При какой глубине снега работа роторного снегоочистителя за два прохода – При какой глубине снега работа роторного снегоочистителя за два прохода. Установлено, чтобы работать (Часть 4)Навесное оборудование для уборки снега

Очистка пути от снега на перегонах — КиберПедия

 

5.1. Очистка пути от снега на перегонах должна производиться, как правило, снегоочистителями. Ручная очистка допускается в тех местах, где нельзя пропустить снегоочиститель в рабочем состоянии (настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и у других препятствий), а также во всех случаях, когда пропуск снегоочистителя задерживается.

5.2. Снегоочиститель направляют на работу по требованию начальника дистанции пути, его заместителя, ответственного дежурного дистанции, старшего дорожного мастера или дорожного мастера. Дежурный по отделению, получив извещение, принимает меры к срочному отправлению снегоочистителя на участок.

5.3. Начало работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов устанавливается приказом начальника отделения дороги в адреса начальников отделов движения, локомотивного хозяйства и пути, начальников дистанции пути, локомотивного депо и всех начальников станций по маршрутам работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов.

5.4. Очистка снега толщиной до 1 м производится плужными снегоочистителями СДП или СДП-М с последующей планировкой снежного вала, который может возникнуть вдоль пути при его расчистке. Снежные заносы высотой более 1 м ликвидируются с помощью роторных снегоочистителей.

Техническая характеристика снегоочистителей приведена в приложении 5.

5.5.В период сильных снегопадов и метелей в первую очередь снегоочистителем производится очистка от снега главных путей по всему участку обслуживания, после чего очищаются приемо-отправочные и другие станционные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях. При отсутствии срочной необходимости в очистке от снега путей на закрепленном за снегоочистителем участке расчистка от снега боковых путей на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях производится после очистки главных путей в пределах данного раздельного пункта.

5.6. Снегоочистители сопровождаются руководителем работ от дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера.

При следовании со снегоочистителем в рабочем состоянии руководитель обязан постоянно следить за свободностью впереди лежащего пути, показаниями сигналов, подаваемых с пути, и подавать имеющимися средствами связи соответствующие сигналы для машиниста.

5.7. Новые цельнометаллические снегоочистители СДП и СДП-М, имеющие удлиненную базу и дальний отброс снега за пределы пути, могут работать по схеме снегоочиститель – электровоз или снегоочиститель – тепловоз без прикрытия.



Эффективным способом очистки пути от снега является работа снегоочистителей “челноком”. В этом случае формируется сплотка из двух снегоочистителей и установленного между ними локомотива. При таком способе работы исключается потеря времени на перестановку локомотива.

5.8. Очистку путей на трехпутных участках с нормальными междупутьями (первым 4,1 и последующим 5,0 м) целесообразно производить двумя двухпутными снегоочистителями. При проходе в одну сторону оба снегоочистителя должны идти в рабочем состоянии: один впереди по среднему пути, сбрасывая снег в сторону крайнего пути, а другой за ним вслед на расстоянии не менее 1,0 км по крайнему пути, сбрасывая снег под откос насыпи или на откос выемки.

На обратном пути снегоочистители возвращаются так же: один по среднему, другой по другому крайнему пути, очищая полностью все пути от снега.

5.9. Очистку путей от снега на четырехпутных участках с нормальными междупутьями целесообразно выполнять двумя двухпутными снегоочистителями. При первом проходе снегоочистители идут вслед в рабочем состоянии и очищают способом перевалки снега два пути с одной стороны. При возвращении снегоочистители очищают два пути с другой стороны (рис. 10).

Рис. 10. Схема очистки путей от снега на четырехпутном участке

 

5.10. При образовании заносов на перегоне в полувыемке, расположенной на косогоре, в прямом или кривом участке пути расчисткуих необходимо вести в следующем порядке:

на однопутном участке – двухпутным снегоочистителем, направляя его с той стороны перегона, с которой снег может быть выброшен под откос косогора;

на двухпутном участке – двумя двухпутными снегоочистителями, движущимися по обоим путям последовательно один за другим, расстояние между ними должно быть не менее 1,0 км.



Снегоочистители направляются с той стороны перегона, с которой снег может быть переброшен за один заезд с одного на другой путь, а затем под откос косогора (рис. 11).

 

Рис. 11. Схема очистки путей на перегоне в полувыемке, расположенной на косогоре

 

5.11. Во всех случаях отправление снегоочистителей на перегон осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР (М., Транспорт, 1987 г. 256 с.).

5.12. При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается. Если расстояние от оси пути до внутреннего края опор контактной сети меньше 3,1 м, то необходимо соблюдать особую осторожность. При наличии таких опор работать с открытыми крыльями запрещается, так как в момент открытия или закрытия крыльев они могут задеть за опоры. В этих случаях крылья должны быть закрыты и зафиксированы транспортными запорами.

Участки пути, где имеются такие опоры, должны быть указаны в перечне опасных мест участка, закрепленного за снегоочистителем, и ограждены.

Кроме того, работать с раскрытым угловым крылом разрешается только на тех участках, где расстояние от внутреннего края опор до оси пути со стороны углового крыла не менее 3300 мм.

Если на участках пути, обслуживаемых снегоочистителем, имеются опоры, расположенные на расстоянии менее 3300мм от оси пути, то для возможности работы угловым крылом снегоочистителей СДП и СДП-М необходимо на этих снегоочистителях произвести обрезку подъемных подкрылков и козырьков по чертежам, приложенным к Инструкции по эксплуатации снегоочистителей двухпутных плужных СДП и СДП-М (ПТКБ ЦП МПС, 1976. 90 с).

При работе плужного снегоочистителя или струга с закрытыми крыльями на двух- или многопутном участке со стороны междупутья смежный путь сигналами не ограждается, но поездам, проходящим по соседнему пути, выдаются предупреждения в установленном порядке. В этих случаях крыло, находящееся со стороны междупутья, должно быть зафиксировано транспортными запорами. В случае нарушения при работе габарита подвижного состава со стороны междупутья необходимо перед скрещением на перегоне с поездами работу снегоочистителей или стругов прекращать и крыло снегоочистителя или струга со стороны междупутья заблаговременно закрывать. При необходимости работы снегоочистителя или струга с открытым крылом со стороны междупутья соседний путь для движения поездов закрывается.

5.13. После прохода плужного снегоочистителя для разделки откосов снежной траншеи и планировки валов снега применяется струг или бульдозер, а при их отсутствии путевые бригады должны своевременно выполнять развалку валов снега вручную с пологим отводом их в сторону от пути, особенно тщательно следует производить планировку снега на нулевых местах.

5.14. Работой по очистке путей роторным электроснегоочистителем руководит старший дорожный мастер или дорожный мастер.

Направление на работу роторного снегоочистителя производится начальником отделения дорога по заявке начальника дистанции пути, на участке которого имеется надобность в расчистке образовавшихся глубоких снежных заносов или в разделке откосов снежной траншеи.

При очистке пути роторным снегоочистителем на двухпутном участке, когда второй путь расчищен, поезда, следующие по этому расчищенному пути, пропускаются со скоростью, устанавливаемой руководителем работ, в необходимых случаях с проводником. Об этом должно быть указано в предупреждении, выдаваемом машинисту поезда. Место работ роторного снегоочистителя ограждается по соседнему пути сигналами остановки. К проходу поезда работа снегоочистителя прекращается и крылья закрываются. При работе на электрифицированном участке напряжение с контактного провода должно быть снято. В зависимости от глубины и плотности снега работа электроснегоочистителя по расчистке снежного заноса может происходить за один или два прохода. При глубине снега до 1 м и незначительной плотности расчистку снега производят за один проход, т.е. с раскрытыми крыльями. При глубине снега более 1 м расчистку осуществляют за два прохода: первый проход с раскрытыми вертикальными подкрылками и закрытыми крыльями, второй проход – по разделке траншеи – с открытыми крыльями.

5.15. На наиболее заносимых и трудных по профилю участках пути, где в период метели предусматривается круглосуточное дежурство рабочих бригад для расчистки снежных переметов, должна быть установлена временная телефонная связь с дорожным мастером или бригадиром пути. Для дежурных рабочих бригад должен быть установлен график работ и предоставлено помещение для обогрева и принятия пищи.

5.16. В случае остановки поезда на перегоне из-за снега и невозможности выехать на свободный от снега участок пути машинист должен затребовать помощь и действовать в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР (М., Транспорт, 1987. 256 с.).

5.17. При образовании глубоких заносов очистку пути, на котором находится состав, следует производить по частям и по мере его очистки вагоны выводить на очищенное от снега место. Освобожденный от заноса состав по частям или полностью выводится на раздельный пункт для формирования и дальнейшего следования по назначению.

