Продолжительность сверхурочных работ водителей не должна превышать – Можно ли привлекать водителей к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни? | Вопросы подписчиков

Содержание

Сколько часов не должна превышать сверхурочная работа?

Сверхурочная работа не должна превышать установленных законом нормативов — за это может быть наказано как само предприятие, так и его руководство. Что еще важно учитывать при организации работы за пределами нормальной длительности трудового времени, вы узнаете из этой статьи. 

Сверхурочное рабочее время (понятие и законодательная база)

Внеплановые работы и их ограничение для некоторых сотрудников

Какова максимальная продолжительность сверхурочного труда для каждого работника?

Переработка при суммированном учете трудового времени — длительность и особенности учета

Оформление работы в сверхурочное время — какие документы установлены ТК РФ?

О переработке с письменного согласия сотрудника

Приказ о сверхурочных работах, образец составления

Какая компенсация может предлагаться за переработку — оплата или выходной?

Сверхурочное рабочее время (понятие и законодательная база)

Время, которое работающий гражданин призван тратить на выполнение своих должностных обязанностей, трудовое законодательство называет рабочим. Рабочему времени посвящена ст. 91 Трудового кодекса, которая устанавливает максимальную продолжительность труда в общем случае не более 40 часов в неделю, то есть 8 часов в течение рабочего дня при 5-дневной трудовой неделе. Для некоторых групп трудящихся нормальная длительность рабочего времени в течение недели устанавливается в пределах 36, 35 или 24 часов. Также ст. 91 обязывает работодателей вести учет рабочего времени, затраченного каждым сотрудником.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Если время выполнения должностных обязанностей выходит за стандартные, установленные законодательством, нормативы труда, то такой рабочий процесс Трудовой кодекс называет работой за пределами нормальной продолжительности рабочего режима. Такое превышение трудового режима возможно в двух формах:

  • в виде ненормированного рабочего дня;
  • в виде работы сверхурочно.

При этом режим ненормированного рабочего дня может касаться лишь отдельных сотрудников, работающих на должностях, определенных внутренними документами организации. Работа же сверхурочно, напротив, может коснуться каждого работающего гражданина.

Основные положения, относящиеся к сверхурочной трудовой деятельности, установлены Трудовым кодексом РФ. Помимо этого федеральное и отраслевое законодательство рядом нормативных актов конкретизирует требования основного трудового закона. Такими актами, к примеру, являются:

  • федеральный закон РФ «О соцзащите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ;
  • приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 № 139;
  • приказ Федеральной таможенной службы России от 16.12.2011 № 2529.

Рассмотрим теперь положения о сверхурочном труде подробнее.

Внеплановые работы и их ограничение для некоторых сотрудников

Внеплановые работы за рамками нормальной продолжительности трудового времени инициируются руководством компании в некоторых нестандартных для рабочего процесса ситуациях. При этом от обстоятельств организации такого рода работ зависит и необходимость получения согласия на внеплановый труд у работников.

Так, без согласия трудящиеся могут быть привлечены к сверхурочному труду, если такая работа необходима:

  1. Для ликвидации или предупреждения катастрофы, аварии на производстве либо восстановления после катастроф, производственных аварий или природных бедствий.
  2. Для ликвидации обстоятельств, препятствующих штатной работе центральных систем водо-, тепло- и газоснабжения, транспорта, связи, освещения.
  3. В обстоятельствах чрезвычайного положения, войны, бедствия или угрозы бедствия природного, техногенного, биологического или иного характера, угрожающего жизни или нормальным условиям существования населения или его части.

Исключительно по письменному согласию трудящиеся могут быть привлечены к работе за пределами своей смены при необходимости:

  1. Завершения начатого задания, если из-за технических задержек такая работа не была исполнена в срок и ее незавершение может угрожать повреждением или утратой собственности организации, государства или субъекта Федерации либо жизни или здоровью людей.
  2. Ремонта или восстановления механизмов или зданий, если их дефект может повлечь остановку рабочего процесса для большого числа членов трудового коллектива.
  3. Подмены неявившегося сменщика при непрерывном производстве.

