Очистка дизельного топлива – Малогабаритная установка очистки дизельного топлива

Дизельные топлива щелочная очистка – Справочник химика 21

    Дизельные топлива представляют собой или дестиллаты прямой гонки, подвергнутые щелочной очистке для нейтрализации нефтяных кислот, или остаточные продукты разной вязкости (моторные топлива). И те и другие топлива достаточно химически стабильны, т, е. они не окисляются и почти не изменяют своих свойств при длительном хранении. Потери от испарения этих топлив также очень малы, поэтому специально оговоренных или узаконенных сроков хранения для этих топлив не существует. Основным условием хранения дизельных топлив должны быть герметичность тары и гарантия от попадания в них песка, пыли, воды и т. п., недопустимых в условиях применения топлива. При соблюдении этих требований дизельные топлива могут храниться [c.174]
    Эффективность щелочной очистки зависит от интенсивности перемешивания и полноты осаждения продуктов реакции в растворе щелочи. При интенсивном перемешивании топливных дистиллятов с растворами щелочей, несмотря на довольно высокие температуры и низкие концентрации растворов, образуются эмульсии, для разделения которых требуется дополнительное время отстоя. В последнее время начали широко использовать электроразделители, в которых нефтепродукт отделяется от реагента в электрическом поле постоянного тока напряжением 10—15 кВ. Технологическая-схема щелочной очистки дистиллятов дизельного топлива с помощью электрического поля приведена на рис. ХП1-5. 
[c.117]

    Назначение — очистка нефтепродуктов от меркаптанов. Для легких продуктов (сжиженный газ, бенЗин) применяется экстракция меркаптанов щелочным раствором катализатора, для более тяжелых продуктов (керосин, дизельное топливо и др.) используется метод окисления меркаптанов в дисульфиды. Иногда в одной установке комбинируются оба способа очистки. [c.101]

    Бензины, вырабатываемые из газовых конденсатов, часто пе удовлетворяют требованиям ГОСТа по октановому числу и температуре выкипания 10%-ной фракции, а дизельные топлива — по температуре застывания. Для повышения качества прямогонных бензинов используются процессы термического и каталитического крекинга и риформинга, депарафинизация и компаундирование для снижения температуры застывания дизельных топлив — депарафинизация для удаления сернистых азотистых и кислородных соединений — гидроочистка и щелочная очистка. 

[c.216]

    Очистка дизельного топлива сводится к удалению фенолов щелочной промывкой. Наряду с этим применяют таюке экстракционный метод с использованием жидкого диоксида серы, фурфурола, метанола, этанола, ацетона. [c.460]

    Щелочная очистка дизельного топлива проводится аналогично очистке керосина, с той разницей, что дизельное топливо перед обработкой щелочью подогревают до 95° С. Схема установки щелочной очистки дизельного топлива приведена на рис. 102. [c.271]

    Щелочная очистка керосина и дизельного топлива проводится для удаления нафтеновых кислот. В результате реакций образуются соли нафтеновых кислот. Они нерастворимы в керосиновых и других углеводородах, но растворяются в воде и попадают в щелочной раствор. Для ускорения процесса очистки дизельное топливо предварительно подогревают до 90—95° С. 

[c.262]

    При щелочной очистке керосина и дизельного топлива из них выделяются нафтеновые кислоты, которые реагируют со щелочью по уравнению [c.269]

    Когда к чистоте деталей предъявляются повышенные требования, целесообразна ультразвуковая обработка, которую проводят в эмульсиях (дизельное топливо с водой и небольшим количеством поверхностно-активного вещества), щелочных растворах, (например, МС-8), органических растворителях (уайт-спирит, дизельное топливо) и др. Эффективны составы на основе жидкого стекла, тринатрийфосфата, каустической соды. Очистку ведут при Температуре раствора 50…80 °С, продолжительность 10 мин. При прохождении ультразвуковой волны в толще моющей среды образуется множество кавитационных пузырьков, которые разрушают жировые пленки и другие загрязнения. 

[c.291]

    Щелочная очистка, первоначально сопровождавшая сернокислотную, впоследствии стала применяться самостоятельно. Особенпо широкое применение щелочной очистки или защелачн-вания нефтепродуктов началось с того времени, когда начали перерабатываться сернистые нефти. Получающиеся дистилляты светлых нефтепродуктов при перегонке сернистых нефтей содержат сероводород и сернистые соединения — сульфиды и меркаптаны. Эти соединения имеют кислый характер и защелачиванием полностью либо частично извлекаются. Раствором щелочи извлекаются также из керосина и дизельного топлива кислородные соединения кислого характера — нафтеновые кпслоты. Поэтому защелачивание бензинов, керосинов и дизельных топлив сейчас является обязательным. [c.276]

    Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе хранения отдельные классы соединений, входящие в состав дизельной фракции, ведут себя по-разному. Наиболее изменчивыми компонентами оказываются гетероатомные соединения. Углеводородная часть дизельной фракции, несмотря на наличие свыше 50% непредельных углеводородов, оказывается более устойчивой при хранении. Практически важным является основанный на этих наблюдениях вывод о том, что для получения химически стабильного дизельного топлива необходимо возможно полное удаление гетероатомных соединений кислого и. нейтрального характера. Селективная сольвентная очистка дизельной фракции полностью обеспечивает такое удаление нежелательных компонентов, в то время как щелочная очистка оказывается недостаточной для получения дизельного топлива, удовлетворяющего существующим требованиям по запаху, цетановой характеристике,, коксообразованию и химической стабильности,- 

[c.105]

    При щелочной очистке дизельных топлив с высокой кислотностью (более 100 мг КОН/100 мл) одной ступени защелачивания может оказаться недостаточно. В таком случае применяют двухступенчатое защелачивание. Вторая ступень аналогична первой. После первой ступени кислотность дизельного топлива снижается примерно вдвое, после второй ступени — до 4—5 мг КОН/100 мл. 

[c.53]

    Одним из продуктов, получаемых из смол полукоксования, является дизельное топливо. Однако дизельное топливо, например, то, которое получается из смол прибалтийских сланцев, в случае применения только щелочной очистки совершенно не удовлетворяет требованиям, предъявленным ГОСТом. Это обстоятельство связано с химическим составом дизельной фракции, содержащей после дефеноляции до 25% (объемных) нейтральных кислородных соединений. Топливо такой очистки имеет очень резкий, неприятный запах, обладает низким цетановым числом, высоким коксообразованием и т. д. Кроме указанных нежелательных свойств, такое топливо нестабильно при хранении, в нем появляются кислые продукты с одновременным ростом коксообразующей способности. Вопросу стабильности дизельных топлив нефтяного происхождения не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания по той простой причине, что такие топлива в основе своей состоят из углеводородов, сохраняю- 

[c.102]

    В заводской практике с целью удаления мыл нафтеновых кислот, оставшихся после щелочной очистки в топливе в диспергированном состоянии, обычно прибегают к длительному отстою, промывке водой или фильтрации. Известно, что применение электролитов при щелочной очистке предотвращает образование эмульсии. На одном из бакинских нефтеперерабатывающих заводов при выщелачивании дизельного топлива в качестве реагента для разбивки эмульсии стали применять морскую воду. В раствор свежей щелочи добавляли 30—40% морской воды, содержащей ионы натрия, магния и кальция. [c.43]

    В старые времена довольствовались показателем цвета и малой изменяемостью нефтепродукта при стоянии позже начали применять определение натровой пробы и содержания золы, поскольку при сернокислотной и щелочной очистке керосина и смазочных масел образовывались сернокислый натрий, мыла, соли нафтеновых кислот и др. Затем появлялись и продолжают появляться требования на нормирование все новых характеристик и установление методов их определения, вплоть до регулирования фракционного и, наконец, химического состава (октановые числа, сортность бензинов, цетановые числа дизельного топлива, стабильность бензинов и масел и т. п.). 

[c.49]

    Щелочной очистке подвергают обычно сжиженные нефтяные газы (пропан-бутан-пентаны) и светлые дистилляты (бензин, керосины и дизельные топлива). [c.434]

    Смесь сырья с раствором щелочи и извлеченными из него низкомолекулярными меркаптанами сверху экстрактора 2 направляется в отстойник щелочи 3, щелочь возвращается в колонну защелачивания I, а сырье смешивается еще раз с раствором мерокс и поступает в реактор 4. В этом реакторе воздухом производится окисление оставшихся в сырье высокомолекулярных меркаптанов до дисульфидов. Смесь из реактора последовательно проходит сепаратор воздуха 5 и отстойник раствора мерокс 6, после чего очищенное сырье откачивается. Дисульфиды, образовавшиеся на этой стадии, от сырья не отделяются и остаются в сырье, но они, как известно, являются малоагрессивными соединениями. Ступень доокисления высокомолекулярных меркаптанов используется только тогда, когда они содержатся в очищаемом сырье (керосинах и дизельных топливах). Для легкого сырья (сжиженные газы, бензины-растворители) эта ступень не используется,и схема очистки упрощается. Очищенное сырье в этом случае отбирается из щелочного отстойника 3, подвергаясь только водной промывке и осушке. 

[c.437]

    Основной метод очистки реактивного и дизельного топлива от нафтеновых кислот на многих нефтенерерабатывзющих заводах— п1Слочной. Топливо обрабатывается водным раствором едкого натрия и образующиеся при этом соли нафтеновых кислот переходят в щелочные отходы, которые сливаются, а топливо промывается водой и просушивается затем в сушильных колоннах. Несмотря на кажущуюся простоту, метод защелачивания имеет ряд существенных недостатков. Даже при тщательной отмывке реактивного топлива водой из него трудно удалить следы мылонафта. 

[c.110]

    Основные объекты коррозионного воздействия продуктов сгорания сернистых соединений — цилиндро-поршневая группа двигателя и выпускной тракт. Лабораторными и дорожными испытаниями установлено, что общий износ деталей двигателей примерно прямо пропорционален содержанию серы в топливе, а очистка топлив от серы является радикальным средством снижения коррозионного износа цилиндро-поршневой группы двигателя. При необходимости использования сернистых топлив (особенно дизельных, где содержание серы может достигать 1%) снижение коррозионного износа возможно за счет введения щелочных присадок в масло. Такие присадки нейтрализуют кислоты и предотвращают коррозию. [c.73]

    Блок щелочной очистки реактивных и дизельных топлив (рис. 107) включает щелочную очистку и водяную промывку, а также фильтр (на схеме не показан). Ниже описана работа блока при очистке реактивного топлива. Его при 30—35°С вместе с [c.259]

    Парафин подвергается окончательной очистке нри помощи кислоты, щелочи и отбеливающих глин и горячему фильтрованию. Масла с установки извлечения парафина подвергаются дестилляции с отбором бензиновой фракции, смазочных масел, дизельного топлива и мазута. Бензиновая фракция идет на очистку вместе с легкими маслами и крекинг-бензином смазочные масла и дизельное топливо подвергаются кислотной и щелочной очистке, мазут являегся товарным продуктом. [c.120]

    Рафинат после отгонки растворителя представляет собой дизельное топливо значительно более высокого качества, чем получаемое щелочной очисткой сырой дизельной фракции. [c.133]

    Присутствие воды в дизельных топливах также способствует забиванию бумажных фильтров. В результате недостаточно тщательной отмывки после щелочной очистки в топливе могут оставаться натриевые мьша наф- теновых кислот, которые и забивают бумажные фильтрующие элементы. [c.99]

    Способы получения товар юй продукции. В недалеком прошлом товарную продукцию на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) вырабатывали непосредственно на технологических установках прямой перегонки, кислотной или щелочной очистки и др. В на стоящее время основное количество товарных продуктов (беи ЗИНЫ, дизельные и котельные топлива, смазочные масла) полу чают смешением (компаундированием) большого числа компонен тов, вырабатываемых на различных производствах. Так, для приготовления автомобильного бензина используется до 10— 12 компонентов, в состав летнего дизельного топлива вовлекается 5—6 компонентов. Из нескольких компонентов готовятся также мазуты (флотские и топочные), битумы, смазочные масла. В качестве примера в табл. III. 1 приводится компонентный состав автомобильных, бензинов, дизельных топлйв и топочных мазутов на НПЗ различного профиля. [c.67]

    Щелочная очистка дизельных дистиллятов слагается из следующих операций защелачивания и отделения щелочных отходов в электрическом поле, водной промывки и осушки в электрическом поле. Очищенное дизельное топливо насосом 5 (рис., 14) подается в смеситель 1. Насосом 6 в тот же смеситель при температуре 35—45°С подается 15—20% (об.) 2—6%-ного водного раствора щелочи. Реакционная омесь поступает в электроразделитель 2. Сверху этого электроразделителя дизельное топливо направляется в водный смеситель 3 и затем на отделении промывных вод в электроразделнтель 4. Сверху злектроразделителя выводится очищенное топливо V. Раствор щелочи снизу электроразделителя 2 направляется на повторное контактирование с топливом. Промывная вода снизу электроразделителя 4 дренируется. [c.57]

    В результате крекинга получают бензин, среднюю фракцию, остаток и газ. Крекинг-бензин вместе с легкой фракцией от дистилляции подвергают кислотно-щелочной очистке, остаток возвращают на дистилляцию, газ объединяют с газообразными продуктами стадии дистилляции и вьшодят на разделение, а среднюю фракцию подвергают дальнейшей переработке с получением в конечном итоге парафина, мазута, дизельного топлива и смазочных масел. Остаток от дистилляции коксуют с получением средней фракции (направляемой на крекинг вместе со средней фракцией дистилляции), тяжелой [c.453]

    Адсорбционная очистка топлива от сернистых соединений описана в работах [87, 88], в которых рекомендуется замена щелочной очистки широких фракций и ТС-1 от сероводорода, элементарной серы и меркаптанов очисткой бокситами к мелкопо-ристым силикагелем. Исследована также адсорбционно-каталитическая очистка дизельных топлив и соответствующих искусственных смесей от сераорганических соединений с помощью промышленных алюмосиликатных катализаторов при температурах до 425°С. Для математического описания процесса выведено уравнение зависимости степени обессеривания от объемной скорости, изучено моделирование процессов очистки. Однако в атих работах нет данных об удалении адсорбентами из топлива нафтеновых кислот. [c.114]

    Гидроочищенное дизельное топливо поступает на защелачивание для очистки от сернистых соединений. Отработанные щелочи сбрасываются периодически, один раз в 10—15 дней в сер-нисто-щелочную канализацию. После защелачивания дизельное топливо направляют в емкости, где оно отмывается водой от остатков щелочи. На отмывку расходуется оборотная вода, 0,8—1,2 м т. Сточные воды от промывки дизельного топлива загрязнены нефтепродуктами (750—850 мг/л) и сероводородом (1—2 мг/л), их ХПК составляет 700—800 мг/л, pH 8,5—9. [c.20]

    Нафтеновыр кис.япты ич нефтепродуктов (керосина, Т-1, Т-С, дизельного топлива, масел) удаляют щелочной очисткой (слабыми растворами МаОН). При этом нафтеновые кислоты переходят в воднорастворимый нафтенат натрия (мылонафт) и спускаются с водощелочным слоем, а топливо подвергается неоднократной промывке водой до нейтральной реакции с фенол-фталеином. Однако этот простой, на первый взгляд, процесс на практике осуществляется далеко не просто. С одной стороны, в отработанном щелочном растворе остается большое количество топлива, которое плохо разделяется отстоем даже при хорошем разделении (при дополнительном разбавлении щелочного раствора водой) в мылонафте остается от 10 до 40 % и более иеомыляемых примесей, отделение которых также затруднительно. С другой стороны, часть мылонафта остается в нефтепродукте, следы его трудно удалить даже очень тщательной отмывкой. При этом мылонафт частично гидролизуется и некоторое количество нафтеновых кис- [c.64]

    Щелочная очистка дизельных топлив от нафтеновых кислот сопровождается образованием трудно расслаиваемых эмульсий, что вызывает, с одной стороны, простои заводских емкостей и большие потери топлив (растворимость топлива в щелочной среде доходит до 1,5%), а с другой, — загрязненность нафтеновых кислот (содержание которых в дизельных топливах значительновыше. чем в реактивных), переходящих при этом в эмульсионные щелочные отходы с большим количеством неомыляемых. Это обстоятельство затрудняет переработку щелочных отходов на ценные нафтеновые кислоты, которые на большинстве НПЗ теряются с промышленными стоками. [c.113]

    СОЛЯРОВОЕ МАСЛО — фракция нефти, применяемая в качестве дизельного топлива и минерального масла и обычпо подвергаемая щелочной очистке. Основные свойства С. м. темп-ра выкипания ок. 300— 400° до 3,50° отгоняется ок. 60—70% в нек-рых случаях (топливо) возможен и более легкий фракционный состав (250—370°) df0,88—0,91 мол. в. 210—290 вязкость 5—9 сст (50°) т. всп. не менее 125° т. заст. ок. —20° теплоемкость (20—200°) 0,43—0,66 кал/кг -град, скрытая теплота испарения 50—54 кал/г, поверхностное натяжение ок. 30 дин/см (10°). Групповой химич. и элементарный состав С. м. зависит от природы нефти, из к-рой оно получено. С. м., получаемое нз бакинских, грозненских и досорских несернистых нефтей, составляет от 7 до 15% на нефть с групповым химич. составом 15—30% ароматич. углеводородов, 30—60% нафтеновых, 25—40% парафиновых. В продуктах, получаемых из эмбенских нефтей, количество нафтеновых углеводородов может достигать 70—80% при малом содержании ароматич, углеводородов и еще меньшем количестве парафиновых. Содержание углерода и водорода в С. м. для практич. целей принимают обычпо равным 86% и 13% (соответственно) и теплотворную способность, равную 10000—10100 ккал/кг. [c.484]

    Для удаления нафтеновых кислот дизельные топлива подвергают на большинстве НПЗ щелочной обработке, которая, однако, имеет много недостатков. Процесс защелачивания сопровождается сильным эмульгированием, в результате чего теряется значительная часть топлива, а щелочные отходы с мылонафтом загрязняются неомыляемыми наблюДабтся высокая загазованность рабочего места. На большинстве НПЗ одновременно теряются ценные нафтеновые кислоты, которые предпочитают не извлекать из загрязненных щелочных отходов, а спускают в промышленные стоки. Как и для ТС-1, мы считаем целесообразным заменить щелочную очистку дизельных топлив адсорбционной. [c.130]

