Сису лесовоз – Сортиментовозы и лесовозы Сису Sisu в Вологде | Архангельске | Ярославле | Костроме | Пскове | Великом Новгороде | Мурманске
Лесовоз Сису – подходящее авто для русских дорог
Несмотря на то, лесовоз Сису мало известен на территории нашей страны, это весьма качественный финский грузовик. Компания «Sisu Auto» специализируется на грузовых авто «профессионального» назначения и подход к каждой серии у них особенный. Хотя у компании были большие проблемы на протяжении всей истории и она была на грани несколько раз, сейчас Sisu Auto вновь «на коне».
История
В 1948 году, когда раны войны немного затянулись, компания, существовавшая и до этого, принялась не только за грузовики sisu. Теперь лидеры компании решили изготавливать машины строгого назначения. Кроме того, автомобили теперь изготавливались из элементов собственного производства на 90 %, что стало значительным шагом вперед, ведь первоначально компания могла обеспечить лишь 10 % комплектующих. Первые послевоенные серии авто K (двухосные) и L (трехосные) отличались по назначению, но их грузоподъемность варьировалась от 3,5 до 8,5 тонны, а мощность двигателей от 75 до 165 л. с.
Первые лесовозы Sisu 70-х годов
В данные серии входили:
- Автомобили для междугородних перевозок;
- Лесовозы;
- Транспорт, который используют при строительстве.
Производство незначительно менялось, однако в 1981 году компанию выкупило государство, что повлияло на её развитие. Теперь техника стала по настоящему стратегической: выдерживала до минус 70 градусов по Цельсию, спокойно двигалась по пересеченной местности и снегу. Модельный ряд значительно расширялся и обновлялся.
Модель E18 нового тысячелетия. Новый двигатель, улучшенный дизайн
Весомый вклад в развитие лесовозов внесли изменения метода перевозки. Если у нас привычным является перевозка почти не обработанных стволов целиком, то в Финляндии наиболее распространен «пучковый» метод. Он включает в себя перевозку стволов и других продуктов в полуобработанном и разделенном виде (а иногда и в готовом). Со стороны это выглядит примерно так: автопоезд, не очень длинный, состоящий из самого грузовика среднего размера и примерно такого же прицепа.
Модель 2008 года полной массой 74 тонны.
Технические характеристики
Конкретнее разберем одну модель лесовоза — Sisu Timber C500. Сортиментовоз Sisu Timber C500 был разработан, в том числе, и для нужд российского потребителя. Рама изготавливается из высокопрочной стали, а ее конструкция состоит из лонжеронов и поперечин. За счет их единения достигается надежность и эргономичность.
Стальной бампер рассчитан на возможную необходимость буксировки, поэтому если зацепить трос за него, корпус никоим образом не пострадает. Поставляют четыре вида колесной базы: 6*2, 6*4, 8*2 и 8*4. Стоит оговориться, что каждый покупатель официальной модели еще при заказе может получить идеально укомплектованное авто, выбрав практически любой элемент.
В плане экологичности автомобиль можно считать весьма современным: соблюдается стандарт Евро-4, а движок сделан по технологии ACERT — теперь топливо сгорает практически полностью, за счет чего количество токсичных газов значительно сокращается. Эта технология позволяет немного экономить на расходе горючего. Кроме того, двигатель имеет достаточный запас сил для передвижения в самых сложных условиях не только самому авто, но и нагруженному прицепу.
Габариты (мм) | 9 150\2 550\4 000 |
База (мм) | 4750+1370 |
Двигатель | Caterpillar C13 |
Тип двигателя, количество цилиндров | Рядный, 6 |
Объем двигателя (л) | 12,5 |
Мощность (л. с.\ об) | 450\1800 или 504\1800 |
Крутящий момент (Нм/мин-1) | 2100\1200 или 2240\1200 |
КПП | Механика, 18\4 или 16\4 |
Шины | 315/80R22,5 |
Тормозная система | Двухконтурная пневмоническая |
Снаряженная масса (т) | 11,7 |
- Габариты Sisu 2008 года выпуска с шасси 6х4
Заключение
Самой большой проблемой для российских дорог является обслуживание авто фирмы Сису. Даже в больших городах магазины крайне редко располагают необходимыми деталями. Только в Карелии нет проблем с запчастями, благодаря близкому соседству с Финляндией.
