Положение китая относительно транспортных путей – Положение Китая по отношению к главным мировым транспортным путям.

1. Положение страны по отношению к транспортным путям

международного
значения.

Внешняя
торговля занимает центральное место в
системе внешнеэкономических связей
Китая. По оценкам, к концу 90-х годов
внешнеторговый оборот КНР составит 400
млрд. долл. (экспорт — 121,3 млрд. долл.,
импорт — 191,2 млрд. долл., 1994 г.). Растет
“экспортность” хозяйства страны (объем
внешней торговли составляет около 30%
стоимости ВВП Китая).

Увеличение
иностранного капитала оказывает большое
влияние на внешнюю торговлю. На долю
совместных предприятий приходится
около 30% экспорта и более 40% импорта
Китая.

По
данной экономической модели иностранные
инвестиции и международные экономические
связи Китая основаны на экономической
теории «сравнительного преимущества».
Китай использует экономическую теорию
«сравнительного преимущества», следуя
которой Китай с его дешевой рабочей
силой и дешевыми технологиями выпускает
на мировой рынок, соответственно, более
дешевую продукцию по сравнению с
европейскими странами и США, тем самым,
находясь в более выгодных условиях. 

Только
таким путем она может максимизировать
эффективность международного разделения
труда и выгодно использовать это для
своего собственного экономического
развития. Есть достоверные данные о
том, что в Китае существуют трудовые
лагеря, где содержатся работники, которым
платят гроши или вообще заставляют
работать бесплатно. Именно эти люди
производят большую часть той самой
дешевой, причем достаточно качественной
китайской продукции, сутками работая
в тяжелейших условиях. 

Китай
является экспортером трудоемкой
продукции (3/4 экспорта), благодаря
возможности использования дешевой
рабочей силы. Ведущее место в экспорте
занимают одежда и текстильные изделия
(дешевые, из натурального сырья).
Значителен экспорт товаров широкого
потребления: игрушки, обувь, спортивные
товары. Важное место в структуре экспорта
принадлежит машинно-техническому
оборудованию (25% стоимости экспорта).
Это станки для небольших ремонтных
мастерских, швейные машины, а в последнее
время и несложная электронная аппаратура
(магнитофоны, видео и т.п.).

В
импорте Китая преобладает продукция
машиностроения (оборудование, станки,
электроника), транспортных средств
(автомобили, самолеты). Растет ввоз
промышленного сырья, полуфабрикатов.

2. Физико-географические районы

3. Положение по отношению к физико-географическим объектам, имеющие экономическое значение.

Суммарная
длина сухопутных границ Китая составляет
22 117 км с 14 странами. Побережье Китая
тянется от границы с Северной Кореей
на севере до Вьетнама на юге и имеет
длину 14 500 км. Китай омывается Восточно-Китайским
морем, Корейским заливом, Жёлтым
морем и Южно-Китайским морем.
Остров Тайвань отделён от
материка Тайваньским проливом.

Топография Китая
очень разнообразна, на его территории
имеются высокие горы, плато, впадины, пустыни и
обширные равнины. Обычно выделяют
три крупных орографических региона:

  • Тибетское
    нагорье высотой более 2000 м над
    уровнем моря расположено на юго-западе
    страны

  • Пояс
    гор и высоких равнин имеет высоты
    200—2000 м, находится в северной части

  • Низкие
    аккумулятивные равнины высотой ниже
    200 м и невысокие горы на северо-востоке,
    востоке и юге страны, на которых проживает
    большая часть населения Китая.

Великая
Китайская равнина, долина реки Хуанхэ и дельта
Янцзы объединяются около морского
побережья, простираясь от Пекина на
севере до Шанхаяна юге. Бассейн Жемчужной
реки (и её главного притока Сицзян)
расположен в южной части Китая и отделён
от бассейна реки Янцзы горами Наньлин и
хребтом Уишань (который включён
в список Всемирного наследия в Китае).

Климат Китая
очень разнообразен — от субтропического на
юге до умеренного климата на
севере. На побережье погода
определяется муссонами, которые
возникают из-за различных поглощательных
свойств суши и океана. Сезонные движения
воздуха и сопутствующие ветра содержат
большое количество влаги в летний период
и довольно сухие зимой. Наступление и
отход муссонов в большой степени
определяют количество и распределение
осадков по стране. Огромные разницы по
широте, долготе и высоте на территории
Китая порождают большое разнообразие
температурных и метеорологических
режимов, несмотря на то, что большая
часть страны лежит в области умеренного
климата.

Более
2/3 страны занимают горные хребты, нагорья
и плато, пустыни и полупустыни. Примерно
90 % населения живёт в прибрежных
районах и поймах больших рек, таких, как
Янцзы, Хуанхэ (Жёлтая река) и Перл. Эти
районы находятся в тяжёлом экологическом
состоянии в результате долгой и
интенсивной сельскохозяйственной
обработки и загрязнения окружающей
среды.

Самая
северная провинция Китая Хэйлунцзян находится
в области умеренного климата, похожего
на климат Владивостока и Хабаровска,
а южный островХайнань — в тропиках.

Разница
температур между этими регионами в
зимние месяцы велика, но летом различие
уменьшается. В северной части Хэйлунцзяна
температура в январе может опускаться
до −30 °C, средние температуры —
около 0 °C. Средняя температура июля
в этой области составляет 20 °C. В южных
же частях провинции Гуандун средняя
температура колеблется от 10 °C в
январе до 28 °C в июле.

Количество
осадков изменяется даже в большей
степени, чем температура. На южных
склонах гор Циньлин выпадают
многочисленные дожди, максимум которых
приходится на летние муссоны. При
движении к северу и западу от гор
вероятность дождей уменьшается.
Северо-западные районы страны —
самые сухие, в расположенных там пустынях
(Такла-Макан, Гоби, Ордос) осадков
практически нет.

Китай
богат разнообразными видами топливных
и сырьевых минеральных ресурсов. Особенно
большое значение имеют запасы нефти,
угля, металлических руд.

Китай
имеет залежи почти 150 известных в мире
полезных ископаемых. Основным источником
энергии в Китае является уголь, по
запасам которого Китай уступает немногим
странам.

studfiles.net

Транспортная система Китая

Транспорт
Китая.

     В
последние годы в Китае всесторонне 
и быстро развиваются комплексные 
транспортные системы – железнодорожная,
автомобильная, водно-транспортная, воздушная 
и туннельная, с каждым днем улучшается
качество обслуживания и уровень 
управления.

     Согласно
данным, опубликованным 28 сентября Государственным
статистическим управлением КНР, по сравнению
с 2002 годом в 2006 году объем пассажирских
перевозок, выполненных на главных видах
транспорта увеличился с 16 млрд.80 млн.
человек до 20 млрд,240 млн. человек, объем
грузоперевозок – с 14 млрд. 827 млн. тонн
до 20 млрд. 379 млн. тонн. Из этого объёма
большая часть приходится на водный транспорт
— 2648,1 млрд ткм (53,6%) и на железнодорожный
— 1547,7 млрд ткм (31,3%).В течение четырех
лет огромные капитальные вложение и научно-технический
прогресс привели к значительному развитию
отрасли транспорта Китая.

     СУХОПУТНЫЙ 
ТРАНСПОРТ.

     Это
понятие включает три вида транспорта:
железнодорожный, автомобильный и 
трубопроводный.

     Железнодорожный
транспорт

     На 
конец 2006 года общая протяженность действующих
железных дорог в Китае составила 77 тыс.
км, по этому показателю Китай занял 3-е
место в мире. На главных магистралях поезда
функционируют на тепловозной и электровозной
тяге. Причем электрифицировано лишь 18
115 км, 23 945 км двухколеек. По длине электрифицированных
железных дорог первое место в мире занимает
Россия (около 40 тыс. км), затем идут ФРГ,
Франция, Италия, Польша, Индия, Китай.

     Несколько
лет назад китайское правительство 
приняло программу модернизации
своих железных дорог. Уже сегодня на границе
с Россией, Монголией и Узбекистаном Китай
практически завершил строительство современных
железнодорожных магистралей. Как только
отдельные участки будут объединены в
отраслевую транспортную сеть, Китайская
железная дорога составит реальную конкуренцию
Транссибу (в первую очередь за счет сравнительно
низкого тарифа на перевозки). Результатом
такой модернизации уже стала переориентация
транзитного грузопотока с Транссиба
на Транскитайскую железную дорогу (ТКЖ)

Основной объект грузовых перевозок на
железнодорожном транспорте – каменный
уголь, составляющий более 40% общего тоннажа.
В связи с тем, что подавляющая часть залежей
высококачественного угля сосредоточена
на севере страны, а бурно развивающиеся
отрасли промышленности – на юге, среднее
расстояние перевозки угля в настоящее
время составляет ок. 750 км.

     Новые
железные дороги увеличат приток в 
Поднебесную товаров и энергоносителей.
Китай построит две железнодорожные ветки,
которые соединят северо-западный Синьцзян-Уйгурский
автономный район страны с Центральной
Азией. Как сообщили на этой неделе китайские
СМИ, необходимость этого шага связана
с растущим товарооборотом с Казахстаном,
Узбекистаном и Киргизией. Одновременно
новые транспортные маршруты расширяют
возможности Пекина по доступу к ресурсам
региона, что вызывает недовольство конкурентов
на Западе и на Востоке.  
Строительство Китаем новых железнодорожных
путей в Центральную Азию может встревожить
США и Индию, которые ведут здесь борьбу
за нефтяные ресурсы, отметила вчера индийская
газета The Times of India. Кроме того, этот шаг
означает, что Пекин всерьез нацелен снизить
зависимость от импорта энергоносителей
морскими путями (с Ближнего Востока через
Малаккский пролив. — РБК daily), которые сейчас
находятся под контролем США.

     Железнодорожные
системы Китая и Казахстана пока
связаны лишь через ветку Урумчи
— Алатау протяженностью 460 км. Однако ее
пропускная способность уже на пределе:
в прошлом году грузооборот вырос 
на 60% по сравнению с 2006 годом. Одновременно
начнется строительство железной дороги
от китайского города Кашгар в Киргизию,
а затем в Узбекистан. Ее ввод в эксплуатацию
ожидается к 2010 году.

     Автомобильный
транспорт

     Плотность
автодорог страны, включая сельские
районы, составляет 36 километров на каждые
100 квадратных километров территории,
почти в два раза больше, чем в 2002 году,
в частности, протяженность скоростных
автодорог достигла 45 тыс. км, на 80% больше,
чем в 2002 году. За исключением Тибетского
автономного района во всех провинциях,
автономных районах и городах центрального
подчинения действуют скоростные автострады.

     Быстрыми 
темпами увеличивались автомобильные 
перевозки. Общая протяженность 
шоссейных дорог – 1 765 222 км (из них
395 410 км. имеют твердое покрытие,
из которых 25 000 км автомагистралей, 16 000
км из которых платные), (85% дорог проложены
до 1992). На автомобильный транспорт приходится
670,4 млрд ткм грузооборота, а суммарный
объем пассажирских автоперевозок – 10,5
млрд. человек и грузовых – 9,5 млрд. т.

     Только 
в Пекине и его окрестностях проложено
более 2200 км (!) скоростных автомобильных
дорог, из которых порядка 150 км не имеют
ограничений по скорости. Пекин имеет
4 кольцевые городские дороги (точнее,
квадратные) с 4-6 рядным движением.

     Автомобильные
дороги в Китае подразделяются на
скоростные дороги (автомагистрали, автобаны),
дороги федерального подчинения (национальные
автомобильные магистрали), прочие дороги
и дороги городов.

     Кроме
разделения дорог по качественному 
признаку или региональной подчинённости,
автомобильную сеть КНР можно разделить
и её насыщенности. Наиболее развита сеть
дорог в густонаселённых прибрежных районах
востока и юго-востока КНР, наименее нагружено
движение на западе и северо-западе страны
(СУАР, ТАР, провинции Цинхай, западная
Сычуань, Ганьсу).

     Важным
показателем уровня автомобилизации той
или иной страны является количество легковых
автомобилей, приходящееся в среднем на
1000 жителей. Первое место в мире по этому
показателю занимают США (более 600 автомобилей).
Во многих странах Западной Европы, в Канаде,
Австралии, Японии на 1000 жителей приходится
от 300 до 500 автомашин, в России — примерно
100, а в Китае с его огромным населением
— всего 3.

     Трубопроводный 
транспорт

     Общая
протяженность нефтегазовых трубопроводов 
превысила 48 тыс. км., увеличившись на 62%
по сравнению с 2002 годом, по этим трубопроводам
транспортируется около 670 млн. тонн в
год.  Потребность Китая в энергоносителях
постоянно растет и трубопроводный транспорт
остается основным средством доставки
энергоносителей к непосредственному
потребителю. Пекин, который уже начал
эксплуатацию нефтепровода Западный Казахстан
— Западный Китай и приступил к реализации
проекта по прокладке газопровода из Туркмении,
продолжает демонстрировать намерение
укрепляться в Центральной Азии. Общий
объём транспортировки нефти и газа 194,4
млн т, из которых на нефтепроводы приходилось
172,9 млн т, а на газопроводы — 21,5 млн т (2001).

