Производство в россии в 2018 – «Обзор: в январе-феврале 2018 г. в России открылось 18 новых производств» в блоге «Новые заводы и цеха»

Содержание

Промышленность России: состояние в начале 2018 года :: ПВ.РФ Международный промышленный портал

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал мониторинг состояния промышленности России по результатам января 2018 года. В начале этого года показатели промышленности хуже, чем в прошлом году, но в то же время оптимистичнее, чем в начале 2016-го года. Рост деловой активности в низко- и среднетехнологичных отраслях промышленности пока не может компенсировать эффекты от спада в добыче ключевого сырья – нефти и газа.

По итогам января индексы спроса показали разнонаправленную динамику: индекс ИПЕМ-производство снизился на 0,3% по отношению к январю 2017 года, индекс ИПЕМ-спрос вырос на 1,4%. По сравнению с январем 2017 года отмечается замедление динамики по обоим показателям: в прошлом году по итогам января значение индекса ИПЕМ-производство составляло +3,4% (к январю 2016), ИПЕМ-спрос – +3,9% (о методологии расчета индексов ИПЕМ – в справочной информации).

Спрос в добывающих отраслях продолжил падение, начавшееся со второй половины 2017 года: по итогам января показатель снизился на 1,0% по сравнению с январем 2017. Отрицательное значение, в первую очередь, обусловлено снижением добычи нефти и газа, о причинах которого отмечалось ранее.

В то же время добыча угля продолжает расти: в январе 2018 года ее объем вырос на 1,8% (к январю 2017 года) до 34,3 млн т, при этом в прошлом году также фиксировался существенный рост – +4,7% к январю 2016. Основным фактором, стимулирующим добычу, является экспорт, рост которого обусловлен главным образом высоким уровнем спроса со стороны Китая.

Продолжается рост спроса в низкотехнологичных отраслях (+8,0% к январю 2017 года) на фоне рекордных значений роста в прошлом году (+6,1% к 2016 году, самое высокое значение показателя за последние 5 лет). Такой рост спроса обусловлен преимущественно положительной динамикой легкой и пищевой промышленности.

Также продолжает расти спрос в среднетехнологичных отраслях промышленности: по итогам января прирост составил 2,6% к январю 2017 года. Основным драйвером в данном сегменте продолжает оставаться рост спроса на металлы со стороны машиностроительных предприятий в сфере производства автомобилей и железнодорожного подвижного состава. При этом серьёзные риски для металлургической отрасли несёт возможное расширение антидемпинговых пошлин на металлопродукцию, включая цветные металлы, со стороны Евросоюза и США.

В то же время продолжает сокращаться спрос на продукцию высокотехнологичных отраслей – -4,7% к январю 2017 года. Сокращение спроса в данном сегменте происходит вопреки продолжающемуся росту в автомобильной промышленности. Более того, падение показателя ускорилось по сравнению с предыдущим годом: по итогам января 2017 года спад составлял 2,2% по отношению к январю 2016.

«Начало 2018 года снова иллюстрирует проблему зависимости экономики России от отраслей ТЭК, – указал заместитель руководителя Департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. – Рост наблюдается практически по всему перечню обрабатывающих отраслей, кроме того – растет и добыча угля, однако падение добычи нефти и газа всего на 1,5% и 1,3% соответственно предопределяют снижение общепромышленного индекса производства».

Полная версия мониторинга состояния промышленности на основе индексов ИПЕМ доступна по ссылке.

Пресс-релиз ИПЕМ

promvest.info

Объём производства легковых машин в России продолжает расти

Согласно отчёту Росстата, за первую половину 2018 года промпроизводство в РФ выросло на 3%. Одной из передовых отраслей в стране остаётся выпуск автомобилей. Так, объём производства «легковушек» на российских заводах с января по июнь текущего года составил примерно 771 тыс. единиц.

Результат первого полугодия 2018-го на 18,9% больше по сравнению с объёмом выпущенных в России легковых автомобилей в январе-июне прошлого года. Количество произведённых в прошлом месяце машин Росстат не указал, однако, судя по отчёту, этот показатель также вырос как к июню 2017 года (15,1%), так и к маю 2018-го (13,7%).

Новости / Авто и бизнес

BMW и VW расширяют производство в России. Какие новые модели локализуют?

Компания BMW подтвердила планы по строительству собственного завода в Калининграде. Причём сообщается, что на этой площадке будет налажен выпуск новых моделей, которых сейчас нет на мировом рынке. О планах баварского…

2018 0 0

Увеличилось и количество выпущенных в первом полугодии грузовых автомобилей. Всего за январь-июнь текущего года с конвейеров российских заводов сошло около 71,7 тыс. тяжеловозов, что на 4,3% больше, по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года. В июне показатель вырос на 6,3% к АППГ и на 23,4% к маю 2018 года.

За первое полугодие в РФ на 1,9% снизился объём выпущенных в России автобусов. Заводы за указанный период выпустили всего 11,7 тыс. экземпляров. В июне по отношению к АППГ показатель вырос на 1%, по отношению к предыдущему месяцу – на 14,2%.

Темпы прироста объёма производства легковых машин в России ненамного опережают динамику продаж новых машин в РФ. Прирост за первую половину 2018 года составил 18,2%: всего за указанный период дилеры продали более 849,2 тыс. новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей. При этом в июне увеличение к АППГ составило только 10,8%.

Напомним, Минпромторг ожидает снижения темпов прироста продаж новых машин во второй половине 2018 года: согласно прогнозам ведомства, по итогам текущего года рынок вырастет лишь на 10% к АППГ.

Объём производства новых автомобилей в России продолжает увеличиваться, а в случае, если спрос на внутреннем рынке сократится, это может грозить дилерам затовариванием складов. Напомним, сейчас в стране мало действующих госпрограмм, остались лишь стандартное льготное автокредитование и субсидирование лизинга. Это может сказаться на продажах в июле-декабре 2018 года. Также на спрос может повлиять и рост цен на новые машины.

При этом в стране не действуют и меры по поддержке экспорта, а значит, значительно увеличить поток вывозимых за границу машин у российских производителей тоже не получится.

Однако, возможно, что нынешний прирост объёмов производства связан с корпоративными отпусками, которые проходят у многих компаний летом. Это практика, при которой большинство сотрудников отправляются на отдых, оставшиеся работники проводят ремонт и проверку оборудования. В этом случае «переизбыток» машин позволит не допустить их дефицита во время и после каникул.

Читайте также:

Моторный завод Hyundai будет одним из крупнейших в России

www.kolesa.ru

Промышленность России: итоги мая 2018 года

Новости ИПЕМ – Межотраслевые исследования

14 июня, 2018

ИПЕМ опубликовал мониторинг ситуации в промышленности России по итогам мая 2018 года. По оценкам Института, производство промышленной продукции и спрос на нее растут уже на протяжении четырех месяцев, а среднетехнологичные отрасли вносят все больший вклад в общие показатели промышленности. ИПЕМ не ожидает существенного замедления темпов роста промышленности в июне-июле 2018 года в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, однако отмечает возможность возникновения локальных ограничений на перевозку грузов.

Характеризующие состояние промышленности России индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос синхронно растут четвертый месяц подряд. Прирост индекса ИПЕМ-производство по итогам мая составил +2,6% к маю 2017 года (+1,8% за январь-май к соответствующему периоду 2017 года), что свидетельствует о сохранении промышленного роста. Растет и спрос на российскую промышленную продукцию, на что указывает динамика индекса ИПЕМ-спрос: по итогам мая прирост показателя составил +3,5% к маю 2017 года (+2,1% за январь-май к соответствующему периоду 2017 года). Обычно такие изменения индексов свидетельствует о наступлении определенной фазы стабилизации (о методологии расчета индексов ИПЕМ – в справочной информации).

В отраслевом разрезе ИПЕМ фиксирует рост индекса ИПЕМ-спрос в добывающих, среднетехнологичных и высокотехнологичных отраслях промышленности. В добывающих отраслях по итогам мая рост показателя составил +2,4% к маю 2017 года (+1,8% за январь-май к соответствующему периоду 2017 года). Именно сохранение темпов роста в добывающих отраслях оказывает определяющее влияние на суммарные показатели состояния промышленности России в целом. Примечательно, что рост показателя сохраняется на фоне скромных результатов работы нефтяного сектора, вызванных соблюдением обязательств в рамках соглашения ОПЕК+: добыча нефти в мае незначительно выросла (+0,1%), а ее экспорт сократился на 7,2%.

В то же время сохраняющийся высокий спрос на российский газ в странах ЕС обеспечил основной вклад в рост индекса спроса в добывающих отраслях: добыча газа в России в мае выросла на 6,4% даже с учетом существенного роста в прошлом году (в мае 2017 – +18,5% к маю 2016), экспорт в страны дальнего зарубежья вырос на 4% (в мае 2017 – +6,8% к маю 2016). Одним из важных факторов стабильного роста экспорта газа является то, что цены на спотовых площадках (230-240 евро/тыс.м3) выше текущих цен в долгосрочных контрактах ПАО «Газпром» (200 евро/тыс.м

3).

Продолжает наблюдаться значительный рост показателей в угольной промышленности: добыча угля в мае этого года выросла на 7,1% (в мае 2017 – +6,3% к маю 2016). Основным и при этом стабильно растущим направлением поставок российского угля остаются страны АТР. Тем не менее в мае выросла погрузка угля и в сторону морских портов Северо-Запада РФ, что вынудило отправителей задействовать не только основные отечественные морские терминалы, но и резервные направления (транзитом через Калининград, порты Финляндии и Польши).

Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности, по оценкам ИПЕМ, в мае значительно вырос – +7,8% к маю 2017 года (+3,0% за январь-май к соответствующему периоду 2017 года). ИПЕМ полагает, что помимо увеличения отгрузок продукции для строительства сразу нескольких экспортных трубопроводов значительный вклад в рост показателя обеспечил и строительный сектор, так как после довольно продолжительной стагнации снова начал расти объем строительных работ: – 1,4% в 2017 году, -4,0% в I квартале 2018 года и +1,4% в апреле 2018 года (к соответствующему периоду по данным Росстата). Об это свидетельствуют и показатели внутреннего спроса на черные металлы: +13,4% в мае и +19,9% в апреле (к соответствующим периодам 2017 года).

В то же время ИПЕМ фиксирует спад спроса на цветные металлы по итогам мая: -1,5% к маю 2017 года на внутреннем рынке, -15,1% – на внешнем. Основным фактором, определяющим динамику экспорта цветных металлов является действие санкций в отношении ОК «Русал» со стороны США. Стабильный прирост электропотребления в ОЭС Сибири свидетельствует о том, что объемы производства значительно не изменились, что приводит к двум основным выводам – часть объема поставок цветных металлов вынужденно перераспределяется по альтернативным каналам, пока не находящим адекватного отражения в статистике, а большая часть направляется на склады.

ИПЕМ отмечает сохранение роста спроса на продукцию и высокотехнологичных отраслей: +2,4% к маю 2017 года (+2,7% за январь-май к соответствующему периоду 2017 года). Важнейшими драйверами роста показателя продолжают оставаться автомобильная промышленность и производство железнодорожного подвижного состава.

