Перспективы развития автотранспорта – Перспективы развития автомобильного транспорта — Мегаобучалка

Перспективы развития автомобильного транспорта — Мегаобучалка

 

В перспективе автомобильному транспорту будет по-прежнему принадлежать одно из ведущих мест в Единой транспортной системе страны. Вместе с этим дальнейшее повышение эффективности его работы и улучшение технико-экономических показателей связаны с необходимостью повышения технического уровня эксплуатации, развития сети автомобильных дорог и решения ряда научно-технических проблем.

Основными направлениями повышения уровня технической эксплуатации автомобильного транспорта являются обеспечение преимущественного развития автотранспорта общего пользования и укрупнение автохозяйств, совершенствование структуры автомобильного парка, дальнейшего расширения и развития централизованного способа перевозок.

Концентрация автотранспорта общего пользования является действенным способом улучшения планирования, организации и управления перевозочным процессом, широкого внедрения централизованных терминальных перевозок, повышения степени использования подвижного состава, что в совокупности позволит значительно сократить стоимость перевозок и транспортные издержки в целом.

Важнейшим вопросом повышения эффективности работы автотранспорта является совершенствование структуры автомобильного парка. Это потребует минимизации числа типов автомобилей, максимальной унификации и установления, в соответствии с условиями и объемом перевозок, оптимального соотношения количества автомашин, а также автопоездов различной грузоподъемности для того, чтобы каждую грузоперевозку выполнять с наименьшими затратами ресурсов и стоимостью. При этом необходимо, чтобы все автомобили максимально соответствовали дорожным, транспортным и природно-климатическим условиям эксплуатации.

Совершенствование структуры автомобильного парка предполагает увеличения производства автопоездов с наибольшей грузоподъемностью (типа МАЗ-6422, КамАЗ-6412 и т.д.), а также малотоннажных перевозок грузоподъемностью до 1т. (ГАЗ-3201и др.).

Кроме того, должен существенно увеличиться парк специализированных машин (самопогрузчики и т.п.).



Недостаточное развитие сети автодорог твердым покрытием и плохое их содержание весьма отрицательно влияют на работу промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства, где убытки от недостатка хороших дорог весьма значительны.

Необходимость развития сети автодорог вытекает из высокой интенсивности транспортного потока, которая на ряде участков превышает допустимый (6 тыс. ед. в сутки) в 5-7 раз.

Поэтому развитие сети автодорог и, в первую очередь, с твердым покрытием является важнейшей перспективной задачей. Следует особо отметить, что ее решение является крупным резервом снижения расхода топлива.

К числу научно-технических проблем, имеющих первостепенное значение для повышения эффективности автомобильного транспорта относятся:

– изыскание средств и методов повышения топливной экономичности автомобилей и снижение токсичности выхлопа автомобильных двигателей;

– обеспечение безопасности движения.

Повышение топливной экономичности автомобилей идет в направлении совершенствования карбюраторных двигателей, массового перехода на дизельные двигатели грузовых машин и автобусов, снижения собственной массы автомобиля.

Для экономии бензина и дизельного топлива и уменьшения токсичности отходящих газов осуществляется перевод автомобилей на газовое топливо (в частности сжиженный газ пропан-бутан, природный газ и др.).

Задача обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах приобретает чрезвычайную остроту.

Во всех развитых странах ведутся исследования аварий, причем работы касаются всего комплекса автомобильного транспорта, то есть системы «человек (водитель, пешеход) – автомобиль – дорога». Теперь к ней добавляют и четвертый элемент: «окружающая среда». Разрабатываемые меры делятся на меры активной безопасности, направленные на предупреждение аварий, и пассивной безопасности, ослабляющие последствия аварий.

Применительно к автомобилю к числу мер активной безопасности относят: повышение устойчивости и управляемости машины, усиление и совершенствование тормозов, повышение надежности шин и др. Меры пассивной безопасности включают: повышение прочности кузова, применение энергопоглощающих бамперов, различных устройств и приспособлений для предохранения водителя и пассажиров от ударов и др.

Ужесточаются требования безопасности при проектировании и строительстве автодорог. Расширяется сеть автомобильных дорог типа автострад с многополосным движением, устройством пересечений с другими транспортными коммуникациями в разных уровнях, со спиральным дорожным покрытием, увеличивающим сцепление шин с поверхностью дороги в различных погодных условиях, применением специальных предупредительных сигналов, светящихся знаков и разметки дорог и т.д.

megaobuchalka.ru

Перспективы развития автомобильного транспорта

 

В перспективе автомобильному транспорту будет по-прежнему принадлежать одно из ведущих мест в Единой транспортной системе страны. Вместе с этим дальнейшее повышение эффективности его работы и улучшение технико-экономических показателей связаны с необходимостью повышения технического уровня эксплуатации, развития сети автомобильных дорог и решения ряда научно-технических проблем.

Основными направлениями повышения уровня технической эксплуатации автомобильного транспорта являются обеспечение преимущественного развития автотранспорта общего пользования и укрупнение автохозяйств, совершенствование структуры автомобильного парка, дальнейшего расширения и развития централизованного способа перевозок.

Концентрация автотранспорта общего пользования является действенным способом улучшения планирования, организации и управления перевозочным процессом, широкого внедрения централизованных терминальных перевозок, повышения степени использования подвижного состава, что в совокупности позволит значительно сократить стоимость перевозок и транспортные издержки в целом.

Важнейшим вопросом повышения эффективности работы автотранспорта является совершенствование структуры автомобильного парка. Это потребует минимизации числа типов автомобилей, максимальной унификации и установления, в соответствии с условиями и объемом перевозок, оптимального соотношения количества автомашин, а также автопоездов различной грузоподъемности для того, чтобы каждую грузоперевозку выполнять с наименьшими затратами ресурсов и стоимостью. При этом необходимо, чтобы все автомобили максимально соответствовали дорожным, транспортным и природно-климатическим условиям эксплуатации.

Совершенствование структуры автомобильного парка предполагает увеличения производства автопоездов с наибольшей грузоподъемностью (типа МАЗ-6422, КамАЗ-6412 и т.д.), а также малотоннажных перевозок грузоподъемностью до 1т. (ГАЗ-3201и др.).

Кроме того, должен существенно увеличиться парк специализированных машин (самопогрузчики и т.п.).

Недостаточное развитие сети автодорог твердым покрытием и плохое их содержание весьма отрицательно влияют на работу промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства, где убытки от недостатка хороших дорог весьма значительны.

Необходимость развития сети автодорог вытекает из высокой интенсивности транспортного потока, которая на ряде участков превышает допустимый (6 тыс. ед. в сутки) в 5-7 раз.

Поэтому развитие сети автодорог и, в первую очередь, с твердым покрытием является важнейшей перспективной задачей. Следует особо отметить, что ее решение является крупным резервом снижения расхода топлива.

К числу научно-технических проблем, имеющих первостепенное значение для повышения эффективности автомобильного транспорта относятся:

– изыскание средств и методов повышения топливной экономичности автомобилей и снижение токсичности выхлопа автомобильных двигателей;

– обеспечение безопасности движения.

Повышение топливной экономичности автомобилей идет в направлении совершенствования карбюраторных двигателей, массового перехода на дизельные двигатели грузовых машин и автобусов, снижения собственной массы автомобиля.

Для экономии бензина и дизельного топлива и уменьшения токсичности отходящих газов осуществляется перевод автомобилей на газовое топливо (в частности сжиженный газ пропан-бутан, природный газ и др.).

Задача обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах приобретает чрезвычайную остроту.

Во всех развитых странах ведутся исследования аварий, причем работы касаются всего комплекса автомобильного транспорта, то есть системы «человек (водитель, пешеход) – автомобиль – дорога». Теперь к ней добавляют и четвертый элемент: «окружающая среда». Разрабатываемые меры делятся на меры активной безопасности, направленные на предупреждение аварий, и пассивной безопасности, ослабляющие последствия аварий.

Применительно к автомобилю к числу мер активной безопасности относят: повышение устойчивости и управляемости машины, усиление и совершенствование тормозов, повышение надежности шин и др. Меры пассивной безопасности включают: повышение прочности кузова, применение энергопоглощающих бамперов, различных устройств и приспособлений для предохранения водителя и пассажиров от ударов и др.

Ужесточаются требования безопасности при проектировании и строительстве автодорог. Расширяется сеть автомобильных дорог типа автострад с многополосным движением, устройством пересечений с другими транспортными коммуникациями в разных уровнях, со спиральным дорожным покрытием, увеличивающим сцепление шин с поверхностью дороги в различных погодных условиях, применением специальных предупредительных сигналов, светящихся знаков и разметки дорог и т.д.


Похожие статьи:

poznayka.org

Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….….…2

Глава 1. Место и значение автомобильного транспорта в структуре транспортного комплекса России ………….……………………………………. 3

1.1. Транспортная система России………………………………………….……4

1.2. Автомобильный транспорт…………………………………………….……8

Глава 2. Факторы и особенности размещения автомобильного транспорта …………….………………………………………………..………….9

2.1. Факторы размещения автомобильного производства.……………………9

2.2. Классификация автомобильных дорог Российской Федерации………….11

Глава 3. Оценка современного экономического состояния автомобильного транспорта

…………………………………………………………………..……16

Глава 4. Проблемы и перспективы развития автомобильного

транспорта. …………………………………………………………………………………………..21

4.1. Современные проблемы автомобильного транспорта……………………21

4.2. Перспективы развития автотранспорта……………………………………25

Заключение ………………………………………………………………………28

Библиографический список ……………………………………………………30

Введение

Автомобильная промышленность играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий. В 1996 году исполнилось 100 лет первому русскому автомобилю. В 1896 году русские изобретатели из Санкт Петербурга Е.А.Яковлев и П.А.Фрезе сконструировали самый первый русский автомобиль. Произошло это спустя лишь год после того, как Генри Форд сконструировал самый первый в мире легковой автомобиль, основанный на двигателе внутреннего сгорания. Примерно через 10 лет на заводе Лесснера в Петербурге впервые в России освоили серийное производство автомобилей. Среди двух десятков отечественных кампаний, экспериментировавших в области автомобильного производства, были каретные и велосипедные фабрики, заводы сельскохозяйственных машин, станкостроительные предприятия и машиностроительные предприятия в Москве, Смоленске, Ростове–на–Дону, Орле, Одессе. Самую значительную роль в развитии российского автомобилестроения до первой мировой войны сыграл Русско–Балтийский вагоностроительный завод ‘‘Руссо–Балт’‘ в Риге. За период с 1909 по 1915 годы на этом заводе было произведено более 400 автомобилей.

Массовое автомобилестроение в Советском Союзе было создано в тридцатые годы в рамках программы ‘‘социалистической индустриализации’‘. Буквально за шесть лет, с 1931 по 1937 год, производство автомобилей в стране выросло в 50 раз – до 200 тысяч единиц в год. Советский Союз вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав мира. Причем по выпуску грузовых автомобилей, составлявших до 90% от общего объема производства автомобилей, он вышел на второе место в мире, после Соединенных Штатов Америки. Общее число автомобилей в стране приблизилось к довольно внушительной по тем временам цифре – одному миллиону единиц. Из хронического импортера автомобилей СССР превратился в их экспортера. В отрасли произошла революция, связанная с

введением конвейерного производства – веяние прогресса, впервые воплощенного Генри Фордом на своем заводе в Детройте, позволившее ускорить сборку автомобиля и сократить затраты на нее.

1. Место и значение автомобильного транспорта в структуре транспортного комплекса России

Транспортный комплекс — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особое значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях рыночных отношений роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры, а значит всей экономики страны. [2]

1.1 Транспортная система России

Транспортный комплекс ассоциируют с “кровеносной системой” экономики страны. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами.

Транспортный комплекс — самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Сюда же логично включить и перемещение людей с трудовыми целями. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению.

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п. [3]

Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Водный — из-за того что большинство морей и все реки замерзают, и имеют относительно короткий навигационный период, автомобильный — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общем грузообороте транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов: в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д. Большая часть грузового и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузового и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. [5]

mirznanii.com

Допуск к осуществлению смешанных перевозок

Органы государственного управления экономикой и, в частности, Министерство транспорта уделяют достаточное внимание прогнозам развития автотранспорта. Практика периода экономических реформ показала низкую надежность количественного прогнозирования на переходном этапе. Ясно, что темпы и, в известной мере, направления развития автотранспортной отрасли связаны с реформированием и развитием всего социально-экономического комплекса России. Поэтому предпринимавшиеся в разное время попытки среднесрочного прогнозирования состояния рынка автотранспортных услуг оказались неудачными, как правило – черезмерно оптимистическими. Главным ожидаемым всеми ориентиром здесь является тотальная стабилизация экономики и постепенное ее оживление, рост инвестиций и спроса на товары и услуги.

В силу указанных причин не имеет смысла говорить о количественных прогнозах развития автомобильного транспорта. Попытаемся, опираясь на аналитические и программные материалы Министерства транспорта, наметить основные тенденции качественного развития и структурной перестройки отрасли в среднесрочном и долгосрочном аспектах.

Можно предположить, что структурные изменения на автомобильном транспорте проявятся, прежде всего, в следующих основных аспектах.
Органы государственного управления вместе с законодательной властью постепенно выработают новые механизмы “рамочного ” административно-экономического управления автомобильным транспортом, соответствующие изменившимся условиям. При этом в сферу реального управления и контроля будут вовлечены все субъекты автотранспортной деятельности независимо от форм собственности, ведомственной и отраслевой принадлеж-ности. Это будет способствовать общему повышению организованности рынка автотранспортных услуг, увеличению защищенности потребителей и добросовестных предпринимателей.

Главным средством гос. управления долгосрочным развитием отрасли будут целевые программы, которые обеспечены действительными государственными гарантиями (льготы, кредиты, правовая поддержка и т.д.). Программы станут главным инструментом содействия федерального уровня и субъектов Федерации при решении проблем автотранспортного развития.

Государство, сохраняя принцип конкурентности и свободного, будет улучшать и углублять систему контроля и регулирования автотранспортной деятельности. При этом ожидается, что вместе с вопросами обеспечения безопасности транспортного процесса, начнется развитие и практика реального коммерческого регулирования. Намечается реальная дифференциация налоговой системы, которая позволит обеспечивать “точечное” целевое стимулирование и поддержку(или ограничение)определенных видов автотранспортной деятельности.

Может значительно возрасти роль субъектов Федерации в организации и регулировании автотранспортной деятельности на соответствующих территориях. Определяющим в решении этого вопроса будет развитие федерального законодательства, которое либо отдаст большинство решений на откуп регионам, либо установит достаточно жесткие единые принципы осуществления и регулирования автотранспортной деятельности на территории России.

Значительную роль в развитии системы регулирования, привлечении и использовании инвестиций, профессиональном обучении, других аспектах деятельности автотранспортной отрасли будут играть созданные “снизу” ассоциации предприятий и предпринимателей, работающих в различных секторах автотранспорта.
Органы государственного управления решают вопросы создания эффективных механизмов гарантированного транспортного обслуживания, в первую очередь – для социально незащищенных слоев населения. Возрастет эффективность использования средств государственной поддержки на автомобильном транспорте. На социально-значимых перевозках отношения между государством и предприятиями будут становиться все более регламентированными законодательно и “прозрачными” для контроля и оценки эффективности. Следует ожидать, более активного включения негосударственных предприятий в обслуживание “социальных” секторов рынка автотранс-портных услуг.

Произойдет дальнейшее насыщение и развитие рынка автотранспортных услуг на основе создания условия конкуренции автотранспортных предприятий. Будет происходить дальнейшее изменение структуры собственности в направлении разгосударствления и приватизации. Отрасль станет опираться, прежде всего, на мелкие и средние негосударственные предприятия.

Важнейшим фактором, определяющим развитие не только автотранспорта, но и всего социально-экономического комплекса страны, остается автомобилизация России.

Инвестиционная политика предусматривает, прежде всего, техническое и технологическое перевооружение отрасли, а также опережающее формирование автотран-спортной инфраструктуры. По мере снижения инфляции вложения в развитие автотранспортного сектора станут все более привлекательными для отечественных и зару-бежных инвесторов. Прямые государственные инвестиции на автомобильном транспорте сохранятся, видимо, в ограниченном масштабе только на социально-значимых видах деятельности. Лизинг получит распространение не только как форма целевой государственной поддержки, но и как естественный механизм кредитования предприятий и предпринимателей.

Автотранспортная система России будет все более быстрыми темпами интегрироваться в европейскую и мировую транспортную систему. Этапными моментами, благоприятными для российских перевозчиков, должны стать освоение отечественными предприятиями производства подвижного состава, отвечающего международным требованиям, а также создание на территории России жесткого правового режима международных перевозок, подкрепленного системой эффективного контроля.

Экологические требования к автомобильному транспорту станут все более ужесточаться не только при выполнении международных перевозок груза (грузоперевозки Казахстан Россия) , но и при работе на внутреннем рынке. Рычаг “экологического регулирования” постепенно приобретает роль важнейшего инструмента государственного управления в автотранспортной отрасли.

Источник: “Основы эксплуатации автомобильного транспорта и бухгалтерского учета автотранспортных средств”, 1998 год.

ivi7.net

6. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России может расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особенно в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

За 2007 г. на территории России было продано 1,6 млн. грузовых легковых автомобилей и автобусов что на 10,3 % больше, чем в 2006 г. Суммарный объем годовой продажи легковых автомобилей с учетом поставленных из-за рубежа составил 2,764 млн. ед. и вырос в прошлом году на 30,6 %.

По ориентировочным прогнозам экспертов, продажа в России легковых автомобилей в нынешнем году превысит 3,6 млн. ед. Доля автомобилей зарубежных моделей в этом объеме продаж составит более 70 %.

Основными задачами по развитию автомобильного транспортав России являются: совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управляемости; рационализация структуры автопарка, увеличение выпуска автомобилей специализированных и различной грузоподъемности; совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей; улучшение организации и безопасности движения в системе “автомобиль—водитель—дорога”; значительное расширение дорожного строительства и повышение качества автомобильных дорог.

На рынке транспортных услуг доминирующей является проблема качества перевозок грузов и пассажиров, которая может быть решена благодаря увеличению доли специализированного подвижного состава (сейчас в России примерно половина специализированных автомобилей, а за рубежом — до 90% парка), изменению подхода к диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту (ликвидация полнокомплектного ремонта).

Обостряется и проблема регулярности перевозок в рыночных условиях: так как выпуск продукции (или формирование пассажиропотока) цикличен, следовательно, и вывоз ее должен быть соответствующим. Кроме того, стоимость грузов, находящихся в процессе складирования и транспортировки, классифицируется как “омертвленный капитал”, а большая часть поездок пассажиров в городах связана с трудовым процессом и увеличением дальности перевозок. Поэтому проблема регулярности в настоящее время рассматривается в новом аспекте — в плане создания непрерывной системы транспортировки грузов и пассажиров по принципам логистической системы, основным условием которой является своевременное удовлетворение потребности (спроса) в транспортной услуге.

На автомобильном транспорте очень остро стоит проблема организации и безопасности движения, которая должна рассматриваться в системе “автомобиль—водитель—дорога—среда” (А—В— Д—С). Совершенствование автомобиля идет по линии активной безопасности с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий (использование регулируемых тормозов, диафрагмирующих неслепящих фар, специальных устройств бортового контроля режима движения, более надежных шин и пр.) и пассивной безопасности для уменьшения последствий аварий (упрочнение кузова, травмобезопасные стекла, ремни безопасности, устройства для предотвращения вытекания топлива и пр.). Глобальной задачей при решении проблемы безопасности движения следует считать создание новой транспортной системы с изоляцией пешеходов от транспортных средств (планировка дороги в разных уровнях, строительство альтернативных проездов, пешеходных тоннелей, увеличивающих скорость транспортного потока на 30—40%, снятие движения в отдельных частях города и т. п.).

Другим направлением решения рассматриваемой проблемы является полная автоматизация управления движением, при которой автомобили снабжаются радарами и бортовыми компьютерами, а дороги имеют устройства, передающие информацию о состоянии и режимах движения. На автомобильном транспорте особо острой является топливно-энергетическая проблема. Ведутся работы по совершенствованию структуры подвижного состава, применению новых видов топлива двигателей, совершенствованию диагностирования автомобилей.

Среди новых видов топлива надо отметить электричество как экологически более чистое топливо, повышающее коэффициент полезного действия до 40%.

studfiles.net

Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта — курсовая работа

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………….….…..2

Глава 1. Место и значение автомобильного транспорта в структуре транспортного  комплекса России………….…………………………………………………3

    1. Транспортная система России……………………………………..…………………..4
    2. Автомобильный транспорт………………………………….…….….……………..8

Глава 2. Факторы и особенности размещения автомобильного транспорта……..9

2.1. Факторы  размещения автомобильного производства.……………………..……9

2.2. Классификация автомобильных дорог Российской Федерации………….….11

Глава 3. Оценка современного экономического состояния автомобильного транспорта…………………………………………………………………………….……16

Глава 4. Проблемы и перспективы развития автомобильного

транспорта………………..………………………………………………………………………………………..21

4.1. Современные  проблемы автомобильного транспорта………………….………21

4.2. Перспективы  развития автотранспорта…………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………………..……28

Библиографический список……………………………………………………..……….30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Автомобильная промышленность играет  очень  важную  роль  в  российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих  мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность  является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции,  источником  дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. Она опирается на прогресс в основных  и  прикладных  науках  и,  кроме  того,  сама  является движущей силой для развития технологий. В 1996 году исполнилось 100 лет первому  русскому  автомобилю.  В  1896 году русские  изобретатели  из  Санкт  Петербурга  Е.А.Яковлев  и  П.А.Фрезе сконструировали самый первый русский автомобиль. Произошло это  спустя  лишь год после того, как Генри Форд сконструировал самый первый в  мире  легковой автомобиль, основанный на двигателе внутреннего сгорания. Примерно через  10 лет на заводе Лесснера  в  Петербурге  впервые  в  России  освоили  серийное производство  автомобилей.  Среди  двух  десятков  отечественных   кампаний, экспериментировавших в области автомобильного производства, были каретные  и велосипедные фабрики, заводы сельскохозяйственных машин, станкостроительные предприятия и   машиностроительные   предприятия   в   Москве,   Смоленске, Ростове–на–Дону,  Орле,  Одессе.  Самую   значительную   роль   в   развитии российского   автомобилестроения   до   первой    мировой    войны    сыграл Русско–Балтийский вагоностроительный завод ‘‘Руссо–Балт’‘ в Риге. За  период с 1909 по 1915 годы на этом заводе было произведено более 400 автомобилей.

Массовое автомобилестроение в Советском Союзе было создано  в   тридцатые годы в рамках программы ‘‘социалистической индустриализации’‘. Буквально  за шесть лет, с 1931 по 1937 год, производство автомобилей в стране  выросло  в 50 раз – до 200 тысяч единиц в год. Советский Союз вошел в  пятерку  ведущих автомобилестроительных держав мира. Причем по выпуску грузовых  автомобилей, составлявших до 90% от общего объема производства автомобилей, он  вышел  на второе  место  в  мире,  после  Соединенных  Штатов  Америки.  Общее   число автомобилей в стране приблизилось к довольно внушительной  по  тем  временам цифре – одному миллиону единиц. Из хронического импортера  автомобилей  СССР превратился в их экспортера. В  отрасли  произошла  революция,  связанная  с

введением   конвейерного   производства   –   веяние   прогресса,    впервые воплощенного Генри Фордом на своем заводе в Детройте,  позволившее ускорить сборку автомобиля и сократить затраты на нее.

1. Место и  значение автомобильного транспорта  в структуре транспортного комплекса  России

Транспортный  комплекс — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт имеет и в решении  социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особое значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт создает условия  для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях рыночных отношений  роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры, а значит всей экономики страны. [2]

1.1 Транспортная  система России

 

Транспортный комплекс ассоциируют с “кровеносной системой” экономики страны. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами.

Транспортный комплекс — самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к  производственной сфере. Сюда же логично  включить и перемещение людей с трудовыми целями. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению.

Для России с  ее огромными пространствами, суровым  климатом и крупными перевозками  массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п. [3]

Водный и автомобильный  транспорт играют в России значительно  меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Водный — из-за того что большинство морей и все  реки замерзают, и имеют относительно короткий навигационный период, автомобильный — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общем грузообороте транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов: в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д. Большая часть грузового и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузового и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации  различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. [5]

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промыш_ености соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков  также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1 Широтное магистральное  сибирское направление «восток—запад»  и обратно; оно включает железнодорожные,  трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2 Меридиональное магистральное  центрально-европейское направление  «север—юг» с выходом на Украину,  Молдову, Кавказ, образованное в  основном железнодорожными путями;

3 Меридиональное  Волго-Кавказское магистральное направление «север—юг» по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Кроме основных магистральных  направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании, как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами. [4]

По суммарным объемам  перевозки грузов Россия, наряду с  США, занимает лидирующие позиции в  мире. Современное состояние транспортного  комплекса страны определяется сложившимся положением, характеризующимся спадом производства снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств, однако в последние годы наметился сдвиг в сторону увеличения транспортных перевозок и в целом оживление транспортного комплекса.

1.2 Автомобильный  транспорт

 

Автомобильный транспорт  — вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках). Играет неоправданно скромную роль и в грузовых и пассажирских перевозках современной России.

Суровые климатические  условия, вызывающие большие, чем в других развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта, лишь частичное объяснение этому. Ведь даже в обжитых, экономически развитых регионах России автотранспорт развит слабо, И до сих пор главным “камнем преткновения” на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.

Занимая первое место  в мире по площади своей территории, Россия по средней плотности автодорог  уступает не только высокоразвитым странам, но и большинству развивающихся стран. Общая протяженность в России автодорог с твердым покрытием на конец 20 века составляла всего 745 тыс. км, причем в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам. Велики и диспропорции, по сравнению с развитыми в экономическом отношении странами, в структуре автопарка:

в стране мала доля легковых машин, что в первую очередь является следствием низкого жизненного уровня основной части населения.

Несмотря на высокие  удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Общая протяженность автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км.

Интересно отметить, что  по темпам роста автопарка, даже и  годы переживаемого страной глубокого  экономического Кризиса, Россия опережает  многие государства мира. Приведенные выше преимущества автотранспорта и наметившаяся тенденция к быстрому росту автопарка позволяют надеяться на неплохие шансы роста его роли уже в ближайшей перспективе. Но для этого необходимо осуществление крупных программ дорожного строительства.

freepapers.ru

Основные перспективы развития автомобильной отрасли

Реферат

На тему
«Развитие автотранспортной отрасли»

 

Выполнил:
Студент группы 3Р-11
Викторов Кирилл

 

История появления автотранспорта.
Примерно пять тысяч лет назад один китайский император обратил внимание на цветок ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так люди изобрели колесо. Позже, во втором тысячелетии до н.э., появились повозки, которые решили многие транспортные проблемы. Стало возможным перевозить тяжелые и громоздкие грузы, быстрее и с большим комфортом передвигались люди.

Первые механические средства передвижения появились задолго до изобретения автомобиля. В древнем Китае строили сухопутные повозки с парусами, которые приводились в движение силой ветра.

В эпоху Возрождения в Европе появилось очень много интересных конструкций. Среди них был безлошадный экипаж Джованни да Фонтана. Внешне он напоминал крошечный автомобиль, снабженный кузовом с крышей, большими задними и маленькими передними колесами, которые приводились во вращение пассажиром с помощью ручного барабана и простейшей зубчатой передачи.

Необыкновенно знаменитой в свое время была машина, сконструированная часовщиком Иоганном Хаумшем в 1469 году для короля Швеции. Передвигался экипаж благодаря внушительной по размерам часовой пружине, завода которой хватало на 45 минут езды.

Первый бензиновый автомобиль появился в 1886 году, когда немец Карл Бенц построил «Бензиновый дорожный экипаж» и получил на него патент. Испытателем этого автомобиля стала его жена.

Первый автомобиль в России построили Е.Яковлев (морской офицер) и Фрезе (горный инженер) в 1896 году. Автомобиль весил 300 кг и мог развить скорость около 20 км/час.



В 1908 году Генри Форд создал первый массовый автомобиль марки «Форд – Т» Это был идеальный автомобиль для массового покупателя тех лет. Машина не требовала регулировок, ее электропроводка не боялась сырости и загрязнений, коробку передач нельзя было сломать даже специально. Было выпущено 15 178 888 машин.

Строительство автомобильных дорог.

Появление транспорта привело к необходимости строительства дорог. Основная дорожная сеть начинает складываться более 5 тыс. лет назад. В первом тысячелетии до н.э. появляется Великий шелковый путь и дороги государства ацтеков на Американском континенте.

В 1667 году в России создается государственная почта, что подтолкнуло к строительству дорог. Их расширили и это позволило ставить по три лошади в ряд.

Первые мощеные дороги в России появились лишь в конце 17 века в Москве. Был объявлен царский указ о том, чтобы с каждых десяти дворов жители представили либо по большому камню мерою в аршин, либо по два – в пол-аршина, либо несколько мелких камней, но каждый не мельче гусиного яйца. Но для того, чтобы замостить даже самые главные улицы, этих камней не хватило. Тогда был объявлен новый указ: не пропускать в столицу ни одного приезжего, пока он не сдаст страже у городских ворот три привезенных камня, каждый не меньше гусиного яйца. Так постепенно покрылись булыжными мостовыми улицы Москвы.

Что же касается первой государственной дороги в России, то она появилась при Петре 1 и соединила Москву с Петербургом. ЕЕ строительство продолжалось 17 лет.

Первая автострада появилась в Италии. Она соединила Милан с Варезе.

Сейчас общая протяженность автомобильных дорог на планете Земля составляет 15 млн. км, в том числе 1 млн. км приходится на Россию. Ежегодно в США строится 100 000 первоклассных автомобильных дорог, а в России – меньше 15 000 км.

Основные перспективы развития автомобильной отрасли

Органы государственного управления экономикой и, в частности, Министерство транспорта уделяют достаточное внимание прогнозам развития автотранспорта. Практика периода экономических реформ показала низкую надежность количественного прогнозирования на переходном этапе. Ясно, что темпы и, в известной мере, направления развития автотранспортной отрасли связаны с реформированием и развитием всего социально-экономического комплекса России. Поэтому предпринимавшиеся в разное время попытки среднесрочного прогнозирования состояния рынка автотранспортных услуг оказались неудачными, как правило – черезмерно оптимистическими. Главным ожидаемым всеми ориентиром здесь является тотальная стабилизация экономики и постепенное ее оживление, рост инвестиций и спроса на товары и услуги.

В силу указанных причин не имеет смысла говорить о количественных прогнозах развития автомобильного транспорта.

Можно предположить, что структурные изменения на автомобильном транспорте проявятся, прежде всего, в следующих основных аспектах.
Органы государственного управления вместе с законодательной властью постепенно выработают новые механизмы “рамочного ” административно-экономического управления автомобильным транспортом, соответствующие изменившимся условиям. При этом в сферу реального управления и контроля будут вовлечены все субъекты автотранспортной деятельности независимо от форм собственности, ведомственной и отраслевой принадлежности. Это будет способствовать общему повышению организованности рынка автотранспортных услуг, увеличению защищенности потребителей и добросовестных предпринимателей.

Главным средством гос. управления долгосрочным развитием отрасли будут целевые программы, которые обеспечены действительными государственными гарантиями (льготы, кредиты, правовая поддержка и т.д.). Программы станут главным инструментом содействия федерального уровня и субъектов Федерации при решении проблем автотранспортного развития.

Государство, сохраняя принцип конкурентности и свободного, будет улучшать и углублять систему контроля и регулирования автотранспортной деятельности. При этом ожидается, что вместе с вопросами обеспечения безопасности транспортного процесса, начнется развитие и практика реального коммерческого регулирования. Намечается реальная дифференциация налоговой системы, которая позволит обеспечивать “точечное” целевое стимулирование и поддержку(или ограничение)определенных видов автотранспортной деятельности.

Может значительно возрасти роль субъектов Федерации в организации и регулировании автотранспортной деятельности на соответствующих территориях. Определяющим в решении этого вопроса будет развитие федерального законодательства, которое либо отдаст большинство решений на откуп регионам, либо установит достаточно жесткие единые принципы осуществления и регулирования автотранспортной деятельности на территории России.

Значительную роль в развитии системы регулирования, привлечении и использовании инвестиций, профессиональном обучении, других аспектах деятельности автотранспортной отрасли будут играть созданные “снизу” ассоциации предприятий и предпринимателей, работающих в различных секторах автотранспорта.
Органы государственного управления решают вопросы создания эффективных механизмов гарантированного транспортного обслуживания, в первую очередь – для социально незащищенных слоев населения. Возрастет эффективность использования средств государственной поддержки на автомобильном транспорте. На социально-значимых перевозках отношения между государством и предприятиями будут становиться все более регламентированными законодательно и “прозрачными” для контроля и оценки эффективности. Следует ожидать, более активного включения негосударственных предприятий в обслуживание “социальных” секторов рынка автотранс-портных услуг.

Произойдет дальнейшее насыщение и развитие рынка автотранспортных услуг на основе создания условия конкуренции автотранспортных предприятий. Будет происходить дальнейшее изменение структуры собственности в направлении разгосударствления и приватизации. Отрасль станет опираться, прежде всего, на мелкие и средние негосударственные предприятия.

Важнейшим фактором, определяющим развитие не только автотранспорта, но и всего социально-экономического комплекса страны, остается автомобилизация России.

Инвестиционная политика предусматривает, прежде всего, техническое и технологическое перевооружение отрасли, а также опережающее формирование автотран-спортной инфраструктуры. По мере снижения инфляции вложения в развитие автотранспортного сектора станут все более привлекательными для отечественных и зару-бежных инвесторов. Прямые государственные инвестиции на автомобильном транспорте сохранятся, видимо, в ограниченном масштабе только на социально-значимых видах деятельности. Лизинг получит распространение не только как форма целевой государственной поддержки, но и как естественный механизм кредитования предприятий и предпринимателей.

Автотранспортная система России будет все более быстрыми темпами интегрироваться в европейскую и мировую транспортную систему. Этапными моментами, благоприятными для российских перевозчиков, должны стать освоение отечественными предприятиями производства подвижного состава, отвечающего международным требованиям, а также создание на территории России жесткого правового режима международных перевозок, подкрепленного системой эффективного контроля.

Экологические требования к автомобильному транспорту станут все более ужесточаться не только при выполнении международных перевозок груза, но и при работе на внутреннем рынке. Рычаг “экологического регулирования” постепенно приобретает роль важнейшего инструмента государственного управления в автотранспортной отрасли.


pdnr.ru