Переключатель скважин многоходовой – Устройство и принцип действия АГЗУ «Спутник». — Добыча нефти и газа
Устройство и принцип действия АГЗУ «Спутник». — Добыча нефти и газа
ГЗПУ (групповая замерная переключающаяся установка) – для производства замера дебита скважин и куста в целом и контроль за их работой. Состоит: корпус, трубная обвязка, гребенка, ПСМ, мерный газосепаратор, счетчик расхода ТОР-1 (турбинный объемный расходомер), регулятор расхода, запорная арматура, вытяжка, обогреватели.
ПСМ (переключатель скважин многоходовой) – для автоматического и ручного перевода потока добываемой из отдельной скважины жидкости в газосепаратор. Состоит из: корпуса с входными патрубками, расположенными ассиметрично в горизонтальной плоскости корпуса, переключающей каретки, расположенной в корпусе с возможностью вращения относительно оси корпуса и соединенной через вал и зубчатую гребенку с поршневым гидроприводом, углового выходного патрубка с системой уплотнений, установленного в каретке так, что при вращении каретки он последовательно сообщается со всеми входными патрубками и соответственно, последовательно направляет на отводящий трубопровод поток жидкости от каждой подключенной к ПСМ скважине.
Поток жидкости по трубопроводу направляется к двухкорпусному газосепаратору с поплавковым управляющим устройством. Разгазированная жидкость далее поступает на счетчик расхода ТОР.
ТОР-1 – для измерения объема жидкости выходящей из газосепаратора. Состоит из: углового подводящего патрубка и из цилиндрической проточной части с размещенной в ней крыльчаткой (турбиной), вал которой связан с понижающим шестеренчатым редуктором, вращающим магнитную муфту, которая в свою очередь за счет магнитных сил передает крутящий момент на внешний механический счетчик с указательной стрелкой и диском с двумя постоянными магнитами, которые при вращении диска замыкают контакты расположенного рядом с механическим счетчиком электромагнитного датчика и сигналы электромагнитного датчика регистрируются на блоке местной автоматики, а замеряемая жидкость проходящая по проточной части через отверстие выполненное ниже турбинки поступает в отводящий патрубок расположенный соосно с входной частью подводящего патрубка. ТОР-1 устанавливается вертикально и работает следующим образом: жидкость через подводящий патрубок поступает в проточную часть и вращает находящеюся там турбинку, а затем через имеющиеся в проточной части окна поступает в отводящий патрубок. Замеренная на ТОРе жидкость проходит через регулятор расхода и далее соединяясь с газом в основной коллектор.
Назначение АГЗУ.
Автоматизированные групповые замерные установки (АГЗУ) типа «Спутник» предназначены для автоматического измерения дебита жидкости добывающих скважин, осуществления контроля за работой скважин по наличию подачи жидкости и блокировки скважин при аварийном состоянии технологического процесса или по команде с диспетчерского пункта.
В системе сбора нефти и газа, АГЗУ устанавливается непосредственно на месторождении. К АГЗУ по выкидным линиям поступает продукция с нескольких добывающих скважин. К одной установке, в зависимости от её конструкции, может подключаться до 14 скважин.
При этом поочередно осуществляется замер дебита жидкости по каждой скважине. На выходе из АГЗУ продукция всех скважин поступает в один трубопровод — «сборный коллектор» и транспортируется на дожимную насосную станцию (ДНС) или непосредственно на объекты подготовки нефти и газа.
Установки изготавливаются следующих базовых модификаций:
- Спутник AM 40-8-400
- Спутник AM 40-10-400
- Спутник AM 40-14-400
- Спутник Б 40-14-400
Установки «Спутник Б40-14-400» дополнительно снабжены насосом-дозатором и емкостью для химических реагентов. Установки дополнительно могут при наличии счетчика газа АГАТ-1 измерять количество отсепарированного газа, а при наличии влагомера определять содержание воды в жидкости, добываемой из скважин.
Рассмотрим маркировку АГЗУ на примере установки « Спутник AM 40-8-400»:
40 — максимальное рабочее давление, в кгс/см2 .
8 — количество подключаемых скважин.
400 -максимальный измеряемый дебит скважины по жидкости в м3/сут.
|
AM 40-8-400 AM 40-10-400 |
AM 40-14-400 |
Б 40-14-400 |
|
Количество подключаемых скважин |
8 |
10 |
14 |
14 |
Пропускная способность, м3/сут. |
1-400 |
1-400 |
|
1-400 |
Рабочее давление, МПа |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Г азосодержание нефти при обводненности до 5%, нм3/т |
60 |
60 |
60 |
60 |
Кинематическая вязкость нефти, м2 /с |
до 120×10т6 |
до 120×10т6 |
до 120×10т6 |
до 120xia6 |
Обводненность, %, в пределах |
от 0 до 98 |
от 0 до 98 |
от 0 до 98 |
от 0 до 98 |
Содержание парафина, объемное, % |
до 7 |
до 7 |
до 7 |
до 7 |
Содержание сероводорода, объемное, % |
до 2 |
до 2 |
до 2 |
до 2 |
Температура рабочей среды, °С, |
от +5 до +70 |
от +5 до +70 |
от +5 до +70 |
от +5 до +70 |
Количество механических примесей, мг/л. |
не более 3000 |
не более 3000 |
не более 3000 |
не более 3000 |
Размер механических примесей, мм, |
не более 5 |
не более 5 |
не более 5 |
не более 5 |
Погрешность измерения, % |
±2,5 |
±2,5 |
±2,5 |
±2,5 |
Потребляемая мощность, кВт, |
до 10 |
ДО 10 |
до 10 |
до 10 |
Габаритные размеры, мм -технологического блока -аппаратурного блока |
5350*3200*2650 1960x1730x2350 |
5850x3200x2650 1960x1730x2350 |
6350x3200x2650 1960x1730x2350 |
6350x3200x2650 1960x1730x2350 |
Масса, кг, не более -технологического блока -аппаратурного блока |
5970 1020 |
6455 1020 |
7900 1020 |
7900 1020 |
«Устройство АГЗУ»
АГЗУ состоит из двух отдельных блоков:
технологического блока,
аппаратурного блока.
В технологическом блоке производится измерение дебита скважин.
Технологический блок АГЗУ оборудован обогревателем, освещением, принудительной вентиляцией, сигнализацией отклонения от норм значения давления. Все электрооборудование технологического блока выполнено во взрывобезопасном исполнении.
Класс взрывоопасности технологического блока — В-1а(т.е. образование взрывоопасных смесей возможно только в аварийных ситуациях).
В аппаратурном блоке расположены приборы и аппаратура управления работой оборудования установки.
Класс аппаратурного помещения — обыкновенный, поэтому аппаратурный блок должен устанавливаться на расстоянии не менее 10 метров от технологического блока, т.е. вне взрывоопасной зоны.
Технологический блок.
Выкидные линии скважин, подключаемых к АГЗУ, подсоединяются к входным патрубкам технологического блока через обратные клапаны.
Клапаны устанавливаются на трубопроводах в горизонтальном положении в соответствии с маркировкой «верх» на корпусе. При этом среда подается под захлопку по направлению стрелки на патрубке клапана и проходит через клапан, поднимая захлопку. При прекращении движения жидкости, захлопка под действием собственной массы и среды опускается на седло, предотвращая обратный ток жидкости.
В технологическом блоке установлен переключатель скважин многоходовой (ПСМ) 1, к которому через нижний ряд задвижек 2 подводится продукция добывающих скважин. Автоматическое переключение ПСМ производится при помощи гидропривода 3.
