Смеси асфальтобетонные – ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

Асфальтобетонные дорожные смеси по ГОСТу 9128 97: фото и видео

При дорожном строительстве самым распространенным материалом является асфальтный бетон.

От обычного аналога он отличается тем, что в качестве вяжущего вещества в нем применяют нефтепродукты:

  • асфальт,
  • битум,
  • гудрон, а не цемент.

Асфальтобетон незаменим при укладке дорожного полотна.

Кроме этого, приготовление и отвердение материала происходит без участия воды (гидратации).

Вяжущие вещества

В переводе с греческого слово «asphaltos» означает «горная смола».

Что такое асфальт

Выход натурального асфальта.

Данный материал может быть природным или искусственным.

  1. Природный аналог преобразуется из нефти в итоге улетучивания ее легких фракций и дальнейшего окисления под действием гипергенеза. Первоначально нефть становится вязкой и густой мальтой, потом твердым, легко расплавляющимся асфальтом. При уплотнении он превращается в асфальтит.

Данное вещество распространено в местах близкого залегания к поверхности либо выходов на нее нефтеносных пластов. Оно содержится в кавернах и трещинах известняков, доломитов и пр. Содержание вещества в породе по ее массе составляет 2/20%.

  1. Искусственный асфальт является композитом битума (13/60%) и тонкомолотых минеральных заполнителей, чаще всего известняка. Инструкция предупреждает, что в отличие от природного аналога, такой асфальт содержит несколько процентов парафина, а объем нефтяных масел в нем больше.

Обратите внимание! Асфальт незаменим при дорожных и строительных работах. Применяется он, как правило, смешанный с песком, щебнем либо гравием. Такой материал носит название «асфальтовая мастика».

Битум и гудрон

  1. Натуральный битум – это твердое вещество либо вязкая жидкость, состоящая из композита углеводов, а также их производных. Получается он в ходе полимеризации (окислительной) нефти. Природный битум залегает в районах нефтяных пластов, образуя линзы в осадочных породах, а изредка и асфальтовые «озера».
  2. Искусственный битум получают, перерабатывая сырую нефть. Известны три технологии его производства.

Остаточный материал получают из гудрона путем глубокого извлечения из него нефтяных масел. Окисленный аналог производят, окисляя гудрон в специальных установках при продувании воздухом. Крекинговый битум – это продут переработки остатков крекинга нефти.

  1. Гудрон является остатком отбора масел из мазута. Это основное сырье для производства нефтяного битума. Он также применяется, как вяжущее вещество при дорожных работах.

Виды асфальтобетонных смесей

Состав асфальтового бетона.

Дорожные асфальтобетонные смеси по ГоСТу состоят из:

  • минеральных наполнителей;
  • органического вяжущего вещества.

По типу производства, применяемым компонентам и способу укладки асфальтобетонные смеси делятся на множество категорий.

По типу наполнителей асфальтобетоны делятся, согласно ГоСТу №9128/2009 на нижеследующие разновидности:

  • гравийные;
  • щебеночные;
  • песчаные.

ГоСТ 9128 97 на аэродромные и дорожные асфальтные смеси делит их по уровню вязкости битума, а также допустимых показателях температуры укладки.

  1. В горячих растворах вяжущим веществом выступают разогретые вязкие и жидкие нефтяные битумы. Укладка их должна осуществляться при температуре бетона не менее +120 градусов.
  2. Холодные аналоги включают в себя жидкие виды нефтяных битумов. Укладку можно производить при режиме температур, начиная от +5 градусов.

Асфальтовый бетон имеет типовые различия и по фракционности заполнителей. Они приведены в нижней таблице.

               Разделение смесей по размеру частиц  наполнителя
№    Фракционность асфальтобетонной смеси    Размер зерен наполнителя
1      Крупнозернистая                                               от 20 мм до 40
2      Мелкозернистая                                                 от 5 мм до 20
3      Песчаная                                                             до 5 мм

При этом холодные разновидности материала бывают только мелкозернистыми или песчаными.

Горячие смеси делят на категории, исходя из уровня их остаточной пористости. Данный показатель означает процентную величину числа пор в уложенном покрытии. Это демонстрирует таблица внизу.

                 Типы асфальтобетонов по плотности
№       Уровень плотности горячей смеси         Показатель остаточной пористости
1.         Высокоплотная                                        1/2.5%.
2.         Плотная                                                    2.5/5%.
3.         Пористая                                                  5/10%.
4.         Высокопористая                                     10/18%.

Холодные разновидности смесей обладают остаточной пористостью от 6 до 10%.

По массовому содержанию гравия либо щебня горячие смеси делятся на нижеследующие виды:

  • тип А – 50/60%;
  • тип Б – 40/50%;
  • тип В – 30/40%.

Холодные аналоги на гравии либо щебне разделяются по данному показателю на типы Бх и Вх.

По разновидности применяемого песка горячие и холодные асфальтовые бетоны делятся на нижеследующие категории.

  1. Тип Г или Гх. Используется отсев дробления либо его смесь с натуральным песком (не больше 30 процентов).
  2. Тип Д или Дх. Используется натуральный песок либо его смесь с отсевом дробления (меньше 70 процентов).

Исходя из применяемого сырья, а также физико-механических качеств, горячие дорожные аэродромные асфальтобетонные смеси и асфальтобетон делятся на марки, представленные в таблице.

№    Плотность смеси   Тип по содержанию наполнителя  Марка
1      Высокоплотная                            —                                         М-I
2      Плотная                                       А                                            М-I и М-II
3      Плотная                                       Б и Г                                      М-I, М-II и М-III
4      Плотная                                       В и Д                                     М-II и М-III
5      Пористая и высокопористая       —                                         М-I и М-II

Холодные смеси делятся на такие категории:

  • Типы Бх и Вх — на марки М-I и М-II;
  • Тип Гх – на марки М-I и М-II;
  • Тип Дх может иметь марку М-II.

Подбор состава и производство материала

На данный момент разработано несколько методик подбора композиции асфальтобетонных смесей. Любая из них содержит мероприятия по уплотнению горячего материала, определению пористости покрытия и включает испытания бетона на предмет определения его характеристик.

Обратите внимание! Основополагающий фактор при этом — это проектирование смеси. Оно дает возможность соблюдения всех требований и норм, применяемых к качественности бетона. Главная цель проектирования – найти оптимальные характеристики дорожного покрытия и обеспечить долговечность его службы.

Проектирование смеси

Один из вариантов состава смеси при ее проектировании.

  1. Подбор состава начинают с выбора характеристик компонентов смеси и установления их соответствия нормам, которые прописаны технической документацией.
  2. Далее определяются оптимальные пропорции компонентов, которые будут гарантировать производство покрытия с заданными качествами.
  3. Завершающий этап проектирования – оценивание вариантов подбора и производство пробной партии асфальтобетона на заводе.

Есть 2 подхода, касающиеся проектирования асфальтового бетона.

Первый метод — это подбор состава смеси с постоянной гранулометрией наполнителей. 

  1. Он гарантирует увеличенные механические качества дорожного полотна, из-за расклинивания мелкофракционным гравием/щебнем более крупных их зерен.
  2. Покрытие, уложенное из материала, приготовленного с непрерывной гранолуметрией наполнителя, имеет высокий уровень шероховатости и стойкость к сдвигам.
  3. Характеристики бетона не меняются, если есть отклонения в дозировании его компонентов. Материал легко укладывается, распределяется и уплотняется в ходе обустройства дорожного покрытия.

Сравнительная таблица проектированных вариантов смеси.

  1. Для асфальтовых смесей подобного типа нужен щебень или гравий из прочных пород (например, гранита) с обколотой больше, чем на 50% поверхностью зерен.
  2. Важно при этом использовать битум, стойкий к старению (в том числе, замещению фазового и группового состава). Он также должен иметь хорошую адгезию к каменным материалам, потому как для таких бетонов характерна открытая пористость.

Обратите внимание! Вторая методика подбора состава смеси использует принцип плотного бетона. При ее использовании применятся крупный наполнитель, имеющий окатанную форму частиц и прерывистая гранулометрия.

  1. В ходе уплотнения подобной смеси получается покрытие, имеющее закрытую пористость, которое обладает большей водостойкостью и морозоустойчивостью.
  2. Такой материал более склонен к неравномерности распределения в среде зерен крупного наполнителя битума и минеральных составляющих.
  3. На физико-механические качества такого бетона большое влияние оказывают отклонения от нормативного дозирования вяжущего вещества и минерального порошка.
  4. Для плотных асфальтных бетонов типичен низкий уровень шероховатости.

Замешивание партии

Схема производства материала.

Асфальтобетонные материалы вкратце производят так.

  1. В первую очередь подбирается сырье для смеси и определяется его качественность.
  2. Затем определяется объем нужных компонентов для заказанного количества смеси.
  3. Зная качество и кубатуру асфальтобетона, специалисты определяют, какова будет цена заказа.
  4. Затем сырье загружается в специальный бункер, в котором осуществляется предварительная его дозировка.
  5. Там минеральные материалы сушатся и греются до нормативной температуры.
  6. Потом они сортируются по фракционности и подаются на точный весовой дозатор.
  7. Одновременно с этим осуществляется нагревание вяжущего вещества до температуры, величина которой зависит от разновидности асфальтобетонной смеси. Затем битум взвешивается и дозируется.
  8. На заключительной стадии производства компоненты материала подаются в смеситель.

Дорожные работы

На фото — укладка асфальта.

  1. Исходя из предназначения покрытия (промышленный пол, дорога), асфальт рабочие укладывают своими руками в один либо два слоя. Основанием для него служит щебень/гравий либо бетон.
  2. Нижний слой (толщина 4/5 см) делают из средне- либо крупнофракционной смеси, имеющей остаточную пористость 5/10%. Наружный слой (толщина 3/4 см) укладывается из мелко- либо среднефракционного асфальтобетона, обладающего остаточной пористостью 3/5%.
  3. Если нагрузки будут тяжелыми (взлетная полоса аэродрома) или ожидается интенсивное передвижение автотранспорта, покрытие кладут в 3/4 слоя, которые обладают общей толщиной 11/15 см.

Слои дорожного полотна: 1 — асфальт, 2 – его основание, 3 – дополнительная прослойка основания, 4 — грунт.

  1. В любом случае дорожные работы следует начинать с очищения основания от грязи и пыли машинами с установленными щетками и поливными системами. Затем выправляются неровности основания, и оно обрабатывается битумной мастикой.
  2. Материал производится в асфальтобетонных смесителях на стационарных линиях заводов либо в передвижных установках. Транспортируется он до места укладки самосвалами, затем загружается в бункер машины-укладчика. Она распределяет, выравнивает, и первый раз уплотняет покрытие.
  3. Окончательно бетон уплотняют дорожными автомобильными катками.

Обустройство тротуаров

Толщина покрытия, исходя из его назначения.

  1. Сначала устанавливаются бортовые камни, отделяющие тротуар и дорогу.
  2. Далее укладывается основание – асфальтобетон с наполнителем из щебня, шлака, кирпичного боя. Часто используется и асфальтовая крошка («старый» асфальтобетон).
  3. Исходя из типа грунта, основание тротуара может иметь толщину от 10 до 15 см.
  4. После укладки смеси, она тщательно разравнивается, а потом уплотняется самоходными и ручными катками.
  5. Далее производится расклинцовка мелкими камнями и шлаком.
  6. Само тротуарное покрытие (обычно на песчаном наполнителе) имеет толщину 3/4 см. Исключение составляет въездная дорожная часть, которая ведет в кварталы и дворы. Она должна иметь толщину 5 см.

Вывод

Асфальтобетон пока не имеет альтернативы при обустройстве дорог, взлетных полос аэродромов, а часто и промышленных полов, тротуаров. Этот материал надежен, долговечен и недорог. Существует много его марок и разновидностей. Поэтому к проектированию покрытия надо подходить очень внимательно.

Видео в этой статье содержит в себе еще много полезного.

masterabetona.ru

«Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон. Проектирование асфальтобетона»

Тема дорог всегда являлась проблемой нашего государства. Поэтому правильный подбор материалов для строительства дороги обеспечит долговечность и надежность дорожной конструкции. А хорошие дороги – это показатель экономической стабильности государства и качества жизни его граждан.

Асфальтобетон является наиболее распространенным материалом для устройства дорожных покрытий. Поэтому знание этого материала, умение правильно ориентироваться в его свойствах и особенностях, разбираться в его разновидностях, умение правильно подобрать состав – это тот необходимый минимум, которым должен обладать техник – дорожник.

Определение предмета исследования: Асфальтобетон, его классификация и особенности применения.

Цель данного исследовательского проекта:  запроектировать состав асфальтобетона, обеспечивающий  качество и долговечность дорожного покрытия для поставленной ситуационной задачи «Амурский предприниматель открывает в Благовещенском районе близ села Белогорье с/х предприятие (свиноферму). Необходимо усовершенствовать грунтовую дорогу, положив 2х-слойное асфальтобетонное покрытие. Рельеф местности – равнинный, отдельные участки на невысоких холмах. Подобрать вид, тип и марку асфальтобетона для каждого слоя дорожной одежды, сделав упор на местные дорожно-строительные материалы. Категорию дороги принять самостоятельно. Обосновать сделанный выбор и доказать выгоду данного асфальтобетона».

Задачи исследования:

  1. Изучить асфальтобетон, его свойства и классификацию;
  2. Изучить и проанализировать условия строительства дороги;
  3. Запроектироватьвид, тип и марку асфальтобетона в зависимости от климатических и геологических условий местности и категории дороги;
  4. Рассчитать состав асфальтобетона;
  5. Доказать целесообразность и выгоду применения данного асфальтобетона.

Гипотеза: Для данной дороги целесообразней применять горячий асфальтобетон.

Асфальтовый бетон – строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Перед смешиванием составляющие высушивают и нагревают до температуры 100-160°C. Различают асфальтобетон горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре смеси не ниже 120°C; холодный – с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха не ниже 10°C, а температуре смеси не ниже 50С.   Асфальтобетонприменяют для покрытий дорог, аэродромов, эксплуатируемых плоских кровель, в гидротехническом строительстве. В зависимости от нагрузок и климатических условий к асфальтобетону предъявляются соответствующие требования по плотности, прочности,  сдвигоустойчивости, водостойкости. Для приготовления асфальтобетона используют фракционированные минеральные материалы и битумы, качество которых регламентируются государственными стандартами.

Требования к материалам:

Щебень и гравий. Для приготовления асфальтобетонных смесей следует применять щебень игравий для строительных работ по ГОСТ 8267-93, щебень из металлургических шлаков по ГОСТ 3344-83.Щебень с размером зерен мельче 20 мм предназначен для приготовления мелкозернистых асфальтобетонных смесей, мельче 40 мм – для крупнозернистых.

Для смесей типа Б III марки, предназначенных для верхнего слоя искусственных покрытий, не рекомендуемся использовать недробленый гравий.  

Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня и гравия должно быть, % по массе, не более:15 – для смесей типа А и высокоплотных;   25 – для смесей типов Б  и высокопористых;   35 – для смесей типов В и пористых.

Песок. Природный песок и песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736.

Для приготовления асфальтобетонных смесей следует использовать природные и дробленые пески, а также отсевы продуктов дробления.

Песок может быть использован в качестве компонента щебенистых смесей, а также как самостоятельный наполнитель в песчаных асфальтобетонах.

В зависимости от крупности природного песка содержание пылеватых и глинистых частиц не должно превышать 3% по массе, в дробленом – 5 %.   

Минеральный порошок. Для приготовления асфальтобетонных смесей следует применять активированные и неактивированные минеральные порошки (ГОСТ 16557-78), изготавливаемые путей измельчения карбонатных горных пород.Применение минеральных порошков обязательно в асфальтобетонах I- II марок, предназначенных для использования в I- III климатических зонах. В этих же условиях предпочтение следует отдавать активированным минеральным порошкам, обеспечивающим повышенную плотность, водо- и морозостойкость асфальтобетонных покрытий.

В горячих смесях для плотного асфальтобетона II – III марок допускается использование в качестве минерального порошка тонкоизмельченных основных металлургических шлаков, а также самораспадающихся металлургических шлаков, к которым может быть отнесенаферропыль – отход производства заводов по выплавке феррохромов. Другие порошковые отходы промышленности, например, пыль уноса цементных заводов, золы уноса ТЭЦ и пр. допускается использовать в горячих  смесях для плотного асфальтобетона III марки и I- II марок для пористых и высокопористых асфальтобетонов.

Использование всех порошковых отходов промышленности в качестве минерального порошка следуем допускать только при условии полного соответствия всего комплекса физико-механических свойств асфальтобетона требованиям   ГОСТ 9128-2009.

Битум. Битумы – это органические вяжущие вещества, состоящие из высокомолекулярных углеводородов: нафтенового, метанового и ароматического, а так же кислородных, сернистых и азотистых производных.

Для приготовления асфальтобетонных смесей применяют нефтяные дорожные вязкие и нефтяные дорожные жидкие битумы. Для горячих асфальтобетонных смесей I и II марок следует применять только битумы марок БНД, а для горячих  асфальтобетонных смесей III и IV марок, а также для асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства оснований и нижних слоев покрытий, наряду с битумами марок БНД допускается также применение марок БН соответствующей вязкости.

Выбор оптимального состава асфальтобетона принято производить в зависимости от свойств исходных материалов, характера автомобильного движения и климатических условий местности, что всегда являлось определяющим условием строительства долговечных асфальтобетонных покрытий.

На стадии разработки проекта автомобильной дороги выбирают асфальтобетон определенной разновидности, конкретно для каждого конструктивного слоя дорожной одежды.

В верхних слоях покрытий на дорогах всех категорий используют только плотный асфальтобетон.

Нижние слои покрытий на дорогах I – II категорий устраивают из пористого асфальтобетона, а на дорогах III – IV категорий – из высокопористого асфальтобетона.

Для создания хорошего асфальтового покрытия необходимо обеспечить ему надежное основание с помощью щебня и песка. При этом щебень укладывается более крупными фракциями вниз, а мелкими – в верхние слои покрытия, что не только улучшает качество дороги, но и снижает затраты на ее строительство.

Вид и тип плотного асфальтобетона для верхних слоев покрытий назначают в зависимости от категории дороги и климатических условий района строительства.

Двухслойное асфальтобетонное покрытие, исходя из условия задачи, будем укладывать на дорогу Благовещенск – Белогорье, проходящую через  Моховую Падь. Так как дорога предназначена не только для обеспечения нужд фермы, но и обеспечивает транспортное сообщение населенных пунктов и нескольких баз отдыха, расположенных по данной трассе, то интенсивность движения и нагрузка на дорогу будут высокими, по ней будут проходить как легковые, так и грузовые автомобили, обеспечивающие будущую ферму, турбазы и населенные пункты сырьем и вывозящие продукцию.Данная дорога по принадлежности относится к дорогам общего пользования областной собственности. Предполагаемая интенсивность движения составит до 6000 автомобилей в сутки, что соответствует III технической категории дороги.

Анализ климатических условий:

Климат Амурской областирезко континентальный с муссонными чертами. Климат, прежде всего, характеризуют показатели температуры самого холодного и са­мого тёплого месяцев. Одинаковые показатели разных мест объединяются изотермами. Зима в области суровая. На широте Благовещенска январские температуры варьируют от −24 °C до −27 °С. Бывают морозы до −44 °С.Лето на юге области тёплое. Здесь проходят изотермы от 18 °C до 21 °С. Средние абсолютные максимумы темпера­туры могут достигать до 42 °С.Годовое количество осадков в Благовещенске — до 550 мм.

Для всей области характерен летний максимум осадков, что обус­ловлено муссонностью климата. За июнь, июль и август может вы­падать до 70 % годовой нормы осадков. Возможны колебания в вы­падении осадков. Так, летом с возрастанием испарения увеличива­ется абсолютная и относительная влажность, а весной из-за сухо­сти воздуха снежный покров большей частью испаряется, и след­ствием этого становится незначительный весенний подъём уровня воды в реках.

Такие климатические условия характерны для III дорожно-климатической зоны. Строительство планируется на весенний период (апрель), то есть будет осуществляться в благоприятный (теплый, сухой) период, поэтому целесообразно использовать горячую асфальтобетонную  смесь.Для горячих смесей в средних условиях России (II и III климатические зоны) в основном применяют битумы с вязкостью 60/90, 90/130, 130/200.Главное при выборе марки битума — климатические условия и нагруженность слоев дорожной одежды, то есть категория дороги.Рекомендуемая с учетом климатических условий область применения асфальтобетонов и битумов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог приведена в приложении АГОСТа9128-2009.

Качество битумов БНД выше, чем БН, так как они характеризуются более широким температурным интервалом пластичности и более высокой теплостойкостью, обладают низкой температурой хрупкости, лучшим сцеплением с поверхностью зерен минерального материала, но менее устойчивы к старению.

На основании указанных свойств битумов, учитывая время строительства, условия климата  и категорию дороги, выбираем битум марки БНД 90/130.

В районах III дорожно-климатический зоны, характеризующейся достаточно холодным и влажным климатом при строительстве верхнего слоя покрытий на дорогах третьей категории можно использовать горячие смеси типов А, Б, В, Г и Д II марки. Для устройства верхнего слоя покрытия,исходя из технической категории данной дороги,целесообразно использовать мелкозернистую смесь типа Б с содержанием щебня 40 – 50 % II марки, в которой формируется структура переходного типа в большей степени сзамкнутыми порами, препятствующими прониканию воды в покрытие. В тоже время, так как наша дорога проходит по холмам и имеет уклон, данный тип асфальтобетона обладает  достаточно шероховатой текстурой,  обеспечивающей хорошее сцепление колеса автомобиля с покрытием и гарантирующей безопасное движение.К тому же для повышения шероховатостив верхнийслойпри укатывании асфальтобетона на уклонах будем втапливатьчерный щебень фракции  5–20мм.

Для нижнего слоя нами был выбран высокопористый асфальтобетон, характеризующийся низким содержанием битума. Снижение расхода битума в асфальтобетонных смесях уменьшит стоимость покрытия  с обеспечением необходимого качества оснований дорожной одежды. Высокопористый асфальтобетон рекомендован для устройства оснований под асфальтобетонные полотна на дорогах II и III категорий. Применяем высокопористый щебеночный крупнозернистый асфальтобетон марки I, с использованием щебня фракции 20 – 40мм.       

В качестве каменных материалов, проанализировав доступность и экономическую выгоду, будем применять: щебень и отсев  ООО «Гравелон»,эта компания зарегистрирована по адресу г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, 24 – 303 офис; 3 этаж.На сегодняшний день «Гравелон» – единственная компания, занимающаяся производством щебня в непосредственной близости к Благовещенску: месторождение располагается всего в 15 километрах от областного центра.Продукция ООО «Гравелон» по всем параметрам соответствует требованиям в строительной и дорожной отраслях – это подтверждено лабораторными исследованиями. Песок речной – производства ООО «Фараон», эта компания зарегистрирована по адресу675520, Амурская область, Благовещенский район, с. Чигири, ул. Новая, д. 4.В проекте мы делаем упор на местные, а значит наиболее экономически выгодные, но при этом высококачественные материалы.

Существует два подхода к проектированию составов асфальтобетонных смесей. Первый — подбор смеси с непрерывной гранулометрией каменного материала (так называемый Макадам). Этот вариант гарантирует высокие механические свойства покрытия благодаря расклиниванию мелкими фракциями щебня более крупных фракций. Покрытие, выполненное из смеси с непрерывной гранолуметрией минеральной части, обладает высокой шероховатостью, устойчивостью к сдвигу. Свойства смеси не изменяются в результате отклонения в дозировке минерального порошка и битума, она легко распределяется, формируется и уплотняется в процессе устройства покрытия. При втором способе подбора смеси — по принципу плотного бетона — разрешается применять каменные материалы с окатанной формой зерен и прерывистой гранулометрией. В процессе уплотнения этих смесей образуется асфальтобетон с замкнутой пористостью, покрытие приобретает более высокую водостойкость и морозостойкость. Однако подобные смеси в большей степени склонны к неравномерному распределению в объеме зерен минеральной составляющей и битума. На их физико-механические свойства большое влияние имеют отклонения в дозировке минерального порошка и битума. Для покрытий из смесей, подобранных по принципу плотного бетона, характерна низкая шероховатость.

Мы применяем метод Макадам.

Для приготовления горячей асфальтобетонной смеси (типа Б, марки II) для верхнего слоя покрытия  принимаем следующие материалы: щебень гранитный фракционированный (фракции 20 – 10 и 15 -5) с истинной плотностью ρ=2620кг/м3;отсев гранитный с плотностью ρ=2760кг/м3;песок речной кварцевый с плотностью ρ=2700кг/м3;известняковый порошок с плотностью ρ=2910кг/м3.Зерновые составы материалов приведены в частных остатках в %:

Материал

Содержание зерен в %, крупнее данного размера в мм

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

<0,071

Щебень 20-10

3

41

54

2

Щебень 15-5

5

38

54

3

Отсев

13

27

30

10

7

6

4

3

Песок

12

18

47

5

8

8

2

Мин. порошок

2

3

5

15

75

Рассчитаем состав минеральных компонентов. Расчёт ведем в табличной форме, рассчитав сначала полные остатки на ситах, а затем полные остатки с учетом долевого содержания каждого материала в минеральной смеси. Долевое содержание каждого материала рассчитываем исходя из рекомендованных ГОСТом.

Расчет минеральной части асфальтобетона в полных остатках приведен в таблице:

Материал

Содержание зерен в %, крупнее данного размера в мм

Д.С.

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

<0,071

Рек. пределы пол. остатков для мелкозерн. а/бетона типа Б (ГОСТ 9128-9)

0 – 10

0 – 20

0 – 30

40 – 50

52 – 62

63 – 72

72 – 80

78 – 86

84 – 90

88 – 94

100

 

Щебень     20-10

3

44

98

100

100

100

100

100

100

100

100

 

Щебень 15-5

5

43

97

100

100

100

100

100

100

100

 

Отсев

13

40

70

80

87

93

97

100

 

Песок

12

30

77

82

90

98

100

 

Мин. порошок

2

5

10

25

100

 

Щебень    20-10

0,45

6,6

14,7

15

15

15

15

15

15

15

15

0,15

Щебень 15-5

1,55

13,33

30,07

31

31

31

31

31

31

31

0,31

Отсев

2,86

8,8

15,4

17,6

19,14

20,46

21,31

22

0,22

Песок

2,64

6,6

16,04

18,04

19,8

21,56

22

0,22

Мин. порошок

0,2

0,5

1

2,5

10

0,1

Сумма

0,45

8,15

28,03

47,93

57,44

68

79,84

83,68

87,26

91,4

100

 

Долевое содержание щебня 20-10 определяем по ситу № 10. Рекомендуется 0÷30%, принимаем 15%. Д.С. = =0,15. Для щебня 15 – 5, рекомендуется 40÷50%, а крупного щебня на сите № 5 у нас уже есть 15%, поэтому рекомендуем 25÷35%,  Д.С.= =0,31. Для минерального порошка должно быть 100-(88÷94)= 12÷6%,  Д.С.=  =0,12. Принимаем Д.С. = 0,1. На песок и отсев приходится Д.С.=1-(0,31+0,15+0,1)=0,44. Отсев повышает шероховатость и сдвигоустойчивость покрытия, но удорожает асфальтобетон, поэтому чтобы не повышать стоимость асфальтобетона, принимаем соотношение отсева и речного песка 50/50. Д.С. песка = 0,22,     Д.С. отсева = 0,22

Поправ.коэффициент = плотность материала/плотность основного материала

Уточненное содержания минеральных материалов приведено в таблице:

Материал

Истинная

плотность

Поправочный

коэффициент

Содержание материалов

Доли объёма

Доли массы

% по массе

Щебень 20-10

2620

1

0,15

0,15

14,6

Щебень15-5

2620

1

0,31

0,31

30,1

Отсев

2760

1,05

0,22

0,23

22,3

Песок речной

2700

1,04

0,22

0,229

22,2

Мин. порошок

2910

1,11

0,10

0,111

10,8

Итого

 

 

1

1,03

100

Содержание битума в смеси выбирают предварительно в соответствии с рекомендациями приложения Г ГОСТа 9128-2009и с учетом требований стандарта к величине остаточной пористости асфальтобетона для конкретного климатического региона.  Битума для горячего плотного асфальтобетона типа Б рекомендуется 5 – 6,5%. 

Оптимальное количество битума рассчитываем по битумоемкости материалов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Для этого вначале рассчитываем зерновой состав материалов, рассматривая породы из которых произведены каменные материала:

Материал

Остатки     на ситах

Размер сит, мм

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

< 0,071

Гранит

П.О

0,45

8,15

28,03

47,93

54,8

61,4

63,6

65,14

66,46

67,34

68

Ч.О

0,45

7,7

19,88

19,9

6,87

6,6

2,2

1,54

1,32

0,88

0,66

Известняк

П.О

0,2

0,5

1

2,5

10

Ч.О

0,2

0,3

0,5

1,5

7,5

Песок

П.О

2,64

6,6

16,94

18,04

19,8

21,56

22

Ч.О

2,64

3,96

10,34

1,1

1,76

1,76

0,46

 

Количество битума:

Размер фракций

 

Частный остаток от целого числа

Битумоёмкость, %

Количество битума,%

Гранит

Известняк

Песок

Гранит

Известняк

Песок

 

20-25

0,0045

4,5

0,0202

15-20

0,077

4,5

0,3465

10-15

0,198

4,7

0,9306

5-10

0,199

5,2

1,0348

2,5-5

0,0951

0,0264

5,5

3,3

1,0348+0,0871=1,1219

1,25-2,5

0,1056

0,0396

5,7

3,8

0,6019+0,1504=0,7523

0,63-1,25

0,1254

0,002

0,1034

5,9

6,0

4,6

0,73986+0,012+0,47564=1,2275

0,315-0,63

0,029

0,003

0,011

6,4

7,0

4,8

0,1856+0,021+0,0528=0,2594

0,16-0,315

0,0276

0,005

0,0176

7,4

7,3

6,1

0,20424+0,0365+0,10736=0,34801

0,071-0,16

0,027

0,015

0,0176

8,4

9,4

7,0

0,2268+0,141+0,16544=0,3678

<0,071

0,0066

0,075

0,0046

18

16

14

0,00891+1,2+0,064=1,27331

Итого

 

 

 

 

 

 

5,80821

В лаборатории готовят три образца из асфальтобетонной смеси с рассчитанным количеством битума и определяют: среднюю плотность асфальтобетона, среднюю и истинную плотность минеральной части, пористость минеральной части и остаточную пористость асфальтобетона по ГОСТ 12801-98. Если остаточная пористость не соответствует выбранной, то из полученных характеристик рассчитывают требуемое содержание битума Б (%) по формуле 

где V°пop – пористость минеральной части, % объема; Vмпор – выбранная остаточная пористость, % объема, принимается в соответствии с ГОСТ 9128-2009 для данной дорожно-климатической зоны; rб – истинная плотность битума, г/см3;rб = 1 г/см3; rмm – средняя плотность минеральной части, г/см3. Рассчитав требуемое количество битума, вновь готовят смесь, формуют из нее три образца и определяют остаточную пористость асфальтобетона. Если остаточная пористость совпадает с выбранной, то рассчитанное количество битума принимается. Так как мы не имеем возможности отформовать образцы из-за нехватки оборудования, считаем на этом наше исследование законченным.

Проведя нашу исследовательскую работу с нормативной литературой и интернет-источниками,мы получили следующие результаты для решенияконкретной ситуационной задачи:

  • Техническая категория дороги – III;
  • Дорожно-климатическая зона участка строительства – III;
  • Минеральные материалы доставляются: из ООО «Гравилон» – щебень и отсев; из ООО «Фараон» – песок речной кварцевый;
  • В зависимости от климатических условий, категории дороги, геологического строения местности, выбран горячий асфальтобетон, приготавливаемый на битуме марки БНД  90/130;
  • Для нижнего слоя покрытия – горячий высокопористый щебёночный асфальтобетон I марки, крупнозернистый с использованием щебня фракции 20 – 40 мм;
  • Для верхнего слоя покрытия –горячий плотный асфальтобетон II марки, типа Б мелкозернистый с использование щебня фракции 10 – 20мм.

Исходя из используемых материалов, рассчитали состав асфальтобетона для верхнего слоя покрытия:

Щебень гранитный фракции 20 – 10 мм   –  14.6%;

Щебень гранитный фракции 15 – 5 мм  –  30.1%;

Отсев гранитный  –  22,3%;

Песок речной кварцевый  –  22,2%;

Минеральный порошок известняковый  –  10.8%;

Вязкий битум марки БНД 90/130  – 5,8 % от массы минеральной смеси.

Мы доказали в процессе исследования, что именно горячая асфальтобетонная смесь более целесообразна для устройства покрытия данной дороги, так как она пригодна как для верхнего, так и для нижнего слоя. Рекомендуется для III дорожно-климатической зоны, применима в весенний период строительства. Позволяет в более короткие сроки по сравнению с холодным асфальтом запустить движение автотранспорта по дороге – структура горячего асфальтобетона формируется сразу после уплотнения и остывания асфальта до температуры окружающей среды. Горячий асфальтобетон более устойчив к воздействию автомобилей и атмосферных факторов. То есть, гипотеза подтверждена.

Для нашей страны асфальтобетон – основной материал дорожного строительства и теперь мы знаем «почему», знаем его основные преимущества. По сравнению с цементобетоном, это менее жесткий и более пластичный материал, а большая часть России находится на территории, характеризующейся большим перепадом среднегодовых, а кое-где и среднесуточных температур. Деформативность асфальтобетона обеспечивает его долговечность. Кроме того после затвердевания он становится более ровным, а значит, менее шумным и обладает необходимой шероховатостью. Во-вторых, по уложенному асфальтобетону можно сразу открывать движение и не ждать, пока он затвердеет, в отличие от цементобетона, который набирает необходимую прочность только на 28-й день. В-третьих, покрытие из асфальтобетона легко ремонтируется, моется, убирается, на нём хорошо держится любая разметка.

Литература и интернет источники

  1. Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог.М.: «Инфра-Инженерия», 2005
  2. ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
  3. СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги»
  4. ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам». Автомобильные дороги и мосты. Проектирование состава асфальтобетона и методы его испытаний. Обзорная информация. Выпуск 6. М. 2005.
  5. Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Асфальтобетон. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/, свободный
  6. «Гравилон». Добыча строительного камня, производство щебня. Стабильность, Качество, Надежность. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://gravelon.ru/, свободный
  7. Доркомтех. [Электронный ресурс]. – Марки и состав асфальта. – Режим доступа: http://dorkomteh.ru/, свободный

www.informio.ru

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ


Стр 1 из 6Следующая ⇒

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Издательство

Пермского национального исследовательского политехнического университета

Составители: доцент В.Ю. Кузнецов, ст. преподаватель В.А. Абдуллин,

ассистент Д.А. Агапитов

 

УДК 528

И ??

Рецензент

 

к-т техн. наук, профессор Б.С. Юшков

(Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

 

Смеси асфальтобетонные, щебеночно-мастичные, литые и асфальтобетоны: метод. указания к лабораторным работам / сост. В.Ю. Кузнецов, В.А. Абдуллин, Д.А. Агапитов – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. полит. ун-та, 2012. – ?? с.

Содержат последовательность выполнения лабораторных работ по испытанию асфальтобетонных смесей, используемых в строительстве.

Предназначены для проведения лабораторных работ по курсу «Технология конструкционных материалов» и выполнения учебно-исследовательской работы студентов специальности «Автомобильные дороги и мосты».

 

 

УДК 528

 

© ФГБОУ ВПО

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ………………………….

1.1. Термины и определения……………………………………….

1.2. Классификация асфальтобетонных смесей……………………..

1.2.1. Классификация щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей………..

1.2.2. Классификация литых асфальтобетонных смесей……….

1.3. Технические требования для подбора смесей…………………………….

1.4. Расчет состава асфальтобетонной смеси……………………………….

2. ОТБОР И ПРИГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ………………………………………….

2.1. Отбор проб и приготовление смесей в лаборатории………………………….

2.2. Контрольные образцы смесей асфальтобетона……………………………

2.3. Изготовление образцов из смесей асфальтобетона……………………

2.4. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип I, V)….

2.5. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип II, III)….

2.6. Хранение образцов…………………………..

3. ИСПЫТАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ……………………………

3.1. Определение средней плотности уплотненного материала………………….

3.2. Определение средней плотности минеральной части……………….

3.3. Определение истиной плотности минеральной части…………………….

3.4. Определение истиной плотности смеси…………………..

3.5. Определение пористости минеральной части……………………………

3.6. Определение остаточной пористости………………………

3.7. Определение водонасыщения……………………….

3.8. Определение предела прочности при сжатии………….

3.9. Определение предела прочности на растяжение при расколе……………….

3.10. Определение предела прочности на растяжение при изгибе и показателя деформации…………………………………………………..

3.11. Определение характеристик сдвигоустойчивости………………….

3.12. Определение водостойкости………………….

3.13. Определение водостойкости при длительном водонасыщении…………….

3.14. Определение водостойкости ускоренным методом……………………..

3.15. Определение морозостойкости……………………

3.16. Определение состава смеси……………….

3.17. Определение сцепления вяжущего с минеральной частью смеси………

3.18. Определение коэффициента уплотнения смесей и конструктивных слоях дорожных одежд……………………………….

4. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЙ………………………………………

4.1. Смеси и асфальтобетоны щебеночно-мастичные испытывают

по разделу 3………………………………..

4.2. Метод определения устойчивости смеси к расслаиванию по показателю стекания вяжущего…………………………………………….

5. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ЛИТЫЕ И ЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОН……….

5.1. Смеси и асфальтобетоны литые испытывают по разделу 3……………………

5.2. Определение глубины вдавливания штампа………………………..

5.3. Определение подвижности смеси………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ

 

1.1. Термины и определения

Асфальтобетонная смесь –эторационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Асфальтобетон –это уплотненная асфальтобетонная смесь.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Стабилизирующая добавка – вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

Литая асфальтобетонная смесь –рационально подобранная смесьминеральных материалов (щебня, песка, минеральных порошков) с полимер-битумным вяжущем. Представляет собой горячую пластичную смесь, с высокой плотностью вещества.

Литой асфальтобетон –застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии литая асфальтобетонная смесь.

 

Классификация асфальтобетонных смесей

Асфальтобетонные смеси (далее – смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на:

– щебеночные;

– гравийные;

– песчаные.

Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

– горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С;

– холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.

Горячие смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:

– Крупнозернистые с размером зерен до 40мм;

– Мелкозернистые с размером зерен до 20мм;

– Песчаные с размером зерен до 5мм.

Холодные смеси подразделяют на: мелкозернистые и песчаные.

Асфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды:

– Высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5%;

– Плотные с остаточной пористостью св. 2,5 до 5,0%;

– Пористые с остаточной пористостью св. 5,0 до 10,0%;

– Высокопористые с остаточной пористостью св. 10,0 до 18,0%.

Асфальтобетоны из холодных смесей должны иметь остаточную пористость свыше 6,0 до 10,0%.

Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы:

– Тип А с содержанием щебня (гравия) св. 50 до 60%;

– Тип Б с содержанием щебня (гравия) св. 40 до 50%;

– Тип В с содержанием щебня (гравия) св. 30 до 40%;

Высокоплотные горячие смеси и асфальтобетоны должны содержать щебня свыше 50% до 70%.

Высокопористые асфальтобетонные смеси подразделяют на высокопористые щебеночные и высокопористые песчаные.

Щебеночные и гравийные холодные смеси и асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх.

Горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

Г и Гх – на песках из отсевов дробления, а также на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30% по массе;

Д и Дх – на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70% по массе.

Высокоплотные горячие смеси и соответствующие им асфальтобетоны содержат щебень свыше 50 до 70%.

Смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в табл. 1.1.

Таблица 1.1

 

Виды и типы смесей и асфальтобетонов Марка
Горячие: – Высокоплотные – Плотные типов: А Б, Г В, Д – Пористые – Высокопористые щебеночные – Высокопористые песчаные Холодные типов: Бх, Вх Гх Дх – Высокопористые щебеночные   I   I, II I, II, III II, III I, II I II   I, II I, II II I

 

Классификация щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей

 

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее – смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее – асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:

– ЩМА 20 – с наибольшим размером зерен до 20мм

– ЩМА 15 – с наибольшим размером зерен до 15мм

– ЩМА 10 – с наибольшим размером зерен до 10мм

 

Контрольные образцы смесей асфальтобетона

Формы и размеры образцов.

Физико-механические свойства смесей, асфальтобетонов определяют на образцах, полученных уплотнением смесей в стальных формах.

Формы для изготовления цилиндрических образцов представляют собой стальные полые цилиндры, которые могут изготовляться в виде кассеты с тремя взаимосвязанными цилиндрическими формами диаметром 101,0мм, 71,4мм, 50,5 мм или одиночных обычных (рис.2.1). Размеры в зависимости от наибольшей крупности минеральных зерен приведены в табл. 2.5.

 

Таблица 2.5

 

Наибольшая крупность минеральных зерен Размеры форм, мм Площадь образца, см2
d d1 H h1 h2 h3 h4 d d1 d2 d3 d4
Форма одиночная обычная
50,5 - - - - - - -
10; 15; 20 71,4 - - - - - - -
101,0 - - - - - - -

 

Рис. 2.1. – Форма одиночная обычная

 

Хранение образцов

Образцы из смесей с вязкими и жидкими органическими вяжущими хранят на воздухе в комнатных условиях.

Образцы асфальтобетонных смесей испытывают через, сутки.

 

 

Определение водонасыщения

Сущность метода заключается в определении количества воды, поглощенной образцом при заданном режиме насыщения. Водонасыщение определяют на образцах, приготовленных в лаборатории из смеси или на образцах-вырубках (кернах) из покрытия (основания).

 

3.7.1. Средства контроля и вспомогательное оборудование

 

Весы лабораторные (OHAUS ARC 120) по ГОСТ 24104 4-го класса точности с приспособлением для гидростатического взвешивания.

Установка вакуумная.

Термометр химический ртутный стеклянный с ценой деления шкалы 1 °С по ГОСТ 400.

Сосуд вместимостью не менее 3,0 л.

 

3.7.2. Порядок проведения испытания

 

Водонасыщение определяют на образцах цилиндрической формы или на образцах-вырубках (кернах). Для смесей испытание проводят на образцах, использованных для определения средней плотности по разделу 3.1.

Образцы из смесей, взвешенные на воздухе и в воде по 3.1.2, помещают в сосуд с водой с температурой (20±2) °С. Уровень воды над образцами должен быть не менее 3 см.

Сосуд с образцами устанавливают в вакуумную установку, где создают и поддерживают давление не более 2000 Па (15 мм рт. ст.) в течение 1 ч при испытании образцов из смесей с вязкими органическими вяжущими; 30 мин – при испытании образцов из смесей с жидкими и эмульгированными вяжущими. Затем давление доводят до атмосферного и образцы выдерживают в том же сосуде с водой с температурой (20±2) °С в течение 30 мин. После этого образцы извлекают из сосуда, взвешивают в воде, обтирают мягкой тканью и взвешивают на воздухе.

 

3.7.3. Обработка результатов испытания

 

Водонасыщение образца , %, вычисляют по формуле для смесей

 

(3.9)

 

где, – масса образца, взвешенного на воздухе, г;

– масса образца, взвешенного в воде, г;

– масса образца, выдержанного в течение 30 мин в воде и взвешенного на воздухе, г;

– масса насыщенного водой образца, взвешенного на воздухе, г.

За результат определения водонасыщения принимают округленное до первого десятичного знака среднеарифметическое значение трех определений.

Требования к водонасыщению указаны в приложении 1 для асфальтобетонных смесей, в приложении 2 для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, в приложении 3 для литых асфальтобетонных смесей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 9128-2009. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

2. ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства.

3. ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.

4. ТУ 400-24-158-89*. Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон. Технические условия.

5. Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог / под редакцией С.Г. Цупикова. Издательство «Инфра-Инженерия» 2005-928с.

 

Учебное издание

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Составители: В.Ю. Кузнецов, В.А. Абдуллин, Д.А. Агапитов

 

 

Корректор Н.А. Московкина

 

 

Подписано в печать ??.??.??. Формат 60´90/16.

Усл. печ. л. 5,0.

Тираж 100 экз. Заказ № ???/2011.

 

 

Издательство

Пермского национального исследовательского политехнического университета

Адрес: 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, к. 113.

Тел. (342) 219-80-33.

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Издательство

Пермского национального исследовательского политехнического университета

Составители: доцент В.Ю. Кузнецов, ст. преподаватель В.А. Абдуллин,

ассистент Д.А. Агапитов

 

УДК 528

И ??

Рецензент

 

к-т техн. наук, профессор Б.С. Юшков

(Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

 

Смеси асфальтобетонные, щебеночно-мастичные, литые и асфальтобетоны: метод. указания к лабораторным работам / сост. В.Ю. Кузнецов, В.А. Абдуллин, Д.А. Агапитов – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. полит. ун-та, 2012. – ?? с.

Содержат последовательность выполнения лабораторных работ по испытанию асфальтобетонных смесей, используемых в строительстве.

Предназначены для проведения лабораторных работ по курсу «Технология конструкционных материалов» и выполнения учебно-исследовательской работы студентов специальности «Автомобильные дороги и мосты».

 

 

УДК 528

 

© ФГБОУ ВПО

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ………………………….

1.1. Термины и определения……………………………………….

1.2. Классификация асфальтобетонных смесей……………………..

1.2.1. Классификация щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей………..

1.2.2. Классификация литых асфальтобетонных смесей……….

1.3. Технические требования для подбора смесей…………………………….

1.4. Расчет состава асфальтобетонной смеси……………………………….

2. ОТБОР И ПРИГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ………………………………………….

2.1. Отбор проб и приготовление смесей в лаборатории………………………….

2.2. Контрольные образцы смесей асфальтобетона……………………………

2.3. Изготовление образцов из смесей асфальтобетона……………………

2.4. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип I, V)….

2.5. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип II, III)….

2.6. Хранение образцов…………………………..

3. ИСПЫТАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ……………………………

3.1. Определение средней плотности уплотненного материала………………….

3.2. Определение средней плотности минеральной части……………….

3.3. Определение истиной плотности минеральной части…………………….

3.4. Определение истиной плотности смеси…………………..

3.5. Определение пористости минеральной части……………………………

3.6. Определение остаточной пористости………………………

3.7. Определение водонасыщения……………………….

3.8. Определение предела прочности при сжатии………….

3.9. Определение предела прочности на растяжение при расколе……………….

3.10. Определение предела прочности на растяжение при изгибе и показателя деформации…………………………………………………..

3.11. Определение характеристик сдвигоустойчивости………………….

3.12. Определение водостойкости………………….

3.13. Определение водостойкости при длительном водонасыщении…………….

3.14. Определение водостойкости ускоренным методом……………………..

3.15. Определение морозостойкости……………………

3.16. Определение состава смеси……………….

3.17. Определение сцепления вяжущего с минеральной частью смеси………

3.18. Определение коэффициента уплотнения смесей и конструктивных слоях дорожных одежд……………………………….

4. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЙ………………………………………

4.1. Смеси и асфальтобетоны щебеночно-мастичные испытывают

по разделу 3………………………………..

4.2. Метод определения устойчивости смеси к расслаиванию по показателю стекания вяжущего…………………………………………….

5. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ЛИТЫЕ И ЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОН……….

5.1. Смеси и асфальтобетоны литые испытывают по разделу 3……………………

5.2. Определение глубины вдавливания штампа………………………..

5.3. Определение подвижности смеси………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ

 

1.1. Термины и определения

Асфальтобетонная смесь –эторационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Асфальтобетон –это уплотненная асфальтобетонная смесь.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Стабилизирующая добавка – вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

Литая асфальтобетонная смесь –рационально подобранная смесьминеральных материалов (щебня, песка, минеральных порошков) с полимер-битумным вяжущем. Представляет собой горячую пластичную смесь, с высокой плотностью вещества.

Литой асфальтобетон –застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии литая асфальтобетонная смесь.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Издательство

Пермского национального исследовательского политехнического университета

Составители: доцент В.Ю. Кузнецов, ст. преподаватель В.А. Абдуллин,

ассистент Д.А. Агапитов

 

УДК 528

И ??

Рецензент

 

к-т техн. наук, профессор Б.С. Юшков

(Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

 

Смеси асфальтобетонные, щебеночно-мастичные, литые и асфальтобетоны: метод. указания к лабораторным работам / сост. В.Ю. Кузнецов, В.А. Абдуллин, Д.А. Агапитов – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. полит. ун-та, 2012. – ?? с.

Содержат последовательность выполнения лабораторных работ по испытанию асфальтобетонных смесей, используемых в строительстве.

Предназначены для проведения лабораторных работ по курсу «Технология конструкционных материалов» и выполнения учебно-исследовательской работы студентов специальности «Автомобильные дороги и мосты».

 

 

УДК 528

 

© ФГБОУ ВПО

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ………………………….

1.1. Термины и определения……………………………………….

1.2. Классификация асфальтобетонных смесей……………………..

1.2.1. Классификация щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей………..

1.2.2. Классификация литых асфальтобетонных смесей……….

1.3. Технические требования для подбора смесей…………………………….

1.4. Расчет состава асфальтобетонной смеси……………………………….

2. ОТБОР И ПРИГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ………………………………………….

2.1. Отбор проб и приготовление смесей в лаборатории………………………….

2.2. Контрольные образцы смесей асфальтобетона……………………………

2.3. Изготовление образцов из смесей асфальтобетона……………………

2.4. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип I, V)….

2.5. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип II, III)….

2.6. Хранение образцов…………………………..

3. ИСПЫТАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ……………………………

3.1. Определение средней плотности уплотненного материала………………….

3.2. Определение средней плотности минеральной части……………….

3.3. Определение истиной плотности минеральной части…………………….

3.4. Определение истиной плотности смеси…………………..

3.5. Определение пористости минеральной части……………………………

3.6. Определение остаточной пористости………………………

3.7. Определение водонасыщения……………………….

3.8. Определение предела прочности при сжатии………….

3.9. Определение предела прочности на растяжение при расколе……………….

3.10. Определение предела прочности на растяжение при изгибе и показателя деформации…………………………………………………..

3.11. Определение характеристик сдвигоустойчивости………………….

3.12. Определение водостойкости………………….

3.13. Определение водостойкости при длительном водонасыщении…………….

3.14. Определение водостойкости ускоренным методом……………………..

3.15. Определение морозостойкости……………………

3.16. Определение состава смеси……………….

3.17. Определение сцепления вяжущего с минеральной частью смеси………

3.18. Определение коэффициента уплотнения смесей и конструктивных слоях дорожных одежд……………………………….

4. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЙ………………………………………

4.1. Смеси и асфальтобетоны щебеночно-мастичные испытывают

по разделу 3………………………………..

4.2. Метод определения устойчивости смеси к расслаиванию по показателю стекания вяжущего…………………………………………….

5. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ЛИТЫЕ И ЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОН……….

5.1. Смеси и асфальтобетоны литые испытывают по разделу 3……………………

5.2. Определение глубины вдавливания штампа………………………..

5.3. Определение подвижности смеси………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ

 

1.1. Термины и определения

Асфальтобетонная смесь –эторационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Асфальтобетон –это уплотненная асфальтобетонная смесь.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Стабилизирующая добавка – вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

Литая асфальтобетонная смесь –рационально подобранная смесьминеральных материалов (щебня, песка, минеральных порошков) с полимер-битумным вяжущем. Представляет собой горячую пластичную смесь, с высокой плотностью вещества.

Литой асфальтобетон –застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии литая асфальтобетонная смесь.

 

Классификация асфальтобетонных смесей

Асфальтобетонные смеси (далее – смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на:

– щебеночные;

– гравийные;

– песчаные.

Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

– горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С;

– холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.

Горячие смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:

– Крупнозернистые с размером зерен до 40мм;

– Мелкозернистые с размером зерен до 20мм;

– Песчаные с размером зерен до 5мм.

Холодные смеси подразделяют на: мелкозернистые и песчаные.

Асфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды:

– Высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5%;

– Плотные с остаточной пористостью св. 2,5 до 5,0%;

– Пористые с остаточной пористостью св. 5,0 до 10,0%;

– Высокопористые с остаточной пористостью св. 10,0 до 18,0%.

Асфальтобетоны из холодных смесей должны иметь остаточную пористость свыше 6,0 до 10,0%.

Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы:

– Тип А с содержанием щебня (гравия) св. 50 до 60%;

– Тип Б с содержанием щебня (гравия) св. 40 до 50%;

– Тип В с содержанием щебня (гравия) св. 30 до 40%;

Высокоплотные горячие смеси и асфальтобетоны должны содержать щебня свыше 50% до 70%.

Высокопористые асфальтобетонные смеси подразделяют на высокопористые щебеночные и высокопористые песчаные.

Щебеночные и гравийные холодные смеси и асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх.

Горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

Г и Гх – на песках из отсевов дробления, а также на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30% по массе;

Д и Дх – на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70% по массе.

Высокоплотные горячие смеси и соответствующие им асфальтобетоны содержат щебень свыше 50 до 70%.

Смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в табл. 1.1.

Таблица 1.1

 

Виды и типы смесей и асфальтобетонов Марка
Горячие: – Высокоплотные – Плотные типов: А Б, Г В, Д – Пористые – Высокопористые щебеночные – Высокопористые песчаные Холодные типов: Бх, Вх Гх Дх – Высокопористые щебеночные   I   I, II I, II, III II, III I, II I II   I, II I, II II I

 

Классификация щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей

 

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее – смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее – асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:

– ЩМА 20 – с наибольшим размером зерен до 20мм

– ЩМА 15 – с наибольшим размером зерен до 15мм

– ЩМА 10 – с наибольшим размером зерен до 10мм

 

Контрольные образцы смесей асфальтобетона

Формы и размеры образцов.

Физико-механические свойства смесей, асфальтобетонов определяют на образцах, полученных уплотнением смесей в стальных формах.

Формы для изготовления цилиндрических образцов представляют собой стальные полые цилиндры, которые могут изготовляться в виде кассеты с тремя взаимосвязанными цилиндрическими формами диаметром 101,0мм, 71,4мм, 50,5 мм или одиночных обычных (рис.2.1). Размеры в зависимости от наибольшей крупности минеральных зерен приведены в табл. 2.5.

 

Таблица 2.5

 

Наибольшая крупность минеральных зерен Размеры форм, мм Площадь образца, см2
d d1 H h1 h2 h3 h4 d d1 d2 d3 d4
Форма одиночная обычная
50,5 - - - - - - -
10; 15; 20 71,4 - - - - - - -
101,0 - - - - - - -

 

Рис. 2.1. – Форма одиночная обычная

 

Хранение образцов

Образцы из смесей с вязкими и жидкими органическими вяжущими хранят на воздухе в комнатных условиях.

Образцы асфальтобетонных смесей испытывают через, сутки.

 

 

Определение водонасыщения

Сущность метода заключается в определении количества воды, поглощенной образцом при заданном режиме насыщения. Водонасыщение определяют на образцах, приготовленных в лаборатории из смеси или на образцах-вырубках (кернах) из покрытия (основания).

 

3.7.1. Средства контроля и вспомогательное оборудование

 

Весы лабораторные (OHAUS ARC 120) по ГОСТ 24104 4-го класса точности с приспособлением для гидростатического взвешивания.

Установка вакуумная.

Термометр химический ртутный стеклянный с ценой деления шкалы 1 °С по ГОСТ 400.

Сосуд вместимостью не менее 3,0 л.

 

3.7.2. Порядок проведения испытания

 

Водонасыщение определяют на образцах цилиндрической формы или на образцах-вырубках (кернах). Для смесей испытание проводят на образцах, использованных для определения средней плотности по разделу 3.1.

Образцы из смесей, взвешенные на воздухе и в воде по 3.1.2, помещают в сосуд с водой с температурой (20±2) °С. Уровень воды над образцами должен быть не менее 3 см.

Сосуд с образцами устанавливают в вакуумную установку, где создают и поддерживают давление не более 2000 Па (15 мм рт. ст.) в течение 1 ч при испытании образцов из смесей с вязкими органическими вяжущими; 30 мин – при испытании образцов из смесей с жидкими и эмульгированными вяжущими. Затем давление доводят до атмосферного и образцы выдерживают в том же сосуде с водой с температурой (20±2) °С в течение 30 мин. После этого образцы извлекают из сосуда, взвешивают в воде, обтирают мягкой тканью и взвешивают на воздухе.

 

3.7.3. Обработка результатов испытания

 

Водонасыщение образца , %, вычисляют по формуле для смесей

 

(3.9)

 

где, – масса образца, взвешенного на воздухе, г;

– масса образца, взвешенного в воде, г;

– масса образца, выдержанного в течение 30 мин в воде и взвешенного на воздухе, г;

– масса насыщенного водой образца, взвешенного на воздухе, г.

За результат определения водонасыщения принимают округленное до первого десятичного знака среднеарифметическое значение трех определений.

Требования к водонасыщению указаны в приложении 1 для асфальтобетонных смесей, в приложении 2 для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, в приложении 3 для литых асфальтобетонных смесей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 9128-2009. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

2. ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства.

3. ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.

4. ТУ 400-24-158-89*. Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон. Технические условия.

5. Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог / под редакцией С.Г. Цупикова. Издательство «Инфра-Инженерия» 2005-928с.

 

Учебное издание

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Составители: В.Ю. Кузнецов, В.А. Абдуллин, Д.А. Агапитов

 

 

Корректор Н.А. Московкина

 

 

Подписано в печать ??.??.??. Формат 60´90/16.

Усл. печ. л. 5,0.

Тираж 100 экз. Заказ № ???/2011.

 

 

Издательство

Пермского национального исследовательского политехнического университета

Адрес: 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, к. 113.

Тел. (342) 219-80-33.

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ЩБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ, ЛИТЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Издательство

Пермского национального исследовательского политехнического университета

Составители: доцент В.Ю. Кузнецов, ст. преподаватель В.А. Абдуллин,

ассистент Д.А. Агапитов

 

УДК 528

И ??

Рецензент

 

к-т техн. наук, профессор Б.С. Юшков

(Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

 

Смеси асфальтобетонные, щебеночно-мастичные, литые и асфальтобетоны: метод. указания к лабораторным работам / сост. В.Ю. Кузнецов, В.А. Абдуллин, Д.А. Агапитов – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. полит. ун-та, 2012. – ?? с.

Содержат последовательность выполнения лабораторных работ по испытанию асфальтобетонных смесей, используемых в строительстве.

Предназначены для проведения лабораторных работ по курсу «Технология конструкционных материалов» и выполнения учебно-исследовательской работы студентов специальности «Автомобильные дороги и мосты».

 

 

УДК 528

 

© ФГБОУ ВПО

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ………………………….

1.1. Термины и определения……………………………………….

1.2. Классификация асфальтобетонных смесей……………………..

1.2.1. Классификация щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей………..

1.2.2. Классификация литых асфальтобетонных смесей……….

1.3. Технические требования для подбора смесей…………………………….

1.4. Расчет состава асфальтобетонной смеси……………………………….

2. ОТБОР И ПРИГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ………………………………………….

2.1. Отбор проб и приготовление смесей в лаборатории………………………….

2.2. Контрольные образцы смесей асфальтобетона……………………………

2.3. Изготовление образцов из смесей асфальтобетона……………………

2.4. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип I, V)….

2.5. Изготовление образцов литых асфальтобетонных смесей (смесь-тип II, III)….

2.6. Хранение образцов…………………………..

3. ИСПЫТАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ……………………………

3.1. Определение средней плотности уплотненного материала………………….

3.2. Определение средней плотности минеральной части……………….

3.3. Определение истиной плотности минеральной части…………………….

3.4. Определение истиной плотности смеси…………………..

3.5. Определение пористости минеральной части……………………………

3.6. Определение остаточной пористости………………………

3.7. Определение водонасыщения……………………….

3.8. Определение предела прочности при сжатии………….

3.9. Определение предела прочности на растяжение при расколе……………….

3.10. Определение предела прочности на растяжение при изгибе и показателя деформации…………………………………………………..

3.11. Определение характеристик сдвигоустойчивости………………….

3.12. Определение водостойкости………………….

3.13. Определение водостойкости при длительном водонасыщении…………….

3.14. Определение водостойкости ускоренным методом……………………..

3.15. Определение морозостойкости……………………

3.16. Определение состава смеси……………….

3.17. Определение сцепления вяжущего с минеральной частью смеси………

3.18. Определение коэффициента уплотнения смесей и конструктивных слоях дорожных одежд……………………………….

4. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОНЫ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЙ………………………………………

4.1. Смеси и асфальтобетоны щебеночно-мастичные испытывают

по разделу 3………………………………..

4.2. Метод определения устойчивости смеси к расслаиванию по показателю стекания вяжущего…………………………………………….

5. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ЛИТЫЕ И ЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОН……….

5.1. Смеси и асфальтобетоны литые испытывают по разделу 3……………………

5.2. Определение глубины вдавливания штампа………………………..

5.3. Определение подвижности смеси………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕСЯМ

 

1.1. Термины и определения

Асфальтобетонная смесь –эторационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Асфальтобетон –это уплотненная асфальтобетонная смесь.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Стабилизирующая добавка – вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

Литая асфальтобетонная смесь –рационально подобранная смесьминеральных материалов (щебня, песка, минеральных порошков) с полимер-битумным вяжущем. Представляет собой горячую пластичную смесь, с высокой плотностью вещества.

Литой асфальтобетон –застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии литая асфальтобетонная смесь.

 




infopedia.su