Закон о внешнеэкономической деятельности – Организация внешнеэкономической деятельности | Российское законодательство государственного регулирования ВЭД. Регулирование внешнеторгового сотрудничества Российской Федерации

Содержание

О внешнеэкономической деятельности (новая редакция)

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Республики Узбекистан при осуществлении внешнеэкономической деятельности, стимулирование развития национальной экономики, создание условий для интеграции экономики страны в мировую экономическую систему.

Статья 2. Законодательство о внешнеэкономической деятельности

Законодательство о внешнеэкономической деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о внешнеэкономической деятельности, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Внешнеэкономическая деятельность

Под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность юридических и физических лиц Республики Узбекистан, направленная на установление и развитие взаимовыгодных экономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также международными организациями.

Внешнеэкономической деятельностью вправе заниматься юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Республики Узбекистан и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Государственные органы Республики Узбекистан могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность, если иное не установлено законодательством.

Статья 4. Основные принципы внешнеэкономической деятельности

Основными принципами внешнеэкономической деятельности являются:

свобода и экономическая самостоятельность субъектов внешнеэконо-мической деятельности;

равенство субъектов внешнеэкономической деятельности;

недопущение дискриминации при осуществлении торгово-экономических отношений;

взаимовыгодность при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

защита государством прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Статья 5. Субъекты внешнеэкономической деятельности

Субъектами внешнеэкономической деятельности являютсяюридические и физические лица Республики Узбекистан, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Статья 6. Объекты внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в отношении товаров, работ (услуг), любого имущества, в том числе ценных бумаг, валютных ценностей, электрической, тепловой и иных видов энергии, транспортных средств, объектов интеллектуальной собственности, являющихся объектами купли-продажи или обмена, за исключением запрещенных законодательством к использованию во внешнеэкономической деятельности.

Статья 7. Права субъектов внешнеэкономической деятельности

Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют равные права по ее осуществлению.

Субъекты внешнеэкономической деятельности вправе:

самостоятельно в рамках законодательства определять формы участия во внешнеэкономической деятельности, привлекать по своему усмотрению в установленном порядке на договорной основе другие юридические и физические лица для осуществления внешнеэкономической деятельности;

в соответствии с законодательством самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться результатами внешнеэкономической деятельности, включая доход в национальной и иностранной валюте.

Субъекты внешнеэкономической деятельности могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 8. Обязанности субъектов внешнеэкономической

деятельности

Субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны:

представлять отчетность о внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном законодательством;

предъявлять в установленном порядке документы, подтверждающие соответствие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным, экологическим стандартам и требованиям, установленным в Республике Узбекистан, ввозимых на ее территорию товаров.

Субъекты внешнеэкономической деятельности могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 9. Основные направления

внешнеэкономической деятельности

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности являются:

международное экономическое и финансовое сотрудничество;

внешнеторговая деятельность;

привлечение иностранных инвестиций;

инвестиционная деятельность за пределами Республики Узбекистан.

Статья 10. Международное экономическое и

финансовое сотрудничество

Международное экономическое и финансовое сотрудничество –осуществление внешнеэкономической деятельности, направленной на установление и расширение взаимовыгодных связей субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан с юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также международными организациями в сфере финансов, производства, образования, здравоохранения, научно-технической, культурной, экологической, гуманитарной и иных сферах в порядке, установленном законодательством.

Статья 11. Внешнеторговая деятельность

Внешнеторговой деятельностью является предпринимательская деятельность в области международной торговли товарами, работами (услугами).

Внешнеторговая деятельность осуществляется путем экспорта и импорта товаров, работ (услуг).

Экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Республики Узбекистан без обязательства об их обратном ввозе, если иное не предусмотрено законодательством.

Импортом товаров является ввоз товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан без обязательства об их обратном вывозе.

Экспортом работ (услуг) является выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания).

Импортом работ (услуг) является выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом иностранного государства юридическому или физическому лицу Республики Узбекистан независимо от места их выполнения (оказания).

Статья 12. Привлечение иностранных инвестиций

Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемый иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством.

Формы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан определяются законодательством.

Статья 13. Инвестиционная деятельность за пределами

Республики Узбекистан

Инвестиционной деятельностью за пределами Республики Узбекистан признается совокупность действий субъектов внешнеэкономической деятельности, связанная с вложением материальных и нематериальных благ и прав на них в объекты предпринимательской и иной деятельности за пределами Республики Узбекистан.

Инвестиционная деятельность за пределами Республики Узбекистан может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством, путем:

создания юридических лиц или долевого участия в уставных фондах (капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций;

учреждения представительств, филиалов и других обособленных подразделений за пределами Республики Узбекистан;

приобретения ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами иностранных государств;

приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

приобретения права собственности, а также права владения и пользования землей и другими природными ресурсами.

Инвестиционная деятельность за пределами Республики Узбекистан может осуществляться и иными способами, предусмотренными законодательством иностранного государства и законодательством Республики Узбекистан.

Статья 14. Представительства иностранных государств

и их юридических лиц на территории

Республики Узбекистан

Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам учреждаются в Республике Узбекистан на основе международных договоров, заключаемых Республикой Узбекистан с соответствующими иностранными государствами.

Иностранные юридические лица вправе открывать на территории Республики Узбекистан представительства в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 15. Гарантии прав и интересов

субъектов внешнеэкономической деятельности

Республика Узбекистан гарантирует обеспечение прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

В случаях принятия государственными органами Республики Узбекистан актов, нарушающих права субъектов внешнеэкономической деятельности, определенных настоящим Законом, причиненные им убытки возмещаются в соответствии с законодательством.

Статья 16. Доступ к информации

Субъекты внешнеэкономической деятельности вправе получать от государственных органов в порядке, установленном законодательством, информацию, затрагивающую их права и интересы в сфере внешнеэкономической деятельности и не носящую конфиденциального характера. Конфиденциальность информации определяется в соответствии с законодательством.

Акты законодательства, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность и имеющие общеобязательный характер, должны быть опубликованы в средствах массовой информации и доступны субъектам внешнеэкономической деятельности.

Статья 17. Государственное регулирование

внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем:

формирования и совершенствования законодательной базы внешнеэкономической деятельности;

валютного регулирования;

налогового регулирования;

тарифного и нетарифного регулирования;

применения защитных, компенсационных и антидемпинговых мер для соблюдения экономических интересов Республики Узбекистан;

установления порядка совершения внешнеторговой деятельности, в том числе количественного ограничения и государственной монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров;

установления экспортного контроля в отношении товаров, оборудования, научно-технической информации, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности (указанных в списках объектов экспортного контроля), которые в силу присущих им свойств и особенностей могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие), средств его доставки (ракеты и другие технические средства, способные доставлять оружие массового поражения), иных видов вооружения и военной техники;

сертификации ввозимых и вывозимых товаров;

установления технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных, экологических стандартов и требований;

предоставления преференций и льгот субъектам внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.

Статья 18. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области

регулирования внешнеэкономической деятельности

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

разрабатывает стратегию развития внешнеэкономической деятельности;

обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов Республики Узбекистан;

заключает международные договоры Республики Узбекистан в области внешнеэкономической деятельности;

разрабатывает платежный баланс Республики Узбекистан;

выдает гарантии Правительства Республики Узбекистан под получаемые иностранные кредиты;

владеет, пользуется и распоряжается собственностью Республики Узбекистан за границей;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 19. Уполномоченный государственный орган

в области регулирования

внешнеэкономической деятельности

Уполномоченным государственным органом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан.

Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан:

обеспечивает проведение государственной политики в области внешнеэкономической деятельности, реализацию задач по защите экономических интересов Республики Узбекистан при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательной базы внешнеэкономической деятельности;

координирует и регулирует деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности в пределах компетенции, определенной законодательством;

координирует работу органов государственного управления в области регулирования внешнеэкономической деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 20. Запреты и ограничения экспорта, импорта

В Республике Узбекистан законодательством могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта, импорта товаров в целях:

обеспечения национальной безопасности;

охраны жизни и здоровья граждан, охраны животного и растительного мира и окружающей среды;

соблюдения общественной морали и правопорядка;

сохранения культурного наследия народа Республики Узбекистан;

защиты культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

поддержания платежного баланса Республики Узбекистан;

выполнения международных обязательств Республики Узбекистан;

предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

защиты других интересов Республики Узбекистан.

Статья 21. Лицензирование и квотирование экспорта

и импорта отдельных видов товаров

Экспорт и импорт отдельных видов товаров может осуществляться только после получения соответствующего разрешения (лицензии) на их ввоз или вывоз. Лицензии на осуществление экспорта и импорта отдельных видов товаров выдаются органами, уполномоченными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В отношении экспорта и импорта отдельных видов товаров Кабинет Министров Республики Узбекистан может установить количественные ограничения (квоты).

Распределение квот осуществляется, как правило, на конкурсной или аукционной основе.

Перечень отдельных видов товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию, а также порядок выдачи лицензий и распределения квот определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 22. Экспортный контроль

В целях защиты национальных интересов Республики Узбекистан при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении материалов, товаров, оборудования, научно-технической информации, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности (указанных в списках объектов экспортного контроля), которые в силу присущих им свойств и особенностей могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие), средств его доставки (ракеты и другие технические средства, способные доставлять оружие массового поражения), иных видов вооружения и военной техники, а также соблюдения международных обязательств в Республике Узбекистан действует система экспортного контроля. Вывоз отдельных особо опасных ядерных, химических, бактериологических (биологических) материалов подлежит экспортному контролю и осуществляется по согласованию с Олий Мажлисом Республики Узбекистан. Списки объектов экспортного контроля, а также порядок их вывоза и использования устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 23. Защита экономических интересов

Республики Узбекистан и

субъектов внешнеэкономической деятельности

В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Республики Узбекистан и субъектов внешнеэкономической деятельности, а также в случае невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Республикой Узбекистан, Республика Узбекистан вправе вводить ответные меры в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Статья 24. Защитные меры

В отношении возросшего импорта товара по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан могут применяться защитные меры.

Порядок применения защитных мер определяется законодательством.

Статья 25. Антидемпинговые пошлины

В отношении импорта товара по демпинговым ценам по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан могут применяться антидемпинговые пошлины.

Порядок применения антидемпинговых пошлин определяется законодательством.

Статья 26. Компенсационные пошлины

В отношении импорта субсидированного товара по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан могут применяться компенсационные пошлины.

Порядок применения компенсационных пошлин определяется законодательством.

Статья 27. Технические, фармакологические,

санитарные, ветеринарные, фитосанитарные

и экологические стандарты и требования

к ввозимым товарам

Ввозимые на территорию Республики Узбекистан товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Республике Узбекистан.

Запрещается ввоз на территорию Республики Узбекистан товаров, которые:

не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в части первой настоящей статьи;

не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 28. Свободные экономические зоны

На территории Республики Узбекистан может устанавливаться особый режим внешнеэкономической деятельности (таможенный, валютный, налоговый и другие) для свободных экономических зон, который регулируется законодательством о свободных экономических зонах.

Статья 29. Свободная торговля

Республика Узбекистан может заключать с иностранными государствами международные договоры о свободной торговле, направленные на отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, и количественных ограничений на экспорт и импорт товаров, устранение других препятствий для свободного движения товаров.

Статья 30. Разрешение споров

Споры, возникающие в результате осуществления внешнеэкономической деятельности, разрешаются в порядке, предусмотренном в договоре. В случае отсутствия в договоре положений, регламентирующих порядок разрешения споров, применяемое право и место разбирательства определяются в соответствии с общепризнанными нормами международного частного права.

Споры субъектов внешнеэкономической деятельности с органами государственной власти и управления разрешаются в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства

о внешнеэкономической деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства о внешнеэкономической деятельности, несут ответственность в установленном порядке.

parliament.gov.uz

Нормативное регулирование ВЭД | Региональный портал внешнеэкономической информации

ОСНОВНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1.      «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ Определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2.      «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

Регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

3.       «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.04.2015), «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

Регулирует устранение двойного налогообложения по отношению к физическим лицам (Ст. 232) и организациям (Ст. 311), налоговые ставки (Ст. 284), особенности налогообложения иностранных организаций (Ст. 306-309), определяет порядок возмещения экспортного НДС (Ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).

4.      «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ  

Устанавливает административную ответственность за нарушения в сфере  валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (Ст. 15.25), а также за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Глава 16).

5.       «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ

Определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

6.      «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ

Устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные нормы Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза.

7.      «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ

Закон направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

8.      «О техническом регулировании» Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ Регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

9.       «Об экспортном контроле» Федеральный закон от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ 

Устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

10. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ 

Определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России.

11. «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1

Раскрывает содержание основных терминов и определений, таких как таможенная пошлина. Устанавливает право Правительства Российской Федерации назначать размер ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также порядок их расчета и исчисления. С введением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза многие положения Закона о таможенном тарифе утратили свою силу и в настоящее время представляют только исторические и аналитический интерес, но никак не практический. В тоже время в Законе встречаются положения, не нашедшие отражения в иных нормативно-правовых актах федерального и союзного таможенного законодательства (возможно, временно). Например, об особых и временных (сезонных) таможенных тарифах.

12. «О международном коммерческом арбитраже»  Закон Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-I Устанавливает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.

13. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 04.01.1999 №4-ФЗ.

14. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 “О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации”.

15. Указ Президента Российской Федерации от 19.08.2015 N 424 “О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»”.

16.Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2003 N 79 “Об утверждении Положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации”.

17. Указ Главы Удмуртской Республики от 24.04.2015 N 82 “О Положении о международной деятельности Главы Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики”.

18.  «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». (с изменениями и дополнениями) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р. 

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов».

20. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. № 1368 “О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности”

21. Об утверждении Плана реализации подпрограмм государственной программы Удмуртской Республики “Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики” на 2017 год”

www.udmexport.ru

164 ФЗ об основах гос. регулирования внешнеторговой деятельности

В связи со стремительным социально-экономическим развитием РФ, предпринимательская деятельность в области импорта и экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуального труда требует постоянной реформации и контроля. С этой целью был создан действительный ФЗ о внешнеторговой деятельности.

Описание Федерального закона 164

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ (акт от 8 декабря 2003 г.) принят 21 ноября 2003 года, вступил в силу 26 ноября 2003 года. Положение действующего ФЗ употребляется в отношении официального упорядочивания внешнеторговых операций. Настоящий правовой акт регламентирует регулирование потоков импорта и экспорта и полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой активности. В ФЗ-164 предусмотрены способы юридической защиты интересов Российской федерации в сферах экономики и политики.

ФЗ «Об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности» в РФ не может применяться в отношении следующих видов деятельности:

  • Оказываемые представителями органов государственной власти некоммерческие и неконкурирующие услуги;
  • Услуги, предоставляемые Центральным Банком России (ЦБР) в соответствии с установленными Федеральными законами функциями;
  • Деятельность по оказанию услуг в рамках социального (в том числе и пенсионного) обеспечивания, при условии гарантии Правительства Российской Федерации, отсутствия конкуренции с другими органами соцобеспечения или при эксплуатации государственных финансовых ресурсов.

Основой для государственного упорядочивания внешнеторговой активности является Конституция Российской Федерации. Регулирование осуществляется посредством соответствия критериям, установленным действующим 164-ФЗ, общепринятыми нормативам международного права и принципам международной дипломатической договорённости.

В рамках осуществления внешнеторговых сделок субъекты Российской Федерации уполномочены переводить переговоры с субъектами иностранных государств. Переговоры с иностранным государственным правительством возможны только при согласии Правительства Российской Федерации (ст. 8, п. 1).

Содержание резидентов российских торговых представительств производится за счёт финансовых отчислений из бюджета РФ. Согласно актуальному тексту части 3 статьи 13 действительного Федерального Закона, производится согласование с органами исполнительной власти и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

В ФЗ о внешнеторговой деятельности существуют понятия:

  • Аналогичный товар — соответствующий максимальному числу общих характеристик с другим объектом торговли, товар;
  • Взаимность — взаимная деятельность между субъектами РФ и иностранными субъектами по созданию взаимовыгодных условий и режимов внешнеторговой деятельности;
  • Бартерная сделка — соглашение об обмене товаров, услуг и плодов интеллектуального труда;
  • внешнеторговая деятельность — активность по осуществлению сделок в области внешней торговли;
  • Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — совокупность сделок между иностранными и российскими лицами по передаче прав на интеллектуальные активы;
  • Внешняя торговля информацией — осуществление информативных передач;
  • Внешняя торговля товарами — международный товарооборот между Российской Федерацией и иностранными государствами;
  • Зона свободной торговли — таможенные территории, на которых производится сбыт товара без таможенных пошлин.

Участниками внешнеторговой деятельности может стать любой гражданин РФ и иностранное лицо. Ограничения этого права предусмотрены рассматриваемым Федеральным законом и нормативами, установленными в международных договорах РФ.

Защита экономических интересов Российской Федерации осуществляется посредством наблюдения за внешнеторговой деятельностью с позиции компетентных органов государственной власти (ст. 52). Контролируя процессы импорта и экспорта интеллектуальной, информационной и материальной продукции, данные органы обеспечивают соблюдение нормативов Федерального закона 164-ФЗ.

Согласно ст. 40 настоящего закона, при введении санкций со стороны иностранного государства, Российская Федерация уполномочена принимать меры. В случаях несоблюдения экономических интересов РФ, не предоставления юридической защиты торговых интересов, Правительством Российской Федерации принимается решение о режиме введения ответных мер.

Скачать ФЗ 164

В целях получения достоверной информации о международном товарообороте и внешнеторговой деятельности, необходимо ознакомиться с текстом «Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ». Актуальный текст с последними поправками скачать здесь:

Текст ФЗ о техническом регулировании с изменениями на 2018 год тут: 

Последние изменения, внесенные в закон о внешнеэкономической деятельности

Последняя поправка в действительный закон была внесена «Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (редактировался 3 июля 2016 года). Изменения коснулись статьи 6 настоящего закона. В новой редакции с. 6 дополняется пунктом 6.1, определяющим последовательность передачи полномочий во внешнеэкономической области от органов государственной исполнительной власти органам местной исполнительной власти субъектов РФ. Соответственные полномочия во внешнеторговой деятельности передаются согласно букве Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятого 6 октября 1999 года.

Ранее произошли не менее важные поправки в других статьях рассматриваемого закона. В ст. 4, вводящей в основные принципы федеральной стабилизации внешнеторговой деятельности, утратил силу пункт 3 (постановлением Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ).

Согласно поправкам 2015 года, цель экономической политики Российской Федерации — обеспечение оптимальных условий для российской торговли, экспортёров, производителей и потребителей товаров и услуг (ст. 5 настоящего Федерального закона).

Обновлённый текст статьи 12 закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности раскрывает методику стабилизации действий в рассматриваемой сфере. Организация сдельной деятельности осуществляется посредством упорядочивания:

  • Таможенно-тарифного типа;
  • Нетарифного типа;
  • Санкций в отношении экспорта информационных, интеллектуальных и материальных услуг и товаров;
  • Административных и экономических мер, влияющих на развитие торговых отношений и предусмотренных Федеральным законодательством.

Иные методы федерального упорядочивания внешнеторговой деятельности недопустимы.

Похожие законы

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

― Закон рф «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003);

Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть любые российские и иностранные лица. Но такое право может быть ограничено международными договорами и федеральными законами РФ. Так, например, закон об экспорте газа устанавливает исключительное право на экспорт газа организации-собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации-собственника составляет 100%.

РФ, субъекты и муниципальные образования могут осуществлять внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

В Законе устанавливаются методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера), оговариваются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности и приводится перечень мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

Закон устанавливает особые виды запретов и ограничений внешней торговли, особые режимы осуществления внешнеторговой деятельностью.

Закон предписывает Правительству и органам исполнительной власти субъектов осуществлять мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. В частности, они обеспечивают кредитование участников внешнеторговой деятельности, функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов.

― тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности;

Международными договорами государств-членов Таможенного союза и законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Целью их установления является регулирование внешней торговли товарами, в том числе защита рынка РФ и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

Законом о таможенном тарифе устанавливается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, видов сделок и других факторов, за исключениями прямо предусмотренными законом. Указанным законом установлено несколько тарифных режимов. Наиболее мягкий – режим наиболее благоприятствуемой нации. В его рамках действуют ставки ввозных таможенных пошлин Таможенного союза. Ставки вывозных пошлин устанавливаются Правительством.

К нетарифному регулированию внешнеэкономической деятельности относится установление Правительством количественных ограничений в исключительных случаях. Например, Правительство полномочно в соответствии с международными договорами в исключительных случаях не более чем на 6 месяцев ограничить импорт сельскохозяйственных товаров, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара российского производства.

К нетарифным методам регулирования относится также установление распределительных квот, лицензирование в сфере внешней торговли товарами, предоставление исключительного права на экспорт, импорт отдельных видов товаров. Кроме того в соответствии с международными договорами, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральными законами могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов производителей товаров.

ограничения в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с указами Президента внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН. Ограничение внешней торговли может вводиться в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ. Такое решение принимается Правительством по представлению Центрального банка.

Ограничение внешней торговли может быть связано с мерами валютного регулирования. Кроме того правительство может вводить меры ограничения внешней торговли в случае, если иностранное регулирование не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении РФ либо не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их интересов, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц, а также в некоторых других случаях.

Меры ограничения внешней торговли не могут произвольными. Они вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов РФ, субъектов, муниципальных образований и российских лиц.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством. До введения ответных мер Правительство может принять решение о проведении переговоров с соответствующим государством.

studfiles.net

“Горячие” документы — Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

— Выберите обзор из списка –“Горячие” документыНовое в российском законодательствеНовости для бухгалтераНовости для бухгалтера бюджетной организацииНовости для юристаНовости для специалиста по закупкамНовости для специалиста по кадрамДокументы на регистрации в Минюсте РФВопросы и ответы по бухучету и налогообложениюМатериалы из журнала “Главная книга”Новое в московском законодательствеНовое в законодательстве Московской областиНовое в региональном законодательствеПроекты нормативных правовых актовНовое о законопроектах: от первого чтения до подписанияОбзор законопроектовИтоги заседаний Государственной ДумыИтоги заседаний Совета Государственной ДумыИтоги заседаний Совета ФедерацииНовое: юридическая пресса, комментарии и книгиНовое в законодательстве в сфере здравоохранения

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

— Выберите тематическую рубрику –Конституционный стройОсновы государственного управленияГражданское правоСемьяЖилищеТруд и занятостьСоциальное обеспечение и социальное страхованиеФинансы. НалогиБанковское делоЦенные бумаги. Рынок ценных бумагВалютное регулированиеБухгалтерский учет. СтатистикаХозяйственная деятельностьВнешнеэкономическая деятельность. Таможенное делоОкружающая природная среда и природные ресурсыИнформация и информатизацияОбразование. Научная деятельность. КультураЗдравоохранение. Физическая культура и спорт. ТуризмОборонаБезопасность и охрана правопорядкаУголовное право. Исполнение наказанийПравосудиеПрокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. НотариатМеждународные отношения. Международное право

Внесены уточнения в некоторые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы внешнеэкономической деятельности (см. аннотацию) Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых товаров приведены в соответствие с обязательствами РФ в рамках ВТО (см. аннотацию) Внесены уточнения в некоторые решения Совета Евразийской экономической комиссии, регламентирующие порядок маркировки одежды и изделий из натурального меха (см. аннотацию) Внесены уточнения в требования к маркировке пищевой продукции, утвержденной техническим регламентом Таможенного союза “Пищевая продукция в части ее маркировки” (ТР ТС 022/2011) (см. аннотацию) С 1 января 2022 года вступает в силу технический регламент Евразийского экономического союза “О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию” (ТР ЕАЭС 046/2018) (см. аннотацию) Обновляется порядок допуска товаров, происходящих из иностранных государств, к госзакупкам (см. аннотацию) Утвержден перечень продукции, при таможенном оформлении которой необходимо представлять документ об оценке ее соответствия требованиям технического регламента “О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания” (ТР ТС 027/2012) (см. аннотацию) Утвержден перечень продукции, при таможенном оформлении которой необходимо представлять документ об оценке ее соответствия требованиям технического регламента “Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники” (ТР ЕАЭС 037/2016) (см. аннотацию) Утверждены формы декларации таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2, а также порядок их заполнения в электронном виде и на бумажном носителе (см. аннотацию) Утверждена форма пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, а также порядок ее заполнения (см. аннотацию) Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 ноября 2018 года (см. аннотацию) В связи с мероприятиями по реформированию системы таможенных органов даны разъяснения в отношении таможенного декларирования товаров по лицензии (см. аннотацию) Скорректирован порядок поставки нефти и иных товаров, классифицируемых в отдельных позициях товарных групп 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, из Российской Федерации в Республику Беларусь (см. аннотацию) ФТС России рекомендует предоставлять в таможенные органы банковские гарантии по определенной форме (см. аннотацию) ФТС России напоминает об изменениях в порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров (см. аннотацию) Внесены уточнения в некоторые правовые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы внешнеэкономической деятельности (см. аннотацию) Верховный Суд РФ признал не действующими со дня принятия Методические рекомендации по работе с каталогами (справочниками) независимых экспертных организаций N.A.D.A. и Kelly Blue Book для определения таможенной стоимости автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с североамериканского рынка (см. аннотацию) Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 октября 2018 года (см. аннотацию) Минфином России предложена типовая форма договора залога, заключаемого в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (см. аннотацию) ФТС России информирует о новом информационном сервисе, с помощью которого можно осуществлять поиск и уплату таможенных квитанций с начисленными суммами таможенных платежей (см. аннотацию) Установлены размеры ставок для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение (см. аннотацию) Средняя цена на нефть сорта “Юралс” на мировых рынках нефтяного сырья за август 2018 года составляет 71,52 долл. США за баррель (см. аннотацию) Минпромторгом России подготовлены методические рекомендации, касающиеся реализации в период с 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г. эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории РФ (см. аннотацию) Срок начала применения порядка подтверждения таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза перенесен с 1 сентября 2018 года на 1 февраля 2019 года (см. аннотацию) Внесены уточнения в порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (см. аннотацию) В положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности включены новые разделы и примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования товарного знака (см. аннотацию) ФТС России обновлен перечень КБК налогов, сборов и иных платежей, администрируемых таможенными органами (см. аннотацию) С 1 октября 2018 года вступает в силу отдельный порядок осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров и транспортных средств в свободных портах Республики Крым и г. Севастополя (см. аннотацию) Утверждена форма декларации на товары для экспресс-грузов (см. аннотацию) Срок действия российских контрсанкций в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия продлен по 31 декабря 2019 года (см. аннотацию) Утвержден классификатор видов документов, оформляемых при рассмотрении регистрационного досье медицинского изделия на территориях государств – членов ЕАЭС (см. аннотацию) Разъяснены особенности возбуждения дел об административных правонарушениях в связи с представлением недействительных документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, а также отсутствием на ввозимых товарах обозначения единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ЕАЭС (см. аннотацию) Установлены ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами РФ в ВТО (см. аннотацию) ФАС России направлены рекомендации по порядку согласования изменений в концессионные соглашения, объектом которого являются системы ресурсоснабжения (см. аннотацию) Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 сентября 2018 года (см. аннотацию) С 7 сентября по 31 декабря 2018 года установлено количественное ограничение на ввоз в РФ отдельных озоноразрушающих веществ (см. аннотацию) Подписан закон, регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и обеспечением функционирования специальных административных районов в Калининградской области и Приморском крае (см. аннотацию) Подписан федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации (см. аннотацию) Расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть будет осуществляться в соответствии с новыми требованиями (см. аннотацию) Минэкономразвития России предложена форма типового договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района (см. аннотацию) Уточнен порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год (см. аннотацию) Законопроект о таможенном регулировании в Российской Федерации направлен в Совет Федерации (см. аннотацию) Уточнен порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год (см. аннотацию) Установлены требования к процедуре внесения изменений в регистрационное досье вакцин для профилактики гриппа, а также к их регистрации (см. аннотацию) Утверждены правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции (см. аннотацию) До 31 декабря 2019 года продлено действие “контрсанкций” в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (см. аннотацию) Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 августа 2018 года (см. аннотацию) Утверждены правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (см. аннотацию) Ко второму чтению подготовлен законопроект о таможенном регулировании в Российской Федерации   (см. аннотацию) Суд Евразийского экономического союза разъяснил статус решений Комиссии Таможенного союза, действующих на 1 января 2015 года (см. аннотацию)

Вы можете также:

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Организация внешнеэкономической деятельности | Российское законодательство государственного регулирования ВЭД. Регулирование внешнеторгового сотрудничества Российской Федерации

Наибольшее место в правовом регулировании внешнеэкономической сферы отводится нацио­нальному (внутреннему) законодательству, включающему общие нормы и специальное законода­тельство.

Общее законодательствопредставлено правовыми нормами, регламентирующими основные принципы функционирования государства и различных сфер жизнедеятельности, в том числе внешнеэкономической. К общему законодательству относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и т.п.

В Конституции РФ сформулированы нормы о приоритете международных договоров (ст. 15), о праве выезда за границу (ст. 27) и праве занятия любой не запрещенной законом экономической деятельностью, о статусе иностранцев (ст. 62), о компетенции субъектов РФ (ст. 71-73, 76, 78) и др.

Гражданский кодекс РФ устанавливает правила гражданского законодательства, применяемые к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 1 ст. 2), правило о недействительности внешнеэкономической сделки при несоблюдении письменной формы (п. 3 ст. 162), отсылочные нормы использования иностранной валюты, сферы и правила применения норм международного частного права (раздел 3) и др.

Правила Налогового кодекса РФ охватывают деятельность таможенных органов (ст. 9), а также иностранных физических и юридических лиц (ст. 11), порядок налогообложения и взимания различных видов налогов и сборов (часть вторая НК РФ).

Процессуальное законодательство регламентирует правила производства по делам с участием иностранных юридических лиц в судах общей юрисдикции ( Гражданский процессуальный кодекс РФ) и арбитражных судах (Арбитражный процессуальный кодекс РФ). Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» регламентирует деятельность третейских судов при рассмотрении споров в сфере ВЭД.

В то же время Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность специального регулирования внешнеэкономической сферы, что происходит посредством специального законодательства, которое можно разделить по направлениям. Важное место при формировании системы специального законодательства в области регулирования ВЭД занимает Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР», в соответствии с которым предприятия получили возможность выхода на внешний рынок с момента их создания (т.е. с даты их регистрации в местных органах исполнительной власти).

Внешнеторговая политика страны и ее законодательная база

Основополагающим видом ВЭД, реализуемым российскими предприятиями, является внешняя торговля. Соответственно наиболее емкой представляется наработанная за последнее десятилетие нормативная правовая база внешнеторгового сотрудничества российских предприятий с иностранными партнерами.

Наиболее важным документом, регламентирующим возможность использования всего известного мировой практике арсенала регулирующего воздействия на внешнюю торговлю страны и ее хозяйствующих субъектов, является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешне­торговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешне­торговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Закон определяет:

• цели, терминологию, принципы ВЭД;

• компетенцию Российской Федерации, совместного ведения и субъектов Российской Федерации во внешнеторговой сфере;

• участников внешнеторговой деятельности;

• основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности: органы, ответственные за государственное регулирование, методы и их характеристика;

• особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: приграничная торговля (46 российских регионов являются приграничными), свободные экономические зоны;

• содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование посредством разработки программ развития ВЭД, информационного, маркетингового обеспечения, ведения внешнеторговой статистики, создания объединений, содействующих развитию внешнеторговой деятельности;

• межгосударственные отношения в области ВЭД: обеспечение благоприятных условий доступа на внешние рынки, деятельности представительств Российской Федерации за рубежом и ино­стран­ных в России;

• защиту экономических интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности;

• контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства РФ;

• положения о вступлении в силу закона в целом и отдельных его статей после изменений и дополнений.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

• единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

• единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государст­венных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

• единство таможенной территории Российской Федерации;

• приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

• равенство участников внешнеторговой деятельности и отсутствие их дискриминации;

• защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике России в целом.

Указанные принципы реализуются в комплексе на различных уровнях регулирования – Российской Федерации, ее субъектов, уровня совместной компетенции.

Целями государственного регулировании внешнеторговой деятельности являются:

• защита экономического суверенитета;

• обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

• стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

• обеспечение условий эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Для достижения поставленных целей в соответствии с Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» используются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

3ys.ru

37. Закон рф «о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»

Закон называется «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 дек. 2003г. (ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» утратил свою силу).

ФЗ определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Состоит из 13 глав и 54 статей.

ФЗ определяет основные полномочия органов государственной власти в регулировании внешнеторговой деятельности. Основными методами регулирования ФЗ определяет: 1) таможенно-тарифного регулирование; 2) нетарифного регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

ФЗ определяет методы регулирования торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, регулирование бартерных сделок, а также торговлю в особых экономических зонах (в Клининградской обл.)

Например, при торговли товарами ФЗ предусматривает тарифные и нетарифные методы регулирования. К нетарифным относятся: 1. Количественные ограничения только в случаях а) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. б) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров 2. Распределение квот. 3. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; 4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.4. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров 5. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров В соответствии с федеральным законом могут вводиться 6. специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Прямой метод торговли предполагает установление прямых, непо­средственных связей между производителем и потребителем товара (или услуг), минуя какие-либо посреднические звенья. В данном случае экс­портер сам находит рынок для своего товара и выходит на него на пря­мую, без посредников. Как правило, это происходит в случаях, когда чис­ло потребителей и поставщиков ограничено, а спрос на товары не носит массового характера (строительство, кооперация, закупка или продажа крупных партий и мерий и т.п.) .

Косвенные методы торговли включают в себя следующие виды тор­говли через посредников: комиссионные операции; торговые фирмы и дома; агентские операции; брокерские операции. Применяется товар пользуется массовым спросом, товар находиться на конечном этапе своего жизненного цикла необходима помощь национального посредника для его реализации рынок данного товара характеризуется серьезными внешне говыми ограничениями или национальными особенностями, выйти на него без национальных посреднических фирм также предоставляется возможным.

Сделки состязательного характера включают в себя товарные биржи; аукционы; международные торги (тендеры). Международные торги (тендеры) – это метод заключения договора купли-продажи или подряда, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с заранее определенными характеристиками. По­сле сравнения полученных предложений покупатель подписывает кон­тракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных ус­ловиях.

studfiles.net