Зил каратель – Бронемашина “Каратель” впервые применена в ходе операции против исламистов ПОСРЕДИ РОССИИ

Бронеавтомобиль ЗИЛ “Каратель”: технические характеристики и фото

В последние годы наша оборонная промышленность сосредоточилась, помимо танков и БМП, на разработке и производстве бронированных машин. Одной из таких является ЗИЛ «Каратель». Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и рядовых любителей военной техники. Но неужели только внешностью автомобиль уникален?

Вообще, этот проект был изначально направлен на создание машины с улучшенной броневой защитой для нужд специальных подразделений. Впрочем, учитывая наличие неплохо зарекомендовавшего себя «Тигра», машине придется выживать в условиях сильной конкуренции, даже если ее и примут на вооружение. В принципе, проект в настоящее время активно развивается и практически закончен.

Как ни странно, но санкции промышленности не мешают. Справедливости ради стоит отметить, что ЗИЛ «Каратель» в настоящий момент более всего напоминает какой-то гражданский джип из будущего, но никак не боевой автомобиль. Кстати, именно по этой причине возможностью его приобретения активно интересуются частные лица.

Начало разработки

К весне 2002 года Министерству Обороны стало окончательно ясно, что войскам настоятельно требуется легкая бронированная машина. Первоначально речь шла о шасси с грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (на тот момент) обозначение «Каратель». В отечественной прессе изредка встречается обозначение «Клоп».

Первоначальные требования к конструкции

Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны МО не было, так что участникам конкурса приходилось вести все изыскания исключительно за свой счет. Как бы там ни было, но завод начал проектирование машины, которая бы предназначалась для возможной эксплуатации в условиях бездорожья. В качестве основных пользователей предполагались как ВС РФ, так и прочие профильные ведомства.

Оттого сразу встала задача проектирования кузова таким образом, чтобы экипаж мог вести круговой обстрел из него, пользуясь собственным стрелковым оружием. Особого выбора в размещении команды не было: водитель на левом переднем месте, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для бортового стрелка, который, при необходимости, мог вести встречный огонь через поднимаемую центральную секцию лобового стекла.

Пятиминутка объективности

В то время на заводе работал Андрей Степанов, молодой и амбициозный инженер. Он действительно хотел сделать бронеавтомобиль «Каратель». Россия была уже предельно заинтересована таким классом машин, а потому и деньги на проект выделялись исправно. Вот только… Степанов бредил ралли Дакар, а потому и стремился сделать новый автомобиль так, чтобы его можно было использовать не столько в боевом, сколько в спортивном амплуа. Результат такого подхода был вполне ожидаемым…

Именно поэтому при сборке массово использовались импортные комплектующие без оглядки на возможность реального боевого использования машины.

Состав и количество экипажа

Изначально рассчитывалось, что внутри кузова смогут поместиться восемь десантников, сидя спина к спине, а еще трое или четверо расположатся в кормовом отсеке. Таким образом, в проекте экипаж мог достигать 14-15 человек. Между колесными арками прототипа было такое расстояние, чтобы стрелок при необходимости мог оборонять машину, пользуясь верхним кормовым люком. Изначально не предполагалось оборудовать броневик складными сиденьями и прочими элементами, которые бы облегчили его использование для перевозки грузов.

Работы на ЗИЛе

АМО “ЗИЛ” сразу «ввязался» в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки по своему давнему проекту («Синей Птице»), перекинув всю ходовую без особенных изменений. В результате работы по обоим проектам попросту «заглохли», так как тянуть сразу два направления инженеры оказались не способны. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же смог появиться. Как ни странно, но решающую роль в этом сыграли московские власти.

В то же время работами заинтересовался Лужков, на тот период занимавший пост мэра Москвы. Он вдохнул в проект новую жизнь, руководство завода вновь отдало распоряжение вставать за чертежи. Ни шатко ни валко, но проект подошел к 2009 году в варианте «Клоп», причем уже существовал крупноразмерный действующий макет. В принципе, к тому времени был не один броневик «Каратель», а сразу два, причем первый сильно напоминал нынешний «Тигр» и был куда более привлекателен для потенциальных заказчиков.

Но, по ряду причин, дальнейшая его разработка была остановлена. В том же 2009 году мэр уходит со своего поста, но завод получает в качестве субсидии последний транш на разработки. Его хватило, и в 2012 году первый опытный образец увидел-таки свет. Некоторые считают, что имя его – «Клоп», но это не так. Это наименование носил предшествующий образец.

Основные технические характеристики

Помните, что мы сказали о санкциях? На ЗИЛ 4х4 «Каратель» устанавливается итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л/с. Сопряжен он с немецкой пятиступенчатой АКПП ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли хоть какие-то отечественные комплектующие?

Есть и такое. От полноприводных КамАЗов взяли раздаточную коробку, а также мосты и подвеску практически без изменений. В длину ЗИЛ «Каратель» равняется 6330 мм, ширина его составляет 2397 мм, а высота – 2566 мм. Без учета навешивания брони «чистое» шасси весит 4,5 т. В полностью же бронированном варианте вес его равен сразу 8 тоннам. Сообщается, что всего в машине могут уместиться до 10 человек (экипаж вместе с десантниками).

Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — порядка 30 км/ч. Проскальзывала в прессе информация, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может самостоятельно форсировать водные преграды за счет своей положительной плавучести, но производитель на этот счет особенно не распространяется.

Новый движок… и новые проблемы

Но! Впоследствии от итальянской силовой установки отказались в пользу ЯМЗ-7Э846. Вот только и здесь не все так хорошо. Выяснилось, что все это чудо будет потреблять более 50 литров топлива (или даже 100) на 100 км пробега! Вот уж действительно, будущее наступило… По этому показателю внедорожник ЗИЛ «Каратель» может смело конкурировать с танком, хотя по уровню защищенности и близко на него не похож.

Так или иначе, но руководство завода уже и само поняло свою «недоработку», а потому двигатель долгое время усовершенствовался. В каком состоянии этот проект сейчас, доподлинно неизвестно.

Расположение экипажа, обзорность

Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.

В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки.

Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.

О защите экипажа

Наружная броня защищает экипаж от автоматно-оружейного огня, а также осколков. Наружные крепления дверей разработаны так, чтобы минимизировать вероятность их повреждения в случае атаки. Кресла для десантников (складные), подвеска особой формы защищают людей в случае подрыва автомобиля на мине. Сложенные сиденья практически не занимают места, позволяя почти моментально трансформировать салон для перевозки раненых солдат или грузов.

В принципе, это делает броневик многофункциональным средством, которое может быть использовано сразу в нескольких ипостасях. Это всегда ценилось военными.

Что же касается конкретного калибра, от пуль которого может защитить броня, сообщается о способности противостоять 7,62х54R и 7,62х51 НАТО. Мягко говоря, слабовато. Даже старые БТР-80 обладают лучшей защищенностью. Сравните это с «Тигром 6А», который без проблем выдерживает попадание пули калибра 12,7 мм. Вот чем характеризуется ЗИЛ «Каратель». Цена этой разработки в прессу не попадала, а потому доподлинно не известна.

Основные достоинства машины

Если сравнивать автомобиль со стандартным БТР, то сразу обращает на себя внимание его исключительная простота и дешевизна. Словом, неплохая техника для легкой пехоты. Если попытаться навесить больше брони, установить мощное вооружение и усилить базу, чтобы перевозить больше груза, в результате получится стандартный БТР со всеми его недостатками. Таких много у РФ. ЗИЛ «Каратель» претендует на занятие несколько иной ниши.

Множество недостатков

Несмотря на все вышеизложенное, у специалистов к этому проекту до сих пор возникает очень много вопросов. Вот только некоторые из них:

  • Для чего нужно было использовать столько стекла, пусть даже и броневого? Когда такая мера хоть как-то повышала защищенность боевой машины?

  • Полное отсутствие турели на крыше вообще выглядит крайне странно. В конце концов, это же не прогулочный экипаж!

  • Что же касается «Тигра», то вообще непонятно, чем же ЗИЛ «Каратель» его превосходит? Да и превосходит ли?

  • Наконец, огромное количество импортных комплектующих. Для чего тратить огромные деньги на немецкие АКПП и итальянский дизель? В конце концов, это не настолько важный проект. Отечественный же аналог в этом случае явно далек от идеала.

