Лицензия для лизинговых компаний – Как оформить лизинг – на машину, физическим лицам, ооо, спецтехнику, на ип, оборудование, по бухгалтерскому учету

Содержание

Лицензия на лизинговую деятельность

Lawfirm.ru: Пресс-релизы

Необходима ли российская лизинговая лицензия для иностранного лизингодателя?

Автор: Гладков Д.К.,
Организация: Дебевойз энд Плимптон
Дата публикации: 04.07.2002

Данная статья является первой из серии статей о лизинге в России, написанных Гладковым Д.К. Резюме, юристом московского офиса юридической фирмы “Дебевойз энд Плимптон” (телефон: (095)956-38-58, e-mail: [email protected])

Готовятся к публикации: “Налоговые аспекты международного лизинга в России”, “Российский валютный контроль и международный лизинг”

Иностранная компания, не имеющая никакого присутствия в России, передает по договору лизинга оборудование российскому лизингополучателю. Должна ли такая иностранная компания (“Лизингодатель”) получать российскую лицензию на лизинговую деятельность?

Вопрос не праздный. От ответа на него зависит режим и размеры налогообложения лизинговых платежей, необходимость налоговой регистрации, расходы на получение лицензии, возможность осуществлять платежи в валюте и пользоваться освобождением от требования Центрального Банка РФ иметь разрешение на совершение операции, связанной с движением капитала, и т.д.

Для юриста вопрос не должен представлять большой сложности. Однако российской законодательство, государственные органы, да и некоторые юристы и в этом вопросе сумели создать множество проблем и для себя, и для иностранных инвесторов.

Аргументы в пользу необходимости лицензии

Таможенники, работники банков, налоговые инспектора, с которыми авторам данной статьи приходилось сталкиваться изначально, полагают, что Лизингодатель, передающий в лизинг оборудование российскому Лизингополучателю, должен получить лизинговую лицензию. В обоснование такой позиции приводится положение Закона РФ “О лизинге”, которое гласит, что “лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность …, выполняется на основании разрешений, лицензий, полученных в установленном законодательством России порядке. Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации” (п.п. 2, 3 статьи 6).

Другим аргументом сторонников лицензирования является ссылка на то, что место использования оборудования, переданного по договору лизинга, должно определять и правовой режим, применяемый к такой сделке. Следовательно, если оборудование используется в России, то и местом осуществления лизинговой деятельности является Россия, что, соответственно, влечет необходимость получать лицензию.

Аргументы в пользу того, что лицензия не нужна

Однако, существуют несколько аргументов в пользу того, что лицензия для осуществления международного лизинга иностранной компанией, не имеющей никакого присутствия в РФ, не нужна:

Экстерриториальность

Во-первых, российский законодатель никогда не был сторонником придания внутренним законам страны экстерриториального характера. Нельзя распространять требования российского внутреннего законодательства на иностранную компанию, которая никоим образом в России не присутствует и никакой деятельности не ведет. Анализ лизинговой сделки показывает, что она состоит из нескольких составляющих: привлечение финансирования Лизингодателем, закупка лизингового оборудования, передача оборудования Лизингополучателю для использования и получение лизинговых платежей. В соответствии со статье 316 Гражданского Кодекса, ни одна из этих составляющих не осуществляется на территории России. В случае если речь идет о международной лизинговой сделке: (i) кредиты на закупку оборудования выдают иностранные банки, (ii ) покупка оборудования также происходит за рубежом, (iii ) передача оборудования происходит “в месте сдачи имущества первому перевозчику” – опять же за границей, и (iv) уплата лизинговых платежей также считается исполненной в “месте нахождения кредитора” (Лизингодателя), т.е.

за границей. Даже если лизинговое соглашение предусматривает местом исполнения обязательств по передаче имущества и уплате лизинговых платежей территорию РФ, то все равно это не может считаться активной деятельностью на территории РФ, которая создает для Лизингодателя какую-либо форму присутствия в РФ, так как договоренности о передаче имущества и получение платежей на территории РФ имеют целью обозначить момент перехода рисков и время исполнения обязательств, но физическое осуществление этих действий осуществляется, как правило, без каких-либо активных действий со стороны Лизингодателя.

Трудно также согласится с другим аргументом сторонников лицензирования, что использование лизингового оборудования в России привязывает сделку к российской почве и российскому правовому режиму. Непонятно, почему нужно лицензировать деятельность Лизингодателя, если использование оборудования активно осуществляется Лизингополучателем. Более того, если рассуждать таким образом, то необходимо требовать получения российских банковских лицензий от иностранных кредиторов, деньгами которых пользуются российские заемщики, или лицензий на производство алкогольных напитков от иностранных производителей алкоголя, который пьют российские граждане, и т.д.

И юридическая, и экономическая суть лизинговой сделки заключается не в использовании предмета лизинга, а в деятельности Лизингодателя. Закон РФ “О лизинге” определяет лизинговую деятельность как “выполнение лизингодателем функций по договору лизинга” (статья 6 Закона “О лизинге”). Лизингодатель же определяется как “физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга … лизингополучателю” (статья 4 Закона “О лизинге”). Таким образом, если все вышеуказанные функции осуществляются за пределами РФ, то, видимо, и лизинговая деятельность должна рассматриваться как осуществляемая за рубежом, а следовательно, и российские лицензионные требования будут вряд ли применимы.

Если же иностранная компания зафиксировала свое присутствие в России и начала через свой российский офис (представительство или филиал) осуществлять все вышеописанные действия, то, видимо, тогда такой Лизингодатель подпадает под юрисдикцию российского законодательства и всех его требований относительно необходимости получения соответствующих лицензий, регистраций и т.п. Данная позиция нашла свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации": “Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность1, осуществляемую на территории Российской Федерации лизинговыми компаниями — нерезидентами Российской Федерации”. То есть деятельность, и именно на территории РФ, а не за рубежом, должна стать критерием для применимости лицензионного требования к иностранным Лизингодателям.

Налоговая регистрация

Само по себе требование получения лизинговой лицензии для Лизингодателя было бы относительно безобидным, если бы не необходимость налоговой регистрации. Анализируя вопрос налоговой регистрации необходимо отметить, что действующее налоговое законодательство не предусматривает необходимость получения лицензии как специальное основание для налоговой регистрации. Для того чтобы зарегистрироваться, иностранный Лизингодатель должен либо открыть в России свое обособленное подразделение, либо иметь в России “недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению2”. Если исключить воздушные, морские и речные суда, то недвижимое имущество редко бывает предметом международного лизинга, а транспортные средства, обычно, передаются на баланс Лизингополучателя, чтобы избежать регистрации иностранцев в ГИБДД, и, таким образом, Лизингодатель не имеет в России транспортных средств “подлежащих налогообложению”. Единственное, что остается Лизингодателю – открыть в России свое обособленное подразделение и зарегистрировать его в налоговых органах, чтобы получить лизинговую лицензию. Но зачем Лизингодателю, который ничего не делает и не собирается делать в России, открывать здесь свое обособленное подразделение? Некоторые Лизингодатели принимают решение получить лицензию, думая, что это избавит их от ряда проблем, связанных с требованиями валютного и таможенного контроля. Но здесь как раз для Лизингодателя могут начаться неприятности, о которых он может и не подозревать. Налоговая регистрация Лизингодателя, за исключением регистрации в целях уплаты налога на имущество3, и получение лизинговой лицензии, означает, хотя и формально, признание иностранной компанией факта, что она активно вовлечена в предпринимательскую деятельность в России, в результате чего такое подразделение может при определенных условиях получить статус “постоянного представительства” (pe rmanent establishment) в налоговых целях, и все или часть доходов от лизинга могут быть отнесены на счет такого подразделения и облагаться налогом на прибыль по ставке 30%, вместо удерживаемых при переводе за пределы РФ 20% налога на доход при отсутствии представительства. Более того, в такой ситуации могут также взиматься и другие российские налоги (налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и т.п.). На мой взгляд, наличие налоговой регистрации и лизинговой лицензии при отсутствии активной деятельности на территории РФ в действительности еще не означает создание постоянного представительства в РФ и не должно приводить к 30% налогообложению. При кропотливой работе с налоговой инспекцией такую точку зрения можно отстоять. Основная проблема заключается в том, что при наличии налоговой регистрации Лизингодатель должен доказывать налоговой инспекции, что его деятельность не образует постоянного представительства4, в то время как не будучи зарегистрированным Лизингодатель не несет бремя доказывания и, следовательно, не зависит от бюрократических рисков связанных с деятельностью налоговых органов.

Кроме того, зачастую российские Лизингополучатели используют неурегулированность этого вопроса в своих корыстных интересах. Автору приходилось участвовать в расследованиях налоговой полиции, налоговой инспекции, Генеральной прокуратуры и даже Министерства юстиции, инициированных письмами российских Лизингополучателей, которые просили разобраться, почему Лизингодатель не платит налоги.

Требования к лизинговой компании (покупка и передача в лизинг транспорта)

Проверки осуществлялись одна за одной (что проверялось было неясно, так как ни офиса, ни бумаг, ни представителей у Лизингодателя в РФ не было), и на все это время российский Лизингополучатель приостанавливал лизинговые платежи “в соответствии с предписанием государственных органов”. Интересно, что налоговая полиция, например, прекращала проверки, если иностранная компания не имела статуса российского налогоплательщика, т. е не была зарегистрирована в налоговых органах. Налоговая регистрация же, наоборот, осложняла ситуацию. При этом, налоговая полиция соглашалась с абсурдностью предъявления требований о наличии лицензии и налоговой регистрации Лизингодателя, который не осуществляет деятельность в России, но коль в Законе написано, извольте исполнять либо идите в суд или изменяйте положение закона.

Интересно также, что лицензирующий орган – Государственная регистрационная палата – изначально понимала необоснованность требования налоговой регистрации для Лизингодателей. Но желание всех залицензировать и взимать пошлину за выдачу лицензий было, видимо, выше, и Палата пошла на компромисс, модифицировав правило о налоговой регистрации до требования к иностранцам представить свидетельство о налоговой регистрации в стране инкорпорации Лизингодателя. Кончилось это тем, что этим правилом заинтересовалась Генеральная прокуратура, которая потребовала устранить компромисс, но не попыталась оспорить правомерность самих требований о необходимости получения лицензий иностранными Лизингодателями, не присутствующими в России.

Таким образом, Закон РФ “О лизинге” причесал под одну лицензионную гребенку и тех иностранцев, которые активно осуществляет лизинговый бизнес в России через свои представительства и филиалы, и тех, кто в России-то никогда и не был, и быть не собирается.

Еще одной иллюстрацией, показывающей непродуманность всех положений Закона РФ “О лизинге”, может служить статья 7 этого закона, которая гласит: “если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности”. Таким образом, с одной стороны, можно использовать эту статью как аргумент о неприменимости лицензионных требований статьи 6 Закона РФ “О лизинге” к договору международного лизинга, с другой стороны, под эту статью подпадают даже те нерезиденты, которые действительно осуществляют лизинг на территории России.

Кроме налоговых аспектов, вопрос лицензирования лизинга имеет и другие немаловажные особенности. Например, вопросы валютного контроля. Договор международного лизинга, как правило, попадает в категорию операций, связанных с движением капитала, и, следовательно, требует получения Лизингополучателем предварительного разрешения Центрального Банка РФ на совершение данной операции. В свою очередь, Закон РФ “О лизинге” освобождает Лизингодателей, осуществляющих операции международного лизинга, от необходимости получать разрешения ЦБ РФ. Тем не менее, при отсутствии у Лизингополучателя лицензии, некоторые российские банки отказываются осуществлять лизинговые платежи, требуя соответствующее разрешение ЦБ РФ на капитальную операцию, так как, по их мнению, если нет лицензии, значит это не лизинг, а обыкновенная аренда, и все льготы и освобождения, установленные Законом РФ “О лизинге”, не применяются.

* * *

Подводя итог сказанному, необходимо все же отметить, что практика применения Закона РФ “О лизинге” показывает, что бывает довольно сложно переубедить работников таможни, банков, налоговых инспекторов, взятых вместе или по отдельности, в том, что лицензия не осуществление лизинговой деятельности не нужна для Лизингодателей, которые не осуществляют деятельности в РФ. Все вышеизложенные теоретические аргументы трудно воспринимаются на слух, особенно не специалисту. Но такая кропотливая разъяснительная работа просто необходима, так как в противном случае получение лицензии и непременная в этом случае налоговая регистрация могут привести к довольно тяжелым налоговым последствиям для участников лизинговых сделок.

1 Понятие "деятельность" также требует юридической оценки. Может ли одна лизинговая сделка быть деятельностью? Например, в отношении необходимости получения банковских лицензий Высший Арбитражный Суд РФ в своем Письме от 10 августа 1994 г. N С1-7/ОП-555 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" устанавливает, что если деятельность по передаче свободных средств по договору займа прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получение банковской лицензии не требуется. Могут ли аналогичные критерии применяться в отношении лизинга?

2 Статья 83 Налогового Кодекса РФ.

3 По сути, регистрация Лизингодателя для уплаты налога на имущество не может быть свидетельством активной деятельности иностранной компании в России. Но, с формальной точки зрения, при такой регистрации Лизингодатель получает такой же идентификационный номер налогоплательщика и свидетельство о регистрации, как и полноценный налогоплательщик, т.е. в соответствии с действующими правилами, иностранного плательщика налога на имущество трудно отличить от полноценного плательщика налогов, и для действий, например, налоговой инспекции и налоговой полиции в отношении плательщика налога на имущество различие в объеме налоговых обязанностей не будет иметь никакого значения. Специалисты Министерства по налогам и сборам планируют присвоение специальных кодов для различных категорий налогоплательщиков, но в настоящее время этот вопрос находится только в стадии разработки. В силу неурегулированности этого вопроса и существующих потенциальных рисков предпочтительно, чтобы Лизингодатель передавал лизинговое имущество на баланс Лизингополучателя, тем самым освобождаясь от обязанности платить налог на имущество (налог на имущество платит балансодержатель).

4 Такое доказывание должно подтверждаться сведениями, заявляемыми в налоговой декларации, и бухгалтерской отчетностью.

Ссылка на оригинал: http://lawfirm.ru/pr/index.php?id=3662

Лицензирование — лизинговая деятельность

Cтраница 1

Лицензирование лизинговой деятельности установлено ст. 17 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности от 25 сентября 1998 г. / / СЗ РФ.  

Лицензирование лизинговой деятельности ведется Министерством экономики Ф, а также уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов Ъссийской Федерации. Кроме того, они осуществляют ведение реестра выданных, родленных, приостановленных или аннулированных лицензий.  

Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации.  

Положение о лицензировании лизинговой деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 / / СЗ РФ. Это положение действует в части, не противоречащей Закону о лизинге. Следует также учесть, что в нем речь идет о лицензировании только лизинговых компаний. Порядок лицензирования лизингодателей — индивидуальных предпринимателей в настоящее время отсутствует.  

Параллельно путем введения в действие Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации ( Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167) были сформированы некие правила доступа на рынок лизинговых услуг, которые прежде всего определяют уровень общей квалификаций лизинговых компаний. Выполняя регулирующую и контрольную функции, макрорегулятор ( государственные органы власти — органы лицензирования) выступает в качестве элемента для искусственного отбора наиболее здоровых и сильных с финансовой и рыночных точек зрения и устранения из поля действия недееспособных и рыночно пассивных субъектов, предлагающих лизинговые услуги.  

Так, в 1996 г.

Lawfirm.ru: Пресс-релизы

было утверждено Положение О лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, открывающее возможности для создания соответствующих организаций. Как показывает практика, даже в российских условиях лизинг приносит определенный финансовый выигрыш для всех участников проекта. В частности, для лизингополучателя это выражается в совокупной экономии средств при покупке оборудования в рассрочку ( снижение общих расходов) за счет осуществления лизинговых платежей из себестоимости, за счет ускоренной амортизации при налогообложении.  

Однако постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации ( СЗ РФ, 1996, № 10, ст. 936) установлена обязанность лизинговых фирм получить специальное разрешение в Минэкономики РФ, что входит в противоречие с нормами ГК.  

Причинами для отказа в выдаче лицензии могут быть: несоответствие представленных сведений действующему законодательству или Положению о лицензировании лизинговой деятельности, наличие в документах недостоверной информации, отрицательное экспертное заключение. Оно возможно в случае, если у лизинговой компании отсутствует возможность выполнять функции лизингодателя в соответствии с действующим законодательством.  

Порядок выдачи лицензии регулируется Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации. Из этого следует, что в договор лизинга необходимо включать ссылки на номер лицензии и прилагать к договору ее копию.  

Положительно отразились на дальнейшем развитии лизинга принятие новой редакции Закона О финансовой аренде ( лизинга), изменения в Налоговом кодексе РФ, отмена лицензирования лизинговой деятельности в РФ.  

Как и многие виды предпринимательской деятельности, деятельность лизингодателя лицензируется государством в целях создания необходимых условий для развития лизинга в России, защиты интересов и прав его субъектов. Для обеспечения этого процесса при Министерстве экономики России создана Комиссия по лицензированию лизинговой деятельности в РФ.  

Лизинговые компании осуществляют данный вид деятельности на основании разрешений ( лицензий), полученных в установленном законодательством РФ порядке.

Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов РФ осуществляют после постановки их на учет в налоговых органах.  

Перспективны также для привлечения иностранного капитала лизинговые соглашения, предусматривающие передачу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа современного технологического оборудования. Соответствующая правовая база для этого создана Указом Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности и Постановлением Правительства от 29.06.95 г. № 633 О развитии лизинга в инвестиционной деятельности, которым утверждено Временное положение о лизинге. Постановлением Правительства РФ от 26.02.96 г. № 167 утверждено Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации.  

Страницы:      1

Требуется ли лицензия на лизинговую деятельность

Похожие главы из других работ:

Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

2.3 Особенности лизинговой деятельности в России

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг.

Лицензирование лизинговой деятельности

в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле…

Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

2.3 Особенности лизинговой деятельности в России

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле…

Использование лизинга в инвестировании

2.2 Правовое регулирование лизинговой деятельности

На законодательном уровне формирование нормативной базы началось с принятия части второй Гражданского кодекса РФ. Непосредственно вопросам финансовой аренды (лизинга) посвящены положения параграфа 6 главы 34 ГК РФ. Именно в этом параграфе (ст…

Лизинг

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лизинг

1.3.2. Страхование лизинговой деятельности

Вопрос гарантий остается ключевым для лизинга с участием малых предприятий…

Лизинг как способ улучшения финансирования предприятия

1. Теоретические основы лизинговой деятельности

Лизинг на предприятии

2.1 Лицензирование деятельности лизинговых компаний

Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах…

Лизинг: виды, сущность, перспективы

2.2 Результаты лизинговой деятельности в России

Лизинговые операции использовались еще в СССР. В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг» занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров…

Лизинговый рынок в Краснодарском крае

1. Осуществления лизинговой деятельности

Лизинговый рынок в Краснодарском крае

1.2 Условия для осуществления лизинговой деятельности

Представители большинства лизинговых компаний отмечают, что они развиваются, несмотря на состояние законодательной и нормативной базы для лизинга. Хотя законодательство, регулирующее лизинг, по их мнению, оставляет желать лучшего…

Основы лизинга и его законодательное обеспечение в России

Глава 2. Практические аспекты лизинговой деятельности

Оценка стоимости промышленного предприятия

1.4 Лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований

Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Орган…

Система управления и эффективность лизинговой деятельности

1. Теоретические основы лизинговой деятельности

Эволюция становления лизинга в странах с развитой рыночной экономикой

2. Развитие лизинговой деятельности за рубежом и в России

Экономическое содержание и классификация расходов предприятия

2.4 Лицензирование деятельности

Получение лицензии на транспортную деятельность позволяет на законных основаниях осуществлять деятельность в области перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн по РФ…

Интересные статьи

obd2bluetooth.ru

Все о лизинге: Лицензирование лизинговой деятельности

Кроме вышеупомянутых нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность в России постановлением Правительства России от 26 февраля 1996 года №167 было утверждено Положение о лицензировании лизинговой деятельности.

Впервые упоминание о необходимости лицензирования лизинговой деятельности было сделано в Постановлении правительства российской Федерации от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором были перечислены виды деятельности, подлежащие лицензированию и органы его осуществления.

Но мы подробней рассмотрим «Положение о лицензировании лизинговой деятельности».

Настоящее Положение разработано для защиты интересов и прав субъектов лизинговой деятельности, но непосредственно касается только лизингодателей. В нем определен порядок и условия выдачи лицензий, срок их действия, контроль лицензирующего органа.

Важно отметить, что лицензию надо получать только для осуществления деятельности в области финансового лизинга.

Поэтому на компании, специализирующиеся на аренде, прокате данное Положение не распространяется и лицензии им получать не надо.

Также не надо проходить лицензирования банкам и другим кредитным учреждениям, у которых лизинговые операции предусмотрены законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

Лицензирование лизинговой деятельности возложено на Министерство экономики Российской Федерации.

В свою очередь Минэкономики России предоставлено право передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации, органу исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации. Это должно облегчить процедуру лицензирования для местных лизинговых компаний. Однако, если лизинговая компания в своей деятельности выйдет за рамки того субъекта РФ, в котором она получила лицензию, то ей необходимо будет пройти регистрацию в Минэкономике России.

Лицензии, выданные Министерством экономики России, действительны на всей территории России, а органами исполнительной власти - только на территории субъекта Российской Федерации, их выдавшего.

Во исполнение Постановления Правительства России от 26 февраля 1996 года №167 приказом министра экономики РФ от 20 июня 1996 года № 91, была создана Комиссия по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, которая с 25 июля 1996 года начала прием заявлений на получение лицензий для осуществления лизинговой деятельности.

Для получения лицензии лизинговые компании должны предоставить в Государственною регистрационную палату при Минэкономики России следующие документы:

  1. Заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии (от 1 до 15 лет).

  2. Копии учредительных документов лизинговой компании;

  3. Копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

  4. Справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;

  5. Документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

  6. Баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

  7. Копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или проверки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Вновь созданные лизинговые компании не представляют документы, указанные в последних двух пунктах.

Выдача лицензии осуществляется на платной основе: за рассмотрение заявлений о выдаче лицензии взимаются платежи в размере 3-х установленных действующим законодательством на момент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу лицензии - в размере 100.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Комиссией в течение 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявление с приложением всех необходимых документов.

По усмотрению Комиссии в случаях, предусмотренных Постановлением правительства России №167 от 20.02.96г. может быть принято решение о проведении дополнительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов.

В этом случае решение о выдачи или об отказе в выдаче лицензии принимается Комиссией не позднее 60 дней с момента подачи лизинговой компанией заявления с приложением необходимых документов.

В исключительных случаях срок рассмотрения заявления может быть дополнительно продлен только руководителем Комиссии на срок до 30 дней.

Таким образом, максимальный срок рассмотрения заявления лизинговой компании не может превышать трех месяцев.

Ведение сводного реестра всех выданных, продленных, приостановленных или аннулированных лицензий возложено на Государственную регистрационную палату при Минэкономики России. Теперь потенциальный лизингополучатель сможет обратиться в Минэкономики России и получить адрес близлежащей лизинговой компании, специализирующейся на лизинге требуемого оборудования.

Лицензирующим органам предоставлены большие полномочия как на стадии выдачи лицензии, так и на стадии контроля за соблюдением условий лизинговой деятельности.

Важным моментом Положения является то, что лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственной деятельности за год.

Действие настоящего требования не распространяется на лизинговую компанию, использующую для осуществления лизинговой деятельности средства федерального бюджета и имеющие отраслевой характер.

Лизинговые компании-нерезиденты Российской Федерации, осуществляющие на территории России лизинговую деятельность, также подлежат лицензированию в соответствии с настоящим Положением.

Учитывая, что Россия остро нуждается в инвестициях, в том числе иностранных, в Минэкономики России рассматривался вопрос об упрощении процедуры лицензирования лизинговых компаний-нерезидентов. Лицензирование предполагалось заменить на уведомление, когда лизингополучатель обязан был месячный срок поставить в известность Комиссию, что он заключил лизинговый договор с компанией-нерезидентом.

Такой шаг был связан с желанием создать благоприятные условия для привлечения западных инвестиций. Кроме этого, если у лизинговой компании-нерезидента бизнес в России развивался успешно, то вероятней всего, она открыла в России филиал или дочернюю компанию, которым уже пройти лицензирование.

Однако до сих пор никакого решения на уровне Правительства не было принято. Поэтому зарубежные лизинговые компании-нерезиденты обязаны проходить лицензирование наравне с отечественными.

В начале сентября 1996 года прошло первое заседание Комиссии по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, на котором были выданы первые лицензии и получены первые отказы в выдаче лицензии.

    Отличие лизинга от аренды.

Рассмотрев наиболее важные из нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность в России, нетрудно прийти к выводу, что особенности договора лизинга, используемые в мировой практике, нашли отражение в российском гражданском праве.

Между лизинговыми и арендными отношениями много общих свойств, однако существуют определенные отличия, которые состоят в следующем:

  1. Лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем включают дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде.

  2. При лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества и его изготовителей (продавца) принадлежит пользователю. Кроме этого, лизингодатель обязан поставить в известность продавца имущества, что оно приобретается специально для сдачи его в лизинг. При аренде продавец имущества самостоятельной роли не играет или он попросту отсутствует.

  3. В отличие от арендных отношений при лизинге лизингополучатель наделяется правами и обязанностями, свойственными покупателю. Это выражается в следующем: имущество продавцом непосредственно передается лизингополучателю по месту его нахождения или в другом месте, указанном в договоре, минуя его фактического собственника (лизингодателя) и принимается в эксплуатацию пользователем. За лизингодателем остается только обязанность оплатить имущество и право расторгнуть договор купли-продажи с продавцом.

  4. По-разному распределяются риски в договорах аренды и лизинга, связанные с недостатками, обнаруженными в имуществе.

По договору аренды арендодатель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию имуществом.

По договору лизинга лизингодатель не отвечает перед пользователем за недостатки переданного имущества, ровно как и за вред, причиненный жизни здоровью граждан, в процессе использования объекта лизинга, а также имуществу пользователя и третьих лиц. Ответственность в размере причиненного лизингополучателю ущерба наступает лишь в случае, когда выбор поставщика осуществляется самим лизингодателем, либо он вмешался в выбор имущества, его характеристик.

Такое ограничение ответственности лизингодателя объясняется тем, что лизингополучатель сам выбрал поставщика и не должен перекладывать результаты своего ошибочного выбора на лизинговую компанию.

Лизингодатель также полностью свободен от выполнения гарантийных обязательств, с вязанных с выявлением дефектов в объекте лизинговой сделки. Данная обязанность возлагается на изготовителя (поставщика) имущества и лизингополучатель непосредственно обращается к ним с требованием об устранении недостатков.

5. Несмотря на то, что лизингодатель в течение всего срока договора остается собственником объекта лизинговой сделки, лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание. Если объект сделки случайно будет, не по вине сторон, уничтожен, лизингополучатель, в отличии от арендатора, обязан продолжать вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором.

При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому, если имущество окажется в негодном состоянии по причинам, не зависящим от арендатора, последний может требовать досрочного расторжения договора.

6. При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию лизингодателя, если пользователь имущества нарушил условия договора или по желанию лизингополучателя, последний обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором, а в некоторых случаях и заплатить неустойку.

Я привела наиболее важные, по-моему мнению, отличия договора лизинга от договора аренды. Но как уже отмечалось выше, договор лизинга и договор аренды имеют и общие положения. Это отражается в общих правилах, установленных Гражданским Кодексом для арендных сделок.

all-about-leasing.blogspot.com

1.3.3. Лицензирование лизинговой деятельности. Лизинг

Похожие главы из других работ:

Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

2.3 Особенности лизинговой деятельности в России

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле...

Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

2.3 Особенности лизинговой деятельности в России

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле...

Использование лизинга в инвестировании

2.2 Правовое регулирование лизинговой деятельности

На законодательном уровне формирование нормативной базы началось с принятия части второй Гражданского кодекса РФ. Непосредственно вопросам финансовой аренды (лизинга) посвящены положения параграфа 6 главы 34 ГК РФ. Именно в этом параграфе (ст...

Лизинг

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...

Лизинг

1.3.2. Страхование лизинговой деятельности

Вопрос гарантий остается ключевым для лизинга с участием малых предприятий...

Лизинг как способ улучшения финансирования предприятия

1. Теоретические основы лизинговой деятельности

...

Лизинг на предприятии

2.1 Лицензирование деятельности лизинговых компаний

Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах...

Лизинг: виды, сущность, перспективы

2.2 Результаты лизинговой деятельности в России

Лизинговые операции использовались еще в СССР. В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг» занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров...

Лизинговый рынок в Краснодарском крае

1. Осуществления лизинговой деятельности

...

Лизинговый рынок в Краснодарском крае

1.2 Условия для осуществления лизинговой деятельности

Представители большинства лизинговых компаний отмечают, что они развиваются, несмотря на состояние законодательной и нормативной базы для лизинга. Хотя законодательство, регулирующее лизинг, по их мнению, оставляет желать лучшего...

Основы лизинга и его законодательное обеспечение в России

Глава 2. Практические аспекты лизинговой деятельности

...

Оценка стоимости промышленного предприятия

1.4 Лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований

Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Орган...

Система управления и эффективность лизинговой деятельности

1. Теоретические основы лизинговой деятельности

...

Эволюция становления лизинга в странах с развитой рыночной экономикой

2. Развитие лизинговой деятельности за рубежом и в России

...

Экономическое содержание и классификация расходов предприятия

2.4 Лицензирование деятельности

Получение лицензии на транспортную деятельность позволяет на законных основаниях осуществлять деятельность в области перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн по РФ...

fin.bobrodobro.ru

Лицензирование деятельности по лизингу, виды лизинговых компаний

Национальный институт прессы Центр "Право и средства массовой информации"
Автор-составитель Ф.Кравченко

1. Лицензирование деятельности по лизингу

Согласно Постановлению Правительства от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”, деятельность компаний, выступающих в качестве лизингодателей, т.е. лизинговых компаний, подлежит обязательному лицензированию. Это требование распространяется и на лизинговые компании, являющиеся нерезидентами в отношении их деятельности на территории РФ.

Лицензирование осуществляется Министерством экономики РФ. Для получения лицензии согласно Положению о лицензировании (пункт 8) лизинговая компании должна представить следующие документы:

а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Рассмотрев документы, представленные организациями-заявителями, Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ направляет свое заключение о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении срока действия лицензии в Комиссию при Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, состоящую из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Комиссия на основе коллегиального обсуждения предлагает свои рекомендации Минэкономики России для окончательного решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче, а также о сроке действия лицензии. В соответствии с Положением о лицензировании (пункт 18) срок действия лицензии может быть от одного года до пяти лет. С учетом рекомендаций Комиссии Минэкономики России оформляет лицензию, которую подписывает заместитель министра экономики В.В. Коссов. После этого лицензия передается на ответственное хранение в Государственную регистрационную палату при Минэкономики России, где она вносится в сводный Государственный реестр, о чем выдается заявителю соответствующее свидетельство вместе с самой лицензией. Лицензия - это ценная бумага, имеющая более 12 степеней защиты. Как утверждают специалисты Гознака, это максимальное число степеней защиты для ценных бумаг. Следует иметь в виду, что в Палате организована служба подтверждения подлинности лицензий, выданных лизинговым компаниям и свидетельств о внесении в Госреестр любому заинтересованному юридическому и физическому лицу независимо от его местонахождения. Это дает возможность лизингополучателю оперативно удостовериться в наличии у лизинговой компании действующей лицензии на деятельность по лизингу.

Законодательство по лицензированию лизинговой деятельности:

1. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”

2. Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” (включая Временное положение о лизинге)

3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”

4. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 марта 1996 года №66 “О постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

5. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года №91 “Об организации работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

6. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 марта 1996 года №ПВ-6-02/180 “О положении о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

7. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 “О лицензировании лизинговой деятельности”

2. Территория интересов лизинговых компаний

Некоторые лизинговые компании, в случае, если потенциальный лизингополучатель находится за пределами области, в которой она расположена, не всегда соглашается работать с ним (сложность контроля, судебных процедур, обслуживания оборудования, различные местные особенности законодательства, отсутствие контактов с местными властями и т.д.).

Географический интерес лизинговых компаний может определяться кредитной политикой банка, финансовые ресурсы которых они привлекают.

3. Внутренняя структура лизинговых компаний

Большинство лизинговых компаний имеет достаточно простую внутреннюю структуру. Рассмотрим ее на примере лизинговой компании “Инком-лизинг”. Как сообщил заместитель ее генерального директора Владимир Гусев, эта компания организационно делится на три структуры: отдел клиентских отношений (коммерческий отдел), отдел расчетов и финансового анализа, бухгалтерию. В дополнение к этим основным разделам практически во всех лизинговых компаниях есть своя юридическая служба, либо один юрисконсульт, если компания организационно входит в структуру какого-либо банка и для решения сложных правовых задач прибегает к услугам его юридической службы.

Большая часть ответственных решений относительно предложенных компании лизинговых проектов принимается исходя из рекомендаций аналитического финансового отдела. Этим отделом, в частности, просчитывается такая характеристика, как лимит кредитных рисков, осуществляется наблюдение за динамикой финансового состояния предприятия, анализируются результаты аудиторских проверок. В комплексе этот анализ позволяет установить момент, когда предприятие-клиент может пойти на следующий проект лизинга. Эта информация передается в отдел клиентских отношений, менеджеры которого предлагают клиенту начать детальную проработку такого проекта. Однако при проведении переговоров и заключении лизинговых соглашений лизингополучателям приходится общаться лишь с менеджерами отдела клиентских отношений. С самого начала реализации проекта лизинга для какого-либо предприятия за ним устанавливается контроль со стороны менеджера компании, который, как правило, ведет этот проект до его полной реализации.

4. Типы лизинговых компаний

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

1. лизинговые компании – дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

3. полукоммерческие лизинговые компании;

4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

5. иностранные фирмы – поставщики оборудования;

6. международные лизинговые компании.

Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

1). Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся коммерческими банками, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов “собственного” банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал.

В качестве примера этого типа компаний можно назвать: ТОО “Интеррослизинг” (создан ОНЭКСИМбанком и Международной финансовой компанией), ЗАО “ИНКОМ – лизинг” (дочерняя компания ИНКОМБАНКа), ЗАО “РК – лизинг” (банк Российский кредит), ЗАО “СБС- лизинг” (банк СБС-Агро), ЗАО “РГ – лизинг” (Сбербанк), ЗАО “Промстройлизинг” (Промстройбанк), ОАО “Лизинговая компания ЛИЗИНГБИЗНЕС” (Мосбизнесбанк), ООО “Сбербанкинвестстрой” (Сбербанк), АОЗТ “Балтийский лизинг” (Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), ТОО “Межсбер – Юраско Лизинг” (Межэкономсбербанк), ЗАО “Лизинговая компания “Инвестиционный альянс” (Сбербанк г. Екатеринбург), АОЗТ “Лизинг-СЗМ” (Лесопромышленный банк, Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), АОЗТ “Дальлизинг” (Владивостокский филиал КБ “Восток”), ТОО “Петролизинг” (Петровский, г. Санкт-Петербург),

АОЗТ “Сибирский лизинг” (Интернациональный торговый банк, г.Омск), ТОО “Уральская лизинговая компания” (Уралпромстройбанк, г. Екатеринбург), лизинговая компания “Красные ворота” (основной учредитель Инсвестсбербанк).

Кроме вышеперечисленных, получили лицензии на проведение лизинговых операций: Инвестиционный банк “ВОСТОК — ЗАПАД”, Российско-американский инвестиционный банк, АОЗТ Коммерческий банк “Кредит Свисс” и некоторые другие.

2). Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают: сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки).

К лизинговым компаниям этого типа относятся: “РОСАГРОСНАБ”, “РОССТАНКОИНСТРУМЕНТ”, ЗАО “Аэролизинг”, ЗАО “Лукойл – лизинг”, ЗАО “Медлизинг”, ЗАО “Лизингуголь”, ЗАО “Геолизинг”.

Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу: Тюменская агропромышленная компания, ООО “Урал – авиализинг”, ОАО “Московская лизинговая промышленная компания”.

3). Полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов и финансируемые (частично или полностью) за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций: ЗАО “Московская лизинговая компания” (основной учредитель – Московский Фонд поддержки предпринимательства), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере, ЗАО “Сибирская лизинговая компания”, ООО “Дагестанская лизинговая компания”, ОАО “Тюменская лизинговая компания”, ЗАО “Тверская лизинговая компания”, Региональное агентство поддержки малого бизнеса “Иркутский БИЗНЕС-ПАРК”, АОЗТ “Ростов-Надежда”, Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

Особенностью этого вида лизинговых компаний, особенно созданных непосредственно государственными и муниципальными структурами, является жесткая ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

4). Лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие прямых связей ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами, такие как: ЗАО “Юнит Лизинг”, ТОО “Лизинговая компания “Северная Казна”, ЗАО “Крейт Лизинг” и другие. Как правило, эти компании создаются для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например оргтехники, торгового оборудования и т.д.

5). Иностранные фирмы – поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, в основном большегрузных автомобилей, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной, оргтехники, в некоторых случаях, печатного оборудования. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Они были вынуждены создавать лизинговые компании в связи с постепенным насыщением рынка и возросшей конкуренцией. Типичными примерами таких компаний являются: XEROX, IVECO, SCANIA, DAF.

Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами-производителями, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

6). Международные лизинговые компании используют возможность получения более дешевых по сравнению с внутренними кредитных ресурсов и высокую степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такими компаниями являются, например, Российско-британское СП “РЫБКОМФЛОТ” и ЗАО Российско-германская лизинговая компания (РГ-лизинг), активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования (“смол тикет лизинг”).

Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Тщательные исследования показали в целом приемлемость правовой и финансовой среды. Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков. Несколько известных лизинговых компаний, включая АТ&Т Капитал, Рэнк Ксерокс Лтд., Хьюлетт Паккард Гес.М.б.х., уже начали или готовятся начать операции в России. Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.

Международные лизинговые компании создают свои филиалы с полным владением или совместные предприятия, или одновременно следу ют обоим этим стратегиям. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

b-news.narod.ru

Создание и формирование лизинговой компании

1.2.1 Создание и функционирование международной лизинговой компании

Существует два варианта создания лизинговой компании, как дочерняя фирма находящаяся в полном владении и совместное предприятие. Оба типа компаний создаются, как правило, в виде акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. Последняя организационно-правовая форма являлась особенно выгодной для американских лизинговых компаний, так как выгоды, получаемые от амортизации имущества и начальные расходы (start-up expenses) могут быть переданы американской материнской компании. Акционерным обществам сейчас также разрешено передавать налоговые льготы по законодательству США. Также в ближайшем будущем возможно принятие специального законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Наверно лучшим выходом будет создание лизинговой компании в виде акционерного общества, так как существует специальный закон об акционерных обществах в дополнение к Гражданскому Кодексу, и маловероятно, что появятся какие либо изменения касающиеся данной организационно-правовой формы.

Международные лизинговые компании предпочитают создавать дочерние лизинговые фирмы в России находящиеся в их полном владении. При этом, как правило, их оперативное управление осуществляют российские партнеры. Данный подход позволяет добиться наибольшего контроля зарубежной стороной, желающей заниматься лизинговым бизнесом в России.

Полностью независимая деятельность лизинговой компании также имеет свои ограничения, так как российский рынок имеет большое количество ловушек для неосторожного и неподготовленного бизнесмена. Использование российской лизинговой компании как партнера или даже возможно как участника совместного предприятия с зарубежной дочерней фирмой оправданно тем, что она может иметь ценный практический опыт, кадры и связи с потенциальными клиентами. Таким образом, российский сторона совместного предприятия сможет предоставить доступ к рынкам и клиентам, которые иначе были бы недоступны.

Лизинговая компания, которая находится в полном владении зарубежной компании, также будет полностью нести все риски связанные деятельностью в России. Таким образом, возможно более безопасно при ведении бизнеса в России будет прибегнуть к использованию сочетания стратегий. Так в одних случаях будет более приемлема местная  компания, действующая независимо, тогда как в других более приемлемым будет создание совместного предприятия с другим российским лизингодателем. Российская лизинговая компания со стоящей за ней мощной банковской структурой может оказать неоценимую помощь в проведении анализа кредитоспособности потенциального лизингополучателя, оказании необходимых банковских услуг и даже обеспечения возврата имущества при невыполнении лизингополучателем своих обязательств.

Некоторые потенциальные российские клиенты могут предпочесть взять ссуду для покупки оборудования, чем заключать лизинговый контракт. Особенно это касается потенциальных лизингополучателей, получаемая прибыль которых не достаточно велика, что сказывается на количестве выплачиваемых налогов и для которых  соответственно возможность амортизационных отчислений не представляет большой ценности. Таким образом, для западных производителей, предлагающих на российском рынке свое оборудование, лизинг является не единственным способом финансирования, используемым для продвижения своей продукции. Так иногда оптимальными формами  финансирования могут быть предоставление ссуды покупателю, предоставление отсрочки платежа (accounts receivable financing), принятие в счет оплаты векселя или погашение задолженности встречными поставками продукции. Иногда даже будет полезно прибегнуть к услугам таких международных организаций как европейский банк реконструкции и развития или Международной финансовой корпорации. В этом случае заемщиком может выступать как покупатель, или российская лизинговая компания, или лизинговая компания образованная с привлечением зарубежного капитала. В каждом из этих случаев будут применятся соответствующие законы, взиматься различные налоги и могут быть восребованы соответствующие лицензии.

1.2.2 Лицензирование международной лизинговой деятельности

Получение лицензии на проведение лизинговой деятельности предусматривается рядом нормативных актов. В частности постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 663 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” и постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 года № 167 “Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”. В соответствии с этим документом для совершения даже одной лизинговой сделки необходимо получение лицензии и соответственно лизингодатель должен образовать лизинговую компанию.

Так, расходы на получение лицензии зарубежной компанией составляют $5,000. Для резидента данные расходы должны составлять менее $1,500, но на практике они вынуждены платить больше в целях ускорения процесса выдачи лицензии.[10] Лицензии предоставляются на пятилетний срок, но на практике существуют случаи выдачи лицензий на два три года, а иногда даже и на один год, что вызывает недоумение, так как это не согласуется с необходимостью заключения договоров лизинга на длительный срок.

Для зарубежной лизинговой компании получение лицензии, как правило, занимает недели. Для сравнения для резидента данный срок может растянутся до нескольких месяцев. Хотя и для нерезидента данный нормативный документ может создать определенные трудности. Так, например ряд зарубежных лизинговых компаний обратились в Минэкономики РФ с просьбой пересмотреть п. 4 данного положения аргументировав это тем, что для них затруднительно предоставление большого объема документации наравне с резидентами.

Также другим пунктом данного положения является п. 17, по которому в качестве обязательного условия лицензии выступает «приоритетность лизинговой деятельности по отношению к прямым видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40 процентов дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год)». Применение данного норматива может затруднить деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация  и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.

Кроме того, необходимо решение еще одного вопроса. Так, например, существует несколько способов финансирования лизинговой компании. При одном из них капитал, который инвестируется в Россию для создания лизинговой компании, может получить значительные льготы, а именно в части освобождения от различных пошлин и НДС при создании лизинговой компании. Другим вариантом является предоставление лизинговой компании ссуды из-за рубежа. Однако если срок  кредитования превышает 180 дней, то потребуется получение лицензии Центрального Банка. Текущее законодательство позволяет совершать лизинговые платежи западной лизинговой компании в иностранной валюте.

Также Правительство приняло ряд льгот касающихся получения лицензии на совершение платежей зарубежным лизингодателям по предоставленным в лизинг самолетам, речным и морским судам.

Если кредит предоставлен организацией, которая не относится к банковским структурам, то проценты за данный кредит будут подлежать обложению НДС и соответственно эти затраты не смогут быть отнесены на себестоимость заемщиком. Эти проблемы в совокупности с нежелательными усилиями на получение лицензии ЦБ как правило приводят к тому, что финансирование лизинговых компаний осуществляется в виде кредитования в рублях западным или российским банком резидентом имеющим обычную банковскую лицензию.

В соответствии с российским законодательством для лизинговой компании не существует никаких ограничений по отношению объема задолжености к стоимости капитала (debt to equity). Соответственно для лизинговой компании одним из предпочтительных выходов может быть ограничение использования собственных средств, то есть по возможности создание компании с небольшим уставным капиталом и привлечение основного капитала со стороны. При этом перспективным является тесное сотрудничество с российским банком имеющим обычную банковскую лицензию, так как он может получать рубли, совершать операции по их конвертации, например, в доллары и перечислять их обратно за рубеж.

    продолжение


en.coolreferat.com

Условия лизинга для юридических лиц

Лизинг – это эффективный финансовый и инвестиционный инструмент для развития производства. С его помощью компания может модернизировать основные фонды и купить необходимое имущество.

Содержание статьи

Предметом лизинга могут быть автомобили, производственное, сельскохозяйственное и другие оборудование и т.п. Не разрешается оформлять сделку на земельные участки, природные объекты, имущественные комплексы или отдельные подразделения предприятий.

Условия получения оборудования в лизинг юридическим лицом

Согласно Федеральному Закону «О финансовой аренде», лизингополучателем может стать юридическое или физическое лицо. Это значит, что сделку могут заключать не только компании, но и граждане вне зависимости от места регистрации, системы налогообложения, формы собственности и других характеристик. Разберемся, действительно ли это так?

Наиболее привилегированными лизингополучателями являются серьезные корпорации. Многие лизинговые компании готовы профинансировать для них сделки, предоставляя выгодные условия: долгие сроки и низкие процентные ставки.

Но такие компании не спешат предлагать выгодные условия для представителей скромного бизнеса. Условия могут быть очень невыгодными, это своеобразная «плата за риск». Лизинговые компании считают надежными крупных лизингополучателей, а вот с мелкими не желают связываться. Хоть это нигде не разглашается, но от размера бизнеса лизингополучателя напрямую зависит стоимость услуг. Даже можно получить отказ. В основном отказ получают недавно зарегистрированные компании, не имеющие собственности или не ведущие бухгалтерской отчетности. Также к отказу может привести наличие убытков, отсутствие выручки, рост кредиторской задолженности и другие финансовые неприятности.

Необходимые документы по лизингу

  1. Учредительные и регистрационные документы (устав, свидетельство о государственной регистрации, справка ЕГРПОУ, свидетельство плательщика НДС, Форма №4-ОПП), необходимые лицензии, разрешения, патенты и другие разрешительные документы, которые указывают на правомерную деятельность.
  2. Приказы, протоколы и другие документы о назначении руководителя компании и главного бухгалтера, образцы подписей и оттиск печати, копия паспорта руководителя.
  3. Справки из банков, где имеются задолженности.
  4. Справки из банков, обслуживающих данную фирму, о ежемесячном обороте средств, кредитных счетах за последний год.
  5. Поквартальная финансовая отчетность за последних два года.
  6. Налоговая отчетность: декларация о прибыли и НДС за последний отчетный период и за год.
  7. Технико-экономическое обоснование или бизнес-план проекта, где указывается информация: сегмент рынка, информация о поступлениях средств на счета, налоги, сборы и другие обязательные платежи, суть и эффективность проекта, размер валовой и чистой прибыли, окупаемость и другая экономическая информация.

Важно! Все регистрационные и финансовые документы, отчетность предприятия предоставляются в виде заверенных печатью и подписью копий.

Когда и зачем требуются дополнительные документы?

Если лизингополучателем является индивидуальный предприниматель или компания использует УСН/ЕНВД, нужно представить документы, подтверждающие показатели деятельности (декларация по УСН или по ЕНВД, книга учета доходов и расходов).

Также лизингодатель может запросить расшифровку кредиторской задолженности, информацию об основных контрагентах, аудиторское заключение и другую информацию. В необязательном порядке предоставляется бизнес-план проекта.

Финансовые документы необходимы для оценки финансового состояния лизингополучателя, сможет ли он вовремя делать платежи. Также оценивается собственный капитал, выручка, обороты и другие финансовые показатели. Это касается мелких проектов. Для заключения крупных сделок лизингодатель проводит глубокий анализ финансового состояния и в обязательном порядке требует предоставление бизнес-плана.

Лизингополучатель делает заявку, где указывает информацию об имуществе, поставщике, параметрах договора, особенности деятельности и т.п. Учитывайте, каждая лизинговая компания самостоятельно определяет перечень бумаг, необходимых для получения имущества. В основном это зависит от специфики деятельности и связанными с этим рисками.

Главные результаты лизинга

Экономия на уплате налогов

Платежи, которые оплачиваются юридическим лицом по договору, учитываются в качестве затрат производства. В связи с этим снижается размер налога на прибыль. Пока права собственности не перешли к лизингополучателю, налог на имущество оплачивает лизингодатель. Благодаря этому компания экономит определенную часть денег.

Экономия оборотных средств

Благодаря сокращению объема оборотных средств снижаются показатели доходности и прибыльности. Если потратить деньги на покупку дорогостоящего оборудования, в длительной перспективе это может привести к убыточной деятельности компании. Лизинг положительно влияет на состояние фирмы, так как нет изъятия оборотных средств.

Развития деятельности предприятия

За счет получения нового оборудования бизнес успешно развивается. К тому же в отличие от кредитования, лизинг возможен в любом финансовом положении лизингополучателя. Это связано с тем, что второй вариант обеспечивает поступление дохода.

Сокращение затрат на оформление

Если вы покупаете имущество, транспорт или оборудование, нужно его зарегистрировать. В случае оформления лизингового договора оформлением всех документов занимается лизингодатель, благодаря чему экономится время и деньги.

coolbusinessideas.info

что для этого нужно и бизнес-план с видео

Желающим открыть лизинговую фирму сразу нужно уяснить один момент – данный бизнес требует наличия действительно большого начального капитала или серьезного финансирования со стороны других юридических лиц. Доказательством этого является то, что 80% лизинговых компаний на отечественном рынке – это дочерние предприятия развитых не только на государственном, но и на международном уровне.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Маркетинговое исследование и составление бизнес-плана

В первую очередь необходимо выяснить положение вещей на лизинговом рынке и определить свою нишу, которая будет максимально прибыльной. Также придется серьезно поработать над источником финансирования. В любом случае, лизинговая компания без постоянного потока денежных средств прогорит, поэтому нужно заручиться поддержкой развитых предприятий.

Можно заключить договор и периодических банковских займах, оговаривая условия погашения, однако вряд ли какая-то финансовая структура даст деньги начинающему предпринимателю без репутации и с неспецифической идеей ведения дела. Поэтому желательно разработать какое-то свое направление деятельности, чтобы оно заинтересовало банки и убедило их в прибыльности дела. Параллельно с поиском инвестиций нужно вносить поправки и модификации в бизнес-план, который, как правило, включает такие разделы:

  • обзорное определение концепций компании и принципов управления;
  • описание видов услуг и продукции;
  • маркетинговый план с прогнозированием и принципами развития;
  • производственный план;
  • финансовый раздел, предусматривающий расчет обязательных и потенциальных расходов, оценка дохода и прибыли;
  • возможные риски и решения для их минимизации.

Качественный бизнес-план должен включать в себя просчет всех возможных направлений деятельности компании, поэтому его составлению стоит уделить максимум времени. Документы для получения лицензии.

Регистрация

Для того, чтобы ваша фирма работала на официальной основе, необходимо зарегистрировать ее в соответствие со стандартными нормами, поставить на налоговый учет и получить лицензию. В свою очередь, это предполагает наличие таких документов:

  • заявление по образцу, в котором указывается юридический адрес компании, наименование банковского учреждения, номер расчетного счета и срок действия лицензии;
  • копия свидетельства о государственной регистрации, а также копии учредительных документов;
  • справка о постановке на учет;
  • документальное подтверждение оплаты уставного капитала;
  • балансы за конкретный период;
  • копия актов последних аудиторских проверок;
  • подтверждение оплаты рассмотрения заявления.

То есть, регистрация лизинговой компании производится по принципу, аналогичным открытиям других фирм, однако без лицензии, деятельность ее не будет носить законный характер. Поэтому, организовывая такой бизнес, нужно помнить о необходимости масштабного финансового потока, постоянном поиске новых партнеров, в том числе, иностранных и грамотном оформлении всей документации.

Скачать Полный «Бизнес-план лизинговой компании»

  • содержит детальный анализ
  • содержит все необходимые расчеты для получения кредита, субсидии и инвестиций
  • содержит важную информацию для запуска небольшого предприятия или фирмы
  • бизнес план выполнен в формате MS WORD

Скачать →

Видео

Скачать подробный «Бизнес-план лизинговой компании» с расчетами:

скачать бизнес-план

bizneslab.com