     Водный
транспорт

Преимущества:

  1. отностительно
    низкая себестоимость перевозок;
  2. большая грузоподъемность,
    что позволяет перевозить значительные
    партии груза;
  3. практически
    нет ограничений на пропускную способность.
  4. единое правовое
    и юридическое поле с 400-летней историей.

Доставка грузов
морским транспортом характерна
своей универсальностью, надежностью 
и невысокой ценой. Такой способ
перевозки выбирается для снижения себестоимости
транспортировки груза. Морской транспорт
особенно эффективен при перевозке больших
объёмов.

Недостатки:

требует
наличие оборудованных портов

Морской
транспорт

     В
последние годы стремительное развитие
получил морской транспорт Китая, материковая
береговая линия которого насчитывает
18 тыс километров, а береговая линия островов
— 14 тыс километров.

     Статистические
данные показывают, что в настоящее время
в Китае действуют более 6000 предприятий
речных и морских перевозок. Годовой объем
грузовых перевозок этих предприятий
составляет 1,4 млрд тонн.

     Быстрое
развитие внешней торговли и экономики
Китая стимулировало продолжительное
развитие отечественного морского судоходства.
В период с 1978 года по 2002 год объем морских
перевозок экспортно-импортных грузов
увеличился в 11 раз. В частности, объем
перевозок импортируемой железной руды
возрос в 18 раз и достиг в 2002 году 112 млн
тонн; объем перевозок экспортируемого
за рубеж угля вырос в 59 раз и составил
в прошлом году 83,84 млн тонн. В 2002 году грузооборот
китайских портов составил 2,68 млрд тонн,
что в 4,6 раз больше показателя 1989 года.

     По
состоянию на 2002 год грузоподъемность
океанских судов Китая достигла 37 млн
тонн. На долю китайского судоходства
приходится 6 процентов грузоподъемности
мирового судоходства.

     Наряду
с этим в Китае быстрое развитие также
получило портовое строительство. К концу
2002 года в Китае насчитывалось 1460 портов,
140 с лишним из которых открыты для зарубежных
судов. По предварительным подсчетам,
к 2020 году грузооборот морских портов
Китая достигнет 4,4 млрд тонн. Самые крупные
морские порты Китая по объёму грузооборота
в год (млн т): Шанхай (220,1), Гуанчжоу (128,2),
Тяньцзинь (113,7), Циньхуандао (пров. Хэбэй)
(113,0), Циндао (104,0) и Далянь (100,5).

     На 
настоящий момент в Китае насчитывается 
более 1100 причалов для 10000-тонных судов,
на почти 500 больше, чем в 2002 году. торговый
флот насчитывает в 2005 – 1649 судов водоизмещением
св.1 тыс. т. каждое, тоннаж флота – 18,7 млн.
т.

     В
строительстве портов и развитии
океанического транспорта Китай, руководствуясь
концепцией приоритетного строительства
основных водных путей, ключевых портовых
узлов и системы обеспечения бесперебойного
движения водного транспорта, сосредоточивает
свое внимание на строительстве контейнерных,
угольных, нефтяных, рудных, зерновых и
других специализированных портовых терминалов.
Одновременно интенсивно ведется строительство
дорожных, погрузочно-разгрузочных и перевозочных
объектов, комплектующих портовые сооружения,
чтобы формировать единый транспортный
диспетчерский комплекс для обработки
различных грузов, в том числе контейнерных,
оснащенных передовой техникой. Вместе
с тем ускоряется техническая реконструкция
старых портов с целью повышать их пропускную
способность и эффективность. (Про 8 основных
транспортных систем и про Шанхай)

     Внутренние 
водные пути

     Как
отметил министр транспорта Китая 
Ли Шэнлинь на Международном форуме
по вопросам судоходства по р. Янцзы,
Китай будет активно заимствовать
зарубежный опыт и технологии по развитию
судоходства по внутренним водным путям 
и усилит международное сотрудничество
в этой области.

     По 
его словам, Китай располагает 
богатыми ресурсами для речного 
судоходства. Речные навигационные 
пути Китая составляют 123 тыс км,
и в фарватерах общей протяженностью
в 8600 с лишним км могут проходить 
суда водоизмещением в 1000 и более тонн.

     Река 
Янцзы, длина которой превышает 6300
км, вышла на первое место в мире
по объему речных грузовых перевозок,
став самым загруженным судоходным
путем в Китае.

     Китай
располагает 23 крупными речными портами 
с 7070 причалами общей длиной 299,461
тыс. м, из которых наиболее крупными являются
порты Ваньчжоу, Нанкин, Ухань, Чанчжоу,
Наньтун и Чунцин на реке Янцзы.

     По 
сравнению с другими видами транспорта,
речное судоходство располагает 
рядом преимуществ, таких как 
большой грузооборот, низкая себестоимость,
малые энергетические затраты, низкий
уровень загрязнения и т.п. Таким образом,
продвижение развития речного судоходства
становится неизбежным выбором для продолжительного
развития Китая.

     Авиатранспорт

     Китайские
авиакомпании, образованные после раздела
единой национальной авиакомпании в 1984,
провели модернизацию самолетного парка,
главным образом за счет закупки «Боингов-747»
и других американских авиалайнеров. Однако
уровень обслуживания на китайских авиалиниях
и статистика в сфере безопасности полетов
оставляют желать лучшего. Постепенно
начинается использование новых видив
самолетов. Общая протяженность авиалиний
достигла 2,1 млн. км, общее число воздушных
линий – 1336, в том числе 268 международных,
на 66% больше, чем в 2002 году. в 2004 было 472
аэропорта (в т.ч. на 383 взлетно-посадочные
полосы имели твердое покрытие) С каждым
годом растут пассажироперевозки на воздушном
транспорте, и в 2002 они уже составили 126,9
млрд чел./км. Самолётный парк включает
1143 воздушных лайнера гражданской авиации
различного назначения, в т.ч. 566 транспортных
самолётов.

     В
Китае открыты более 750 внутренних,
около 100 международных и 21 местный 
маршрут, которые связывают Китай 
с 58 городами 38 стран и районов 
мира. Каждую неделю совершаются регулярные
рейсы. Центральным узлом воздушного сообщения
Китая является Пекин. 
 
 

stud24.ru

Главные районы сбыта продукции Китая.. Китай. Туристический портал

главные районы сбыта продукции китая

Экономико-географическое положение субъекта

Положение по отношению к соседним странам, регионам

Расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив — Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стрело́к, Восток.

Областной центр – Владивосток.

Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям

К сухопутным путям – устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения.

К морским путям – выгодное, потому что Приморский край имеет выход к морю, а его областной центр – один из крупнейших портов Российской Федерации.

Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам:

находится рядом с Охотской нефтегазоносной провинцией, находится вдали от сельскохозяйственных регионов и регионов тяжелой промышленности.

Положение по отношению к главным районам сбыта продукции

Основные торговые партнеры Приморского края: Китай (49 % внешнеторгового оборота), Республика Корея (21 %) и Япония (10 %), то есть Приморский край находится вблизи от главных районом сбыта продукции.

Изменение ЭГП региона во времени:

20 октября 1932 года вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О новом территориальном делении и районировании Дальневосточного края». В составе Дальневосточного края были образованы четыре области, в том числе Приморская с центром в городе Владивостоке.

18 сентября 1943 года была ликвидирована Уссурийская область, ранее входившая в Приморская край.

15 сентября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил «Передать город Советская Гавань вместе с пригородной зоной из Приморского края в Хабаровский край»

В 2000 году был создан Дальневосточный федеральный округ с центром в Хабаровске, в состав которого вошли все дальневосточные регионы России, в том числе и Приморский край.

Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны: Таким образом, благодаря выгодному ЭГП Приморье выполняет связующие, контактные функции в развитии разнообразных связей России со странами АТР. Через порты Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы: продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные районы страны — в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин.

Природно-ресурсный потенциал
По природным ресурсам российский Дальний Восток не уступает Дальнему Западу США. Здесь есть повсеместно каменный и бурый уголь, нефть и газ (Сахалин), полиметаллы, олово, графит (Приморский край), железные и марганцевые руды (Еврейская АО), а по лесным и пушным богатствам их даже нельзя сопоставлят.

Географическое положение
Москва находится в Восточном полушарии, в Северной его половине, на материке Евразия. Географическое положение г. Москвы определяется. 55 45` северной широты; 37 37` восточной долготы.

Текстильная и лесная промышленности Дании
Свое летоисчисление как отрасль промышленности производство готовой одежды начинает с 30-х годов нынешнего столетия, когда был образован ряд предприятий этого профиля. Тогда в результате экономического кризиса правительство пришло к решению принять новое налоговое законодательство, защищающее внутр.

Навигация

Источник: http://www.georoot.ru/rohivs-434-1.html

eduotdyhat.ru

Характеристика политико-географического положения Китая

Характеристика политико-географического положения Китая

Работу подготовил Сидоров Миша 10 класс

Политическая и экономическая оценка государственной границы

Китай — государство на востоке Азии. С Россией Китай граничит на северо-востоке (длина границы 3 605 км) и северо-западе (40 км), на севере — с Монголией (4 673 км), на северо-востоке — с Северной Кореей (1 416км), на северо-западе — с Казахстаном (1 533км) и Кыргызстаном (858 км), на западе — с Пакистаном (523 км), Таджикистаном (414 км) и Афганистаном (76 км), с Индией — на юго-западе и юге (3 380 км), на юге — с Мьянмой (2 185 км), Вьетнамом (1 281 км), Непалом (1 236 км), Бутаном (470 км), Лаосом (423 км), на юго-востоке — с Аомынем (0,34 км).

На юге страна омывается водами Южно-Китайского моря, на востоке — Желтого и Восточно-Китайского морей. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные Тайвань и Хайнань. Общая протяженность границы 22 143,34 км, длина береговой линии — 14 500 км. Общая площадь страны — 9 560 000 кв. км (площадь суши — 9 326 410 кв. км). Китай занимает третье место по площади территории среди стран мира. Китай — преимущественно горная страна — лишь 30% территории находится ниже 1 000 м над уровнем моря, На юге поднимаются горы Наньлин и Юньнань-Гуйчжоуское нагорье. На юго-западе находится Тибетское нагорье со средней высотой около 4500 м, обрамленное горными системами Гималаев, Каракорума, Наньшаня, Кунь-луня. На границе с Непалом расположена самая высокая вершина мира — Джомолунгма (Эверест, 8 848 м). На западе и северо-западе лежат пустыня Такла-Макан, высокие равнины — Таримская, Джун-гарская и Алашань, а также Восточный Тянь-Шань, к югу от которого находится Турфанская впадина (-154 м). На севере Китая простирается пустыня Гоби. На северо-востоке расположены горы Большой Хинган, Малый Хинган и хребты Северо-Корейских гор. Южнее находится Лёссовое плато и Великая Китайская Равнина. Пахотные земли занимают 10% территории, луга и пастбища — 31%.

Уровень жизни соседних стран:

Индия: В промышленности Индии занято 1\5 активного населения. Из страны лёгкой и пищевой промышленности она превратилась в страну с развитой тяжёлой индустрией. Современная Индия теперь производит не только станки, тепловозы, автомобили, но и новейшую электронную технику, оборудование для АЭС и космических исследований. По развитию атомной промышленности она занимает ведущее место в развивающемся мире.

Вступление Индии на путь индустриализации резко повысило значение её топливных и сырьевых ресурсов.

Для промышленного использования особенно удобны те районы, где полезные ископаемые образуют территориальные сочетания; они находятся главным образом на Деканском плоскогорье. Поэтому здесь и возникли главные промышленные постройки тяжёлой индустрии. Они стали своеобразными, как говорят, «полюсами роста».

В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Растет значение нефтехимии. Производятся смолы, пластмассы, химическое волокно, синтетический каучук. Развита фармацевтика. Химическая промышленность представлена во многих городах страны.

Легкая промышленность — традиционная отрасль экономики Индии. Особенно выделяются хлопчатобумажная и джутовая отрасли. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает первое место. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Бомбей и Ахмадабад, джутовой — Калькутта, Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии изделия текстильной и швейной промышленности составляют 25%.

Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления, и на экспорт. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай. Его производство сконцентрировано в Калькутте и на юге страны. По экспорту чая Индия занимает первое место в мире.

КНДР: расположена в северной части Корейского полуострова. Территория – 121,2 тыс. кв. км. Население – св. 20 млн. человек; корейцы, проживает несколько тысяч китайцев. Столица – Пхеньян. Государственный язык – корейский. Высокими темпами развивается тяжелая промышленность, особенно машиностроение. Сельское хозяйство переводится на промышленную основу. Однако республике хронически не хватает энергии и сырья, потребительских товаров. Слабая эффективность чрезмерно централизованной экономики обусловливает сохранение уравнительного, нормированного распределения промышленных товаров и продуктов питания. Школьники и студенты бесплатно получают одежду, обувь, белье, рабочие и члены сельскохозяйственных кооперативов – одежду. Как признает руководство КНДР, «народ живет не так хорошо, как люди европейских стран», но при этом средства массовой информации постоянно убеждают население в том, что благодаря мудрости «великого вождя» оно счастливо, а трудности объясняют угрозой внешнего врага – США. На поддержание военного потенциала КНДР затрачивает 30 % бюджетных расходов. КНДР имеет дипломатические отношения более чем со 100 странами мира.

Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции.

До 1949 года транспортное сообщение в Китае было очень слабо развито. Около 60% грузовых перевозок осуществлялось тягловым скотом, на джонках при помощи рикши. Первая железная дорога длиной в 10 км была построена в 1881 году в провинции Хэбэй, в настоящее время Китай занимает пятое место в мире по железнодорожным перевозкам.

Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей Китая. По оценкам, к концу 90-х годов внешнеторговый оборот КНР составит 400 млрд. долл. (экспорт — 121,3 млрд. долл., импорт — 191,2 млрд. долл., 1994 г.). Растет “экспортность” хозяйства страны (объем внешней торговли составляет около 30% стоимости ВВП Китая).

Увеличение иностранного капитала оказывает большое влияние на внешнюю торговлю. На долю совместных предприятий приходится около 30% экспорта и более 40% импорта Китая.

С ростом уровня экономического развития страны меняется роль Китая на мировом рынке и товарная структура внешней торговли. Китай по-прежнему остается крупнейшим экспортером сырья в мире (уголь, черные и цветные металлы, хлопок, шелк и др.). Однако увеличивается доля готовой продукции (более 80% экспорта) и сокращается доля сырья и сельскохозяйственных товаров.

Китай является экспортером трудоемкой продукции (3/4 экспорта), благодаря возможности использования дешевой рабочей силы. Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (дешевые, из натурального сырья). Значителен экспорт товаров широкого потребления: игрушки, обувь, спортивные товары. Важное место в структуре экспорта принадлежит машинно-техническому оборудованию (25% стоимости экспорта). Это станки для небольших ремонтных мастерских, швейные машины, а в последнее время и несложная электронная аппаратура (магнитофоны, видео и т.п.).

В импорте Китая преобладает продукция машиностроения (оборудование, станки, электроника), транспортных средств (автомобили, самолеты). Растет ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов.

Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Япония, США, ФРГ, Гонконг (Сянган). Причем Сянган является важной реэкспортной базой КНР. Во внешней торговле с развивающимися странами важны связи с государствами Юго-Восточной Азии, где проживает много китайцев.

Быстро развивается торговля с Россией, которая занимает 7-е место среди партнеров Китая (по импорту в 1994 г. — 4-е место вслед за Новой Зеландией, США и ФРГ). В то же время КНР — второй зарубежный торговый партнер России после ФРГ. Наиболее активно взаимная торговля развивается в приграничных областях (на Дальнем Востоке). У России покупают машины, лес и металл, в Россию продают текстиль, одежду, продовольствие.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разведанные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходиться на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находиться вблизи города Датун (провинция Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих. Зависимость Китая в сфере энергетики от внешних источников постоянно возрастает. На данное время доля импортируемой нефти в объёме всей потребляемой Китаем нефти составляет около 32% процента и при сохранении нынешних темпов роста может удвоиться до 2010 г. Пытаясь занять свою нишу на ближневосточном рынке, Китай столкнулся с тем, что этот рынок был уже практически занят Соединёнными Штатами, Японией и европейскими странами. В этих условиях Китай вынужден был осваивать те немногие свободные «рискованные» рынки, которые оставались ещё не занятыми или никого не интересовали, и предлагать на рынки такие товары, которые никто не предлагал. В 1990 г. экспорт Китая в ближневосточные страны составил 1.5 млрд. долл. К этому времени около 50 тысяч китайских рабочих и служащих работали в странах региона, в основном в строительстве. В 1994 г. только товарооборот между Китаем и арабскими странами Персидского залива составил 2.26 млрд. долл.

На внешних энергетических рынках действуют три основные китайские государственные компании — CNРC, CNOOC и Petrochina, которые в последние годы значительно активизировали свою деятельность в разведке и добыче нефти на Ближнем Востоке в Северной Африке, Юго-Восточной Азии, в Центральной Азии, Австралии, Индонезии, России и Азербайджане. Активизация их деятельности была вызвана в основном уменьшением объёмов добычи энергоносителей в самом Китае.

Сегодня доля ближневосточной нефти в общем объёме импортируемой Китаем нефти составляет около 60%. Предполагается, что к 2015 г. она возрастет до 70%. В 2002 г. закупки Китаем нефти только из трёх ближневосточных стран: Саудовской Аравии (11.53 млн.т.), Ирана (10.73 млн. т.) и Омана (8.31. т.) составили 43.3% от всего объёма китайского импорта нефти.

III. Отношение к «горячим точкам» планеты.

Китай участвовал в войне между Северной и Южной Кореей в 1950 году. В октябре 1950 г. границу КНДР перешли части китайских «народных добровольцев», в боевых операциях принимала участие советская авиация. СССР снабжал армию КНДР и «народных добровольцев» оружием и боеприпасами. В результате начатого ими контрнаступления к концу года войска ООН были отброшены к 38-й параллели, где фронт и стабилизировался. После длительных переговоров 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Потери китайских «народных добровольцев» составили около 1 млн. убитыми и ранеными.

Основную террористическую угрозу для Китая представляют уйгурские повстанцы. Они уже несколько лет терроризируют Китай. В последнее время Китайская народная республика наращивает усилия чтобы включить проводимую им кампанию против исламских сепаратистов на северо-западе страны в общий контекст международной борьбы против терроризма.

В настоящее время на вооружении Китая, согласно докладу ЦРУ, находятся 20 ракет, способных достигать территории США. Кроме того, Пекин обладает 10 ракетами среднего радиуса действия, которые способны достигать целей в России и Азии, а также баллистическими ракетами морского базирования и, вероятно, подводной лодкой для их запуска.

По данным американской внешней разведки, сейчас китайские военные разрабатывают три новые ракетные системы, которые будут готовы к 2010 году.

На вооружении сухопутных войск состоят около 8000 средних танков «54», «55», «59», «69», 800 легких разведывательных «62» и 1200 плавающих «63», до 3000 гусеничных и колесных БТР, 14500 буксируемых орудий полевой артиллерии калибров 76, 122,130 и 152 мм, 122-мм и 155-мм самоходные гаубицы, 57, 76, 85 и 100-мм противотанковые пушки, минометы калибров 60, 82, 100 и 120 мм, в том числе 82-мм и 120-мм самоходные минометы, 3800 пусковых установок РЗСО калибров 107, 122, 130, 140 и 273 мм, противотанковые ракетные комплексы, реактивные установки дистанционного минирования, безоткатные орудия, ручные противотанковые гранатометы, 12,7-мм и 14,5-мм зенитные пулеметы, 7,62-мм автоматы, карабины и пулеметы, небольшое количество вертолетов армейской авиации и ПУ ЗУР, другая боевая и специальная техника.

Китай, обладающий третьим по размеру ядерным арсеналом, подверг критике решение США о выходе из договора по ПРО, который он рассматривал в качестве краеугольного камня мировой стабильности. В связи с этим председатель КНР Цзянь Цзэминь призвал международное сообщество принять меры по укреплению стабильности и проведению дальнейших переговоров.

Пекин считает, что США планируют развернуть дорогостоящую систему, которая не только угрожает мировому балансу сил, но и может привести к новому витку гонки вооружений.

IV. Общая оценка политико-географического положения страны.

Китай безуспешно борется с количеством населения, но зато экономика “полна” успехов! Огромные природные ресурсы Китая, его многочисленное трудолюбивое население позволили стране стать одной из наиболее процветающих стран в мире.

Китай обладает третьим по размеру ядерным арсеналом в мире, а так же он является третьей по площади страной мира.

Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям. По данным за январь 1999 года объем промышленного производства в Китае составил 18,2 млрд. долларов США. К 2000 году Китай планирует достигнуть оборота в 11 млрд. долларов в компьютерной индустрии, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире производителей компьютерной техники.

За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике.

doc4web.ru

Экономико-географическая характеристика Японии

Япония на карте мира

Экономико-географическая характеристика Японии, как и любой другой страны мира, в первую очередь зависит от ее географического положения. Это государство Азии, состоящее из 6852 островов в Тихом океане, занимает площадь всего в 378 тысяч квадратных километров. И находится, по данному территориальному показателю, как раз между Зимбабве и Германией. Четыре острова – Хоккайдо и Кюсю, Сикоку и Хонсю являются самыми большими островами Японского архипелага, вытянутого вдоль восточного берега Евразии, поэтому именно здесь разгораются события, определяющие лидирующие позиции, которые занимает Япония в мировой экономике.

Впечатляющая экономико-географическая характеристика Японии определена ее экономическим положением. Это островное государство не имеет сухопутных соседей, что до 1945 года более-менее надежно охраняло ее от колонизаторов и экспансий соседних государств. Ближайшими морскими соседями являются Россия, разделенная с вотчиной императора Акихито проливом Лаперуза, и Южная Корея, отделенная одноименным Корейским проливом. Чуть дальше расположены Северная Корея и Китай, но они также имеют честь ощущать на себе лидирующие позиции Японии в мировой экономике. Учитывая то, что держава долгое время находилась на отшибе от мировых транспортных путей, ей самой пришлось стать крупнейшим пунктом по приему сырья и отправке готовой продукции во многие страны мира.

Политическое положение страны соответствует роли Японии в мировой экономике. Государство является ключевым членом Большой восьмерки, ООН, АСЕАН и Восточноазиатского саммита, организаций, которые определяют развитие экономики планеты и человечества на многие десятилетия вперед. Но страна имеет ряд нерешенных территориальных вопросов с Россией из-за южных Курил, с Тайванем — из-за острова Сэнкаку, С Республикой Кореей — из-за островов Лианкур, а также с Китаем — из-за острова Юйдао.

Экономико-географическое положение Японии выгодно тем, что это островная держава. А значит, имеет одну из самых продолжительных береговых линий в мире, пригодных для использования в различных торговых, рекреационных и строительных целях. Минусами размещения Ниппон (таково древнее название этой страны), можно считать нерешенные территориальные проблемы и некоторую изолированность на востоке Евразии от мировой общественности.

Природно-сырьевая база

Детальная экономико-географическая характеристика Японии не может обойтись без анализа ее крайне бедного и неблагоприятного природно-сырьевого потенциала. Особенность этой державы в том, что Япония в мировой экономике заняла лидирующие позиции не благодаря минеральным и природным ресурсам, а благодаря их отсутствию. Судите сами: рельеф – неприспособленный под строительство и развитие сухопутных транспортных систем. Потому что равнины занимают всего 21% от всей территории Ниппон, а горы, соответственно — 79%. Среди них около  150 штук – это вершины действующих вулканов, включая национальный символ – вулкан Фудзияма. Из-за особенностей образования Японских островов в границах Тихоокеанского вулканического кольца, здесь фиксируется 1500 землетрясений разной силы на протяжении одного года. В мажорной тональности можно говорить про климат – умеренный и субтропический, морской, относительно благоприятный для ведения сельского хозяйства. Почвы разные – бурые лесные, желтоземы, красноземы, но в общей массе они бедные и малопродуктивные.

Всех, кто изучает экономико-географическую характеристику Японии, удивляет, как можно было достигнуть такого успеха в развитии, обладая таким мизерным количеством полезных ископаемых. В стране есть только непромышленные запасы каменного угля и меди, железной руды и природного газа.

Поэтому государство, первое встречающее солнце, вынуждено импортировать 99% всех потребляемых ее руд, 96% всех горючих минералов и 70%, используемого ею леса. Такой ориентир на импортное сырье делает Японию в мировой экономике наибольшим потребителем иноземного природного и минерального потенциала.

Население

Основу позитивной экономико-географической характеристики Японии составляет ее население. В государстве проживает около 127 миллионов человек, которые относятся к первому типу воспроизведения населения. Это означает, что в стране преобладают люди среднего и старшего возраста. Среди японцев фиксируется очень низкий процент рождаемости. Поэтому естественно, что здесь очень низкий процент природного прироста – всего на 2 человека на каждую тысячу, приращивается население Японии на протяжении одного года.

Страна это преимущественно однонациональная. Японцы, наследники айнов, занимают в стране 99% от всех ее жителей и очень неохотно пускают в свое общество чужаков, мигрантов. Кроме того, в стране 127 миллионов буддистов, и столько же – синтоистов. Это связано с тем, что все японцы исповедуют две религии одновременно. Около 80% жителей страны проживают в городах. Из них 11 – города-миллионеры. Например, Токио, Хиросима, Йокогама, Осака и Киото.

Япония известна во всем мире работоспособностью и высокой квалификацией своей рабочей силы. Образование, которое получают граждане, рассматривается как еще одна инвестиционная и очень рентабельная отрасль хозяйства. Ведь деньги, вложенные в детей, возвращаются хорошими налогами с зарплат высококвалифицированных работников.

Национальное хозяйство

Общая характеристика

Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе.  Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование. Не последнюю роль в этом глобальном изменении страны сыграл профессионализм и послушание рабочей силы – потомков самураев.

Промышленность

Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японии является ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца.

На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике.

Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности.

Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.

Сельское хозяйство

Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономике конкурентов пока не имеет.

Транспорт

Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.

Внешнеэкономические связи

Япония вынуждена импортировать топливо и руды всех металлов, продовольствие и корма для животных.

Однако, суммы, затраченные на импорт, в сотни раз меньше того, что получает Ниппон от своего экспорта. Япония продает по всему миру автомобили, суда, офисную и бытовую технику, станки и множество других высокотехнологичных товаров.

Япония также внедряет высокие технологии и инвестирует капиталы в промышленный сектор соседних стран – азиатских тигров. Поэтому Япония имеет позитивное торговое сальдо и имидж одной из самых экономически развитых стран мира.


Поделиться в социальных сетях:


 

Добавить комментарий

wayofasia.ru

58. Транспорт Китая

В стране с такой большой территорией,
с таким огромным населением и с таким
разнообразием природных и
социально-экономических условий, как
в Китае, роль транспортных связей
особенно значительна.

Тем не менее при своем образовании в
1949 г. Китайская Народная Республика
получила в наследство от старого Китая
слаборазвитую транспортную систему.
Общая протяженность транспортной сети
составляла всего 177 тыс. км. В стране
не было ни одного трубопровода, ни одной
линии воздушных сообщений. Транспортная
сеть отличалась малой пропускной
способностью и крайней технической
отсталостью, транспортный парк был
устаревшим. Все это не могло не тормозить
развитие экономики, внутрирайонного,
межрайонного, да и международного
разделения труда. К тому же между уровнями
развития транспорта в приморских и
глубинных районах существовал очень
большой разрыв.

За полвека с небольшим
существования КНР в области транспорта
произошли радикальные перемены.
Приоритетное внимание государства к
этой отрасли привело к тому, что
количественные показатели, характеризующие
большинство ее подотраслей и тем самым
как бы определяющие масштабы
транспортной системы
страны,
возросли во много раз (табл. 39, 40).

К приведенным в таблицах 39 и 40 сведениям
можно добавить и данные о пассажирских
перевозках. Так, пассажиро-оборот
железных дорог уже достиг 600 млрд
пассажиро-км. Воздушный транспорт
ежегодно перевозит 120–130 млн пассажиров.
Правда, еще отстают автомобильные
пассажироперевозки, но и в этой сфере
перелом уже начался. Косвенно об этом
можно судить по производству автомобилей,
которое в 1993 г. вышло на уровень 1 млн,
в 2000 г. – 2 млн, в 2002 г. –
3 млн, в 2003 г. – 4 млн, в 2004 г. –
5 млн и в 2006 г. – 7 млн.

Таблица 39

РОСТ ПРОТЯЖЕННОСТИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В
КИТАЕ, тыс. км

Таблица 40

РОСТ ГРУЗООБОРОТА ТРАНСПОРТА В КИТАЕ,
млрд т км*

* Без воздушного транспорта. ** Речной и
морской.

В результате Китай занял многие важные
позиции в мировом транспорте. У него
внеконкурентное первое место по
пассажиро-обороту и второе – по
грузообороту железных дорог, третье по
протяженности железных и четвертое –
по протяженности автомобильных дорог
и перевозкам авиапассажиров. По тоннажу
морского флота он занимает 8-е место, но
вместе с Сянганом – 3-е (см. табл. 149 в
книге 1).

Необходимо, однако, принимать
во внимание, что – как и можно было
ожидать – по удельным показателям
транспорта (т. е. исчисленным из
расчета на единицу площади или одного
жителя) Китай в большинстве случаев еще
очень сильно отстает от многих стран
мира. Например, это относится к густоте
сети железных и автомобильных дорог на
1000 км7
территории, к уровню автомобилизации
(в 2007 г. 20 автомобилей на 1000 жителей;
в ближайшее время прогнозируется
быстрый рост этого показателя). Столь
же противоречиво выглядит и оценка
технического уровня китайского
транспорта. С одной стороны, он значительно
повысился. Например, протяженность
электрифицированных железных дорог
уже составила 19 тыс. км. Началось
строительство скоростных автомобильных
дорог. С другой стороны, большая
техническая отсталость еще сохраняется
– в виде паровозной тяги и одноколейных
путей на железных дорогах, недостаточного
качества автомобильных дорог и др. В
сельских районах до сих пор значительную
часть перевозок и грузов, и пассажиров
берет на себя традиционный гужевой
транспорт.

Заметные изменения произошли
и в структуре транспорта
Китая. Доля
железнодорожного транспорта и в
грузообороте, и в пассажиро-обороте
уменьшилась. Хотя он по-прежнему
обслуживает перевозки таких массовых
грузов, как уголь, руды, строительные
материалы, на дальние и средние расстояния,
а также перевозит более 1/3
всех пассажиров. Автомобильный транспорт
постепенно завоевывает все более важные
позиции в пассажироперевозках, но уже
берет на себя и значительную часть
грузооборота. Внутренний водный
транспорт, как и железнодорожный,
обслуживает главным образом перевозки
массовых грузов. Морской же транспорт
обеспечивает в первую очередь
внешнеторговые связи страны. В составе
морского флота преобладают различные
типы сухогрузных судов, тогда как на
долю танкеров приходится лишь 15 %
тоннажа – значительно меньше, чем в
мировом флоте. Основная функция воздушного
транспорта, как и в других странах,
заключается в перевозке пассажиров на
средние и тем более дальние расстояния.

География транспортной системы Китая
также имеет свои особенности. Основной
ее каркас образуют магистрали
меридионального и широтного направлений,
которые можно назвать транскитайскими.

Железнодорожные и автомобильные
магистрали меридионального
направления
связывают
Северо-Восток и Север как друг с другом,
так и с Югом. Важнейшие из них –
железнодорожные магистрали Пекин –
Гуанчжоу (длина 2313 км, поездка занимает
33 ч), Пекин – Чунцин (2552 км, 40 ч),
Пекин – Куньмин (3179 км, 59 ч) и,
конечно, Пекин – Шанхай (1462 км, 17 ч).

Добавим, что в 1993–1996 гг. была сооружена
еще одна современная железнодорожная
магистраль, связавшая Пекин с Сянганом
(рис. 105). Длина ее – 2400 км, а с
ответвлениями на Тяньцзинь и Ухань –
2550 км. Магистраль проходит восточнее
старой железной дороги Пекин – Гуанчжоу,
пересекая на своем пути девять провинций.
Для перехода через водные преграды на
ее трассе пришлось построить более 1100
мостов, в том числе и через Янцзы (длина
7,6 км) и Хуанхэ, много туннелей.
Расчетная пропускная способность этой
магистрали оценивается в 50–70 млн т
в год.

Определенную роль в перевозках по этому
направлению до сих пор играет Великий
канал, протянувшийся почти на 1,8 тыс.
км от Пекина до Ханчжоу. С севера на юг
по этому каналу, доступному для судов
тоннажем до 1000 т, поступают уголь,
металлы, хлопок, а с юга на север перевозят
главным образом сельскохозяйственные
грузы.

В широтном
направлении
также
проходят несколько транскитайских
железнодорожных и автомобильных
магистралей, связывающих Пекин и морские
порты (Шанхай, Тяньцзинь) с центральными
и западными районами страны. В 1960-х гг.
одна из широтных железнодорожных линий
была продлена от Ланьчжоу на р. Хуанхэ
до Урумчи на крайнем Северо-Западе, а
затем и далее – до границы с СССР (ныне
– с Казахстаном). Сохраняет свое значение
и традиционный водный путь по Янцзы,
который после сооружения ГЭС Санься
сможет пропускать суда тоннажем в
10 тыс. т от Шанхая до Чунцина. Свою
несколько обособленную транспортную
подсистему образуют магистрали
Северо-Востока.

Однако очень большие различия в
обеспеченности транспортной инфраструктурой
между восточными и западными районами
еще остаются. Наиболее высок уровень
транспортной обеспеченности на
Северо-Востоке и Севере Китая, где хорошо
развита сеть сухопутных дорог, находятся
такие крупные транспортные узлы, как
Пекин, Шэньян, Харбин, такие морские
порты, как Далянь, Тяньцзинь. В Восточном
Китае преобладают те же виды транспорта
с добавлением речного, а роль важных
транспортных узлов выполняют Шанхай и
Нанкин.

В Южном Китае как узел сухопутных,
речных путей и морской порт выделяются
Гуанчжоу и Сянган, порт которого по
грузообороту почти вдвое уступает
Шанхаю.

В центральных и тем более в западных
районах страны уровень развития
транспорта гораздо более низкий. Поэтому
в 10-й пятилетке на них было обращено
особое внимание; Лхаса (Тибет) впервые
получила связь с основной железнодорожной
сетью. Был также разработан проект
строительства автострад, включающий 7
автострад, расходящихся лучами от
Пекина, 9 автострад между западными и
восточными и 18 автострад между северными
и южными районами страны. Общая длина
этой сети – 85 тыс. км.

Рис. 105. Новая железнодорожная
магистраль Пекин – Сянган

studfiles.net

Положение монголии по отношению к мировым транспортным путям

Монголия расположена в восточном полушарии, его северной части, на материке Евразия, в центре ее восточной Азии, в глубоко внутреннем районе, не имеющем выхода к морю или океану, что не благоприятно для развития страны.

Имеет только двух соседей: на севере – Россию (3441 км) , на западе, юге, востоке – Китай (4673 км) , которые в настоящее время дружественны стране, не входят в военные блоки, по границам с Монголией не ведут военных действий и удобны в политическом отношении.

Страна расположена в сложном природном районе с горным рельефом (Монгольский Алтай, Гобийский Алтай, Хангай) , засушливым климатом летом и суровым зимой (-15-30), занятом сухими степями и полупустынями. На юге и юго-востоке простирается пустыня Гоби. 79% страны занимают луга и пастбища. Здесь немного полезных ископаемых и плохое транспортное обеспечение, как во внутреннем, так и международном масштабе, что затрудняет развитие экономики страны.

В стране трудно что-то отнести к популярным международным туристическим районам, но близость Японии и Китая как мировых экономических центров сказывается на ЭГП более благоприятно. Монголия пользуется российскими морскими портами для общения с другими государствами.

Во времени географическое положение государства улучшилось, так как были проложены железная и автомобильные дороги, открыты месторождения железных руд, меди, молибдена, вольфрама, олова и золота в добыче которых стали заинтересованы страны-импортеры сырья.

Но все равно, в целом географическое положение Монголии очень сложное и затрудняет развитие государства и жизнь его населения.

Основными видами транспорта в Монголии являются: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

В Монголии две основные железнодорожные магистрали: железная дорога Чойбалсан-Борзя связывает Монголию с Россией, а Трансмонгольская железная дорога, проходящая через Улан-Батор — с Китаем и Россией.

По состоянию на 2006 год, в Монголии было 44 аэропорта. Из них 12 имели взлётно-посадочную полосы с искусственным покрытием. Десять из этих полос имели длину в области от 2438 до 3047 метров, а две другие — между 1524—2437 метров.

Международный аэропорт Чингисхан, расположенный в 20-и километрах от центра Улан-Батора является главным международным аэропортом Монголии. Прямые воздушные сообщения имеются с такими городами как Берлин, Москву, Истанбул, Пекин, Гонгконг, Шанхай, Сеул, Токио, Бишкек, Иркутск, Улан-Удэ, Урумчи, и Хайлар. Также планируеться воздушное сообщение с Эрлянь (Китай) .

В Монголии доступно для судоходства 580 км рек и озёр, но более-менее водный транспорт развит только на озере Хубсугуле. Селенга и Орхон также судоходны (длина судоходных участков 270 и 175 км соответственно) , но водный транспорт на них развит незначительно, хотя пограничный катер на реке Селенге патрулирует российско-монгольскую границу. Озера и реки замерзают зимой; навигация обычно открывается в мае и заканчивается в сентябре.

Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому морю. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом.

sprashivalka.com