Устройство топливный насос ямз 236 – Тнвд ямз 236 устройство. Устройство ТНВД с системой электронного управления (СЭУ) двигателя ЯМЗ-6561

Устройство и ремонт топливоподкачивающего насоса (ТННД) двигателей ЯМЗ

Топливный насос низкого давления (ТННД) закреплен тремя болтами на корпусе насоса высокого давления (ТНВД) двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238. Он обеспечивает подкачку топлива из бака. Топливо через фильтр грубой очистки поступает в топливоподкачивающий насос, после чего подается на фильтр тонкой очистки и только потом попадает в насос высокого давления.

Содержание статьи:

Составные части и устройство топливоподкачивающего насоса низкого давления (схема с обозначениями)

Каталожный номер Количество Наименование
236-1106213-Б 1 Корпус топливоподкачивающего насоса в сборе
236-1106256 1 Кольцо стопорное
33.1106222 1 Шток толкателя с втулкой в сборе
236-1106240 1 Толкатель поршня
236-1106246 2 Сухарь толкателя
236-1106242 1 Ролик толкателя
42.1106244-10 1 Ось ролика
236-1106264 2 Клапан насоса
236-1106272 2 Пружина клапана
852212 2 Шайба
236-1106276 1 Пробка
236-1106288-В 1 Насос топливоподкачивающий в сборе
236-1106314-В 1 Рукоятка
236-1103298-Е 1 Поршень со штоком в сборе
236-1110479 1 Кольцо уплотнительное
2 531 113 053 1 Кольцо 006-010-25-2-1
236-1106342 1 Колпачок
236-1106306-Б 1 Кольцо
236-1106324-Г 1 Корпус цилиндра
236-1106292-Е 1 Цилиндр
240-1106285 1 Прокладка
236-1106210-А2 1 Насос топливоподкачивающий в сборе
201420-П29 3 Болт
252134-П29 3 Шайба
236-1106234-А 1 Пробка пружины
33.1112342 1 Кольцо уплотнительное
236-1106232 1 Пружина поршня
236-1106228 1 Поршень насоса

 Топливоподкачивающий насос в сборе

На фотографии изображен ТННД в том виде как он может быть установлен на автомобиль. Насос, или как его еще ласково называют дизелисты «помпочка», имеет вход для топливопровода, подкачивающий поршень для ручной подкачки топлива и, соответственно, выход для продвижения солярки дальше по системе. Также на корпусе имеются три отверстия под болты для крепления топливоподкачивающего насоса к корпусу насоса высокого давления. Устанавливаются на автомобилях КрАЗ, МАЗ и других, где установлены  двигателя ЯМЗ-236, ЯМЗ-238.

Ниже привожу фотографии ТННД в трех ракурсах:


Во время работы двигателя топливный насос высокого давления приводит в работу толкатель поршня и топливоподкачивающий насос тянет топливо по системе.

Клапан ТННД:

 Поршень насоса:

razvar.ru

Топливный насос высокого давления двигателя ЯМЗ-236М2

Топливный насос высокого давления (ТНВД) предназначен для подачи топлива к форсункам двигателя в соответствии с порядком работы цилиндров. Насос располагается между рядами цилиндров в развале двигателя. В двигателях ЯМЗ 236 устанавливается шестисекционный ТНВД с шестеренчатым приводом.

В общем корпусе насоса установлены корпуса секций с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами. К штуцерам присоединяются топливопроводы высокого давления. Плунжер со втулкой и нагнетательный клапан с седлом являются прецизионными парами и заменяются только комплектами. Плунжер приводится в движение кулачковым валом посредством роликового толкателя. Прижим ролика толкателя к кулачку обеспечивается пружиной и нижней тарелкой. Плунжерная пара позволяет дозировать топливо за счет изменения момента начала и конца подачи.


Секция топливного насоса высокого давления: 1 - корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя; 19 – кулачковый вал.

Когда плунжер движется вниз под действием пружины, топливо под давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, через канал корпуса поступает в надплунжерное пространство. Когда плунжер движется вверх, через нагнетательный клапан топливо поступает в топливопровод высокого давления и спускается в канал подвода топлива, пока торцевая кромка плунжера не закроет впускное отверстие втулки. Дальнейшее движение плунжера вверх вызывает резкое возрастание давления в надплунжерном пространстве.

В определенный момент это давление превышает усилие, которое создает пружина форсунки, и тогда начинается процесс впрыска топлива в цилиндр за счет поднятия иглы форсунки. Уплотнение втулки плунжера и корпуса секции, а также корпуса секции и корпуса насоса осуществляется за счет резиновых колец. Просочившееся топливо из полости вокруг втулки плунжера по ее пазу поступает в полость низкого давления корпуса ТНВД, а затем через перепускной клапан по трубопроводу в бак стопливом.

Каталожный номер Наименование
1
60.1111021-30 Корпус насоса в сборе
2 236-1111027 Заглушка
3 852606-П15 Шайба
4 46 2412 0498 Подшипник 7205А
5 236-1111196 Кольцо уплотнительное
6 60.1111280-10 Указатель начала подачи топлива
7 236-1111193 Прокладка крышки
8 236-1111194 Прокладка крышки
9 236-1111195 Прокладка крышки
10 60.1111182-10 Крышка подшипника
11 311200-П29 Винт
12 25 3131 2454 Манжета 2,2-25 х 42-2
14 60.1111300 Пробка клапана со штифтом в сборе
15 852205 Шайба
16 852219 Шайба регулировочная
17 33.1111289-10
Пружина
18 33.1111325 Шарик Б 6,35 мм
19 60.1111285 Корпус клапана
20 60.1111286 Ввертыш клапана
21 312630-П Шайба
23 236-1111238-Е Втулка ограничителя мощности
24 236-1111249-В Винт ограничителя мощности
25 236-1111245 Кольцо уплотнительное
26
236-1111032
Ввертыш
27 310704-П29 Винт
28 312327-П Шайба
29 236М-1111034-А Ввертыш корпуса
30 901.1111102 Клапан нагнетательный в сборе
31 60.1111086 Прокладка клапана
32 33.1111108 Пружина клапана
33 60.1111113-10 Упор клапана
34
60.1111118-20
Штуцер топливного насоса
35 60.1111120 Сухарь штуцера
36 252134-П29 Шайба
37 250508-П29 Гайка
38 201426-П29 Болт стяжной
39 310952-П15 Винт стопорный
40 852204 Шайба
41 236М-1111083-А Кольцо уплотнительное
42
60.1111074-30
Пара плунжерная
43 236.1111040 Рейка топливного насоса высокого давления
44 60.1111169-01 Экран
46 60.1111062 Венец зубчатый
47 852384 Винт
48 236-1111064-Б Втулка зубчатого венца
49 236-1111150-Б Тарелка пружины верхняя
50 236-1111148-Б Пружина толкателя
51 236-1111151-Б Тарелка пружины нижняя
52 60.1111136-02 Толкатель плунжера в сборе
53 852206 Шайба
54 80.1111425 Пробка корпуса
55 236-1111036 Ввертыш корпуса
56 852882-П15 Пробка спуска воздуха
57 236-1111122 Винт установочный втулки плунжера
58 852800 Шпонка сегментная
59 314019-П Шпонка сегментная
60 312439-П15 Шайба
61 46 2412 04453 Подшипник роликовый 7204А
62 236-1111177-БЗ Опора кулачкового вала
63 25 3111 3013 Кольцо 005-008-19-2-2
64 852011-П15 Болт опоры
65 852702-П29 Шплинт-проволока
66 60.1111172-30 Бал кулачковый
67 236-1111226-А2 Прокладка крышки
68 60.1111222 Крышка насоса высокого давления
69 236-1111227-Б Винт крепления крышки
70 852203 Шайба
71 236-1111229-Б Винт крепления крышки

 

mega-avtogal.ru

ТНВД и форсунки дизеля ЯМЗ-236

Топливный насос высокого давления двигателя ЯМЗ-236

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 расположен в развале двигателя между рядами цилиндров и имеет шестеренчатый привод.

Топливный насос ТНВД ЯМЗ-236 многосекционный. Число секций равно шести по числу цилиндров двигателя. Устройство секции насоса высокого давления показано на рис.1


Рис.1 - Секция ТНВД ЯМЗ-236

1–корпус насоса; 2–контргайка; 3–регулировочный болт; 4–втулка поворотная; 5–зубчатый венец; 6–установочный винт; 7–пробка для выпуска воздуха; 8–штуцер; 9–пружина нагнетательного клапана; 10–нагнетательный клапан; 11–корпус нагнетательного клапана; 12–втулка плунжера; 13–плунжер; 14–рейка; 15–тарелка верхняя пружины; 16–пружина толкателя; 17–тарелка нижняя пружины; 18–толкатель; 19–ролик толкателя; 20–кулачковый вал

В корпусе 1 топливного насоса ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 установлены плунжерные пары, нагнетательные клапаны 10 и штуцеры 8, к которым подсоединяются трубопроводы высокого давления.

Нагнетательный клапан и корпус клапана – прецизионная пара, которая может заменяться только комплектно. Прецизионную пару составляют и плунжер 13 с втулкой 12.

Правильное положение втулки плунжера ТНВД ЯМЗ-236 относительно корпуса обеспечивается винтом 6. Плунжер 13 приводится в движение от кулачкового вала 20 через роликовый толкатель 18. В толкатель ввернут регулировочный болт 3, который контрится гайкой 2 и служит для регулировки начала подачи топлива.

Пружина 16 через нижнюю тарелку 17 постоянно прижимает толкатель к кулачку. От проворота толкатель фиксируется сухарем толкателя, который входит в паз на расточке корпуса насоса. Для изменения количества подаваемого топлива плунжер во втулке 12 поворачивается поворотной втулкой 4 с зубчатым венцом 5, входящим в зацепление с рейкой 14.

Регулировка подачи топлива на номинальном режиме каждой секцией топливного насоса высокого давления ЯМЗ-236 производится поворотом втулки 4 относительного зубчатого венца 5 при ослабленном винте крепления зубчатого венца.

Работа секции ТНВД ЯМЗ-236 протекает следующим образом:

При движении плунжера 13 вниз внутреннее пространство втулки 12 заполняется топливом, и одновременно оно подается насосом низкого давления в подводящий клапан корпуса насоса.

При этом открывается впускное отверстие, и топливо поступает в надплунжерное пространство. При обратном движении плунжера топливо перепускается в топливо подводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки.

При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-236 вверх давление в надплунжерном пространстве возрастает. Когда давление достигнет величины, при которой открывается нагнетательный клапан, он приподнимется, и топливо поступит по топливопроводу высокого давления к форсунке.

Движущийся плунжер продолжает сжимать топливо. Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.

По мере движения плунжера вверх наступает момент, когда кромка плунжера открывает отсечное отверстие на втулке, что вызывает падение давления в топливопроводе.

При этом разгрузочный поясок нагнетательного клапана, погружаясь в корпус 11 под действием пружины 9, увеличивает объем в топливопроводе между форсункой и клапаном. Этим достигается более четкая отсечка подачи топлива.

Количество подаваемого топлива дозируется изменением момента конца подачи при постоянном его начале. При перемещении рейки плунжер топливного насоса высокого давления ЯМЗ-236 поворачивается, и регулирующая кромка открывает отверстие втулки раньше или позже, вследствие чего изменяется продолжительность подачи, а, следовательно, и количество подаваемого топлива.

На поверхности плунжера имеется кольцевая канавка, а во втулке плунжера радиальное отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре.

Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом ТНВД ЯМЗ-236 осуществляется резиновым кольцом. Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо отводится в канал, проходящий вдоль корпуса насоса.

Далее из канала топливо поступает через дренажный трубопровод в топливный бак. В нижней части корпуса насоса расположен кулачковый вал.

Топливный насос ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 в сборе с регулятором частоты вращения, муфтой опережения впрыска и топливоподкачивающим насосом изображен на рис. 25.

Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре. Осевой люфт кулачкового вала в пределах 0,01…0,07 мм регулируется набором прокладок. Рейка топливного насоса перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпус насоса.

Выступающий из ТНВД ЯМЗ-236 конец рейки защищен втулкой 3 (рис. 2), в которую ввернут винт 2, ограничивающий мощность двигателя в обкаточный период. Винт-ограничитель контрится проволокой и пломбируется.

В верхней части корпуса насоса имеются подводящий и отводящий каналы, по которым топливо поступает к плунжерным парам.

Со стороны регулятора каналы закрыты пробками с уплотнительными резиновыми кольцами. Со стороны муфты опережения впрыска к подводящему каналу присоединяется подводящий топливопровод, а по отводящему через перепускной клапан отводится избыточное количество топлива.

Продольные каналы со стороны подвода топлива соединены поперечным каналом. Отверстие для выпуска воздуха закрыто пробкой 7 (рис. 1).


Рис.2 - Топливный насос ЯМЗ-236

1–муфта опережения впрыскивания; 2–винт-ограничитель; 3–втулка; 4–топливопровод низкого давления; 5–перепускной клапан; 6–топливопровод высокого давления; 7–топливный насос высокого давления; 8 болт ограничения максимальной частоты вращения; 9–регулятор частоты вращения; 10– рычаг управления регулятором; 11– болт ограничения минимальной частоты вращения; 12–рычаг останова; 13–топливоподкачивающий насос; А– положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б–положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В– положение рычага при работе; Г– положение рычага при выключенной подаче

Регулятор частоты вращения топливного насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-236

ТНВД ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 оснащен всережимным механическим регулятором частоты вращения (рис. 3), который, изменяя подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживает заданную водителем частоту вращения коленчатого вала двигателя.


Рис. 3 - Регулятор частоты вращения топливного насоса ЯМЗ-236

1–корректор подачи топлива по наддуву; 2–ось двуплечего рычага; 3–пружина регулятора; 4–двуплечий рычаг; 5–крышка смотрового люка; 6–винт двуплечего рычага; 7–рычаг регулятора; 8–буферная пружина; 9–корпус буферной пружины; 10–регулировочный болт; 11–вал рычага пружины; 12– серьга регулятора; 13–корпус пружины корректора; 14–гайка корректора; 15–пружина корректора; 16–корректор; 17–винт подрегулировки мощности; 18–рычаг рейки; 19–кулиса; 20–пята; 21–грузы регулятора; 22–муфта грузов; 23–ось грузов; 24– державка грузов; 25–ведущая шестерня; 26–сухари; 27–валик державки грузов; 28–стакан; 29–тяга рейки; 30–рычаг пружины; 31–пружина рычага рейки.

Регулятор закреплен на заднем торце топливного насоса ЯМЗ.

Муфта опережения впрыскивания топлива ТНВД дизеля ЯМЗ-236

Муфта опережения впрыскивания топлива (рис. 4) устанавливается на двигатели ЯМЗ-236НЕ,Н,БЕ,Б и предназначена для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Применение муфты опережения впрыскивания способствует получению наилучшей экономичности на различных скоростных режимах.

Муфта опережения впрыскивания ТНВД ЯМЗ-236 имеет две полумуфты, установленные в корпусе 1: ведущую 6 и ведомую 3. Ведущая полумуфта надета на ступицу ведомой полумуфты и может на ней поворачиваться, а ведомая жестко закреплена на кулачковом валу насоса.

Между полумуфтами расположены два одинаковых груза 10, установленные на осях 5 ведомой полумуфты и две проставки 9, установленные на опорных пальцах ведущей полумуфты.

Между осями 5 и опорными пальцами в распор установлены пружины 13, которые, стремясь увеличить расстояние между ними, поворачивают одну полумуфту относительно другой. В основу работы муфты положен принцип использования центробежных сил грузов.


Рис. 4 - Муфта опережения впрыскивания топлива ТНВД ЯМЗ-236

1–корпус; 2–кольцо уплотнительное; 3–ведомая полумуфта; 4–шайба; 5–ось груза; 6–ведущая полумуфта; 7,8–манжеты; 9–проставка; 10–груз; 11,12– шайбы регулировочные; 13–пружина

Топливоподкачивающий насос двигателя ЯМЗ-236

Топливоподкачивающий насос ТНВД двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 – поршневого типа.

Топливоподкачивающий насос (рис. 5) крепится тремя болтами с левой стороны на корпусе топливного насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала через роликовый толкатель.

В корпусе 1 насоса размещены поршень 2, пружина 3 поршня, упирающаяся с одной стороны в поршень, а с другой – в пробку 5, всасывающий 26 и нагнетательный 13 клапаны, прижимаемые к седлам 27 пружинами 14.


Рис. 5 - Топливоподкачивающий насос ТНВД ЯМЗ-236

1–корпус; 2–поршень; 3–пружина поршня; 4–уплотнительное кольцо; 5, 16–пробки; 6–втулка штока; 7–шток толкателя; 8–толкатель; 9–стопорное кольцо толкателя; 10–сухарь толкатели; 11–ось ролика; 12–ролик; 13–нагнетательный клапан; 14–пружина клапана; 15–уплотнительные шайбы; 17–корпус цилиндра; 18–цилиндр; 19–поршень; 20–шток; 21–рукоятка; 22–защитный колпачок; 23,24,25–уплотнительные всасывающий кольца; 26–клапан; 27– седло клапана

Полость корпуса насоса ТНВД двигателей ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150, в которой перемещается поршень, соединена каналами с полостями над всасывающим и под нагнетательным клапанами.

Привод поршня осуществляется толкателем 8 через шток 7. Ролик толкателя вращается на плавающей оси 11, застопоренной двумя сухарями 10 от продольного перемещения.

Одновременно сухари толкателя, перемещаясь в пазах корпуса 1, предохраняют толкатель от разворота. Шток 7 перемещается в направляющей втулке 6, которая ввернута в корпус насоса на специальном клее. Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.

Для нагнетания топлива при неработающем двигателе насос ТНВД оборудуется топливопрокачивающим насосом. Этот насос используется для удаления воздуха из топливной системы перед пуском двигателя, а также для заполнения топливом всей магистрали при техническом уходе за топливной аппаратурой.

Форсунка дизеля ЯМЗ-236

Форсунка двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 – закрытого типа, с многодырчатым распылителем и гидравлическим управлением подъема иглы.

На двигатели устанавливаются форсунки нескольких моделей, имеющие конструктивные и регулировочные отличия.

Модели форсунок двигателей ЯМЗ-236

Все детали форсунки ЯМЗ собраны в корпусе 7 (рис. 29). К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 5 присоединяются проставка 3 и распылитель (мод. 335.1112110-50, 335.1112110-70, 204.1112110-50 и 204.1112110-50.01 соответственно).

Взаимное расположение корпуса форсунки, проставки и распылителя определяется штифтами, запрессованными в проставке. Внутри корпуса 1 распылителя находится запорная игла 2. Корпус и игла составляют прецизионную пару. Распылитель имеет пять распыливающих отверстий.

Усилие затяжки пружины 6 (давление начала впрыскивания) регулируется винтом 12, ввернутым в корпус форсунки. Винт фиксируется гайкой 10.

Для форсунок моделей 204-50 и 204-50.01 усилие затяжки пружины 6 регулируется регулировочными шайбами, установленными в корпус форсунки. Топливо подводится к форсунке через штуцер 8 ввернутый в корпус форсунки. В штуцер запрессован стержень фильтра 15.

Топливо, просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится из форсунки через полость пружины и отверстия в регулировочном винте и колпачке 9.


Рис. 6 - Форсунка ЯМЗ модели 267-01

1–корпус распылителя; 2–игла распылителя; 3–проставка; 4–штанга; 5–гайка распылителя; 6–пружина; 7–корпус; 8–штуцер с фильтром; 9–колпак; 10–гайка; 11–шайба; 12–регулировочный винт; 13–тарелка пружины; 14–штифт; 15–щелевой фильтр

Форсунка автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 устанавливается в стакан головки цилиндров. Под торец гайки распылителя подкладывается гофрированная шайба для уплотнения от прорыва газов.

Форсунки ЯМЗ моделей 261-13

Все детали форсунки ЯМЗ-236 (рис. 7) собраны в корпусе 2. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 3 присоединяется корпус 4 распылителя, внутри которого находится запорная игла 5. Игла и корпус распылителя составляют прецизионную пару, которая может заменяться только комплектно.

Распылитель имеет четыре распыливающих отверстия и фиксируется относительно корпуса двумя штифтами 6. Нижний конец штанги 1 упирается в хвостовик иглы распылителя. Сверху на штангу напрессована тарелка 7, в которую упирается пружина 13 форсунки.

Усилие предварительной затяжки пружины регулируется винтом 9, ввернутым в гайку 11 пружины с контргайкой 8. На гайку пружины навернут колпак 10 с уплотнительной шайбой 12.


Рис. 7 - Форсунка ЯМЗ модели 267-13

1–штанга; 2–корпус; 3–гайка распылителя; 4–корпус распылителя; 5–игла распылителя; 6–штифт; 7–тарелка пружины; 8–контргайка; 9– регулировочный винт; 10–колпак; 11–гайка пружины; 12–шайба; 13–пружина; 14–втулка; 15–штуцер; 16–фильтр;

Топливо к форсунке ЯМЗ-236 подводится через штуцер 15, в который установлена втулка 14, поджимающая сетчатый фильтр 16. Топливо, просочившееся между иглой и корпусом распылителя, отводится из форсунки через отверстия в гайке пружины и колпаке.

Форсунка устанавливается в стакан головки цилиндров. Под торец гайки распылителя подкладывается медная гофрированная шайба для уплотнения от прорыва газов. Для уплотнения внутренней полости головки цилиндров на штуцер форсунки надет уплотнитель.

Регулировка форсунок дизельного двигателя ЯМЗ-236

При обслуживании каждой форсунки двигателя ЯМЗ-236 провести проверку и регулировку в следующем порядке:

Каждую форсунку автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 отрегулируйте на давление начала впрыскивания.

Давление начала впрыскивания форсунок моделей 267-01, 267-11, 261-13 (12) регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании - понижается.

Проверить герметичность распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствие течей в местах уплотнений линии высокого давления. Для этого создать в форсунке ЯМЗ-236 давление топлива на 1…1,5 МПа (10…15 кгс/см2) ниже давления начала впрыскивания.

При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распыливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли.

Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке под давлением в течение 2 мин; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15 к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.

Подвижность иглы проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30-40 в минуту. Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распыливания.

Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи.

Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли.

Впрыскивание топлива у новой форсунки ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.

Герметичность уплотнения, соединения и наружных поверхностей полости низкого давления проверять опрессовкой воздухом давлением 0,45-0,05 МПа (4,5-0,5 кгс/см2). Пропуск воздуха в течении 10 секунд не допускается при подводе воздуха со стороны носика распылителя.

Герметичность соединений «распылитель-гайка распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5-0,1 МПа (5-1 кгс/см2) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя. Пропуск пузырьков воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении ее в дизельное топливо не допускается.

При закоксовке или засорении одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку ЯМЗ-236 разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе. При не герметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается.

Разборку форсунки ЯМЗ-236 выполнять в следующей последовательности:

Форсунки моделей 267-01, 267-11, 204-50, 261-13(12)

- отвернуть колпак форсунки;
- отвернуть контргайку и вывернуть до упора регулировочный винт;
- отвернуть гайку пружины на полтора – два оборота;
- отвернуть гайку распылителя;
- снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадания.

Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее "М40". Распыливающие отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм.

Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.

Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе. Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей, при наклоне распылителя на угол 45 от вертикали, игла должна плавно, без задержек полностью опускаться под действием собственного веса.

Сборку форсунки ЯМЗ-236 производить в последовательности обратной разборке. При затяжке гайки разверните распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, наверните гайку рукой, после чего гайку окончательно затяните.

Момент затяжки гайки распылителя 60…70 Нм (6…7 кг/см), штуцера форсунки 80…100 Нм (8…10 кг/см). После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.

Все необходимые детали можно приобрести в нашем каталоге

mmz52.ru

Устройство ТНВД автомобилей Маз-5551, Маз-5335

Устройство ТНВД автомобилей Маз-5551, Маз-5335

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 11) — плунжерного типа, шестисекционный, предназначен для подачи в цилиндры двигателя (через форсунки) в определенные моменты времени строго необходимого количества топлива под высоким давлением в зависимости от режима работы двигателя.

Рис. 11. ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — корпус; 2 — крышка подшипника; 3 — шариковый подшипник; 4 — сальник; 5 — кулачковый валик; 6 — ролик толкателя; 7 — ось ролика; 8 — толкатель плунжера; 9 — контргайка; 10 — регулировочный болт; 11 — нижняя тарелка пружины толкателя; 12 — плунжер; 13 - пружина толкателя; 14 — поворотная втулка плунжера; 15 — верхняя тарелка пружины толкателя; 16 — зубчатый венец; 17 — рейка; 18 — колпачок рейки; 19 — ограничительный винт; 20 — втулка плунжера; 21 — пружина перепускного клапана; 22 — перепускной клапан; 23 — седло перепускного клапана; 24 — пробка для выпуска воздуха; 25 — канал для подвода топлива; 26 — штуцер; 27 — соединительный ниппель; 28 — колпачковая гайка; 29 — седло нагнетательного клапана; 30 — нагнетательный клапан; 31 — пружина нагнетательного клапана; 32 — упор нагнетательного клапана; 33 — винт держателя штуцеров; 34 — стопорный винт втулки плунжера; 35 — канал для отвода избыточного топлива; 36 — держатель штуцеров; 37 — корпус регулятора; 38 — боковая крышка; 39 — ролик толкателя поршня топливоподкачивающего насоса; 40 — топливоподкачивающий насос; 41 — промежуточная опора кулачкового валика; 42 — сливная (дренажная) трубка; 43 — стяжной винт; 44 — регулировочные прокладки.

ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 приводится в действие от распределительного вала через шестерню привода топливного насоса.

Насос ТНВД включает в себя шесть отдельных насосных секций, объединенных в общем алюминиевом корпусе 1 с приводом их от общего кулачкового валика 5.

Вместе с насосом высокого давления в этом агрегате объединены муфта автоматического опережения впрыска, которая закреплена на переднем конце кулачкового валика, регулятор числа оборотов, размещенный в корпусе 37, и топливоподкачивающий насос 40.

Основным рабочим элементом каждой насосной секции ТНВД ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 является плунжерная пара, подающая топливо к форсунке и состоящая из плунжера 12 и втулки 20, изготовленных из легированной стали со специальной термической и механической обработкой.

Плунжер и втулку обрабатывают с высокой точностью и спаривают друг с другом не путем совместной притирки, а методом селективной (выборочной по размеру) сборки.

Плунжер и втулку по действительным размерам сортируют на группы, подбираемые с таким расчетом, чтобы диаметральный зазор между втулкой и плунжером был в пределах 0,5—1,5 мкм.

Подобранную на заводе плунжерную пару в дальнейшем раскомплектовывать нельзя: детали заменяют только комплектно. Каждый топливный насос ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 комплектуется плунжерными парами одной размерной группы.

Диаметр плунжера равен 9 мм, ход плунжера — 10 мм.

Втулка 20 плунжера выполнена в виде цилиндра с тремя ступеньками на наружной поверхности.

В верхней части втулки имеются два поперечных отверстия, расположенных на противоположных стенках со смещением по высоте одно относительно другого.

Верхнее отверстие является входным и служит для заполнения топливом надплунжерного пространства во втулке, а нижнее — выходным и предназначено для отсечки конца подачи топлива.

Втулка установлена непосредственно в корпусе насоса и зафиксирована винтом 34.

Плунжер ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 представляет собой цилиндрический стержень. В верхней цилиндрической части плунжера имеются две винтовые кромки, из которых одна является отсечной рабочей, а другая служит для увеличения срока службы плунжера.

С торца головки по оси плунжера просверлено отверстие, пересекающееся с горизонтальным отверстием, соединяющим верхние концы винтовых кромок. Эти отверстия сообщают надплунжерное пространство с пространством винтовых канавок.

Винтовая кромка позволяет регулировать количество подаваемого плунжером топлива путем поворота плунжера во втулке.

Поворачиваясь во втулке, плунжер топливного насоса винтовой кромкой открывает раньше или позднее выходное (отсечное) отверстие втулки, вследствие чего изменяется продолжительность впрыска, а следовательно, и количество подаваемого топлива.

Нижняя часть плунжера имеет два направляющих выступа, входящих в пазы поворотной втулки 14, установленной на втулке плунжера.

На поворотной втулке стяжным винтом закреплен зубчатый венец 16, находящийся в зацеплении с рейкой 17 ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Эта рейка передвигается регулятором; при этом одновременно повертываются все поворотные втулки, а следовательно, и плунжеры во втулках всех шести насосных секций. Таким образом изменяется количество подаваемого топлива.

Необходимое положение рейки по отношению к зубчатому венцу определяется стопорным винтом, входящим в продольный паз рейки. Угловым смещением поворотной втулки 14 относительно зубчатого венца 16 при ослабленном винте 43 регулируется подача топлива каждой секцией насоса.

Под действием пружины 13 плунжер нижней головкой через верхнюю тарелку 15 пружины толкателя плотно прижимается к головке регулировочного болта 10, ввернутого в толкатель 8 плунжера.

Другой конец пружины 13 опирается на нижнюю тарелку 11, установленную в кольцевой выточке корпуса насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. Толкатель посредством ролика 6 прижимается к кулачку валика 5.

От поворота толкатель фиксируется осью 7 ролика, выступы которой входят в пазы на расточках корпуса насоса. Ролик толкателя имеет «плавающую» втулку.

Под действием кулачка валика 5 насоса и пружины 13 плунжер совершает во втулке возвратно-поступательное движение.

Регулировочный болт 10, ввернутый в толкатель, стопорится контргайкой 9 и служит для регулировки начала подачи топлива. На верхнем торце втулки 14 плунжера установлен нагнетательный клапан 30, прижимаемый к седлу 29 пружиной 31.

Нагнетательный клапан служит для разобщения нагнетательного и всасывающего трубопроводов при ходе плунжера вниз. Для уплотнения между седлом клапана и штуцером 26 установлена текстолитовая прокладка.

Нагнетательный клапан внизу имеет четыре продольные прорези, упирающиеся вверху в цилиндрический поясок, называемый разгрузочным.

Верхняя часть клапана заканчивается упорным конусом. Нагнетательные клапаны, так же как и плунжерные пары, по гидравлической плотности делятся на две группы.

Топливные насосы ТНВД ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 комплектуют нагнетательными клапанами только одной группы. Раскомплектовка пары клапан — седло в процессе эксплуатации недопустима так же, как и плунжерной пары.

Корпус нагнетательного клапана прижимается к притертой поверхности втулки плунжера штуцером 26, ввернутым в корпус насоса: К штуцеру через ниппель 27 присоединен топливопровод, идущий к форсунке.

Кулачковый валик 5 вращается в подшипниках, установленных в крышке 2, корпусе 37 регулятора и промежуточной опоре 41.