    Выходящий из реакционной зоны гидрогенизат охлаждается сначала в теплообменнике свежим сырьем, а затем в холодильнике. Жидкий продукт отделяется от растворенных газов в сепараторах шсо-кого и низкого давления. Каеленный в сепараторе цир ирующий газ пропускается через абсорбер, где удаляется основная масса сероводорода. В некоторых случаях циркулирующий газ может подвергаться дополнительной адсорбционной очистке для полного извлечения низкокипящих углеводородов. Жидкий продукт из сепаратора направляют в колонну стабилизации, где удаляются растворенные газы. и небольшое количество низкокипящих углеводородов, образующихся в процессе. В редких случаях возникает необходимость дополнительной щелочной или водной промывки жидкого продукта. Гидрогенизат может быть разогнан с получением фракций дизельного топлива (фр. 200-350°С), сырья для каталитического крекинга (350-5СЮ°С), сырья для процесса коксования ( >500°С). [c.29]

    В предвоенном 1940 г. в Баку был построен за пределами Черного города новый НПЗ – Ново-Бакинский – к 70-м годам его мощность увеличилась до 7-8 млн т, а все прежние заводы объединены в один – Бакинский НПЗ им. XXII съезда КПСС (позже – Бакинский) В результате здесь осуществляются переработка нефти на 4-5 АТ и АВТ, создано производство смазочных масел на маслоблоке по современной технологической схеме с применением процессов селективной очистки (фурфуролом), депарафинизации, деасфальтизации гудрона пропаном и установками очистки масел методами контактирования землями, кислотно-щелочным и позже гидроочисткой. Налажено производство битума, депарафинизация дизельного топлива карбамидом и производство присадок к маслам. При этом несколько старых установок на этих НПЗ выведены из эксплуатации. [c.13]

    Одним из основных ИСТОЧШ1КОВ загрязнения природных водоемов сернистыми соединениями являются сточные воды, содержащие сернистые щелочи, представляющие собой отход от процессов очистки водными щелочными растворами (преимущественно каустической соды) различных бензиновых дестиллятов прямой перегонки нефти на атмосферно-вакуумных трубчатках, сжиженных газов на газофракционирую-щих установках дизельного топлива, на установках карба-мидной депарафинизации и др. на нефтеперерабатывающих заводах. [c.88]

    Система II представлена отдельными сетями для сбора и отвода сточных вод, содержащих нефть, минеральные соли, сернистые соединения (высокоминерализованные воды от ЭЛОУ и сырьевых резервуарных парков, в том числе ливневые воды сернисто-щелочные воды от аппаратов по защелачиванию нефтепродуктов кислые сточные воды с установок сернокислотной обработки нефтепродуктов, от производства серной кислоты и др.). В систему II поступают также сточные воды от установок карбамидной депарафини-зации дизельного топлива, установок этилирования бензина, сооружений очистки сточных вод (от промывки фильтров, от разделочных резервуаров нефти) и др. [c.373]

    При щелочной очистке керосина и дизельного топлива из них выделяются нафтеновые кислоты, которые реагируют со щелочью по уравнению R 00H-fNa0H- -R 00Na + h30. Нафтенаты не растворимы в нефтепродукте, но хорошо растворимы в воде и поэтому переходят в щелочной слой. Чем больше молекулярный вес нефтепродукта, тем выше тепература, при которой его выщелачивают. Так, если бензины выщелачивают без подогрева, то дизельное топливо перед выщелачиванием подогревают до 90—95° С. Концентрация применяемой щелочи тем ниже, чем выше молекулярный вес фракции. Температуры обычно подбирают опытным путем. [c.271]


chem21.info

Способ очистки дизельного топлива

Изобретение относится к способу очистки дизельного топлива и предназначено для повышения качества как стандартного, так и некондиционного топлива. Изобретение касается способа, включающего смешивание дизельного топлива с 0,1-0,5% 10%-ным водным раствором карбамида. Смесь отстаивают 2-3 часа. Водный раствор карбамида распределяется по всему объему топлива. Происходит укрупнение микросоставляющих смол и выпадение их в осадок. На следующем этапе верхнюю часть смеси декантируют, нагревают до температуры 90±5°C с последующим центрифугированием, где при выходе из сопел происходит диспергирование карбамида в топливе и удаление оставшихся смол, механических примесей и воды. Время центрифугирования 10-20 минут. Технический результат – повышение смазывающих свойств очищенного дизельного топлива. 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к способу очистки дизельного топлива и предназначено для повышения качества как стандартного, так и некондиционного топлива, путем его очистки от смол, механических примесей и воды и повышения его физико-химических характеристик, в частности смазывающих свойств.

Известен способ очистки дизельного топлива и установка для его реализации (патент РФ №2375411 МПК C10G 31/00, C10G 31/08, C10G 32/00, 06.06.2008) путем очистки его от вредных примесей, который включает дозированное перемешивание исходного топлива с водой, кавитационное воздействие на раствор и его разделение в отстойнике на дизельное топливо и осадок в воде отстоя. При этом перед дозированным перемешиванием с исходным топливом воду насыщают ионами железа, кавитационное воздействие на раствор осуществляют ультразвуком при барбатировании в него углекислого газа с температурой 75-80°С, после чего на раствор воздействуют фотонами света.

Недостатки данного способа заключаются в сложности его осуществления, высокой себестоимости очистки и низком качестве очищенного топлива по его смазывающей способности. В процессе очистки используются трудоемкие технологические процессы и разнообразное специальное оборудование.

Наиболее близким из известных способов к заявленному по достигаемому эффекту является способ обработки дизельного топлива (патент РФ №2196902 МПК F02B 47/02, F02M 43/00, 15.05.2001), заключающийся в том, что перемешивают топливо с водой, диспергируют, гомогенизируют водотопливную смесь, производят ее разделение, причем ввод воды в топливо осуществляют дозировано, полученную смесь подвергают глубокому диспергированию одновременно с гомогенизацией в режиме импульсной акустической кавитации в роторном аппарате с модуляцией потока, а затем проводят многократную циркуляцию смеси по контуру «роторный аппарат – емкость с топливной смесью – насос – роторный аппарат».

К недостаткам способа следует отнести низкое качество очистки от смол и растворенной воды, сложность реализации процесса, невысокие смазывающее свойства очищенного продукта.

Задачей изобретения является упрощение способа очистки, повышение качества очистки топлива от смол и повышение смазывающих свойств очищенного топлива.

Поставленная цель достигается тем, что дизельное топливо смешивают с 0,1-0,5% 10%-ного водного раствора карбамида, смесь отстаивают 2-3 часа до образования осадка, затем верхнюю отстоявшуюся часть смеси декантируют и нагревают до температуры 90±5°C с последующим центрифугированием в течение 10-20 минут для удаления оставшихся механических примесей, смол и воды при одновременном диспергировании карбамида.

Водный раствор карбамида в виде мелкодиспергированных глобул распределяется равномерно по всему объему очищенного топлива и проявляет электролитическую способность по отношению к смолам, присутствующим в топливе. Происходит укрупнение микросоставляющих смол и выпадение их в осадок.

Оставшаяся верхняя часть смеси топлива и водного раствора карбамида пропускается через центрифугу, где при выходе из сопел происходит диспергирование карбамида и удаление воды.

Карбамид, растворенный в топливе, проявляет феноменологическое свойство при взаимодействии с углеродным составом топлива, повышая его смазывающие свойства.

Для осуществления способа дизельное топливо закачивают в бак-реактор 1 установки. Температура топлива в баке-реакторе составляет 20-30°С. В топливо заливается 0,1-0,5% 10%-го водного раствора карбамида. Смесь топлива с водным раствором карбамида перемешивается насосом с электроприводом 2 по циклу в течение 10-15 мин. Производится отстаивание смеси в реакторе 1 в течение 2-3 часов. В нижней части бака-реактора образуется водно-шламовый осадок смол, составляющий 0,1-0,4% от общего объема, который сливается из бака-реактора.

Верхнюю отстоявшуюся часть смеси посредством насоса 2 подают на очистку в реактивную центрифугу 3. Температура смеси, подаваемой на очистку, поддерживается в диапазоне 90±5°С при помощи нагревательного устройства 7, расположенного в баке реактора 1. Давление в системе 0,5-0,6 кгс/см регулируется предохранительным клапаном 6.

При выходе из сопел 5 ротора 4 топливо с включениями карбамида диспергируется. Включения карбамида настолько малы, что не оказывают отрицательного действия на химическую стабильность топлива, но способствуют повышению его смазывающих свойств. Центрифугирование проводят в течение 10-20 минут.

После очистки в центрифуге 3 удаляются оставшиеся смолы и механические примеси, а растворенная вода полностью удаляется за счет процесса микровзрыва, обеспечивающего дополнительное диспергирование. «Микровзрыв» осуществляется при выходе топлива из сопел 5 и удара струи о стенку корпуса центрифуги 3.

Результаты опытов по очистке дизельного топлива по прототипу и предлагаемому способу представлены в таблице.

Таблица
Характеристики дизельного топлива до и после очистки
ПоказателиИсходное дизельное топливоДизельное топливо после очистки
По прототипуПо предлагаемому способу
Кинематическая вязкость, мм2/с при 20°С3,884,04,14
Температура застывания, °С-16,7-16,1-15,9
Температура вспышки в закрытом тигле, °С757385
Концентрация фактических смол, мг/100 см310,18,46,8
Кислотность, мг КОН/100 см30,780,710,65
Массовая доля серы, %0,0520,0300,025
Зольность, %0,0070,0060,005
Предельная температура фильтруемости, °С-6-7-9
Содержание механических примесей, %0,0510,003отс.
Содержание воды, %0,07отс.отс.
Противоизносные свойства на ЧШМТ, диаметр пятна износа, мм0,480,440,36
Плотность, кг/м3 при 20°С829830830
Испытания на медной пластинкеВыдерж.Выдерж.Выдерж.
Фракционный состав: 50% перегоняется при температуре, °С не выше268269271
96% перегоняется при температуре, °С не выше350350348

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что за счет очистки топлива по предлагаемому способу и действия водного раствора карбамида уменьшается содержание механических примесей, воды, фактических смол, предельная температура фильтруемости топлива. Очистка производится на несложном оборудовании без использования дорогостоящих добавок, при высоком конечном результате качества очистки от смол с одновременным улучшением смазывающих свойств топлива.

Способ очистки дизельного топлива путем его смешивания с реагентом, последующего отстаивания и удаления механических примесей, смол и воды, отличающийся тем, что в качестве реагента используют 0,1-0,5% 10%-ного водного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого топлива, отстаивание производят в течение 2-3 ч до образования осадка, при этом удаление механических примесей, смол и растворенной воды, оставшихся после отстаивания, осуществляют центрифугированием при температуре смеси (90±5)°С в течение 10-20 мин с одновременным диспергированием карбамида.

www.findpatent.ru

Способ очистки дизельного топлива от соединений серы

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для очистки дизельного топлива с высоким содержанием различных сераорганических соединений, в том числе тиофенов, бензо- дибензотиофенов и их замещенных аналогов. Способ очистки дизельного топлива от соединений серы включает стадию окисления соединений серы в дизельном топливе в присутствии катализатора окисления при повышенной температуре, стадию жидкостно-жидкостной противоточной экстракции удаления окисленных соединений серы, отделения очищенного дизельного топлива, способ отличается тем, что стадию окисления топлива проводят в реакционной смеси, содержащей каталитически эффективное количество катализатора – пероксокомплекса молибдена в пероксиде водорода и протонированный агент фазового переноса, реакционную смесь подвергают воздействию ультразвуком, затем в окисленную реакционную смесь дополнительно вводят эффективное количество флокулянта с последующим разделением на водную фазу, содержащую катализатор, и окисленную дизельную фракцию, осуществляют экстракцию, стадию экстракции проводят экстрагентом, содержащим смесь изопропилового спирта и глицерина при объемном отношении окисленная дизельная фракция : экстрагент, равном 1:1-3 соответственно, с последующим отделением очищенного дизельного топлива от экстракта и осуществляют стадию регенерации экстрагента из экстракта. Технический результат – способ обеспечивает высокую глубину извлечения соединений серы, при этом является экономичным, так как позволяет возвращать в процесс как катализатор, так и экстрагент. 9 з.п. ф-лы, 4 табл., 1 ил., 3 пр.

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для очистки дизельного топлива с высоким содержанием различных сераорганических соединений, в том числе тиофенов, бензо- дибензотиофенов и их замещенных аналогов, с использованием сочетания стадий окисления и жидкостной экстракцией.

Очистка топлив различных видов, в том числе и дизельного, от серы и ее соединений является одной из важных задач в плане решения проблем экологии. Поэтому в последнее время непрерывно ужесточаются требования к содержанию серы в моторных топливах.

Известны способы обессеривания различных видов топлив, в том числе с применением катализаторов: гидроочистка, окисление, экстракция и др., а также использование этих способов в различных сочетаниях.

Известен способ очистки дизельной фракции от серосодержащих соединений, патент РФ №2148070, путем жидкостной противоточной экстракции серосодержащих соединений, где в качестве экстрагента используют смесь ацетонитрила и пентана, при этом используют предварительно гидроочищенную дизельную фракцию с небольшим содержанием серы. В патенте РФ №2185416 жидкостную экстракцию гидроочищенной дизельной фракции ведут полярным растворителем диметилформамидом или диметилацетамидом и неполярным пентаном при определенном соотношении их к перерабатываемому сырью. Однако способы, описанные в этих патентах, предназначены для очистки от ароматических углеводородов дизельных фракций, которые содержат незначительное количество серы. Известен способ окисления сульфидов, патент РФ №2238935, содержащихся в дизельных фракциях нефти, водным раствором пероксида водорода в присутствии молибденсодержащего катализатора. В качестве катализатора используют пероксокомплексы молибдена и реакцию проводят при температуре 40-60°С. Изобретение направлено на извлечение только сульфоксидов, повышение скорости окисления и их качества.

Известен способ извлечения сульфоксидов и сульфонов из смеси с углеводородами и сернистыми соединениями, патент РФ №2446203, экстракцией, где в качестве экстрагента используют изопропиловый спирт с достаточно высоким содержанием воды и дополнительным введением смеси высококипящих углеводородов, а также дополнительную стадию промывки экстрактного раствора гептаном. Основной задачей этого изобретения является повышение качества извлекаемых сульфоксидов и сульфонов, снижение затрат на регенерацию и качество извлекаемого экстрагента.

Известен способ окислительного обессеривания топлив и нефти с использованием ультразвука (УЗ), патент РФ №2235754. Способ включает стадию введения в топливо подкисленного водного раствора, содержащего воду и пероксид водорода для создания эмульсии типа масло в воде. Полученную многофазную реакционную среду подвергают воздействию ультразвуком в течение времени, достаточного для окисления сульфидов в топливе в сульфоны. Проводят экстракцию сульфонов полярными растворителями. При этом процесс ведут в присутствии агента фазового переноса или введении металлических катализаторов. Для дизельного топлива, в котором дибензотиофен является основным сернистым компонентом, предпочтительными катализаторами являются вольфраматы. Однако достаточно высокая степень извлечения отмечена в отношении окисления только дибензотиофена, относительно других серосодержащих соединений ничего не сказано. Дизельное топливо содержит, как правило, комплекс самых разных серосодержащих соединений, некоторые из них удаляются довольно легко, например меркаптаны и сульфиды, другие соединения удаляются значительно труднее и требуют более сложных и жестких условий реакции обессеривания, например такие соединения, как тиофен, бензотиофен, дибензотиофен, другие тиофены с конденсированными циклами и их замещенные аналоги. Кроме того, очищенный продукт представляет собой эмульсию типа масло в воде, что требует разрушения эмульсии, образующейся под действием УЗ.

Известен способ удаления органических соединений серы методом окисления из углеводородных топлив, в том числе из дизельных, а также углеводородного топлива, содержащего бензтиофены, дибензтиофены, в которых сера присутствует в относительно малых количествах, например из топлив, обработанных путем гидроочистки с целью удаления органических соединений серы, евразийский патент №005298. Способ включает стадию окисление пероксидом водорода и муравьиной кислоты, экстрагирование соединений серы и извлечение топлива с пониженным содержанием серы, отделение и нейтрализацию кислоты в топливе. Описанный способ предназначен для очистки топлив с малым содержанием серы, т.е. предварительно очищенным путем гидроочистки, вводится большое количество муравьиной кислоты, избыток пероксида (большой расход реагентов), углеводородная фаза дополнительно подвергается нейтрализации, адсорбции, а затем экстракции.

Известен способ удаления серосодержащих соединений из дизельного топлива с использованием сочетания стадий окисления и жидкостно-жидкостной противоточной экстракции, евразийский патент №016125, наиболее близкий к заявляемому. Дизельное топливо, подвергнутое обработке, имеет температуру выкипания в диапазоне 40-360°С. В патенте №016125 обессериванию подвергают дизельное топливо с помощью водного окислительного агента, например пероксида водорода, в присутствии катализатора и сокатализатора с последующим селективным удалением окисленных соединений экстракцией растворителем – водным раствором ацетонитрила или метанола. Затем следует стадия удаления следов растворителя из дизельного топлива. Растворитель направляют на фракционную колонну. Обогащенный экстрактом растворитель рекуперируют однократным испарением. В завершение процесса проводят стадию доочистки топлива путем адсорбции. Способ применим для топлив, которые предварительно подвергнуты гидроочистке, для снижения содержания серосодержащих соединений, введена дополнительная стадия адсорбции для доочистки дизельного топлива, что требует дополнительно операции десорбции подходящего растворителя. Модельные опыты показали, что приблизительно 90%-95% соединений серы (в том числе бензотиофены и дибензотиофены) окисляются до соответствующих сульфонов.

Задачей изобретения является разработка способа очистки высокосернистого дизельного топлива, позволяющего достичь его глубокой очистки путем повышения степени превращения серосодержащих соединений, в том числе бензтиофена, дибензотиофена и других гомологов, в сульфоны, сульфоксиды и другие легкорастворимые в специфических растворителях (экстрагентах) соединения, с техническим результатом, обеспечивающим повышение глубины извлечения соединений серы экстракцией.

Кроме того, предлагаемый способ является экономичным, так как позволяет возвращать в процесс как катализатор, так и эксграгенг.

Технический результат достигается тем, что в способе очистки дизельного топлива от соединений серы, включающем стадию окисления соединений серы в дизельном топливе в присутствии катализатора окисления при повышенной температуре, стадию жидкостно-жидкостной противоточной экстракции удаления окисленных соединений серы, отделения очищенного дизельного топлива, стадию окисления топлива проводят в реакционной смеси, содержащей каталитически эффективное количество катализатора – пероксокомплекса молибдена в пероксиде водорода, и протонированный агент фазового переноса, реакционную смесь подвергают воздействию ультразвуком, затем в окисленную реакционную смесь дополнительно вводят эффективное количество флокулянта с последующим разделением на водную фазу, содержащую катализатор, и окисленную дизельную фракцию, стадию экстракции ведут экстрагентом, содержащим смесь изопропилового спирта и глицерина при объемном отношении окисленная дизельная фракция: экстрагент, равном 1:1-3 соответственно, с последующим отделением очищенного дизельного топлива от экстракта, стадию регенерации экстрагента из экстракта; при этом катализатор окисления – пероксокомплекс молибдена вводят в мольном отношении на 1 моль общей серы к пероксиду водорода и молибдену, равном 1:1-2; 0,02-0,008, протонированный агент фазового переноса – муравьиную или уксусную кислоту вводят в количестве 0,5-1,0% мас., воздействие ультразвуком ведут при частоте колебаний от ~20 кГц до ~50 кГц и интенсивности акустических колебаний 1-3 Вт/см2, в качестве флокулянта используют катионные полиэлектролиты в количестве 0,01-0,005% мас., а именно поли-диаллилдиметиламмоний хлорид или сополимер поли-N.N-(диметиламинометил)-акриламид или сополимер поли-N.N-(диэтиламинометил)-акрилат, соотношение изопропилового спирта к глицерину составляет 65-75:35-25% мас. соответственно, в водную фазу дополнительно вводят катализатор до каталитически эффективного количества и повторно возвращают на стадию окисления, регенерированный экстрагент повторно возвращают на стадию экстракции.

Отличительными признаками изобретения являются: обработка и последовательность введения реагентов; катализатор, протонированный агент фазового переноса, флокулянт, экстрагент – их количество и соотношения, воздействие ультразвуком, регенерация и повторное возвращение в процесс экстрагента и катализатора.

В заявляемом изобретении перерабатываемое дизельное топливо характеризуется значительным содержанием серосодержащих соединений и его очистку ведут без предварительной гидроочистки. Дизельные фракции (топливо), поступающие на переработку, получены путем атмосферной ректификации нефти (примерный фракционный состав образцов: начало кипения ~150°С, 95% фракции выкипает при Т=385°С; температура вспышки – 52°С; содержание серы до 0,24% мас.). Характеристика сырья (анализ соединений серы) в дизельной фракции, полученной первичной ректификацией, представлена в таблице 1.

Стадию окисления серосодержащих соединений топлива ведут в присутствии катализатора, пероксокомплексов молибдена, которые получают растворением молибденсодержащего соединения в растворе пероксида водорода по известной методике. В колбу, снабженную мешалкой, термостатом, обратным холодильником, при перемешивании вводят определенное количество соответствующего соединения молибдена, приливают 30% раствор пероксида водорода и перемешивают при температуре 40-60°С до полного растворения соединения молибдена. Полученный продукт анализируют спектрофотометрическим методом. Полученный пероксокомплекс молибдена имеет следующую структурную формулу:

(Вольнов И.И. Пероксокомплексы хрома, молибдена, вольфрама. М.: Наука, 1989, 104 с.). Для получения пероксокомплексов молибдена используют молибденсодержащие соединения, не содержащие серы, например молибденовую кислоту, окиси молибдена, молибдата аммония, парамолибдата аммония, нафтената молибдена, ацетилацетонат молибдата, фосфорно-молибденовую кислоту.

Расход катализатора рассчитывают исходя из мольного отношения общей серы к пероксиду водорода и к молибдену, и может составлять 1-2 моль вводимого пероксида водорода на 1 моль общей серы в сырье и 0,02-0,008 моль молибдена на 1 моль общей серы в сырье.

Такие сочетание и заданные количества дают высокую полноту окисления серосодержащих соединений. Для усиления эффективности окисления серосодержащих соединений вводят протонированный агент фазового переноса, который ослабляет межмолекулярные связи в серосодержащих соединениях, способствует их глубокому превращению. Такими агентами могут быть соединения простейших алифатических карбоновых кислот. Наиболее доступными из этого ряда являются уксусная или муравьиная кислоты. Эффективное количество вводимой кислоты в сочетании с катализатором окисления составляет 0,5-1,0 мас. %.

Совокупность полученных экспериментальных данных показали, что наибольшая эффективность процесса окисления достигается сочетанием факторов: каталитически эффективного количества перокомплекса молибдена, который усиливает процесс окисления, в растворе пероксида водород, являющегося сильным окислителем, в присутствии протонированного агента фазового переноса – уксусной или муравьиной кислоты, ослабляющего межмолекулярные связи серосодержащих соединений.

Повышению эффективности процесса окисления способствует и воздействие ультразвука (УЗ) на реакционную смесь. В результате воздействия УЗ создается акустическое поле, интенсифицирующее массообменные процессы: идет интенсивное смешение, дальнейшее ослабление связей, ускоряющие процесс диффузии вблизи поверхности частиц катализатора; эффективность окисления возрастает также за счет диспергирования катализатора в ультразвуковом поле и регенерации его поверхности. УЗ можно генерировать из любого источника энергии, его воздействие на реакционную смесь может проходить в любых системах обработки реакционной смеси, например в проточной системе. Ультразвуковую обработку реакционной смеси осуществляют при помощи генератора ультразвуковых колебаний, которые передаются в реактор с помощью волновода, соединенного с магнитострикционным преобразователем. Генератор позволяет осуществлять регулировку параметров ультразвукового воздействия – интенсивности и частоты. Максимальная эффективность воздействия УЗ достигается при интенсивности акустических колебаний 1-3 Вт/см2 (частота колебаний от ~20 кГц до ~50 кГц). Время воздействия УЗ составляет 0,5-1,0 мин. Процесс идет при температуре 50-80°С.

Введение флокулянта в окисленную смесь позволяет ускорить разделение фаз. В качестве флокулянта используются катионные полиэлектролиты, а именно поли-диаллилдиметиламмоний хлорид или сополимер- поли-N.N-(диметиламинометил)-акриламид или сополимер поли-N.N-(диэтиламиноэтил)-акрилат. Экспериментально найдено, что эффективное количество флокулянта составляет 0,01-0,005% мас. к перерабатываемому сырью.

Отделение водной фазы, содержащей катализатор, после стадии окисления позволяет повторно возвращать катализатор на стадию окисления, после дополнительного введения в водную фазу катализатора до заданной концентрации молибдена и окислительно-восстановительного потенциала (ОВП).

Экстракцию дизельного топлива ведут при объемном отношении дизельного топлива к экстрагенту, равном 1:1-3, что в полной мере позволяет провести эффективную многоступенчатую экстракцию (число ступеней экстракции не менее 6), степень извлечения сульфонов, сульфоксидов составляет не менее 99,5%. Другое соотношение неоправданно как с точки зрения эффективности экстракции, так и расхода экстрагента. В качестве экстрагента берут смесь спиртов изопропилового и глицерина. Сочетание тяжелого и более легкого спиртов позволяет улучшить разделение экстрагента и топлива. Изопропиловый спирт достаточно эффективен для эстракционного извлечения сульфоксидов и сульфонов. Введение глицерина обусловлено тем, что он хорошо смешивается с изопропиловым спиртом и характеризуется высоким значением параметра Гильдебранда ~36,2. Глицерин имеет достаточно высокую плотность, что позволяет при смешивании его с изопропиловым спиртом увеличить плотность экстрагента для лучшего разделения фаз. Исследования по оптимизации процесса экстракции показали, что оптимальным соотношением изопропилового спирта к глицерину является соотношение 65-75 мас. % к 35-25 мас. % соответственно.

Регенерацию изопропилового спирта из отработанного экстрагента проводят при атмосферной отгонке на ректификационной колонне, кубовый остаток после отгонки представляет собой эмульсию сульфоксидов (сульфонов) в глицерине. Сульфоксиды (сульфоны) отделяют от глицерина отстаиванием. Глицерин не смешивается с полученными серосодержащими соединениями. Что позволяет повторно возвращать глицерин на стадию экстракции. Возврат регенерированного изопропилового спирта, глицерина и катализатора в процесс очистки, делает его экономичным и эффективным.

На рис. представлена технологическая схема очистки.

Способ осуществляют следующим образом.

Приготовление катализатора (пероксида молибдена) проводят по известной методике. (Вольнов И.И. Пероксокомплексы хрома, молибдена, вольфрама. М: Наука, 1989, 104 с.).

В исходное дизельное топливо (дизельную фракцию) вводят приготовленный катализатор – пероксид молибдена, и протонированный агент фазового переноса – уксусную или муравьиную кислоту. Смесь перемешивают и подвергают активации ультразвуком в проточном режиме в течение 0,5-1,0 мин. При этом одновременно происходит окисление дизельной фракции. Затем в реакционную смесь при перемешивании вводят флокулянт и проводят разделение фаз центрифугированием на водную, содержащую катализатор, и окисленную дизельную фракцию. Водную фазу, содержащую катализатор, удаляют из процесса, затем регенерируют путем дополнительного введения катализатора до заданной концентрации молибдена и окислительно-восстановительного потенциала (ОВП) по известной методике и возвращают на стадию окисления, а окисленную дизельную фракцию направляют на жидкостно-жидкостную многоступенчатую экстракцию в центробежный экстрактор, где экстрагент – смесь спиртов (изопропилового и глицерина). Число ступеней может быть любым и зависит от требований к топливу и характеристики сырья. Проведение процесса контролируют по измерению окислительно-восстановительного потенциала (ОВП). После окончания экстракции рафинад (очищенное дизельное топливо) отделяют, анализируют, а экстракт направляют на ректификацию. Отогнанный из экстракта изопропиловый спирт возвращают на стадию экстракции, а кубовый остаток переносят в отдельную емкость, отстаивают до разделения фаз на глицерин и серосодержащие соединения (сульфоны, сульфоксиды), отделяют глицерин, который потом используют на стадии экстракции.

Типичный пример 1. К 800 г фракции дизельного топлива, содержащей 1370 мкг/кг общ. Серы (Sобщ.), имеющей pH=6,64 и ОВП=29,4 мВ, прибавляют 30 мг перокомплекса молибдена, полученного по известной методике, и растворенного в 30 мл 30% пероксида водорода и 7 г муравьиной кислоты, воздействуют УЗ (интенсивность ~2 Вт/см2, частота ~30 кГц) в проточном режиме ~0,5 мин, при температуре 70-80°C. По окончании окисления в реакционную смесь вводят 5 мг флокулянта, полидиаллилдиметиламмоний хлорида, смесь перемешивают ~1 мин и разделяют на центрифуге на водную фазу и окисленную дизельную фракцию. Водную фазу, содержащую перокомплекс молибдена, доводят до концентрации молибдена и ОВП по известной методике и возвращают на стадию окисления. Органическую фазу направляют в центробежный экстрактор и проводят противоточную 7 ступенчатую экстракцию при объемном соотношении: фракция дизельного топлива к экстрагенту 1:1 и температуре 45-50°C. Соотношение изопропилового спирта к глицерину 75:25% мас. На всех ступенях экстракции измеряют pH, ОВП и определяют Sобщ методом рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Контроль процесса экстракции ведут по измерению ОВП смеси. Данные измерений в процессе экстракции представлены в табл. 2.

После экстракции собирают рафинад (очищенное дизельное топливо), а экстракт поступает в ректификационную колонну для отгонки изопропилового спирта при 82°C. Кубовый остаток, содержащий глицерин, сульфоны, сульфоксиды и другие соединения отстаивают до расслоения фаз и отделяют глицерин. Глицерин и изопропиловый спирт возвращают на стадию экстракции.

Глубина извлечения соединений серы после семи ступеней экстракции составляет ~97,8%, выход чистого рафинада ~97%.

Типичный пример 2. Условия и загрузка аналогичны примеру 1, используют регенерированный экстрагент. Данные измерений в процессе экстракции представлены в табл. 3. Все операции после экстракции аналогичны примеру №1. Глубина извлечения соединений серы после восьми ступеней экстракции составляет ~97,1%, выход чистого рафинада ~97,5%.

Типичный пример 3. К 800 г фракции дизельного топлива, содержащей 1410 мкг/кг Sобщ, имеющей pH=6,35 и ОВП=32,7 мВ, прибавляют 30 мг перокомплекса молибдена, полученного по известной методике, и растворенного в 30 мл 30% пероксида водорода и 4 г уксусной кислоты, воздействуют УЗ (интенсивность ~2 Вт/см2, частота ~30 кГц) в проточном режиме ~1,0 мин, при температуре 70-80°C. По окончании окисления в реакционную смесь вводят 2 мг флокулянта, поли-N.N-(диэтиламинометил)-акрилат, смесь перемешивают ~1 мин и разделяют на центрифуге на водную фазу и окисленную дизельную фракцию. Водную фазу, содержащую перокомплекс молибдена, доводят до заданной концентрации молибдена и ОВП по известной методике и возвращают на стадию окисления. Окисленную дизельную фракцию направляют в центробежный экстрактор и проводят противоточную 6 ступенчатую экстракцию при соотношении фракция дизельного топлива к экстрагенту 1:3 и температуре 45-50°C. Соотношение изопропилового спирта к глицерину 70:30% мас. На всех ступенях экстракции измеряют pH, ОВП и определяют Sобщ методом рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Контроль процесса экстракции ведут по измерению ОВП смеси. Данные измерений в процессе экстракции представлены в табл. 4. Регенерацию экстрагента из экстракта ведут аналогично примеру 1.

Глубина извлечения соединений серы после семи ступеней экстракции составляет ~98,6%, выход чистого рафинада ~96,7%.

Экспериментальные данные при использовании флокулянтов: поли-N.N-(диметиламинометил)-акриламида или сополимера поли-N.N-(диэтиламинометил)-акрилата, показали близкую эффективность при разделении фаз.

Способ очистки дизельного топлива от соединений серы

Способ очистки дизельного топлива от соединений серы.

1. Способ очистки дизельного топлива от соединений серы, включающий стадию окисления соединений серы в дизельном топливе в присутствии катализатора окисления при повышенной температуре, стадию жидкостно-жидкостной противоточной экстракции удаления окисленных соединений серы, отделения очищенного дизельного топлива, отличающийся тем, что стадию окисления топлива проводят в реакционной смеси, содержащей каталитически эффективное количество катализатора – пероксокомплекса молибдена в пероксиде водорода и протонированный агент фазового переноса, реакционную смесь подвергают воздействию ультразвуком, затем в окисленную реакционную смесь дополнительно вводят эффективное количество флокулянта с последующим разделением на водную фазу, содержащую катализатор, и окисленную дизельную фракцию, стадию экстракции ведут экстрагентом, содержащим смесь изопропилового спирта и глицерина при объемном отношении окисленная дизельная фракция : экстрагент, равном 1:1-3 соответственно, с последующим отделением очищенного дизельного топлива от экстракта и осуществляют стадию регенерации экстрагента из экстракта.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что катализатор окисления – пероксокомплекс молибдена вводят в мольном отношении на 1 моль общей серы к пероксиду водорода и молибдену, равном 1:1-2:0,02-0,008.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что протонированный агент фазового переноса вводят в количестве 0,5-1,0% масс.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что в качестве протонированного агента используют муравьиную или уксусную кислоту.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что воздействие ультразвуком ведут при частоте колебаний от ~ 20 кГц до ~ 50 кГц и интенсивности колебаний 1-3 Вт/см2.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве флокулянта используют катионные полиэлектролиты в количестве 0,01-0,005% масс.

7. Способ по п. 6, отличающийся тем, что используют поли-диаллилдиметиламмоний хлорид или сополимер поли-N.N-(диметиламинометил)-акриламид или сополимер поли-N.N-(диэтиламинометил)-акрилат.

8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что соотношение изопропилового спирта к глицерину составляет 65-75: 35- 25% масс. соответственно.

9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в водную фазу, дополнительно вводят катализатор до каталитически эффективного количества и повторно возвращают на стадию окисления.

10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что регенерированный экстрагент повторно возвращают на стадию экстракции.

www.findpatent.ru

способ очистки дизельного топлива – патент РФ 2477303

Изобретение относится к способу очистки дизельного топлива и предназначено для повышения качества как стандартного, так и некондиционного топлива. Изобретение касается способа, включающего смешивание дизельного топлива с 0,1-0,5% 10%-ным водным раствором карбамида. Смесь отстаивают 2-3 часа. Водный раствор карбамида распределяется по всему объему топлива. Происходит укрупнение микросоставляющих смол и выпадение их в осадок. На следующем этапе верхнюю часть смеси декантируют, нагревают до температуры 90±5°C с последующим центрифугированием, где при выходе из сопел происходит диспергирование карбамида в топливе и удаление оставшихся смол, механических примесей и воды. Время центрифугирования 10-20 минут. Технический результат – повышение смазывающих свойств очищенного дизельного топлива. 1 ил., 1 табл.

Рисунки к патенту РФ 2477303

Изобретение относится к способу очистки дизельного топлива и предназначено для повышения качества как стандартного, так и некондиционного топлива, путем его очистки от смол, механических примесей и воды и повышения его физико-химических характеристик, в частности смазывающих свойств.

Известен способ очистки дизельного топлива и установка для его реализации (патент РФ № 2375411 МПК C10G 31/00, C10G 31/08, C10G 32/00, 06.06.2008) путем очистки его от вредных примесей, который включает дозированное перемешивание исходного топлива с водой, кавитационное воздействие на раствор и его разделение в отстойнике на дизельное топливо и осадок в воде отстоя. При этом перед дозированным перемешиванием с исходным топливом воду насыщают ионами железа, кавитационное воздействие на раствор осуществляют ультразвуком при барбатировании в него углекислого газа с температурой 75-80°С, после чего на раствор воздействуют фотонами света.

Недостатки данного способа заключаются в сложности его осуществления, высокой себестоимости очистки и низком качестве очищенного топлива по его смазывающей способности. В процессе очистки используются трудоемкие технологические процессы и разнообразное специальное оборудование.

Наиболее близким из известных способов к заявленному по достигаемому эффекту является способ обработки дизельного топлива (патент РФ № 2196902 МПК F02B 47/02, F02M 43/00, 15.05.2001), заключающийся в том, что перемешивают топливо с водой, диспергируют, гомогенизируют водотопливную смесь, производят ее разделение, причем ввод воды в топливо осуществляют дозировано, полученную смесь подвергают глубокому диспергированию одновременно с гомогенизацией в режиме импульсной акустической кавитации в роторном аппарате с модуляцией потока, а затем проводят многократную циркуляцию смеси по контуру «роторный аппарат – емкость с топливной смесью – насос – роторный аппарат».

К недостаткам способа следует отнести низкое качество очистки от смол и растворенной воды, сложность реализации процесса, невысокие смазывающее свойства очищенного продукта.

Задачей изобретения является упрощение способа очистки, повышение качества очистки топлива от смол и повышение смазывающих свойств очищенного топлива.

Поставленная цель достигается тем, что дизельное топливо смешивают с 0,1-0,5% 10%-ного водного раствора карбамида, смесь отстаивают 2-3 часа до образования осадка, затем верхнюю отстоявшуюся часть смеси декантируют и нагревают до температуры 90±5°C с последующим центрифугированием в течение 10-20 минут для удаления оставшихся механических примесей, смол и воды при одновременном диспергировании карбамида.

Водный раствор карбамида в виде мелкодиспергированных глобул распределяется равномерно по всему объему очищенного топлива и проявляет электролитическую способность по отношению к смолам, присутствующим в топливе. Происходит укрупнение микросоставляющих смол и выпадение их в осадок.

Оставшаяся верхняя часть смеси топлива и водного раствора карбамида пропускается через центрифугу, где при выходе из сопел происходит диспергирование карбамида и удаление воды.

Карбамид, растворенный в топливе, проявляет феноменологическое свойство при взаимодействии с углеродным составом топлива, повышая его смазывающие свойства.

Для осуществления способа дизельное топливо закачивают в бак-реактор 1 установки. Температура топлива в баке-реакторе составляет 20-30°С. В топливо заливается 0,1-0,5% 10%-го водного раствора карбамида. Смесь топлива с водным раствором карбамида перемешивается насосом с электроприводом 2 по циклу в течение 10-15 мин. Производится отстаивание смеси в реакторе 1 в течение 2-3 часов. В нижней части бака-реактора образуется водно-шламовый осадок смол, составляющий 0,1-0,4% от общего объема, который сливается из бака-реактора.

Верхнюю отстоявшуюся часть смеси посредством насоса 2 подают на очистку в реактивную центрифугу 3. Температура смеси, подаваемой на очистку, поддерживается в диапазоне 90±5°С при помощи нагревательного устройства 7, расположенного в баке реактора 1. Давление в системе 0,5-0,6 кгс/см регулируется предохранительным клапаном 6.

При выходе из сопел 5 ротора 4 топливо с включениями карбамида диспергируется. Включения карбамида настолько малы, что не оказывают отрицательного действия на химическую стабильность топлива, но способствуют повышению его смазывающих свойств. Центрифугирование проводят в течение 10-20 минут.

После очистки в центрифуге 3 удаляются оставшиеся смолы и механические примеси, а растворенная вода полностью удаляется за счет процесса микровзрыва, обеспечивающего дополнительное диспергирование. «Микровзрыв» осуществляется при выходе топлива из сопел 5 и удара струи о стенку корпуса центрифуги 3.

Результаты опытов по очистке дизельного топлива по прототипу и предлагаемому способу представлены в таблице.

Таблица
Характеристики дизельного топлива до и после очистки
ПоказателиИсходное дизельное топливо Дизельное топливо после очистки
По прототипуПо предлагаемому способу
Кинематическая вязкость, мм2/с при 20°С 3,884,0 4,14
Температура застывания, °С -16,7-16,1-15,9
Температура вспышки в закрытом тигле, °С 7573 85
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 10,18,4 6,8
Кислотность, мг КОН/100 см3 0,780,71 0,65
Массовая доля серы, %0,0520,030 0,025
Зольность, %0,007 0,0060,005
Предельная температура фильтруемости, °С -6-7 -9
Содержание механических примесей, % 0,0510,003отс.
Содержание воды, % 0,07отс. отс.
Противоизносные свойства на ЧШМТ, диаметр пятна износа, мм 0,480,44 0,36
Плотность, кг/м3 при 20°С 829830 830
Испытания на медной пластинке Выдерж.Выдерж.Выдерж.
Фракционный состав: 50% перегоняется при температуре, °С не выше 268269 271
96% перегоняется при температуре, °С не выше 350350 348

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что за счет очистки топлива по предлагаемому способу и действия водного раствора карбамида уменьшается содержание механических примесей, воды, фактических смол, предельная температура фильтруемости топлива. Очистка производится на несложном оборудовании без использования дорогостоящих добавок, при высоком конечном результате качества очистки от смол с одновременным улучшением смазывающих свойств топлива.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ очистки дизельного топлива путем его смешивания с реагентом, последующего отстаивания и удаления механических примесей, смол и воды, отличающийся тем, что в качестве реагента используют 0,1-0,5% 10%-ного водного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого топлива, отстаивание производят в течение 2-3 ч до образования осадка, при этом удаление механических примесей, смол и растворенной воды, оставшихся после отстаивания, осуществляют центрифугированием при температуре смеси (90±5)°С в течение 10-20 мин с одновременным диспергированием карбамида.

www.freepatent.ru

Дизельное топливо, основные характеристики. Методы очистки дизельного топлива. Применяемое оборудование для очистки (регенерации) дизельного топлива.

Основные характеристики дизельного топлива

Дизельное топливо (солярка) представляет собой нефтепродукт, являющийся результатом перегонки нефти. Смешивание гидроочищенных и прямогонных фракций в определенных пропорциях (компаундирвание) определяет конкретную марку солярки. Обычно смесь делается из прямогонного дизельного топлива прямой и первичной перегонки и легкого газойля, получаемого путем каталитического крекинга. В соответствии с ГОСТ, при перегонке нефти могут получаться три марки дизельного топлива:

  • Л (летнее дизельное топливо) – для температуры выше 0 °С;
  • З (зимнее дизельное топливо) для температуры до -20-30 °С;
  • А (арктическое) для самых низких температур, до -50 °С.

Каждый вид солярки предполагает нормированное содержание серы и серных соединений, а также определенную температуру замерзания.

Помимо этого, существует множество различных параметров и характеристик дизельного топлива: фракционный состав, кинематическая вязкость, температура перегонки, цетановое число, густота при 20 °С, йодистое число, коэффициент фильтрации, содержание воды, массовая часть серы и серных соединений, концентрация смол, содержание механических примесей, предельная температура фильтрации, температура замерзания, химическая стабильность, кислотность, температура вспышки, коксуемость, зольность и другие. Рассмотрим более подробно самые основные характеристики дизельного топлива.

  • Цетановое число (детонационная стойкость) характеризует работу двигателя с точки зрения воспламенения дизельного топлива и его сгорания. От цетанового числа, в свою очередь, зависит мощность, дымность и шумность двигателя. Эталоном определения детонационной стойкости или цетанового числа является цетан или н-гексадекан. Значение цетанового числа для цетана при этом устанавливается на уровне 100, а аналогичный показатель альфаметилнафталина – на уровне 0. Для солярки обычный диапазон значений цетанового числа колеблется от 40 до 50. Фактически, эта цифра означает срок задержки возгорания (отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения). Более высокое цетановое число означает меньший период воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива. Более высокое цетановое число повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то не происходит прирост мощности двигателя. В свою очередь, солярку с низким цетановым числом производить проще, поэтому на практике изготавливают дизельного топливо с цетановым числом не менее 40-45. Оно определяется аналогично октановому числу бензина, то есть, используя моторный или же исследовательский метод. Корректировать цетановое число можно с помощью специальных технологий.
  • Плотность и вязкость дизельного топлива определяют процесс испарения и образования смесей в двигателе.
  • Низкотемпературные характеристики дизельного топлива (предельная температура фильтрации, температура застывания, температура помутнения) также являются важными параметрами. Что касается температуры застывания, то она составляет порядка -10 °С для летних марок и не выше -35 °С для зимних марок, в соответствии с ГОСТом. Температура помутнения составляет обычно около -5 °С.
  • Химическая стабильность дизельного топлива – это его способность к сопротивлению окислению в процессе хранения. Окисление приводит к образованию осадка на дне бака с топливом, во избежание чего добавляются специальные присадки.

Тем не менее, качество топлива определяется не только вышеприведенными показателями. Попадание в топливо, а соответственно, в двигатель, воды, различных механических и прочих примесей приводит к негативному эффекту. Самой простой способ борьбы с этой проблемой – заправляться только на надежных автозаправочных станциях, успевших хорошо себя зарекомендовать. Такие АЗС заинтересованы в приобретении только качественной продукции, чтобы гарантировать неизменно высокое качество конечному потребителю.

Способы очистки дизельного топлива:

Для улучшения характеристик дизельного топлива применяются следущие способы:

  • Способ фильтрации;
  • Способ сепарации.

Приобретение солярки в сомнительных местах, на собственный страх и риск, к сожалению, редко является лучшим вариантом, и отстаивание с фильтрацией в этом случае не поможет, поскольку оно требует определенное время, оборудование и опыт.

Фильтрация топлива очень важна. Каждый раз, когда происходит заправка топливом, в горловину топливного бака может попасть пыль, которая способна нанести значительный ущерб трущимся поверхностям двигателя и всей системе питания. Пыль через форсунки может проникнуть в цилиндры двигателя, засорять каналы распылителя форсунки. Это может привести к тому, что мощность двигателя упадет из-за нехватки топлива в камере сгорания двигателя. Строение фильтра несложное. Состоит он из корпуса, в котором находиться фильтрующий элемент, обычно это бумага, целлюлоза или волокна синтетические. Назначение и возможности фильтров различные. При выборе фильтра главное выбрать нужный фильтр для фильтрации, в ином случае от фильтра пользы не будет. Более универсальные фильтры способны задерживать не только твердые частицы, но и воду, которая содержится в топливе. При использовании таких фильтров очень важно следить за его состоянием. Наполненный водой, он не будет пропускать топливо. В этом случае неочищенное дизельное топливо пойдет в обход фильтра, что приведет к неправильной работе двигателя и его возможной поломке. Выбор фильтра очень важный и сложный процесс. Самый простой совет: покупать фильтры только известных производителей. Бывает, вам предлагают новый продукт. В этом случае следует попросить справочные документы и внимательно ознакомиться с ними. Встречаются фильтры, характеристики которых просто слишком великолепны. Задумайтесь, а на самом деле это так? К тому же, на рынках достаточно много подделок известных марок. Будьте внимательны при покупке фильтра.

Сепарация это та же фильтрация, но более надежная. В случаях, когда дизельное топливо имеет повышенную загрязненность, обычные фильтры не могут очистить его полностью. В этом случае на помощь приходят сепараторы, которые способны очистить топливо от вредных веществ, независимо от количества их содержания в топливе. Как и фильтры, сепараторы так же могут удалять из топлива не только твердые частицы, но и воду. В отличие от фильтров, сепараторы более сложная вещь. По принципу действия сепараторы бывают двух видов: механические и химические. Сепараторы отделяют воду и вредные вещества от топлива и откладывают их на дне очистителя. Часто в сепараторах используется специальная бумага Aquacon, которая способна задерживать водную эмульсию очень больших объемов. Если отработанный фильтр просто меняется на новый, то сепаратор будет служить дольше, если за ним ухаживать. Обычно, достаточно промывать сепаратор и очищать дно, на котором откладывались вредные вещества. Эти простые периодические действия способны вернуть их нормальную работоспособность.

Применяемое оборудование для очистки (регенерации) дизельного топлива

НПО “РосТехЭнерго” предлагает Вашему вниманию оборудование, доказавшее на практике свою эффективность в решении задач очистки (сепарации дизельных топлив). И завоевшее авторитет о доверие свой надежностью, простотой эксплуатации.

www.npo64.ru

Очистка – дизельное топливо – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Очистка – дизельное топливо

Cтраница 1

Очистка дизельных топлив от механических примесей и воды в местах их применения путем отстоя, фильтрации или сепарации позволяет более эффективно использовать парк двигателей.  [1]

Очистка дизельного топлива сводится к удалению фенолов щелочной промывкой. Наряду с этим применяют также экстракционный метод с использованием жидкого диоксида серы, фурфурола, метанола, этанола, ацетона.  [2]

Очистка дизельного топлива от ДОС наилучшая в случае использования пятихлористого молибдена.  [3]

Соль-вентная очистка дизельного топлива / / Химия и технология горючих сланцев и продуктов их переработки.  [4]

При очистке дизельных топлив и изученных нами смесей сера удаляется не только за счет гидрогенолиза сераорганических соединений, но и за счет адсорбции и, видимо, хемосорбции сераорганических соединений, продуктов их неполного гидрогенолиза и уплотнения с непредельными соединениями.  [6]

При очистке дизельных топлив с использованием сухого фурфурола требуется понижение температуры экстракции вследствие низкого значения КТР смеси. В случае обводненности фурфурола эффект очистки не снижается, но повышается КТР нефтепродукта, что позволяет вести очистку при 30 – 50 СС. Примеси трудноудалимых посторонних веществ, главным образом низкомолекулярных кислот, образующихся в процессе производства фурфурола, вызывают коррозию аппаратуры.  [7]

При очистке дизельных топлив на молекулярных ситах NaX и СаХ, в результате одновременного удаления неуглеводородных примесей и частично ароматических углеводородов, были получены углеводородные смеси с высокими показателями термической стабильности и теплоты сгорания.  [8]

В процессе очистки дизельных топлив на поверхности катализатора отлагается кокс и хемосорбируются смолистые и некоторые сераорганиче-ские соединения. В связи с этим удельная поверхность катализатора уменьшается.  [9]

Адсорбционный метод очистки дизельных топлив, как показали подсчеты, экономически эффективен.  [10]

Принципиальная схема очистки дизельного топлива ( рис. 9.5) обеспечивает повышение чистоты топлива, заправляемого в баки автомобилей, в летний период до 0 0018 % с максимальным размером частиц механических примесей 25 мкм. Для удаления из топливных баков автомобилей накопившихся загрязнений баки рекомендуется периодически промывать.  [12]

В процессе очистки дизельных топлив на поверхности катализатора отлагается кокс и хемосорбируются смолистые и некоторые сераорганиче-ские соединения. В связи с этим удельная поверхность катализатора уменьшается.  [13]

Следвательно, проблема очистки дизельных топлив от серы ( гидроочисткой или другим столь же эффективным методом) по-прежнему остается одной из актуальнейших задач нефтяной химии и технологии.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Способ очистки дизельного топлива

 

111 57063О

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ба1оз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.02.76 (21) 2323494/04 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.77. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 08.09.77 (51) М. Кл 2 С 106 25/00

Государственный комитет

Совета Мииистров СССР ле делам изобретений и открытий (53) УДК 665.75(088.8) (72) Лвторы пзобретеп1(я

P. А. Стремовский, М. Ф. Мусин, Л. П. Развозжаев, В. М. Павловская и Л. М. Стародубцева

Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта и Хабаровский нефтеперерабатывающий завод им. Серго Орджоникидзе (7! ) За яв1!Тели (54) СПОСОБ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к области очистки дизельного топлива от смолистых веществ и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности.

Известно, что при сжигании топлива в ди- 5 зелях тепловозов смолистые вещества, содержащиеся в нем, вызывают образование нагара, что снижает КПД работы дизеля. Выделение из дизельного топлива смолистых веществ уменьшает образование нагара. 10

Известны способы очистки нефтепродуктов путем контакта исходной смеси с адсорбентом, например кристаллическим алюмосиликатом или синтетическим цеолитом (1), или природными отбеливающими землями (2). 15

Однако адсорбенты, получаемые известными способами, имеют относительно невысокую сорбционную способность и высокую стоимость. 20

Целью изобретения является повышение качества очистки и удешевление процесса очистки.

Это достигается тем, что в качестве адсорбента используют золу от сжигания пылевид- 25 ного каменноугольного топлива или указанную золу, обработанную кремнийорганической жидкостью.

П р и мер 1. 100 г дизельного топлива смешивают с 2 r золы. Перемешивание осуществляют с помощью мешалки (2700 об/мин) в течение 20 мин. Смесь отфильтровывают.

Дизельное топливо проверяют на степень осветления на ФЭКе.

Оптическая плотность исходного топлива составляет 0,1.

Оптическая плотность очищенного дизельного топлива после отделения добавки составляет 0,04.

Пример 2. Процесс проводят по примеру 1, но в качестве адсорбента применяют золу, предварительно обработанную кремнийорганической жидкостью — ГК5К-94 (гидрофобизированная зола) .

Оптическая плотность очищенного дизельного топлива с помощью гидрофобной золы составляет 0,03.

Преимущество и целесообразность предложенного способа заключается в применении порошка, имеющего в ряде случаев большую сорбционную способность по сравнению с другими адсорбентами.

Оптическая плотность дизельного топлива после очистки его различными адсорбентами представлена ниже, – (Оптическая плотность исходного дизельного топлива составляет 0,1).

570630

Адсорбент

Химически осажденный мел

Каолин фракционированный

Аэросил гидрофобный

Зола

Зола гидрофобная

Составитель Н. Богданова

Редактор T. Никольская

Техред Л. Гладкова Корректор Л. Брахнина

Заказ 1977/10 Изд. Kз 720 Тираж 671

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Показатель преломления дизельного топлива

0,07

0,045

0,045

0,04

0,03

Формула изобретения

Способ очистки дизельного топлива от смолистых веществ путем контактирования его с адсорбентом, отл и чаю щи и ся тем, что, с целью повышения качества очистки и удешевления процесса, в качестве адсорбента используют золу от сжигания пылевидного каменно5 угольного топлива или указанную золу, обработанную кремнийорганической жидкостью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Известия высших учебных заведений, 10 «Нефть и газ», 1971, № 6, с. 43 — 46.

2. Итинская Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости, М., 1960, с. 55 — 56.

  

www.findpatent.ru