Устройства безопасности – Локомотивные устройства безопасности – это… Что такое Локомотивные устройства безопасности?

2.5. Приборы и устройства безопасности

Классификация по конструкции

Прибор безопасности – техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения.

Устройство безопасности – техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.

Классификация по назначению

Ограничитель -устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.

Ограничитель

рабочего движения– ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.

Регистратор параметров работы крана -устройство, регистрирующее параметры работы крана.

Указатель -устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.

Устройство предохранительное -механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.

Буфер – устройство для смягчения удара.

Захват противоугонный – устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.

п.п.

Приборы и устройства безопасности

Мостовые краны

Башенные краны

Стреловые краны

1.

Ограничитель грузоподъемности.

±

+

+

2.

Регистратор параметров работы крана.

+

+

3.

Координатная защита.

+

+

4.

Звуковой сигнал

+

+

+

5.

Ограничители рабочих движений:

– механизма подъема ГЗО в его крайних верхнем и нижнем положениях;

– ограничитель механизма изменения вылета;

– ограничитель механизма передвижения крана;

– ограничитель механизма передвижения грузовой тележки;

а также должны быть установлены при необходимости ограничения хода любого механизма:

– поворота;

– выдвижения телескопических секций стрелы;

– подъема кабины.

+

+

+

штабел

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Ограничитель перекоса.

КК, МП

7.

Реле обрыва фаз.

+

+

+

8.

Блокировка люка, двери.

+

+

9.

Указатель грузоподъемности.

+

+

10.

Указатель угла наклона крана (креномер, сигнализатор)

+

11.

Анемометр

КК>16 м

Н>15 м

12.

Противоугонные устройства.

КК

+

13.

Буферные устройства.

+

+

14.

Опорные детали.

+

+

15.

Упоры.

+

+

16.

Ключ-марка.

+

17.

Ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов на безопасном расстоянии от крана до проводов ЛЭП.

+

Раздел 3. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара

studfiles.net

Устройство безопасности

 

Изобретение может быть использовано для обеспечения безопасности оператора как при работе в гибком автоматизированном производстве, так и с отдельным оборудованием. На неподвижном основании с возможностью вертикального перемещения установлена подвижная платформа с ограничителями вертикального хода. Последние расположены во вааимноперпендикулярных вертикальных плоскостях, размещенных по осям симметрии платформы. На основании смонтирован направляющий стакан, в котором подвижно установлена шаровая опора с хвостовиком, соединенным с платформой, отжимаемой от основания пружинами. На основании имеются элементы для передачи сигнала на останов исполнительного механизма, с которыми взаимодействуют выключатели. По периметру основания могут быть закреплены упоры, выступающие за габариты платформы. В результате обеспечивается повышение надежности устройства. 1 з.п.ф-лы. 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечения безопасности оператора как при работе в гибком автоматизированном производстве, так и с отдельным оборудованием.

