Зил бычок модификации – ЗИЛ-5301: технические характеристики

Технический обзор ЗИЛ 4741 (Бычок)

ulmart91 | Обзоры ГРУЗОВИКОВ, Обзоры грузовиков ЗИЛ | 04.08.2015

С 1999 года на предприятии им. Лихачева выпускается товарный фургон ЗИЛ модели 4741. На данной модели перевозят мелкий и средний по габаритам груз общего назначения. Экстерьер автомобиля вполне привлекательный, что в сравнении с моделью 130 – это большой шаг вперед. За свой своеобразный внешний вид грузовик получил название «Бычок».

Шасси для автомобиля были взяты от модели 5301БО. Внешне кузов оцинкованный, а внутри он может быть крашеным, ламинированным, полимерным и плакированным. Габариты модели составляют 2200/2300/4000 мм и общий объем равен 16 куб. м. Выпускаются версии и изотермическим кузовом: с сэндвич — панелями из 40 мм пенополиуретана или с прослойкой из 40-100 мм пенопласта.

При собственной массе 3005 кг автомобиль может перевозить груз массой до 3750 кг.

При этом допускается полная масса до 6950 кг.

Кабина на 3 места с 2 дверями. Интерьер салона функциональный и достаточно простой, ни чем не отличающийся от внутреннего убранства кабины грузового автомобиля ЗИЛ 5301. Под капотом у него стоит тракторный дизель Д-245.9Е2 на 4,75 литров, известный по модели 5301. Данный двигатель получил репутацию достаточно неприхотливого и выносливого мотора. При 2400 оборотах в минуту его мощность достигает 108,8 лошадиных сил. ЗИЛ 4741 развивает скорость по максимуму 95 км/час. Работает двигатель в паре с механической трансмиссией на 5 ступеней, взятой от модели ЗИЛ 130. При правильной эксплуатации трансмиссия прослужит очень долго. На этом автомобиле стоит однодисковое сцепление.

Фото 1
Фото 2
Фото 3

«Бычок» имеет задний привод, одноступенчатый гипоидный ведущий мост, который не терпит перегруза.

Ходовая часть в общем-то нареканий не вызывает, хотя из-за подклинивания возможны небольшие сложности с суппортами. Кардан состоит из 2 валов с 3 шарнирами, промежуточной опорой и скользящего шлицевого соединения. Для уверенной маневренности среди узких городских улиц машина оснащена рулевым механизмом с гидравлическим усилителем. 7 метров — минимальный радиус разворота. Тормоза стоят дисковые спереди и сзади барабанные. Дисковые колеса, устанавливаемые на грузовик, имеют размер 6,5J*16h3.

Электрооборудование «Бычка» представлено однопроводной системой с номинальным напряжением 12 В. Напряжение повышается в режиме пуска мотора до 24 В.
ЗИЛ 4741 прост и удобен в эксплуатации, пригоден к ремонту. Стоимость этого городского грузовичка не превышает полмиллиона.

sunmars.ru

Тюнинг ЗИЛ Бычок — Лада Мастер • Лада Мастер


Есть такие модели автомобилей, которые без тюнинга эксплуатировать практически невозможно. К сожалению, зиловский Бычок — это одна из таких машин. Его время прошло ещё двадцать лет назад и это понятно, но за неимением дешёвой грузовой техники, приходится эксплуатировать подержанные Бычки. Кстати, как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. И мы сейчас не о бычках, а об индексе.

Содержание:

  1. Тюнинг индекса Бычка
  2. Устранение проблем с ЗиЛ 5301
  3. Тюнинг кабины ЗИЛ Бычок
  4. Тюнинг двигателя ЗИЛ 5301

Тюнинг индекса Бычка

Заводской индекс Бычка — ЗиЛ 5301. Если кто-то разбирается в классификации грузовых автомобилей отечественного производства, то этот индекс должен говорить, что мы имеем дело с машиной общей массой более 10 тонн (5-й класс), хотя на самом деле общая масса Бычка 7 500 кг. Если руководствоваться нормами ГОСТа, то индекс этого грузовика должен был начинаться на тройку, а не на пятёрку, что соответствует полной массе КамАЗа.

А дело было так. В середине 90-х годов, собственно, как и сейчас, на предприятии с финансами было туго. Поэтому при разработке нового малотоннажника использовали т узлы и агрегаты, которые были, а не которые должны были быть. То же самое и с индексом — для того чтобы присвоить грузовичку индекс, надо было заплатить за регистрацию, а платить нечем. На заводе выкрутились — присвоили Бычку индекс, который ещё раньше был закреплён за ЗиЛом от не пошедшей на конвейер модели.

Устранение проблем с ЗиЛ 5301

Изначально это автомобиль был настроен на преодоление проблем, которые сам же частично и создавал. Под ногами валялся тракторный дизель Д 245, который служил верой и правдой на полях родины ещё со времён Хрущева. Инженеры нашли ему место под капотом нового грузовика. Кабина была использована от старшей модели ЗиЛа, коробка передач — от ЗИЛ 130, а дисковые тормоза от правительственного ЗиЛа. Весь это набор надо было склеить в один механизм и хорошенько испытать, но времени у завода не было. Поэтому тюнинг ЗИЛ Бычок остаётся естественным испытанием и доработкой автомобиля руками владельцев.

Правда, была попытка заводского тюнинга грузовика. Такая модификация и сегодня может встретиться на дорогах — ЗИЛ 53012, но встречается она, к сожалению, крайне редко. Суть этой модификации в том, что на заводе просто взяли шасси от Мерседес 709 D и натянули на него кабину и бортовую платформу от Бычка. Фактически, это тот же б/у-шный Мерседес, но умело стилизованный под своеобразный дизайн зиловского грузовика.

Тюнинг кабины ЗИЛ Бычок

Единственным плюсом этой кабины по словам водителей, является её простор и хороший обзор. Всё-таки она от большого грузовика. По сравнению с Газелью здесь очень просторно и три человека чувствуют себя вполне достойно. Если кабина двойная или со спальником, тоже проблем особых нет. Как правило, водители утепляют кабину, переделывают отопитель, поскольку штатный отопитель хорош, даже зимой в кабине со спалкой не холодно, но обычно упорядочивают воздуховоды горячего воздуха.

С вибрациями и шумами от тракторного двигателя бороться бесполезно. Проще — поменять мотор. Спасает, только отчасти, шумоизоляция кабины. Для этого нужно:

  • оклеить внутреннюю часть капота шумоизоляцией;
  • оклеить моторный щиток с двух сторон;
  • загерметизировать по возможности отверстия под педали и рычаги.

В кабине станет тише, но вибрация не уйдёт никуда, она стала следствием очень неудачного крепления опор на раму, да и сама конструкция подушек оставляет желать лучшего. Для дальнобоя этот автомобиль явно не подходит. Даже со спальником.

Тюнинг двигателя ЗИЛ 5301

Сам по себе тракторный мотор, безусловно, штука надёжная, но установка его на грузовик — шаг очень спорный. Дело в том, что крутящий момент у этого двигателя 384 Нм при частоте 1400 об/мин, что для трактора, в принципе, нормально. Но не для грузовика. На Бычке практически невозможно тронуться с места со второй передачи, как на сто тридцатом, можно, но сцепления надолго не хватит. На низах двигатель не тянет, поэтому приходится трогаться с первой по-легковому. Да и мощности в 105 лошадей маловато для рабочей машины.

В принципе, если к любой технике подходить по-человечески и с пониманием процесса, то она будет служить долго. Главное — знать слабые места Бычка. Водители чаще всего жалуются на передние недолговечные тормоза, постоянные проблемы с проводкой, грохот и вибрации в салоне, в переднем мосту шкворня недолговечны, а также есть проблемы с ресурсом сцепления. Словом, ЗиЛ 5301 — автомобиль на крайний случай, но если он ухожен, смазан и обслужен, вероятность поломки на 20-30 тысяч км наперёд исключается.

Читайте также:


ladamaster.com

Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» | Спецтехника

Завод им. И.А. Лихачёва с 1997 г. выпускает автомобили ЗИЛ-5301 «Бычок», с 1999 г. — цельнометаллические фургоны ЗИЛ-5301СС. С 2004 г. АМО «ЗИЛ» выпускает малотоннажные автомобили семейства ЗИЛ-5301 «Бычок» с двигателем мод. Д-245.9Е2 (Евро-2) в нескольких модификациях: бортовые автомобили ЗИЛ-5301ВЕ на короткобазном шасси, ЗИЛ-5301ЕЕ на удлинённом шасси, ЗИЛ-5301КЕ с полуторной кабиной с двумя спальными местами, ЗИЛ-5301МЕ с двурядной семиместной четырехдверной кабиной, фургоны ЗИЛ-5301Р1.

Готовится к производству автомобиль ЗИЛ-4362, с 2006 г. малыми сериями выпускается трёхосное шасси ЗИЛ-5302АР для автомобиля-эвакуатора.

Кабина трёхместная, двухдверная, на базе ЗИЛ-4331. Оперение с коротким капотом, открывающимся назад. Сиденье водителя отдельное, подрессоренное, с регулируемой жёсткостью, регулируется в продольном направлении и по наклону подушки и спинки. Стеклоочиститель трёхщёточный, с электропривродом. Кузов фургона цельнометаллический из штампованных панелей. Кабина отделена глухой перегородкой. Задняя дверь двухстворчатая, размеры проёма 1,74х1,655 м. По заказу фургон может быть оборудоан боковой сдвижной дверью

Двигатель: дизель мод. ММЗ Д-245.9Е2, с турбонадувом и промежуточным охлаждением (Евро-2), рядный, жидкое охлаждение, 4-цилиндра, 110х125 мм., раочий объём 4,75 л., степень сжатия 17, мощность 100 кВт (136 л.с.) при 2400 мин., крутящий момент 446 Н-м (45,5 кгс-м) при 1400 мин, по заказу оснащается электрофакельным устройством.

Трансмиссия: сцепление однодисковое, с гидроприводом и пневмоусилителем. Коробка передач 5-ступенчатая, передаточные числа: 1: 6,45; 2: 3,56; 3: 1,98; 4: 1,275; 5: 1; Зад.ход: 6,15. Синхронизаторы на всех передачах, кроме 1 и ЗХ. Привод управления механический. Допускается отбор мощности от правого люка до 22 кВт. Карданная передача имеет два карданных вала. Главная передача одинарная, гипоидная, с шестеренным коническим дифференциалом, передаточное число 3,273.

Колёса стальные, сварные, диск штампованный, обод 6,5Jx16h3 (на ЗИЛ-4362, -5302 — 6,75-17,5), катаный, крепление на 6 шпильках, шины бескамерные 225/75R16C (на ЗИЛ-4362 — 235/75R17,5, на ЗИЛ-5302 — 215/75R17,5). Число колёс 6+1 (на ЗИЛ-5302 — 10+1).

Рама: лонжероны швеллерного сечения, лестничного типа. Рама снабжена в передней части буксирным устройством. Ширина рамы 845 мм., толщина лонжерона 5 мм., ширина полки лонжерона 70 мм. (на ЗИЛ-4362 — лонжерон постоянного сечения, толщина лонжерона 6 мм).

Рулевое управление: рулевой механизм со встроенным гидроусилителем. Рабочая пара — винт и шариковая гайка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором, общее передаточное число 18,4. насос гидроусилителя модель НШ-10.

Тормозная система: рабочая — передние тормозные механизмы — дисковые, задние — барабан., привод гидравлический, двухконтурный, с пневмоусилителем; стояночная — действует на тормозные механизмы задних колёс, привод — пневмогидравлический.

Электрооборудование однопроводное, напряжение 12В (в режиме пуска двигателя 24В), АБ-6СТ-110А (2 шт.), шенератор переменного тока 2022.3771 со встроенным выпрямителем, регулятор напряжения полупроводниковый, бесконтактный, стартет 20.3708 мощностью 5,9 кг.

Заправочные объёмы, л.: топливный бак — 125; смазочная система двигателя с радиатором — 11,5; система охлаждения — 16; кратер коробки передач — 5,1; картер заднего моста — 3,3; гидроусилитель руля — 3,2; амортизаторы — 4х0,45; гидропривод сцепления — 0,4; гидропривод тормозов — 1; бачок омывателя ветрового стекла — 2,2.

Масса агрегатов, кг: на ЗИЛ-5301ВЕ силовой агрегат — 620; двигатель — 499; сцепление — 36,3; коробка передач — 84,5; кабина — 550; задний мост — 250; передняя ось — 80,5; рама — 250; задняя рессора — 63,5; передняя рессора — 31; карданный вал — 34,2; платформа с каркасом и тентом — 740; радиатор – 15; колесо с шиной; рулевой механизм — 28,8.

sptechnika.ru

ЗИЛ-5301 | Страницы Wiki | FANDOM powered by Wikia

ЗИЛ-5301

Общие данные

Года пр-ва:1996—н.в.
Иные обозначения:«Бычок»

ММЗ Д-245.7; Д-245.9 Е2 /Е3

5-ст. механическая синхр.

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя:1690 мм
Колея передняя:1832 мм
Масса:снаряжённая (с тентом) 3695 кг/ полная (допустимая) 6950 кг

Динамические

Макс. скорость:95 км/ч

На рынке

 

Преемник

Преемник

ЗИЛ «Тапир»

Связанные:ЗИЛ-4331, ЗИЛ-43336
Похожие модели:Mercedes-Benz Vario

Другое

Грузоподъёмность:3000 кг
Расход топлива:при постоянной скорости 60 км/ч 16 л/100 км
Объём бака:125 л
Дизайнер:К.В.Потехин

ЗИЛ-5301 «Бычок» —- российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачева. Серийно выпускается с 1996 года.

    История семейства «Бычок» Править

    1990-е Править

    В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗИЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики, попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочной порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗИЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждённым данным по личной инициативе московского мэра Ю.М.Лужкова). Массовое серийное производство «Бычка» развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 гг. была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона позволявшая создавать 2-х, 3-х и 4-секционные фургоны объемом от 10,5 м³ ЗИЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗИЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗИЛ-5301СС объёмом 15,5 м³.

    Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗИЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗИЛ-5301А2.

    В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» входит также реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗИЛ-325ША.

    2000-е Править

    К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО ЗИЛ пришлось лишь 11,6 % (527 ед.). Производство семейства фургонов и автобусов фактически свелось к единичным заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность модели даже у госорганов, традиционно закупающих продукцию АМО ЗИЛ. Запуск в серию модернизированного семейства «Тапир» намеченное ещё на 2008 год, постоянно переносится, что также не усиливает конкурентных позиций семейства. На базе «Бычка» создано усиленное 4,5-тонное семейство ЗИЛ-4362, серийное производство которого переносится, начиная, с 2006 года и, на сегодная предполагается уже в составе семейства «Тапир».

    До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (см. Модификации).

    Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащён автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс поднялся с Евро-0 до Евро-3 (в перспективе Евро-4). На автомобиле 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина типа 4331. Оперение с укороченным капотом оригинальное. Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов (конструкция комбинированная – воздух давит на жидкость), гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м) и среднюю погрузочную высоту. Максимальная скорость (паспортная) составляет 95 км/ч.

    Файл:ZIL-5301SS.JPG

    Интересные факты Править

    Отраслевой индекс 5301 «Бычок» получил по ошибке. По отраслевому ГОСТу 1966 года индекс должен был начинаться с тройки, что как раз соответствовало бы малотоннажному классу, но при выдаче свидетельства на автомобиль в Министерстве автомобильной и тракторной промышленности просто перепутали первую цифру, а когда через полгода ошибка обнаружилась, исправлять её было уже поздно — индекс «5301» был внесён во всю технологическую документацию, переделка которой была бы слишком дорогой. Таким образом, «Бычок» несёт индекс соответствующий тяжёлому классу грузоподъёмности.

    • ЗИЛ-3250 — семейство малых автобусов

    ru.pages.wikia.com