Регулировка гур на мтз 82 – 4.1.1. МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов “Беларусь”. Ремонт рулевого управления. ГУР. — “ВАЖНО ВСЕМ”

как устранить неисправности, регулировка, распределитель, переделка

ГУР МТЗ-82 (гидроусилитель руля) устанавливается на сельскохозяйственной технике для того, чтобы снизить усилие тракториста, которое он прилагает для того, чтобы повернуть рулевое колесо. При этом маневренность трактора повышается при любых условиях, в которых приходится работать.

При передвижении ГУР трактора МТЗ подключается и функционирует не только при повороте рулевого колеса, но и под воздействием перемещения передних колес, которые колеблются из-за неровностей грунта. Вместе с этим ГУР МТЗ воздействует на другую, относительно поворота колес, сторону. Это хорошо влияет на движение сельскохозяйственной техники по прямой, в значительной степени уменьшает передачу колебаний и других неблагоприятных воздействий с передних колес.

Что представляет собой ГУР МТЗ

Минский тракторный завод обеспечил всю свою технику «Беларус» гидроусилителем, в первую очередь для того, чтобы облегчить трактористам управление трактором, оснащенным навесным оборудованием.

Ведь под его воздействием на передние колеса возлагается двойная нагрузка, а водителю приходится прикладывать максимальное количество усилий для управления такой тяжелой машиной. Гидроусилитель руля МТЗ обладает встроенной гидравлической системой, в конструкцию которой включены следующие основные элементы:

  1. Распределитель.
  2. Насос дозатора и силового цилиндра.
  3. Датчик автоматической блокировки дифференциала заднего моста.

В конструкцию ГУРа МТЗ входят следующие конструктивные элементы:

  1. Корпус, в котором располагаются емкость, где будет храниться нужное масло, и основы, к которым будут крепиться детали.
  2. Насос, призванный обеспечить перемещение масла в гидравлическом контуре.
  3. Сектор, прикрепленный на поворотном валу, который постоянно вступает в контакт с элементом рулевого управления.
  4. Поворотный вал, который имеет 3 точки опоры. С помощью него движение поворота передается сошке, которая, в свою очередь, соединяется с передними колесами техники.
  5. Рейка, вступающая в контакт с движущимся сектором, она передает ему поршневое движение.
  6. Золотник, прикрепленный между 3 парами ползунов, которые держатся при помощи специальных пружин. Этот элемент крепится на конце червяка рулевой колонки.
  7. Фильтр, призванный очищать масло, перемещающееся в гидравлической установке.
  8. Клапан предохранения, предусмотренный в конструкции для того, чтобы не давать давлению нужной жидкости возрастать до неприемлемого уровня.

Блокирующая система автоматики, на которой располагается еще ряд элементов (золотник, маховик, датчик, кран и щуп), нужна для блокировки дифференциала заднего моста. Ключевой принцип действия ГУРа — наращивание гидравлического усилия при увеличении сопротивления при повороте сельскохозяйственной техники. Сопротивление, которое образуется при развороте машины, влечет за собой смещение от оси червяка рулевой колонки. Из-за этого пружины ползунов сжимаются. Как только это сопротивление превосходит силу сжатия всех пружин, золотник перемещается и дает возможность специализированной жидкости попасть в одну из емкостей силового цилиндра.

Масло, в свою очередь, изменяет положение поршня, а его усилие, при помощи рейки, поступает в зубчатый сектор, с помощью которого производится вращение поворотного вала. Когда сопротивление, возникшее при развороте, спадает, пружины приходят в первоначальное, распрямленное положение, а золотник встает на место, тем самым не давая больше рабочей жидкости перетекать в цилиндр. Если возникает ситуация, при которой сопротивление при повороте не увеличивается настолько, чтобы превысить силу сжатия пружин, то гидроусилитель руля не начинает свое функционирование.

Как происходит регулировка гидроусилителя

Основные неисправности гидроусилителя руля касаются в первую очередь зубчатой рейки, сектора и червяка. Кроме того, переделка ГУРа МТЗ может потребоваться в том случае, если в его конструкции была нарушена герметичность или предохранительный клапан пришел в негодность. Если при проведении диагностики составных частей гидроусилителя руля были выявлены какие-либо неисправности, необходимо разобраться, может ли проводиться обычная регулировка ГУРа МТЗ или регулировочные операции будут недостаточными и понадобится более тщательный ремонт.

Чтобы устранить поломку, которая затрагивает, например, распределитель, необходимо будет снять гидроусилитель с сельскохозяйственной техники и разобрать его. В дальнейшем будет проведена экспертиза и заменены нужные детали.

Перед тем как будет произведена регулировка или ремонт гидроусилителя, необходимо слить рабочую жидкость и ослабить гайку поворотного вала.

Переделанная установка должна быть вновь поставлена на трактор со всей внимательностью — обратите внимание на степень затяжки гаек, следите за тем, чтобы метки поворотного вала и другие элементы встали на свои места.

На отрегулированном гидроусилителе можно «уехать» довольно далеко. Однако при проведении работ следует быть внимательным и соблюдать основные правила проведения подобных работ. В ином случае можно сломать важную деталь. Если у вас нет должных навыков, лучше доверьте вопросы регулировки специалистам.

specmahina.ru

Регулировка и обслуживание рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82

________________________________________________________________________

Регулировка и обслуживание рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82

От состояния рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 во многом зависят безопасность, качество работы и утомляемость водителя. Поэтому техническое обслуживание рулевого управления нужно проводить особенно тщательно.

Техническое обслуживание рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в периодическом контроле уровня масла в корпусе гидроусилителя и его замене, смазывании карданных шарниров рулевого привода, контроле состояния резьбовых соединений рулевого привода и рулевых тяг, сошки и поворотных рычагов, крепления сектора, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса.

Рулевую колонку трактора МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо регулировать с целью исключения возможных вибраций на рулевом колесе. Для этого рукой заворачивают гайку 12 (см. рис. 1) до
соприкосновения последней с втулкой 10. При этом должны быть выбраны зазоры в соединениях, Затем отворачивают гайку 12 на полтора оборота и контрят гайкой 13.

Рис. 1. Привод рулевого механизма МТЗ-80, МТЗ-82

1 – шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 – карданные шарниры; 4 – промежуточная опора; 5 – средний вал; 6 – стойка; 8 – штифт; 9, 12 – гайки; 10 – втулка; 11 – амортизатор; 13 – контр­гайка; 14 – рулевое колесо; 15 – маховичок; 16 – рулевой вал; 17, 21 – винты; 18 – промежуточный вал; 19 – труба рулевой колонки; 20 – серьга; 22 – правая стенка стойка; 23 – фиксатор; 24 – пружина; 25 – рукоятка

Масляный фильтр промывают в такой последовательности:

Поднимают облицовку. Отсоединяют подводящий маслопровод 12 (см. рис. 2) от крышки 11 редукционного клапана 14. Снимают крышку, для чего сначала отворачивают два болта крепления ее к корпусу 22, а затем, используя их в качестве демонтажных, вворачивают болты в демонтажные отверстия крышки и снимают ее.

Отсоединяют оставшиеся маслопроводы от редукционного клапана 14. Удерживая рукой фильтр 13, выворачивают редукционный клапан и снимают сливной фильтр. Промывают фильтр в дизельном топливе. Для установки фильтра операции выполняют в обратной последовательности: Фильтр промывают при ТО-3 (960-1000 моточасов работы). Одновременно нужно подтянуть гайку 8 крепления сектора на поворотном валу.

Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления ГУР трактора МТЗ-80 и МТЗ-82

1 – пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 – болт крепления регулировочной втулки; 6 – регулировочная втулка; 7 – сектор; 8 – гайка; 9 – рейка; 10 –
регулировочный болт; 11 – верхняя крышка; 12 – гайка; 13 – сливной фильтр; 14 – редукционный клапан; 15 – кран управления АБД; 16 – золотник датчика блокировки дифференциала; 17 – маховичок крана управления; 18 – сошка; 19 – гайка сошки; 20 – сливная пробка; 21 – поворотный вал; 22 – корпус; 23 – упор рейки; 24 – регулировочные прокладки; 25 – шток; 26 – поршень; 27 – передняя крышка цилиндра; 28 – упорный подшипник; 29 – шайба; 30 – сферическая гайка; 31 – золотник

Регулировка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82

Проверяют зацепление червяк-сектор и сектор-рейка, затяжку гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала. Зацепление “червяк-сектор” и затяжку гайки червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют в следующей последовательности. Поддомкрачивают трактор, чтобы передние колеса не касались грунта.

Затем ослабляют затяжку регулировочного болта 5, вводят в паз втулки 6 ключ и поворачивают ее по ходу часовой стрелки до упора зубьев червяка и сектора (при этом сошка 18 должна
находиться в среднем положении). Втулку поворачивают против хода часовой стрелки так, что­бы по наружному диаметру она провернулась на 10-12 мм. Затягивают болт 5. Запускают двигатель и проверяют отсутствие заеданий в зацеплении “червяк-сектор” при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора.

Если при этом имеют место заедания, то нужно увеличить зазор в зацеплении, отпустив болт 5 и повернув втулку 6 дополнительно по ходу часовой стрелки. Усилие на рулевом колесе не должно превышать 30-40 Н. Регулировка затяжки сферической гайки 30 червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в правильной затяжке упорных шариковых подшипников 28 для обеспечения нормального поджатая кольцами подшипников торцов золотника 31.

От правильных регулировок во многом зависит исправная работа гидроусилителя руля МТЗ-80, МТЗ-82. Чрезмерная затяжка гайки 30 может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота. Зазоры между подшипниками и золотником приводят к увеличению свободного хода рулевого колеса, а также к колебаниям колес, так как в этих условиях золотник может произвольно перемещаться, изменяя соответственно направление потока масла в одну или другую полость цилиндра поршня

Перед затяжкой гайки 30 отворачивают четыре болта крепления распределителя, снимают крышку 29. Крепят распределитель МТЗ-80, МТЗ-82 двумя диаметрально расположенными болтами к корпусу гидроусилителя, подложив под головки болтов набор шайб (или гайку), толщина (или высота) которых равна толщине фланца крышки 29. Затягивают, предварительно расшплинтовав, гайку моментом силы 20 Нм. При этом кольца подшипника 28 должны быть плотно прижаты к торцам золотника 31.

Затем отворачивают гайку на 1/10-1/12 оборота, чтобы совместить прорезь гайки под шплинт и отверстие в червяке, и шплинтуют гайку. Выворачивают два болта, ввернутые в корпус,
устанавливают на место крышку 29 и закрепляют распределитель. Зацепление “сектор-рейка” ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют прокладками 24 под фланцем упора 23 рейки. При этом зазор между упором и рейкой 9 должен быть 0,1-0,3 мм. Проверяя этот зазор, нужно поджимать рейку 9 к сектору 7.

Осевой ход поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют в следующей последовательности: ослабляют затяжку контргайки и вворачивают регулировочный винт 10 до упора в торец вала. Затем выворачивают болт 10 па 1/8-1/10 оборота и контрят его гайкой.

Предохранительный клапан проверяют следующим образом. В нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоединяют манометр со шкалой деления от 0 до
10 МПа. Запускают двигатель и поворачивают рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, доводят температуру масла в гидросистеме до 50±5°С. При этом давление должно достигать 8,8 МПа.

Если показания манометра меньше, повышают давление до требуемых значений, медленно вворачивая винт 3. После регулировки винт 3 нужно законтрить гайкой и установить колпак.
Признак нарушения регулировки предохранительного клапана гидроусилителя МТЗ-80, МТЗ-82 – увеличение усилия на рулевом колесе.

Свободный ход рулевого колеса проверяют на стоянке при работающем двигателе. При этом он не должен превышать 20°. Если свободный ход рулевого колеса больше, проверяют
зазоры в соединениях рулевого привода МТЗ-80, МТЗ-82 и при необходимости подтягивают гайки крепления сошки и сектора, крепление поворотных рычагов передних мостов и
шарниров рулевых тяг, затяжку гайки червяка, регулировку зацепления “червяк-сектор”, “сектор-рейка” и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.

Необходимо следить за уровнем масла в гидросистеме рулевого управления трактора МТЗ80, МТЗ-82. Если уровень масла меньше нижней риски на масломере, работать на тракторе категорически запрещается. При замене масла одновременно нужно промывать заливной фильтр.

После замены масла прокачивают гидросистему рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в таком порядке:

Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от грунта. Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в
крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях. Затем проверяют уровень масла и при необходимости доливают
его до верхней метки масломера. Распределитель приходится снимать и заново устанавливать в случае замены его уплотнительных колец и промывки деталей.

При установке распределителя МТЗ-80, МТЗ-82 выполняют следующее. Проверяют наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и положение золотника 31 в его корпусе.
Золотник должен быть установлен так, чтобы его торец с фаской по наружному диаметру был направлен к корпусу гидроусилителя. Противоположная установка золотника приведет к
резкому повышению усилия поворота.

Устанавливают распределитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 без наружной крышки 29 и крепят его к корпусу гидроусилителя МТЗ двумя диаметрально расположенными болтами,
подложив под головки болтов набор шайб, толщина которых равна высоте крышки. Ставят упорный подшипник 28, шайбу с конусом и затягивают сферическую гайку 30 в соответствии с
рекомендациями, приведенными выше.

Признак правильной затяжки гайки – отсутствие зазоров между золотником и кольцами подшипника и отдачи рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после
прекращения его вращения влево.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru

Регулировки гидроусилителя рулевого управления

Рубрика – Рулевое управление

В гидроусилителе регулируются: зацепление “червяк” – сектор”, зацепление “сектор – рейка”, затяжка гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.

Для регулировки зацепления “червяк – сектор” ослабьте болт 5 (рис. *), заведите в паз фланца втулки ключ, поверните втулку 6 по часовой стрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки 18, затем поверните против часовой стрелки на 10-12 мм. по наружному диаметру фланца. Затяните болт 5, заведите дизель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора.

При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку против часовой стрелки до исключения заеданий.

Для регулировки зацепления “сектор – рейка” уменьшите толщину набора регулировочных прокладок 24 (рис. *) под фланцем упора 23 до получения зазора 0,1-0,3 мм. между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору.

Сферической гайкой червяка 30 обеспечивается затяжка упорных подшипников 28 (рис. *). Правильная затяжка упорных подшипников является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота. Перед затяжкой гайки закрепите распределитель двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки (рис. ниже). Затяните гайку червяка моментом 2 кгс*м (20 Н*м), отверните ее на 1/12 – 1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте гайку. Выверните два болта крепления распределителя к корпусу, установите крышку и надежно закрепите распределитель.

Установка распределителя и затяжка сферической гайки червяка

  1. сферическая гайка
  2. шайба
  3. ползун
  4. монтажные шайбы
  5. болты

Для регулировки осевого хода поворотного вала 21 (рис. *) ослабьте контргайку 12, заверните регулировочный болт 10 до упора в торец вала, затем отверните на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой.

Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоедините манометр со шкалой не менее 100 кгс/см2 (10 МПа). Поверните рулевое колесо до упора, дайте дизелю максимальные обороты и поворачивайте регулировочный винт 3 предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет давление 88 кгс/см2 (8,8 МПа). После регулировки клапана законтрите колпачок проволокой. Регулировку производите при температуре масла 50 +- 5 °C.

Свободный ход рулевого колеса проверяйте при работающем дизеле на стоянке трактора. Свободный ход должен быть в этом случае не более 20°. При повышенном свободном ходе проверьте люфт в соединениях рулевого привода, подтяните гайки крепления сошки, сектора и поворотных рычагов, отрегулируйте шарнирные соединения рулевых тяг, проверьте затяжку гайки червяка, зацеплений “червяк – сектор”, “сектор – рейка” и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.

* смотрите рисунок “Гидроусилитель рулевого управления”.


Интересно почитать:

tractor-mtz80-mtz82.ru

Регулировка и техобслуживание рулевого управления трактора МТЗ-80/82

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Регулировка и техобслуживание рулевого управления трактора МТЗ-80/82

От состояния рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 во многом зависят безопасность, качество работы и утомляемость водителя. Поэтому техническое обслуживание рулевого управления нужно проводить особенно тщательно.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом контроле уровня масла в корпусе гидроусилителя и его замене, смазывании карданных шарниров рулевого привода, контроле состояния резьбовых соединений рулевого привода и рулевых тяг, сошки и поворотных рычагов, крепления сектора, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса.

Рулевую колонку трактора МТЗ-80, 82 необходимо регулировать с целью исключения возможных вибраций на рулевом колесе.

Для этого рукой заворачивают гайку 12 (см. рис. 1) до соприкосновения последней с втулкой 10. При этом должны быть выбраны зазоры в соединениях, Затем отворачивают гайку 12 на полтора оборота и контрят гайкой 13.

Рис. 1. Привод рулевого механизма МТЗ-80, МТЗ-82

1 – шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 – карданные шарниры; 4 – промежуточная опора; 5 – средний вал; 6 – стойка; 8 – штифт; 9, 12 – гайки; 10 – втулка; 11 – амортизатор; 13 – контр­гайка; 14 – рулевое колесо; 15 – маховичок; 16 – рулевой вал; 17, 21 – винты; 18 – промежуточный вал; 19 – труба рулевой колонки; 20 – серьга; 22 – правая стенка стойка; 23 – фиксатор; 24 – пружина; 25 – рукоятка

Масляный фильтр промывают в такой последовательности:

– Поднимают облицовку.

– Отсоединяют подводящий маслопровод 12 (см. рис. 2) от крышки 11 редукционного клапана 14.

– Снимают крышку, для чего сначала отворачивают два болта крепления ее к корпусу 22, а затем, используя их в качестве демонтажных, вворачивают болты в демонтажные отверстия крышки и снимают ее.

– Отсоединяют оставшиеся маслопроводы от редукционного клапана 14.

– Удерживая рукой фильтр 13, выворачивают редукционный клапан и снимают сливной фильтр.

– Промывают фильтр в дизельном топливе.

Для установки фильтра операции выполняют в обратной последовательности:

– Фильтр промывают при ТО-3 (960-1000 моточасов работы).

– Одновременно нужно подтянуть гайку 8 крепления сектора на поворотном валу.

Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления ГУР трактора МТЗ-80 и МТЗ-82

1 – пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 – болт крепления регулировочной втулки; 6 – регулировочная втулка; 7 – сектор; 8 – гайка; 9 – рейка; 10 – регулировочный болт; 11 – верхняя крышка; 12 – гайка; 13 – сливной фильтр; 14 – редукционный клапан; 15 – кран управления АБД; 16 – золотник датчика блокировки дифференциала; 17 – маховичок крана управления; 18 – сошка; 19 – гайка сошки; 20 – сливная пробка; 21 – поворотный вал; 22 – корпус; 23 – упор рейки; 24 – регулировочные прокладки; 25 – шток; 26 – поршень; 27 – передняя крышка цилиндра; 28 – упорный подшипник; 29 – шайба; 30 – сферическая гайка; 31 – золотник

Регулировка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, 82

Проверяют зацепление червяк-сектор и сектор-рейка, затяжку гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.

Зацепление “червяк-сектор” и затяжку гайки червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют в следующей последовательности:

– Поддомкрачивают трактор, чтобы передние колеса не касались грунта.

– Затем ослабляют затяжку регулировочного болта 5, вводят в паз втулки 6 ключ и поворачивают ее по ходу часовой стрелки до упора зубьев червяка и сектора (при этом сошка 18 должна находиться в среднем положении).

– Втулку поворачивают против хода часовой стрелки так, что­бы по наружному диаметру она провернулась на 10-12 мм. Затягивают болт 5.

– Запускают двигатель и проверяют отсутствие заеданий в зацеплении “червяк-сектор” при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора.

– Если при этом имеют место заедания, то нужно увеличить зазор в зацеплении, отпустив болт 5 и повернув втулку 6 дополнительно по ходу часовой стрелки. Усилие на рулевом колесе не должно превышать 30-40 Н.

Регулировка затяжки сферической гайки 30 червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в правильной затяжке упорных шариковых подшипников 28 для обеспечения нормального поджатая кольцами подшипников торцов золотника 31.

От правильных регулировок во многом зависит исправная работа гидроусилителя руля МТЗ-80, МТЗ-82.

Чрезмерная затяжка гайки 30 может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота.

Зазоры между подшипниками и золотником приводят к увеличению свободного хода рулевого колеса, а также к колебаниям колес, так как в этих условиях золотник может произвольно перемещаться, изменяя соответственно направление потока масла в одну или другую полость цилиндра поршня.

Перед затяжкой гайки 30 отворачивают четыре болта крепления распределителя, снимают крышку 29. Крепят распределитель двумя диаметрально расположенными болтами к корпусу гидроусилителя, подложив под головки болтов набор шайб (или гайку), толщина (или высота) которых равна толщине фланца крышки 29.

Затягивают, предварительно расшплинтовав, гайку моментом силы 20 Нм. При этом кольца подшипника 28 должны быть плотно прижаты к торцам золотника 31.

Затем отворачивают гайку на 1/10-1/12 оборота, чтобы совместить прорезь гайки под шплинт и отверстие в червяке, и шплинтуют гайку.

Выворачивают два болта, ввернутые в корпус, устанавливают на место крышку 29 и закрепляют распределитель. Зацепление “сектор-рейка” ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют прокладками 24 под фланцем упора 23 рейки.

При этом зазор между упором и рейкой 9 должен быть 0,1-0,3 мм. Проверяя этот зазор, нужно поджимать рейку 9 к сектору 7.

Осевой ход поворотного вала трактора регулируют в следующей последовательности:

– Ослабляют затяжку контргайки и вворачивают регулировочный винт 10 до упора в торец вала. Затем выворачивают болт 10 па 1/8-1/10 оборота и контрят его гайкой.

– Предохранительный клапан проверяют следующим образом. В нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоединяют манометр со шкалой деления от 0 до 10 МПа.

– Запускают двигатель и поворачивают рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, доводят температуру масла в гидросистеме до 50±5°С. При этом давление должно достигать 8,8 МПа.

Если показания манометра меньше, повышают давление до требуемых значений, медленно вворачивая винт 3. После регулировки винт 3 нужно законтрить гайкой и установить колпак.

Признак нарушения регулировки предохранительного клапана гидроусилителя МТЗ-80, МТЗ-82 – увеличение усилия на рулевом колесе.

Свободный ход рулевого колеса проверяют на стоянке при работающем двигателе. При этом он не должен превышать 20°.

Если свободный ход рулевого колеса больше, проверяют зазоры в соединениях рулевого привода МТЗ-80, МТЗ-82 и при необходимости подтягивают гайки крепления сошки и сектора, крепление поворотных рычагов передних мостов и шарниров рулевых тяг, затяжку гайки червяка, регулировку зацепления “червяк-сектор”, “сектор-рейка” и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.

Необходимо следить за уровнем масла в гидросистеме рулевого управления. Если уровень масла меньше нижней риски на масломере, работать на тракторе категорически запрещается. При замене масла одновременно нужно промывать заливной фильтр.

После замены масла прокачивают гидросистему рулевого управления трактора МТЗ-80, 82 в таком порядке:

– Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от грунта.

– Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях.

– Затем проверяют уровень масла и при необходимости доливают его до верхней метки масломера. Распределитель приходится снимать и заново устанавливать в случае замены его уплотнительных колец и промывки деталей.

При установке распределителя выполняют следующее. Проверяют наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и положение золотника 31 в его корпусе.

Золотник должен быть установлен так, чтобы его торец с фаской по наружному диаметру был направлен к корпусу гидроусилителя. Противоположная установка золотника приведет к резкому повышению усилия поворота.

Устанавливают распределитель без наружной крышки 29 и крепят его к корпусу гидроусилителя МТЗ двумя диаметрально расположенными болтами, подложив под головки болтов набор шайб, толщина которых равна высоте крышки.

Ставят упорный подшипник 28, шайбу с конусом и затягивают сферическую гайку 30 в соответствии с
рекомендациями, приведенными выше.

Признак правильной затяжки гайки – отсутствие зазоров между золотником и кольцами подшипника и отдачи рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения его вращения влево.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

specsts.ru

Обслуживание рулевого управления МТЗ-80, 82

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

От состояния рулевого управления трактора МТЗ-80, 82 во многом зависят безопасность, качество работы и утомляемость водителя. Поэтому техническое обслуживание рулевого управления нужно проводить особенно тщательно.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом контроле уровня масла в корпусе гидроусилителя и его замене, смазывании карданных шарниров рулевого привода, контроле состояния резьбовых соединений рулевого привода и рулевых тяг, сошки и поворотных рычагов, крепления сектора, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса.

Рулевую колонку необходимо регулировать с целью исключения возможных вибраций на рулевом колесе.

Для этого рукой заворачивают гайку 12 (см. рис. 1) до соприкосновения последней с втулкой 10. При этом должны быть выбраны зазоры в соединениях, Затем отворачивают гайку 12 на полтора оборота и контрят гайкой 13.

Рис. 1. Привод рулевого механизма МТЗ-80, 82

1 – шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 – карданные шарниры; 4 – промежуточная опора; 5 – средний вал; 6 – стойка; 8 – штифт; 9, 12 – гайки; 10 – втулка; 11 – амортизатор; 13 – контр­гайка; 14 – рулевое колесо; 15 – маховичок; 16 – рулевой вал; 17, 21 – винты; 18 – промежуточный вал; 19 – труба рулевой колонки; 20 – серьга; 22 – правая стенка стойка; 23 – фиксатор; 24 – пружина; 25 – рукоятка

Масляный фильтр промывают в такой последовательности:

– Поднимают облицовку.

– Отсоединяют подводящий маслопровод 12 (см. рис. 2) от крышки 11 редукционного клапана 14.

– Снимают крышку, для чего сначала отворачивают два болта крепления ее к корпусу 22, а затем, используя их в качестве демонтажных, вворачивают болты в демонтажные отверстия крышки и снимают ее.

– Отсоединяют оставшиеся маслопроводы от редукционного клапана 14.

– Удерживая рукой фильтр 13, выворачивают редукционный клапан и снимают сливной фильтр.

– Промывают фильтр в дизельном топливе.

Для установки фильтра операции выполняют в обратной последовательности:

– Фильтр промывают при ТО-3 (960-1000 моточасов работы).

– Одновременно нужно подтянуть гайку 8 крепления сектора на поворотном валу.

Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления ГУР трактора МТЗ-80,82

1 – пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 – болт крепления регулировочной втулки; 6 – регулировочная втулка; 7 – сектор; 8 – гайка; 9 – рейка; 10 – регулировочный болт; 11 – верхняя крышка; 12 – гайка; 13 – сливной фильтр; 14 – редукционный клапан; 15 – кран управления АБД; 16 – золотник датчика блокировки дифференциала; 17 – маховичок крана управления; 18 – сошка; 19 – гайка сошки; 20 – сливная пробка; 21 – поворотный вал; 22 – корпус; 23 – упор рейки; 24 – регулировочные прокладки; 25 – шток; 26 – поршень; 27 – передняя крышка цилиндра; 28 – упорный подшипник; 29 – шайба; 30 – сферическая гайка; 31 – золотник

Регулировка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-82, 80

Проверяют зацепление червяк-сектор и сектор-рейка, затяжку гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.

Зацепление “червяк-сектор” и затяжку гайки червяка ГУР МТЗ-80, 82 регулируют в следующей последовательности:

– Поддомкрачивают трактор, чтобы передние колеса не касались грунта.

– Затем ослабляют затяжку регулировочного болта 5, вводят в паз втулки 6 ключ и поворачивают ее по ходу часовой стрелки до упора зубьев червяка и сектора (при этом сошка 18 должна находиться в среднем положении).

– Втулку поворачивают против хода часовой стрелки так, чтобы по наружному диаметру она провернулась на 10-12 мм. Затягивают болт 5.

– Запускают двигатель и проверяют отсутствие заеданий в зацеплении “червяк-сектор” при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора.

– Если при этом имеют место заедания, то нужно увеличить зазор в зацеплении, отпустив болт 5 и повернув втулку 6 дополнительно по ходу часовой стрелки. Усилие на рулевом колесе не должно превышать 30-40 Н.

Регулировка затяжки сферической гайки 30 червяка ГУР заключается в правильной затяжке упорных шариковых подшипников 28 для обеспечения нормального поджатая кольцами подшипников торцов золотника 31.

От правильных регулировок во многом зависит исправная работа гидроусилителя руля МТЗ-80, 82.

Чрезмерная затяжка гайки 30 может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота.

Зазоры между подшипниками и золотником приводят к увеличению свободного хода рулевого колеса, а также к колебаниям колес, так как в этих условиях золотник может произвольно перемещаться, изменяя соответственно направление потока масла в одну или другую полость цилиндра поршня.

Перед затяжкой гайки 30 отворачивают четыре болта крепления распределителя, снимают крышку 29. Крепят распределитель двумя диаметрально расположенными болтами к корпусу гидроусилителя, подложив под головки болтов набор шайб (или гайку), толщина (или высота) которых равна толщине фланца крышки 29.

Затягивают, предварительно расшплинтовав, гайку моментом силы 20 Нм. При этом кольца подшипника 28 должны быть плотно прижаты к торцам золотника 31.

Затем отворачивают гайку на 1/10-1/12 оборота, чтобы совместить прорезь гайки под шплинт и отверстие в червяке, и шплинтуют гайку.

Выворачивают два болта, ввернутые в корпус, устанавливают на место крышку 29 и закрепляют распределитель. Зацепление “сектор-рейка” ГУР МТЗ-82, 80 регулируют прокладками 24 под фланцем упора 23 рейки.

При этом зазор между упором и рейкой 9 должен быть 0,1-0,3 мм. Проверяя этот зазор, нужно поджимать рейку 9 к сектору 7.

Осевой ход поворотного вала трактора регулируют в следующей последовательности:

– Ослабляют затяжку контргайки и вворачивают регулировочный винт 10 до упора в торец вала. Затем выворачивают болт 10 па 1/8-1/10 оборота и контрят его гайкой.

– Предохранительный клапан проверяют следующим образом. В нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоединяют манометр со шкалой деления от 0 до 10 МПа.

– Запускают двигатель и поворачивают рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, доводят температуру масла в гидросистеме до 50±5°С. При этом давление должно достигать 8,8 МПа.

Если показания манометра меньше, повышают давление до требуемых значений, медленно вворачивая винт 3. После регулировки винт 3 нужно законтрить гайкой и установить колпак.

Признак нарушения регулировки предохранительного клапана гидроусилителя МТЗ-80, 82 – увеличение усилия на рулевом колесе.

Свободный ход рулевого колеса проверяют на стоянке при работающем двигателе. При этом он не должен превышать 20°.

Если свободный ход рулевого колеса больше, проверяют зазоры в соединениях рулевого привода и при необходимости подтягивают гайки крепления сошки и сектора, крепление поворотных рычагов передних мостов и шарниров рулевых тяг, затяжку гайки червяка, регулировку зацепления “червяк-сектор”, “сектор-рейка” и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.

Необходимо следить за уровнем масла в гидросистеме рулевого управления. Если уровень масла меньше нижней риски на масломере, работать на тракторе категорически запрещается. При замене масла одновременно нужно промывать заливной фильтр.

После замены масла прокачивают гидросистему рулевого управления трактора МТЗ-80, 82 в таком порядке:

– Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от грунта.

– Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях.

– Затем проверяют уровень масла и при необходимости доливают его до верхней метки масломера. Распределитель приходится снимать и заново устанавливать в случае замены его уплотнительных колец и промывки деталей.

При установке распределителя выполняют следующее. Проверяют наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и положение золотника 31 в его корпусе.

Золотник должен быть установлен так, чтобы его торец с фаской по наружному диаметру был направлен к корпусу гидроусилителя. Противоположная установка золотника приведет к резкому повышению усилия поворота.

Устанавливают распределитель без наружной крышки 29 и крепят его к корпусу гидроусилителя двумя диаметрально расположенными болтами, подложив под головки болтов набор шайб, толщина которых равна высоте крышки.

Ставят упорный подшипник 28, шайбу с конусом и затягивают сферическую гайку 30 в соответствии с
рекомендациями, приведенными выше.

Признак правильной затяжки гайки – отсутствие зазоров между золотником и кольцами подшипника и отдачи рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения его вращения влево.

 

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru

Гидроусилитель рулевого управления тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82)

Гидроусилитель рулевого управления предназначен для снижения усилия, прикладываемого трактористом к рулевому колесу, и улучшения маневренности трактора. Он является промежуточным механизмом, с помощью которого осуществляется как механическая, так и гидравлическая связь между рулевым колесом и направляющими колесами трактора. В данном механизме угол поворота управляемых колес пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Механизм рулевого управления (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора. Снаружи гидроусилитель закрыт облицовкой радиатора.

Рис. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — червяк; 2 — сектор; 3 — верхняя втулка; 4 — корпус; 5 — поворотный вал; в — спускной патрубок; 7 — сливная пробка; 8 — манжета; 9 — гайка сошки; 10 — сошка; 11 — нижняя втулка; 12 — всасывающий трубопровод; 13 — рейка; 14 — упор рейки; 15 — золотник датчика блокировки дифференциала; 16 — регулировочные прокладки; 17 — поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 18 — трубопровод клапана; 19 — корпус клапана; 20 — сливной фильтр; 21 — подводящий трубопровод; 22 — регулировочный болт; 23 — гайка; 21 — верхняя крышка; 25 — пробка; 26 — колпачок предохранительного клапана.

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов:

  • бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя
  • шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22
  • силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию
  • шарикового предохранительного клапана
  • датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала

Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем. Размер ячеек сетки сливного фильтра значительно меньше, чем заливного.

Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапаннозолотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления.

Рис. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82): а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — корпус гидроусилителя; 2 — задняя крышка цилиндра; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — передняя крышка цилиндра; 6 — трубопровод клапана блокировки; 7 — упорный подшипник; 8, 9 к 10 — трубопроводы; 11 — редукционный клапан; 12 — крышка корпуса; 13 — сферическая гайка; 14 — шайба; 15 и 16 — пружина золотника; 17 — корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 — клапанная коробка; 20 — направляющая предохранительного клапана; 21 — золотник распределителя; 22 — червяк; 23 — регулировочная втулка; 24 — сошка; 25 — поворотный вал; 26 — сектор; 27 — золотник датчика блокировки; 28 — трубопровод датчика; 29 — регулировочные прокладки; 30 — упор рейки; 31 — рейка; 32 — палец; 33 — трубопровод от насоса к распределителю; 34 — шайбы (кольца) подшипников.

Золотник 21 имеет внутреннее сквозное отверстие диаметра большего, чем диаметр хвостовика червяка 22, на величину возможной регулировки зацепления червяка и сектора. На хвостовике червяка с обоих торцов золотника расположены упорные шариковые подшипники 7, зажатые между парой шайб. Крепление золотника на хвостовике червяка осуществляется сферической гайкой 13. Этой гайкой регулируют зазор между кольцами подшипников и торцами корпуса распределителя. В эти же кольца (шайбы) упираются ползуны 18, которые удерживают золотник в нейтральном положении.

Золотник 21 помещается в цилиндрической расточке корпуса распередилителя 17, к которому крепят болтами крышку 12 и клапанную коробку 19, уплотненные резиновыми кольцами. В корпусе 17 имеются еще три расположенных параллельно каналу (расточке) золотника отверстия, в каждом из которых помещены по два ползуна 18, разжатых пружиной 16. Золотник распределителя 21 возвращается и удерживается в нейтральном положении с помощью этих ползунов с пружинами. Кроме того, ползуны создают определенное сопротивление передвижению червяка 22, который упирается в торцы ползунов 18 через специальные шайбы, расположенные с обеих сторон золотника. Это сопротивление необходимо для избежания резкого поворота рулевого колеса (для «ощущения руля»). Корпус распределителя 17 по торцам уплотнен круглыми резиновыми кольцами. Клапанная коробка 19 в стыке с корпусом распределителя в местах, где проходят маслопроводные отверстия, уплотнена также круглыми резиновыми кольцами. Регулируемый предохранительный клапан гидроусилителя размещен в клапанной коробке 19. Он состоит из шарика диаметром 5,5 мм, направляющей 20 и седла клапана, пружины, регулировочного винта с резьбой Ml4X1,5, контргайки, защитного колпака и двух алюминиевых прокладок. Седло клапана запрессовано в клапанную коробку.

Цилиндр гидросистемы руля двухстороннего действия и состоит из отрезка стальной цилиндрической трубы, имеющей длину 96 мм, внутренний диаметр 90 и толщину стенки 6 мм, двух крышек 5 и 2, поршня 3 и штока 4. Корпус силового цилиндра и крышки стягиваются между собой и крепятся к корпусу гидроусилителя четырьмя болтами. Поршень 3 посажен на уступ внутреннего конца штока 4 и закреплен гайкой, в которой запрессовано пластмассовое кольцо, служащее для предотвращения отвертывания. Крышки 5 и. 2, поршень 3 и шток 4 уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а кольцо поршня круглого сечения защищено двумя дополнительными шайбами от выдавливания его в зазор. Ход поршня составляет 50 мм.

Рабочая жидкость подводится в штоковую и безштоковую полости цилиндра и отводится от них через штуцеры, расположенные в передней 5 и задней 2 крышках цилиндра. На конце штока поршня 4 шарнирно закреплена рейка 31 при помощи пальца 32. Зубья рейки находятся в зацеплении с сектором 26 поворотного вала 25, а с противоположной стороны зацепления рейка находится на упоре 30, в котором помещается золотник 27 датчика блокировки дифференциала. Упор уплотнен с помощью резинового кольца и привернут к корпусу гидроусилителя. Между фланцем упора 30 и корпусом имеются регулировочные прокладки 29, которыми регулируют правильность зацепления рейки и сектора.

Регулировка зацепления сектора с червяком 22 осуществляется поворотом эксцентричной (регулировочной) втулки 23, которая после регулировки фиксируется двумя болтами.

Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления отличается от обычных насосов НШ-10 тем, что в крышке насоса сделано отверстие для отвода утечек из напорной полости насоса в корпус гидроусилителя (бак гидросистемы).

Корпус 4 представляет собой отлитую из чугуна полую стойку сложной конфигурации высотой 685 мм. Нижняя часть корпуса заканчивается фланцем, в котором имеется четыре отверстия диаметром 17 мм для крепления стойки к раме трактора и два отверстия диаметром 22 мм под установочные штифты. В верхней чашеобразной части стойки размещаются агрегаты рулевого механизма и гидромеханизма усилителя.

На боковых поверхностях в верхней части корпуса выполнены соответствующие привалочные плоскости с отверстиями для крепления распределителя и силового цилиндра. В нижней части корпуса 4 имеется два отверстия, одно из которых используется для присоединения всасывающего трубопровода 12, идущего от насоса, а второе — для присоединения спускного патрубка 6. В качестве рабочей жидкости используют дизельное масло:

  • летом — М10В или М10Г;
  • зимой — М8В или М8Г.

При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.

При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колес, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя.

При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу.

При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя.

Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением.

При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.

Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.

Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперед в крышку 12, а назад — в корпус.

При повороте руля до упора или при повороте колес трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).

Гидромеханизм усилителя рулевого управления трактора представляет собой следящую систему, так как при смещении золотника в любую сторону от нейтрального положения поршень силового цилиндра смещается в ту же сторону и одновременно стремится возвратить его в нейтральное положение после окончания поворота.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Обслуживание рулевого управления МТЗ-80 | Помощник слесаря

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом наблюдении за уровнем масла в гидросистеме; состоянием резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, крепления сектора, сошки и поворотных рычагов; своевременной смазке карданного шарнира рулевого привода, промывке масляного фильтра и замене масла, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, а также в оперативном устранении неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.

Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в периодической смазке карданного шарнира, а также проверке затяжки резьбовых соединений.

Для обеспечения минимального уровня вибрации на рулевом колесе произведите регулировку рулевой колонки следующим образом:

а) завинтите круглую гайку 1 (рис. 1) до соприкосновения со втулкой 3 так, чтобы были выбраны зазоры в соединениях;

б) отвинтите гайку 1 на 1,5 оборота и законтрите контргайкой 2.

Промывка сливного масляного фильтра
Для промывки масляного фильтра выполните следующее:

а) поднимите облицовку;

б) отсоедините маслопроводы, отвинтите болты крепления крышки к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;

в) вывинтите редукционный клапан и снимите сливной фильтр;

г) промойте фильтр в моющем растворе;

д) подтяните гайку поворотного вала;

е) установите фильтр и проделайте операции в последовательности обратной разборке;

ж) одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чегоослабьте контргайку и завинтите регулировочный болт до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой . Перед установкой фильтра на место следует подтянуть гайку крепления сектора на валу и проверить зубчатое зацепление рейка — сектор. Если зазор между зубьями сектора и рейки более 0,3 мм, зацепление следует отрегулировать. Для этого необходимо вывернуть четыре болта упора рейки — корпуса АБД и, вынимая попарно прокладки, уменьшить зазор в зацеплении до 0,1 — 0,3мм. Установка фильтра производится в обратной последовательности.

Регулировка зацепления сектор — червяк.

Свободный ход рулевого колеса стоящего на твердом грунте трактора с работающим двигателем должен быть не более 30°. В случае превышения указанной величины следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг. Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в зацеплении сектор — червяк.

Порядок регулировки зацепления сектор — червяк следующий.

1. При помощи домкрата приподнять передний мост или отсоединить от сошки рулевые тяги.

2. Ослабить болт, крепления регулировочной эксцентричной втулки 20 (см. рис. 2) и повернуть ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Затем при работающем двигателе поворачивать рулевое колесо. Если ощущается заедание в зацеплении червяк — сектор, необходимо поворачивать втулку против часовой стрелки до тех пор, пока заедание не исчезнет. Усилие на рулевое колесо не должно превышать 15–25 Н (1,5–2,5 кгс) при отъединенных от сошки тягах и 30–40 Н (3–4 кгс) при поддомкраченном переднем мосте.

3. Затянуть болт крепления регулировочной втулки и соединить рулевые тяги с сошкой и снять передний мост с домкрата.

Рис. 2. Схема рулевого управления с гидроусилителем трактора МТЗ-80: 1 — силовой цилиндр; 2 — поршень; 3 — корпус распределителя; 4 — крышка; 5 — упорный подшипник; 6 — гайка; 7,33 — золотники; 8 — редукционный клапан; 9 — фильтр; 10 — масляный бак; 11 — шестереночный насос; 12 — ползун; 13 — центрирующая пружина; 14 — предохранительный клапан; 15 — пружина; 16 — контргайка; 17 — регулировочный винт; 18 — червяк; 19 — шариковый подшипник; 20 — эксцентричная втулка; 21 — поворотный рычаг; 22 — рулевая тяга; 23 — рулевое колесо; 24 — поворотный вал; 25 — сошка; 26 — сектор; 27 — рейка; 28 — дифференциал; 29 — диафрагма блокировки дифференциала; 30 — кран; 31 — маховичок; 32 — щуп; 34 — толкатель; 35 — упор; 36 — шток силового цилиндра; А, Б — полости силового цилиндра; В — средняя нагнетающая виточка; Г, Д — крайние сливные выточки; Е — сливной канал датчика; Є — отверстие крана; Ж — дроссельное отверстие.

Подтяжка гайки червяка.

Специальная сферическая гайка 1 (см. рис. 3) должна поджимать обоймы подшипников к торцам золотника. Наличие зазора между золотником и обоймами подшипников вследствие износа, ослабления или неправильной затяжки гайки при монтаже может привести к увеличению свободного хода рулевого колеса, а иногда и к неустойчивому движению («рысканию») трактора, так как в этом случае золотник может самопроизвольно перемещаться, направляя поток масла в ту или иную полость гидроцилиндра. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота.

Для подтяжки гайки необходимо отвернуть четыре болта крепления распределителя, снять крышку и двумя диаметрально расположенными болтами закрепить распределитель к корпусу гидроусилителя, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки либо гайки большего, чем болт, диаметра. Вытащить шплинт и завернуть гайку 1 до плотного прижатия обойм подшипников к золотнику. Момент затяжки должен быть в пределах 20 Н×м (2 кгс×м).

Рис. 3 Установка распределителя и затяжка сферической гайки червяка: 1 — сферическая гайка; 2 — шайба; 3 — ползун; 4 — монтажные шайбы; 5 — болты.

Затем отвернуть гайку 1 до совпадения отверстия на червяке с ближайшей прорезью и зашплинтовать, установить уплотнительное кольцо и крышку и затянуть болты. Следует помнить, что чрезмерная затяжка гайки увеличивает усилие на рулевом колесе и может вывести из строя упорные подшипники. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипников и возвращение в нейтральное положение золотника под действием пружин 13 (см. рис. 2) после прекращения вращения рулевого колеса.

Заливка, проверка уровня и замена масла

Проверку уровня, доливку масла производите согласно рекомендациям карты смазки.
Категорически запрещается работа трактора, если уровень масла меньше нижней риски на масломере 7 (рис. 4).
При замене масла промойте заливной фильтр. После замены масла запустите дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости добавьте до верхней метки масломера.

Регулировка управления блокировкой дифференциала заднего моста.

Для нормальной работы управления блокировкой дифференциала правильно отрегулируйте взаимное положение рукоятки 6 (рис. 5) и крана 1 датчика блокировки, для чего:

а) свободный конец троса 3 закрепите в фиксаторе винтом 4, при этом конец троса должен выступать за фиксатор на 5 —10 мм, не более;

б) установите рукоятку 6 в положение I. Натяните трос до начала поворота крана и зафиксируйте муфту винтами 4; второй фиксатор подведите к муфте вплотную и закрепите его винтом.

Для проверки правильности регулировки установите рукоятку в положение II, при этом риска на кране должна совпадать с меткой «Вкл» на крышке датчика блокировки. Рукоятка и кран должны возвращаться в положение I из положений II и III под действием пружины.

Рис. 4. Гидроусилитель рулевого управления: 1, 10 — контргайки;
 2 — регулировочный болт; 3 — крышка заливной горловины;
4 — фильтр; 5, 12 — болт; 6 — крышка; 7 — масломер; 8 — гайка;
9 — сливной фильтр; 11 — клапан; 13 —маслопровод клапана;
14 — щуп; 15, 16 — маслопроводы.

Особенности технического обслуживания гидрообъемного рулевого управления.

В процессе эксплуатации после заливки новой порции масла в бак или попадания воздуха в гидросистему ГОРУ прокачайте систему. Для прокачки запустите дизель и при малых оборотах поверните рулевое колесо в обе стороны до упора 2—3 раза. Следите за уровнем масла в маслобаке.

Пальцы установки гидроцилиндра ГОРУ должны быть зашплинтованы. Маслопроводы и шланги не должны касаться друг друга и узлов трактора, кроме мест крепления. Следите за отсутствием подтекания масла в местах соединения деталей гидросистемы ГОРУ. Шарниры гидроцилиндра периодически смазывайте литолом через масленки.

ВНИМАНИЕ! Разборка и ремонт насоса-дозатора без участия специалиста завода или фирмы-изготовителя запрещена. Буксировка трактора при неработающем дизеле запрещена. При поворотах колес до крайнего положения не допускайте продолжительной задержки руля в крайнем положении, так как это вызывает перегрев масла в гидросистеме.

Газета «Автодвор» за сентябрь 2012

офф. сайт http://avtodvor.com.ua

informationsunami.ru