Сферический подшипник – Шариковый подшипник | История возникновения, классификация, разновидность, процесс изготовления и стоимость шарикового подшипника

Содержание

Сферический роликоподшипник — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сферический роликоподшипник с латунной обоймой в разрезе.

Сферический роликоподшипник — это подшипник качения, который может вращаться с низким коэффициентом трения и допускает угловое смещение. Как правило, эти подшипники поддерживают вращающийся вал в отверстии внутреннего кольца, которое может смещаться относительно внешнего кольца. Смещение возможно благодаря сферической внутренней форме наружного кольца и сферическим роликам. Несмотря на название, сферические ролики не являются сферическими по форме. Элементы качения сферических роликоподшипников в основном цилиндрической формы, но имеют профиль, напоминающий слегка вздутый цилиндр (бочкообразная форма).[1]

Сферический роликоподшипник был разработан инженером Арвидом Палмгреном (швед.)русск.[2] и была введен на рынок в 1919 г. компанией SKF. Детище этого инженера до сих пор используется в современных машинах.

Сферические роликовые подшипники состоят из внутреннего кольца с двумя дорожками качения, наклоненными под углом к оси подшипника, наружного кольца с общей сферической дорожкой качения, сферических роликов, обойм и, в некоторых конструкциях, направляющих колец или центральных колец. Подшипники также могут быть закрытого типа.

Большинство роликоподшипников имеют два ряда роликов, что позволяет им принимать очень тяжёлые радиальные и тяжёлые осевые нагрузки. Существуют также конструкции с одним рядом ролико

ru.wikipedia.org

Сферические подшипники качения - ПРАВИЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ МАШИН

Такие подшипники часто применяют при конструировании самоустанавливающихся механизмов. Среди них шариковые двухрядные имеют широкий диапазон размеров, но применимы далеко не всегда, так как их нагрузочная способность относительно невелика.

Чаще используют роликовые сферические подшипники, и здесь встречается странная ситуация. Есть два отечественных стандарта на такие подшипники: ГОСТ 24696-81 «Подшипники роликовые сферические с симметричными роликами» и ГОСТ 5721-75 «Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные» (есть еще ГОСТ 5731-75 на подшипники особо легких серий с диапазоном внутренних диаметров от 120 до 480 мм). Оба стандарта действуют и оба типа подшипников присутствуют на рынке. В этом-то и странность.

Два типа этих подшипников, отличаются внутренним устройством:

У одного из них на внутреннем кольце по обеим сторонам беговых дорожек имеются буртики, между которыми установлены несимметричные ролики.

Установочные размеры у них одинаковы и практически одинакова их рыночная цена. Расчетные формулы и предельные скорости вращения также идентичны. Используемые для расчета эквивалентной нагрузки справочные коэффициенты почти одинаковы, а вот нагрузочная способность существенно различается. У первого динамическая грузоподъемность почти на 30%, а статическая более чем на 40% выше, чем у второго. Видимо это объясняется меньшей площадью фактического контакта несимметричных роликов с беговыми дорожками.

Спрашивается, зачем делать и продавать за ту же цену подшипники второго вида, если они заведомо более дорогие в изготовлении и хуже по основным характеристикам?

Возможно, у них все-таки есть какие-то преимущества, например меньшие потери на трение. Хотелось бы узнать мнение специалистов на этот счет.

Для случаев, когда для обеспечения самоустанавливаемости промежуточных (паразитных) зубчатых колес рядовых и сателлитов планетарных передач требуется большой угол перекоса (более 0,5º), Л.Н.Решетов рекомендует ставить в них подшипник с вогнутыми роликами и сферой на внутреннем кольце:

При этом сказано, что в таком подшипнике силы трения не влияют на его самоустанавливаемость и, к сожалению, не разъясняется почему. Найти такой подшипник в сети не удалось. Однако, приведенное в книге Л.Н.Решетова его изображение явно не «самодельное», и, видимо, взято из какого-то старого каталога или справочника.

