Вес асфальтоукладчика – Асфальтоукладчик: характеристики, виды асфальтоукладчиков

Содержание

Рабочий вес Vogele – полная масса снаряженного устройства. Асфальтоукладчик.

Vision 5203-218370.5 кг - 40500 фунт.14696.4 кг - 32400 фунт.
Vision 5200-219277.7 кг - 42500 фунт.15603.6 кг - 34400 фунт.
Vision 5103-214378.9 кг - 31700 фунт.12020.2 кг - 26500 фунт.
Vision 5100-214968.5 кг - 33000 фунт.12609.9 кг - 27800 фунт.
Super 8006100 кг - 13448.2 фунт.
Super 250027600 кг - 60847.6 фунт.
Super 2100-221400 кг - 47178.9 фунт.
Super 1900-220100 кг - 44312.9 фунт.
Super 1803-219100 кг - 42108.3 фунт.
Super 1800-219300 кг - 42549.2 фунт.
Super 1603-218800 кг - 41446.9 фунт.
Super 1600-218400 кг - 40565.1 фунт.
Super 1303-29500 кг - 20943.9 фунт.
Super 1300-29500 кг - 20943.9 фунт.
Super 1103-28800 кг - 19400.7 фунт.
Super 1100-28500 кг - 18739.3 фунт.

speceps.ru

Как выбрать асфальтоукладчик?

Асфальтоукладчик - спецтехника предназначенная для укладки асфальта и асфальтобетона. С помощью технических устройств асфальтоукладчики занимаются распределением асфальтного покрытия по дорожному полотну слоем необходимой толщины. Выравнивают его и уплотняют. Однако уплотнения смеси с помощью укладчика не достаточно, и дальнейшую работу выполняет уже дорожный каток.Укладчики используют для ремонта частей дорог, реставрации и строительства новых магистралей, площадок, площадей для производства, взлетных полос, а так же тротуарных дорожек.

Важной задачей данной спецтехники является создание слоя определенной ширины, толщины, с ровной поверхностью, под заданным поперечным уклоном. Приборы автоматического регулирования и управления строительного процесса обеспечивают точность работы.

Асфальтоукладчик относится к категории сложных линейных устройств автопарка дорожно-ремонтной техники. Состоит из двух частей:

- Агрегат с кабиной машиниста – главной задачей является передвижение

- Рабочий орган – выполняет работы с асфальтом

Прежде чем приступить к выбору, необходимо определить несколько факторов, влияющих на конечное определение в покупке спецмашины:

- Диапазон ширины слоя укладки асфальта. Это главный параметр, способствующий выбору необходимой машины. Именно от ее размеров будет зависеть то, какой вид данной спец техники необходимо выбирать.

- Толщина слоя асфальта

- Количество используемой при укладке смеси за единицу времени (измеряется в тоннах в час)

- Рабочий диапазон скорости передвижения (измеряется в метрах в минуту)

Асфальтоукладчики разделяют по массе на тяжелые, средние и легкие:

- Асфальтоукладчики весом не более шести тонн считаются легкими. Укладывают слои асфальта шириной от одного до трех с половиной метров. Скорость производительности составляет не более 300 тонн в час.

- До 10 тонн весят средние асфальтоукладчики и производят не более 350 тонн в час. Ширина покрытия средней машины состовляет до четырех с половиной метров.

- Тяжелые укладчики. Масса до 20 тонн. 900 тонн в час производительность. Ширина полосы укладки до 20 метров.

Асфальтоукладчики бывают двух типов:

- Колесные

- Гусеничные

Колесные асфальтоукладчики хорошо подходят для работ по расширению дорог, а так же для укладки тротуарных дорожек. Главное качество - высокая маневренность и мобильность. Отлично подходит для видов работ предполагающих частое перемещение спецмашины. Ходовая часть обладает ударопоглощающими свойствами, и обеспечивает ровную укладку асфальтобетенной смеси.

Гусеничные асфальтоукладчики на укладке покрытий большой площади. Тяжелые и мощные агрегаты выдают максимально ровную укладку асфальта. Масса достигает 20 т. Главные качества - устойчивость и стабильность. Важным фактором является лучшая работоспособность на слабых грунтах.

Выбирая асфальтоукладчик необходимо обратить внимание еще на несколько факторов:

- Ширина рабочего органа должна подходить ширине дорожного полотна

- Бункер должен быть оптимальной грузоподъемности (10-13т)

- Винтовой шнек имеет функцию удлинения и вертикальной регулировки

- Наличие бункера в конструкции машины и его емкость

Самый последний и самый важный шаг при выборе асфальтоукладчика – надежный поставщик. Большой выбор асфальтоукладчиков и профессиональной спецтехники высокого качества предлагает компания "BAIKONUR MACHINERY GROUP" (http://bmg-xcmg.kz/). Компания на рынке с 2003 года и зарекомендовала себя как надежный партнер по поставке экспортной дорожно-строительной техники в полном объеме, всегда точно в срок. Здесь Вам предложат приятные цены, полную консультацию по всем вопросам, помогут подобрать необходимую технику исходя из Ваших потребностей, а главное дают гарантию надежности всей линейки оборудования.

truckmix.ru

Как правильно выбрать асфальтоукладчик

Как правильно выбрать асфальтоукладчик

Для дорожника укладчик является главной машиной при устройстве асфальтобетонных покрытий. Ввиду многообразия типов и моделей асфальтоукладчиков на сегодняшнем рынке дорожной техники нелишне напомнить те основные показатели, критерии и, может быть, правила, которыми надлежит руководствоваться, чтобы в последующем не возникало сомнений или даже сожалений о сделанном выборе. Как известно, основное назначение укладчика — раскладывать асфальтобетонную смесь слоем заданной толщины, требуемой ширины, с необходимой ровностью поверхности и высоким качеством предварительного уплотнения смеси. Его конструктивное устройство, технологические особенности работы, наличие тех или иных стандартных или специальных узлов, механизмов и приспособлений, непрерывное совершенствование конструкции — все это подчинено реализации и обеспечению заданных параметров и качеств покрытия. Состоит укладчик из двух основных агрегатов — тракторного колесного или гусеничного модуля и рабочего органа, шарнирно прикрепленного к тракторному модулю и потому свободно «плавающего» в вертикальной плоскости. В состав самонивелирующегося рабочего органа, как правило, входят трамбующий брус и выглаживающая плита статического или вибрационного типа. Тракторный модуль осуществляет перемещение укладчика, принимает смесь из автосамосвала в свой бункер, с помощью цепного питателя подает ее к рабочему органу, вблизи которого смесь винтовым шнеком распределяется на всю ширину укладки. Все это выполняется с определенной рабочей скоростью движения укладчика. На ходу же с помощью трамбующего бруса происходит формирование слоя смеси заданной толщины (об этом не следует забывать), дополняемое его первичным или предварительным уплотнением. Следом выглаживающая плита выравнивает поверхность уложенного слоя подобно столовому ножу, распределяющему равномерно масло на бутерброде. Если плита вибрационная, процесс выравнивания и выглаживания несколько облегчается с дополнительным подуплотнением смеси. Все это более или менее хорошо известно большинству дорожников. Правда, они иногда недостаточно осведомлены о некоторых специфических особенностях и нюансах отдельных образцов и моделей укладчиков, выпускаемых разными фирмами и заводами. А последние порой оперативно внедряют важные конструктивные и технологические изюминки и «ноу-хау». Российскому дорожнику полезно знать о них при выборе интересующего образца техники. На любом асфальтоукладчике стоит хорошая нивелировка.

Ходовая часть. Гусеничные машины — более тяжелые и менее маневренные, имеют меньшую транспортную скорость. Но зато они обеспечивают лучшую ровность покрытия, большую стабильность и устойчивость в работе за счет своего веса и более высокого тягового усилия, лучше работают на относительно слабых дорожных основаниях, чем колесные укладчики. Как правило, широкозахватные машины с шириной укладки более 7 м имеют гусеничный ход.

Правда, многие малогабаритные — или, как их называют, тротуарные укладчики тоже оборудуются гусеницами, чтобы избежать возможного при колесном ходе пробуксовывания вследствие малого веса машины.

Колесные укладчики хороши и полезны в городских условиях, где очень ценится возможность быстрой переброски на соседний участок или объект. Имеют одну неприятную особенность — пробуксовывание. Причем это происходит с укладчиками, имеющими как одну пару больших приводных пневмоколес, так и две, особенно в момент толкания разгружающегося тяжелого автосамосвала. Несколько улучшает тяговые свойства укладчика дополнительный привод одной из двух пар обрезиненных колес под бункером, который стали устанавливать некоторые фирмы на отдельных образцах.

Бункер. Как правило, емкость бункера укладчика назначают равной емкости кузова используемого среднего самосвала, т. е. грузоподъемность должна составлять 10—13 т. Это удобно и полезно для эффективного использования транспорта. И лишь у малогабаритных тротуарных моделей емкость бункера снижена до половины.

Также важным элементом бункера являются складывающиеся гидравликой к продольной оси укладчика боковые стенки. Это необходимо не только для уменьшения транспортной ширины укладчика, но и для подачи к питателю смеси, остывающей на «периферии» бункера. Технологические правила не рекомендуют часто «хлопать» боковыми стенками. Если это делать после каждого выгруженного самосвала, можно «прохлопать» качество покрытия, связанное с возможной сегрегацией крупных частиц смеси.

Питатель и винтовой шнек. Они должны непрерывно подавать смесь к рабочему органу и равномерно распределять ее по ширине укладываемой полосы. Для качества покрытия одинаково плохо и малое, и большое количество смеси в шнековой камере. Недостаток смеси ведет к снижению заданной толщины слоя, а ее избыток — к нарушению равновесия сил, действующих на рабочий орган, изменению угла атаки выглаживающей плиты и, как следствие, к появлению неровностей на покрытии. Поэтому очень важно, чтобы левые и правые половины питателя и шнека имели раздельный и независимый друг от друга привод, что позволит легче управлять поступающим в шнековую камеру количеством смеси. Иногда даже полезно иметь регулировку скоростей левого и правого питателя и шнека.

Следует обязательно предусматривать возможность удлинения элементов винтового шнека и устанавливать их в случае увеличения ширины укладки.

Практический опыт показывает, что укороченный винт не может полноценно заполнять края полосы укладки, из-за чего приходится часто переполнять смесью основную часть шнековой камеры с нарушением упомянутого равновесия сил и, соответственно, появлением неровностей на дорожном покрытии.

Очень ценным качеством укладчика является возможность вертикальной регулировки положения винтового шнека в зависимости от толщины укладываемого слоя. Совершенно очевидно, что для устройства ровных тонкого или толстого слоев требуется разное количество смеси перед рабочим органом. Это как раз и обеспечивается соответствующим смещением шнека в вертикальной плоскости перед началом работы укладчика.

Рабочий орган. Это главное «действующее лицо» на укладчике и без системы нивелирования на нём никакого качества укладки асфальта быть не может. Он прежде всего обеспечивает заданную ширину устраиваемого покрытия. Современные образцы укладчиков в большинстве своем имеют рабочий орган, раздвигаемый гидравликой на ширину от 2 до 6 м. Укладка на ширину свыше 4,5 м производится за счет механически прикрепляемых секций-вставок. Такое решение обусловлено необходимостью придать рабочему органу хорошую горизонтальную и вертикальную жесткость, которая оказывает позитивное влияние на ровность покрытия.

По этой же причине на широкозахватных образцах (раскладка на 8—9 и до 15—16 м) вообще не используется гидравлическая раздвижка, несмотря на ее несомненные технологические удобства и достоинства.

Современные укладчики реально способны укладывать слои смеси толщиной от 15—20 мм (хотя в паспортах часто могут быть указаны 5—10 мм) до 250—300 мм, а отдельные мощные и крупные модели — даже до 400—500 мм (такими слоями чаще всего укладывают в основание «тощий» бетон). В России же превалирует укладка асфальтобетона слоями 40—60 мм (верхний слой покрытия), 80—100 мм (нижний несущий слой) и в редких случаях 120—150 мм. При этом российские строители не часто отваживаются на устройство столь толстого слоя, полагая, что, чем он тоньше, тем более ровным будет покрытие.

И поэтому на практике нередко вместо укладки одного слоя — например, 10—14 см — выполняют устройство двух слоев 5 + 5 (или 6 + 4) и 7 + 7 (или 8 + 6) см. А между тем, при правильно настроенном укладчике, хорошо организованной доставке смеси, грамотном подборе катков по типу смеси, толщине слоя и погодным условиям и при эффективной технологии уплотнения ровность покрытия из толстого слоя бывает не хуже требуемой по дорожному СНиПу. К тому же, укладка сразу толстого слоя вместо двух тонких более эффективна из-за большей продолжительности остывания смеси и ее уплотнения катками.

Очень важным качественным показателем рабочего органа и укладчика в целом является возможность предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси, ибо от этого зависят не только подбор необходимых типов и количества катков для последующей ее укатки, но и технологические приемы выполнения этой важной и сложной операции.

На протяжении десятков лет использования асфальтоукладчика его рабочий орган в части уплотняющей способности постоянно видоизменялся и совершенствовался. Первые его образцы в качестве уплотняющего органа имели трамбующий брус в виде скошенной планки или «заостренного ножа» с размером ударного «носика» всего 6—10 мм (по ходу укладчика). При вертикальном ходе 2—3 мм, частоте ударов около 1500 в мин. и скорости укладки примерно 3 м/мин. такой трамбующий брус после каждого своего удара смещался вперед вместе с укладчиком всего на 2 мм, т. е. по одному и тому же месту смеси он наносил не более 3—5 ударов. С увеличением же скорости укладки количество ударов по месту становилось еще меньше. А этого, как показали практический опыт и исследования, явно мало для эффективного уплотнения смеси. Вот почему старые модели укладчиков с подобным трамбующим брусом и со статической выглаживающей плитой (вибрационная несколько повышает плотность смеси) не могли обеспечить коэффициент уплотнения выше 0,85—0,87.

Изменение размера трамбующего «носика» или «башмачка» до 22—24 мм с одновременным повышением частоты ударов до 1700—1800 в мин. позволило увеличить количество ударов до 10—14 на скорости укладки 3 м/мин. и до 6—8 на 5 м/мин. Затем был увеличен ход трамбующего бруса до 3—4 мм (для тонкого слоя) и до 6—8, а в некоторых случаях до 9—12 мм (толстые слои). Выглаживающая плита стала вибрационной, что облегчило процесс выравнивания поверхности покрытия и несколько повысило качество уплотнения. В итоге укладчик с более совершенным трамбующим брусом и выглаживающей виброплитой стал способен предварительно уплотнять горячие асфальтобетонные смеси до 0,92—0,93 (пластичные песчаные и малощебенистые) и даже до 0,96—0,97 (жесткие многощебенистые после укладчика Титан 410С фирмы АБГ на первых его испытаниях в СССР в районе г. Оренбурга).
Современные асфальтоукладчики имеют иногда очень сложные гидросистемы, чтобы их правильно эксплуатировать оператору асфальтоукладчика обязательно надо пройти курсы повышения квалификации по специальности гидравлика, это позволит минимизировать затраты предприятия на теобслуживание и ремонт такой техники.

Казалось бы, ощутимый прогресс налицо, однако немецкие фирмы АБГ и «Фогель» предприняли новые и, главное, успешные попытки дальнейшего усовершенствования уплотняющей части рабочего органа. В частности, АБГ вместо одного трамбующего бруса стала устанавливать два и готова была монтировать и большее их количество. Однако возникла проблема надлежащего выравнивания поверхности хорошо уплотненного и сильно упрочненного слоя следом идущей выглаживающей плитой. Во всяком случае, реализуемую плотность смеси укладчиком фирмы АБГ с двойным трамбующим брусом и выглаживающей виброплитой теперь никак не назовешь предварительным уплотнением.

Фирма «Фогель» подобную задачу решила иначе. К существующему на многих укладчиках стандартному набору из одинарного трамбующего бруса и выглаживающей виброплиты добавлены две прессующие планки, создающие периодическое импульсное давление на уложенную смесь с частотой 50—70 Гц и давлением в гидросистеме нагружения 50—150 бар, и дополнительная выглаживающая виброплита.

Собранные с 10 немецких объектов сведения о качестве уплотнения новым рабочим органом «Фегель» показали, что при устройстве несущих толстых слоев (12—17 см) из битумосодержащих и цементированных материалов (фракции щебня до 32—45 мм) средняя степень уплотнения по Маршаллу составила 98,4—99,8%, а при укладке нижних и верхних слоев асфальтобетонного покрытия (4—8 см) из более мелких фракций щебня (до 8—16 мм) — около 97,4—98,8%.

Многие фирмы, выпускающие асфальтоукладчики, в том числе АБГ и «Фогель», практикуют разработку различных типов, моделей и вариантов рабочих органов, которыми по желанию можно комплектовать один и тот же тракторный модуль. В частности, «Фегель» на один из самых крупных в мире своих укладчиков Супер 2500 предлагает восемь возможных типов рабочего органа с шириной укладки 8,5; 12,5; 15; 16 м и разным сочетанием трамбующего бруса, статической или вибрационной выглаживающей плиты, одной или двух прессующих планок.

Укладчик с повышенной степенью уплотнения несколько дороже его аналога с более простым рабочим органом, и это зачастую служит решающим аргументом в выборе российскими дорожниками второго варианта. А между тем, именно укладчик с новым рабочим органом в технологическом плане лучше отвечает более суровым российским погодным условиям, влияющим на устройство качественных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей. К тому же, такой укладчик существенно снижает влияние на конечный результат уплотнения имеющихся дорожных катков, еще плохо отвечающих современному уровню уплотняющей техники и технологии ведения работ. Кто хочет строить дороги с прочными и ровными покрытиями и делать при этом хороший бизнес в дорожной отрасли, тому следует ориентироваться на укладчики с повышенной степенью уплотнения.

Конечно, при наличии подобного укладчика количество катков за ним следует сокращать. Но полностью отказываться от их услуг нельзя. Даже в случае стабильной реализации укладчиком 100% плотности хотя бы один статический каток нужен для закрепления достигнутого уплотнения и повышения структурной прочности асфальтобетона за счет усиления распора его частиц. Работу такого катка следует считать не только полезной, но и необходимой. И потом не нужно забывать, что требуемого по нормам уплотнения асфальтобетонных смесей одним укладчиком ни одна фирма-производитель в мире пока не гарантирует. Так что, катки все равно необходимо использовать вместе с укладчиком.

Рабочая скорость и производительность. Рабочая скорость вместе с шириной и толщиной слоя укладки смеси определяют производительность укладчика. Его технические возможности быстро двигаться в рабочем режиме могут быть достаточно широкими. А вот практическая потребность дорожной отрасли не всегда совпадает с этими возможностями.

Если раньше максимальную рабочую скорость укладчика с оглядкой на США доводили до 40—60 м/мин., то теперь, разобравшись в технологии и практических возможностях дорожников подавать на укладку ограниченное количество смеси со своих АБЗ, фирмы-создатели предусматривают работу укладчика на более реальных скоростях — в пределах от 0,5 до 15—20 м/мин.

Американцы еще в период выхода из «великой депрессии 1929 г.», когда стала воплощаться в жизнь их первая программа дорожного строительства, взяли курс на скоростную укладку асфальтобетонных покрытий, ориентированную на 20—40 м/мин., а иногда и более. Поэтому изначально их укладчики были без трамбующего бруса, так как на подобных скоростях толку от него очень мало, что подтверждают графики на рис. 3. Это теперь, после успехов европейских фирм по улучшению уплотняющей эффективности рабочего органа, в США тоже начали выпускать подобные укладчики.

В Европе, где сеть АБЗ по своей производительности была всегда менее приспособленной к высоким темпам устройства покрытий, средняя скорость укладки до сих пор не превышает 5—6 м/мин. (в России она около 2—3 м/мин.). Поэтому производительность труда на этой операции в Германии, Франции, Италии и других европейских странах в 2—3 раза ниже, а стоимость укладки 1 т смеси почти в 2 раза выше, чем в США. При этом следует отметить, что дорожная отрасль США по официальной статистике последних 2—3 лет ежегодно укладывала до 450 млн. т асфальтобетонных смесей, европейских стран — примерно 270 млн. т, а России — только около 50 млн. т.

Выбирая укладчик, дорожник должен учитывать свои возможности обеспечить его необходимым количеством смеси с АБЗ. Какой прок иметь более дорогой образец с паспортной производительностью 600—700 т/час., если АБЗ может дать смеси всего 50—100 т/час.?

Правда, не следует забывать, что по паспорту производительность является наибольшей теоретической, рассчитанной из условий максимально возможных значений толщины и ширины слоя укладки, рабочей скорости и тягового усилия. Реальная же производительность, как правило, в 2—3 раза ниже, и на нее следует ориентироваться при выборе нужной модели укладчика.

Ровность покрытия. Это второй после степени предварительного уплотнения наиболее важный качественный критерий выбора укладчика. И, пожалуй, самый болезненный — потому, что ровность устраиваемого покрытия отражает и уровень используемого укладчика, и профессиональное мастерство подрядчика. Все дорожники хотят строить ровные дороги (как в Европе), но не всегда это получается. И порой не по вине укладчика, хотя и от него тоже многое зависит.

Требуемая ровность на всех современных образцах спецтехники для строительства, а конкретно укладчиков обеспечивается автоматической системой управления, например  с   поперечным уклоном и продольным профилем поверхности устраиваемого покрытия. Она включает в себя соответствующие датчики, дающие управленческие команды на гидравлические исполнительные механизмы, которые корректируют реальное положение рабочего органа по отношению к вертикальной оси силы тяжести (поперечный уклон) и по отношению к горизонтальной плоскости, задаваемой скользящей по основанию (иногда по основанию и укладываемому покрытию) лыжей или заранее установленной копирной струной (продольная ровность). Большинство современных АСУ, несмотря на свои различия и сложность, как правило, хорошо отработаны, проверены, надежны и устраивают дорожников, однако безусловным лидером по соотношению цена-качество является на сегодняшний день система нивелировки САУРО-64" производства УП "Белгидросила"г.Минск.

Стоит только обратить внимание на ряд особенностей работы укладчика с АСУ. Во-первых, эта система даст нужный результат по ровности, если на поверхности укладки (основании, старом покрытии) предварительно будут устранены большие и особенно длинноволновые неровности, на которые АСУ реагирует плохо и медленно и которые вызывают заметный перерасход смеси. К тому же, их наличие может порождать появление на выглаженной поверхности новых неровностей при последующей укатке за счет разной деформации тонкого и толстого слоев смеси, особенно в случае низкой ее плотности после работы укладчика. По этой же причине длину лыжи следует подбирать разной в соответствии с неровностями основания по нивелиру.

Во-вторых, оператор рабочего органа не должен вмешиваться в работу АСУ и вручную «торопить» корректировку уклона или ровности (толщину слоя), памятуя, что АСУ исправляет огрехи нижней поверхности укладки на 90—97% только через 4—5 длин лонжерона (продольной балки шарнирного крепления рабочего органа).

Система обогрева. Существуют три системы подогрева выглаживающей плиты с целью исключения налипания горячей смеси на холодную поверхность ее подошвы. Самой распространенной является газовая система с подачей пропана из баллонов. Фактически пережитком можно считать систему с дизельными форсунками. А сравнительно новой, экологически чистой и более безопасной является электрическая, питаемая от специально установленного на укладчике электрогенератора мощностью 25—35 кВт. Несмотря на несколько большую тепловую инерционность, только эта система позволяет с помощью встроенных тэнов обогревать не только подошву выглаживающей плиты, но и «башмак» трамбующего бруса, и днище с боковыми стенками бункера.

belgidrosila.ru

Асфальтоукладчик » Асфальтирование и дорожно-строительные технологии (г. Киев)

← к списку статей

Общая информация об асфальтоукладчике

Асфальтоукладчик (устар. — дорожный мостильщик) — прицепная, полуприцепная или самоходная дорожно-строительная техника, предназначенная для укладки асфальтобетонных и битумоминеральных смесей (асфальтирования), а также щебеночных, балластных и свободных минеральных смесей с заданной толщиной, шириной, степенью выравнивания, предварительным уплотнением и соблюдением других параметров.

Применяется при строительстве и ремонте магистральных и городских автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, сооружений открытой планировки; при асфальтировании дорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, промышленных и сельскохозяйственных территорий.

Принцип работы асфальтоукладчика

В большинстве случаев, асфальтоукладчик функционирует совместно с автосамосвалом (с задней разгрузкой или с донным транспортером), содержащим асфальтобетонную, песчано-гравийную или другую смесь. На первом этапе работы асфальтоукладчика, происходит загрузка приемного бункера асфальтобетонной смесью, либо другим материалом. Далее, с помощью механизмов называемых «питатели», смесь поступает в шнековую камеру, где она равномерно распределяется по всей ширине укладки. После этого, осуществляется предварительное уплотнение смеси на дорожном полотне, при помощи специального блока выглаживающих плит и валиков.

Многие современные асфальтоукладчики оборудованы электронной системой управления, позволяющей автоматизировать процесс подачи, распределения и укладки материала. Дополнительно на асфальтоукладчик может устанавливаться:

  • датчик контроля подачи материала на распределительный шнек;
  • датчик уклона, контролирующий угол наклона плиты к горизонту;
  • один или два датчика высоты, контролирующих толщину укладываемого слоя.

Благодаря разделению выглаживающей плиты на две части и наличию гидросистемы обеспечивающей асфальтоукладчику подъем и опускание рабочих органов, может создаваться плоская, односкатная или двухскатная поперечная поверхность.

Классификация асфальтоукладчиков

По способу передвижения
  • Прицепной — работает на базе автосамосвала и является машиной цикличного действия. Подготовка прицепного асфальтоукладчика к работе предусматривает предварительную установку ширины и толщины укладываемого слоя, после чего он соединяется с автосамосвалом с помощью сцепного устройства. Далее, самосвал поднимает кузов и перегружает асфальтобетонную смесь в бункер укладчика. В процессе асфальтирования асфальтоукладчик перемещается автосамосвалом. После опустошения бункера автосамосвал останавливается и укладчик перецепляется к другому самосвалу. К плюсам прицепных асфальтоукладчиков можно отнести простоту конструкции, а к минусам — низкую производительность из-за необходимости постоянной смены самосвалов.
  • Полуприцепной — представляет собой дополнительное рабочее оборудование работающее в паре с трактором или автогрейдером. Является более производительным в сравнении с прицепным асфальтоукладчиком, так как не требует постоянной смены тягача.
  • Самоходный — является машиной непрерывного действия, обеспечивающей безостановочную укладку асфальта. Самоходные асфальтоукладчики классифицируются по производительности на легкие — до 75 тонн/час, средние — 75–150 тонн/час, тяжелые — 150–300 тонн/час и сверхтяжелые — свыше 300 тонн/час.

Прицепной асфальтоукладчик, называемый также «дорожным мостильщиком», стал одним из первых дорожно-строительных механизмов позволивших в значительной степени повысить качество и ускорить процесс асфальтирования дорог. Сегодня же, по причине стремительного развития дорожно-строительных технологий, в том числе и машиностроения, использование прицепных и полуприцепных асфальтоукладчиков практически полностью вытеснено более эффективной самоходной техникой.

По типу ходовой части
  • Гусеничные асфальтоукладчики — до недавнего времени относились к категории машин с большой производительностью, большой шириной укладки и тяжелым рабочим оборудованием. Современный модельный ряд гусеничных асфальтоукладчиков от разных производителей характеризуется наличием не только сверхмощных высокопроизводительных машин, но и компактных тротуарных асфальтоукладчиков с минимальной шириной укладки от 60 см для работ связанных с асфальтированием тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
    Гусеничные асфальтоукладчики разделяются на двухопорные и четырехопорные. Основная масса гусеничных асфальтоукладчиков является двухопорными. Четырехопорные характерны для асфальтоукладчиков с большой шириной укладки, где требуется максимально точное соблюдение уровня поверхности при асфальтировании. Во избежание повреждения поверхности во время работы асфальтоукладчика, придания ему более мягкого хода, повышения сцепления с поверхностью и увеличения транспортной скорости, траки гусеничных асфальтоукладчиков изготавливают из резины или снабжают резиновыми накладками. Так как резиновые гусеницы со временем подвергаются растяжению, асфальтоукладчик оснащают гидроцилиндрами автоматического натяжения гусеничных траков.
  • Колесные асфальтоукладчики — относятся к группе машин малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где требуются частые перемещения с объекта на объект. Транспортная скорость колесного асфальтоукладчика может достигать 20 и более км/ч (в отличие от тихоходных гусеничных машин). Асфальтоукладочные машины на колесном ходу бывают двух-, трех- и четырехосными, с одной или двумя ведущими осями.
  • Комбинированные — имеют гусеницы в качестве рабочего и пневмоколесную часть в качестве транспортного хода. Такое сочетание позволяет достичь высокого качества непосредственного выполнения асфальтоукладочных работ в сочетании с высокой скоростью транспортировки техники между строительными объектами.
  • Рельсовые — применяются довольно редко, как правило при строительстве крупномасштабных объектов, асфальтировании больших площадей, реконструкции или капитальном ремонте дорог. Объясняется это наличием дополнительных расходов на прокладку путей для движения асфальтоукладчика и сложностью транспортировки такой техники непосредственно на объект. В современном дорожном строительстве рельсовые асфальтоукладчики наиболее часто применяются при укладке литых асфальтобетонных смесей (гусасфальта).

Тип ходовой части является одной из главных характеристик определяющих выбор асфальтоукладчика для выполнения тех или иных дорожно-строительных работ. Гусеничные асфальтоукладчики способны обеспечить более высокое качество укладки по сравнению с колесными, позволяя создавать идеально ровное покрытие, т. к. более стабильны и устойчивы в работе за счет своего веса и высокого тягового усилия. К минусам гусеничных асфальтоукладчиков можно отнести низкую маневренность и большой вес. Практически все современные асфальтоукладчики с шириной укладки более 7 метров являются гусеничными. Таким образом можно говорить о том, что асфальтоукладчики на гусеничном ходу, являются более эффективными по сравнению с колесными, особенно там, где требуется обеспечить высокое качество дорожного покрытия.

По способу подогрева выглаживающей плиты
  • С газовым подогревом — дает возможность быстро нагревать плиту не влияя при этом на расход топлива асфальтоукладчика (в качестве газа используется пропан). Зажигание газа в системе обогрева плиты и контроль ее температуры, как правило автоматизированы. С другой стороны возникает необходимость периодически менять газовые баллоны. Следует также отметить, что газ относится к взрывоопасным веществам и поэтому требует постоянного контроля и соблюдения дополнительных мер безопасности со стороны оператора асфальтоукладочной техники.
  • С электрическим подогревом — более удобное решение, т. к. не требует постоянного контроля со стороны оператора. С другой стороны, электрический нагрев плиты увеличивает расход топлива, к тому же, элементы для подогрева выглаживающей плиты также требуют периодической замены.

Газовая система обеспечивает более быстрый и равномерный подогрев плиты, кроме того, она конструктивно проще, более ремонтопригодна и позволяет сэкономить на более дорогих компонентах системы электроподогрева.

Асфальтоукладчики специального назначения

  • Малогабаритные тротуарные асфальтоукладчики. Довольно часто возникает необходимость асфальтирования пешеходных дорожек, тротуаров, небольших участков возле строений, спортивных площадок, т. е. таких мест где возможность маневра крупной дорожной техники ограничена. В этих случаях укладка асфальта и его выравнивание может производится вручную, а уплотнение с помощью виброплит или ручных катков. Но при таких условиях невозможно обеспечить ровность поверхности и равномерность распределения укладываемого материала. Для решения этих проблем и были специально разработаны малогабаритные тротуарные асфальтоукладчики с шириной укладки от 0,6 м. Данный тип асфальтоукладчиков может быть как на гусеничном так и на колесном ходу.
  • Асфальтоукладчики для укладки двух слоев (компакт-асфальт). Некоторые модели асфальтоукладчиков имеют возможность производить укладку двух слоев асфальта одновременно (базового слоя и слоя износа). Преимущество такого подхода, в сокращении времени на выполнение всех работ по асфальтированию, снижении стоимости работ, увеличении качества и долговечности дорожного полотна. Данный тип укладчиков в основе своей имеет двухбункерную конструкцию (для крупнозернистой и мелкозернистой или песчаной асфальтобетонной смеси), а также две выглаживающие плиты для равномерного распределения смеси. Некоторые модели оснащаются системой распыления горячего битума, для предварительной обработки нижележащего слоя асфальтируемой поверхности.

Основные технические характеристики асфальтоукладчиков

  • Тип ходовой части (колесный, гусеничный, комбинированный, рельсовый)
  • Ширина укладки, мм
  • Толщина укладываемого слоя, мм
  • Производительность, т/час
  • Способ приема смеси (бункерный, безбункерный)
  • Вместимость приемного бункера, м3
  • Рабочая скорость укладки, м/мин
  • Транспортная скорость, км/ч
  • Мощность двигателя, кВт/л.с.
  • Тип подогрева выглаживающей плиты (газовый, электрический)
  • Эксплуатационная масса, т
  • Габаритные размеры, мм

Ввиду сезонного характера асфальтировочных и других дорожно-строительных работ, рабочее место оператора асфальтоукладчика как правило остается открытым, либо оснащается солнцезащитным тентом. Некоторые производители асфальтоукладчиков по предварительному заказу или в расширенной комплектации предусматривают возможность оснащения рабочего места оператора жесткой закрытой кабиной.

Покупка, лизинг и аренда асфальтоукладчика

Современная дорожно-строительная техника, и в первую очередь — асфальтоукладочные машины, являются высокотехнологичной и соответственно весьма дорогостоящей продукцией. В связи с этим, лишь крупные государственные предприятия и большие частные компании имеют возможность приобретать новую дорожную технику в нужном, для выполнения всего спектра строительных работ количестве. В случае же мелкого и среднего бизнеса, особенно на ранних этапах развития, можно рассчитывать либо на покупку б/у техники, либо на различные формы аренды. При этом, под арендой асфальтоукладчика и другой дорожно-строительной техники может подразумеваться как краткосрочный (от 1 до 14 дней), так и долгосрочный прокат или же лизинг. Лизинг — долгосрочная аренда с последующим выкупом, удобная форма аренды для профильных предприятий, эксплуатирующих дорожную технику на регулярной основе. При отсутствии постоянных работ, выгоднее арендовать технику на краткосрочный или долгосрочный период.

Аренда асфальтоукладчика и другой дорожной спецтехники с последующим выкупом (т.е. лизинг) позволяет снизить объемы инвестирования и покрыть расходы на приобретение техники из поступающей прибыли. Таким образом, небольшое предприятие при минимальных единовременных затратах, получает возможность приобрести современную технику в достаточных количествах. Особенно актуальна такая форма эксплуатации техники для малого и среднего бизнеса с числом рабочих до 150 человек. Услуги по аренде асфальтоукладчиков и другой дорожной техники на условиях лизинга активно продвигаются и самими производителями, которые заинтересованы в реализации своей продукции и предоставляют различные программы лизинга.

При оформлении договора аренды по условиям лизинга, аванс может составлять от 0 до 30 %. Срок аренды, как правило, не превышает 5 лет. В большинстве случаев, аренда асфальтоукладчиков и другой спецтехники осуществляется при посредстве лизинговых компаний и банков. При этом возможна аренда как новой, так и б/у техники. Аренду на условиях лизинга может оформлять как компания производитель продукции, так и банки или лизинговые компании.

Несмотря на всю привлекательность, на данный момент (2015 г.) украинский рынок лизинговой аренды спецтехники переживает существенный спад, связанный в первую очередь с тяжелой экономической ситуацией. Как следствие, более актуальными становятся услуги краткосрочной и долгосрочной аренды. Так, одной из наиболее востребованных услуг на киевском рынке аренды спецтехники, на сегодняшний день, является краткосрочная аренда колесного и гусеничного асфальтоукладчика (на срок от 1 до 14 дней). Обусловлено это снижением числа муниципальных и госзаказов на асфальтирование, ремонт и строительство дорог.

В большинстве случаев, краткосрочная аренда предполагает прокат техники с оператором. По арендным условиям, оператор должен пройти обучение и иметь соответствующую аттестацию подтверждающую его квалификацию и возможность допуска к работе с конкретной техникой. Также, по условиям договора аренды спецтехники, транспортные расходы по доставке и возврату дорожной техники оплачивает арендатор.

По состоянию на 2015 год среднерыночная стоимость аренды асфальтоукладчика в Киеве и по Киевскому региону колебалась в диапазоне от 3500 до 7000 грн за смену, в зависимости от типа и модификации асфальтоукладочной техники. Предприятие «Регдорстрой» предоставляет в краткосрочную и долгосрочную аренду асфальтоукладчик по наиболее выгодным ценам в Киеве и Киевской области. Вся дорожная техника предоставляется с высококвалифицированными операторами.

Популярные отечественные и зарубежные производители асфальтоукладчиков

Европа, США: Vögele (концерн Wirtgen Group), ABG (концерн Volvo), Dynapac (концерн Atlas Copco Group), Bitelli, Bomag, Marini, Demag, Volvo, Caterpillar, Roadtec, Cedarapids (корпорация Terex).

Страны СНГ: ОАО «Брянский арсенал», «Дороги России», «Радицкий машиностроительный завод», ЗАО «ПО «Ирмаш», ОАО «Дормашина», ООО «Будшляхмаш».

В последние годы количество предложений на рынке дорожно-строительной техники существенно выросло за счет появления продукции китайского производства (XCMG, Zoomlion, Changlin, Jiangsu Huatong). Значительную долю этой продукции составляют гусеничные и колесные асфальтоукладчики. Несмотря на заявляемое качество и надежность продукции, изготовленной со слов поставщиков по чертежам таких известных производителей как Vögele и Dynapac, с применением европейских комплектующих Sauer Danfoss, Deutz, Cummins, Bosch-Rexroth, и даже с использованием японской технологии фирмы «NIIGATA», данная продукция на сегодняшний день может составлять конкуренцию более именитым европейским производителям только в цене, но не в качестве производимых работ и надежности (в том числе и ремонтопригодности) самой техники.

На сегодняшний день безусловными лидерами по качеству и надежности производимой техники завоевавшими мировое признание, являются представители германских и шведских машиностроительных компаний Vögele и Dynapac. Асфальтоукладочная техника американского производства также достаточно качественна и высокотехнологична, но ее существенным минусом, влияющим на выбор отечественного потребителя, является высокая цена и нехватка комплектующих.

Аренда асфальтоукладчика в г. Киев: услуги механизированной укладки асфальта. Тел.: 044 222-72-76

www.regdorstroy.kiev.ua

Гусеничные асфальтоукладчики - популярные модели


Гусеничные машины представляют собой дорожно-строительную технику, которая предназначена для размещения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. Толщина слоя соответствует заданным параметрам. Техника производит выравнивание и уплотнение смеси. Современные асфальтоукладчики гусеничные характеризуются высокой производительностью, большим функционалом и умеренными габаритами.

Сфера применения асфальтоукладчика

Гусеничные асфальтоукладчики незаменимы для строительных организаций, которые специализируются на благоустройстве дорожных покрытий. Применение машин актуально для выполнения следующих работ:

Гусеничный асфальтоукладчик в работе

  • прокладка дорожного полотна «с нуля»;
  • капитальный ремонт автодорог;
  • облагораживание парков, зон отдыха;
  • прокладка велосипедных дорожек;
  • обустройство площадок рядом с жилыми домами и гостиницами.

Техника на гусеничном ходу предназначена специально для работы на открытом пространстве, при строительстве автомагистралей, а также взлетных полос.

Описание популярных гусеничных асфальтоукладчиков

Наиболее востребованными на отечественном рынке являются машины от компаний VOGELE, BOMAG, XCMG.

VOGELE SUPER 1800-3

Считается одной из наиболее востребованных моделей в линейке продукции компании. Максимальный охват поверхности машины составляет 10 м, толщина укладываемой асфальтовой смеси – 30 см.

Длина асфальтоукладчика – 6 м, производительность достигает 700 т в час, что делает технику эффективной при прокладке ровных дорог и создании покрытий на участках с круговым движением. SUPER 1800-3 имеет ширину чуть более 2,5 м, поэтому транспортировка машины к месту работ не доставляет никаких трудностей. Укладка асфальта может производиться со скоростью 24 м/мин, передвижение – 4,5 км/ч.

VOGELE SUPER 1800-3 — размеры

Гусеничный асфальтоукладчик оборудован дизельным двигателем Cummins, который оснащен 6 цилиндрами и системой жидкостного охлаждения. Топливный бак рассчитан на 300 литров. Гидравлическая система трансмиссии регулируется при помощи электронных датчиков.

В приемном бункере помещается до 13 т асфальтовой смеси. Выгрузка материала производится с высокой точностью, а пружинящие ролики снижают вибрацию при ударах самосвала.

SUPER 1800-3 оснащен современной системой привода, которая рассчитана на эффективную работу в сложных условиях. Машина обладает сниженными показателями шума и экономичным расходом топлива.

Характеристика асфальтоукладчика VOGELE представлена в таблице.

Параметры техникиЗначение
Ширина укладки, максимальная10 м
Толщина слоя30 см
Производительность700 тонн в час
Вместительность бункера5,8 м³
Скорость укладки, максимальная24 м/мин
Мощность дизельного двигателя171 л. с.
Масса техники19,4 т

BOMAG BF 800 C

BOMAG BF 800 C — габаритные размеры

Габаритные асфальтоукладчики на гусеничном ходу обладают весом до 22 тонн. Оптимальны для использования на крупных участках дорожного полотна, федеральных трассах, больших площадках. Высокие показатели предварительного уплотнения и качество готовой поверхности обеспечиваются специальной выглаживающей плитой, самой тяжелой из всей линейки техники BOMAG.

Машина BF 800 С обладает компактными размерами: 2,55х3,05 метра. Максимальная скорость работы достигает 800 тонн в час. Техника оборудована двигателем Deutz с 6 цилиндрами, мощностью 184 л. с. и водяной охлаждающей системой. Бак рассчитан на 315 л топлива. Скребковый конвейер и шнеки характеризуются высокой мощностью, отлично работают даже при высоких нагрузках.

В бункер машины помещается до 2,7 м³ асфальтовой смеси. Длина конструкции – 201 см, ширина – 232 см (после открытия створок, которые регулируются независимо).

Управление техникой производится при помощи специального пульта управления. Для очищения асфальтоукладчика предусмотрена установка с баком, насосом, шлангом длиной 8 м. BF 800 С надежно защищен от шума, а также от нападения вандалов.

Технические характеристики асфальтоукладчика.

Параметры техникиЗначение
Ширина укладки, максимальная10 м
Толщина слоя30 см
Производительность700 тонн в час
Вместительность бункера7,2 м³
Скорость работы, максимальная25 м/мин
Мощность мотора184 л. с.
Вес машины21 тонна

XCMG RP953

Техника китайского производства осуществляет укладку асфальтовой смеси на ширину до 10 м. Машина создана на базе конструкций VOGELE, подходит для выполнения манипуляций с бетоном или асфальтом на устойчивом грунте. Масса гусеничного асфальтоукладчика составляет 31,2 тонны. Высокая производительность обеспечивается мотором с мощностью 162 кВт.

XCMG RP953

Гусеницы оснащены резиновыми подушками, гидроприводом и отдельными блоками управления для левой и правой стороны. Централизованный механизм смазки подает масло в подшипники, которые рассчитаны на использование при повышенных температурных показателях.

Распределение смеси и постоянство скорости регулируются при помощи интеллектуальных решений. Нижние пластины плиты и конвейера производятся из высококачественных прочных материалов, устойчивых к износу. Машина отличается основательным сцеплением гусениц с обрабатываемой поверхностью.

При помощи контроллеров перекоса и уклона производится идеальное выравнивание слоев строительной смеси. RP953 оснащен съемной панелью управления, которая отражает показатели скорости перемещения, качества работы и всех выполняемых функций.

Технические характеристики асфальтоукладчика.

Параметры техникиЗначение
Ширина мощения, максимальная10,5 м
Толщина слоя40 см
Производительность700 тонн в час
Вместительность бункера14 м³
Скорость укладки, максимальная16,5 м/мин
Мощность мотора221 л. с.
Масса машины с уширителями31,2 тонны

Знание достоинств и технических особенностей асфальтоукладчиков в категории от 21 тонны на гусеничном ходу поможет подобрать оптимальный вариант для строительства или ремонта дорожных полотен. Выбор осуществляется на основе производственных задач, финансовых возможностей, индивидуальных предпочтений.

Видео по теме: Гусеничный асфальтоукладчик Bomag BF600


specnavigator.ru

Асфальтоукладчики колесные и гусеничные с подогревом плиты

Завершающим этапом строительства дороги является асфальтирование. Для распределения асфальтовой смеси и ее предварительного уплотнения используются асфальтоукладчики. Работа асфальтоукладчика осуществляется обычно в паре с техникой самосвального типа, которая подвозит асфальтовую или иную рабочую смесь.
Качество дорог – один из главных показателей благосостояния и экономического развития государства. Для получения качественных дорог применяют различные виды техники, выполняющие на каждом этапе строительства свои функции.

Асфальтоукладочные машины оборудованы бункером, в который попадает асфальтовая смесь из самосвала, и шнековой камерой. Рабочая смесь из бункера беспрерывно подается в шнековую камеру, где осуществляется равномерное распределение асфальтовой смеси по заданной ширине укладки. Уплотнение асфальтового слоя происходит за счет выглаживающих плит.

Для того чтобы асфальтовое покрытие легло ровно и с необходимой толщиной, асфальтоукладочные машины оснастили системой автоматизации и контроля процесса подачи и распределения асфальтовой смеси.

Асфальтоукладчик гусеничный CATERPILLAR AP655D

Основные технические характеристики асфальтоукладчиков

Для качественного выполнения определенных работ в имеющихся условиях необходимо правильно подобрать тип асфальтоукладчика. Разные типы асфальтоукладчиков характеризуются определенными техническими характеристиками

  • Ширина полосы укладки
  • Толщина укладываемого слоя
  • Производительность асфальтоукладчика (учитывается скорость распределения асфальтовой смеси)
  • Вместимость приемного бункера
  • Рабочая скорость укладки
  • Способ приема смеси (бункерный, либо без бункерный)
  • Тип ходовой части
  • Скорость передвижения асфальтоукладчика
  • Мощность двигателя
  • Масса и габаритные размеры техники
  • Тип подогрева выглаживающей плиты

Классификация асфальтоукладочных машин

Ширина укладки – одна из важнейших характеристик асфальтоукладчика. В зависимости от нее, выделяют пять типоразмеров асфальтоукладчиков:

  • I типоразмер – ширина укладки от 1 000 мм до 3 000 мм. Подходит такая техника для дорожно-строительных работ, проводимых на небольших участках – пешеходные дорожки, тротуары или для расширения дороги
  • II типоразмером имеют ширину укладки 2 000 мм – 4 500 мм и подходят для укладки асфальта на одной полосе проезжей части дороги
  • III Типораземер – Ширина укладки у техники данного типоразмера составляет 2 500 мм – 7 500 мм (Асфальтоукладчики с III типоразмером применяют для укладки асфальтового покрытия на двух полосах проезжей части.)
  • IV Типоразмер – ширина укладки асфальтовой полосы от 3 000 мм до 9 000 мм
  • V Типоразмер – техника, осуществляющая укладку смеси на ширине 3 000 мм – 12 000 мм

По типу ходовой части подразделяют асфальтоукладчики на гусеничные и колесные.

Гусеничные асфальтоукладчики

Гусеничные асфальтоукладчики применяются зачастую при асфальтировании дорожного полотна на большой площади. Например, взлетно-посадочная полоса. Асфальтоукладчики гусеничные – мощная и высокопроизводительная, но тихоходная и низко манёвренная техника. Однако, благодаря своему веса, асфальтоукладчики такого типа весьма устойчивы, и позволяют получить безупречно гладкое покрытие.

Колесные асфальтоукладчики

Колесные асфальтоукладчики используются в основном в условиях города, где важна оперативность. Имеют сравнительно небольшой вес и габариты, благодаря чему более маневренны в отличие от асфальтоукладчиков гусеничных. Колесные асфальтоукладчики бывают двух-, трех- или четырехосными.

Асфальтоукладчики классифицируют и по типу подогрева выглаживающей плиты.

Асфальтоукладочные машины с электрическим подогревом плиты. Такие машины удобны в плане безопасности, но такой подогрев влияет на расход топлива.
Асфальтоукладочные машины с газовым подогревом плиты. Газовый подогрев достаточно быстро обеспечивает нагрев плиты и не влияет на расход топлива, но такие асфальтоукладчики требуют принятия дополнительных мер безопасности. Кроме того, необходима системтическая замена газовых баллонов.

На отечественном рынке дорожной техники представлен внушительный модельный ряд асфальтоукладчиков российских, украинских и европейских производителей.

Ведущими российскими производителями асфальтоукладочной техники являются «Радицкий машиностроительный завод», «Брянский арсенал» и «Дороги России». Наиболее распространенными моделями отечественных асфальтоукладчиков являются:

Асфальтоукладчик ДС-191.504, ДС-191.506, АСФ-К-2-02, АСФ-К-3-03, ДС-181, Асфк-2, СД-404Б.

Более широкий спектр моделей асфальтоукладчиков выходит с конвейера украинского завода «Дормашины» – ДС-189, ДС-195, ДС-199, ДС-179, ДС-200, ДН-406.

Максимальное распространение получила европейская техника – асфальтоукладчики Vogele и ABG, различных типоразмеров на гусеничном и колесном ходу.

Кроме того, в России представлены асфальтоукладочные машины с мировым именем, но пользующиеся меньшей популярностью – Demag, Dynopac, Caterpillar, Bitelli и другие.

Гусеничный асфальтоукладчик VOGEL SUPER 1300-3

auto-fleet.ru

Асфальтоукладчики – Основные средства

К. Шестопалов, канд. техн. наук

Кому из водителей не приходилось поминать недобрым словом горе-мастеров, подскакивая под стоны подвески на швах и стыках, неожиданно бросающихся из сумерек под колеса автомобиля. И ладно, если все обходится крепкими словами, а не визгом тормозов, треском стекла и хрустом сминаемого металла. А ведь не всегда виноваты дорожники. Немалую лепту в печальную статистику ДТП вносит и устаревшая строительная техника, не способная обеспечить должные ровность и шероховатость дорожного покрытия.

Традиционная компоновочная схема асфальтоукладчика

Асфальтоукладчик – агрегат, от которого в немалой степени зависит и ровность покрытия, и соответствие уклонов на виражах предписываемому скоростному режиму движения. Асфальт на большинстве дорог в бывшем СССР укладывали машинами Николаевского завода, и худо-бедно они с этой задачей справлялись. Но вот в одночасье Николаев оказался в ближнем зарубежье и строители дорог с удивлением обнаружили, что Россия асфальтоукладчиков практически не производит. Но мир, как говорится, не без добрых людей.

Освободившейся нишей отечественного рынка заинтересовались инофирмы, специализирующиеся в этой области машиностроения. Наиболее проворной оказалась компания Wirtgen, сумевшая убедить еще советских чиновников в неоспоримых преимуществах своих асфальтоукладчиков Vogele. И действительно, те, кому пришлось в конце 80-х проехаться хотя бы раз по дороге в аэропорт Домодедово, реконструированной с помощью немецких машин, с тоской выезжали со стекольно-ровной трассы на родные московские ухабы.

Позже оказалось, что ровно уложить асфальт могут не только асфальтоукладчики Vogele, но и Dynapac, Bitelli, ABG, Marini, Caterpillar, Barber Green, Blaw-Knox, Demag и... в общем, список можно было бы сделать значительно длиннее, чем позволяют журнальные страницы. Наглядным подтверждением этому стали в последние годы Московская кольцевая, Минская, Ленинградская, Ярославская, Каширская и многие иные трассы, ведущие из Москвы в другие города и веси и возрожденные к жизни прямо-таки интернациональным парком машин.

Передняя опорная тележка с балансирной подвеской управляемых колес

Но если не стремиться к удовлетворению академического интереса ко всему многообразию асфальтоукладчиков, предлагаемых на мировом рынке дорожно-строительной техники, а ограничиться более или менее знакомыми отечественным строителям марками, то круг рассматриваемых машин сузится до обозримых размеров.

Основная задача асфальтоукладчика – уложить на поверхности дороги слой горячего асфальтобетона так, чтобы он имел ровную поверхность, одинаковую (по длине и ширине) толщину и мог выдержать вес тяжелых катков, используемых для окончательного уплотнения и выравнивания покрытия. Эти требования определяют тот «джентльменский» набор механизмов и устройств, без которых нет асфальтоукладчика.

Надо сказать, конструктивные особенности подавляющего большинства этих машин мало связаны с их происхождением. Все производители используют одни и те же компоновочные принципы и технические решения при проектировании отдельных агрегатов и асфальтоукладчиков в целом. Их выбор зависит, главным образом, от условий, для которых создается машина. Наиболее бросающимся в глаза отличием их друг от друга является тип ходового оборудования, которое может быть как гусеничным, так и колесным.

Большое количество опорных катков улучшает равномерность распределения веса асфальтоукладчика

Гусеницы предпочтительны при работе на менее прочных основаниях, большой ширине укладываемого слоя, укладке «холодных» и крупнозернистых смесей, а также на асфальтоукладчиках большой производительности, оснащенных тяжелым рабочим оборудованием и занятых на больших объемах работ. В силу этого гусеничные машины чаще применяют при укладке трасс за пределами городов, а также взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов. Гусеничные траки асфальтоукладчиков гладкие, иногда покрытые упругим материалом для уменьшения повреждений опорной поверхности. Скорость гусеничных машин обычно не превышает 5 км/ч.

Колесный движитель, напротив, более пригоден для машин малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где частые перебазировки требуют от асфальтоукладчика больших транспортных скоростей, а передвигается машина в основном по твердым покрытиям. Транспортная скорость колесного асфальтоукладчика достигает 20 км/ч и более.

Шнеки распределяют смесь по ширине укладываемой полосы

Схема привода ходового оборудования практически идентична у всех машин. Асфальтоукладчик оснащен, как правило, гидрообъемной ходовой трансмиссией, обеспечивающей бесступенчатую регулировку скорости и реверсирование движения машины в рабочем и транспортном диапазонах. У колесных машин крутящий момент регулируемого гидромотора иногда поступает в коробку передач, а иногда – сразу в дифференциал заднего моста, где распределяется между основными ведущими пневмоколесами большого диаметра. При необходимости увеличения тягового усилия дифференциал может быть блокирован. Возможно также использование мотор-колес с бортовыми редукторами и встроенными в них дисковыми тормозами.

В отличие от задних, ведущих пневмоколес большого диаметра, передние управляемые колеса гораздо меньше, а их обода облицованы литой резиной. В большинстве случаев устанавливают две пары управляемых колес, причем колеса одного борта закреплены на концах коромысла, середина которого шарнирно соединена с рамой машины. Этим достигается снижение давления груженой машины на опорную поверхность и уменьшение амплитуды ее колебаний на неровностях.

Иногда для большей тяги на асфальтоукладчик устанавливают ведущие передние мотор-колеса. Если предполагается привод только одной пары управляемых колес (обычно средней), ось ее поворота располагается ближе к оси качания коромысла, чем у ведомой. Благодаря этому ведущие управляемые колеса создают большую силу тяги и, кроме того, предотвращается зарывание передних колес на слабых основаниях. Некоторые фирмы дополнительно предлагают систему автоматической подстройки величины крутящего момента передних ведущих колес в зависимости от сопротивлений, преодолеваемых машиной.

У гусеничного асфальтоукладчика гидрообъемный планетарный мотор-редуктор соединен со звездочкой гусеничной тележки. Многодисковые стояночные тормоза являются составной частью бортового редуктора. Гусеничная тележка асфальтоукладчика отличается большим (7...9) числом опорных катков, обеспечивающих равномерное распределение весовой нагрузки по опорной поверхности.

Боковые рычаги с рабочими органами шарнирно крепятся к раме асфальтоукладчика

В передней части шасси асфальтоукладчика расположен бункер для укладываемого материала, загружаемый из самосвала. В комплекте с машинами особо большой производительности применяется специальный конвейер-перегружатель, позволяющий исключить колебания скорости асфальтоукладчика при подходе и отходе самосвалов и обеспечить достаточный запас смеси в его бункере. Необходимость увеличения вместимости бункера при наличии габаритных ограничений на ширину асфальтоукладчика заставила большинство изготовителей перейти к выпуску машин с откидывающимися бортами. К тому же откидные борта улучшают самоочищаемость бункера от остатков смеси и позволяют замедлить ее остывание. Разумеется, все операции по откидыванию и подъему бортов гидрофицированы.

Конструкция скребковых питателей, подающих смесь через тоннели в корпусе машины к шнековой камере, не претерпела за последние годы каких-либо изменений, если не считать замены механических передач на гидрообъемные. Впрочем это относится ко всем передачам асфальтоукладчика. Единственным нововведением оказалось исчезновение (правда, пока не у всех марок) шиберных заслонок, регулирующих количество смеси, поступающей в тоннели. Это стало возможным именно благодаря гидроприводу конвейеров, управляемому системой автоматического контроля количества смеси в шнековой камере.

Эта система корректирует скорости подачи смеси и ее распределения по ширине полосы. Работать систему понуждают команды ультразвукового локатора, следящего за количеством смеси в шнековой камере, либо сигналы концевых выключателей, срабатывающих при достижении объемом смеси максимально (или минимально) допустимых значений.

Гусеничный трак с резиновой подушкой на опорной поверхности

Распределение смеси по ширине укладки производится правым и левым шнеками, скорость которых регулируется в зависимости от количества смеси в камере. Длина шнеков должна соответствовать ширине укладываемой полосы. Большинство фирм ограничивается предложением уширительных секций шнеков, механически прикрепляемых к основным, но выпускаются и варианты гидравлически раздвигаемых распределительных шнеков.

Это дороже стандартной комплектации, но удобно, если ширину полосы приходится часто менять в течение смены. Правда, если ширина укладки вдвое и более превышает стандартную, без механически крепящихся секций все равно не обойтись. Скорость вращения шнеков может изменяться не только по величине, но и по направлению, что позволяет перемещать смесь с одной стороны на другую и существенно уменьшает долю ручных работ при устройстве стыков полос. При изменении толщины укладываемого слоя высота расположения шнеков также изменяется, что позволяет оптимизировать режим их нагружения.

Шнеки – это последний агрегат, закрепленный непосредственно на шасси укладчика. Основные рабочие органы машины: трамбующий брус и выглаживающая плита, объединенные в один блок, крепятся на боковых несущих рычагах, шарнирно соединенных с рамой и фиксируемых гидроцилиндрами.

Трамбующий брус уплотняет слой смеси, придавая ей необходимую для последующей укатки прочность, а выглаживающая плита выравнивает поверхность покрытия, еще более его уплотняя. Эффективность работы плиты повышается, во-первых, благодаря ее вибрации, во-вторых, благодаря нагреву ее рабочей поверхности.

Раздвижные шнеки экономят время при частых изменениях ширины укладки

Большинство изготовителей используют для нагрева плиты газовые горелки, работающие на пропане, оснащая специальными баллонами свои машины. Пожалуй, только Vogele твердо стоит за электрообогрев. Сторонники газа справедливо утверждают, что он более экологичен, ускоряет процесс подготовки машины к работе, позволяет сделать подошву плиты более толстой, а значит более жесткой и долговечной. Конструкторы Vogele парируют эти доводы обоснованными ссылками на то, что в начале рабочего дня потери времени на разогрев совпадают с перебазировками машин и ожиданием смеси, дизельное топливо более дешево, а газовое оборудование требует регулярных инспекций и проверок котлонадзора, пожарников, других служб и, кроме того, просто взрывоопасно. Очевидно окончательные выводы о справедливости мотиваций и тех и других могут быть сделаны только рынком.

Некоторые компании считают, что степень уплотнения смеси асфальтоукладчиком может быть достаточно высокой, чтобы обойтись вообще без катков. И хотя большинство изготовителей и специалистов-дорожников не разделяют эту точку зрения, степень уплотнения асфальта достигает 98%.

В настоящее время стала нормой комплектация асфальтоукладчиков по желанию покупателя одним из нескольких вариантов рабочих органов, выпускаемых специально для этой машины или группы размероподобных машин. В такой набор обычно включается стандартный блок рабочего оборудования с гидравлически выдвигаемыми уширителями, один – три размера механических уширителей и несколько вариантов рабочих блоков (до 5), собираемых из основных и дополнительных секций, как детские кубики. При этом фирмы стремятся свести к минимуму как объем монтажных и наладочных работ при установке и замене уширителей, так и количество сборно-разборных соединений.

Трамбующий брус и выглаживающая плита объединены в один блок рабочих органов

Наиболее далеко современные асфальтоукладчики ушли от своих предшественников в области систем контроля и управления. Не последнюю роль в этом сыграли резко возросшие требования к ровности и текстуре поверхности уложенного покрытия, обусловленные в свою очередь сильно возросшими скоростями движения и интенсивностью транспортных потоков.

Основные функции систем управления остались теми же: соблюдение поперечных и продольных уклонов, задатчики уровня тоже не изменились: те же струна или лыжи, но благодаря микропроцессорным технологиям точность их работы поднялось на качественно новый уровень. Кроме того, электроника взяла на себя множество вспомогательных функций, освобождая внимание оператора для контроля над качеством основной работы. Здесь и выдерживание скорости и направления движения, и регулирование количества смеси в шнековой камере, и контроль толщины укладываемого слоя, и поддержание постоянной температуры выглаживающей плиты, и мониторинг состояния двигателя, ходового привода, исполнительной гидросистемы машины и многое другое.

Несколько необычно отношение машиностроителей к рабочему месту оператора. У большинства марок асфальтоукладчиков в стандартном исполнении оно открытое, ну в лучшем случае, защищенное тентом.

Рабочее место оператора асфальтоукладчика

Вероятно виной тому сезонный характер работы дорожников, хотя заметим, что в России иным летом нужно одеваться потеплее. И наиболее чуткие к требованиям рынка поставщики машин уже начинают учитывать это обстоятельство, предлагая либо полностью закрытые жесткие кабины, либо 100%-ную отентовку рабочего места оператора. Зато изменились операторские сиденья, превратившись из металлических седел велосипедного типа в мягкие, удобные, виброзащищенные кресла.

Пульт управления тоже преобразился, украсившись кнопками автоматического выбора режимов, жидкокристаллическими дисплеями, световыми индикаторами и, как не печально, антивандальными кожухами, прячущими все это великолепие от посторонних глаз и блудливых рук. Часть марок асфальтоукладчиков оснащена двумя (левым и правым) равноценными постами управления, часть – одним, но передвигающимся к левому или правому борту машины в зависимости от желания оператора. Что лучше, сказать трудно, так как обе версии сосуществуют на равных, не вызывая ни у строителей, ни у производителей заметных эмоций.

os1.ru