Трактор германия – Колёсные и гусеничные тракторы для сельского хозяйства в Германии – купить спецтехнику б/у и новую

Содержание

Секретный музей тракторов в Австрии — «Грузовики, автобусы, спецтехника» на DRIVE2

Расположенная на юге Австрии земля Штирия является родиной австрийского виноделия. Обилие вулканических и конгломератных почв, умеренный климат, представляющий единство и борьбу альпийского и средиземноморского, позволяет выращивать тут превосходный виноград.

Риванер, Вельшрислинг, Шойребе, Гельбер Мускателлер, Пино Блан, Пино Гри, Совиньон Блан, Шардонне, Цвайгельт… Но главным, автохтонным виноградом Западной Штирии является Блауер Вильдбахер, известный как минимум с 16 века.

По своим свойствам этот виноград лучше всего пригоден для изготовления розового вина, которое имеет в этих краях свое название — Шильхер. Каждый год лучшие виноделы ассоциации Winzer Weststeiermark представляют свои вина на дегустацию взыскательному жюри.

Однако, помимо ассоциации виноделов, есть в этих краях и другое весьма занимательное объединение. А именно… клуб любителей старинных тракторов!

“Нет, в юности я не пахал на тракторе”. Глава клуба, седовласый Пол Винер улыбается широкой белозубой улыбкой. На вид ему лет 60. “У моего отца была ферма, но трактора и автомобили интересовали меня только с технической точки зрения”.

Полный размер

Помимо винограда, земли Штирии испокон веков распаханы под тысячи земельных наделов, принадлежащих местным фермерам. Яблоневые сады соседствуют с мясо-молочными предприятиями семейного масштаба. А это значит, что исторически тут существовала потребность в локальной, но массовой механизации труда.

Именно поэтому в местном сельском хозяйстве получили популярность небольшие трактора, которые, конечно, были бы практически бесполезны при российских масштабах земледелия, но для крошечных хозяйств оказались просто незаменимы.

Разумеется, далеко не все фермеры относились к этим машинам просто как к рабочим лошадкам.

Отслужившие свое трактора не разбирали на запчасти и не списывали в утиль, а восстанавливали и ставили в амбары — как память. В результате во второй половине прошлого века в городке Штайнц возник… клуб любителей старинных тракторов. Его членами стали не только фермеры, но и просто небезразличные к технике люди — такие, как господин Винер.

Со временем объединение росло, и в настоящий момент включает себя полсотни участников, владеющих в общей сложности 130-ю тракторами. Общим решением клуба стало не только хранить все машины в одном месте, но и создание музея тракторов, открытого для всех желающих.

Полный размер

“Это наша история, которую мы хотим донести до потомков”, — Пол демонстрирует мне два ангара, плотно заставленные диковинными тракторами, каждый из которых вдвое меньше привычной мне “Беларуси”.

Полный размер

В музее собраны трактора выпуска с 1928 по 1965 год. Наиболее популярные марки — Deutz, Kramer, Lindner, Steyr, Warchalowski, MAN, Lanz, Fendt, Jess, Güldner, Ford, Hürlemann, Bürher, Alpina, Normag, Bautz.

Полный размер

Один из самых старых экспонатов — Deutz GF 2M 115 1923 года. Одноцилиндровый двигатель объемом 1.6 л стоящего по соседству Kramer GW20 1941 года выдает 20 л.с.

Полный размер

Рядом с ним — темно-синий Normag F12 B 1954 года. 1 цилиндр объемом 1247 кубических сантиметров. Масса трактора — 1247 кг, то есть в три раза меньше, чем у упомянутой “Беларуси”.

Полный размер

Синий красавчик с красной решеткой на боку — AX7W производства Güldner Motoren Werke 1959 года. Объем единственного цилиндра — всего 0.6 л. Мошность 11 л.с., масса — 800 кг.

Полный размер

Часть тракторов не подвергнута реставрации, но все они на ходу, как и немецкий AS 120 B от Josef Bautz. Двухцилиндровый мотор объемом 1.2 л выдает 12 л.с., при массе трактора в 1140 кг.

Полный размер

Самая часто встречаемая модель в коллекции — легендарный австрийский Steyr 80 пятидесятых годов. Под длинным закругленным капотом — одноцилиндровый дизель объемом 1.3 л, выдающий всего 13 л.с. Практически не уступает ему в популярности и более мощный, и крупный Steyr 180 (2.7 л, 26 л.с.). Точно такой же, только распиленный пополам, висит снаружи на здании музея.

Стоящий по правую руку от «восьмидесятки» на первой фотографии, Массивный Deutz 1963 года с круглой радиаторной решеткой и массой в 2.2 т оснащен двухцилиндровым дизелем на 20 л.с.

Полный размер

Один из самых красивых аппаратов — результат сотрудничества Porsche и австрийской компании Hofherr-Schrantz. После войны компания Porsche не имела права выпускать технику, поэтому такие трактора делали совместно компании Allgaier GmbH и Hofherr-Schrantz. Последней это было особенно на руку. Ее крупнейшее производство в Будапеште было национализировано и получило название “Красная Звезда”, где довоенные модели австрийской марки с нефтяными двигателями продолжали клепать до конца пятидесятых годов.

Полный размер

Есть тут и машины из других стран — французский Renault N71 1960 года, фирменного оранжевого цвета, с трехцилиндровым дизелем Perkins объемом 2.4 л о 35 л.с.

Полный размер

Редкий для Австрии чехословацкий Zetor 25 1965 года (2.1 л, 25 л.с., 2 цилиндра, масса 1200 кг) принял участие в десятках клубных мероприятий, о чем наглядно говорят шильдики на его капоте. Картонка под трактором — лишь напоминание о том, что аппарат на ходу.

Полный размер

Австрийский трактор Warchalowski WT14 выпускался с 1955 по 1959 год. Было выпущено чуть больше тысячи таких тракторов, один из которых перед вами. Мощность двухтактного четырехцилиндрового дизеля объемом 2.4 л составляет 16 л.с. при массе машины в 855 кг. Рядом — более современная модель Warchalowski шестидесятых годов.

Полный размер

Часть тракторов часто используется владельцами для регулярной езды по дорогам общего пользования, поэтому они специально подготовлены — помимо номеров, у них есть надстройки и светотехника, а в салоне лежит аптечка и огнетушитель — как у этого раритетного Lanz-Bulldog.

Полный размер

Чтобы завести Bulldog, необходимо снять… руль, и использовать его как «кривой стартер».

На самых старых тракторах спереди находится специальный узел — калоризатор, или калильная головка. Для того, чтобы завести такой движок (который мог работать практически на любом типе топлива — от растительного масла до сырой нефти), нужно первым делом разогреть калоризатор паяльной лампой.

Полный размер

Англо-американский бренд Ferguson представлен также несколькими экземплярами. В углу притаился трактор Fordson тридцатых годов.

Полный размер

Fordson расшифровывается как Henry Ford & Son, Генри Форд и сын. Похожий, работающий на керосине аппарат выпускали по лицензии и в СССР — на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1924 года по лицензии компании Форд. Это была копия американского трактора Fordson-F. “Фордзон-Путиловец” продлился до 1932 года. В времена коллективизации эти трактора показали себя неоднозначно — конструкция, созданная для небольших ферм, плохо справлялась с бескрайними полями новообразованных колхозов.

Неподалеку — более современный Fordson Major синего цвета, который словно только что сошел с конвейера. Не менее красив и оранжевый швейцарский Hürlemann пятидесятых.

Полный размер

Чинят и восстанавливают трактора тут же, в мастерской. В очереди на восстановление во дворе стоит остов трактора Forschritt ZT300 производства восточногерманской марки TWS (Traktorenwerk Schönebeck).

Полный размер

www.drive2.ru

Трактора и тягачи | Германия — Всё о Второй мировой

Полугусеничный мотоцикл SdKfz 2 (Kettenkrad HK-101)

Мотоцикл изначально разрабатывался для использования в парашютно-десантных и горно-егерских подразделениях. Он производился фирмами «NSU» и «Shtewer» с 1940 г. и предназначался для буксирования легких артиллерийских орудий и разного рода прицепов, для прокладки кабелей, для буксирования самолетов и т.п. Кроме базовой модели, выпускалось две специализированные – «Kfz 2/1» с оборудованием для перевозки полевого кабеля и «Kfz 2/2» с оборудованием для перевозки тяжелого полевого кабеля. Мотоцикл представлял собой своеобразный гибрид мотоцикла и гусеничного тягача. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Управление осуществлялось при помощи переднего колеса, смонтированного в вилке мотоциклетного типа. Машина также могла выполнить поворот с малым радиусом при помощи гусениц. Всего было выпущено около 9,4 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 3 м; ширина – 1 м; высота – 1,2 м; масса – 1,2 т; грузоподъемность – 350 кг; тип двигателя – карбюраторный 4-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения «Opel Olimpia 38»; мощность двигателя – 36 л.с; скорость передвижения по шоссе – 62 км/ч; запас хода – 260 км; экипаж – 2 — 3 человека.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz.3 (Opel-Maultier)

Тягач выпускался в 1942-1945 гг. фирмами «Ford», «Klockner-Humboldt-Deutz», «Opel» и «Daimler-Benz» в трех вариантах в зависимости от грузовика, использованного для постройки машины: «Sd.Kfz. 3a» — на базе 2-тонного грузовика «Opel»; «Sd.Kfz. 3b» — на базе 2-тонного грузовика «Ford»; «Sd.Kfz. 3c» — на базе 2-тонного грузовика «KHD». В качестве движителя использовалась гусеничная ходовая часть типа «Carden-Loyd». Всего было выпущено 1870 машин. ТТХ тягача: длина – 6 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,5 м; колесная база – 3,6 м; масса – 6,6 т; полезная нагрузка – 2,9 т; двигатель – 6-цилиндровый, бензиновый; мощность двигателя – 68 л.с; емкость топливного бака – 82 л; запас хода – 200 км; скорость передвижения по трассе – 38 км/ч; экипаж – 2 человека.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz.6

Артиллерийский тягач производился с 1945 г. на заводах фирм «Buessing-NAG» и «Daimler-Benz». В зависимости от предназначения тягач выпускался с кузовом одного из двух типов. В первом (Sd.Kfz.6/1) имел кузов с оборудованным в его кормовой части зарядным ящиком, в котором перевозились боеприпасы к буксируемому орудию. Во втором (PF-10, PF-11 и PF-12) — оснащался кузовом для перевозки личного состава, инженерное оборудование находилось, на буксируемом прицепе. На обоих типах кузовов скамьи для размещения личного состава устанавливались поперёк продольной оси машины, с обеих сторон кузова имелись вырезы для быстрой посадки десанта. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. Тягач служил для буксировки легких 105-мм гаубиц и 75-мм противотанковых пушек Он также использовался в качестве ЗСУ и САУ. Всего было выпущено 3660 машин. ТТХ тягача: длина – 6,3 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,5 м; масса – 7,5-9 т; тип двигателя — карбюраторный 6-цилиндровый водяного охлаждения «Maybach HL 54-TUKRM»; мощность двигателя – 90 — 115 л.с; удельная мощность – 12,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 290 км; экипаж – 1 человек; количество мест для людей – 6 — 14.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 7

Тягач был разработан фирмой «Krauss-Maffei AG» и выпускаться серийно с 1933 г. Он использовался для буксировки зенитных орудий, тяжелых полевых орудий и гаубиц, а также в качестве ЗСУ. Он был оснащен лебедкой с грузоподъемностью 3,5 т. Тягач использовался в Бразилии и Болгарии. В Италии было выпущено 250 машин собственного варианта тягача под обозначением «Semincingolato Breda Tipo 61». Всего было выпущено 12187 машин. ТТХ тягача: длина – 6,9 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; масса – 9,7 т; клиренс – 400 мм; масса буксируемого груза – 8 т; тип двигателя — 6-цилиндровый бензиновый «Maybach HL 52/57/62/64»; мощность двигателя – 140 л.с; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; емкость топливного бака – 215 л; запас хода – 250 км; экипаж – 1 человек; количество мест для перевозки людей – 12.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 8

Тягач был разработан фирмой «Krauss-Maffei AG» и начал выпускаться серийно с 1938 г. Тягач использовался для буксировки зенитных орудий, тяжелых полевых орудий и гаубиц, а также в качестве ЗСУ. Он был оснащен лебедкой с грузоподъемностью 3,5 т. Тягач использовался в Бразилии и Болгарии. В Италии было выпущено 250 машин собственного варианта тягача под обозначением «Semincingolato Breda Tipo 61». Всего было выпущено около 4 тысяч машин.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 8

ТТХ тягача: длина – 6,9 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; масса – 9,7 т; клиренс – 400 мм; масса буксируемого груза – 8 т; тип двигателя — 6-цилиндровый бензиновый «Maybach HL 52/57/62/64»; мощность двигателя – 140 л.с; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 250 км; экипаж – 1 человек; количество мест для перевозки людей – 11.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 9

Тяжелый тягач выпускался фирмами «FAMO», «Vomag», «Tatra» с 1936г. и предназначался для буксирования тяжелых орудий типа «24-сm Kanone 3» или зенитных орудий «FlaK 18». Машина имела открытый кузов, который мог закрываться тентом, переднее стекло складывалось вперед или снималось. Под грузовой платформой была установлена лебедка. Моторный отсек, и кабина водителя были полностью бронированы листами катаной стали толщиной 8-14,5 мм. Известны варианты тягача: «Sd.Kfz. 9/1» (с краном грузоподъемностью 6 т) и «Sd.Kfz. 9/2» (с краном 10 т). Тягачи также состояли на вооружении румынской армии. Всего было выпущено около 2,7 тысяч машин. ТТХ тягача: длина – 8,3 м; ширина – 2,6 м; высота – 2,9 м; клиренс – 440 мм; масса — 15,3 т; двигатель – 12-цилиндровый, бензиновый с водяным охлаждением «Maybach HL»; мощность двигателя – 230 — 270 л.с; грузоподъемность – 2,6 т; емкость топливного бака – 290-310 л; запас хода – 260 км; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; тяговое усилие – 18 т; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 6.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 10

Тягач выпускался с 1938 г. фирмами «Demag», «Adlerwerke», «Büssing-NAG», «MWC» и «Saurerwerke». Тягач использовался в качестве платформы для ЗСУ, САУ и других специализированных машин. Известны следующие модификации: «Sd.Kfz. 10/1», «Sd.Kfz. 10/2», «Sd.Kfz. 10/3», «Sd.Kfz. 10/4», «Sd.Kfz. 10/5». Водитель и командир машины размещались впереди в открытой кабине, отделенной от кузова невысокой перегородкой. В кузове размещался артиллерийский расчет. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. Тягач также использовался в Румынии. Всего с 1939 по 1945 г. было выпущено около 14,7 тысяч машин, из которых 7326 шасси было использовано для постройки бронетранспортеров «Sd.Kfz.250». ТТХ тягача: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота – 2 м; масса – 4,9 т; тип двигателя — 6-цилиндровый, бензиновый с водяным охлаждением «Maybach HL-42 TRKM»; мощность двигателя – 100 л.с; удельная мощность – 21,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 65 км/ч; запас хода – 300 км; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 6.

Полугусеничный тягач Borgward HLkl6 (Sd.Kfz.11)

Тягач выпускался в 1936-1944 гг. компаниями «Hanomag», «Skoda», «Adler» и «Wanderer». Он предназначался для буксирования средних орудий. Для защиты от непогоды над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. Существовали следующие модификации тягача: «Sd.Kfz. 11/1», «Sd.Kfz. 11/2», «Sd.Kfz. 11/3», «Sd.Kfz. 11/4», «Sd.Kfz. 11/ 5». На базе шасси тягача был создан средний бронетранспортер «Sd.Kfz. 251». Всего было выпущено 9028 машин. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,1 т; высота – 1,8 м; снаряженная масса – 8 т; грузоподъемность – 1,8 т; масса буксируемого груза – 3 т; тип двигателя – 6-цилиндровый карбюраторный с водяным охлаждением «Maybach HL-42 TRKM»; мощность двигателя – 90-100 л.с; максимальная скорость – 53 км/ч; запас хода – 300 км; экипаж – 1 человек; количество мест для перевозки людей – 9.

Гусеничный тягач Raupenschlepper Ost (RSO/01)

Гусеничный тягач Raupenschlepper Ost RSO/03

Тягач был разработан на основе советских тракторов «СТЗ-5» и «Сталинец-2», получив обозначение «Raupenschlepper Ost» (Восточный тягач). Он предназначался для использования в условиях с большим количеством снега и на размытых дорогах. Тягач производился фирмой «Steyr» с 1942 г. Известны модификации «RSO/01» и «RSO/03», различающиеся весом и мощностью мотора. Тягачи служили для буксировки 50-мм и 75-мм противотанковых пушек, легких гаубиц и даже 88-мм противотанковых пушек «8,8-cm Рак-43». На базе тягача была создана 75-мм противотанковая САУ. Всего было выпущено 28 тысяч машин. ТТХ тягача: длина – 4,4 м; ширина – 2 м; высота – 1,5 м; масса – 5,2 – 5,5 т; клиренс – 550 мм; грузоподъемность – 1,7 т; масса прицепа – 3 т; тип двигателя – 8-цилиндровый «Steyr» ; мощность двигателя – 66 — 85 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км/ч; запас хода – 300 км; экипаж 2 человека.

Колесный тягач Krupp-Protze Kfz 69

Тягач выпускался фирмой «Krupp» в двух модификациях – «L-2H 43» (1933-1936 гг.) и «L-2H 143» (1937-1941 гг.). Тягач использовался для буксировки легких пехотных, противотанковых и зенитных пушек. В некоторых случаях пушки устанавливались прямо в кузове тягача. Всего было выпущено 3,2 тысячи машин. ТТХ тягача: длина – 5,1 т; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; масса – 2,5 т; клиренс – 225 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя – 4-цилиндровый бензиновый воздушного охлаждения «Krupp М-304»; мощность двигателя — 60 л.с; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; грузоподъемность – 1,2 т; масса буксируемого прицепа – 1 т; объем топлива – 110 л; запас хода – 450 км; экипаж – 4 человека.

Артиллерийский тягач Artillerie Schlepper 35(t)

В 1943-1945 гг. чехословацкие танки «Pz 35(t)» были переоборудованы в тягачи под обозначением «LT vz. 35». Башня танка демонтировалась, а на ее место крепился брезентовый тент. Всего было переоборудовано не менее 12 машин. ТТХ тягача: длина – 4,9 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,4 м; тип двигателя – 4-цилиндровый бензиновый с водяным охлаждением «Skoda T-11»; мощность двигателя – 120 л.с; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 190 км; масса буксируемого груза – 12 т; экипаж – 3 человека.

Полугусеничный тягач sWS (schwerer Wehrmachtschlepper)

Тягач выпускался с 1943 г. фирмами «Büssing-NAG» и «Ringofer-Tatra». Первые тягачи представляли собой небронированные машины с брезентовым верхом, оснащенные деревянной кабиной и кузовом. Второй вариант, производство которого наладили в 1944 г, отличался бронированным моторным отсеком и кабиной водителя низкого профиля. Масса этой машины составляла 13,5 т. Первый вариант машины использовался, как артиллерийский тягач, второй в качестве основы для постройки САУ. Всего было выпущено 825 машин. ТТХ тягача: длина – 6,9 м; ширина – 2,5 м; высота – 2 м; масса в небронированном виде – 9,5 т; клиренс – 465 мм; тип двигателя – 6-цилиндровый бензиновый с водяным охлаждением «Maybach H-42 TRKMS»; мощность двигателя – 100 л.с; скорость передвижения по шоссе – 27 км/ч; запас хода – 300 км; грузоподъемность – 4 т; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 10.

Тягач Hanomag SS – 55

Средний короткобазный тягач выпускался в 1934-1941 гг. в шести модификациях. Он имел короткую кабину и служил для буксировки прицепов или самолетов массой до 15 т. Тягач оборудовался лебедкой с тяговым усилием в 3,5 т. ТТХ машины: длина – 4,5 — 5,7 м; ширина – 2,2 — 2,4 м; высота – 2,5 м; снаряженная масса – 3,9 — 4,9 т, полная – 4,7 — 5,4 т; колесная база – 2,7 — 4 м; трансмиссия – 4-скоростная коробка передач; тип двигателя – 4-цилиндровый, дизельный; мощность двигателя – 55 — 60 л.с; емкость топливного бака – 350 л; буксируемый вес – 15 т; скорость передвижения по шоссе – 25 — 40 км/ч.

Тягач Hanomag SS-100W (Gigan)

Короткобазный гражданский балластный тягач выпускался в 1936-1944 гг. и предназначался для буксирования орудий и самолетов. Он имел двойную 7-местную 4-дверную кабину для перевозки сцепщиков или экипажей буксируемой техники. За кабиной располагались запасные колеса и площадка для укладки бетонных или металлических плит балласта. Тягач оснащался 3,5–тонной лебедкой с тросом длиной 80 м. Известна упрощенная 2-дверная модель под обозначением «SS-100N». ТТХ машины: колесная база – 3 м; тип двигателя – дизельный; мощность двигателя – 100 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 40 км/ч; буксируемый вес – 20 т.

Трактор Lanz Eil-Bulldog

Трактор Lanz Eil-bulldog

Компанией «Lanz» в 1934-1944 гг. выпускалась серии гражданских многотопливных тракторов под обозначением «HR-8» и «HR-9», которые использовались войсками в качестве дорожных или аэродромных тягачей. Тягачи выпускались в различных модификациях: с открытой кабиной, с тентовым покрытием кабины и с металлической кабиной. На некоторых моделях устанавливалась лебедка. ТТХ машины: колесная база – 2 м; масса – 3,8 т; двигатель – одноцилиндровый, горизонтальный с термосифонным охлаждением; мощность двигателя – 35 — 55 л.с; трансмиссия – 6-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 22 — 33 км/ч; буксируемый вес – 5-10 т.

Аэродромный тягач Kaeble Z2S

В 1936 г. колесные трактора были переоборудованы в аэродромные тягачи «Z-2S» для Люфтваффе. Тягач оснащался лебедкой, которая монтировалась над задним мостом. Всего было построено 196 машин. ТТХ тягача: длина – 3,4 м; ширина – 2 м; высота – 2,1 м; полная масса – 4,2 т; двигатель – 2-цилиндровый дизельный; мощность двигателя – 36 л.с; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч.

Тягач Kaeble Z-6WA/ Z-8V2A

В 1936-1937 гг. фирма «Kaeble» изготовила 30 короткобазных аэродромных балластных тягачей «Z-6WA». Тягач оснащался лебедкой с тяговым усилием 4,5 т. Он имел открытый кузов для балласта и два задних места для сцепщиков. ТТХ тягача: двигатель – дизельный; мощность двигателя – 100 л.с; трансмиссия – 5-ступенчатая коробка передач; колесная формула – 6х4. В 1938-1939 гг. было выпущено еще 120 машин со 130-сильным двигателем и 6-ступенчатой коробкой передач.

Тягач Faun ZR

Тягач Faun ZRS

В 1938-1944 гг. фирмой «Faun» выпускались короткобазные двухосные дорожные машины «ZR». Их использовали для буксировки самолетов или прицепов. Они имели двойную 4-дверную кабину на семь мест и короткий кузов для размещения сцепных приспособлений и балласта. Для сортировки вагонов на железнодорожных станциях служил вариант «ZRS», представлявший собой маневровый локомотив, способный работать на рельсах или на обычных дорогах. В состав его оборудования входили толкающие плиты для перемещения вагонов или грузов, четыре железнодорожных буфера со сцепным устройством и отвод от собственной пневматической системы для привода вагонных тормозов. ТТХ тягача: длина – 6,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2.6 м; колесная база — 3,6 м; масса – 10,6 т; двигатель — 6-цилиндровый дизель «KHD F-6M 517»; мощность двигателя – 150 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; масса буксируемого груза – 40 т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч, по рельсам – 39 км/ч.

wwii.space

Названы самые популярные тракторы Германии. Статистика

По данным Немецкой инженерной федерации (VDMA), в прошлом году в Германии было зарегистрировано 33 695 новых тракторов. Это примерно на 5 100 больше, чем в предыдущем году и соответствует увеличению на 17,9 процента – передает AgroPravda.com. Больше тракторов за последние пять лет было продано только в 2014 году (34 611 шт.) и 2013 году (36 248 ш.).

Десятью самыми популярными марками тракторов в Германии-2017 стали:

  1. John Deere. Продано 6 166 тракторов. Занимает 18,2% рынка.
  2. Fendt. Продано 5 774 трактора. Занимает 17% рынка.
  1. Deutz-Fahr. Продано 3 000 тракторов. Занимает 8,9% рынка.
  2. Kubota. Продано 2 714 тракторов. Занимает 8% рынка.
  3. Case IH. Продано 2 200 тракторов. Занимает 6,5% рынка.
  1. Claas. Продано 2 165 тракторов. Занимает 6,4% рынка.
  1. New Holland. Продано 2 085 тракторов. Занимает 6,2% рынка.
  1. Massey Ferguson. Продан 1 501 трактор. Занимает 4,4% рынка.
  2. Valtra. Продано 1 000 тракторов. Занимает 3% рынка.
  1. Iseki. Продано 983 трактора. Занимает 2,9% рынка.

Напомним, как мы уже рассказывали, общий рынок тракторов в Европе в 2017 г. оценивается количеством порядка 165-190 тыс. единиц.

Кстати, по результатам года, в северных странах продолжает набирать популярность бренд Valtra. А с 2018-го года он появится и в Украине.

Напомним, продать или найти новую или б/у технику вы можете в нашем разделе «Продажа техники».

agropravda.com

История: Трактора Lanz Bulldog

Когда я занялся постройкой мини-серии тракторов Lanz-Bulldog в 35 масштабе, то даже не мог предположить на сколько эта тема захватит меня. Начав собирать информацию об этих тракторах, я был просто сбит с толку обилием видов и модификаций. Дабы немного разгрести ту кашу, которая образовалась в голове после ознакомления с литературой и сайтами, посвященными Бульдогам, решил написать небольшую статью. Основным ее фокусом стали те модели Бульдогов, которые находились в производстве в 1930-40 годах и использовались вермахтом. Данный материал не претендует на роль серьезного исторического исследования, а скорее является попыткой структурировать собранную информацию.
_______________________________________________________________________
Лишь любитель истории авто- и мото-техники сможет сегодня вспомнить название немецкой фирмы Lanz, а между тем, в первой половине 20го века это был один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе. Фирма ведет свою историю с 1859 года, когда молодой предприниматель Генрих Ланц (Heinrich Lanz), основал транспортно-экспедиционную компанию  J.P. Lanz & Co. Позже при компании была построена ремонтная мастерская, которая преобразовалась в собственное полноценное производство, открытое в Манхайме 1870 г. Фирма специализируется на литье чугуна и выпуске различных сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, локомобилей, многофункциональных двигателей и даже…дирижаблей!  Чтобы оценить масштаб этого предприятия, достаточно перечислить города, в которых располагались представительства фирмы в начале XX века: Бреслау, Берлин, Регенсбург, Амстердам, Афины, Москва, Мадрид, Лиссабон, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Данциг, Гамбург, Кёнигсберг, Кёльн, Каир, Константинополь,   Одесса, Мюнхен, Париж, Ростов-на-Дону, София, Тунис, Варшава. География впечатляет!

Завод фирмы Ланц

Основатель фирмы Хайнрих Ланц

Рекламный плакат XIX века

Логотип компании

В 1912 г. один из первых тяжелых тракторов фирмы Lanz «Ландбаумотор» (Landbaumotor) с 15-литровым двигателем мощностью 90 л.с. стал использоваться в германской армии для буксировки тяжелых пушек и мишеней. Различные версии этого трактора получили широкое распространение па полях Первой мировой войны, выполняя различные роли. Самая мощная версия с бензиновым двигателем «выжимала» 120 л.с.

фото трактора Landbau-motor

Артиллерийский тягач Ланц времен Первой мировой войны

Кроме того, компания даже выпускала паровые катки!

После поражения Германии в Первой мировой войне фирме пришлось сконцентрироваться на выпуске мирной продукции. В 1921 году появился первый трактор Lanz-Bulldog, ставший родоначальником большого семейства тракторов, которые находились в производстве с 1921 по 1960 год. За это время было выпущено более 220 тысяч «Бульдогов».  Благодаря использованию 1-цилиндровых калильных двигателей трактора Ланц Бульдог обладали двумя важными достоинствами:  неприхотливостью и низкой стоимостью, что обеспечило высокий спрос среди бюргеров.

Самый первый Бульдог, построенный в 1921 году.

Модель 1929 года с фарами в виде карбидовых ламп.

Модель, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках.

Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс.

Реклама Бульдогов. На втором снимке изображен и настоящий бульдог – остроумный ход!

Теперь сконцентрируемся на основной части этой статьи. Более поздние бульдоги, выпускавшиеся в 30-40х годах являются основными героями данной работы, так как я собирал модели именно таких тракторов. От ранних машин они отличались более высокой мощностью двигателя (диапазон от 20 до 55 л.с.), размерами, а также ходовой частью. Можно выделить несколько основных видов, (причем в рамках одного вида имелись трактора разных моделей, которые могли радикально отличаться друг от друга внешним обликом, мощностью двигателя, назначением и т.д.:

Lanz Acker-Bulldog – трактора с цельнометаллическим колесами для сельского хозяйства. Конструкция их колес подразумевала использование тракторов на рыхлой почве и перемещение, в основном по грунтовым дорогам. Создавались сугубо для осуществления работ в поле.

Lanz Ackerluft-Bulldog – сельскохозяйственные трактора с обычными покрышками, которые расширяли возможности использования тракторов. На них можно было комфортно перемещаться и по дорогам с твердым покрытием, соответственно спектр решаемых задач не ограничивался полевыми работами. Эти трактора могли буксировать и прицепы с грузами между деревней и городом.

Обратите внимание, что на снимке трактор с двухскатными задними колесами для уменьшения давления на грунт

Lanz Verkehrs-Bulldog – трактора-тягачи для буксирования грузов на прицепе, оснащавшиеся колесами с резиновыми бандажами или с обычными покрышками. Изначально создавались для перемещения по дорогам с твердым грунтом и использования вне сельского хозяйства. Широко использовались транспортными компаниями, в промышленности при дорожном строительстве.

Кроме того, существовало два радикально отличающихся семейства: гусеничные и скоростные Бульдоги.

Lanz Bulldog Raupe. Это гусеничная версия обычного бульдога, которая заметно отличалась конструктивно от основной версии. Главным отличием была гусеничная ходовая и рычаги управления вместо руля. Предназначалась, также, в основном для нужд сельского хозяйства, обеспечивая гораздо лучшую проходимость и меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных версий.

Lanz Eil-Bulldog (скоростной бульдог). В отличие от классических тракторов, их оснащали открытыми кабинами, оснащенными дверьми, ветровыми стеклами и складными крышами или полностью закрытыми кабинами как у грузовых автомобилей, передними и задними крыльями, автомобильными фарами, 6-ступенчатыми коробками передач, более мягкой подвеской и пневматическими шинами. Эти тягачи служили для буксировки по шоссе большегрузных прицепов полной массой 5–10 т, развивая скорость 35–40 км/ч. В основном они использовались частными транспортными компаниями для буксировки всевозможных грузов.

Lanz Holzgas Bulldog – эта ветвь эволюции появилась вынужденно, в связи с острой нехваткой топлива в Германии в годы второй мировой войны. Трактора версий Ackerluft-, Verkehrs- и Eil-Bulldog оборудовались котлами для обеспечения возможности перемещаться на угле или дровах. Таким образом, котлом мог быть оборудован как стандартный с\х Бульдог, так и тягач или Скоростной бульдог.

____________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
1-цилиндровые калильные двигатели с горизонтально расположенным цилиндром работали практически на всём, что горит — от сырой нефти и газолина до растительного масла и отработки. Первичное зажигание осуществлялось следующим образом: перед запуском двигателя калильный шар нагревался с помощью обычной паяльной лампы (!).

Лампа нагревала калильную головку, выполненную в виде сферической полости, попадая в которую топливо мгновенно испарялось. Воспламенение паров топлива происходило, как в обычных дизелях — от сжатия. Для уверенного пуска предусматривалась возможность подачи топлива спринцовкой непосредственно в калильную головку. Для дальнейшей работы внешний нагрев калильной камеры был не нужен, её температура поддерживалась на нужном уровне за счёт сгорания основного топлива. Непременной деталью конструкции всех «Бульдогов» был очень массивный маховик, позволявший трактору двигаться, пока единственный цилиндр собирался с мыслями для очередного рабочего хода. Конечно, эффективность калильного мотора была не высока, но возможность лить в топливный бак любую горючую жидкость, обеспечивала высокий спрос на эти трактора, тем более, что с каждым годом войны в рейхе усиливался дефицит топлива.

Единственным серьёзным эксплуатационным недостатком была тряска от тяжёлого чугунного поршня горизонтально перемещавшегося в цилиндре объёмом более 10 литров, и хоть в более поздних моделях применялись компенсирующие сектора на маховиках, полностью устранить вибрации оказалось невозможно.

Видеоролик, хорошо иллюстрирующий процесс запуска двигателя трактора Lanz Bulldog. Кроме того, можно оценить очень своеобразный звук работающего мотора!

_________________________________________________________________
НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
В годы Второй мировой войны трактора Lanz Bulldog активно использовались не только в тылу, но и в составе вооруженных сил. Как известно, с началом милитаризации Германии, вся автотранспортная техника была подвергнута стандартизации в интересах армии и упрощения массового производства. Например, грузовики и полугусеничные тягачи по своим характеристикам делились на несколько основных классов и заводы могли выпускать лишь эти машины. Все остальное снималось с производства. В 1939 году, программа военной стандартизации производства коснулась и тракторов фирмы Lanz. Bulldog-Programm включала в себя шесть типов тракторов, отличающихся  мощностью двигателя (15, 20, 25, 35, 45, 55 л.с.).  В течение всей войны эти трактора активно  использовались в вермахте для буксировки различных прицепов и грузов, а в люфтваффе и кригсмарине в качестве аэродромных и портовых тягачей.

После окончания войны, «Бульдоги» не утратили популярности, ведь в опустошенной Германии потребность во всеядных и неприхотливых тракторах только увеличилась! Осовремененные Бульдоги выпускались до 1960 года. Более того, в целом ряде стран в конце 40х годов стали производится копии Бульдогов: Lanz Iberica в Испании, Le Percheron во Франции, KL Bulldog в Австралии, Ursus в Польше и El Pampa в Аргентине.

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

В 1956 году компания  Heinrich Lanz AG была перекуплена крупным американским призводителем  сельхозтехники Deere & Company, и переименована в “John Deere-Lanz”. В 1960 году вместе со снятием с производства семейства тракторов Bulldog, имя Lanz кануло в лету. Но на этом история не заканчивается, имя Бульдог – стало нарицательным. До сих пор, все небольшие трактора в Германии называют Бульдогами.

Кстати, в настоящее время в Германии существует несколько клубов ценителей тракторов Lanz Bulldog и огромное количество этих интересных машин разбросано по частным коллекциям. Любой желающий может увидеть все это многообразие воочию, во время регулярных слетов-состязаний владельцев тракторов и в дни сельских праздников.

Первый трактор семейства Бульдог и трактор John Deere

На этом все, надеюсь, вам было интересно ненадолго погрузиться в мир этих интересных тракторов. Кстати, в ближайшие дни будет выложена мини-серия моделей тракторов Lanz Bulldog в 35 масштабе. Следите за обновлениями!

Владимир Яшин

Три модели семейства Lanz Bulldog

ost-front.ru

Немирный трактор | Warspot.ru

Немецкие танки первой половины XX века, как правило, ассоциируются в первую очередь с «Тиграми», «Пантерами», линейкой лёгких и средних танков (от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV), созданных в 30-е годы, а также первенцем немецкого танкостроения периода Первой мировой войны A7V. Между тем, деятельность немецких танкостроителей в 20-е годы остаётся малоизвестной, хотя в этот период было создано немало интересных конструкций. По ряду причин немецкие танкостроители были вынуждены работать за рубежом, тем не менее, в конце 20-х начались секретные разработки танков непосредственно в Германии. Одной из таких разработок стал танк Leichttraktor Rheinmetall.

Маленький и ещё меньше

Согласно Версальскому договору, Германии запрещалось разрабатывать и изготовлять новые образцы вооружения и военной техники, включая танки. Часть оставшихся не у дел инженеров покинула Германию и стала работать в других странах. Это во многом объясняет, почему немецкое танкостроение обошлось практически без всевозможных танковых кадавров, которых создавали в других государствах. Фактически за деньги иностранных заказчиков немецкими инженерами были созданы машины, многие из которых оказались тупиковыми путями развития. Тем не менее, вечно это продолжаться не могло, рано или поздно аналогичные разработки должны были начаться уже в Германии.

Первые зачатки возрождённого немецкого танкостроения появились в 1925 году. Разумеется, все работы проводились в обстановке секретности. Годом спустя на шасси коммерческих тракторов в Германии стали разрабатывать самоходные артиллерийские установки. Примерно в то же время начались работы по Armeewagen 20 — среднему танку, который 14 марта 1928 года переименовали в Großtraktor (большой трактор). Концептуально новая машина не имела аналогов, хотя внешне чем-то напоминала сильно уменьшенный французский тяжёлый танк FCM 2C. Немцы извлекли уроки из боёв Первой мировой войны и внимательно следили за тенденциями в мировом танкостроении. Новый танк должен был развивать скорость порядка 40 км/ч, что обеспечивало ему высокую мобильность на поле боя.

Заводская схема Rheinmetall Leichttraktor

Одним только «большим трактором» дело обойтись не могло. Вооружение, состоявшее из 75-мм короткоствольной пушки, напрямую указывало на то, что основным врагом этого танка должна была стать пехота и лёгкие укрепления. Примерно ту же функцию выполняли английские Medium Tank Mk.ICS и Mk.IICS, с которых концепцию «гаубичного танка» немцы и скопировали. Между тем, основная масса новых английских средних танков имела 47-мм пушки, которые выполняли противотанковые функции. Вполне логично, что помимо средних танков немцы должны были разрабатывать и другие боевые машины.

Увы, самые ранние сохранившиеся документы об этих танках датированы мартом 1928 года, хотя очевидно, что их разработка началась раньше. Первоначально лёгкий танк носил обозначение Kleintraktor (малый трактор). В данном случае это было не только кодовое обозначение, но и одна из трёх функций машины. Помимо танка, база Kleintraktor должна была использоваться для артиллерийского тягача и самоходной установки с вооружением в виде 37-мм противотанковой пушки 3.7 cm Tak, либо 77-мм полевой пушки 7.7 cm FK 96 n.A. Согласно планам моторизации, утверждённым 17 апреля 1928 года, первый готовый Kleintraktor ожидался к октябрю 1929 года. В 1930 году должны были проходить испытания, а годом спустя планировалось изготовить 17 танков стоимостью 50 тысяч рейхсмарок каждый.

Концептуальные проработки, в которых участвовал Krupp, а также 6-е управление вооружений, ответственное за разработку бронетанковой техники, шли в течение весны 1928 года. Первоначальная концепция подразумевала создание двухместной боевой машины, оснащённой 60-сильным двигателем, который изначально создавался для грузовика. С ним максимальная скорость танка должна была составлять 40 км/ч. Впрочем, в конце апреля стало ясно, что для Kleintraktor этот мотор слабоват. Растущие аппетиты военных привели к тому, что танк явно стал выбиваться за рамки исходной концепции.

Первым делом было изготовлено шасси, на которое позже установили башню и подбашенную коробку. В таком виде, как на фото, машина вполне могла претендовать на название «трактор»

26 мая 1928 года состоялось совещание, на котором присутствовали представители Krupp и 6-го управления вооружений. Поскольку Kleintraktor уже вовсю выбивался за рамки исходного проекта, было принято решение разработку разделить. Обозначение Kleintraktor присваивалось машине боевой массой около 3 тонн, а текущий проект обозначили как Leichttraktor (лёгкий трактор), сокращённо L.Tr. Согласно утверждённой на совещании предварительной спецификации, боевая масса Leichttraktor оценивалась в 6 тонн, а его экипаж должен был состоять из 3 человек. Максимальная скорость машины должна была составить 40 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунту. В качестве основного вооружения предусматривалась 37-мм пушка Tak, установленная в башне, которую разрабатывал концерн Krupp. В качестве дополнительного оснащения танк получал прибор дымопуска и радиостанцию.

Бумажные модификации

Как и Großtraktor, проект Leichttraktor не отдавался в монопольную разработку Krupp. Немецкий оружейный гигант разрабатывал общую концепцию машины, после чего подписывались контракты с другими компаниями, и по итогам конкурса выбирался наиболее подходящий образец. Параллельно разработками занимались Rheinmetall и Daimler-Benz. Впрочем, фирма Daimler-Benz особого интереса в работах по Leichttraktor не проявляла, ей вполне хватало и Großtraktor. Тем не менее, в том или ином виде в конкурсе она всё равно участвовала, поскольку по итогам проектирования Krupp склонился к использованию её 100-сильного мотора M 36. Конкурентом ему был двигатель Maybach, но он оказался менее компактным.

Rheinmetall Leichttraktor в исходной конфигурации

Облик Leichttraktor стал приобретать законченные очертания в начале июля 1928 года. Детище инженеров Krupp одновременно напоминало очертаниями английский Medium Tank Mk.I/Mk.II и немецкий лёгкий танк LK.II. Впрочем, с последним сходство было относительным. Английское влияние выглядело куда более явным. Как и английская машина, Leichttraktor имел переднее расположение моторного отделения, при этом механик-водитель находился слева по ходу движения. Сходство с «англичанином» придавали боковые люки и большой люк-лаз сзади (впрочем, он появился несколько позже).

Башня танка находилась в кормовой части корпуса. Экипаж расширили до 4 человек. Увеличение его численности произошло за счёт введения в состав радиста, сидевшего справа от механика-водителя. Инженеры Krupp разработали ходовую часть с большим числом опорных катков. Для защиты ходовой части от вражеского огня предусматривались съёмные бортовые экраны.

Что касается траков, то они имели французское происхождение. Взяв за основу гусеничные ленты доработанного Renault FT-Kégresse, в Krupp (если точнее, речь здесь идёт о Генрихе Книпкампе, который уже к тому моменту активно работал на 6-е управление вооружений) сделали свои резинометаллические траки. У немцев получилась довольно хитрая конструкция, представлявшая собой две полосы из армированной резины, к которой крепились металлические траки с резиновыми подушками.

Вид на Leichttraktor спереди с открытыми люками

Как и Kleintraktor, новый танк разрабатывался в расчёте на дальнейшее его использование в качестве базы для других военных машин. Вариант без башни предполагалось использовать как подвозчик боеприпасов. Также разрабатывались машина наблюдателей с новой рубкой, артиллерийский тягач и самоходная артиллерийская установка.

В случае с САУ выяснилось, что идея с пушкой калибра 75 мм, которую планировали ставить вместо FK 96 n.A., оказалась неосуществимой из-за слишком маленького размера боевого отделения. Таким образом, единственным орудием для САУ оказалась противотанковая пушка 3.7 cm Tak. Подразумевалось и создание коммерческого трактора на этой базе, но спустя некоторое время этот вариант отпал.

Большие люки в корпусе и башне обеспечивали экипажу комфортный доступ в танк и возможность быстрого его покидания

Между тем, в проект продолжали вносить изменения. Несмотря на то что масса танка всё ещё оставалась в пределах шести тонн, его максимальную скорость снизили до 35 км/ч. Делать из Leichttraktor амфибию, как это предполагалось в случае с Großtraktor, в планы не входило, хотя такую возможность конструкторы держали в уме.

Зато с защитой танка в лобовой проекции 6-е управление вооружений поступило крайне оригинально. Изначально предполагалось разместить радиаторы в максимально возможном горизонтальном положении, но в октябре сверху дали указание поставить их перед двигателем. В итоге в самом уязвимом месте танка появился большой воздухозаборник, хоть и прикрытый жалюзи. Крупные правки в проект Leichttraktor перестали вноситься только в конце осени 1928 года, когда уже шли работы по макетам танков.

Конкурент из Дюссельдорфа

Как уже говорилось выше, Daimler-Benz не была особо заинтересована в работе по Leichttraktor. В июле 1928 года фирма официально отказалась от участия в работах по нему. Таким образом, конкурентов осталось двое. История создания Krupp Leichttraktor достойна отдельного повествования, а дальше речь пойдёт о конкурирующем проекте, который вела фирма Rheinmetall. Как и Krupp, компания заключила в октябре 1928 года контракт на разработку и изготовление двух Leichttraktor. Кроме того, на долю Rheinmetall пришлась постройка башен не только для своих танков, но и тех, что создавали инженеры Krupp. Танки Rheinmetall получили номера 39 и 40.

Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette. Как можно заметить, разница с исходной машиной минимальная

Надо сказать, что конкурирующая машина получилась куда удачнее, чем у Krupp. Несмотря на то что спецификация у машин была общая, на деле у Rheinmetall получился несколько иной танк. Его боевая масса составила 8 тонн, что было на 100 кг больше, чем у конкурента. При этом танк получился на 70 мм короче, на 35 мм ниже и на 32 мм шире. Корпус танка получился весьма лаконичным по форме, с большим углом наклона лобовой части корпуса. Жалюзи надмоторной плиты явно не способствовали улучшению пулестойкости, но при навязанной «сверху» компоновке деваться инженерам Rheinmetall было некуда. Справедливости ради, те же проблемы были и у американского Light Tank T1, и у британских Medium Tank Mk.I/Medium Tank Mk.II.

Что сразу бросается в глаза при изучении Rheinmetall Leichttraktor (на чертежах также встречается обозначение Rh L.Tr.), так это внимание инженеров к удобству эксплуатации своего детища. Благодаря створкам надмоторной плиты обеспечивался отличный доступ к мотору и радиатору. Жалюзи в лобовом листе сделали крепящимся на болтах, что также облегчало удобство обслуживания силовой установки. Танк первым из немецких боевых машин получил надгусеничные полки, что уменьшило забрызгивание корпуса и башни грязью. Даже поручневая антенна получилась функциональной — получалось своеобразное ограждение.

От боковых лючков в корпусе конструкторы отказались, поскольку особой нужды в них не было, да и большой люк сзади оказался куда удобнее. Механик-водитель имел откидывающийся влево люк-рубку, благодаря чему в походном положении обеспечивался вполне сносный для танка с передним расположением мотора обзор. Также в походном положении предусматривалась возможность установки ветрового щитка.

Открытый как всем ветрам, так и вражеским пулям радиатор выглядит, по меньшей мере, легкомысленно

Ходовая часть танка Rheinmetall несколько отличалась от той, что разработали конструкторы Krupp. На каждый борт приходилось по 12 сдвоенных опорных катков. Кроме того, впереди имелся дополнительный каток, амортизирующий удары при наезде на вертикальные препятствия. Катки были сгруппированы в тележки по 4 катка, каждая из которых имела рессорную подвеску. Ходовую часть прикрывали съёмные экраны. При этом нижняя часть экранов при необходимости откидывалась, так что доступ к опорным каткам и подвеске мог осуществляться без их демонтажа.

Рабочее место командира Rheinmetall Leichttraktor

Стоит отметить, что, помимо двух танков, Rheinmetall Leichttraktor послужил базой для создания ещё одной машины. В октябре 1930 годы был построен Rh L.Tr. Sfl. (Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette, то есть самоходный лафет на базе лёгкого трактора Рейнметалл). Фактически это был тот же самый Rheinmetall Leichttraktor, но с новой башней меньших размеров и без перископических смотровых приборов. Экипаж этой машины сократили до трёх человек, избавившись от радиста и рации. В лобовой части корпуса появился большой воздухозаборник, который улучшил охлаждение, но одновременно представлял собой отличную мишень для вражеских пуль. Эта машина территорию Германии не покидала, накатав по полигону в Куммерсдорфе 1277 километров. У танков же была несколько иная судьба.

Модернизация без перспектив

О сотрудничестве Германии и СССР в 1929–1933 годах сейчас не пишет только ленивый. На деле ситуация несколько отличалась от формулы «немецкий меч ковался в СССР». Кстати, полигон, на котором испытывались немецкие танки, назывался не «Кама», а ТЕКО (Технические курсы Осоавиахима). Сотрудничество было обоюдовыгодным. Немцы получили возможность испытывать свою технику вдалеке от посторонних глаз и проводить обучение танкистов (коих на деле здесь было выпущено немного). С другой стороны, СССР получил от ТЕКО гораздо больше, чем немцы. Но об этом немного позже.

Rheinmetall Leichttraktor №40 с переделанной по итогам испытаний в СССР ходовой частью, запасными топливными баками и удлинёнными надгусеничными полками

В СССР Rheinmetall Leichttraktor были отправлены в мае 1930 года, практически сразу после постройки. Уже в июне начались их испытания, которые совмещались с обучением личного состава. В общей сложности танк №39 прошёл 1865 километров, а танк №40 – 1735. Машины возвратились в Германию летом 1932 года. По ходу испытаний выяснилось, что резинометаллические гусеницы, разработанные Книпкампом, имеют массу недостатков. Один из этих недостатков заключался в том, что менять такую гусеничную ленту было очень сложно. Расположение ведущих колёс сзади тоже было признано не самым удачным решением, поскольку оно часто становилось причиной сброса гусениц. Были претензии и к конструкции подвески.

Имелись у танка проблемы и другого характера. Дело в том, что командир совмещал свои прямые функции с обязанностями заряжающего, причём как пушки, так и пулемёта. В виду наличия системы охлаждения пулемёт занимал много места, да и короб его ленты был немаленький. В результате в распоряжении у командира оставалось совсем немного места. Общий вывод оказался простым и бесхитростным: командир должен не совмещать должности, а заниматься своим делом. Вот только увеличить экипаж танка до 5 человек и добавить в конструкцию Rheinmetall Leichttraktor командирскую башенку с имевшейся башней было нереально.

Rheinmetall Leichttraktor №39 с ходовой частью по типу Кристи

Надо сказать, что советские специалисты, имевшие доступ к немецким танкам, считали Leichttraktor машиной скорее устаревшей. Это мнение вполне справедливо, поскольку к 1932 году СССР приобрела лицензию на танк Кристи и Vickers Mk.E, которые послужили базой для танков БТ и Т-26. Вместе с тем, немецкие машины обладали внушительным количеством технических новинок, которые советские инженеры не преминули скопировать. Для начала, с Leichttraktor позаимствовали спаренную установку орудия и пулемёта. Если в МС-1 и БТ-2 пушка с пулемётом стояли отдельно, то в БТ-5 и Т-26 с двухместной башней и 45-мм пушкой была использована спаренная установка.

Понравились советским специалистам и перископические прицелы, которые также появились на советских танках с 1933 года. Позаимствовали у немцев и электроспуск пушек и пулемётов. Приглянулись советским инженерам немецкие радиостанции и сварные корпуса. Одним словом, немецкий лёгкий танк оказал немалое влияние на советское танкостроение. И в этом смысле заявления про ковавшийся под Казанью «немецкий меч» вызывают снисходительную улыбку.

Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette, превращённый в испытательную лабораторию с новой ходовой частью

По возвращении танков в Германию Rheinmetall провел модернизацию Rh L.Tr. Для начала, вместо резинометаллических гусениц были установлены гусеницы из цельнометаллических траков. Заодно были заменены опорные катки. В корме появился дополнительный воздухозаборник. Поручневую антенну, а вместе с ней и надгусеничные полки, удлинили, а по бортам корпуса появились дополнительные топливные баки.

Впрочем, это было лишь начало. В 1933 году один из танков получил новую ходовую часть, представлявшую собой вариацию на тему свечной подвески Кристи. Танк получил по 4 опорных катка большого диаметра на борт, а также по 3 поддерживающих. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы. Эти наработки были использованы при проектировании ходовой части нового среднего танка Z.W.

Подвергся переделке и «самоходный лафет» Rh L.Tr. Sfl. Испытания показали, что из него получилась скорее ухудшенная версия танка, чем полноценная самоходная артиллерийская установка. По этой причине машину переделали в самоходную лабораторию, на которой испытывалась новая ходовая часть. Представляла она собой подобие свечной подвески Кристи, но вместо катков большого диаметра в ней с каждого борта были установлены по 8 опорных катков малого диаметра, сгруппированных в тележки по два катка на каждую свечу. В этой машине были заменены траки, ведущие колёса и ленивцы. Испытания показали, что такая ходовая часть уступает системе с катками большого диаметра.

Закат карьеры Rheinmetall Leichttraktor: танк №40 со снятой башней, использовавшийся как учебная машина. 1936 год

Помимо функции испытательных стендов, Rheinmetall Leichttraktor успели послужить как учебные танки и в Германии. На учениях 1935 года один из танков лишился башни и подбашенной коробки. В таком виде он использовался несколько лет. Закончили Rheinmetall Leichttraktor свой путь на постаментах перед танковыми частями. К этому моменту было очевидно, что концепция Leichttraktor неудачна и безнадёжно устарела.


Источники и литература:

  • BAMA
  • Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
  • Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
  • Фотоархив автора

warspot.ru

НЕМЕЦКИЕ ТРАКТОРЫ – НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ: mikle1 — LiveJournal

Изготовление танков в Германии после Первой мировой войны началось летом 1925 года с разработки машины Grosstraktor («большой трактор»), которой занимались три фирмы: «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и «Крупп». Однако недостаточно было изготовить танки, надо было их ещё где-то испытывать. Германские политики и военные нашли решение этого вопроса с помощью СССР. В декабре 1926 года в Москве был подписан договор о создании в Казани советско-германской танковой школы, а по сути – учебно-испытательного центра. Первым её начальником стал подполковник Мальбрант, по имени которого проект получил кодовое название «Кама» (Казань – Мальбрандт).

 Первенец германского танкостроения – тяжёлый танк Grosstraktor («большой трактор»). В июле 1929 года две такие машины проходили испытания на советско-германском полигоне «Кама» под Казанью.

До её закрытия в 1933 году в школе «Кама» прошли обучение 65 советских слушателей из «начсостава танковых и мотомеханизированных войск с большим процентом строевых командиров» и 30 немецких офицеров. Среди последних находились и будущие крупные военачальники: Риттер фон Тома, генерал танковых войск, в 1942 году – командующий Германским африканским корпусом. Иозеф Гарпе – генерал-полковник, командующий 4-й танковой армией, Вильгельм Биттрих – обер-группенфюрер, командир 2-го танкового корпуса СС.

В некоторых изданиях сообщается, что «приезжал сюда и майор Г. Гудериан, служивший тогда в отделе автомобильных войск Рейхсвера. Правда, не в качестве ученика, как утверждают многие историки, а инспектирующего лица». Красиво, не правда ли? «Отец» германских танковых войск инспектирует объект в СССР. Правда, о такой поездке сам Г. Гудериан в своих воспоминаниях даже не упоминает, зато подробно описывает свою поездку в Швецию в 1929 году. Да и майором он был до февраля 1930 года. Так что  эта версия не соответствует действительности.

Помимо обучения слушателей, в школе изучались и испытывались привезённые немцами «малые» и «большие трактора» – опытные образцы танков, изготовленные в Германии в обход ограничений Версальского договора. Весной 1929 года в Казань прибыли шесть «больших тракторов», по два от каждой вышеупомянутой фирмы. В 1930–1931 годах к ним добавились два «лёгких трактора» фирмы «Крупп» и два «Рейнметалл». Обучение слушателей и изучение танков продолжалось вплоть до прихода нацистов к власти в Германии. В августе-сентябре 1933 года немецкий персонал покинул школу, были вывезены и вся боевая техника и вооружение.

Leihttraktor («лёгкий трактор») – ещё одна немецкая машина, проходившая испытания в СССР в конце 1920-х годов. Rheinmetall-Borsig Leichte Traktor — Versuchskonstruktion (VK) 31

В это же время, в конце 1920-х – начале 1930-х годов, на манёврах Рейхсвера использовались фанерные силуэты танков с велосипедными колёсами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили.
Ходовые макеты танков широко использовались на манёврах Рейхсвера и Вермахта в конце 1920-х и начале 1930-х годов.

Массовый же выпуск бронетанковой техники, равно как и развёртывание танковых войск, начались после прихода к власти Гитлера.

В октябре 1935 года были сформированы первые три танковые дивизии. В 1938 году в дополнение к ним были сформированы ещё две. Структура танковых дивизий была примерно одинакова: танковая бригада из двух полков по два батальона трёхротного состава в каждом. Из трёх рот две – лёгких танков и одна смешанная. Мотострелковая бригада, в составе мотострелкового полка по два мотострелковых и мотоциклетно-стрелковых батальона. Разведывательный батальон; противотанковый дивизион; моторизованный артиллерийский полк, включавший два лёгких дивизиона; сапёрный батальон и тыловые подразделения. По штату в дивизии насчитывалось 11 792 военнослужащих (в том числе 394 офицера), 324 танка, 421 бронетранспортёр, 10 бронеавтомобилей, 36 полевых артиллерийских систем на механической тяге, 48 противотанковых пушек калибра 37 мм. На практике, правда, этот штат никогда не соблюдался полностью. Так, например, бронетранспортёры числились только на бумаге – даже в 1941 году ими была укомплектована только одна рота в мотострелковом полку. Остальные подразделения на марше перевозились грузовиками.

Мотопехотные дивизии – Infanteriedivision (mot), появившиеся в 1937 году, имели в своём составе по три пехотных полка (по три батальона в каждом), разведывательный батальон, артиллерийский полк, противотанковый дивизион, сапёрный батальон и батальон связи. Танков по штату им не полагалось.

Зато в лёгкой дивизии (leichte Division) их насчитывалось 86 единиц. Каждая такая дивизия состояла из двух кавалерийских стрелковых, разведывательного, артиллерийского полков, танкового батальона, подразделений обеспечения и связи.

Учебные танки Pz.I Ausf.B во время демонстрационных заездов. 1936 год.

Тяжёлый многобашенный танк Nb.Fz. В 1934–1935 годах фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» изготовили пять таких машин.

В период между 1926 и 1932 годами компании Rheinmetall-Borsig, MAN, Krupp и Daimler Benz получили от правительства Германии заказы на разработку прототипов лёгких и средних танков под кодовым названием «traktor», чтобы скрыть запрещённые Версальским договором военные разработки.  Их конструкция была разработана с учётом уроков, полученных при конструировании Leichte Kampfwagen I и II (1918-1919 г.г.)

  В мае 1930 года был готов прототип у Rheinmetall-Borsig, который в июне того же года был испытан на полигоне «Кама». Результаты испытаний позволили разработать и собрать два последующих прототипа. Один из них имел поворачивающуюся на 360 градусов башню, а второй был разработан как самоходное орудие. Вес прототипов варьировался от 8 до 9,5 тонн. Leichte Traktor (VK 31) был вооружён 37-мм орудием KwK L/45 и лёгким пулемётом, установленными в башне (башня производилась компанией Swedish Bofors и располагалась в задней части корпуса).

Экипаж VK 31 состоял из 3-х человек. Максимальная толщина брони — 12 мм, а полный вес — 9,5 тонн. Максимальная скорость на дороге — 30 км/ч, двигатель, мощностью 100 л.с. располагался сзади. С 1931 по 1932 год Krupp работал над улучшением и модернизацией прототипов Rheinmetall-Borsig. В 1931 году был получен заказ на производство 289 таких танков, но в 1932 году проект был закрыт по причине наличия других, более продвинутых, проектов, таких как, например, Kleintraktor / La.S, и обе компании произвели всего 3 прототипа VK 31.

В 1925 году Rheinmetall-Borsig, Krupp и Daimler Benz получили задание разработать средние (тяжёлые) танки, под кодовым названием «Armeewagen 20». Разработчиком были выставлены следующие условия: танк должен иметь длину до 6 м, ширину до 2,4 м, 75-мм орудие в поворачивающейся башне, и вес до 15 тонн. Каждая компания должна была изготовить два прототипа с броневой защитой от 6 до 14 мм, проходившие по документам как коммерческие транспортные средства. Работа началась в 1925 году, а испытания планировались в 1929-30 году.

Daimler Benz Grosstraktor I разрабатывал доктор Porsche и был вооружён одним 75-мм орудием KwK L/24 и тремя 7,92-мм тяжёлыми пулемётами. Он обладал свойствами амфибии, оснащался 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем Daimler M182206, мощностью 255 (260) л.с., имел сложную конструкцию подвески и корпуса. Только два прототипа было построено и секретно испытано: один (№ 41) в 1929 году и второй (№ 42) в 1930 году. Оба имели проблемы с трансмиссией, в связи с чем их испытания были ограниченными.
Grosstraktor II фирмы Rheinmetall-Borsig.

Rheinmetall-Borsig Grosstraktor II был вооружён одним 75-мм орудием KwK L/24 и четырьмя тяжёлыми пулемётами калибра 7,92-мм. Вся конструкция этого прототипа была гораздо проще, чем у Grosstraktor I, имелись люки бокового доступа в корпус танка и такие же, как у Grosstraktor I свойства амфибии. Было построено только два прототипа: первый (№ 45) в 1928 году и второй (№ 46) в 1929 году. Потом они ещё трижды модернизировались: в 1930, 1932 и 1933 годах. Прототип Rheinmetall оснащался 6-ти цилиндровым двигателем BMW Va, мощностью 250 л.с. Krupp Grosstraktor III также в общих чертах напоминал прототипы других компаний, но имел множество отличий в деталях. Также было построено только два прототипа: первый (№ 43) в 1928 году и второй (№ 44) в 1929 году. В 1931 году оба были модернизированы. Оба прототипа обладали весом 16-16,4 тонны и скоростью 40-44км/ч. В общем и целом, все прототипы были похожи на английские средние танки Mark III и Mark C. Ни один из этих прототипов так и не был доведён до стадии серийного производства в связи с большим количеством дефектов и поломок в процессе испытаний. После испытаний четыре оставшихся на ходу прототипа были включены в состав 1-ой танковой дивизии Вермахта и участвовали в военных манёврах в августе 1935 года. В конце концов, они, вероятно, использовались в тренировочных целях и позже были разобраны.
Памятник Grosstraktor III в Вунсдорфе, 1937.

Разработка новых средних танков началась в октябре 1932 года и в 1933 году. Верховное Командование германской армии разместило заказ на разработку «Тяжёлого Трактора» (Grosstraktor) в компаниях Krupp и Rheinmetall-Borsig. Обе компании должны были разработать прототип тяжёлого танка, и каждая предложила собственный проект. Вначале прототипы имели рабочее название Pz.Kpfw.VII (Pz.Kpfw.IV neu Art), но в октябре 1933 года проект был переименован в Neubaufahrzeug (вновь построенное транспортное средство). Rheinmetall Model A и Krupp Model B были похожи в общих чертах и конструкции, и отличались, главным образом, толщиной брони и расположением вооружения в башне. Прототип Rheinmetall (Pz.Kpfw NbFz V) имел 37-мм орудие Tankkanone L/45, установленное над 75-мм KwK L/24, в то время как прототип Krupp имел те же орудия, но установленные в ряд. Вдобавок, на оба прототипа устанавливались по две слегка модифицированная башни с Panzer I, вооружённые пулемётами (одна сзади, а вторая спереди от основной башни).

Pz.Kpfw NbFz V (Rheinmetall)

Pz.Kpfw NbFz V и VI были похожи по компоновке с английским танком Vickers «Independent», советским Т-35 и французским Char-2C, и оказались слишком сложными и обладали худшими боевыми характеристиками, чем ожидалось. Rheinmetall изготовил только два прототипа (№ 1 и № 2) в 1934 году и ещё три (№ 3, № 4 и № 5) в 1935-36 годах. № 1 был единственным с установленными одно над другим орудиями и антенной на башне. Остальные 4 прототипа имели башню с двумя орудиями, установленными в ряд, по схеме Krupp. Также планировалось устанавливать на эти танки 105-мм орудие KwK L/28. В августе 1935 года № 1 и № 2 приняли участие в учениях кадровой танковой дивизии, а остальные — скрупулёзно испытывались на полигоне в местечке Putloss в 1935-36 годах. В 1937 году было принято решение о переоборудовании танков NbFz в Nebel Panzer, вооружённых 105-мм орудиями и способных выставлять дымовую завесу, но документальных подтверждений этому не сохранилось.
NbFz Nr.1 (Rheinmetall) на заводе Krupp, 1942.
Тем временем вовсю развернулась работа над танком Panzer IV, которому суждено было стать главным танком германского Вермахта. Вскоре все работы по проекту NbFz были свёрнуты. Многобашенные тяжёлые танки оказались ненужными, так как Верховное Командование в своей тактике придавало большее значение мобильности танка, нежели его огневой мощи. Три танка (с башнями Krupp) в 1940 году вошли в состав Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40, дислоцированном в Норвегии. Из них было сформировано подразделение, приравнивавшееся к взводу. Оно получило название Panzerzug Horstmann / Zug Putloss. Командиром был назначен лейтенант Ганс Хорстман (Hans Horstmann). Танки прибыли в Осло 19 апреля 1940 года и создали видимость, что Германия имеет в Норвегии тяжёлые танки.
Pz.Kpfw NbFz VI (Krupp) в Норвегии, 1940.

Известно, что PzAbt zbV 40 в 1941 году базировался в Осло в крепости Akershus, а в 1942 году в Финляндии, но, по всей вероятности, танки NbFz никогда не покидали пределов Норвегии и в 1945 году были захвачены союзниками и разобраны. Германские источники утверждают, что танки NbFz входили в состав 1-ой танковой группы на Восточном фронте, и один из них был уничтожен под Дубной 28 или 29 июня 1941 года. Другой источник указывает, что оставшиеся два NbFz были уничтожены недалеко от румынской границы в июне 1941 года. Также сообщается, что оба подбитых танка были возвращены Германии в ноябре 1941 года. Единственным доказательством этого приводится фотография, где один из NbFz ремонтируется на заводе Krupp, а на заднем плане видна сборочная линия с самоходным штурмовым орудием Sturmgeschutz III(40). Вероятно, один из двух, построенных в 1934 году, прототипов NbFz остался в Германии для испытаний, после чего, 1941 году, был разобран.
Pz.Kpfw NbFz VI (Krupp)

История Rare Panzer

25 апреля 1940 года Gruppe Pellangahr (создана из частей 196-й пехотной дивизии и спецподразделения PzAbt zbV 40) двинулась на английские укреплённые позиции вблизи деревни Kvarn, удерживаемые 1-ым батальоном Королевской Йоркширской пехоты. Англичане не имели тяжёлого вооружения кроме двух 3-х дюймовых мортир и пяти 25-мм французских противотанковых орудий Hotchkiss. В германском авангарде двигались 3 танка. Как минимум один из них был NbFz VI.
Pz.Kpfw NbFz VI в Осло, 19 апреля 1940.

Англичане не открывали огонь, пока германские танки не подошли на дистанцию 150 метров. Открыв огонь с такой малой дистанции, англичане не дали возможности германским танкам маневрировать. Именно в этот момент снаряд одного из противотанковых орудий обездвижил NbFz VI. Немцы остановили наступление и вызвали авиацию. Англичане продержались до вечера 26 апреля, затем отступили. Остатки NbFz VI (часть дифференциала) и сегодня можно увидеть в маленьком музее в деревне Kvarn. А до конца 1980-х на месте, где его оставили англичане в апреле 1940 года, можно было видеть хорошо сохранившееся 25-мм противотанковое орудие.

Лёгкий трактор.

Большой трактор
Памятник Grosstraktor I в Эрфурте.

Из книги Барятинский Михаил | Немецкие танки в бою,
 tank grosstractor
фото из открытых источников

mikle1.livejournal.com