Зато нашелся интересный тип подшипника со сферическим внутренним и цилиндрическим наружным кольцом. В справочнике «Подшипники качения» от 1984 г. таких подшипников два: №303048 (внутренний диаметр 8 мм) и №303400 (10 мм). Подшипники нестандартные, но реально присутствуют на рынке.

Вот их конструкция:

Для наружного кольца ролик цилиндрический, а для внутреннего он же является сферическим вогнутым. Поскольку подшипники нестандартные, ни грузоподъемность, ни предельные обороты в справочнике не приведены, и оценить их недостатки или преимущества по этим характеристикам не получается.

Не берусь судить, есть ли здесь какое-то преимущество по технологичности. Но, видимо, есть преимущество по потерям на трение. На контакте ролика с наружным концом геометрического скольжения практически нет, оно есть только на контакте  с внутренним кольцом, тогда как у обычного бочкообразного или вогнутого ролика это скольжение есть на контактах с обоими кольцами. Явные недостатки – изгибная нагрузка на ролик и неспособность нести осевую нагрузку.

Коль скоро такие подшипники существуют, вполне возможно, что существуют или существовал и подшипник, рекомендованный Л.Н.Решетовым.

Если в сфере на внутреннем кольце есть какая-то существенная выгода, то, по аналогии с приведенным выше рисунком, нетрудно «изобрести» и вот такой подшипник:

Как и обычный сферический, он может нести существенную осевую нагрузку.

 

Интересно было бы узнать мнение специалистов по механике подшипников. Может быть, кто-то подскажет соответствующую литературу? Только не слишком заумную.

Д.Д.

pravmash.ru

Роликовые двухрядные подшипники

Классификация

Двухрядный роликовый сферический подшипник

Роликовые двухрядные подшипники относятся к категории подшипников качения с двумя рядами тел качения, в роли которых выступают ролики. Эти узлы в свою очередь подразделяются еще на несколько типов:
  • Цилиндрические
  • Конические
  • Сферические
Также они делятся и по форме внутреннего кольца:
  • С цилиндрическим внутренним кольцом
  • С коническим внутренним кольцом
Ниже представлены несколько примеров подшипниковых механизмов с двумя рядами роликов. Названия узлов приведены в соответствии с ГОСТ.

Подшипники роликовые радиальные двухрядные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием внутреннего кольца с бортами на наружном кольце

Габаритные размеры подшипника представлены на чертеже. Маркировка: 4262920 Масса: 1,9 кг Грузоподъемность: статическая – 120 кН, динамическая – 129 кН.

Цилиндрические ролики

Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные с бортиками на внутреннем кольце с коническим отверстием внутреннего кольца, конусностью 1:30

Габаритные размеры подшипника представлены на чертеже. Маркировка: 4113124 Масса: 5,4 кг

Бочкообразные ролики

Преимущества

Использование роликов в таких узлах позволяет увеличить площадь соприкосновения тел качения с поверхностью колец. Это позволяет увеличить грузоподъемность механизма и увеличить его радиальную жесткость. Устанавливаемые сепараторы в основном стальные и латунные, реже используются сепараторы из полиамида. Конструкция цилиндрических подшипников накладывает некоторые ограничения, о которых речь пойдет в следующем разделе. Наилучшим вариантом является сферический подшипник с бочкообразными телами качения. Он объединяет в себе достоинства как подшипников со сферическими телами качения (шариками), так и роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами. Внутренняя поверхность внешнего кольца таких узлов имеет сферическую поверхность.

Недостатки

Конструктивные особенности роликовых двухрядных подшипников помимо преимуществ обладают и очевидными недостатками. Большая площадь соприкосновения тел качения с кольцами накладывает серьезные ограничения на скорость вращения узлов. Поэтому использовать эти узлы рекомендуется только в тихоходных механизмах. Также серьезным минусов является невосприимчивость к осевым нагрузкам. При неточной установке и перекосе вала, такие подшипники очень быстро выходят их строя. Этот недостаток отчасти компенсирован в сферических узлах, форма которых позволяет нивелировать перекосы валов, а также хорошо справляться с неравномерными радиальными нагрузками.

Смазка

Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики подшипников, необходимо использовать смазку, так как несмотря на очень точную обработку поверхностей в подшипниках трение качения и скольжения все равно возникает. Помимо снижения негативного влияние трения, смазка применяется и для защиты частей механизма от коррозии, отвода избыточного тепла, снижении шума при эксплуатации подшипника, а также для более эластичной передачи нагрузок от одного механизма другому. В качестве смазки могут подойти минеральные масла или консистентные смазочные материалы. Здесь следует отталкиваться от размеров подшипника, скорости вращения и среды, в которой будет эксплуатироваться узел. При выборе можно руководствоваться следующим правилом:
Чем выше скорость, тем меньше должна быть вязкость смазки.
Но лучше воспользоваться специальными справочниками. На нашем сайте также есть множество статей, посвященных вопросу выбора смазочных материалов для подшипниковых узлов.

Область применения

Благодаря своей конструкции подшипниковые узлы данного типа применяют в больших тихоходных машинах с большими нагрузками на вал в радиальном направлении. Например, цилиндрические механизмы применяется в:
  • Крупных электродвижках;
  • Осевых буксах ж/д составах;
  • Гильотинных ножницах;
  • Больших редукционных механизмах;
Конические узлы нашли применение в таких устройствах, как:
  • передаточные механизмы с косыми зубчатыми колесами,
  • передние ступицы легковых и грузовых автомобилей.
А без сферических двухрядных подшипников не обходятся:
  • станки для производства бумаги,
  • станки для производства проката,
  • промышленные вентиляторы,
  • опорные механизмы ветрогенераторов.

Не забудь сохранить статью!


podshipnikcentr.ru

Сферические роликоподшипники

Выберите страну *NetherlandsPanamaАвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАнголаАргентинаАрменияБангладешБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина-ФасоБутанВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГайанаГанаГваделупаГватемалаГвинеяГерманияГондурасГрецияГрузияДанияДемократическая Республика КонгоДжерсиДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИрландияИсламская Республика ИранИсландияИспанияИталияЙеменКазахстанКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКитайКолумбияКонгоКоста-РикаКот-д’ИвуарКубаКувейтКюрасаоЛатвияЛиванЛивияЛитваЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМайоттаМакедонияМалавиМалайзияМалиМальтаМароккоМартиникаМексикаМозамбикМонголияМьянмаНамибияНепалНигерНигерияНикарагуаНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманПакистанПапуа — Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеспублика КореяРеспублика МолдоваРеюньонРоссияРуандаРумынияСальвадорСаудовская АравияСвазилендСербияСингапурСирияСловакияСловенияСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаиландТайваньТанзанияТогоТринидад и ТобагоТунисТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУругвайФарерские островаФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияХорватияЧерногорияЧешская РеспубликаЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭстонияЭфиопияЮАРЯмайкаЯпония

ГородBryanskMagnitogorskVladivostokБелгородВолгоградВолжскийВологдаВоронежЕкатеринбургИркутскКазаньКалининградКемеровоКраснодарКрасноярскМоскваНабережные ЧелныНижний НовгородНовокузнецкНовосибирскПермьРостов-на-ДонуСамараСанкт-ПетербургСаратовСтупиноСыктывкарТверьТомскХабаровскЧелябинск

Категория продукции Запчасти для автомобилей Изделия для техобслуживания (вкл. смазочные материалы) Мониторинг состояния оборудования Подшипники, узлы и корпуса Продукция для промышленных трансмиссий Решения в области смазывания Системы линейного перемещения Уплотнения Услуги (консалтинг, техобслуживание)

Категория дистрибьютора * Все категории Авторизованный дистрибьютор SKF Дистрибьютор SKF по автомобильным запчастям — грузовые автомобили Дистрибьютор SKF по автомобильным запчастям — легковые автомобили Сертифицированный дистрибьютор SKF по системам смазывания Сертифицированный партнёр SKF по техобслуживанию Специализированный партнёр SKF

www.skf.com

Сферический подшипник

Рубрика: Статьи  |  Дата публикации: 14 декабря 2015  |  Комментариев нет

 Сферический подшипник – это деталь высокой прочности, состоящая из двух разноразмерных колец, на которых расположены борозды качения, и находящихся под углами двухрядных роликов в форме цилиндра. Подшипники, благодаря своим свойствам самоустановки, обеспечивают отсутствие проблем с валовыми перекосами и изгибами.

Один из ведущих производителей подшипников – компания SKF, выпускающая детали высокой прочности и обладающие взаимозаменяющими корпусами.

Встречаются следующие виды корпусов подшипников, произведенных SKF:

  • цельные;
  • фланцевые;
  • разъемные;
  • регулируемые.

Различаются они размерами и областями использования

 Сферический подшипник каждого типа из тех, которые производятся в SFK, полностью соответствует правилам ГОСТа.

По способу назначения такие подшипники подразделяются на такие типы, как:

  • открытые;
  • с уплотнением;
  • используемые в вибрационных машинах.

 Открытые – наиболее распространенный вид подшипников, который выпускается в большом разнообразии внутреннего строения и спецификации. Большинство из них – шарнирные.

 В подшипниках с уплотнением содержится двусторонний каучуковый контактный уплотнитель, находящийся между колец под давлением. Такого рода подшипники используются для работы в высокотемпературных и высокоскоростных режимах. В этом случае также понадобится смазка.

 Подшипники, используемые в вибрационных работах, отличаются от остальных способностью выдерживать значительно большие ускорения вала – поскольку и созданы они для эксплуатации в высокоскоростном режиме.

 Таким образом, хорошее решение для того, чтобы получить надежный и простой в обслуживании узел, который, к тому же, будет соответствовать всем нормам ГОСТа – использовать сферический роликовый подшипник SFK с соответствующим ему корпусом.

drivedrom.ru

Сферический роликоподшипник — WiKi

Сферический роликоподшипник с латунной обоймой в разрезе.

Сферический роликоподшипник — это подшипник качения, который может вращаться с низким коэффициентом трения и допускает угловое смещение. Как правило, эти подшипники поддерживают вращающийся вал в отверстии внутреннего кольца, которое может смещаться относительно внешнего кольца. Смещение возможно благодаря сферической внутренней форме наружного кольца и сферическим роликам. Несмотря на название, сферические ролики не являются сферическими по форме. Элементы качения сферических роликоподшипников в основном цилиндрической формы, но имеют профиль, напоминающий слегка вздутый цилиндр (бочкообразная форма).[1]

История

Сферический роликоподшипник был разработан инженером Арвидом Палмгреном (швед.)русск.[2] и была введен на рынок в 1919 г. компанией SKF. Детище этого инженера до сих пор используется в современных машинах.

Конструкция

Сферические роликовые подшипники состоят из внутреннего кольца с двумя дорожками качения, наклоненными под углом к оси подшипника, наружного кольца с общей сферической дорожкой качения, сферических роликов, обойм и, в некоторых конструкциях, направляющих колец или центральных колец. Подшипники также могут быть закрытого типа.

Большинство роликоподшипников имеют два ряда роликов, что позволяет им принимать очень тяжёлые радиальные и тяжёлые осевые нагрузки. Существуют также конструкции с одним рядом роликов, подходящих для более низких радиальных нагрузок и практически без осевой нагрузки. Они называются «однорядный подшипник с бочкообразными роликами» или «Tonnenlager» и, как правило, доступны в 202- и 203-й серии по ISO.

Внутренняя конструкция подшипника не стандартизирована в ISO, поэтому варьируется для разных производителей и разных серий. Некоторые особенности, которые могут существовать или отсутствовать в различных подшипниках:

  • Особенности смазки во внутреннем или внешнем кольце
  • Центральный фланец
  • Направляющее кольцо или центральное кольцо
  • Интегрированные уплотнения
  • Обойма

Габаритные размеры

Внешние размеры сферических роликовых подшипников стандартизованы ISO в стандарте ISO 15.1998. Некоторые общие серии сферических роликовых подшипников[3]: 213, 222, 223, 230, 231, 232, 238, 239, 240, 241, 248, 249.

Материалы

Кольца подшипников и элементы качения могут быть изготовлены из целого ряда различных материалов, но наиболее распространенным является «хромированная сталь», (сталь с присадкой хрома) материал примерно с 1,5 % содержанием хрома. Такая «хромированная сталь» была стандартизована рядом органов, и, следовательно, существует целый ряд подобных материалов, таких как: AISI 52100 (США), 100CR6 (Германия), SUJ2 (Япония) и GCR15 (Китай).

Производители

Некоторые производители сферических роликовых подшипников: компания Schaeffler, компания Timken, NSK Ltd., NTN Corporation и JTEKT. В странах СНГ ведущим[источник не указан 408 дней] производителем сферических роликовых подшипников является Минский подшипниковый завод.

Так как SKF представила сферический роликовый подшипник в 1919 году, сферический роликовый производители целенаправленно были уточнены в течение десятилетий, чтобы улучшить пропускную способность и снизить износ. Это стало возможным, варьируя палитру параметров, таких как материалы, внутренняя геометрия и смазки. В настоящее время, производители сферических роликоподшипников стремятся усовершенствовать этот подшипник, сделать его более экологически чистым и долговечным.

Примечания

ru-wiki.org

Сферический подшипник - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Сферический подшипник

Cтраница 1


Сферические подшипники на закрепительных втулках ( см. рис. 29, Э) могут крепиться на гладких валах. Отверстие во внутреннем кольце 5 этих подшипников - коническое. Устанавливаясь на разрезанную вдоль образующей закрепительную втулку 6, подшипник при вращении гайки 7 перемещается по ее конической поверхности, сжимает втулку и она надежно фиксирует положение подшипника на валу.  [2]

Сферические подшипники выполняют в основном односторонними. Их применяют в тяжело нагруженных машинах, когда перекосы валов достигают значительных величин. Отличаются сложной технологией изготовления.  [3]

Сферические подшипники применяются, наконец, в средних опорах шпинделей ввиду невозможности или большей трудности достижения соосности всех трех опор и не бходимости поэтому обеспечить самоустанявливаемость средней опоры.  [4]

Сферические подшипники ( 15) обладают свойством самоус-танавливаемости и могут нести большие радиальные и осевые нагрузки.  [6]

Сферический подшипник и эластичная подвеска избавляют экспериментатора от необходимости центрировать систему.  [8]

Сферические подшипники с бочкообразно-коническими роликами также применяют с расположением роликов в два или четыре ряда.  [9]

Сферические подшипники ( 75) обладают свойством самоус-танавливаемости и могут нести большие радиальные и осевые нагрузки. Наружная беговая дорожка у них выполнена по сфере, центр которой расположен вне подшипника; профили роликов очерчены дугами окружности с радиусом, равным радиусу сферы.  [11]

Сферический подшипник неподвижно закреплен в корпусе по наружному и внутреннему кольцам и устраняет1 осевое перемещение водила. Водило первой ступени соединяется с центральной шестерней второй ступени зубчатой муфтой. Раздвоенные сателлиты опираются на два сферических роликовых подшипника. Таким образом обеспечивается самоустановка каждой части сателлита по зубьям центральной шестерни и колеса.  [12]

Роликовый радиальный сферический подшипник ( рис. 12.20) имеет ту же характеристику, что и шариковый сферический, но обладает наибольшей грузоподъемностью из всех других подшипников таких же габаритных размеров.  [13]

Роликовые радиальные однорядные сферические подшипники ( рис. 12.4) самоустанавливаются при монтаже, компенсируют несоосность посадочных мест.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru