ДТ-54 спроектирован по стандартной для сельхозмашин на гусеничном ходу схеме, которую можно расчленить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, системы управления, вспомогательные и рабочие механизмы.

Масса и габаритные размеры

Масса техники без навесного оборудования составляет 5400 кг. Удельное давление на грунт — 0,41 кг/кв. см.

Общая схема трактора ДТ-54: 1 — масляный радиатор; 2 — водяной радиатор; 3 — двигатель; ; 4 — передний брус рамы; 5 — соединительный вал; 6 — воздухоочиститель; 7 — заливная горловина топливного бачка пускового двигателя; 8 — рукоятка управления подачей топлева; 9 — педаль муфты сцепления; 10 — рычаг муфты и тормоза поворота; 11 — рычаг передач; 12 — топливный бак; 13 — коробка передача; 14 — задний мост; 15 — конечная передач; 16 — гусеница; 17 — опорный каток; 18 — балансирная каретна; 19 — рама; 20 — направляющее колесо

Габаритные размеры и показатели массы трактора:

  • длина всего агрегата с наличием прицепного устройства составляет 3,660 м;
  • ширина с учетом краев гусениц в классическом варианте — 1,865 м;
  • высота техники — 2,30 м;
  • дорожный просвет — 260 мм;
  • база — 1,622 м;
  • колея — 1,435 м.

Двигатель

На ДТ-54 установлен дизельный мотор марки Д-54. Тип мотора представлял собой бескомпрессорный, четырехкамерный агрегат водяного охлаждения. Блок цилиндров и головка камеры выполнялись из чугуна, смесеобразование было вихрекамерное. Расположение цилиндров — рядное, вертикальное.

Схема двигателя трактора ДТ-54: 1 — головка цилиндров; 2 — водяная рубашка; 3 — штанга толкателя; 4 — распределительный вал; 5 — корпус уплотнения; 6 — картер муфты сцепления; 7 — маховик; 8 — венец маховика; 9 — задняя балка; 10 — масляный насос; 11 — шестерня привода масляного насоса; 12 — передняя балка; 13 — шестерня коленчатого вала; 14 — крышка; 15 — картер шестерен распределения; 16 — водяной насос с вентилятором; 17 — выпускной клапан; 18 — пружина клапана; 19 — шпилька; 20 — сапун; 21 — колпак клапанного механизма; 22 — коленчатый вал.

При периодичности оборотов в 1300 об./мин. мотор трактора развивает номинальную мощность в 54 лошадиные силы (39,7 кВт).

Знаете ли вы? Слава 54-ки во времена Советского Союза была столь велика, что в ряде городов трактору были установлены памятники и монументы. Кроме того, техника систематически появлялась в кинолентах той эпохи. Например, в фильме «Дело было в Пенькове» герой Матвей Морозов (исполнителем роли был В. В. Тихонов) и Зефиров (актер Ю. Н. Медведев) на двух сельхозмашинах устроили своеобразное соревнование по перетягиванию каната. Персонажи фильма спорили, чей трактор сильнее.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На машине монтирована пятискоростная автоматическая коробка переключения передач. Имеется возможность установки уменьшителя хода с двумя интервалами. Уменьшитель гарантирует сельхозмашине передвижение на вспомогательных десяти неспешных скоростях.

Схема регулировки главной передачи трактора: 1 — вторичный вал; 2 — регулировочные прокладки; 3 — крышка; 4 — вал заднего моста; 5 — стакан подшипника; 5 — правая гайка; 7 — левая гайка; 8 — стопорная пластинка; 9 — перегородка; 10 — гайка крепления перегородки; 11 — большая коническая шестерня; 12 — малая коническая шестерня.

Силовой механизм агрегата необходим для перенесения вращения ведущим роликам, а также валу контроля мощности. Трансмиссия трактора состоит из муфты сцепления, коробки передач, заднего моста, конечных передач и соединительного вала.

Заднему мосту обеспечено обособленное регулирование муфтами поворота и тормозами. Подобное управление стало использоваться после 1956 года.

Тормоза на дизельном тракторе бортовые, автоматические, ленточного образца и двухстороннего функционирования.

Подвеска машины имеет балансирные каретки. Каждая гусеничная ветка управляется ведущим роликом. Оборудованы также делегирующий ролик и два опорных колеса. Сама гусеница включает 41 звено цевочного зацепления.

Положение клина и оси качания в отверстии внутреннего балансира подвески трактора ДТ-54 при несовпадении лыски оси качания с отверстием балансира для клина: 1 — клин; 2 — ось качания; 3 —- внутренний балансир; 4 и 5 — втулки наружного балансира; 6 — наружный балансир; в — контакт клина с цилиндрической поверхностью оси качания; г — контакт клина с поверхностью лыски оси качания.

Кабина

На сельхозмашине оборудована закрытая двухместная водительская кабина. Она оснащена мягким креслом, стандартным набором средств управления и панелью приборов. Позже кабину оснастили системой отопления и бачком для питьевой воды. Объем бачка составлял 2,5 литра.

Перейдя на раздельное регулирование тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине стали монтировать правую и левую тормозные педали.

Кабина не отличается комфортностью. Несмотря на закрытую форму, она не герметична, не защищена от шума, вибрации и пыли. У машины довольно тяжелое управление рычагами и муфтой сцепления. Кроме того, спинка сиденья навешивается на бак. А поскольку топливный бак фактически служит задней стенкой кабины, то в процессе заправки дизельное топливо нередко проникает под спинку.

Ходовая часть, прицепное устройство

В отличие от предшественников, на 54-ке была существенно модернизирована ходовая часть — были использованы торцовые металлические самоподжимные уплотнения. Для профилактики попадания грязи, пыли и влаги все трущиеся детали и подшипники были надежно изолированы (закрыты).

Ходовая часть трактора ДТ-54

Ходовая составляющая включает ведущие и направляющие ролики, гусеницы, опорные колеса и подвеску. Направляющие и приводимые в движение ведущие ролики помогают машине перемещаться по гусеницам. Они, в свою очередь, состоят из сцепленных между собой стальных элементов. Поддерживающие колеса сдерживают опущение верхних гроздей гусеницы, а делегирующие ролики координируют их натяжку.

Прицепное оборудование включает поперечную полосу и прицепную серьгу. Модернизированные версии 54-ки были оснащены раздельно-агрегатной гидросистемой (более подробно об этом читайте ниже). А система навесного устройства получила двух- или же трехточечную настройку.

Агрегат оборудован четырьмя фарами и розетками, благодаря которым фары можно включить и на прицепной технике. Гидравлическое оборудование включает гидронасос и 3-цилиндровый коммутатор.

Ходоуменьшитель: 1 и 2 — сменные подвижные шестерни; 3 — шлицевая втулка; 4 — втулка; 5 — шайба; 6 — удлиненный вал заднего хода коробки передач; 7 и 8 — сменные шестерни; 9 — шестерня постоянного зацепления; 10 — вал ходоуменьшителя; 11 — крышка; 12 — ведущий вал; 13 — боковая крышка; — нажимной стакан; 15 — шестерня.

Отзывы из сети:

Ходовая ДТ-54 и ДТ-54А, как я понял из книг, полностью одинаковые.

“Ходовая часть устроена аналогично таковой трактора ДТ-54А” – тут имеется ввиду, что конструкция одинаковая. Но есть отличия в направляющих колёсах, в натяжителе, в креплении поддерживающих роликов, в креплении балансирных кареток. Но все эти изменения незначительны. На ДТ-75 можно сказать “немного модернизированная ходовая часть”.

И ещё. Ходовая моделей Т-74, Т-75 тоже аналогична ДТ-54. Разница в рамах, трансмиссиях, двигателях.

Кстати, одни реставраторы честно признались, что при восстановлении ДТ-54 использовали много запчастей от ДТ-75.

VaN

http://rcforum.su/showpost.php?s=fdbd18a6b17ef91d21a080984ff9535c&p=1119230&postcount=16

Объем топливного бака и номинальный расход

Объем топливного бака трактора характеризуется значением в 185 литров, однако на последующей модели трактора (версия ДТ-54А) его объем был увеличен до 250 литров.

Двигатель ДТ-54 обладает довольно низким расходом топлива — 205 г/л. с. в час. За счет этого агрегат можно эксплуатировать длительный промежуток времени, при повышенной нагрузке на мотор без частых перерывов на дозаправку.

Знаете ли вы? На 54-ке работал в поле актер Л. В. Харитонов, исполнявший роль Ивана Бровкина в знаменитой киноленте «Иван Бровкин на целине». Сельхозмашину можно наблюдать и в ряде других советских фильмов: «Первый эшелон», «Чужая родня», «Первый парень», «Ссора в Лукашах», «Битва в пути», «Ход конем», «Калина красная».

Основные модификации

В 1957 году сельхозмашина подверглась процессу усовершенствования. В обновленной версии ДТ-54А гидросистема стала обособленно-агрегатной. Именно эта версия и обновлялась несколько раз. В общей сложности известно четыре модели:

  • ДТ-54А-С1. Модель полностью укомплектована раздельно-комплектной гидросистемой с силовыми гидроцилиндрами. Кроме того, техника была оборудована навесным устройством, что позволяло расширить область применения машины — стало возможно применение разнообразной навесной или прицепной техники, координируемой дизельным агрегатом.
  • ДТ-54А-С2. Данная модификация аналогична предыдущей версии, однако здесь отсутствуют силовая камера и подвесная система.
  • ДТ-54А-С3. Модель сельхозмашины, созданная для работы с прицепной техникой, поскольку в данном случае отсутствует гидронавесной механизм.
  • ДТ-54А-С4. Модель всецело идентична варианту ДТ-54А-С1, однако лишена выносных силовых камер. Именно этот трактор был рекомендован советскими инженерами к применению во всех республиках Советского Союза.

Важно! Исполнение ДТ-54Ф-С4 не предусматривает использования выносных гидроцилиндров, а в остальном — аналогичен ДТ-54А-С1.

Модель ДТ-54 заслуженно считается легендой машиностроения. История техники не закончилась с завершением производства — агрегат востребован и в наши дни. Ряд машин и по сей день разрабатывают на основе 54-ки, например, тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-75. А любители тяжелой техники советской эпохи многократно воссоздавали 54-ку из металлолома или доводили до исправности старые образцы. Все это лишний раз доказывает долговечность и надежность данной техники.

Была ли эта статья полезна?

Спасибо за Ваше мнение!

Напишите в комментариях, на какие вопросы Вы не получили ответа, мы обязательно отреагируем!

Вы можете посоветовать статью своим друзьям!

Вы можете посоветовать статью своим друзьям!

Да

Нет

8 раз уже
помогла


agronomu.com

ДТ-75 “Казахстан”. История, модификации, особенности

В силу обширности сельскохозяйственных угодий, а также развитой строительной отрасли СССР нуждался в большом количестве техники соответствующего назначения вроде тракторов. Наиболее массовой гусеничной советской моделью является ДТ-75. Казахстан наладил его производство в 1986 г. на Павлодарском тракторном заводе. Это модель тягового класса “3”. Далее рассмотрена общая история машины, ее характеристики, а также особенности казахстанских версий.

История

ДТ-75 разрабатывали в качестве замены ДТ-59. Первые опытные машины собрали в 1956 г. По результатам испытаний через 4 года начали модернизацию Волгоградского тракторного завода под производство новой модели. Она заняла 3 года, и в 1963 г. начали выпуск. С тех пор по 2009 г. произвели более 2,7 млн машин. В 2013 г. отметили полувековой юбилей модели.

ДТ-75 “Казахстан” начали выпускать в 1968 г. на Павлодарском тракторном заводе, так как российский завод в одиночку не мог удовлетворить спрос на эту машину. Ее производили в нескольких модификациях до 1998 г., когда предприятие обанкротилось.

Рама

Все узлы и агрегаты машины установлены на сварной раме. Она включает два продольных лонжерона прямоугольного сечения с поперечными связями.

Двигатели

Изначально трактор оснащали мотором СМД-14. Это дизельный силовой агрегат мощностью 75 л.с. Версию 75Н укомплектовали СМД-18Н, отличающимся от вышеназванного двигателя наличием турбонаддува, что обеспечило прирост мощности в 20 л. с. Модификация 75М имеет мотор А-41 мощностью 90 л.с. Варианты 75Б и 75К оснащали силовым агрегатом СМД-14НГ производительностью 80 л.с. На текущей версии 75ДЕ установлен дизельный двигатель А-41СИ.

Трансмиссия

7-ступенчатая четырехходовая коробка передач находится с задним мостом в едином корпусе. Муфта сцепления постоянно замкнутая, двухдисковая, сухая. Версия 75К отличалась наличием реверс-редуктора.

Ходовая часть

Задний мост оснащен двумя планетарными поворотными одноступенчатыми механизмами с ленточными тормозами. Сама ходовая часть включает направляющие и ведущие колеса, поддерживающие ролики, балансирные каретки, две гусеничных цепи. Особую ходовую часть имела болотоходная версия 75Б. У нее расширили звенья гусениц и обеспечили возможность опускания направляющих колес для увеличения опорной поверхности и снижения давления на грунт.

Кабина

Первые модели имели кабину, унифицированную с ГАЗ-51, представленную двухместным цельнометаллическим герметизированным отсеком. На версии 75М увеличили выштамповку потолка и загнули рычаги управления к трактористу. Кабиной особой конструкции отличалась модификация для работы на крутых склонах 75К. Она имела органы дублированного управления. С 1978 г. стали устанавливать новую подрессоренную кабину с оперением. Ее сместили вправо от оси, а на освободившееся место установили топливный бак повышенной емкости.

Казахстанские модификации

Павлодарский тракторный завод был основан в 1966 г. изначально с целью выпуска данных тракторов. В 1968 г. он начал производство деталей трансмисии ДТ-75. В том же году запустили ДТ-75 “Казахстан”. Его производили в версиях 75М, 75МЛ, 75Т, 90П, 75МЛК. Далее они рассмотрены подробнее.

ДТ-75М

Производство ДТ-75 “Казахстан” начали с данной модификации, а чуть позже ее выпуск полностью передали на Павлодарский тракторный завод, где сборка продолжалась до конца 80-х гг. Эта машина предназначена для сельскохозяйственных работ.

Рассматриваемую модификацию первой оснастили 7,43-литровым двигателем А-41И мощностью 94 л.с. Позже на нее стали устанавливать 4,75-литровый мотор Д-245.552 мощностью 95,2 л.с. Новый двигатель при незначительном преимуществе в производительности существенно превосходит А-41И в экономичности.

КПП та же, что и у первоначальной версии, 7-ступенчатая четырехходовая, смонтированная в едином корпусе с задним мостом. Сцепление также осталось исходным, представленным сухой однодисковой постоянно замкнутой муфтой. В качестве опции трактор ДТ-75 “Казахстан” оснащали реверс-редуктором, который позволяет понизить минимальную скорость и увеличить эффективность применения машины. Стандартно устанавливали вал отбора мощности, а опционально предлагалась его усовершенствованная версия с частотой вращения, повышенной с 540 до 1000 об/мин.

Для поворота используется два планетарных одноступенчатых механизма заднего моста. Торможение осуществляется механизмами ленточного типа.

Конструкция ходовой части также осталась первоначальной. Ширина гусеничной цепи равна 390 мм.

Кабину, в сравнении с первой моделью, на ДТ-75М сдвинули вправо, увеличили ее высоту и оснастили новым оперением.

ДТ-75МЛ

С 1986 г. на Павлодарском тракторном заводе начали выпуск ДТ-75МЛ. От рассмотренной выше модификации он отличается, прежде всего, конструкцией кабины и внешне облицовкой моторного отсека. Кабина увеличилась, вследствие чего высота возросла до 2923 мм, тогда как данная характеристика ДТ-75 “Казахстан” прежней версии составляла 2304 мм. Новая кабина отличается каркасной конструкцией и закреплена на основании шестью амортизаторами. Изменили приборную панель, органы управления и оснащение кабины.

В начале 90-х гг. ДТ-75МЛ подразделили на промышленную (ДТ-90П) и сельскохозяйственную (ДТ-75Т) модификации.

ДТ-75Т и ДТ-90П

Данные модели были сходны по ходовой части и трансмиссии с вышерассмотренной модификацией ДТ-75 “Казахстан”. Технические характеристики при этом отличались: эти версии оснащены двигателем Д-440-21 с турбонаддувом мощностью 95 л.с. В остальном конструкция та же, что у прежней машины. К тому же технически данные модификации полностью идентичны между собой.

ДТ-75МЛК

Эта машина отличалась, прежде всего, колесной базой вместо гусеничной. Кроме того, ее оснащали двигателем мощностью 170 л.с. и гидротрансформатором сопротивления. Благодаря этому ее легко трансформировали в бульдозер ДТ-75 “Казахстан”. Производство данной модели запустили в начале 90-х гг.

Заключение

В 1998 г. деятельность Павлодарского тракторного завода прекратилась в связи с банкротством, а производство преемников данных машин продолжается на Владимирском заводе.

fb.ru

Трактор ДТ-54 – главный советский землепашец с хорошими техническими данными

Советский гусеничный трактор ДТ-54 (фото представлены на странице) был создан в 1949 году на заводе в Харькове. Серийный выпуск новой машины сельскохозяйственного назначения был налажен там же. Трактор ДТ-54 выпускался на ХТЗ с 1949 по 1961 год. Еще одно производство было открыто на Сталинградском тракторном заводе, где машина выпускалась примерно в таком же количестве. В трудные послевоенные годы сельское хозяйство СССР нуждалось в технике. Третье серийное производство было организовано на Алтайском заводе, где трактор ДТ-54 выпускался с 1952 по 1979 год. Всего на трех заводах было построено 957900 единиц.

Немного истории

Трактор ДТ-54 стал удачной разработкой на базе устаревшей модели АЗХТЗ-НАТИ, с множеством новых технических решений и применением современных технологий. Конструкция машины достаточно совершенна, дизельный двигатель экономичен, расход масла и солярки не превышает нижних пределов заложеных эксплуатационных норм. В моторе впервые была применена система центробежной очистки масла путем использования специальных камер в шатунных шейках коленвала.

По такому же принципу работала масляная центрифуга, совмещенная со штатным фильтром. Пробка для слива отработанного масла из картера представляла собой мощный магнит, собиравший мелкие частицы металла. Все эти меры существенно продлевали моторесурс двигателя.

На тракторе была установлена двухдиапазонная ходоуменьшительная коробка, посредством которой к пяти основным передачам добавлялись еще десять. Это устройство давало возможность выбора оптимальной нагрузки на двигатель и способствовало сохранению его работоспособности.

Задний мост оснащался раздельным управлением поворотными муфтами и тормозами, что существенно облегчало управление машиной. До 1956 года такого разделения не было. Одновременно были введены тормоза ленточного типа, действующие в обе стороны. Эффективность замедляющих механизмов значительно повысилась.

Недостатки

Одним из недостатков ДТ-54 было трение гусеничных траков о картер конечной передачи. В связи с этим установили специальные промежуточные накладки, которые одновременно стабилизировали направление хода траков и играли роль прокладки между гусеницей и картером. Эти нововведения также были применены в 1956 году. Тогда же было усовершенствовано прицепное устройство, кронштейн которого удлинили, усилили поперечной полосой, а серьгу сделали шире в расчете на палец большего диаметра. Теперь любой прицепное устройство надежно крепилось к трактору.

Модернизация

В 1952 году двигатель был оборудован специальным счетчиком, ведущим учет времени, в течение которого работал мотор. Таким образом исключался холостой пробег трактора или использование его не по назначению. Счетчик пломбировался в начале работы, его показания снимались после окончания рабочего дня.

После 1956 года была усовершенствована передача вращения коленчатого вала, который функционировал периферийно. Рядом с главным валом, подведенным к раздаточной коробке, вращался дополнительный шлицованный цилиндр, к которому можно было подключить специальную муфту, соединяющую трансмиссию с “квази” передачей. Дополнительное навесное оборудование, которое предполагалось использовать на данный момент и которое было оснащено собственным механизмом вращения, подключалось к валу отбора мощности.

В штатном порядке механизмы отбора мощности не входили в комплектацию, однако их можно было установить по отдельной заявке покупателя. Такое дополнение стоило дорого, но потребители понимали, насколько это устройство полезно, и не считались с затратами. Заодно можно было установить на трактор приводной шкив, который тоже позволял сделать отбор мощности для периферийного оборудования, но только посредством ременной передачи.

Трактор ДТ-54: технические характеристики

Основные функции ДТ-54 заключались в комплексной работе с четырех или пяти-секционным плугом. Тяговые характеристики позволяли пахать землю любой плотности. Кроме того, трактор ДТ-54 мог взаимодействовать с целым рядом дополнительных прицепных устройств.

Диапазон тяги мощной машины составлял 1200 – 2850 кг, что давало возможность для ее широкого применения. Рабочие скорости машины колебались в пределах 3,58 до 7,8 км/час, трансмиссия имела пять передних передач и одну заднюю. Дизельный двигатель при номинальной частоте вращения 1300 об/мин развивал мощность 54 л.с., этого было достаточно для любых полевых работ.

Весовые и габаритные параметры

  • Масса полная – 5400 кг.
  • Длина с прицепным механизмом – 3660 мм.
  • Высота – 2300 мм.
  • Ширина – 1865 мм.
  • Дорожный просвет, клиренс – 260 мм.
  • Межосевое расстояние – (крайние катки) 1622 мм.
  • Колея посередине гусеничного трака – 1435 мм.
  • Давление на почву, удельное – 0,41 кг/см2.
  • Вместимость топливного бака – 185 см/куб.

Моделирование

Сельскохозяйственная универсальная машина ДТ-54 относится к тем раритетным техническим средствам, которые вызывают живой интерес у коллекционеров. Модель трактора ДТ-54 создается повсеместно и является достаточно распространенной. Качество изделия обычно высокое, так как моделисты используют новейшие технологии.

fb.ru

технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

В тракторном ассортименте отечественного производства многие машины, снятые с конвейера, до настоящего времени пользуются известностью и уважением. Сказанное в полной мере относится к легендарным тракторам популярной марки ДТ-54.

Разработанный на основе передовых технических решений, гусеничный трактор с широкими возможностями применения лидирует в рейтинге машин, которые во второй половине прошлого века характеризовались широкой известностью и стабильно высоким потребительским спросом.

  • Трактор-легенда ДТ-54 был создан на теоретической и практической базе предыдущей машины марки АСХТЗ-НАТИ. Первый экземпляр 54-й модели сошел с конвейера СТХ в 1949-году.
  • Данная модель стала на шаг вперед по сравнению с прототипами, благодаря безупречным для своего времени тягово-сцепным характеристикам, простой, доступной для самостоятельного обслуживания и ремонта конструкции, экономичному расходу ГСМ.
  • Одновременно выпуск этой машины был налажен на ХТЗ, затем на Алтайском тракторном заводе. До 1979-го года общее количество сошедших с конвейеров тракторов превысило миллионный рубеж.

Фото: трактор ДТ-54

Универсальные технические параметры ДТ-54 определяют возможность его применения с навесными и прицепными агрегатами с тяговым усилием на крюке трактора до 2,5 тонны.

Конструкция рамы позволяет использовать трактор в комплекте с неповоротным бульдозерным отвалом с гидравлическим или тросовым управлением. В последнем варианте, для привода лебедки используется механизм отбора мощности.

Конструкционные особенности

Машина разработана по стандартной схеме для тракторов с гусеничной ходовой частью, с передним размещением силового агрегата и приводом ведущих звездочек от полуосей заднего моста. В более поздних сериях объем моста был разделен на три части. Центральный отсек — был отведен под размещение главной передачи, боковые — для установки бортовых фрикционов поворота.

  • Жесткая швеллерная рама с поперечными балками служит основанием для крепления левой и правой ходовых тележек, содержащих в своей конструкции каретки, ведущие звездочки гусеничной ленты, направляющие колеса с резьбовыми натяжными устройствами, опорные катки и поддерживающие ролики.
  • В передней части рамы расположены торсионные амортизаторы, компенсирующие толчки при движении тракторного агрегата по пересеченной местности.

На основе базового трактора было разработано несколько версий разного назначения, в том числе с гидравлическими системами раздельно-агрегатной конфигурации, с выносными исполнительными цилиндрами.

Опыт производства и эксплуатации 54-й модели оказал неоценимую помощь при создании более совершенных тракторов ДТ-75, Т-74 и Т-75. Благодаря внешнему дизайну, трактор ДТ-54 неоднократно снимался в отечественных фильмах, служил моделью для детских игрушек.

Технические характеристики

  • Габаритные размеры Дт-54 отвечают стандартам для гусеничных машин своего тягового класса.
  • Машина весом 5400 кг характеризуется длиной 3,66 шириной 1,87 и высотой 2,3 метра.
  • Ширина колеи гусеничного хода в пределах 1,44 м давление на грунт — 0,4 кг/см2.
  • Высота дорожного клиренса составляет 26 см.
МодельДТ-54
ДвигательД-54
Тип двигателяБескомпрессорный, четырехтактный дизель с вихревыми камерами
Мощность, л.с.54
Максимальный крутящий момент, кГм35
Емкость топливного бака, л185
Габариты, мм
длина х ширина х высота
3660 х 1865 х 2300
Дорожный просвет, мм260
База, мм1622
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм1435
Диапазон скоростей, км/ч (вперед/назад)3,59 – 7,90/2,43
Вес трактора, кг5400

Двигатель

Силовая установка – это совершенный по стандартам середины прошлого века четырехцилиндровый дизельный агрегат с водяным охлаждением, мощностью 54 л.с. и крутящим моментом 343Н/м. Расход дизельного топлива находится на уровне 205 г/л.с. в час, топливный бак ёмкостью 185 литров расположен за кабиной.

Долговечность двигателя обеспечивается двухступенчатой очисткой масла и забираемого воздуха. Проблема холодного запуска во многом решена применением карбюраторного пускового двигателя ПД-10 с двойным редуктором и двухрежимного декомпрессора.

В обязательную комплектацию силового агрегата ДТ-54 входит счетчик моточасов, способствующий своевременному выполнению регламентных работ.

Устройство трансмиссии и ходовой части

Крутящий момент с маховика двигателя передается на пятиступенчатую коробку передач посредством сухой, постоянно замкнутой муфты сцепления с механическим выключением.

  • Наличие двухдиапазонного ходоуменьшителя позволяет использовать трактор для рассадопосадочных, рабочих и транспортных скоростных режимов, в пределах от нескольких сотен метров до 8 км/ч.
  • В конструкции ДТ-54 впервые были использованы преимущества раздельного управления поворотными фрикционами и двухсторонними тормозными устройствами, а также герметичной кабины с забором теплого воздуха от радиатора системы водяного охлаждения.
  • Работающий от трансмиссии механизм отбора мощности, служит для активации рабочих узлов навесных и прицепных устройств. В комплектацию трактора также входит прицепная серьга, предназначенная для буксировки сельхозмашин и тракторных прицепов.

Фото: трактор-легенда ДТ-54

Преимущества и недостатки

Прежде всего, следует отметить высокую надежность силового агрегата, неприхотливость к горюче-смазочным материалам, относительно небольшое время выполнения пунктов регламента технического обслуживания.

  • Сельские механизаторы положительно отзываются о надежности и продолжительности межремонтного ресурса трансмиссии и ходовой части Дт-54, хотя в первых сериях качество траков гусеничных лент оставляло желать лучшего.
  • Тяговые параметры позволяют использовать технику на глубокой вспашке тяжелых грунтов, широкие гусеницы определяют возможность эксплуатации машины на переувлажненных и заболоченных грунтах.

В перечне основных недостатков — несовершенная тепло и звукоизоляция кабины, повышенная вибрация, плохой обзор задней полусферы, отсутствие на рабочем месте регулировок по росту и весу оператора.

Цена нового трактора ДТ-54 и подержанного

Новые машины распределялись по разнарядке, исключающей продажу тракторной техники в частное владение, поэтому судить о его реальной стоимости сложно.

Единичные предложения по продаже этих машин на бэушном тракторном рынке в большинстве своем устарели, поэтому вероятность покупки трактора в исправном техническом состоянии минимальная.

Видео: 2 легендарных трактора ДТ-54 и МТЗ-5

Аналоги

В данной линейке представлены идентичные по назначению более мощные и совершенные гусеничные тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-75. К сожалению, унификация запасных частей и механизмов небольшая, что отрицательно сказывается на ремонтопригодности эксплуатируемых машин ДТ-54.

Модификация ДТ-54А отличается от базовой разработки доработанной электропроводкой и более совершенным светотехническим оборудованием, а также, увеличенным до 250 литров топливным баком.

Отзывы владельцев

Длительное время проработал бульдозеристом на тракторе ДТ-54 — одной из последних серий. Двигатель отличный, по тяге не уступает более мощным силовым агрегатам. Гидравлику после двухлетней эксплуатации заменил более надежным универсальным гидроприводом УГ-1М. Серьезная проблема — это умеренный ресурс звездочек и гусеничных лент ходовой части. Комплекта с трудом хватало на два сезона.
Олег

Все положительные теххарактеристики ДТ-54 не компенсируют дискомфорта рабочего места водителя. Действительно, на рычаги фрикционов и тормозные педали приходится прикладывать значительные усилия, быстрой усталости способствует высокий шумовой фон, отсутствие виброзащиты и низкая эффективность торсионной подвески. Названные недостатки частично компенсируются надежностью двигателя и силовой передачи, отличной ремонтопригодностью всей конструкции трактора в целом.
Герман Трофимович

agromania.com.ua