Основные средства жкх – Положение об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения (утв. Приказом Роскоммунхоза от 11.02.1994 N 3)

Содержание

7.3 Основные и оборотные фонды предприятий жкх

Жилищное хозяйство располагает значительными основными фондами. К ним относятся здания и сооружение (жилые дома, котельные, хозяйственные постройки и др.). На долю жилых домов приходится более 90 % стоимости всех основных фондов.

В жилищном хозяйстве сосредоточена почти пятая часть всех основных фондов страны. В составе непроизводственных основных фондов страны основные фонды занимают более 50 %.

В состав основных фондов хозяйства входят наряду с производственными фондами фонды внешнего благоустройства – набережные, тротуары, мосты и другие сооружения. Структура фондов в разных предприятиях коммунального хозяйства не одинакова, она предопределяется характером их деятельности. Так, в водопроводном, газовом хозяйствах и электроснабжение наибольший удельный вес в стоимости основных фондов занимаются передаточные устройства, в гостиничном хозяйстве – здания.

Для осуществления хозяйственной деятельности жилищно – эксплуатационные организации располагают собственными оборотными средствами, которые подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые оборотные средства:

– материалы для текущего ремонта и эксплуатации;

– малоценные и быстро изнашивающиеся предметы;

– расходы будущих периодов;

– расчет с квартиросъемщиками.

К ненормируемые оборотным средствам относятся:

– денежные средства в кассе и на расчетном счету;

– средства в расчетах.

Норматив по материалам для текущего ремонта и эксплуатации жилищного фонда рассчитывается по двум самостоятельным группам материалов. В первую группу включаются основные материалы и запастные части для ремонта, по которым действуют типовые нормы расходов на укрепленную единицу в натуральных величинах (на 1000 кв.м кровли, на 100 квартир и т. д.). На основании этих данных определяются необходимые минимальные запасы в натуральных единицах. Исходя из цены на единицу и размера минимальных запасов, определяется норматив оборотных средств в денежном выражении.

Ко второй группе материалов относятся все остальные материалы, используемые для эксплуатации жилищного фонда, норматив по которым устанавливается на основе среднего фактического остатка в предыдущем году за вычетом лишних и ненужных материалов.

Оборотные средства коммунальных предприятий по своему составу отличаются от всех прочих предприятий. В их составе отсутствуют такие статьи, как сырье и основные материалы, незавершенное производство, готовая продукция. В тоже время имеются специфическая статья «Абоненты».

Нормированные оборотные средства по вспомогательным материалам, топливу и горючему, запасные частям, таре, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, расходам будущих периодов осуществляется методами, применяемыми в промышленности.

Норматив оборотных средств по статья«Абоненты», определяется по каждой группе потребителей путем умножения плановой себестоимости однодневной реализации услуг на длительность льготного срока оплаты этих услуг в днях, величина которого различна по отдельным группам потребителей. Общий норматив по данной статье определяется суммированием нормативов, рассчитанных по отдельным группам потребителей.

Источниками формирования собственных оборотных средств является: прибыль, устойчивые пассивы, заемные средства и ассигнования из бюджета.

Важным показателем деятельности предприятий жилищного и коммунального хозяйства являются расходы.Расходы по содержанию и эксплуатации жилого фонда состоят из следующих статьей:

  1. Административно – управленческие расходы;

  2. Содержание и обслуживание персонала;

  3. Содержание домохозяйства;

  4. Текущий ремонт жилого фонда;

  5. Обязательные платежи и отчисления;

  6. Прочие расходы.

Административно – управленческие расходы состоят из заработной платы работников аппарата управления и отчислений на социальные нужды.

Расходы по содержанию обслуживающего персонала: зарплата с начислением дворникам, лифтерам, уборщикам, расходы на приобретение спецодежды для этого персонала, обеспечение охраны его труда и техники безопасности.

Расходы по содержанию хозяйства: затраты на вывоз и сжигание мусора, уборку снега, на содержание дворов, по уходу за зелеными насаждениями и др.

Обязательные платежи и отчисления: отчисления на подготовку кадров, содержание вышестоящий организации, централизованных бухгалтерий, уплата комиссионных банкам за прием от населения квартплаты, арендной платы и других платежей.

Расходы по водоснабжению, канализации, освещению, отоплению и т. п. в смету расходов по эксплуатации жилищного фонда не включаются, т.к. покрываются за счет целевых фондов.

studfiles.net

Об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения, Приказ КМХ России от 11 февраля 1994 года №3

Об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения

УТВЕРЖДЕНО
приказом Комитета РФ
по муниципальному хозяйству

1. Общие положения

1.1. Реальное освоение договорных (контрактных) взаимоотношений является одной из важнейших составляющих экономической реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

1.2. Процесс формирования договорных взаимоотношений осуществляется в соответствии с “Положением о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве”, утвержденным решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 года N 1-1, с Примерным положением о службе “Заказчика” по жилищно-коммунальным услугам, утвержденным Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству и согласованным с Главным управлением приватизации предприятий социальной сферы и услуг Госкомимущества России.

1.3. Договорные взаимоотношения в жилищно-коммунальном хозяйстве включают в себя:

договоры на жилищно-коммунальное обслуживание потребителей услуг между местными органами власти – собственниками средств ЖКХ (службой “Заказчика” по жилищно-коммунальным услугам) и предприятиями, производящими услуги (подрядчиками) любой формы собственности.

При этом важнейшей частью договорных взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве являются договоры по вопросам эксплуатации различных видов основных фондов, используемых предприятиями ЖКХ.

1.4. В соответствие с “Примерным положением о службе “Заказчика” по жилищно-коммунальным услугам” объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства передаются службе “Заказчика” в полное хозяйственное ведение, служба “Заказчика” в свою очередь передает указанные объекты предприятиям ЖКХ на обслуживание на основании договора. Основные же фонды, обеспечивающие обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (производственные базы, ремонтные мастерские, вспомогательные механизмы и т.д.), передаются непосредственно предприятиям ЖКХ в полное хозяйственное ведение.

1.5. Переход к договорным взаимоотношениям и дифференцированный подход при использовании различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ, а также создание в структуре местных органов власти службы “Заказчика” по жилищно-коммунальным услугам делает необходимым адаптацию существующей системы учета и отчетности к работе в новых условиях.

1.6. Настоящее Положение содержит рекомендации: по организации учета различных групп основных фондов в службе “Заказчика” и на предприятиях ЖКХ; по учету денежных средств, поступающих в уплату за потребляемые жилищно-коммунальные услуги и выполненные работы, и бюджетных средств, поступающих на финансирование предприятий ЖКХ; по определению системы показателей производственно-финансовой деятельности предприятий ЖКХ, представляемых службе “Заказчика” для осуществления контроля за соблюдением условий договора.

2. Основы организации учета в условиях перехода к договорным взаимоотношениям

2.1. Успешной организации производственно-финансовой деятельности способствует рациональная система учета как на предприятиях ЖКХ, так и в службе “Заказчика”, эффективное сочетание оперативного и бухгалтерского учета, применение синтетических и аналитических счетов учета.

2.2. Организация бухгалтерского учета как на предприятиях ЖКХ, так и в службе “Заказчика” должна осуществляться в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 20.03.1992 г. N 10 и дополнениями и изменениями “Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации”, утвержденным приказом Минфина РФ от 4.06.1993 г. N 68, письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 года N 113 “Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве”.

2.3. На основании данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия ЖКХ, работающие по договорам подряда, представляют службе “Заказчика” необходимые стоимостные и натуральные производственно-финансовые показатели своей деятельности, а также показатели, отражающие использование основных фондов, качество и объем оказываемых жилищно-коммунальных услуг конкретным категориям потребителей в соответствии с заключенными договорами подряда, в том числе по основным фондам, переданным на обслуживание предприятию.

2.4. К числу показателей, используемых службой “Заказчика” для оценки деятельности предприятий ЖКХ, могут быть отнесены следующие производственно-финансовые показатели: сумма дохода; сумма расходов; сумма прибыли; данные по стоимости в структуре объектов, переданных предприятию ЖКХ на обслуживание в соответствии с договором; сумма капитала; показатели качества.

2.5. Предприятия ЖКХ, работающие на договорах подряда, в обязательном порядке представляют службе “Заказчика” квартальную и годовую формы бухгалтерской отчетности.

Финансирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства службой “Заказчика” осуществляется на основании полученных бухгалтерских данных.

3. Учет денежных средств, поступающих за жилищно-коммунальные услуги

3.1. Основными показателями, характеризующими финансовую деятельность предприятий ЖКХ и результаты их работы, являются сумма доходов, сумма расходов, прибыль, а также показатели объема жилищно-коммунальных услуг.

3.2. Учет доходов от оказания жилищно-коммунальных услуг осуществляется следующим образом.

Служба “Заказчика” аккумулирует все средства, поступающие за жилищно-коммунальные услуги от потребителей, и бюджетные ассигнования, выделенные в местном бюджете на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, на своем расчетном счете. При этом бухгалтерский учет поступлений целевых сборов с населения за коммунальные услуги ведется обособленно от учета доходов, поступающих от других предприятий и организаций – пользователей коммунальных услуг.
Учет средств, полученных из консолидированного бюджета, на покрытие разницы между экономически обоснованным тарифом и целевыми сборами, на капитальный ремонт жилищного фонда и другие цели, осуществляется обособленно на счете 96 “Целевые финансирования и поступления” (на отдельных субсчетах по направлению финансирования).

Средства на аренду нежилых помещений перечисляются на расчетный счет “Заказчика”, который возмещает жилищным организациям расходы по обслуживанию арендованных помещений.

3.3. Перечисление службой “Заказчика” предприятиям ЖКХ сумм в соответствии с договором подряда отражается по кредиту счета 51 в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. В этой связи целесообразно вести аналитический учет, открывая для каждого предприятия ЖКХ субсчета по счету 60, отражая на них суммы и виды перечисляемых предприятиям денежных средств, выделяя перечисления целевых сборов.

3.4. Для оценки финансовой деятельности предприятий служба “Заказчика” должна использовать данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании, калькуляции. Свод вышеперечисленных показателей может быть осуществлен по форме “Отчет о хозяйственной деятельности предприятий” (приложение 1)*.

3.5. Государственная программа перехода бухгалтерского учета России на международные стандарты во многом опирается на опыт стран с развитой экономикой.

3.6. Финансовая модель предприятий развитых стран предусматривает выделение такого финансового показателя, как капитал (собственный и заемный капитал, основные и оборотные средства, долгосрочное и краткосрочное планирование потребности капитала).

Капитал – это капиталовложения владельца (или нескольких владельцев) в компанию (предприятие) для создания условий поставки товаров или услуг потребителю.

3.7. В условиях перехода к рыночным отношениям предприятию следует иметь информацию не только о финансовом результате деятельности предприятия, но и о тех средствах, которыми оно располагает на отчетный период, которые остались в его распоряжении и которые оно может направить на оказание жилищно-коммунальных услуг. Таким показателем может быть КАПИТАЛ предприятия ЖКХ.

3.8. Порядок определения суммы КАПИТАЛА предприятия ЖКХ можно представить на основании данных бухгалтерского баланса двумя финансовыми моделями.

Первая финансовая модель определения размера капитала строится на исчислении разницы между 1, 2, 3 разделами актива и 2 и 3 разделами пассива баланса предприятия ЖКХ:

Активы

Пассивы

Основные средства и внеоборотные активы – 7.217.778

Долгосрочные пассивы – 7.701

Запасы и затраты – 999.348

Расчеты и прочие пассивы – 5.596.603

Денежные средства, расчеты и прочие активы – 4.307.491
______________________________

________________________________

Сумма актива – 12.524.617

Сумма пассива – 5.604.304
Капитал – 6.920.313
(стоимость имущества за вычетом обязательств)

3.9. Второй способ определения величины капитала предприятия ЖКХ основывается на суммировании следующих показателей:

уставный капитал плюс доходы предприятия, которые остаются внутри его. К ним относятся фонды, начисленные из прибыли (резервный фонд, фонды целевого назначения), суммы целевого финансирования и поступления, арендные обязательства к поступлениям, расчеты с учредителями, перераспределенная прибыль прошлых лет:

Уставный фонд

2736350

Резервный фонд

229903

Фонд специального назначения

2209485

Целевые финансирования и поступления

1315658

Нераспределенная прибыль прошлых лет

428912

__________________________________________________________________________
Капитал (стоимость имущества за вычетом обязательств) 6.920.313


Аналогичные показатели могут быть исчислены в службе “Заказчика”.

4. Учет в службе “Заказчика” основных фондов и объектов, переданных на обслуживание

4.1. Основные фонды, принадлежащие службе “Заказчика” на правах собственности в полном хозяйственном ведении, находящиеся в эксплуатации, запасе, в консервации, сданные в аренду, учитываются на балансовом счете 01 – “Основные средства”.

4.2. Учет жилищного фонда нежилых помещений, объектов благоустройства осуществляется отдельно от основных фондов инженерной инфраструктуры и основных фондов, используемых службой “Заказчика” в своей функциональной деятельности.

Таким образом, для учета основных фондов к счету 01 “Основные средства” вводятся соответственно субсчета – “Жилищный фонд”, “Нежилые помещения”, “Объекты внешнего благоустройства”, “Прочие основные средства”.

4.3. Учет жилищного фонда осуществляется с забивкой внутри субсчета 01 по разделам в зависимости от форм собственности, в которой он находится: “Жилищный фонд ведомственный”, “Жилищный фонд муниципальной собственности”, “Жилищный фонд общественный” и т.д. Кроме того, внутри разделов ведется обособленный учет жилищного фонда с различными формами права пользования жилым помещением по подразделам соответствующего наименования: “Жилищный фонд по договору найма”, “Жилищный фонд на условиях аренды”, “Жилищный фонд приватизированный”, “Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных средств”.

Для учета нежилых помещений, находящихся в жилом доме (неделимый объект) также открывается отдельный раздел к субсчету “Жилищный фонд” счета 01 “Основные средства” соответствующего наименования: “Нежилые помещения”. В случае продажи нежилых помещений или сдачи в аренду находящихся в жилом доме стоимость их с разделов учета не списывается, а учитывается на отдельных подразделах учета нежилых помещений соответствующего наименования: “Нежилые помещения в жилых строениях проданные”, “Нежилые помещения в жилых строениях, переданные в аренду” и т.п.

4.4. Служба “Заказчика” учитывает на своем балансе остаточную стоимость объектов жилищного фонда по кредиту счета 88 “Фонд специального назначения”, субсчет “Фонд средств социальной сферы”.

Сумма износа по этим фондам перечисляется в кредит счета 88 субсчет: “Фонд средств социальной сферы” в корреспонденции с дебитом счета 02 “Износ основных средств”.

Одновременно сумма начисленного износа отражается без бухгалтерских системных записей на вновь открываемом забалансовом отчете 014 “Износ жилищного фонда”.

4.5. Учет объектов благоустройства осуществляется на счете 01 “Основные средства”, субсчет “Объект внешнего благоустройства”. Сумма начисленного износа этим объектам отражается без системных записей на забалансовом счете 015 “Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов”. При выбытии объектов внешнего благоустройства делаются записи, аналогичные записям при выбытии объектов жилищного фонда и сумм взноса по ним.

4.6. Учет выбытия отдельных объектов жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства (продажа, безвозмездная передача, смена форм собственности и т.п.) производится в общеустановленном порядке через счет 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”. При этом в кредит счета 47 дополнительного относятся суммы, относящиеся к объектам жилищного фонда и объектам внешнего благоустройства и числящиеся на счете 88 “Фонды специального назначения” субсчет “Фонд средств социальной сферы”. Одновременно списываются числящиеся на забалансовом счете 014 “Износ жилищного фонда” и 015 “Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов” суммы износа по выбывшим объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства. Одновременно служба “Заказчика” информирует предприятие о выбытии указанных фондов.

В случае продажи жилых помещений, при приватизации объекта в целом, служба “Заказчика” списывает этот объект, а в предприятии, обслуживающем его, следует учитывать в подразделе учета жилищного фонда “Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных средств”.

4.7. Объекты инженерной инфраструктуры и фонды, используемые заказчиком в своей функциональной деятельности по водоснабжению, канализации, тепло-, электроснабжению и другие, принадлежащие службе “Заказчика” на правах собственности, за исключением отражаемых на субсчетах “Жилой фонд”, “Нежилые помещения”, “Объекты благоустройства”, учитываются на счете 01 “Основные средства”, субсчет “Прочие основные средства”. Начисление износа по этим фондам и их выбытие производится в общеустановленном порядке.

4.8. В бухгалтерской отчетности по форме N 1 “Баланс предприятия” жилищный фонд и объекты внешнего благоустройства, числящиеся в составе основных средств, показываются по строкам 020 “первоначальная стоимость” и 022 “остаточная стоимость” в одинаковой оценке – по первоначальной (восстановительной) стоимости объектов (без выделения по отдельным строкам). По строке 022 “Износ” показывается сумма износа по основным средствам, учитываемым на счете 02 “Износ основных средств”, указанных в п.4.7.

4.9. Служба “Заказчика”, получив в полное хозяйственное ведение муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, должна осуществлять учет и контроль за состоянием и использованием фондов ЖКХ в соответствии с договором подряда.

В этой связи целесообразно вести на каждый объект “Карточку учета основных фондов, переданных на обслуживание предприятий ЖКХ”. (Приложение 2)*.
__________________
* Приложения не приводятся. Примечание “КОДЕКС”.

Учет этих фондов осуществляется как по объектам, так и по предприятиям ЖКХ, которым они переданы на обслуживание.

В карточке отражаются учетная стоимость, движение основных фондов, сумма начисленного износа.

5. Учет в предприятиях ЖКХ объектов, принятых на обслуживание

5.1. Предприятия ЖКХ осуществляют обособленный учет объектов, переданных службой “Заказчика” на обслуживание (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства) от объектов, переданных в полное хозяйственное ведение (производственные базы, мастерские, вспомогательные механизмы и т.д.). Учет объектов, переданных на обслуживание, осуществляется предприятием ЖКХ в соответствии с письмом Минфина РФ от 26 января 1994 года N 16-16-09 на забалансовых счетах: 016 – “Жилищный фонд”, 017 – “Нежилые помещения”, 018 – “Объекты внешнего благоустройства”, 019 – “Прочие основные фонды”.

5.2. Предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, учитывают и группируют объекты жилищного фонда в зависимости от форм собственности, форм права пользования жилым помещением по каждому “Заказчику”, владельцу в соответствии с письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 г. N 118. В случае продажи жилых помещений – объекта в целом, объект переводят в группу фондов, приобретенных за счет собственных средств.


При продаже нежилых помещений, при сдаче их в аренду эти объекты числятся в группе проданных (переданных в аренду) нежилых помещений в жилых строениях.


Текст документа сверен по:
“Управление эксплуатацией жилищного
фонда и инженерных инфраструктур”.
Сборник нормативно-методических
материалов”. – М.: РИА, 1999.

docs.cntd.ru

Положение об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения (утв. Приказом Роскоммунхоза от 11.02.1994 N 3)

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждено
Приказом Комитета РФ
по муниципальному хозяйству
от 11 февраля 1994 г. N 3


1. Общие положения

1.1. Реальное освоение договорных (контрактных) взаимоотношений является одной из важнейших составляющих экономической реформы в жилищно – коммунальном хозяйстве.

1.2. Процесс формирования договорных взаимоотношений осуществляется в соответствии с “Положением о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве”, утвержденным решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 г. N 1-1, с Примерным положением о службе “Заказчика” по жилищно – коммунальным услугам, утвержденным Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству и согласованным с Главным управлением приватизации предприятий социальной сферы и услуг Госкомимущества России.

1.3. Договорные взаимоотношения в жилищно – коммунальном хозяйстве включают в себя:

договоры на жилищно – коммунальное обслуживание потребителей услуг между местными органами власти – собственниками средств ЖКХ (службой “Заказчика” по жилищно – коммунальным услугам) и предприятиями, производящими услуги (подрядчиками) любой формы собственности.

При этом важнейшей частью договорных взаимоотношений в жилищно – коммунальном хозяйстве являются договоры по вопросам эксплуатации различных видов основных фондов, используемых предприятиями ЖКХ.

1.4. В соответствии с “Примерным положением о службе “Заказчика” по жилищно – коммунальным услугам” объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства передаются службе “Заказчика” в полное хозяйственное ведение, служба “Заказчика” в свою очередь передает указанные объекты предприятиям ЖКХ на обслуживание на основании договора. Основные же фонды, обеспечивающие обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (производственные базы, ремонтные мастерские, вспомогательные механизмы и т.д.), передаются непосредственно предприятиям ЖКХ в полное хозяйственное ведение.

1.5. Переход к договорным взаимоотношениям и дифференцированный подход при использовании различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ, а также создание в структуре местных органов власти службы “Заказчика” по жилищно – коммунальным услугам делает необходимым адаптацию существующей системы учета и отчетности к работе в новых условиях.

1.6. Настоящее Положение содержит рекомендации: по организации учета различных групп основных фондов в службе “Заказчика” и на предприятиях ЖКХ; по учету денежных средств, поступающих в уплату за потребляемые жилищно – коммунальные услуги и выполненные работы, и бюджетных средств, поступающих на финансирование предприятий ЖКХ; по определению системы показателей производственно – финансовой деятельности предприятий ЖКХ, представляемых службе “Заказчика” для осуществления контроля за соблюдением условий договора.


2. Основы организации учета в условиях перехода к договорным взаимоотношениям

2.1. Успешной организации производственно – финансовой деятельности способствует рациональная система учета как на предприятиях ЖКХ, так и в службе “Заказчика”, эффективное сочетание оперативного и бухгалтерского учета, применение синтетических и аналитических счетов учета.

2.2. Организация бухгалтерского учета как на предприятиях ЖКХ, так и в службе “Заказчика” должна осуществляться в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.03.1992 N 10, и дополнениями и изменениями “Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации”, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.06.93 N 68, письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 г. N 113 “Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно – коммунальном хозяйстве”.

2.3. На основании данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия ЖКХ, работающие по договорам подряда, представляют службе “Заказчика” необходимые стоимостные и натуральные производственно – финансовые показатели своей деятельности, а также показатели, отражающие использование основных фондов, качество и объем оказываемых жилищно – коммунальных услуг конкретным категориям потребителей в соответствии с заключенными договорами подряда, в том числе по основным фондам, переданным на обслуживание предприятию.

2.4. К числу показателей, используемых службой “Заказчика” для оценки деятельности предприятий ЖКХ, могут быть отнесены следующие производственно – финансовые показатели: сумма дохода; сумма расходов; сумма прибыли; данные по стоимости в структуре объектов, переданных предприятию ЖКХ на обслуживание в соответствии с договором; сумма капитала; показатели качества.

2.5. Предприятия ЖКХ, работающие на договорах подряда, в обязательном порядке представляют службе “Заказчика” квартальную и годовую формы бухгалтерской отчетности.

Финансирование предприятий жилищно – коммунального хозяйства службой “Заказчика” осуществляется на основании полученных бухгалтерских данных.


3. Учет денежных средств, поступающих за жилищно – коммунальные услуги

3.1. Основными показателями, характеризующими финансовую деятельность предприятий ЖКХ и результаты их работы, являются сумма доходов, сумма расходов, прибыль, а также показатели объема жилищно – коммунальных услуг.

3.2. Учет доходов от оказания жилищно – коммунальных услуг осуществляется следующим образом.

Служба “Заказчика” аккумулирует все средства, поступающие за жилищно – коммунальные услуги от потребителей, и бюджетные ассигнования, выделенные в местном бюджете на финансирование жилищно – коммунального хозяйства, на своем расчетном счете. При этом бухгалтерский учет поступлений целевых сборов с населения за коммунальные услуги ведется обособленно от учета доходов, поступающих от других предприятий и организаций – пользователей коммунальных услуг.

Учет средств, полученных из консолидированного бюджета на покрытие разницы между экономически обоснованным тарифом и целевыми сборами, на капитальный ремонт жилищного фонда и другие цели, осуществляется обособленно на счете 96 “Целевые финансирования и поступления” (на отдельных субсчетах по направлению финансирования).

Средства на аренду нежилых помещений перечисляются на расчетный счет “Заказчика”, который возмещает жилищным организациям расходы по обслуживанию арендованных помещений.

3.3. Перечисление службой “Заказчика” предприятиям ЖКХ сумм в соответствии с договором подряда отражается по кредиту счета 51 в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. В этой связи целесообразно вести аналитический учет, открывая для каждого предприятия ЖКХ субсчета по счету 60, отражая на них суммы и виды перечисляемых предприятиям денежных средств, выделяя перечисления целевых сборов.

3.4. Для оценки финансовой деятельности предприятий служба “Заказчика” должна использовать данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании, калькуляции. Свод вышеперечисленных показателей может быть осуществлен по форме “Отчет о хозяйственной деятельности предприятий” (приложение 1 <*>).

——————————–

<*> Приложения не приводятся.

3.5. Государственная программа перехода бухгалтерского учета России на международные стандарты во многом опирается на опыт стран с развитой экономикой.

3.6. Финансовая модель предприятий развитых стран предусматривает выделение такого финансового показателя, как капитал (собственный и заемный капитал, основные и оборотные средства, долгосрочное и краткосрочное планирование потребности капитала).

Капитал – это капиталовложения владельца (или нескольких владельцев) в компанию (предприятие) для создания условий поставки товаров или услуг потребителю.

3.7. В условиях перехода к рыночным отношениям предприятию следует иметь информацию не только о финансовом результате деятельности предприятия, но и о тех средствах, которыми оно располагает на отчетный период, которые остались в его распоряжении и которые оно может направить на оказание жилищно – коммунальных услуг. Таким показателем может быть капитал предприятия ЖКХ.

3.8. Порядок определения суммы капитала предприятия ЖКХ можно представить на основании данных бухгалтерского баланса двумя финансовыми моделями.

Первая финансовая модель определения размера капитала строится на исчислении разницы между 1, 2, 3 разделами актива и 2 и 3 разделами пассива баланса предприятия ЖКХ:

              Активы                             Пассивы

  Основные средства и              Долгосрочные пассивы -     7701
  внеоборотные активы - 7217778    Расчеты и прочие пассивы -
  Запасы и затраты -     999348                            5596603
  Денежные средства, расчеты и
  прочие активы -       4307491

  ______________________________   _______________________________

  Сумма актива -       12524617    Сумма пассива -         5604304
                                   Капитал -               6920313
                                   (стоимость имущества за вычетом
                                   обязательств)

3.9. Второй способ определения величины капитала предприятия ЖКХ основывается на суммировании следующих показателей:

уставный капитал плюс доходы предприятия, которые остаются внутри его. К ним относятся фонды, начисленные из прибыли (резервный фонд, фонды целевого назначения), суммы целевого финансирования и поступления, арендные обязательства к поступлениям, расчеты с учредителями, перераспределенная прибыль прошлых лет:

    Уставный фонд                                          2736350
    Резервный фонд                                          229903
    Фонд специального назначения                           2209485
    Целевые финансирования и поступления                   1315658
    Нераспределенная прибыль прошлых лет                    428912
    ______________________________________________________________
    Капитал (стоимость имущества
    за вычетом обязательств)                               6920313

Аналогичные показатели могут быть исчислены в службе “Заказчика”.


4. Учет в службе “Заказчика” основных фондов и объектов, переданных на обслуживание

4.1. Основные фонды, принадлежащие службе “Заказчика” на правах собственности в полном хозяйственном ведении, находящиеся в эксплуатации, запасе, в консервации, сданные в аренду, учитываются на балансовом счете 01 – “Основные средства”.

4.2. Учет жилищного фонда нежилых помещений, объектов благоустройства осуществляется отдельно от основных фондов инженерной инфраструктуры и основных фондов, используемых службой “Заказчика” в своей функциональной деятельности.

Таким образом, для учета основных фондов к счету 01 “Основные средства” вводятся соответственно субсчета – “Жилищный фонд”, “Нежилые помещения”, “Объекты внешнего благоустройства”, “Прочие основные средства”.

4.3. Учет жилищного фонда осуществляется с забивкой внутри субсчета 01 по разделам в зависимости от форм собственности, в которой он находится: “Жилищный фонд ведомственный”, “Жилищный фонд муниципальной собственности”, “Жилищный фонд общественный” и т.д. Кроме того, внутри разделов ведется обособленный учет жилищного фонда с различными формами права пользования жилым помещением по подразделам соответствующего наименования: “Жилищный фонд по договору найма”, “Жилищный фонд на условиях аренды”, “Жилищный фонд приватизированный”, “Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных средств”.

Для учета нежилых помещений, находящихся в жилом доме (неделимый объект), также открывается отдельный раздел к субсчету “Жилищный фонд” счета 01 “Основные средства” соответствующего наименования: “Нежилые помещения”. В случае продажи нежилых помещений или сдачи в аренду находящихся в жилом доме стоимость их с разделов учета не списывается, а учитывается на отдельных подразделах учета нежилых помещений соответствующего наименования: “Нежилые помещения в жилых строениях проданные”, “Нежилые помещения в жилых строениях, переданные в аренду” и т.п.

4.4. Служба “Заказчика” учитывает на своем балансе остаточную стоимость объектов жилищного фонда по кредиту счета 88, “Фонд специального назначения”, субсчет “Фонд средств социальной сферы”.

Сумма износа по этим фондам перечисляется в кредит счета 88 субсчет: “Фонд средств социальной сферы” в корреспонденции с дебетом счета 02 “Износ основных средств”.

Одновременно сумма начисленного износа отражается без бухгалтерских системных записей на вновь открываемом забалансовом счете 014 “Износ жилищного фонда”.

4.5. Учет объектов благоустройства осуществляется на счете 01 “Основные средства”, субсчет “Объект внешнего благоустройства”. Сумма начисленного износа этим объектам отражается без системных записей на забалансовом счете 015 “Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов”. При выбытии объектов внешнего благоустройства делаются записи, аналогичные записям при выбытии объектов жилищного фонда и сумм взноса по ним.

4.6. Учет выбытия отдельных объектов жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства (продажа, безвозмездная передача, смена форм собственности и т.п.) производится в общеустановленном порядке через счет 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”. При этом в кредит счета 47 дополнительного относятся суммы, относящиеся к объектам жилищного фонда и объектам внешнего благоустройства и числящиеся на счете 88 “Фонды специального назначения”, субсчет “Фонд средств социальной сферы”. Одновременно списываются числящиеся на забалансовых счетах 014 “Износ жилищного фонда” и 015 “Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов” суммы износа по выбывшим объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства. Одновременно служба “Заказчика” информирует предприятие о выбытии указанных фондов.

В случае продажи жилых помещений, при приватизации объекта в целом, служба “Заказчика” списывает этот объект, а в предприятии, обслуживающем его, следует учитывать в подразделе учета жилищного фонда “Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных средств”.

4.7. Объекты инженерной инфраструктуры и фонды, используемые заказчиком в своей функциональной деятельности по водоснабжению, канализации, тепло-, электроснабжению и другие, принадлежащие службе “Заказчика” на правах собственности, за исключением отражаемых на субсчетах “Жилой фонд”, “Нежилые помещения”, “Объекты благоустройства”, учитываются на счете 01 “Основные средства”, субсчет “Прочие основные средства”. Начисление износа по этим фондам и их выбытие производится в общеустановленном порядке.

4.8. В бухгалтерской отчетности по форме N 1 “Баланс предприятия” жилищный фонд и объекты внешнего благоустройства, числящиеся в составе основных средств, показываются по строкам 020 “Первоначальная стоимость” и 022 “Остаточная стоимость” в одинаковой оценке – по первоначальной (восстановительной) стоимости объектов (без выделения по отдельным строкам). По строке 022 “Износ” показывается сумма износа по основным средствам, учитываемым на счете 02 “Износ основных средств”, указанных в п. 4.7.

4.9. Служба “Заказчика”, получив в полное хозяйственное ведение муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, должна осуществлять учет и контроль за состоянием и использованием фондов ЖКХ в соответствии с договором подряда.

В этой связи целесообразно вести на каждый объект “Карточку учета основных фондов, переданных на обслуживание предприятий ЖКХ” (приложение 2).

Учет этих фондов осуществляется как по объектам, так и по предприятиям ЖКХ, которым они переданы на обслуживание.

В карточке отражаются учетная стоимость, движение основных фондов, сумма начисленного износа.


5. Учет в предприятиях ЖКХ объектов, принятых на обслуживание

5.1. Предприятия ЖКХ осуществляют обособленный учет объектов, переданных службой “Заказчика” на обслуживание (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства) от объектов, переданных в полное хозяйственное ведение (производственные базы, мастерские, вспомогательные механизмы и т.д.). Учет объектов, переданных на обслуживание, осуществляется предприятием ЖКХ в соответствии с письмом Минфина РФ от 26 января 1994 г. N 16-16-09 на забалансовых счетах: 016 – “Жилищный фонд”, 017 – “Нежилые помещения”, 018 – “Объекты внешнего благоустройства”, 019 – “Прочие основные фонды”.

5.2. Предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, учитывают и группируют объекты жилищного фонда в зависимости от форм собственности, форм права пользования жилым помещением по каждому “Заказчику”, владельцу в соответствии с письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 г. N 118. В случае продажи жилых помещений – объектов в целом объекты переводят в группу фондов, приобретенных за счет собственных средств.

При продаже нежилых помещений, при сдаче их в аренду эти объекты числятся в группе проданных (переданных в аренду) нежилых помещений в жилых строениях.


lawru.info

Начисление амортизации основных средств в бухгалтерском учете ТСЖ, ЖК, ЖСК

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров – статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль

Введите эл. почту или логин

Неверный логин или пароль

Неверный пароль

Введите пароль

Я тут впервые

Присоединяйтесь и читайте любые материалы!

www.gkh.ru

Коммунальная техника в системе ЖКХ – Основные средства

Д. Туленков

Без эффективного парка коммунальной техники трудно представить полноценную работу всей системы ЖКХ, а значит, и нормальное функционирование городской жизни. Коммунальная техника обеспечивает бесперебойную работу дорожно-транспортной системы, систем водопровода и канализации, предотвращает в буквальном смысле этого слова «погребение» города в отходах и мусоре.

Ассенизационная машина MORO Televico

В важнейшем сегменте коммунальной техники – подметально-уборочных машин широко распространены машины, смонтированные на шасси грузовых автомобилей, а также машины прицепного типа, такие как «Магистраль» («Спецмаш», Пенза), «ЧистоГор» («РАРЗ», г. Ряжск), «ПуМа» («КоРМЗ», Кемерово). Широко известны отечественные тротуароуборочные машины ПУМ-99 (на базе ЗиЛ-433362), ПУ-93 (ГАЗ-3307), ПУМ-1 (ГАЗ-3307), ПУ-94 (ЗИЛ-433362) и достаточно качественная и надежная всасывающая подметально-уборочная машина КО-326. КО-326 массой 19,5 т, скромная по размерам (6,7х2,5х3,4 м) и с большим к.п.д. (95%), предназначена для очистки дорог с асфальтовым или цементобетонным покрытием от мусора.

С ее помощью осуществляют полный цикл уборочных и разгрузочных работ – от улиц до места утилизации отходов. В состав ее спецоборудования входят бункер-мусоросборник, система всасывания и подачи в бункер, водяная система, автономный двигатель для привода всех рабочих органов спецоборудования, гидросистема, щетка, лотковая щетка, щетка подборщика, пульт управления. Разгрузка бункера-мусоросборника самосвальная, привод рабочих органов – гидравлический. Управление рабочими органами, спецоборудованием и автономным двигателем осуществляется с пульта в кабине.

Multicar с навесной щеткой-сметкой

Незаменимы на уборке улиц бульдозеры-погрузчики на базе тракторов: их используют на уборке в большинстве российских городов, поскольку стоят они сравнительно недорого, надежны и просты в эксплуатации. Хороший пример – бульдозер-погрузчик ДЗ-133, оснащенный ковшом и отвалом. Его применяют для планировки грунта и мусора отвалом, засыпки ям и траншей, погрузки и транспортировки сыпучих материалов, подъема и перемещения штучных и тарных грузов, всесезонной очистки проезжей части.

Шнекороторные снегоочистители очищают дорожное покрытие от снега, удаляют снежные валы, образованные другими снегоочистителями, отбрасывая снег в сторону или загружая в транспорт. Фрезы для механизированной уборки очищают ото льда дороги, улицы (хорошая машина – ФЛФ-1600, скалывает лед на глубину до 100 мм, обрабатывая полосу шириной 1,6 м).

Важная роль в парке российской коммунальной уборочной техники отводится многоцелевым коммунально-строительным машинам (МКСМ), в частности, производства Курганмашзавода. Каждая вторая машина класса МКСМ, купленная в России, выпущена этим предприятием. Кроме них в номенклатуре предприятия более 60 наименований различного навесного оборудования. У популярной модели Курганмашзавода МКСМ-800 грузоподъемностью (г/п) 800 кг максимальная разгрузочная высота составляет 2410 мм. Ее габаритные размеры очень небольшие – 221532701680 мм, это обеспечивает ее широкое применение в самых разных сферах вплоть до садово-парковых хозяйств.

Небольшие универсальные автомобили очень удобны для коммунальных работ

Сравнивая отечественные и импортные подметально-уборочные машины (ПУМы), надо отметить, что в целом в основе их две принципиально разные концепции работы. Действие большинства импортных ПУМов основано на вакуумном или вихревом принципе. Вакуумный – это принцип обыкновенного бытового пылесоса, а в основе действия вихревой подметально-уборочной машины – вихревая газодинамическая система. В процессе ее работы отрыв и подъем твердых и жидких загрязнителей от поверхности и перенос их в рабочий бункер происходит за один цикл. В вихревой уборочной машине отсутствуют вращающиеся щетки, механизмы их привода. Из импортных ПУМов на российском рынке наиболее широко представлены такие бренды, как Johnston sweepers (серия V-Range, Великобритания), KROLL, Bucher Schоrling, Schwarze и Hover, Farid, MORO (Италия), Multicar Spezialfahrzeuge GmbH (ФРГ). Свои разработки в линейке коммунальной техники есть у компаний Dressta, Bomag и др.

Весьма интересны многофункциональные коммунальные машины для выполнения широчайшего спектра уборочных работ. Multicar M26 массой 4,8 т с двигателем IVECO развивает скорость до 90 км/ч, ее производят в трех базовых модификациях:

• Transline грузоподъемностью (г/п) до 2,7 т – спецверсия для перевозки грузов в самосвальном кузове или в специальном контейнере с возможностью саморазгрузки;

МКСМ со шнекороторным снегоуборочным плугом

• Ecoline – базовое шасси для установки специального навесного оборудования для стационарной работы;

• Profline – усовершенствованное шасси с трехконтурным гидрооборудованием для работы с несколькими видами навесного оборудования.

Multicar Tremo производят в двух модификациях – Tremo Carrier и Tremo Carrier S, различающихся мощностью гидравлических систем. У Multicar Fumo четыре модификации, различающиеся также мощностью гидросистемы и возможностью выполнения работ с точным маневрированием на базе модификации Multicar Fumo Сarrier H.

Менее известны, но также весьма интересны машины швейцарской фирмы Marsel Boschung AG. Delfi массой 11 т оборудована отвалом для уборки снега и шнекороторным агрегатом для его уборки, разбрасывателем песко-соляной смеси и может работать с гидравлическим краном-манипулятором, тросовой лебедкой. Delfi можно использовать для установки телефонных и осветительных столбов и мачт, уплотнения грунта и транспортировки груза с опрокидыванием кузова на три стороны. Jetbrum – более тяжелая машина (21 т) и кроме перечисленного выше оборудована установкой для скашивания травы вдоль автострад на склонах высотой до 6 м, может очищать открытые канализационные стоки вдоль дорог. При уборке снега развивает рабочую скорость до 80 км/ч.

Мусоровоз-«малютка» не повредит тротуар и газоны, «проскользнет» в любой узкий проезд

В сегменте мусоровозов лидируют разработки итальянской компании Farid и отечественные разработки разных модификаций КО. Мусоровозы с боковой и задней загрузкой Farid PN9, T1 и T1H Narrow могут базироваться и на импортных шасси, и на шасси МАЗ, КамАЗ, «Урал». Вместимость их кузовов – от 9 до 16 м3, у Farid T18C, Farid Selecto 19, Farid T19C этот параметр больше – 18…19 м3. У модификации Selecto есть возможность раздельной загрузки в кузов и загрузочный бункер. У мусоровоза Farid FMO-21 с кузовом вместимостью до 21 м3 есть возможность боковой механизированной загрузки. Самые крупные мусоровозы марки Farid – FMO-30 и T30A с кузовом на 30 м3. Время подъемного цикла этих мусоровозов – 35…40 с.

Из отечественных разработок этого вида техники широко применяется модель КО-427 для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО). Этот тип мусоровоза позволяет загружать приемный бункер вручную с помощью небольших емкостей. Прессующий механизм из двух стальных плит приводится в действие четырьмя гидроцилиндрами. Выгрузка отходов из кузова осуществляется выталкивающей плитой. Управляют процессами захвата, выгрузки и прессования с пульта на левой боковине заднего борта.

На мусоровозе КО-449-02 на шасси КамАЗ с прессующей плитой выгрузка производится самосвальным способом. Управление рабочими процессами осуществляется из кабины и дублируется с пульта в правой задней части кузова. На мусоровозе предусмотрена регулировка частоты вращения двигателя, что позволяет вести работу манипулятора на холостом ходу и производить прессование на повышенных оборотах.

Автомобили со сменными кузовами очень удобны
для коммунальных работ

Мусоровоз с боковой загрузкой КО-449 со сходными параметрами отличается новым исполнением кузова. Для улучшения условий обслуживания мусоровоза при эксплуатации трубопроводы гидросистемы вынесены из межлонжеронного пространства, а гидрораспределитель помещен на правую сторону надрамника, что обеспечивает свободный доступ к элементам гидрооборудования независимо от положения кузова. У манипулятора теперь новая конструкция захвата за переднюю стенку: так называемый «укороченный прижим».

Портальные и контейнерные мусоровозы также представлены на российском рынке модификациями КО, а наиболее интересные из них – КО-450 и КО-452. Контейнерный мусоровоз КО-450 для сбора ТБО и крупногабаритного строительного мусора, его транспортировки и разгрузки базируется на шасси ЗИЛ, АМУР или МАЗ. В состав спецоборудования входят следующие основные узлы: надрамник, стрела, контейнер, аутригеры, гидросистема, система трубопроводов, электрооборудование. Съемный открытого типа контейнер может фиксироваться в любом промежуточном положении. На контейнер можно крепить тент. Разгрузка осуществляется самосвальным способом.
Мусоровоз КО-452 может работать с контейнерами как открытого, так и закрытого типа. Работает он в двух режимах:

• погрузочно-разгрузочное устройство, приводимое в действие гидросистемой, обеспечивает подъем контейнера с площадки и установку его на надрамник шасси, а также перемещает контейнер в обратном направлении;

Мусоровоз FARID

• погрузочно-разгрузочное устройство может модифицироваться и разгружается самосвальным способом через задний борт.

Одна из самых «деликатных» сфер работы коммунальной техники – это ассенизационные работы, осуществляемые вакуумными машинами. Для этих целей широко используются популярные иностранные машины марки MORO и отечественные модификации КО, в частности хорошая и безотказная машина КО-529 на шасси ЗИЛ, АМУР и ГАЗ. В состав ее спецоборудования входят цистерна на 3,75 м3, вакуумный насос с приводом, сигнально-предохранительное устройство, приемный люк с всасывающим шлангом, краны управления с трубопроводом, площадки обслуживания. Цистерна заполняется жидкими отходами за счет разрежения. При заполнении цистерны сигнально-предохранительное устройство срабатывает и отключает подачу жидкости. Опорожнение производится как самотеком, так и под давлением. Близкородственный сектор к этим установкам – илососные и каналопромывочные машины.

Важная часть коммунальной техники – сменное (навесное) оборудование. Это разного рода заглушки для временного герметичного перекрытия внутренней полости трубопроводов при ремонтно-восстановительных и аварийных работах, водораспределительные краны (как правило, четырехходовые) для управления каналопромывочными насадками; собственно насадок донный каналопромывочный для прочистки коллекторов и канализационных трубопроводов; насадок реверсивный для жировых отложений (можно использовать в качестве реверсивного) для эффективной очистки труб от жировых отложений благодаря наличию поперечных сопел, создающих закрученные по стенкам трубы водяные струи; насадок двухрежимный каналопромывочный; насадок проходной каналопромывочный для профилактической очистки трубопроводов диаметром до 600 мм; эжекторные насосы, способные облегчить работу каналопромывочных и комбинированных машин, позволяющие выполнять технологические операции по откачке воды из колодцев и отстойников; мойки высокого давления. Наконец, важнейшее навесное оборудование – это, конечно, щетки дисковые и лотковые, а также щеточные диски. Правильно подобранные качественные щетки – залог эффективной работы любой коммунальной техники, задействованной на уборке территорий.

Самосвальная разгрузка бункера мусоровоза

Для такой северной страны, как Россия, важнейшим навесным оборудованием является предназначенное для борьбы со снежными заносами – им оснащают шнекороторные, фрезерно-роторные, плужно-роторные и лаповые снегоочистители. Лаповые снегопогрузчики на базе, как правило, двухосного полноприводного спецшасси применяют в условиях большого города, когда нет возможности далеко отбрасывать собранный снег. Его рабочим органом является скребковая лопата с лаповыми захватами и стреловидный транспортер. Обычно каждый производитель сменного оборудования для коммунальной техники имеет свою оригинальную номенклатуру и свои эксклюзивные разработки.

Весьма интересен список оборудования производства Смоленского автоагрегатного завода и ОАО «Комплексные дорожные машины» (Смоленск), Ряжского авторемонтного завода. Среди других производителей можно выделить Северодвинский завод дорожных машин, Тосненский механический завод, Кемеровский опытно-ремонтный завод, белорусский «Амкодор», ОАО «Коммаш» (Арзамас), Дмитровский экскаваторный завод, ООО «Спецдормаш» (г. Миасс), «Башсельмаш» (г. Нефтекамск), Уральский автомоторный завод (Новоуральск).

os1.ru