Тигр в разрезе танк – Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр) – Танки – Бронетехника – Каталог статей

Внутри танка Тигр или танки в разрезе | FOTOVARKA

Внутри танка Тигр или танки в разрезе.

Главный немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны «Тигр» был устрашающим противником, обладавшим тяжелой броней и невероятной огневой
мощью. Внутри танка Тигр или танки в разрезе:

Как и «Пантера», «Тигр» является одним из образцовых немецких танков Второй мировой войны. Он олицетворял союз металла и человека, созданный, чтобы уничтожать союзные войска от заснеженных российских равнин, холмов Франции
до пыльных пустынь Северной Африки.

«Тигра» боялись, и неспроста, ведь это был умелый и мощный убийца. Он был вооружен 88-миллиметровыми пушками, которые не только пробивали танки противника, но буквально разрывали машины и людей. В довершение всего он был
покрыт броней, неуязвимой при больших углах или расстояниях выстрела, и управлялся командирами, уже проявившим себя на поле боя.

Именно благодаря этому, за танкам «Тигр» закрепилась репутация убийцы. Основой успеха «Тигра » была концепция его проектирования. Разработчики «Тигра» ушли от
традиционного универсального дизайна предыдущих немецких танков и при изготовлении сделали акцент на тяжелую броню и огневую мощь, пожертвовав маневренностью.

Благодаря этому «Тигр» обрел убойную силу, он пробивал любые танки, которые противник мог вывести на поле боя, оставаясь для них мало-уязвимым из -за собственной брони. Лобовая броня толщиной 100 мм делала бесполезной любую попытку атаковать машину спереди.

Согласно историческим данным, чтобы уничтожить танк, войскам союзных держав
зачастую приходилось заходить с фланга и подходить максимально близко, чтобы ударить по более слабой бортовой или кормовой броне.

А вы знали?

Согласно документам, многие танки «Тигр» уничтожали противника на расстоянии около 2 км.

Более тога, огневая мощь, которой это поколение танков обеспечило немецкие войскам, отличалась поразительной точностью. Танковая пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм от компании «Крупп» позволяла артиллеристам попадать в цель размером
50 см2 с расстояния более 1 км. Отчеты тех времен указывают на то, что «Тигры» с легкостью уничтожали множество танков союзников, находившихся от них на расстоянии 1600 м.

Типы зарядов также могли быть разными, что позволяло заряжать главное орудие снарядами, соответствующими той или иной ситуации, будь то противотанковые снаряды, бронебойные снаряды или противопехотные осколочные снаряды.

Безусловно, как нам известно из истории, превосходство «Тигра» оказалась недолгим. Из множества факторов главным из них стал слишком сложный производственный
процесс, который не позволял выпускать необходимое фронту количество танков, отставая от темпов промышленности противника. Кроме того, «Тигр» обладал довольно низкой проходимостью, часто он оказывался слишком тяжел для мостов, в результате
чего застревал на пересеченной местности из-за несовершенной ходовой части и превращался в мишень.

Статистика … Танк «Тигр

  • Цена : 250 ООО рейсхмарок
  • Скорость: 38 км/ч
  • Запас хода : 110-195 км
  • Вес: 56 .9 т
  • Экипаж: 5 человек
  • Двигатель: Mayboch HL230 Р45 (V-12, 690.4 л.с.)
  • Вооружение: 88 -мм орудие
  • KwK 36 L/56 (92 снаряда)

Внутри танка Тигр или танки в разрезе

Внутри танка Тигр или танки в разрезе.Расшифровка обозначений:

  1. Механик-водитель

Водитель сидит рядом с коробкой передач «Тигра». Контролируя скорость и направление движения танка.

2. Радист

Радист «Тигра», незаменимый для осуществления коммуникации и координации атак, являлся ключевой фигурой для успешной работы танка.

3. Наводчик

Наводчик приводил в движение чудовищную пушку «Тигра» и сидел рядом с командиром танка.

4. Командир

Командиры «Тигра» отвечали за обслуживание, состояние и действия танка и выбирались из числа опытных и авторитетных офицеров.

5. 5. 8,8 — см орудие KwK 36 L/56 от Krupp

Наносившее серьезный урон войскам союзников 88-мм орудие Кruрр, выстрелы из
которого осуществлялись по траектории малой кривизны, славилось своей точностью и
дальнобойностью.

6. Лобовая броня корпуса

Толщина лобовой брони составляла 100 мм, что обеспечивало максимальную защиту при атаке спереди.

7. Лобовая броня машины

Как и передняя часть корпуса, лобовая броня башни имела впечатляющую толщину в 120мм.

8. Боеприпасы

Пушка «Тигра» могла стрелять разными снарядами, начиная с бронебойных противотанковых снарялов и заканчивая зажигающимися.

9.  Двигатель

Двигатель внутреннего сгорания МауЬасh HL230 Р45 V-12 был установлен в задней части «Тигра», тяжелого танка весом 56.9 т.

10. Боковая/задняя броня корпуса

Она была слабее и тоньше лобовой брони передней части танка, толщина по бокам корпуса составляла около 60 мм.

Читайте так же: В Разрезе: Танк Т-34

www.fotovarka.ru

Танк “Тигр” – Описание

Описание тяжелого танка “Тигр”

Компоновка танка Pz.Kpfw.VI “Тигр” представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Нажмите для увеличения

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка – гидропривод поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. Корпус танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня – катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса – под углом 77°, нижний – под углом 27°. Бортовые листы – вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.

Компоновка танка “Тигр”.
Нажмите, чтобы увеличить.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние – для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

Panzerkampfwagen VI “Tiger I”

В СССР танк “Тигр” обозначали, как T-VI (T-6).

Башня подковообразной формы – сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполнявшимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. На ее крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами. После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперед составила 8455-мм, а высота – 2885-мм.

Танк “Tiger I”

Первые работы по созданию танка “Тигр” начались еще до начала Второй мировой войны – в 1937 году.

Вооружение.
Основное вооружение “Тигра” – пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88-мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров – 4928-мм; вместе с дульным тормозом – 5316-мм. Масса пушки- 1310 кг. Вертикальная наводка – в пределах от – 6,5° до +17°. Предельная длина отката – 580-мм. Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов – из 5100 патронов.

Тип снаряда PzGp
(бронебойный)
РzGr 40
(подкалиберный)
HiGr
Масса снаряда, кг 10,16 7,5 7,65
Начальная скорость, м/с 810 930 600
Бронепробиваемость, мм при угле встречи 0° на дистанции, м:
500 111 156 90
1000 100 140 90
1500 92 125 90
2000 84
110
90

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG-34.

Справочно: Номенклатура орудий

Во время Второй мировой войны немцы пользовались для обозначении калибра стрелкового оружия – пистолетов, винтовок и пулеметов – миллиметровой шкалой: например, 9-мм или 7,92-мм. К оружию более крупного калибра – пушки и минометы – применялась сантиметровая система обозначения – 7,5 см или, например, 8,8 см, тогда как в других странах – американская 75-мм М3 или русские 76,2-мм пушки – использовались миллиметры. Однако у британцев в том, что касается танковых и противотанковых орудий (как и некоторых артиллерийских стволов), за основу бралась масса отправляемого к цели снаряда в фунтах. Так, были, скажем, 2-, 6-и и 17-фунтовки, вместе с тем позднее возникла тенденция к маркировка по диаметру канала ствола в дюймах или же в миллиметрах.

Термин “калибр” относится к стволу обычно (но не всегда и не везде) за минусом нарезки. Так, мы обозначаем средний пулемет калибра 7,92-мм МG-34 или пистолет Браунинга GР35 с 9-мм калибром “парабеллум”. (Боеприпасы для стрелкового оружия обычно определяются не только калибром, но и длиной патрона – например, 7,92-мм х 57; или за счет дополнительного обозначения путем применения имени собственного, как те же “парабеллум” или АСР; существует много вариаций в рамках одного и того же калибра).

В том, что касается стрелкового оружия, термин “калибр” однозначен и не имеет другого значения. В области же артиллерии – включая танковые и даже морские орудия – калибр служит еще и для измерения длины ствола пушки или гаубицы. (Американцы измеряют длину от тыльной части зарядной каморы до выхода из дула; немцы – от тыльной части затвора и до края ствола. В случае применения дульного тормоза таковой не учитывается в длине и в том, и в другом варианте.) Таким образом, пушка в 56 калибров (часто обозначаемая просто L/56) имеет ствол в 56 раз длиннее номинального значения его ширины. Применительно к 8,8-см пушке КwК 36L/56 это означает, что общая длина ствола (включая затвор) равна: 56 х 8,8-см, или 4,93 м.

Боеприпасы винтовочного и пулеметного калибра существовали и существуют во многих видах, включая зажигательные и разрывные, хотя наиболее привычны пули в оболочке с твердым наконечником (JНР), в оболочке с мягким наконечником трассирующие и бронебойные (АР). Боеприпасы для противотанковых пушек и для собственно главного вооружения боевых бронированных машин представлены более широким ассортиментом. 8,8-см орудия “Тигров” стреляли боеприпасами следующих типов: бронебойными (АР), фугасными (НЕ) и кумулятивно-противотанковыми (НЕАТ). Самым распространенным из вариантов АР выступал Pzgr.39, представлявший собой 10,2-кг бронебойный снаряд с защитным и баллистическим колпачками и с взрывчатым веществом внутри, покидавший ствол КwK36 со скоростью 773 м/с.

Выстрелы и снаряды АР обычно составляли до 50 процентов боеукладки “Тигра”, остальная часть приходилась на фугасы, применявшиеся против небронированной техники и скоплений живой силы. Кумулятивный снаряд Gr.39HL, менее эффективный на малых расстояниях, но сохранявший высокие характеристики бронепробиваемости на больших дистанциях в виду его независимости от кинетической энергии, иногда вытеснял из боезапаса некоторый процент фугасов, хотя огонь им отличался меньшей меткостью, Pzgr.39 АРСВС обладал способностью пробить 120-мм броневой лист при угле встречи в 30 градусов на расстоянии 1000 м.

Вероятность поражения цели 88-мм пушкой KwK 36

Дистанция, м PzGr 39 PzGr 40 HiGr
500 100 100 100
1000 100 99 94
1500 98 89 72
2000 87 71 52
2500 71 55  
3000 53    

Танки “Тигр” первоначально оснащались бинокулярным телескопическим-ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG-34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.

Боеукладка.
“Тигр” обеспечивал возможность для хранения в нем 92 артиллерийских выстрелов калибра 88-мм, уложенных в 10 ящиках-держателях, или “чемоданах”, в каждом из которых, в зависимости от места нахождения, помещалось 16, 6 или 4 выстрела. Во всех держателях выстрелы лежали горизонтально по оси. Готовый боезапас – 64 выстрела – хранился в четырех держателях по бортам корпуса; еще 16 находились в четырех ящиках на полу корпуса, куда также имелся доступ у заряжающего, но значительно более затрудненный, чем в случае с боеприпасами на бортах корпуса. И наконец, 12 выстрелов, которые преимущественно использовались для пополнения опустевших “чемоданов”, лежали – шесть за местом механика-водителя и шесть под поворотной платформой башни. Последние оставались вне досягаемости, когда танк действовал в бою, но те шесть выстрелов, что хранились около сиденья механика-водителя, были доступны в случае, если пушка смотрела строго прямо вперед. При полных “чемоданах” боеприпасов в распоряжении заряжающего находилось не более 20 выстрелов, независимо от положения башни по отношению к корпусу. Само по себе заряжение представляло довольно нехитрое занятие, однако оно становилось все более трудным по мере того, как таяли боеприпасы, и заряжающему приходилось тянуться все дальше за новыми выстрелами; процесс еще осложнялся конструкцией лотков, в которых лежали выстрелы. Необходимо помнить, что целиком Рzgr.39 весил несколько больше 16 кг. В среднем на заряжание пушки уходило 6,4 секунды.

Боеукладка танка Тигр

Боекомплект пушки танка Тигр – 92-94 (~120 с 1945 года).

В полевых условиях “Тигры” снабжались также двумя, а иногда и четырьмя дополнительными ящиками, каждый из которых содержал семь выстрелов, что увеличивало емкость боеукладки до 106 или 120 выстрелов. Точно не установлено, производилась ли эта модернизация на батальонном уровне по собственной инициативе экипажей или же на то поступали какие-то распоряжения из Германии. Предпочтительным считалось распределение 50 X 50 – половина бронебойных выстрелов и половина фугасов. Рzgr.40 с вольфрамовым сердечником выдавались очень ограниченно из расчета от четырех до шести единиц на танк, и когда это делалось, подразумевалось резервирование их для особо трудных целей.

Двигатель и трансмиссия.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL210P30 или Maybach HL230P45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров – 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125-мм и 130-мм. Ход поршня 145-мм. Степень сжатия 7(HL 210P30) и 6,8(HL 230P45). Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка “Пантера”. Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую “туннельную” конструкцию.

Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе – 270 л, по бездорожью – 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов – четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения – жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.

Немецкий танк “Тигр”

С августа 1943 года внешние вертикальные поверхности корпуса и башни “Тигров” покрывали керамическим составом циммерит, затрудняющим примагничивание к корпусу магнитных мин. От покрытия Zimmerit отказались только на “Тиграх” самого позднего выпуска.

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене – безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен – струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный – 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи – двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

Танк Германии “Тигр”

Подвеска “Тигра” – индивидуальная торсионная, “шахматное” расположение катков в четыре ряда, восемь на борт.

Ходовая часть
танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95-мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих – внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп – активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин. Подвеска – индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725-мм, шаг трака 130-мм.

Электрооборудование.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD6/24 мощностью 4,4 кВт,система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации,аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

Средства связи.
Все танки “Тигр” оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Специальное оборудование.
Система пожаротушения – автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Специально для танков “Тигр” была создана новая тактическая единица – тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung – sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Танки Pz. Kpfw. VI “Тигр” поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. По нескольку экземпляров таких танков использовалось также в вооруженных силах Венгрии и Италии. По состоянию на 1 марта 1945 года фронтовые части вермахта и войск СС имели в своем составе 142 танка Pz. Kpfw. VI Ausf. E (включая 31 командирский танк). В армии резерва числились еще 43 машины, из них 5 – учебные.

Танк “Тигр” в наши дни

Высокая степень броневой защиты танка “Тигр-I” обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою.



pro-tank.ru

Танки «Тигр 1» и «Тигр 2»: обзор немецких боевых машин

В советской историографии нападение гитлеровской Германии на СССР нередко представляется настоящим танковым нашествием. Неуязвимые бронированные полчища пронзали словно нож масло оборонительные порядки Красной армии, а советские танки «горели как спички» и никуда, в общем-то, и не годились. Разве что за исключением Т-34. Но ведь их было так мало.

На самом деле ситуация была несколько иной. У немцев было не так уж и много бронетехники, но главным было другое: в целом она серьезно уступала новейшим разработкам советской оружейной промышленности.

Большая часть немецкого танкового парка была представлена легкими машинами, имевшими противопульное бронирование и слабое вооружение. Ничего подобного советским среднему танку Т-34 или тяжелому КВ у немцев не было и в помине. Открытый бой с этими машинами не сулил танкистам Вермахта ничего хорошего, более того, немецкая противотанковая артиллерия оказалась бессильна против брони советских исполинов.

Самый тяжелый немецкий танк Т-IV, с которым Германия начала войну с СССР, значительно уступал советским машинам как по защищенности, так и по вооружению. С учетом опыта первых месяцев боевых действий на Восточном фронте он был модернизирован, но этого было недостаточно. Немцам нужен был собственный тяжелый танк, который мог бы на равных противостоять советским КВ и «тридцатьчетверкам».

История создания «Тигра»

Работы над немецким тяжелым танком начались задолго до начала Второй мировой войны. Еще в 1937 году немецкая компания «Хеншель» получила задание создать тяжелый танк прорыва массой более 30 тонн.

После начала Второй Мировой войны идея создания тяжелого танка для Германии стала еще более актуальной. Уже после начала конфликта конструкторам компаний «Хеншель» и «Порше» поручили разработать новый тяжелый танк массой уже более 45 тонн. Прототипы новых машин показали Гитлеру 20 апреля 1942 года, в день его рождения.

Машина, представленная компанией «Хеншель», оказалась более «консервативной», простой и дешевой, чем танк их конкурентов. Единственным серьезным новшеством, которое применили в ее конструкции, стало «шахматное» расположение катков, используемое прежде на бронетранспортерах. Этим разработчики стремились улучшить плавность хода и точность стрельбы.

Образец от «Порше» был более сложен, имел продольные торсионы и электрическую трансмиссию. Он стоил дороже, требовал немало дефицитных материалов для производства, поэтому меньше подходил для условий военного времени. Кроме того, танк «Порше» имел низкую проходимость и очень небольшой запас хода.

Примечательно, сам Порше был настолько уверен в победе, что еще до конкурса приказал начать серийный выпуск ходовой части нового танка. Но он проиграл этот конкурс.

На вооружение была принята машина «Хеншеля» — но с некоторыми существенными замечаниями. Первоначально на этот танк планировали установить 75-мм орудие, на тот момент уже не удовлетворявшее военных. Поэтому башню для нового танка взяли у его конкурирующего прототипа «Порше».

Именно этот своеобразный гибрид и стал одним из самых легендарных танков Второй мировой войны — Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf E (Pz.VI Ausf E).

За время войны было выпущено 1354 единицы Рanzerkampfwagen VI Ausf E. Кроме этого, появилось несколько модификаций этого танка, включая Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II или «Королевский тигр», а также «Ягдтигр» и «Штурмтигр».

В свой первый бой «Тигр» вступил в конце лета 1942 года под Ленинградом, и дебют оказался для машины весьма неудачным. В массовом порядке эти танки гитлеровцы стали применять в начале 1943 года, их апофеозом стала Курская дуга.

До сих пор не утихают споры относительно этой машины. Есть мнение, что Panzerkampfwagen VI «Тигр» — лучший танк Второй мировой войны, но есть и противники этой точки зрения. Часть экспертов считает, что серийное производство «Тигров» было ошибкой, дорого стоившей Германии.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует познакомиться с устройством и техническими характеристиками этого незаурядного танка, понять, в чем были его сильные и слабые стороны.

Устройство танка «Тигр»

«Тигр» имеет классическую компоновку корпуса с двигателем, расположенным в задней части корпуса, и трансмиссией, размещенной спереди. В передней же части машины находилось отделение управления, в котором были места механика-водителя и стрелка-радиста.

Кроме того, в переднем отсеке разместили органы управления, радиостанцию и курсовой пулемет.

Среднюю часть машины занимало боевое отделение, в котором помещались остальные три члена экипажа: заряжающий, командир и наводчик. Здесь же была размещена основная часть боекомплекта, приборы наблюдения и гидропривод поворота башни. В башне было установлено орудие и спаренный с ним пулемет.

Кормовую часть «Тигра» занимало силовое отделение, в котором находился двигатель и топливные баки. Между силовым и боевым отделением была установлена броневая перегородка.

Корпус и башня танка сварные, из броневых катаных листов с поверхностным цементированием.

Башня подковообразной формы, вертикальная часть которой сделана из цельного металлического листа. В передней части башни находилась литая маска, в которой было установлено орудие, пулемет и прицельные приспособления. Поворот башни производился при помощи гидропривода.

На Pz.VI Ausf E был установлен 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230P45 с водяным охлаждением. Моторное отделение было оборудовано автоматической системой пожаротушения.

«Тигр» имел восемь передач – четыре вперед и четыре назад. Мало какие автомобили того времени могли похвастать такой роскошью.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Катки расположены в шахматном порядке, без поддерживающих роликов. Переднее колесо ведущее. Первые машины имели катки с резиновым бандажом, потом их заменили на стальной.

Любопытно то, что на «Тиграх» применяли два типа гусениц разной ширины. Более узкие (520 мм) использовались для транспортировки танка, а широкие гусеницы (725 мм) предназначались для движения по пересеченной местности и для боя. На такую меру пришлось пойти из-за того, что танк с широкими гусеницами просто не помещался на стандартную железнодорожную платформу. Естественно, такое конструкторское решение не добавляло радости немецким танкистам.

Pz.VI Ausf E был вооружен 88-мм пушкой 8,8 cm KwK 36 – модификацией знаменитого зенитного орудия Flak 18/36. Ствол заканчивался характерным двухкамерным дульным тормозом. В танковую пушку были внесены небольшие изменения, но характеристики зенитного орудия в целом изменены не были.

Рanzerkampfwagen VI Ausf E имел прекрасные средства наблюдения, изготовленные на заводе Цейса. Есть сведения, что более качественная оптика немецких машин позволяла им начинать бой раньше утром (еще в предрассветной темноте) и заканчивать боевые действия позже (в сумерках).

Все танки Pz.VI Ausf E были оборудованы рацией FuG-5.

Применение танка «Тигр»

Танк Pz.VI Ausf E «Тигр» применялся немцами на всех театрах военных действий Второй мировой войны. После принятия «Тигра» на вооружение немцы создали новую тактическую единицу – тяжелый танковый батальон. В его состав входили сначала две, а потом три танковые роты тяжелых танков Pz.VI Ausf Е.

Первый бой «Тигров» произошел под Ленинградом, около станции Мга. Он был не слишком удачным для немцев. Новая техника постоянно ломалась, один из танков завяз в болоте и был захвачен советскими войсками. С другой стороны, советская артиллерия была практически бессильна против новой германской машины. То же самое можно сказать и о снарядах советских танков.

Танки «Тигр» использовались во время битвы на Курской дуге, где общее их число составляло 144 единицы, или примерно 7,6% от общего количества немецких танков, участвовавших в операции «Цитадель». Понятно, что кардинально повлиять на ситуацию Pz.VI Ausf Е не могли.

Успели повоевать «Тигры» и на африканском театре военных действий, и на Западном фронте после высадки союзников в Нормандии.

В сражениях Второй Мировой войны танк Pz.VI Ausf E показал высокую эффективность и заслужил превосходные отзывы как от высшего командования Вермахта, так и от рядовых танкистов. Именно на «Тигре» воевал самый результативный немецкий танкист оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман, на счету которого 117 вражеских танков.

Модификация этой машины, «Королевский тигр» или «Тигр II» выпускался с марта 1944 года. Всего было сделано чуть меньше 500 «Королевских тигров».

На него установили еще более мощную 88-мм пушку, которая могла справиться с любым танком антигитлеровской коалиции. Еще более была усилена броня, что делало «Королевский тигр» почти неуязвимым для любого противотанкового средства того времени. Но его ахиллесовой пятой стала ходовая часть и двигатель, что делало машину малоподвижной и неповоротливой.

«Королевский тигр» стал последним серийным германским танком времен Второй мировой войны. Естественно, в 1944 году эта машина, даже если бы она обладала сверхъестественными характеристиками, спасти Германию от поражения уже не могла.

Небольшое количество «Тигров» немцы поставили вооруженным силам Венгрии, которая была их наиболее боеспособным союзником, это произошло в 1944 году. Еще три машины отправили в Италию, но после ее капитуляции «Тигры» вернулись обратно.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Был ли «Тигр» шедевром инженерного гения Германии — или оказался пустой тратой ресурсов воюющей страны? Споры на этот счет продолжаются до сих пор.

Если говорить о неоспоримых преимуществах Pz.VI, то необходимо отметить следующее:

  • высокий уровень защищенности;
  • непревзойденная огневую мощь;
  • удобство работы экипажа;
  • прекрасные средства наблюдения и связи.

К недостаткам, которые неоднократно подчеркивали многие авторы, нужно отнести следующее:

  • слабая подвижность;
  • сложность производства и высокая стоимость;
  • низкая ремонтопригодность танка.

Достоинства

Защищенность. Если говорить о достоинствах «Тигра», то главным из них следует назвать высокий уровень защиты. В начале своей карьеры этот танк был практически неуязвим, а экипаж мог чувствовать себя в полной безопасности. Советские 45-мм, английские 40-мм и американские 37-мм противотанковые артсистемы не могли причинить вреда танку на минимальных дистанциях даже при попадании в борт. Не лучше обстояли дела и танковыми пушками: «тридцатьчетверки» не могли пробить броню Pz.VI даже с расстояния 300 метров.

Советские и американские войска применяли против Pz.VI зенитные орудия, а также пушки больших калибров (122 и выше). Однако все эти артсистемы были весьма малоподвижными, дорогостоящими и очень уязвимыми для танков. Кроме того, ими распоряжалось высокое армейское начальство, поэтому оперативно перебросить их для остановки прорыва «Тигров» было весьма проблематично.

Отличная защищенность давала экипажу «Тигра» высокие шансы выжить после поражения танка. Это способствовало сохранению опытных кадров.

Огневая мощь. До появления на поле боя ИС-1 у «Тигра» не существовало проблем с уничтожением любой бронированной цели как на Восточном, так и на Западном фронтах. 88-мм пушка, который был вооружен Pz.VI, пробивала любой танк, кроме советских ИС-1 и ИС-2, появившихся уже в конце войны.

Удобство для экипажа. Почти все, кто описывает «Тигр», говорят о его отличной эргономике. Экипажу было удобно воевать в нем. Часто отмечают также прекрасные средства наблюдения и прицельные приспособления, отличавшиеся продуманной конструкцией, и качественным исполнением.

Недостатки

Первое, о чем стоит упомянуть, – это низкая подвижность танка. Любая боевая машина является совокупностью многих факторов. Создатели «Тигра» максимально усилили огневую мощь и защищенность, пожертвовав подвижностью машины. Масса танка составляет более 55 тонн, и это приличный вес даже для современных машин. Двигатель с мощность 650 или 700 л. с. – это слишком мало для такой массы.

Есть и другие нюансы: компоновка танка, с расположением двигателя сзади, а трансмиссии впереди увеличила высоту танка, а также делала коробку передач не слишком надежной. У танка было довольно высокое давление на грунт, поэтому эксплуатация его в условиях бездорожья была проблематичной.

Еще одной проблемой стала чрезмерная ширина танка, приведшая к появлению двух типов гусениц, что прибавило головной боли обслуживающему персоналу.

Довольно много трудностей вызывала шахматная подвеска, которая оказалась весьма сложной в обслуживании и ремонте.

Существенной проблемой являлась также сложность производства и высокая стоимость танка. Нужно ли было Германии, испытывавшей острый недостаток ресурсов, вкладываться в серийное производство машины стоимостью 800 000 рейхсмарок. Это в два раза больше, чем стоил самый дорогой танк того времени. Возможно, логичнее было сконцентрировать усилия на производстве сравнительно дешевых и проверенных Т-IV, а также САУ?

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что немцы создали действительно хороший танк, который в поединке «один на один» практически не имел равных. Сравнивать его с машинами союзников довольно сложно, потому что аналогов ему практически нет. «Тигр» был танком, созданным для усиления линейных частей, и он весьма эффективно выполнял свои функции.

Советские ИС-1 и ИС-2 – это танки прорыва, а M26 «Першинг» — это скорее типичный «единый танк». Только ИС-2 на завершающем этапе войны мог быть равным соперником Pz.VI, но при этом серьезно проигрывал ему в скорострельности.

Еще можно сказать, что создавая Pz.VI «Тигр», немцы отказались от концепции блицкрига, которая едва не принесла им победу в 1941 году. «Тигры» очень слабо подходили для подобной стратегии.

Технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, кг:56000
Длина, м:8,45
Ширина, м:3.4-3.7
Высота, м:2,93
Экипаж, чел.:5
Двигатель:Мауbach HL 210Р30
Мощность, л.c.:600
Максимальная скорость, км/ч.
по шоссе38
по грунтовой дорогеокт.20
Запас хода по шоссе, км:140
Запас топлива, л:534
Расход топлива на 100 км, л:
по шоссе270
по грунтовой дороге480
Вооружение:
пушка88-мм КwК 36 L/56
пулеметы2 х 7.92-мм МG34
дымовые гранатометы6 х NbК 39 90-мм
Боекомплект, шт.:
снарядов92
патронов4500
Броневая защита (толщина/угол наклона), мм/град:
Корпус
лоб (верх)100/10
лоб (низ)100/24
борт80/0
корма80/8
крыша25
днище25
Башня
лоб100/8
борт80/0
крыша25
маска пушки100-110/0

militaryarms.ru

Танки в разрезе – Мастерок.жж.рф

Немецкий тяжелый танк A7V — схема расположения экипажа

 

Обратите внимание, как просторно было в старых танках 🙂

P.S. напоминаю, что все посты дублируются на сайте инфоглаз.рф (ссылка на пост всегда в конце статьи) для тех, кто предпочитает не щелкать для увеличения, а смотреть  картинки и фотографии в размере 1280рх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[источники]

источники

masterok.livejournal.com

Жизнь в разрезе… – Вахтенный журнал стареющего пирата

Ноябрь 26, 2012


06:27 pm – Жизнь в разрезе…
Оригинал взят у tipolog в Легендарные танки 2-й мировой войны в разрезеПодборка изображений
В продолжении темы “Великая отечественная война глазами художников из разных стран мира”, рассмотренной в предыдущем материале, мне захотелось обратиться к теме изображений различных типов танков, которые сыграли сыграли во 2-й мировой войне очень важную, а может быть даже и решающую роль.
Тяжелый танк КВ-1 образца 1940 года (СССР)


Средний танк Т-34-76 образца 1940 года (СССР)


Средний танк Т-34-85 образца 1944 года (СССР)


Тяжелый танк ИС-2 образца 1944 года (СССР)


Легкий танк Т-26 образца 1937 года (СССР)


Тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Ausf. E Tiger I / Тигр (Германия)


Тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II / Королевский Тигр (Германия)


Средний танк Panzerkampfwagen V Panther / Пантера (T-5) (Германия)


Средний танк Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, Pz IV) (Германия)


Средний танк Panzerkampfwagen III (PzKpfw III, Pz III) (Германия)


Легкий танк Panzerkampfwagen II (PzKpfw II) (Германия)


Самоходная артиллерийская установка (штурмовое орудие) Sturmgeschutz III (StuG III) Ausf.G (Германия)


Самоходная артиллерийская установка (истребитель танков) Jagdpanzer IV (JagdPz IV) (Германия)


Легкая самоходная артиллерийская установка (истребитель танков) Jagdpanzer 38 Hetzer (Германия)


Тяжелая самоходная артиллерийская установка (истребитель танков) Elefant / Ferdinant (Германия)


Средний танк M4A4 Sherman / Шерман (США)


Средний танк Sherman Firefly / Шерман Файрфлай (США – Великобритания)


Средний танк M3 Lee (Grant) / Ли (Грант) (США)


Тяжелый танк M26 Pershing / Першинг (США)


Легкий танк M3 Stuart / Стюарт (США)


Самоходная артиллерийская установка (истребитель танков) M18 Hellcat / Хеллкет (США)


Средний пехотный танк Matilda II Mk III / Матильда (Великобритания)


Тяжелый пехотный танк Churchill Mk III / Черчилль (Великобритания)


Средний крейсерский танк Cromwell Mk VIII / Кромвель (Великобритания)


Также смотри по данной теме материал “Бронемашины, бронетранспортеры и боевые машины пехоты в разрезе”.



откуда кардан на Феде?

Да и тонковат он для такой махины… 🙂

На схеме

1 — 88-мм пушка: 2 — броневой щит на маске; 3 — перископический прицел; 4 — командирская башенка: 5 — вентилятор: 6 — лючок перископического прибора наблюдения: 7—укладка 88-мм выстрелов на стенке боевого отделения; 8—электромотор; 9 —ведущее колесо; 10 — тележка подвески; 11 —двигатель; 12 — генератор; 13 — сиденье наводчика; 14 — сиденье механика-водителя; 15 — направляющее колесо; 16 — курсовой пулемет.

видно нечто идущее от генератора к электромотору (силовая магистраль скорее всего, может даже в бронекожухе).
Художник мог быть не в курсе сумрачного арийского гения и перерисовал её в виде кардана. тонкого, да. 🙂

хм… какие знакомые разрезы…
оспреи. new vanguard 🙂

В танках очень специалист, но до сих пор считал что на “Фердинанд” ставили электотрансмиссию, от коей отказались на “старших” тиграх.

но по-любому, это круто

LiveJournal.com

u-96.livejournal.com

Panzerkampfwagen VI “Tiger” – тяжелый танк “Тигр” » Военное обозрение

Этот самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники.

История создания танка весьма протяженна и запутанна. Разработка нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen – машина прорыва). Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала и фирма Porsche (доктор Порше был вообще любимчиком фюрера). Обе фирмы создали к 1941 году собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин.


В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить прототипы предполагалось к маю – июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось создавать практически заново. Конкуренция обоих фирм достигла апогея весной 1942го, когда обе машины, оснащенные одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в ставку “Волчье логово” (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний.
Министр вооружений Третьего Рейха Albert Speer лично тестирует шасси нового танка “Тигр”

Обе машины имели еще свои (иногда существенные) недостатки. Так например сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. При испытаниях на скорость, VK 4501(H) разогнался на участке 850 м лишь до 45 км/ч, при этом двигатель перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. Взвесив все “за” и “против”, несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла все же решение в пользу танка фирмы Henschel. Шасси же VK 4501(Р) использовали позднее для САУ “Фердинанд”.


Ввеху – прототип танка “Тигр” от Порше, хорошо видна конструкция катков,
использованных позднее в “Фердинандах” (внизу)

В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.

В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Panzerkampfwagen III. Лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк-лаз.


Рисунок: общий вид танка, первые модели были именно так окрашены,
считалось что танки так мощны, что никакая защитная окраска им не требуется,
напротив – один их вид должен был внушать страх.

Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа “S”. Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм.
В то время “Тигр” был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения (для преодоления водных препятствий – не все мосты выдерживали массу танка), которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось и от него со временем отказались. О качестве системы говорит хотя бы тот факт, что в ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до двух с половиной часов.
На “Тиграх” использовались два типа гусениц – транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы (также специально усиленной – шестиосной), и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя.

Замена транспортировочных гусениц на боевые

Конструкция танка представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект.
В передней части башни в литой маске устанавливалось основное вооружение “Тигра” – пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров – 4928 мм; вместе с дульным тормозом – 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschussgerät 42 можно было установить еще один (зенитный) пулемет MG-34.


Восточный фронт. Загрузка снарядов в “Тигр”

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом на днище танка мощностью 4 кВт. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную, но из-за длинного ствола уже при наклоне в 5° ручной разворот был невозможен.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю танка “Пантера”. Система охлаждения – жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков – 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе – 270 л, по бездорожью – 480 л.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих – внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом ходовой части “Тигра”, от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков.


Большая часть произведенных “Тигров” шла на восточный фронт.

Начиная с 800-й машины на танк начали устанавливать опорные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами. При этом наружный ряд одинарных катков был снят. За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным танком не требовалось сколь-нибудь значительных физических усилий. Передачи переключались буквально двумя пальцами. Поворот осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление танком было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа, что в боевой обстановке оказывалось немаловажным.

Корпус танка – коробчатого типа, собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня – катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. При этом, установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью игнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов. И хотя толщина лобовой брони корпуса составляла 100 мм, а бортов и кормы – 82 мм, бронебойные снаряды советской 76,2-мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500 м, а бортовую и кормовую броню – даже с расстояния 1500 м.


Москва, лето 1943 года. Первый трофейный “Тигр” на выставке в ЦПКиО им. Горького.

Специально для танков “Тигр” была создана новая тактическая единица – тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung – sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Впоследствии были образованы 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные – на восточном фронте.


Колонна “Тигров” в районе города Бердичева.

В августе 1942 года первые танки уже “проходили испытания” в предместьях осажденного Ленинграда (а уже в январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный “Тигр”). Наиболее массово “Тигры” использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции “Цитадель”. К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых “тигров”, но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин.
Тигры идут на Курск. Транспортировка без перехода на транспортные гусеницы.

К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 “Тиграми” в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист – оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени составили славу танка, всего же на его счету числится 138 танков и САУ.


Михаэль Виттман и экипаж его “Тигра” №S21

В целом, эффективность использования танка базировалась на его эффективном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманностью внутренней компоновки. Большинство танков тех лет уступали “Тиграм” в дальнобойности и скорострельности. Таким образом, экипаж “Тигра” мог начать бой еще с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику толком приблизиться. Все известные случаи победы в танковых боях над “Тиграми” – при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй “Шерманов”, он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

Главным недостатком танка являлась, несомненно, его броня, вернее ее количество и масса. Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы “Пантеры”, например, смогли добиться почти аналогичных “Тигру” параметров защищенности, на 13 тонн снизив массу.


Вертикальная броня “Тигра” – его слабое место.

“Тиграм” же при максимальной мощности двигателей того времени в 700 лс, было очень затруднительно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн элементарно вяз на болотистых почвах. Для сравнения: Т-34 при весе в 26 тонн приводился в движение 500-сильным дизелем. Кроме того, это же являлось причиной многих усложнений в конструции и часто вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.


В городских боях на узких улицах, “Тигры” теряли почти все свои преимущества.

“Тигр” часто называют лучшим тяжелым танком Второй мировой войны (конкуренцию может составить разве что ИС-2) и несмотря на все его недостатки, по совокупности параметров так это вероятно и было – многие концепции и технические решения используются в танкостроении до сих пор.

topwar.ru

Немецкие танки “Тигр”: Огневая мощь

По британским отчетам об испытаниях трофейных танков
 и немецким донесениям 
с Африканского и Европейского театров военных действий
согласно “Армейской серии “Tornado”

Тактико-технические характеристики показывают боевую эффективность танка в аспектах тактической и стратегической маневренности, мощности вооружения и живучести на поле боя. Знание баллистических характеристик танковой пушки позволяет оценить боевые возможности танка, а также сравнить их с возможностями танков противника. Тем самым можно предсказать возможные боевые потери и определить основные тактические принципы применения танка. Однако баллистические характеристики пушки – отнюдь не единственный важный показатель боеспособности танка. Механическая надежность, живучесть на поле боя и тактика определяют уровень потерь в значительно большей степени, чем бронепробивающая способность пушки.

Огневая мощь танка зависит от баллистических характеристик его пушки: бронепробивающей способности, точности и кучности огня, качества прицелов, а также легкости и удобства наведения. Меткость определяется по результатам пробных стрельб и характеризует вероятность попадания из пушки в цель стандартного размера с дистанции, встречающейся на практике. Однако эти результаты не всегда можно приложить к реальной боевой обстановке. В немецкой армии было принято определять способность снаряда пробивать броню, расположенную под углом 30 градусов к траектории. Соответствующие характеристики пушек 8.8 cm KwK 36 L/56 и 8.8 cm KwK 43 L/71 приведены в таблице:

Бронепробиваемость пушек немецких танков “Тигр” и “Королевский Тигра”

 

88-мм KwK 36 L/56

88-мм KwK43/71

 

PzGr 39

PzGr 40

Gr 39HL

PzGr 39/43

PzGr 40/43

 

10.2 кг

7.3 кг

7.65 кг

10.2 кг

7.3 кг

 

773 м/с

930м/с

600 м/с

1000 м/с

1130 м/с

100 м

120 мм

170 мм

90 мм

202 мм

237 мм

500 м

110 мм

155 мм

90 мм

185 мм

217 мм

1000 м

100 мм

138 мм

90 мм

165 мм

197 мм

1500 м

91 мм

122 мм

90 мм

148 мм

170 мм

2000 м

84 мм

110мм

90 мм

132 мм

152 мм

Для испытаний применялась прокатанная гомогенная бронеплита, обладавшая следующими характеристиками:

Толщина, мм

Твердость кг/мм2

Твердость по Бринеллю

81-120

95-105

279-309

121-150

80-90

235-265

Цитата из немецкого артиллерийского руководства:

“Прежде всего следует заметить, что все приведенные здесь данные относятся к боеприпасам высокого качества. Оценить характеристики “низкосортных” боеприпасов можно лишь предположительно. Их реальная бронепробивающая способность может оказаться гораздо хуже приведенных цифр. Во время приемки партии боеприпасов производится испытание определенного количества выстрелов (0,5%). Партия считается качественной, если не менее двух третей всех выпущенных снарядов отвечают предъявляемым требованиям. Как свидетельствует опыт, такое испытание достаточно характеризует всю партию боеприпасов. Полной гарантии дать нельзя, всегда есть вероятность того, что несколько выстрелов не будут обладать должной бронепробивающей способностью или разрушаться раньше времени. У разрушенных боеприпасов не произойдет детонация разрывного заряда. Действие снаряда внутри танка и вероятность поражения цели здесь не рассматриваются. Таким образом, мы предполагаем, что снаряд, пробивший броню, выводит танк из строя. В этом отношении особенно эффективны снаряды с разрывным зарядом. Бронебойные снаряды с разного рода сердечником или кумулятивные снаряды не всегда с первого попадания могут вывести танк из строя, поскольку эти снаряды не всегда могут поразить сразу весь экипаж танка. Довольно часто снаряды, даже не пробившие броню, могут частично снизить боеспособность танка (в результате откола внутренних слоев брони или образования сквозных отверстий). В качестве стандарта выбирается бронепробивающая способность снаряда относительно брони, расположенной под углом 30 градусов к горизонту. Бронепробивающая способность снарядов относительно брони, расположенной под другим углом можно рассчитать с помощью следующей таблицы:

Тип боеприпаса

Угол атаки

 

0

30

45

60

PzGr. 39

120

100

60

40

PzGr. 40

120

100

60

30

GrHL

105

100

80

50

Пример: бронепробивающая способность боеприпаса PzGr. 39 калибра 75 мм (пушка Pak 40) на дистанции 1000 метров составляет 81 мм при угле атаки 30 градусов. При углах атаки 0, 45 и 60 градусов, бронепробивающая способность составит 95, 50 и 32 мм, соответственно. Обычно литая броня менее прочна, чем прокатанная броня той же толщины, но качественная литая броня не уступает прокатанной броне. Гетерогенная броня обладает тем преимуществом, что снаряды часто раскалываются на ее поверхности. Однако механическая прочность гетерогенной брони не выше, а бывает даже ниже, чем у гомогенной брони.”

8,8 cm Pzgr. Patr. 39 Kw. K. 36

Боекомплект танка Tiger составлял 92 выстрела, у Panzerbefehlswagen “Tiger” боекомплект составлял только 66 выстрелов. Рекомендовалось половину боекомплекта заполнять бронебойными выстрелами PzGr 39 (бронебойный боеприпас с баллистической головкой, трассером и разрывным зарядом), а другую половину – фугасными выстрелами Sprgr. Иногда боекомплект пополнялся несколькими выстрелами PzGr 40 (подкалиберный с трассером и вольфрамовым сердечником), которые берегли на случай появления тяжелых советских танков и самоходных установок. Поскольку PzGr 40 не имел разрывного заряда, он оказывал ограниченное поражающее действие на экипаж. Кроме того, для 88-мм пушки было разработано четыре типа кумулятивных боеприпасов – Gr 39 HL. Кумулятивный боеприпас первого типа отличался высоким рассеянием и низкой бронепробивающей способностью, но его неоспоримым достоинством было то, что его можно было также использовать в качестве фугасного боеприпаса.

Пушки 8.8 cm KwK. 36 L/56 и 8.8 cm KwK 43 L/71 отличались высокой точностью огня и могли с первого выстрела поразить цель, удаленную на 1000 метров и более. В таблице приведена вероятность попадания снаряда в прямоугольную цель высотой 2 и шириной 2,5 м (имитирующую танк в фронтальной проекции). Результаты верны, если предположить, что расстояние до цели точно определено перед выстрелом. Первая цифра в колонке соответствует результатам пробных стрельб, а цифра в скобках показывает вероятное отклонение. Следует иметь в виду, что реальная точность стрельбы в боевых условиях была ниже. Как правило, меткость первого выстрела также оказывалась ниже из-за погрешностей в определении расстояния и других факторов, действующих на поле боя. Однако наводчик средней квалификации после первого выстрела мог легко взять поправку, и точность второго выстрела уже мало отличалась от точности, указанной в таблице.

 

88-мм KwK 36 L/56

 

 

88-мм KwК 43/71

 

 

PzGr 39

PzGr 40

Gr 39HL

PzGr 39/43

PzGr 40/43

500 м

100

100

100

100

100

1000м

100

99

94

100

100

1500 м

98

89

72

95

97

2000 м

87

71

52

85

89

2500 м

71

55

 

74

78

3000 м

53

 

 

61

66

3500 м

 

 

 

51

 

4000 м

 

 

 

42

 

Танки “Tiger I” до апреля 1944 года оснащались сочлененным башенным телескопическим бинокулярным прицелом Turmzielfernrohr 9b, обеспечивавшего увеличение 2,5х. Оптическая ось прицела проходила параллельно стволу пушки. В каждом тубусе прицела имелась своя сетка визира. На левой сетке в центре располагались семь треугольников, разделенных 4 тысячными. С помощью треугольников также можно было брать упреждение при стрельбе по движущимся целям. Кроме того, сравнивая высоту цели с высотой треугольника, можно было примерно оценить дистанцию. На правой сетке помещались треугольники, а также сетка дальномера. Сетка была проградуирована в диапазоне от 0 до 4000 метров с шагом 100 метров. С апреля 1944 года танки “Tiger I” стали оснащать прицелом Turmzielfernrohr 9с. Прицел обеспечивал увеличение 2,5х и 5х. При малом увеличении наводчик располагал большим полем зрения. Установив большое увеличение, наводчик мог сравнительно легко наводить орудие на удаленные цели. Регулируемая дальномерная шкала позволяла наводчику точно определять расстояние до цели.

Разметка прицелов Т 9b (слева) и Т9b/1

Танки “Tiger II” оснащались сочлененными монокулярными прицелами Turmzielfernrohr 9d. Этот прицел также обеспечивал увеличение 2,5х и 5х. Шкала для PzGr 39 была отградуирована в диапазоне от 0 до 4000 метров с шагом 100 метров. Вторая шкала для SprGr 43 была отградуирована до 6000 метров. Башня танка “Tiger I” оснащалась гидроприводом, отбиравшим мощность у двигателя. При максимальных оборотах двигателя полный оборот башни совершался за 60 секунд. Танк “Tiger II” оснащался улучшенным приводом башни, имевшим повышенную и пониженную передачи, включаемые наводчиком. На повышенной передаче башня “Королевского Тигра” совершала полный оборот за 19 секунд при работе двигателя в режиме 2000 об./мин, за 25 секунд при 1500 об./мин и за 36 секунд при 1000 об./мин. С помощью гидравлического привода наводчик осуществлял грубую горизонтальную наводку, а более точную наводку обеспечивал ручной привод. Вращать башню вручную наводчику помогал командир танка (“Тигр”) или заряжающий (“Королевский Тигр”).

Командир танка находил цель, указывал тип боеприпаса и дальность. Наводчик ловил цель и производил пристрелочный выстрел. По следу трассера и по месту падения снаряда командир давал наводчику указания внести поправку. Танки “Тигр” могли вести огонь без подготовки по бронетехнике противника с дистанции до 1200 метров. На дистанциях, превышающих 1200 метров, сперва требовалось провести пристрелку, взяв цель в вилку размахом 200-400 метров. При известном навыке наводчик мог поразить цель, лежащую в 1200-2000 метрах с четвертого выстрела. Одиночный танк “Tiger” мог поразить неподвижно стоящий танк противника, удаленный на 2500 метров. Концентрированный огонь танкового взвода позволял поражать танки противника на дистанциях до 3000 метров. Танк “Тигр” не мог эффективно поражать движущиеся цели, удаленные на более чем 2000 метров. В течение тридцати секунд танк “Тигр” производил три выстрела, добиваясь при этом по меньшей мере одного попадания. Двигаясь со скоростью 20 км/ч, танк мог за час боя пройти 800-1200 метров. Подобными характеристиками обладала и пушка 8,8 cm KwK 43. Однако благодаря более пологой траектории снаряда и его высокой начальной скорости, прицельная дальность стрельбы у “Королевского Тигра” была выше. Так, без пристрелки “Королевский Тигр” поражал цели на дистанции до 2000 метров, а по стоящим танкам мог вести огонь на дистанциях до 4000 метров.

< Назад   Вперед >

pro-tank.ru