Мтз 82 система охлаждения – Система охлаждения мтз 82. Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Содержание

Статья: “Система охлаждение трактора МТЗ-80 и МТЗ-82”

Главная » Про систему охлаждения тракторов моделей МТЗ-80 и МТЗ-82

Под системой охлаждения подразумевается целый комплекс элементов, который служит для отвода тепловой нагрузки нагревающихся деталей, которая выходит в атмосферу в принудительном порядке. Она поддерживает температуру и улучшает показатели работоспособности трактора.

Для чего же необходима данная система?

Во время сгорания топлива, в камере сгорания температура становится высокой, доходит до 2000 по Цельсию. Газами выталкивается поршень и начинает вращаться коленчатый вал Д-243. Во время этого процесса газы могут быстро остывать. Но до того как остыть и пока произойдет выброс через систему выхлопа, им приходиться взаимодействовать с цилиндрами и максимально их нагревать. Это называется температурным режимом при совокупности общего фонового тепла в двигателе и температуры.

Для того чтобы трактор работал без перебоев, перед тем как купить его, следует изучить все тонкости. Очень важно соблюдать допустимый уровень температуры в двигателях Д-240, Д-243. Правильный температурный режим увеличивает ресурсы двигателя и избавляет от постоянной поломки и неисправностей. Если не соблюдать режим, уменьшать и увеличивать его, то таким образом снижается мощность, происходит больший расход топлива, выплавляются коренные и шатунные вкладыши, а также двигатель начинает заклинивать и может выйти из строя. Разрушаются детали, а на ремонт понадобится потратить средства.

Оптимальной температурой для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 является показатель 95 градусов по Цельсию. Чтобы температура находилась в норме, существует специальная охлаждающая система закрытого типа. В ней происходит циркуляция жидкости по всей системе и осуществляется нагрев. Благодаря цилиндрам и горячим деталям, по окончании процесса, тепло выходит в атмосферу.

Составные части охлаждающей системы модели МТЗ двигателя Д-243 и его элементы

  • Водяной насос с центробежным типом патрубков. Он предназначен, чтобы охлаждать жидкость в системе принудительно.
  • Радиатор в виде пластин. Он необходим для циркуляции тепла жидкости охлаждения с воздухом.
  • Вентилятор. Он прогоняет воздух сквозь пластины и трубки охлаждающей системы.
  • Рубашка охлаждающего блока цилиндров. Такие стенки с двойными цилиндрами и головками с жидкостью для охлаждения.
  • Трубопроводы, которые передают жидкость от двигателя к радиатору и наоборот.
  • Термостат. Он способен регулировать частоту охлаждения.

Система имеет два типа циркуляции и называется двухконтурной. В большом круге установлены: рубашка блока с охлаждением, дизель, водяной насос, радиатор и термостат. Малый круг имеет рубашку с охлаждением, дизель, а также есть водяной насос и термостат.

Благодаря термостату происходит переключение с большого круга на малый. Это необходимо, чтобы быстро запустить холодный двигатель. Важно помнить, что охлаждающая система должна быть исправной. Это поможет машине правильно работать и избежать неисправностей.

Особенности охлаждающей системы

Прежде чем купить новую модель МТЗ- 82 следует тщательно изучить все нюансы, которые касаются процесса эксплуатации. Для того чтобы дизель работал при правильной температуре, должны соблюдаться два показателя: необходимое количество и качество жидкости охлаждения. Другими словами, при простом заливе жидкости в мотор нет гарантии качества охлаждения.

Самым оптимальным вариантом считается тосол. Его выпускали и использовали еще в советские времена. На сегодняшний день, под тосолом понимают любую жидкость для охлаждения. В тосоле смешаны антифриз с водой и присадками. Присадки уменьшают коррозию всей охлаждающей системы и защищают жидкость от термохимических разрушений. Антифриз в тосоле обеспечивает наличие этиленгликоля. Как альтернативу используют воду. Она может быть мягкая после дождя или талая. При использовании жесткой воды появляется слой накипи, и качество охлаждения сильно ухудшается. Если добавить в жесткую воду немного кальцинированной соды, она смягчается.

Вторым нюансом является то, в каком количестве находится тосол в охлаждающей системе. Верхний бачок радиатора должен содержать уровень тосола на 50 мм меньше, чем в горловине для залива. Если уровень будет завышен, то тосол может вытечь и загрязнить не только все вокруг, но и сам двигатель, и экскаватор выйдет из строя. Более низкий показатель будет недостаточным для необходимого охлаждения, и двигатель будет постоянно перегреваться.

Как проверить работу охлаждающей системы?

Следует время от времени проверять натяжение ремня привода, который ведет к водяному насосу. Просто берут за ремень и нажимают, при этом потребуется приложить усилие. Норма прогиба ремня составляет до 22 мм. Слабое натяжение приводит к слабой работе помпы 240-1307010А-02, ремень привода будет проскальзывать и мотор перегреется.