Концевые шейки кулачкового валика уплотнены резиновыми сальниками. Осевое перемещение кулачкового валика в подшипниках допускается в пределах 0,01—0,07 мм.

Для устранения излишнего перемещения валика служит набор регулировочных прокладок 44.

Рейка 17 топливного насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпус насоса.

Выступающий из насоса конец рейки защищен колпачком 18, в который ввернут винт 19, ограничивающий мощность двигателя во время обкатки. Этот винт законтрен проволокой и опломбирован.

В верхней части корпуса насоса имеются каналы для подвода 25 и отвода 35 топлива, по которым оно поступает к плунжерным парам. Со стороны регулятора каналы закрыты пробками с уплотнительными капроновыми шайбами.

Со стороны автоматической муфты к каналу 25 для подвода топлива присоединен подводящий топливопровод.

Избыточное количество топлива отводится через перепускной клапан по каналу 35.

Продольные каналы в корпусе насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 соединены между собой поперечными каналами, которые закрываются двумя пробками 24, служащими для выпуска воздуха из системы питания.

В боковой крышке 38 имеется отверстие для заливки масла в топливный насос, закрытое пробкой-сапуном.

Болты крепления боковой крышки опломбированы. Для контроля уровня масла в корпусе насоса служит указатель. Через сливную (дренажную) трубку 42, закрепленную на двигателе, излишки масла сливаются наружу.

Работа насосной секции ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 происходит следующим образом (рис. 12). Топливо из фильтра тонкой очистки поступает в насос и заполняет канал 7.

При движении плунжера вниз (рис. 12, а) под действием пружины происходит впуск топлива.

Топливо из канала 7 через входное отверстие 8 втулки поступает в надплунжерное пространство 13 и заполняет его.

При движении плунжера вверх (рис. 12, б) под действием кулачка топливо сначала перетекает обратно через входное отверстие в канал 7.

Это происходит до тех пор, пока плунжер верхней кромкой не перекроет входное отверстие.

Как только входное отверстие будет перекрыто, оставшееся в надплунжерном пространстве топливо начнет сжиматься, а давление возрастать.

Когда давление достигнет 10—18 кГ/см2, нагнетательный клапан 4, преодолевая сопротивление пружины 1, поднимется и топливо начнет поступать по топливопроводу высокого давления к форсунке.

Рис. 12. Схема работы насосной секции топливного насоса ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

а — впуск топлива; б — начало подачи; в — конец подачи; 1 — пружина нагнетательного клапана; 2 — разгрузочный поясок нагнетательного клапана; 3 — штуцер; 4 — нагнетательный клапан; 5 — седло нагнетательного клапана; 6 — втулка плунжера; 7 — канал для подвода топлива; 8 — входное отверстие втулки; 9 — плунжер; 10 — рабочая винтовая кромка плунжера; 11 — выходное отверстие втулки; 12 — канал для отвода избыточного топлива; 13 — надплунжерное пространство.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление топлива в системе нагнетания повышается.

Как только давление достигнет величины 165+5 кГ/см2, игла форсунки приподнимется и начнется впрыск топлива в камеру сгорания. Поднимаясь дальше, плунжер выталкивает заряд топлива через форсунку в камеру сгорания.

Это происходит до тех пор, пока винтовая кромка плунжера не начнет открывать выходное отверстие 11 втулки.

Как только это отверстие начнет открываться, топливо из надплунжерного пространства (рис. 12, в) через вертикальное и горизонтальное отверстия в плунжере с большой скоростью начнет перетекать в канал 12.

По мере открывания отверстия давление топлива над плунжером резко уменьшается и нагнетательный клапан 4 под действием пружины 1 начнет закрываться.

При закрывании нагнетательного клапана ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в отверстие седла сначала войдет цилиндрический разгрузочный поясок 2 клапана и только после этого конус клапана сядет в седло.

При опускании разгрузочного пояска клапана в отверстие объем пространства за клапаном за счет объема, освобождаемого пояском, будет увеличиваться, что сопровождается падением давления топлива на участке между клапаном и форсункой.

Иначе говоря, разгрузочный поясок вначале разобщает нагнетательный трубопровод от надплунжерного пространства, а затем, опускаясь дальше в отверстие седла, действует как плунжер, отсасывая из нагнетательного трубопровода некоторое количество топлива.

Ввиду того что по времени все это протекает очень быстро, давление топлива за клапаном резко падает.

Вследствие этого игла форсунки моментально садится в седло распылителя, закрывая выходные отверстия, и происходит резкая отсечка подачи топлива в камеру сгорания.

Действие разгрузочного пояска клапана является весьма важным, так как оно предотвращает гидравлические удары, которые могут возникнуть в трубках высокого давления после каждого впрыска и вызвать повторный подъем иглы форсунки, а также устраняет подтекание топлива через иглу.

Запорный конус нагнетательного клапана ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 после посадки его в седло надежно разделяет пространство, занимаемое топливом за клапаном (топливопровод и форсунка), от надплунжерного пространства.

Давление топлива за клапаном между впрысками остается небольшим, но почти всегда постоянным, что способствует получению неизменных по объему и началу впрысков топлива на определенных, но часто меняющихся режимах работы двигателя.

На этом заканчивается цикл подачи топлива в камеру сгорания и плунжер, дойдя до верхней точки вхолостую, начинает опускаться, осуществляя ход всасывания следующего цикла.

Как уже упоминалось, количество подаваемого топлива насосными секциями ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изменяется поворотом плунжеров вокруг собственной оси зубчатой рейкой (рис. 13), в результате чего увеличивается или уменьшается длина хода нагнетания.

Положение плунжера 3, указанное на рис. 13, а, соответствует максимальной подаче топлива, так как длина хода нагнетания, определяемая расстоянием А от винтовой кромки плунжера до выходного отверстия 2 втулки, через которое отводятся излишки топлива, является наибольшей.

При движении рейки назад плунжер, поворачиваясь против часовой стрелки (если смотреть снизу), винтовой кромкой раньше откроет отверстие 2, вследствие чего длина хода нагнетания, а следовательно, и количество впрыскиваемого в камеру сгорания топлива уменьшится.

Положение плунжера, показанное на рис. 13, б, соответствует половинной подаче. Из рисунка видно, что длина хода нагнетания уменьшилась по сравнению с длиной хода нагнетания при максимальной подаче.