Система задвижек верхнего ряда 4 позволяет направлять продукцию скважин по байпасу 5 в сборный коллектор 6, минуя ПСМ, т.е. без замера. Для разрядки байпасной линии предусмотрена дренажная линия 7, выведенная в канализационный колодец либо в дренажную емкость.
Основным элементом установки является емкость сепарационная 8, оснащенная контрольно-измерительными приборами 9 и пружинным предохранительным клапаном (СППК) 10. На выходе газа из ёмкости устанавливается газовая заслонка 11, а на трубопроводе выхода жидкости — счетчик ТОР 12 и регулятор расхода 13.
Для сброса грязи из емкости предусмотрена грязевая линия 16, а для слива жидкости — линия разрядки 14, выведенная в канализационный колодец, либо в дренажную емкость.
Для аварийного сброса давления и разрядки ёмкости предусмотрена линия сброса 15, отводящая газ в атмосферу, а жидкость в дренажную линию.
ПСМ — переключатель скважин многоходовой.
Переключатель скважин многоходовой (ПСМ) предназначен для автоматической и ручной установки скважин на замер.
ПСМ состоит из корпуса с патрубками 1, крышки 2 с измерительным патрубком, вала 3, поршневого привода 4 с зубчатой рейкой 5, датчика положения 6, указателя положения 7, угольника (поворотного патрубка) 8 и подвижной каретки 9.
Корпус ПСМ на внутренней поверхности имеет две диаметральные канавки с выточками против каждого отверстия. По канавкам перемещаются ролики каретки. При перемещении роликов по канавкам, между резиновым уплотнением и корпусом ПСМ образуется зазор, а при попадании роликов в выточки уплотнение прижимается к корпусу пружиной, обеспечивая герметичность в замерном тракте.
Жидкость из скважины, установленной на замер, проходит через каретку, угольник, патрубок с отверстиями, установленный на валу ПСМ, и направляется на замер в ёмкость сепарационную. Жидкость с остальных скважин через выходной патрубок направляется в сборный коллектор.
Автоматическое переключение ПСМ осуществляется при помощи поршневого привода за счет давления масла, создаваемого гидроприводом.
Подвижная каретка состоит из корпуса 10. втулки 11, посаженных на осях роликов 12, резинового уплотнения 13.
Корпус ПСМ на внутренней поверхности имеет две диаметральные канавки с выточками против каждого отверстия. По канавкам перемешаются ролики каретки. При перемещении роликов по канавкам, между релиновым уплотнением и корпусом ПСМ образуется зазор, а при попадании роликов в выточки уплотнение прижимается к корпусу пружиной, обеспечивая герметичность в замерном тракте.
Жидкость из скважины, установленной на замер, проходит через каретку, угольник, патрубок с отверстиями, установленный на валу ПСМ. и направляется на замер в емкость сепарациоиную. Жидкость с остальных скважин через выходной патрубок направляется в сборный коллектор.
Автоматическое переключение ПСМ осуществляется при помощи поршневого привода за счет давления масла, создаваемого гидроприводом.
Поршневой привод с храповым механизмом состоит из корпуса 1, закрепленного на крышке ПСМ. силового цилиндра 2 с крышкой 3, поршня 4, пружины 5 и зубчатой рейки б, составляющей одно целое со штоком поршня 7.

Регулировка длины хода зубчатой рейки, а. следовательно, и угла поворота вала ПСМ, осуществляется с помощью регулировочного винта 8, доступ к которому закрыт винтовой заглушкой 9.
Вручную ПСМ переключается при помощи специальной рукоятки 10. В автоматическом режиме при подаче жидкости от гидропривода в полость силового цилиндра, поршень с рейкой перемещается и поворачивает шестерню 11, а вместе с ней и храповик с валом переключателя.
После выключения гидропривода поршень вместе с рейкой и шестерней возвращаются в исходное положение под действием пружины, а вал ПСМ, за счет храпового механизма, остается на месте.
Внутри корпуса ПСМ крепится датчик положения поворотного патрубка, а на валу крепится указатель с постоянным магнитом.
Сигнал от датчика положения поступает в блок автоматики, где определяется номер скважины, установленной на замер.
Характеристики ПСМ
|
Ха 2.954.034 |
Ха 2.954.008 |
Рабочее давление, МПа, не более |
4,0 |
4,0 |
Диаметр входных патрубков, мм |
50 |
80 (50) |
Диаметр общего выходного патрубка, мм |
100 |
150 |
Количество подключаемых трубопроводов |
8 |
8,10,14 |
Максимальный перепад давления между замерным и общим трубопроводами, МПа, не более |
0,12 |
0,12 |
Диаметр измерительного патрубка, мм |
50 |
80 |
Напряжение питания датчика положения, В |
24 |
24 |
Род тока |
постоянный |
постоянный |
Диапазон температуры окружающей среды, °С |
От +5 до +50 |
От +5 до +50 |
Относительная влажность окружающей среды при температуре +20 °С, %, не более |
80 |
80 |
Габаритные размеры, мм, не более: |
||
– диаметр |
501 |
570 |
– высота |
665 |
902 |
Масса, кг, не более |
75 |
248 |
Похожие статьи:
РЭНГМ → Справочник по станкам качалкам
РЭНГМ → Освоение скважин. Булатов А.И. и др.
Бурение → Предупреждения осложнении и ремонта скважин при их строительстве и использования
РЭНГМ → Оборудование нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и его эксплуатация
РЭНГМ → Электрометрическая геология песчанных тел-литологических ловушек нефти и газа. Муромцев В.С.
rengm.ru
Переключатель скважин многоходовой
Изобретение относится к области добычи нефти и предназначено для переключения направления нефти от трубопроводов, проводящих нефть от добывающих скважин, на устройство, замеряющее дебет скважин. Переключатель скважин многоходовой содержит корпус с отверстиями для подключения патрубков подачи рабочей жидкости, гидропривод. Гидропривод состоит из корпуса, гидроцилиндра, подпружиненного поршня, соединенного с зубчатой рейкой, кинематически связанной с шестерней и храповым делителем. Храповой делитель соединен с вращающимся валом для переключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости. Канал измерения выполнен в виде тройника с подвижной кареткой. Тройник свободно перемещается вдоль оси полого вала. Подвижная каретка ограничена от поворота вокруг своей оси упорами тройника и фиксируется с помощью роликов и пружины, напротив входного патрубка, прилегая к наплавленной износостойкой поверхности корпуса. Изобретение направлено на улучшение потребительских свойств и на повышение адаптивности переключателя к условиям его эксплуатации. 2 ил.
Изобретение относится к области добычи нефти и может быть использовано для переключения направления нефти от трубопроводов, проводящих нефть от добывающих скважин на устройство, замеряющее дебет скважин.
Известно устройство, содержащее корпус с отверстиями для подключения патрубков подачи рабочей жидкости, гидрораспределитель для подключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости, в корпусе установлена втулка с отверстиями, соответствующими отверстиями корпуса, канал измерения выполнен в виде угольника с подвижной кареткой соединения с отверстиями, угольник соединен с полым валом подачи рабочей жидкости в измерительный патрубок, гидрораспределитель выполнен в виде корпуса, в котором установлен подпружиненный поршень, соединенный с зубчатой рейкой, взаимодействующей с шестерней, кинематически связанной с шестерней-делителем [RU 83551 U1 (заявка ПМ №2009100951), 10.06.2009].
Недостатком известного устройства является частое заклинивание каретки при переключении скважин, это происходит по причине изнашивания опор вала, следствием чего является перемещение жестко закрепленного угольника с валом вдоль своей оси, в результате которого ролики каретки упираются в торец канавки корпуса, интенсивно изнашивая оси и посадочные отверстия роликов, а также направляющие канавки корпуса. Вследствие образовавшегося износа каретка проворачивается вокруг своей оси и заклинивает. Так же частой причиной заклинивания является ошибочный подбор регулировочных шайб при сборке данного устройства, требуется дополнительное регулирование опор вала для точного позиционирования роликов каретки относительно направляющих канавок корпуса, что весьма сложно сделать особенно в полевых условиях.
