Расположение груза в полуприцепе по осям – Как правильно расположить груз в фуре схема. Как правильно рассчитать нагрузку на ось в процессе грузоперевозки. Поупражняйтесь в расчетах и распределении груза.

Как загрузить фуру без перегруза в 2018 году

Сегодня для транспортировки грузов обычно используется специальная фура. Но важно заметить, что таковые устройства имеют некоторые ограничения на вес груза, который в таковых может быть размещен.

В случае размещения на платформе большего груза чем это допускается конструкцией возможно возникновение самых разных неприятностей – не только поломка, но также штрафы со стороны работников ГИБДД.

Сколько тонн может перевозить

Грузоподъемность автомобиля в первую очередь характеризуется его техническими параметрами, которые устанавливаются заводом производителем, а также законодательством РФ.

Важно отметить, что даже при наличии технической возможности далеко не любой груз и не всегда возможно размещать в фуре.

Таковой момент нужно будет предварительно проработать. В противном случае возможна поломка конструкции, наложение штрафа.

Причем последний за перегруз достаточно велик. Особенно если налагается он не на физическое лицо, а на юридическое.

С нормами законодательства по этому вопросу нужно будет предварительно ознакомиться. Иначе могут возникнуть определенные неприятности.

Основные параметры от которых в первую очередь зависит грузоподъемность конкретной фуры:

  • тип полуприцепа;
  • суммарное количество осей;
  • алгоритм расположения нагрузки на осях.

Сегодня наиболее распространена на дорогах Российской Федерации именно еврофура.

Таковая имеет следующие параметры:

Количество осейдве либо три
Длина13.6 м
Ширинадо 2.45 м
Высотане более 2.6 м

На территории установлены максимально допустимые нагрузки которые зависят от количества осей, иных характеристик техники.

Причем данные критерии определяются вне зависимости от того, какие именно предполагаются заводские нагрузки на транспортное средство при перевозке грузов.

Например, если в качестве грузового автомобиля выступает седельный тягач, которые имеет в своем составе заднюю ось, состоящая из двух спаренных осей, а также включает трехосный прицеп – то максимальная масса может составлять не более 38 т.

Соответственно, важно учитывать и вес самого тягача. Например, если масса равна 7 тон, при этом также столько весит прицеп, то на борт возможно будет загрузить груз весом не более чем 24 т.

Соответственно, при отличной количестве осей максимальная нагрузка на фуру будет несколько отличаться.

На 2018 год существует следующая градация возможно нагрузки на фуру:

Если имеется двухосный тягач и присутствует 2 оси у полуприцепаполная масса состава не должна составлять более чем 36 тонн
При аналогичных характеристиках, но полуприцеп имеет три осимаксимальная нагрузка не более 38 тон
Если тягач снабжается тремя осями, а сам полуприцеп – только двумямаксимальная нагрузка составляет 37 т
При наличии формулы 3×3максимальная допустимая нагрузка опять составит 38 т

Стоит заметить, что в специальных документах, которые должны выдаваться обязательно для перевозки груза, должен быть указан соответствующий вес.

Причем таковой обязательно должен вписываться в определенные стандартны. В противном случае автомобиль будет попросту изъят вместе со всем грузом. До момента исправления нарушения. Кроме того, налагается внушительной величины штраф.

Также не стоит пытаться подделать документы. Так как на каждом стационарном посту ДПС присутствуют специальные весы, которые позволяют определить массу фуры, всего состава.

Потому работникам ГИБДД не составит большого труда выявить нарушение и составить соответствующий протокол о назначении штрафа.

Важно также заметить, что согласно ст. №12.21 КоАП РФ допускается определенная погрешность. Но составлять перевес не должен более чем 5% от полной массы самого автомобиля, от допустимой нагрузки для конкретного случая.

В противном случае назначается штраф – опять же в рамках специального кодекса об административных правонарушениях.

Правила правильной загрузки

Ещё один важный момент это соблюдение правил загрузки определенного груза. Причем для различных типов такового существуют определенные отличительные моменты. Со всеми ними лучше ознакомиться предварительно.

Так как осуществляется на специальных постах ГИБДД не только проверка суммарного веса всего прицепа. Но также распределение нагрузки между отдельными осями.

Таковая строго регламентирована как законодательно на территории страны, так и самим производителем фур, тягачей.

Нарушение распределения нагрузки может привести к неравномерному износу резины, поломкам тормозов и более серьезным техническим последствиям прямо в дороге.

Как следствие – будут иметь место нарушение сроков поставки, а также иные затруднительные моменты. Что скажется на прибыли. Потому соблюдение правил загрузки фуры без перегруза – основное правило любого экспедитора, логиста и водителя тягача.

Под осевой нагрузкой понимается усилие, которое прилагает автомобиль на одну собственную ось через соприкосновение поверхности резины с дорогой. Расчет осевой нагрузки осуществляется по достаточно простой формуле.

Она выглядит следующим образом:

Ма = Нпо + Нзо,

где

Нпонагрузка на переднюю ось
Нзонагрузка на заднюю ось

При этом процесс расчета для трехосной многотонной машины все будет выглядеть несколько по другому. Но отличаются лишь данные, которые необходимо будет подставить в специальную формулу.

Сама же таковая выглядит стандартным образом, представляет собой произведение двух множителей:

Ма = Нпо + Нзт,

где

Масуммарная масса всего автомобиля
Нпонагрузка на переднюю ось
Нзтнагрузка на заднюю тележку

Проще всего разобраться с таковым процесс вычисления на просто примере. Например, если имеет место КАМАЗ, который снабжается передней осью, а также задней тележкой, то алгоритм расчета будет выглядеть следующим образом:

19 650 кг = 4 420 кг + 1 523 кг

Рассмотрев обозначенную выше формулу можно будет заметить некоторую закономерность – на переднюю ось, как правило, нагрузка будет существенно меньше, чем за заднюю.

Важно таковой момент учесть именно транспортным компаниям, а также другим лицам, которые имеют непосредственное отношение к загрузке автомобиля. Лучшее решение – осуществить предварительный расчет нагрузки по каждой оси.

Как рассчитать допустимый вес

Оси полуприцепа получают наибольшую нагрузку по массе – что нередко приводит к преждевременному износа данной составной части фуры. Как следствие – необходимо будет заранее проверять техническое состояние мостов.

Тягач далеко не всегда сможет транспортировать перевес. Важно максимально ответственно отнестись к распределению нагрузки по различным осям.

Отдельным вопросом является распределение нагрузки для автопоезда. Распределение нагрузки в таком случае будет несколько отличаться.

Важно заметить, что процесс перевозки в таком случае осуществляется стандартным образом. Но для каждого прицепа, полуприцепа в составе автопоезда расчет требуется осуществлять отдельно.

Проще всего разобраться на просто примере:

  1. Необходимо загрузить груз с маркировкой «ДДД».
  2. Представляет собой паллет размером 1 000 × 1 200 мм.
  3. Масса такового составляет 1 229 кг.
  4. Сам процесс погрузки должен осуществляться только лишь в 1 слой, сверху не допускается класть что-либо ещё.
  5. Для перевозки используется стандартная еврофура, грузоподъемность таковой составляет 22 т.

Для транспортировки был выбран автомобиль Mercedes Actros 1841, а также прицеп Fliegl SDS 350. Грузоподъемность будет составлять 22 т. В рассматриваемом случае нагрузка должна быть распределена следующим образом:

Существует большое количество специализированных программ, которые используются для осуществления вычислений таковым способом. Только таким образом возможно будет без большого труда выполнить вычисление.

Причем сделать это максимально быстро, с минимальными затратами времени. Но стоит отметить, что большая часть такового программного обеспечения является платным.

В то же время наличие таких программ сделает вычисление незатруднительным, максимально простым.

Как загрузить фуру без перегруза по осям

Важно помнить, что также и категория дороги определяет вопрос максимальной нагрузки по осям. На данный момент зависит этот фактор также и от расстояния между центрами осей.

Основной причиной тому является то, что чем меньше расстояние между центрами осей – тем существеннее давление на каждый квадратный метр.

На 2018 год допустимые осевые нагрузки по двухосным нагрузкам регламентированы законодательно и нет необходимости их вычислять.

В то же время при загрузке фуры следует помнить о необходимости соответствия следующим критериям:

Расстояние между отдельными осями в метрахДопустимая максимальная нагрузка на ось в тоннах
Для грузовых авто группы «А»Для грузовых авто группы «В»
Более 2106
От 1.65 до 295.7
От 1.35 до 1.6585.5
От 1.00 до 1.3575
Менее чем 1.064.5

Сам процесс же загрузки во избежание перегруза необходимо осуществлять с постоянным контролем по осям. Подразумевается, что процесс таковой должен будет осуществляться на специальных весах.

Это является единственный точный способ осуществить загрузку с минимальными ошибками по весу на каждую ось.

Сегодня процесс оформления загрузки фуры может осуществляться разными способами. При этом со всеми таковыми лучше всего ознакомиться предварительно.

В противном случае, при наличии перегруза, может иметь место возникновение определенных осложнений – поломка самого грузового автомобиля, а также наложение существенных штрафов (особенно таковые существенны для юридических лиц).

Видео: Тягач + Полуприцеп + Ограничения на оси. База данных транспортных средств (www.TLrun.com)

avtopravozashita.ru

Как распределить нагрузку на оси?

– На мой взгляд, 26 т — хороший показатель. В основном грузят по 20–21 т. Почему же все-таки вопрос осевых нагрузок вызывает такую бурю эмоций? Может быть, вы плохо показываете перевозчикам возможные конструкторские решения?

– Копий о проблемы весовых ограничений сломано немало. С разной долей успеха в последние два года о них говорится очень много. Но, видимо, только введение автоматического весового контроля с высокими штрафными санкциями и невозможностью договориться «на месте» заставили сообщество перевозчиков серьезно задуматься и искать решение проблемы.

С самого первого заседания МОЭС, проведенного в январе 2017 года, мы каждый раз обсуждаем весовую проблему. При этом вносим важные, но в целом мелкие изменения в «лоскутное одеяло» Постановления № 272. А проблемы при его исполнении как были, так и остаются. Мне порой кажется, что все эти бесконечные исправления похожи на установку узлов и агрегатов от современного автомобиля в конструкцию машины 1960-х годов.

А толчком к моему нынешнему выступлению на собрании послужило предшествующее обсуждение в узкой группе членов МОЭС назревших проблем c внедрением систем автоматического контроля. С докладом по этой теме должна была выступать Ольга Федоткина. Но прочитав в очередной раз большой список поправок, я не выдержал и предложил свою концепцию, основанную на европейском опыте.

Пользуясь случаем, хочу сказать Ольге большое спасибо за согласие сделать совместный доклад и в качестве отправной точки подачи материала оттолкнуться от характеристик используемого подвижного состава. Этот вопрос тесно переплетен с безопасностью дорожного движения и сохранностью грузов при транспортировке, предложенной известным сюрвейером Анатолием Шмелевым.

Основная часть используемого сегодня в России грузового подвижного состава сертифицирована по европейским нормам, которые очень близки к российским. Но при этом у нас есть проблема со штрафами за нарушение осевых ограничений, а в Европе она минимальна.

business.truckandroad.ru

Как распределить груз по осям и избежать штрафа за перегруз осей

Как избежать перегрузки осей?

Превышения осевых нагрузок установлены Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 12 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации”.

Есть 2 пути, чтобы избежать перегрузки осей:

  • подобрать транспортное средство,
  • изменить расположение груза.

Рассмотрим эти способы на следующем примере. Необходимо погрузить Швеллер, Лист и Трубы общей массой 17 тонн. В примере для простоты просмотра результатов используется по одному грузу каждого вида. При реальной работе программа позволяет проводить расчеты для любого введенного пользователем набора грузов автоматически.

Предположим, в наличии есть несколько транспортных средств – это различные МАЗ тягачи с двухосными и трехосными полуприцепами. Форма задания конфигурации осей показана на следующем рисунке. Здесь указываются положения тележек с осями, число осей в тележках, начальные и предельные значения нагрузок.

При погрузке в трехосный тягач с трехосным полуприцепом получаем следующее распределение нагрузок по осям (видим, что ограничения не превышены):

Теперь попробуем разместить тот же груз в двухосном полуприцепе с двухосным тягачом. Наблюдаем перевес Оси №2 и Сцепки.

Проанализируем расположение груза.

Изменим его положение (тут же, с помощью мыши), пододвинув грузы ближе к двери, тем самым передвинув центр тяжести груза к осям 3,4.

Теперь ограничения на оси и сцепку не превышены.

Таким образом, мы смогли разместить наш груз, не нарушая заданных ограничений, в более экономном транспортном средстве за счет изменения расположения груза. Также отметим, что подбор оптимального положения груза в программе с помощью мышки значительно менее трудоемок, чем аналогичное многократное взвешивание грузовика в реальных условиях и изменение положения многотонного груза.

Примеры использования для анализа нагрузок на оси

Грузоподъемность по осям для разных тягачей и полуприцепов

Программа может быть дополнена и адаптирована для конкретных задач Вашей организации.

tlrun.com

Расчет нагрузок на оси при расстановке паллет в фуре. Избежать штрафов за перегруз осей.

Расстановка паллет в фуре без перегруза осей

Ниже рассмотрены несколько примеров оптимизации расположения паллет в сцепном автопоезде (тягач+полуприцеп). В первом примере оптимизируются одинаковые палеты в один ярус, во втором примере паллеты были погружены в 2 яруса и программой подобран оптимальный отступ от торца транспортного средства, чтобы не допустить перегруза осей.

Пример 1: Осуществить максимальную загрузку т/с продукцией «ССС». Не допустить перегрузки по осям.

Условие
: Груз «ССС» – паллет размером 1000 х 1200 мм, масса – 1229 кг. Погрузка в 1 слой (сверху не ставить), можно поворачивать, варианты загрузки машины – сбоку и сзади. Транспортное средство – стандартная еврофура, грузоподъемность – 22т.

При задании транспортного средства был выбран Mercedes Actros 1841 с полуприцепом Fliegl SDS 350 грузоподъемностью 22 тонны. Конфигурация осей представлена ниже, допустимые нагрузки на оси (тележки) указаны согласно Постановлению Правительства РФ для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн на ось. В программе имеется пополняемая база данных транспортных средств, все параметры пользователь может изменять самостоятельно, при этом ограничения нагрузок выставляются программой автоматически.

В текущей реализации программы режим расчета для балансировки осей (режим «Паллеты») может быть эффективно использован для нескольких десятков грузов. Во время расчета варианты с превышением нагрузок на оси отбраковываются. При этом расчет не занимает больше 40 секунд. Результат расчета для указанного в условии задачи груза представлен ниже в приложенных рисунках.

По рисунку осевых нагрузок видно, что превышения нет. Таким образом при грузоподъемности в 22т., мы загрузили полуприцеп на 20,9т. Видно, что при массе одной упаковки груза 1229кг, она не может войти в полуприцеп без нарушения ограничения грузоподъемности.

Если бы задача стояла максимально использовать объём полуприцепа, то решение было бы как показано на следующем рисунке. С превышением грузоподъёмности фуры и перегрузками по осям.

Если бы в нашем распоряжении был бы полуприцеп с другой грузоподъемностью, то программа без труда оптимизировала загрузку для него. На следующем рисунке грузоподъёмность полуприцепа 26000кг.

Вывод: В 22х тонную «еврофуру», в данной конфигурации, можно погрузить 17 паллет с грузом «ССС» при этом будут соблюдены допустимые нагрузки на оси при условии, что дорога допускает осевую нагрузку в 10 тонн на ось.

Задача 2: Осуществить максимальную загрузку т/с продукцией «ГЛК». Не допустить перегрузки по осям.

Условие.
Груз «ГКЛ» – погрузка до 2х слоёв, паллет размером 1220 х 2500 мм, можно ставить с любой стороны. Масса брутто 1383 кг. Варианты загрузки машины – сбоку. По габаритам – стандартная еврофура. Грузоподъемность – 22 тн.

При задании транспортного средства было выбрано то же транспортное средство, что и в задаче 1, допустимые нагрузки на оси (тележки) указаны согласно Постановлению Правительства РФ для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн на ось.

Решая данную задачу, мы позволили программе сделать отступ от торца полуприцепа, что дало нам возможность получить результат без перегрузки по осям. Если не ставить цель – не допустить перегрузки по осям и максимально нагрузить полуприцеп (но не больше допустимых 22х тонн), то результат будет следующим.

Таким образом, мы видим, что количество загруженных паллет на двух последних рисунках одинаковое, но во втором случае компания получит штраф за перегрузку по второй оси.

Вывод: В 22х тонную «еврофуру», в данной конфигурации, можно погрузить 15 паллет с грузом «ГКЛ» при этом будут соблюдены допустимые нагрузки на оси при условии, что дорога допускает осевую нагрузку в 10 тонн на ось.

Выполненную погрузку также можно исправить вручную прямо на 3D виде. Например, изменив расположение паллет, можно загрузить оставшиеся грузы с помощью команды «Дозагрузка». Также, в случаях превышения нагрузок, есть возможность проанализировать, какова максимально возможная масса груза с общим центром тяжести в данной точке (черная кривая на рисунках с осями). Анализируя расположение текущего центра тяжести (пересечение синих линий на рисунке), можно попытаться изменить погрузку, чтобы сдвинуть его в нужном направлении.

По результатам выполненной погрузки можно построить пошаговый отчет в PDF формате.

В программе также имеется функциональность формирования «базы утвержденных погрузок». То есть в случае однотипных погрузок расчет выполняться не будет, а вместо него загрузится уже сохраненная ранее схема погрузки.

Программа может быть дополнена и адаптирована для конкретных задач Вашей организации.

Примеры использования для анализа нагрузок на оси

22 тонны в рефрижератор без перегруза осей

Программа может быть дополнена и адаптирована для конкретных задач Вашей организации.

tlrun.com

Планировщик грузового пространства

Планировщик грузового пространства
позволяет всем желающим разместить
груз в кузове машины, фуре или
контейнере он-лайн.

Основная задача: сэкономить ваше время при погрузке, так как вы заранее будете знать,как расположить груз.
Для того чтобы воспользоваться данным планировщиком, сначала необходимо создать грузовое пространство или выбрать из стандартных.
Далее указать размеры груза: длину, ширину, высоту и количество мест. После нажать на кнопку «Разместить» и получить расчет размещения груза.

Основные преимущества сервиса таковы:
-возможность распечатать план размещения;
-возможность добавлять как стандартные грузовые места (европаллеты), так и создавать собственные;
-автоматическое размещение грузов, позволяет максимально использовать грузовое пространство.
Дальше вы сможете самостоятельно передвигать, разворачивать и расставлять груз.
На размещение груза в машине/фуре/контейнере он-лайн с помощью сайта у вас уйдет не более 5 минут.
При этом сервис абсолютно бесплатный! Впрочем, вы можете поблагодарить нас, поставив лайк или поделится с друзьями.


Выберите размеры грузового пространства


Добавить стандартное грузовое место

Добавить нестандартное грузовое место

Созданные грузовые места

Длина×ширина×высотаМест

Всего мест:


Распечатать

Размещение груза

Перетащите груз справа в грузовое пространство

Поделиться в социальных сетях:

siten.ru

Грамотное распределение груза по осям внутри кузова грузовика

Не все грузоперевозчики, особенно начинающие, знают, как правильно разместить груз внутри кузова. Нужно рассчитывать, какое количество груза может взять каждый грузовой автомобиль, особенности размещения товара внутри кузова.

Для того, чтобы загрузить дополнительные 2 или 4 кубических метра груза, можно просто снять товар с поддонов, если транспортируется небольшая партия, либо просто поменять схему укладки внутри кузова.

  • Обязательно стоит помнить о характеристиках груза и о том, как важно соблюдать последовательность (особенно при сборных транспортировках), чтобы избежать таких казусов, когда металлические листы накладываются поверх пенопласта.
  • Чтобы грамотно разместить товар, и обеспечить последовательную загрузку, нужно правильно составить маршрут при сборе товаров с пункта отправления.
  • Нужно помнить, что в дальних поездках не стоит нагружать кузов в передней части, так как рулевые колеса подвергаются значительной нагрузке. Если на пути не следует дозагрузка, равномерно распределяйте товар внутри кузова, это дополнительно поможет Вам проще управлять транспортным средством.
  • Если у машин кузов значительной длины (более 5 метров), то загрузке стоит уделить особое внимание. При этом не следует размещать большое количества груза и в задней части прицепа седельного тягача (например, при транспортировке тяжелого ящика), ведь большой вес, оставленный за задним мостом, излишне разгружает перед, и автомобиль сильно раскачивается при движении, это может сказаться на безопасности движения.
  • При погрузке особое внимание нужно уделить равномерному распределению груза по бортам.
  • Если нужно перевозить крупную бытовую техники либо мебель, то предпочтительно закрепить её внутри кузова с помощью крепежных ремней либо стяжек. Обычно машины, которые часто осуществляют перевозки бытовой техники или мебели отлично оснащены необходимыми средствами.
  • Чтобы трубы или рулоны из металла не перекатывались внутри кузова, можно подложить уголки или распорки.

В целом, для всех грузоперевозчиков можно дать общие рекомендации: равномерно распределить груз внутри кузова, максимально его зафиксировать, учесть индивидуальные особенности автомобиля.

truck-platforma.ru

Автопоезд ч.2 — Сообщество «Кулибин Club» на DRIVE2

Эта публикация — ответы на вопросы, опубликованные во вчерашней автоэкспертизе — загадке: Автоэкспертиза: Автопоезд .

Если Вы не читали вчерашнюю публикацию и у Вас есть любовь к инженерному делу, рекомендую сначала заглянуть туда, а потом читать этот пост дальше.

И так,

1. Было ли превышение нагрузок на оси у автопоезда?

Согласно актам весового контроля и проведённым расчётам у автопоезда было превышение нагрузки на задней оси тягача.

2. Если было превышение нагрузок на оси у автопоезда, то чем это было вызвано?

На фотоснимке хорошо видно, что паллеты стоят почти вплотную к передней стенке и друг к другу. Следовательно, зная размер и расположение паллет, можно посчитать габаритную длину перевозимого груза.

1200+1200+800+800+800+1200+1200+1200+800+800+800=10800мм=10,8метров
Необходимо обеспечить зазор между передней стенкой и грузом =0,2метра
Зазор между паллетами по длине 0,2 метра х 10=2метра.
Получаем 12,8 метров — габаритная длина перевозимого груза.
Длинна полуприцепа 13,6 метров, габаритная длина перевозимого груза 12,8 метра, зазор между передней стенкой и грузом 0,2 метра, следовательно,
13,6-13=0,6 метра – расстояние от дверей полуприцепа до первой паллеты.

3. Если было смещение груза у автопоезда, то на сколько был смещён центр масс перевозимого груза относительно геометрического центра грузовой платформы полуприцепа?

Проведённые расчёты говорят о том, что перевозимый автопоездом груз был смещён к передней стенке полуприцепа. Однако расчёты показывают чисто геометрическое смещение груза, не учитывает смещения его центра масс.

Для нахождения центра масс груза необходимо выполнение условия равенства моментов.

M1xL1=M2xL2

Центр масс перевозимого груза смещён вперёд относительно геометрического центра платформы полуприцепа на 6,8-5,9=0,9 метра.

4. Если было смещение груза у автопоезда, то насколько это изменило тормозное усилие трёх осей полуприцепа?

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо проанализировать влияние смещения груза на тормозные качества автопоезда в сложных дорожных условиях.

Тормозные качества автопоезда определяются тормозными качествами его колёс. Тормозные качества колеса — это сила трения, которую способно развить колесо. Сила трения зависит от нагрузки на колесо и коэффициента трения. Следовательно, тормозные качества автопоезда зависят от нагрузки на ось.

Расчёт нагрузки на оси при равномерном распределении груза по платформе полуприцепа.

Для упрощения в расчётах :

— Заменим три оси прицепа на одну среднюю.
-Не будем учитывать массу полуприцепа и тягача.
-Нагрузку на полуприцеп от груза заменим равнодействующей силой, которая будет происходить через центр масс перевозимого груза.
-Примем допущение, что груз 21318 кг. распределён по платформе равномерно, следовательно, центр масс будет совпадать с геометрическим центром груза и прицепа.

Расчёт нагрузки на оси при смещении груза согласно схеме грузоотправителя. Для упрощения в расчётах :

-Заменим три оси прицепа на одну среднюю ось.
-Не будем учитывать массу полуприцепа и тягача.
-Нагрузку на полуприцеп от груза заменим равнодействующей силой, которая будет происходить через центр масс перевозимого груза.

Полученные расчётным путём нагрузки на ось полуприцепа отличаются от реальных нагрузок, замеренных в результате весового контроля автопоезда. Такое отличие обусловлено тем, что в расчётах не учтены массы тягача и полуприцепа.

Нагрузку на оси незагруженного автопоезда можно посчитать, если отнять от нагрузки на оси гружёного автопоезда нагрузку от груза. Нагрузку на оси гружёного автопоезда можно взять из акта весового контроля, а нагрузку на оси прицепа можно взять из проведённого выше расчёта.

Нагрузка на переднюю ось тягача принимается в соответствии с результатами весового контроля: N0 =6500кг.

Нагрузка на заднюю ось тягача: 10930кг.(результаты весового контроля)-8682кг(результаты расчёта N1 =2248кг.

Нагрузка на ось полуприцепа: (6130+6290+6250)(результаты весового контроля)- 11889(результаты расчёта) N2=6791кг.

Нагрузки на оси пустого автопоезда:

Как видно из приведённой таблицы загрузка автопоезда со смещением груза вперёд приводит к уменьшению суммарной нагрузки на ось прицепа и как следствие снижению тормозного усилия на этой оси.

21169——100%
18680——х
Х=18680х100:21169=88,24%

Таким образом, тормозное усилие оси полуприцепа со смещённым вперёд на 0,9 метра центром масс перевозимого груза составляет 88,24% от усилия равномерно загруженного автопоезда. Поскольку у реального полуприцепа не одна ось, как было принято для проведения расчётов, а три, то, следовательно, суммарное тормозное усилие трёх осей полуприцепа со смещённым вперёд на 0,9 метра центром масс перевозимого груза составляет 88,24% от усилия равномерно загруженного автопоезда.

Таким образом, на 11,76% уменьшилось суммарное тормозное усилие трёх осей полуприцепа при смещении вперёд на 0,9 метра центра масс перевозимого груза относительно геометрического центра платформы. При прямолинейном движении автопоезда снижение нагрузки на оси полуприцепа компенсируется пропорциональным увеличением нагрузки, а, следовательно, и тормозного усилия на ведущей оси тягача. Прямолинейное движение автопоезда под уклон также приводит к уменьшению тормозного усилия в связи с уменьшением непосредственной силы P, прижимающей колёса к дороге.

a- угол уклона
F-Нагрузка на ось
P-Сила прижимающая колёса к дороге
N-Сила направленная вдоль дороги

Нагрузка на ось разлагается на две силы, одна P=F x cos a, прижимает колёса к дороге, другая N=F x sin a, направленная вдоль дороги, стремится разогнать автопоезд. Увеличение угла уклона дороги приводит к уменьшению силы, прижимающей колёса автомобиля к дороге и, следовательно, уменьшает тормозное усилие, и одновременно увеличивает силу, направленную вдоль дороги, стремящуюся разогнать автопоезд. Следовательно, движение автопоезда под уклон приведёт к ещё большему уменьшению тормозного усилия на осях полуприцепа.

5. Могло ли произойти опрокидывание автопоезда под действием центробежной силы?

Для того, чтобы понять причину опрокидывания автопоезда, выполняющего поворот на серпантине после затяжного спуска на 702 км. трассы М-55 Иркутск-Чита, необходимо исследовать место аварии. Экспертам удалось с помощью интернета найти фрагмент спутниковой съёмки, на которой изображён этот участок.

Изображённый участок дороги представляет собой горный серпантин с затяжным спуском и крутым поворотом радиусом 29 метров. Опрокидывание во время выполнения левого поворота могло произойти под действием центробежной силы, стремящейся опрокинуть движущийся по радиусу автопоезд. Можно достаточно точно посчитать скорость автопоезда, при которой возможен такой переворот.

Ширина прицепа-2,48 метра.
Высота погрузочная 1,254 метра.
Высота груза на паллете 1метр.
Масса перевозимого груза P =21318кг.
Радиус поворота 29 метров.

2,48/2 х P = (1,254+0,5) х N
P=21318 х 9,8
N=21318 х V2/29
2,48/2 х 21318 х 9,8 = (1,254+0,5) х 21318 х V2/29
V2=200,91
V= 14,17 м/с= 51 км/час

При такой большой скорости, 51 км/час, перевернувшийся гружёный автопоезд, обладая значительной силой инерции, не остановился бы на краю обрыва, а продолжал движение дальше. На фото

авария автопоезда

хорошо видно, что автопоезд лежит сразу за дорожным ограждением, он перевернулся на 180 один раз, при этом его ничто не удерживает от дальнейшего переворота.

Значит, скорость движения во время переворота была минимальная, в противном случае он, под действием силы инерции, зависящей от скорости, перевернулся бы ещё несколько раз. Следовательно, автопоезд не мог перевернуться под действием центробежной силы.

6. Правильно ли был закреплён груз на платформе полуприцепа?
7. Какой причиной или несколькими причинами вызвано опрокидывание автопоезда?

Тогда возникает вопрос, в результате чего перевернулся автопоезд, выполняющий поворот с небольшой скоростью. Проведённый анализ позволил установить, что опрокидывание автопоезда произошло в результате нескольких причин.

Первая причина — это неправильная схема погрузки автопоезда, в результате которой произошло смещение центра массы груза на 0,9 метра вперёд относительно геометрического центра платформы полуприцепа. Это привело к снижению на 11,76% тормозного усилия полуприцепа. При движении по прямой, когда тягач и полуприцеп представляют собой одно целое, снижение эффективности полуприцепа было незаметно для водителя, так как компенсировалось увеличением тормозного усилия на задней оси тягача. Во время торможения прицеп как бы толкал тягач, который благодаря увеличенной нагрузки на заднюю ось, более эффективно останавливал его.

Однако, при прохождении поворота с одновременным торможением, когда между тягачом и прицепом появился угол b, и тягач и прицеп уже не представляли собой одно целое, низкая эффективность тормозов полуприцепа привела к тому, что он начал толкать тягач, но не по оси, а под углом b.

Это привело к наклону тягача на правый бок.

Наклоняющийся тягач через седельное устройство воздействовал на переднюю часть полуприцепа, также вызывая её наклон на правую сторону. В результате одновременного действия на груз центробежной силы, силы инерции от торможения и силы от наклона платформы, произошло смещение плохо закреплённого груза. Если проанализировать фото

на предмет крепления груза, становится понятно, что перевозимый груз был закреплён ненадлежащим образом. Груз представляет собой отдельные алюминиевые отливки, уложенные на паллеты и притянутые к ним стальными лентами. После погрузки паллеты были прибиты к полу платформы гвоздями.

Такое крепление груза допустимо для перевозки железнодорожным транспортом, потому что при движении по железной дороге вагон и, следовательно, груз не испытывает значительных боковых нагрузок в связи с большими радиусами поворота железнодорожных путей.

Вертикальные нагрузки, воздействующие на груз, тоже имеют значительно меньшее значение, чем при перевозке по дорогам. Основные нагрузки, которые испытывает вагон с грузом, связаны с толчками при составлении составов, следовательно, они направлены вдоль оси вагона.

Поэтому, достаточно поставить груз вплотную к передней стенке, и прибить паллету к полу, даже в случае смещения, груз не будет способен оказать заметное влияние на устойчивость массивного железнодорожного вагона. Движение по автомобильным дорогам связано с большими, как вертикальными нагрузками, так и значительными боковыми нагрузками, возникающими при торможении, прохождение крутых поворотов и наклонов автомобиля при движении в сложных дорожных условиях. Всё это накладывает особые требования к креплению перевозимого груза.

Перевозимые на паллетах отливки, закреплённые от рассыпания металлическими лентами к паллете, ничем не удерживаются от возможного перемещения отливок относительно друг друга при значительных боковых нагрузках.

Для того чтобы удержать отливки от перемещения относительно друг друга при значительных боковых нагрузках необходимо наличие диагональных стяжек, которые не были предусмотрены грузоотправителем.

На Фото

хорошо видно, что все паллеты оторвались от пола, это говорит о недостаточности крепления паллет гвоздями к полу полуприцепа, грузоотправителю необходимо было предусмотреть крепление всего груза к полу при помощи стяжных ремней. Смещение плохо закреплённого груза на правый бок во время выполнения левого поворота вызвало изменение центра тяжести груза и как следствие переворот всего автопоезда.

Следовательно, опрокидывание автопоезда вызвано двумя основными причинами: неправильной схемой погрузки, приведшей к снижению эффективности тормозов полуприцепа и закреплённого ненадлежащим образом груза, приведшего к его смещению.

Поскольку погрузка автопоезда осуществлялась грузоотправителем самостоятельно, а у водителя отсутствовала возможность как проведения весового контроля на месте, так и возможность оценить качество крепления груза, то всю ответственность за аварию автопоезда необходимо возложить на грузоотправителя.

Размышления

Спасибо за ответы. Я как то делал подобную загадку в живом журнале в ру-авто. Это был адский ад, уровень культуры общения и обсуждения оказался ниже плинтуса. Здесь я получил толковые ответы и удовольствие от логических выводов.

www.drive2.ru