Необходимо иногда делать проверку состояния пробки горловины залива в радиаторе. В ней имеется специальный клапан, который герметично закрывает охлаждающую систему.

Система охлаждения будто помогает системе «дышать». Во процессе нагрева тосола, пары выбрасываются сквозь клапан и, таким образом, снимаются излишки давления. Когда клапан неисправен, жидкость может протекать через сальники, и выводить их из строя.

Как промывать охлаждающую систему трактора моделей МТЗ-80, МТЗ-82?

Заниматься промывкой охлаждающей системы нужно через 2 тыс. часов работы мотора. Это не зависит от вида жидкости. Она может загрязниться, поменять состав и прийти в негодность. Устаревший тосол сливается, промывается вся система и заливается свежий тосол в необходимом количестве.

Во время промывания сквозь горловину заливки радиатора наливают около двух литров керосина с содовым раствором. Работа мотора с такой промывкой должна производиться не менее 12 часов. После этого промывку сливают и промывают радиатор с помощью чистой воды.

Не стоит забывать про чистку сухим способом при помощи сжатого воздуха. Радиатор так устроен, что в него попадает вся грязь и мусор, забиваются теплообменные пластины и снижается охлаждающая способность.

Большинство трактористов избавляются от термостата. Это может привести к перебою температуры в моторе, мощность будет потеряна и начнутся поломки. Ремонт может обойтись дорого, лучше купить новый термостат.

Продажа фронтальных погрузчиков и других наименований специализированной техники осуществляется компанией «СмолТра». Чтобы совершить покупку, достаточно просто связаться со специалистами. Помимо всех услуг, “СмолТра” также занимается продажей надежжных навесных погрузчиков. Обратившись в нашу компанию – Вы получте развернутую консультацию до приобритения техники, которая поможет Вам сделать правильный выбор. Ждем Вас!

www.smoltra.ru

Система охлаждения двигателя Д 240


Система охлаждения двигателя Д 240 – радиатор, помпа и термостат МТЗ-82

» Двигатель Д-240 » Система охлаждения двигателя Д 240 – радиатор, помпа и термостат МТЗ-82

Система охлаждения двигателя Д 240 трактора МТЗ 82 — закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система охлаждения состоит из следующих основных компонентов: водяной насос (помпа), термостат, радиатор водяной, вентилятор, шторка, термометр, а также  включает водоотводящий и водоподводящий патрубки, соединительную арматуру, шланги, сливные краники и прочее.

 

Схема системы охлаждения: 1 — пробка радиатора; 2— радиатор; 3 — водоподводящий патрубок; 4 — термостат; 5 — термометр; 6 — водяной насос; 7 — водоотводящий патрубок; 8 — вентилятор; 9 — шторка; 10 — краник слива волы из радиатора.

 

Радиатор трактора МТЗ-82

 

Водяной радиатор используется для охлаждения воды, которая во время работы дизеля нагревается в водяной рубашке. Пройдя через радиатор, вода охлаждается под воздействием обдувающего потока воздуха от вентилятора. Радиатор состоит из сердцевины, представляющей собой четыре ряда плоских вертикальных трубок, проведенные сквозь ряд припаянных к ним горизонтальных пластин. Пластины и трубки сердцевины, как правило, изготавливаются из латуни. Концы трубок припаяны к основным крайним и гораздо толстым пластинам и немного выпирают над их поверхностью. Для более качественной теплоотдачи применено ступенчатое размещение трубок по глубине радиатора.

 

К основным пластинам, при помощи болтов, присоединены нижний и верхний бачки из латуни. Между бачками и пластинами находятся резиновые прокладки. Для соединения бачков используются стойки проходящие по обеим сторонам сердцевины. На задней стенке верхнего бачка имеется водоподводящий патрубок. В верхней части бачка размещена горловина для залива воды, закрываемая пробкой с паровоздушным клапаном. На задней стенке нижнего бачка находятся сливной краник и водоотводящий патрубок.

 

Радиатор устанавливается на эластичном креплении: к переднему брусу крепится на опорах с резиновыми амортизаторами, а вверху присоединяется растяжками к головке блока цилиндров. Купить радиатор на МТЗ 82 можно практически в любом магазине и цена на него составляет от 7 до 10 т. р.

 

Для создания активного воздушного потока применяется вентилятор, обдувающий сердцевины водяного и масляного радиатора, а также охлаждающий наружную поверхность двигателя. Вентилятор размещается в едином узле с водяной помпой и находится на ее валу. При помощи шести болтов вентилятор крепится к шкиву насоса, а весь комплекс (водяной насос-вентилятор) присоединен болтами к верхней части передней стороны блока цилиндров. Кожух вентилятора крепится с задней стороны к стойкам водяного радиатора и служит для защиты вентилятора от посторонних предметов, а также для направления потока воздуха к двигателю.

 

Радиатор и вентилятор: 1 — вентилятор; 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5- шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.

 

Насос водяной двигателя Д 240

 

Водяная помпа трактора МТЗ 82, центробежного типа, предназначается для образования интенсивной циркуляции жидкости в системе охлаждения и, при помощи этого, более эффективного отвода тепла от нагретых компонентов двигателя. Крыльчатка водяного насоса смонтирована на валик и закреплена от проворачивания при помощи лыски. Крыльчатка крепится на валике торцевым болтом. Два шариковых подшипника дают возможность вращаться валику вместе с крыльчаткой. Объем в корпусе между подшипниками наполняется смазкой пр помощи масленки. Масляная и водяная полости помпы разделяются друг от друга дополнительным торцевым уплотнением, размещенным в крыльчатке. Уплотнение представляет собой текстолитовую шайбу, которая контактирует с хорошо обработанным торцом упорной втулки, запрессованная в корпус помпы, а также резиновую манжету, окружающая валик и поджимающая пружины.

 

Крыльчатка размещается в профилированной полости корпуса водяного насоса. Во время вращения крыльчатки на входе в данную полость образуется разрежение, передающееся в приемную камеру, соединенная патрубком с нижним бачком радиатора. При помощи разряжения, жидкость подается на лопасти крыльчатки и под давлением подается в спиральный канал, называемый улиткой, охватывающий крыльчатку в корпусе насоса. Далее жидкость нагнетается в продольный канал системы охлаждения двигателя.

 

Водяной насос дизеля Д 240 и вентилятор совершают вращения от шкива коленчатого вала двигателя используя клиновидный ремень, вращающий помимо ее еще и ротор генератора. При номинальных оборотах двигателя (2200 об/мин), вентилятор и помпа развивают 2600 оборотов в минуту.

 

Термостат трактора МТЗ 82

 

Термостат необходим для автоматического поддержания температуры в заданном диапазоне и ускоряет прогревание двигателя после запуска. Устройство термостата включает в себя корпус, нижнего вспомогательного и верхнего основного клапанов, датчика термостата с твердым наполнителем. Корпус термостата изготовлен из латуни, в боковой поверхности которого имеется два окна. Верхняя часть корпуса служит седлом для главного клапана, а нижняя — для фиксирования корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика присоединяются рычаг вспомогательного клапана и основной клапан.

 

Термостат находится в корпусе и устанавливается на выходи из рубашки охлаждения корпуса цилиндров. Термостат с твердым наполнителем менее чувствителен к смене давления в системе и большие перестановочные усилия по сравнению с сильфонным. 

 

При температуре охлаждающей жидкости менее 70º C, основной клапан закрыт, а жидкость сквозь окна подается по патрубку в насос и далее в водяную рубашку блока цилиндров. Таким образом, жидкость не проходит через радиатор и, следовательно, быстрее нагревается. При температуре жидкости более  70º C, возрастает объем смеси церизина с алюминиевой пудрой, активизируется поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается доступ охлаждающей жидкости в радиатор. Одновременно с этим, вспомогательный клапан блокирует окна для подачи жидкости в водяную помпу в обход радиатора.

 

Шторка, смонтированная перед водяным радиатором, регулирует объем проходящего через радиатор воздуха, тем самым регулируя в некотором диапазоне температуру жидкости. Шторкой управляют с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, соединенной тросом с подвижным валиком шторки. Температура охлаждающей жидкости в системе визуально контролируется по показаниям электрического термометра, датчик которого смонтирован в головке цилиндров, а сам указатель — в кабине на панели приборов.

 

Термостат: 1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.

 

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240

 

Прежде всего необходимо осматривать все соединения, следить за исправностью узлов и агрегатов, качеством и уровнем заливаемой охлаждающей жидкости.

 

Систему охлаждения необходимо заправлять только очищенной водой. Обратите внимание на жесткости воды — жесткая вода создает на стенках рубашки накипь, являющаяся плохим проводником тепла и, следовательно, замедляет отдачу тепла от головки и стенок блока цилиндров. В качестве охлаждающей жидкости рекомендуется использовать дождевую или снеговую воду, которая более мягкая. Жесткость воды можно смягчить путем ее кипячения с добавлением 10-12 грамм стиральной соды на 10 литров воды. Слитая вода из системы охлаждения по свойствам близка к кипяченой и ее можно собирать для последующей заправки. Вода сливается только при достаточно охлажденном двигателе после полной остановки. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя не должна превышать  95º C.

 

При критическом повышении температуры проверьте уровень жидкости в радиаторе и ее течи из него, а также степень натяжения ремня вентилятора. Вода в перегретый двигатель заливается равномерно и обязательно при работающем двигателе. При резком охлаждении существует вероятность появления трещин в головке блока цилиндров и водяной рубашки. Нельзя доливать слишком горячую воду зимой в холодный дизель.

 

Система охлаждения очищается от накипи каждые 960 часов эксплуатации двигателя. Для очистки необходимо использовать водный раствор кальцинированной соли (50-60 грамм на литр воды). Для начала в систему заправляют 2 литра керосина, а затем добавляют готовый раствор. Далее заводят двигатель и дают ему отработать 10-12 часов. После чего можно слить данную жидкость и заправить воду.

 

28.10.2018

tractor-mtz82.ru

Обслуживание системы охлаждения МТЗ 82

Для эффективной работы трактора рекомендуем особое внимание уделять системе охлаждения МТЗ 82. Если вы заметили первые признаки поломки механизма, рекомендуем провести тщательную диагностику агрегатов, а также правильную регулировку всех элементов.

Советуем при сильном износе деталей заменить новыми компонентами. Не рекомендуем откладывать ремонт системы охлаждения трактора, ведь промедление вам может стоить очень дорого.

Заправка системы предполагает использование тосола. Жидкость не имеет никаких вредных примесей, активных веществ, которые способны нанести ущерб агрегатам сельхоз техники.

Жидкость необходимо заливать на уровне 5-6 см до уровня горловины. К процессу заливки относитесь внимательно: если жидкости будет слишком много, излишки будут вытекать через слив, который размещается на радиаторе.

Если же вы наоборот недольете жидкость. То система охлаждения трактора будет работать неэффективно, способствуя перегреву двигателя. Также для увеличения срока эксплуатации системы большинство специалистов рекомендует выполнять через каждые две тысячи часов тщательную промывку элементов.

Обычно для выполнения подобных работ используют специальную смесь, которая состоит из керосина (не менее два л), содового раствора.

После выполнения промывки данной смесью мотор трактора должен проработать непрерывно двенадцать часов. Только после этого радиатор МТЗ следует дополнительно промыть обычной водой (жидкость должна быть максимально чистой).

В некоторых случаях очистку системы проводят с помощью сжатого воздуха. Способ довольно-таки эффективный. Однако при очистке радиатора системы охлаждения на МТЗ 82, вентилятора и других механизмов сжатым воздухом необходимо специальное оборудование.

mtzrostov.ru

Система охлаждения МТЗ – особенности и принцип действия

Например, Двигатели ММЗ

В работе современной сельхоз техники очень важную роль играет правильное функционирование системы охлаждения МТЗ. Предлагаем рассмотреть особенности ее конструкции и принципы действия.

Устройство системы охлаждения МТЗ 80, 82

Большинство моделей тракторов укомплектованы закрытой системой охлаждения. В устройство входят следующие элементы:

  • Радиатор МТЗ – работа механизма состоит в том, чтобы максимально быстро передавать в атмосферу тепло от охлаждающей жидкости;
  • Водяной насос МТЗ – обеспечивает перемещение жидкости внутри системы. В конструкцию насоса входит множество патрубков;

  • Вентилятор – создает потоки воздуха, которые обеспечивают дополнительное охлаждение пластин и трубок радиатора, а также рабочей жидкости;
  • Термостат – регулирует интенсивность всего процесса охлаждения;
  • Рубашка охлаждения – имеет двойные стенки. Между ними размещается жидкость охлаждения;
  • Система трубопроводов – отвечает за максимально быструю передачу от мотора к теплообменнику передачу жидкости и обратно.

Как работает система охлаждения МТЗ 80, 82?

Принцип функционирования системы весьма прост.

Сначала жидкость закачивается из радиаторного бака с помощью двигательной помпы в охлаждающую рубашку. Затем переносится в верхний радиаторный бак.

Таким образом жидкость распределяется по всех поверхности сердцевины радиатора.

Далее на нее оказывает воздействие воздух, создаваемый вентилятором МТЗ. Потоками воздуха происходит охлаждения до оптимальной температуры.

Только после прохождения данного этапа жидкость перемещается в верхний резервуар. В это время из нижнего резервуара происходит подача новой жидкости.

При холодном моторе термостат системы охлаждения МТЗ перемещает рабочую жидкость в насос, без предварительного перемещения в радиатор.

 НаименованиеАртикулОст.Цена
Радиатор водяной (ТАСПО)4370Т-1301010121 096,00
Радиатор масляный (ТАСПО)100А-1013010-0515 938,00
Радиатор масляный МАЗ 4370 (ТАСПО)100А-1013010-0415 040,00
Радиатор масляный МТЗ (н/о змеевик ЛР 800.1405100)100-140501033 013,00
Радиатор МТЗ алюминиевый с латунными бачками (ТАСПО, Беларусь)70у-1301100411 445,00
Радиатор МТЗ-100 (Бузулук, 1022-1301010)100У-1301010119 293,00
Радиатор МТЗ-1221, 1222 (ТАСПО, РБ)1221Т-1301010120 765,00
Радиатор МТЗ-1221, 1523, 1521 5-и рядный, алюминиевый (ТАСПО, РБ)1520Т-1301010129 855,00
Радиатор отопителя МТЗ-1522 (ТАСПО)1522-810106043 338,00
 Радиатор отопителя МТЗ-80,82 УК алюминиевый80-810190051 688,00

Еще статьи по теме:

Демонтаж и устройство сателлита МТЗ

Технические особенности шкворней

Устройство и неисправности оси качения

Изучаем трансмиссию трактора МТЗ

Устройство и неисправности тормозных камер МАЗ

mtzrostov.ru

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80

 

Содержание

 

1.Введение

2.Устройство системы охлаждения  двигателя трактора МТЗ-80

3.Принцип работы системы  охлаждения двигателя трактора  МТЗ-80

4.Техническое обслуживание  системы охлаждения

5.Ремонт системы охлаждения  двигателя трактора МТЗ-80 (Д-240)

6.Заключение

7.Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

МТЗ-80 «Беларус» и МТЗ-82 «Беларус» — марка универсально-пропашных  колёсных тракторов, выпускаемых Минским  тракторным заводом с 1974 года по настоящее  время (в 2000-х годах — под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82»). Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 являются глубокой модернизацией  выпускавшихся ранее тракторов  МТЗ-50 и МТЗ-52 соответственно. Степень  унификации деталей и сборочных  единиц у этих тракторов достигает 70 %[2]. Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие  колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.

Тракторы выпускались  и выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом  и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, привязочными местами для навесного оборудования и внешним оформлением, типом  используемой резины, величиной агротехнического просвета, установкой систем обеспечивающую работу на крутых склонах.

Создание семейства тракторов  МТЗ-80/82 и Т-70, началось с постановления  Совета Министров СССР № 606, о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. Для ускорения  создания и уменьшения затрат на переоборудование основного завода и смежных предприятий, было принято решение о глубокой модернизации трактора МТЗ-50/52. В конструкцию  новой машины было внесено множество  изменений, основными внешними из которых  являются новая обшивка, кабина, а  также глубокомодернизированный двигатель  повышенной мощности. Уже в 1972 году испытания нового трактора были успешно  завершены. Во время испытаний были опеределены агрегатируемые машины и орудия, количество которых составило около 230. А увеличившаяся, из-за повышения оборотов двигателя до 2200, скорость до 33,2 км/ч, позволила более рационально использовать трактор на транспортных работах. На конвейер трактор встал в 1974 году. А в 1975 году, в Кишинёве, на конвейер вышел гусеничный вариант трактора Т-70.

 

 

2.Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80

Радиатор. Радиатор служит для  охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Радиатор системы охлаждения двигателя ( 27) состоит  из верхнего и нижнего баков, сердцевины /, двух стоек, пробки 4 радиатора и  деталей крепления. Баки и припаянная к ним сердцевина для лучшей проводимости тепла изготовлены из латуни.

Сердцевина радиатора  имеет ряд тонких поперечных пластин, через которые пропущено множество  плоских вертикальных трубок, припаянных к этим пластинам. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется  на большое число струек. При таком  строении сердцевины вода охлаждается  интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок.

Верхний и нижний баки соединены  с рубашкой охлаждения двигателя  патрубками. В нижнем баке предусмотрен сливной краник для спуска воды из радиатора, а для спуска воды из водяной  рубашки двигателя в нижнюю часть блока ввернут краник 11.

В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака. В пробку заливной горловины  вмонтирован паровоздушный клапан, с помощью которого внутренняя полость  радиатора сообщается с атмосферой. Паровоздушный клапан состоит из парового клапана 6 и размещенного внутри него воздушного клапана 5. Паровой  клапан под действием пружины  плотно закрывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе  повышается до 105°С, то под давлением пара клапан открывается, и избыток пара выходит наружу.

Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе  создается разрежение, открывается  воздушный клапан и в радиатор заходит атмосферный воздух. Закрывается  воз-1ушный клапан под действием  пружины, когда явление воздуха  внутри радиатора уравновешивается атмосферным. Воздушный клапан позволяет  полностью слить воду из системы  охлаждения при закрытой крышке горловины  и предохраняет трубки радиатора  от разрушения под влиянием атмосферного давления при остывании двигателя.

Перед радиатором расположена  шторка (у двигателя Д-240) или жалюзи 2 (у двигателя Д-240), с помощью которых можно изменить степень охлаждения радиатора потоком воздуха. Шторка радиатора может опускаться под действием пружины, находящейся в барабане, на который навернута шторка. Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным механизмом управления. Для опускания (открытия) шторки нужно нажать на рукоятку управления, расположенную на щитке приборов.

Пластины жалюзи поворачиваются рукояткой, предусмотренной в кабине тракториста.

Вентилятор и водяной  насос (28, а). Вентилятор состоит из шести (у двигателя Д-240 из четырех) лопастей, приклепанных к крестовине. Крестовина 8 привернута к шкиву 7, который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи. Шкив шпонкой и гайкой жестко закреплен на валике, который свободно вращается в корпусе 1 водяного насоса на двух шариковых подшипниках. С другой стороны на валик 3 жестко посажена крыльчатка 2 водяного насоса, представляющая собой диск с равномерно расположенными на нем шестью криволинейными лопатками, которые гонят воду в водяную рубашку двигателя.

В месте выхода валика из корпуса насоса предусмотрено сальниковое  уплотнение, которое не пропускает воду. Узел уплотнения смонтирован  в цилиндрическом кольце крыльчатки и застопорен в ней пружинным  кольцом. В него входят текстолитовая  уплотняющая шайба и резиновая  манжета, которые прижимаются пружиной к упорной втулке. Вода, просочившаяся  при работе насоса через уплотнение, сливается через отверстие в корпусе насоса наружу.

Водяной насос закреплен  на передней стенке блока цилиндров  четырьмя болтами. Между корпусом насоса и блоком установлена паронитовая  прокладка. Корпус насоса имеет два  патрубка: боковой соединяет полость  крыльчатки водяного насоса с нижним патрубком радиатора, а верхний 5 — с корпусом термостата.

Термостат ( 27, о и б) служит для автоматического регулирования  температуры воды и для ускорения  прогрева двигателя после пуска. Он изготовлен из латуни и состоит  из корпуса, гофрированного стакана 12 (гармошки) и штока с двойным  клапаном. Внутрь стакана налита легко испаряющаяся жидкость.

При температуре воды менее 70°С основной клапан 14 термостата закрыт, а вспомогательный 13 открыт. Вода циркулирует  по малому кругу (минуя радиатор). При  температуре воды выше 70 С под  давлением испаряющейся жидкости стакан растягивается, а шток и клапаны  выдвигаются. Через открывшийся  основной клапан вода пройдет в радиатор. При температуре воды выше 85 С  вспомогательный клапан полностью  закроет боковые отверстия корпуса  и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос.

 

а — устройство, б —  положение клапанов термостата на холодном двигателе, в — положение клапанов термостата на прогретом двигателе;

1 — сердцевина водяного  радиатора, 2 — жалюзи, 3 — масляный  радиатор, 4 — пробка радиатора, 5 — воздушный клапан, б — яровой  клапан,

7 — термометр, 8 — термостат, 

9 —водораспределительный  канал, 

10 — водяной насос, 11—  краник для слива воды из  блока цилиндров, 12 — гофрированный  стакан, 13 — вспомогательный клапан, 14 — основной клапан.

Водяной насос трактора МТЗ-80 – центробежного типа, объединен  с вентилятором. В корпусе насоса вращается чугунная крыльчатка, напрессованная на валик и закрепленная болтом.

Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Полость подшипников  уплотнена двумя резиновыми манжетами. В корпусе насоса запрессована втулка, к торцевой поверхности которой  пружина прижимает текстолитовую  уплотняющую шайбу. Шайба двумя  выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности втулки и  шайбы образуют подвижное уплотнение, защищающее полость подшипников от попадании воды.

Для уплотнения валика установлена  резиновая манжета с двумя  латунными обоймами, предохраняющими  манжету от деформации при вращении. Отдельные капли волы, просочившиеся  через втулку корпуса водяного насоса, сливаются через дренажное отверстие  в корпусе. Вентилятор крепится к  ступице шкива водяного насоса. Валик  водяного насоса и вентилятор приводятся вовращение при помощи клиновидного ремня. Подшипники водяного насоса смазываются  через пресс-масленку до появления  консистентной смазки из контрольного отверстия. Насос установлен на переднем торце блока цилиндров.

Вентилятор МТЗ-80 служит для создания мощного воздушного потока, обдувающего сердцевины водяного и масляного радиатора, а также  для охлаждения наружных поверхностей дизельного двигателя.

Вентилятор МТЗ-80 устанавливается  на валу водяного насоса и присоединяется к его шкиву при помощи шести  болтов. Весь узел охлаждения крепится болтами на передней стенке блока  цилиндров трактора.

Кожух вентилятора крепится на задних стойках водяного радиатора. Кожух защищает лопасти вентилятора  от повреждения посторонними предметами, направляет воздушный поток на двигатель  и в целом улучшает работу вентилятора.

Радиатор МТЗ-80 служит для охлаждения воды, повышение температуры которой  происходит в водяной рубашке  двигателя. Проходя через радиатор МТЗ-80, вода передает тепло потоку воздуха, которым он обдувается при помощи вентилятора. Внутренняя часть радиатора  МТЗ-80 (сердцевина) состоит из вертикальных плоских труб, размещенных в четыре ряда и пропущенных через горизонтально  расположенные ряды пластин. Пласти и трубки сердцевины радиатора МТЗ-80 изготавливаются из латуни. Окончания  трубок припаиваются к основным пластинам  и немного выступают за их края. Для того, чтобы теплоотдача была как можно максимально эффективнее, применяется коридорное расположение трубок по всей глубине радиатора.

К пластинам, размещенных по краям, при помощи болтов крепятся нижний и верхний бачки, изготовленные  из латуни. Между бачками и пластинами размещены резиновые прокладки. Для соединения верхнего и нижнего  бачков радиатора МТЗ-80 служат стойки, проходящие по обеим сторонам сердцевины. Для циркуляции воды по радиатору, к  тыльной части верхнего бачка  подведен водоподводящий патрубок. На верху бачка размещена горловина, через которую заливается вода в  систему охлаждения. Горловина закрывается специальной крышкой, оснащенная паровоздушным клапаном. На нижнем бачке размещен краник для слива воды и подведен водоотводящий патрубок.

Радиатор устанавливается  на трактор при помощи эластичного  крепления.

 

3.Принцип работы системы охлаждения двигателя

трактора МТЗ-80

Система охлаждения служит для отвода тепла от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя.

Средняя температура в  цилиндрах работающего двигателя  около 1000 С. Раскаленные газы в процессе работы нагревают стенки цилиндра, поршня и головки блока.

Если двигатель не охлаждать, то смазка сгорит, в результате чего повысится износ деталей, снизится их прочность, могут возникнуть заклинивание поршней из-за их расширения и другие неисправности.

Значительный отвод тепла от двигателя (переохлаждение) приводит к снижению его мощности и экономичности  вследствие ухудшения процесса смесеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла  ухудшаются. Для нормальной работы двигателя температура воды должна составлять 80—95 С.

Схема системы охлаждения:

1 — шторка радиаторов, 2 — радиатор, 3 — вентилятор, 4 —  термостат, 5 — термометр, 6 — водяная  рубашка основного двигателя, 7 —  водяная рубашка пускового двигателя, 8 — водораспределительный канал, 9 — водяной насос, 10 — сливной краник

 

В рассматриваемых двигателях применяется жидкостная система  охлаждения с принудительной циркуляцией. В эту систему входят водяная  рубашка 6 охлаждения блока и головки  цилиндров, радиатор 2, водяной насос 9 и вентилятор 3, а также вспомогательные  устройства: водо распределительный  канал 8, термостат 4, соединительные шланги, краники слива и указатель 5 температуры  жидкости (термометр). Охлаждающей жидкостью  служит вода.

При работе пускового двигателя  до начала проворачивания коленчатого  вала основного двигателя происходит термосифонная циркуляция воды. Под  действием разности температур вода циркулирует из водяной рубашки  цилиндра пускового двигателя в  его головку, а затем направляется в водяную рубашку головки  блока основного двигателя. Отдав  тепло головке блока цилиндров, вода по соединительному патрубку поступает  опять в рубашку цилиндра пускового  двигателя.

Во время работы основного  двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается  центробежным водяным насосом.

Центробежный водяной  насос 9 забирает воду из нижнего бака радиатора в водяную рубашку 6 двигателя, где она нагревается  от стенок цилиндров. В холодном двигателе  вода из водяной рубашки направляется термостатом к водяному насосу, минуя  радиатор, в прогретом — в верхний  бак радиатора. Проходя из верхнего бака в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается. Воду охлаждает поток  воздуха, создаваемый вентилятором и поступающий между трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь  нагнетается насосом в водяную  рубашку двигателя.

myunivercity.ru

Компоненты системы охлаждения дизельного двигателя Д-240

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Компоненты системы охлаждения дизельного двигателя Д-240

В двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан).

Система охлаждения с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная). Действует она следующим образом.

Рис. 1. Система охлаждения Д-240

1 – амортизатор; 2 – патрубок; 3 – нижний бак; 4 – спускной кран: 5 – шторка; 6 – ремень; 7 – радиатор системы смазки; 8 – насос системы охлаждения; 9 – шланг термостата; 10 вентилятор; 11 – кожух; 12 – сердцевина радиатора; 13 -стойка радиатора: 14 – верхний бак; 15 – датчик термостата; 16 – пробка радиатора; 17 – указатель термометра; 18 – пароотводящая трубка; 19 – шланг подводящий; 20 – термостат; 21 – труба; 22 и 24 – патрубки; 23 – рубашка охлаждения пускового двигателя; А – канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров; Б – каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров;

Насос водяной (помпа) двигателя Д-240 (8 на рис. 1) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии – и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую.

Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10.

Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80…97°С.

Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5.

В холодном двигателе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к водяному насосу Д-240, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе.

Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами. Помпа конструктивно объединена с вентилятором.

Водяной насос (помпа) Д-240

Выделение обильного количества пара, течь воды или масла из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки указывают на неисправность системы охлаждения двигателя Д-240, в частности на неисправность помпы.

Работоспособность системы охлаждения зависит от количества жидкости, степени изношенности лопастей крыльчатки и стенок насоса, натяжения ремней привода вентилятора, состояния сердцевины радиатора и других причин.

Количество жидкости в системе охлаждения трактора МТЗ-80, МТЗ-82 может уменьшаться в результате негерметичности соединений, нарушения регулировок паровоздушного клапана, разрушения уплотнений водяного насоса.

Потеря охлаждающей жидкости приводит к перегреву деталей головки цилиндров, выходу из строя уплотнений стаканов форсунок, гильз цилиндров, прогоранию прокладок головки цилиндров и др.

Появление значительного зазора в подшипниках или его разрушение может привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

При наличии трещин на корпусе водяного насоса Д-240, обнаруженных внешним осмотром, его заменяют на новый или отремонтированный.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников водяного насоса, ослабление посадочного места под приводной шкив.

Появление течи охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следов масла на шкиве привода свидетельствует о разрушении манжет, уплотнений валика водяного насоса.

При появлении этих неисправностей водяной насос Д-240 снимают с двигателя трактора МТЗ-82, МТЗ-80 для замены изношенных деталей.

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то его заменяют в сборе с подшипниками.

При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют. Из крыльчатки извлекают торцевое уплотнение и проверяют его техническое состояние.

На уплотняющей шайбе допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм, толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

Осматривают корпус водяного насоса. При наличии трещин его выбраковывают. Измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика.

Если на торцевой поверхности опорной втулки корпуса насоса есть следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм или величина А более допустимого размера, то ее выпрессовывают и заменяют новой.

При сборке водяного насоса (помпы) резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников.

Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16…19 Нм. После сборки водяного насоса валик должен легко вращаться от руки, без заеданий крыльчатки.

Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

specsts.ru

Радиатор трактора МТЗ-80/82: устройство и ремонт

Работа сельскохозяйственных машин, технических устройств, применяемых на строительных объектах, и даже собственных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания зависит от исправности оборудования, правильной настройки и безопасности в соблюдении температурного регламента, который регулируется системой охлаждения. Одним из главных и значимых узлов в ней является радиатор.

Трактористы и механизаторы не понаслышке знают, что при работе трактора двигатель внутреннего сгорания нагревается до очень высоких температур. Если дизель не охлаждать, машине грозит возгорание. Поэтому, для безопасной работы мотора к нему монтируется система охлаждения.

В конструкцию системы охлаждения на МТЗ-80/82 входят:

  • термостат;
  • пластинчатый радиатор;
  • вентилятор;
  • водяной насос;
  • трубопроводы;
  • охлаждающая рубашка;
  • радиаторная решетка.

Данный узел отвечает за теплоотвод, охлаждая двигатель за счет циркуляции охлаждающей жидкости и ее теплообмена с окружающей средой.

Особенности конструкции

Радиатор трактора включает в себя следующие детали:

  • корпус;
  • вентилятор;
  • горловина с широким отверстием;
  • 4 ряда плоских труб;
  • набор пластин;
  • нижний и верхний бачки с кранами.

Детали для охлаждения воды изготавливаются из высококачественного латунного сплава.

Принцип работы

Тракторный радиатор служит для охлаждения жидкости, циркулирующей по водной рубашке дизеля. Вода, проходящая через трубки, охлаждается потоком воздушной массы, производящейся работой вентилятора. В средней части (сердцевина) находятся четыре ряда плоских вертикальных труб, пропущенных через несколько рядов горизонтально расположенных пластин, которые изготавливаются из латунного сплава. Концы трубок закреплены при помощи пайки к пластинкам, и их малая часть выходит за край. Для более эффективной теплоотдачи трубки пролегают внутри радиатора в виде коридора.

Латунные бачки прикреплены сверху и снизу к находящимся по краям пластинам крепежными болтами. Пластины и бачки закреплены между собой прокладками из резины. При помощи стоек, установленных сбоку сердцевины, верхний и нижний бачки соединяются между собой.

Емкость для воды (бачок), расположенный вверху, отвечает за постоянную циркуляцию воды в системе. Для прохождения жидкости по системе радиатора с тыльной стороны бачка, находящегося вверху, установлен краник для прохода воды. Сверху бачка сделана горловина, оснащенная крышкой с противовоздушным клапаном, в которую заливается охлаждающая жидкость. Такой же краник с водоотводящим патрубком вставлен и на бачке, установленном снизу.

На трактор радиатор прикрепляется при помощи эластичной основы, где верхняя его часть соединяется с головкой, расположенной на блоке цилиндров при помощи специального крепежного материала в форме растяжек. В нижней части крепление проводится резиновыми амортизаторами.

Неисправности агрегата и его обслуживание

В эксплуатационном периоде радиаторов тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 порой происходят непредвиденные ситуации, ведущие за собой поломку или износ деталей. Самые частые неисправности радиатора:

  • В патрубке обнаружены отложения, которые могут оказаться внутри двигателя или уже присутствуют там;
  • Повреждены ключевые элементы системы, в том числе сердцевина, из-за скопления мусора и грязной воды;
  • При заливке не очищенной воды появляются реагенты, пагубно влияющие на стабильную работу охлаждения;
  • Наблюдаются сбои в работе узла;
  • Протечки в пластинчатых трубах.

При незначительных поломках и на начальной стадии загрязнения системы радиатора вышедшие из строя узлы можно отремонтировать. Однако, в случае, когда проблема обретает глобальный характер, необходимо полностью заменять весь агрегат на новый. Чтобы этого не потребовалось, желательно систематически проводить ТО и профилактические осмотры машины.

traktoramtz.ru