Масляный фильтр грубой очистки – Масляные фильтры грубой и тонкой очистки масла – Двигатель – Автомобиль категории «В»

Масляные фильтры грубой и тонкой очистки масла – Двигатель – Автомобиль категории «В»

Масляные фильтры грубой и тонкой очистки масла применяют одновременно с сетчатыми фильтрами, устанавливаемыми в маслоприемниках насосов.

Фильтр грубой очистки
масла двигателя УАЗ-451 пластинчато-щелевой. Его фильтрующий элемент состоит из набора металлических фильтрующих и промежуточных пластин, собранных поочередно на одном валике. Масло, проходя через щели, очищается от грязи и смолистых образований. Размер задерживаемых фильтром частиц свыше 50 — 120 мкм. Через фильтр грубой очистки проходит все масло.

Фильтр тонкой очистки двигателя УАЗ-451 имеет сменный фильтрующий элемент, состоящий из набора картонных дисков и фигурных прокладок. Такой фильтрующий элемент задерживает твердые частицы (продукты износа, нагар) размером свыше 5 — 40 мкм.

Фильтрующий элемент
оказывает большое сопротивление проходящему через него маслу, поэтому фильтр тонкой очистки включается параллельно масляной магистрали. Масло из фильтра стекает в поддон картера двигателя.


Полнопоточные масляные фильтры двигателей

а — ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-2401; б — УАЗ-451М и УАЗ-51ДМ: 1 — колпачковая гайка; 2
— крышка фильтра; 3 — фильтрующий элемент; 4 и 8 — датчики указателя
давления масла; 5 — пробка сливного отверстия; 6 — центральный стержень;
7 — корпус фильтра; 9 — перепускной клапан; 10 — уплотнительные
прокладки; 11 — обратный клапан; 12 — впускные отверстия; 13 — выпускное
отверстие.


На двигателях ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-2401 установлен полнопоточный фильтр, через который проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему. При установке в корпус 7 (а) сменного картонного фильтрующего элемента 3 торцы элемента снизу и сверху уплотняют прокладками 10 из маслоупорной резины. Центральный стержень 6 фильтра — полый, в нем просверлено 5 рядов отверстий для прохода масла. В верхней части стержня установлен перепускной клапан 9 (текстолитовая пластина) с пружиной.

Обычно через фильтр проходит все масло, как показано на рис. стрелками. Из фильтрующего элемента очищенное масло попадает через отверстия внутрь центрального стержня 6 и направляется в главную масляную магистраль. При засорении фильтрующего элемента его сопротивление увеличивается и, когда перепад давлений достигает 0,07 — 0,09 МПа, перепускной клапан 9 открывается. Масло начинает поступать через верхний ряд отверстий в центральном стержне и через клапан, минуя фильтрующий элемент.


«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев

Загрузка…

www.carshistory.ru

Фильтр грубой очистки масла

Поиск Лекций

Схема циркуляции масла

Масляная система замкнутая, циркуляционная, двух контурная.

1. Масло из картера двигателя через сетчатый заборник подается масляным насосом (нагнетательной секцией) к фильтру грубой очистки ФГО по вертикальному сверленому каналу в передней стенке блока цилиндров. Очищенное предварительно масло поступает в центральный масляный канал, расположенный в левой боковой стенке блока. После ФГО часть масла (приблизительно 10%) отводится для повторной очистки к центробежному масля­ному фильтру ЦБФ.

Из центрального масляного канала по сверлениям в поперечных стенках блока масло подается к коренным подшипни­кам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала.

Верхние вкладыши коренного подшипника КВ имеют кольцевые канавки, которые постоянно сообщаются с диаметраль­ными отверстиями в коренных шейках, соединенных наклонными каналами с полостями в шатунных шейках.

В этих полостях масло дополнительно очищается от тяжелых механических частиц и посту­пает в шатунные подшипники коленчатого вала через отверстия в шатунных шейках, а отсюда по каналу в стержне шатуна – к подшипникам поршневого пальца.

Через передний подшипник рас­пределительного вала при совпадении каналов в шейке и опоре масло подается в полую ось толкателя, откуда поступает к подшипникам толкателей, к сферическим опорам штанг и через полые штанги – к подшипникам коромысел клапанов.

2.Циркуляция масла через теплообмен­ник обеспечивается радиаторной секцией масляного насоса. Если давление масла в этой секции превысит 0,8 кгс/см2, то сработает

предохранительный клапан, отрегулированный на давление 0,8- 1,2 кгс/см2 и перепустит часть масла обратно в картер.

С помощью теплообменника (радиаторной секции) должна поддерживаться оптимальная температура масла в картере двигателя в пределах 80-95° С на любом режиме работы двигателя.
Радиаторная секция насоса подает масло (примерно 20 % от общего количества масла, подаваемого насосом) в радиатор, который установлен перед радиатором системы охлаждения. Масло, охлажденное в радиаторе воздушным потоком, сливается обратно в поддон.

Радиатор можно отключать с помощью крана, установленного с левой стороны блока на маслоподводящей магистрали.

МАСЛЯНЫЙ НАСОС

 

 

      
  
 
 
 
  

 

 

Масляный насос шестеренчатого типа.

Состоит из 2 секций: нагнетательной и радиаторной. Нагнетательная подает масло в систему смазки двигателя, а радиаторная – к радиатору. Производительность нагне­тающей секции масляного на­соса при давлении в системе 4-7 кгс/см 2, температуре ма­сла 80-95° С на номиналь­ном скоростном режиме дви­гателя составляет – 140 л/мин. Производительность радиа­торной секциина том же режиме и при давлении в системе, не превышающем 0,8 кгс/см2 – 25 л/мин.
Корпуса обоих секций крепятся друг к другу через проставку 4 болтами.

В корпусах во втулочных подшипниках установлен верхний и нижний валы. На конце верхнего вала напрессована и крепится шпонкой ведущая шестерня насоса. На этом же валу напрессованы и крепятся шпонками ведущие шестерни нагнетательной и радиаторной секций.

На нижнем валу установлены ведомые шестерни обоих секций, которые входят в зацепление с ведущими.

На верхнем приливе нагнетательной секции болтами крепится ось промежуточной шестерни насоса. На этой оси во втулочном подшипнике вращается сама промежуточная шестерня, которая входит в зацепление с шестерней коленчатого вала.

Сверху нагнетательной секции имеется обработанный фланец со штифтами, которым насос крепится к крышке коренного подшипника. С боку нагнетательной секции имеется фланец, к которому болтами крепится трубка, ведущая к вертикальному каналу блока цилиндров. Рядом с фланцем в резьбовое отверстие вворачивается редукционный клапан. Он предназначен для поддержания определенного давления масла, поступающего в двигатель. Если давление масла на выходе из насоса превышает 7-8 кгс/см

2, клапан открывается и часть масла перепускается из полости нагнетания в смазочную ёмкость. Давление открытия клапана регулируется шайбами, которые устанавливаются между колпачком клапана и пружиной. С противоположной стороны к фланцу корпуса нагнетательной секции крепится трубка с маслозаборником.

В корпус радиаторной секции ввернут предохранительный клапан,предназначенный для отключения масляного радиатора при пуске двигателя в холодное время (при загустевшем масле) или в случае засорения радиатора. Этим предотвращается повреждение радиатора. Клапан открывается при давлении на выходе из этой секции 0,8-1,2 кгс/см2, масло при этом стекает в смазочную ёмкость двигателя. При эксплуатации регулировка этого клапана не предусмотрена. На корпусе радиаторной секции имеется фланец, к которому крепится трубка, идущая к радиатору.

В смазочной системе рядом со смазочным насосом установлен дифференциальный клапан, предназначенный для стабилизации давления в магистрали и разгрузки ее в случае повышения давления в ней более 5,2-5,4 кгс/см2. При открытии клапана часть масла сливается в смазочную ёмкость двигателя.

.

 

 

МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Фильтр грубой очистки масла

Через фильтр грубой очистки проходит все масло, подаваемое насосом в систему. Установлен с левой стороны двигателя. Состоит из литого чугунного корпуса с двумя обработанными фланцами с резьбовыми отверстиями и маслеными каналами. Этими фланцами фильтр крепится к левому блоку цилиндров через паранитовые прокладки. В корпусе 2 полости неочищенного и очищенного масла между полостями установлен перепускной клапан плунжерного типа с сигнализатором. Сверху на корпус устанавливается колпак 22. В центре корпуса ввернута полая ось. На этой оси установлены нижняя и верхняя крышки между крышками на оси установлен фильтрующий элемент. На корпус сверху крепится колпак который крепиться болтом ввёрнутым в ось.

Фильтрующий элемент ФГОсостоит из наружной и внутренней секций, каж­дая из которых имеет цилиндрический сетчатый каркас с мелкими ячейками. Секции вставляют­ся одна в другую и устанавливаются на пластмассовой втулке. Для предотвращения смещения фильтра на оси сверху под болт ставится пружина.

Работа: масло к фильтру подаётся нагнетательной секцией масляного насоса. Масло поступает в полость не очищеного масла, поднимается вверх по оси и в верхней её части заполняет полость между внутренними стенками колпака и фильтром. Под давлением масло проходит через ячейки сетчатого каркаса к втулке и через зазор между нижней крышкой и осью поступает в полость очищенного масла и далее подаётся в центральный масляный канал блока двигателя.

Если сработает перепускной клапан часть неочищенного масла перейдёт к центральному масляному каналу (минуя фильтр). При перемещении плунжера клапана замкнутся контакты сигнализации и в кабине загорится сигнальная лампа.

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Типы и виды масляных фильтров: механический, гравитационный, центробежный и магнитный, полнопоточный, частичнопроточный и комбинированный. :: OILS-MARKET.RU

Доброго времени суток, посетители нашего интернет-магазина! В данной статье будут рассмотрены основные типы и виды масляных фильтров двигателя автомобиля.

Почти у каждого автолюбителя хотя бы раз в жизни возникает вопрос: “А какие бывают типы масляных фильтров?“. Конечно, большинство из автолюбителей даже и не знают, какие бывают типы масляных фильтров. Но ведь Вы задали этот вопрос поисковой системе, поэтому Вам это интересно и поэтому Вы попали сюда. Давайте попытаемся разобраться с этим на первый взгляд достаточно простым вопросом.

 

Какие бывают типы масляных фильтров?

 


Итак, масляные фильтры бывают нескольких типов. Самым распространенным типом масляного фильтра на сегодняшний день является фильтр механической очистки масла. Данный тип (вид) масляного фильтра представляет собой некую “емкость”, в которую попадает моторное масло из картера двигателя, очищается с помощью фильтрующего элемента и затем поступает в двигатель. Фильтр механической очистки масла бывает тонкой очистки и грубой очистки. Фильтр грубой очистки масла в большинстве случаев находится в картере двигателя и не требует замены на протяжении всего срока службы автомобиля. Этот тип масляного фильтра позволяет очищать моторное масло от крупных частиц, которые могут быстро забить фильтр тонкой очистки масла. Фильтр тонкой очистки масла, в свою очередь, задерживает более мелкие частицы грязи и нагара, обеспечивая тем самым полную чистоту моторного масла.

Фильтрующий элемент масляного фильтра грубой очистки бывает пластинчатого, сетчатого или проволочного типа. Масляные фильтры типа тонкой очистки масла содержат в себе бумажный или войлочный фильтрующий элемент. Дополнительно масляные фильтры такого типа могут оснащаться еще и специальной сеткой с перфорацией или насечками. Устройство данного типа масляного фильтра мы подробно рассматривали в статье: Из чего состоит масляный фильтр?

Масляные фильтры тонкой очистки масла можно разделить еще на два типа. Это разборные и неразборные (одноразовые) масляные фильтры. На современном рынке продаются только неразборные одноразовые масляные фильтры, которые заменяются новыми при замене моторного масла. Но во времена советского союза были распространены разборные (многоразовые масляные фильтры). В стране был ужасный дефицит и немногочисленные автовладельцы покупали только фильтрующий элемент, а сам корпус масляного фильтра не менялся. Кстати, на некоторых современных автомобилях масляные фильтры представляют собой только сам фильтрующий элемент (картридж), а сам картридж вставляется в специальный “отсек” в двигателе. Это, например, германский масляный фильтр SCT с маркировкой SH-402, который продается в нашем интернет-магазине:

Итак, мы разобрали первую часть вопроса “Какие бывают типы масляных фильтров?” Давайте теперь подытожим и будем двигаться дальше.

Самый распространенный тип масляного фильтра – это фильтр механической очистки масла, который в свою очередь делится на фильтр тонкой очистки масла и фильтр грубой очистки масла. По типу фильтрующего элемента фильтр механической очистки масла делится на бумажный, войлочный, сетчатый, пластинчатый, проволочный и т.д. Фильтр тонкой очистки бывает двух типов – закрытого типа (корпусный) и картридж (фильтрующий элемент). Масляный фильтр закрытого типа бывает разборным и неразборным.

Следующим типом масляных фильтров является гравитационные масляные фильтры (или фильтры-отстойники). Такой тип масляных фильтров в автомобилях применяется значительно реже, чем фильтры механической очистки, но все же в природе встречаются, поэтому давайте рассмотрим их принцип работы. Масляный фильтр гравитационного типа представляет собой некую “колбу” с фильтрующим элементом и резервуаром (отстойником), в котором под действием силы тяжести скапливаются частицы грязи. Происходит это из снижения скорости потока масла, благодаря чему грязь выпадает в осадок. Через некоторое время приходится очищать резервуар от грязи самостоятельно. При этом теряется часть загрязненного масла. Не очень практично, но достаточно эффективно, так как грязь уже не будет в масляной системе двигателя автомобиля. Масляный фильтр гравитационного типа представлен на фото ниже:

Очень интересен масляный фильтр центробежного типа. Этот тип масляного фильтра известен нам еще с незапамятных времен. А именно, устанавливались фильтры такого типа еще на старые “Запорожцы”. Принцип работы заключается в замене гравитационной силы на центробежную, благодаря которой частицы грязи оседали на стенках корпуса масляного фильтра. Масляные фильтры такого типа именно поэтому еще называют центрифугами. Устройство гравитационного масляного фильтра представлено на фото ниже:

Ну и последним типом масляного фильтра является магнитный масляный фильтр. В основном этот тип фильтра совмещен со сливной пробкой, так как по логике это самая нижняя точка двигателя. Здесь благодаря магниту скапливается металлическая стружка, которая при замене удаляется. Широко распространен данный тип масляного фильтра в сливных пробках автоматических коробок переключения передач, в процессе работы которых постоянно образуется металлическая стружка, без удаления которой КПП выйдет из строя. Фото масляного фильтра магнитного типа смотрите на рисунке ниже:


 


Масляные фильтры разделяются не только на типы. Существуют еще и три основных вида масляных фильтров: полнопоточный, частичнопоточный и комбинированный виды масляных фильтров. 

Полнопоточный масляный фильтр это наиболее распространенный вид масляного фильтра. Кстати, чаще всего такой вид фильтра сложнее всего открутить при замене масла в двигателе. Чтобы облегчить Вам задачу, оставлю тут ссылку на статью: Как снять масляный фильтр. Такой вид масляного фильтра устанавливается практически на все современные автомобили. Принцип работы этого вида фильтра заключается в фильтрации всего потока масла, поступающего от масляного насоса к двигателю автомобиля. Важной деталью такого вида масляного фильтра является перепускной клапан. Если фильтр забит грязью, то в критический момент перепускной клапан открывается и пропускает в двигатель неочищенное масло. Это не так хорошо, но гораздо лучше, чем двигатель остался бы совсем без смазки. 

Следующим видом масляного фильтра является частичнопоточный (или частичнопроточный). В данном виде масляного фильтра есть два контура. Первый контур непрерывно направляется масло в двигатель, а во втором контуре происходит очистка масла. Время на полную очистку масла уходит гораздо больше, чем в полнопоточном фильтре, зато очистка более качественная. Частичнопроточный масляный фильтр считается более надежны, чем полнопоточный, но применяется в автомобилях значительно реже.

И последний вид масляного фильтра – это комбинированный масляный фильтр, который состоит из полнопоточного и частичнопроточного. Это наиболее совершенный масляный фильтр, но встречается он еще реже из-за своей дороговизны.

На этом все. Теперь можно подвести итог, так как мы полностью рассмотрели все типы масляных фильтров, их принцип работы, описание и фото. Остается только сказать, что масляные фильтры бывают четырех типов: механической очистки, гравитационные, центробежные и магнитные. Кроме этого, масляные фильтры бывают трех видов: полнопоточные, частичнопроточные и комбинированные.

oils-market.ru

Масляные фильтры | Фильтры масляные

Масло в двигателе непрерывно очищается от загрязнений в фильтрах грубой и тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки

Фильтр грубой очистки масла пластинчато-щелевой, включен последовательно в основную масляную магистраль и расположен с правой стороны двигателя. Через фильтр грубой очистки проходит все масло, нагнетаемое насосом в магистраль, откуда масло поступает к подшипникам и другим трущимся деталям. Фильтр состоит из корпуса 22, фильтрующего элемента и перепускного клапана 21. Фильтр прикреплен к блоку 17 цилиндров четырьмя болтами. Между крышкой 8 фильтрующего элемента и корпусом, а также между корпусом и блоков цилиндров установлены паронитовые прокладки. Во избежание появления течи масла из-под головок болтов, крепящих корпус фильтра к блоку цилиндров, под головки устанавливаются, кроме стальных, алюминиевые шайбы.

Рис.Схема фильтра грубой очистки масла:
1 — стакан; 2 — пробка; 3 — очищающая пластина; 4 — промежуточная пластина; 5 — стержень; 6 — валик; 7 и 16— прокладки; 3 — крышка фильтрующего элемента; 9 — болт крепления фильтрующего элемента и корпусу; 10 — гайка сальника; 11 — пружина; 12 — рычаг; 11 — гайка рычага; 14 — сальник; 15 — фильтрующая пластина; 17 — блок цилиндров; 18 — малый горизонтальный канал; 19 — главная масляная магистраль; 20 — пружина перепускного клапана; 21 — перепускной клапан; 22 — корпус

Фильтрующий элемент состоит из набора фильтрующих 15 и промежуточных 4 пластин, собранных на валике 6. Толщина промежуточных пластин равна 0,07—0,08 мм. Масло проходит через щели между фильтрующими пластинами внутрь фильтрующего элемента, очищаясь при этом.

Далее через отверстие в стакане 1 масло подается в масляную магистраль. Для очистки отложений между фильтрующими пластинами служат неподвижные очищающие пластины 39 которые собраны на стержне 5, имеющем квадратное сечение. На наружном конце валика 6 насажен рычаг 12, имеющий муфту свободного хода, позволяющую при повороте рычага вращать валик и вместе с ним набор пластин в одном направлении. Муфта свободного хода состоит из пружины 11, плотно охватывающей валик и втулку рычага, свободно посаженной на валик.

При повороте рукоятки по часовой стрелке пружина раскручивается, ослабляется натяг и этим обеспечивается свободный ход рычага. При повороте рычага против часовой стрелки пружина закручивается и ведет за собой валик. Во время вращения валика очищающие пластины удаляют отложения, скопившиеся в промежутках между фильтрующими пластинами. В нижней части корпуса фильтра сделано отверстие для слива отстоя, закрываемое пробкой 2.

В корпусе фильтра расположен перепускной шариковый клапан 21, отключающий фильтр при его засорении и пропускающий масло, помимо фильтра, в масляную магистраль. При этом давление масла несколько снижается.

Для очистки от загрязнении пластинчатый элемент фильтра вращают на 1,5—2 оборота против часовой стрелки, для чего перемещают рычаг 12 последовательно вправо и влево 6—8 раз. При этом одновременно проверяют правильность работы механизма свободного хода в соединении рычага с валиком. При повороте рычага 12 против часовой стрелки гайка 13 валика также должна вращаться; при повороте рычага по часовой стрелке гайка должна оставаться неподвижной. Нечеткую работу механизма свободного хода можно устранить подтягиванием гайки 10 сальника валика фильтра.

Фильтр тонкой очистки

Фильтр тонкой очистки масла расположен с правой стороны двигателя и прикреплен с помощью кронштейна к переднему щиту радиатора.

Корпус 5 фильтра цилиндрический, со сферическим дном, сваривается из двух частей. Внутри корпуса расположена центральная трубка 4, приваренная к дну корпуса. К нижнему концу трубки приваривается тройник 20 для слива масла из фильтра, а также из масляного радиатора в картер двигателя. В верхней части центральной трубки 4 имеется калиброванное отверстие 9. В дне корпуса сделано два отверстия: одно с подводящей трубкой 2 для подвода масла и другое, закрытое резьбовой пробкой 1, для слива отстоя.

Корпус фильтра герметически закрыт крышкой 6, которая притянута специальной гайкой 8, навертывающейся на верхний резьбовой конец центральной трубки 4. Для предотвращения вытекания масла из корпуса фильтра между крышкой и корпусом установлена паронитовая прокладка 10, а под головкой гайки — медная шайба 7. Основной частью фильтра является помещенный в его корпусе стандартный фильтрующий элемент типа ДЛСФО-3 или ЭФЛ-3. Фильтрующий элемент удерживается от перемещений по высоте центральной трубки пружиной 19, прижимающей его к торцу специальной гайкой 8.

Рис. Схема фильтра тонкой очистки масла:
1 — пробка; 2 — подводящая трубка; 3 — картонный сальник; 4 — центральная трубка; 5 — корпус; 6 — крышка корпуса; 7 — медная шайба; 8 — специальная гайка; 9 — калиброванное отверстие  10 — паронитовая прокладка; 11 — крышка; 12 — центральный канал; 18 — пластина; 14 — прокладка; 15 — отсек; 16 — канал луча; 17 — луч; 18 — дно; 19 — пружина; 20 — тройник слива масла; 21 — отверстие; 22 — запорные кольца; 23 — стяжка

Фильтрующий элемент состоит из набора отдельных картонных деталей — пластин 13 и прокладок 14, имеющих в средней части вырезы. Пластины и прокладки заключены между металлическим дном 18 и крышкой 11, стянутыми металлическими стяжками 23. Концы металлических стяжек закреплены проволочными запорными кольцами 22. В центре дна и крышки сделаны отверстия, снабженные картонными сальниками 3, плотно обжимающими центральную трубку корпуса фильтра и не допускающими проникновение грязного масла в центральную полость элемента.

Фильтр тонкой очистки масла со сменным картонным фильтрующим элементом включен в систему смазки параллельно основной масляной магистрали. Через фильтр проходит около 20% общего количества масла, подаваемого насосом. Подвод масла к фильтру и отвод от него осуществлены с помощью гибких шлангов. Масло к нему поступает из главной магистрали и отводится в масляный картер через штуцер в крышке полости толкателей.

Масло, поступающее в корпус фильтра, проходит через зазоры между прокладками и пластинами во внутренние отсеки 15 прокладок. Далее масло частично проникает в щели, образуемые плотно сжатыми пластинами и поверхностями лучей 17 прокладок, частично фильтруется при проходе через пластины и прокладки, материал которых имеет пористую структуру, и затем попадает в каналы 16 луча, соединенные с центральной полостью элемента. Часть находящейся в масле грязи оседает в отсеках 15 прокладок во время прохождения через них масла, а часть задерживается по пути просачивания масла сквозь пластины и прокладки, а также по пути просачивания масла между пластинами и лучами прокладок.

Очищенное масло, поступившее в центральную полость элемента, проходит через калиброванное отверстие 9 внутрь центральной трубки 4 корпуса фильтра и стекает в картер двигателя. Назначение калиброванного отверстия — ограничить количество масла, проходящего через фильтр, при случайном нарушении плотности стяжки набора элемента и предотвратить возможное при этом падение давления в системе смазки.

Холодное масло из-за его большой вязкости не продавливается через фильтрующий элемент  Для быстрого прогрева фильтра после пуска двигателя в чашке сальника крышки сделано шесть отверстий 21. Неочищенное масло, поступающее через эти отверстия, стекает в центральную полость элемента и через калиброванное отверстие, находящееся в трубке, стекает в картер. Но нагреву элемента можно судить о том, работает ли он или нет: если корпус фильтра при работающем двигателе горячий, фильтр функционирует нормально.

В фильтре тонкой очистки масла задерживаются мельчайшие частицы продуктов износа и смолистые вещества, находящиеся в масле. Таким образом обеспечивается многократная циркуляция масла, находящегося в масляной магистрали, через фильтр тонкой очистки и удаление из масла загрязнений, образующихся в процессе работы двигателя и попадающих извне. В результате удаления указанных примесей уменьшается износ деталей двигателя и увеличивается срок службы масла.

Очистка масла продолжается до заполнения грязью всех отсеков элемента, после чего фильтрация практически прекращается и отработавший фильтрующий элемент должен быть заменен новым. Для удаления фильтрующего элемента из корпуса фильтра (при замене) на крышке элемента имеется проволочная ручка. Эксплуатация двигателя без фильтрующего элемента в корпусе фильтра не рекомендуется.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Анатомия масляного фильтра.


28.05.2015
Анатомия масляного фильтра.

  Главная роль масляного фильтра заключается в том, чтобы очищать масло от разрушительных загрязнений в механических системах, таких как двигатель, коробка передач, гидравлические системы и другие системы, зависящие от смазывания.
Если масло не очищается от загрязнений (частичек металла, нагара, ржавчины, грязи и других посторонних примесей), то они довольно быстро оказываются на поверхностях стенок цилиндров, внутри основных подшипников, на поршнях, коленвале и на других жизненно важных деталях. Спустя некоторое время эти загрязнения в местах трения начинают царапать металл.
В самом начале автомобилестроения двигатели постоянно выходили из строя. Если пробег без ремонта составлял одну-другую сотню километров, это уже считалось достижением. И причиной тому бала не примитивная конструкция моторов, а в большей степени — отсутствие систем очистки топлива, воздуха и масла. Пыль, частицы распада попадали в двигатель и уничтожали его.
   Ситуация коренным образом изменилась в 20-х годах прошлого века, когда начали устанавливать фильтры. Самым первым был масляный фильтр «Purolator» (Pure Oil Later — чистое масло на выходе, изобретенный в 1922 году Эрнестом Свитлендем (Ernest Sweetland). Межремонтный пробег стал исчисляться тысячами километров. И с тех пор масляный фильтр является неотъемлемой деталью любого двигателя внутреннего сгорания.
  

  

   Фильтры неразборного типа, распространенные в сегодняшней автомобильной промышленности, были введены в 1950-х годах и оставались стандартом практически до начала 1970-х годов.
Помимо автомобильной промышленности, фильтрация масла является неотъемлемой частью оборудования в различных отраслях промышленности, в том числе аэрокосмической, в энергетике, нефтепереработке, сфере производства, горном деле и т.д.
   Большинство современных конструкций масляного фильтра выпускаются 2-х типов — неразборные (spin-on), и разборные (replaceable cartridge) со сменным фильтрующим элементом. Поэтому очень важно, чтобы фильтры и системы фильтрации были выбраны так, чтобы они удовлетворяли технологии использования, стоимости, производительности, простоты использования и влияния температурных условий.


   Разборный масляный фильтр упрощённо представляет собой стакан (1) со съёмной крышкой, в который вставлен фильтрующий элемент (2), подобный применяемому в неразборных фильтрах типа “spin-on”. По мере загрязнения меняется только фильтрующий элемент.  

Типы масляных фильтров в зависимости от способа очистки

  
   1. Фильтры механической очистки
   2. Гравитационного типа
   3. Центробежного типа
   4. Магнитного типа

   Самым распространенным типом масляного фильтра на сегодняшний день является фильтр механической очистки масла.
   Фильтр механической очистки масла подразделяется на фильтр грубой очистки и фильтр тонкой очистки. Фильтр грубой очистки масла в большинстве случаев находится в картере двигателя и не требует замены на протяжении всего срока службы автомобиля. Этот тип масляного фильтра позволяет очищать моторное масло от крупных частиц, которые могут быстро забить фильтр тонкой очистки масла.
Фильтр тонкой очистки масла, в свою очередь, задерживает более мелкие частицы грязи и нагара, обеспечивая тем самым полную чистоту моторного масла.
   Гравитационные фильтры (отстойники).
Принцип их действия основан на осаждении под действием силы тяжести частиц, имеющих бо́льшую плотность, чем смазочное масло. Отстойник имеет значительно бо́льший объём, чем подводящие и отводящие трубопроводы, скорость потока масла значительно снижается и происходит выпадение тяжёлых примесей в осадок.
   Центробежные фильтры (центрифуги)
Отличие этих фильтров от гравитационных в том, что сила тяжести заменяется так называемой «центробежной силой» в центрифуге, благодаря которой частицы грязи отделяются от масла и оседают на стенках корпуса масляного фильтра, а очищенное масло поступает в масляную магистраль.
   Магнитные фильтры
Этот тип фильтров использует магнит или электромагнит которые привлекают и собирают частички железа при прохождении масла через область магнитного потока.

Типы масляных фильтров в зависимости от способа смазывания

   1. полнопоточные фильтры
   2. частичнопоточные фильтры
   3. фильтры комбинированного типа


  
   Полнопоточный масляный фильтр является самым простым по конструкции. С момента пуска двигателя он сразу же пропускает через себя всё моторное масло, поступающее одновременно ко всем зонам, требующим смазки. Такая схема по сравнению с другими быстрее очищает масло, но и быстрее загрязняет фильтр. Вот почему в  масляном фильтре важная роль отводится перепускному клапану. Он срабатывает при значительном перепаде давления, возникающего между неочищенным и очищенным объемами масла из-за загрязнения фильтрующего элемента или повышении вязкости масла при понижении температуры. В случае срабатывания перепускного клапана масло поступает в двигатель неочищенным, но обеспечивается его смазка, а значит, предотвращается выход из строя от перегрева.
   Частичнопоточный масляный фильтр, расположенный в параллельной основному маслопроводу линии, очищает за один раз лишь небольшую часть моторного масла. Большая же часть сначала поступает в двигатель без фильтрации. Однако этот небольшой объем проходит по параллельному контуру многократно, поэтому степень его очистки гораздо выше, чем у полнопоточного фильтра. Постепенно также качественно очищается и весь объем залитого моторного масла, хотя на это и требуется гораздо больше времени. Такие системы способны поддерживать масло в приемлемом состоянии на протяжении длительного вемени. Их весомое преимущество – даже при забитом фильтре и сломанных клапанах поток масла не прекратится и двигатель будет работать.
   Конструкция комбинированного масляного фильтра подразумевает размещение на масляной линии сразу двух фильтров – полнопоточного и частичнопоточного. Объемы моторного масла, проходящие сквозь них, соотносятся как 9:1. Степень очистки масла близка к полной, что автоматически увеличивает ресурс и двигателя, и моторного масла, и масляных фильтров. Здесь устройство масляного фильтра гарантирует максимальное качество фильтрации масла и наибольший срок его использования Чаще всего такой тип применяется на дизельных двигателях грузового автотранспорта и строительной техники.

   В типичных фильтрах контейнерного типа стандартом является направление потока масла снаружи фильтра внутрь. Это означает, что масло проходит через цилиндрический фильтрующий материал с наружной поверхности фильтра во внутреннюю сердцевину.

   Тем не менее, в некоторых случаях направление потока может быть прямо противоположным — при этом масло, поступающее в фильтр через сердцевину, поднимается наружу фильтра с помощью уникального дизайна складок. Это делается для того, чтобы улучшить управление потоком масла, а также уменьшить размер фильтрующего элемента.

Механизмы фильтрации и фильтрующие среды

Фильтрующие элементы подразделяются на несколько типов по различным механизмам фильтрации:
   • Прямой перехват и глубинное задержание — частица блокируются на фильтрующей поверхности в связи с тем, что размер частиц, больше, чем проходы в фильтрующей среде.
   • Адсорбция — электростатическое или молекулярное притяжение частиц между волокнами фильтрующей среды.
   • Инерционное столкновение — частицы сталкиваются с фильтрующим материалом по инерции при обтекании маслом и подвергаются абсорбции.
   • Броуновское движение — частицы размером менее 1 микрона перемещаются независимо от потока жидкости и адсорбируются при непосредственной близости. к фильтрующей среде. Этот механизм гораздо менее распространен, особенно в вязкой жидкости.
   • Гравитационный эффект — при низком давлении в потоке оседают гораздо больше загрязняющих частиц.

   Два основных принципа фильтрации — поверхностный и глубинный. Простой пример поверхностного принципа фильтрации — это дуршлаг или сито. Чем больше макарон высыпается в друшлаг, тем хуже сливается вода, так как эти же макароны закрывают отверстия и создают дополнительное сопротивление для воды. Чтобы этого избежать, фильтр приходилось бы очень часто очищать от поверхностных загрязнений.
Таких недостатков лишён принцип глубинного фильтрования. Этот принцип основан на применении специального фильтровального полотна, который, к примеру, создается из смеси разных сортов древесины, в которую добавляются специальные синтетические волокна. Это полотно еще пропитывают специальными смолами, чрбы придать ему особые свойства. Полученная таким способом объёмная структура волокна позволяет задерживать значительное количество загрязнений, а также сохранять в течение длительного времени минимальный перепад давлений между входом и выходом. Загрязнения в этом случае удерживаются внутри фильтровального материала.
Фильтры в автомобилях работают по принципу глубинной фильтрации.
   На графике ниже показано, что глубинная фильтрации является более эффективной в захвате мелких частиц по сравнению с поверхностной фильтрацией. Это связано с глубокими слоями фильтра, обеспечивающими наиболее оптимальное улавливание частиц. .

Типы фильтрующих материалов и грязеёмкость

   Пористость фильтрующего материала играет важную роль в том, насколько хорошо фильтр может сохранять захваченные частицы. Это известно как грязеёмкость фильтра. Когда размер пор уменьшается, для поддержания низкого перепада давления через фильтрующий элемент, плотность пор должна увеличиться для поддержания объема масла в контакте с поверхностью. Другим фактором является материал фильтрующего элемента. Существуют три основных типа фильтрующего материала, используемых для фильтров:
   1. Целлюлоза – состоит из древесной массы с волокнами разного размера и несогласованным размером пор.
   2. Стекловолокно (синтетические) – cостоит из мелких искусственные стеклянных волокон с более последовательным размером пор.
   3. Композитный – состоит из комбинации целлюлозы и стекловолокна.

Целлюлозные фильтры изготавливаются из волокон различного размера. Они обладают хорошей грязеёмкостью за счет высокого уровня адсборции. Недостатком такого фильтра является то, что продукты окисления масла вызывают распад чистой целлюлозы, но добавка даже 25% полиэфира увеличивает стойкость материала к старению в пять раз.

Фильтры из стекловолокна обладают меньшим размером волокон, что способствует более высокой грязеёмкости и долговечность фильтра.

Наиболее эффективными являются многослойные материалы, в которых на одном полотне располагают слои с разной плотностью и размером пор. За счет этого получается значительный прирост грязеёмкости, вплоть до 100%.

   Виды отказов фильтра

   Ченнелинг (канализирование) – во время больших перепадов давления, проходы в фильтрующем материале могут увеличиться настолько, что нефильтрованное масло может свободно проходить без эффективного захвата загрязнителя. Кроме того, загрязняющие частицы, которые были ранее задержаны в фильтре, в соответствии с увеличенными проходами могут быть смыты и загрязнить масло. Поток масла смывает с поверхности фильтрующего элемента накопленную грязь, увлекая ее в магистраль.
   Усталостные трещины – в циклических условиях потока внутри фильтрующего элемента могут образовываться трещины, и масло проходит через них нефильтрованным.
   Разрушение волокон – волокна фильтрующего материала могут разрушаться и производить новые загрязнения, состоящие из фильтрующего материала. Это может быть вызвано неправильным размещением корпуса фильтра или недостаточно точной его установкой, при который он может генерировать разрушительные вибрации.
Охрупчивание от несовместимости масла или очень большие перепады давления также могут привести к распаду фильтрующего материала.
   Закупорка – во время работы поры фильтрующего материала могут быть полностью забиты при превышениии грязеемкости. Закупорка может произойти преждевременно при излишней влажности, охлаждаении, наличии большого количества окисленных продуктов, шлама и т. д.

Поддержание установленных фильтров

Лучший способ оградить фильтр от достижения предельной грязеемкости – избегать загрязнения в системе с самого начала. Чем меньше внешних загрязнений попадет в систему, тем меньше загрязняющих веществ они сами создадут внутри (частицы создают частицы на контакте трущихся поверхностей). Используйте следующие рекомендации для поддержания установленных фильтров:

• Обеспечьте надлежащее состояние сапунов, устанавленных для предотвращения загрязнения и попадания влаги в систему.
• Держите уплотнения и цилиндры чистыми и сухими, используя соответствующие средства.
• Выберите соответствующий сорт масла и пакет присадок по противодействию загрязнениям и уменьшению внутреннего трения.

   Если возникли подозренния и вопросы по фильтру — фильтр не должен быть уничтожен, так как это было бы выбрасыванием ключевых доказательств. Поддерживайте фильтр в том же состоянии, в каком он был удален, и используйте его для анализа изготовителем или в лаборатории.

Утилизация фильтров

   Масляные фильтры не предназначены для выбрасывания их в мусорную корзину. Ужесточение правил по охране окружающей среды диктуют соответствующие распоряжения по утилизации фильтров. Общие правила включают слив масла, дробление или сжигание фильтра.


Типрвые компоненты масляного фильтра

A.  Индикатор состояния – это устройство обычно измеряет перепад давление для того, чтобы указывать оставшийся срок эксплуатации или отказ масляного фильтра.
B.  Головка фильтра – верхняя часть корпуса фильтра, содержащая порты для входного а и выходного потока, а также показатели байпаса и перепада давления.
C.  Перепускной клапан – иногда называют предохранительным, обводным или байпасным. Его назначение – обеспечить гарантированную подачу моторного масла в систему смазки двигателя в случае, если оно не может пройти через фильтрующий элемент при его полном засорении или слишком большой вязкости масла при низких температурах. Для более жестких условий эксплуатации, с ежедневным пуском промерзшего зимой двигателя, лучше всего подходят фильтры с перепускным клапаном, расположенным на входе. При такой схеме полость фильтра никогда не промывается при перепуске масла.
D.  Основание – опорная часть фильтрующей структуры, обеспечивающая соединение с головкой фильтра. Это помогает предотвратить утечки или разрывы в связи с увеличением перепада давление и часто содержит монтажные устройства для подключения к головке фильтра.
Е.  Корпус фильтра – служит для монтажа всех элементов фильтра, помогает направить масляный поток через фильтрующий элемент. Корпус не оказывает большого влияния на работу масляного фильтра. Однако он позволяет сохранять целостность всех его внутренних элементов.
F.  Центральная труба (внутренний каркас) – это центральный канал для выхода потока из фильтрующего материала. Отвечает за возврат отфильтрованного масла в двигатель. Центральная трубка является остовом всего фильтр, действует в качестве опоры для фильтрующего элемента и предотвращает его разрушение при увеличении перепада давления.
G.  Фильтрующий элемент(штора) – гофрированный фильтрующий пматериал, обеспечивающий большую площадь поверхности фильтрации. Фильтрующий материал имеет множество мелких пор, состоит он в основном из микроскопических волокон целлюлозы и синтетических материалов. Также применяют стекловолокно и полиэстер, которые повышают эффективность фильтрации и долговечность фильтра. Материал в некоторых случаях насыщают смолой, которая придает ему дополнительную жесткость и прочность.
H.  Заглушка – торцевая крышка несущей конструкции фильтрующего элемента на противоположном конце фильтра. Помогает предотвратить утечки или разрывы в связи с увеличением перепада давления.
I.  Дренажный порт – этот порт обеспечивает возможность слива масла перед снятием масляного фильтра. Он может также использоваться для взятия образца масла или удаления излишек масла перед утилизацией.
J.  Пружина – задает натяжение для перепускного клапана. В других конфигурациях может быть использована пластинчатая пружина.
К.  Противосливной клапан – это предварительно смазанное уплотнительное кольцо.. Не даёт маслу уйти из фильтра на неработающем двигателе. Иначе, при каждом старте двигателя сначала будет наполняться фильтр и только потом будут смазываться детали мотора.
L.  Пылезащитное уплотнение – предотвращает попадание пыли и других загрязняющих веществ внутрь корпуса фильтра.

   Масляный фильтр имеет строго ограниченный ресурс и подлежит замене одновременно с маслом. Повторное использование масляного фильтра грозит возникновением масляного голодания двигателя и его поломкой. Экономия на масляном фильтре может привести к затратам, многократно превышающим стоимость фильтра.

   Роман Маслов.

www.expert-oil.com

Фильтр грубой очистки. Фильтр тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки (рис. 52) предназначен для очистки всего масла, нагнетаемого насосом в магистраль. Фильтрующий элемент состоит из фильтрующих пластин 9 и распорных звездочек 10, собранных на стержне 14. Масло проходит через щели между пластинами и при этом очищается. Для удаления отложений из промежутков между фильтрующими пластинами служат очищающие пластины 11, насаженные на стержень 5 прямоугольного сечения и установленные так, что их край входит в зазор между фильтрующими пластинами.

Рис. 52 Фильтр грубой очистки масла:

1 — корпус перепускного клапана; 2 — пружина перепускного клапана; 3 — шарик перепускного клапана; 4 — корпус фильтра; 5 — стержень очищающих пластин; 6 — отстойник; 7 — сливная пробка; 8 — рукоятка вала; 9 — фильтрующая пластина; 10 — промежуточная распорная пластина-звездочка; 11 -очищающая пластина; 12 — храповик рукоятки; 13 — стойка фильтрующего элемента; 14 — стержень фильтра.

При поворачивании стержня 14 фильтрующие пластинки также поворачиваются, а неподвижные пластины 11 удаляют грязь из промежутков между фильтрующими пластинами.
Рукоятка 8, связанная стержнем 14 через храповик 12, соединена тягой с приводом стартера. Вследствие этого при каждом нажиме на педаль стартера стержень 14 поворачивается в одну и ту же сторону на 1/12 оборота. Усилие от педали стартера к рукоятке 8 передается через пружину, что обеспечивает включение стартера в том случае, когда элемент фильтра почему-либо не может повернуться. Если двигатель постоянно заводят пусковой рукояткой, то стержень фильтра следует поворачивать от руки каждый день на 1½ — 2 оборота.
Уход за фильтром заключается в удалении отстоя через сливную пробку 7 при каждой смене масла в двигателе и промывке фильтра после каждых 12 000 км пробега.
Для промывки фильтра его нужно снять с двигателя, очистить отстойник и фильтрующий элемент от осадков и сполоснуть элемент в жидком масле. Перед постановкой отстойника нужно повернуть стержень 14 за рукоятку 8 и убедиться в том, что элемент вращается. После установки фильтра на двигатель и присоединения привода к рукоятке 8 проверить, поворачивается ли стержень 14 при нажиме до отказа на педаль стартера.
Инструкция по уходу за фильтром грубой очистки (табличка) помещена на внутренней стороне крышки ящика для мелких вещей или на колпаке радиатора под капотом двигателя.
Фильтр тонкой очистки (рис. 53) предназначен для задержания мельчайших частиц грязи, песка, металла, нагара и т. п. Этот фильтр оказывает большое сопротивление проходу масла и поэтому он включен параллельно масляной магистрали. Масло поступает в корпус 12 фильтра по трубке 3 и, пройдя через фильтр, свободно стекает обратно в картер двигателя по трубке 14. Действие фильтра тонкой очистки очень эффективно, и до тех пор, пока фильтрующий элемент не засорен, масло в картере остается светлым.

Рис. 53 Фильтр тонкой очистки масла:

1 — сливная пробка; 2 — фильтрующий элемент; 3 — выпускная трубка; 4 — крышка корпуса; 5 — стяжной болт крышки; 6 — пружина фильтрующего элемента; 7 — прокладка крышки; 8 — отверстие для выхода масла из фильтра; 9 — диск фильтрующего элемента тонкий; 10 — диск фильтрующего элемента, толстый; 11 — центральная трубка; 12 — корпус фильтра; 13 — перепускное отверстие в дне фильтрующего элемента; 14 — выпускная трубка; 15 — ручка; 16 — стяжка

Фильтрующий элемент 2 состоит из набора картонных дисков 10 и 9, между которыми проходит масло. Посторонние частицы оседают в вырезах дисков 10, а очищенное масло через радиальные канавки в тех же дисках поступает в центральное отверстие элемента, а затем через отверстие 8 по трубкам 11 и 14 в картер двигателя. Через перепускное отверстие 13 (диаметр 1,1 мм) неочищенное масло постоянно перетекает из нижней части фильтра в двигатель; это отверстие необходимо для ускорения прогревания фильтра в холодную погоду. Густое застывшее масло в холодном фильтре не идет через щели в стыках дисков; при отсутствии перепускного отверстия фильтр долго оставался бы холодным и не вступал в работу. Через относительно большое перепускное отверстие циркуляция масла после пуска двигателя начинается сравнительно скоро. Фильтр разогревается циркулирующим маслом и начинает нормально работать.
Для удаления из фильтра грязи служит пробка 1. Отстой из фильтра следует сливать после 1000 км пробега и при каждой смене масла в двигателе. Фильтрующие элементы следует заменять тогда, когда масло в двигателе начнет темнеть. Срок службы фильтрующих элементов зависит от износа двигателя. Этот срок для новых двигателей в несколько раз больше, чем для двигателей, имеющих сильный пропуск газов через кольца. Средний срок службы фильтрующих элементов 2000 — 3000 км пробега. Рекомендуется смену фильтрующего элемента приурочивать к смене масла в картере.
Для смены фильтрующего элемента необходимо:
1. Снять крышку 4 фильтра, отметив предварительно риской ее положение относительно корпуса; вынуть фильтрующий элемент.
2. Отвернуть сливную пробку в корпусе фильтра и слить из него масло. Если масло, слитое из фильтра, сильно загрязнено и содержит много отстоя, следует очистить корпус самого фильтра.
3. Заменить фильтрующий элемент новым, завернуть пробку сливного отверстия и залить в корпус фильтра свежее масло.
4. Проверить исправность прокладки 7 на крышке фильтра, не отнимая прокладку от крышки; в случае повреждения прокладку заменить.
5. Установить крышку на место. Во избежание появления течи крышку следует ставить по метке, т. е. в то же положение, в котором она стояла до снятия. Болт 5 не затягивать излишне сильно, так как при чрезмерной затяжке прокладка 7 будет повреждена.
После промывки и сборки фильтра тонкой очистки — долить масло в двигатель до метки «П» на маслоизмерительном стержне.
6. После замены фильтрующего элемента тонкой очистки перед пуском двигателя надо обязательно слить отстой из фильтра грубой очистки.
7. Пустить двигатель, проверить, нет ли течи масла через соединения деталей фильтра и его трубопроводов. Остановив двигатель, проверить уровень масла и, если нужно, долить снова до метки «П».

Вентиляция картера

Вентиляция картера (рис. 54) принудительная, действующая за счет разности разрежений в двух точках глушителя шума всасывания, в которые выведены вытяжная и приточная трубки.

Рис. 54 Вентиляция картера двигателя:

1 — сетка воздушного фильтра; 2- глушитель шума всасывания; 3 — набивка глушителя шума всасывания; 4 — вытяжная трубка; 5 — отражательный щиток; 6 — корпус воздушного фильтра; 7 — крышка маслоналивного патрубка; 8 — приточная трубка; 9 — маслоналивной патрубок.

Вытяжная трубка 4, идущая от клапанной коробки, выведена в глушитель шума всасывания в зоне более сильного разрежения, чем приточная трубка 8. Поэтому при работе двигателя происходит проточная вентиляция, при которой из картера удаляются пары бензина и отработавшие газы, проникшие через неплотности поршневых колец. Вентиляция картера в значительной мере предохраняет масло от разжижения бензином и уменьшает разъедание шлифованных поверхностей серной кислотой, образующейся из содержащихся в отработавших газах сернистого газа и паров воды.
Никогда не следует разъединять систему вентиляции картера или нарушать ее герметичность.
Нельзя допускать работу двигателя при открытой маслоналивной горловине. Вследствие разрежения, создаваемого вентиляцией, в картер будет засасываться много пыли, которая значительно повысит износ двигателя.
Уход за системой вентиляции картера сводится к периодической проверке плотности соединений и очистке трубок от отложений по мере необходимости, но не реже чем после каждых 12 тыс. км пробега.

gaz20.spb.ru

Масляные фильтры грубой и тонкой очистки в системе смазки двигателя

 

Какое назначение масляных фильтров в системе смазки двигателя?

Масляные фильтры предназначены для очистки масла, циркулирующего в системе смазки. В систему смазки они могут включаться последовательно и параллельно. При последовательном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит все масло, подаваемое масляным насосом. Такие фильтры называют полнопоточными. При параллельном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит только 10-15% масла, подаваемого масляным насосом. Такие фильтры называют неполнопоточными.

Какие типы фильтрующих элементов используются в масляных фильтрах?

Фильтрующие элементы масляных фильтров автомобильных двигателей могут быть сетчатыми, пластинчато-щелевыми, бумажными, центробежными. Сетчатые фильтры устанавливаются в маслозаборниках и очищают масло от грубых частиц, которые могли бы повредить приборы смазки или ускорить их износ, а также износ трущихся поверхностей двигателя.

Как устроен пластинчато-щелевой фильтр и где он применяется?

Пластинчато-щелевой фильтр (рис.39, а) состоит из корпуса 13 (рис.39, б), в котором установлен центральный стержень 12 с набором чередующихся стальных пластин 5 и звездочек 4. В промежутки между ними входят очистительные пластины 2, установленные на стержне 3. Корпус снизу закрывается металлическим стаканом-отстойником 1 с пробкой 14 для слива отстоя. В корпусе выполнены маслоподводящий 6 и маслоотводящий 7 каналы и установлен перепускной шариковый клапан 8 с пружиной 9 и гайкой 10.

Рис.39. Масляный фильтр грубой очистки пластинчато-щелевого типа:
а – фильтр в сборе; б – детали фильтра.

Очищается масло в фильтре так. Масло, подаваемое насосом, проходит по каналу 6 в стакан-отстойник, где вода, песок осаждаются, а оно проходит между щелями пластин, очищается и по каналу 7 направляется в, главную масляную магистраль и на смазку деталей двигателя. Осевшие частицы грязи при проворачивании стержня 12 за рукоятку 11 очистительными, пластинами 2 снимаются и опускаются в стакан-отстойник, откуда периодически удаляются, а пластины промываются в бензине. В случае засорения пластин или при сильном загустевании масла в холодное время года, когда оно не может пройти в щели между пластинами, в работу включается перепускной клапан 8. Под давлением масла шарик поднимается, сжимая пружину 9, и пропускает неочищенное масло в канал 7 и далее в главную масляную магистраль.

Так как пластинчато-щелевые фильтры очищают масло только от грубых частиц и не задерживают более мелкие и смолистые вещества, то параллельно такому фильтру устанавливают фильтр тонкой очистки. Он пропускает через себя 10-15 % масла, подаваемого насосом, но за 11,5 ч работы двигателя через него проходит все масло, находящееся в поддоне картера двигателя.

Как устроен и работает фильтр тонкой очистки масла?

Фильтр тонкой очистки масла типа АСФО (автомобильный супер-фильтр-отстойник) состоит из корпуса 5 (рис.40), в котором установлена центральная трубка 7 с калиброванным отверстием 9 диаметром 1,5 мм. На трубку устанавливается фильтрующий элемент 6, набранный из картонных пластин 1 и 2. На пластине 2 выполнены радиальные канавки для прохода масла. Сверху и снизу пластины закрываются крышками и стягиваются металлическими скобами 13. Корпус маслофильтра закрывается крышкой 10 и зажимается болтом 12, ввернутым в центральную трубку. Сверху и снизу фильтрующий элемент уплотняется прокладками. Кроме того, сверху на элемент воздействует пружина 11, прижимая его к нижней опоре центральной трубки. Масло подводится в корпус фильтра па трубопроводу через резьбовое отверстие 9 и очищенное отводится через штуцер 3. Для слива отстоя и осадков предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой 4. В нижней крышке фильтрующего элемента выполнено перепускное отверстие 14, через которое проходит неочищенная часть масла к центральной трубке, далее через калиброванное отверстие 9 попадает вместе с очищенным маслом в центральную трубку и сливается в поддон картера двигателя.

Рис.40. Масляный фильтр тонкой очистки типа АСФО.

Работает фильтр так. При работе двигателя часть масла, пройдя фильтр грубой очистки, из главной масляной магистрали по трубопроводу 8 подводится в корпус фильтра, где проходя па радиальным канавкам и через поры в картоне пластин 1 и 2 очищается и по центральной трубке и отводящему штуцеру 3 стекает в поддон картера. Наличие перепускного отверстия 14 стабилизирует работу фильтра и способствует скорейшему прогреву масла в холодное время гада. Калиброванное отверстие 9 в центральной трубке предотвращает избыточное поступление масла в центральную трубку и таким путем способствует его плавному прохождению через фильтрующие пластины и лучшей очистке. В процессе работы двигателя фильтрующий элемент загрязняется и его заменяют новым (обычно при смене масла в поддоне картера двигателя). Такая очистка масла применяется на выпускавшихся автомобилях УАЗ, ГАЗ-21, ГАЗ-51А.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система смазки двигателя»

двигатель, масляный фильтр, масляный фильтр грубой очистки, масляный фильтр тонкой очистки, система смазки

Смотрите также:

avtomobil-1.ru