Литиевая смазка применение в автомобиле – Mazda B-Series MAZDA B 2500 “дракон” › Бортжурнал › Литиевая (белая)смазка MANNOL, пластичная смазка для подшипников MOTUL, смазка для тормозных деталей CRC

Содержание

обзор, виды, преимущества, особенности и отзывы :: SYL.ru

Для стабильной и долговечной работы механических компонентов автомобильной технической начинки используются специальные смазки. В отличие от рабочих масел, такие средства специально ориентируются на обслуживание физических процессов трения, делая их менее опасными с точки зрения износа деталей. При этом литиевые смазки не являются особой и отдельно стоящей группой рабочих жидкостей – их используют в широком спектре направлений. По данным специалистов на литиевые составы приходится порядка 70% автохимии, обеспечивающей функцию механических элементов.

Особенности литиевых смазок

В общем сегменте автомобильных смазок данный состав не имеет особых качеств, которые бы его резко отличали от других марок. Можно сказать, это усредненная смазочная основа, наделенная средними технико-эксплуатационными характеристиками. Впрочем, в сбалансированном наборе физических рабочих свойств во многом и заключается условная обособленность таких смесей. К примеру, смазка на литиевой основе характеризуется способностью выдерживать широкий температурный диапазон от -40 до 120 °C.

К этому стоит добавить и способность замедлять коррозийные процессы в группах металлических компонентов, которые эксплуатируются в водных средах или под воздействием влаги.

Еще одной функциональной способностью литола является возможность его безопасного использования в участках с электрическими контактами, а также с аккумуляторными клеммами. Но это относится не ко всем разновидностям таких смазок. У каждой марки свой технологически выверенный набор технических качеств, которые могут подходить в тех или иных ситуациях.

Применение смазки

Опять же, многое в выборе сфер применения определяется конкретными эксплуатационными свойствами, которые состав раскрывает в процессе работы. Базовые смеси такого типа широко используются для обслуживания подшипников скольжения и качения независимо от механизма.

В эксплуатации индустриального оборудования, тяжелых гусеничных и колесных транспортных средств используется универсальная загущенная литиевая смазка. Применение таких составов выгодно по причине их высокой коллоидной стабильности. То есть в узлах трения, которые функционируют с небольшими усилиями по сдвигу при нормальном уровне нагрузки, такие средства демонстрируют высокую работоспособность без необходимости преждевременной замены.

Распространены и специализированные составы, которые применяют в авиационной технике, на производствах радиотехнического оборудования и электромеханических приборов. В таких сферах должна быть обеспечена электрическая и химическая стабильность, а также защищенность самого средства.

Кроме того, важен и сам принцип обработки. К примеру, в некоторых областях используется литиевая смазка-спрей. Применение техники распыления является единственно возможным способом обработки поверхностей на отдельных технологических участках производственных линий. К слову, процесс обработки может осуществляться и в автоматическом режиме в зависимости от технических возможностей конкретного производства.

Преимущества составов

Для начала стоит отметить, что литолы относятся к синтетическим смесям, что обуславливает их невысокую стоимость. Но в отличие от других нефтяных рабочих жидкостей такие составы вполне могут обходиться типовыми эксплуатационными свойствами. По крайней мере, усредненное качество смазки, не прошедшей улучшенную очистку с добавлением минеральных компонентов, не окажет вреда для механических групп. Вместе с этим пластичные литиевые смазки отличаются высоким индексом вязкости, если сравнивать с более дорогими минеральными маслами. Отмечают пользователи и низкие температурные пределы, в которых происходит застывание смеси.

В ходе эксплуатации проявляются и антикоррозионные качества, что позволяет максимально сохранять рабочий ресурс и технической смеси, и целевого обслуживаемого объекта. Что касается электрохимическим качеств, то модифицированные литиевые смазки вполне могут проявлять и повышенную термостабильность, подкрепленную стойкостью к процессам окисления. Эти качества как раз открывают широкие возможности эксплуатации литола в химической промышленности.

Разновидности составов

На рынке представлен литол в нескольких модификациях. Особенно известна марка "Циатим", представленная в разных вариантах. К примеру, под индексом 201 выпускается морозостойкая смазка, рассчитанная на использование в обработке малонагруженных агрегатах, работающих в условиях скольжения, качения и трения.

Модификация "Циатим 202" предназначена специально для обработки узлов трения, функционирующих с небольшим усилием сдвига при малых нагрузках. Именно этот смазочный материал используется в радиотехническом и электромеханическом оборудовании.

Кроме того, состав может иметь разную форму выпуска. К примеру, упомянутая литиевая смазка-спрей рассчитана на дистанционную и более равномерную обработку поверхности. Но существуют и литиевые пасты, которые применяются в участках, более требовательных к смазочным процедурам.

Отзывы о смазках Hi-Gear

Один из лучших производителей автохимии Hi-Gear разрабатывает и достойные составы литиевых смазок. В частности, пользователи таких смесей отмечают их стойкость перед любыми погодными условиями, длительность защитной функции, предотвращение процессов коррозии и т.д.

Важно отметить, что литиевые смазки этой марки демонстрируют и оптимальное сохранение рабочих свойств в условиях сверхнизкой температуры -45 °С. Еще одним положительным качеством продуктов Hi-Gear является возможность безопасного применения для рабочих узлов с разными материалами. То есть данный состав подойдет и для комбинации металл-резина, и для агрегатов с включением пластиковых деталей.

Отзывы о смазках Molykote

Данный производитель также основал отдельное семейство литиевых смазок. Автомобилисты отмечают особенности применения полиальфаолефиных компонентов, в которых исключено содержание примесей. На практике применение это технологическое решение означает отсутствие негативной функции ненасыщенных углеводородов, стабильное поддержание механической защиты рабочей группы, антикоррозийный эффект, небольшую летучесть и коксуемость. Можно сказать, это сбалансированная смазка литиевая, универсальная функция которой подойдет для широкого спектра сфер применения.

Что касается негативных нюансов, то в жестких условиях воздействия климатических факторов некоторые модификации этой фирмы быстро густеют и утрачивают свои рабочие качества. В качестве выхода из положения специалисты рекомендуют дополнять смазки морозостойкими пластификаторами.

Отзывы о смазках Kerry

Если требуется универсальный состав смазки для промышленного и бытового применения, то можно обратиться к продукции Kerry. О данной линейке немало положительных отзывов от пользователей автомобилей, радиотехнических приборов, производственного оборудования и строительного инструмента. В частности, смазки этого изготовителя оптимально справляются с обслуживанием резьбовых креплений, подшипников, шарнирных элементов, червячных и зубчатых передач, индустриальной техники и т.д.

В бытовом хозяйстве также найдет свое место данная литиевая смазка. Отзывы отмечают, что этим составом можно надолго устранить скрежет и скрип дверных петель, минимизировать риск заклинивания приводного механизма или троса, продлить срок службы замка и уберечь от окисления клеммы аккумуляторов.

Как выбрать оптимальный состав?

Учитывать следует технико-эксплуатационные характеристики, а также способ обработки поверхностей. Важно брать во внимание условия работы механизма и особенности его функционирования. Как минимум, нужно ориентироваться на составы, обеспечивающие высокую способность защиты металлических поверхностей в процессе трения. В качестве дополнения учитываются свойства термической защиты, водостойкость, электротехническая нейтральность и т.д.

К специализированным средствам надо подходить с еще большим вниманием. Например, белая литиевая смазка в виде аэрозоля оптимально себя проявляет как стойкий к вымыванию и физическим нагрузкам состав. Но использовать его в условиях низких температур крайне нежелательно.

Заключение

Литиевая смазка является базовой основой для обеспечения работоспособности многих технических агрегатов и узлов. Производители, в свою очередь, стремятся регулярно расширять спектр возможностей их эксплуатационного действия. Так появляются специализированные литиевые смазки для электротехнического оборудования, гидрологических установок, силовых установок и другой техники. Но качество составов определяется не только возможностями применения в особых средах.

Специалисты рекомендуют учитывать рабочий ресурс смазки как таковой, ее характеристики с точки зрения укладки на поверхность, адгезивные качества и другие физические показатели.

www.syl.ru

Где обычно применяется литиевая смазка?

Несмотря на большой выбор различных смазочных материалов, литиевые смазки неизменно пользуются большой популярностью благодаря простоте использования и широте применения.

Что такое литиевая смазка?

Литиевая смазка имеет давнюю историю. Первые смазочные материалы на основе минерального масла с добавлением литиевого мыла появились еще в начале 1940-х годов прошлого века. С тех пор химическая формула постоянно улучшалась, а ассортимент различных специальных модификаций – расширялся. На сегодняшний день смазка представляет собой универсальное пластичное вещество, содержащее в своем составе базовое минеральное или синтетическое масло (85-97%), соли лития и различные присадки, которые препятствуют коррозионным процессам и износу, снижают трение и улучшают сцепление смазки с обрабатываемыми поверхностями.

Свойства литиевой смазки

Литиевая смазка обладает превосходным водоотталкивающим эффектом, высоким пределом прочности и устойчивостью к окислению, способна работать при сильных вибрациях и в условиях критических температур (от -60С до +220С). При этом литиевая смазка сохраняет свою эластичность, обеспечивает превосходную защиту постоянно трущихся деталей, прочно удерживается на смазываемых поверхностях и предотвращает развитие механической выработки деталей. Также для данного смазывающего материала характерны высокие уплотнительные свойства и эффективная защита от попадания внешних загрязняющих фракций.

Область применения литиевых смазок

Литиевые смазки являются многофункциональными и активно применяются в быту, автомобильном транспорте, строительном оборудовании и технике. В более широком смысле: во всех видах автотранспортных средств и спецтехники, фармацевтической, текстильной, химической, пищевой, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности, машиностроении, коммунальном хозяйстве и т.д.

Литиевые смазки обеспечивают работоспособность открытых зубчатых передач, хомутовых соединений валов, шпинделей, втулок, направляющих скольжения, роликовых подшипников. Благодаря универсальным смазочным материалам беспроблемно функционируют узлы трения автомобилей, бытовые приборы, шлицевые соединения, редукторы, водонапорное оборудование, сцепные устройства, герметизированные шарниры и т.д. Везде, где есть вероятность возникновения трения металл об металл возможно применение литиевых смазок.


nt99.ru

Лада Калина Хэтчбек ралли "Ст" › Бортжурнал › Авто как ружье, любит ласку чистку и смазку (про пластичную смазку )

Занялся ремонтом рейки и встал вопрос о ее смазке. Тщательно изучая этот вопрос столкнулся с ярыми фанатами смазки литол которые используют только ее и ни чего более.
углубившись в поиски нашел такую статейку которая может быть поможет кому нибудь в принятии правильного решения.

ТИПЫ И МАРКИ СМАЗОК

К сожалению, Госстандарт совместно с ВНИИ нефтяной промышленности не навели должного порядка ни в отношении номенклатуры, ни в отношении маркировки смазок, а отрасль автомобилестроения не упорядочила рекомендации по смазыванию автомобилей. Номенклатура выпускаемых смазок неоправданно велика, их марки не отражают эксплуатационных свойств, а противоречивые рекомендации “автомобильной” литературы ставят в тупик очень многих. Между тем все не так уж сложно.

Эксплуатационные свойства смазок главным образом определяются видом загустителя, который и дает название типу смазки. Большинство смазок для узлов трения загущают мылами—солями жирных кислот различных металлов, причем соль может быть обычная, а может быть комплексная. Практически используются мыла кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые и алюминиевые. Кроме мыла в качестве загустителя применяют углеводороды и (редко) пигменты. Зная тип смазки, можно уже многое сказать о ее применении.

Кальциевые смазки называются солидолами. Это наиболее распространенные пока у нас в стране смазки благодаря своей дешевизне и удовлетворительным эксплуатационным характеристикам. Они могут применяться и в узлах трения, и как консервационные. Солидолы бывают синтетическими и жировыми. Жировые солидолы менее склонны к упрочнению при хранении и к тикстропному упрочнению при их “отдыхе” после разрушения, что делает их применение более предпочтительным. Однако по внешнему виду их почти невозможно отличить: и те, и другие представляют собой мягкую маслянистую мазь от светлого до темно-коричневого цвета. От смешивания разных марок солидолов (например, при добавлении смазки в узел) их свойства не ухудшаются. Солидолы выпускаются двух разновидностей — обычные и пресс-солидолы. Пресс-солидолы мягче, что облегчает их заправку через пресс-масленки при низкой температуре, но снижает верхний температурный предел применения. При нагревании примерно до 80° С солидолы необратимо распадаются, и это делает невозможным их применение в таких узлах автомобиля, как, например, ступицы передних колес, подшипники водяного насоса, распределитель зажигания.

К солидолам относится также графитная смазка УС(:А—грубая плотная мазь с серебристым оттенком. Она изготавливается на более вязком масле, чем солидол С, и в ее состав входит около 10% наполнителя— графита П грубого помола. Эту смазку недопустимо применять в узлах трения с высокой чистотой обработки, так что существовавшую рекомендацию о применении графитной смазки для шарниров “Запорожца” нужно признать ошибочной. Графитная добавка несколько повышает ее Противозадирные свойства. В старых автомобилях эту смазку использовали для рессор. Недавно для графитной смазки найдено совершенно неожиданное применение—для улучшения работы… радиоприемника. Беда наружных выдвижных автомобильных антенн — “разбалтывание” контактов, что проявляется при движении в виде шороха или треска. Треск исчезает, если место контакта чуть-чуть смазать графитной смазкой, ведь графит—хороший проводник тока. Для этого нужно слегка смазать основание штыря антенны и несколько раз вдвинуть и выдвинуть его.

Комплексные кальциевые смазки по сравнению с солидолами термически стабильны, обладают высокими противозадирными свойствами, но склонны к термоупрочнению и гигроскопичны (хранить их надо в герметичной таре). К этим смазкам относятся униолы, которые по внешнему виду очень похожи на солидол.

Смазка Униол-1 может применяться в качестве единой автомобильной смазки взамен 1-13, ЯНЗ-2, технического вазелина и др., однако в узлах трениях требует более частой замены, чем Литол-24.

Смазки Униол-3 и Униол-ЗМ отличаются от Униола-1 тем, что готовятся не на масле МС-20, а на маловязкой смеси масел. Это делает их низкотемпературными смазками, которые целесообразно применять в северных и северо-восточных районах при круглогодичной эксплуатации. В Униол-ЗМ добавлен в небольшом количестве дисульфид молибдена, что несколько повышает противо-задирные и противоизносные свойства этой смазки.

Натриевые и натриево-кальциевые смазки обязаны своему распространению довольно высокой температуре плавления. Однако область их распространения ограничена, так как они неводостойки—растворяются в воде, хорошо смываются водой с поверхностей и т. д. Некоторые из них склонны к термоупрочнению и поэтому не могут длительное время обеспечивать работоспособность при повышенной температуре, например, в ступицах передних колес автомобилей с дисковыми тормозами, где температура может повышаться до 100° С и более. Постепенно вытесняются другими смазками.

Смазка 1-13 и жировые консталины УТ-1 и УТ-2 по внешнему виду неотличимы: представляют собой зернистые желтоватые мази. Консталины отличаются от 1-13 отсутствием кальциевого мыла. Эксплуатационные свойства их практически одинаковы. По современным меркам—это устаревшие смазки, и их производство постепенно прекращается.

Смазка ЯНЗ-2 гладкая, мягкая, коричневая или черная мазь, более мягкая, чем 1-13, обладает лучшей смазывающей способностью, более водостойка, менее склон-на к термоупрочнению, но все же уступает Литолу-24.

Смазка АМ—липкая, длинноволокнистая мазь светлого или темно-коричневого цвета создана специально для шаровых шарниров кардана постоянной угловой скорости ведущих осей автомобиля. Но при применении в этих шарнирах Литола-24, Униола-1 или Униола-2М изнашивание снижается, а смазку можно заменять в пять раз реже. Поэтому смазку АМ применяют все реже.

Все перечисленные натриевые смазки не могут применяться для шаровых шарниров подвески и рулевого управления, так как не исключается попадание в шарниры воды.
Единственная в своем роде смазка КСБ — гладкая желто-золотистая мазь, в которую для обеспечения токо-проводности добавляют чешуйки меди. Применяется для смазки контактов переключателя поворотов и замка зажигания и ничем заменена быть не может.

Литиевые смазки с каждым годом получают все большее распространение во всем мире благодаря своим ценным эксплуатационным качествам. Во многом они отвечают требованиям, предъявляемым к идеальной смазке. Первой среди них стоит чудо-смазка Литол-24 — мягкая мазь вишневого, реже коричневого цвета. Она может применяться как единая смазка для всех основных узлов трения автомобиля взамен практически всех смазок. Кроме того, Литол-24 обладает хорошими консервационными свойствами.

Фиол-3 — мягкая зеленая мазь практически идентична Литолу-24 и допускает смешивание с ним.

Фиол-1 — очень мягкая зеленая смазка, также близка по составу к Литолу-24, но имеет меньшую вязкость, меньший предел прочности и лучшую морозостойкость.

Фиол-2 — промежуточная смазка между Фиолом-3 и Фиолом-1.

Фиол-2М — серебристо-черного цвета, отличается от Фиола-2 наличием адгезионной присадки и наполнителя—около 2% сульфида молибдена. В октан-корректоре ВАЗ, где используется Фиол-2М, его вполне можно заменить Литолом-24.

Северол-1 — мягкая желтая или светло-коричневая высококачественная смазка, близкая по составу к Литолу-24, но с антиокислительной и противоизносной присадками. Может заменить почти все смазки, применяемые в автомобиле, но делать такую замену целесообразно в холодных районах.

ЦИАТИМ-201—мягкая желтая или светло-коричневая мазь. Пока основная низкотемпературная смазка СССР. Применяется в узлах всех типов при небольших удельных нагрузках и там, где требуется небольшое усилие сдвига, например, в гибком вале спидометра.

ЛСЦ-15—несменяемая высококачественная автомобильная смазка, которая отличается от Литола-24 и фиолов наличием антиокислительной присадки. Обладает высокой адгезией, водостойкостью, консервацион-ными свойствами. Можно смешивать с Литолом-24 и фиолами.

№ 158 — мягкая гладкая мазь синего цвета применяется для смазки подшипников автотракторного электрооборудования и игольчатых подшипников кардана, где она может работать длительное время благодаря противоокислительной и противоизносной присадкам. Полноценной замены этой смазки нет. Ее можно заменить Литолом-24, но срок службы последнего в два раза меньше. Смазка имеет плохие низкотемпературные свойства, так как делается на вязком авиационном масле МС-20. Отрицательные последствия этого могут сказаться лишь при эксплуатации автомобилей при очень низкой температуре.

ЛЗ-31 — специальная несменяемая, очень стабильная смазка для выжимного подшипника сцепления некоторых автомобилей. Она неводостойка, так как готовится на сложных эфирах, а не на нефтяном масле. Полноценной по стабильности замены нет.

Бариевые смазки несколько уступают литиевым по температурным характеристикам, не превосходят их по водостойкости. У нас выпускается комплексная бариевая смазка ШРБ-4 — слегка волокнистая, желтая, липкая мазь. Она хорошо защищает от коррозии, сохраняет высокую работоспособность в присутствии воды, не оказывает вредного влияния на резину. Эти свойства делают ее лучшей смазкой для применения в шаровых шарнирах автомобиля, где ее можно не заменять в течение 100 тыс. км пробега.

ШРУС-4 — длинноволокнистая желтая или коричневая мазь, созданная специально для применения в шарнирах равных угловых скоростей автомобилей.
Прогрессивным типом смазок, которые находят применение за рубежом, являются комплексные алюминиевые смазки. Их стоимость не превышает стоимости солидолов, в то же время они имеют высокую механическую, термическую и физико-химическую стабильность, высокую адгезию и очень высокую водостойкость. Это сочетание свойств способствует постепенному распространению их в автомобилестроении.

Углеводородные смазки имеют очень высокую водостойкость и консервационную способность и поэтому применяются как консервационные.

ВТВ-1 — вазелин технический волокнистый был создан для смазывания клемм аккумуляторных батарей автомобилей ВАЗ. Он не растворяется в электролите и воде, благодаря адгезионной присадке имеет хорошее сцепление с металлом, морозостоек. Для узлов трения ВТВ-1 совершенно непригоден, так как уже при +45° С расплавляется.
Недавно мне попался аэрозольный баллончик с ВТВ-1, в который добавлен испаряющийся растворитель. Удобно! Я побрызгал им на клеммы аккумуляторной батареи, снял панели дверей и “попылил” внутрь. Уезжая в командировку на небольшой срок, можно с помощью баллончика покрыть тонким слоем ВТВ-1 хромированные детали и диски колес, которые без ухода ржавеют.

Смазки, применяемые в автомобилестроении, их особенности и заменители приведены в табл.(не найдена) . Но необходимо отметить, что приведенные в ней относительные показатели имеют лишь ориентировочное значение; во-первых, они зависят от метода измерения и, во-вторых, у разных партий смазки одной и той же марки они могут различаться в несколько раз. Например, для солидола УСс при 20° С предел прочности на сдвиг колеблется от 300 до 700 Па (паскалей), а динамическая вязкость—от 800 до 1500 П (пуаз) — при определенной скорости сдвига.
Существует еще ряд специализированных автомобильных смазок, применяемых только при сборке автомобиля. Например, натриевую смазку ДТ-1 с добавками сульфида молибдена и графита употребляют при сборке тормозных цилиндров автомобилей ВАЗ, а Литол-459/5—как несменяемую смазку в распределителе” комплексной кальциевой смазкой Дисперсол-1 смазывают замки, механизмы дверей и стеклоподъемники. Смазку наносят на детали с помощью летучего растворителя. Аналогично для этих же целей применяется цинковая смазка МЗ-10, содержащая графит.

Быстро и удобно. Несколько лет назад разработано и появилось в продаже новое смазочное средство “Унисма-1”, которое неправильно назвали универсальной смазкой. Вдействительности в состав “Унисмы-1” (она продается ваэрозольной упаковке) входит масло, специальные растворители, ингибиторы коррозии и другие специальные добавки. Ее основная особенность—исключительно высокая проникающая способность, причем при этом она вытесняет воду. Если добавить, что смазочное средство обладает хорошим смазывающим и противоза-дирным свойствами, становится очевидно, что его можно с успехом применять в разных случаях и вместо масла, и вместо смазок. Это могут быть петли дверей, крышки багажника, замки, педали, тяги, тросики. Не отворачивается гайка—достаточно на нее напылить “Унисму-1” и спустя каких-нибудь полчаса гайка без труда отвернется. Если “Унисмой-1” покрыть ржавое пятно, то коррозия прекращается, а ржавчина спустя некоторое время легко счищается. Наконец, в сырую погоду “Унисма-1” поможет пустить двигатель, так как она прекращает утечку тока высокого напряжения при нанесении ее на покрытые инеем или влагой крышку распределителя и наконечники свечей зажигания.
Словом—увидел “Унисму-1”—бери без раздумий. Но не жадничай: одного баллончика тебе хватит на несколько лет.
ПРИМЕНЕНИЕ СМАЗОК

Здесь расскажу, что и как нужно делать, чтобы узлы трения нормально работали и служили долго и безотказно.

Подшипники качения. Долговечность подшипника качения, помимо нагрузки и частоты вращения, определяется правильным подбором смазки, а для регулируемых подшипников, кроме того, — регулировкой.

Пластичные смазки лучше, чем масла, работают в таких узлах, как ступицы колес, поэтому в автомобилях подшипники задних колес смазываются смазкой, хотя довольно просто было бы решить вопрос о смазке их маслом, находящимся в заднем мосту. Масло и приготовленная на его основе смазка обеспечивают практически одинаковое сопротивление вращению подшипника. Однако смазка хуже, чем масло, отводит тепло, и подшипник, смазываемый смазкой, нагревается. Нагрев зависит от частоты вращения. В ступицах колес автомобиля, движущегося по шоссе со скоростью 80…90 км/ч, температура подшипников ступиц на 15…30 К и даже более превышает температуру воздуха.

У нормального подшипника дорожка качения гладкая, блестящая. Если подшипник изрядно поработал, на ней может появиться розоватый или коричневатый налет — тончайшая пленка—результат так называемого окислительного изнашивания. Такой подшипник вполне работоспособен, так как окислительное изнашивание развивается очень медленно. У старого подшипника дорожка становится матовой — подшипник пора заменять.

Если смазка подобрана неправильно или ее недостаточно, на дорожке качения образуется стекловидный блестящий след. При дальнейшей работе поверхность дорожки становится шероховатой, а затем начинает шелушиться. “Жалобы” такого подшипника становятся слышны: подшипники ступиц и полуосей издают периодически скребущий или рычащий звук, а подшипники генератора или водяного насоса—звук, напоминающий прерывистое гудение шмеля или зудящий писк. При разрушении подшипники колес начинают бубнить: бу-бу-бу.

Работа начавшего разрушаться подшипника сопровождается повышенным тепловыделением. Если узел с таким подшипником по всем правилам отрегулировать, то из-за теплового расширения внутреннего кольца подшипник может заклинить.

Теплостойкость — основное требование, предъявляемое к смазкам, применяемым в подшипниках ступиц передних колес, в водяном насосе, в выжимном подшипнике сцепления. В ступицах колес температура повышается при действии тормозов, особенно дисковых, где температура может достигать 100…1200 С.
При сборке важно правильно дозировать смазку, закладываемую в подшипниковый узел. Обычно только 5% смазки находится в самом подшипнике, а на беговой дорожке — всего около 1 %, и это количество обеспечивает многолетнюю работу подшипника. Когда после сборки подшипник начинает работать, смазка вытесняется с дорожек качения. Например, из роликовых конических подшипников выдавливается около 40% смазки, из шариковых—от 10 до 30%. Если узел плотно забит смазкой, вытеснение ее излишка затрудняется. Это вредно: увеличиваются энергетические потери, повышается температура узла. Интенсивное перемешивание механически нестабильной смазки приводит к ее тикстропному упрочнению, и затвердевшая смазка перестает поступать в зону трения. Более того, нагревшаяся смазка расширяется и, не находя выхода, пробивает уплотнение и выдавливается наружу. Охлаждаясь, она втягивается обратно вместе с успевшей прилипнуть к ней пылью. Поэтому при заполнении полости подшипника смазкой следует поступать так: полностью заполнить смазкой пространство до торцов колец подшипника, а остальную полость—лишь на Уз—Уз, не более.

Шаровые шарниры. Ресурс шаровых шарниров подвески и рулевого управления зависит от трех факторов: категории (ровности) дороги, герметичности и применяемой смазки.
Шаровые шарниры подвески и рулевого управления по сравнению с другими узлами трения находятся в роли “мучеников”: их обильно “поливают” грязной водой, “посыпают” песком и пылью, “кидают” в них камни, а иногда “с головой” погружают в воду. Единственное утешение—их не нагревают. В этих условиях пары трения негерметизированных (точнее — полугерметизированных) шарниров с пресс-масленками более уязвимы. Поэтому сейчас повсеместно переходят на герметизированные шарниры.

Обеспечение герметичности шарниров при эксплуатации—вот основное требование, определяющее долговечность. По сравнению с этим требованием подбор смазки хоть и не безразличен, но все же отступает на второй план. Если самую лучшую смазку заложить в шарнир с порванным защитным чехлом и прохатиться 200…300 км по грязной дороге, то к концу поездки вместо смазки в шарнире будет маслянистая жижа с песком. При испытаниях герметизированных шарниров автомобиля ГАЗ-24 было установлено, что практически любая смазка (ЦИАТИМ-201, N158, ЯНЗ-2 и др.) обеспечивает длительную работу узла (до 100 тыс. км пробега) без заметного износа. И, наоборот, если ты обнаружишь в шарнире рулевого управления люфт, можешь быть уверен: где-то вода и грязь проникают в шарнир.

В отличие от подшипника качения шаровой шарнир должен быть забит смазкой полностью, так как это способствует и сохранению герметичности, и защите деталей от коррозии, и увеличению срока службы смазки, которая здесь деформируется почти в полном объеме. Не поленись даже в новой машине проверить наличие смазки в герметизированных шарнирах подвески. Для этого нужно вывернуть коническую пробочку и сунуть в отверстие чистую палочку или спичку. Если необходимо добавить смазку, вверни в отверстие вместо конической пробки пресс-масленку и масляным шприцем нагнетай, покачивая автомобиль, смазку в шарнир до тех пор, пока не почувствуешь, что резиновый чехол раздувается. Но не перестарайся, иначе порвешь край чехла. Добавлять нужно только смазку ШРБ-4, так как именно ее сейчас закладывают в шарниры. При ремонте, если нет ШРБ-4, можно использовать и другие марки водостойких смазок.

Карданные шарниры. В карданных шарнирах установлены игольчатые подшипники. Каждая иголка-ролик при работе перекатывается взад-вперед в очень небольших пределах. В этих условиях смазка играет не столько разъединяющую, сколько защитную роль. Раньше карданные шарниры смазывали трансмиссионным маслом, но оно требовало частого наполнения. Оказалось, что смазка ничуть не хуже справляется с этой функцией, однако для того, чтобы ее не надо было заменять вплоть до ремонта, от нее требуется высокая физико-химическая стабильность и водостойкость: ведь попадание воды в карданный шарнир тоже не исключается.

Смазывание карданного Шарнира нужно производить только при смене крестовины, на шипах которой иголки со временем выбивают лунки и в сочленении появляется люфт. А вообще лучше заменять карданный шарнир целиком, вместе с корпусами подшипников, сохраняя заложенную туда специальную смазку (это не обязательно будет смазка № 158). Кстати, корпуса игольчатых подшипников очень хрупкие, их нельзя заколачивать в вилку стальным молотком, а нужно использовать для этого тиски, струбцину или, в крайнем случае, медный или алюминиевый молоток. Смазка, закладываемая в корпус перед сборкой, должна только покрывать иголки. Если ее будет больше, то при монтаже будет повреждена уплотнительная манжета. Другие узлы трения. Они не столь ответственны, как подшипники и шарниры, но тем не менее также требуют внимания к себе. В каждом конкретном, случае нужо но смотреть, как узел работает, чтобы подобрать нужную смазку. Например, пары трения оборудования кузова. Многие из этих деталей склонны к заеданию, так как они не закаляются до высокой твердости и не имеют высокой чистоты обработки. Следовательно, их надо смазывать смазкой, предотвращающей задиры. Большинство из. них не герметизированы, не защищены от влаги и пыли, поэтому смазка должна обладать высокой механической и физико-химической стабильностью. Если детали пары трения перемещаются под действием пружины (например, защелка замка) и такие детали смазать слишком прочной смазкой, то усилия пружины не хватит, чтобы возвратить детали в исходное положение. А гибкий вал спидометра нельзя смазывать смазкой, прочной или вязкой при низкой температуре, иначе в начале движения со стоянки ранним морозным утром вал просто сломается. Поэтому и смазывают его смазкой ЦИАТИМ-201, мягкой и самой маловязкой при низких температурах.

Если стрелка спидометра начала колебаться, попробуй сначала, не снимая весь гибкий вал, отвернуть гайку крепления оболочки вала от спидометра и накапать в оболочку жидкого вазелинового масла, купленного в аптеке.

Когда смазывать? В книге “С автомобилем на “ты” приводилась подробная таблица со сроками смазывания узлов трения, но эти рекомендации относились в основном к моделям автомобилей, выпущенных до середины 80-х годов. Сейчас в большинство узлов трения закладывают “пожизненный” запас смазки, так что заменять ее нужно при ремонте узла, а в таких парах трения, как замки, защелки, —при заедании. Но при ремонте или при разборке и сборке узлов смазыванию нужно уделить самое серьезное внимание, ибо эта операция — залог долговечности.
источник

www.drive2.ru

Применение литиевой смазки в автомобиле

Механический мир нашей цивилизации работает как отлаженные часы. В небе и на земле, на воде и под водой: в движении на различных видах транспортных средств каждую секунду пребывают миллиарды человек. Мало кто из них в это время думает о том, почему все работает, почему не останавливается. На этот вопрос можно найти много ответов, в зависимости от контекста. Одно из условий, делающее возможным непрерывное движение – это смазочные материалы. Любой двигатель заклинит за считанные секунды, если из него слить все остатки смазки; ни один реактивный авиалайнер не сможет совершить управляемую посадку, если с его гидравлической системы слить всю жидкость; ни один водитель карьерного самосвала не сможет сдвинуть с места руль, если опустошить каналы гидроусилителя. Список почти бесконечен.

Один из популярных видов смазки на страже современной техники – литиевая смазка. Каково же применение литиевой смазки в автомобиле? По ссылке вопрос рассмотрен в деталях, мы же посмотрим на него в общих чертах. Благодаря своим характеристикам термостойкости, вязкости, химической устойчивости, простоты очистки и способности к восстановлению, можно привести следующие варианты применения литиевой смазки в автомобиле:

  • Смазка ШРУСов. Такой вид смазки хорошо себя зарекомендовал в деталях с высокой скоростью вращения. Они предотвращают быстрый износ деталей и способны выдерживать кратковременный нагрев до 130 – 150 градусов по Цельсию;
  • Смазка тросов, цепей, резьбовых соединений. Литиевая смазка с добавлением тефлона хорошо выдерживает внешние агрессивные факторы, надежно защищая открытые детали от коррозии и окисления;
  • Защита деталей от износа, работающих под высоким давлением. Литиевая смазка с добавлением кондиционера металла долго сохраняет свои свойства, не нуждаясь в периодической замене;
  • Универсальная литиевая смазка в автомобиле применяется во всех других узлах и агрегатах, где необходимы ее свойства к отталкиванию воды, липкости, широкому температурному диапазону и устойчивости к агрессивному воздействию.

www.vwdrive.com.ua

ИЖ Москвич 412 Rexton › Бортжурнал › О смазках в узлах и агрегатах и температурных диапазонах их работы.

В нашей стране производят большое количество пластичных смазок.

Солидол С (близок по свойствам пресс-солидолу) представляет собой мягкую маслянистую мазь от светло- до темно-коричневого цвета. В состав смазки входят: индустриальное масло, кальциевые мыла синтетических жирных кислот. Предназначена для применения в узлах трения автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, станочного оборудования, открытых зубчатых и цепных передач. Температурный диапазон их применения очень небольшой – от -20 до +650С. При более высоких температурах солидолы необратимо распадаются. Нельзя наносить солидолы на трущиеся или защищаемые от коррозии поверхности в расплавленном виде. В качестве заменителя может использоваться смазка Литол-24.

Смазка жировая 1:13 по внешнему виду представляет однородную слабозернистую мазь от светло- до темно-желтого цвета. В состав входят: минеральные масла, натриево-кальциевые мыла жирных кислот, входящих в состав касторового масла. Смазку применяют для ступиц колес автомобилей и других аналогичных узлов трения, где температуры не превышают 100° С. Температурный диапазон применения от -20 до 1000С.

К недостаткам смазки следует отнести низкую влагостойкость: при контакте с водой она растворяется в ней. В качестве заменителя может использоваться смазка Литол-24.

Графитная смазка УссА близка по составу к синтетическим солидолам. Эту смазку готовят на более вязком базовом масле, загущают кальциевыми мылами синтетических жирных кислот и добавляют графит (до 10%). Цвет смазки — черный с серебристым оттенком. Температурный диапазон применения от -20 до 600С.

Применяют ее для грубых, тяжелонагруженных тихоходных механизмов, смазывают цепные передачи в мотоциклах. В автомобилях графитную смазку применяют для уменьшения трения между листами рессор. При отсутствии графитной смазки ее можно приготовить, добавив в нагретый до 50° С солидол 10% графита.

Вообще кальциевые смазки (солидолы и 1:13) обладают схожими недостатками. Узкий интервал температур, низкая механическая стабильность приводят к быстрому вытеканию из подшипников и других узлов трения. Этими недостатками обуславливается ограниченная работоспособность этих смазок, а следовательно, их частая смена и необходимость пополнения.

С 1970 г. в нашей стране было начато производство улучшенных смазок с содержанием бария, лития. Наибольшее распространение из литиевых смазок получила смазка Литол-24 — универсальная смазка, применяется в узлах трения автомобилей, тракторов и др. механизмов. Температурный диапазон применения от -40 до 1200С.

В состав входят: минеральное мало, литиевое мыло оксистеариновой кислоты, антиокислительная и вязкостная присадки. Представляет собой мягкую маслянистую мазь коричневого цвета. Заменитель — ЛСЦ-15.

ЦИАТИМ-201. Состав: вазелиновое приборное масло МВП, литиевое мыло стеариновой кислоты, антиокислитель. Представляет собой мягкую мазь желтого или светло-коричневого цвета. Температурный диапазон применения от -60 до 900С.

Смазка имеет хорошие низкотемпературные свойства. Однако мягкая консистенция и недостаточная липкость смазки способствует ее механическому удалению из открытых узлов трения. Применяется в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, в приборах и точных механизмах. В качестве заменителя может быть использована смазка Фиол-1.

Фиол-1 предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленки) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром менее 5 мм. Смазка имеет коричневый цвет и представляет собой минеральное масло, загущенное литиевым мылом оксистеариновой кислоты. Содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Температурный диапазон применения от -40 до 1200С.

Применяют смазку для тросов привода воздушной заслонки карбюратора, щлицов карданного вала, оболочек торсов управления, направляющих сидений, узлов трения, заполняемую через пресс-масленки автомобилей ВАЗ. Заменитель — Литол-24.

ЛСЦ-15 предназначена для смазывания узлов трения, работающих при средних и высоких нагрузках и температуре не выше 130° С. Цвет белый. Температурный диапазон применения от -40 до 1300С.

Смазка представляет собой минеральное масло, загущенное литиевыми мылами, содержит антиокислительные присадки и добавки на основе окиси цинка. Во многих случаях взаимозаменяема со смазкой Литол-24.

ШРБ-4 предназначена для смазывания шарниров передней подвески, наконечников тяг рулевого управления легковых автомобилей. Цвет смазки — от коричневого до темно-коричневого. Изготовлена на основе бариевого мыла. Температурный диапазон применения от -40 до 1300С. В качестве замены можно использовать смазки ШРУС-4 и Литол-24.

В отдельных агрегатах и механизмах автомобилей все шире применяются так называемые "вечные" смазки, которые закладывают на заводе и не меняют до капитального ремонта или до полного износа автомобиля. Эти смазки имеют высокую стоимость. К ним относятся, например, ШРУС-4 и смазка № 158.

ШРУС-4 предназначается для смазывания шарниров равных угловых скоростей, подшипников сцепления, серебристо-черного цвета. Температурный диапазон применения от -40 до 1200С.

Смазка была разработана специально для шарниров равных угловых скоростей автомобиля "Нива". В дальнейшем ее стали использовать и в шарнирах ВАЗ-2108 и других переднеприводных моделях автомобилей. Кроме шарниров, в новых моделях автомобилей ШРУС-4 применяют для смазывания ряда подшипников (подшипник сцепления), деталей карбюраторов и телескопических стоек. Равноценной замены для смазки ШРУС-4 в шарнирах привода колес нет. В хорошо защищенных узлах смазка служит очень долго — до капитального ремонта автомобиля.

Смазка № 158. Состав: масло авиационное МС-20, литиево-калиевое мыло стеариновой кислоты, касторового масла, антиокислительная и противоизносная присадки. Температурный диапазон применения от -30 до 1000С.

Смазка работоспособна в течение длительного времени. Применяется в подшипниках качения генераторов, электродвигателей, в игольчатых подшипниках крестовин карданного вала. Обеспечивает работу подшипников в течение нескольких лет, не требуя замены. По эксплуатационным свойствам наиболее близкая смазка — ШРУС-4.

Из приведенных данных видно, что многоцелевые литиевые смазки (Литол-24, Фиол-1), а также специальные автомобильные смазки (ЛСЦ-15, ШРБ-4, ШРУС-4) превосходят старые смазки (солидолы, 1:13, ЦИАТИМ-201). Наибольшим их достоинством является широкий температурный диапазон, работоспособность при высоких (120…130° С) температурах, механическая стабильность. Последнее особенно важно для герметизированных узлов, в частности для подшипников скольжения (передняя втулка стартера) и шарнирных соединений, т.е. для таких узлов, в которых вся смазка подвергается деформации. Из-за низкой механической стабильности смазка "Солидол С" в процессе эксплуатации разупрочняется и вытекает из узлов, в то время как "Литол-24" сохраняет свои свойства, удерживается в узле и обеспечивает длительную работу подшипников без смены и пополнения смазки. Поэтому периодичность смены смазки при применении "Литола-24" по сравнению со смазкой "Солидол С" в шарнирах рулевых тяг увеличена в 3 раза, а в шлицевых соединениях карданного вала — в 5…6 раз. ((С) — www.nntu.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/posobie/s6_6.htm)

www.drive2.ru

Литиевая смазка, Смазка литиевая

СПЕЦИФИКАЦИЯ
Код товара71026
Объем335 мл
Количество в упаковке12
АртикулFL026
Штрих-код4607079334645
Страна производительРоссия
ОПИСАНИЕ лидер продаж

Обеспечивает качественную смазку и долговременную надежную защиту от коррозии при любой погоде. Предохраняет детали крепежа и контакты от конденсации влаги при перепаде температур, а также от возникновения очагов коррозии при воздействии дорожной соли. Идеально подходит для смазки дверных замков и петель в автомобиле. Образует водоотталкивающую плёнку, которая не только отталкивает воду, но и предотвращает попадание грязи в сопряжённые механизмы.

Может применяться в быту.

Для удобства применения баллон снабжен распылительной трубкой с форсункой.
Форсунка имеет 6 отверстий расположенных по кругу через каждые 600. Эти отверстия позволяют равномерно и экономично укрывать составом скрытые полости. Дренажное отверстие, находящаяся с торца форсунки, позволяет не только сбрасывать излишнее давление, но и смазывать труднодоступные детали и полости. Гибкая трубочка имеет увеличенный диаметр, который позволяет использовать трубку даже после механического воздействия (сгибания на 3600). Она принимает свою первоначальную геометрию и остаётся работоспособной. Трубочка имеет достаточную длину, чтобы потребитель смог сам нарезать комплект трубок той длины, которая ему необходима для удобства работы с кузовом автомобиля.

Литиевая смазка

Защита от коррозии
Высокая проникающая способность
Не стекает и не смывается водой

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Здравствуйте. Подскажите рабочие температуры смазки литиевой универсальной (FL026) и возможность применения для смазки стартера? [ посмотреть ответ ]

Ни в коем случае нельзя использовать аэрозольные смазки для обслуживания подшипников стартера. Для этого применяют специальные консистентные смазки. Правильность выбора смазки можно проверить у производителя узла или агрегата.Рабочий температурный режим Смазки универсальной литиевой FL026 от -350С до +1000С.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Интенсивно встряхните баллон, и нанесите средство на обрабатываемую поверхность. Для нанесения смазки в труднодоступные места используйте трубочку и форсунку. Внимание: Состав не может быть использован для смазки высоконагруженных подшипников качения и скольжения, таких как - подшипники ступиц, подшипники полуосей, крестовина карданного вала и т.д.

www.fill-inn.com

Литиевая смазка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Литиевая смазка

Cтраница 1

Литиевые смазки, изготовленные на таких диэфирах с добавлением вязкостной и противоокислительной присадок, обладают хорошими показателями по морозоустойчивости и испаряемости.  [1]

Литиевые смазки имеют высокую вязкость ( температура каплепадения до 200), нерастворимы в воде, устойчивы при Низких температурах. Они сохраняют высокие физические свойства в интервале температур от - 60 до 120 и вполне пригодны для использования как в арктических, так и в тропических условиях. Они применяются в военной и гражданской авиации, реактивной технике, мотомехчастях, в металлургической промышленности, исключительно важны для ответственных и тонких приборов ( в частности, для авиационных и артиллерийских контрольно-измерительных приборов), и также для механизмов, работающих в тяжелых и резкоменяющихся климатических условиях. В частности, отмечается ю ценность для сохранения оборудования ( особенно радиолокационных приборов) в Арктике. Литиевые смазки в большом количестве производятся и используются в США и некоторых других странах для военных нужд. Производство их развивается также в Канаде и во Франции.  [2]

Литиевые смазки обладают рядом существенных преимуществ: температура каплепадения выше 180 С, хорошая водостойкость, превосходные структурная стабильность и предел прочности при сдвиге даже в высокооборотных подшипниках. Стойкость к окислению, антикоррозионные, противозадирные и противоизносные свойства могут быть значительно улучшены с помощью присадок.  [4]

Литиевые смазки ( Циатим 201, Циатим 202 и др.) и кремнистые ( Циатим 221 и др.) обладают высокой морозостойкостью - до 60 - 70 С и хорошими антифрикционными свойствами.  [6]

Литиевые смазки начали применяться с середины 40 - х годов.  [7]

Литиевые смазки с каждым годом получают все большее распространение. В США, например, их производство занимает первое место, значительно опередив выпуск всех других типов смазок, в том числе кальциевых.  [8]

Литиевые смазки по своим характеристикам имеют много общего с комплексными кальциевыми смазками. Температуры плавления литиевых мыл близки к 200 С. Однако максимальная температура применения литиевых смазок, как правило, не превышает 120 С. Литиевые смазки практически нерастворимы в воде и обладают высокой загущающей способностью. Поэтому, несмотря на то что литиевые мыла дороже натриевых, их малый расход позволяет получать достаточно дешевые смазки.  [9]

Литиевые смазки, подобно комплексным кальциевым, обладают ценными эксплутационными характеристиками и во многом отвечают требованиям к идеальному смазочному материалу - многофункциональной смазке.  [10]

Литиевые смазки в большинстве своем являются смазками специального назначения; они обладают хорошей водоупорностью и хорошими низкотемпературными свойствами, имеют наиболее широкий ( по сравнению с другими смазками) интервал рабочих температур и потому получают все большее распространение в качестве универсальных смазок. Из литиевых смазок наибольшее распространение получили смазки ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-202, ОКБ 122 - 7, широко применяемые в подшипниках закрытого типа, ЦИАТИМ-203 и ВНИИНП-242 - в подшипниках электромашин.  [11]

Литиевые смазки при прочих равных условиях имеют наименьшую химическую стабильность.  [13]

Литиевые смазки водоупорны, выдерживают низкую температуру; смазку ЦИАТИМ-201 применяют при температуре от - 60 до 90 С.  [14]

Литиевые смазки в основном являются смазками специального назначения, обладают хорошей водоупорностью и хорошими низкотемпературными свойствами, имеют наиболее широкий по сравнению с другими смазками интервал рабочих температур.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru