Смазка литиевая комплексная – СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ КАПЛЕПАДЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ ЛИТИЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СМАЗКИ

Содержание

Литиевые смазки. Классификация и применение

Литиевые смазки
Минеральные литиевые смазки
Синтетические литиевые смазки
  Силиконовые смазки
  Эфирные смазки
  Полиальфаолефиновые смазки
Комплексные смазки
Литиевые смазки EFELE
Заключение

Основными компонентами пластичных смазок являются базовые масла и загустители. Для улучшения и придания новых эксплуатационных свойств этих материалов (например, антикоррозионных, антиокислительных, противозадирных) в состав могут вводить различные присадки и твердые наполнители.

В большинстве пластичных смазок используются мыльные загустители – соли жирных кислот различных металлов. Чаще всего применяются литиевые, кальциевые, алюминиевые мыла или их комплексы. По загустителю дается название группе пластичных смазок.

Литиевые смазки

Пластичные смазки, изготовленные на основе литиевого мыла или их комплексов, относятся к литиевым смазкам.

Зная тип загустителя, можно определить область применения, многие свойства и характеристики материала. От применения того или иного загустителя зависят рабочий диапазон температур механическая стабильность, температура каплепадения, водостойкость.

Впервые пластичная смазка на базе простого литиевого мыла была зафиксирована патентом США № 2274675 3 марта 1942 года. Американский инженер-химик Кларенс Э. Эрл открыл новую эру в индустрии смазочных материалов.

На сегодняшний день более 70 % выпускающихся смазок являются литиевыми. Литиевый загуститель является одним из самых дешевых, но, в то же время, обеспечивает достаточно высокие эксплуатационные свойства пластичным смазкам. Литиевые смазки пользуются высоким спросом во всем мире.

По сравнению с другими щелочными мылами литиевые имеют ряд достоинств. Они имеют лучшую водостойкость, чем у натриевых материалов, большую термостойкость, чем у кальциевых и натриевых смазок, характеризуются отличной механической стабильностью.

Главными преимуществами литиевых смазок являются универсальность применения и многофункциональность.

В настоящее время производители смазочных материалов выпускают широкий ассортимент литиевых пластичных смазок. Такие материалы изготовлены на основе высококачественных минеральных, полусинтетических и синтетических масел, содержат различные присадки и твердосмазочные наполнители. Такой состав позволяет решать подавляющее большинство задач, стоящих перед промышленными предприятиями и сервисными компаниями.

Смазочные материалы с загустителями на основе простых или комплексных литиевых загустителей, обладают свойствами, удовлетворяющими самым взыскательным потребностям, и имеют широкую сферу применения.

Минеральные литиевые смазки

Подавляющее большинство пластичных литиевых смазок на базе минеральных масел в зависимости от предъявляемых требований используются в температурном диапазоне от -40 °С до +150 °С.

Обладая достаточно высокими эксплуатационными свойствами, минеральные смазки дешевле синтетических и полусинтетических материалов. При этом спектр их применения весьма широк – с их помощью обслуживают большинство узлов и механизмов со среднестатистическими условиями эксплуатации.

Минеральные масла в качестве базового компонента таких материалов накладывают некоторые ограничения на их применения. Так, минеральные масла могут вызывать набухание или разрушение некоторых видов пластмасс или эластомеров. Поэтому, перед использованием в узлах с парами трения “металл-пластмасса” или “металл-резина” рекомендуется провести тест на совместимость.

Синтетические литиевые смазки

Синтетические пластичные смазки – это материалы, в которых в качестве базовых используются искусственно синтезированные масла.

Большинство синтетических масел, использующихся в настоящее время в качестве базовых, были разработаны в период с 1920 по 1940 гг. Их стоимость даже сейчас остается достаточно высокой, поэтому доля синтетических пластичных смазок на рынке смазочных материалов составляет лишь небольшую часть.

Благодаря более высокой термостойкости, механической и химической стабильности эти материалы эффективно применяются в различных узлах трения, в том числе в парах трения “металл-пластмассы и “металл-эластомеры”.

Силиконовые смазки

Силиконовые – еще один вид синтетических смазок. Эти материалы в качестве базового компонента используют силиконовые масла. 

Силиконовые литиевые смазки характеризуются следующими особенностями:

  • Широким диапазоном рабочих температур
  • Высокой адгезией
  • Безопасностью – не оказывают физиологического воздействия на организм человека
  • Высокими диэлектрическими свойствами
  • Химической инертностью и стойкостью
  • Продолжительным сроком эксплуатации
  • Отличными водоотталкивающими свойствами
  • Низким коэффициентом трения

Из недостатков можно упомянуть тот факт, что силиконовые литиевые смазки обладают невысокой несущей способностью.

Эфирные смазки

Основное достоинство литиевых смазок, изготовленных на базе синтетических эфирных масел, является их способность работать при высоких скоростях. Фактор скорости Dnтаких материалов достигает значений 1300000 мм⋅об/мин и выше.

Эфирные литиевые смазки характеризуются следующими преимуществами:

  • Устойчивостью к смыванию и водостойкостью
  • Хорошими антикоррозионными свойствами
  • Долгим сроком эксплуатации
  • Обладают шумоподавляющим эффектом

Полиальфаолефиновые смазки

Среди синтетических материалов этой группы наиболее популярными стали полиальфаолефиновые (ПАО) литиевые смазки.

Использование ПАО-масел в качестве базовых обеспечивает литиевым смазкам дополнительные достоинства:
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Более низкие температуры застывания
  • Высокую стойкость к окислению и термостабильность
  • Невысокая коксуемость и больший индекс вязкости по сравнению с минеральными маслами.
Принимая во внимание, что полиальфаолефиновые смазки имеют невысокую (среди синтетических материалов) стоимость, эта группа смазок стала одной из самых востребованных в современной промышленности.

Комплексные смазки

Комплексные литиевые смазки в качестве загустителей используют дополнительные компоненты – мыла литиевых солей азелаиновой, адипиновой, уксусной и других кислот.

Смазки на комплексном литиевом загустителе характеризуются теми же положительными свойствами, что и простые литиевые, но имеют более высокую границу рабочих температур. Они лучше работают при воздействии воды, характеризуются более высокой механической стабильностью, уменьшенным маслоотделением.

В зависимости от дисперсионной среды диапазон рабочих температур может составлять от -50 до +230 °С.

Эти материалы применяются в оборудовании текстильной, станкостроительной, автомобильной и других отраслей промышленности.

Литиевые смазки EFELE

Компания “Эффективный Элемент” производит широкий ассортимент литиевых смазок различных видов. Они не уступают по качеству импортным аналогам, а по некоторым параметрам превосходят их.

Минеральные пластичные смазки EFELE на основе лития или  литиевого комплекса представлены следующими материалами: EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213 и EFELE MG-214.  Они эффективно работают в диапазоне температур от -40 °С до +160 °С. Эти смазки изготовлены на высококачественных минеральных маслах, поэтому их стоимость ниже, чем у аналогичных полусинтетических или синтетических материалов. Несмотря на это, минеральные смазки EFELE обладают высокими рабочими характеристиками.

EFELE MG-214 – это многоцелевая пластичная смазка, изготовленная на основе литиевого мыла. Диапазон рабочих температур -40…+120 °С. Предназначена для применения в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых передачах и других узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и других механизмов промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения.

EFELE MG-211 –  за счет введения в состав материала противозадирных присадок, она получила повышенную несущую способность и может работать даже в аварийных ситуациях, спасая оборудование от заклинивая и остановки. Диапазон ее рабочих температур составляет -30…+120 °С. Она хорошо себя зарекомендовала в узлах трения ходовой части автомобилей и подъемно-транспортных машин, подшипниках электродвигателей и вентиляторов, в направляющих и шариков-винтовых передачах металлообрабатывающего оборудования, в узлах конвейеров, горно-добывающего, цементного, сталелитейного и общепромышленного оборудования.

EFELE MG-212 –  в состав этой литиевой многофункциональной смазки помимо противозадирных EP-присадок в качестве твердосмазочного наполнителя введен дисульфид молибдена. Такой состав позволяет смазке работать в условиях повышенных нагрузок даже в запыленных условиях. Диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С. Применяется в узлах трения ходовой части автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, в высоконагруженных подшипниках общепромышленного обоурдования, подшипниках электродвигателей и вентиляторов.

Среди комплексных литиевых смазок можно отметить EFELE MG-213 с противозадирными EP-присадками. Такой состав позволяет ее использовать в условиях повышенных нагрузок и температур до +160 °С. Она обладает хорошей водостойкостью и практически не смывается. Применяется в узлах трения легковых и грузовых автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, а также в высоконагруженных подшипниках общепромышленного, металлургического, деревообрабатывающего оборудования, оборудования по переработке и производству полимеров, подшипниках электродвигателей и вентиляторов и т.д.

Синтетическая полиальфаолефиновая смазка EFELE SG-311 также изготовлена на литиевом загустителе.

Благодаря использованию полиальфаолефинов литиевая смазка EFELE SG-311 получила следующие преимущества:

  • Очень низкую минимальную рабочую температуру (-60 °С)
  • Способность работать при низких температурах и высоких скоростях
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Высокие термостабильность и стойкость к окислению
  • Малую летучесть и коксуемость по сравнению с минеральными маслами
  • Больший индекс вязкости по сравнению с минеральными маслами
  • Невысокую стоимость по сравнению с другими синтетическими маслами
  • Совместимость с пластмассами и эластомерами.

Она успешно выполняет свои функции в любой климатической зоне и используется для смазывания зубчатых передач в редукторах автомобильных стартеров, подшипников автомобильных генераторов, направляющих, деталей электропривода сидений, люка автомобиля; кнопок и ручек управления автомобиля; реечной передачи рулевого управления; подушек безопасности, защелок, рукояток, шарниров и рычагов дверных ручек, антенн, пластмассовых подвижных соединений автомобилей; шлицевых валов; небольших зубчатых передач, работающих на высоких и умеренных скоростях. Малое изменение вязкости с понижением или повышением температуры позволяют применять EFELE SG-311 для обслуживания узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники, в которых имеются пластиковые детали; пар трения пластик-пластик и пластик-металл в электромеханических устройствах.

Заключение

Использование простых и комплексных литиевых смазок не ограничивается приведенными примерами. В зависимости от предъявляемых требований они позволяют эффективно решать большинство задач при ремонте и обслуживании транспорта и оборудования в любой климатической зоне и в любой отрасли промышленности.

efele.ru

ее характеристики и применение в автомобиле

Автомобиль включает в себя десятки узлов, в которых взаимодействуют движущиеся детали, сделанные из металлов или их сплавов. И в каждом таком узле возникают большие силы трения, обусловленные немалыми скоростями вращения и высокими механическими нагрузками.

Для нейтрализации негативных последствий трения необходимо использовать эффективные смазки. Среди всех видов смазочный материалов в автомобиле чаще всего применяют литиевые смазки. О них мы и расскажем в данном материале.

Литиевая смазка: что это такое?

Литиевые смазки – вязкие гелеобразные субстанции, содержащие в своем составе литий. Такие смазки появились в сороковых годах прошлого столетия и в настоящее время представляют собой доработанные почти до идеала многоцелевые антифрикционные смазочные вещества, производимые как в России, так и за её рубежами, путем обогащения  простых нефтяных масел литиевым мылом.

По внешнему виду различные виды литиевых смазок могут отличаться как по цвету (от бледно-желтого, до темно коричневого), так и по степени вязкости, что определяет специфику каждой конкретной смазки.

Популярные у современных автомобилистов литиевые  смазки находят широкое применение и в других областях:

  • радиотехнические приборы;
  • авиационное оборудование;
  • измерительные механизмы высокой точности;
  • машины и механизмы, подлежащие консервации, в том числе тяжелая индустриальная и военная техника;
  • робототехника.
  • всевозможные узлы, в которых протекают процессы трения, качения, скольжения;

Характеристики литиевых смазок

Литиевые смазки характеризуются следующими эксплуатационными свойствами:

  • Термостойкость. Литиевые смазки могут успешно применяться в самых суровых климатических условиях, начиная от морозных северных широт, в которых температура воздуха опускается до минус 60 °С, до горячих цехов, в которых механизмы должны выдерживать температуру более 100 °С.
  • Вязкость. Литолы оптимальным способом обволакивают поверхности металлических деталей, защищая их от воздействия неблагоприятных факторов агрессивной среды. Данное свойство литийсодержащие эмульсии сохраняют как при низких, так и при высоких температурах.
  • Химическая устойчивость. Специальные присадки позволяют защищать металлические детали от окисления воздухом и водой. В то же время, отдельные виды литолов, могут неблагоприятно повлиять на пластиковые или алюминиевые элементы, что может ограничить область их применения только металлическими (не алюминиевыми) узлами.
  • Простота очистки деталей. Большинство литиевых смазок легко смываются обычной водой, что упрощает и удешевляет процедуру очистки деталей.
  • Способность к восстановлению. Литиевая смазка может восстанавливать молекулярные связи на поверхности трущихся деталей, что является основным условием восстановления их работоспособности, профилактики разрушения и продления срока службы.

Применение литиевых смазок в автомобиле

Основное назначение автомобильных антифрикционных смазок – не просто снижение трения, а повышение работоспособности автомобиля, продление его жизненного цикла. Срок службы подвижных металлических деталей легко достигается путем своевременного ухода за ними, который заключается в очистке и смазывании. Для нормальной работы автомобиля (особенно в послегарантийный период) необходимо регулярно проверять уровень смазки во всех узлах и своевременно ее заменять при обнаружении недостачи или сгущения.

Тревожными сигналами о необходимости применения смазки являются нехарактерные для нормально работающих механизмов посторонние звуки: скрипы, стуки, жужжание и пр. Кроме того, профилактическая смазка металлических деталей машины рекомендуется не только при ее консервации, но и при длительном хранении без эксплуатации (например, на время отпуска, командировки, вахты и пр.).

При этом литиевые смазки необходимо применять строго по назначению, так как для различных узлов автомобиля требуются различные их составы:

  • Для ШРУСов применяются литиевые смазки с добавлением дисульфида молибдена. Такие смазки хорошо предохраняют механизмы, в которых имеют место высокие скорости вращения, как от механических воздействий, так и от кратковременного нагревания до 130 – 150°С.
  • Для смазки тросов, резьбовых соединений, цепей и других трущихся деталей успешно применяется литиевая смазка с добавлением тефлона. Этот вид смазочных материалов имеет особо высокую устойчивость к внешним агрессивным факторам (перепады температур, влажность, загрязненность и запыленность), что способствует надежной защите открытых деталей от коррозии и окисления.
  • Для защиты труднодоступных узлов автомобиля, работающих под высоким механическим давлением, применяют комплексные смазки с содержанием кондиционера металла. Такие смазки могут длительно выполнять свои функции, без необходимости их периодической замены.
  • Для всех остальных узлов и деталей машин могут применяться универсальные литиевые смазки, имеющие сбалансированные универсальные качества (эффект отталкивания воды, хорошую липкость, широкий температурный диапазон, устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям).

Похожие статьи

avtonov.com

Литиевая смазка: простая или комплексная?

11.08.2011
Литиевая смазка: простая или комплексная?

По данным недавнего опроса, проведенного Национальным Институтом Смазок США (NLGI), около 70 процентов проданных смазок по всему миру – это смазки либо на основе простого литиевого мыла (simple lithium soap), либо на основе комплексного литиевого загустителя (lithium complex thickener). Возникает вопрос: “Почему именно эти загустители так популярны?” И “Какой из них лучше?” Эта статья дает ответы на эти и некоторые другие вопросы.

Рассмотрим сначала историческую перспективу. Кларенс Э. Эрл (Clarence E. Earle), американский инженер-химик, получил патент США № 2274675 от 3 марта 1942 года на изобретение под названием “Смазочный материал, содержащий соли лития”  (“Lubricant Containing Lithium Salts”). Это первое описание в патентной литературе смазки на основе простого литиевого мыла. Хотя литиевое мыло, описанное в патенте, это сегодня обычная основа для производства литиевых смазок, тем не менее, эта простая литиевая смазка, предложенная Эрлом, открыла новую эру в отрасли консистентных смазкок.

Смазки на основе литиевого мыла обладают многими улучшенными свойствами по сравнению с другими щелочными мылами, которые существовали в 1942 году. Они обладают лучшей водостойкостью по сравнению натриевыми мылами и лучшими высокотемпературными свойствами по сравнению с кальциевыми мылами, а еще они обладают прекрасными механическими свойствами (как сопротивление сдвигу и хорошую текучесть). Хотя литиевые смазки дороже других смазок в изготовлении, но зато они предлагают очень много преимуществ по сравнению с натриевыми и кальциевыми загустителями.
Дополнительные расходы компенсируются более высокими эксплуатационными свойствами литиевых смазок.

Литиевая комплексная смазка была разработана в конце 1940-х. Патент США 2417428 был предоставлен Лестеру У. Мак-Кленнану (Lester W. McClennan) 18 марта 1947 года. Это один из первых патентов описания сложных смазок. Тем не менее, эта смазка не использовалась до начала 1980-х годов. Потом литиевая комплексная смазка вышла на рынок в больших объемах и начала вытеснять простую смазку на основе литиевого мыла, которая была основой промышленного выпуска с 1950 года.

Литиевые комплексные смазки обладают всеми положительными свойствами простых смазок на основе литиевого мыла, а также имеют более высокую температуру каплепадения, что позволяет использовать эти смазки при более высоких температурах.
Сравнение свойств смазок на основе разных загустителей приведено в таблице 1.
 

Свойства Простая литиевая смазка Комплексная литиевая смвзка
Температура точки каплепадения ~385°F/195°С ~500°F/260°С
Механическая стабильность Хорошая Очень хорошая
Водостойкость Хорошая Очень хорошая
Устойчивость к сепарации масла Хорошая Очень хорошая

       
                Таблица 1. Свойства литиевых и комплексных литиевых смазок

Температура каплепадения у литиевых комплексных смазок выше, чем у простых литиевых, из-за наличия второго компонента загустителя, известного как комплексообразователь.
Современный комплекс литиевых смазок обычно использует более короткие цепи бифункциональной карбоновые кислоты, такие как азелаиновая кислота или адипиновая кислота. Литиевые соли этих кислот представляют, как правило, значительно меньшую долю в составе по сравнению с простым литиевым загустителем. Альтернативным материалом, используемым в качестве комплексообразователя, является борная кислота. Ее использование также приводит к высокой температуре каплепадения.

Механическая стабильность, также известная как стабильность к сдвигу, это способность смазки сохранять свою структуру при воздействии механических сил сдвига. Простые литиевые смазки, так же как и комплексные, имеют очень хорошую стойкость к разрушению при сдвиге. Это свойство делает обе эти литиевые смазки популярными во всем мире для широкого спектра использования.

Водостойкость простых и комплексных литиевых смазок связана с растворимостью загустителя. Литий гидроксид имеет ограниченную растворимость в воде (около 10 процентов) и загустители на его основе также имеют ограниченную растворимость. Это обеспечивает хорошую устойчивость к смыванию водой и к водопоглощению. Хотя другим типам загустителей (кальций, барий) присуща лучшая водостойкость по сравнению с литиевыми загустителями, но смазки на основе кальциевых и бариевых загустителей имеют негативные для здоровья аспекты, которые делают их менее желательными для практического использования. Кроме того, водостойкость простых и комплексных литиевых смазок может быть повышена введением полимерных добавок в малых концентрациях.

Количество выделяемого масла (сепарация) характеризует способность смазки сохранять консистенцию при хранении. Смазка должна выделять достаточно масла в зоне контакта применения (подшипники, зубчатые передачи), но при хранении сохранять достаточно масла, чтобы продукт оставался пригодными для использования.
Если во время хранения смазки масло отделяется чрезмерно, смазка, возможно, непригодна к перемешиванию и использованию.

Теперь ответы на вопросы, поставленные в начале статьи. Почему простые и комплексные литиевые смазки так популярны? Это связано с универсальностью загустителей, что делает смазки на их основе пригодными для использования в широком спектре приложений. Какой из них лучше всего подходит к вашим требованиям? Эти загустители схожи по многим свойствам, поэтому лучший способ выбора – определить требуемую рабочую температуру применения. Многие предпочитают комплексные литиевые смазки общего назначения, и это хороший подход, так как они могут быть использованы в широком спектре приложений и более широком диапазоне температур. Тем не менее, для конкретных приложений простая смазка на основе литиевого мыла – это часто наиболее приемлемый экономичный выбор.

По материалам журнала “Machinery Lubrication”

 


www.expert-oil.com

Смазки на литиевом и литиево-комплексном загустителе. В чем разница? — DRIVE2

Полный размер

Перевел весьма полезную, на мой взгляд, статью с сайта Solverchem.com с незначительными добавками от себя.

Согласно недавнему обзору NLGI Grease Production Survey, примерно 70 процентов смазки, продаваемой во всем мире, произведено либо на простом литиевом мыле, либо на литиево-комплексном загустителе. Вы можете спросить: «Почему литиевые типы загустителей так популярны? И как я могу решить, какая из них лучше всего подходит для моих целей?» В этой статье будут представлены ответы на этот и несколько других вопросов.

Во-первых, давайте заглянем в начало истории. Кларенс Э. Эрл, американский инженер-химик, получил патент США №2274675 от 3 марта 1942 года на изобретение под названием «Смазка, содержащая литиевые соли». Это первое описание в патентной литературе смазки на основе простого литиевого мыла. Литиевые смазки, описанные Эрлом, открыли новую эру в индустрии смазочных масел.

Смазки на основе литиевого мыла обладают многими улучшенными свойствами по сравнению с другими смазками на мылах щелочных металлов, которые существовали до 1942 года. Они обладают лучшими водостойкими свойствами по сравнению с натриевыми мыльными смазками (в СССР известна, как консталин), лучшими высокотемпературными свойствами по сравнению с кальциевыми мыльными смазками (солидол) и превосходными механическими свойствами (устойчивость к сдвигу и хорошая прокачиваемость). Несмотря на то, что они более затратны в производстве, чем другие типы смазок, литиевые смазки имеют намного большую эффективность по сравнению со смазками с натриевыми и кальциевыми загустителями, так что дополнительные затраты с лихвой компенсируются улучшенной производительностью смазанного оборудования. 

Ненамного позднее, в конце 1940-х годов, были изобретены смазки на сложном загустителе — литиевом мыле с добавками второго компонента — комплексообразователя, иначе называемые литиево-комплексные. Патент США 2417428 был выдан Лестеру У. МакКленнану 18 марта 1947 года. Это один из первых патентов, описывающих сложные мыльные смазки. 

Несмотря на это, вплоть до 80-х годов простые литиевые смазки были безусловными лидерами в отрасли. И только с начала 80-х литиево-комплексные смазки вышли на рынок в больших объемах и начали вытеснять простые.

Литиево-комплексные смазки обладают многими свойствами простых литиевых смазок, однако по некоторым важным показателям из-за присутствия второго компонента загустителя, известного как комплексообразователь, они значительно опережают своих предшественников. Например, имеют более высокую температуру плавления (каплепадения), тем самым допуская высокотемпературное применение. Однако стоит добавить, что в высокотемпературной смазке не только загуститель, но и базовое масло также должно быть термостойким.

Механическая стабильность, известная также как устойчивость к сдвигу — это способность смазки поддерживать консистенцию при механических сдвиговых усилиях. И если простые литиевые смазки обладают хорошей устойчивостью к сдвигу, то литиевые комплексные смазки еще более устойчивы, что делает эти смазки популярными при решении широкого спектра задач.

Водостойкость простых литиевых и литиево-комплексных смазок связана с растворимостью загустителя. Гидроксид лития, как и загустители на его основе, имеет ограниченную растворимость в воде — около 10%. Это обеспечивает хорошую устойчивость смазки как при вымывании водой, так и при впитывании воды. Хотя другие типы загустителей (кальций, барий) имеют лучшую водостойкость по сравнению с литиевыми и литиево-комплексными загустителями, эти вещества имеют другие отрицательные свойства, которые делают их нежелательными для применения в качестве загустителей. Кроме того, свойства водостойкости простых литиевых и литиевых комплексных смазок могут быть усилены добавлением полимерных добавок в небольших концентрациях. Впрочем, сама по себе литиево-комплексная смазка по показателям водостойкости превосходит и без того неплохую сопротивляемость воде смазки на обычном литиевом мыле.

Маслоотделительные свойства смазки относятся как к смазывающей способности продукта, так и к стабильности при хранении. Смазка должна выделять достаточное количество масла в зоне контакта (подшипники, шестерни), но при этом не выделять много масла в состоянии покоя. Если масло сильно отделяется во время хранения, то смазка будет считаться непригодной для использования. Стойкость комплексных литиевых смазок в этом отношении также превосходит в общем-то неплохие показатели простых литиевых смазок. А это значит, что интервал замены смазки может быть значительно продлен. В настоящее время удлиненным сервисным интервалом для литиево-комплексных смазок считается пробег автомобиля 50 000 км или эквивалентное этому количество машиночасов.

Почему же столь популярны смазки на литиевых и сложных литиевых загустителях? Ответ такой: универсальность литиевых загустителей делает их пригодными для использования в широчайшем спектре применений. Но какой из них лучше всего подходит для решения именно ваших задач? Загустители схожи по многим свойствам, поэтому наилучшим способом определить нужный вид смазки является определение предельных рабочих температур. Впрочем, многие предпочитают литиево-комплексные смазки в качестве смазочных материалов для самого общего назначения, и это хороший подход, поскольку они могут использоваться в широком диапазоне применений и в широком диапазоне температур. Однако до сих пор даже простые литиевые смазки часто являются наиболее практичным и эффективным выбором.

Читайте эту и другие статьи на моем телеграмм-канале rustechnic

www.drive2.ru

Комплексные консистентные смазки как альтернатива литиево-кальциевым

18.04.2016

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!

Сегодня мне бы хотелось сделать обзор смешанных литиево-кальциевых и комплексных смазок, а также обсудить вопросы по их выбору.

Вспомним о том, что относительно недавно, в аспекте истории индустриализма, для смазывания механических машин в качестве первых пластичных смазок использовались простые кальциевые смазки, наиболее типичным представителем которых в России является всем известный Солидол. Под термином «простые» смазки, напоминаю, подразумеваются смазки, загущенные мылами простого типа, в противоположность смешанным и комплексным мылам.

Отдадим должное, смазки класса «Солидол» в своё время были весьма прогрессивными смазочными материалами, которые в значительной мере повлияли на эволюцию механических машин. Проследить влияние первых пластичных смазок на развитие конструкции машин несложно, вспомнив о том, какие преимущества предоставляет инженерам использование пластичных смазочных материалов. Основные их преимущества заключаются в возможности предельной локализации процесса смазывания узла. Сложная и громоздкая система смазки, построенная на свойствах жидких масел, в случае пластичных смазок упрощается непосредственно до габаритов узла трения. Одновременно решается проблема уплотнений, столь усложняющих конструкцию смазываемого узла.

Таким образом, изобретение пластичных смазок положило начало для целой инженерной школы конструирования механического оборудования.

Но эволюция механических машин предъявляла к смазочным материалам всё более жесткие требования и это повлияло уже на эволюцию, собственно, смазок.

Для продолжения обзора, рассмотрим ключевые особенности простых кальциевых смазок. Прежде всего, эти смазки характеризуются отличной влагостойкостью, обладают хорошими противоизносными свойствами при высоких удельных нагрузках, но имеют весьма ограниченный диапазон рабочих температур. Практически, максимальная рабочая температура кальциевых смазок не превышает 70°С. Нижний предел температур также ограничен началом диапазона отрицательных температур. Появление смазок на безводном кальциевом мыле много преимуществ также не принесло.

Дальнейшая эволюция пластичных смазок отмечается важнейшей вехой – появлением смазок на простом литиевом мыльном загустителе. В России эти смазки ознаменовались популярнейшим Литол-24. Распространение Литол-24 позволило одновременно заменить большинство существовавших смазок на простых мыльных загустителях. Но вскоре выяснилось, что всё не так просто и от смазки требуются отнюдь не только тугоплавкие свойства. Требования к водостойкости, прокачиваемости и противоизносным свойствам никто не отменял.

Дальнейшие поиски «идеальной» смазки привели к появлению загустителей на смешанных мылах. Практическое применение нашли литиево-кальциевые загустители, совмещающие в себе ключевые свойства литиевых и кальциевых загустителей. Но и этот компромисс не поспел за скачкообразной эволюцией механического оборудования в последние десятилетия ХХ века.

В ответ на этот вызов появились комплексные мыльные загустители. Напомню, комплексными мыльными загустителями называются мыла щелочных металлов и высокомолекулярных жирных кислот в сочетании с одной или несколькими низкомолекулярными кислотами. Смазки, загущенные комплексными мылами, соответственно, называют комплексными смазками.

В настоящее время наиболее типичными и распространенными комплексными смазками являются комплексно-литиевые, комплексно-кальциевые, комплексно-алюминиевые, комплексно-бариевые и, конечно, перспективные смазки на комплексе сульфоната кальция.

Какие возможности нам открывают комплексные смазки? Рассмотрим наиболее массовые из них – комплексно-литиевые смазки. Ключевыми их особенностями являются высокотемпературные свойства, высокая механическая стабильность, удовлетворительные водостойкость и прокачиваемость. Этот набор свойств делает комплексно-литиевые смазки наиболее универсальными в промышленности и транспорте. В России предложение этого типа смазок представлено в основном западными компаниями. Отечественный производитель предлагает относительно небольшой ассортимент комплексно-литиевых смазок. Пожалуй, наиболее продвинутой российской компанией в части современных смазок можно назвать компанию АРГО. Она предлагает наиболее широкий выбор комплексно-литиевых смазок. Самыми типичными продуктами АРГО в этом сегменте являются смазки серии «Elit X» и серии «Termolit 3000».

Вот их типовые свойства.

Смазка Elit X EP2

Характеристика

Метод

Elit X EP2

Загуститель

Li-Complex

Диапазон рабочих температур, ºС

-30…+160

Классификация смазок

DIN 51502

KP2N-30

Цвет смазки

Визуально

Темно-синий

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

2

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

220

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

280

Нагрузка сваривания, H

DIN 51350

3283

 

Смазка Termolit 3000 EP2

Характеристика

Метод

Termolit 3000 EP2

Загуститель

Li-complex

Диапазон рабочих температур, ºС

-30..+160

Классификация смазок

DIN 51502

KP2P-30

Цвет смазки

Визуально

Зеленый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

2

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

120

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

≥250

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2930

 

 

Еще одним массовым сегментом комплексных смазок также является комплексно-кальциевые смазки. Они не столь универсальны, как комплексно-литиевые, но, например, в металлургии они очень широко востребованы. Наиболее типичным их представителем считается смазка серии «Униол», которая благодаря отличной водостойкости и хорошей прокачиваемости получила широкое распространение в данной отрасли.

В настоящее время смазки серии «Униол» считаются морально-устаревшими и им на смену пришли современные, представленные, кстати, также западными производителями. Современные отечественные комплексно-кальциевые смазки представлены российской компанией АРГО продуктом серии «TermoLub».

Вот свойства одной их массовых смазок этой серии.

Смазка TermoLub 100 EP2

Характеристика

Метод

TermoLub 100 EP2

Загуститель

Ca-Complex

Диапазон рабочих температур, ºС

-20..+150

Классификация смазок

DIN 51502

KP2N-20

Цвет смазки

Визуально

Коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

2

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

100

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

≥250

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2607

 

 

Несколько опережая события, спешу рассказать о перспективном типе комплексных смазок – смазках на комплексе сульфоната кальция. Этот тип смазок способен заменить собой большинство вышеперечисленных комплексных смазок, значительно превосходя их по эксплуатационным свойствам. Кратко о них я уже писал на страницах этого блога. Но, уверен, что об этих уникальных смазках следует рассказать больше и подробнее.

Об этом в моих следующих статьях.

До новых встреч!

 

tpgargo.ru

Литиевая консистентная смазка: применение, характеристики

Работу отдельных узлов автомобилей нельзя представить без своевременной смазки. Смазанные механизмы работают плавно с минимальным износом, что обеспечивает долговечность работы и минимизацию риска поломки. Количество смазки на движущихся элементах нужно постоянно контролировать и возобновлять. Надеяться на заводскую ни в коем случае нельзя. Специалисты рекомендуют проверять уровень масла каждые 12 тыс. км.

Особого распространения обрела литиевая смазка, которая считается наиболее универсальной. Ее можно применять практически во всех узлах, чаще всего применяется в качестве смазки для редукторов.

Состав и характеристики

Литиевая смазка – гелеобразная субстанция, которая включает литий. Впервые была разработана в 40-х прошлого столетия и применялась повсеместно. Состав тогда был максимально простой, в обычное нефтяное масло добавляли литий в виде литиевого мыла. Часто автолюбители называет такое масло «мыльным».

На сегодняшний день она производиться на основе углеводородов, густота которым придается жирными кислотами и литиевым мылом. Различные типы могут отличаться цветом и густотой, но каждому из них характерна хорошая пластичность смазки и стойкость. Практически 70% выпускаемых смазок являются литиевыми, их еще называют литолами. Она очень популярна среди автолюбителей, так как несмотря на высокие эксплуатационные характеристики, имеет довольно низкую стоимость.

Производители разработали множество разновидностей литиевых смазок, которые изготавливают из минеральных, синтетических и полусинтетических масел. В составе используются различные присадки, меняющие характеристики в необходимом русле.

Консистентная литиевая смазка отлично работает при повышенных температурах. Диапазон температур, при которых она сохраняет свои свойства лежит от -30 до 128 °C. Некоторые виды со специальными добавками, способны работать при температурах до 300 °C. При выборе литола важно обращать внимание на указанную температуру, так некоторое морозостойкие виды, способны работать при температуре от -60 °C до 90 °C, что для некоторых узлов не подойдет.

Для такой смазки, типа литол, характерна высокая гидрофобность, из-за чего ее сложно смыть водой с механизмов. Она образует тонкую прочную пленку, которая может самостоятельно восстанавливаться после повреждения. Такое свойство достигается путем добавления в состав графита. Некоторые типы смазок сделаны специально для того, чтобы их можно было легко смыть водой. Это еще один повод с осторожностью выбирать тип.

Образование масленой пленки обеспечивает защиту металлических поверхностей от коррозии. При этом некоторые виды литиевых масел могут негативно повлиять на структуру алюминия и пластика, поэтому применять их лучше только для железных деталей.

Приобретя несколько типов литола, можно практически полностью покрыть нужды, связанные с обслуживанием автомобиля.

Разновидности составов

Среди разновидностей литиевых смазок можно выделить:

  1. Минеральные.

К этой группе относиться большинство смазок, которые имеют универсальный характер. Применяются при температурах от разновидности составов -40 до 140°C. Они значительно дешевле аналогов, практически не уступают по эксплуатационным свойствам. С ее помощью можно обработать практически весь спектр автомобильных узлов.

Этот тип нельзя использовать с пластмассами, так как смазка приводит к их разбуханию и разрушению.

  1. Синтетические.

В основе этого типа применяются искусственно синтезированные масла. Их стоимость довольно высокая, поэтому они занимают невысокую долю рынка. Но синтетические составы имеют ряд преимуществ, они более термостойкие и устойчивые, а также могут использоваться в узлах с пластмассовыми и резиновыми элементами.

  1. Силиконовые

Силиконовые можно отнести к синтетическим. Они изготавливаются на силиконовой основе и имеют следующие характеристики:

  • широкий спектр рабочих температур;
  • безвредность для человека;
  • обладает высокой стойкостью к химическим веществам;
  • высокая адгезия;
  • долговечность;
  • отличная гидрофобность;
  • обеспечивает минимальное трение.

Единственным недостатком можно назвать высокую подверженность механическому воздействию, из-за чего нарушается целостность масленой пленки.

  1. Эфирные

Этот тип изготавливается на основе синтетических эфирных масел. Главным преимуществом эфирных смазок является возможность их использования в механизмах с высоким показателем крутящего момента. Она хорошо подавляет шум, защищает механизмы от коррозии и отличается долговечностью.

  1. Полиальфалефиновые

Этот типа наиболее популярен среди синтетических. Использование в качестве основы ПАО-масел позволяет добиться хорошей водостойкости, низкой температуры застывания, водостойкостью и высокой вязкостью без эффекта коксования. При этом они отличаются довольно низкой ценой.

  1. Комплексные

Для производства таких масел используется комплекс литиевых мыл, в основе которых лежат соли азелаиновой, уксусной и адипиновой кислот. Благодаря этому значительно увеличивается диапазон рабочих температур (от -50 до 230 °C. Могут отлично работать под прямым воздействием воды и являются более стабильными. Комплексная литиевая смазка применяется практически во всех сферах промышленности и быта.

  1. Литиевая смазка с PTFE

Она изготавливается с добавлением тефлонов, и продается в белом баллончике. Применяется для смазки подшипников, шестерне, роликов, цепей, полозьев и тросов. Убирает скрипы во время работы, создает антикоррозийную пленку и отличается высокой устойчивость к пыли. Часто используется вместо старой синей смазки №158. Часто подобный литол имеет в составе сульфат молибдена.

Применение литиевой смазки

Литиевые смазки применяются в различных сферах, например, в радиотехники, авиационном оборудовании, автомобилях, промышленном оборудовании и механизмах, где есть узлы, подверженные трению.

Наиболее распространенные они в автомобилях. Она предназначена не только для уменьшения трения механизмов, но и увеличения работоспособности и долговечности. Чем тщательнее ухаживать за металлическими деталями, тем выше срок их службы. Проверку уровня масла нужно делать с постоянной периодичности и в тех случаях, когда возникают необычные скрипы и постукивания, а также после длительного срока хранения.

Наибольшего ухода требуют:

  1. Подвеска. Шаровая опора подвески требует своевременной смазки, для чего лучше использовать масла с добавлением графита, который позволяет возобновлять поврежденный мысленной покров.
  2. Рулевая колонка. Литол применяется для смазки пыльников.
  3. Подшипники. В автомобилях используется множество подшипники различных типов, которые должны безотказно работать. Для их смазывания лучше применять литол без графитового дополнения. Обычно применяется белая литиевая смазка.
  4. Резьбовые соединения. Любые такие соединения нужно смазывать, чтобы они не подвергались коррозии.
  5. Редуктор. Смазка нужна для повышения КПД при передаче крутящего момента.

Чтобы подобрать смазку на основе литиевого мыла для конкретных целей нужно изучить инструкцию и посоветоваться с продавцом-консультантом. Даже малейшее отклонение в составе могут значительно повлиять на свойства литола и работу смазанных механизмов.

Преимущества и недостатки

Каждый тип смазок имеет определенные преимущества, основным преимуществом смазок на литиевой основе является универсальность их использования. Практически каждый механизм можно смазывать с их помощью. Особенно они актуальны для автолюбителей. С помощью литолов можно смазать все необходимые узлы и механизмы.

Среди других преимуществ можно выделить:

  1. Водостойкость. Она практически не смывается водой, кроме отдельных типов, поэтому она более долговечная.
  2. Защита от коррозии. Благодаря гидрофобности, она отлично защищает металл от влаги и воздуха, препятствуя возникновению коррозию и преждевременному износу деталей.
  3. Стабильная консистенция. При долгом хранении смазка хорошо сохраняет консистенцию и свои свойства.
  4. Термоустойчивость. Широкий ассортимент смазок позволяет работать при разных температурах, особенно отличаются силиконовые, это очень важно особенно в автомобилях, который зимой хранятся на морозе, а при работе температура узлов быстро растет.
  5. Хорошая текучесть. Литиевые смазки легко наносить на механизмы, особенно через масленки. Она хорошо проникает в щели и обволакивает мелкие детали.
  6. Сопротивление механическому сдвигу. При механическом воздействии она сохраняет структуру маслянистой пленки.

К недостаткам можно отнести относительно высокую цену, но учитывая все вышеуказанные преимущества и разнообразия ассортимента, назвать это недостатком сложно.

Поэтому, при выборе смазки, можно смело отдавать предпочтения литолам. Они подходят для любых целей, главное, тщательно выбрать разновидность литола для своих целей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

stankiexpert.ru

Способ увеличения температуры каплепадения пластичной литиевой комплексной смазки

Изобретение относится к пластичной литиевой комплексной смазке, предназначенной для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах – до 180°С. Предложен способ увеличения температуры каплепадения пластичной литиевой комплексной смазки, включающий загущение базового масла литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты и добавление бората, причем вначале получают загущенную литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты смесь базового масла, представляющего собой минеральное индустриальное масло, или синтетическое масло, или смесь минерального и синтетического масел, имеющую при 40°С кинематическую вязкость от 5 до 600 сСт, с последующим добавлением три-2-этилгексилбората и диалкилдитиофосфата металла, после чего полученную смесь, температура которой не превышает 90°С, перемешивают до однородного состояния, при следующем соотношении компонентов, вес.%:

литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты8,0-20,0три-2-этилгексилборат2,0-3,2диалкилдитиофосфат металла0,5-2,0базовое маслоостальное.

Технический результат: повышение надежности и ресурса эксплуатации узлов трения машин и механизмов путем обеспечения температуры каплепадения смазки от 330°С до 370°С. 10 з.п. ф-лы, 9 пр.

 

Изобретение относится к пластичной литиевой комплексной смазке, предназначенной для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах – до 180°С (периодически кратковременно до 200°С).

Известно, что основным назначением смазывания является разделение движущихся относительно друг друга твердых поверхностей с целью сведения к минимуму трения и износа. В связи с чем, для этой цели часто применяют смазки. Выбор смазки определяется, как правило, конкретным применением.

Пластичные (консистентные) смазки являются одним из видов смазочных материалов, используемых в технике, и представляют коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды и дисперсной фазы загустителя в жидком смазочном материале. В зависимости от состава дисперсионной среды выделяют смазки на минеральных (нефтяных) и синтетических маслах. В зависимости от входящего в состав загустителя различают мыльные смазки, где в качестве загустителя применяют мыла жирных кислот и, прежде всего, 12-оксистеариновую кислоту, а также немыльные смазки, где в качестве загустителя используются модифицированные неорганические порошки или полимочевины. Обычно пластичные смазки содержат также другие компоненты (присадки), придающие им специальные свойства. Подходящие присадки включают один или более агентов, например, диалкилдитиофосфаты и диалкилтиокарбаматы металлов, производные сукцинимидов, фениламина, фенола, фосфорной и борной кислот и др.

Основными показателями, характеризующими эксплуатационные свойства смазок, являются природа и вязкость базового масла, тип загустителя, консистенция смазки, механическая стабильность, водостойкость и температура каплепадения, которая указывает на максимальную температуру эксплуатации в узлах трения.

Важно отметить, что температура каплепадения смазок не характеризует действительного предела температур, до которого смазка длительно сохраняет работоспособность. Для литиевых комплексных смазок верхний температурный предел их работоспособности определяется термостойкостью жидкой основы и физико-химическими свойствами мыльного каркаса.

Известен смазочный материал, содержащий соли лития [патент США №2274675, 1942], представляющий собой простую литиевую смазку.

Известна литиевая комплексная смазка [патент США №2417428, 1947] на основе литиевого мыла с загустителем.

Температура каплепадения у литиевых комплексных смазок выше, чем у простых литиевых из-за наличия загустителя и комплексообразователя и составляет 260°С и выше.

Существуют различные виды пластичных смазок для узлов трения.

Известны, например, антифрикционные смазки на основе нефтяных масел, в которых в качестве загустителя используются комплексные мыльные загустители: литиевые, кальциевые, алюминиевые, бариевые [Ищук Ю.Л. Технология пластичных смазок. – Киев: Наукова думка, 1986, с.59-65].

Известны, применяемые в области эксплуатации машин, пластичные смазки на основе дисперсной среды с использованием различных органических и неорганических загустителей [Синицын В.В. Подбор и применение пластичных смазок, «Химия», 1974, с.24-58].

Известны смазки для узлов трения на основе минерального и/или синтетического масла с добавлением мыльного загустителя [Синицын В.В. Подбор и применение пластичных смазок, «Химия», 1974, с.346-347].

Известна смазка на основе минеральных масел, загущенных литиевыми мылами оксистеариновой кислоты [а.с. СССР №362865, 1970].

Известна пластичная смазка на основе минерального масла, загущенного комплексным кальциевым и литиевым мылом жирных кислот с добавлением присадок [патент РФ, №216884, 1996].

Известна литиевая смазка [патент США №3988248, 1976], характеризующаяся повышенной устойчивостью к высоким температурам, обеспеченной включением в обычную смазку литиевого мыла 12-гидроксистеариновой кислоты и неорганического (щелочного) бората, причем тетраборат лития добавляют непосредственно в смесь, содержащую литиевое мыло гидроксижирной кислоты и смазку и нагревают до температуры 240°С, при этом результирующая смесь содержит от 5 до 20 весовых процентов литиевого мыла и от 0,1 до 3 весовых процентов тетрабората лития. Известная смазка обладает высокими температурами каплепадения (265-268°С).

Известен способ изготовления пластичной смазки [патент РФ №2114162, 1998], включающий приготовление смеси из нефтяных масел, загущенной литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок (диалкилдитиофосфата цинка и присадки на основе нитрованного масла). В качестве нефтяных масел в данном решении используется масло веретенное АУ и масло индустриальное И-40 или И-50.

Известен состав и способ получения пластичной смазки [патент США №4560489, 1985] на основе нефтяного или синтетического масла, загущенного сверхщелочным сульфонатом кальция – карбонатом кальция, стабилизированным кальциевыми солями маслорастворимых сульфокислот, с добавлением тетрабората кальция и кальциевого мыла алифатической монокарбоновой кислоты C12-C24, преимущественно 12-гидроксистеариновой. Известная смазка характеризуется высокотемпературными и смазывающими свойствами и может быть использована в качестве многоцелевой антифрикционной смазки для узлов трения, работающих при очень высоких температурах.

Известен состав и способ получения пластичной смазки [патент РФ №2400535, 2005], включающий приготовление смеси из нефтяных масел, загущенной литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.

Известна литиево-мыльная смазка [патент Великобритании №1518332, 1975] и способ ее получения, в котором к базовому маслу в качестве загустителя добавлено литиевое мыло 12-гидроксистеариновой кислоты и моно – или дилития борат. В известной смазке литиевое мыло составляет от 5 до 20 весовых процентов, и борат составляет от 0,1 до 3 весовых процентов. Известная смазка отличается высокой (221-278°С) температурой каплепадения, что позволяет использовать ее, например, в подшипниках колес автомобилей.

Известен [патент США №4600517], в котором описывается способ получения смазки, при котором достигается температура каплепадения только до 327°С (см. US 4600517, Таблицу 1, строка 14 и пример 3 описания).

Необходимо отметить, что в документах, известных из уровня техники, описывается технология и свойства смазок, которые не являются удовлетворительными, поскольку:

– обязательно требуется добавление комплексообразователя к смазке в процессе ее синтеза, что увеличивает продолжительность процесса производства и повышает его энергоемкость;

– не обеспечивается температура каплепадения выше 327°С, что в случае случайного перегрева смазки выше этой температуры может привести к вытеканию ее из узла трения, и в дальнейшем к его поломке, что в определенных случаях может значительно снизить надежность и долговечность механизма. Для создания смазочных материалов с высокими эксплуатационными характеристиками поиск оптимальных смазочных материалов с помощью основы – базового масла и загустителя, а также новых присадок является актуальным.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа увеличения температуры каплепадения пластичной литиевой комплексной смазки, обладающей более высокими характеристиками, выражающимися, прежде всего, в повышенной температуре каплепадения, и которую обеспечивает предлагаемая технология.

Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, заключается в повышении надежности и ресурса эксплуатации узлов трения машин и механизмов путем обеспечения температуры каплепадения смазки от 330°С до 370°С.

Для решения поставленной задачи и достижения указанного технического результата предложен способ увеличения температуры каплепадения пластичной литиевой комплексной смазки, включающий загущение базового масла литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты и добавление бората, характеризующийся тем, что вначале получают загущенную литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты смесь базового масла, представляющего собой минеральное индустриальное масло, или синтетическое масло, или смесь минерального и синтетического масел, имеющую при 40°С кинематическую вязкость от 5 до 600 сСт, с последующим добавлением три-2-этилгексилбората и диалкилдитиофосфат металла, после чего полученную смесь, температура которой не превышает 90°С, перемешивают до однородного состояния при следующем соотношении компонентов, вес.%:

литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты8,0-20,0
три-2-этилгексилборат2,0-3,2
диалкилдитиофосфат металла0,5-2,0
базовое маслоостальное.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве диалкилдитиофосфата металла используют диалкилдитиофосфат цинка предпочтительно в количестве 2.0 вес.%.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве диалкилдитиофосфата металла используют диалкилдитиофосфат молибдена предпочтительно в количестве 2.0 вес.%.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что используют минеральные масла, предпочтительно имеющие при 40°С кинематическую вязкость от 51 до 75 сСт.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве минерального масла используют парафиновые масла.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве минерального масла используют ароматические масла.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве минерального масла используют нафтеновые масла предпочтительно с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 20-25 сСт.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве синтетического масла используют полиальфаолефины предпочтительно с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 550-600 сСт.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве синтетического масла используют полиизобутилены предпочтительно с молекулярной массой 2400 а.е.м.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что используют предпочтительно смесь нафтенового масла с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 20-25 сСт с полиизобутиленом с молекулярной массой 2400 а.е.м. в соотношении 5:1.

В дополнительном аспекте изобретение характеризуется тем, что в качестве синтетического масла используют кремнийорганические жидкости.

Увеличение температуры каплепадения, по сравнению с известными литиевыми смазками, достигается тщательным смешением базового масла, загущенного литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты с комплексообразующим агентом из класса органических боратов. В частности, триметил-, триэтил-, трипропил-, трибутил-, трициклогесил-, три-2-этилгексил-, трифенил-, тристеарилборатами и их изомерами. Предпочтительно использовать органические бораты, полученные из спиртов с относительно высокой температурой вспышки, в частности трибутилборат и, прежде всего, три-2-этилгексилборат.

В процессе проведения исследований выявлено, что при введении в смесь базового масла, загущенного литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты органического бората, в качестве которого используют три-2-этилгексилборат, оптимальная концентрация его составляет от 2,0 до 3,2 вес.%.

Введение в смесь в качестве органического бората три-2-этилгексилборат в количестве от 2,0 вес.% до 3,2 вес.% увеличивает температуру каплепадения до 370°С.

Введение же органического бората в количестве более 4 вес.% уже не дает прироста температуры каплепадения, и даже может оказывать отрицательное воздействие на некоторые физико-механические показатели смазки, например показатели коллоидной стабильности и пенетрации увеличиваются.

Кроме того, в процессе проведения исследований было выявлено, что добавление диалкилдитиофосфата металла в количестве от 0,5 до 2,0 вес.% в смесь базового масла, загущенного литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты с комплексообразующим агентом – органическим боратом увеличивает температуру каплепадения таким образом, что ее значения находятся в интервале от 330°С до 370°С.

Добавление в смесь диалкилдитиофосфата металла менее 0,5 вес.% не оказывает видимого эффекта на температуру каплепадения. Дальнейшее увеличение содержания диалкилдитиофосфата (более 2.0 вес.%) не приводит к видимым результатам увеличения температуры каплепадения, а может ухудшить физико-механические показатели, такие как коллоидная стабильность и пенетрация.

Достигаемый интервал температуры каплепадения смазки от 330°С до 370°С, обеспечивающий повышение надежности и ресурса эксплуатации узлов трения машин и механизмов, обусловлен синергетическим эффектом, который проявляется при указанном выше качественным и количественном соотношении компонентов, в частности, три-2-этилгексилбората и диалкилдитиофосфата металла в литиевой смазке.

Изобретение далее иллюстрируется примерами, которые не предназначены для того, чтобы каким-либо образом ограничивать ими объем настоящего изобретения.

Пример 1. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Способ осуществляют следующим образом.

Минеральное индустриальное масло И-40А (вязкость при 40°С 51-75 сСт), загущенные литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 13,0 вес.% и три-2-этилгексилборат в количестве 2,9 вес.% и диалкилдитиофосфат цинка в количестве 2,0 вес.% загружают в аппарат (емкость) с мешалкой.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в мешалке, имеющей ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную конфигурацию, до однородного состояния минут со скоростью вращения вала от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 350°С до 370°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74 или ASTM D2265-06.

Полученная предлагаемым способом пластичная литиевая комплексная смазка с температурой каплепадения от 330°С до 370°С С позволяет повысить надежность и ресурс эксплуатации узлов трения машин и механизмов за счет увеличения максимальной рабочей температуры смазки до 180°С.

Для сравнения простые литиевые смазки имеют температуру каплепадения от 180°С до 215°С и соответствующую ей рабочую температуру смазки до 135°С.

Пример 2. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают синтетическое масло – низкомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой не выше 5000 а.е.м., загущают литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 8,0 вес.% и трибутилборат в количестве 1,5 вес.% с диалкилдитиофосфатом цинка в количестве 0,5 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости с мешалкой и качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния в течение не менее 10 минут со скоростью вращения вала от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 290°С до 310°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Пример 3. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают нафтеновое масло Nynas T400 (вязкость при 40°С не менее 380 сСт), загущают литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 10,0 вес.%, и трибутилборат в количестве 4,0 вес.% с диалкилдитиофосфатом цинка в количестве 0,5 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости с мешалкой, в качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния со скоростью вращения вала от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 300°С до 320°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Пример 4. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают гидравлическое масло АУ (вязкость при 40°С от 16 до 22 сСт), загущают литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 20,0 вес.% и трициклогексилборат в количестве 2,0 вес.% с диалкилдитиофосфатом молибдена в количестве 1,5 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости с мешалкой, в качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния со скоростью вращения от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 290°С до 310°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Пример 5. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают синтетическое масло – полиальфаолефины с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 550-600 сСт, загущенные литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 8,0 вес.% и три-2-этилгексилборат в количестве 3,2 вес.% и диалкилдитиофосфат цинка в количестве 2,0 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости и в качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния со скоростью вращения вала от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения 370°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Пример 6. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают смесь минерального и синтетического масла – индустриальное масло И-20А (вязкость при 40°С 25-35 сСт) и полиальфаолефины с кинематической вязкостью при 40°С 10-22 сСт в соотношении 1:1, загущенные литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 14,0 вес.%, трибутилборат в количестве 2.0 вес.% и диалкилдитиофосфат цинка в количестве 1,0 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости с мешалкой и в качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния со скоростью вращения от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 300°С до 320°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Пример 7. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают синтетическое кремнийорганическое масло ПМС 200, загущенные литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 12,0 вес.%, триизопропилборат в количестве 3.0 вес.% и диалкилдитиофосфат молибдена в количестве 2,0 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости с мешалкой и в качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния со скоростью вращения от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 290°С до 310°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Пример 8. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают трансформаторное масло Novoil Т-1500У (вязкость при 40°С не более 11 сСт), загущенное литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 20,0 вес.%, трибутилборат в количестве 3.0 вес.% и диалкилдитиофосфат молибдена в количестве 2,0 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости с мешалкой и в качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния со скоростью вращения вала от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 315°С до 335°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Пример 9. Способ получения пластичной литиевой комплексной смазки

Повторяют способ по Примеру 1, заменяя то, что в аппарат (емкость) загружают смесь минерального и синтетического масла – нафтеновое масло Nynas T22 (вязкость при 40°С 20-25 сСт) и полиизобутилен с молекулярной массой 2400 а.е.м. в соотношении 5:1, загущенные литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты в количестве 16,0% вес., три-2-этилгексилборат в количестве 2.0% вес. и диалкилдитиофосфат цинка в количестве 2,0 вес.%.

Далее всю смесь, температура которой не должна превышать 90°С, перемешивают в емкости с мешалкой и в качестве мешалки используют ленточную, скребково-лопастную, спиральную, шнековую или рамную, до однородного состояния со скоростью вращения вала от 20 до 200 об/мин.

В результате получают пластичную литиевую комплексную смазку с температурой каплепадения от 330°С до 350°С, которую определяют по ГОСТ 6793-74.

Таким образом, пластичная литиевая комплексная смазка, получение которой продемонстрировано в примерах наилучшего варианта выполнения изобретения, имеет высокий показатель температуры каплепадения (330°С до 370°С), и верхний рабочий температурный предел 180°С (периодически кратковременно до 200°С) свидетельствует о ее способности оставаться в узле трения и не вытекать при высоких температурах.

1. Способ увеличения температуры каплепадения пластичной литиевой комплексной смазки, включающий загущение базового масла литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты и добавление бората, отличающийся тем, что вначале получают загущенную литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты смесь базового масла, представляющего собой минеральное индустриальное масло, или синтетическое масло, или смесь минерального и синтетического масел, имеющую при 40°С кинематическую вязкость от 5 до 600 сСт, с последующим добавлением три-2-этилгексилбората и диалкилдитиофосфата металла, после чего полученную смесь, температура которой не превышает 90°С, перемешивают до однородного состояния, при следующем соотношении компонентов, вес.%:

литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8,0-20,0
три-2-этилгексилборат 2,0-3,2
диалкилдитиофосфат металла 0,5-2,0
базовое масло остальное

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве диалкилдитиофосфата металла используют диалкилдитиофосфат цинка, предпочтительно в количестве 2,0 вес.%.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве диалкилдитиофосфата металла используют диалкилдитиофосфат молибдена предпочтительно в количестве 2,0 вес.%.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют минеральные масла, предпочтительно имеющие при 40°С кинематическую вязкость от 51 до 75 сСт.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального масла используют парафиновые масла.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального масла используют ароматические масла.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального масла используют нафтеновые масла, предпочтительно с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 20-25 сСт.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве синтетических масел используют полиальфаолефины, предпочтительно с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 550-600 сСт.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве синтетических масел используют полиизобутилены, предпочтительно с молекулярной массой 2400 а.е.м.

10. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют предпочтительно смесь нафтенового масла с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 20-25 сСт с полиизобутиленом с молекулярной массой 2400 а.е.м. в соотношении 5:1.

11. Способ по п.1, отличающийся тем, в качестве синтетических масел используют кремнийорганические жидкости.

www.findpatent.ru