Сцепное устройство прицепа для грузового автомобиля – Сцепное устройство для прицепа: виды, установка, выбор.

Нормативные требования к сцепным устройствам

Согласно Правилам ЕЭК ООН № 55 на всех механических сцепных устройствах или их элементах должен указываться класс. Кроме того, на них наносятся следующие параметры, определяющие функциональные возможности:

  • D — теоретическое исходное значение (в килоньютонах) горизонтальных сил, действующих между тягачом и прицепом
  • Dc — то же значение для прицепа с центрально расположенной осью
  • U — вертикальная масса (в тоннах), передаваемая на опорно-сцепное устройство полуприцепом, имеющим технически допустимую максимальную массу
  • S — вертикальная масса (в килограммах), передаваемая в статических условиях на сцепное устройство прицепом с центрально расположенной осью, имеющим технически допустимую максимальную массу

В маркировке сцепных устройств число, следующее за буквенным символом, обозначает максимально допустимое значение указанного параметра.

Механические сцепные устройства и их элементы должны быть безопасны в эксплуатации, а сцепка и расцепка — обеспечиваться одним человеком без использования специальных инструментов. Для сцепки транспортных средств, технически допустимая масса которых превышает 3,5 т, допускаются только автоматические сцепные устройства.

Требование по автоматической сцепке считается выполненным, если достаточно подать тягач назад навстречу прицепу, чтобы сцепное устройство сработало полностью, произошла его автоматическая блокировка и чтобы контрольный сигнал надлежащего срабатывания включился без какого-либо внешнего воздействия.

Все механические сцепные устройства и их элементы разрабатываются таким образом, чтобы они обеспечивали эффективное механическое запирание и в закрытом положении блокировались по меньшей мере одним дополнительным механическим приспособлением.

Изготовители тяговых кронштейнов должны предусматривать точки крепления для аварийного сцепного устройства и(или) страховочного троса таким образом, чтобы это устройство или трос не ограничивали обычного угла отклонения сцепного устройства и не препятствовали нормальному функционированию системы инерционного тормоза.

Если предусмотрена только одна точка крепления, она должна быть расположена в пределах 100 мм от вертикальной плоскости, проходящей через центр сочленения устройства. Если на практике обеспечить это невозможно, должны быть предусмотрены две точки крепления, по одной с обеих сторон от вертикальной геометрической оси на расстоянии до 250 мм от этой оси. Точки (точка) крепления должны находиться сзади транспортного средства как можно дальше и как можно выше.

К сцепным устройствам предъявляется ряд нормативных требований согласно СТБ 1641-2006.

На всех деталях сцепных устройств не допускаются трещины и внешние повреждения.

Диаметр сцепного шкворня сцепных устройств полуприцепов технически допустимой максимальной массой до 40 т должен быть в пределах от номинального, равного 50,9 мм, до предельно допустимого, составляющего 48,3 мм, а наибольший внутренний диаметр рабочих поверхностей захватов сцепного устройства — от 50,8 до 55 мм соответственно.

Диаметр сцепного шкворня сцепных устройств с клиновым замком полуприцепов с технически допустимой максимальной массой до 55 т должен быть в пределах от номинального, равного 50 мм, до предельно допустимого, составляющего 49 мм, а полуприцепов с технически допустимой максимальной массой более 55 т — в пределах от номинального, равного 89,1 мм, до предельно допустимого, составляющего 86,6 мм. Величина зева вкладыша седельных сцепных устройств должна составлять не более 55 и 75 мм соответственно.

Максимальный зазор в направлении вдоль продольной оси транспортного средства между вкладышем и сцепным шкворнем в сцепленном положении тягача и полуприцепа должен составлять не более 5,1 мм.

К тягово-сцепным устройствам также предъявляется ряд нормативных требований.

Диаметр зева тягового крюка крюкового тягово-сцепного устройства, измеренный в продольной плоскости, должен быть в пределах от номинального, составляющего 48 мм, до предельно допустимого, равного 53 мм, а наименьший диаметр сечения прутка сцепной петли — от 43,9 до 36 мм соответственно.

Вертикальная статическая нагрузка на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) в снаряженном состоянии не должна быть более 490 Н. При вертикальной статической нагрузке от сцепной петли прицепа более 490 Н передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема-опускания, обеспечивающим установку сцепной петли в положение сцепки (расцепки) прицепа с тягачом.

В тягово-сцепном устройстве беззазорного типа со шкворнем контролируется диаметр шкворня по его сферическому утолщению, которое контактирует с цилиндрическим отверстием вставки дышла прицепа. Диаметр шкворня таких устройств типоразмера 40 мм должен быть в пределах от номинального, составляющего 40 мм, до минимально допустимого, равного 36,2 мм, а диаметр шкворня типоразмера 50 мм — в пределах от номинального, составляющего 50 мм, до минимально допустимого, равного 47,2 мм. Диаметр сменной вставки типоразмера 40 мм дышла прицепа должен быть в пределах от номинального, составляющего 40 мм, до предельно допустимого, равного 41,6 мм, а сменной вставки типоразмера 50 мм — в пределах от номинального, составляющего 50 мм, до предельно допустимого, равного 51,6 мм. Остаточная деформация шкворня не допускается, он должен свободно перемещаться в отверстиях вилки.

В тягово-сцепных устройствах шарового типа контролируется диаметр шара, который должен быть в пределах от исходного, равного 50 мм, до минимально допустимого, составляющего 49,6 мм.

Крепление шара к каркасу должно обеспечивать возможность его замены в процессе эксплуатации. Центр сферической поверхности и ось шейки сцепного шара должны лежать в вертикальной плоскости симметрии автомобиля. Соединение шара с шейкой должно быть радиусным и касательным как к поверхности шейки, так и к нижнему горизонтальному подрезу шара. Высота расположения центра сцепного шара груженого автомобиля над уровнем грунта (дороги) должна быть в пределах 350…420 мм.

Люфт в соединении шара и замкового устройства при запертом положении органа запирания сцепки в любом направлении не допускается.

Одноосные прицепы (кроме роспусков) и прицепы, не снабженные тормозами, обеспечивающими их автоматическое затормаживание в случае разрыва сцепки, для сохранения в указанном случае остаточного управления прицепом должны быть оборудованы работоспособными предохранительными приспособлениями (цепями, тросами). Длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства. Предохранительные цепи (тросы) не должны крепиться к деталям тягово-сцепного устройства или деталям его крепления, иметь значительного износа, деформаций, трещин как на самих страхующих элементах, так и в местах их крепления к дышлу прицепа, раме или тяговому узлу тягача.

Деформации сцепной петли или дышла прицепа, грубо нарушающие их положение относительно продольной центральной плоскости прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепной петли или дышла прицепа не допускаются.

Сварочные работы на дышле и сцепном устройстве, не предусмотренные эксплуатационной документацией изготовителя, не допускаются.

Радиальный и осевой люфты в местах качания дышла (крепления к прицепу) не допускаются. Оси соединения дышла с прицепом должны быть надежно зафиксированы.

Прицепы (кроме одноосных и с центральным расположением осей) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с автомобилем-тягачом. Повреждения и деформация устройства не допускаются.

Деформации, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепного шкворня, гнезда шкворня, опорной плиты, тягового крюка, шара тягово-сцепного устройства, разрушение, трещины или отсутствие деталей крепления сцепных устройств не допускаются.

Полуприцепы должны быть оборудованы работоспособным опорным устройством. Демонтирование опорного устройства полуприцепов не допускается. Механизмы подъема и опускания опор и фиксаторы транспортного положения опор, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при движении транспортного средства, должны быть работоспособны.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Применение сцепной головки (замкового устройства) для прицепа

 

Не секрет, что многие люди используют свой автомобиль для транспортировки прицепов и их аналогов. Естественно, что для обеспечения безопасности во время такого процесса, необходимо иметь надежное замковое сцепное устройство между двумя соединенными средствами передвижения.

Современное замковое устройство для прицепа, которым сегодня оснащают многие автомобили, представляет собой совокупность трех элементов:

  1. Разъемно-сцепной механизм.
  2. Амортизационная система.
  3. Крепежные элементы.

Первый элемент необходим для надежного соединения фаркопа автомобиля и прицепа. От него, прежде всего, зависит безопасность. Если ТСУ имеет какие-то повреждения или недостатки, то всегда существует вероятность разрыва полученной конструкции, что может привести к дорожно-транспортному происшествию, повреждениям машин, опасной ситуации для людей.

Амортизационное устройство необходимо для того, чтобы гасить силу воздействия на автомобиль, во время резких рывков или остановок. Без этого элемента замковое устройство для прицепа легко может выйти из строя, что, естественно, может привести к серьезным отрицательным последствиям.

Крепеж отвечает за легкость и надежность крепления. Существуют разные типы сцепных головок для прицепа: сцепная головка для легкового прицепа будет отличаться от аналога, предназначенного для более тяжелых конструкций.

При выборе тягово-сцепного устройства в нашей стране, следует знать, что ТСУ имеют определенные стандарты, которые должен учитывать производитель, изготовляющий такую продукцию. Это облегчает выбор при покупке, так как большинство фаркопов и замковых сцепных устройств прицепов идеально подходят для приобретаемого тягово-сцепного устройства.

Обычно замковое сцепное устройство классифицируется по возможности перевозки того или иного веса. Сегодня наиболее популярными вариантами замковых устройств для прицепа являются:

  • Головка сцепного устройства, дающая гарантию на целостность сцепки между средствами посредством фаркопа, если вес груза не превышает 750-ти килограмм.
  • Замковое устройство для легкового автомобильного прицепа, который имеет грузоподъемность до 1300-т килограмм.
  • Сцепная головка для прицепа с грузоподъемностью выше 1300-т килограмм.

Конечно, купить замковое устройство для легкового автомобиля сейчас достаточно просто, но нужно уметь также правильно его установить и контролировать его эксплуатацию.

Как правильно осуществлять сцепку?

Технология использования сцепной головки достаточно проста. Достаточно несколько раз ее повторить, чтобы запомнить навсегда:

  1. Поднять ручку сцепления для открытия механизма. Должен раздаться характерный щелчок.
  2. Опустить сцепную головку на шар фаркопа машины. При этом действии сцепная головка должна защелкнуться. Гарантией правильно выполненного процесса является то, что ручка сцепления будет опущена до упора вниз.
  3. Зафиксировать под шаром трос АТС автомобиля.
  4. Убрать опору.
  5. Подключить все элементы электропитания и проверить их на работоспособность.

Отсоединение обоих транспортных средств происходит в обратном порядке.

Профилактические работы

Естественно, что система сцепки и шар постепенно будут изнашиваться, поэтому их состояние следует периодически проверять. Для этого необходимо следить за специальным индикатором на ручке, который контролирует процесс сцепления автомобиля и подсоединяемой конструкции.

Существует три основных варианта, когда соединение выполнено некачественно:

1. Шар ТСУ машины имеет износ, а головка нет.

2. Оба механизма имеют повреждения.

3. Только механизм сцепки характеризуется повреждениями.

В зависимости от ситуации, придется менять один или оба механизма. И эту процедуру рекомендуется всегда делать своевременно, так как от этого зависит не только безопасность на дороге самого владельца транспортного средства, но и других участников дорожного движения.

Профилактика этих систем заключается в проверке всех систем на наличие грязи, а также смазке всех контактирующих деталей специальными средствами. Учитывая то, что эта система находится на открытом воздухе, то есть подвергается постоянному воздействию различных осадков, не маловажным способом защиты будет применение различных антикоррозийных веществ.

Правила безопасности на дороге подразумевают некоторые ограничения для подобного варианта перевозки грузов. Прежде всего, есть ограничения по скорости, а также инструкции по правильному размещению перевозимого груза на платформе. Важно помнить, что смещение центра тяжести может привести к потере управляемости самим авто, что, естественно, серьезно повышает шансы попадания в опасное ДТП, с большим числом разнообразных последствий.

avtooverview.ru

Конструкции прицепов. Новейший справочник автомобилиста

Конструкции прицепов

Основные элементы

На российском авторынке продаются одноосные и со спаренными осями прицепы различного назначения к легковым автомобилям — грузовые, туристические, для перевозки лодок, мотоциклов и другой техники, для путешествий («дачи»), торговые и грузовые фургоны, мини-кафе и др.

Прицепы предназначены для безгаражной эксплуатации в интервале температур от минус 45 °C до плюс 40 °C и относительной влажностью не более 98 % при 25 °C.

Прицепы с кузовом объемного типа (дачи, магазины и т. п.) обеспечивают комфортные условия для проживания и работы в интервале температур от плюс 5 °C до плюс 40 °C, а при наличии отопителя — от минус 10 °C до плюс 40 °C.

Рамы прицепов обычно сборно-сварной конструкции, состоящие из двух продольных лонжеронов и двух, трех или четырех поперечин.

На переднем конце рамы крепится У-образное дышло. На дышле крепится тягово-сцепное устройство.

В средней части рамы установлены кронштейны для крепления элементов подвески и гидравлических амортизаторов. На передней и задней поперечинах имеются кронштейны для установки опорных стоек и гнезда для установки домкрата.

В раме имеются отверстия для крепления платформы или объемного кузова.

Зависимая подвеска прицепов включает рессоры или цилиндрические пружины сжатия, телескопические гидравлические амортизаторы, две продольные и одну поперечную реактивные штанги (КЗАП-8140). Вертикальные перемещения оси колес ограничиваются двумя буферами (вверх) и амортизаторами (вниз).

Независимая подвеска прицепов может быть торсионная или резино-жгутовая. Колесные оси прицепов с торсионной подвеской представляют собой трубчатую балку, которая болтами крепится к продольным лонжеронам рамы. Внутри балки защемлены концы торсионов. На другом конце торсионов находятся балансиры с осями колес, при этом каждый балансир через амортизатор двухстороннего действия дополнительно связан с балкой.

В конструкции некоторых прицепов включают стабилизаторы продольной и поперечной устойчивости, лебедки, противоугонные замки для прицепа, подставки для вывешивания прицепа на длительной стоянке, противооткатные колодки и т. д.

Одна из конструкций стабилизаторов продольной устойчивости включает две трехлистовые рессоры, которые передними концами шарнирно соединены с тягово-сцепным устройством таким образом, что рессоры могут поворачиваться в горизонтальной плоскости. Задние концы рессор через стяжные тяги шарнирно соединены с дышлом прицепа. Рессоры своей упругостью компенсируют колебания прицепа в вертикальной плоскости.

Виляние прицепа в горизонтальной плоскости сдерживают стабилизаторы поперечной устойчивости, состоящие из двух гидравлических амортизаторов одностороннего действия, соединенных с тягово-сцепным устройством автомобиля и дышлом прицепа быстроразъемными шаровыми шарнирами.

На осях колес прицепов, оснащенных тормозами, жестко крепятся колесные тормоза и с помощью двух конических шариковых подшипников установлены тормозные барабаны, выполненные заодно со ступицей, к которым болтами крепятся диски колес. На колесах прицепа используются камерные низкопрофильные пневматические шины.

Тяжелые прицепы производства компаний «Тонар», «Трейлер» и «Купава» оборудованы тремя тормозными системами: рабочей, стояночной и аварийной.

Рабочая тормозная система предназначена для служебного и экстренного торможения прицепа в составе автопоезда. Система состоит из устройства управления, инерционного привода и колесных тормозных механизмов.

Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания прицепа на стоянке или уклоне, как в составе автопоезда, так и отдельно одного прицепа. Система состоит из рычага стояночного тормоза, действующего на привод рабочей тормозной системы, и пружины, удерживающей рычаг во включённом и выключенном положениях.

Аварийная тормозная система предназначена для аварийного затормаживания прицепа при нарушении сцепки прицепа с тягачом. Система состоит из страховочного тросика, надеваемого на сцепной шар тягача, и, в случае расцепки замкового устройства при обрыве тягово-сцепного устройства во время движения, включающего привод колесных тормозных механизмов рабочей тормозной системы

На прицепах устанавливают барабанные тормозные механизмы с плавающими колодками.

Тормозной механизм производства компании «KNOTT», которыми комплектуют некоторые прицепы российского производства, имеет автомат заднего хода, обеспечивающий движение назад без ручного стопорения привода управления колодками.

Регулировки элементов тормозной системы различных прицепов имеют много общего в связи с унифицированием целого ряда механизмов и деталей и включают:

— регулировка зазоров в тормозных механизмах;

— регулировка угла установки рычагов привода;

— регулировка зазора в механизме привода инерционного тормоза;

— регулировка ручного (стояночного) тормоза;

— регулировка привода ручного тормоза.

На автомобилях устанавливается тягово-сцепное устройство, в котором стандартными являются только сцепной шар и розетка.

Рис. 16. Розетка и сцепной шар

Эти детали крепятся на кронштейнах, конфигурация которых зависит от конструкции автомобиля. Тягово-сцепные устройства для различных моделей автомобилей приведены в приложении.

Номинальная вертикальная нагрузка на сцепную головку устройства составляет 35…55 кг для одноосных прицепов полной массой до 850 кг и 55…95 кг для прицепов со спаренной осью и полной массой до 1400 кг.

На прицепах устанавливается унифицированное для всех моделей тягово-сцепное устройство (ГОСТ 28248-89, ОСТ 37.001.096-93, ИСО-1103-76) с замковым фиксатором, которое может сцепляться с шаром диаметром 50 мм.

Рис. 17. Тягово-сцепное устройство прицепа

1 — Сцепное устройство. 2 — Замковое устройство. 3 — Поршень. 4 — Амортизатор. 5 — Рукоятка стояночного тормоза. 6 — Рычаг привода тормозов. 7 — Тяга привода тормозов.

Грузовые прицепы

Грузовые прицепы предлагают на авторынке компании «Бесотрал», «Курганмашзавод», «МЗСА», «Тонар», «Трейлер», «Купава».

На платформу грузовых прицепов устанавливаются неподвижные или откидные борта, каркас с дугами для тента, натягивается съемный тент, выполненный из палаточной или другой ткани. Крепление тента производится посредством каната, пропускаемого сквозь армированные отверстия тента и надеваемого на обвязочные крюки, закрепленные на наружных поверхностях платформы.

Некоторые прицепы оборудованы сходнями для накатывания перевозимых автомобилей или другой техники.

Прицепы для перевозки лодок, катеров, скутеров, мотоциклов, гидроциклов выпускает компания «Трейлер». Оборудование лодочных прицепов включает регулируемые ложементы. Для затягивания лодки на прицеп предусмотрены ручные лебедки.

Фургоны грузовых прицепов изготавливают из листового металла, металла и дерева(фанеры или ДСП), металла и пластика.

Выпускаются также грузовые прицепы с цистернами для перевозки жидкостей, с различными агрегатами.

Торговые и жилые прицепы

Объемные кузова прицепов-дач и торговых прицепов изготавливают из сэндвич-панелей, имеющих изотермические свойства. Наружная обшивка панелей выполнена из окрашенного гладкого или тисненого алюминиевого листа, а внутренняя — из улучшенной фанеры или окрашенных древесноволокнистых плит.

Откидные ставни в торговых фургонах фиксируются в поднятом положении с помощью газовых пружин. Для предотвращения самопроизвольного закрывания ставни (например, от резкого порыва ветра) используются дополнительные упоры. Запирание ставни производится изнутри с помощью специальных винтовых запоров.

Двери могут быть двустворчатыми или одностворчатыми, при этом последние могут быть цельными или разрезными (из двух половинок). В некоторых моделях двери оборудуют окном. В открытом положении двери удерживаются специальными фиксаторами. Для запирания дверей применяются замки повышенной секретности.

Вентиляционные устройства выполняют в виде потолочных люков, настенных решеток и специальных отверстий в полу, прикрытых защитной сеткой.

Потолочный люк обычно снабжен противомоскитной сеткой и имеет положения минимальной и максимальной вентиляции. В положении минимальной вентиляции крышка люка находится в прикрытом состоянии, в положении максимальной вентиляции крышка приподнята.

Настенные решетки устанавливаются при необходимости в верхней части стен и обеспечивают постоянную вентиляцию внутреннего объема кузова. Конструкция решеток исключает попадание атмосферных осадков внутрь фургона.

Вентиляционные отверстия в полу обеспечивают местную вентиляцию отдельных зон кузова.

Прицепы в зависимости от назначения модели комплектуются набором встроенной мебели. Прицепы, предназначенные для торговли, оборудуются прилавками, стеллажами для товара и шкафами, холодильным, газовым и электрооборудованием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Устройство прицепа

 

 

Составляющие прицепа – рама, кузов, дышло и подвеска.

 

Рама на универсальных грузовых прицепах исполнена как сварная металлоконструкция, выполненная из двух-четырех поперечин и двух горизонтальных лонжеронов. Пространственная рама используется для перевозки техники.

 

Кузов на универсальном грузовом прицепе бывает разных типов: сборным окрашенным или оцинкованным, или металлическим сварным. Производятся также модификации кузовов с деревянным полом, бортами и металлическим каркасом. Задний борт может откидывать, иногда откидными и съемными могут быть и остальные, что значительно облегчает загрузку и разгрузку кузова. Практикуются также надставные борта, позволяющие увеличить рабочий объем кузова. Кроме того, универсальный прицеп оснащается прорезиненным съемным тентом, который ставят на металлический разборный каркас.

 

Прицепы для транспортировки техники имеют специальные зачастую регулируемые полозья (ложементы), на которые устанавливаются лодки. Пол и крыша отдельных моделей выполнены из стеклопластика, а также опускающейся платформой и оснащаются лебедками для удобства разгрузки-погрузки техники.

 

У прицепов-автовозов кузов выполнен в виде массивной платформы, приспособленной для устойчивого крепления транспортируемого транспорта. Такие прицепы имеют упорные стойки, препятствующие опусканию платформы во время погрузки, имеется также мощная лебедка и перфорированные трапы, не позволяющие колесам перевозимого транспорта скользить.

 

Кузов прицепа-дачи и коммерческого прицепа производится из сандвич-панелей (многослойных панелей), зафиксированных на металлокаркасе.

 

Кузов туристического прицепа изготавливается из пластика или металла, внутри этого короба устанавливается складной домик палаточного типа.

 

Дышло – горизонтальный рычаг в виде I-образной или А-образной конструкции, установлен на передней части рамы прицепа. Дышло включает в себя цепи (страховочные тросы), узел сцепки и складную подставку (у ряда моделей прицепов). 

 

·         Цепи (страховочные тросы) страхуют от полного отсоединения автомобиля от прицепа, если прицеп нужно отсоединить, то тросы фиксируются в страховочных петлях тягово-сцепного устройства (ТСУ). Транспортировка прицепа без цепей (тросов) недопустима.

·         Узел сцепки играет роль сцепления прицепа с ТСУ (фаркопом) машины. Если ТСУ выполненно по типу шарового механизма, узел сцепки имеет элемент “чашку”, который надевается на сцепной шар. Специальный запорный механизм блокируется рычагом и удерживает сцепной узел на шаре. Отдельные модификации узла сцепки оснащены индикатором износа, а также механизмом изменения зазора между сцепным шаром и “чашкой”. 

·         Складная подставка обеспечивает удобство разгрузки и загрузки прицепа, не подсоединенного к автомобилю. Подставка удерживает прицеп в горизонтальном положении. Для обеспечения правильной стыковки ТСУ и прицепа подставка может иметь небольшое колесо.


Подвеска 

Особенности и элементы прицепа:

 
1. Страховочный трос 
2. Устройство сцепления
3. Запор сцепления фаркопа с прицепом
4. Опорное колесо 
6. Съемный передний борт
7. Возможность наклонять кузов
8. Крепление крупногабаритного груза крепежными крюками
9. Платформа кузова из водостойкой фанеры 
10. Крепежные петли для фиксации груза 
12. Листовые рессоры на амортизаторах
13. Надежные и компактные подшипники
14. Борта кузова высотой 25см

15. Съемный задний борт.


Тормоза:

Автомобильные прицепы могут иметь рабочую тормозную систему (инерционный тип), а также стояночные и аварийные тормоза.

 

Кроме того прицепы могут оснащаться следующими видами тормозов:

 

Рабочая тормозная система — обеспечивает торможение прицепа при буксировке. Она не связана с рабочей тормозной системой машины, а начинает работать от нагрузки, направленной на узел сцепки. Систему еще называют – тормоз наката инерционного типа. Состоит она из устройства управления, размещенного на узле сцепки, а также колесных тормозных элементов (как правило, барабанных). При торможении автомобиля прицеп его “догоняет” и упирается в узел сцепки. За счет работы поршня и системы рычагов и тяг это усилие заставляет работать колесные тормозные механизмы. При окончании торможения машины, инерция узла сцепки исчезает и тормоза прекращают работу.

 

При этом продольные колебания прицепа, которые могут вызвать срабатывание тормоза, устраняются горизонтальным амортизатором. Данная конструкция обеспечивает передачу тормозного усилия на колеса прицепа, которое пропорционально замедлению автомобиля. Во время движения задним ходом у многих прицепов необходимо вручную отключать рабочую систему торможения, но существуют модификации, у которых тормозная механика “различает” движения задним ходом и состояние торможения.

 

Стояночные тормоза необходимы для торможения прицепа при стоянке. Используются и вместе с авто, и отдельно. Оснащены рычагом стояночного тормоза, сделанному по типу ручного тормоза машины. Он воздействует на привод рабочей системы торможения.

 

Аварийная система тормозов обеспечивает аварийное торможение прицепа в случае нарушении системы сцепки машины с тягачом. Исполнена в виде страховочного дополнительного троса, связанного с приводом колесных тормозных механизмов.


Ступицы и колеса

Как правило, в прицепах используется узел, напоминающий ступицу легкового автомобиля, или оснащаются ступицами собственной конструкции. Некоторые модели прицепов имеют два разных типа колес. Зачастую на колеса прицепов устанавливаются камерные шины, для которых существуют нормативы остаточной высоты профиля протектора шин (такие же как для шин автомобилей-тягачей – для легковых автомобилей 1,6 мм). На одну ось прицепа не допускается установка радиальных шин вместе с диагональными. То же правило и в отношении шин с разными рисунками протектора. В руководстве по эксплуатации прицепа должно быть указано рабочее давление в шинах при разном уровне загрузки прицепа.

magazinpricepov.ru

Эксплуатация прицепа — DRIVE2

Водители, имеющие категории “В”, “С” или “Д” водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп. При категории “В” можно пользоваться прицепом только в том случае, если его разрешенная максимальная масса не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышают 3500 кг. В противном случае, а также для буксировки тяжелого прицепа, требуется открытие категории “Е” водительского удостоверения.
Легковой прицеп является полноправным участником дорожного движения, как и прочие транспортные средства, и некачественная установка и использование легкового прицепа может нести в себе угрозу не только водителю, но и другим участникам дорожного движения. Поэтому законодательством предусмотрена обязательная эксплуатация прицепа только с механическими транспортными средствами, оборудованными специализированными тягово-сцепными устройствами (фаркопами) и штепсельной розеткой.
Для использования прицепа необходимо дооборудование — выведение дополнительной электропроводки для световых приборов (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) прицепа.
Также в целях общей безопасности на дороге установлено, что, в случае превышения габаритных размеров прицепа над шириной транспортного средства, выполняющего роль тягача в данном составе (например, прицеп-дача или прицеп-фургон), этот тягач должен иметь зеркала заднего вида, вынесенные на удлиненных кронштейнах. И общим правилом для всех прицепов, каких бы размеров и массы они ни были, является требование иметь в дороге пару подкладных клиньев для установки под колеса в случае остановки на уклоне.
Прицеп можно использовать практически с любым автомобилем, если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории “В”. Что касается прицепного узла — фаркопа, то технически его можно поставить на любой автомобиль.
Расход топлива при использовании прицепа увеличивается примерно на 10~20%, иногда более в зависимости от соотношения мощности автомобиля и массы прицепа и пройденного километража.
Основной особенностью езды с прицепом является то, что загруженный прицеп, снижает разгонную динамику автомобиля и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов. Тормозить надо плавно — независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля. Важно соблюдать дистанцию до идущего впереди автомобиля. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее. Необходимо учитывать то, что при езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. Также надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.
Необходимо правильно загружать прицеп — груз следует размещать равномерно. Так, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение же назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.
Оборудование автомобиля-тягача:
Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:
*петля-скоба с фиксатором. Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;
*беззазорное шаровое ТСУ. Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.
Существуют разборные конструкции ТСУ, позволяющие снимать крюк со сцепным шаром.
Штепсельная розетка закрепляется на специальном кронштейне ТСУ. Она подключается к соответствующим проводам заднего жгута проводки автомобиля (в багажнике вблизи фонарей заднего хода).
Цвета проводов жгута, идущих к соответствующим фонарям, указываются в схеме электрооборудования автомобиля, например:

Схема штепcельной розетки 1. Левый поворот 2. Противотуманный фонарь 3. Корпуc (маccа) 4. Правый поворот 5. Правый задний боковой габарит и номерной фонарь 6. Тормоз 7. Левый задний боковой габарит и номерной фонарь


Важная информация:
Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.
Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
Недопустимо превышать максимальную скорость, указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.
Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.
Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их “складывание”. Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить “внатяг”.
Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.
При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.
На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.
Наиболее сложным является движение задним ходом
(Примерная последовательность маневров для заезда задним ходом в ворота)

движение задним ходом легкового автомобиля с прицепом — схема

Перед каждым выездом необходимо:
— проверить наличие смазки в механизме узла сцепки;
— проверить и при необходимости устранить регулировкой люфт между узлом сцепки и сцепным шаром;
— отрегулировать давление в шинах;
— убедиться в надежности соединения страховочных тросов или цепей;
— проверить работу приборов световой сигнализации прицепа.

www.drive2.com

Установка фаркопа на автомобиль своими руками

Содержание статьи:

Всем доброго времени суток! Работа над сайтом продолжается, а потому порция новых материалов уже ждет вас. Темой для сегодняшнего обсуждения станет установка фаркопа. Многие думают над тем, чтобы сделать это своими руками. В определенных ситуациях это вполне разумный шаг, который не потребует от вас особых навыков и много времени.

Фаркоп, установленный на автомобиль, позволяет расширить грузоподъемные возможности машины. Грубо говоря, с ним вам будет проще перевозить большее количество вещей. Одним используют фаркоп, чтобы перевозить трейлер. Другие цепляют обычный прицеп для транспортировки каких-то стройматериалов и прочих вещей. Кто-то использует его для перевозки велосипедов. Есть и те, кому прицеп на легковой автомобиль нужен, чтобы доставлять к водоемам собственный скутер или лодку. Тут уже ситуации разные.

Особенности выбора

Для начала определите, для чего вам нужен фаркоп. В основном для прицепа. Нужно ли оформлять в ГАИ этот компонент? Обязательно. Разрешение на само прицепное устройство необходимо. Иначе вас ждут серьезные проблемы. Советую почитать вот этот материал. Здесь вы во всех подробностях узнаете про оформление, регистрацию и получение разрешений в соответствии с законодательством за 2017 год.

Вообще правильно называть фаркоп тягово-сцепным устройством (ТСУ). Но согласитесь, что первый вариант звучит проще.

В теории кажется, что ничего сложного в выборе и монтаже этого элемента нет. Закрепил несколько кронштейнов, затянул болты и готово. Инструкция не самая сложная, но помимо механического крепления, нужны еще дополнительно розетки, работы в плане электрики. Ведь на прицепе также имеются фонари, которые обязаны работать. Для этого прицеп подключают к бортовой электросети машины с помощью фаркопа.

Первостепенный вопрос — это выбор сцепного устройства. Их продажа ведется повсеместно, потому в Москве, СПб или Красноярске, как и любом другом городе нашей страны, найти подходящий вариант конструкции будет не сложно. Цена на них разная. Если вы хотите действительно надежный элемент, выбирайте Bosal. Хотя некоторые умельцы собирают фаркопы своими руками из металлических труб и сварочного аппарата. Но сейчас за это карают.

Касательно выбора нужно придерживаться нескольких правил.

  1. Тип фаркопа. Они бывают съемными, неразборными, сваренными из труб или соединенные болтами. Также можно выделить самодельные конструкции. Здесь выбор за вами. Лучше всего использовать съемные варианты, поскольку они наиболее безопасные и позволяют предотвратить повреждения геометрии. Ведь фаркоп соединяется с лонжеронами. Так что не стоит думать, что пострадает лишь машина, которая врежется сзади в выбирающее сцепное устройство.
  2. Соответствие ТСУ вашему авто. Есть сцепные устройства, выпускаемые специально под конкретный автомобиль. Существуют и так называемые универсальные модели, но с их установкой возникает больше проблем. Родные ТСУ монтируются на предусмотренные заводом места. Практически 99% всех выпускаемых автомобилей предусматривают возможность установки фаркопа.
  3. Качество. Выбирайте только надежные ТСУ от проверенных фирм, соответствующие вашей машине. Это оптимальный вариант для каждого автовладельца.
  4. Гарантии и сертификаты. Требуйте и спрашивайте все документы соответствия. Покупать ТСУ на вторичном рынке и с рук не стоит, иначе есть риск столкнуться с подделкой или скрытыми дефектами.

Установка

Имея в распоряжении Рено Дастер, Шевроле, Ниссан, Форд Фокус, Киа, Фольксваген, Ленд Крузер 200 или какой-нибудь Ховер Н3, владельцы этих автомобилей часто задумываются над установкой ТСУ.

Его можно поставить на ВАЗ 2110, на Ниву, Шкоду, Калину, Ладу Ларгус, Приору, Х Трейл Т31 и практически любой другой автомобиль. Даже если заводом монтаж фаркопа не предусмотрен, вы все равно имеете возможность его поставить. Хоть это будет и несколько сложнее с позиции оформления документов.

pricep-vlg.ru

Эксплуатация прицепа — DRIVE2

Водители, имеющие категории “В”, “С” или “Д” водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп. При категории “В” можно пользоваться прицепом только в том случае, если его разрешенная максимальная масса не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышают 3500 кг. В противном случае, а также для буксировки тяжелого прицепа, требуется открытие категории “Е” водительского удостоверения.
Легковой прицеп является полноправным участником дорожного движения, как и прочие транспортные средства, и некачественная установка и использование легкового прицепа может нести в себе угрозу не только водителю, но и другим участникам дорожного движения. Поэтому законодательством предусмотрена обязательная эксплуатация прицепа только с механическими транспортными средствами, оборудованными специализированными тягово-сцепными устройствами (фаркопами) и штепсельной розеткой.
Для использования прицепа необходимо дооборудование — выведение дополнительной электропроводки для световых приборов (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) прицепа.
Также в целях общей безопасности на дороге установлено, что, в случае превышения габаритных размеров прицепа над шириной транспортного средства, выполняющего роль тягача в данном составе (например, прицеп-дача или прицеп-фургон), этот тягач должен иметь зеркала заднего вида, вынесенные на удлиненных кронштейнах. И общим правилом для всех прицепов, каких бы размеров и массы они ни были, является требование иметь в дороге пару подкладных клиньев для установки под колеса в случае остановки на уклоне.
Прицеп можно использовать практически с любым автомобилем, если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории “В”. Что касается прицепного узла — фаркопа, то технически его можно поставить на любой автомобиль.
Расход топлива при использовании прицепа увеличивается примерно на 10~20%, иногда более в зависимости от соотношения мощности автомобиля и массы прицепа и пройденного километража.
Основной особенностью езды с прицепом является то, что загруженный прицеп, снижает разгонную динамику автомобиля и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов. Тормозить надо плавно — независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля. Важно соблюдать дистанцию до идущего впереди автомобиля. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее. Необходимо учитывать то, что при езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. Также надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.
Необходимо правильно загружать прицеп — груз следует размещать равномерно. Так, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение же назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.
Оборудование автомобиля-тягача:
Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:
*петля-скоба с фиксатором. Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;
*беззазорное шаровое ТСУ. Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.
Существуют разборные конструкции ТСУ, позволяющие снимать крюк со сцепным шаром.
Штепсельная розетка закрепляется на специальном кронштейне ТСУ. Она подключается к соответствующим проводам заднего жгута проводки автомобиля (в багажнике вблизи фонарей заднего хода).
Цвета проводов жгута, идущих к соответствующим фонарям, указываются в схеме электрооборудования автомобиля, например:

Схема штепcельной розетки 1. Левый поворот 2. Противотуманный фонарь 3. Корпуc (маccа) 4. Правый поворот 5. Правый задний боковой габарит и номерной фонарь 6. Тормоз 7. Левый задний боковой габарит и номерной фонарь


Важная информация:
Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.
Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
Недопустимо превышать максимальную скорость, указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.
Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.
Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их “складывание”. Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить “внатяг”.
Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.
При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.
На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.
Наиболее сложным является движение задним ходом
(Примерная последовательность маневров для заезда задним ходом в ворота)

движение задним ходом легкового автомобиля с прицепом — схема

Перед каждым выездом необходимо:
— проверить наличие смазки в механизме узла сцепки;
— проверить и при необходимости устранить регулировкой люфт между узлом сцепки и сцепным шаром;
— отрегулировать давление в шинах;
— убедиться в надежности соединения страховочных тросов или цепей;
— проверить работу приборов световой сигнализации прицепа.

www.drive2.ru