Особенно странно выглядят боковые обзорные окна. Для чего было делать их расположенными под углом 90 градусов? Нет совершенно никаких надежд на то, что эта «броня» выстоит даже под огнем чего-то наподобие ПКМ, не говоря уже о более серьезном пулемете. Нет и сведений от производителя о реальной грузоподъемности. Проскальзывала информация о 800 кг, но если это так — все совсем плохо.

Грузоподъемность и прочее

Даже если отбросить водителя и командира, в машине должны сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого — явно не менее 100 кг. Так что, двоих придется выкинуть, дабы автомобиль справился с нагрузкой? В общем, много неясностей. Во всяком случае, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в плане увеличения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и получше…

Кроме того, не выдерживают никакой критики и посадочные места для экипажа: если под днищем взорвется что-то мощнее оборонительной ручной гранаты, то людям придется очень несладко. Нормальные машины такого класса имеют специальную систему подвески сидений, которая позволяет минимизировать эффект от взрывной волны в случае наезда на мину. В рассматриваемом нами варианте ничего подобного нет и близко.

Прочие «казусы»

И уж совсем нелепым выглядит количество отверстий в бронекорпусе: здоровенные проемы под двери и окна, люк на крыше… Скорее всего, у этого «монстра» нет никаких шансов противостоять более-менее мощному фугасу, так что для непосредственной работы в зоне боевых действий автомобиль явно не пригоден. Ни фары, ни зеркала, ни даже оптика видеокамер ровным счетом никак не защищены от огня даже ручного стрелкового оружия.

Кроме того, на фотографиях видно абсолютно обнаженные мосты, тяги и прочие детали. Это подходит для гражданского грузовика, но как-то не вяжется с обликом машины, которая должна передвигаться в зоне возможного военного конфликта.

Таким образом, в настоящее время перспективы этой разработки в войсках весьма и весьма сомнительные. Может ли появиться на вооружении армии ЗИЛ «Каратель»? Характеристики этой машины таковы, что вряд ли заинтересуют военных. Скорее уж, этот проект подходит для того самого «Дакара».

Здесь нужно отметить состояние самого завода ЗИЛ. «Каратель», русский броневик, вряд ли будет производиться на фактически остановленном предприятии. Быть может, проект «выплывет» за счет частных покупателей. Мы уже писали в самом начале статьи, что они проявляют интерес к автомобилю из-за его крайне специфичного внешнего вида.

fb.ru

Броневик «Каратель». Четырехколесная загадка » Военное обозрение

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая новость только подливает масла в их огонь. Тема «Каратель» стала типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.

В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.






Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.

Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.

topwar.ru

ЗИЛ Каратель – фото, характеристики

Лично мне, ZIL Karatel, больше всего, напоминает машину Бетмена. Согласитесь, — если увидеть такое — вот, на дорогах общего пользования, вполне можно подумать, что последний стаканчик — вчера, был явно лишним.

Это очень интересная машина, и названа она Карателем не случайно, ведь данное транспортное средство, предназначено для спецназа. Которые, по факту являются реальными, а не вымышленными героями; и машина им поэтому нужна самая реальная.

  • Пару букв о внешности:

Даже при осмотре фото Зил Каратель, у экспертов появляются вопросы. Долю критики получили неприкрытые, уязвимые перед любым фугасом, мосты. Также многие критики делают акцент, что тяжелый – бронированный Каратель, при снаряженной массе в 8т, защищен лишь от стрелкового оружия, калибром в 7.62. И это при том, что уже выпускаемый ГАЗ Тигр, конечно же в бронированной модификации, способен выдержать обстрел и крупнокалиберного пулемета в 12.72мм калибром.

Так почему здесь такая, явно — не очень мощная броня? Можно было бы сказать, — это легкий, но при этом очень быстрый броневик; — ведь поступает информация, что тянуть эту махину, будет сердце Дакаровского болида. Но минутку! — 8т снаряженной массы, какой же это легкий броневик?

Касаемо того, что можно увидеть внешне; интересно выглядят еще колеса, прикрытые не только сзади, но и спереди, — это явно положительный момент, учитывая спецификацию данного авто.

  • Пару букв о салоне:

Пока, салон Карателя рассчитан на 8 человек; — это командир, водитель, и 6 бойцов. Есть информация, что по периметру Карателя, будет установлено 6 камер, что также является очень положительным моментом, в условиях боя. Ведь в некоторых случаях, командир, или боец, может просто не заметить опасность через окно.

  • Характеристики Зил Каратель

Есть информация, что двигать ZIL Karatel будет Дакаровский V8 на 730лс. С таким то двигателем, броневик должен просто летать; — его расчетная максималка составляет 200км в час. Согласитесь, для машины такого типа, — это очень, и очень хорошая скорость.

Данное решение также получило свою долю критики, из -за прожорливости такого мотора. Но согласитесь, — для такой — то техники, экономичность, — это далеко не первостепенный критерий.

Данная машина еще далека от серии, и пока она вызывает весьма много вопросов. Но, выглядит она действительно круто, и с таким мотором и шасси, она должна бегать как пушинка, — это явный плюс. Но при этом, вопрос живучести и надежности, пока остается открытым.

tazinfo.ru

Броневик ЗИЛ Каратель — Сообщество «Автомобили Специального Назначения» на DRIVE2

Не осуществлённый российский проект нового броневика от завода ЗИЛ под названием Каратель для Вооружённых Сил России.

Броневик Зил Каратель

Автомобиль имел 4 цилиндровый дизельный двигатель Камминс мощностью 185 л.с в сочетании с 5 ступенчатым автоматом ZF.В дальнейшем устанавливали ЯМЗ 7Э846 потребляющий 50 литров на 100 км.

Броневик ЗИЛ Каратель

От полноприводных КамАЗов взяли раздаточную коробку, а также мосты и подвеску практически без изменений. В длину ЗИЛ Каратель 6330 мм, ширина 2397 мм, а высота — 2566 мм. Без учета навешивания брони шасси весит 4,5 т. В полностью же бронированном варианте вес его равен сразу 8 тоннам. Умещается до 10 человек (экипаж вместе с десантниками). Максимальная скорость не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — порядка 30 км/ч.

Броневик ЗИЛ Каратель

Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия. В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ Каратель может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки. Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.

Салон броневика ЗИЛ Каратель

Наружная броня защищает экипаж от автоматно-оружейного огня, а также осколков. Наружные крепления дверей разработаны так, чтобы минимизировать вероятность их повреждения в случае атаки. Кресла для десантников (складные), подвеска особой формы защищают людей в случае подрыва автомобиля на мине. Сложенные сиденья практически не занимают места, позволяя почти моментально трансформировать салон для перевозки раненых солдат или грузов.

Броневик ЗИЛ Каратель

Броневик ЗИЛ Каратель

Броневик ЗИЛ Каратель

Но данный проект по броневику так и не увидел жизнь, так как завод ЗИЛ почил в бозу.

www.drive2.ru

Красавец. Ну очень понравился. ЗИЛ КАРАТЕЛЬ. / Вне дорог / НеПропаду

Первые фото Карателя появились на сайте За Рулём.

Я эту машину увидел впервые чуть больше года тому назад, в какой то журналке, тогда она существовала в виде перманентно переделываемого макета и отдельного шасси. Всё это стояло в неприметном закутке ЗиЛовского экспериментального цеха, вход в который, однако, строго охранялся цифровым замком.

Там работал Андрей Степанов, не по годам толковый инженер, получивший карт-бланш на работу над Карателем от Мазепы и «добро» от Лаптева. Фактически, делал, что хотел, не сильно сковывая себя рамками технологических ограничений. Выписать из Германии элементы трансмиссии ZF — не проблема. В это время на нищем ЗиЛе на конвейерные машины даже ставили б/у-шные детали… Андрей действительно находился в привилегированном положении, в том числе и по зарплате. Он и не скрывал этого.

Андрей появлялся в комментариях этого журнала, удивляя одновременно компетентностью и резкостью суждений. На поверку он оказался отличным парнем, интеллигентным, без распальцовок. Невероятно талантливый человек, он пришёл на ЗиЛ из автоспорта, где работал инженером-механиком — и сразу получил собственный большой проект! Разумеется, ему завидовали.

Задумка Андрея — грузовик для Дакара. В то время как исходный замысел Карателя — машина для спецназа и вообще для спецслужб. Для десантного расчёта. Вот и представьте, как это предстояло сочетать…

Дизайн делал… Святослав Саакян, работавший некогда за парой стен от места изготовления Карателя, у Льва Георгиевича Самохина. И Андрей Чирков, неведомый мне.

Тут надо сказать, что Каратель — проект давний, ЗиЛ за него взялся ещё года четыре тому назад. В надежде выиграть что-то типа тендера на финансирование от Минобороны. Приказ Лаптева «О разработке эскизного проекта автомобилей 4х4 многоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5т моделей «Каратель» и «Бизон» был подписан в апреле 2008 года. Ничего ЗиЛ не выиграл, начал работать «на свои», но Лаптев объявил, что тратятся деньги Минобороны. Оттого и секретность, оттого и боязнь подпускать журналистов. Смех смехом, но некоторые на ЗиЛе до сих пор уверены, что являются носителями гостайны…

Над Карателем работали две команды — условно «старая» и «новая». «Старая» — это несколько вариантов дизайна Самохина-Калитина и абсолютно классический конструктив (про него я напишу отдельно). Пока покажу только один из вариантов, несекретный хотя бы потому, что он совершенно свободно висит на стене одного из ЗиЛовских цехов:
Это вариант 2010 года. Что сейчас представляет из себя Каратель — видно на фотографии в За Рулём.

К сожалению, более подробно — по вышеописанным причинам — я про Каратель писать пока не могу.

PS: сам Степанов пишет вот что:

Во первых над машиной работал как минимум еще Сергей Ошурков. он кузов проектировал по большей части. и вообще слишком много меня. Андрей Сапунов, Саша Тихомиров, Леша, Валя, Руднев… без этих слесарей машины бы не было. ни одной, ни второй. Для последнего эти прототипы стали «лебединойпесней»-ушел с завода по состоянию здоровья.
во вторых-дакар (ну или хотя бы шелковый путь) это не более чем мечты с оглядкой на потребную для военных скорость и динамичность (и на задуманный «макферсон» для военной машины)-идущий в войска дакаровский камаз их сильно разбаловал. кстати, не зиловский прототип на дмитровском полигоне построен именно на «дакаровском» шасси (если присмотрется-в арке видны опоры спаренных амортизаторов). другое дело, что создание гончего грузовика и военной спец машины требуют примерно одного и того же-легкого, прочного шасси с отличной энергоемкой длинноходной подвеской, близкой к идеальной (и не сильно меняющейся по ходу действия) развесовкой и жесткой на кручение рамой (в идеале на бронированной машине от рамы отказаться вовсе-пространственный каркас для крепления композитных бронепанелей вполне может быть несущим… и выполненым в соответствии со стандартами ФИА ).в третьих… не знаю, что будет дальше, но мое видение-вытянуть из этого проекта хорошее гражданское рычажно-пружинное/рычажно-пневматическое мостовое шасси. потому как основная проблема существующих машин-именно зубодробительная подвеска. военная же тематика безсмысленна-у зила нет ресурсов на откаты. никаких. собственно проигрыш тендера на кабриолет следствие именно отсутствия ресурсов на откат в министерство обороны.



А вообще картина безрадостная. зил как минимум дважды поимели частники. причем частники, за спиной которых в той или иной форме стоит «табуреткин». обидно немного…
По материалам. rusautomobile.livejournal.com/212099.html#comments

nepropadu.ru

ЗиЛ “Каратель” – Мировые и российские новости СМИ

На Дмитровском полигоне замечен необычный броневик с аббревиатурой ЦСН, что расшифровывается как «Центр специального назначения». Испытывает его не кто иной, как Владимир Чагин – семикратный победитель «Ралли Дакар».


На первый взгляд новинка больше походит на шоу-стоппер или реквизит для съемок фантастического кино. На крыше можно заметить мигалку или защитный плафон камеры, по бокам бронированного кузова – бойницы. Сам кузов имеет V-образную форму, призванную рассеять взрывную волну от фугаса. Передок машины венчает ряд светодиодов, а капот распахивается в стороны, позволяя получить доступ к мотору.
Бронеавтомобиль, предположительно, создан на шасси КАМАЗ-4326 (напомним, что именно 4326 принимает участие в Дакаре) и имеет силуэт, схожий с камазовским «Выстрелом». Также высказываются предположения, что это модификация камазовской разработки «Тайфун».

КАМАЗ-43269 «Выстрел»

Прототип 2010 года


Пишет Русский Автомобиль (сейчас этот пост удален)

Видит Бог, не я первый начал.

Вчера первые фото Карателя появились на сайте За Рулём: zr.ru/a/421382/

Я эту машину увидел впервые чуть больше года тому назад, тогда она существовала в виде перманентно переделываемого макета и отдельного шасси. Всё это стояло в неприметном закутке ЗиЛовского экспериментального цеха, вход в который, однако, строго охранялся цифровым замком.

Там работал Андрей Степанов, не по годам толковый инженер, получивший карт-бланш на работу над Карателем от Мазепы и “добро” от Лаптева. Фактически, делал, что хотел, не сильно сковывая себя рамками технологических ограничений. Выписать из Германии элементы трансмиссии ZF – не проблема. В это время на нищем ЗиЛе на конвейерные машины даже ставили б/у-шные детали… Андрей действительно находился в привилегированном положении, в том числе и по зарплате. Он и не скрывал этого.

Андрей появлялся в комментариях этого журнала, удивляя одновременно компетентностью и резкостью суждений. На поверку он оказался отличным парнем, интеллигентным, без распальцовок. Невероятно талантливый человек, он пришёл на ЗиЛ из автоспорта, где работал инженером-механиком – и сразу получил собственный большой проект! Разумеется, ему завидовали.

Задумка Андрея – грузовик для Дакара. В то время как исходный замысел Карателя – машина для спецназа и вообще для спецслужб. Для десантного расчёта. Вот и представьте, как это предстояло сочетать…

Дизайн делал… Правильно, Святослав Саакян, работавший некогда за парой стен от места изготовления Карателя, у Льва Георгиевича Самохина. И Андрей Чирков, неведомый мне.

Тут надо сказать, что Каратель – проект давний, ЗиЛ за него взялся ещё года четыре тому назад. В надежде выиграть что-то типа тендера на финансирование от Минобороны. Приказ Лаптева «О разработке эскизного проекта автомобилей 4х4 многоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5т моделей «Каратель» и «Бизон» был подписан в апреле 2008 года. Ничего ЗиЛ не выиграл, начал работать “на свои”, но Лаптев объявил, что тратятся деньги Минобороны. Оттого и секретность, оттого и боязнь подпускать журналистов. Смех смехом, но некоторые на ЗиЛе до сих пор уверены, что являются носителями гостайны…

Над Карателем работали две команды – условно “старая” и “новая”. “Старая” – это несколько вариантов дизайна Самохина-Калитина и абсолютно классический конструктив (про него я напишу отдельно). Пока покажу только один из вариантов, несекретный хотя бы потому, что он совершенно свободно висит на стене одного из ЗиЛовских цехов:

Новая – это, понятно, Степанов и Саакян. Первый макет Карателя был построен в сентябре 2009 года. Тогда же его показали Лужкову и Лучанскому (фото с показа, кстати, мелькали в интернете, выложенные студентами МГИУ).

Обратите внимание на выражение лица Лучанского! Он вообще не любитель фотографироваться, это один из его редких снимков.

Андрей показал мне своё шасси, рассказал подробно. У него вышла конструкция с очень “крепким” инжинирингом, с рядом оригинальных решений. На мой взгляд, некоторые узлы были сделаны “в лоб”, без особой фантазии, оттого шасси казалось перетяжелённым. Но итоговых параметров я пока не знаю.

Андрей пообещал, что я буду первым, кому он расскажет про машину официально, для публикации. До тех пор просил о ней не упоминать. О том же просил и Владимир Георгиевич Мазепа, а это последний человек на свете, с которым я хотел бы поссориться. Владимир Георгиевич вообще как ангел-хранитель. Ангел для студентов МГИУ, проходящих у него практику, для молодых инженеров, типа Степанова, для всех, кто несёт в себе конструктивное начало. А хранитель – истории завода, памяти о людях, документов, файлов и уникальных киноплёнок. Не будь Мазепы, этот архив уже раздербанили бы ушлые любители автомобильной истории.

Так вот, звоню Мазепе, говорю, что фото Карателя уже появились в сети и неплохо бы рассказать о машине подробнее. Нет, говорит Владимир Георгиевич, у нас всё по-прежнему, мы никакой информации официально не даём.

Это связывает мне руки. Поэтому больше о машине я ничего не скажу, предложив только взглянуть на фотографии. Когда будет “можно”, я дам всю историю проекта, со всеми подробностями.

Для начала – несколько рисунков Саакяна:

Сам Саакян:

Ну и машина:

Это вариант 2010 года. Что сейчас представляет из себя Каратель – видно на фотографии в За Рулём.

К сожалению, более подробно – по вышеописанным причинам – я про Каратель писать пока не могу.

PS: в комментариях появился сам Степанов и написал вот что:

Во первых над машиной работал как минимум еще Сергей Ошурков. он кузов проектировал по большей части. и вообще слишком много меня. Андрей Сапунов, Саша Тихомиров,Леша, Валя, Руднев…без этих слесарей машины бы не было. ни одной, ни второй. Для последнего эти прототипы стали “лебединой песней”-ушел с завода по состоянию здоровья.
во вторых-дакар (ну или хотя бы шелковый путь) это не более чем мечты с оглядкой на потребную для военных скорость и динамичность (и на задуманный “макферсон” для военной машины)-идущий в войска дакаровский камаз их сильно разбаловал. кстати, не зиловский прототип на дмитровском полигоне построен именно на “дакаровском” шасси (если присмотрется-в арке видны опоры спаренных амортизаторов). другое дело, что создание гончего грузовика и военной спец машины требуют примерно одного и того же-легкого, прочного шасси с отличной энергоемкой длинноходной подвеской, близкой к идеальной (и не сильно меняющейся по ходу действия) развесовкой и жесткой на кручение рамой (в идеале на бронированной машине от рамы отказаться вовсе-пространственный каркас для крепления композитных бронепанелей вполне может быть несущим…и выполненым в соответствии со стандартами ФИА;) ).в третьих…не знаю, что будет дальше, но мое видение-вытянуть из этого проекта хорошее гражданское рычажно-пружинное/рычажно-пневматическое мостовое шасси. потому как основная проблема существующих машин-именно зубодробительная подвеска. военная же тематика безсмысленна-у зила нет ресурсов на откаты. никаких. собственно проигрыш тендера на кабриолет следствие именно отсутствия ресурсов на откат в министерство обороны.

А вообще картина безрадостная. ЗиЛ как минимум дважды поимели частники. причем частники, за спиной которых в той или иной форме стоит “табуреткин”. обидно немного

источник



windowsuser.livejournal.com

Каратель ЗиЛу не даёт покоя

Видать, я задел больное. Ибо здоровое так не реагирует.

Заявление АМО ЗИЛ по факту незаконной публикации внутренней информации в сети интернет. Принимая во внимание то обстоятельство, что в марте 2012 года, внутренние документы и фотографии Открытого акционерного московского общества «Завод имени И.А. Лихачева», без его ведома и в нарушение действующего законодательства были размещены третьим лицом и растиражированы в сети Интернет, АМО ЗИЛ счел необходимым сделать следующее официальное заявление.

Ну что ж, это даже занятно.

Вот я правда не понимаю, господа до сих пор живут в СССР? На дворе 21 век, информационные технологии, все дела. Что известно более, чем одному – известно всем. А они пытаются контролировать интернет, в то время, как любой другой автопроизводитель за такой пиар мне гонорар бы выписал.

Давайте я пройдусь по пунктам, без эмоций, ОК?

…внутренние документы и фотографии (..) без его ведома и в нарушение действующего законодательства были размещены третьим лицом и растиражированы в сети Интернет…

Тут уместно было бы привести ссылку на конкретный пункт действующего законодательства, запрещающего размещение документов в сети Интернет. А применять понятие “растиражировал” применительно к интернету – это примерно как сказать, что однажды один конкретный человек открыл Солнце и Луну. Луна и Солнце видны всем, а интернет тиражирует себя сам.

Открытое акционерное московское общество «Завод имени И.А. Лихачева» совместно с Закрытым акционерным обществом «ФОРТ Технология», на основании заключенных договоров вели совместную работу по созданию специальных транспортных средств в интересах Государственного Заказчика.

Первоначально это никакой не совместный, а чисто ЗиЛовский проект. В интересах того же заказчика. Смотрим документ 2008 года. Где там Форт Технология, где?

В качестве приоритетного направления работы АМО ЗИЛ и ЗАО «ФОРТ Технология» выбрали создание транспортного средства с полной массой не более 10 тонн, по дизайн-проекту, предоставленному дизайн студией slava’saakyan. АМО ЗИЛ и ЗАО «ФОРТ Технология» подали совместную заявку на промышленный образец. Приоритет охраны относится к июлю 2011 года.

Смотрим другой документ, с исчерпывающим списком заявителей, стараемся найти там представителей Форт-Технологии:

По всему выходит, что ЗиЛ дважды запатентовал одно и то же, причём с разным списком авторов!

Указанное транспортное средство не носит и никогда не носило название «Каратель», а АМО ЗИЛ не принимало участие в теме «Каратель» Министерства обороны Российской Федерации.

На это я мог бы привести килограммы всяких контрдоводов, но ограничусь одним:

Заметим, я не привожу документы полностью. Я даже не выкладываю сканы документов, сейчас это просто текст, набранный на компьютере. Этот текст я мог придумать и набрать сам, мог стырить на ЗиЛе, мог найти в интернете. Я не обязан свидетельствовать против себя и раскрывать источники информации. Но уверен, что читатель понимает документальность приведённых фрагментов.

В дальнейшем, в связи с изменением требований Государственного Заказчика по полной массе транспортного средства в большую сторону и невозможностью их реализации в транспортных средствах, производимых АМО ЗИЛ, все работы над указанным транспортным средством (Совместная заявка АМО ЗИЛ и ЗАО «ФОРТ Технология», приоритет охраны от июля 2011 года) на АМО ЗИЛ были прекращены.

Опять неправда. Прекращена работа по Клопу, однако в работе остались две другие машины. Одна условно называется “Самохина-Ткаченко” (по фамилиям дизайнера и конструктора), а вторая – “Лодочка” (дизайн того же Саакяна).

Господа ЗиЛовцы. Вы поймите, мне совершенно не хотелось вступать в эту малодушную полемику: я по вашему требованию убрал запись в своём ЖЖ и всех других блогах, где они разместились. Я признаю, что авторские права на эти фотографии принадлежат вам, ЗиЛовцам, что я получил их без вашей санкции, что разместив запись в ЖЖ я, вероятно, нанёс некоторый ущерб вашим планам. Но чего сейчас продолжать выяснение отношений, если, как вы сами пишете, работы над Клопом на ЗиЛе прекращены, а нынешняя машина Форт-Технологий не имеет к Клопу отношения? Более того, все патенты получены, никто вашего ненаглядного Клопа не спиздит.

Это я для того пишу, чтобы подчеркнуть своё миролюбие и безмерное уважение к вам, которое не пошатнулось никак от того, что вы меня ненавидите. Мне вообще малоинтересен подстчёт тех, кому я не нравлюсь, их слишком много, чтобы обращать на них внимание. Но тут особый случай: мне реально не хотелось вступать с вам в конфликт. Но вы, блин, продолжаете дудеть в свою дуду, несмотря на то, что я всё давно убрал из ЖЖ. Тут такое дело: на свете существует много фотографий Клопа и других машин в рамках проекта Каратель, на которые ваша юрисдикция не распространяется. Я собираю информацию из разных источников, многое снимаю сам. И то, что я в отместку не выложил весь свой фотоархив, только подчёркивает отсутствие недобрых намерений.

Но вернусь к Карателю. Вот это фото вы сами обнародовали на КомТрансе:

А это снял уже я:

Мы же не хотим, чтобы в сети Интернет появились фотографии машин, над которыми ещё ведётся работа, правда?

Ещё цитата:

Транспортное средство, замеченное на Дмитровском полигоне в марте 2012 года, не имеет никакого отношения к Открытому акционерному московскому обществу «Завод имени И.А. Лихачева», и соответственно Открытое акционерное московское общество «Завод имени И.А. Лихачева» не имеет никакого отношения к автомобилю, замеченному на Дмитровском полигоне в марте 2012 года.

Однако, в этом заявлении не указано, что машина, замеченная на дмитровском полигоне, не имеет отношения к Форт-Технологии!

Информационная война – это большое искусство. Тут надо быть либо во всеоружии и с открытым забралом, либо снаряжать заказ на неугодных и мочить их стальными прутьями возле подъезда, как Кашина, Бекетова, Фетисова. А вы избрали третий путь – полуправду с полуобвинениями. Это мелко, Хоботовы.

rusautomobile.livejournal.com