После уборки состава с занесенного участка пути необходимо немедленно закончить разделку стенок снежной траншеи с таким расчетом, чтобы следование поездов и работа снегоочистителя при последующей очистке пути могли выполняться беспрепятственно.

 

cyberpedia.su

ОЧИСТКА ПУТИ ОТ СНЕГА НА ПЕРЕГОНАХ

ТОП 10:

Для очистки пути от снега применяют снегоочистители и струги-снегоочистители.

Снегоочистители бывают двух типов: плужные и роторные. Самыми распространенными являются плужные однопутные и двухпутные снегоочистители, обладающие большой скоростью и высокой маневренностью.

Снегоочистители двухпутные плужные СДП, СДП-М, СДП-М2 и однопутные плужные самоходные ТГМ-40Спредставля­ют собой прицепные машины вагонного типа, оборудованные от­вальными снегоочистительными устройствами в форме плуга. Пе­ремещаются снегоочистители локомотивом, который обеспечи­вает также сжатым воздухом пневматическую систему управ­ления рабочими органами машин.

Снегоочистители двухпутные плужные предназначены для очистки путей от снежных заносов на двух- и многопутных лини­ях железных дорог. Они могут использоваться и на однопутных участках. Снег при движении двухпутного плужного снегоочис­тителя отбрасывается в одну сторону, как правило, в правую по направлению движения.

Снегоочистители СДП, СДП-М, СДП-М2 очищают путь от заносов глубиной до 1,0 м при рабочей скорости до 70 км/ч. Ши­рина захвата составляет 3,18 м при закрытых крыльях и 4,95 м при открытых. Снегоочистители ЦУМЗ очищают путь от зано­сов глубиной до 0,6 м, шириной от 3,2 до 6,1 м при рабочей скоро­сти до 40 км/ч. Снегоочиститель однопутный плужный ТГМ-40С создан на базе маневрового тепловоза ТГМ-40 и предназначен для очистки путей от снега высотой до 1,0 м. Снегоочистительное устройство имеет ширину захвата 3,25 м без крыльев и 5,0 м с крыльями (приложение 1).

Основные технические характеристики плужных снегоочи­стителей приведены в табл. 3.1.

Струги-снегоочистители CC-1 и СС-1М, СС-3используются для очистки от снега путей на станциях и перегонах, сколки льда на станционных путях, отвалки снега в местах его выгрузки, очис­тки кюветов от снега из выемок. Благодаря наличию снегоочисти­тельных устройств с шарнирным соединением крыльев и передне­го щита струг-снегоочиститель может производить очистку от сне­га на однопутных участках, как однопутный снегоочиститель, а на двухпутных участках, как двухпутных. При установке крыльев в виде скрепера можно использовать струг-снегоочиститель для удаления снега из выемок.

Таблица 3.1

Технические характеристики плужных снегоочистителей

Показатель Двухпутные
СДП (СДП-М, СДП-2М)
Толщина счищаемого снега, м, не более до 1,0
Ширина захвата, м: при раскрытых крыльях при закрытых крыльях   4,95 3,18
Заглубление ножа ниже уровня головки рельса, м   0,05
Рабочая скорость, км/ч: оборудованных автоматическим тормозом не оборудованных автоматическим тормозом  
Конструкционная скорость, км/ч
Скорость по стрелочным переводам, км/ч: по прямому пути по боковому пути  
Минимальный радиус проходимым кривым, м: круговая кривая с прямой вставкой S-образная кривая  

 

Тяговой единицей струга-снегоочистителя является локомо­тив, который одновременно снабжает сжатым воздухом пневма­тическую систему управления струга.

Основные технические характеристики стругов-снегоочистителей приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2.

Технические характеристики стругов-снегоочистителей

Показатель СС-1 СС-1М
Скорость, км/ч, не более: рабочая транспортная    
Скорость по стрелочным переводам, км/ч: по прямому пути по боковому пути    
Толщина счищаемого слоя снега, м, не более 1,5 2,0
Ширина захвата с раскрытыми боковыми крыльями, м 5,2 5,2
То же с закрытыми боковыми крыльями, м 3,2 3,2
Предельное положение оси кюветной части от оси пути, м 3,6 – 4,2 3,7 – 4,6
Предельное положение нижней точки кюветной части крыла от головки рельса, м 1,9 1,8

 

Электрические роторные снегоочистители ЭСО-3, ЭСО-Щ,ФРЭС-2предназначены для расчистки железнодорож­ных путей на перегонах от глубоких снежных заносов с отбрасы­ванием снега в правую или левую сторону от оси пути на значи­тельные расстояния.

Главными рабочими органами роторных снегоочисти­телей являются роторы-питатели и выбросные роторы. Для увели­чения ширины захвата снегоочистители оборудованы боковыми крыльями. Тяговой и электрической единицей роторных снегоочи­стителей является тепловоз с переоборудованной электрической схемой. Эта схема позволяет, кроме «поездного» режима, иметь «снеговой» режим движения.

Трехроторный снегоочиститель ЭСО-3 оборудован двумя роторами-питателями и выбросным ротором. Этим снегоо­чистителем расчищают снежные заносы глубиной до 4,5 м при плотности снега до 0,5 т/м3. Минимальная ширина счищаемого слоя составляет 3,425 м, максимальная поверху – 6,0 м и понизу – 5,0 м.

Максимальная дальность выброса снега до 50 м.

Трехрогорный снегоочиститель ФРЭС-2 в отличие от ЭСО-3 имеет на режущих барабанах спиралевидные лопасти вместо прямых лопаток, что обеспечивает более эффективную работу рабочих органов. Основные технические характеристики ЭСО-3 и ФРЭС-2 отличаются незначительно.

Двухроторный снегоочиститель ЭСО-Щ имеет ротор-пита­тель и выбросной ротор. Снегоочиститель может расчищать снеж­ные заносы высотой до 3 м при плотности снега до 0,5 т/м3. Мини­мальная ширина очищаемого слоя 3,42 м, максимальная поверху -6,0 м, понизу -5,1 м. Дальность отброса снега до 50 м. При обору­довании ротора-питателя щетками снегоочиститель ЭСО-Щ мож­но использовать и для очистки станционных путей, стрелочных переводов и горловин станций.

Основные технические характеристики электрических ротор­ных снегоочистителей приведены в табл. 3.3.

 

Таблица 3.3.

Технические характеристики электрических роторных снегоочистителей

Показатель ЭСО-3 ЭСО-Щ ФРЭС-2
Производительность, м3
Скорость передвижения, км/ч: рабочая при максимальной высоте слоя снега транспортная     0,5   0,8 – 1,0
Скорость по стрелочным переводам, км/ч: по прямому пути по боковому пути      
Максимальная толщина счищаемого снега, м 4,5 3,0 4,5
Ширина полосы счищаемого снега, м: поверху понизу без крыльев   6,0 5,0 3,4   6,0 5,1 3,4   5,1 4,6 3,6
Максимальная дальность отброса снега, м до 50 до 50 не менее 40
Плотность убираемого снега, т/м3 до 0,5 до 0,5 0,5

 

Организация работы снегоочистителей и обеспечение безопасности их движения.При подготовке путевого хозяйства к зиме определяют места стоянки снегоочистителей и снегоубо­рочных машин с учетом расположения заносимых мест железно­дорожной линии и крупных станций, а также с учетом возможнос­ти обеспечения снегоочистительной техники локомотивами.

Заранее намечают участки обслуживания каждого снегоо­чистителя. У мест препятствий для работы снегоочистителей вы­ставляют временные сигнальные знаки (рис. 3.1).

Работа снегоочистителей начинается в зависимости от со­стояния погоды, а также от количества снега, выпавшего на путь.

Особое внимание уделяют предупредительной очистке пути от снега на перегонах во время метелей и снегопадов, пропуская с рабо­той снегоочистители без нарушения графика движения поездов.

В случае возникновения угрозы бесперебойности движения поездов из-за заносов своевременно вводят в работу путевой струг, струг-снегоочиститель, роторный снегоочиститель.

В местностях с затяжными сильными метелями снегоочис­тители пропускают «челноком»: в середине становится локомотив, а с обоих его концов – снегоочистители. Это дает возможность вернуться назад для расчистки образовавшегося заноса.

 

 

Рис. 3.1. Схема установки временных сигнальных знаков: а – для обычных снегоочистителей; б – для скоростных снегоочистителей; 1 – опустить нож, открыть крылья; 2 – поднять нож, закрыть крылья; 3 – подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев

 

При работе плужных снегоочистителей или путевого струга на перегоне двухпутного участка поездам, проходящим по сосед­нему пути, выдаются предупреждения о том, что на перегоне ра­ботает путевой струг или снегоочиститель и что при следовании необходимо соблюдать особую бдительность, быть готовым в слу­чае надобности к немедленной остановке и перед местами с пло­хой видимостью давать оповестительные сигналы.

При очистке пути роторным снегоочистителем на двухпут­ном участке, когда второй путь расчищен, поездам, следующим по расчищенному пути, выдаются предупреждения о проходе места работы снегоочистителя со скоростью 5 км/ч с посадкой у запре­щающего сигнала работника дистанции пути (проводника), так как место работы этого снегоочистителя ограждается по соседнему пути сигналами остановки. К проходу поезда работу снегоочисти­теля прекращают и крылья закрывают.




infopedia.su

Механизация работ по снегоборьбе на перегонах. — КиберПедия

Очистка пути от снега на перегонах осуществляется, как прави­ло, снегоочистителями. Ручная очистка допускается в местах пре­пятствий для прохода снегоочистителя в рабочем состоянии (настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и др.)

Очистка снега высотой до 1 м производится:

-плужными (типов СДП, СДПМ, ЦУМЗ) двухпутными или однопутными снего­очистителями, представляющими собой прицепные к локомотивам машины вагонного типа, оборудованные отвальными снегоочис­тительными устройствами в виде плуга;

-щёточными

-пневматическими (ПОМ -1М)

Снежные заносы высотой более 1 м расчищаются электрическими роторными снегоочисти­телями (типов ЭСО и ФРЭС).

Универсальными являются струги-снегоочистители, используемые для уборки снега с путей и на пе­регонах, на станциях, а также для очистки кюветов от снега и удаления его из выемок, околки льда на станционных путях и отвалки снега в местах его выгрузки.

Тяговыми единицами, перемещающими снегоочистители, яв­ляются локомотивы, которые обеспечивают сжатым воздухом пневматическую систему управления рабочими органами плуж­ных снегоочистителей и стругов. Локомотивы (тепловозы), обеспечивающие работу роторных снегоочистителей, одновременно являются энергетическими еди­ницами с переоборудованной электрической схемой для работы в «поездном» и «снеговом» режимах движения.

Положительным явился опыт оборудования снегоуборочных и снегоочистительных машин вентиляторными установками.

В период сильных снегопадов и метелей в первую очередь сне­гоочистителем производится очистка от снега главных путей по всему участку обслуживания, а затем очищаются приемоотправочные и другие станционные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях.

На сильнозаносимых участках для повышения эффективности очистки и избежания потерь времени на перестановку локомотива используется способ работы сплотки из двух снегоочистителей «чел­ноком» по схеме: снегоочиститель – локомотив-снегоочиститель.

 

Таблица 5. Характеристики машин для очистки пути от снега на перегонах

Показатель Двухпутный участок Однопутный участок Струги- Снего- очистители
СДП (СДП-М) СДП-2М ЦУМЗ ЦУМЗ ТГМ-40С ЭСО-3 (3-х роторный) ЭСО-Щ (2-х ро­торный) ФРЭС-2 (3-х роторный) СС-1, СС-1М
Высота очищаемого снега (м) до 1,0 до 0,6 до 0,6 до 1,0 4,5 3,0 4.5 До 1,0
Ширина полосы очищаемого снега, м, крылья:
раскрытых 4,95 5,1 4,5 5,0       5,0
закрытых 3,18 3,2 3,2 3,25       3,25
поверху         6,0 6,0 5,1  
понизу         5,0 5,1 4.6  
без крыльев         3,425 3.425 3,6  
Рабочая скорость, км/ч 0.50 0.50 0,8-1,0 До 40
Транспортная скорость, км/ч  
То же по прямому пути стрелочных переводов    
То же по боковому пути    

При работе плужных снегоочистителей на электрифицирован­ных участках напряжение с контактного провода не снимается. При нахождении опор контактной сети от оси пути менее 3,1 м работа снегоочистителя должна проводиться с закрытыми крыльями, за­фиксированными транспортными запорами.



На многопутных участках с нормальными междупутьями и на косогорных участках двухпутных линий целесообразно произво­дить очистку путей двумя двухпутными снегоочистителями, сле­дующими друг за другом по соседним путям на расстоянии 1 км.

При этом первый снегоочиститель сбрасывает снег в сторону откоса выемки крайнего пути, а следующий за ним – с крайнего пути под откос насы­пи.

При работе плужного снегоочистителя или струга с закрыты­ми крыльями на двух или многопутном участке со стороны меж­дупутья смежный путь сигналами не ограждается, но поездам, про­ходящим по соседнему пути, выдаются предупреждения в установ­ленном порядке. При необходимости работы снегоочистителя или струга с открытым крылом со стороны междупутья соседний путь для движения поездов закрывается.

При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается. При нахождении опор контактной сети от оси пути менее 3,1 м работа снегоочистителя должна проводиться с закрытыми крыльями, зафиксированными транспортными запорами.



 

Рис. 9. Струг-снегоочиститель СС-1М

При очистке пути роторным снегоочистителем место его рабо­ты ограждается по соседнему пути сигналами остановки, на элек­трифицированных участках напряжение с контактного провода должно быть снято.

При невысокой плотности снега и высоте его до 1 м расчистку производят за один проход электроснегоочистителем с раскры­тыми крыльями. При глубине снега более 1 м расчистку осуще­ствляют за два прохода: первый – с раскрытыми вертикальными подкрылками, но закрытыми крыльями, второй (по разделке траншеи) – с открытыми крыльями.

При очистке пути роторным снегоочистителем место его работы ограждается по соседнему пути сигналами остановки, на электрифицированных участках напряжение с контактного провода должно быть снято.

Рис. 10. Роторный снегоочиститель

Рис. 15. Снегоуборочный поезд с головной машиной СМ-2.

Позднее были созданы другие модификации машины СМ-2: СМ-2М, СМ-4, СМ-5 и СМ-6.

 

Самоходная машина СМ-6 предназначена для очистки от снега и засорителей станционных путей, стрелочных переводов и горловин ж.д. пути, с погрузкой в кузов и механизированной выгрузкой в определенных местах. Выгрузка может производиться непосредственно при работе машины, не загружая кузова, через 2-3 пути в обе стороны от оси пути.

В настоящее время для очистки путей от снега применяются и несамоходные снегоочистители, которые используются на железных дорогах колеи 1520 мм в районах с умеренным климатом. Например, пневмоочистительная машина ПОМ-1М (рис. 16). Машины оснащаются вентиляторами высокого давления (ВДН-17, ВДН-18, ВМ-18А и т.д.). К достоинствам машины можно отнести её применение в условиях обильных снегопадов.

 

Места выгрузки снега определяются комиссионно с учетом санитарных и экологических требований и участием представителей дистанции пути, начальников станций, Центра охраны окружающей среды железной дороги.

По результатам работы комиссии должен быть составлен акт с указанием возможных мест выгрузки снега.

Места выгрузки снега должны быть удалены от водных объектов, с целью невозможности попадания неочищенных талых вод.

 

Рис. 16. Пневмоочистительная машина ПОМ-1М.

 

Поезд ПСС-1, который предназначен для очистки снега, льда и засорителей в том числе стрелочных переводов и горловин, осуществляет погрузку в собственный кузов с последующей механизированной выгрузкой в отведенных местах или в процессе работы на сторону. Изготавливается в трех вариантах исполнения: 3-х, 4-х и 5- вагонный.

Рис. 16. Подвижной снегоочистительный состав ПСС-1.

cyberpedia.su

15.4. Очистка дорог от снега

Снег на поверхность дорог неизбежно попадает при снегопадах, верховых метелях, сходах лавин. Поэтому составной частью зимнего содержания является снегоочистка, стоимость которой составляет 40-50 % от общих затрат на зимнее содержание. Различают следующие виды снегоочистительных работ: патрульная снегоочистка; удаление валов; расчистка снегопадных отложений и снежных заносов небольшой толщины; расчистка снежных заносов значительной толщины; расчистка лавинных завалов.

Очистку автомобильных дорог от снега производят специальными снегоочистительными машинами, условия применения которых приведены в табл. 15.8. Основной вид очистки дорог от снега – патрульная снегоочистка, которая производится периодическими проходами плужных и плужно-щеточных снегоочистителей по закрепленному участку в течение всей метели или снегопада. Патрульная снегоочистка производится одиночными снегоочистителями или отрядом плужно-щеточных снегоочистителей, движущихся уступом с интервалом 30-60 м с перемещением снега от оси дороги к обочине с перекрытием следа на 0,3-0,5 м.

Таблица 15.8

Машина

Предельная плотность снега, г/см3

Предельная толщина слоя снега, м

Целесообразная область применения

при полной ширине захвата

при неполной ширине захвата

Основная область применения

Возможная область применения

Одноотвальный плужный снегоочиститель

0,3

0,3

0,7

Патрульная снегоочистка

Уширение полосы расчистки

То же, с боковым отвалом

0,3

0,3

Уширение полосы расчистки при патрульной снегоочистке

Патрульная снегоочистка

То же, со средним ножом

0,5

0,1

0,3

Ликвидация снежного наката в начальной стадии его образования

Патрульная снегоочистка

Двухотвальный плужный снегоочиститель на автомобильном шасси

0.4

0,4

0,8

Расчистка снежных заносов до 0,5 м

Уширение полосы расчистки

Двухотвальный снегоочиститель на шасси трактора

0,6

1,0

1,2

Прокладка снегозащитных траншей. Устройство автозимников

Расчистка заносов. Прокладка колонных путей

Шнекороторные и фрезернороторные снегоочистители

0.6

1,5

Расчистка снежных заносов или снегопадных отложений большой толщины. Удаление снежных валов. Расчистка лавинных завалов

Автогрейдеры

0,6

0,5

0,6

Расчистка снежных завалов и снегопадных отложений средней толщины

Бульдозеры

0,7

1,0

Расчистка снежных отложений большой толщины

Прокладка снежных траншей

Валоразбрасыватели

0,6

1,5

Удаление снежных валов

Очистку необходимо начинать сразу же с момента снегопада или метели. При задержке с началом работ рыхлый снег колесами автомобилей превращается в накатный слой, практически не снимаемый при патрульной снегоочистке.

Снегоочистительные машины должны работать на скорости не менее 30-35 км/ч с целью повышения производительности и дальности отбрасывания снега за пределы дорожного полотна, которая зависит от скорости движения:

Скорость движения снегоочистителя, км/ч    30    35      40       45      50      60

Дальность отбрасывания снега, м                   6,7    9,2   10,2    12,1    12,8   17

С увеличением толщины снега на проезжей части от 10 до 30 см скорость движения снегоочистительных машин снижается с 50 до 35 км/ч.

На участках дорог, проходящих по косогорам (в полунасыпи или в полунасыпи-полувыемке), снегоочистку рекомендуется начинать со стороны верхового откоса и перемещать снег последовательными проходами в сторону низового откоса.

Технологическая схема работы патрульных машин зависит от ширины очищаемой поверхности дороги, направления и скорости ветра. Звено снегоочистительных машин подбирают так, чтобы за один проход в одном направлении снег убирался с половины очищаемой поверхности дороги без образования валов на обочине более допустимой толщины. Требуемое количество снегоочистителей определяется по формуле (15.2) (см. раздел 15.1).

Расчистка двухполосных дорог при отсутствии сильного бокового ветра производится от оси к обочинам (рис. 15.23) последовательными круговыми проходами звена одноотвальных плужных снегоочистителей с отбрасыванием снега за пределы земляного полотна.

Рис. 15.23. Технологические схемы очистки дорог от снега: а – от оси к обочинам; б – от одной обочины к другой по направлению ветра; 1 – направление движения снегоочистительных машин; 2 – направление отбрасывания снега; 3 – направление ветра

При очищаемой поверхности до 8-9 м расчистка может быть выполнена одним мощным скоростным снегоочистителем с дополнительным боковым отвалом. При наличии бокового ветра со скоростью 6-10 м/с расчистка выполняется проходами плужных одноотвальных снегоочистителей с перемещением снега от наветренной обочины к подветренной. В этой технологии необходимо менять положение отвала в конце очищаемой захватки или применять снегоочистители с поворотными отвалами.

Следует иметь в виду, что при одностороннем перемещении снега по всей ширине очищаемой полосы после последнего прохода плужного снегоочистителя на обочине может образовываться снежный вал. Для его удаления в состав звена очистительных машин необходимо включать валоразбрасыватель.

Усиленная снегоочистка или расчистка снегозаносов небольшой толщины. Во время сильных метелей и снегопадов, когда на отдельных участках дорог образуются снежные косы и переметы, или накопились снежные отложения толщиной более 20-30 см, в состав звена по очистке дорог включают плужный двухотвальный снегоочиститель, который движется по оси дороги и пробивает косы и переметы, а идущие за ним одноотвальные снегоочистители сдвигают снег к обочинам, расчищая дорогу на полную ширину.

Снежные валы удаляют с помощью роторных снегоочистителей. Если валы сдвинуты на кюветы, то для их удаления применяют роторные снегоочистители на гусеничном ходу или валоразбрасыватели с выносным рабочим органом. При отсутствии таких машин для удаления валов, расположенных над кюветами, применяют автогрейдеры или универсальные бульдозеры в комплексе с роторными снегоочистителями на колесном ходу. Автогрейдер сдвигает снег из вала на дорожное полотно, а роторный снегоочиститель отбрасывает его в сторону.

Существенные помехи возникают при очистке дорог от снега на участках, где установлены ограждения, направляющие столбики, а также на путепроводах и мостах, с которых нельзя сбрасывать снег вниз.

С целью обеспечения высокой скорости снегоочистки и обеспечения очистки и обеспечения очистки верхней части насыпи на всю её ширину, особенно в районах с интенсивной метелевой деятельностью, рекомендуется производить демонтаж съёмных конструкций ограждений безопасности (за исключением участков подходов к мостам и путепроводам) с одновременной установкой направляющих вешек на расстоянии 30-50 м одна от другой по бровке земляного полотна.

Направляющие вешки должны быть установлены в створе размещения труб (над оголовками с каждой стороны дороги) и в начале и в конце мостовых переходов (у начала и окончания ограждений безопасности с каждой стороны дороги). Для беспрепятственного движения снегоочистительных машин при уборке снега с обочин необходимо устанавливать сигнальные столбики с отгибами (см. гл. 13).

На участках с ограждениями, за которые можно выбросить снег, эта задача решается путём включения в состав звена автогрейдера и роторного снегоочистителя или валоразбрасывателя. Плужные снегоочистители сдвигают снег к ограждению, автогрейдер перемещает его на обочину и формирует вал, а роторный снегоочиститель выбрасывает его за пределы земляного полотна. Окончательная уборка снега из-под ограждений должна производиться после завершения патрульной снегоочистки средствами малой механизации или вручную.

При очистке от снежных отложений путепроводов, эстакад и мостов может быть два варианта:

снег может быть сдвинут к боковым ограждениям или бордюрам и затем бульдозерами перемещен вдоль моста за его пределы;

снег плужными снегоочистителями может быть сдвинут к боковым ограждениям, затем автогрейдером отодвинут от него и сформирован в виде вала, после чего шнекороторным снегоочистителем погружен в транспортные средства и вывезен.

Аналогичная технология применима и на участках насыпи с ограждениями, или глубоких выемок, где снег не может быть выброшен за пределы земляного полотна.

Расчистка снежных заносов большой толщины. При расчистке заносов толщиной до 1 м применяют двухотвальные и роторные снегоочистители. Первый проход осуществляет двухотвальный плужный тракторный снегоочиститель. За один проход он расчищает полосу шириной 3,5-4 м, обеспечивая проезд автомобилей в одну сторону, затем по кольцевой схеме он расширяет полосу очистки. Вслед за плужными движется роторный снегоочиститель, который убирает снег из образовавшегося вала и расширяет полосу проезда до необходимой величины (рис. 15.24).

Рис. 15.24. Пробивка глубоких заносов на дорогах двухотвальным плужным и плужно-роторным снегоочистителем: 1-3 – последовательность движения машин

Расчистку заносов толщиной более 1 м выполняют с использованием всей имеющейся техники. Наиболее эффективно применение бульдозера с поворотным ножом, который последовательными проходами перемещает снег к обочине, откуда снег роторными снегоочистителями перебрасывается за пределы полотна. При отсутствии снегоочистителей применяют бульдозеры с неповоротным отвалом, которые расчищают снежные отложения поочередными проходами в одну и другую сторону от дороги под острым углом к её оси. Снег сдвигают на расстояние 15-20 м от бровки земляного полотна.

При очень больших заносах, когда участок дороги полностью занесен снегом толщиной 2-3 м и более, для расчистки можно применять лишь фрезерно-роторные снегоочистители на тракторах с гусеничным ходом. Они могут последовательными проходами расчищать траншею по ярусам высотою до 1,2 м. В начале расчищают траншею для однопутного движения и примерно через каждые 500 м устраивают объезды. Далее траншею уширяют до двухпутного движения. Для очистки пересечений в одном и разных уровнях необходимо разрабатывать специальные схемы движения снегоочистительных машин.

Занесенные выемки при большой толщине отложений (более 2 м) должны расчищаться роторными снегоочистителями на гусеничном ходу. Снег удаляют послойно последовательными проходами вдоль выемки (рис. 15.25).

Рис. 15.25. Схема расчистки выемки роторным снегоочистителем на гусеничном ходу: 1 – направление отбрасывания снега; 2 – предохранительный слой снега толщиной 10 см, убираемый автогрейдером

При отсутствии роторных снегоочистителей на гусеничном ходу снежные отложения в выемке разрабатывают бульдозерами совместно с роторными снегоочистителями на колёсном ходу. Потребность в машинах для выполнения объемных работ по очистке дорог от снежных заносов определяют по формуле

где                                                                                                                    (15.23)

Nw – потребное количество машин для объёмных работ по снегоочистке, шт.;

W – объём снега, подлежащего уборке за один цикл, м3;

Рэ – производительность одной машины, м3/ч;

tп – нормативный срок расчистки дорог, час.

Если нет фактических данных об объемах снегоотложений, их можно ориентировочно определить по формуле

где                                                                                                         (15.24)

п – число участков с сильными заносами;

Wсд – снегопринос к дороге, м3/пог. м;

f – коэффициент задержания снега, который принимают равным 0,9 для выемок и 0,4 для нулевых отметок, низких насыпей, участков с ограждениями;

Li – длина каждого участка, м.

Ориентировочные затраты машинного времени и труда на снегоочистку приведены в табл. 15.9.

Таблица 15.9

Укрупненные показатели затрат машинного времени и труда на снегоочистку (на 1 км дороги с проезжей частью шириной 7 м)

Вид работы

Операция

Машина / машинист 4-го разряда

Наименование

маш.-ч чел.-ч

Патрульная снегоочистка

Очистка с отбрасыванием за бровку дорожного полотна

Плужный одноотвальный автомобильный снегоочиститель на КДМ-130Б

0,24

 

То же, с боковым крылом ЭД-207

0,24

Очистка с оставлением снежных валов

Плужный одноотвальный снегоочиститель на КДМ -130 Б

0,35

 

(при толщине снега 10 см и более)

Автогрейдер ДЗ- 31 -1

1,8

 

Уборка снежных валов

Роторный снегоочиститель ДЭ-210А

1,17

Расчистка снежных заносов

Пробивка снежных заносов (при толщине снега 0,3-0,5 м)

Двухотвальный плужный снегоочиститель на колесном тракторе К-701

0,12

Уширение полосы расчистки

Двухотвальный плужный снегоочиститель на колесном тракторе К-701

1,4

 

Автогрейдер ДЗ-31-1

4,4

 

Удаление снежных валов

Роторный снегоочиститель ДЭ-210 А

2,92

 

Окончательная очистка с удалением снега с покрытия

Плужный одноотвальный автомобильный снегоочиститель со щеткой на КДМ-130 Б

0,23

Удаление уплотнённого снега

Скалывание уплотненного слоя снега

Бульдозер ДЗ-18 или автогрейдер ДЗ-99-1-4 с зубчатым ножом на отвале

12,5

Отбрасывание сколотого снега

Роторный снегоочиститель ДЭ-210 А

1,91

Возможность расчистки дорог во время сильной метели зависит от интенсивности переноса снега, которая может быть столь велика, что полностью отсутствует видимость. Если видимость позволяет вести работы, а количества имеющихся машин достаточно для быстрого удаления снега с дороги, расчистку дорог с высокой интенсивностью движения во время сильных метелей нужно производить обязательно. Соотношение роторных и плужных снегоочистителей должно быть в пределах от 2:10 до 4:10.

При недостаточном количестве снегоочистительных машин отбрасывающего типа, чтобы своевременно и полностью удалять валы, срезать отвесные стенки, образующиеся при снегоочистке, работы во время метели могут привести к резкому увеличению снегонакопления и ускорению образования снежных заносов (рис. 15.26).

Рис. 15.26. Последствия неполной очистки во время сильной метели: 1 – снежный вал после первой очистки; 2 – снежный занос; 3 – снежный вал после второй очистки: 4 – новый снежный занос; 5 – направление ветра

В этих условиях может оказаться нецелесообразным выполнять работы во время метели, а привести расчистку сразу после ее окончания. В любом случае дорожно-эксплуатационная служба должна принять все меры к предупреждению несчастных случаев с водителями и пассажирами автомобилей, попавших в снежные заносы на дорогах.

Сложно очищать снег на развязках в разных уровнях, особенно на левоповоротных съездах, имеющих малые радиусы поворота. На внутренней части кривых таких съездов в районах с частыми метелями целесообразно устанавливать съемные ограждения и направляющие столбики, которые перед наступлением зимы убирают. Снег с проезжей части убирают внутрь кривой проходами плужных снегоочистителей или автогрейдеров.

Снегоочистку пунктов весового контроля, пунктов учета интенсивности движения, тротуаров и пешеходных дорожек осуществляют средствами малой механизации или вручную после завершения работ по снегоочистке проезжей части. При этом удаление снега с отдельных элементов весов и датчиков, вмонтированных в покрытие проезжей части, целесообразно производить сжатым воздухом, используя для этой цели передвижные компрессорные установки.

Особенности очистки от снега автомобильных магистралей. Особенности зимнего содержания автомагистралей состоят в том, что значительная ширина земляного полотна, наличие разделительной полосы, большого количества различных видов обустройств дороги и плотный многорядный транспортный поток создают помехи для переноса снега, способствуют его отложениям на дороге и усложняют организацию работ по очистке автомагистрали от снега и ликвидации гололёда. Существенные трудности возникают при зимнем содержании многополосных автомагистралей, имеющих несколько разделительных полос, которые являются препятствием для снегопереноса и способствуют отложению снега на проезжей части. Снег с разделительной полосы нужно убирать, так как его наличие приводит к увеличению снегозаносимости проезжей части и переувлажнению земляного полотна в период снеготаяния. Однако эту работу можно производить после окончания метели. Более того, если разделительная полоса имеет значительную ширину и вогнутый поперечный профиль, можно допустить накопление слоя снега толщиной до 1,0 м на этой полосе. В начале весеннего снеготаяния необходимо прорыть продольную траншею по середине разделительной полосы для обеспечения быстрого стока воды. На разделительной полосе с выпуклой и горизонтальной поверхностью накопившийся снег должен быть обязательно убран перед началом таяния.

Особенности зимнего содержания автомагистралей изучены ещё недостаточно. Установлено, что даже на снегонезаносимых по высоте насыпях, где установлены барьеры безопасности, происходит интенсивный занос снега во время метелей. Поэтому автомобильные магистрали рекомендуется защищать от снежных заносов на всем протяжении, где возможен снегоперенос.

К зимнему содержанию автомагистралей применимо большинство мероприятий по зимнему содержанию дорог, но с учетом более жёстких требований к уровню содержания и срокам ликвидации снежных и ледяных отложений.

Патрульную снегоочистку проезжей части автомагистралей целесообразно производить отрядом скоростных плужно-щёточных снегоочистителей с дополнительным боковым отвалом, которые движутся на расстоянии 100-150 м один за другим на максимально возможной скорости, при которой снег отбрасывается далеко за бровку земляного полотна (рис. 15.27).

Рис. 15.27. Схемы патрульной снегоочистки автомагистралей: а – скоростными плужными снегоочистителями боковыми отвалами с возможностью их обгона автомобилями; b – то же, с машиной сопровождения; с – обычными плужными снегоочистителями; 1, 2, 3, 4 – последовательность движения машин; Р – машина сопровождения

Большое расстояние между снегоочистителями обеспечивает возможность обгона их отдельными автомобилями транспортного потока. Однако при высокой интенсивности движения эти обгоны становятся опасными. В этом случае интервал между снегоочистителями сокращают до 40-60 м и при высокой интенсивности движения организуют их сопровождение машиной службы безопасности движения.

В случае интенсивного снегопада или метели или при невозможности движения снегоочистителя с высокой скоростью на обочине автомагистрали образуется вал. Для его удаления в состав звена включают валоразбрасыватель или шнекороторный снегоочиститель.

Технология очистки от снега многополосных автомагистралей. Опыт зимнего содержания Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) с высокой интенсивностью транспортного потока показывает, что необходимо обеспечить минимальные помехи движению автомобилей при выполнении технологических операций и выполнять их со скоростью, близкой к средней скорости транспортного потока, за возможно короткий срок и минимальное количество проходов. В противном случае на автомагистрали очень быстро образуются многокилометровые заторы.

Во избежание задержек движения при очистке снега применяют мощную снегоочистительную технику, в том числе фронтальные снегоочистители, оснащённые секционным плугом и боковым отвалом на базе машин МБ 2638, МАЗ-5516 («Супер-МАЗ») и подобные им. Это позволяет уменьшить количество снегоочистителей в колонне, обеспечить сгребание снега за один проход при рабочей скорости снегоочистителей в 45-55 км/ч.

Технология работ по очистке от снега отличается от традиционной тем, что при скоростной уборке в начале снегопада или метели производится распределение химических реагентов распределителями типа ШМИДТ на базе МБ 2638 или МАЗ 5551 (КУМ) с шириной обрабатываемой полосы до 10 м. В зависимости от интенсивности снегопада задается плотность распределения реагентов в диапазоне 5-40 г/м2. Распределители двигаются уступом, последующий (второй) водитель контролирует распределение по границе первого. В зависимости от интенсивности снегопада и температуры воздуха определяется время выхода снегоочистителей, т.е. выдержка, в течение которой реагент растворяет часть выпавшего снега, а увлажнённый снег колёсами проезжающих автомобилей перемешивается, в результате чего на покрытии образуется увлажнённая масса снега.

Эта операция необходима для того, чтобы избежать уплотнения снега колесами автомобилей. Продолжительность выдержки колеблется от 15 до 30 минут в зависимости от температуры воздуха и интенсивности снегопада или метели. После этого начинается собственно операция по сгребанию и удалению снега с дороги. При сгребании снега колонна широкозахватных снегоочистителей, оснащённых фронтальными плутами и боковыми отвалами (плугами), обеспечивает однопроходную качественную очистку магистрали. Убираемая ширина МБ 2638 (первого в колонне) составляет 5,4-5,5 м, последующих несколько меньше за счет перекрытия следа.

Колонна снегоочистителей после выхода на магистраль выстраивается с дистанцией между снегоочистителями в 15-20 м (рис. 15.28, а). Это расстояние считается оптимальным с точки зрения качества уборки, при котором контролируется перекрытие очищаемой полосы последующим водителем, а также предупреждается обгон колонны попутными транспортными средствами. Колонна снегоочистителей, как правило, сопровождается машиной дорожно-патрульной службы.

Рис. 15.28. Технологическая карта зимней очистки широких магистралей: а – сгребание снега с проезжей части широкозахватными снегоочистителями; б – подметание (промёт) проезжей части

При увеличении дистанции и отсутствии сопровождения патрульной машины ГИБДД возрастает чисто водителей, стремящихся обогнать колонну путём проезда между снегоочистителями, что приводит к аварийным ситуациям. В случае наличия в колонне снегоочистителя меньшей мощности, не выдерживающего скорости, его целесообразно ставить в колонне последним справа. При этом попытка обгонов снижается из-за значительного снежного вала, собранного с трёх-четырёх полос. С целью снижения нагрузки на снегоочиститель целесообразно его проход осуществлять с боковым отвалом в транспортном положении. Такая организация обеспечивает большую безопасность работ, так как на крайней полосе возможна кратковременная остановка транспортных средств, для объезда которых необходимо убирать боковой отвал, что снижает безопасность движения и вместе с тем качество работ. Движение колонны осуществляется со скоростью 45-55 км/ч, при этом снежная масса откидывается после прохода снегоочистителя на 1-1,5 м от бокового отвала.

После прохода снегоочистителей на поверхности покрытия остается снежная масса толщиной около 2 см. По окончании сгребания практически следом идут распределители реагентов (на рис. 15.28 не показаны) с плотностью распределения при окончании снегопада 5-10 г/м2, а при его продолжении – 15-25 г/м2.

Подметание (промёт) производится сразу после распределения реагентов, если снегопад закончился. В случае если снегопад продолжается, подметание производится после того, как на поверхности покрытия накопятся отложения снега толщиной 2-2,5 см (рис. 15.28, б). Для этого применяют те же МБ 2638 с рабочим оборудованием – фронтальной щёткой и использованием бокового отвала. Фронтальная щётка широкозахватного снегоочистителя отбрасывает снежную массу справа по ходу движения в валик шириной 1-1,3 м, который разравнивается боковым отвалом и отбрасывается еще на 1,5-2 м. По ширине прохода щетки на покрытии остается чистая «черная» поверхность покрытия, а выровненная боковым отвалом снежная масса толщиной 2-3 см попадает под фронтальную щётку следующего в колонне снегоочистителя. После прохода колонны в зависимости от погодных условий проводится последующая обработка проезжей части противогололёдными реагентами.

studfiles.net

Механизация снегоочистительных работ на перегонах — ЖД cправочник

Очистка снега толщиной до 1 м производится плужными двух- и однопутными снегоочистителями, представляющими собой прицепные к локомотивам машины вагонного типа, оборудованные отвальными снегоочистительными устройствами в виде плуга. После прохода плужного снегоочистителя для планировки валов снега применяется путевой струг (или бульдозер). Снежные заносы высотой более 1 м обычно расчищаются электрическими роторными снегоочистителями. Положительные результаты дал опыт применения снегоуборочных и снегоочистительных машин, оборудованных вентиляторными установками.
В период сильных снегопадов и метелей снегоочистителем в первую очередь производится очистка от снега главных путей по всему участку обслуживания, затем очищаются при-емо-отправочные и другие станционные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях. На сильнозаносимых участках для повышения эффективности очистки и избежания потерь времени на перестановку локомотива используется способ работы «челноком» сплотки из двух снегоочистителей по схеме: снегоочиститель-локомотив-снегоочиститель. На многопутных участках с нормальными междупутьями и на косогорных участках двухпутных линий очистку путей целесообразно производить двумя двухпутными снегоочистителями, следующими друг за другом по соседним путям на расстоянии 1 км. При этом первый снегоочиститель сбрасывает снег в сторону крайнего пути, а следующий за ним – с крайнего пути под откос насыпи или на откос выемки.
При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается. При расположении опор контактной сети от оси пути не менее 3,1 м работа снегоочистителя должна проводиться с закрытыми крыльями, зафиксированными транспортными запорами. При работе плужного снегоочистителя или струга с закрытыми крыльями на двух (или многопутном) участках со стороны междупутья смежный путь сигналами не ограждается, но поездам, проходящим по соседнему пути, выдаются предупреждения в установленном порядке. При необходимости работы снегоочистителя или струга с открытым крылом со стороны междупутья соседний путь для движения поездов закрывается. При очистке пути роторным снегоочистителем место его работы ограждается по соседнему пути сигналами остановки, на электрифицированных участках напряжение с контактного провода должно быть снято.
При глубине снега до 1 м невысокой плотности снега его расчистку производят с раскрытыми крыльями за один проход. При глубине снега более 1 м расчистку осуществляют за два прохода: первый – с раскрытыми вертикальными подкрылками, но закрытыми крыльями, второй (по разделке траншеи) – с открытыми крыльями.

xn--b1amah.xn--d1ad.xn--p1ai

Технология снегоочистки

Строительные машины и оборудование, справочник

Технология снегоочистки

Категория:

   Зимнее содержание дорог




Технология снегоочистки

В ГДР применяют различные снегоочистительные машины:

одноотвальные плужные снегоочистители (как правило, выпускаемые поворотными) — для патрульной снегоочистки и удаления снежных отложений небольшой толщины. В этих условиях они работают наиболее экономично и при незначительной высоте снега скорость очистки может быть высокой;

двухотвальные плужные снегоочистители — для быстрой очистки занесенных снегом дорог и сдвигания в сторону с проезжей части боковых снежных валов;


роторные снегоочистители — для расчистки тяжелых снежных заносов и удаления боковых валов, возникших при уборке снега плужными снегоочистителями. Они также эффективны для погрузки снега в автомобили.

Строительные и тяжелые специальные машины рассчитаны на использование в аварийных случаях, когда применение нормальной снегоуборочной техники недостаточно эффективно.

Рис. 45. Схема очистки дороги одноотвальным плужным снегоочистителем и плужно-роторным снегоочистителем:
1—4 — последовательность движения машин; 5 — направление движения машин; 6 — направление выбрасывания снега

Рис. 46. Пробивка глубоких заносов на дорогах двухотвальным плужным и плужно-роторным снегоочистителем: 1—3 — последовательность движения машин

Особой проблемой зимнего содержания дорог является устранение снежных колей на проезжей части или обледенелого снега на обочинах дорог. Эти неровности представляют собой серьезную опасность для автомобильного движения; их устранение во всех случаях весьма затруднительно. Для устранения колей наряду с автогрейдерами с успехом применяются сельскохозяйственные машины, например дисковые бороны. Лучший эффект такая работа дает при предварительной посыпке слоя льда солью.

Независимо от того, сколько машин одновременно используется для уборки снега с проезжей части дороги применяются следующие способы снегоочистки: – очистка небольших снегоотложений одноотвальным плужным снегоочистителем с уборкой образующихся валов плужно-роторным снегоочистителем; – расчистка глубоко занесенных участков дорог двух-отвальными плужными снегоочистителями и плужно-роторным снегоочистителем; – очистка снега на многополосных дорогах при движении снегоочистительных машин в одном направлении с помощью одноотвальных плужных снегоочистителей без крыльев (идущих друг за другом уступами) или плужных снегоочистителей с боковыми крыльями.

Для возможно более быстрого удаления снежных отложений, препятствующих движению по дороге, желательно, чтобы уборка снега производилась с высокой скоростью. Однако силы сопротивления снега, действующие на снегоуборочную машину, в сочетании с пониженным сцеплением колес с покрытием дороги зимой требуют в интересах безопасности движения, чтобы движение снегоуборочной машины было медленным.

Поэтому водитель плужного снегоочистителя должен руководствоваться следующими соображениями. Во-пер-вых, при очистке дорог от снега плужными снегоочистителями необходимо не снижать скорость ниже определенного минимального значения, так называемого «критического». Только с этой скоростью снежная масса «стекает» с отвала плуга. Величина критической скорости зависит от вида плуга и свойств снега.

Для большинства плужных снегоочистителей она составляет от 15 до 25 км/ч. При более низкой скорости снег собирается впереди отвала, сдвигается в сторону слишком медленно и создает сравнительно большое сопротивление движению машины (значительно большее, чем при быстром движении снега по отвалу).

Рис. 47. Снегоочистка на многополосной проезжей части дороги при движении снегоуборочных машин в одном направлении:
а — одноотвальными плужными снегоочистителями с боковыми крыльями; б — одноотвальными плужными снегоочистителями без боковых крыльев;
1—3 — последовательность движения машин

Рис. 48. Действие на отвал нормальной составляющей силы сопротивления снега при очистке дороги навесным одноотвальным плужным снегоочистителем

Во-вторых, водитель должен помнить о том, что снег выбрасывается тем дальше, чем выше скорость уборки. Поэтому при очистке дорог от снега нужно вести машину с наибольшей скоростью, какую допускают условия безопасности движения уборочных машин и транспортных средств, следующих по дороге.

При работе с роторными снегоочистителями рабочую скорость необходимо выбирать так, чтобы мощность двигателя была полностью использована.

Следует иметь в виду, что быстрая и качественная уборка снега на дорогах возможна только при наличии соответствующих навесных плугов. Применение прицепных плугов, снегоочистительных треугольников возможно лишь, как исключение.

Из имеющихся в распоряжении дорожной службы ГДР навесных плужных снегоочистителей одноотваль-ные плужные снегоочистители более экономичны, чем двухотвальные. На дорогах с двумя полосами движения одноотвальные плужные снегоочистители, как правило, должны делать меньше проходов, чем в тех же условиях двухотвальные плужные снегоочистители. Если снег сдвигается с проезжей части в одну сторону, то его можно отодвинуть к бровке дороги так, что он будет наименьшим образом мешать движению. Определенные трудности при односторонней очистке испытывает водитель в управлении плугом. При этом способе очистки нужно преодолеть сопротивление, действующее с боковой стороны на плуг; под действием этого сопротивления машина может сдвинуться в сторону (см. рис. 48). При толщине снега более 30 см удобнее применять машины с дополнительным приводом на передние колеса по сравнению с машинами, которые располагают только приводом на задние колеса. Экономическое преимущество одноотвального плужного снегоочистителя при односторонней очистке не проявляется на узких дорогах, которые можно очищать двухотвальным плужным снегоочистителем на всю ширину за один рабочий ход.

Машины-тягачи загружаются на опорных пунктах службы зимнего содержания дорог примерно наполовину от грузоподъемности материалом для поверхностной” посыпки (гравий, песок или высевки). Снегоочистку ведут только по направлению движения, обращая внимание на встречные транспортные средства. Скорость машин-тягачей при необходимости должна быть уменьшена, а в крайнем случае на особо опасных участках они могут быть вообще остановлены. При тяжелых условиях снегоочистки в зависимости от интенсивности движения по дороге следует пользоваться помощью народной полиции. В машинах с вынесенной вперед кабиной водитель должен иметь возможность обозревать сторону, в которую отбрасывается снег. Необходимо устанавливать дополнительное боковое зеркало на фасадной стороне грузового автомобиля и брус (штангу) ограничения на внешней части плуга. При расположении снегоочистителей (в плане) уступами следует сохранять между ними интервал безопасности в 100 м (на автомагистралях 150 м).

Косогорные участки, насколько возможно, очищают, сбрасывая снег в низовую сторону. Скорость очистки составляет в среднем для легких плужных снегоочистителей 30 км/ч, а для тяжелых 25 км/ч.

После каждого использования машины и плуга следует проверять их дальнейшую эксплуатационную пригодность. Плуги, которые ставятся на хранение после каждого периода эксплуатации, следует размещать так, чтобы машины могли к ним легко подъезжать. У плугов снизу должны быть привинчены упоры (имеется опасность опрокидывания).

Снежный вал, образованный плужными снегоочистителями, после окончания работы плугов должен быть устранен.

Удаление снежных валов можно выполнять навесным роторным снегоочистителем типа ASS к трактору ZT 300 как путем отбрасывания снега на прилегающую к дороге территорию, так и погрузкой его в автомобили. Навесной роторный снегоочиститель пригоден для устранения снежных -валов в условиях ГДР практически во всех случаях. Эта машина не предназначена для первоначальной расчистки глубоко занесенных снегом дорог. Ее следует пускать в действие тогда, когда другой снегоуборочной машиной уже будет открыта полоса движения для трактора.

Ввиду особенностей конструкции уборочного механизма (в направлении движения трактора с левой стороны расположен захватывающий отвал, а по правую сторону — роторное колесо) снегоочиститель может работать, двигаясь по направлению дорожного движения. Максимальная допустимая транспортная скорость для трактора ZT300 с установленным навесным роторным снегоочистителем составляет 20 км/ч.

Применение для удаления валов роторного снегоочистителя целесообразно только в случае, если при непрекращающемся снегопаде выпало достаточное количество снега (например, 10—20 см). Учитывая относительно небольшую степень уплотнения снега при уборке плужным снегоочистителем, придется убирать роторным снегоочистителем 0,2—0,5 м3 снега с погонного метра при ширине проезжей части в 3 м. Если во время уборки снега плужными снегоочистителями снежный вал останется в основном на проезжей части, то при уборке рыхлого снега роторный снегоочиститель может вести очистку со скоростью от 6 до 12 км/ч. В этих обстоятельствах можно достигнуть эффективной производительности более чем 2000 м3/ч. Однако устранение снежных валов в большинстве случаев (кроме особенно снегозаносимых участков) из экономических и технических соображений производится лишь тогда, когда снег, накопившийся за длительный период неоднократных уборок, сужает проезжую часть. Вследствие этого снег, пролежавший длительное время, из-за погодных условий уплотняется, что уменьшает производительность роторного снегоочистителя. К тому же, из-за наличия ограждающих устройств, деревьев и других препятствий часть снега трудно убирать. При этих условиях, как показали проведенные измерения, скорость уборки составляет от 3 до 5 км/ч, а производительность — от 1200 до 2000 м3/ч.

При твердом снеге вал следует убирать в несколько приемов. На местах, где отбрасывание убираемого снега невозможно (в населенных пунктах и частично на мостах и эстакадных дорогах), снег должен быть погружен и вывезен. Снегопогрузка происходит таким образом, что загружаемая машина едет впереди или слева роторного снегоочистителя. Согласование о взаимодействии в работе между двумя водителями (автомобиля и трактора) должно производиться заранее. Вследствие большой скорости, с которой подается снег, редко удается избежать при загрузке грузового автомобиля падения снега с боку автомобиля. Поэтому принимают специальные меры для защиты проезжающих мимо транспортных средств и пешеходов. Для регулировки дальности выброса снега служит смонтированная на выбросном патрубке заслонка. Если автомобили, используемые для вывозки снега, имеют приблизительно одинаковую высоту грузовой платформы, то регулировка необходима только один раз перед погрузкой. С помощью гидравлического привода поворота погрузочного желоба водитель роторного снегоочистителя распределяет снег по грузовой платформе автомобиля. Для увеличения объема перевозки снега производится наращивание бортов автомобилей. Благодаря этому за один рейс можно вывезти в среднем 6,5 м3 снега. Загрузка грузового автомобиля с бортовыми надстройками, включая время маневрирования, продолжается от 2 до 3 мин.

Шнеко-роторными снегоочистителями Д-470 в ГДР в основном расчищают сильно занесенные участки дорог с высотой снега в среднем 0,9 м на проезжей части. Обычно такие участки бывают полностью занесены, и поэтому при их расчистке не рассчитывают на встречное движение. Благодаря этому возможна также очистка на левой (в направлении движения) стороне проезжей части. Участок приходится проходить 2 раза. Поворот машина выполняет в конце участка очистки. Рациональным оказалось комплексное применение роторного и плужного снегоочистителей. При этом сочетании машин снег удаляется с проезжей части дороги почти без остатка. Благодаря этому исключается образование заезженного слоя плотного снега с последующим возникновением колей и выбоин.

Экипаж шнеко-роторного снегоочистителя Д-470 состоит из двух квалифицированных водителей, которые попеременно меняются. Подъем и опускание рабочего органа, а также поворот патрубка выброса снега производятся гидравлическим способом из кабины водителя. Выбросной патрубок следует устанавливать так, чтобы снег выбрасывался по направлению ветра, а в холмистой местности на склоны в низовую сторону. Работу по очистке снега ведут как на правой, так и на левой стороне проезжей части.

Читать далее: Требования к фрикционным материалам и их хранению

Категория: – Зимнее содержание дорог



Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

6.2 Организация очистки путей на станции и описание снегоуборочной машины

Организация и технология очистки и уборки снега на станциях являются составной частью технологического процесса работы станции. Графики работы снегоуборочных поездов и снегоочистителей увязываются с графиком движения поездов и учитывают:

— перегонное время хода снегоочистителя;

— время выдачи локомотивов под снегоочиститель или снегоуборочный поезд;

— последовательность работ на станциях и продолжительность каждой из них;

— место и порядок смены локомотивных бригад, бригад снегоочистителей и снегоуборочной техники;

— место и продолжительность экипировки локомотивов и снегоуборочных поездов.

Для организации работ по уборке снега со станции каждый парк станции разбивают на отдельные зоны – на стрелочные горловины и станционные пути. Для этого на схему станции наносят границы горловин и парковых путей, указывают места выгрузки снега и ‘ их емкость, места отстоя снегоуборочных поездов и снегоочистителей в зимний период.

Уборка снега на сортировочных, участковых и крупных пассажирских станциях осуществляется снегоуборочными поездами. При особо сильных снегопадах возможно комплексное использование снегоуборочных поездов, снегоочистителей и стругов. Очистка путей от снега на промежуточных станциях также производится снегоочистителями и стругами.

Время, необходимое для уборки снега в целом на станции и по паркам, количество рейсов снегоуборочных поездов, рассчитывают в зависимости от:

— количества выпавшего снега;

— высоты снегоотложения на пути;

— плотности снега;

— коэффициента уплотнения снега при загрузке;

— производительности машин;

— вместимости полувагонов и степени их заполнения.

При этом необходимо учесть затраты времени на:

— погрузку;

— перестановку снегоуборочного поезда с одного пути на другой;

— проезд к месту выгрузки;

— выгрузку снега из кузова;

— согласование маршрута;

— следование снегоуборочного поезда обратно к месту работы;

— скорость движения снегоуборочного поезда.

Итоговые данные для каждой расчетной толщины снежного покрова по каждому парку станции сводят в ведомость. Пример ведомости приведен в таблице 6.3.

В сортировочном парке в первую очередь очищают и убирают снег с горочной горловины и сортировочных путей на расстоянии 150 – 200 м от башмакосбрасывателей вглубь парка.

Такую уборку снега наиболее эффективно выполнять, двумя снегоуборочными поездами.

Первый снегоуборочный поезд направляется в сторону горки, а его локомотив находится со стороны парка приема. При таком расположении уменьшается число заездов на путь и улучшаются условия производства маневровой работы на подгорочных путях.

Второй снегоуборочный поезд приступает к работе по окончании уборки снега с участков тормозных позиций и убирает снег на путях сортировочного парка за пределами тормозных позиций.

Если на пути имеются отдельно стоящие вагоны, то по указанию маневрового диспетчера или дежурного по горке их прицепляют к локомотиву и осаживают на горку до тех пор, пока головная снегоуборочная машина не достигнет начала очистки пути в сторону парка. Затем снегоуборочный поезд в рабочем состоянии движется в сторону горловины парка формирования и осуществляет очистку пути от снега. Вагоны подтягивают к предельному столбику этой горловины и отцепляют. При большой группе вагонов на сортировочном пути в помощь локомотиву снегоуборочного поезда выделяют горочный локомотив.

После очистки одного или нескольких путей парка до полной загрузки снегом поезд отправляется под выгрузку, а затем возвращается к фронту уборки снега.

Цикл повторяется до полной уборки снега с путей парка.

В парках приема и отправления поездов во время снегоуборочных работ пути должны заниматься поездами и составами в соответствии с технологическим процессом механизированной очистки и уборки снега с путей станции с таким расчетом, чтобы была возможность организовать работу снегоочистителей и снегоуборочных поездов без дополнительных маневров по перестановке составов.

Условные обозначения: а – машина СМ-2; б, в – промежуточный и концевой (разгрузочный) полувагон; 1 – боковое крыло; 2, 23 – электродвигатели привода ротора и щеток; 3, 24 – пневмоцилиндры крыльев; 4 – краны управления; 5 – машинное отделение; 6 – привод кон¬вейера; 7 – дизель; 8 – генератор; 9 – аккумуляторная батарея; 10 – боковые льдоскалыватели; 1 – цилиндр управления боковыми льдоскалывателями; 12 – рама машины; 13 – средний льдоскалыватель; 4, 17 – пневмоцилиндры подъема: среднего льдоскалывателя; роторного питателя; 15 – конвейер; 16 – тележ¬ка; 18 – подрезной нож; 19 – питатель; 20 – защитный козырек; 21 – цилиндр управления козырьком; 22 – боковые щетки; 23 – электродвигатель привода боковых щеток; 25,28 – привод конвейера; 26, 27, 30 – конвейеры: пластинчатый, накопитель поворотный; 29 – поворотный круг; 31 – рыхлитель

Рисунок 6.2- Схема машины СМ-2

Снегоуборочный поезд СМ-2 ( рисунок 6.2) состоит из головной машины СМ-2 (СМ-2А, СМ-2Б, СМ-2М), одного или двух промежуточных и концевого полувагонов. Головная машина является уборочным агрегатом, а полувагоны – тарой для погрузки снега. Концевой полувагон, кроме того, имеет разгрузочное устройство.

Несамоходные снегоуборочные поезда перемещаются локомотивом. Для снабжения электроэнергией приводов рабочих органов на головной машине имеется дизель электростанция.

В зимнее время снегоуборочный поезд применяют для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега высотой до 0,8 м. При профилактической очистке станционных путей высота снега может быть небольшой (до 100 мм). Ширина полосы, очищаемой от снега, при работе без крыльев составляет 2,45 м, а при работе с крыльями – 5,1 м. Рабочая скорость машины зависит от толщины и состояния снега (плотности, твердости и др.) и составляет 5-10 км/ч.

При глубоком снеге машина, при необходимости, может очищать путь и междупутья подрезным ножом и боковыми крыльями за один-два прохода. При этом щеточный барабан-питатель поднимают в верхнее положение и включают в работу, когда необходимо подталкивать снег на погрузочный транспортер При уборке снегa щеточным барабаном-питателем очистка междупутий производится боковыми крыльями или боковыми щетками. Машины, у которых боковые щетки смонтированы на боковых крыльях (впереди машины), обеспечивают очистку междупутья за один проход машины. Если боковые щетки смонтированы в базе головной машины СМ-2, очистка за один проход возможна лишь при обратном движении машины локомотивом вперед.

Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций могут также очищать путь из уплотненного снега и льда. Для этого необходимо два-три прохода снегоуборочного поезда по пути. При первом проходе производится сколка уплотненного снега или льда, при последующих – очистка междупутий и забор материала щеточным барабаном-питателем.

После заполнения полувагонов снегоуборочный поезд транспортируется на место разгрузки. Разгрузочные устройства концевого полувагона позволяют выгружать материал в любую сторону от оси пути на стоянке или при движении снегоуборочного поезда.

Обслуживающий персонал снегоуборочного поезда СМ-2 следующий: машинист снегоуборочной и уборочной путевой машины шестого разряда – один человек, помощник машиниста снегоуборочной и уборочной путевой, машины пятого разряда – два человека.

Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций при пересылке следует ставить с прицепкой на заднюю автосцепку в хвост грузового поезда, который не подталкивается. Перед транспортированием снегоуборочный поезд должен быть приведен в транспортное положение. Снегоуборочные поезда модификации СМ-2М при транспортировании разрешается прицеплять за переднюю и заднюю автосцепки. Снегоуборочные поезда ранее выпущенных модификаций (СМ-2А, СМ-2Б) разрешается прицеплять только за заднюю автосцепку. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться технической эксплуатационной документацией снегоуборочного поезда, а также Указаниями МПС России.

В таблице 6.3 приведена техническая характеристика снегоуборочных машин.

Таблица 6.3 – Техническая характеристика снегоуборочных машин

Параметр

СМ-2

СМ-3

СМ-4

СМ-5

СМ-6

Производительность, т/ч

750

750

750

Толщина очищаемого слоя снега, м

0,8

0,9

0,8

0,8

0,8

Ширина полосы, очищаемой, м:

питателем

крыльями

2,145

5,1

2,6

5,1

2,6

5,1

Ширина захвата льдоскалывателя, м

3,66

4,0

Продолжение таблицы 6.3

Заглубление льдоскалывателя, мм

80

80

Транспортная скорость, км/ч

70

70

70

80

80

Часовая сила тяги, кН

150

150

Вместимость промежуточного полувагона, м3

80

125

Вместимость головного и концевого полувагонов, м3

60

100

185

Масса, т:

машины

промежуточного полувагона

концевого полувагона

80

36,5

39

71,2

36,8

39

118

studfiles.net