В остальном финны выбрали идеальный алгоритм изготовления специализированных авто – можно подобрать детали исключительно из своих предпочтений и климатических условий. Кроме того, российские отзывы указывают на то, что лесовозы Сису очень надежные и удобные, даже для далеких перевозок.
naperevoz.ru
История лесовозов Sisu | большой обзор mpark.pro
Финская Sisu славится своими тяжелыми, надежными грузовиками, причем не только у себя дома, но и у нас в России. Подавляющее большинство из них – лесовозы. Об этом направлении мы и поговорим сегодня.
01. Первыми массовыми сортиментовозами этой марки в нашей стране стали бескапотные модели М в начале 1970-х годов, причем в паре с двухосными прицепами знаменитой, тоже финской Jyki. Собственными были рамы, кабины и мосты. Двигатели – Cummins или даже Rollse-Royce, коробки передач – Fuller. Их было поставлено несколько сотен штук, в основном в Карелию, и на Северо-Запад.
02. Причем некоторые из них оснащались весьма остроумным, актуальным для наших дорожных (верней, бездорожных) условий решением – активным прицепом. Передняя ось прицепа была одновременно ведущей, с гидроприводом от машины. Такое решение обеспечивало гибкость в компоновке, простоту в изготовлении, и, конечно, здорово повышало проходимость. Правда, такие комбинации получали далеко не все, а только самые передовые леспромхозы.
03. В начале 1980-х появилась новая унифицированная гамма грузовиков серии S (Super). Тяжелые бескапотники SM стали самыми распространенными лесовозами, в том числе и в СССР. За пятнадцать лет их было поставлено к нам несколько тысяч. Многие из них до сих пор “в строю”, особенно на Северо-Западе.
04. Интересно, что капотные модели SR в качестве лесовозов почти не использовались. Дело в потере полезной длины из-за капота. Так что этот сортиментовоз SR220 – большая редкость.
05. А вот полноприводная внедорожная серия SN активно работала в лесу, но почти исключительно за рубежом. Вот этот работал аж в далекой Гане.
06. В 1996 году появилось новое поколение машин серии Е. Разработанные финским дизайнером “ребристые” кабины по праву могли считаться самыми элегантными в Европе на тот момент. “Начинка” была по-прежнему традиционной – собственные рамы и мосты, сторонние двигатели и коробки передач. Разумеется, были среди них и традиционные лесовозы.
07. Всего через полтора года новая гамма ушла в историю – Sisu заключила партнерский договор с французским Renault, и начала использовать его компоненты. С той поры на всех бескапотных машинах устанавливалась кабина от серии Renault Premium. Правда, устанавливалась кабина выше, и потому оперение и бампер были собственными. А в гамме двигателей появились американские Mack E7 (он принадлежит французам). Выпуск капотников же был прекращен.
На фото – редкий случай для финнов: сортиментовоз европейского типа, с коротким прицепом.
08. С началом нового тысячелетия машины обновились – появились новые двигатели, а с ними и бамперы. Причем впервые в грузовом автопроме – с ксеноном “в базе”. Машины стали называться Evo-2.
09. Последний для Sisu массовый российский контракт состоялся в 2008 году. Крупный Усть-Илимский комбинат заказал больше сотни сцепок-сортиментовозов. Они были собраны по конкретной спецификации – полная масса автопоезда составляла 74 тонны. Были выбраны дизели Caterpillar C13 (500 л.с., Euro-3) и несинхронизированные коробки передач Fuller. Машины заметно отличались даже внешне – вместо пластикового был установлен специально разработанный стальной бампер со старыми квадратными фарами вместо модных “глазков”.
10. Из заметных поставок в Россию стоит отметить Кондопожский комбинат, который еще с 1970-х закупал лесовозы Sisu. Продолжал он это и в двухтысячные – новые, уже типовые машины пока часто встречаются в Карелии.
11. Неожиданная революция грянула в 2010-м: после чехарды с заменой владельцев новым хозяином стал директорат фирмы. Он-то кардинально и поменял поставщика – вместо Renault партнером стал Mercedes-Benz. И у новой серии Polar
от него появились не только кабины, но и двигатели, и коробки передач. Правда, последние можно было заказать и из Америки, – все те же несинхронизированные Eaton-Fuller. От немецкого собрата машины отличались собственными бамперами со светодиодными огнями. Новинка тут же пополнила и семейство лесовозов Timber.12. В прошлом году финнам пришлось сменить внешность Sisu – Мерседес сменил линейку моторов ( в Европе теперь устанавливают только Euro-6), а они не влезали в моторный отсек. Так Sisu Polar начал комплектоваться кабиной от строительной серии Arocs. Увы, но машины с этими дизелями не могут поставляться в Россию (из-за отвратительной по качеству нашей солярки), так что их мы не увидим. Зато в самой Финляндии поднята полная масса автопоезда до 76 тонн, и Sisu тут же предложило усиленную версию (то-есть стандартную для нее, но с более тяжелыми мостами). Теперь местные сортиментовозные “поезда” имеют аж по 9 осей…
mpark.pro
Лесовоз Sisu Polar 8×8 для сложных условий | ЛПК Сибири
Оживление непростого российского рынка транспортных средств вызывает особый интерес у Sisu Auto. Компания презентовала новый грузовик Sisu Polar 8×8 на прошедшей в декабре выставке «Российский лес». Машина предназначена для самого сложного этапа вывозки древесины из леса к погрузочным площадкам у лесовозных дорог. Компания активно предоставляет коммерческие предложения и другим клиентам, которые интересуются автомобилями для сложных эксплуатационных условий, и ожидает заключения новых контрактов в течение следующего года.
По мере стабилизации экономического положения в России вырос интерес к работающим в тяжелых условиях автомобилям Sisu, что привело к новым сделкам. Компании Oy Sisu Auto Ab и Vantage Commerce Pte. Ltd. заключили контракт на поставку специализированных грузовых автомобилей для тяжёлых условий эксплуатации в г. Якутск, столицу Республики Саха. Этот регион России известен самыми суровыми холодами, достигающим почти -70 градусов по Цельсию, а средняя температура января приближается к -50 градусам мороза.
Подписанный контракт охватывает поставку полноприводных самосвалов Sisu Polar с колёсной формулой 8×8 для перевозки руды и трейлерных тягачей с колёсной формулой 8×4. Стоимость контракта около 1,5 млн евро, поставки автомобилей состоятся в течение весны 2018 года.
В конце 2000-х годов более ста грузовиков Sisu были отправлены в суровые сибирские края, в Усть-Илимск на севере Иркутской области. Эти лесовозы, щебневозы и автомобили для ухода за дорожным полотном отлично зарекомендовали себя в исключительно тяжёлых условиях эксплуатации. Автопоезда в 7-осной компоновке с полной эксплуатационной массой 80 тонн в основном были задействованы на доставке древесного сырья для целлюлозного комбината концерна Ilim Group в г. Усть-Илимск. Некоторые из машин, эксплуатируемых в круглосуточном режиме 24/7, прошли уже почти по два миллиона километров и по-прежнему остаются в строю. Успешное использование грузовиков Sisu привлекло пристальное внимание и других транспортных компаний региона.
lpk-sibiri.ru
Сортиментовозы и лесовозы Сису Sisu в Вологде | Архангельске | Ярославле | Костроме | Пскове | Великом Новгороде | Мурманске
Рама
Рама SISU C-460 (профиль С, высота 460 мм)
Кабина
Средняя «полудлинная» (дневная)
Кабина со спальным местом
Кабина со спальным местом, высокая крыша
Двигатель
Mercedes-Benz OM501LA, V6 мощность 350 кВт – 480 л.с. крутящий момент 2300 Нм
Mercedes-Benz OM502LA, V8 мощность 405 кВт – 550 л.с. крутящий момент 2600 Нм
Mercedes-Benz OM502LA, V8 мощность 440 кВт – 600 л.с. крутящий момент 2800 Нм
Передача
Mercedes PowerShift G280-16 несинхронизированная автоматическая КПП
Mercedes Telligent G240-16 синхронизированная передачасинхронизированная КПП система переключения передач Telligent с педалью сцепления
Eaton Fuller RTLO 20918 несинхронизированная ручная КПП
Система управления автомобилем
Механическо-гидравлическая, спроектированная в соответствии с количеством осей, размером шасси и местом расположения поворачивающихся осей. Собственные разработки SISU с использованием комплектующих деталей Mercedes Benz.
Подвеска автомобиля
Стальные листовые рессоры типа трапеция или параболические, а также часть осей на пневмоподвеске, большое количество различных вариантов. Собственные разработки SISU.
Надстройки
Надстройки для сортиментовозов SISU Timber разработаны на основе пожеланий и потребностей клиентов. В предлагаемом ассортименте оснащения найдется все, что требуется для современного лесовоза. Кроме того, внутри многих модулей оснащения и надстроек возможен выбор конструкции, материалов и других параметров. При конструировании дополнительного оборудования разработчики стремятся создать единое целое, наилучшим образом отвечающее поставленной задаче.
Оси
Мощные оси и мосты, разработанные для сложных условий эксплуатации. В широком ассортименте найдутся оптимальные комбинации осей и передач для любого автомобиля. Техническая нагрузка на передние оси – 9–10т, на тележку – 19–22 т. Тормоза пневматические с электроприводом, на передних осях дисковые тормоза, на задних – барабанные.
volsteh.ru
Полноприводный Sisu Polar — специально для России — Авторевю
Фото: Максим Чернявский
В ежегодной выставке «Российский лес», которая прошла в Вологде, приняла участие финская компания Sisu. В последний раз фирма приезжала сюда пять лет назад, в 2011, но тогда на стенде стояла клиентская машина. А сейчас на заводе в Карьяла построили специальный демонстрационный грузовик для России — настоящего монстра.
Это четырехосный полноприводный сортиментовоз серии Polar, оснащенный системой автоподкачки шин. В основе толстенная прочная рама с высотой лонжеронов 46 см. Надрамник такой раме не нужен. Собственная масса достигает внушительных двенадцати тонн, а длина машины десять метров, что позволяет нагрузить ее от души. Финны скромно указывают полную массу 40 тонн, но возможности явно выше. Ведь в конструкции вовсю использованы агрегаты военных шасси: грузоподъемность каждого моста 10 тонн, однако сделаны они с запасом, как и всё для военных. Поскольку предназначен четырехосник для России, то 600-сильный дизель Mercedes отвечает нормам Евро-5. Он работает в паре с мерседесовским же «автоматом». Кабина от Актроса предыдущей серии MP3.
Высота лонжеронов рамы – 46 см
Выхлоп хитро изогнут над второй осью
Увы, рассчитывать на массовые продажи в России вряд ли придется. Все дело в отсутствии дилерской сети в нашей стране. Поэтому и заказы на «полярника» будут в лучшем случае штучными — от ориентированных на экспорт в Финляндию лесозаготовителей.
autoreview.ru
76 финских тонн — Авторевю
Знаете, как будет по-фински «семьдесят шесть тонн»? Ну-ка произнесите: «сейтсеменкюмментакууси тоннья». Именно такая полная масса автопоездов разрешена в Финляндии с октября нынешнего года! Чтобы узнать подробности, я отправился к местному «грузовому» производителю Sisu, а заодно взглянул на пробег старых финских грузовиков.
«А что, финская фирма Sisu еще жива?» — удивленно спросили знакомые, узнав, что я посетил ее. Живее всех живых: третий год подряд компания приносит прибыль! Более того, прошедшим летом ее единоличным владельцем стал 55-летний финн Тимо Корхонен, известный по кольцевым гонкам грузовиков (он был менеджером команды Sisu в девяностых).
Nalle-Sisu образца 1955 года. Знаете, что такое Nalle? «Плюшевый мишка»!
Когда-то Sisu были рысаками: тягач начала девяностых для трак-рейсинга
Конечно, 226 машин, которые финны построили за прошлый год, даже каплей в море не назовешь: по данным немецкого справочника Lastauto Omnibus, меньше выпустили только китайский Hebei Changzheng (71 машина на шасси «как у Татры») и румынский Roman (21 грузовик). Добавим в этот список еще голландских специалистов GINAF и Terberg.
Но Sisu — не столько автозавод, сколько ателье «по индивидуальным заказам» в основном для своей же страны, где рынок тяжелых грузовиков крайне скромен: за тот же 2012 год финны купили примерно по 700—800 Сканий и Volvo, четыре сотни Мерседесов, 94 ДАФа, 88 МАНов, 58 машин Renault… На этом фоне Sisu — солидный поставщик лесовозов и прочей спецтехники.
Лесовозы Sisu M (70-е гг.) были первыми машинами этой марки в Советском Союзе
Аналог нашей «шишиги», Sisu A-45 (1970—1981 гг.)
Мое посещение завода не случайно совпало с пробегом грузовиков-ветеранов: организаторы пробега решили сделать остановку прямо на территории Sisu. О ежегодном пробеге старых финских грузовиков мы рассказывали еще несколько лет назад (АР №15, 2008): в Финляндии сохраняется огромное количество машин-ветеранов. Грузовой транспорт традиционно принадлежит «мелким частникам», которые берегут своих кормильцев и не торопятся их менять. Зачем продавать или списывать машину, если она продолжает работать и «привозить» деньги? Если хозяин и купит новый грузовик, старый тоже пригодится — скажем, возить дрова на хутор, да и найти для него место в сарае нетрудно. К тому же владельцам автомобилей-ветеранов предоставляется масса льгот — от «спецномеров» и упрощенного техосмотра до возвращения НДС за приобретенное топливо.
Жаль только, практически все грузовики, что участвовали в нынешнем пробеге, я уже видел раньше! Впрочем, с течением времени среди «олдтаймеров» появляются более молодые машины: скажем, еще лет десять назад бескапотные Sisu M можно было встретить на дорогах (в том числе и наших), а нынче они — полноправные участники парада ветеранов.
У кого четыре глаза, тот похож на… снегоуборщик! Поскольку навесной снегоуборочный плуг закрывал этому Jury-Sisu нижние фары, водитель переключался на «верхний свет»
Кто из Sisu всех милее? На первом плане, справа — Jury-Sisu 1963 года (Jury, «Гром» — название модели)
Такое может быть только в маленькой и уютной Финляндии: под одним и тем же навесом справа стоят грузовички-старички, а слева — четыре новеньких армейских Sisu 4х4, готовых к отправке. Кроме них на заводском дворе обнаружился один новый самосвал, а в цеху, на стапелях — шесть Sisu в разной степени готовности. Штучная сборка!
Напомним, что с конца 2010 года Mercedes поставляет для Sisu кабину и силовой агрегат от модели Actros MP3 — моторы V6 и V8 мощностью до 600 л.с., роботизированные коробки передач Telligent и PowerShift. Впрочем, в гамме остается и американская несинхронизированная коробка передач Eaton Fuller с рычагом. А вот двигатели из США больше не используют, за исключением бронированных военных шасси: на них ставят 16-литровый Caterpillar. Впрочем, армейские Sisu — отдельная тема: скажем, упомянутые машины 4х4 оснащают двигателями MAN.
Считаем оси: их восемь, а значит, разрешенная полная масса этого лесовоза — 68 т
Это шасси с тремя осями сзади для лесовозного автопоезда, отвечающего новым нормам
Гордостью финнов остаются собственные мосты (их применяет даже наш КАМАЗ-Мастер на гоночных грузовиках) и мощные рамы, сделанные из местной легированной стали. Толщина лонжеронов — 8 мм, высота — 300 или даже 460 мм, а поскольку каждая рама изготовлена для конкретного экземпляра, в ней сверлят именно столько отверстий, сколько нужно (это повышает жесткость). При этом все Sisu по-прежнему уходят к покупателям полностью готовыми, с надстройками — в виде лесовозов, самосвалов или, например, кранов.
Тем временем мы подходим к шасси будущего лесовоза: зачем ему четыре оси, если колесная формула большинства финских лесовозов — 6х2? «Так это же лесовоз для нового 76-тонного автопоезда!» — комментируют представители завода.
Как известно, до сих пор максимальная полная масса автопоездов на дорогах Финляндии (а также соседней Швеции) равнялась 60 т — в отличие от Западной Европы, где разрешено только 40 т. При этом Финляндия — страна большая (крупнее Польши или, скажем, Италии), но населена мало, да еще и разбросанно: большинство финнов предпочитает жить на хуторах. А снабжение глухих финских деревушек ни в чем не уступает столичному.
Но как понизить стоимость перевозок, которая получается намного выше среднеевропейской? Увеличивать количество машин? Повышать частоту рейсов? Не угадали: повысить разрешенную грузоподъемность!
У новой 76-тонной сцепки должно быть не менее девяти осей
Потому-то и появилось постановление, согласно которому разрешенная полная масса автопоезда увеличилась до 76 т, а высота — до «норвежских» 4,4 м. Длина осталась прежней — 25,25 м.
Все это, естественно, повлекло за собой увеличение числа осей, хотя финские грузовики и так славятся «многоногостью» из-за невысоких нагрузок на ось: дорожное покрытие финны берегут как зеницу ока. Скажем, у традиционных здесь самосвалов при полной массе 42 т — пять осей, у не менее традиционных 60-тонных автопоездов — не меньше семи.
А у 76-тонных автопоездов будет девять осей! Четыре у тягача и пять у прицепа, либо наоборот. Если же у тягача четыре оси, а у прицепа тоже четыре, то полная масса автопоезда равна 68 т. Потому-то новые лесовозные шасси Sisu Timber и получили дополнительную ось. «Нам почти ничего не пришлось переделывать, — комментируют финны. — Рамы и без того имеют огромный запас прочности, а оси созданы с большим запасом грузоподъемности. Так что сейчас государство просто легализовало то, что мы придумали еще раньше».
И здесь Sisu получает весомое преимущество на местном рынке: прочим производителям грузовиков придется строить «76-тонники» по спецзаказам — а это и другие сроки поставки, нежели сейчас, и другие деньги. Вот только…
Высота лонжеронов рамы — почти полметра!
С 2014 года весь Евросоюз переходит на экологические нормы Euro 6. Но есть подозрение, что под кабины от старого Актроса, которые Mercedes сейчас поставляет Sisu, новые рядные мерседесовские моторы Euro 6 просто не поместятся! А кабины от нового Актроса финнам вряд ли продадут: лучшее, на что могут те рассчитывать — узкие кабины от строительной серии Arocs. И это будет серьезным минусом: финcкие перевозчики любят комфорт и даже для самосвалов зачастую заказывают самые просторные кабины со спальным местом и высокой крышей.
Но может быть, инженерам Sisu все же удастся скрестить новый двигатель со старой кабиной? Ведь в свое время они поместили под французскую кабину Renault Premium здоровенный 16-литровый Caterpillar!
Тем временем в Финляндии объявлен «переходный период» с прежних весовых норм на новые: он будет длиться пять лет. Но российских перевозчиков все эти нововведения не коснутся: им, как и прежде, разрешено ездить в «Финку» на автопоездах с «европейскими» параметрами, длиной лишь 16,5 м и полной массой 40 т.
В свою очередь, Sisu после перехода на нормы Euro 6 может забыть о поставках своих машин в Россию: впрочем, в последние годы они у нас и без того не продавались…
Нынешние кабины Sisu — от модели Mercedes Actros MP3, причем строительной (это видно по «рубчатым» корпусам зеркал)
Полная масса автопоездов в Финляндии | |
(Постановление 407/2013 от 6.06.2013 г.) | |
Число осей | Полная масса автопоезда, т |
5 | 44 |
6 | 53 |
7 | 60 |
8 | 64 |
8* | 68 |
9 | 69 |
9* | 76 |
* Если не менее 65% полной массы приходится на колеса со сдвоенными шинами |
autoreview.ru
76 финских тонн — Авторевю
Знаете, как будет по-фински «семьдесят шесть тонн»? Ну-ка произнесите: «сейтсеменкюмментакууси тоннья». Именно такая полная масса автопоездов разрешена в Финляндии с октября нынешнего года! Чтобы узнать подробности, я отправился к местному «грузовому» производителю Sisu, а заодно взглянул на пробег старых финских грузовиков.
«А что, финская фирма Sisu еще жива?» — удивленно спросили знакомые, узнав, что я посетил ее. Живее всех живых: третий год подряд компания приносит прибыль! Более того, прошедшим летом ее единоличным владельцем стал 55-летний финн Тимо Корхонен, известный по кольцевым гонкам грузовиков (он был менеджером команды Sisu в девяностых).
Nalle-Sisu образца 1955 года. Знаете, что такое Nalle? «Плюшевый мишка»!
Когда-то Sisu были рысаками: тягач начала девяностых для трак-рейсинга
Конечно, 226 машин, которые финны построили за прошлый год, даже каплей в море не назовешь: по данным немецкого справочника Lastauto Omnibus, меньше выпустили только китайский Hebei Changzheng (71 машина на шасси «как у Татры») и румынский Roman (21 грузовик). Добавим в этот список еще голландских специалистов GINAF и Terberg.
Но Sisu — не столько автозавод, сколько ателье «по индивидуальным заказам» в основном для своей же страны, где рынок тяжелых грузовиков крайне скромен: за тот же 2012 год финны купили примерно по 700—800 Сканий и Volvo, четыре сотни Мерседесов, 94 ДАФа, 88 МАНов, 58 машин Renault… На этом фоне Sisu — солидный поставщик лесовозов и прочей спецтехники.
Лесовозы Sisu M (70-е гг.) были первыми машинами этой марки в Советском Союзе
Аналог нашей «шишиги», Sisu A-45 (1970—1981 гг.)
Мое посещение завода не случайно совпало с пробегом грузовиков-ветеранов: организаторы пробега решили сделать остановку прямо на территории Sisu. О ежегодном пробеге старых финских грузовиков мы рассказывали еще несколько лет назад (АР №15, 2008): в Финляндии сохраняется огромное количество машин-ветеранов. Грузовой транспорт традиционно принадлежит «мелким частникам», которые берегут своих кормильцев и не торопятся их менять. Зачем продавать или списывать машину, если она продолжает работать и «привозить» деньги? Если хозяин и купит новый грузовик, старый тоже пригодится — скажем, возить дрова на хутор, да и найти для него место в сарае нетрудно. К тому же владельцам автомобилей-ветеранов предоставляется масса льгот — от «спецномеров» и упрощенного техосмотра до возвращения НДС за приобретенное топливо.
Жаль только, практически все грузовики, что участвовали в нынешнем пробеге, я уже видел раньше! Впрочем, с течением времени среди «олдтаймеров» появляются более молодые машины: скажем, еще лет десять назад бескапотные Sisu M можно было встретить на дорогах (в том числе и наших), а нынче они — полноправные участники парада ветеранов.
У кого четыре глаза, тот похож на… снегоуборщик! Поскольку навесной снегоуборочный плуг закрывал этому Jury-Sisu нижние фары, водитель переключался на «верхний свет»
Кто из Sisu всех милее? На первом плане, справа — Jury-Sisu 1963 года (Jury, «Гром» — название модели)
Такое может быть только в маленькой и уютной Финляндии: под одним и тем же навесом справа стоят грузовички-старички, а слева — четыре новеньких армейских Sisu 4х4, готовых к отправке. Кроме них на заводском дворе обнаружился один новый самосвал, а в цеху, на стапелях — шесть Sisu в разной степени готовности. Штучная сборка!
Напомним, что с конца 2010 года Mercedes поставляет для Sisu кабину и силовой агрегат от модели Actros MP3 — моторы V6 и V8 мощностью до 600 л.с., роботизированные коробки передач Telligent и PowerShift. Впрочем, в гамме остается и американская несинхронизированная коробка передач Eaton Fuller с рычагом. А вот двигатели из США больше не используют, за исключением бронированных военных шасси: на них ставят 16-литровый Caterpillar. Впрочем, армейские Sisu — отдельная тема: скажем, упомянутые машины 4х4 оснащают двигателями MAN.
Считаем оси: их восемь, а значит, разрешенная полная масса этого лесовоза — 68 т
Это шасси с тремя осями сзади для лесовозного автопоезда, отвечающего новым нормам
Гордостью финнов остаются собственные мосты (их применяет даже наш КАМАЗ-Мастер на гоночных грузовиках) и мощные рамы, сделанные из местной легированной стали. Толщина лонжеронов — 8 мм, высота — 300 или даже 460 мм, а поскольку каждая рама изготовлена для конкретного экземпляра, в ней сверлят именно столько отверстий, сколько нужно (это повышает жесткость). При этом все Sisu по-прежнему уходят к покупателям полностью готовыми, с надстройками — в виде лесовозов, самосвалов или, например, кранов.
Тем временем мы подходим к шасси будущего лесовоза: зачем ему четыре оси, если колесная формула большинства финских лесовозов — 6х2? «Так это же лесовоз для нового 76-тонного автопоезда!» — комментируют представители завода.
Как известно, до сих пор максимальная полная масса автопоездов на дорогах Финляндии (а также соседней Швеции) равнялась 60 т — в отличие от Западной Европы, где разрешено только 40 т. При этом Финляндия — страна большая (крупнее Польши или, скажем, Италии), но населена мало, да еще и разбросанно: большинство финнов предпочитает жить на хуторах. А снабжение глухих финских деревушек ни в чем не уступает столичному.
Но как понизить стоимость перевозок, которая получается намного выше среднеевропейской? Увеличивать количество машин? Повышать частоту рейсов? Не угадали: повысить разрешенную грузоподъемность!
У новой 76-тонной сцепки должно быть не менее девяти осей
Потому-то и появилось постановление, согласно которому разрешенная полная масса автопоезда увеличилась до 76 т, а высота — до «норвежских» 4,4 м. Длина осталась прежней — 25,25 м.
Все это, естественно, повлекло за собой увеличение числа осей, хотя финские грузовики и так славятся «многоногостью» из-за невысоких нагрузок на ось: дорожное покрытие финны берегут как зеницу ока. Скажем, у традиционных здесь самосвалов при полной массе 42 т — пять осей, у не менее традиционных 60-тонных автопоездов — не меньше семи.
А у 76-тонных автопоездов будет девять осей! Четыре у тягача и пять у прицепа, либо наоборот. Если же у тягача четыре оси, а у прицепа тоже четыре, то полная масса автопоезда равна 68 т. Потому-то новые лесовозные шасси Sisu Timber и получили дополнительную ось. «Нам почти ничего не пришлось переделывать, — комментируют финны. — Рамы и без того имеют огромный запас прочности, а оси созданы с большим запасом грузоподъемности. Так что сейчас государство просто легализовало то, что мы придумали еще раньше».
И здесь Sisu получает весомое преимущество на местном рынке: прочим производителям грузовиков придется строить «76-тонники» по спецзаказам — а это и другие сроки поставки, нежели сейчас, и другие деньги. Вот только…
Высота лонжеронов рамы — почти полметра!
С 2014 года весь Евросоюз переходит на экологические нормы Euro 6. Но есть подозрение, что под кабины от старого Актроса, которые Mercedes сейчас поставляет Sisu, новые рядные мерседесовские моторы Euro 6 просто не поместятся! А кабины от нового Актроса финнам вряд ли продадут: лучшее, на что могут те рассчитывать — узкие кабины от строительной серии Arocs. И это будет серьезным минусом: финcкие перевозчики любят комфорт и даже для самосвалов зачастую заказывают самые просторные кабины со спальным местом и высокой крышей.
Но может быть, инженерам Sisu все же удастся скрестить новый двигатель со старой кабиной? Ведь в свое время они поместили под французскую кабину Renault Premium здоровенный 16-литровый Caterpillar!
Тем временем в Финляндии объявлен «переходный период» с прежних весовых норм на новые: он будет длиться пять лет. Но российских перевозчиков все эти нововведения не коснутся: им, как и прежде, разрешено ездить в «Финку» на автопоездах с «европейскими» параметрами, длиной лишь 16,5 м и полной массой 40 т.
В свою очередь, Sisu после перехода на нормы Euro 6 может забыть о поставках своих машин в Россию: впрочем, в последние годы они у нас и без того не продавались…
Нынешние кабины Sisu — от модели Mercedes Actros MP3, причем строительной (это видно по «рубчатым» корпусам зеркал)
Полная масса автопоездов в Финляндии | |
(Постановление 407/2013 от 6.06.2013 г.) | |
Число осей | Полная масса автопоезда, т |
5 | 44 |
6 | 53 |
7 | 60 |
8 | 64 |
8* | 68 |
9 | 69 |
9* | 76 |
* Если не менее 65% полной массы приходится на колеса со сдвоенными шинами |
autoreview.ru
Добавить комментарий