Известно устройство для обеспечения безопасности работы [1], содержащее настил, установленный на основании, и чувствительные элементы нажимного действия, расположенные на основании с возможностью взаимодействия с настилом и выполненные в виде эластичных трубок, входные отверстия которых соединены с источником сжатого воздуха, а выходные – с элементами блокировки и сигнализации. При этом настил выполнен эластичным и снабжен ребрами, размещенными на его внутренней поверхности поперек эластичных трубок. Однако данное техническое решение обладает рядом существенных недостатков. Во-первых, оно является неэкономичным, так как происходит постоянное потребление сжатого воздуха и стравливание его в атмосферу, причем отсутствие сигнала на элементах блокировки и сигнализации соответствует установившемуся максимальному уровню расхода потока воздуха. Во-вторых, известное изобретение имеет большое собственное время срабатывания, так как с момента перекрывания эластичных трубок необходимо достаточно длительное время для того, чтобы стравить сжатый воздух в атмосферу и снизить давление на выходе трубок до нужного для срабатывания элементов блокировки и сигнализации значения. Это приводит к снижению безопасности оператора, что крайне нежелательно для подобных устройств. Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является площадка безопасности [2], содержащая неподвижное основание, подвижную платформу, установленную с возможностью вертикального перемещения относительно основания и оснащенную ограничителями вертикального хода, установленными во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, а также выключатели. Недостатком известного технического решения является сложность конструкции, обусловленная необходимостью обеспечения герметичности камеры и поддержания в ней давления, а также наличием дополнительной пневматической системы в устройстве управления площадкой безопасности. Изобретение направлено на создание устройств безопасности с высокой степенью надежности и безотказностью в работе, обладающих также простой и технологичной конструкцией. Для этого устройство безопасности, содержащее неподвижное основание, подвижную платформу, установленную с возможностью вертикального перемещения относительно основания и оснащенную ограничителями вертикального хода, установленными во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, а также выключатели, снабжено направляющим стаканом, смонтированным на неподвижном основании, шаровой опорой, размещенной в направляющем стакане с возможностью вертикального перемещения и выполненной с хвостовиком для жесткого соединения ее с платформой, и пружинами для обеспечения отжатия подвижной платформы от неподвижного основания. При этом вертикальные плоскости установки ограничителей вертикального хода платформы расположены по осям ее симметрии, а выключатели установлены с возможностью взаимодействия с предусмотренными на основании элементами для передачи сигнала на останов исполнительного механизма. Кроме того, устройство безопасности может быть оснащено упорами, жестко закрепленными по периметру неподвижного основания и выступающими за габариты подвижной платформы. Аналогов с признаками, сходными с существенными отличительными признаками заявляемого технического решения, не выявлено, следовательно, оно обладает новизной. Изобретение для специалиста явным образом не следует из уровня техники, на основании чего можно сделать вывод о том, что оно имеет изобретательский уровень. Кроме того, предлагаемое техническое решение является промышленно применимым, так как может быть использовано в различных областях техники, в частности в машиностроении. Из всего этого следует, что заявляемое устройство безопасности соответствует условиям патентоспособности изобретения и ему может быть предоставлена правовая защита. На фиг. 1 представлен главный вид устройства безопасности; на фиг. 2 – устройство безопасности, вид сверху; на фиг. 3 – сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 – сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 представлен вид В на фиг. 1; на фиг. 6 – сечение Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 – сечение Д-Д на фиг. 5. Устройство безопасности содержит неподвижное основание 1, шаровую опору 2, выполненную с хвостовиком 3, на котором жестко закреплена подвижная платформа 4, пружины 5 и выключатели 6, установленные с помощью кронштейнов 7 и плит 8 на платформе 4 с возможностью взаимодействия с элементами 9, предназначенными для передачи сигнала на останов исполнительного механизма и размещенными на основании 1. На неподвижном основании 1 закреплен направляющий стакан 10, в котором установлена шаровая опора 2 с возможностью вертикального перемещения. Подвижная платформа 4 снабжена ограничителями вертикального хода, каждый из которых выполнен в виде винта 11, установленного на жесткой раме 12 платформы 4 с возможностью перемещения в пазу 13 боковой стенки основания 1. При этом ограничители вертикального хода установлены во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, расположенных по осям симметрии платформы 4, по одному на каждую сторону платформы 4. На основании 1 в гнездах 14 установлены пружины 5, взаимодействующие с регулировочными винтами 15, закрепленными на платформе 4. В исходном положении пружины 5 распирают основание 1 и платформу 4 и обеспечивают постоянство зазора S (фиг. 4), который является величиной вертикального перемещения платформы 4. При необходимости с помощью регулировочных винтов 15 можно отрегулировать величину усилия распирания пружинами 5 платформы 4 и основания 1, т.е. отрегулировать усилие, прикладываемое к платформе в любой ее точке, необходимое для срабатывания выключателей 6.
В случае установки устройства безопасности заподлицо с уровнем пола необходимо обеспечить гарантированный зазор между подвижно платформой 4 и полом, позволяющий платформе 4 свободно перемещаться, не задевая краев пола. Для этого служат упоры 16, жестко закрепленные по периметру основания 1 и выступающие за габариты платформы 4. Устройство безопасности работает следующим образом. В исходном состоянии пружины 5 распирают основание 1 и платформу 4, которая при этом находится в крайнем верхнем положении, винты 11 ограничителей вертикального хода занимают верхние положения в пазах 13 и имеют возможность для перемещения вниз по пазам 13 на величину S вертикального хода платформы 4, выключатели 6 разомкнуты. Под воздействием массы оператора на устройство безопасности сжимаются пружины 5 и платформа 4 начинает опускаться вниз на величину вертикального хода. При этом связанная с платформой 4 через хвостовик 3 шаровая опора 2 перемещается в направляющем стакане 10, а винты 11 – по пазам 13, вследствие чего выбираются зазоры S и S1, а выключатели 6 входят во взаимодействие с элементами 9, в результате чего на исполнительный механизм (не показан) передается сигнал останова. Причем для нормальной работоспособности устройства, при которой обеспечивается не только вертикальное перемещение шаровой опоры 2, но и ее вращение в стакане 10, величина зазора S1 должна быть больше или равной величине зазора S. Независимо от того, в каком месте масса оператора воздействует на платформу 4, устройство безопасности немедленно реагирует на это воздействие и отключает исполнительный механизм. При этом наличие у вращающейся в направляющем стакане 10 шаровой опоры 2 возможности вертикального перемещения и размещение ограничителей вертикального хода во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, расположенных по осям симметрии платформы 4, позволяет срабатывать устройству при минимальном размахе качания платформы 4, что сказывается на повышении удобства эксплуатации устройства безопасности и его надежности в работе. При снятии нагрузки пружины 5 распрямляются, платформа 4 возвращается в исходное положение, шаровая опора 2 и винты 11 занимают свои крайние верхние положения, восстанавливая при этом величину зазоров S и S1, а выключатели 6 отходят от элементов 9 и размыкаются. В результате устройство безопасности вновь готово к работе. Таким образом, простая и технологичная конструкция предлагаемого технического решения, обеспечивающая дополнительную степень подвижности шаровой опоры, позволяет достичь высокой степени надежности и безотказности в работе устройства. Кроме того, наличие вариантов исполнения устройства: напольное и встроенное, когда устройство монтируется в фундаментах, полах и т.п. (причем для этого необходима минимальная доработка, а именно установка по периметру основания упоров, выступающих за габариты подвижной платформы), позволяет значительно расширить его область применения.

Формула изобретения

1. Устройство безопасности, содержащее неподвижное основание, подвижную платформу, установленную с возможностью вертикального перемещения относительно основания и оснащенную ограничителями вертикального хода, установленными во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, а также выключатели, отличающееся тем, что оно снабжено направляющим стаканом, смонтированным на неподвижном основании, шаровой опорой, размещенной в направляющем стакане с возможностью вертикального перемещения и выполненной с хвостовиком для жесткого соединения ее с платформой, и пружинами для обеспечения отжатия подвижной платформы от неподвижного основания, вертикальные плоскости установки ограничителей вертикального хода платформы расположены по осям ее симметрии, а выключатели установлены с возможностью взаимодействия с предусмотренными на основании элементами для передачи сигнала на останов исполнительного механизма. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено упорами, жестко закрепленными по периметру неподвижного основания и выступающими за габариты подвижной платформы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

www.findpatent.ru

Приборы и устройства безопасности


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

Классификация по конструкции

Прибор безопасности – техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения.

Устройство безопасности – техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.

 

Классификация по назначению

Ограничитель – устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.

Ограничитель рабочего движения – ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.

Регистратор параметров работы крана – устройство, регистрирующее параметры работы крана.

Указатель – устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.

Устройство предохранительное – механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.

Буфер – устройство для смягчения удара.

Захват противоугонный – устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.

 

№ п.п. Приборы и устройства безопасности Мостовые краны Башенные краны Стреловые краны
1. Ограничитель грузоподъемности. ± + +
2. Регистратор параметров работы крана. ± + +
3. Координатная защита. ¾ + +
4. Звуковой сигнал + + +
5. Ограничители рабочих движений: – механизма подъема ГЗО в его крайних верхнем и нижнем положениях; – ограничитель механизма изменения вылета; – ограничитель механизма передвижения крана; – ограничитель механизма передвижения грузовой тележки; а также должны быть установлены при необходимости ограничения хода любого механизма: – поворота; – выдвижения телескопических секций стрелы; – подъема кабины.   + ¾ ¾ +   +     ¾ ¾ штабел   + + + +   +     + ¾   + + ¾ ¾   ¾     ¾ +
6. Ограничитель перекоса. КК, МП - -
7. Реле обрыва фаз. + + +
8. Блокировка люка, двери. + + -
9. Указатель грузоподъемности. ¾ + +
10. Указатель угла наклона крана (креномер, сигнализатор)   ¾   ¾   +
11. Анемометр КК>16 м Н>15 м ¾
12. Противоугонные устройства. КК + ¾
13. Буферные устройства. + + ¾
14. Опорные детали. + + -
15. Упоры. - + +
16. Ключ-марка. + ¾ ¾
17. Ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов на безопасном расстоянии от крана до проводов ЛЭП. ¾ ¾ +

 

 

Раздел 3. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара

Канаты

(ГОСТ 3241)

Классификация

1. Канаты подразделяются по признакам

1.1. По конструкции:

– одинарной свивки – состоящие из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев,

– двойной свивки – состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев,

– тройной свивки – состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

1.2. По форме поперечного сечения: круглые, плоские.

1.3. По форме поперечного сечения прядей: круглопрядные, фасоннопрядные.

1.4. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

– с точечным касанием проволок между слоями – ТК,

– с линейным касанием проволок между слоями – ЛК,

– с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди – ЛК-О,

– с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди – ЛК-Р,

– с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения – ЛК-З,

– с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра – ЛК-РО,

– с комбинированным точечно-линейным касанием проволок – ТЛК.

1.5. По материалу сердечника:

– с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов – ОС,

– с металлическим сердечником – МС.

1.6. По способу свивки: нераскручивающиеся – Н, раскручивающиеся.

1.7. По степени уравновешенности: рихтованные – Р, нерихтованные.

1.8. По направлению свивки каната: правой, левой – Л.

Направление свивки каната определяется:

– для канатов одинарной свивки – направлением свивки проволок наружного слоя,

– для канатов двойной свивки – направлением свивки прядей наружного слоя,

– для канатов тройной свивки – направлением свивки стренг в канат.

1.9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:

– крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны),

– односторонней свивки (направление свивки пряди и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) – О.

1.10. По степени крутимости:

– крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг),

– малокрутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) – МК.

1.11. По механическим свойствам марок ВК, В, 1.

1.12. По виду покрытия поверхности проволок в канате: из проволоки без покрытия, из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка – С, Ж, ОЖ,

– покрытие каната или прядей полимерными материалами – П.

1.13. По назначению: грузолюдские (марок ВК, В) – ГЛ, грузовые – Г.

1.14. По точности изготовления: повышенной – Т, нормальной.

Диаметр каната, назначение, марка, вид покрытия, направление свивки, сочетание направлений свивки, способ свивки, степень уравновешенности, степень крутимости, точность изготовления, маркировочная группа, обозначение соответствующего стандарта на сортамент указываются потребителем и входят в условное обозначение каната.

 

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?

· ограничитель грузоподъемности;

· ограничители рабочих движений для автоматической остановки
механизмов подъема грузозахватного органа в его крайнем верх­
нем и крайнем нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;

· ограничители рабочих движений для автоматического отключения
механизмов крана на безопасном расстоянии до проводов линий
электропередачи (ЛЭП). Устанавливаются на стреловых кранах;

· регистратор параметров работы крана;

· координатная защита для предотвращения столкновения с препят­ствиями в стесненных условиях работы. Устанавливается на стре­ловых и башенных кранах;

· звуковой сигнал;

· указатель грузоподъемности, соответствующей вылету;

· указатель угла наклона крана (креномер).Устанавливается на стреловых кранах;

· анемометр — указатель скорости ветра, автоматически включа­ющий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, опасной для работы крана. Устанавливается на башенных, портальных и козловых кранах;

· противоугонные устройства. Устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе. В качестве противоугонных устройств применяют рельсовые захваты и кли­новые упоры.

ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается работа крана при неисправных или отключенных приборах безопасности.

В каком случае ограничитель грузоподъемности выключает механизмы крана?

Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъем­ности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема и изменения вылета. Отключение происходит при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вы­лета:

более чем на 15 % — для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т•м включительно;

более чем на 10 % — для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т•м.

Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъемности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничи­тель грузоподъемности таких кранов не должен допускать перегруз­ку более чем на 25 %.

После срабатывания ограничителя грузоподъемности возможно опу­скание груза и уменьшение вылета.

Как работает ограничитель механизма подъема?

Ограничитель механизма подъема груза предназначен для автомати­ческой остановки механизма в крайнем верхнем положении грузозах­ватного органа.

Рис. 2.9. Устройства безопасности кранов:

а — ограничитель механизма подъема; б — указатель грузоподъемности; 1 — крюковая подвеска; 2 — груз; 3 — концевой выключатель; 4 — стрела; 5 — шкала; 6 — стрелка



Ограничителем является концевой выключатель 3 (рис. 2.9, а), элект­рические контакты которого замкнуты под весом небольшого груза 2. Перемещаясь вверх, крюковая подвеска 1 поднимает груз, размыкает электрические контакты концевого выключателя, в результате чего выключается двигатель механизма подъема.

Грузозахватный орган должен останавливаться на расстоянии не ме­нее 200 мм до упора. После автоматической остановки механизма при работе на подъем он может быть включен на опускание.

Как определить грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета?

Согласно производственной инструкции стропальщик должен уметь определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зави­симости от вылета и положения выносных опор.

На кранах с гибкой подвеской стрелового оборудования указатель грузоподъемности (рис. 2.9, б) устанавливают в нижней части стрелы 4. Такой указатель имеет стрелку 6, которая всегда располагается в вер­тикальном положении независимо от угла наклона стрелы. Стрелка указывает значение грузоподъемности на шкале 5, соответствующее данному вылету и положению выносных опор.

Современные стреловые краны с жесткой подвеской стрелового оборудования имеют указатель грузоподъемности, который располагает­ся в кабине крановщика. В этом случае стропальщик должен уточнить грузоподъемность крана на данном вылете у крановщика.

cyberpedia.su

2.4.3. Приборы и устройства безопасности – Ассоциация EAM

К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]:

По принципу действия приборы и устройства безопасности разделяют на:

Требования к приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин изложены в п. 4.11 Правил [1]:

4.11.1. Грузоподъемные краны и машины с машинным приводом должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений (концевыми выключателями) для автоматической остановки:
а) механизма подъема в крайних верхнем и нижнем положениях грузозахватного органа. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации невозможно опускание груза ниже уровня, установленного паспортом. Электрические тали, оборудованные муфтой предельного момента, могут не быть оборудованы ограничителем верхнего положения грузозахватного органа;
б) механизма изменения вылета в крайних рабочих положениях;
в) механизма передвижения грузоподъемных кранов на рельсовом ходу (за исключением железнодорожных), их грузовых тележек, а также однорельсовых тележек, если скорость грузоподъемного крана (тележки) перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с. Механизмы передвижения башенного, козлового кранов и перегружателей оборудуются ограничителями независимо от скорости передвижения;
г) механизмов передвижения грузоподъемных кранов (за исключением железнодорожных), их грузовых тележек, а также однорельсовых тележек, которые работают на одном пути.
Указанные устройства устанавливаются также для ограничения хода любого другого механизма, если в крайних положениях возможны удары с возникновением нагрузок, которые превышают расчетные или аварийные ситуации. К таким механизмам относят механизмы поворота, выдвижения телескопических составных частей, механизмы грузозахватного органа, подъема и поворота кабины и т.п.

4.11.2. После срабатывания ограничителя рабочего движения должна обеспечиваться возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в прежнем направлении разрешается для механизмов:
а) передвижения мостовых и консольных кранов, их грузовых тележек, однорельсовых тележек, а также грузовых тележек козловых кранов и перегружателей во время подхода к посадочной площадке или тупиковому упору. Скорость движения в этом случае должна быть не больше половины максимальной, а ее абсолютное значение – не больше 0,5 м/с;
б) изменения вылета во время опускания стрелы самоходного крана без груза для обслуживания, переведения в транспортное положение или во время спуска стрелы для приведения крана во временно нерабочее положение в случае превышения допустимой скорости ветра рабочего состояния.

4.11.3. Ограничитель высоты подъема должен обеспечивать после остановки грузозахватного органа, который поднимался без груза, зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей не менее 50 мм, а для всех других механизмов подъема – не менее 200 мм.
Если скорость подъема больше 0,67 м/с, перед отключением двигателя ограничителем должен предполагаться предварительный переход на сниженную скорость не выше 0,34 м/с.

4.11.4. В грейферных кранах с раздельным электрическим приводом механизмов подъема и замыкания грейфера ограничитель (ограничители) должен (должны) выключать одновременно двигатели обоих механизмов в случае достижения грейфером крайнего верхнего положения.

4.11.5. Ограничитель механизма передвижения крана, тележки или тали устанавливается таким образом, чтобы наложение тормоза происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизма, а в механизмах передвижения башенных, портальных и козловых кранов и перегружателей – не менее полного пути торможения.
В случае установки взаимных ограничителей хода механизмов перемещения грузоподъемных кранов или крановых тележек, которые работают на одном пути, должно исключаться столкновение грузоподъемных кранов (тележек).
Путь торможения механизма передвижения указывается в паспорте грузоподъемного крана.

4.11.6. Краны стрелового типа, кроме консольных, должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), который автоматически отключает механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность, указанную в паспорте для данного вылета, больше чем на 15% для башенных кранов (с грузовым моментом до 200 кН×м включительно) и портальных кранов и больше чем на 10% – для других кранов.
В грузоподъемных кранах, которые имеют две или больше грузовые характеристики, ограничитель грузоподъемности оборудуется устройством для переключения его на выбранную характеристику. В башенных и портальных кранах устройство для переключения должно апломбироваться.

4.11.7. Разрешается не оборудовать ограничителем грузоподъемности (грузового момента) стреловые краны грузоподъемностью до 1 т включительно или с грузовым моментом до 40 кН×м включительно. В таких кранах с гидравлическим приводом защита от перегрузки должна осуществляться предохранительными клапанами гидросистемы, которые должны срабатывать в пределах рабочих перегрузок крана от 100% до 110% расчетной грузоподъемности.

4.11.8. Краны мостового типа оборудуются ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна их перегрузка по технологии производства. К таким грузоподъемным кранам (в том числе с электрическими талями) принадлежат:

  • магнитные – для перегрузки листового металла, проката и других монолитных грузов;
  • грейферные – для перегрузки скрапа, шлака металлургического производства, выполнения подводных работ, разборки беспрокладочных штабелей круглого леса;
  • контейнерные;
  • краны для выемки бетонных изделий из форм и опок, дерева из воды и т.п.;
  • краны, предназначенные для перегрузки ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, радиоизотопов, пожароопасных, токсичных и взрывоопасных грузов.

Ограничителями грузоподъемности также оборудуются грузоподъемные краны с переменной вдоль моста грузоподъемностью, краны, грузоподъемность которых ограничена согласно паспорту, а также краны, которые согласно требованиям пункта 4.11.29 этих Правил оборудуются регистраторами рабочих параметров.
Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа (кроме контейнерных кранов и кранов-штабелеукладчиков мостовых) должен автоматически отключать механизмы подъема груза, если масса груза превышает грузоподъемность, указанную в паспорте крана, больше чем на 15% . В обоснованных случаях, при условии дополнительной проверки расчетом несущей способности крана, допускается увеличивать это значение до 25% .
Ограничитель грузоподъемности контейнерных кранов должен автоматически отключать механизмы подъема груза, если масса груза превышает грузоподъемность, указанную в паспорте крана, больше чем на 10%, а кранов-штабелеукладчиков мостовых – на 25% согласно требованиям НД.

4.11.9. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможным опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

4.11.10. Грузоподъемные краны, грузоподъемность которых изменяется с изменением вылета, оборудуются указателем допустимой грузоподъемности, которая отвечает установленному вылету. Шкала (табло) указателя должна быть четко видна с рабочего места машиниста крана.
Во время градуирования указателя измерение вылета необходимо производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, который отвечает данному вылету, а пометки вылета делать после снятия груза.
Установка указателя не требуется, если грузоподъемный кран оборудован ограничителем грузоподъемности с индикацией грузоподъемности, допустимой для установленного вылета.

4.11.11. Стреловые самоходные краны должны быть оборудованы устройством защиты от опасного напряжения во время их работы вблизи воздушных линий электропередач. Как устройство такой защиты, а также в случае работы в ограниченном пространстве разрешается применять ограничители рабочих движений и координатную защиту.