Если продолжать движение рейки назад, то плунжер, поворачиваясь против часовой стрелки, винтовой кромкой все раньше будет открывать отверстие 2 и, наконец, займет такое положение, когда горизонтальное отверстие в плунжере будет находиться в одной вертикальной плоскости с отверстиями во втулке плунжера.

Это положение показано на рис. 13, в и соответствует прекращению подачи топлива и, следовательно, остановке двигателя.

В этом положении плунжера хода нагнетания нет, так как на всем протяжении хода плунжера вверх надплунжерное пространство сообщается с каналами в корпусе насоса (сначала с отводящим, а затем с подводящим).

Из описанного выше следует, что количество подаваемого топлива насосом высокого давления двигателя ЯМЗ-236 автомобилей ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изменяется путем изменения лишь конца подачи топлива.

Начало впрыска при всех поворотах плунжера остается постоянным, так как верхняя кромка плунжера перекрывает входное отверстие все время в один и тот же момент по длине хода.

Рис. 13. Схема изменений количества подаваемого топлива ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

а — максимальная подача; б — половинная подача; в — подачи нет; 1 — рабочая винтовая кромка плунжера; 2 — выходное отверстие втулки; 3 — плунжер; 4 — входное отверстие втулки; 5 — нерабочая винтовая кромка.

Изменение момента начала подачи топлива по углу поворота коленчатого вала достигается изменением длины толкателя 8 (рис. 11) при помощи регулировочного болта 10 и контргайки 9.

При вывертывании болта плунжер перемещается вверх, и тогда верхняя кромка плунжера при ходе нагнетания раньше перекрывает входное отверстие втулки и, следовательно, топливо будет раньше вводиться в цилиндр (угол опережения впрыска возрастет).

При завертывании болта, наоборот, топливо будет вводиться в цилиндр с запаздыванием (угол опережения впрыска уменьшится).

Порядок работы секций насоса соответствует порядку работы двигателя, т. е. 1—4—2—5—3—6.

Топливоподкачивающий насос Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Топливоподкачивающий насос Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 14) — поршневого типа, предназначен для подачи топлива из бака к насосу высокого давления. Он устанавливается на корпусе топливного насоса высокого давления.

Привод насоса осуществляется от эксцентрика кулачкового валика насоса высокого давления через роликовый толкатель.

Корпус топливоподкачивающего насоса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337представляет собой фасонную чугунную отливку с наружной обработанной привалочной плоскостью фланца крепления и с большим количеством внутренних каналов, расточек и отверстий.


Рис. 14. Топливоподкачивающий насос Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — корпус; 2 — поршень; 3 — пружина поршня; 4 и 16 — уплотнительные шайбы; 5 и 17 — пробки; 6 — втулка штока; 7 — шток толкателя; 8 — пружина толкателя; 9 — толкатель поршня; 10 — стопорное кольцо толкателя; 11 — сухарь толкателя; 12 — ось ролика; 13 — ролик толкателя; 14 — нагнетательный клапан; 15 — пружина; 18 — корпус цилиндра ручного насоса; 19 — цилиндр ручного насоса; 20 — поршень ручного насоса; 21 — шток поршня; 22 — рукоятка; 23 — прокладка; 24 — втулка цилиндра ручного насоса; 25 — всасывающий клапан; 26 — седло клапанов.

Подклапанное пространство всасывающего клапана 25 соединено отверстием с трубопроводом, подводящим топливо к насосу, а надклапанное — каналом с полостью корпуса, в которой перемещается поршень.

Подклапанное пространство нагнетательного клапана 14 соединяется с полостью, в которой перемещается поршень, а надклапанное — с нагнетательным каналом.

Кроме этих каналов, в корпусе имеется еще канал, соединяющий полость перемещения поршня (у перегородки насоса) с нагнетательным каналом.

Поршень приводится в действие роликовым толкателем У через шток 7. Ролик 13 толкателя вращается на «плавающей» оси 12, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями 11.

Одновременно сухари, перемещаясь в пазах корпуса насоса, предохраняют толкатель от проворачивания.

Пружина 8, упирающаяся во втулку 6 штока, прижимает толкатель к эксцентрику кулачкового валика. Толкающее усилие от толкателя к поршню передается через шток 7, перемещающийся в направляющей втулке 6, которая ввернута на специальном клее в корпус насоса.

Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.

Стальной поршень 2 имеет форму стакана с фасонным днищем, примыкающим к перегородке корпуса насоса.

Внутрь поршня вставлена пружина 3, упирающаяся одним концом в днище поршня, а другим — в пробку 5, ввернутую снаружи в корпус и герметически закрывающую полость перемещения поршня. Таким образом, пружина постоянно прижимает поршень к внутренней перегородке насоса.

Всасывающий 25 и нагнетательный 14 клапаны, изготовленные из капрона, имеют грибовидную форму и прижимаются к седлам пружинами.

Толкатель, прижимаемый пружиной 4 (рис. 15) к эксцентрику 1 вращающегося кулачкового валика насоса высокого давления ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, получает возвратно-поступательное движение вдоль расточки в корпусе насоса.

Движение толкателя вверх принудительное, а движение толкателя и поршня вниз осуществляется под действием пружин 4 и 13.

Когда поршень под действием пружины 13 опускается вниз, в надпоршневой камере 14 создается разрежение, вследствие чего в определенный момент открывается всасывающий клапан 8, и топливо из топливного бака, пройдя фильтр предварительной очистки, по топливопроводу засасывается в надпоршневую камеру (рис. 15, а).

К концу хода поршня давление в топливном баке и надпоршневой камере уравнивается и всасывающий клапан закрывается.

При движении поршня вверх (рис. 15, б) под действием толкателя, на который давит эксцентрик, сжимается пружина 13, всасывающий клапан остается закрытым и топливо выталкивается из надпоршневой камеры 14 через открывающийся под действием избыточного давления нагнетательный клапан 10 в нагнетательный канал и поступает к фильтру тонкой очистки.

Одновременно под действием разрежения, образующегося под поршнем, топливо заполняет подпоршневую камеру 6.

При последующем движении поршня вниз, когда идет заполнение топливом надпоршневой камеры, нижняя часть поршня выталкивает топливо из подпоршневой камеры в нагнетательный канал и далее к фильтру тонкой очистки.

Рис. 15. Схемы работы топливоподкачивающего насоса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

а — всасывание; б — нагнетание; 1 — эксцентрик кулачкового валика; 2 — ролик; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 — шток; 6 — подпоршневая камера; 7 — вход в насос от топливного бака; 8 — всасывающий клапан; 9 — пружина всасывающего клапана; 10 — нагнетательный клапан; — пружина нагнетательного клапана; 12 — поршень; 13 — пружина поршня; 14 — надпоршневая камера; 15 — вход из насоса к фильтру тонкой очистки.

Количество подаваемого насосом топлива зависит от расхода его топливным насосом высокого давления и регулируется автоматически.

Регулировка осуществляется в результате изменения хода поршня, который зависит от давления в системе нагнетания. Регулирование происходит следующим образом.

При возрастании давления в нагнетательном канале (вследствие избытка топлива в насосе высокого давления и в трубопроводе при больших числах оборотов коленчатого вала двигателя или при засорении фильтра тонкой очистки) увеличивается давление и в подпоршневой камере 6.

Поэтому при последующем ходе вниз поршень встретит повышенное сопротивление со стороны топлива, находящегося в подпоршневой камере.

Поскольку поршень не соединен жестко с толкателем, то наступает момент, когда усилие пружины 13 уравновешивается давлением топлива в подпоршневой камере.

В этот момент поршень останавливается и, занимая какое-то среднее положение, как бы «зависает». Таким образом, между поршнем и толкателем, опустившимся вниз под действием пружины 4, образуется просвет.

В дальнейшем при движении толкателя вверх шток переместит поршень в исходное положение.

Следовательно, величина перемещения поршня вниз зависит от расхода топлива. Чем меньше расход топлива, тем больше противодавление, а поэтому поршень остановится раньше, и, наоборот, чем больше расход топлива, тем больше ход поршня.

Это обстоятельство позволяет всегда поддерживать в нагнетательном канале насоса необходимое постоянное давление, не зависящее от режима работы двигателя.

На топливоподкачивающем насосе установлен насос ручной подкачки топлива для опрессовки нагнетающей части топливной магистрали с целью удаления воздуха при неработающем двигателе и для заполнения ее топливом при обслуживании.

Устройство насоса ручной подкачки топлива ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 показано на рис. 34. Между корпусом насоса и цилиндром установлена резиновая прокладка 23, которая при навернутой на цилиндр рукоятке одновременно уплотняет зазор между поршнем и корпусом.

Насос работает следующим образом. Отвернув рукоятку с резьбы горловины цилиндра, последовательно вытягивают ее вверх до упора и опускают вниз также до упора и т. д.

При вытягивании рукоятки вверх вместе с ней поднимается поршень и в цилиндре создается разрежение. В разреженное пространство цилиндра из топливного бака через фильтр предварительной очистки и открывшийся всасывающий клапан 25 засасывается топливо.

При опускании рукоятки, а вместе с ней и поршня вниз топливо в цилиндре сжимается и под действием возросшего давления всасывающий клапан 25 закрывается и открывается нагнетательный клапан 14, через который топливо подается в нагнетательный канал и далее по топливопроводу к фильтру тонкой очистки.

При отсутствии надобности в пользовании насосом ручной подкачки рукоятку навертывают на горловину цилиндра.

При этом поршень прижимается плотно к прокладке, не допуская просачивания топлива из каналов топливоподкачивающего насоса в полость цилиндра.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

spezz.ru

​Виды и особенности перепускных клапанов ТНВД ЯМЗ 236

Слив лишнего топлива в ТНВД происходит за счет работы специальных клапанов. Их называют перепускными или редукционными. В этой статье мы расскажем о типах таких узлов и их устройстве, а также о нюансах функционирования перепускного клапана ТНВД ЯМЗ 236.

Разновидности клапанов

В нашем каталоге МАЗ легко найти детали следующих видов:

  • В насосах с несколькими секциями;
  • В секциях насоса, подкачивающего топливо;
  • Дросселирующие в распределительных насосах.

У каждого типа агрегатов имеются определенные особенности. 

В насосах с несколькими секциями перепускной клапан ТНВД BOSH стоит в корпусе, точнее, в передней его части. Соединяется с каналами для передачи топлива на секции нагнетания с топливоподкачивающего насоса. Клапан выглядит как вариант запорного элемента с пружиной в форме диска либо шара, помещенный в корпус.

Как работает перепускной клапан ТНВД?

Чтобы проверить работу устройства, нужно знать особенности каждого вида агрегатов. Некоторые сделаны в форме болта, внутри него установлен запорный элемент. Через отверстия на стенке топливо отводится обратно в магистраль. Болт вворачивают в корпус и присоединяют к ниппелю. 

Деталь является началом обратной магистрали. Второй тип - клапан-штуцер. Его вворачивают в корпус насоса, подсоединяя магистраль снаружи. Различия важно изучить до того, как купить перепускной клапан ТНВД.

При снижении давления, перепускной клапан ТНВД BOSH остается закрытым. Такой эффект достигается усилием пружины. Когда двигатель начинает работать в другом режиме, в магистрали растет топливное давление.

Работа нагнетательных устройств затрудняется, и в результате превышается пороговое значение. Преодоление усилия пружины приводит к открытию клапана. Излишнее топливо сбрасывается в магистраль, а клапан снова закрывается.

Другие типы узлов

По такому же механизму строится работа перепускного клапана, установленного в распределительные ТНВД. Он находится позади насоса, подкачивающего топливо, и при повышении давления обеспечивает сброс излишков. Устройство может иметь перечисленные выше формы, его также встраивают в корпус насоса.

В клапанах дросселирования, применяемых в распределительных ТНВД, соединены устройство перепуска и жиклер для сброса топлива. Во втором случае речь идет о небольшом отверстии, посредством которого топливо сливается в магистраль. Таким образом, позволяет жидкости циркулировать в насосе, из-за этого детали охлаждаются, а воздух удаляется.

Если вы решили купить перепускной клапан ТНВД для МАЗ, обратите внимание, что подобное отверстие есть не во всех насосах. При невысоком давлении определенный объем топлива пропускается, а при росте показателя открывается клапан. Таким образом, излишнее топливо попадает обратно в магистраль.

Запчасти для системы питания МАЗ ищите в нашем каталоге. 

mazprice.ru