Смазки для автомобилей назначение – Автомобильные смазки. Их сравнение и применение. Универсальная смазка “UNI-M”. — DRIVE2

Содержание

Автомобильные пластичные смазки свойства виды

 

Среди смазочных материалов, смазки занимают важное место. Уникальность смазок заключается в том, что в сочетании свойств жидкого и твердого вещества их используют та, где нет возможности использовать жидкие масла.

Литол-24

Литиевая многоцелевая литиевая смазка. Загуститель-литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты. Изготавливается окрашенная (с добавлением красно-вишневого пигмента), и некрашеная желтого цвета. Имеет интересные свойства: при морозе в минус двадцать и ниже и в процессе работы вязкость уменьшается в два раза до 200-500 Па/с, с соответственным снижением трения.

Для поводкового кольца обгонной муфты стартера.

Минимальная рабочая температура: -40, максимальная:+130.

Предел прочности при +50: 500 Па

Вязкость при 0:240 Па/с, при 20:100Па/с

Смываемость водой при 40 за 6 часов:3%

Фиол-1, Фиол-2, Фиол-3

Многоцелевые литиевые смазки. Отличаются между собой степенью вязкости. Фиол-3 по своим свойствам близок к Литолу-24, у Фиола-2 вязкость немного меньше, Фиол-1 еще менее вязкая.

Фиол-1 для рулевого механизма переднеприводных автомашин.

Минимальная рабочая температура: -40, максимальная: +120.

Предел прочности при +50: 200Па

Вязкость при 0: 110 Па/с, при 20: 80Па/с

Смываемость водой при 40 за 6 часов: 3%

Фиол-2У

Литиевая смазка, которая содержит дисульфид молибдена 5%.
Хорош для подшипников крестовин карданной передачи.

Шрус-4

Это литиевая смазка, она содержит дисульфид молибдена не менее 10%.
Используется для шарниров равных угловых скоростей передних колес, использование другой смазки непозволительно, направляющих пальцев суппорта передних тормозов.

Шрб-4

Это бариевая смазка для узлов трения скольжения, которые работают в контакте с резиновыми уплотнениями.

Для шарниров рулевых тяг и шаровых опор.

Минимальная рабочая температура: -40, максимальная: +130.

Предел прочности при +50: 270Па

Вязкость при 0: 120 Па/с, при 20: 55Па/с

Смываемость водой при 40 за 6 часов: 1,3%

Смазка №158

Это литиевая смазка на основе фталоцианина меди, он придает характерный синий цвет. Наносит вред коже! Для подшипников качения и лучше всего подходит, для подшипников крестовин карданной передачи. Имеет довольно таки плохие низкотемпературные свойства из-за содержания в своем составе густого масла МС-20.

Мин. рабочая температура: -30, максимальная: +90.

Предел прочности при +50: 440Па

Вязкость при 0: 130 Па/с, при 20: 80Па/с

Смываемость водой при +40 за 6 часов: 12%

Втв-1

Это технический вазелин находится в аэрозольной упаковке.

Отлично подходит для замков дверей, пробки бензобака, клемм и зажимов АКБ, крышки заливной горловины бензобака.

Униол

Подходит хорошо для рулевого механизма, в полость между гайкой и пыльником шестерни рулевого механизма.

Графитная-Ж

Отлично подходит для всех болтов подряд и других непритязательных мест.

УСсА-графитовая смазка

В состав входит 10% коллоидный графит, сохраняющийся в узле трения после того, как все остальные компоненты смазки полностью выработаются.

Подходит для ограничителей открывания дверей

Мин. рабочая температура: -20, максимальная: +70.

Предел прочности при +50: 370Па

Вязкость при 0: 280 Па/с, при 20: 80Па/с

Смываемость водой при 40* за 6 часов: 10%

Униол

Подходит хорошо для рулевого механизма, в полость между гайкой и пыльником шестерни рулевого механизма.

Лсц-1

Подходит для шлицов ведомого диска сцепления, шлицов первичного вала КПП.

Все виды автомобильных пластичных смазок можно хранить не более пяти лет, в рабочем узле машины, или непосредственно в заводской упаковке, по истечении этого срока, смазку нужно заменить.

mitsumotorscar.ru

Основное назначение автомобильных смазок

Автомобильные смазки имеют свойства защиты автомобиля от повреждений. Смазочные составы подразделяют на несколько видов.

Пластичные смазки

Их применяют для использования в негерметичных по функционированию узлах, таких, как карданы, крестовины, подшипники, ступицы колес автомобиля, так как в этих местах сложно применить систему смазки с жидким маслом. В связи с этим они загущены до мазеобразного состояния.

Трансмиссионные масла

Они обладают достаточной выдержкой при высоких удельных нагрузках в узлах трения, создавая прочную смазывающую пленку. В особенности эти масла играют важную роль при гидромеханических трансмиссиях.

Технические жидкости

Их используют в качестве охлаждения двигателя, облегчения его пуска, а также для усиления работы в системе тормозов и автоматических коробках передач. Данные жидкости различаются по составу и свойствам, имеют высокую теплоемкость и теплопроводность для обеспечения нормальной работы системы. При бесперебойной работе двигателей применяют антифризы, снижающие температуру застывания и обладающие эффектом смазывания. Для работы аккумулятора необходим электролит, в качестве которого используется раствор серной кислоты.

Тормозная жидкость имеет свойство замерзания, обладая низкой температурой и незначительной вязкостью. В ее состав входят смеси растворителя и нелетучего вещества.

Для всех видов автомобилей необходима тормозная жидкость с гидравлическим приводом, которая обеспечивает передачу давления в системе торможения автомобиля. В нее никоем образом не должна попадать влага, так как при этом создаются условия для коррозии элементов системы, что приводит к отказу тормозов.

Моторные масла

Они обеспечивают непоколебимую работу двигателей. Применяют данного вида жидкости для:

  • снижения коэффициента трущихся деталей;
  • предохранения наружных частей системы от коррозии;
  • уплотнения зазоров;
  • охлаждения деталей, имеющих свойство трения.

Состав моторного масла имеет разнохарактерное происхождение. Он зависит от типа двигателя и вида топлива – дизельного или бензина.
Качественным показателем жидкости является степень вязкости, т.е. сила внутреннего трения. При выборе учитываются сезонные факторы, технические характеристики и материальное состояние клиента. Маловязкие масла позволяют экономить топливо, но приводят к более быстрому износу деталей. Более высокий коэффициент вязкости позволяет пользоваться автомобилем с минимальным износом его составляющих запчастей.

nalivom.ru

как использовать в быту и в мастерской

Из этой статьи вы узнаете, какие бывают технические смазки и для чего они предназначены. Мы расскажем о разновидностях, бытовом применении, особенностях состава и дадим практические советы.

В статье вы найдёте ориентировочные цены на популярные виды бытовых смазочных материалов.

Сегодняшний рынок не испытывает недостатка в сопутствующей продукции — всё, что применяется в тяжёлой промышленности или высокоточном производстве, можно приобрести в открытой продаже. Это в полной мере касается многочисленных видов технических лубрикантов — смазочных материалов. В этой статье мы разберёмся, какие из них наиболее подходят для решения ежедневных бытовых и хозяйственных задач.

Машинное масло

Исходное назначение. Популярный вид смазки, знакомый каждому, кто имел дело с любым видом техники. Моторное и трансмиссионное масло предназначено для создания «масляного тумана» или «облака», которое образуется при работе деталей в закрытой среде (КПП, двигатель). В «спокойном» состоянии оно находится в картере или закрытом поддоне. То есть в полной мере свойства машинного масла проявляются при интенсивной работе механизмов и температуре до 120 °С. Такой способ смазки называется «масляная ванна».

Применение в быту. Моторное или веретённое масло — универсальная жидкость для смазки любых механизмов — от замков и петель до швейных машин.

Нюанс применения. В холодном состоянии, несмотря на относительную вязкость, моторное масло сохраняет текучесть и может проявиться из отверстий (вытечь). При этом в нём скапливается металлическая пыль, образованная истиранием деталей.

Совет. Будьте внимательны и не смазывайте бытовые механизмы сверх меры — лишнее масло может вытечь в неожиданном месте и испортить отделку (обивку, покрытие). Растворяется любым растворителем на нефтепродуктах — от бензина до сольвента, отпаривается.

Цена на машинное (веретённое) масло, подходящее для бытового применения

НазваниеПроизводительУпаковкаЦена упаковки, у. е.
Масло машинное бытовоеООО «Борка»Маслёнка 100 мл1,1
Машинное масло универсальноеИП «Рейхарт»Маслёнка 150 мл1,5
И-20 А«Химлюкс», УльяновскКанистра 10 л12,5
И-20 А«ПЛАНЕТА», УльяновскБочка 10 л27,5
И-40 АOil Right («Газпром»)Бочка 20 л32

Солидол, литол (тавот)

Исходное назначение. Машинное масло, загущенное мылами кальция до сметанообразной консистенции. Жирная липкая субстанция, которая не вымывается потоком воды — усовершенствованное машинное масло. Предназначено для работы во влажных средах в сельхозтехнике, транспорте и судах. Пропитанный солидолом холст становится гидрофобным и консервируется. Не вытекает под гравитацией.

Применение в быту. Отличная смазка для механизмов в негерметичных кожухах — замки старого образца, маховики швейных машин, подвижные части вело- и мототехники, втулки, подшипники. Защита фитингов, вентилей, датчиков во влажной среде — кессонах, подвалах, сантехнических узлах и т. д. Вазелин и солидол — однородные составы, но разной степени очистки компонентов. Используется в садоводстве для приготовления вара.

Нюанс применения. Запас солидола можно нанести на внутреннюю часть кожуха и добавлять на узел во время профилактики. Натуральный солидол разлагается при температуре 80 °С, синтетический при 95 °С. Не подходит для узлов с высокими нагрузками и трением. Не удаляется до конца с тканей (материала).

Совет. Солидолом хорошо смазывать кирзовую, кожаную и другую рабочую обувь — она становится устойчивой к воде, морозу и более эластичной.

Стоимость солидола

НазваниеПроизводительУпаковкаЦена упаковки, у. е.
Смазка Солидол жировой«ХИМЛЮКС», УльяновскБаллон 850 г3,5
Солидол Ж (ГОСТ 20799)«ВЕЛЕС», Ростов-На-ДонуВедро 18 кг32,5
Солидол Ж (ГОСТ 20799)«Нева-Ресурс», СПбВедро 10,6 кг24
Солидол С (ГОСТ 20806)OIL RIGHT, ТюменьТюбик, банка 800 г2,5

Графитовая смазка

Исходное назначение. Солидол, в который добавлен порошок графита. Основное свойство графита — крайне низкая теплопроводность, что сохраняет свойства солидола в работе при высоких температурах (80–150 °С). Смазка устойчива к влаге, разработана и производится для применения в нагруженных узлах станков и машин с высоким трением. Используется во всех видах редукторов промышленной, судоходной и транспортной техники, а также для смазки седла прицепных тягачей (автопоездов).

Применение в быту. Наравне с солидолом, но добавляются узлы с повышенной температурой. Чаще всего это редукторы болгарок, циркулярных пил, дрелей и перфораторов, домашних станков и т. д.

Нюанс применения. Совпадает с солидолом, но графитовая смазка гораздо более маркая (чёрная) и оставляет не только жирное пятно, но и чёрный налёт. Пользоваться ей следует крайне аккуратно.

Совет. Графитовую смазку можно изготовить своими руками, смешав солидол, машинное масло и графитовый порошок (перемолотый карандашный грифель) до нужной консистенции. Лучший способ смазки велосипедной или мотоциклетной цепи — «проварить» её в такой смазке 10–15 минут. Из-за графита солидол при варке не распадается.

Розничные цены на графитовую смазку

НазваниеПроизводительУпаковкаЦена упаковки, у. е.
Uponor GrafUPONOR, ФинляндияТюбик 30 г11
REXANTRexant, КНРТюбик 20 г5,5
Смазка графитоваяACV, РоссияТюбик 30 г7,5
OilRightOilRight, РоссияТуба 360 г28

Аэрозоль

Исходное назначение. Прочистка мелких механизмов и инструмента от песка, грязи, налёта и старых масел. Используется при ремонте и профилактике механизмов для осмотра удаления посторонних включений. Состоит из жидкого технического масла и растворителя, закачанных в баллон под давлением. Растворяет большинство известных технических масел и жидкостей (кроме специальных, устойчивых).