Возможно привлечение и в некоторых других ситуациях при положительном заключении профсоюза.

С письменного согласия с предупреждением под подпись о праве отказаться от внеплановых работ и в отсутствие медицинских противопоказаний могут трудиться с превышением нормативов:

  • инвалиды;
  • матери малолетних (до 3 лет) детей.

Не могут работать сверхурочно в любом случае:

  • беременные сотрудницы;
  • несовершеннолетние работники.

Какова максимальная продолжительность сверхурочного труда для каждого работника?

Максимальная продолжительность сверхурочной работы определена в Трудовом кодексе (ч. 6 ст. 99): по общим правилам рабочий процесс за рамками стандартного трудового режима не должен превышать 4 часов на протяжении 2 смен подряд и 120 часов в совокупности за год. Работодатель самостоятельно определяет, каким образом распределяется максимальное время сверхурочного труда за 2 рабочих дня, следующих друг за другом.

Однако стандартные нормы сверхурочной рабочей деятельности, определенные в Трудовом кодексе, отраслевое законодательство может конкретизировать своими нормативными актами. Так,

продолжительность сверхурочной работы водителей автомобильного транспорта определяется положением, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. В общем нормы данного положения аналогичны нормам ТК РФ, однако в отношении водителей, к которым применяется суммированный учет времени работы, устанавливается предельная норма переработки за день: такая работа вместе со временем трудовой деятельности по графику не должна превышать 12 часов в течение дня (п. 23).

Переработка при суммированном учете трудового времени — длительность и особенности учета

О работе за пределами стандартного режима работы при суммированном учете трудового времени стоит поговорить подробнее. Учет времени, отработанного специалистами, возможен поденным, понедельным и суммированным способами. При этом суммированный способ учета (ст. 104 ТК РФ) характеризуется расчетом времени работы в рамках заданного отчетного периода (месяца, квартала, полугодия или года).

При невозможности соблюдения для членов трудового коллектива равномерной установленной законодательно продолжительности рабочего времени за день (к примеру, 8 часов) или неделю (к примеру, 40 часов) применяется именно суммированный учет, в соответствии с которым выбирается отчетный период. Внутри отчетного периода длительность смен или рабочих дней может превосходить максимальную, определенную в ТК РФ, но суммарное количество часов за весь отчетный период должно быть равно законодательно установленным временным нормам продолжительности труда.

Нюанс сверхурочной работы при суммированном учете заключается в особенностях расчета превышения времени труда: в этом случае переработка считается на конец отчетного периода, к примеру по прошествии квартала. Однако и в этих обстоятельствах длительность сверхурочной работы не должна превышать тех же 4 часов в течение 2 смен подряд или 120 часов за год, как установлено для прочих способов учета трудового времени.

Оформление работы в сверхурочное время — какие документы установлены ТК РФ?

Отдельных норм, устанавливающих порядок оформления сверхурочной работы, трудовое законодательство не содержит, однако анализ ст. 99 позволяет сделать следующие выводы о процедуре документирования такого труда:

  1. На все виды сверхурочных работ, за исключением небольшого числа исключительных ситуаций, требуется письменное согласие работника. То есть необходимо оформить документ, который будет уведомлять работников о необходимости проведения работы за рамками обычного трудового режима и позволит зафиксировать письменное согласие сотрудника на внеплановую работу.
  2. Сверхурочные работы проводятся по инициативе руководства компании, а значит, сам факт их проведения и все сопутствующие такой дополнительной трудовой деятельности моменты должны быть отражены в приказе по предприятию.

ВАЖНО! Помимо оформления двух указанных документов необходимо не забывать, что часы переработки по каждому сотруднику должны быть зафиксированы в табеле учета рабочего времени.

О переработке с письменного согласия сотрудника

Устанавливая требование о получении письменного согласия от работников на проведение сверхурочных работ, Трудовой кодекс не освещает эту процедуру подробно. Это означает, что каждый работодатель свободен в выборе форм получения такого согласия.

Теоретически запросить согласие сотрудника на работу за пределами нормального трудового дня возможно и после оформления приказа об этом (работник может поставить свою подпись-согласие на самом приказе). Однако вполне возможна ситуация, когда приказ уже будет подготовлен и подписан руководителем, а кто-нибудь из членов трудового коллектива откажется выполнять сверхурочную работу, либо как согласие на выполнение внеплановых трудовых задач будет расценена подпись сотрудников, подтверждающая ознакомление с приказом (а это совсем не то же самое).

Оптимальным вариантом оповещения трудящихся о планирующихся работах за рамками нормального трудового режима и одновременно способом получения согласия на такую работу будут специальные уведомления, оформляемые до подписания приказа. Текст такого уведомления должен содержать:

  • указание даты начала внеплановых работ;
  • указание продолжительности работы сверхурочно;
  • сообщение о согласии сотрудника на труд сверхурочно с местом для подписи, подтверждающей это.

В этом же документе можно предложить работнику выбрать способ компенсации переработки — оплату или выходной.

Приказ о сверхурочных работах, образец составления

После получения согласия работников на переработку оформляется приказ о сверхурочных работах. Унифицированный вариант подобного приказа не предусмотрен, поэтому предприятие может составить документ в свободной форме, руководствуясь лишь правилами кадрового и внутреннего делопроизводства.

Анализируя образцы приказа о привлечении к сверхурочной работе, предлагаемые кадровиками, можно сделать вывод о сведениях, которые должны содержаться в таком документе. В частности, в приказ нужно включить:

  1. Данные об обстоятельствах, послуживших основанием для организации сверхурочных работ.
  2. Поименный список сотрудников, привлекаемых к внеплановым работам, с указанием их должностей и табельных номеров.
  3. Указание временного промежутка, отведенного на проведение сверхурочных работ.

Можно также указать информацию о письменном согласии каждого работника на труд вне режима работы. С приказом каждый сотрудник — участник сверхурочной работы должен быть ознакомлен, при этом факт ознакомления подтверждается подписью работающего на приказе.

Какая компенсация может предлагаться за переработку — оплата или выходной?

Согласно ст. 152 ТК РФ, внеплановое исполнение должностных обязанностей должно компенсироваться добавочной оплатой труда либо предоставлением дополнительного времени отдыха. При этом компенсация оплатой является основным способом, выходной предоставляется только по желанию трудящегося.

Принцип оплаты переработки следующий:

  • первые 2 часа работы — не менее полуторного размера;
  • последующее время — не менее чем в двойном размере.

Порядку оплаты внеплановой работы при суммированном учете времени труда посвящено письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 № 22-2-3363. Согласно этому документу, переработка в таком случае считается совокупно за весь отчетный период (к примеру, за квартал), получившиеся излишки оплачиваются по правилам ст. 152 ТК РФ.

Что касается дополнительного отдыха, то законодательство не содержит подробного описания требований к оформлению, касающихся времени выбора способа компенсации сверхурочного труда и времени предоставления выходных. Таким образом, целесообразно еще до начала работ установить вид компенсации за внеплановый труд (к примеру, в уведомлении) и, если сотрудник выберет выходной, согласовать день, в который он будет предоставлен.

Как видите, оформление работы сверхурочно предполагает не только соблюдение предельного времени дополнительной работы, но и следование прочим законодательным требованиям в отношении такого режима труда.

nsovetnik.ru

Можно ли привлекать водителей к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни? | Вопросы подписчиков

Рабочий день нашего водителя начинается с 09.00,а заканчивается в 17.30. Но трудность в том, что периодически работать приходится больше, как в выходные и праздничные дни, а так-же после окончания рабочего дня. Вопрос состоит в следующем: Является ли нарушением всех руководящих документов привлечение водителей к работе в вышеперечисленное время (В частности приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15, или это обусловлено производственной необходимостью?

Ответ на вопрос:

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение), не запрещает привлечение водителей к сверхурочной работе или работе в выходные и праздничные дни.

Согласно п. 23 Положения, применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Согласно п. 28 Положения, привлечение водителя к работе в выходной день производится в случаях, предусмотренных статьей 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях – с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.


Важную информацию о доплате за праздничные дни при сменном графике вы найдете в материале здесь.


Согласно п. 29 Положения, работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Таким образом, в предусмотренных законом случаях и с учетом перечисленных ограничений водителей можно привлекать к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

ПОЛОЖЕНИЕ

об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”* (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации).

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч.I), ст.3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее – водители).*

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Популярные вопросы

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Абзац исключен с 5 июля 2014 года – приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года № 484. – См. предыдущую редакцию.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090Можно ли привлекать водителей к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни?, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

Можно ли привлекать водителей к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни?Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, № 47, ст.4531; 1996, № 3, ст.184; 1998, № 45, ст.5521; 2000, № 18, ст.1985; 2001, № 11, ст.1029; 2002, № 9, ст.931; № 27, ст.2693; 2003, № 20, ст.1899; № 40, ст.3891; 2005, № 52 (ч.III), ст.5733; 2006, № 11, ст.1179; 2008, № 8, ст.741; № 17, ст.1882; 2009, № 2, ст.233; № 5, ст.610; 2010, № 9, ст.976; № 20, ст.2471; 2011, № 42, ст.5922; 2012, № 1, ст.154; № 15, ст.1780; № 30, ст.4289; № 47, ст.6505; 2013, № 5, ст.371, ст.404; № 24, ст.2999; № 29, ст.3966; № 31, ст.4218; № 4, ст.5194; № 52 (ч.II), ст.7173.
(Сноска дополнительно включена с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года № 484)

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. Пункт исключен с 5 июля 2014 года – приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года № 484. – См. предыдущую редакцию.

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях – с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

08.08.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать

Обновление: 29 июня 2017 г.

Сверхурочная работа — инициатива работодателя. Но зачастую работники не против поработать сверх нормы, так как и оплата этой работы производится в большем размере. Но даже при согласии работника сверхурочная работа не должна превышать установленного предела.

Норма рабочего времени и её превышение

Сверхурочной по ТК РФ считается работа, которая выполняется по просьбе руководства компании сверх установленной нормы. То есть большее количество часов, чем установлено в одном рабочем дне или смене. А если у работника суммированный учёт рабочего времени, то сверх нормы рабочих часов, установленных за определённый учётный период.

40 часов в неделю — это норма, которую установило трудовое законодательство. Такая продолжительность рабочего времени принята за норму для всех трудящихся. И эта норма не зависит от того, каким видом деятельности занимается компания, её организационно-правовой формы, вида трудовых договоров и других условий.

Продолжительность сверхурочных работ

Продолжительность труда сверх установленной нормы не должна быть больше четырёх часов на протяжении двух дней подряд. А за год такое количество часов не должно быть больше 120. Это количество указано для каждого работника. Работодатель должен строго вести учёт времени, которое работник отработал сверхурочно. Каждый час переработок должен быть отражён в табеле учёта рабочего времени.

Сколько часов переработки допускается в месяц?

Допустимое количество часов для переработок зависит от того, какой режим рабочего времени действует в компании, и количества рабочих дней в неделе.

Для того, чтобы определить какое максимально возможное количество часов в месяц работник может задерживаться на работе, нужно посчитать количество рабочих дней в этом месяце. Например, при 5-дневной рабочей неделе (40-часовой) в апреле 2017 года таких дней 20.

Затем посчитаем возможные сверхурочные с учётом того, что их не должно быть больше 4 часов в течение двух рабочих дней подряд. Если предполагается каждый день привлекать сотрудника к сверхурочным, то можно перерабатывать не более 2 часов каждый день. 20 рабочих дней умножаем на 2 часа ежедневных переработок, получается 40 часов в месяц — максимально возможное количество часов переработок в апреле. Но не забываем, что есть ещё и суммарное ограничение в год. Поэтому при расчёте возможных переработок в следующем месяце надо учитывать и все предыдущие переработки.

Как ограничиваются сверхурочные работы в течение года?

Продолжительность труда больше установленной нормы не должна составлять более 120 часов в год. На предыдущем примере выяснилось, что работник в апреле 2017 года может переработать 40 часов в месяц. Но каждый месяц он не может работать в таком режиме. Потому что в год набежало бы более 400 часов переработок (40 x 12). Поэтому работодателю следует не забывать про суммарное ограничение в год.

Суммарная продолжительность сверхурочных работ не должна превышать установленного предела.

Если руководитель нарушит этот порядок, то он может быть привлечён к ответственности. Она предусмотрена в ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. А если он снова совершит такое нарушение, то будет привлечен к ответственности уже по части второй этой же статьи.

Оплата переработок

Работник вправе выбрать, как будет компенсироваться его переработка:

  • дополнительным временем отдыха;
  • или повышенным размером оплаты труда.

Первые часы переработок (первые два часа) должны быть оплачены в полтора раза больше, чем обычные рабочие часы. Последующие часы переработок оплачиваются дороже — минимум в два раза. Более высокие ставки могут быть установлены работодателем и закреплены в:

  • трудовом или коллективном договоре;
  • локальном нормативном акте.

glavkniga.ru

Какова максимальная продолжительность сверхурочной работы по ТК РФ

Сверхурочная работа представляет собой осуществление трудовой функции работником после завершения установленного договором рабочего времени по инициативе, выражаемой работодателем. Привлечение к ней осуществляется по письменному соглашению с работником, но в некоторых случаях его наличие не является обязательным.

В ст. 99 ТК РФ обозначено, что сверхурочной работой считается деятельность, которая выполняется работником вне его обозначенного рабочего времени по просьбе начальника. Ознакомимся с порядком привлечения к сверхурочной работе.

Нормальная продолжительность времени работы регламентируется действующим законодательством и равна 40 часов еженедельно. Не имеет значения число рабочих дней в неделе – 5 или 6.

Для конкретных категорий работников законодателем предусмотрена сокращенная рабочая неделя:

  1. Для сотрудников, не достигших совершеннолетнего возраста:
    • От 14 до 16 лет – 24 часа еженедельно;
    • От 16 до 18 лет – 35 часов еженедельно.
  2. Для работников, задействованных на предприятиях с вредными условиями деятельности – 36 часов еженедельно.
  3. Для сотрудников медицинской сферы – 39 часов еженедельно.
  4. Для работников с 1 или 2 группой инвалидности – 35 часов еженедельно.

Иная продолжительность нормального рабочего времени регламентируется для некоторых лиц в ТК РФ.

Максимальная продолжительность переработки

Максимальная продолжительность сверхурочной работы в год определяется ст. 99 ТК РФ – не более 120 часов. Трудовой процесс за пределами установленных пределов рабочего дня (смены) не может составлять более 4-х часов на протяжении 2-х подряд следующих смен. Работодатель наделен правом самостоятельного решения вопроса, связанного с распределением максимального времени сверхурочной трудовой деятельности за 2 подряд следующие смены.

Любопытная информация

В некоторых организациях учет рабочего времени при суммированном учете является обязательным. Например, это относится к вахтовому методу, согласно ст.300 ТК РФ. По ст. 297 вахтовой считается организация рабочей деятельности вне места жительства работников, не имеющих возможности возвращаться домой ежедневно.

В рамках отраслевого законодательства конкретизируются нормы ТК РФ путем введения в действие нормативно-правовых актов, регламентирующих привлечение к сверхурочным работам конкретных категорий работников. Так, в соответствии с приказом Министерства Транспорта РФ №15 от 2004 г., продолжительность переработки для водителей, работающих по суммированному учету, не должна вместе со временем трудовой деятельности составлять более 12 часов в продолжение дня.

Сверхурочные работы при суммированном учете

Продолжительность сверхурочных работ для каждого работника зависит от порядка учета времени выполнения трудовой функции.

Возможные способы:

  • Поденный;
  • Понедельный;
  • Суммированный.
В некоторых случаях по инициативе работодателя сотрудник может быть привлечен к выполнению работы за рамками рабочего времени. Узнаем как рассчитать сверхурочные часы и оплату за них.

Суммированный порядок учета представляет собой совокупность всего отработанного времени в течение определенного отчетного периода (например, календарного месяца или года). Такой способ учета используется при невозможности соблюдения работниками установленной законодателем нормальной продолжительности рабочего времени.

При суммированном порядке назначается определенный отчетный период, внутри которого продолжительность смен может превышать норму. Однако итоговое количество часов выполнения трудовой функции за весь отчетный период не должно противоречить положениям ТК РФ.

В схеме начисления зарплаты работникам есть некоторые нюансы. Если в организации применяется учет рабочего времени при суммированном учете, значит, условия труда на таком предприятии не соответствуют традиционным. Например, постоянное принуждение сотрудников работать по праздникам и выходным, в ночь и пр.

Обычно, для таких работников утверждаются повышенные тарифные ставки. Тем самым организация пытается компенсировать отклонение от графика. Однако повышенная оплата труда не освобождает работодателя от обязанности оплачивать работу в «экстремальных» условиях, согласно трудовому законодательству.

Особенностью сверхурочного осуществления рабочей деятельности при суммированном порядке учета является расчет повышения времени труда. Итоговая переработка подсчитывается только в конце отчетного периода (например, по завершению квартала). Важно, что даже в подобных условиях, продолжительность сверхурочной работы не может превышать 4-х часов в продолжение 2-х подряд следующих смен или 120 часов в течение года (эти сроки устанавливаются также для поденного и понедельного способа учета времени).

Посмотрите ролик который расскажет про оплату сверхурочных при суммированном учете рабочего времени

Пример по расчету сверхурочных часов

Практический пример, как должны рассчитываться сверхурочные часы при суммированном учете рабочего времени:

  • Продолжительность отчетного периода – один квартал;
  • Продолжительность рабочего времени (по производственному календарю) составляет 518 часов за квартал;
  • По факту работник отработал в течение квартала 512 часов, 6 дней им было пропущено по причине болезни.

Итак, если нормальная продолжительность рабочей недели равна 40 часов, то за 6 дней работник пропустил 48 часов (5-дневная рабочая неделя, 1 д. – 8 ч.). С учетом пропущенных дней по причине заболевания, работник обязан отработать в квартале 470 часов (518-48). Следовательно, продолжительность переработки составляет 42 часа (512 – 470). Они должны быть оплачены в установленном порядке.

Если максимальная продолжительность сверхурочной работы нарушена, то работодатель привлекается к ответственности. Основанием привлечения является переработка сотрудником сверх установленной нормы и его обращение с соответствующей жалобой в Трудовую Инспекцию.

Мы готовы ответить на возникшие вопросы — задавайте их в комментариях

otdelkadrov.online

Каково максимальное рабочее время водителя, работающего во вредных условиях? | Вопросы подписчиков

Вправе ли организация установить продолжительность рабочей смены 12 часов водителю автомобиля, работающему во вредных условиях труда, если организация заказчик требует данные условия для вывоза людей из шахты.

Ответ на вопрос:

Если по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, сотрудникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе).

Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. Если таких условий в отраслевом соглашении и коллективном договоре нет, увеличить продолжительность смены не удастся даже с письменного согласия работника.

Вместе с тем, даже при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях водителю можно установить 12-часовую смену только в исключительных случаях.

Согласно п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

Согласно п. 9 Положения, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением следующих случаев:

  • в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов;
  • водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников;
  • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Таким образом, если ситуация не относится к перечисленным исключениям, продолжительность смены водителя должна быть не более 10 часов.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.*

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в статье 372 Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н.

Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»

2. Нормативная база: Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 13.10.2015) “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей” (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 N 6094)

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Популярные вопросы

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

(п. 13 в ред. Приказа Минтранса России от 13.10.2015 N 299)

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

(пп. “г” в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

14.03.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru