Рейтинг лизинговых компаний 2018 – Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»

Рейтинг российских лизинговых компаний в 2017 году — kFIN.pro

Лизинг – одна из разновидностей кредита, при котором лизингополучатель может взять любое движимое или недвижимое имущество в долгосрочную аренду с правом дальнейшего его выкупа/возврата.

Лизинговые компании – коммерческие структуры, выполняющие функции лизингодателей. Для их деятельности обязательно иметь лицензию на осуществление подобных операций.

В условиях кризиса, когда сложно получить банковские кредиты и практически невозможно привлечь долгосрочные инвестиции, лизинг является наиболее эффективным способом развития своего бизнеса.

1. Европлан

Компания Европлан является самой лучшей автофинансовой компанией России, она уже много лет сохраняет первенство в сфере аренды, имея в наличии более 40 марок легковых машин.

Год основания – 1999.

Количество клиентов – более 52000 организаций различной направленности.

2. Каркаде

ООО «Каркаде» предлагает услуги автолизинга. Сотрудничает с огромным количеством автомобильных дилеров России, порядка 3000. Работает на рынке более 18 лет. Имеет представительства в 55 городах Российской Федерации.

В наличии у компании разнообразные виды техники – от огромных грузовиков до микроавтобусов.

Клиентам предлагаются самые удобные варианты финансирования с учетом специфики их бизнеса. Предусмотрен выезд консультанта к заказчику, что облегчает последнему его работу.

3. Стоун 21 век

Компания существует на рынке с 2000 года. Главное направление деятельности – лизинг транспортных средств.

Предоставляет в аренду легковые и грузовые автомобили, специальную технику. Данной организации присвоен высокий уровень финансовой устойчивости.

Клиентами являются крупные торговые и промышленные предприятия.

4. Уралсиб

Компания предлагает в аренду не только автомобили и грузовые транспортные средства, но и различное оборудование (спортивное, деревообрабатывающее, складское и прочее), сельхозтехнику.

Работает на рынке финансовой аренды с 1999 года.

5. Первая лизинговая компания

Универсальная компания, созданная в 2001 году.

Одно из профильных направлений – лизинг всевозможных разновидностей специальной техники российского и иностранного производства.

Также сдает в аренду автотранспорт и оборудование.

6. Свое дело

Фирма была создана в 2002 году. Специализируется на финансовой аренде следующих видов имущества: нового, а также бывшего в употреблении автомобильного транспорта, прицепной и строительной техники.

Неизменно занимает лидирующие места в подобных рейтингах, как по числу заключенных сделок, так и по объему предоставленного в пользование транспорта.

7. Сибирская

Год ее основания — 1996.

Предлагает услуги по финансированию поставок имущества, как нового, так и бывшего в употреблении.

Основная специализация: спецтехника и оборудование, разнообразный транспорт, недвижимость.

8. Развитие

Опыт работы фирмы в лизинговой отрасли более 8 лет.

Предлагает лизинг автомобильного транспорта, оборудования, а также коммерческой недвижимости.

Действует на рынке Поволжского региона.

9. Национальная

Компания функционирует с 2003 года.

Лизинговые продукты фирмы нацелены на малый бизнес: легковой, грузовой и коммерческий автотранспорт, сельхозтехнику.  В

ходит в состав инвестиционного холдинга Дженерал Инвест.

10. Петербургская

Компания основана в 1997 году.

Основной вид деятельности – финансовая аренда сложного промышленного оборудования, а также транспорта.

Предлагается широкий выбор дорогостоящего импортного оснащения.

11. Универсальная

Одна из крупнейших лизинговых организаций дальневосточного региона России, зарегистрирована в 2001 году.

Предлагает в лизинг огромный выбор тяжелой добывающей техники, например-  буровые установки, а также строительную технику.

12. Центр-капитал

Активно развивающаяся лизинговая компания, работает на российском рынке финансовой аренды с 2001 года.

Предлагает полный комплекс услуг – от лизинга автотранспорта до финансирования строительства промышленных объектов.

Приоритетные направления – лизинг оборудования, используемого в машиностроении, электронной промышленности, энергетике и прочих отраслях экономики.

13. Русская

Одна из ведущих универсальных компаний сферы лизинга в России. Способствует развитию и обновлению бизнеса. Основана в 2001 году.

Охватывает все основные направления финансовой аренды. Обслуживает серьезные государственные проекты — такие, как строительство газопровода «Южный поток», Чемпионат мира по футболу 2018 года.

14. Югорская

Компания создана в 1997 году. Предоставляет услуги на территории Урала и Сибири.

Нацелена на работу с субъектами малого и среднего бизнеса. Предоставляет в аренду транспорт, специальную технику и оборудование.

Имеет хороший опыт в финансировании проектов в области жилищно-коммунального хозяйства, лесозаготовительной отрасли, строительства дорог.

15. Дельта

Основана в 2002 году. Является лидером в Сибирском регионе по финансовой аренде грузового автотранспорта и спецтехники.

Также предоставляет в лизинг легковые автомобили и недвижимость.

16. Московская

Данная лизинговая компания обладает развитой сетью филиалов в европейской части России. Имеет устойчивое положение и хорошую кредитную историю.

Специализируется на автолизинге.

Также поставляет специальную строительную и карьерную технику ведущих европейских и американских производителей.

17. Приволжская

Работает на рынке лизинга с 2001 года.

Имеет устойчивые позиции и находится на первом месте среди компаний, предоставляющих услуги финансовой аренды в Нижегородской области.

Осуществляет все виды лизинговых операций.

18. Балтийский берег

Компания была образована в Санкт-Петербурге в 1990 году. Оказывает услуги по лизингу различных видов имущества для предприятий всех отраслей экономики.

Представлена в 27 крупных городах России. Охватывает такие направления, как финансовая аренда автомобилей, недвижимости, спецтехники.

19. ВТБ-лизинг

Универсальная лизинговая организация, акционером которой является ОАО Банк ВТБ.  Год основания – 2002.

Большей частью работает с железнодорожным и воздушным транспортом, а также судами, как морскими, так и речными.

Также может предложить широкий выбор спецтехники.

20. Сбербанк-лизинг

Организация была основана в 1999 году. Ориентирована на предприятия от малого до крупного бизнеса.

Предметы лизинг-программ компании: транспорт любого типа и специальная техника. Акционером компании является Сбербанк России. Имеет много филиалов не только на территории России, но и в Белоруссии, Украине.

Опираясь на информацию рейтинга лизинговых компаний, можно сделать вывод об их надежности — и выбрать для себя наилучшую.

Рейтинги базируются на таких показателях, как объем профинансированных средств и объем текущих сделок.

Материалы по теме

kfin.pro

2002 год

Рейтинг, подготовленный агентством “Эксперт РА”, выявил сформировавшееся ядро рыночных лизинговых компаний

Василий Кашкин, Арсен Казибеков

Таблица
рейтинг крупнейших рыночно ориентированных лизинговых компаний

Место
Наименование
Объем профинансированных средств за 9 месяцев 2002 годаОбъем профинансированных средств в 2001 годуСумма текущих и заключенных сделокСумма законченных сделок
1РТК-Лизинг94000,0060000,00863324,3031027,40
2Авангард Лизинг41079,3047976,20218370,006955,90
3Промсвязьлизинг
32129,50
31129,20143959,4012265,00
4ЛизингПромХолд38245,7035076,30115426,806592,20
5Фирма Кельвин (Рольф-Лизинг)8640,0013000,0046482,5015802,30
6РМБ-Лизинг7700,0023300,0036678,2016965,50
7Ильюшин Финанс90000,0090000,002.3E+6
8Глобус-лизинг21088,4013697,0058534,90700,60
9Русско-Германская лизинговая компания6930,005800,0037058,00110268,00
10Югорская лизинговая компания10667,60
50381,70
150067,10209,40
11ДельтаЛизинг14655,407979,0026309,003483,00
12ФК Балтинвест5014,5014003,5034810,505109,90
13Московская лизинговая компания5570,007500,0020900,0026162,00
14Лизингбизнес9598,605483,3022448,002926,90
15Райффайзен-Лизинг17660,2020480,0059390,00
16Интерлизинг13650,003960,0031940,001006,00
17С.А. Лизинг4314,304906,8016817,205401,40
18Стоун XXI7180,007810,0039635,9053,50
19Промышленная лизинговая компания7871,103449,6025226,40638,60
20“Авиационная лизинговая компания “Туполев”17157,004056,0039099,70
21КНК-Лизинг2666,406536,0011198,902222,60
22Аленир5600,004500,007768,40721,00
23Сахалинская лизинговая компания1433,0010127,7021448,10433,70
24Каркаде2200,002300,007400,005300,00
25Росагролизинг145500,00206700,00
26Сиал-Лизинг4068,404868,1013904,9073,70
27Лизинг-финансы1449,803394,803267,906300,50
28Евро Лизинг9400,001800,0020640,00
29Петролизинг-менеджмент (Петрокоммерцбанк)4285,704621,3019782,70
30Петербургская Лизинговая компания1236,602250,403499,102512,50
31ДельтаЛизинг ДВ2340,501611,106707,30258,60
32Тюменская агропромышленная лизинговая компания397,002695,906338,102006,10
33Сибирский лизинговый центр1800,001000,004500,00500,00
34Поволжский Дом Лизинга970,00650,003200,00890,00
35КМБ-Лизинг3056,50400,506124,7064,00
36Приволжская лизинговая компания3500,00500,004466,00
37Ханты-Мансийская ЛК1078,103140,001581,8023,90
38Мособллизинг45,00705,001030,006180,00
39Геолизинг2013,50987,901677,90
40Росстро-лизинг179,40511,701778,00899,00
41Воронежская лизинговая компания110,40905,804156,1029,90
42Яков-Семенов184,10245,601235,901320,70
43Волго-Вятский межрегиональный лизинговый центр543,50592,801066,50180,20
44Купол-лизинг250,00550,00490,00680,00
45Ураллизинг700,00300,001200,00100,00
46Автолизинг1900,006,002700,00
47Глобал Лизинг-Инвест1580,002577,00
48Фармлизинг741,901052,80
49Гринлизинг25,00300,00634,0055,00
50Лизинговая компания малого бизнеса Татарстана75,0085,00242,00110,00

Таблица 2. 10 крупнейших лизинговых компаний по объему профинансированных средств (без учета авансов от лизингополучателей) за 9 месяцев 2002 года
Таблица 3. 10 крупнейших лизинговых компаний по объему профинансированных средств (без учета авансов от лизингополучателей) в 2001 году
Таблица 4. 10 крупнейших лизинговых компаний по стоимости законченных сделок

Таблица 5. 10 крупнейших лизинговых компаний по общей сумме заключенных и текущих сделок

При составлении списка крупнейших российских лизинговых компаний нам пришлось отказаться от уже сложившейся в мире практики. Дело в том, что обычно в качестве главных критериев наши коллеги используют размер активов компании или объемы заключенных договоров. И в принципе они совершенно правы. Однако использование международных стандартов в России приводит к обескураживающим результатам. Компании, словно “летучие голландцы”, то выбиваются в лидеры, то исчезают за пределами списка на следующий год.

Причина в двух особенностях отечественного лизинга. Первая – это так называемые налоговые схемы. Если компания на них специализируется, то нет ничего удивительного в том, что буквально в течение месяцев она может меняться в размерах в десятки раз. Списки страховых компаний, например, блестяще демонстрируют это на протяжении многих лет.

Другой причиной является специфика деятельности большого числа лизинговых компаний, созданных при ФПГ или государственных органах. Получив финансирование, такие компании оказываются на первых местах в рейтинге, однако год спустя они могут стремительно опуститься в низ списка или вообще исчезнуть из рейтинга.

Мы составили рейтинг, исходя из объемов рыночного бизнеса (в той мере, насколько это реально оценить, см. “Методы и информация”).

По нашим данным, объем профинансированных средств по договорам лизинга пятьюдесятью крупнейшими лизинговыми компаниями России к концу этого года составит около 900 млн долларов. Это 171% от аналогичного показателя за прошлый год. Общий же объем рынка (с учетом авансов лизингополучателей, доходов лизинговых компаний, а также данных компаний, не вошедших в рейтинг) можно оценить в 2,5 млрд долларов.

Отношение лизинговых платежей, полученных компаниями за 9 месяцев текущего года, к профинансированным ими средствам за этот период составляет 287%. Это показатель говорит о том, что в течение трех-четырех предшествующих лет (таков средний срок лизинговой сделки) лизинговые сделки компаний, входящих в рейтинг, реально ими финансировались, а не использовались в качестве “серой” схемы, когда сумма аванса лизингополучателя сразу покрывает большую часть сделки. Аналогичной была ситуация и в 2001 году (см. график 1).

В рейтинге представлены все сегменты российского лизингового рынка – и по своему происхождению, и по видам лизинговых активов, и по типам клиентов. В числе первых двадцати компаний в одном ряду стоят лизингодатели дорогостоящего телекоммуникационного оборудования (например, “РТК-Лизинг”, “Промсвязьлизинг”), самолетов (“Ильюшин финанс”, Авиационная лизинговая компания “Туполев”) и лизинговые компании для малого бизнеса (Московская лизинговая компания – МЛК, “Дельта Лизинг”). Это говорит о том, что лизинговый бизнес может быть эффективным и значительным по объему практически в любом сегменте рынка.

Тенденции рынка

Прежде всего рынок сейчас ориентируется на ликвидность лизингового оборудования. Самые надежные, с точки зрения инвестора, сектора наиболее динамичны. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Далеко не все оборудование ликвидно: например, в портфеле компании “Райффайзенлизинг” (а она строже многих подходит к ликвидности, см. “Первый росток промполитики”) лишь в 40% сделок оборудование является единственным обеспечением. В случае МЛК этот показатель еще меньше – 15-18%.

Лизинговый бизнес крайне устойчив. По результатам опроса участников рейтинга, за всю историю их деятельности убытки от дефолтов лизингополучателей в среднем составили 1,1% (максимальное значение – 10%). Но и эти убытки были частично возмещены. За счет продажи имущества на вторичном рынке, передачи в релизинг или иными способами в среднем удавалось вернуть 37%. Эти данные подтверждаются и нашими углубленными интервью с руководителями лизинговых компаний. Реальной же проблемой лизингодателей являются задержки лизинговых платежей вследствие совершенно разных причин, не подходящих под классическое определение дефолта.

Лизинг укрупняется. В первую очередь это обусловлено стремлением снизить риски. Укрупнение идет как с точки зрения отдельных сделок (например, средняя сумма лизингового платежа за год выросла на 22%), так и самих компаний (например, недавно компании “С. А. Лизинг”, “Сиал-Лизинг” и “Лизинг-финансы” объединились в рамках группы “Лизинг холдинг”). Укрупняясь, лизинговые компании могут быстрее наращивать собственный капитал, эффективнее привлекать внешнее финансирование, получать синергический эффект от объединения клиентских баз.

Еще одной типичной характеристикой рыночно ориентированных компаний является наличие долгосрочных отношений с поставщиками. Дело в том, что такие отношения дают лизинговой компании множество преимуществ – это и доступ к товарным кредитам, и гарантии обратного выкупа оборудования в случае нарушения договора лизингополучателем, и скидки на партию продукции, и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования, и т. д. (см. график 2).

Данные рейтинга свидетельствуют, что рост объемов финансирования происходит в основном за счет собственных и привлеченных средств (см. график 3). В 2002 году уменьшилась доля средств учредителей. “В принципе эволюция источников финансирования лизинговых компаний во всем мире идентична, – считает менеджер по развитию бизнеса компании “Дельта Лизинг” Вячеслав Шилин. – Сначала лизинговые компании финансируют свою деятельность из собственного капитала или из средств учредителей. Следующий шаг – привлечение кредитов от поставщиков или производителей оборудования. Затем следуют средства международных финансовых институтов по развитию (ЕБРР, МФК) и экспортно-импортных агентств. Затем, сформировав свою кредитную историю, лизинговые компании получают возможность выхода на рынки частного капитала. На этом этапе становится возможным привлечение средств и на международном рынке”.

По мере увеличения объема финансируемых средств растут и сроки проектов (см. график 4). Уверенно увеличивается доля сделок сроком три-пять лет; а вот сделок сроком менее года вообще не было заключено (отчасти это объясняется и тем, что по таким сделкам не практикуется значительный временной разрыв между заключением сделки и финансированием).

Становясь независимыми, лизинговые компании могут привлекать больше и на большие сроки. Именно таким компаниям предстоит пройти весь путь, начавшийся со средств учредителей, а заканчивающийся на международном рынке финансирования. “Ключевыми факторами для принятия решения о финансировании российской лизинговой компании для нас являются не только ее финансовые показатели, – говорит Грэг Алтон, руководитель группы по развитию лизинга в России Международной финансовой корпорации, недавно начавшей инвестировать в российские лизинговые компании. – Компания должна также иметь хорошо продуманную стратегию развития, хороший опыт работы, диверсифицированный портфель сделок и занимать ведущее положение на рынке”.


  10 крупнейших лизинговых компаний по объему профинансированных средств

Если Вы обнаружили неточность в материалах, работе наших сервисов или хотите поделиться мнением о новом сайте – напишите нам!

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» совместно с Объединенной Лизинговой Ассоциацией подвели предварительные итоги исследования российского рынка лизинга за 9 месяцев 2018 года. Подробнее

raexpert.ru

Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»

Резюме

Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.

Большинство руководителей лизинговых компаний считает, что ключевой задачей рынка лизинга должна стать защита прав лизингодателей. 28% участников опроса полагают, что реформа, прежде всего, должна преследовать цель повышения конкурентоспособности лизинга в сравнении с банковским кредитом. Кроме того, каждый четвертый респондент отмечает проблемы, связанные с привлечением фондирования: по их мнению, приоритетом реформирования рынка должно стать расширение доступа к банковскому кредитованию и иным источникам финансирования.

Лизинговые компании с государственным участием необходимо регулировать наиболее строго, считают 48% респондентов. Большинство участников опроса отметило, что существенная опасность для стабильности рынка сопряжена с деятельностью крупных лизингодателей, прежде всего, государственных лизинговых компаний и лизингодателей при госбанках. Другая значимая часть респондентов (24%) обращает внимание на то, что проводимая реформа не предполагает регулирования деятельности иностранных лизинговых компаний (это грозит ростом конкуренции с их стороны), и считает, что наиболее строгое регулирование должно быть применено к таким лизингодателям.

Наибольший позитивный эффект от реформы получат госучреждения и крупный бизнес. В ходе опроса около 30% представителей лизингового сообщества затруднились оценить влияние реформы на отдельные сегменты рынка и предпочли воздержаться от голосования по данному вопросу. Из отдавших свой голос подавляющее число респондентов убеждено, что в наиболее выигрышном положении окажутся госучреждения и крупный бизнес.

Методология

RAEX (Эксперт РА) провело в интерактивном формате опрос участников лизингового рынка в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски», состоявшегося в Москве 20 апреля 2017 года. В опросе приняли участие руководители и финансовые директора крупнейших лизинговых компаний, на которые приходится около 45% рынка. Среди респондентов опроса руководители следующих компаний: «ВЭБ-лизинг», «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ», «Европлан», «ГТЛК», «Газпромбанк Лизинг», «МКБ-лизинг», «Элемент Лизинг». Респондентам было предложено ответить на пять вопросов, касающихся опасений и ожиданий, связанных с реформой российского лизингового рынка.

Вопрос 1. Что вызывает наибольшие опасения у вашей компании в связи с реформой отрасли?

Большинство респондентов (46%) в качестве основной сложности для своих компаний отметило переход на новый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий высказывает тревогу, связанную с потенциальным введением пруденциальных нормативов. Ограничение совмещения лизинга с иными видами деятельности вызывает наибольшие опасения у 17% опрошенных топ-менеджеров. За варианты «создание СРО и реестра лизинговых компаний» и «введение требований к капиталу» не было отдано ни одного голоса.

Вопрос 2. Какие задачи должна в первую очередь решить реформа лизинговой отрасли?

Отвечая на вопрос о том, какие цели должна преследовать реформа лизингового рынка, 40% респондентов проголосовали за повышение прав лизингодателей. Второй, по мнению профессионального сообщества (28%), является задача повышения конкурентоспособности лизинга относительно кредита. Текущие проблемы с фондированием и необходимость их решения во время реформы за счет увеличения объемов кредитования и расширения доступа к иным источникам финансирования отмечают 24% участников опроса.

Вопрос 3. Деятельность каких лизинговых компаний необходимо регулировать наиболее строго?

По мнению 48% участников опроса, наибольшая угроза для стабильности рынка сопряжена с деятельностью государственных лизинговых компаний и лизингодателей при госбанках. В этой связи они предлагают тщательнее регулировать деятельность таких компаний. Наиболее строгое регулирование должно быть применено к иностранным лизингодателям, считают 24% респондентов. За усиленное регулирование банковских лизинговых компаний и небольших региональных компаний было отдано по 4% голосов. Каждый пятый участник опроса выбрал иной вариант ответа.

Вопрос 4. Сколько СРО необходимо лизинговому рынку?

Мнения участников рынка относительно необходимого рынку лизинга количества саморегулируемых организаций разделились, но все же большинство (34% респондентов) считает, что рынку достаточно трех саморегулируемых организаций. Вариант ответа, предполагающий одну СРО на рынке, поддержали 23% опрошенных топ-менеджеров, 19% полагают, что хватит двух саморегулируемых организаций. Целесообразность создания СРО оспаривают 12% профессионального сообщества. Также 12% участников опроса уверены в необходимости большей диверсификации саморегулируемых компаний на рынке лизинга, они проголосовали за вариант ответа «более трех СРО».

Вопрос 5. Какому сегменту рынка реформа принесет наибольший позитивный эффект?

Наибольший позитивный эффект от реформы получат госучреждения и крупный бизнес, такого мнения придерживаются 44 и 28% участников опроса соответственно. Напротив, меньше всего позитивное влияние реформы будет заметно субъектам среднего бизнеса, лишь 6% респондентов уверены в обратном. 11% руководителей лизинговых компаний считают, что в наиболее выигрышном положении окажутся представители малого бизнеса и ИП, еще 11% убеждены, что физические лица получат максимальный эффект от реформирования лизингового рынка. Стоит отметить, что 30% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос и предпочли воздержаться от голосования.


raexpert.ru