Завод тракторов: Профиль компании

часть 3 — Всё о сельхозтехнике glavpahar.ru

Фото: e-news.pro

Владимирский тракторный завод сегодня

Продолжение…

Владимирский тракторный завод

В 1943 году на северной окраине города Владимира в условиях тяжелого военного времени была начата ударная стройка нового тракторного завода. Официальной датой пуска предприятия считается апрель 1945 года, когда было завершено строительство первой очереди завода.

В тот же год с главного конвейера сошли первые 500 тракторов, а в 1948 году общий объем выпуска составил уже 10000 тракторов. Однако этого было ничтожно мало для нужд сельского хозяйства, пострадавшего за годы войны. Строительство завода продолжалось, и в конце 1949 года была досрочно завершена его вторая очередь.

Изначально поставленный на серийное производство трактор «Универсал» Владимирский завод выпускал в течение 10 лет. Затем были начаты и успешно завершены работы по созданию тракторов ДТ-24 и Т-28 «Владимирец» с новым дизельным двигателем.  

На предприятии сложилась хорошая школа двигателестроения и постоянно велась работа по совершенствованию конструкции тракторных дизелей. В этот период завод является одним из крупнейших в мире производителем дизельных двигателей с воздушным охлаждением.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе трактору Т-28 была присуждена первая премия и Большая золотая медаль. Всего было выпущено более 250 тыс. таких тракторов, а с 1970 года их производство было передано на Ташкентский тракторный завод.

Всего же для колхозов и совхозов страны было поставлено более 400 тыс. тракторов. Почти 40% выпускаемой продукции экспортировалась в 60 стран мира.

С 1971 года Владимирский тракторный завод перешел на производство самого известного своего трактора типа Т-25, который стал базовой моделью для создания большого числа модификаций.

Фото: Яндекс-Дзен-канал «Тракторист-Моторист»

Сборка Т-25 на конвейере Владимирского тракторного завода

Рекордного объема производства предприятие достигло в 80-х годах: каждый пятый трактор, выпускаемый в СССР, был оборудован дизелем Владимирского завода, а в 1988 году был выпущен миллионный трактор и четырехмиллионный двигатель.

В постсоветский период, в условиях падения спроса на технику и роста цен на сырье и материалы, завод стал приходить в упадок. Одной из последних моделей техники, разработанной и выпускавшейся на предприятии, стал универсально-пропашной трактор ВТЗ-2032, премьера которого состоялась в 1996 году.

В дальнейшем предприятие претерпело несколько реорганизаций и переименований, на нем менялись собственники, оно фигурировало в уголовных делах, однако это не только не спасло, а только усугубило и без того критическую ситуацию.

Последние работники Владимирского моторо-тракторного завода были уволены в 2018 года. Тогда же рассматривалась возможность организации производства двигателей для чешских тракторов Zetor, которые собирают в г. Ковров, однако никакого решения принято не было.

В 2019 году имущество Владимирского тракторного завода, включая 48 гектаров земли со всеми цехами и оборудованием, было реализовано на аукционе липецкой компании, связанной с концерном «Тракторные заводы».  

Вполне возможно, что холдинг аккумулирует необходимые активы и планирует возродить производство двигателей и сельскохозяйственных тракторов во Владимире. 

Ну а пока Владимирский тракторный завод является местом проведения экстремальных экскурсий, а также его постепенно разбирают на …сувениры. Предприниматели предлагают ностальгические магнитики из осколков облицовочной плитки цеха с небрежно изображенным трактором и символикой ВТЗ.

Липецкий тракторный завод

Липецкий тракторный завод берет свое начало с машиностроительного производства «Станкострой», основанного на окраине города еще в 1932 году. За относительно короткий период там были сооружены основные производственные корпуса, включая литейный, механообрабатывающий, ремонтно-механический, кузнечный и инструментальный цеха.

К началу Великой Отечественной Войны завод «Станкострой» являлся одним из крупнейших предприятий города. В 1943 году на его базе был создан Липецкий тракторный завод и уже в середине 1944 года с конвейера сошел первый трактор средней мощности «Кировец-35», оснащенный бензиновым двигателем.

В послевоенные годы в соответствии с потребностями сельского хозяйства на заводе был выпущен первый в СССР гусеничный трактор КДП-35 для механизации возделывания сахарной свеклы, который в дальнейшем был модернизирован в части улучшения конструкции ходовой системы (модель Т-38). 

Позже было освоено производство новых гусеничных и колесных тракторов, самоходных шасси, а самой известной моделью стал легендарный Т-40.

По результатам испытаний 1970 г. этот трактор был признан одним из лучших по надежности среди техники, выпускаемой предприятиями стран-членов СЭВ, и удостоен многочисленных наград на международных выставках. Производство модельного ряда Т-40 продолжалось до 1995 г.

Линейка продукции предприятия постоянно расширялась: в 1967 году на заводе даже было создано обособленное подразделение, которое выпускало гусеничное шасси для зенитно-ракетных комплексов «Круг» и других военных машин.

В 1970 году общий объем выпуска тракторов на Липецком заводе достиг 500 тыс. единиц. Завод был оснащен современными поточными полуавтоматическими и автоматическими линиями, что позволяло ежегодно обеспечивать выпуск до 50 тыс. тракторов. Такой объем производства поддерживался вплоть до 1991 года.

В 1980 г. липецкими конструкторами был предложен инновационный для своего времени трактор интегральной схемы ЛТЗ-155. Машина имела центрально расположенную кабину с круговым остеклением, реверсируемый пост управления, колеса одинакового диаметра.

Фото: Яндекс-Дзен-канал «Заброшенное»

Последняя уникальная разработка Липецкого тракторного завода — ЛТЗ-155

Летом 1998 года Липецкий тракторный завод был признан банкротом. За последующие годы сменилось несколько собственников, которым не удалось возродить и стабилизировать производство тракторов. Были попытки выделения отдельных специализированных производств для выпуска военной техники, в частности, модернизированных самоходных гусеничных тягачей для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ. Однако даже такие решения не позволили спасти предприятие и фактически завод прекратил свое существование.

С 2018 года на части производственных площадей бывшего липецкого тракторного завода располагается Липецкий механический завод, основным видом деятельности которого является производство военных боевых машин.

Основные корпуса и вспомогательные сооружения снесены или находятся в аварийном состоянии.

Кировский тракторный завод

Крупнейшая в России машиностроительная компания, которая включена в Перечень системообразующих предприятий Российской Федерации, ведет свою историю с 1801 года. Предприятие было основано как Кронштадтский чугунолитейный завод, в дальнейшем было переименовано в Путиловский, Кировский завод, а ныне — Петербургский тракторный завод.

Именно оно послужило родоначальником отечественного тракторостроения, поскольку первым освоило выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец», в дальнейшем — «Универсал» в 1924 году.

Всесоюзную известность и славу завод получил после освоения производства знаменитых тракторов «Кировец» в 1963-1964 годах. Инициатором создания такой мощной техники стал Н.С. Хрущев, который во время визита в США в 1959 году по достоинству оценил работу аналогичной техники компании John Deere. После возвращения в СССР им была поставлена задача в кратчайшие сроки организовать производство принципиально новых современных тракторов общего назначения мощностью 200-220 л.с.

В 1964 году с конвейера сошли 1200 машин, которые мгновенно стали популярными. Темпы роста производства стали расти ежегодно — в 1975 году Кировский завод произвел уже 100 тыс. тракторов, 1980 — 200 тыс., 1985 — 300 тыс. ед. К началу 90-х годов ежегодный выпуск тракторов достиг небывалых объемов, не имеющих аналогов в мире — более 23 тыс. машин.

Можно смело сказать, что тракторы К-700 послужили мощнейшим толчком развития крупнотоварного производства и в период позднего СССР они обеспечивали выполнение до 40% всех полевых операций. «Кировцы» получили заслуженное признание на международных выставках, где были по достоинству оценены их высокие эксплуатационные показатели и оригинальные конструктивные решения.

Продукция завода экспортировалась более чем в 30 стран мира, в том числе Германию, Францию, Австралию, Канаду, США и др.

Глубокий кризис 90-х годов не обошел и Кировский тракторный завод. В этот период резко сократился выпуск техники, были проведены организационные преобразования. Учитывая возрастающие требования к качеству и возможностям техники и несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, Петербургский тракторный завод совместно с немецкой компанией Land- und Kraftfahrzeugtechnik GmbH в 1995 году создает и ставит на производство новую модификацию «Кировца» К-744 с двигателем мощностью 350 л.с.

В 2012 году выполнено радикальное обновление серии машин, подготовлены и запущены в серию рестайлинговая версия линейки К-744Р и новое поколение «Кировцев» серии К-9000.

В 2019 году на Петербургском тракторном заводе торжественно запустили в серийное производство обновленную модель сельскохозяйственного трактора «Кировец К-7», которая соответствует всем современным требованиям и способна конкурировать с лучшими зарубежными аналогами.

Таким образом, Петербургский тракторный завод является единственным из рассмотренных предприятий, сумевшим не просто выжить в условиях рыночных преобразований, но и успешно модернизировать производство, освоить выпуск новых моделей техники, отвечающих современным требованиям. Тем не менее, сельское хозяйство России остро нуждается в тракторах и то количество техники, что может предложить один, даже относительно успешно функционирующий завод, ничтожно мало.

Перспективы развития тракторостроения России

Сегодня потеря бывших индустриальных гигантов компенсируется созданием новых производств путем интеграции с ведущими мировыми компаниями. Это обосновывается тем, что современное производство требует совершенно нового оборудования, технологических процессов, организационных решений, чего уже невозможно достичь, используя наследие прошлого.

Очень кратко отметим несколько примеров такого сотрудничества и хотя объемы производства новых совместных предприятий несопоставимы с заводами СССР, это позволяет хотя бы надеяться на новый толчок в развитии отечественного машиностроения.

В настоящее время производство тракторов в России организовано на нескольких предприятиях, среди которых как действующие заводы, так и созданные практически «с нуля».

Программой развития отечественного тракторостроения занимается известный производитель грузовой автомобильной техники ОАО «КАМАЗ», которое на первом этапе предлагало аграриям модельный ряд из пяти универсальных тракторов, изготовленных по лицензии компании McCormick. В их числе — тракторы малой мощности CMAX-85 и CX-105 (62 и 75 л.с.), предназначенные для небольших хозяйств, тракторы средней мощности XTX-185 и XTX-215 (199 и 224 л.с.), а также модель Т-215, построенная, преимущественно, на импортных комплектующих.

В 2009 году «КАМАЗ» организовал совместное предприятие с компанией CNH Industrial для производства наиболее популярных моделей тракторов и зерноуборочных комбайнов в соответствии с потребностями российского рынка. На предприятии была осуществлена серьезная модернизация, внедрены новейшие технологические процессы, включая автоматизацию производственных участков и применение компьютерных систем.

Если на первом этапе завод занимался, в основном, сборочным производством, то сегодня концепция предприятия заключается в росте локализации продукции.

В 2020 г. предприятие планирует начать изготовление тракторов серии Magnum 310 и 340, провести дополнительные мероприятия по локализации производства, в том числе кабин тракторов, мини-погрузчиков Case, пневматических бункеров Flexi-Coil.

Один из флагманов отечественного сельхозмашиностроения «Ростсельмаш» планирует в 2022 году ввести в эксплуатацию новый тракторный завод, который будет осуществлять выпуск мощных тракторов Versatile, ныне производимых в Канаде.

Открытие завода позволит компании увеличить производство и расширить модельный ряд тракторов с учетом потребностей и емкости рынка России. Сегодня дефицит планируемых к выпуску тракторов составляет порядка 25 тыс. ед. Предполагаемая мощность завода составит 15 тракторов в сутки.

В 2015 году на производственных мощностях Голицынского автобусного завода было организовано совместное предприятие с корпорацией AGCO по выпуску тракторов Challenger MT585D и MT685D. В дальнейшем линейка техники была дополнена тракторами средней мощности Massey Ferguson 6713 и обновленных моделей MF 7600 и MF 8600. Если первоначальный уровень локализации производства составлял 10-15%, то к 2020 году этот параметр должен возрасти до 50%. Предприятие способно выпускать до 5 тыс. тракторов в год.

Компания Claas работает на российском рынке с 1992 года и логичным развитием сотрудничества с российским АПК стало строительство завода по производству зерноуборочных комбайнов и тракторов в г. Краснодар в 2005 году.

За время существования завода «КЛААС» существенно расширился модельный ряд выпускаемой техники. Сегодня для российского рынка по немецким стандартам в Краснодаре производятся зерноуборочные комбайны и тракторы, а завод является одним из крупнейших машиностроительных предприятий Краснодарского края.

Продукция, произведенная на заводе, официально имеет статус «товар, произведенный на территории РФ». Таким образом, закупка техники может осуществляться при финансовой поддержке государства. Тем не менее, компания продолжает осуществлять дальнейшую локализацию производства и расширять модельный ряд производимых машин.

Американский машиностроительный гигант John Deere осуществляет выпуск сельскохозяйственной техники на производственной площадке в г. Оренбург, где идет строительство цехов для сборки тракторов и комбайнов, а также испытательного полигона.

Завершение стройки планируется уже в 2020 году, что позволит локализовать производство техники, ранее рассредоточенного по нескольким регионам России, в одном месте. В 2021 году здесь будет осуществляться сборка тракторов и комбайнов, а в перспективе посевных и почвообрабатывающих машин.

Подводя итог, заметим, что стихийные реформы, бесконтрольная приватизация, разрушение организационных и производственных связей нанесли отрасли сельскохозяйственного машиностроения России ущерб, намного более серьезный, чем Великая Отечественная война. Тогда восстановление производства было выполнено собственными силами, сейчас на такой шаг страна уже практически не способна.

#5ec50efe0cdbb00c35cb4583   #5ef5e9b00627685751166b69   #5ef5e9ce0627685751166b6c   #5ef5e9ef0627685751166b6f  

Владимирский тракторный завод

Автор: Анна Зимакова . Источник: Владимирская областная научная библиотека

Из 48 предприятий, воздвигнутых в городе за годы советской власти, Владимирский тракторный завод (ВТЗ) был одним из крупнейших. Завод начал строиться в 1943 году в соответствии с постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1943 года. Местом строительства был выбран район за старой Юрьевской заставой. Стройка была объявлена ударной. Новый строящийся завод испытал на себе все беды войны. Но уже в июле 1944 года были собраны первые пять тракторов «Универсал» из деталей, привезенных с Кировского завода в марте того же года из освобожденного Ленинграда.

Днем рождения завода считается 24 апреля 1945 года. В этот день закончилось строительство первой очереди завода. С главного конвейера сошел 500-й трактор. Но строительство завода продолжалось. После войны срочно нужны были стальные машины для подъема сельского хозяйства.

За успешную работу в феврале 1948 года заводу было присуждено первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. А в сентябре решением Совета Министров СССР заводу было присвоено имя видного в то время деятеля коммунистической партии А. А. Жданова. Это имя завод носил вплоть до 1989 года.

В 1948 году ВТЗ выпустил уже 10000-й трактор, а к 1949 году завод вышел на свою проектную мощность. 22 декабря 1949 года была досрочно пущена вторая очередь завода. 

Вместе с заводом рос и район. Целая улица получила название в честь завода – Тракторная. Строились общежития и дома для рабочих, появились своя больница и Дом культуры, дом отдыха и детский летний лагерь. 

Владимирский тракторный завод, 1950-е годы.
Источник: Владимир : альбом фотографий. Владимир : Владимирское книжное издательство, 1958. С. 18.

С 1950-х гг. при ВТЗ была своя футбольная команда «Трактор» (сейчас – футбольный клуб «Торпедо»).

Для подготовки молодых специалистов еще в 1944 году был открыт Тракторный техникум (ныне – Владимирский политехнический колледж).

С 1945 по 1970 гг. для колхозов и совхозов страны завод изготовил почти 406 тысяч тракторов. Продукция ВТЗ экспортировалась более чем в 60 стран мира.

Трактор «Универсал» завод выпускал в течение 10 лет. В 1955 году была начата работа по созданию трактора ДТ-24 с новым дизельным двигателем; затем разработали машину ДТ-28. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе трактору ДТ-28 была присуждена первая премия и Большая золотая медаль. В 1959 году завод освоил производство двигателей Д-30 с воздушным охлаждением.

В 1966 году за успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана, завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1976 году – орденом Октябрьской Революции.

С января 1971 года ВТЗ приступил к выпуску деталей и узлов трактора Т-25, а в 1973 году уже создается модернизированный трактор Т-25АI.

Заводчане спешат на работуИсточник: Владимир = Vladimir : [фотоальбом / сост. В. Маслов, И. Столетов]. М. : Советская Россия, 1980. С. 34.

В 1977 году группе работников предприятия за разработку конструкций ряда универсальных дизелей с воздушным охлаждением и организацию поточно-массового производства было присвоено звание лауреатов Государственной премии СССР.

В 1980 году Владимирский тракторный завод был награжден премией «Золотой Меркурий» за развитие национальной экономики и международных отношений.

Владимирские трактора. 1980-е годы.Источник: Владимир = Vladimir : [фотоальбом / сост. В. Маслов, И. Столетов]. М. : Советская Россия, 1980. С. 39.

В 1988 году на заводе выпустили миллионный трактор и четырехмиллионный двигатель.

В 1990-е годы завод пережил, но работал с убытком. Задолженности по зарплате были хроническими, штаты сокращались ежегодно. Были проданы многие объекты социальной инфраструктуры и пустующие корпуса.

Тем не менее, в 1996 году были выпущены первые тракторы серии ВТЗ-2000, а также трактор Т-45, специально приспособленный для работы в теплицах.

А в конце 1990-х годов, несмотря на большие трудности, завод начал осваивать современный модельный ряд. В декабре 1998 года состоялась презентация самоходного шасси ВТЗ-30СШ (когда мотор сзади, а кузов или другое оборудование перед кабиной).

На смену модели Т-25 был подготовлен Т-2027. Трактор Т-30А и его модификации сменило семейство Т-2032, а семейство Т-45 с 2001 года сменили тракторы Т-2048А. Завод освоил производство моделей Т-2427, Т-2432, а также мощного полноприводного Т-2063АС «Турбо-99».

В 2001 году экспериментальным цехом собран первый вильчатый погрузчик ВТЗ-30СШ-ПВ.

Летом 2003 года в связи с изменением состава акционеров ОАО «Владимирский тракторный завод» было реорганизовано в ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ).

В 2004 году были собраны новые тракторы Т-50, Т-85 и коммунальная машина ВТЗ-30СШ-КО, отличающиеся более современным дизайном. В январе 2005 года с конвейера сходит тысячное самоходное шасси производства ВМТЗ.

В 2005 году завод вошел в концерн «Тракторные заводы». Продукция завода участвовала на международных выставках и ярмарках.

Филиалом ВМТЗ являлся агрегатный завод в поселке Никологоры, в состав производственного объединения «Владимирский тракторный завод» ранее также входили агрегатный завод в поселке Колокша, Владимирский механосборочный завод и завод специнструмента и технологической оснастки (ВЗИТО).

В 2012 году на производственных площадях Владимирского моторо-тракторного завода в партнерстве с финской компанией Sampo-Rosenlew выпускались зерноуборочные комбайны серии «Агромаш 5000». Было произведено всего 12 единиц, которые отправили в Татарстан.

Основным видом продукции в последние годы работы завода были коммунальные и сельскохозяйственные тракторы различных модификаций, погрузчики, дизельные двигатели мощностью от 25 до 75 лошадиных сил, самоходные шасси, навесное оборудование и т. д.

Осенью 2017 года активы концерна «Тракторные заводы» были переданы государственной корпорации Ростех, представители которого зафиксировали крайне тяжелое положение Владимирского моторо-тракторного завода.

30 ноября 2017 года рабочие ВМТЗ были трудоустроены переводом в чебоксарский «Промтрактор» и выведены в простой. 20 июля 2018 года весь штат завода в 300 сотрудников был сокращен. 

Легендарный Владимирский тракторный завод прекратил свое существование. В сентябре 2021 года решением Арбитражного суда Владимирской области была окончательно завершена процедура банкротства предприятия, а ООО «Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ)» внесено в соответствующий государственный реестр как ликвидированное предприятие.

Источники:

На пути созидания : Акционерное общество «Владимирский тракторный завод» : [сб. статей].

– Владимир : РЕКО, 2000. – 139 c.

Скворцов А. И. Владимир : путеводитель-справочник. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. – 303 с.

«Владимирскому моторо-тракторному заводу» списали 70 миллиардов долгов. – Текст: электронный // Медиапроект «Чеснок» : [сайт]. – URL:  https://chesnok.media/2021/09/27/vladimirskomu-motoro-traktornomu-zavodu-spisali-70-milliardov-dolgov/ (12.01.2023).

Гиляревский Б. Б. Завод и город // Старая столица : краеведческий альманах. – Вып. 12. – Владимир : Транзит-Икс, 2018. – С. 91-93.

Музей тракторов и двигателей | Аттракцион John Deere в Ватерлоо, штат Айова

Посетите мобильный гид John Deere

БЕСПЛАТНЫЙ интерактивный мобильный гид John Deere включает в себя аудиотуры, фотографии, видео, фильтры для селфи и виртуальную реальность в павильоне John Deere, историческом месте John Deere, музее тракторов и двигателей John Deere, всемирной штаб-квартире John Deere, а также позади сцены рассматривают артефакты, документы, фотографии и произведения искусства из архивов компании.


Машины

В Музее тракторов и двигателей John Deere каждый найдет что-то для себя. Ознакомьтесь с нашей коллекцией техники Deere на территории самого первого тракторного завода Deere.

Артефакты

Откройте для себя редкие артефакты из нашего легендарного прошлого. Проследите историю John Deere от простого стального плуга до современных рабочих машин.

Экспонаты

Возьмитесь за рукоятки стального плуга и проверьте свою силу против настоящей лошадиной силы. Изучите историю John Deere на наших интерактивных выставках.

Бесплатный вход

Поскольку мы гордимся своим наследием и призываем всех поделиться своей легендарной историей, каждый сайт John Deere Attractions открыт для публики и совершенно БЕСПЛАТЕН.

Часы работы

Воскресенье-понедельник: выходной
вторник-суббота: 9:00-17:00

выходной

Новый год – 4 июля
День Благодарения – Канун Рождества
День Рождества – Канун Нового года

Схема проезда

Трактор и музей John Deere расположен на западной стороне кампуса TechWorks, передового производственного, инновационного и коммерческого центра площадью 30 акров в центре города Ватерлоо, штат Айова.
Проверьте карту.

Свяжитесь с нами

Музей тракторов и двигателей John Deere
500 Westfield Avenue
Waterloo, IA 50701
Напишите нам по электронной почте

Пока вы находитесь поблизости

900 05

Музей ветеранов Айовы братьев Салливан – Ватерлоо, Айова

Музей ветеранов Айовы братьев Салливан чествует всех жителей Айовы, которые служили нации с Гражданской войны до настоящего времени. Основная миссия музея – сбор, сохранение и интерпретация их историй и артефактов.
Как добраться до музея ветеранов Sullivan Brothers Iowa

Молодежный павильон Фелпса – Ватерлоо, Айова

Молодежный павильон Фелпса – это интерактивный детский музей, в котором представлено более 40 практических экспонатов, связанных с искусством и культурой. Экспонаты показывают опыт, который берет детей по всему миру.
Как добраться до Молодежного павильона Фелпса

Музей Гроута – Ватерлоо, Айова

Коллекция Музея истории и науки Граута посвящена периоду с 1833 года, когда Айова была открыта для заселения, до наших дней.
Как добраться до музея Grout

Аквапарк Lost Island – Ватерлоо, Айова

Расслабьтесь и насладитесь тропическим раем в крупнейшем аквапарке Айовы с 14 горками, ленивой рекой, волновым бассейном, тремя детскими игровыми площадками, одной из крупнейших трасс для картинга на Среднем Западе и двумя 18-луночными полями для мини-гольфа.
Как добраться до аквапарка «Потерянный остров»

Природный центр заповедника Хартман – Сидар-Фолс, Айова

Этот лесной заповедник площадью 300 акров включает озера, долины, прерии и луга, изобилующие дикой природой. Шесть миль трасс представляют собой идеальные места для бега, пеших прогулок, прогулок на снегоступах и катания на беговых лыжах.
Как добраться до природного центра заповедника Хартман

Научный воображариум Блюдорн – Ватерлоо, штат Айова

Этот интерактивный научный центр представляет собой игровую площадку для воображения. Здесь представлены забавные практические экспонаты, демонстрирующие, как наука влияет на повседневную жизнь. Посетители также могут насладиться научной демонстрацией в запланированное время.
Как добраться до Bluedorn Science Imaginarium

Тракторный завод Волгоград – Дарк Туризм

– рейтинг темномера: 3 –

Бывший завод по производству тракторов, а также танков (особенно во время Второй мировой войны), расположенный на северной окраине города Волгограда, бывшего Сталинграда, в России. Разрушенный в Сталинградской битве, он вскоре был восстановлен и возобновил поставки танков в Красную Армию, а вскоре и тракторов. Всего здесь было произведено более двух миллионов тракторов. Однако сегодня завод гораздо менее загружен и частично заброшен, но большие соцреалистические мозаики на переднем фасаде, а также танк Т-34 на постаменте остались на месте, как и (редкая) статуя печально известного Феликса Дзержинского.

>Дополнительная справочная информация

>Что там посмотреть

>Местоположение

>Доступ и стоимость

>Требуется время

>Комбинации с другими темными направлениями

>Комбинации с не темными направлениями

>Фотографии

Дополнительная информация: Тракторный завод основан во второй половине XIX в. 20-х годов, к северу от уже существующего металлургического завода у подножия Мамаева кургана, который будет снабжать необходимым сырьем металл (также для оружейно-боеприпасного завода «Баррикады», расположенного между металлургическим и тракторным заводами).

Фабрика была названа в честь Феликса Дзержинского, основателя советской тайной полиции (которая впоследствии стала НКВД, а затем КГБ). Его имя было исключено из официального названия завода в 1961 году, но статуя печально известного человека до сих пор стоит перед его главным порталом.

Производство тракторов началось в 1930 году. Помимо обычных колесных тракторов завод выпускал и гусеничные версии. К началу Второй мировой войны было произведено четверть миллиона обычных тракторов и 40 000 гусеничных версий.

Во время Великой Отечественной войны завод переключился на выпуск танков, наиболее известной из которых стала удачная модель Т-34, которых ежемесячно с завода покидало 250 единиц.

Этот танк стал опорой Советской Красной Армии. Вы все еще можете найти бесчисленное количество примеров из более чем 80 000 произведенных Т-34, служащих военными мемориалами по всему бывшему Восточному блоку. Один из таких экземпляров стоит прямо у завода в Волгограде.

Когда немецкий вермахт достиг Сталинграда летом 1942 года, тракторный завод стал первой целью, и немцам удалось взять первую часть Волгограда, дойдя, таким образом, и до берегов Волги. В ходе ожесточенных боев в течение следующих нескольких месяцев завод был в значительной степени разрушен. Именно здесь прозвучали последние выстрелы в начале февраля 1943 года, даже через несколько дней после капитуляции командующего 6-й немецкой армией. Но часть солдат вермахта все еще держалась на тракторном заводе, пока они тоже не сдались.

После боя завод был очищен от снарядов и мусора и в течение нескольких месяцев был предварительно реконструирован. Начиналось оно сначала с ремонта танков, но вскоре возобновилось и полномасштабное производство. С 1944 года компания снова вернулась к производству тракторов.

Он продолжал процветать после войны, и к 1970 году был собран один миллион тракторов, а двухмиллионная отметка была пройдена в 1980-х годах. Однако распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис 19 в.90-е годы в России сильно ударили по заводу. Приватизированная уже в 1992 году, продажи резко упали до 3000 (из запланированных 80000) в 1998 году. В 2000-х компания была разделена на несколько предприятий, одно из которых производило военную технику (например, легкие танки), другое все еще производило (гусеничные) тракторы, а третье – детали машин.

Сегодня завод работает в меньших масштабах, а некоторые его части заброшены или снесены. Однако главный портал с мозаикой и мемориалы перед ним остаются на месте.

Что есть на что посмотреть: Немного, но достаточно, чтобы поездка на трамвае из центра Волгограда стоила того.

Главное, что нужно увидеть, это две гигантские мозаики, на которых в типично соцреалистической прославляющей манере изображены мускулистые рабочие, советские символы серпа и молота и, конечно же, тракторы и танки. Справа от главных ворот — гражданская версия (с тракторами и рабочими), слева — военная (с солдатами и танком). Они настолько хороши, насколько это типичная советская форма искусства.

На большой, ныне почти пустой площади перед парадным порталом стоят два мемориала. Во-первых, на постаменте стоит один из тех танков Т-34, которые всегда сигнализируют о том, что вы находитесь в бывшем Восточном блоке (таких военных мемориалов с Т-34 должны быть буквально тысячи).

Другой памятник здесь — высокий постамент со статуей Феликса Дзержинского наверху, козлинобородого ур-чекиста, чье имя завод носил до 19 века.61 (см. выше). Он указывает обвиняющим пальцем на ворота завода, как будто все еще оплакивая утрату связи с ним в названии. А если серьезно, то это особо примечательный памятник, потому что изображения Дзержинского в таком виде гораздо реже, чем вездесущие Ленины, многочисленные Марксы и прочие герои коммунизма, вроде Калинина, у которого тоже есть табличка на заводских воротах.

Эти главные ворота украшает еще больше советских табличек, символов и лозунгов. Но вы не можете войти. Лучшее, что вы можете получить, это заглянуть через решетку в одном месте, через которое вы сможете увидеть ряд тракторов на открытом воздухе за воротами, рядом с каким-то стальным памятником.

На территории, по-видимому, есть небольшой музей о заводе и его роли в Сталинградской битве, но его можно посетить только по предварительной записи. Я где-то читал, что некоторые туроператоры, предлагающие более длинные маршруты на сталинградскую тематику, включают это в свои программы (попробуйте, например, «Три кита» — см. Волгоград и Горки Ленинские). Но я не видел, поэтому не могу прокомментировать.

Вот в принципе и все, кроме небольшого памятника солдату у входа в большой торговый центр между трамвайной остановкой и заводскими воротами. Он состоит из единственной каменной статуи солдата с автоматом и мраморного панно у его ног, на котором написано что-то вроде: «Защитникам города — благодарным тракторостроителям».

Местонахождение: на крайнем севере Волгограда, в районе имени завода, примерно в 8 милях (13 км) от центра города.

Расположение карт Google: [48.8023, 44.6058]

Доступ и стоимость: долгая (но несложная) поездка на трамвае из центра; бесплатно.

Деталей: Чтобы добраться до тракторного завода, сядьте на «метротрам» линии СТ, который проходит от самого центра по проспекту Ленина до конечной остановки Вгтз/Вгтз (что означает Волгоградский тракторный завод), где трамвай делает круг, прежде чем отправиться обратно. От конечной остановки идите вперед мимо большого торгового центра. Менее чем через полмили (600 метров) вы окажетесь у ворот завода и большой площади перед ними.

На площадь можно попасть в любое время суток, но вам явно захочется побывать здесь в светлое время суток. В музей на заводе можно попасть только по предварительной договоренности (что, по-видимому, иногда делают туроператоры в рамках своих маршрутов). Вы не можете войти самостоятельно, насколько я могу судить. И я понятия не имею, сколько будет стоить посещение отдельно.

Необходимое время: Всего около десяти-пятнадцати минут на месте (больше, если вы сможете попасть в музей), но около получаса на трамвае в каждую сторону, чтобы добраться туда и вернуться в центр.

Комбинации с другими темными направлениями: вообще см. под Волгоградом.

Лучшее сочетание с точки зрения логистики — это Мамаев курган, трамвайная остановка которого находится на пути между центром и тракторным заводом.

По пути вы также проедете мимо двух других крупных промышленных предприятий севера Волгограда, металлургического комбината «Красный Октябрь» и завода по производству оружия и боеприпасов «Баррикады».

Дальше на север, на самой окраине Волгограда, находится еще один промышленный объект, который некоторым может показаться интересным: огромная гидроэлектростанция и плотина, образующая длинное озеро между Волгоградом и Саратовом.