Можно ли залить в систему отопления трансформаторное масло – Можно ли использовать масло как теплоноситель (вместо воды), в системе отопления частного дома?

видео-инструкция по монтажу своими руками, отопитель для системы, фото и цена

В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет отопление отработанным маслом и как его реализовать в условиях загородного дома. Кроме того, мы рассмотрим наиболее распространённые заблуждения, связанные с применением этого вида топлива и объясним в чем их несостоятельность.

Но для начала определимся с тем, что собой представляет этот топливный продукт и каковы его основные характеристики.

Отработка – дешевое топливо, ценность которого очевидна

Отработанное, или как его еще называют техническое масло — это горюче смазочные материалы (машинное, трансформаторное или моторное масла), бывшие в употреблении. Продукт, в соответствии с ГОСТ 26098-84, представляет собой ГСМ, слитые из рабочих систем, проработавшие ресурс и утратившие первоначальные эксплуатационные качества, установленные нормативно-технической документацией.

Трансформаторное масло в системе отопления позволяет повысить теплоотдачу батарей

Отработка — это жидкий синтетический нефтепродукт, пригодный для применения в качестве смазочного материала, в качестве пропитки древесины и прочих пористых материалов, подверженных гниению. Но основной сферой применения отработки является использование в качестве энергоносителя при эксплуатации жидкотопливных котлов отопления.

Особенности эксплуатации отопительного оборудования

Схема котла заводской сборки

Современные отопители на отработанном масле — это жидкотопливные водогрейные котлы, которые при необходимости могут приводиться в действие с другими видами энергоносителей.

Конструктивно оборудование представляет собой совокупность следующих элементов:

  • патрубок для подачи топлива;
  • камера предварительного разогрева;
  • патрубок подачи сжатого воздуха с нагнетателем воздушной смеси;
  • горелка с форсункой и нагнетателем;
  • теплообменник для одного контура или два теплообменника для двухконтурной установки;
  • система отведения отработанных газов.

Схема самодельной горелки для сжигания отработки

Конструкция устройства не имеет топочного отделения с открытым пламенем. Более того, в устройстве отсутствуют элементы, подвергающиеся сильному нагреву, что обеспечивает приемлемый уровень безопасности.

Среди преимуществ оборудования следует отметить такие моменты как:

  • Доступная цена энергоносителя, так как отработку можно недорого прибрести в большинстве автосервисов, станций технического обслуживания и т.д.;
  • Высокий КПД оборудования и, как следствие, возможность обогревать как небольшие дачи, так и полноценные загородные дома;
  • Высокая пожарная безопасность отопительного процесса, так как отработанное масло характеризуется посредственной горючестью в сравнении с другими разновидностями ГСМ.

Более сложный вариант предыдущей схемы

Среди недостатков такого способа отопления отметим следующие моменты:

  • Отсутствие на рынке оборудования с полностью автоматизированным функционированием;
  • Необходимость в строительстве специального хранилища для горючесмазочных материалов;
  • Необходимость в обустройстве специального помещения под котельную;
  • Необходимость в налаживании контактов с организациями, в которых можно приобрести топливо.

Итак, как мы могли убедиться, применять отопитель на отработанном масле в условиях загородного дома выгодно, но хлопотно и это нужно учесть при выборе этих устройств.

Печь, изготовленная своими руками для эксплуатации в автосервисе

Как и другие разновидности котлов, установки, функционирующие с использованием отработки, могут быть одноконтурными или двухконтурными:

  • Одноконтурные модификации позволяют греть теплоноситель, циркулирующий по трубам и радиаторам.
  • Двухконтурная модификация позволяет греть теплоноситель и воду, применяемую для хозяйственных нужд.

Важно: Двухконтурные агрегаты могут комплектоваться как двумя, так и одним теплообменником, что в свою очередь незначительно сказывается на комфорте эксплуатации отопительного оборудования.

Как и другие котлы отопители, функционирующие с применением отработки, могут быть оснащены расширительным баком для естественной циркуляции теплоносителя или осевым вентилятором для принудительной подачи.

После того как мы определились с основными конструкционными и эксплуатационными особенностями оборудования, эксплуатируемого на отработанном масле, расскажем о наиболее распространённых мифах и заблуждениях, характерных для применения этого вида топлива.

Миф 1: Нельзя применять — необходимо утилизировать

Считается что отработка – это токсичный продукт, который подлежит немедленной утилизации и непригоден для последующего использования.

Это характерное заблуждение, которое не имеет рационального объяснения. В реальности отработанное масло по всему миру применяется в качестве недорогого энергоносителя.

Опять же степень токсичности в данном случае не превышает аналогичные показатели, характерные для других типов ГСМ. Кстати, несмотря на то, что на территории постсоветского пространства отработкой стали топить сравнительно недавно, за рубежом многие специализированные компании целенаправленно заняты производством специализированного оборудования для этого типа энергоносителей.

Миф 2: Трудность приобретения топлива

Считается, что отработку непросто приобрести, так как количество мест продажи ограничено.

Это еще одно заблуждение, так как сфера применения разнообразных смазочных материалов чрезвычайно широка, а потому топливо для экономичного обогрева вашего дома можно будет приобрести в автосервисах, станциях обслуживания сельхозтехники, в железнодорожных депо, в портах и ремонтных доках, на электростанциях и подстанциях, ресторанах и прочих предприятиях общепита.

Важно: Со сферой общепита нет никакой ошибки, так как в качестве топлива можно использовать и отслужившее свой срок растительное масло.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности и в каждой из перечисленных организаций можно договориться о постоянной отгрузке того или иного объема отработки, цена которой будет более чем доступной.

Для лучшего представления немного цифр:

  • Каждый небольшой город с населением в 100 000 человек — это как минимум 50000 легковых и грузовых автотранспортных средств.
  • Перечисленные транспортные средства ежегодно суммарно выдают свыше 300 000 литров отработки.
  • К полученным цифрам прибавим объем дешёвого топлива отработки, получаемый в результате деятельности малых и средних промышленных предприятий с погрузчиками станками и прочим оборудованием, которое по мере эксплуатации нужно смазывать.
  • Сюда же прибавим сотни единиц сельхозтехники в близлежащих совхозах или в фермерских хозяйствах. Причем в каждой единице такой техники ежегодно под замену идет не менее 10 литров масла.
  • Теперь посчитаем число соотечественников, которые располагают специализированным оборудованием для сжигания этого перспективного топлива. Таких людей единицы, так как мало кто знает об этой технологии.

Следовательно, всем этим объемом почти дармового энергоносителя можете воспользоваться вы, стоит только захотеть!

Миф 3: Экологическая небезопасность

Котел зарубежного производства с высоким уровнем автоматизации

Существует заблуждение насчет того, что использование отработанного масла в качестве топлива чревато большим количеством вредных выбросов в окружающую среду. В действительности каждый вид энергоносителей на основе нефти при горении выделяет определенный объем вредных веществ, другое дело, чем эти энергоносители жечь.

К примеру, можно жечь солярку прожорливым двигателем грузовика, который чадит, выпуская облака удушливого дыма. В то же время можно залить дизельное топливо в современный легковой автомобиль, соответствующий всем экологическим нормам. И можно сказать, что в последнем случае применение солярки будет безопасным для локальной экосистемы.

Та же ситуация и с отработкой. Если применять самодельный котел, вред для экологии будет ощутимым, при малой производительности. С другой стороны, если отопление укомплектовать современными установками таких брендов как DanVex (Финляндия) и CAEQ (Канада), масло будет сгорать полностью, и при этом практически не будет выделяться дым.

Важно: Статистика применения современных горелок западноевропейского производства показывает то, что сжигание отработки на порядок безопаснее для окружающей среды, чем сжигание каменного угля, дров и дизельного топлива.

Миф 4: Необходимость лицензирования

Котел отечественного производства, сертифицированный для применения в странах СНГ

Считается, что инструкция установки и эксплуатация отопительного оборудования, работающего на отработанном масле, предусматривает необходимость в обязательном лицензировании. В действительности это не так, поскольку лицензирование обязательно только лишь для устройств, работающих на газе.

Использование отработки в качестве энергоносителя приравнивается к эксплуатации обычных жидкотопливных котлов. Разумеется, о пожарной безопасности позаботиться придется, но контролировать соответствие системы этим нормам никто не станет.

Миф 5: Остановка оборудования после окончания запасов отработки

На фото — функционирование горелки

Есть расхожее мнение, будто бы достаточно закончиться маслу в топливном резервуаре и ваша система отопления станет полностью бесполезной.

В действительности ситуация не столь безысходна. Большая часть современных горелок, установленных в котлах зарубежного производства, универсальны в плане используемого топлива. Таким образом, если закончится масло, с тем же успехом можно будет применить солярку или бензин.

Вывод

Теперь вы знаете, что собой представляют отопительные системы, в основе которых применены котлы, работающие на отработанном масле. Более того, вы могли ознакомиться с общими сведениями о рентабельности применения таких систем.

Осталось рассмотреть перспективу применения данного оборудования в своём загородном доме и сделать соответствующий выбор, в чем вам наверняка поможет видео в этой статье.

gidroguru.com

Отопление дома отработанным маслом: достоинства и недостатки

Отопление – важный вопрос, с которым встречается каждый владелец дома или коттеджа. Помимо выбора оборудования необходимо определиться с обогревающей жидкостью. Все чаще люди задумываются о том, чтобы использовать масло, а не воду для системы отопления дома. Существует множество мнений касательно этого вопроса, в которых мы постараемся разобраться.

Отопление – это важно

Вопрос отопления возникает еще во время проектирования нового дома. Иногда он появляется при изменении режима эксплуатации. Так, например, человек мог приобрести себе дачный домик, в котором прошлые хозяева бывали только в теплое время. Теперь же он намерен посещать его поздней осенью и зимой. Что же делать? Не оставаться же в холодном помещении? Ответ очевиден – отопление. Важно выбрать какое именно и с каким теплоносителем. Это зависит от многих факторов.

Большинство старается использовать в своей системе воду, так как она является самым дешевым и энергоемким теплоносителем. При этом если температура упадет ниже нуля, то она замерзнет. В результате систему придется отогревать, и в лучшем случае заваривать некоторые лопнувшие трубы. В худшем – менять всю систему, включая котел. Такая ситуация не только не приятная, но и затратная.

Поэтому зимой для воды используются специальные добавки, препятствующие замерзанию. Они бывают разные, начиная от жидкости с минеральной солью, и заканчивая спиртовыми. Каждая обладает своими положительными и отрицательными качествами. Но все же, ни одну из них нельзя назвать идеальной. Именно в связи с этим многие задумываются не о том, что добавить в воду, а на что ее заменить.

Масло в качестве теплоносителя

Как многим известно, масло имеет значительно меньший порог замерзания, чем та же вода. Поэтому и появляются идеи использовать именно его в системе отопления. Как и во всем здесь есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства

Отработанное масло в системе отопления имеет массу достоинств:

  1. В зимний период жидкость не замерзнет. Разве что температура в доме упадет до отметки в -35 градусов по Цельсию. Согласитесь, такое вряд ли будет.
  2. Не важно, как долго держится отрицательная температура – это никак не влияет на масло. Включить котел и начать отапливать помещение можно в любой момент.
  3. Низкая испаряемость за счет структуры.
  4. Нет необходимости дополнительно вливать какие-либо присадки для того, чтобы теплоноситель не замерзал.
  5. Масло обладает высокими антикоррозийными свойствами. Поэтому нет необходимости часто промывать систему.
  6. Имеет высокую термическую стабильность.

Недостатки

Несмотря на очевидные преимущества этого вида теплоносителя, все же существует ряд недостатков:

  1. Необходимость фильтрации перед вливанием в систему. Дело в том, что обычно отработка представляет собой смесь из множества масел разных марок и вязкости. Помимо этого, она содержит в себе сторонние компоненты в виде грязи и металла. Процесс очистки немалого объема может обойтись в крупную сумму.
  2. Наличие нужного количества. На данный момент еще нет компаний, которые занимаются целенаправленным сбором и очисткой масла для будущего вливания в системы отопления. А потому найти достаточное количество нужной консистенции будет проблематично.
  3. Высокая пожароопасность. В случае утечки возникает возможность воспламенения. Правда для этого жидкость должна войти в непосредственный контакт с открытым источником огня.
  4. Недопустимо использование котла с прямым нагревом.
  5. Замена всех резиновых прокладок и соединителей на маслостойкие, найти которые будет сложнее, так как обычные системы отопления ими не комплектуются. Кроме того, их покупка может обойтись в крупную сумму.

Особенности

Перед заливкой отработанного масла в систему важно проверить множество нюансов, которые в будущем повлияют на работу и комфорт жильцов.

Итак, известно, что этот теплоноситель текучий, даже в холоде. Но для обычного отопления – этого недостаточно. Теплое и остывшее масло имеет значительно отличающуюся друг от друга вязкость. Поэтому трубы в системе должны иметь одинаковый диаметр. А иногда на обратных отводах можно сделать и крупнее. Дело в том, что котел сам по себе разогревается быстро, но при этом не успевает проталкивать масло. В этом случае возможно даже закипание.

Также важно заранее подумать о размерах расширительного бачка. В водных системах обычно берется 10% от общего объема жидкости. С маслом дела обстоят немного сложнее, ведь при нагревании оно увеличивается больше, чем h3O. Несмотря на это уровень в системе все равно нужно время от времени проверять и при необходимости доливать. В таких конструкциях рекомендуется ставить баки, размером в 30% от общего объема.

Особенно важным условием в вопросе отопления дома отработанным и уже очищенным маслом является герметичность. В большинстве случаев с первого раза не получается полностью избежать протечек. Идеальным считается в таких местах накладывание нового сварного шва, так как прокладки и подобные элементы не решают ситуацию. После этого система запускается и проверяется на полную герметичность – в местах, где есть даже микроскопические отверстия, появляются небольшие капли. В этом случае желательно слить все масло и переварить проблемные места. При этом повторять процедуру нужно до полного исправления системы.

Необходимо обязательно обратить внимание на все соединительные резьбы. Очень важно, чтобы они были качественными, особенно на подаче. В противном случае при нагревании на них могут появляться небольшие капли. А иногда соединение даже будет протекать. При этом герметизировать подобный стык будет сложно. Можно сразу сказать, что решить проблему паклей или фумлентой не удастся. В некоторых случаях помогают специализированные герметики, способные выдерживать температуру до 400 градусов.

Если говорить в целом, использование масла в отопительной системе позволяет оставлять помещение на длительное время в любую погоду. И при этом нет необходимости волноваться за ее переохлаждение. Кроме того, с помощью этого теплоносителя можно нагревать батареи до больших температур, не боясь выхода из строя системы. Но, как и везде, существуют свои положительные и отрицательные стороны.

znatoktepla.ru

инструкция, фото и видео-уроки, цена

Основой автономной системы отопления является нагревательный котёл – существуют котлы специально для использования именно отработанного масла

Следуя незыблемому правилу думать о будущем

Умение экономно вести своё хозяйство – один из главных признаков успешного развития страны, бизнеса, частного предпринимательства. А экономия предполагает включение в «оборот» всего, что якобы отслужило свой срок, что кажется ненужным и можно выбросить или слить в канаву. Вот таким прекрасным источником энергии, который ни в коем случае не стоит «сливать», который ещё очень сильно может послужить и является отработанное масло.

Там, где речь идёт об отоплении на отработанном масле, огонь и высокие температуры, а, значит, не обойтись без железных труб, пластик здесь уже не подходит

Да, всё это так, и экология, и необходимость быть бережливым и думать о будущем. А если принять во внимание, что только в такой стране как Россия ежегодный объём отработанного масла составляет более полумиллиарда тонн, возникает вполне логичный вопрос – так почему же мы не используем этот «бросовый» материал в отоплении.

  • Ну, во-первых, не используем по своей расхлябанности только мы. Весь мир давно обратил внимание на этот источник энергии и активно его использует. По статистике в Европе до 50% отработанного масла идёт на отопление, в Соединённых Штатах и того больше – до 75%.
  • А, во-вторых, нет достаточно развитого рынка закупок и реализации отработанного масла, нет достойной законодательной базы и нормативов. Пока, если что-то и делается, то больше на уровне энтузиазма отдельных предпринимателей «от жизни».

Трудности в использовании

Хотя надо признать, что отопление отработанным маслом уже изначально сопряжено с целым рядом трудностей :

  • Отработанное масло обычно сливается в единую емкость из разных источников, а на автосервисах — из разных машин. Отсюда вывод – оно слишком разнородно, а самое главное – загрязнено. Таким образом, использование отработанного масла для отопления вызывает удорожание всей системы отопления за счет включения в неё дополнительного фильтра для очистки масла на входе.
  • Уровень сгорания такого масла обычно оставляет желать лучшего, если не предпринимать дополнительных усилий. Общепринятым способом его использования в горелках является подача его в камеру сгорания в распылённом виде, а, значит, необходимость после фильтра ставить ещё насос и форсунки.
  • Следующая трудность связана с использованием даже бензиновых котлов – они оставляют желать лучшего с точки зрения чистоты рабочего места и экологии вообще.
  • Дальше. Запасы отработанного масла необходимо где-то хранить. Приобретается оно, само собой, на зиму, и ни в коем случае нельзя допустить его замерзания.

И обязательны очень надёжные соединения самого высокого качества

Полезный совет! Всё обязательно меняется к лучшему, в том числе и отношение к отработанному маслу. Со временем и у нас рынок использования этого пока не сильно востребованного ресурса поднимется на ноги. Так чего же ждать, под лежачий камень вода не течёт. Если вы в раздумьях, где себя проявить, какое своё дело развернуть, обратите на рынок использования отработанного масла. И надо сказать, что дело сдвигается с места. Если ещё лет 7-8 назад его можно было приобрести, на тех же автосервисах, практически за бесценок, то сегодня уже необходимо платить гораздо больше. Многие начинают понимать возможность делать на отработанном масле и свой бизнес.

Трудности в процессе работы системы отопления

Трансформаторное масло в системе отопления уже в процессе его использования, также вызывает несколько проблем:

  • самое главное, необходимость не реже одного раза в две недели производить чистку всей системы – вот к чему склоняются разговоры о недостаточной экологической привлекательности этого вида топлива;
  • кроме того, приходиться думать о дополнительном отводе отработанных газов (узнайте также о преимуществах комбинированной системы отопления).

Чем покоряют отопители на отработанном масле – своими мобильными возможностями. Переносные модели имеют немалый спрос

Светлая сторона вопроса

После всех приведённых выше рассуждений возникает вопрос – и зачем связываться с этим видом топлива, если есть другие более привлекательные со всех точек зрения.

Своими руками сделанный отопитель на отработанном масле прекрасно выполнит все возлагаемые на него надежды

В оправдание отработанного масла можно привести следующие аргументы:

  • Там, где рынок этого вида топлива развит, он имеет существенную поддержку со стороны государства. Именно государство кровно заинтересовано в его использовании и по следующим причинам:
  • для улучшения экологии, для предотвращения бесконтрольного слива этого материала куда попало, причём с очень сомнительными перспективами этот «слив» в обозримом будущем как-то ликвидировать – примеры российской действительности «лежат на поверхности»;
  • для развития малого предпринимательства в этом направлении, и оно стоит того – такое топливо на 25% дешевле даже самого дешёвого дизельного;
  • для получения новых альтернативных источников автономной энергии.

Хотя, безусловно, промышленные образцы отличаются гораздо большими возможностями – это уже целые станции по производству тепла

  • А развитие рынка при поддержке государства существенно снизит и стоимость этого вида топлива.
  • Существенное снижение цены при тех огромных объёмах обязательно приведёт к росту спроса на отработанное масло как источник энергии.
  • Любой, пожелавший наладить свой бизнес в этой сфере, обязательно вынужден будет соприкоснуться с самыми передовыми технологиями, уже разработанными в странах Западной Европы и Северной Америки. Можно, не боясь особенно ошибиться, сказать, что западные фирмы только и ждут того «звонка», когда можно будет «броситься» в этот необозримый рынок, требующий тепла по меньшей мере 7 месяцев в году, под названием российский Север, Сибирь, Чукотка и Камчатка.

Любое тепловое оборудование требует для контроля своей работы использования специальных датчиков и приборов

Вероятно, пока, при нынешнем уровне развития рынка котлов отопления на отработанном масле использование данного вида топлива и нецелесообразно для обеспечения автономного отопления в загородном доме. Но уже сегодня можно с определённостью сказать, что использование его на промышленных предприятиях имеет прекрасные перспективы для тех, кто умеет считать, для кого экономика – это не только объём собственного кошелька.

Разработаны котлы, полностью работающие на отработанном масле

Полезный совет! Из всего многообразия устройств автономного отопления, использующих отработанное масло, более или менее хорошей известностью пользуются переносные генераторы тепла воздушного типа. Такие генераторы неприхотливы в работе, уже имеют встроенный фильтр и систему инжекции топлива. Такие генераторы оказываются незаменимыми в местах отсутствия доступа к электричеству, их эксплуатация обходится  гораздо дешевле специализированных генераторов на дизельном топливе.

Организация отопления – всегда комплексная задача

Когда идёт речь об организации отопления в загородном доме вы обязательно предварительно ознакомитесь со всеми фото и видео материалами, в том числе и на нашем сайте, по организации отопления. А также обязательно проконсультируетесь со специалистами и прочтёте всю доступную вам документацию под грифом «инструкция». И еще обязательно определитесь с таким немаловажным фактором как «цена» (читайте также о преимуществах универсальных котлов отопления).

Всевозможных способов обеспечить тепло в доме – огромное количество. Важно выбрать комбинацию наиболее подходящих именно для ваших условий проживания

Возможно, использование системы, работающей на отработанном масле и не будет у вас стоять в планах на первом месте. Но не забывайте о ней, рано или поздно такой генератор вам может пригодиться в жизни – или для её согрева теплом, или для насыщения финансами. И то, и другое очень насущно.

otoplenie-gid.ru

Антифриз для загородного дома | Статьи

С приходом холодов дачники решают проблему: менять в системе отопления воду на незамерзающую жидкость или нет? И на какую – предписанную производителем или любую другую? А также: можно ли заливать автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт? В общем, спасают дачу от возможного замораживания отопления, когда за городом приходится бывать нечасто.

– В современных системах отопления дач можно использовать и воду, и антифриз. Выбор зависит от конкретных условий, – говорит Александр Милов, руководитель фирмы по подбору оборудования для отопления и водоснабжения. – Но следует учитывать, что в России электричество или газ отключают часто и надолго. Вода в отоплении может замерзнуть и разорвать трубы. Поэтому лучше заливать низкозамерзающую жидкость – антифриз.

Антифризы предпочтительны еще и потому, что в большинстве регионов России вода жесткая и содержит большое количество солей, посторонних включений и добавок. В итоге в процессе эксплуатации в системе отопления быстро образуется накипь, осадки, коррозия. Трубы и оборудование приходится менять каждые пять-семь лет. Следует учитывать и то, что вода начинает закипать уже при 96-98 градусах, ускоряя отрицательные процессы в системе, тогда как антифризы держатся и при 160-180 градусах. Однако если антифриз достигнет таких температур (в случае ненормальной работы отопления это возможно), он вследствие термического разложения потеряет свои свойства. Жидкость приобретает характерный неприятный запах. Поэтому антифризу должна быть обеспечена надежная циркуляция.

Чего не советуют использовать в отоплении специалисты, так это трансформаторное масло, автомобильный тосол или этиловый спирт. “Они создают неприятные запахи и содержат вредные для дыхания вещества. К тому же жидкость должна быть пожаробезопасной”, – говорит Вадим Погорелов, заведующий лаборатории сертификации.

В основе большинства антифризов – этиленгликоль. Благодаря ему жидкость на его основе не замерзает при минус 65 градусах. Но смесь этиленгликоля с водой еще более коррозионна, чем просто вода, поэтому в антифризы добавляют присадки, противодействующие появлению ржавчины, а заодно и образованию пены и накипи. Поскольку все антифризы по сути одинаковы (отличаются только пакетом присадок), специалисты говорят, что в системах отопления могут использоваться любые антифризы, в том числе и отечественные. Из российских марок наибольшим успехом пользуются Dixis, Hot Blood, “Норд”, “Теплый дом” и некоторые другие. Однако, отдавая приоритет отечественным антифризам, следует иметь в виду, что среди них много подделок и некачественных по составу жидкостей. “К сожалению, не все российские антифризы соответствуют ГОСТу, и это является причиной многих проблем, – говорит Вадим Погорелов. – Повышенное пенообразование приводит к “завоздушиванию” системы и снижению теплообмена. Теплообменники нередко засоряются продуктами коррозии, на нагревательных элементах образуются наросты. Российские антифризы, как правило, плохо работают в условиях высоких температур.

Что касается импортных жидкостей, то они, как правило, не рассчитаны на температуры ниже минус 25-30 градусов. К тому же часто расслаиваются при разбавлении жесткой водой. Специалисты советуют использовать для них воду с жесткостью не выше 7 единиц. Из импортных наиболее известны у нас марки Antifrogen N, Inibahel, Feetherm.

– Антифризы на моноэтиленгликоле не рекомендуется использовать с котлами электродного типа, – говорит Вячеслав Сидоров, генеральный директор компании “Тэкс”. – К тому же они имеют коэффициент температурного расширения больше, чем вода, и требуют установки более емких расширительных баков. Зато позволяют производить пусконаладочные работы при отрицательных температурах.

– Вообще-то решать, что использовать в качестве теплоносителя – воду или антифриз, – надо еще до начала монтажа системы отопления, – говорит бригадир наладчиков Владимир Бердчев. – Во-первых, далеко не все котлы и отопительное оборудование зарубежного производства хорошо переносят антифриз. Некоторые даже снимают оборудование с гарантии, если выясняют, что в системе использовался антифриз. Во-вторых, низкозамерзающую жидкость нельзя использовать в системах с оцинкованными трубами, она меняет свой химический состав и теряет свойства, образуя объемистые осадки, которые могут блокировать работу системы.

Но даже если в системе будет применен антифриз, говорят специалисты, следует учитывать, что его теплоемкость на 15-20 процентов ниже воды (он хуже накапливает тепло и хуже его отдает), и радиаторы должны быть поэтому более мощными. Вязкость антифриза выше, поэтому его сложнее “перекачивать” по системе и требуются более мощные циркуляционные насосы. Наконец, у антифриза большая, по сравнению с водой, текучесть. Поэтому он нуждается в более надежных, герметичных соединениях. Их следует уплотнять прокладками из стандартной резины, паронита, тефлона или льном с герметиком, стойким к этиленгликолю.

Обычно антифриз продают двух видов: концентрированный (с температурой замерзания не выше минус 65 градусов) и приготовленный (температура замерзания не выше минус 30). Концентрированный может быть разбавлен водой в соответствии с прилагаемой к жидкости таблицей. Однако его разбавление более чем на 50 процентов, кроме резкого уменьшения температуры замерзания, приведет еще и к ухудшению антикоррозионных свойств. Поэтому для отопительных систем с электрическими котлами специалисты советуют устанавливать регулятор температуры не выше 70 градусов и приготавливать антифриз на температуру от минус 30 до минус 20 градусов.

Для систем с естественной циркуляцией жидкость разбавляют до заливки в контур. С принудительной – прямо в системе: сначала заливают часть необходимого количества воды, потом антифриз и только после этого доливают оставшуюся воду. Для двухконтурных систем (при которых есть вероятность попадания антифриза в горячее водоснабжение) лучше использовать так называемые нетоксичные пропиленгликолевые антифризы. Однако их стоимость по сравнению с обычными на 20-40 процентов выше. При заливке антифриза в старую систему или при смене теплоносителя специалисты советуют промывать систему специальным моющим раствором. Все производители обещают, что их антифризы будут служить не менее 5 лет или 10 отопительных сезонов.

iz.ru