Известно устройство, предназначенное для переключения направления нефти от трубопроводов, проводящих нефть от добывающих скважин на устройство, замеряющее дебет скважин [RU 2158868 C2, 10.11.2000]. Запорное устройство содержит корпус кольцевой формы. Корпус имеет радиально расположенные входные отверстия и закрывается с торцов крышками. Внутри корпуса размещен запорный орган с наружной сферической поверхностью и отводным каналом. Запорный орган управляется посредством вала. Вал соосно установлен в канале верхней крышки. Отводной канал сообщается с отводным патрубком. Запорный орган выполнен к виде усеченного шара с числом входных каналов на одно меньше числа входных отверстий корпуса. В последних установлены уплотнения. Они подпружинены относительно присоединяемых к корпусу фланцев и взаимодействуют с наружной поверхностью запорного органа. Нижняя часть запорного органа зафиксирована установленной соосно управляемому валу пятой в ячеистой перегородке нижней крышки. Внутренняя полость вала соединена с одной стороны с отводным каналом запорного органа, с другой – посредством радиальных отверстий с полостью отводного патрубка.
Недостатком известного устройства является материалоемкость конструкции, большие габариты корпуса при использовании 14 отводов, быстрый износ запорного органа из-за постоянного контакта с множеством уплотнений, залипание в статически поджатом состоянии подпружиненных уплотнительных седел, вследствие которого, по мере износа уплотнительных манжет, нарушается их герметичность.
Целью изобретения является улучшение потребительских свойств путем упрощения процесса сборки и ремонта, обеспечения надежной фиксации и герметичности уплотнения каретки, плавного переключения каретки, коррозионной стойкости и износостойкости внутренней, рабочей поверхности корпуса контактирующей с уплотнением каретки.
Указанная цель достигается тем, что поворотный измерительный патрубок выполнен в виде тройника, свободно, в пределах ширины канавок, перемещающегося вдоль оси полого вала. На тройнике жестко закреплены упоры, ограничивающие попорот каретки вокруг своей оси при движении роликов по кольцевым канавкам. Таким образом, заявленное устройство позволяет достичь плавного перемещения каретки с четкой фиксацией на впадинах корпуса противоположно отводам, в том числе при износе регулировочных шайб опорных точек пала, или критического износа роликов каретки и направляющих канавок корпуса, а также в случае ошибочного подбора регулировочных шайб при сборке ПСМ. Для предотвращения преждевременной коррозии и интенсивного износа внутренней, рабочей поверхности корпуса в условиях сильноагрессивных рабочих сред и большого количества механических примесей предлагается выполнять наплавку данной поверхности нержавеющим сплавом.
Конструкция устройства приведена на фиг.1, 2, где указаны корпус 1, крышка 2, вал 3, каретка 4, тройник 5, датчик положения 6, уплотнение 7, замерной патрубок 8, рейка 9, колесо зубчатое 10, храповик 11, пружина 12, шпонка 13, пружина 14, указатель 15, канавки 16, входные патрубки 17, регулировочная шайба 18, регулировочный подпятник 19, выходной коллектор 20, шпонка 21, винт регулировочный 22, крышка 23, гидроцилиндр 24, поршень 25, корпус 26, контргайка 27, пружина 28.
В корпусе 1, на внутренней цилиндрической поверхности, снизу и сверху входных отверстий, имеются две диаметральные канавки 16 с углублениями для фиксации каретки 4 напротив каждого отверстия. По канавкам перемещаются ролики подвижной каретки 4. Глубина канавок и углублений выбрана таким образом, что при перемещении роликов по канавке между резиновым уплотнением 7 и стенкой корпуса 1 образуется зазор и при попадании роликов в углубления уплотнение прижимается к корпусу пружиной 12, обеспечивая герметичность в замерной линии. Поршневой привод с делительным механизмом служит для обеспечения переключения скважин и состоит из корпуса 26, закрепленного на крышке 2, гидроцилиндра 24 с крышкой 23, поршнем 25, пружиной 28 и зубчатой рейкой 9, составляющей одно целое со штоком поршня. Внутри корпуса привода на валу установлены храповик 11 на шпонке 13 и подвижно сидящее колесо зубчатое 10. Колесо зубчатое 10 прижимается к храповику 11 пружиной 14 и кинематически взаимодействует с зубчатой рейкой 9. Храповик 11 и колесо зубчатое 10 имеют торцевые зубья со скосами, что обеспечивает одностороннее зацепление, при их взаимном повороте. Устройство работает следующим образом. После срабатывания гидропривода рабочая жидкость в гидроцилиндре 24 перемещает поршень 25, жестко связанный с зубчатой рейкой 9. Рейка 9 перемещается и вращает колесо 10, прижатое пружиной 14 к храповику 11, заставляя ее тоже перемещаться на несколько градусов. Поскольку колесо 10 жестко соединено шпонкой 13 с валом 3, то вал передает вращение тройнику 5 посредством шпоночного соединения 21, каретка поворачивается на определенный угол и подключается к соответствующему каналу. Тройник 5 свободно скользит вдоль оси вала 3, тем самым позволяет роликам каретки 4 самоцентрироваться в пределах канавок 16, вне зависимости от настройки зазоров и положения вала 3 регулировочными шайбами 18 и подпятниками 19 в опорных подшипниках. На тройнике 5 имеются упоры для предотвращения проворачивания каретки 4 вокруг своей оси и обеспечения прямолинейности качения роликов каретки по канавкам 16 корпуса 1. На номер положения канала указывают датчик положения 6 и указатель 15. Рабочая жидкость через тройник 5 и полый вал 3 подается в измерительный патрубок 8, и осуществляется замер производительности соответствующей скважины. После установки каретки 4 напротив одного из каналов и ограничения хода рейки 26 в упор регулировочного винта 22 с контргайкой 27 подача рабочей жидкости в гидроцилиндр 24 прекращается и пружина 28 возвращает поршень 25 с рейкой 9 в исходное положение. Поскольку храповик 11 и колесо 10 имеют торцевые зубья со скосами, то при возврате зубчатой рейки 9 храповик 11 и вал 3 остаются па месте. Поверхность корпуса 1 между канавками 16 наплавляется нержавеющим сплавом.
В случае износа роликов каретки 4, или канавок 16 корпуса 1, заклинивание каретки не происходит, что подтверждают заводские и промысловые испытания заявленного устройства ПСМ. Во время ремонта ПСМ с заменой изношенных узлов нет необходимости точно регулировать зазоры в опорах вала с помощью регулировочных шайб и подпятников, т.к. тройник с кареткой самоцентрируется в пределах канавок 16, вне зависимости от осевого смещения вала 3, который выбирает все зазоры, за счет выталкивающей силы давления рабочей среды ПСМ. Наплавка рабочей поверхности корпуса 1 обеспечивает повышенную коррозионную стойкость и износостойкость в условиях высокоагрессивных сред и большого количества механических примесей. Таким образом, заявляемое устройство обеспечивает повышенную ремонтопригодность, надежность, долговечность конструкции и простоту обслуживания.
Переключатель скважин многоходовой, содержащий корпус с отверстиями для подключения патрубков подачи рабочей жидкости, гидроцилиндр, выполненный в виде корпуса, в котором установлен подпружиненный поршень, соединенный с зубчатой рейкой, кинематический связанной с шестерней и храповым делителем, вращающим вал, предназначенный для переключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости, отличающийся тем, что канал измерения выполнен в виде тройника, свободно перемещающегося вдоль оси полого вала, с подвижной кареткой, ограниченной от поворота вокруг своей оси упорами тройника и фиксирующейся с помощью роликов и пружины, напротив входного патрубка, прилегая к наплавленной износостойкой поверхности корпуса.
www.findpatent.ru
Наименование | Наименование |
Переключатель Скважин многоходовой ПСМ4-40-8А на 8скважин Ха2.954.008-10 | Ролик ХА8.206.004 |
Ролик ХА8.206.012 | |
Корпус ХА8.020.025 | |
Переключатель Скважин многоходовой ПСМ4-40-10Б на 10скважин Ха2.954.008-06 | Корпус ХА8.020.105 |
Угольник УР02.04.000 | |
Колодка клеммнаяХА6.625.019 | |
Переключатель Скважин многоходовой ПСМ4-40-14А на 14скважин Ха2.954.008-03 | Колесо зубчатое ХА8.424.003 14скважин |
Колесо зубчатое ХА8.424.003-01 10скважин | |
Колесо зубчатое ХА8.424.003-02 8скважин | |
Переключатель Скважин ПСМ 40-8 Ха2.954.034 | Колесо зубчатое ХА8.424.015 |
Указатель ХА6.050.002(-02,-03) | |
Датчик положения ПСМ.11.00.00.00 8скважин | Указатель ПСМ.11.01.00.00 |
Датчик положения ПСМ.11.00.00.00-01 10скважин | Указатель ХА7.027.012 |
Датчик положения ПСМ.11.00.00.00-02 14скважин | Гильза ХА8.236.019 |
Поршень ХА7.014.010 | |
Гидроцилиндр ГЦ.00.00.000 | Рейка ХА8.480.002 |
Каретка УР02.03.000 | Храповик ХА8.364.001 14скважин |
Каретка ХА6.200.007 | Храповик ХА8.364.001-01 10скважин |
КорпусХА8.020.022 | Храповик ХА8.364.001-02 8скважин |
ВалХА6.306.002 | Храповик ХА8.364.009 |
Вал ХА6.306.007 | Угольник ХА6.143.004 ЗЧ |
Пружина ХА8.383.048А | Крышка ХА8.040.014 |
Пружина ХА8.383.049А | Кольцо ХА8.240.027 |
Пружина ХА8.383.050А | Кольцо ХА8.241.042 |
Пружина ХА8.383.148 | Ось-винт ХА8.318.027 |
Пружина УР02.01.004 | Ось-винт ПСМ.00.06.03 |
ПСМ 9507 на 8,10 скважин | Угольник 9507-02.10.140 на ПСМ 9510 |
ПСМ 9510 на 8 скважин | Колодка клеммная 9507-02.10.350 на ПСМ |
ПСМ 9703 на 8,10 скважин | Крышка 9507-02.10.116 Ха8.054.113А на ПСМ |
ПСМ 9712 на 8,10,14 скважин | Указатель 9507-02.10.450-02 Ха6.050.002-02 на ПСМ 9507, 9712, 9703, 9510 8-10 скважин |
Каретка 9507-02.10.300 на ПСМ 9507, 9712, 9703 | Указатель 9507-02.10.450 Ха6.050.002 на ПСМ 9712 14 скважин |
Каретка 9507-02.10.301 на ПСМ 9507, 9712, 9703 | Указатель 9507-02.10.112 Ха7.027.012 на ПСМ |
Каретка 9510-02.10.280 на ПСМ 9510 | Пружина 9507-02.10.125 Ха8.383.050А на ПСМ |
Каретка 9510-02.10.281 на ПСМ 9510 | Поршень 9507-02.10.111 Ха7.014.010 на ПСМ |
Корпус 9507-02.10.104 025.01.21.184.009 на ПСМ | Пружина 9507-02.10.125 Ха8.383.050А на ПСМ |
Вал 9510-02.10.410 на ПСМ 9510 | Храповик 9507-02.10.122-01 Ха8.364.001-01 на ПСМ 8-10 скважин |
Вал 9507-02.10.650 Ха6.306.002 на ПСМ 9507, 9712 | Храповик 9507-02.10.122.02 Хав.364.001-02 на ПСМ 14 скважин |
Сегмент 9507-02.10.600 Ха6.258.000 на ПСМ | Пружина 9510-02.10.116 на ПСМ 9510 |
Вал в сборе 9712-02.02.500 на ПСМ 9703 | Пружина 9507-02.10.123 Ха8.383.048А на ПСМ 9507, 9712, 9703 |
Гильза 9507-02.10.117 Ха8.236.019 на ПСМ | Угольник 9507-02.10.101 Ха8.658.079 на ПСМ 9507, 9712, 9703 |
Указатель ПСМ.11.01.00.00 на ПСМ | Крышка 9507-02.10.103 на ПСМ 9507, 9712, 9703 |
Ролик 9507-02.10.302 Ха8.206.004 на ПСМ 9507, 9712, 9703 | Пружина 9507-02.10.124 Ха8.383.049А на ПСМ |
Ролик 9510-02.10.282 на ПСМ 9510 | Колесо зубчатое 9507-02.10.126 Ха8.424.003 на ПСМ 8-10 скважин |
Корпус 9507-02.10.114-02 на ПСМ | Колесо зубчатое 9507-02.10.126 Хав.424.003-02 на ПСМ 14 скважин |
Рейка 9507-02.10.127 Ха8.480.002 на ПСМ 8-10 скважин |
aurora-oil.ru
Техснаб – Переключатель скважин многоходовой ПСМ-40
Гидроцилиндр
ПСМ40.13.954.008
Пружина
ПСМ40.00.31.050
Крышка
ПСМ40.00.054.113
Гильза
ПСМ40.00.24.019
Поршень
ПСМ40.00.19.010
Рейка
ПСМ40.00.33.002
Каретка
ПСМ40.11.00.000
Каретка
ПСМ-40У.11.00.007
Ось-Винт
ПСМ40.11.00.007
Ось-Винт
ПСМ-40У.11.00.027
Пружина
ПСМ40.11.049.004
Пружина
ПСМ-40У.00.00.148
Ролик
ПСМ40.11.000.004
Ролик
ПСМ-40У.11.00.012
Вал
ПСМ40.04.00.002
Вал
ПСМ-40У.04.00.007
Корпус
ПСМ40.00.21.022
Корпус
ПСМ-40У.00.21.105
Винт регулировочный
ПСМ40.37.914.002
Кольцо
ПСМ40.00.25.027
Кольцо зубчатое
ПСМ40.00.32.003 8 скв.ПСМ40.00.32.001 10 скв.
ПСМ40.00.32.002 14 скв.

Кольцо зубчатое
ПСМ-40У.04.32.015
Храповик
ПСМ40.00.29.0018
Храповик
ПСМ-40У.00.29.009
Пружина
ПСМ40.00.49.048
Съемник
ПСМ40.01.98.000СБ
Пружина
ПСМ40.00.30.049
Пружина
ПСМ-40У.00.00.144
Крышка
ПСМ40.02.173.002
Кольцо
ПСМ40.00.26.042 -01ПСМ40.00.26.042 -02
ПСМ40.00.26.042 -03

Кольцо
ПСМ-40У.00.26.077
Корпус
ПСМ40.00.22.025 -01ПСМ40.00.22.025 -02
ПСМ40.00.22.025 -03

Датчик положения
ПСМ40.09.00.000 8 скв.ПСМ40.09.00.000-01 10 скв.
ПСМ40.09.00.000-02 14 скв.

Указатель
ПСМ40.10.00.000
Колодка клеммная
ПСМ40.05.00.000
Крышка
ПСМ40.06.00.014
Указатель
ПСМ40.01.00.000
Указатель
ПСМ40.00.20.012
Угольник
ПСМ40.12.00.000
Угольник
ПСМ-40У.12.00.004
Пробка
ПСМ40.00.34.021
Прокладка
ПСМ40.00.36.101
Сегмент
ПСМ40.03.00.000
Уплотнение
ПСМ40.11.00.003
Уплотнение
ПСМ-40У.11.00.003
Уплотнение
ПСМ40.11.00.100
Кольцо уплотнительное
ПСМ40.00.44.003
Болт ЗИП
ПСМ40.01.00.003
Подпятник
ПСМ40.00.00.003
Корпус
ПСМ40.08.000.008
www.texnab.ru
Переключатель скважин многоходовой
Изобретение относится к нефтедобывающей области и предназначено для ручного и автоматического переключения направления потока нефти в автоматизированных групповых замерных установках от подводящих патрубков со скважины на замерное устройство. Переключатель скважин многоходовой содержит корпус с радиально выполненными отверстиями для подключения патрубков подачи жидкости, установленную на корпусе крышку, внутри которых по продольной оси размещен вращающий полый вал. Вал соединен с каналом измерения, выполненным в виде тройника, и с подвижной кареткой, фиксирующейся с помощью роликов и пружины напротив каждого патрубка подачи жидкости. На внутренней рабочей поверхности корпуса закреплены дуговые вставки с радиальными отверстиями, совпадающими с радиальными отверстиями в корпусе. Тройник размещен между выполненными на полом валу верхним и нижним упорами и сообщается с полым цилиндром. На цилиндре установлена подвижная каретка с роликами. Цилиндр жестко закреплен в отверстии пластины, соединенной с верхним и нижним упорами посредством установленных на них кривошипов. На верхнем упоре выполнен шип с возможностью его расположения в пазе тройника. На обоих упорах установлены равномерно по периметру шарики с возможностью вращения тройника вокруг оси вала. Изобретение направлено на повышение долговечности и надежности в работе, на обеспечение простоты в обслуживании и ремонте, а также на обеспечение высоких эксплуатационных характеристик переключателя. 2 ил.
Изобретение относится к нефтедобывающей области и предназначено для ручного и автоматического переключения направления потока нефти в автоматизированных групповых замерных установках от подводящих патрубков со скважины на замерное устройство.
Известен переключатель скважин многоходовой (патент РФ 2505729, МПК F16K 11/085, опубликовано 27.01.2014 г.), содержащий корпус с несколькими входными патрубками и одним общим выходным патрубком, крышку с патрубком для подключения к измерительному устройству, полый вал между полостями корпуса и крышки. В корпусе выполнены каналы от каждого входного патрубка до внутренней поверхности плоского участка дна, один из входных патрубков через канал в корпусе сообщается с полым поворотным селектором, прижимаемым пружиной ко дну корпуса и имеющим уплотнение с плоским дном корпуса, поворотный селектор соединен с валом, при этом остальные входные патрубки корпуса сообщаются с общим выходным патрубком корпуса. На дно корпуса внутри может быть установлена сменная деталь для защиты корпуса и возможности ремонта без демонтажа корпуса путем замены сменной детали. Уплотнение между селектором и сопрягаемой деталью может быть выполнено «металл по металлу». Позиционирование селектора выполняется шариками по плоской поверхности с углублениями.
Данное устройство имеет высокую трудоемкость, невозможность обработки некоторых деталей, ведет к увеличению габаритных размеров и массы переключателя скважин многоходового; предназначено к применению переключателя скважин многоходового с восьмью входными патрубками. Наиболее близким техническим решением является переключатель скважин многоходовой (патент РФ № 2529270, МПК F16K 11/085, опубликовано 27.09.2014 г.), содержащий корпус с отверстиями для подключения патрубков подачи рабочей жидкости, гидропривод. Гидропривод состоит из корпуса, гидроцилиндра, подпружиненного поршня, соединенного с зубчатой рейкой, кинематически связанной с шестерней и храповым делителем. Храповой делитель соединен с вращающимся валом для переключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости. Канал измерения выполнен в виде тройника с подвижной кареткой. Тройник свободно перемещается вдоль оси полого вала. Подвижная каретка ограничена от поворота вокруг своей оси упорами тройника и фиксируется с помощью роликов и пружины, напротив входного патрубка, прилегая к наплавленной износостойкой поверхности корпуса. Для предотвращения коррозии и износа внутренней рабочей поверхности корпуса предлагается выполнять наплавку нержавеющим сплавом.
Данное устройство имеет высокую трудоемкость изготовления и выполнения наплавления на корпус; высокую стоимость ремонта корпуса, поскольку требует полного демонтажа устройства; низкую ремонтопригодность в полевых условиях; низкую надежность резинового уплотнения между корпусом и поворотным механизмом; коррозионно-эрозионный износ направляющих канавок, приводящий к увеличению их глубины; возможность заклинивания вследствие попадания в зазор механических примесей и солей; недолговечность корпуса, несмотря на выполненную наплавку нержавеющим сплавом.
Задачей изобретения является повышение удобства в эксплуатации переключателя, возможность ремонта в полевых условиях, увеличение надежности.
Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик благодаря конструктивному выполнению, обеспечивающему устранение утечек между корпусом и патрубками подачи жидкости, уменьшению коррозионно-эрозионного износа направляющих канавок, предотвращение заклинивания переключателя. Указанный технический результат достигается переключателем скважин многоходовым, содержащим корпус с радиально выполненными отверстиями для подключения патрубков подачи жидкости, установленную на корпусе крышку, внутри которых по продольной оси размещен вращающий полый вал, соединенный с каналом измерения, выполненном в виде тройника, и с подвижной кареткой, фиксирующейся с помощью роликов и пружины напротив патрубка подачи жидкости. В отличие от прототипа на внутренней рабочей поверхности корпуса закреплены дуговые вставки с радиальными отверстиями, совпадающими с радиальными отверстиями в корпусе, а тройник размещен между выполненными на полом валу верхним и нижним упорами и сообщается с полым цилиндром, на котором установлена подвижная каретка с роликами и который жестко закреплен в отверстии пластины, соединенной с верхним и нижним упорами посредством установленных на них кривошипов, причем на верхнем упоре выполнен шип с возможностью его расположения в пазе тройника, а на обоих упорах установлены равномерно по периметру шарики с возможностью вращения тройника вокруг оси вала.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фигурах 1,2 показана конструкция устройства.
Переключатель скважин многоходовой содержит корпус 1 с радиально выполненными в нем отверстиями для подключения патрубков подачи жидкости со скважины и одним выходящим патрубком в общий коллектор (на чертеже позиция не обозначена), крышку 2 с выходящим замерным патрубком (на чертеже позиция не обозначена), вращающий вал 3 с верхним и нижним упорами, соответственно 4 и 5, между которыми размещен тройник 6. На упорах 4 и 5 закреплены кривошипы 7. Тройник сообщается с полым цилиндром 8, на котором установлена подвижная каретка 9 с роликами 10 и который жестко закреплен в отверстии пластины 11, соединенной с верхним и нижним упорами посредством кривошипов 7. На полом цилиндре 8 установлена пружина 12 со стороны тройника и пружина 13 со стороны подвижной каретки. На верхнем и нижнем упорах расположены шарики 14 для плавного перемещения тройника 6 относительно упоров 4 и 5 и предотвращения заклинивания переключателя, а также для самоцентрирования тройника относительно отверстий на корпусе. На верхнем упоре 4 выполнен шип 15, а на тройнике 6 под него выполнен паз 16, длина которого больше размера шипа. В корпусе 1 на внутренней цилиндрической поверхности закреплены дуговые вставки 17 с радиальными отверстиями 18, совпадающими с радиальными отверстиями на корпусе. Между дуговыми вставками и корпусом установлены прокладки 19. В дуговых вставках выполнены направляющие канавки 20 с углублениями 21, расположенными напротив каждого отверстия 18.
Переключатель скважин многоходовой работает следующим образом.
От привода (на чертеже не показан) вращение передается вращающему валу 3 и жестко закрепленным на нем верхнему упору 4 с шипом 15 и нижнему упору 5. Во время поворота вращающего вала 3 и перемещении шипа 15 от одной стенки паза 16 тройника 6 до соприкосновения с другой стенкой при помощи кривошипов 7 происходит перемещение полого цилиндра 8 вдоль своей оси, при котором один конец входит в тройник 6, а другой выходит из отверстия 18 дуговой вставки 17. Когда шип 15 на верхнем упоре 4 доходит до крайней стенки паза 16 тройника 6, вращающий вал 3 передает вращение тройнику, при этом полый цилиндр 8 и установленная на нем каретка 9 с роликами 10 совместно с тройником 6 начинают поворачиваться от одного отверстия до другого на корпусе 1. Во время поворота каретка с роликами 10 перемещается по направляющим канавкам 20 и четко фиксируется в углублениях 21 напротив каждого радиально выполненного отверстия 18 в дуговых вставках 17 при помощи пружины 13, установленной на полом цилиндре 8 со стороны каретки 9. После поворота и фиксации каретки 9 с роликами 10 при помощи пружины 12, установленной на полом цилиндре 8 со стороны тройника 6, вращающий вал 3 совместно с верхним упором 4 и нижним упором 5 возвращается в исходное положение, полый цилиндр 8 перемещается во внутреннюю полость отверстия 18 дуговой вставки 17 и устанавливается в прокладку 19, тем самым предотвращая утечки жидкости. Болтовое крепление 22 дуговых вставок к корпусу не препятствует переключению и перемещению каретки 9 с роликами 10 по направляющим канавкам 20, так как оно утоплено на внутренней поверхности дуговых вставок. В случае износа направляющих канавок 20 на дуговых вставках 17 заклинивание каретки 9 с роликами не происходит, так как, в отличие от прототипа, основным предназначением каретки 9 является лишь фиксация напротив каждого радиально выполненного отверстия в корпусе 1. Благодаря четкой фиксации каретки 9 напротив каждого радиально выполненного отверстия в корпусе обеспечивается совпадение полого цилиндра 8 с внутренней полостью отверстия 18 дуговой вставки 17. Конец полого цилиндра 8, входящего во внутреннюю часть отверстия, выполнен таким образом, что обеспечивает его плотное прилегание к прокладке 19 и совпадение с отверстием в дуговой вставке 17 при попадании механических примесей в зазор в момент переключения. Перекосов во время переключения и эксплуатации, а поэтому и заклиниваний не будет, так как тройник 6 одновременно самоцентрируется с полым цилиндром 8 и подвижной кареткой 9 и перемещается между верхним упором 4 и нижним упором 5.
В случае сильного износа направляющих канавок 20 на дуговых вставках 17 нет необходимости в полном демонтаже переключателя скважин многоходового. Для ремонта и замены дуговых вставок переключателя необходимо снять крышку 2, открутить болтовое крепление 22 и демонтировать дуговые вставки 17 с изношенными направляющими канавками 20. При этом нет необходимости в демонтаже вращающего вала 3, тройника 6, полого цилиндра 8 и каретки 9 с роликами.
Таким образом заявленный переключатель скважин многоходовой обеспечивает повышенную долговечность, простоту в обслуживании и ремонте, надежность, а самое главное – высокие эксплуатационные характеристики.
Переключатель скважин многоходовой, содержащий корпус с радиально выполненными отверстиями для подключения патрубков подачи жидкости, установленную на корпусе крышку, внутри которых по продольной оси размещен вращающий полый вал, соединенный с каналом измерения, выполненным в виде тройника, и с подвижной кареткой, фиксирующейся с помощью роликов и пружины напротив патрубка подачи жидкости, отличающийся тем, что на внутренней рабочей поверхности корпуса закреплены дуговые вставки с радиальными отверстиями, совпадающими с радиальными отверстиями в корпусе, а тройник размещен между выполненными на полом валу верхним и нижним упорами и сообщается с полым цилиндром, на котором установлена подвижная каретка с роликами и который жестко закреплен в отверстии пластины, соединенной с верхним и нижним упорами посредством установленных на них кривошипов, причем на верхнем упоре выполнен шип с возможностью его расположения в пазе тройника, а на обоих упорах установлены равномерно по периметру шарики с возможностью вращения тройника вокруг оси вала.
www.findpatent.ru
переключатель скважин многоходовой – патент РФ 2505729
Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и предназначено для использования, преимущественно, в качестве переключателя скважин в групповых замерных установках объектов нефтедобычи. Корпус переключателя скважин многоходового (далее ПСМ) имеет несколько входных патрубков и один общий выходной патрубок. Корпус ПСМ имеет каналы от каждого входного патрубка до внутренней поверхности плоского участка дна, на который может быть установлена сменная деталь для защиты корпуса и возможности ремонта без демонтажа корпуса путем замены сменной детали. Сверху корпус закрыт крышкой, имеющей патрубок для подключения к измерительному устройству. Продукция одной из скважин поступает через канал в корпусе ПСМ в полый поворотный селектор, затем через полый вал в полость крышки и через патрубок в крышке направляется на замер. Патрубки остальных скважин сообщаются с общим выходом корпуса. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунки к патенту РФ 2505729
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Изобретение относится к устройствам распределения потоков в трубопроводных системах и может быть использовано, преимущественно, в качестве переключателя скважин в групповых замерных установках объектов нефтедобычи.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Процесс измерения дебитов группы добывающих скважин широко известен. Как правило, от каждой из нескольких добывающих скважин к групповой замерной установке (далее ГЗУ) проложены трубопроводы. Внутри ГЗУ эти трубопроводы соединены с переключателем скважин многоходовым (далее ПСМ), от которого продукция одной из скважин направляется к замерному устройству, а продукция остальных скважин направляется в общий нефтесборный трубопровод.
Продукция скважин представляет собой, как правило, многокомпонентную среду, состоящую из углеводородов (в том числе асфальтенов, смол, парафинов и т.п.), пластовой, высокоминерализованной солями (до 45 г/л и более) воды, попутного газа (свободного и растворенного), мехпримесей в виде частиц горных пород, продуктов коррозии и износа внутрискважинного оборудования.
Общеизвестны ПСМ, выпускаемые промышленностью (например ОАО «АК ОЗНА» г.Октябрьский, Башкортостан, далее ПСМ1), и применяемые на абсолютном большинстве ГЗУ отечественного производства. В полом корпусе ПСМ1 размещен поворотный запорно-переключающий орган, выполненный в виде угольника. На боковом патрубке угольника установлена подпружиненная каретка, имеющая два ролика и резиновое уплотнение между кареткой и корпусом ПСМ1 для направления продукции замеряемой скважины в угольник. Верхний патрубок угольника соединен с полым валом, через который продукция одной скважины направляется к замерному устройству. Соосно верхнему патрубку в нижней части угольника выполнен цилиндрический выступ-ось, вставленный в углубление в нижней части корпуса ПСМ1. Для переключения замеров дебита с одной скважины на другую выполняется поворот вала с угольником на определенный угол, при этом ролики каретки катятся по канавкам переменной глубины, выполненным на внутренней цилиндрической поверхности корпуса ПСМ1. Глубина канавок выбрана таким образом, что при перемещении роликов по канавкам образуется зазор между резиновым уплотнением каретки и корпусом ПСМ1, но при положении угольника напротив патрубка замеряемой скважины ролики садятся в углубление и уплотнение каретки прижимается к корпусу ПСМ1.
Решение, реализованное в ПСМ1, имеет ряд существенных недостатков, основные из которых: а) низкая надежность резинового уплотнения между кареткой и внутренней цилиндрической поверхностью корпуса ПСМ1 обусловленная формой уплотняемых поверхностей, что приводит к ускоренному коррозионно-эрозионному износу участка корпуса ПСМ1 под уплотнением и направляющих канавок; б) при движении роликов, прижатых пружиной, по дну направляющих канавок происходит износ и увеличение глубины канавок, что приводит к недостаточному подъему каретки при перемещении угольника между патрубками скважин и, как следствие, к повреждению уплотнения и поверхности корпуса ПСМ1; в) между осью угольника и углублением в корпусе ПСМ1 имеется значительный зазор, который по мере износа увеличивается и ничем не компенсируется. На величину этого зазора под действием пружины каретки происходит перекос угольника, что приводит к неравномерному прижатию уплотнения к корпусу ПСМ1, ускоренному износу участков корпуса ПСМ1 под нижней частью уплотнения и нижней направляющей канавки; г) недолговечность корпуса ПСМ1; д) высокая трудоемкость и стоимость ремонта корпуса ПСМ1, низкая ремонтопригодность.
Все перечисленные недостатки отрицательно влияют на точность и регулярность измерения дебитов добывающих скважин, которые предписаны федеральными нормативными документами.
Известно, что имеются исполнения корпуса ПСМ1 из высоколегированных сталей (например, 12Х18Н10Т, далее ПСМ2), известно также исполнение с цилиндрической вставкой из высоколегированной стали в корпус ПСМ (полезная модель RU 83551 U1, 14.01.2009, далее ПСМ3). Эти исполнения, как показывает практика, не дали значительных улучшений недостатков, перечисленных для ПСМ1, т.к. эрозионный износ корпуса ПСМ из высоколегированных сталей не уменьшился, то же по износу направляющих канавок.
Известно также устройство «МНОГОПОЗИЦИОННЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ» (патент RU 2256836 С2, 15.09.2003, далее МПТС).
В описании МПТС указано, что изобретение предназначено для использования, преимущественно, в качестве переключателя скважин в ГЗУ объектов нефтедобычи. МПТС выполнен в виде пробкового крана с цилиндрической пробкой. Пробка размещена в его полом корпусе. Корпус выполнен в виде цилиндра с торцовыми крышками. Через одну из крышек по оси корпуса выведен хвостовик пробки для ее вращения. Корпус снабжен размещенными на нем в одной плоскости радиальными патрубками. Цилиндрическая пробка размещена в корпусе с образованием по обе стороны от нее, соответственно, двух полостей. Каждая крышка корпуса снабжена патрубком для сообщения каждой из обеих его полостей с внешними устройствами. В цилиндрической пробке выполнены по количеству радиальных патрубков корпуса пазы-вырезы с выходом каждого из них на один из торцов цилиндрической пробки для обеспечения санкционированного сообщения радиальных патрубков с соответствующей полостью корпуса. Цилиндрическая пробка жестко позиционирована от каких-либо, кроме вращения, перемещений посредством упорно-радиальных подшипников, выполненных в виде двух пар скольжения.
МПТС при реализации в конкретном устройстве для целей ПСМ имеет ряд существенных недостатков: а) возникают труднорешаемые задачи, такие как уплотнение между корпусом и цилиндрической пробкой с вырезами, центрирование пробки в корпусе; б) щелевая коррозия, в) возможность заклинивания вследствие попадания в зазор мехпримесей и осаждения солей; г) высокое трение в подшипниках скольжения большого диаметра в условиях смывания продукцией добывающих скважин; д) при повороте пробки, в случае остановки ее в непредусмотренном положении, т.е. когда вырезы в пробке расположены не напротив патрубков скважин, не исключено перекрытие патрубков скважин и непредсказуемый рост давления, что недопустимо с точки зрения промышленной безопасности; е) наличие разъемных соединений снизу устройства затрудняет их обслуживание и контроль на предмет утечек; ж) в МПТС не предусмотрена возможность позиционирования пробки при ручном переключении, а также возможность настройки привода, например при замене привода, без разборки МПТС.
В качестве прототипа выбран ПСМ1 как наиболее близкий по конструктивному исполнению.
СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Целью изобретения является устранение недостатков характерных для ПСМ1, повышение надежности и ремонтопригодности устройства, снижение трудоемкости его ремонта.
Указанная цель достигается тем, что переключатель скважин многоходовой содержит корпус с несколькими входными патрубками и одним общим выходным патрубком, крышку с патрубком для подключения к измерительному устройству, полый вал между полостями корпуса и крышки. При этом в корпусе выполнены каналы от каждого входного патрубка до внутренней поверхности плоского участка дна, один из входных патрубков через канал в корпусе сообщается с полым поворотным селектором, прижимаемым пружиной к дну корпуса и имеющим герметичное уплотнение с плоским участком дна корпуса, полый поворотный селектор соединен с полым валом, при этом остальные входные патрубки корпуса сообщаются с общим выходным патрубком корпуса. На дно корпуса внутри может быть установлена сменная деталь для защиты корпуса и возможности ремонта без демонтажа корпуса путем замены сменной детали. Уплотнение между селектором и сопрягаемой деталью может быть выполнено «металл по металлу». Позиционирование селектора выполняется шариками по плоской поверхности с углублениями. Пружина, прижимающая селектор к дну корпуса, не вызывает перекоса вала ПСМ, т.к. расположена центрально (соосно корпусу).
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖА
На чертеже приведен переключатель скважин многоходового с разрезом, где цифрами обозначены основные элементы устройства:
1 – корпус с несколькими входными патрубками и одним общим выходным патрубком;
2 – крышка с патрубком для подключения к измерительному устройству;
3 – полый вал между полостями корпуса и крышки;
4 – полый поворотный селектор с уплотнениями;
5 – пружина; ДПЦ
6 – сменная деталь.
Стрелками обозначены входы продукции скважин, направление выхода на замер продукции одной из скважин и общего выхода продукции остальных скважин.
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗОБРЕТЕНИЯ
При сохранении внешних размеров ПСМ как у прототипа уменьшается диаметр окружности центров отверстий входных каналов. Таким образом, настоящее изобретение предпочтительно к применению с количеством входных патрубков не более восьми.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ
В связи с имеющейся в отечественной нефтедобывающей промышленности проблемой недолговечности, низкой ремонтопригодностью, высокой трудоемкостью и стоимостью ремонтов корпусов ПСМ1, что приводит к нарушениям точности и регулярности замеров дебитов добывающих скважин, техническое решение, сформулированное в настоящем изобретении, станет реальной альтернативой при его реализации.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Паспорт Ха 2.954.008 ПС. Переключатели скважин многоходовые ОАО «АК ОЗНА» г.Октябрьский, Башкортостан, прототип.
2. Патент РФ на полезную модель RU 83551 U1, 14.01.2009.
3. Патент РФ на изобретение RU 2256836 С2, 15.09.2003.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
1. Переключатель скважин многоходовой, содержащий корпус с несколькими входными патрубками и одним общим выходным патрубком, крышку с патрубком для подключения к измерительному устройству, полый вал между полостями корпуса и крышки, отличающийся тем, что в корпусе выполнены каналы от каждого входного патрубка до внутренней поверхности плоского участка дна, один из входных патрубков через канал в корпусе сообщается с полым поворотным селектором, прижимаемым пружиной к дну корпуса и имеющим герметичное уплотнение с плоским участком дна корпуса, полый поворотный селектор соединен с полым валом, при этом остальные входные патрубки корпуса сообщаются с общим выходным патрубком корпуса.
2. Переключатель скважин многоходовой по п.1, отличающийся тем, что на дно корпуса внутри установлена сменная деталь для защиты корпуса и возможности ремонта без демонтажа корпуса путем замены сменной детали.
3. Переключатель скважин многоходовой по п.1, отличающийся тем, что уплотнение между селектором и сопрягаемой деталью выполнено «металл по металлу».
4. Переключатель скважин многоходовой по п.1, отличающийся тем, что позиционирование селектора выполняется шариками по плоской поверхности с углублениями.
5. Переключатель скважин многоходовой по п.1, отличающийся тем, что пружина, прижимающая селектор к дну корпуса, расположена центрально (соосно корпусу).
www.freepatent.ru
Переключатель скважин многоходовой
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в различных устройствах, переключающих потоки жидкостей и газов, в частности в переключателях потока для установок измерения дебита скважинной жидкости и газа.
Известен переключатель скважин многоходовой (далее – ПСМ), содержащий корпус с крышкой, выполненный с входными отверстиями для патрубков подвода рабочей жидкости, размещенный в корпусе поворотный вал с прижимной кареткой с уплотнительным кольцом, контактирующей с горизонтальными кольцевыми канавками, выполненными на внутренней цилиндрической поверхности корпуса по обеим сторонам от входных отверстий, и связанный с поворотным валом переключающий орган, предназначенный для переключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости, выполненный в виде гидроцилиндра с установленным в корпусе подпружиненным поршнем, соединенным с зубчатой рейкой, кинематически связанной с шестерней и храповым делителем. Подвижная каретка ограничена от поворота вокруг своей оси упорами тройника, свободно перемещающегося вдоль оси полого вала, и фиксируется с помощью роликов и пружины напротив входного патрубка, прилегая к наплавленной износостойкой поверхности корпуса (Патент РФ 2529270, опубл. 2014 г.).
Недостатком известного ПСМ является выполнение переключающего органа в виде гидропривода, включающго в себя много быстроизнашиваемых деталей, замена которых приводит к остановке процесса измерения продукции скважин. Кроме того, на ПСМ устанавливается только силовой гидроцилиндр, при этом электропривод с масляным бачком располагается на свободном месте и соединяется с ним через медную импульсную трубку, закрепленную к силовому гидроцилиндру, что увеличивает габарит ПСМ.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является увеличение ресурса ПСМ за счет снижения использования в его конструкции большого числа быстро изнашиваемых деталей.
Технический результат достигается тем, что в переключателе скважин многоходовом, содержащем корпус с крышкой, выполненный с входными отверстиями для патрубков подвода рабочей жидкости, размещенный в корпусе поворотный вал с прижимной кареткой с уплотнительным кольцом, контактирующей с горизонтальными кольцевыми канавками, выполненными на внутренней цилиндрической поверхности корпуса по обеим сторонам от входных отверстий, и связанный с поворотным валом переключающий орган, последний выполнен в виде электропривода, непосредственно установленного на поворотный вал ПСМ, закреплен на опоре, соединенной посредством стоек с крышкой, и снабженного встроенным электронным датчиком положения, при этом электропривод выполнен с возможностью перемещения поворотного вала ПСМ, а также с конструктивным люфтом (возможностью свободного хода), обеспеченным зазором между зубьями шестерен его редуктора для гарантированного самоустанавливания роликов каретки в пазы корпуса и поджатая уплотнительного кольца каретки к отверстию входного патрубка, при этом электропривод снабжен маховиком.
Выполнение переключающего органа в виде электропривода обеспечивает значительное увеличение ресурса работы ПСМ за счет исключения из конструкции ПСМ большого количества быстроизнашиваемых деталей, используемых при применении гидропривода. При этом применение электропривода не предусматривает каких-либо существенных изменений в программном обеспечении управляющего работой привода контроллера.
Выполнение электропривода с возможностью перемещения поворотного вала ПСМ в обе стороны обеспечивает поворот вала к заданному входному патрубку по наименьшему пути, то есть через наиболее оптимальное количество переключений с шагом, равным радиальному углу между соседними входными патрубками.
Наличие в электроприводе конструктивного люфта – свободного хода – обеспечивает возможность «докручивания» вала для самоустанавливания роликов каретки в пазы корпуса с целью обеспечения гарантированного поджатия уплотнения каретки к отверстию входного патрубка, в случае когда невозможно обеспечить перемещение вала на четко заданное значение угла.
Наличие у электропривода маховика обеспечивает ему ручной дублер, необходимый при проведении настроечных работ.
Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 показан вид сверху на ПСМ с электроприводом в сборе; на фиг. 2 – продольное сечения А-А на фиг. 1.
ПСМ содержит корпус 1, вал поворотный 2 с установленной на валу кареткой 3. Корпус закрывается крышкой 4 с приваренным к ней патрубком 5 для направления рабочей жидкости на измерение (исследование на процентное содержание жидкости – нефти, воды и газа), а затем в коллектор. Отверстия 6 предназначены для приварки входных патрубков, соединяющих корпус ПСМ со скважинами, к отверстию 7 приваривается выходной патрубок для направления рабочей жидкости, не подлежащих измерению, в коллектор. На крышке 4 посредством стоек 8 устанавливается опора 9, на которой закреплен электропривод 10, выполненный со встроенным электронным датчиком положения и имеющий посадочное отверстие в виде квадрата, соответствующее квадратному сечению хвостовика поворотного вала 2 (электронный датчик положения и посадочное отверстие электропривода на чертеже не показаны).
Рабочая жидкость поступает от скважин через входные патрубки, приваренные к отверстиям 6. От одной из скважин через систему отбора рабочая жидкость направляется на измерение через отводящий патрубок 5, а продукция остальных скважин через другой выходной патрубок 7 направляется в сливной коллектор. Ролики подвижной каретки 3 перемещаются по горизонтальным кольцевым канавкам, выполненным на внутренней цилиндрической поверхности корпуса 1 по обеим сторонам от входных отверстий. В канавках, вдоль центра входного отверстия выполнены впадины, в которые попадают ролики каретки 3, при этом пружина герметично прижимает уплотнительное кольцо к корпусу 1 и продукция конкретной скважины поступает в отводящий патрубок 5.
Для измерения всех подключенных скважин поворотный вал 2 вращается в сторону выбранной для измерения скважины посредством электродвигателя 10. Поскольку поворотный вал 2 может свободно перемещаться в обоих направлениях, переключение к выбранной для замера скважине может быть произведено по кратчайшему пути. При этом ролики выходят из впадины и уплотнительное кольцо перемещается свободно, не совершая скольжения по корпусу, что продлевает срок службы уплотнения. Электропривод имеет возможность поворачивать вал 2 на угол, равный радиальному углу между входными патрубками за счет установленного внутри встроенного электронного датчика положения, причем выполненный в шестеренном редукторе электропривода конструктивный люфт между зубчатыми шестернями, величина которого получена расчетным путем, обеспечивающий свободный ход поворотному валу 2, позволяет роликам каретки 3 самоустанавливаться в пазы корпуса. Ручной дублер – маховик позволяет настроить работу электропривода. Использование электропривода позволяет исключить из конструкции ПСМ такие детали, необходимые для подключения гидропривода и входящие в его состав, как: храповик, шестерни, гидроцилиндр, поршень, рейку, пружину, корпус, к которому крепится гидроцилиндр и датчик положения, крышку со штуцером для подачи масла в гидроцилиндр, уплотнительные кольца, масляный бачок с электроприводом и медную импульсную трубку.
Управление электроприводом производится от контроллера по программе, аналогичной управлению гидроприводом, либо диспетчером.



edrid.ru
Добавить комментарий