Единственной сферой, где ИПЕМ наблюдает спад спроса на продукцию по итогам мая, являются низкотехнологичные отрасли: -2,2% к маю 2017 года (+0,8% за январь-май 2018 к соответствующему периоду 2017 года). Спад в секторе фиксируется третий месяц подряд, однако среди системных причин пока можно выделить только высокую базу прошлого года, особенно с учетом довольно стабильного роста в 2015-2017 годах.

«Ожидалось, что одним из возможных факторов снижения отгрузки промышленной продукции в июне-июле станут ограничения на перевозку некоторых видов грузов на время проведения Чемпионата мира по футболу, – отметил заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. – Однако, исходя из доступной официальной информации, ограничения для большей части грузов были значительно смягчены. В связи с этим мы не ожидаем существенного замедления показателей производства и спроса в промышленности в июне-июле, но остается риск возникновения локальных ограничений, например, на юге России, где основные транспортные артерии в сторону портов расположены около городов, в которых пройдут спортивные мероприятия».

Подробнее:

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме:

 

Справочная информация:

Расчет индексов основывается на косвенных интегральных показателях, которые отличаются высокой достоверностью и оперативностью – потребление электроэнергии и погрузка грузов на железнодорожном транспорте.

В основу расчета индекса промышленного производства (ИПЕМ-производство) заложен тот факт, что электроэнергия является средством производства для любого промышленного процесса. Индекс рассчитан на основе данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей, очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и случайных температурных факторов.

Индекс спроса на промышленную продукцию (ИПЕМ-спрос) рассчитывается на базе оперативных данных о погрузке промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Железнодорожным транспортом в России перевозится до 80% промышленных товаров и сырья, поэтому именно характеристика работы железнодорожного транспорта отражает совокупный показатель спроса на промышленную продукцию в экономике.

www.ipem.ru

итоги первого полугодия 2018 года

Новости ИПЕМ – Межотраслевые исследования

23 июля, 2018

ИПЕМ опубликовал мониторинг ситуации в промышленности России по итогам июня 2018 года. Институт отмечает, что основным драйвером роста промпроизводства остается добывающий сектор. Но реализация инфраструктурных проектов в строительстве и господдержка транспортного машиностроения позволили увеличить выпуск многим обрабатывающим отраслям, что также положительно отразилось на росте индекса ИПЕМ-спрос.

Индикаторы состояния промышленности России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос растут уже пятый месяц подряд. Индекс ИПЕМ-производство за июнь вырос на 5,6% к июню 2017 года (+2,3% за январь-июнь к аналогичному периоду 2017 года). Индекс ИПЕМ-спрос также растет: по итогам июня прирост составил +3,1%, +2% – за первое полугодие (о методологии расчета индексов ИПЕМ – в справочной информации).

По итогам июня ИПЕМ отмечает рост индекса ИПЕМ-спрос практически по всем укрупненным отраслевым группам. В добывающих отраслях в июне прирост показателя составил +2,5% к июню 2017 года (+1,9% за январь-июнь к аналогичному периоду прошлого года). Добыча нефти в июне выросла на 1,1%, а экспорт сократился на 4,2%. При этом в июне в рамках соглашения ОПЕК+ согласовано увеличение среднесуточной добычи нефти на 1 млн барр. Увеличение добычи в России может составить около 200 тыс. баррелей, при среднесуточной добыче в июне – чуть более 11 млн барр., то есть примерно на 1,8%.

Продолжает расти добыча и экспорт газа: по итогам июня прирост составил 4,5%, экспорт в страны дальнего зарубежье вырос на 5,6%. По оценкам ИПЕМ, основными факторами роста экспорта стали низкий уровень запасов газа в подземных хранилищах ЕС и общее снижение добычи газа в Европе. За 6 месяцев 2018 года поставки ПАО «Газпром» в страны дальнего зарубежья превысили 100 млрд м3 – рекордный показатель для компании.

Добыча угля в июне оказалась выше результатов прошлого года на 3,4%. Основной драйвер роста – экспорт в азиатском направлении, в частности в КНР. Это приводит к временным ограничениям на погрузку угля. Например, с 15 по 24 июня 2018 года было введено ограничение погрузки на 50% в направлении станции Камышовая-Экспорт.

Индекс ИПЕМ-спрос в среднетехнологичных отраслях в июне вырос на 5,3% (+2,6% за январь-июнь к аналогичному периоду 2017 года). ИПЕМ полагает, что весомый вклад в рост показателя вносит оживление в строительном секторе (+0,9% во II квартале по данным Росстата), которое стало возможно, в том числе, за счет начала активной фазы реализации нескольких крупных инфраструктурных проектов (строительства железнодорожной части Крымского моста и железнодорожного обхода Краснодара, нескольких трубопроводных проектов). Это отражается и на смежных отраслях промышленности. Так, внутренний спрос на черные металлы в июне вырос на 15,2%. Также важно отметить, что после продолжительной стагнации снова начался рост спроса на цветные металлы со стороны внешнего рынка (+32,4% в июне).

По итогам июня наибольшие темпы роста наблюдаются в высокотехнологичных отраслях – +10,7% к июню 2017 года (+4,4% за январь-июнь к аналогичному периоду прошлого года). В том числе благодаря действию госпрограмм по поддержке автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения значительно выросло производство транспортных средств.

Продолжается снижение спроса в низкотехнологичных отраслях промышленности – в июне индекс ИПЕМ-спрос для данной группы отраслей сократился на 1,7% к июню 2017 года. При этом по итогам полугодия сохраняется положительный прирост показателя (+0,3% за январь-июнь к аналогичному периоду прошлого года). ИПЕМ отмечает, что рост в пищевой промышленности продолжается, а совокупное снижение спроса в низкотехнологичных отраслях обеспечивается, в основном, результатами легкой промышленности.

Подробнее:

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме:

Справочная информация:

Расчет индексов основывается на косвенных интегральных показателях, которые отличаются высокой достоверностью и оперативностью – потребление электроэнергии и погрузка грузов на железнодорожном транспорте.

В основу расчета индекса промышленного производства (ИПЕМ-производство) заложен тот факт, что электроэнергия является средством производства для любого промышленного процесса. Индекс рассчитан на основе данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей, очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и случайных температурных факторов.

Индекс спроса на промышленную продукцию (ИПЕМ-спрос) рассчитывается на базе оперативных данных о погрузке промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Железнодорожным транспортом в России перевозится до 80% промышленных товаров и сырья, поэтому именно характеристика работы железнодорожного транспорта отражает совокупный показатель спроса на промышленную продукцию в экономике.

www.ipem.ru

Технологическое производство в России, которого нет

Немного статистической информации о затяжной процедуре вставания с колен. Согласно актуальным данным Росстата в промышленности России убито/уничтожено практически все, что немного сложнее зерна, батона хлеба, энергоресурсов (нефть, газ, уголь) и первичной металлургии. Другими словами, все то, что относится к продукции средних и высоких переделов попросту не существует или находится в кризисном положении. Про микроэлектронику и хайтек производство даже не говорю – его вообще нет. По некоторым ключевым позициям технологической продукции всеобъемлющий и всепоглощающий коллапс.

Так к чему привели либероидные эксперименты?

Если за точку сравнения взять 1990 и сравнить с 2016 (последняя доступная статистика в связи с переходом на новую ревизию ОКВЭД, данные по которым будут позже), то выходит так:

Я даже не буду писать проценты, а для понятности укажу обвал производства с 1990 по 2016 в количестве «раз»

  • Тракторы на колесном ходу в производстве сократились в 15 раз
  • Кормоуборочные комбайны — производство грохнулось в 20 раз
  • Комбайны зерноуборочные в 11 раз сократилось
  • Экскаваторы в 17 раз обвал производства
  • Бульдозеры самоходные и бульдозеры с поворотным отвалом — аж в 29 раз падение производства!
  • Тракторы гусеничные – эпик – 270 раз (!) коллапс.

Тяжелое машиностроение, строительная и сельхоз хозяйственная техника и с ними связанное комплектующие уничтожены едва ли не полностью. Можете считать, что их нет. Никакого улучшения за последние годы не происходит. Выкапываем новое дно.

Станкостроение и продукция/оборудование для промышленного производства переживают не меньший кризис, чем тяжелое машиностроение.

  • Станки металлорежущие – обвал производства в 17 раз
  • Станки деревообрабатывающие – тут всего лишь в 5 раз падение, что про современным меркам считается огого как здорово!
  • Машины кузнечно-прессовые – сокращение в 9 раз
  • Станки ткацкие – внимание, коллапс в 2670 раз (!!!)
  • Турбины паровые в пересчете на кВт – в 11 раз обвал
  • Турбины газовые в пересчете на кВт – лишь в два раза сокращение.

Что касается транспортного машиностроения, то дела немного лучше. Это обусловлено в первую очередь отверточной сборкой продукции иностранных компаний, если мы говорим о самом емком сегменте в денежном эквиваленте – легковые автомобили.

Легковые автомобили показали 40% снижение с максимума 2012, но сопоставимые уровни с 1990, но если же брать только российские компании (Автоваз в первую очередь), то снижение примерно в 2.5-3 раза. Остальное отверточное производство.

С грузовыми машинами дела хуже – сокращение производства в 6 раз в сравнении с 1990 или на 35% от 2012.

Троллейбусы – обвал производства в 11 раз от 1990 года. Главная причина – радикальное снижение закупок троллейбусов городами миллионниками за исключением разве что Москвы и Санкт Петербурга с общим трендом на переход в сторону автобусного парка и микроавтобусов.

Производство автобусов практически не сократилось с 1990. Но причина в том, что с 90-х годов Росстат туда включал микроавтобусы типа Газели/Соболь, что не было во времена СССР (тогда практиковались, так называемые, большегрузные автобусы). Но в сравнении с 2007 сейчас в два раза меньше производят автобусов.

Вагоны пассажирские (главный заказчик РЖД и Мосметро) примерно в два раза меньше производят, чем в 1990 и почти в 4 раза меньше, чем в 2008.

Но в целом неплохо смотрятся электровозы магистральные. На уровне 1990 и на 40% меньше, чем в 2012-2013. Однако в абсолютном выражении (лишь 200 электровозов в год) столь мизерное производство на совокупном пром.производстве никак не сказывается, учитывая раздрай во всем остальном.

Что касается совсем уж высшего технологического уровня, которое только возможно – космические аппараты, самолеты и вертолеты, то здесь не так уже все хорошо, как нам говорят по ТВ.

Например, в 2013 году в России было произведено 68 вертолета и 102 гражданских самолета различных типов и модификаций, а в 2016 39 и 22 штуки соответственно, т.е в 2 и 5 раз меньше.

Как видно, никакого «эпического прострела», «взятия за ум» и «вставания с колен!», которые можно было слышать в пропагандистких речевках не произошло. По крайней мере, если судить по официальной статистике и отраслям, которые относятся с средним, высоким и высшим переделам. По нулевым (зерно, уголь и т.д.) и низшим переделам (пищевое производство, первичная химия и металлургия) мы да, впереди планеты всей! ))

Резюмируя, отмечу, что технологического производства в современной России не было, нет (если сравнивать с ведущими странами в расчете на душу населения) и по всей видимости не будет с текущими формациями.

Специфика технологического производства

В связи с откровенным непониманием у многих читателей нюансов технологического производства и воздействия на экономику следует сделать ряд уточнений и объяснений. Не думал, что придется объяснять столь очевидные вещи, но видимо придется.

Так часто упоминаемый термин «технологический передел» что из себя представляет? Проще говоря – это степень обработки продукции и ее производственная емкость (мера сопряжения в готовую продукцию спектра сторонних комплектующих и сырья).

Условно переделы можно разделить в следующей градации: нулевой, низший, низкий, средний, высокий, высший технологический передел.

Например, срубленное дерево, которое может поставляться в виде необработанного бруса – это нулевой передел в виду того, что над продукцией не производились никакие (или минимальные) технологические операции. Фанера или вагонка – это продукция низшего технологического передела из-за предельно простого технологического процесса и производственных операций. Однако второй производной от изначально срубленного дерева является деревянная мебель (низкий тех.передел), где производственный процесс уже несколько сложнее, требует существенного больше операций, затраченных ресурсов и умений (технологий производства).

Необработанное мясо – нулевой передел, аккуратно нарезанное и упакованное в вакуумные лотки мясо – низший передел, а мясопродукты – низкий передел.

Собранные овощи, фрукты с грядок и плантаций – нулевой передел, а готовая продукция в виде блюд – низший передел. Тоже самое и с зерном. Само зерно – нулевой передел, а, например, хлебобулочная продукция низший или низкий передел в зависимости от сложности и качества продукции.

Хлопок, лен – нулевой передел, рулон хлопковой ткани – низший передел, а штаны или трусы – низкий передел. Однако, в сегменте одежды продукция может быть среднего и высокого передела. Например, сложный деловой костюм, свадебное платье или продвинутая куртка – средний передел, а высокотехнологический водолазный, космический, авиационный костюм, военное снаряжение или специализированный спортивный костюм – высокий передел. Но последние включают в себя массу синтетических элементов, тогда как из натуральных компонентов максимум средний передел.

Нефть, газ, уголь – нулевой передел, мазут – низший передел, а бензин, дизель, керосин – низкий передел, точно также, как и примитивная нефтехимическая продукция (бензол, этилен, пропилен, ацетон, фенолы, синтетический каучук и так далее). Но производные от нефтехимической продукции в виде пластмассы, резины и так далее могут относиться, как к низкому, так и высокому переделу. Какие нибудь двухдолларовые резиновые тапочки или примитивная пломба, заглушка – низкий передел, а гоночные шины – высокий передел.

Думаю, логика понятна? Понятно, что микропроцессоры, космические аппараты, атомные реакторы, турбины, самолеты, вертолеты или автопром – это все продукция высших переделов или высоких переделов. Смотря, какой автопром. Современный Mercedes S класса имеет бесконечный технологический разрыв с какими-нибудь бюджетными автомобилями низшей категории.

Есть три важнейшие характеристики, которые определяют технологический передел.

  • Первое. Количество производственных итераций и технологических циклов, операций. Производство любого относительно сложного продукта подразумевает десятки, сотни и зачастую тысячи технологических операций, которые в рамках одной тех операций могут требовать множество производственных итераций (повторений). В процессе технологических операций на продукцию могут быть химические, механические, тепловые и другие воздействия, а последовательность этих операций определяет технологический процесс.
  • Второе. Количество сопряженных элементов и сложность производства. Из какого количества элементов состоит электрочайник, а Boeing 787? Транспортное и тяжелое машиностроение априори включает тысячи различных компонентов, каждый из которых, как правило, имеет своего поставщика/производителя. Поэтому машиностроение всегда относится к технологической продукции.
  • Третье. Доля исследований и разработок в цене готовой продукции. Тоже важнейший показатель, который определяет норму наукоемкости продукции и тем самым ее позицию в глобальной производственной цепи. Есть однозначная взаимосвязь, что чем выше доля R&D – тем выше конечная добавленная стоимость на единицу затраченных ресурсов или на единицу занятых в компании, что в конечным итоге и определяет богатство.

Кстати, мы привыкли говорить о R&D в контексте микроэлектроники, полупроводников или сложного машиностроения, однако наибольшая доля R&D в современной фарма продукции. Зачастую себестоимость непосредственного производства лекарства составляет не более 1%! Остальное – маркетинг, лоббизм и затраты на бесконечные химико-биологические эксперименты, которые могут длиться годами. Фарма индустрия — это безусловно высокий передел, хотя производственных итераций в самой таблетке не так уж и много.

Затронув тему технологий, необходимо расставить иерархию приоритетов в процессе освоения технологического производства. Что важно? Считается, что без инвестиций (финансовых ресурсов) и организационного, административного гения на производстве ничего невозможно? Это так, но это не основное.

  1. Высший приоритет имеют сами технологии. Не имея технологий или доступа к патентам других, вы не сможете ничего производить просто потому, что нечего производить. Именно поэтому, начинать нужно не со строительства заводов, а с развития фундаментальной и прикладной науки.
  2. Средства производства. Имея технологии и адаптированный, протестированный и откалиброванный на стендах и прототипах технологический процесс можно приступать уже к строительству заводов, закупке оборудования и обучению персонала.
  3. Менеджеры, организационный, административный потенциал. Какой бы хорошей не была идея, технология и завод. Воровская или откровенно некомпетентная управляющая морда может все разрушить в момент. Знаем, проходили. Для России и постсоветского пространства это особенно актуально. Хотя этот пункт можно поставить и на второй уровень иерархии приоритетов. Тут смотря про какую страну говорить.
  4. Сырье, компоненты. Ни одно производство не может начаться без сырья и компонентов, комплектующих, так называемой элементной базы. Но в условиях свободной торговли нет никаких проблем с логистикой сырья и поиском подрядчиков. Это лишь вопрос времени.
  5. Финансовые ресурсы. Казалось бы, без них никуда, но в действительности это важный, но не далеко не приоритетный показатель. Нет никаких проблем с финансовыми ресурсами. Деньги всегда найдутся – это аксиома, была бы идея под что. Вопрос с финансированием можно решить по звонку за несколько часов или дней. Это вам не технологию производства создать, на которые могут уйти года. Другой вопрос, на что создавать технологию производства? А для этого и нужно государство с промышленной, технологической и научной политикой. Для этого и нужны венчурные фонды.

Итак, почему важны высокие технологии и технологическое производство с экономической точки зрения?

  • Первое. Ранее в подобных статьях показывал взаимосвязь, корреляцию между уровнем технологической развитости и богатством общества. Обычно, но не всегда, чем выше технологический передел – тем выше добавленная стоимость в расчете на занятого или единицу затраченных ресурсов. Почему не всегда? Посмотрите на нефтегаз, который купается в сверх доходах, концентрируясь на нулевых и низких переделах и посмотрите на автопром, тяжелое машиностроение и производство электрооборудования (особенно российские представители), где многие концы с концами сводят.
  • Второе. Чем выше технологический передел – тем большее количество подрядчиков вовлечено в производство готовых изделий, а тем самым выше мультипликативный эффект в экономике. Допустим, для сбора зерна, кукурузы или картошки у вас минимальное количество контрагентов и подрядчиков, а для производства космического аппарата создаются целые индустрии, замыкая на себе едва ли не бесконечное множество контрагентов. Когда Сталин и Берия создавали атомный и космический проект, то под них фактически работала вся экономика, развивая смежные, сопряженные отрасли. Т.е. технологическое производство повышает сложность и глубину взаимодействия контрагентов в экономике, тем самым приводя к развитию страны.
  • Третье. Для технологического производства нужны технологии, которые создаются Университетами, НИИ, КБ и фундаментальной наукой. А это сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест.

В мире нет примеров, чтобы развитая, богатая, успешная и относительно крупная страна не имела технологического производства.

Теперь что касается комментариев Олега Макаренко (Фрицморгена) (текст не приводим, ибо он не содержит рационального зерна — прим. КК). Кратко, т.к. инфографику дополню в отдельных статьях.

Итак, по пунктам:

2* Заявление о том, что Россия по уровню пром.производства находится на уровне Японии (!!!) – это, мягко говоря, весьма наглая подтасовка цифрами и эпичненький перл, который может удивить любого, кто хоть немного знаком с фактической стороной вопроса. По данным межотраслевого баланса WIOD обрабатывающее производство Японии по добавленной стоимости 840 млрд долл, а России 231 млрд, при этом технологическое производство за исключением химии у Японии 320 млрд против 43 млрд у России (7.5 раз разрыв). Это данные за 2014 год (с расчетом по курсу около 35 руб за доллар). С тех пор и производство упало на десятки процентов и доллар другой. Вводить коэффициент ППС такой, какой вводят для потребсектора принципиально неправильно, т.к разрыв в стоимости обуславливается дифференциалом в качестве продукции. Глупо приравнивать одну Ладу Калину и Хонде Сивик. Если бы продукция одинакого качества в России стоила 1000 долларов, в Японии 4 или 5 тыс долл, то захват рынков шел бы Россией, а не Японией. То, что у нас ничего не покупают обусловлено тем, что мы ничего не производим из того, что просит мир.

3* Россия не производит процессоров. Весь тираж процессоров за все время уместится в коробке в руках одного человека. При этом они на устаревшем тех процессе и уровне производительности 2007, т.е .не пригодны для массового использования и могут быть локализованы разве что в очень узком сегменте гос.структур или оборонки. Снова подтасовка фактами, т.к. в моей статье речь шла о макроэкономическом эффекте технологического производства, а не локальные успехи различных прототипов в единичном тираже. Другими словами, единичный выпуск российских процессоров хоть и важное достижение (считанные страны их вообще производят), но не имеет никакого макроэкономического эффекта на микроэлектронику и полупроводниковую промышленность.

4* Нюанс индексов в том, что они легко манипулируемы в нужную сторону за счет изменения весов и базы расчета. Кроме того, речь шла не о всей промышленности, а о технологической, где при сопоставимом сравнении разрыв достигает десятков процентов.

5* Все относительно. В 1990 году технологическое производство РСФСР превосходило китайское в 1.5-6 раз (смотря по каким категориям сравнивать), сейчас же (на 2014 год) по бытовой технике превосходство Китая над Россией достигает 10-30 раз в зависимости от категории. По авто примерно аналогичная картина. По цементу Китай в 35 раз превосходит, по металлургии в 12-15 раз, по строительству в 12 раз. Преимущество России над Китаем лишь в нефти и газе ). Также стоит отметить печальный факт. За 10 лет Китай удвоился и утроился по многим показателям, а Россия по сути на том же месте (+- 15%) находится, если учитывать падение 2015 года по пром.производству… Учитывая количество населения, превосходство Китая над России должно быть не более, чем в 9 раз.

Ну и естественно, станки в 2018 отличаются от станков в 1988 по производительности и качеству, очевидно же?

6* Развитие технологий и повышение качества не мешают всему остальному (нормальному) миру повышать удельный выпуск продукции. Всему миру, но только не России. Гениальное оправдание, браво! Допустим, в 2000 году Мерседес производили 1 млн пассажирских машин, сейчас почти 2.1 млн. С тех пор качество и технологический процесс очевидно изменились, как и конкуренция. По логике Фрицморгена, зачем конкурировать и расширять рынок сбыта, когда можно было не нарастить производство до 2.1 млн, а грохнуть до 90 тыс! )) Или как производительность видео карт за 20 лет выросла в сотни раз, так зачем производить больше, когда можно довольствоваться в 100 раз меньшим тиражем для тех же задач. Рост конкуренции и производительности не оправдание уничтожению целых отраслей промышленность под ноль.

7* «Адекватную работу» с промышленностью мы видим по доли России в мире по высокотехнологическим отраслям, как по производству, так и по экспорту.

8* Нефть добывают многие. ИГИЛ добывает, различные африканские и латиноамериканские папуасы, но это не мешает им оставаться на уровне папуасов, т.к. добывают за счет иностранных нефтесервисных корпораций или на инфраструктуре, созданной ранее. Однако, я не буду спорить и даже больше, добавлю утверждение, что нефтегазовый сектор лидер по капиталоемкости и спросу на металлургическую и машиностроительную продукцию. Но в этом разрезе Россия преуспела разве что в производстве труб большого диаметра. Технологии, особенно если касаться новых месторождений с трудноизвлекаемой нефтью – иностранные, что разумеется никак не способствует мультипликативному эффекту в экономике, повышая лишь импорт. Заложить бетон и каркас нефтеперерабатывающего завода мы можем, но оборудование все равно иностранное.

Источник — spydell.livejournal.com

agonia-ru.com

Анализ рынка металлорежущих станков 2017-2018: производство в России

Номенклатура рынка металлорежущих станков

В Российской статистике учитывается следующая номенклатура металлорежущих станков:

  • Станки для обработки металла путем удаления материала с помощью лазера, ультразвука и аналогичным способом
  • Центры обрабатывающие, агрегатные станки и многопозиционные станки для обработки металлов
  • Станки токарные металлорежущие 
  • Станки токарные металлорежущие без числового программного управления
  • Станки токарные металлорежущие с числовым программным управлением
  • Станки сверлильные металлорежущие 
  • Станки расточные металлорежущие
  • Станки фрезерные металлорежущие
  • Станки гайконарезные и резьбонарезные металлорежущие, не включенные в другие группировки
  • Станки для снятия заусенцев, заточные, шлифовальные или станки для прочей доводки металлов
  • Станки продольно-строгальные, пильные, отрезные или станки для прочей резки металла
  • Станки металлообрабатывающие прочие

При этом в производственных показателях учитываются не все металлорежущие станки. Кроме того не все металлорежущие станки впринципе производятся в России.

Производство в России металлорежущих станков

В течении 2017 года на рынке металлорежущих станков в России можно отметить положительную динамику производства. Так если в январе 2017 было произведено 250 штук, то в декабре 2017 года уже было 582 штуки. Всего в 2017 году было произведено 4 368 штук станков. За январь-февраль 2018 года было произведено 555 станков, что на 2,2% меньше объемов производства в январе-феврале 2017 года.

Диаграмма 1 – Производство на рынке металлорежущих станков в России в 2017-2018 году, штук

 

Следует отметить, что Росстат выделяет ограниченную номенклатуру металлорежущих станков. Среди основных сегментов в 2017 году можно выделить Станки для снятия заусенцев, заточные, шлифовальные или станки для прочей доводки металлов с долей 42%. Однако доля указанных станков в первые месяцы 2018 года снизилась на 33,9% до 27,8%. Второе место в 2017 году заняли Станки токарные металлорежущие с долей 23%. Примечательно, что в первые месяцы 2018 года доля данных станков в общих объемах производства увеличилась на 23% до 28,2%. Среди значительно уменьшивших долю в объемах производства можно также выделить сегменты: Станки сверлильные металлорежущие, Станки гайконарезные и резьбонарезные металлорежущие, не включенные в другие группировки и Станки расточные металлорежущие. При этом в два раза увеличил долю в объемах производства такой сегмент как “Станки продольно-строгальные, пильные, отрезные или станки для прочей резки металла”.

Таблица 1 – Доли видов металлорежущих станков в объемах производства в 2017-2018 годах, %

Среди регионов на рынке металлорежущих станков России, где сконцентрировано производство можно выделить Центральный федеральный округ с долей 29,75%. Значительную долю занимает Приволжский федеральный округ с долей 39,84%. Заметна доля в числе производителей также Сибирского федерального округа – 16,23%.

Диаграмма 2 – Доли регионов в объемах производства на рынке металлорежущих станков в 2018 году, %

Среди компаний отрасли металлорежущих станков России можно упомянуть про такие как: ИРЛЕН-ИНЖИНИРИНГ, ЗАО, СТАНКОЗАВОД ТБС, ООО, ЛССП, ЗАО, МЗНО, ООО, ПК ТЕХСТРОЙ, ООО, РУСКАНА ТЕХНОЛОДЖИ, ООО, РАПИД, ООО НПК, НПК ДЕЛЬТА-ТЕСТ, ООО, РСЗ, ООО, ТЕХМОНТАЖСИСТЕМ, ООО, ТРИМИЛЛ РУС, ООО, ШАТАЛОВ, ООО, РЗТС, ООО, СТАН-САМАРА, ЗАО, ВОРОНЕЖСКИЙ СТАНКОЗАВОД, ООО, РЯЗАНСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬ, ООО, МЕХАНИК, ООО, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ООО, АСЗ, ОАО, СТАНКОСИБ, ОАО, ВСЗ, ООО, НЕЛИДОВПРЕССМАШ, ООО, АВРОРА МАШЗАВОД, ООО и множество других компаний.

Стоит отметить, что производство кузнечно-прессовых машин рассмотрено в отдельной статье по Рынку кузнечно-прессовых машин 2017-2018. Также отдельно рассмотрено и производство металлургического оборудования в статье Рынок металлургического оборудования 2017-2018.

Хотелось бы отметить, что Росстат не в полной мере может учитывать объемы производства металлорежущих станков за 2017 и 2018 годы. Для понимания рынка и требуется проведение исследования рынка, которое в полной мере может отразить и объмы производства и объемы потребления по рынку как России, так и других стран мира.

Группа аналитиков MetalResearch уже много лет проводит исследования рынков сырья, металлов и продукции из них. Мы готовы предложить как стандартное исследование, так и  индивидуальное исследование по рынку металлорежущих станков 2018 года с прогнозами до 2025 года. Стандартное исследование выполнено по стандартному содержанию и включает пункты индивидуального исследования в соответствии с географией.

Заказать индивидуальное исследование рынка

Периоды исследования: Прогноз 2020-2025
Прогноз 2019-2020
Оценка 2018
2016-2017
2015-2017
2014-2017
2013-2017
2012
2011
2010
География исследования: Страны мира
Страны СНГ
Россия отдельно
Казахстан отдельно
Китай отдельно
Индия отдельно
Бразилия отдельно
Страны ЕС отдельно
Германия отдельно
Франция отдельно
США отдельно
Выбор частей исследования: Описание продукции, ГОСТы, ТУ, сегменты, Номенклатура ВЭД
Страны мира: Оценка добычи/производства по странам
Страны мира: Импорт по сегментам (тонн, долл.)
Страны мира: Импорт по странам отправителям (тонн, долл.)
Страны мира: Списки компаний импортеров
Страны мира: Экспорт по сегментам (тонн, долл.)
Страны мира: Экспорт по странам получателям (тонн, долл.)
Страны мира: Списки компаний экспортеров
Страны мира: Торговый баланс (тонн, долл.)
Страны мира: Анализ и прогноз основных (итоговых) показателей до 2025 года (тонн, долл.)
Страны мира: Анализ индексов цен по странам (долл/тонн)
Страны мира: Анализ реальных цен по компаниям и условиям поставки (долл/тонн)
Страны мира: Анализ и прогноз индексов цен до 2025 года
РФ: Оценка добычи/производства по компаниям
РФ: Анализ компаний производителей: описание, ФХД, тендеры
РФ: Импорт по сегментам (тонн, долл.)
РФ: Импорт по странам отправителям (тонн, долл.)
РФ: Импорт по компаниям получателям (тонн, долл.)
РФ: Экспорт по сегментам (тонн, долл.)
РФ: Экспорт по компаниям отправителям (тонн, долл.)
РФ: Экспорт по странам получателям (тонн, долл.)
РФ: Оценка объема, емкости рынка в денежном выражении
РФ: Торговый баланс рынка (тонн, долл.)
РФ: Расчет видимого потребления (тонн)
РФ: Анализ и прогноз итоговых показателей рынка до 2025 года
РФ: Анализ компаний основных потребителей: описание, ФХД, тендеры
РФ: Анализ индексов цен по странам импортерам/экспортерам
РФ: Анализ внутренних цен (руб/тонн, долл/тонн)
РФ: Адресные списки компаний поставщиков/производителей
РФ: Адресные списки компаний потенциальных покупателей
Свои пункты:
Контактное лицо (компания):*
Контактный E-mail:*

www.metalresearch.ru

Количество выпущенных в РФ “легковушек” выросло на 17% в 2018 году

Российские автозаводы по итогам первых восьми месяцев 2018 года выпустили почти миллион (997 тыс.) легковых автомобилей, об этом сообщает Росстат. Этот результат на 17,1% превышает показатель января-августа прошлого года. Однако стоит отметить, что темпы прироста количества выпускаемых в РФ машин снизились: по итогам первого полугодия прирост был более заметным – 18,9%.

О том, сколько легковых автомобилей заводы РФ выпустили конкретно в августе текущего года, Федеральная служба государственной статистики не сообщает. Однако известно, что их объём больше по сравнению с результатом августа прошлого года на 12%.

Новости / Авто и бизнес

В России прекращено производство кабелей для автомобилей Volkswagen

В Чувашской республике в течение ближайших нескольких месяцев будет завершено производство кабелей для автомобильной промышленности. Об этом рассказали в Министерстве экономического развития региона РФ. Выпуск…

4468 13 0

Также растёт с начала года объём выпуска грузовых автомобилей: за период с января по август всего с конвейеров сошло 95,7 тыс. единиц. Этот показатель превышает прошлогодний на 4,4%. Отметим, динамика немного изменилась в сторону повышения: по итогам первой половины 2018-го прирост составлял 4,3%.

Количественного показателя производства грузовиков в августе также нет, однако известно, что прирост к тому же месяцу 2017 года составил 4,1%.

Производство автобусов в России в январе-августе 2018 года выросло на 0,6% до 15,7 тыс. экземпляров. При этом по итогам первого полугодия динамика была отрицательная: тогда спад показателя выпуска новых автобусов составлял 1,9%.

Помимо этого российские предприятия за восемь месяцев 2018 года выпустили 229 тыс. двигателей внутреннего сгорания для автомобилей. Это соответствует приросту почти на 22%. Также за указанный период с конвейеров заводов РФ сошло 162 тыс. кузовов, что говорит о «прибавке» примерно на 30% по отношению к январю-августу 2017 года.

Стоит отметить, что темпы прироста производства «легковушек» в РФ несколько опережают динамику роста спроса на новые машины. Так, по итогам первых восьми месяцев она составляла 16,2% (дилеры всего продали 1 140 061 автомобиль). В августе прирост был равен 11% (147 388 экземпляров).

Напомним, в десятку самых популярных автомобилей в стране по итогам августа вошли Lada Vesta (8 510 шт.), Kia Rio (7 812 шт.), Lada Granta (6 979 шт.), Hyundai Creta (5 274 шт.), Volkswagen Polo (5 169 шт.), Hyundai Solaris (4 814 шт.), Lada Largus (3 719 шт.), Lada Xray (3 617 шт.), Renault Duster (3 537 шт.) и Toyota RAV4 (3 019 шт.).

Читайте также:

Российский авторынок в августе: падающий рубль подогревает спрос

www.kolesa.ru