Применение в быту. Откручивание ржавых гаек и болтов, восстановление работоспособности заклинивших механизмов (если детали не деформированы), смазка труднодоступных мест — мебельных петель, замков, больших часов. Жидкость растворяет лёд — смазка помогает открыть замёрзшие замки автомобилей.

Нюанс применения. Баллон всегда имеет длинную тонкую трубку, что позволяет заводить смазку в проёмы 2 мм. Жидкость испаряется, не оставляя существенных следов, растворяет жир, нетоксична. Принято считать, что аэрозоль — панацея для смазки всего и вся (всех видов механизмов). Однако это не смазка, а растворитель, содержащий некоторое количество масла.

Внимание! При работе с аэрозолью берегите глаза, особенно во время промывки чашевидных элементов. Наиболее опасна аэрозоль для прочистки карбюраторов и форсунок (содержит кислоту).

Совет. Используйте аэрозоль только в качестве «аварийного» или профилактического средства для промывки механизма. После её применения смажьте детали соответствующим составом, иначе металл останется «обнажённым» и станет конденсировать влагу.

Цены на масляные аэрозоли

НазваниеПроизводительУпаковкаЦена упаковки, у. е.
Смазка Мульти спрей AR-312PATRIOT Arsenal, РоссияБаллон 320 мл4,5
Смазка графитовая SL«Агат-Авто», РоссияБаллон 200 мл3
Пластичная смазка AvoraNESTE, ФинляндияБаллон 470 мл21
WD-40WD-40, СШАБаллон 420 мл12,5

Прочие виды масел

Компрессорное масло

Предназначено для работы в суровых условиях — высокая температура и давление. Содержит противоизносные, антиокислительные и антикоррозийные присадки. Может использоваться в любом виде техники.

Гидравлическое масло

Существует множество разновидностей этого ГСМ, под каждую задачу есть свой состав. Отличается высокой температурой вспышки, устойчивостью к химическому растворению и высокой теплопроводностью.

Пищевое масло (подсолнечное)

Также обладает смазывающими свойствами для механизмов. Применять его можно разве что в аварийном случае — когда срочно нужно смазать или протереть деталь, а под рукой ничего другого нет. После применения необходимо провести профилактику — промыть механизм и нанести подходящий состав. Пищевое масло накапливает пыль и грязь, что может со временем привести к заклиниванию механизма.

Отработанное машинное масло

ГСМ, который выполнил свою работу, имеет в своём составе металлическую пыль и непригоден более для механизмов. Однако такие масла сохраняют очень полезное свойство — горючесть. То есть, по сути они являются энергоносителями. Такое выгодное свойство не прошло мимо внимания народных умельцев и на «отработке» стали делать печи и даже котлы автономного отопления. Печи на отработанном масле пользуются популярностью у фермеров, владельцев частных домов, гаражей, теплиц. «Отработка» в холодном виде — отличный технический консервант для древесины. Дерево глубоко (до 2 мм) впитывает масло, состав которого неприемлем для насекомых.

Своевременная смазка любого механизма — залог его надёжной и долгой работы. Два главных симптома, которые говорят о том, что пора его смазать — это скрип и перегрев. Не стоит ждать, пока износятся «сухие» детали и появится люфт. И помните, самая простая и дешёвая маслёнка — обычный медицинский шприц. Им вы сможете доставить смазку в самое труднодоступное место.

Виталий Долбинов, рмнт.ру

rmnt.mirtesen.ru

Автомобильные смазки


14.08.2010
Автомобильные смазки


В основных узлах трения автомобилей (ступицы колес, подвеска, рулевое управление
и др.) применяют смазки общего назначения:
солидол С
, 1-13,
графитную УСсА и др.
В настоящее время для грузовых и легковых автомобилей всех марок рекомендуют и успешно
применяют многоцелевую смазку
литол-24
. Эта смазка допущена к применению во всех
узлах трения автомашин, а также тракторов, инженерных машин и др. взамен солидолов, консталинов,
1-13, ЯНЗ-2, карданной AM и других смазок общего назначения, за исключением
графитной УСсА. Прогрессивным направлением является использование в отдельных агрегатах
и узлах трения автомобилей несменяемых смазок (ЛСЦ-15, ЛЗ-31, № 158 и др.). Бессменная
работа смазки определяется в первую очередь не ее свойствами, а рациональной конструкцией
узла трения. При надежной герметизации срок службы большей части пластичных смазок
в узле может достигать нескольких лет. Но при этом температура, скорости и нагрузки
должны соответствовать типу смазки.

Смазка ЯНЗ-2 представляет собой  мазь черного или коричневого цвета
с гладкой текстурой. Стандартом для автомобильной смазки ЯНЗ-2 является ГОСТ
9432—60. В 1978 г. в технические условия
смазки ЯНЗ-2 внесены существенные изменения. Ее стали готовить на мылах смеси СЖК Бердянского ОНМЗ (3,5%) и Шебекинского
химкомбината, а также СЖК C1—С4 (5,5%). В смазку стали
добавлять сульфонат натрия, который  препятствует термоупрочнению. В
качестве базового стали использовать маловязкую основу, что позволяет немного улучшить
морозостойкие
свойства. Предельная температура использования смазки ЯНЗ-2 не должна превышать 90—100 °С
(во избежание уплотнения). При температурах около нуля  вязкость смазки
ЯНЗ-2 меньше, чем других  Na-смазок. При —15 °С вязкость значительно
повышается.
Именно поэтому нижний температурный предел применения смазки ЯНЗ-2 почти такой же, как
и у натриевых смазок общего назначения. Заправлять ее в узлы трения солидолонагнетателем
можно до —25 °С. Смазка ЯНЗ-2 при длительном пребывании во влажной среде
эмульгируется, хотя почти нерастворима в воде. К недостаткам ее относится также тиксотропное упрочнение
после деформирования. Смазку ЯНЗ-2 применяют в ступицах колес, подшипниках водяного
насоса и в других узлах автомобилей. Она имеет определенные преимущества перед жировой
смазкой 1-13, обусловленные более мягкой консистенцией и пониженной вязкостью при
обычных температурах. Поэтому ЯНЗ-2 лучше смазывает тела и дорожки качения подшипников.
Смазка ЯНЗ-2 сейчас вытесняется многоцелевой автомобильной смазкой литол-24, работоспособной
не только в подшипниках качения, но и в узлах трения подвески и рулевого управления,
где применение смазки ЯНЗ-2 не допускается.

Смазка ЛСЦ-15 (ТУ 38 УССР 2-01-224—75) готовится на тех же маслах, что
и многоцелевые смазки литол-24 и фиолы. Она также загущена литиевым мылом
12-оксистеариновой кислоты. В отличие от упомянутых смазок, в нее входит 17%
окиси цинка, которая эффективно предотвращает окисление смазки. Поэтому, а также
благодаря хорошей адгезии к металлу, водостойкости и прекрасным консервационным
свойствам, смазку ЛСЦ-15 применяют в качестве несменяемой в узлах трения
автомобилей ВАЗ: в рычагах выключения сцепления, шлицевых соединениях, втулках
педали сцепления, петлях дверей, механизмах стеклоподъемника, в шарнирах и осях
приводов педали газа  и др. Применяют смазку ЛСЦ-15, наряду с
литолом-24, в ступицах колес автомобиля. Гарантийный срок хранения в таре смазки
ЛСЦ-15 (1 год) явно занижен. Фактически она вполне стабильна при хранении, по
крайней мере 5 лет. При необходимости смазку ЛСЦ-15 можно заменять смазками
ШРБ-4 или литол-24.


Смазка ШРБ-4 (ТУ 38 УССР 201143—77)
практически единственная
комплексная бариевая смазка,
выпускаемая в России. Имеет волокнистую текстуру. Для создания комплексного
загустителя в смазку введен избыток свободных
кислот — до 0,8% в пересчете на олеиновую кислоту. Морозостойкие свойства смазки
ШРБ-4 выше среднего. Смазка водостойка. Обладает высокой точкой плавления. Поскольку смазка работает в контакте с резиновыми уплотнениями
техническими условиями предусмотрен
контроль ее действия на резину. Для контроля качества измеряется изменение объема резины после выдержки 70 ч при 70 °С. Смазку
ШРБ-4 применяют в автомобилях ВАЗ (наконечниках тяг рулевого управления,
шарнирах передней подвески). В герметичных узлах смазка работоспособна без смены
и пополнения в течение
длительного времени (до 100 000 км пробега). Смазку ШРБ-4 можно заменить смазкой литол-24 или ЛСЦ-15.
Смазка ШРБ-4 имеет гарантийный срок хранения 1 год. Практически же смазку можно хранить в течение более длительного
времени.

Автомобильная для переднего ведущего моста AM — карданная (ГОСТ 5730—51)
представляет собой липкую длинноволокнистую мазь светло- или темно-коричневого цвета.
Она чувствительна к влаге и может вымываться из узлов трения. Готовят смазку загущением
вязкого масла АК-15 водорастворимым натриевым мылом. До 1976 г. смазку получали
на смеси масел АК-15 и АК-10. Сейчас масло АК-10 (в связи с прекращением его производства)
из рецептуры смазки исключено. Карданную смазку используют в шаровых шарнирах карданов
постоянной угловой скорости передних ведущих мостов автомобилей. Она рекомендуется
для шарниров типа Тракта, Рзеппа и особенно Вейса. Карданную смазку можно применять
в узлах трения только при наличии надежных уплотнений. Взамен смазки карданная AM
рекомендована многоцелевая смазка литол-24. Положительные результаты были получены
также при испытаниях в карданах равных угловых скоростей смазки униол-1. В качестве
временных заменителей можно рекомендовать близкие по составу и свойствам к смазке
карданная AM смазки 1-13 или консталин жировой. Учитывая предстоящее вытеснение
смазки карданная AM новыми видами смазок, стандарт на нее был пересмотрен в 1976
г. с ограничением срока его действия до 1979 г. Смазка карданная AM обеспечивает
длительную работу шаровых шарниров карданов только при правильном заполнении узлов трения. Избыток смазки приводит к разрушению и вытеканию.
Недостаток –  приводит к сухому трению.


Фиол-2У (ТУ 38 УССР 201266—76)
выпускают в ограниченных объемах. Ее
готовят на смеси нефтяных масел. В качестве загустителя используют 12-оксистеарат лития.
Высокие противоизносные свойства придает смазке  специальная композиция
присадок и добавок (содержание  MoS2 доходит до 5%). Разработана для шарниров равных угловых скоростей переднеприводных колес автомобиля-вездехода ВАЗ-2121. В дальнейшем может вытеснить
смазку карданная AM и литол-24 в указанных узлах других автомашин.


Смазка № 158 (ТУ 38 101320—77)
представляет собой мягкую мазь гладкой
текстуры. Специфический цвет смазки обусловлен присутствием в ней  фталоцианина
меди – синего пигмента, играющего роль антиокислительной присадки и  загустителя. Температурный диапазон
использования (от —40 до 120°С) смазки № 158 указан в технических условиях
неточно. Смазка имеет плохие низкотемпературные свойства, что объясняется
приготовлением ее на вязком авиационном масле. В подшипниках качения электрооборудования
автомобилей это не имеет большого значения, поскольку такие узлы трения не нуждаются
в низкотемпературных смазочных материалах. Рекомендуется использовать смазку 
при температурах не ниже —30 °С. При температурах до 90—100 °С смазка № 158
сохраняет свои свойства в течение длительного времени. Кратковременный перегрев
смазки до 120 °С вполне допустим. По техническим условиям необходимо, чтобы температура каплепадения ее была не ниже
125°С; практически же этот показатель близок или превышает 150 °С. При
регулярной работе со смазкой
№ 158 требуется точное выполнение всех правил техники безопасности. Недостатки смазки № 158 — интенсивное
окрашивание верстаков, инструмента, одежды, кожи  при попадании на них
смазки; известны случаи вредного её воздействия на кожу рук.  Смазка № 158
используется в автотракторном электрооборудовании (магнето, стартеры, генераторы), где она в течение нескольких лет обеспечивает работу подшипников качения
без смены. Это позволяет обойтись без периодической смазки таких агрегатов при
эксплуатации тракторов и автомобилей. Другой широкой областью использования смазки
№ 158 является ее использование в игольчатых подшипниках карданных шарниров непостоянной угловой скорости.
В течение 300 тыс. км пробега смазку можно не заменять. Длительное время без
смены смазка № 158 может работать благодаря конструкции подшипников карданных шарниров с двойной
герметизацией. Однако такие конструкции установлены не на всех типах автомобилей. Можно
полагать, что срок работы и других смазок, например литола-24, в узлах трения с
двойной герметизацией
будет не меньше.

Смазка Л3-31 (ГОСТ 5.575—70) готовится на синтетическом масле, относящемся
к классу сложных эфиров. Это первая отечественная смазка, приготовляемая непрерывным
методом. Смазка ЛЗ-31 неводостойкая, так как сложные эфиры при взаимодействии с
водой гидролизуются. Хорошие вязкостно-температурные свойства масляной основы, низкая
испаряемость позволяют применять смазку в широком интервале температур. Однако морозостойкость
смазки ЛЗ-31 посредственная, и применение ее при —50 °С, как это рекомендует стандарт,
возможно лишь в отдельных мощных механизмах. При закладке смазки ЛЗ-31 в выжимной
подшипник сцепления автомобилей ГАЗ и ЗИЛ заменять или пополнять  смазку в нем во
время эксплуатации не требуется. Стандарт устанавливает гарантийный срок хранения
смазки в таре 1 год. Он явно занижен. Смазку ЛЗ-31 можно хранить без ухудшения ее
качества 5 лет и долее.

Литол-459/5 (ТУ 38 101207—75) — плотная смазка серо-зеленого цвета. Близка
по составу к литолу-24. Отличается в основном высокой концентрацией загустителя.
Используют ее только в распределителях зажигания отечественных автомобилей. Работоспособна
при температурах от —40 до 120°С с перегревом до 130°С. Сохраняет высокую вязкость
и высокий предел прочности — более 1200 Па (12 гс/см2) при 80°С. Это
позволяет сохранять запас смазки в негерметизированном узле в течение длительного
времени — до 100 000 км пробега автомобиля. Весьма большая вязкость не влияет на
работоспособность смазки Литол-459/5 при низких температурах в распределителе, так
как она должна лишь осаливать соприкасающиеся с ней детали.

Смазка КСБ (ТУ 38 УССР 2-01-115—76) — специализированная токопроводящая
смазка. Для повышения электропроводности в нее вводят чешуйчатую медь размером частиц
до 50 мкм. Поскольку медь является сильным катализатором окисления, в смазку добавляют
антиокислительную присадку. Смазка КСБ водорастворима. В основном ее применяют для
смазывания контактов электрического переключателя на указателе поворотов автомобилей
ВАЗ. Она предотвращает искрение в контактах и снижает радиопомехи. Смазка обеспечивает
нормальную работу контактов указателя поворота без замены и пополнения в течение
всего срока эксплуатации автомобиля.

Смазка ДТ-1 (ТУ 38 УССР 2-01-116—76) представляет собой плотную мазь,
содержащую графит и дисульфид молибдена. Благодаря изготовлению на касторовом масле
смазку ДТ-1 можно применять в контакте с резинотехническими изделиями. Используется
как монтажная смазка при сборке дисковых тормозов передних колес автомобилей «Лада».
Антифрикционные добавки облегчают монтаж и особенно демонтаж деталей после длительной эксплуатации. Смазка ДТ-1 водорастворима.

Смазка МЗ-10 (ТУ 38 101622—76) — мягкая
смазка серого или черного цвета с зеленоватым оттенком. Редкая по составу смазка,
загущенная цинковым мылом; содержит графит. Используется для смазывания стеклоподъемников,
замков, стопорных механизмов дверей на автомобилях ЗИЛ. Поскольку узлы трения дверей
автомобиля работают в мягких условиях, они могут успешно смазываться не только смазкой
МЗ-10, но и многими другими смазками, например фиолом-2М, применяемым сейчас вместо
смазки дисперсол-1. Гарантийный срок хранения в таре установлен 1 год. Однако он
явно занижен. Смазка сохраняет свои свойства при хранении в течение 5 лет и долее.



www.expert-oil.com

Для чего нужна система смазки в автомобиле?

Заголовок

Каждому человеку, даже ребенку понятно, что автомобиль – это по определению очень сложный агрегат. Количество деталей, систем и узлов представляют собой одно целое, а самым сложным во всей этой системе является двигатель. Сердце машины подвержено колоссальным нагрузкам, постоянное трение от вращения механизмов, повышенные температуры и беспрерывная работа сильно сказываются на сроке жизни этого агрегата, именно по этой причине конструкторами была придумана система смазки. Благодаря ей, детали участвующие в рабочем процессе претерпевают меньше ущерба от трения и служат намного дольше.

Принцип работы и назначение системы смазки

Как уже говорилось выше, система смазки для автомобилей отыгрывает колоссальную роль и влияет на то, как долго прослужит двигатель. Обусловлено это тем, что механизмы внутри двигателя прибывают в постоянном движении, шестерни и другие детали непрерывно трутся друг о друга, из-за этого они нагреваются еще больше, не говоря о том, что во время сгорания топлива этот узел и так находится в среде с повышенными температурами. Ввиду этих обстоятельств, внутренние механизмы могут подвергаются большому износу, но чтобы минимизировать ущерб, нужно постоянно добавлять в процесс работы смазочное вещество, чем и занимается обсуждаемая система.

Помимо своей прямой задачи, данная система выполняет ряд не менее важных функций:

  • Смазка охлаждает трущиеся элементы;
  • Смазочное вещество также способствует устранению нагара и всевозможных микрочастиц, которые скапливаются во время работы автомобиля;
  • Данный узел также не позволяет образовываться ржавчине внутри двигателя.

Как устроена система смазки

Если не брать во внимание какой-то определенный двигатель, а брать за основу общие показатели данного механизма, то система смазки в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие:

  1. Поддон картера;
  2. Заборник масла;
  3. Масляный радиатор;
  4. Масляный насос;
  5. Масляный фильтр;
  6. Датчик для замера давление;
  7. Датчик количества масла и температуры;
  8. Масляный щуп;
  9. Клапан пропуска;
  10. магистраль и каналы для масла.

Само масло, которое является одним из основных условий функционирования этой системы, храниться в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания. Когда “сердце машины” не работает, в эту емкость стекает все масло, кроме остатков, застрявших в фильтре и совсем малого количества, оставшегося на самих деталях.

Элементом, который позволяет смазывающему веществу циркулировать по системе без перерывов, выступает насос. В работу он включается благодаря коленчатому валу с распределительным и дополнительным приводами.

Что касается масляного фильтра, то он просто незаменим, и выполняет свою очевидную роль. Благодаря ему, смазывающая жидкость очищается от продуктов горения и других загрязнителей, которые появляются в процессе работы двигателя и от которых система может сильно пострадать.

Еще один важнейший элемент, входящий в данный узел – это радиатор. Благодаря ему в процесс вступает жидкость системы охлаждения, которая не дает перегреваться моторному маслу, ведь в случае перегревов оно теряет свои важнейшие качества и свойства.

Уровень масла в системе

Ни в коем случае нельзя позволять маслу превышать определенный заданный уровень в поддоне картера, ведь это может привести к различным неисправностям и поломкам, в частности выходу из строя накачивающего агрегата. Для этого предусмотрен отдельный элемент, именуемый масляным щупом.

На нем имеется две отметки, одна отвечает за минимум масла в поддоне, другая за допустимый максимум, который позволяет содержать система. Естественно, оптимальным считается промежуточный показатель. Если же масляная жидкость находится на нижней отметке, детали смазываются недостаточно, если на верхней, система быстро загрязняется, а расход жидкостей, в том числе топлива, увеличивается.

Разновидности систем смазки

Данная система делится на три основных вида, различаются они по принципу подачи смазывающей жидкости:

  1. Масло разбрызгивается;
  2. Подается под давлением;
  3. Комбинированный принцип (сочетает в себе первые два вида).

Принцип работы в первом случае является самым простым. Кривошипные подшипники, установленные в узле, имеют так называемые черпачки, с помощью которых смазывающая жидкость зачерпывается из поддона картера, а затем разбрызгивается на детали. Минус такого решения заключается в том, что степень и обильность орошения деталей маслом напрямую зависит от того, сколько этой субстанции имеется в поддоне, а также от наклона машины во время движения.

Второй случай является более качественным с точки зрения эксплуатационных характеристик, но из-за своей дороговизны и сложности работы, он стал намного реже устанавливаться на транспортные средства.

В современных авто чаще всего используется именно третий вариант. Данная система наиболее продумана, так как в этом случаем масло подается под давлением именно на те участки двигателя, которые испытывают наибольшие нагрузки. В местах, где износ менее заметен, имеет место быть только разбрызгивание. Таким образом, расход смазки уменьшается, и она используется с большим КПД.

Вывод

Система смазки отыгрывает важнейшую роль, как в работе всего автомобиля, так и самого двигателя. Она позволяет постоянно орошать внутренние составляющие “сердца машины”, которые подвержены колоссальным нагрузкам и изнашиваются от высоких температур и трения. Таким образом, все составляющие двигателя прослужат максимально долго и с наименьшим износом.

и в работе двигателя. Она позволяет постоянно орошать внутренние составляющие “сердца машины”, которые подвержены колоссальным нагрузкам и изнашиваются от высоких температур и трения. Таким образом, все составляющие двигателя прослужат максимально долго и с наименьшим износом.

Похожие статьи:

autodont.ru

Пластичные автомобильные смазки

Строительные машины и оборудование, справочник


Категория:

   Автомобильная химия

Пластичные автомобильные смазки

От узлов шасси автомобиля требуется длительная работа без обслуживания, в том числе без пополнения их смазочными материалами. Увеличение средних скоростей автомобилей, внедрение перспективных конструкторских разработок, направленных на повышение надежности, безопасности, снижение металлоемкости, ведет, как правило, к уменьшению габаритов узлов шасси и ужесточению режимов работы смазочных материалов.

В автомобильной технике используется 15— 20 марок пластичных смазок. Большая часть их рассчитана на весь срок службы автомобиля и применяется только при сборке автомобилей, а б эксплуатации используют не более 3—5 типов смазок. Число механизмов, узлов и деталей автомобиля, смазываемых пластичными смазками (ступицы колес, подшипники электрооборудования, сцепление, точки смазки шасси, рулевого управления, кузова и др.), значительно больше, чем смазываемых маслами (двигатель, коробка передач, задний мост, картер руля). В новых моделях автомобилей смазки вытеснили масло из рулевого механизма, исчезают подшипники ступиц колес с закладной смазкой (вместо них применяют закрытые подшипники) и др.

Пластичные смазки по свойствам занимают промежуточное положение между маслами и твердыми смазками. Они сочетают свойства твердого тела и жидкости, что связано с их строением. Грубой моделью смазки может служить кусок ваты, пропитанный маслом. Волокна ваты соответствуют частицам дисперсной фазы, а масло, удерживаемое в вате, дисперсионной среде смазки. Наличие структурного каркаса придает смазке свойства твердого тела. Под действием собственного веса оп не разрушается, однако достаточно приложить нагрузку, как каркас разрушается и смазка деформируется как пластичное тело. После снятия нагрузки течение смазки прекращается, и каркас практически мгновенно восстанавливается.

В качестве загустителей (веществ, из которых образованы твердые частицы дисперсной фазы) используют вещества органического или неорганического происхождения: мыла, парафин, пигменты и др. Содержание загустителя в пластичных смазках составляет от 5 до 30 %. В небольших количествах в смазках присутствуют другие компоненты: присадки, твердые добавки, свободные щелочи или кислоты, диспергаторы и др. Однако основные эксплуатационные свойства определяются именно загустителем, поэтому смазки обычно называют по типу загустителя.

Наибольшее распространение получили мыльные смазки, загущенные солями жирных кислот. При производстве смазок мыла получают нейтрализацией высших жирных кислот гидроксидами металлов (щелочами) .

За рубежом для этой цели применяют индивидуальные жирные кислоты и природные жиры (животные), в СССР — синтетические жирные кислоты, природные жиры. Известны смазки, загущенные мылами лития, натрия, калия, магния, кальция, цинка, стронция, бария, алюминия, свинца. Однако наиболее широко распространены только кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые и алюминиевые смазки, загущенные мылами соответствующих металлов.

Длительное время в нашей стране основными смазками для старых моделей автомобильной техники являлись кальциево-натриевые смазки типа Солидол, 1-13, ЯНЗ-2 и др. Эти смазки недостаточно водостойки, работоспособны в узком интервале температур,.обладают низкой механической стабильностью, быстро выбрасываются, вытекают из подшипников и других узлов трения. Указанными недостатками и обусловливается ограниченная работоспособность данных смазок, а следовательно, частая их смена в автомобильных узлах при эксплуатации.

С 1970 г. в СССР начато производство комплексных кальциевых, бариевых и других смазок. Для автомобильного транспорта особенно перспективной явилась разработка высококачественных многоцелевых пластичных смазок на оксистеарате лития типа Литол-24. В настоящее время «Ли-тол-24» получил наиболее широкое распространение для смазки узлов легковых автомобилей. Для этого вида техники используются и некоторые другие литиевые смазки, ЛСЦ-15, Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2у, ШРУС-4. Среди новых смазок есть бариевая смазка (ШРБ-4), натриевая (КСБ). Выпускаются также немыльные смазки: углеводородная, ВТВ-1, силикаге-левые Лимол и Силикол.

При сборке автомобилей на Волжском автозаводе смазками смазывают около 130 различных точек. Подавляющее большинство точек смазывают четырьмя смазками: ЛСЦ-15, Литол-24, ВТВ-1 и Фиол-1. Остальные смазки являются более узкоспециализированными. Например, при сборке автомобилей на ВАЗе используют 12 смазок:

Создание новых моделей автомобилей и узлов к ним, а также необходимость повышения ресурса отдельных узлов потребовали внедрения перспективных смазок. Так, при сборке шаровых шарниров с тефлоном на ВАЗе была применена дисульфидмолибденовая смазка «Лимол», так как другие смазки не выдерживали нагрева, предусмотренного технологией сборки шарнира.

Недостаточная долговечность игольчатых подшипников карданного вала автомобиля ВАЗ послужила причиной замены в них «Литола-24» на «Фиол-2у». Появление на автомобиле вакуумного усилителя потребовало применения новой смазки «Силикол» и т. д. При подборе смазок для конкретного узла трения решающее значение имеют их эксплуатационные характеристики. Для оценки этих характеристик в СССР имеется около 20 стандартизованных методов испытаний.

Смазки в первую очередь характеризуются консистенцией. Консистенцию смазок определяют показателем пенетрации по ГОСТ 5346—78 при 25 °С. В сосуд со смазкой погружается металлический конус под действием собственного веса (1 Н). Чем больше глубина погружения, тем «мягче» смазка и тем больше величина (число) пенетрации.

Кроме консистенции смазки характеризуются температурами каплепа-дения и сползания, пределом прочности на сдвиг, вязкостью при различных температурах, механической стабильностью, испаряемостью, коллоидной стабильностью, окисляемостью, антикоррозионными и защитными

свойствами, водостойкостью, содержанием кислот, щелочей и механических примесей (абразивы).

Для того чтобы облегчить подбор смазок и их заменителей, в табл. 1.18 приведены основные марки смазок, применяемые при изготовлении и эксплуатации автомобилей, с оценкой их свойств по пятибалльной системе: 1 балл — характеристики смазки по данному показателю неудовлетворительные; 2 балла — недостаточно удовлетворительные; 3 балла — удовлетворительные; 4 балла — хорошие; 5 баллов — отличные.

Наибольшим их достоинством является широкий температурный интервал, работоспособность при температуре до 120—130 °С и высокая механическая стабильность. Последнее свойство особенно важно для герметизированных узлов, в частности для подшипников скольжения и шарнирных соединений, т. е. для таких узлов, в которых вся смазка подвергается деформации. Из-за низкой механической стабильности смазка «Солидол С» в процессе эксплуатации разупрочняется и вытекает из узлов, в то время как «Литол-24» сохраняет свои свойства, удерживается в узле и обеспечивает длительную работу подшипников качения и скольжения без смены и пополнения. Поэтому периодичность смены смазки при применении «Литола-24» по сравнению со смазкой «Солидол С» в шарнирах рулевых и реактивных тяг увеличена в 3 раза, а в шлицевых соединениях карданного вала — в 5—6 раз. Срок службы смазки до замены в подшипниках ступиц колес при переходе со смазки 1-13 на «Литол-24» увеличивается в 2—3 раза. Одним из основных видов повреждения подшипников в процессе эксплуатации является пит-тинг поверхностей трения. Появление питтинга зависит от антипиттинго-вых свойств пластичных смазок. Из этих данных следует, что наихудшими антипиттинговыми свойствами обладают смазки «Солидол С», смазки же ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 близки между собой, а «Литол-24» и особенно смазка № 158 значительно превосходят их по этому показателю.

В зависимости от типа автомобилей и режимов их эксплуатации для смазок «Солидол С», ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 характерно питтинговое поражение роликов и беговых дорожек подшипников ступиц колес при пробегах автомобилей от 40 до 80 тыс. км. В то же время на смазке «Ли-тол-24» нарушений нормальной работы подшипников не наблюдается при пробегах свыше 100 тыс. км.

Высокими эксплуатационными свойствами обладает смазка ШРУС-4, которая была разработана специально для шарниров равных угловых скоростей автомобиля «Нива». В дальнейшем ее стали использовать и в шарнирах ВАЗ-2108 и других переднеприводных моделях. Кроме шарниров в новых моделях автомобилей ШРУС-4 смазывает ряд подшипников (в том числе и сцепления), детали карбюраторов и телескопических стоек. Равноценной замены для смазки ШРУС-4 в шарнирах привода колес нет. В хорошо защищенных узлах (шарниры и подшипники) смазка ШРУС-4 может служить до капитального ремонта автомобиля, что позволяет значительно снизить затраты на его техническое обслуживание.

Читать далее: Амортизаторные жидкости

Категория: –
Автомобильная химия

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Смазочная система двигателя.

Система смазки двигателя



Назначение системы смазки и ее дополнительные функции

Смазочная система (система смазки) предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения сил трения, а также для охлаждения деталей, удаления продуктов нагара и износа, предохранения деталей двигателя от коррозии.

Помимо этого, масло существенно уплотняет зазоры между сопряженными деталями.

Кроме перечисленных функций, смазочная система может выполнять и специфические задачи.

Моторное масло из смазочной системы применяется в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, гидронатяжителях привода газораспределительного механизма, в системах регулирования фаз газораспределения, в гидравлическом приводе вентилятора системы охлаждения и т. п.

Если рабочие поверхности деталей, сопрягаемых в подвижном соединении, абсолютно сухие, то имеет место сухое трение, сопровождающееся интенсивным выделением теплоты, изнашиванием поверхностей, и требующее значительных затрат энергии на относительное перемещение деталей.

Трение между поверхностями, разделенными достаточно толстым слоем масла, называется жидкостным. В этом случае усилие, необходимое для относительного перемещения деталей, значительно сокращается и существенно уменьшается изнашивание их рабочих поверхностей.

В двигателе внутреннего сгорания стойкое жидкостное трение удается осуществить только в подшипниках коленчатого вала на рабочих режимах.

Остальные сопряженные пары движутся возвратно-поступательно или качаются, поэтому на их поверхностях не удается сохранить масляный слой достаточной толщины. Такое трение, когда рабочие поверхности разделены лишь тонкой пленкой масла (толщиной менее 0,1 мм) называется граничным.

В зависимости от толщины пленки граничное трение может быть полужидким или полусухим. Последнее характеризуется возможностью “схватывания” микровыступов трущихся поверхностей, склонностью к задирам и эрозивному изнашиванию.

Полужидкое трение наиболее характерно для деталей цилиндропоршневой группы. В паре “выпускной клапан – направляющая втулка” возможно возникновение полусухого трения.

Подача масла к трущимся поверхностям должна быть бесперебойной. При недостаточной смазке теряется мощность двигателя, повышается износ деталей и возрастает вероятность отказа из-за разрушения подшипников коленчатого вала, заклинивания поршней, распределительного механизма и т. п.

Нельзя допускать и избыточного смазывания, так как это может привести к попаданию масла в камеру сгорания и на электроды свечей зажигания, вследствие чего увеличивается нагарообразование в днищах поршней, стенках камеры сгорания и клапанах.

Это приводит к перегреву и перебоям в работе двигателя, а также к перерасходу масла.

***

Требования к системе смазки двигателя

Требования, предъявляемые к смазочной системе, основываются на ее функциях и задачах:

  • бесперебойная подача масла к трущимся деталям на всех режимах работы двигателя, на подъемах и спусках автомобиля с уклоном до 35 % и при крене до 25 %, при температуре окружающей среды от +50 до -50 ˚С, при положительных и отрицательных горизонтальных и вертикальных ускорениях;
  • достаточная степень очистки масла от механических примесей;
  • прочная конструкция;
  • удобство технического обслуживания;

***



Способы смазки деталей двигателя

В зависимости от способа подачи масла к трущимся поверхностям различают следующие способы смазывания:

  • разбрызгиванием и посредством масляного тумана;
  • под давлением;
  • комбинированное.

Под давлением масло подводится к трущимся деталям из главной масляной магистрали, давление в которой создается насосом.

Смазка разбрызгиванием осуществляется специальными форсунками или подвижными деталями кривошипно-шатунного механизма (КШМ), а также путем создания масляного тумана из стекающего в картер масла.

Комбинированная система смазывания сочетает в себе первые два способа.

В современных автомобилях, как правило, система смазки имеет комбинированное устройство. Ее особенность заключается в следующем: к деталям, более всего подверженным износу, масло подается под давлением, а к тем, которые работают в более легких условиях, разбрызгиванием.

Под давлением масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, опорам распределительного вала, сочленениям привода газораспределительного механизма (ГРМ), зубчатым колесам привода распределительного вала, топливному насосу высокого давления (ТНВД) дизелей.

В некоторых двигателях под давлением смазываются сопряжения верхней головки шатуна с поршневым пальцем.

Разбрызгиванием масло подается на зеркало цилиндра из отверстия в кривошипной головке шатуна, а также разбрызгивается специальными форсунками на днище поршня. Масляные форсунки могут быть расположены у верхней головки шатуна или в нижней части цилиндра.

Подаваемое на днище поршня масло выполняет двоякие функции – во-первых, оно охлаждает днище поршня, во-вторых, при стекании по стенкам гильзы, оно смазывает сопрягаемую пару “поршень-гильза цилиндров”, а далее, продолжая стекать в поддон и сталкиваясь с подвижными деталями КШМ, образует масляный туман, также смазывающий детали двигателя.

Существует способ смазывания самотеком, когда подача масла осуществляется по каналам из резервуаров, карманов, различных полостей и углублений, расположенных выше смазываемых поверхностей.

В зависимости от места размещения основного запаса масла смазочные системы могут быть с “мокрым” (рис. 1) или “сухим” (рис. 2) картером.

Для детального просмотра кликните по рисунку мышкой, и схема откроется в отдельном окне браузера.

Наибольшее распространение на автомобильных двигателях получили смазочные системы с “мокрым” картером, которые имеют более простую конструкцию. В этом случае основной запас масла находится в поддоне картера и при работе двигателя масло подается к трущимся деталям масляным насосом, затем оно самотеком возвращается обратно в поддон.

Это техническое решение имеет ряд недостатков, наиболее существенные из которых – вспенивание масла при высоких оборотах коленчатого вала, а также сильное плескание в картере, из-за чего может оголиться маслоприемник, что ведет к значительному снижению давления в системе смазки и масляному “голоданию”.

Кроме того, относительно глубокий поддон негативно влияет на общие габариты и расположение центра тяжести двигателя и автомобиля в целом.

В системах с “сухим” картером основной запас масла содержится в отдельном масляном баке 5 (рис. 2) и масло подается к трущимся деталям нагнетающей секцией масляного насоса. Стекающее в поддон масло полностью удаляется из него откачивающими секциями масляного насоса 9 и вновь подается в масляный бак 5.

Такая смазочная система обеспечивает надежную смазку на крутых подъемах, спусках и уклонах без утечки масла через уплотнения между деталями двигателя, а также позволяет уменьшить высоту двигателя за счет менее глубокого поддона.

Кроме того, при “сухом” картере масло в меньшей мере нагревается от горячих деталей и подвергается вредному воздействию картерных газов, благодаря чему дольше сохраняет смазывающие свойства.

Из недостатков системы смазки с “сухим” картером можно отметить высокую стоимость, больший вес, более сложное устройство и больший заправочный объем в сравнении с системой смазки с “мокрым” картером.

Система смазки с “сухим” картером обычно применяется на автомобилях с высокофорсированными двигателями, предназначенными, например, для гонок, а также в некоторых моделях внедорожников, которым часто приходится передвигаться по бездорожью со сложным рельефом местности.

В некоторых случая такая система смазывания деталей двигателя используется для уменьшения габаритной высоты силового агрегата.

***

Работа системы смазки двигателя



k-a-t.ru