Жена болотин михаил григорьевич – Болотин Михаил Григорьевич – биография. Российский Предприниматель Директор Концерна Тракторные Заводы
Болотин Михаил Григорьевич – компромат, биография, образование, национальность
КОМПРОМАТ
Тракторный олигарх Михаил БолотинАркадий Уткин
Похоже, что питерские «силовики» нашли для себя новое поле деятельности, способное принести им в скором будущем доходы, соизмеримые с прибылью от нефтяных и алюминиевых империй, которые были основаны выходцами из конкурирующего «семейного» клана.
Осознав, что все экспортно-сырьевые производства (нефть, черные и цветные металлы, лесная отрасль), дающие быструю отдачу в долларах и евро, прочно поделены между олигархами, которые выиграли забег на короткую дистанцию в период «большого хапка», питерская группировка решила поучаствовать в соревнованиях на более длинных дистанциях. Ее выбор пал на обрабатывающую промышленность – вернее, на ту ее часть, которая до сих пор считалась неперспективной и которую не успели подгрести под себя управляющие «московским» капиталом Семьи, а именно – на машиностроение.
Наступление питерской команды началось с объединения в единый холдинг разрозненных сельхозмашиностроительных заводов, часть которых к тому же испытывала немалые финансовые трудности. Акции предприятий тракторного машиностроения оказались сильно недооцененными фондовым рынком, что позволяло быстро и дешево скупить их у первичных владельцев. Дальнейший план предусматривал две альтернативы: или привести предприятия в порядок и перепродать их оптом под единой крышей холдинга стратегическому покупателю (возможно, крупным мировым игрокам тракторного рынка), или, накачав заводы оборотным капиталом и перезапустив производственный процесс, самим снять сливки с перспективного сегмента внутреннего рынка. Благо покупателей продукции тракторного машиностроения всегда находится с избытком, и деньгами они не обделены. Это и нефтегазовый комплекс, и горнодобывающая промышленность, и коммунальное хозяйство крупных городов, и Дорожный фонд, и всяческие лизинговые структуры, сдающие тракторы в аренду сельскому хозяйству.
Новым тракторным олигархом по соглашению с Кремлем и Старой площадью был назначен Михаил Болотин, к тому времени уже имевший активы в виде Чебоксарского завода тракторного машиностроения «Промтрактор» и других машиностроительных предприятий. После недолгой торговли стороны быстро пришли к соглашению. В самом скором времени в составе новой империи оказались такие гиганты, как ОАО «Липецкий тракторный завод» и ОАО «Владимирский тракторный завод», ведущий разработчик тракторных машин и конструкций ФГУП НАТИ и еще несколько российских и белорусских предприятий. Последним по счету приобретением чекиста-тракториста стал Чебоксарский агрегатный завод, производящий узлы и конструкции не только для российских, но и для иностранных заказчиков. Нет нужды говорить, что, помимо российских покупателей, у новой тракторной империи тут же образовались эшелоны экспортных поставок, направленные в регионы, не чуждые влиянию силовых и разведывательных структур – от Ирака до Кубы.
Хотя Михаил Болотин, как и положено «питерской» группировке, всячески избегает публичности, есть данные о том, что его деловая активность ничуть не сбавляет обороты. Уже сейчас ведутся переговоры о покупке Онежского и прочих немногочисленных тракторных заводов, оставшихся вне поля деятельности нового холдинга. Кроме того, Болотину удалось заключить долгосрочный контракт с РАО «Российские железные дороги» стоимостью примерно в 1 млрд. долл., по которому «Промтрактор» обязуется поставлять литье для грузовых вагонов. Аналогичный контракт достался другому приближенному к питерской команде предпринимателю, г-ну Седых из Объединенной металлургической компании. Больше пока такой чести не удостоилось ни одно предприятие.
Какую именно стратегию дальнейшего развития тракторной отрасли изберет Болотин, вдохновляемый своими партнерами из числа «питерских», остается только догадываться. Но одно можно сказать точно – его приобретения на этом не остановятся, а, возможно, и перешагнут границы тракторного машиностроения, если питерская команда сочтет, что где-то рядом есть и другие промышленные отрасли, укрывшиеся от внимания Семьи, но способные в перспективе приносить сотни миллионов долларов годового дохода.
zampolit.com
Золотой ковш. Фото | Forbes.ru
Идею трактор-шоу Болотин позаимствовал у американской Caterpillar и японской Komatsu — мировых лидеров по выпуску промышленной техники с оборотом $30 млрд и $13 млрд соответственно. «Тракторные заводы» на их фоне карлик: в прошлом году концерн заработал $610 млн выручки. Но в СНГ и еще на нескольких развивающихся рынках «Тракторные заводы» успешно конкурируют с гигантами. Коллеги Болотина шутят: мол, возомнил себя основателем «русского Caterpillar», даже дизайн и цвет тракторов копирует у американцев. «Просто существуют международные стандарты, какой гаммы цветов должна быть дорожно-строительная техника, — объясняет Болотин в интервью Forbes. — А трактор-шоу действительно не мы первые придумали».
ПАРТНЕР «НОРНИКЕЛЯ».
На выбор Болотиным бизнеса повлияла наследственность. Его отец, правда, тракторы не делал — он строил тракторные заводы. Михаил родился во Владимире, рядом с Владимирским тракторным заводом, детство провел в Казахстане, где строился Павлодарский тракторный. Потом семья переехала на Волгу: до конца 1980-х Григорий Моисеевич Болотин работал заместителем гендиректора по капстроительству на Чебоксарском тракторном («Промтракторе»). Сейчас «Промтрактор» — центр империи Болотина-младшего.
Окончив Московский химико-технологический институт (МХТИ) по специальности «технологии редких и радиоактивных элементов», в 1986 году Михаил Болотин оказался на Чернобыльской АЭС — участвовал в расследовании причин аварии. Дальше были аспирантура и работа в Свердловском райкоме комсомола Москвы. В том же райкоме работали тогда будущие совладелец ЮКОСа Михаил Ходорковский и основатель компании по торговле предметами роскоши Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович.
В 1989 году начали создаваться молодежно-студенческие центры и центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ), большинство из которых вскоре занялось бизнесом. Ходорковский основал при Фрунзенском райкоме ВЛКСМ центр со ставшим позже знаменитым названием «Менатеп» (Межотраслевые и научно-технические программы), а Болотин при МХТИ — центр «МОСТ» («Молодежно-студенческий»). Центр превратился в малое предприятие, затем в ЗАО «Мост». «У Гусинского была торговая марка MOST — через S, a у нас — «МОСТ», — объясняет Болотин. Головная компания его группы до сих пор носит это название.
Первые три года МОСТ работал по прямому профилю — вел научные исследования по сторонним заказам. Но на науке много не заработаешь, и уже с 1992 года МОСТ начал торговать химическими реагентами и цветными металлами. Среди его тогдашних контрагентов — «Норильский никель», «Джезказганцветмет» и другие крупные добывающие предприятия. Прибыль от торговли металлами в начале 1990-х была очень высокой, вспоминает он. Будущий тракторостроитель тогда и заработал свой начальный капитал.
Но торговцев металлом становилось все больше и прибыли падали, а после приватизации «Норникель» стал избавляться от посредников. Тогда на смену металлам пришли кондиционеры: учрежденная «Мостом» компания «Ипроком» первой познакомила россиян с климатической техникой Mitsubishi. Еще одним проектом стала сеть из пяти универсамов «Гулливер». Но денег на ее быстрое развитие не было, и Болотин распродал магазины поштучно.
В 1995 году разразился первый крупный российский банковский кризис. Болотин, по его словам, понял тогда, что в торговле деньги слишком уязвимы, и решил податься в промышленность. «В машиностроении я решил заняться чем-то, о чем имел хоть какое-то представление» — так Болотин объясняет покупку обанкротившегося Чебоксарского завода тракторных двигателей. «Мост» приобрел его в 1996 году и обкатал на нем технологию антикризисного управления, затем начал скупку акций «Промтрактора», на тот момент убыточного, и к 2000 году собрал контрольный пакет. На завод пришла команда молодых управленцев во главе с Семеном Млодиком, физиком, ставшим банкиром, — он возглавил завод в 34 года. «Они стали ставить английские двигатели, улучшать ходовую, брать технику на сервисное обслуживание, — говорит начальник управления закупок Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Максим Некрасов. — При этом чебоксарская техника в эксплуатации дешевле, чем у конкурентов».
Окрыленный успехом, Болотин начал покупать тракторные заводы один за другим. В 2002 году у американского предпринимателя Леонарда Блаватника был куплен Владимирский тракторный завод, затем к нему добавились Липецкий и Онежский заводы (первый выпускает тракторы для сельского хозяйства, второй — для лесной отрасли) и Чебоксарский агрегатный (тракторные запчасти). По словам Болотина, первые заводы обошлись ему примерно по $10 млн каждый. Он покупал их на деньги, заработанные торговлей, потом в ход пошли кредиты, которые гасил уже ставший прибыльным «Промтрактор».
ПОКУПАЕМ ВСЕ.
Теперь предприятия Болотина (у некоторых заводов он не единственный владелец) объединены в концерн «Тракторные заводы». Объединение неформальное: заводы принадлежат различным фирмам, подконтрольным Болотину. Но зачем было создавать концерн? Ведь по-настоящему прибыльных предприятий у Болотина только два — Чебоксарский агрегатный и «Промтрактор». В соответствии с названием последний выпускает промышленные тракторы — те, что роют угольные и алмазные карьеры, обустраивают нефтяные месторождения, прокладывают трубопроводы. Сырьевые корпорации вполне способны покупать тяжелую технику по $300 000 за штуку (аналог от Caterpillar стоит $500 000), а агрегатный завод делает запчасти чуть ли не для всех тракторов, выпускающихся на территории бывшего СССР, так что спрос обеспечен.
А вот Владимирский и Липецкий заводы убыточны: они выпускают технику для сельского хозяйства, куда менее платежеспособной отрасли, чем сырьевая. На рынке давно ждут подъема сельхозмашиностроения, ведь все 1990-е годы крестьяне не обновляли технику, объясняет глава отраслевой ассоциации «Союзагромаш» Евгений Корчевой. Подъем этот никак не начнется, но Болотин готов терпеть убытки: он считает, что создал хороший задел на будущее. Кроме того, любой тракторный завод — гарантированный заказчик для его предприятий по производству агрегатов.
В нынешнем году «Тракторные заводы» ожидают $800 млн выручки. А Болотин готов к новым покупкам. В сентябре он вел с группой «Промышленные инвесторы», владеющей «Агромашхолдингом», переговоры о покупке военного производства Волгоградского тракторного завода (помимо гусеничных тракторов, он делает боевые машины десанта, БМД). Если сделка состоится, можно будет говорить о появлении у «Тракторных заводов» еще одной линейки продукции — военной. Один производитель бронетехники у Болотина уже есть: весной он за $43 млн купил у газохимического холдинга «Сибур» 51% акций «Курганмашзавода», крупного производителя боевых машин пехоты (БМП).
Зачем «Тракторным заводам» военная техника? «Государственный оборонный заказ растет, сейчас приоритет отдается силам ядерного сдерживания, со временем дело может дойти и до масштабных закупок легкой бронетехники», — не исключает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Менеджеры Болотина объясняют все более прозаично. «Промтрактор» через три года может исчерпать мощности, признается Млодик. А отлично оснащенный «Курганмашзавод» недозагружен и мог бы всерьез заняться «гражданской» техникой.
Болотин называет свою стратегию по-западному — создание full line, то есть полной линейки машиностроительной продукции. «Мы должны выпускать тракторы от 10 лошадиных сил до 800 и всевозможного назначения», — настаивает он. Этого требует работа на сжавшемся рынке. СССР поставлял тракторы в страны Варшавского договора и еще в 10–15 стран «третьего мира». «Промтрактор» в этом году выпустит 630 тракторов десяти модификаций, а в советские времена выпускал по 1500 одинаковых, из них половину на экспорт. У Владимирского завода за рубеж уходило и вовсе 90% продукции. Теперь же, чтобы загрузить производство, необходимо выпускать не одну-две модели тракторов, а десятки, максимально подстраиваясь под пожелания клиентов, особенно иностранных. Млодик рассказывает, что для победы в одном из тендеров в Индии «Промтрактор» согласился внести в свою машину больше 400 конструктивных изменений.
Чего еще не хватает Болотину для полного комплекта? «Экскаваторов, небольших погрузчиков и комбайнов. Если дополнить ими линейку, мы приблизимся к Caterpillar», — говорит Болотин. Но в России серьезную конкуренцию продукции «Тракторных заводов» составляет не только новая, но и подержанная импортная техника. Поэтому Болотин лоббирует введение на нее заградительных пошлин, а сам тем временем предлагает покупателям программу trade in — можно сдать «чужой» старый трактор в обмен на новый чебоксарский с доплатой. Эту услугу рекламируют с помощью комиксов, на которых Василий Иваныч (Чебоксары — родина Чапаева) вместе с Петькой обмозговывают, что делать со старым броневичком, и в итоге решают поменять его на новый трактор.
www.forbes.ru
Тракторный олигарх Михаил Болотин – Компромат.Ру / Compromat.Ru
05.02.2004
Тракторный олигарх Михаил Болотин
Аркадий Уткин
Похоже, что питерские «силовики» нашли для себя новое поле деятельности, способное принести им в скором будущем доходы, соизмеримые с прибылью от нефтяных и алюминиевых империй, которые были основаны выходцами из конкурирующего «семейного» клана.
Осознав, что все экспортно-сырьевые производства (нефть, черные и цветные металлы, лесная отрасль), дающие быструю отдачу в долларах и евро, прочно поделены между олигархами, которые выиграли забег на короткую дистанцию в период «большого хапка», питерская группировка решила поучаствовать в соревнованиях на более длинных дистанциях. Ее выбор пал на обрабатывающую промышленность – вернее, на ту ее часть, которая до сих пор считалась неперспективной и которую не успели подгрести под себя управляющие «московским» капиталом Семьи, а именно – на машиностроение.
Наступление питерской команды началось с объединения в единый холдинг разрозненных сельхозмашиностроительных заводов, часть которых к тому же испытывала немалые финансовые трудности. Акции предприятий тракторного машиностроения оказались сильно недооцененными фондовым рынком, что позволяло быстро и дешево скупить их у первичных владельцев. Дальнейший план предусматривал две альтернативы: или привести предприятия в порядок и перепродать их оптом под единой крышей холдинга стратегическому покупателю (возможно, крупным мировым игрокам тракторного рынка), или, накачав заводы оборотным капиталом и перезапустив производственный процесс, самим снять сливки с перспективного сегмента внутреннего рынка. Благо покупателей продукции тракторного машиностроения всегда находится с избытком, и деньгами они не обделены. Это и нефтегазовый комплекс, и горнодобывающая промышленность, и коммунальное хозяйство крупных городов, и Дорожный фонд, и всяческие лизинговые структуры, сдающие тракторы в аренду сельскому хозяйству.
Новым тракторным олигархом по соглашению с Кремлем и Старой площадью был назначен Михаил Болотин, к тому времени уже имевший активы в виде Чебоксарского завода тракторного машиностроения «Промтрактор» и других машиностроительных предприятий. После недолгой торговли стороны быстро пришли к соглашению. В самом скором времени в составе новой империи оказались такие гиганты, как ОАО «Липецкий тракторный завод» и ОАО «Владимирский тракторный завод», ведущий разработчик тракторных машин и конструкций ФГУП НАТИ и еще несколько российских и белорусских предприятий. Последним по счету приобретением чекиста-тракториста стал Чебоксарский агрегатный завод, производящий узлы и конструкции не только для российских, но и для иностранных заказчиков. Нет нужды говорить, что, помимо российских покупателей, у новой тракторной империи тут же образовались эшелоны экспортных поставок, направленные в регионы, не чуждые влиянию силовых и разведывательных структур – от Ирака до Кубы.
Хотя Михаил Болотин, как и положено «питерской» группировке, всячески избегает публичности, есть данные о том, что его деловая активность ничуть не сбавляет обороты. Уже сейчас ведутся переговоры о покупке Онежского и прочих немногочисленных тракторных заводов, оставшихся вне поля деятельности нового холдинга. Кроме того, Болотину удалось заключить долгосрочный контракт с РАО «Российские железные дороги» стоимостью примерно в 1 млрд. долл., по которому «Промтрактор» обязуется поставлять литье для грузовых вагонов. Аналогичный контракт достался другому приближенному к питерской команде предпринимателю, г-ну Седых из Объединенной металлургической компании. Больше пока такой чести не удостоилось ни одно предприятие.
Какую именно стратегию дальнейшего развития тракторной отрасли изберет Болотин, вдохновляемый своими партнерами из числа «питерских», остается только догадываться. Но одно можно сказать точно – его приобретения на этом не остановятся, а, возможно, и перешагнут границы тракторного машиностроения, если питерская команда сочтет, что где-то рядом есть и другие промышленные отрасли, укрывшиеся от внимания Семьи, но способные в перспективе приносить сотни миллионов долларов годового дохода.
www.compromat.ru
Михаилу Григорьевичу БОЛОТИНУ – 50 лет
23 мая 2011 года исполняется 50 лет Михаилу Григорьевичу Болотину – Президенту, генеральному директору Концерна «Тракторные заводы».
Михаил Григорьевич Болотин родился 23 мая 1961 г. во Владимире. Окончил Московский химикотехно логический институт им. Д.М. Менделеева в 1984 г. Начиная с 1996 г., в разное время возглавил Советы директоров ряда крупных машиностроительных предприятий РФ, совмещая с деятельностью на по сту президента Некоммерческого партнерства «Кон церн «Тракторные заводы». С сентября 2006 г. – пре зидент ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», с августа 2007 г. – генеральный директор ООО «Компания корпоратив ного управления «Концерн «Тракторные заводы». С апреля 2008 г. возглавил Комитет при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожностроительному и транс портному машиностроению.
На сегодняшний день среди нас не так много людей, способных создавать и щедро делиться тем, что имеют, делая счастливыми сотни и тысячи людей, умеющих брать на себя ответственность и быть патриотом не на показ, а искренне в глубине своей души и сердца, доказывая свою преданность и любовь к людям, к истории, к Родине не на словах, а на деле…
Михаил Григорьевич Болотин, один из активных архитекторов новой России, Человек, который, несмотря на все существующие сложности и непривлекательность отечественного машиностроения, вопреки повальному интересу к сырьевому сектору экономики, создал уникальную, динамично развивающуюся и привлекательную для многих бизнес-модель, ставшую среди стратегических одной из первых в нашем Отечестве.
На сегодняшний день, созданная им машиностроительная группа «Концерн «Тракторные заводы», объединяет почти 30 различных компаний, способных обеспечить полный жизненный цикл выпускаемой продукции – от конструкторских разработок, производства до сервисного обслуживания и обеспечения потребителей комплектующими и запасными частями. Выпускаемая конкурентоспособная продукция под маркой «Сделано в России» гордо продвигается на глобальные рынки, отстаивая интересы нашей страны в машиностроительном секторе.
Общественное признание Михаила Григорьевича Болотина, как «Героя нового времени», заслужено, т.к. благодаря его преданности своему делу, смелости, настойчивости в России можно говорить о промышленном, сельскохозяйственном, лесозаготовительном, коммунальном машиностроении. Благодаря М.Г. Болотину тракторостроение переживает новую страницу своего становления и развития.
Журнал “Горная Промышленность” №2 (96) 2011, стр.79
mining-media.ru
Добавить комментарий