4.11.12. В кабине стреловых самоходных кранов должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). Если управление выносными опорами крана осуществляется не из кабины, на неповоротной раме устанавливается дополнительный указатель угла наклона крана вблизи органов управления выносными опорами.

4.11.13. Грузоподъемные краны, кроме управляемых с пола, а также однорельсовые тележки оборудуются звуковым сигнальным устройством, которое должно быть отчетливо слышно в рабочей зоне и по тональности отличаться от автомобильного. В случае наличия нескольких постов управления включение сигнала должно быть возможно с любого из них.

4.11.14. Башенные краны с высотой до верха оголовка более 15м, козловые краны пролетом больше 16 м, портальные краны, перегружатели, а также кабельные краны оборудуются анемометром (или сигнализатором давления ветра для кранов мостового типа), автоматически включающим звуковой сигнал в случае превышения допустимой скорости ветра рабочего состояния, указанной в паспорте крана.

4.11.15. Козловые краны и мостовые перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, которое возникает во время передвижения крана, и при необходимости должны быть оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.

4.11.16. В грузоподъемных кранах и машинах с электроприводом (кроме талей с дополнительным грузоупорным тормозом, а также грузоподъемных кранов и однорельсовых тележек с такими талями) должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы в случае обрыва любой из трех фаз сети питания.
При срабатывании защиты должны выключаться электродвигатели механизмов подъема груза, изменения вылета и замыкаться тормоза этих механизмов.

4.11.17. Краны оборудуются устройством для автоматического снятия напряжения с электродвигателей механизмов и токопроводов к ним во время выхода обслуживающего персонала на галерею крана или на площадки с механизмами. В грузоподъемных кранах, которые работают в помещении, троллеи напряжением не более 42 В в таком случае могут не выключаться.
В грузоподъемных кранах, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой оборудуются двери входа на галерею.

4.11.18. Двери для входа в кабину управления с посадочной площадки должны быть оборудованы электрической блокировкой, которая не дает возможности начать передвижение, если двери открыты.
Если кабина имеет тамбур, такой блокировкой оснащаются его двери.

4.11.19. В кранах, оснащенных грузоподъемными электромагнитами, питающимися от электросети, электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы в случае снятия напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось, или такие краны снабжаются резервной батареей, которая должна поставлять энергию в случае неисправности сети питания и обеспечивать нужный ток на протяжении минимум 20 мин. В случае невозможности работников покинуть опасную зону на протяжении 20-минутного периода, который обеспечивается резервной батареей, необходимо принять дополнительные меры, например механическое средство закрепление груза. В кабине управления должен предусматриваться указатель намагничивания электромагнита, а для магнитов со сменной мощностью – полного и частичного намагничивания.

4.11.20. В башенных кранах с неповоротной башней, портальных и других кранах с кабиной управления на поворотной части должно предусматриваться устройство (устройства), которое автоматически выключает механизм поворота в случае открытия люка или дверей для безопасного перехода работников с неповоротной части на поворотную и в обратном направлении. Люки или двери могут не устанавливаться в случае оснащения устройствами, которые будут выполнять вышеуказанные функции. В грузоподъемных кранах с частотой вращения более 0,5 об/мин люк или двери для перехода работников с неповоротной части на поворотную должны быть оборудованы замком и кнопкой звукового сигнального устройства.

4.11.21. В случае срабатывания приборов и устройств безопасности (концевых выключателей, аварийного выключателя, блокировки люка, дверей кабины и т.п.) их контакты должны разрывать электрическую цепь.

4.11.22. Грузоподъемные краны, кроме железнодорожных, перемещающиеся по рельсовым путям под открытым небом, оборудуются противоугонными устройствами с ручным или машинным приводом, которые должны обеспечивать удерживающее усилие от действия на кран ветра нерабочего состояния, указанное в руководстве по эксплуатации крана.
Мостовые краны, которые работают под открытым небом или в не защищенном от ветра месте, противоугонными устройствами могут не оборудоваться, если под действием на кран ветра нерабочего состояния, допустимая скорость которого указана в паспорте крана, запас торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2.
Для грузоподъемных кранов, когда применения противоугонных рельсовых захватов невозможно из-за конструктивных особенностей кранового пути, субъектом хозяйствования должны быть приняты другие меры по недопущению угона грузоподъемных кранов ветром.

4.11.23. Противоугонные устройства должны обеспечивать закрепление грузоподъемного крана на всем пути его передвижения. Это требование не касается ремонтных кранов, которые устанавливаются на мостовых перегружателях и должны фиксироваться в нерабочем положении, например возле тупиковых упоров.

4.11.24. Противоугонные устройства с машинным приводом оборудуются средствами для приведения их в действие вручную.

4.11.25. Грузоподъемные краны с машинным приводом, которые перемещаются по рельсовому пути, и их тележки, а также тали и однорельсовые тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть оборудованы упругими буферными устройствами.

4.11.26. Опорные и подвесные краны и их тележки, которые передвигаются по рельсовому пути, а также тали оборудуются опорными деталями в случае поломки колес или других элементов ходовых устройств.
Опорные детали устанавливаются также на ходовых тележках прицепных кабин.
Опорные детали должны устанавливаться на расстоянии не более 20 мм от рельсов и быть рассчитанными на возможную наибольшую нагрузку.

4.11.27. В стреловых кранах с переменным вылетом с гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.
В башенных кранах такие устройства должны устанавливаться, если на минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.

4.11.28. На концах рельсового пути грузоподъемного крана, его грузовой тележки, тали и однорельсовой тележки с целью исключения их схода должны быть установлены упоры, рассчитанные на возможную наибольшую рабочую нагрузку, конструкция которых должна соответствовать приведенной в руководстве по эксплуатации.

4.11.29. Краны мостового типа грузоподъемностью больше 10 т и группы классификации (режима работы) А 6 и выше согласно приложению 1 этих Правил, а также краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы регистраторами рабочих параметров для регистрации и хранения информации о:

  • наработке грузоподъемного крана и крановых механизмов на протяжении всего срока службы крана;
  • величине нагрузки грузоподъемного крана и крановых механизмов на протяжении всего срока службы крана;
  • параметрах грузоподъемного крана согласно НД на регистратор для конкретного типа кранов за последние два часа работы крана.

4.11.30. Блок настройки ограничителя грузоподъемности, а также регистратор рабочих параметров должны быть опломбированы. Места опломбирования приборов безопасности указываются в эксплуатационных документах на эти приборы.

4.11.31. В случае эксплуатации крана климатического исполнения ниже макроклиматического района эксплуатации они должны быть оборудованы устройством (температурным реле и т.п.), которое делает невозможной эксплуатацию крана в случае снижения температуры ниже указанной в паспорте.

eam.su

6.14 Устройства безопасности.

Строительные краны оборудуют устройствами безопасности – для автоматичес­кой остановки механизмов подъема крюка в его крайних (верхнем и нижнем) положе­ниях; изменения вылета в крайних положениях; передвижения рельсовых кранов и их тележек; передвижения мостовых и козловых кранов и их грузовых тележек, работаю­щих на одном пути; всех других механизмов при необходимости ограничения их хода, например, механизма поворота; ограничителями и указателями грузоподъемности; ане­мометрами; креномерами; сигнализаторами приближения к НЭП и другими устройства­ми. В кранах с электроприводом приборы и устройства безопасности включают в элек­трические цепи питания соответствующих механизмов. При срабатывании их контакты разрывают электрическую цепь.

В качестве ограничителей линейных и угловых перемещений применяют рас­смотренные ранее (п. 4.2) концевые и путевые выключатели рычажного и шпиндельно­го типов. Ограничитель передвижения служит для автоматической остановки рельсоколесного крана перед его подходом к тупиковым упорам. Ограничитель поворота ограни­чивает угол вращения механизма поворота в кранах с бескольцевым токоприемником, чем исключается скручивание питающего кабеля. Ограничителем угла наклона стрелы у кранов с маневровой стрелой или пути тележки у кранов с балочной стрелой автома­тически останавливают механизм изменения вылета перед подходом стрелы или грузо­вой тележки к конечным положениям. Ограничителем подъема отключают грузовую ле­бедку перед подходом крюковой подвески к стреле. Применяемые в качестве указанных выше ограничителей концевые выключатели не исключают возможности движения кра­на (механизма) в обратном направлении.

В качестве устройств безопасности в строительных кранах применяют также бес­контактные переключатели (электронные, электромагнитные, ультразвуковые, фотоэле­ктронные и др.), обладающие повышенной надежностью, в частности, при работе в ус­ловиях пыльной или газовой среды и высокой влажности.

Козловые краны оборудуют ограничителями перекоса для отключения привода механизма передвижения крана при забегании одной стороны крана относительно дру­гой.

Ограничители грузоподъемности применяют для защиты стреловых и в некоторых случаях мостовых кранов от перегрузок и опрокидывания. Ограничители автоматичес­ки отключают механизмы подъема груза и изменения выле­та при подъеме груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность более чем на 10% для стреловых и на 25% – для кранов мостового типа.

Ограничители грузоподъемности бывают механичес­кими, электромеханическими и микропроцессорными. На рис. 6.52 показан ограничитель грузоподъемности мостово­го крана. Его устанавливают на закрепляемой на грузовой тележке ветви каната 2, пропущенной через два блока 3 с не­подвижными осями и один блок 9, установленный на по­движной серьге 8, соединенной со штоком б и поджимаемой пружиной 7. Пружина оттарирована так, что при указанном выше превышении массы груза 1, а следовательно, увеличении усилия в канате серьга, сжимая пружину, перемещает вправо шток, который нажимает на рычаг 5 концевого вы­ключателя 4, разрывающего цепь управления приводным электродвигателем.

Встреловых кранах с переменным выле­том груза ограничивают не саму грузоподъем­ность, являющуюся функцией вылета, а грузовой момент. Для этого применяют в основном ограничители электромеханического типа, состоящие из релейного блока с датчиками уси­лия и углового положения стрелы. Первый дат­чик 3 (рис. 6.53, а) включают в систему канатов 1 стрелового полиспаста на участке между рас­порками 2. Деформация растягивающими уси­лиями упругого кольца 5 (рис. 6.53, б) передает­ся на потенциометр 4. Датчиком углового поло­жения является рычажно-кулачковое устройст­во из элементов 8 и 9 (рис. 6.53, в), связанное со стрелой 10 и воздействующее при ее повороте . на рычажок 7 потенциометра 6. Потенциометры 4 и 6 (рис. 6.53, г), а также поляризованное реле нагрузки 11 соединены по схеме электрического моста, питаемого от аккумуляторной батареи постоянным током напряжением 12 В. При мас­се поднимаемого груза меньше допустимой мостовая схема не уравновешена, и через катушку реле проходит ток в одном направле­нии. Если фактическая нагрузка превысит допустимую, то изменится направление тока в катушке, что приведет к размыканию контактов реле и отключению грузоподъемного механизма.

На современных башенных кранах применяют также микропроцессорные огра­ничители грузоподъемности с аналогичной описанной схемой работы. Микропроцес­сорный ограничитель состоит из блока обработки данных и релейного блока, работаю­щих от датчиков усилия, вылета и скорости ветра. Ограничитель позволяет визуально по трем цифровым индикаторам оценивать основные параметры работы крана: вылет, соответствующую ему допустимую и фактическую массу груза, загрузку крана по гру­зовому моменту в процентах от допускаемого и скорость ветра. При 90% загрузке кра­на выдаются звуковой и световой сигналы, а при перегрузке – световой сигнал и сигнал на отключение приводов. Звуковой сигнал выдается также при скорости ветра, состав­ляющей 75% от допустимой. Кроме того, микропроцессорный ограничитель блокирует перемещение груза на скоростях, превышающих допустимые для данной массы груза, а также обеспечивает автоматическую самодиагностику датчиков и элементов блока об­работки данных.

На некоторых моделях мостовых кранов для получе­ния информации о массе поднимаемого груза применяютмассоизмерительные устройства (рис. 6.54). Такое устрой­ство представляет собой гидравлический динамометр, ско­бой 7 подвешиваемый к корпусу грузовой тележки. Конец грузового каната закрепляют на подвеске 7, соединенной со штоком 2 с поршнем б на конце, уплотненным манжетой 5 и перемещающимся в цилиндрической проточке корпуса 3. Подпоршневая полость 4, заполненная минеральным мас­лом, через канал 11 соединена с измерительным блоком 8, преобразующим давление масла при подъеме груза в пово­рот стрелки 9, указывающей массу груза на циферблате 10.

В кранах с гидроприводом датчик фактической на­грузки срабатывает от давления рабочей жидкости в полос­тях гидроцилиндра подъема-опускания стрелы, с которым датчик соединен трубопроводом.

Кроме ограничителей линейных и угловых перемеще­ний на кранах устанавливают указатели вылетов и соответствующей им грузоподъем­ности. В башенных кранах с маневровой стрелой такие указатели маятникового или ры­чажного типов основаны на преобразовании угла наклона стрелы к горизонту (в маят­никовых указателях) или к основанию, на котором закреплена стрела (в рычажных ука­зателях), в соответствующий вылет и грузоподъемность, значения которых нанесены на шкалу для визуального наблюдения. В башенных кранах с балочной стрелой вылет од­нозначно определяется положением на стреле грузовой тележки, соответствующим оп­ределенному углу поворота барабана лебедки для ее перемещения. Значения вылета считывают со шкалы вольтметра, связанного с барабаном поводком. На ряде кранов применяют сельсинные указатели вылетов. Сельсин-датчик связан механической пере­дачей с барабаном лебедки грузовой тележки, а сельсин-приемник со шкалой, отграду­ированной в единицах вылета, установлен в кабине. На стреловых самоходных кранах устанавливают креномеры для определения угла наклона крана на местности.

Краны, работающие на открытом воздухе, подвержены действию ветрового дав­ления. Работа крана допускается при давлении ветра не более 250 Па (для некоторыхрайонов – до 400 Па). При превышении указанных пределов кран должен прекратить ра­боту, а его ходовая часть должна быть заторможена. В практике эксплуатации рельсоколесных кранов большой высоты имеют место случаи самопроизвольного передвижения крана под действием ветрового давления, приводящие к сходу крана с путей и опроки­дыванию. Во избежание этого ходовые тележки этих кранов оборудуют противоугон­ными захватами в виде клещей, которыми в нерабочем состоянии крана ходовую те­лежку жестко соединяют с рельсами. С той же целью в конце рельсового пути устанав­ливают тупиковые упоры с буферными устройствами для смягчения удара при наезде крана на упор. Буферными, обычно резиновыми, упорами оборудуют также концевые участки пути грузовой тележки башенных кранов.

Для звуковой (сиреной) и световой (красной лампой) сиг­нализации о скорости ветра, превышающей допустимую для ра­бочего состояния, башенные с высотой до оголовка более 15 м, козловые краны с пролетом более 16 м, мостовые перегружате­ли, а также стреловые самоходные краны с удлиненными стре­лами и башенно-стреловым оборудованием оснащают анемоме­трами, которые устанавливают в верхней части 1 (рис. 6.55) крана так, чтобы вертушка 2 анемометра свободно обдувалась ветром при любом его направлении. Там же для защиты от по­ражения молнией на рельсоколесных кранах устанавливают громоотвод 3 в виде штыря, соединенного через металлоконст­рукцию крана и рельс с землей.

На стреловых самоходных кранах устанавливают прибор со звуковым сигналом для оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжениям проводам электричес­кой сети. На этих кранах (кроме гусеничных) устанавливают также электрическую защиту от опасного напряжения при их работе вблизи линий электропередачи. На рельсоколесных кранах устанавливают звуковые сигнальные приборы, отли­чающиеся по тональности от автомобильных, для оповещения находящегося на строи­тельной площадке персонала о начале работы крана. Для оповещении находящихся в цеху или в пункте грузопереработки людей о повышенной опасности при перемещении груза на мостовых кранах применяют звуковую сигнализацию (звонок или сирену). Прерывистым звуковым сигналом также оснащают кабину подъемника. Сигнал вклю­чается автоматически одновременно с началом движения кабины и прекращается при ее остановке.

Кабины кранов и грузопассажирских подъемников оборудуют также электричес­кой блокировкой механизма передвижения (у подъемников – механизма подъема) при открытой двери. Блокировочные устройства используют также для обеспечения безо­пасности обслуживающего персонала при различного рода работах на кране. У башен­ных кранов с неповоротной башней для предупреждения зажатия людей при переходе их с поворотной на неповоротную часть блокировочное устройство автоматически от­ключает механизм поворота до перехода людей с одной части на другую. Краны мостового типа оборудуют устройствами для автоматического снятия напряжения (более 42 В) с крана при выходе на его галерею. Блокировочное устройство предусмотрено и в случае, если краном можно управлять с двух рабочих постов, например, из кабины и с выносного пульта. При уйравлении с одного из этих постов блокируется возможность управления с другого поста.

На кранах с электрическим приводом при питании от внешней сети заземляют все металлоконструкции, а также все металлические части электрооборудования (кор­пуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабе­лей, защитные трубы и т. п.), не входящие в электрическую цепь, но могущие оказаться под напряжением из-за порчи изоляции.

К устройствам безопасности относятся также сбрасывающие щитки для очистки рельсов от посторонних предметов при движении по ним крана; опорные детали для за­щиты крана (грузовой тележки) от падения при случайной поломке ходовых колес (кат­ков) или их осей; устройства против выхода каната из ручья блока; устройства от запро­кидывания стрелы в виде ограничивающей угловое перемещение канатной тяги, концы которой закреплены на стреле и на ее основании.

studfiles.net

Устройства безопасности механизмов передвижения

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Остальное о мостовых кранах



Устройства безопасности механизмов передвижения

Предохранительными устройствами, обеспечивающими безопас­ность передвижения крана (грузовой тележки) в рабочем и нерабо­чем состояниях являются опорные детали, ограничители передвиже­ние и перекоса, противоугонные устройства, буфера, анемо­метры.

Перед ходовыми колесами кранов и их тележек должны быть установлены щитки, предотвращающие возможное попадание посто­ронних предметов под колеса. Наибольший зазор между предохра­нительными щитками и рельсом не должен превышать 10 мм.

Для обеспечения безопасности работы кранов, управляемых из кабины и имеющих скорость передвижения моста (тележки) 0,5 м/с и более, устанавливают ограничители передвижения, при необходимости автоматически отключающие механизм передвиже­ния.

Рис. 52. Ограничители передвижения

Рис. 53. Установка ограничителей пере­движения на двух работающих в одном пролете кранах: 1 — конечный выключатель, 2 — удлинитель, 3 — скоба, 4 — металлоконструкция крана

Работа ограничителя передвижения тележки показана на рис. 52. При наезде отключающей линейки на ролик рычаг конечного вык­лючателя поворачивается по ходу ее движения (положение II), что вызывает размыкание его контактов. После схода линейки с ролика (при движении крана в обратном направлении) рычаг пружиной возвращается в исходное положение I, и ограничитель вновь готов к работе. Так же работают ограничители взаимного пе­ремещения кранов, работающих на одних путях.

Как правило, ограничитель передвижения механиче­ского типа состоит из рычажного конечного выключателя с само­возвратом в исходное положение и отключающей линейки. Конечный выключатель механизма передвижения крана устанавливают на самом кране, а отключающую линейку укрепляют на крановом пути перед тупиковым упором. Для ограничения хода крановой тележки приближении к другому крану с закрепленной на нем скобой. От­ключение механизма передвижения последнего крана производится устройством, показанным на рис. 53.

Рис. 54. Эластичный буфер:
1—упругий элемент, 2— корцус, 3—крепежные болты

Отключающую линейку необходимо устанавливать таким обра­зом, чтобы отключение механизма происходило на расстоянии от тупикового упора, равном не менее половины тормозного пути машины. Взаимное отключение механизмов передвижения мостовых (консольных) кранов, приближающихся друг к другу по одному подкрановому пути, должно производиться на расстоянии не менее 0,5 м.

Для смягчения последствий возможного удара о тупиковые упоры или кранов друг о друга при подходе крана (тележки) к краю пути предназначены бу­фера. Упругие элементы — буфера выполняют эластич­ными, пружинными, пружинно- фрикционными и гидравличе­скими и устанавливают на ме­таллоконструкции крана или раме тележки. Два последних типа буферов применяют на кранах большой грузоподъем­ности при высоких скоростях передвижения. Эластичный буфер с монолитным резиновым элементом обладает высокой упругостью (рис. 54). В последнее время в эластичных буферах в качестве рабочего элемента вместо резины применяют полимерный материал.

Рис. 55. Пружинные буфера:
а—для крановых тележек, б—для кранов; 1 — корпус, 2 — пружина, 3 — упор, 4 — дополни­тельная концентрнчно установленная пружина

Допускается применение в качестве буферов мягких пород дерева. Пружины для буферов тележек изготовляют навивкой из круглой стальной проволоки (рис. 55, а). В крановых буферах применяют составные (концентрические) пружинные упругие элементы, имею­щие при тех же габаритах большую энергоемкость (рис. 55, б).

Под противоугонными устройствами следует пони­мать механизмы, предназначенные для удержания крана от угона при воздействии ветрового давления, величина которого регламен­тируется требованиями ГОСТ 1451—77. Указанными устройствами оборудуют все краны, имеющие запас удерживающей силы меха­низма передвижения менее 1,2 и работающие на открытом воздухе.

По принципу действия противоугонные устройства подразделяют на стопорные (фиксаторы), со­единяющие кран с неподвижной опорой с помощью закладных пальцев, крюков или выдвижных упоров; остановы (нажимного ти­па) , действие которых основано на создании сил трения между рельсом и заторможенным коле­сом кцана; клещевые захваты, основанные на непосредственном зажатии рабочими поверхностями головки кранового рельса. Наи­большее распространение полу­чили именно клещевые захваты.

По типу привода противоугон­ные клещевые захваты делят на ручные и машинные, а по харак­теру нагружения — на захваты с постоянным и переменным по ве­личине усилием торможения и соответственно с плоскими или эксцентричными рабочими по­верхностями. Замыкание захватов с ручным приводом производят только принудительным порядком, тогда как машинный привод пред­усматривает как принудительное, так и автоматическое замыкание. Простой по конструкции и надежный в работе противоугонный кле­щевой захват с плоскими рабочими поверхностями и постоянным уси­лием торможения показан на рис. 56. Захват состоит из двух сим­метричных рычагов (клещей), шарнирно закрепленных на осях. Нижние концы рычагов снабжены сменными губками, взаимодей­ствующими с боковыми гранями голозки рельса, а верхние выпол­нены в форме двусторонних балок, связанных с гайками. Послед­ние имеют правую и левую внутреннюю резьбу и связаны с ходо­вым винтом, при вращении которого гайки перемещаются поступа­тельно вдоль оси винта в противоположные стороны, управляя по­ложением рычагов.

Существуют и другие конструкции противоугонных захватов (эксцентриковые, с гидротолкателем и пр.).

Рис. 56. Противоугонный захват:
1—крановый рельс, 2—серьга, 3—рычаги, 4—концевая балка, 5—гайки, 6—конечный выключатель, 7—винт с правой и левой резьбой, 8—цепь, 9—звездочка

Для предупреждения возможного угона крана ветром, оповеще­ния крановщика звуковым сигналом об опасных для работы ско­рости или давлении ветра и автоматического включения привода противоугонных устройств на козловых кранах грузоподъемностью более 8 т рекомендуется устанавливать специальные устройства—- анемометры. Наибольшее распространение получил прибор, из­меряющий силу ветра,— сигнальный анемометр типа М-95 Рижского опытного завода гидрометеорологических приборов. Прибор состоит из датчика (трехлопастной вертушки, совмещенной с тахогенера- тором), устанавливаемого на наиболее высокой части крана, не на­ходящейся в аэродинамической тени (в закрытой зоне), и указа­тельного пульта (регистрирующего прибора), размещаемого в кабине в поле зрения машиниста.

При допустимой скорости ветра на шкале прибора регистри­руются ее абсолютные значения. В случае достижения скорости, близкой к предельной, на пульте управления включаются сигналь­ные лампы и срабатывает реле управления, контакты которого включают звуковой предупредительный сигнал и отключают все механизмы крана. При этом остается возможным только опускание груза. В данной ситуации крановщик обязан прекратить работу, обесточить кран и закрепить его всеми имеющимися противоугон­ными устройствами за рельсовый путь.

Читать далее: Металлические конструкции козловых кранов

Категория: – Остальное о мостовых кранах



Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru