Коробка передач сколько передач на – Механическая коробка передач — Википедия

Содержание

какая лучше автомат или вариатор, робот, сколько передач, как пользоваться переключением

Одна из важных составляющих автомобиля – коробка передач, через которую колеса получают энергию от двигателя. Если неумело пользоваться ею, выбрать неподходящий манере вождения тип агрегата, машина не будет слушаться водителя. Поэтому для многих предпочтительнее коробка передач автомат как самая простая в эксплуатации. О том, какие есть варианты агрегата, нюансах их использования, читайте в этой статье.

Читайте в этой статье

Какая коробка передач лучше

Видов важнейшего узла трансмиссии несколько, выбор зависит от многих факторов и личных предпочтений. Значение имеют и условия использования ТС.

Механика

Механическая коробка передач (МКПП) позволяет водителю с помощью педали сцепления и ручки выбора скоростей устанавливать оптимальный режим работы двигателя, а значит, и вращения колес. На такой машине можно самостоятельно выбирать быстроту езды в зависимости от особенностей дороги. В определенных условиях МКПП делает авто более безопасным.

Но этот вид агрегата подходит скорее опытному водителю. Ведь нужно не только верно оценивать обстановку на дороге, но и не запутаться в действиях, которые позволят машине тронуться с места, поменять скорость.

Механика доступнее по цене в сравнении с автоматом, больше подходит любителям резко «газануть». И расход бензина у нее меньше, чем у ТС с АКПП.

Рекомендуем прочитать о штрафе за низкую скорость. Из статьи вы узнаете о том, предусмотрено ли наказание за низкую скорость, как фиксируют нарушение, опыте других стран.

А здесь подробнее о том, какой будет штраф за превышение скорости.

Вариатор

Когда спрашивают, какая коробка передач лучше – автомат или вариатор, это не совсем корректно. Ведь второе – усовершенствованная разновидность первого. Вариатор позволяет мягко переключать передачи, что дает плавный ход машине. Эти особенности помогают экономить бензин, при резких переключениях его расход выше. Тем не менее и разогнаться на авто с вариатором можно быстрее, чем при АКПП.

Машины с такой коробкой довольно дороги. Агрегат напичкан электроникой, ее сложно и недешево отремонтировать. Нужно использовать дорогое масло, чтобы не забивался гидроблок, не рвался ремень. Если это произойдет, коробку передач даже не удастся исправить. Еще один недостаток вариатора – «нелюбовь» к частым остановкам, пробуксовке.

Робот

Роботизированные КПП представляют собой механический агрегат, только управляемый электроникой. Сказать, какая коробка передач лучше – автомат или робот, довольно трудно, так как последняя тоже имеет свои достоинства. В ней отсутствуют сцепление, необходимость самостоятельно переключать скорость. Вместо лишней педали установлены электропривод и рычаг. То есть управлять машиной просто, к тому же она не требует часто заправляться.

Но роботизированная КПП может заставить авто ехать рывками, так как переключение скоростей происходит с заминкой.

Автомат

Коробка передач автомат вместо сцепления имеет гидротрансформатор. В машине отсутствует лишняя педаль, так как наполненная жидкостью деталь и соединяет двигатель с АКПП. Переключение скоростей происходит быстро и плавно. Командует всем блок управления, который выбирает показатель в зависимости от условий дороги. Водителю надо только установить режим езды, используя рычаг. Не нужно думать, что предпринять, чтобы тронуться с места.

Сколько передач в коробке автомат

АКПП используют с 30-х годов XX века. Они не раз совершенствовались. И сколько передач на коробке автомат, зависит от марки, модели машины. На большинстве их 4, на более новые авто устанавливают уже 6. А есть машины и с 8 передачами, например, «Лексус». Чем их меньше, тем транспорт проще в обслуживании.

Но 6 передач обеспечивают езду без рывков, быстрый разгон, экономию топлива. Только отремонтировать агрегат под силу лишь специалистам. Ведь чтобы добраться до него, придется разобрать половину машины.

Смотрите в этом видео о том, что обозначают буквы на коробке передач автомат:

Как пользоваться автоматическим переключателем скоростей

Во время движения можно изменить скорость. Это делает автоматика, а водитель только сильнее и слабее давит на педаль газа. Скорость меняют при использовании режимов R и D. В последнем случае, конечно, это требуется чаще. Ведь D означает движение вперед. Если надавить педаль газа до упора, скорость будет максимальной.

Как нельзя пользоваться автоматом

В управлении машиной с АКПП есть и запреты, несоблюдение которых приведет к поломке или аварии. Нельзя:

  • Переключать режим, то есть передвигать рычаг до момента остановки ТС. Его может занести или опрокинуть.
  • Заводить авто методом «буксировки». Сдвинуть его с места не получится, а коробку можно испортить.
  • Включать на скорости режимы, противоположные друг другу. Например, при использовании D («вперед») сразу R («задний ход») или P («парковка»).
  • Использовать режим N («нейтральный») при движении. Особенно это нежелательно во время езды под уклон.
  • Заливать в машину непроверенные масла. Можно использовать лишь те, что разрешены производителем.

Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Обязательно нужно являться в СТО на профилактику, даже если с машиной все в порядке. АКПП делает необходимой замену масла в определенные сроки и другие действия для последующего беспроблемного использования авто.

Особенности управления транспортом на автомате

Если на машине автомат коробка передач, важно знать, как пользоваться техникой:

  • Для начала движения запустить двигатель, надавить на тормоз и переставить рычаг в нужное положение. Обычно это режим D – «вперед». Затем педаль тормоза отпускают и давят на газ, после чего машина плавно поедет.
  • Быстрое торможение потребует нажатия на соответствующую педаль. Тогда авто практически сразу остановится. Если в моментальном торможении нет нужды, следует отпустить акселератор. Когда авто встанет, его переводят на режим P. Это остановка, при которой колеса блокируются.
  • При длительной стоянке не стоит игнорировать ручник. Особенно когда на дороге есть уклон.

Если в машине коробка автомат, переключение передач позволяет выбрать режим езды. Это тоже делает умная техника. Водитель лишь переводит рычаг в определенное положение – 2L, 3L, 4L, L. Первое означает, что задействованы 2 передачи, L – одну, и т.д. Эти режимы дополнительные, об основных (D, R, P, N) уже говорилось.

Помимо них, современная АКПП упрощает езду при гололеде, вынужденном замедлении, на заснеженной дороге, подъеме, если использовать:

  • Tiptronic или Steptronic. При них передачи можно переключать вручную, что делает безопаснее движение по сложной трассе.
  • Sport или Кickdown. Он означает усиление работы двигателя, которое позволяет резко увеличивать скорость в нужные моменты.
  • D3 (S). Перевод рычага на деление означает использование пониженной передачи, что повышает безопасность на спуске. Так авто легче контролировать.
  • D2. Приводит к упрощению торможения. Такое переключение на низкую передачу следует использовать на скользкой дороге, крутом спуске.
  • SNOW, W, HOLD, WINTER. Это все обозначения зимнего режима езды при сложных условиях, то есть более безопасного, но и дающего повышенную нагрузку на коробку, двигатель.
Рекомендуем прочитать о том, возможен ли штраф за опасное вождение. Из статьи вы узнаете о том, что относят к опасному вождению, кто устанавливает уровень опасности, штрафе за нарушение.

А здесь подробнее о штрафе за езду в нетрезвом виде.

Популярность автомобилей с АККП растет, несмотря на то, что они требуют больших расходов. Это происходит благодаря удобству в использовании, безопасности коробки. Но и с автоматом искусство вождения, контроль состояния ТС не перестают быть актуальными.

Полезное видео

О том, как пользоваться АКПП, смотрите в этом видео:


Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте,

как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по телефону:

+8 (800) 500-27-29

Это быстро и бесплатно!



Похожие статьи

avto-urist.online

подробно и наглядно. — DRIVE2

Какой автомобильный агрегат приходит на ум сразу после двигателя? Что внушает ужас и трепет ученикам автошкол, но вызывает довольную улыбку на лицах водителей со стажем? С каким механизмом многие из нас работают по несколько часов в день, порой даже не подозревая о принципе его внутреннего устройства? Да, ответ лежит на поверхности: это механическая коробка передач. Рассказав об основных проблемах, возникающих с автоматическими коробками передач, разобравшись с мифами и слухами о бесступенчатых трансмиссиях, мы решили: хватит незаслуженно обделять вниманием самую главную, простую и, несмотря ни на что, популярную вариацию механизма, превращающего мотор из котла для сжигания топлива в сердце автомобиля.

Наглядное пособие
Специально для этого материала компания «PacPac» предоставила конструктор «FischerTechnik», схематично показывающий принцип работы механической коробки передач, и мы даже смогли его собрать. Обратим особое внимание на то, что он передает лишь самые базовые свойства, совершенно не учитывая ряд явлений, происходящих в реальной автомобильной КПП: в нем нет ни муфт, ни вилок, ни синхронизаторов, а выбор передачи реализуется посредством перемещения собственно первичного вала. Если бы это была реальная металлическая «механика», она прожила бы совсем недолго, разлетевшись уже после нескольких десятков переключений. Тем не менее, взглянув на эту маленькую бесстрашную «коробочку передачек», лихо подтыкающую их без синхронизации в неподвижный вторичный вал, можно увидеть и понять основное предназначение агрегата: давать возможность менять передаточное отношение при помощи шестерней различного размера. А это уже что-то.

Конструктор FischerTehnik, демонстрирующий принцип работы МКПП

Изобретая велосипед
Начиная повествование о коробке передач, стоит вкратце разобраться – а зачем вообще она нужна? Ведь всем известно, что главное в машине – двигатель, так неужели нельзя напрямую передать выполняемую им работу на колеса, не выдумывая сложных схем с кучей шестерней, третьей педалью в салоне и рычагом, который надо постоянно ворочать? К сожалению, нет.

Для ответа на этот очевидный вопрос лучше всего посмотреть на велосипед, точнее, его эволюцию. Простейший вариант представляет собой две звездочки, связанные цепной передачей. Вращая одну – ведущую – звездочку при помощи педалей, наездник приводит в движение вторую – ведомую, связанную непосредственно с колесом, таким образом вращая его. Велосипед движется вперед, все счастливы и довольны. По крайней мере, были до определенного момента – до тех пор, пока велосипед служил для перемещения по относительно ровным и горизонтальным поверхностям. Внезапно выяснив, что порой на пути встречаются подъемы, рыхлые грунты и прочие неудобства, люди задумались об усовершенствовании конструкции. Результатом стало как раз то, что можно назвать прообразом механической коробки передач – наборы звездочек спереди и сзади, позволяющие изменять передаточное отношение.


Передаточное отношение – частное, получаемое при делении скорости ведущей звезды на скорость ведомой, то есть количества их оборотов. Оно обратно передаточному числу, которое рассчитывается как отношение числа зубьев на ведомой звездочке к их числу на ведущей. Проще говоря, чем меньше ведущая звезда и больше ведомая, тем легче будет ее вращать и тем медленнее она будет двигаться. Снова вспоминаем старые велосипеды: спереди педалями приходилось вращать большую звезду, в то время как звездочка на задней втулке была маленькой. В результате, пытаясь в детстве тронуться на каком-нибудь «Урале», приходилось всем весом налегать на педали, чтобы провернуть заднее колесо. Ну а сейчас магазины изобилуют россыпью двухколесников, даже самые бюджетные из которых имеют по несколько звезд сзади и спереди. Благодаря этому можно, например, изменить набор: ведущая звездочка будет маленькой, а ведомая – большой. Тогда педали будут вращаться очень легко, но особо разогнаться не получится. Зато в горку можно будет ехать, а не тащить.

От велосипеда к автомобилю

К чему относился весь этот подробный велоликбез? Как раз к тому, зачем нужна коробка передач вообще: ведь характеристики источника энергии, будь то велосипедист или двигатель внутреннего сгорания, постоянны. Первый развивает определенную мышечную силу, ограниченную физическими возможностями, а для второго возможности выражаются количеством развиваемых оборотов. Дело в том, что в их рабочем диапазоне просто нельзя подобрать такое передаточное отношение, которое позволит и уверенно тронуться с места, и разогнаться до 150 и более километров в час. Ситуация усугубляется тем, что если у велосипедиста максимальный «крутящий момент» доступен практически «с холостых оборотов», то с ДВС ситуация иная: для его достижения обороты должны быть довольно высокими. Да и максимальная мощность, тоже немаловажная для движения, появляется в верхнем их диапазоне.

Какой из этого следует вывод? Придется прибегать к тому же приему, что и на велосипеде: изменять передаточное отношение. Между чем и чем? Сейчас разберемся.

А теперь – к самой коробке передач
Принципиально от велосипедной трансмиссии автомобильная коробка передач отличается типом привода: если в первой используется цепь, то вторая имеет в своей основе шестеренный механизм. В целом же суть у них одна: и там, и там шестерни (звезды) имеют неодинаковые размеры, обеспечивая разное передаточное отношение. Кстати, изначально, в ранних КПП они были простыми прямозубыми, а позже стали косозубыми, так как в этом случае обеспечивается более тихая их работа.

В общем виде механическая коробка передач представляет собой набор параллельных валов, на которых «нанизаны» шестерни. Их задача – передать крутящий момент с маховика двигателя на колеса. В классическом случае для этого используется либо два, либо три вала. Рассмотрим трехвальный вариант, от которого будет проще перейти к двухвальному.

Итак, в трехвальном исполнении в КПП есть первичный, вторичный и промежуточный валы. Первые два при этом расположены на одной оси, являясь будто продолжением друг друга, но независимы и вращаются отдельно, а третий физически располагается под ними. Первичный вал короткий: одним концом он через сцепление соединен с маховиком двигателя, то есть принимает с него крутящий момент, а на втором конце расположена одна-единственная шестерня, передающая этот момент дальше, на промежуточный вал. Он, как мы помним, находится ниже ведущего и представляет собой уже длинный стержень с шестернями на нем. Их количество совпадает с количеством передач, плюс одна для соединения с первичным валом.

Закреплены шестерни на промежуточном валу жестко, зачастую они вытачиваются из единой металлической заготовки. Их можно назвать ведущими (хоть и приводятся в движение они через первичный вал). Постоянно вращаясь, они передают крутящий момент на ведомые шестерни вторичного вала (их здесь, кстати, уже ровно столько же, сколько передач). Этот третий вал схож с промежуточным, но главное отличие в том, что шестерни на нем являются подвижным элементом: они не связаны с валом жестко, а нанизаны на него и вращаются на подшипниках. Их продольное перемещение при этом исключено, они расположены строго напротив шестерней промежуточного вала и вращаются вместе с ними (хотя существует и другой вариант, когда шестерни могут двигаться вдоль вала). Одним концом вторичный вал, как мы помним, обращен к первичному, а второй служит уже непосредственно для передачи крутящего момента на колеса – например, через кардан и редуктор заднего моста.

Итак, мы получили конструкцию, где первичный вал при сомкнутом сцеплении вращает промежуточный, а тот – одновременно все шестерни на вторичном валу. Однако сам вторичный вал по-прежнему неподвижен. Что нужно сделать? Включить передачу.

Включаем передачу
Включение передачи означает соединение одной из шестерней вторичного вала с ним самим, чтобы они начали вращаться вместе. Осуществляется это так: между шестернями располагаются специальные муфты, которые могут перемещаться вдоль вала, но вращаются вместе с ним. Они выполняют роль «замков», при помощи зубчатых венцов на своих соприкасающихся торцах жестко соединяющих вал с шестерней, к которой примыкает муфта. Она приводится в движение вилкой – этакой «рогаткой», которая, в свою очередь, соединена с рычагом КПП – тем самым, которым орудует водитель. Привод КПП может быть разным: рычажным (с использованием металлического вала), тросовым и даже гидравлическим (такой используют на грузовиках).

На видео: Коробка передач FischerTechnik — Первая передача

Теперь картинка более-менее сложилась: передвинув муфту к одной из шестерней вторичного вала и замкнув их, мы добиваемся вращения вала и, соответственно, передачи крутящего момента на колеса. Но тут есть еще несколько «фишек», о которых нужно упомянуть.

Синхронизаторы
Для начала представим себе переключение передачи при движении автомобиля. Муфта, отходя от шестерни, разблокирует ее и пойдет к соседней (либо же в дело вступит другая муфта, между другими шестернями). Казалось бы, никаких проблем тут нет… Однако все не так гладко: ведь муфта (и, соответственно, вторичный вал) теперь имеет одну скорость вращения, заданную предыдущей ведомой шестерней, а шестерня следующей передачи – другую. Если просто резко совместить их, произойдет удар, который, хоть и моментально уравняет скорости, ничего хорошего не принесет: во-первых, шестерни и их зубья могут банально повредиться, а во-вторых, переключать передачи таким образом – вообще не лучшая затея. Как же быть? Ответ прост: перед включением передачи скорости движения шестерни и муфты нужно синхронизировать.

Для этих целей используются детали, именуемые – внезапно – синхронизаторами. Принцип их работы прост настолько же, насколько и их название. Для синхронизации скоростей двух вращающихся узлов используется самое простое решение: сила трения. Перед тем, как войти в зацепление с шестерней, муфта подходит к ней вплотную. Контактная часть шестерни имеет коническую форму, а на муфте расположен ответный конус, на котором установлено бронзовое кольцо (или несколько колец, так как эти детали, как можно понять, подвергаются основному износу). Прижимаясь к зубчатому колесу через эту «прокладку», муфта разгоняет или тормозит его до своей скорости. Далее все идет уже как по маслу: поскольку теперь две детали неподвижны относительно друг друга, муфта легко, плавно, без рывков и толчков входит в зацепление с шестерней посредством зубчатых венцов, расположенных в зоне сопряжения, и они продолжают движение вместе.

Прямая и повышающая передачи
Переходим к следующему пункту. Представим себе, что, постепенно разгоняясь, мы достигли такой скорости движения автомобиля, при которой двигатель в состоянии обеспечить то, о чем мы говорили в самом начале, – непосредственное вращение колес без помощи дополнительных шестерней. Какое решение этой задачи будет наиболее простым? Вспоминая, что первичный и вторичный вал в трехвальной КПП располагаются на одной оси, мы приходим к простому выводу: нужно соединить их напрямую. Таким образом мы добиваемся желаемого результата: скорость вращения маховика двигателя совпадает со скоростью вращения вторичного вала, непосредственно передающего крутящий момент на колеса. Идеально! При этом передаточное отношение, очевидно, составляет 1:1, поэтому такая передача называется прямой.

На видео: Коробка передач FischerTechnik — Вторая передача

Прямая передача является весьма удобной и выгодной: во-первых, минимизируются потери энергии на вращение промежуточных зубчатых колес, а во-вторых, сами колеса гораздо меньше изнашиваются, так как на них не передается никакого усилия. Однако мы помним, что шестерни промежуточного и вторичного валов всегда находятся в зацеплении, и оно никуда не пропадает, так что они продолжают вращаться, но уже «вхолостую», не передавая крутящий момент.

А что если пойти еще дальше и сделать передаточное число меньше единицы? Нет проблем: это практикуется уже давно. На деле это означает, что ведомая шестерня будет меньше ведущей, а, следовательно, двигатель при той же скорости, что и на прямой передаче, будет работать на меньших оборотах. Преимущества? Снижаются потребление топлива, шум и износ двигателя. Однако крутящий момент в таких условиях будет далеко не самым высоким, и для передвижения нужно поддерживать большую скорость. Повышающая передача (ее еще называют овердрайв) служит в основном для поддержания этой скорости при постоянном движении, а при обгоне вам, скорее всего, придется переключиться на пониженную.

Задний ход
Ну вот, с тем, как ехать вперед, мы разобрались, а как же реализовать задний ход? Ведь вращение маховика не изменишь, а значит, и первичный вал будет всегда вращаться строго в одном направлении. На самом деле, здесь все еще проще.

На видео: коробка передач FischerTechnik, задняя передача

Имея ведущую и ведомую шестерни и необходимость изменить направление вращения последней, достаточно просто расположить между ними третью – промежуточную. Вопрос решен! Задний ход в автомобилях, как правило, выполнен именно так. Соответственно, ведущая и ведомая шестерни по-прежнему располагаются на своих местах, а вторичный вал при этом вращается в обратную сторону – противоположную первичному.

Двухвальные коробки передач
Как мы и обещали, от трехвальной КПП перейдем к двухвальной. На самом деле различий в их устройстве и работе – минимум. Главное заключается в том, что промежуточный вал отсутствует, а его роль в полном объеме берет на себя первичный. На нем располагаются неподвижные шестерни, и он же напрямую передает крутящий момент на вторичный вал.

Также из несоосного расположения вторичного вала относительно первичного проистекает второе отличие двухвальной КПП: отсутствие прямой передачи в силу банальной физической невозможности жестко соединить напрямую эти два вала. Это, конечно, не мешает подобрать передаточное отношение повышенных передач таким образом, чтобы оно стремилось к значению 1:1, но привод в любом случае будет осуществляться через шестерни со всеми сопутствующими этому потерями.

Из явных плюсов двухвальной коробки можно отметить ее компактность по сравнению с трехвальной, но из-за отсутствия промежуточного ряда шестерней сокращается вариативность подбора передаточных отношений. Таким образом, ее можно использовать там, где меньший вес и размеры играют большую роль, чем высокий крутящий момент и широкий диапазон передаточных чисел.

Вместо заключения
Разумеется, в этом материале мы оставили за бортом некоторые технические тонкости и нюансы. Точное устройство синхронизаторов с сухарями, пружинами, шариками и стопорными кольцами, особенности эксплуатации несинхронизированных КПП, различия и преимущества существующих типов привода муфт включения передач – все это было сознательно оставлено в стороне, чтобы не перегружать детальной информацией тех, кто только пытается разобраться в принципах работы «механики». Как раз для такой аудитории этот текст и написан – вряд ли человек, знакомый с внутренним устройством коробки передач, почерпнет из него что-то новое. А вот для новичков, желающих узнать, что же там, на другом конце салонного рычага МКПП, статья может быть полезна. Ведь знания дают не только теоретическую подкованность – теперь многим станет ясно и то, как правильно эксплуатировать свой автомобиль: почему не стоит включать передачи, не предназначенные для движения на выбранной скорости, почему не стоит торопиться в переключениях или изображать раллийного гонщика с «секвенталкой» при эксплуатации гражданского автомобиля в обычных городских условиях, почему все же нужно менять масло не только в двигателе, но и в коробке передач. И если кто-то задумается или сделает для себя новые выводы – значит, все это было написано не зря. А это, как известно, самое важное.

www.drive2.ru

Передаточное число коробки передач – его значение и подсчет + видео » АвтоНоватор

Передаточное число коробки передач является основной характеристикой зубчатых передач, обеспечивающих перенаправление крутящего момента между шестернями редуктора, который отвечает за распределение усилия мотора во время нашего движения. Разберемся, что же все это значит?

Как устроена коробка передач?

Как известно, механическая коробка переключения передач (МКПП) есть не что иное, как многоступенчатый шестеренный редуктор, в функции которого входит изменение крутящего момента. При этом переключение передач (скоростей) можно осуществлять только вручную, поэтому ее довольно часто называют еще и ручной коробкой передач.

Абсолютно любая КПП состоит из набора валов и расположенных на них шестерен. Ведущий вал соединен с маховиком посредством сцепления, а ведомый вал, в свою очередь, имеет жесткое соединение с карданным валом. Между ними расположен промежуточный вал, который и направляет вращение от ведущего к ведомому валу. Причем между собой все три этих узла взаимодействуют посредством расположенных на них шестеренок. Для того чтобы уменьшить шум, эти шестерни делают косозубыми.

Таким образом, принцип работы КПП можно свести к кинематическому соединению ведущего и ведомого валов, обусловленному различными комбинациями шестерен с разным передаточным числом (ПЧ).

Считаем передаточное число коробки передач

ПЧ является отношением количества зубьев ведомой к числу зубьев ведущей шестеренки. Таким образом, рассчитывается оно довольно просто. Допустим, если первая имеет 50 зубьев, а вторая – 25, то, разделив первое на второе число (50:25), получим 2. Последняя цифра и будет значением ПЧ данной пары. Но если вы понятия не имеете, какое значение ПЧ у вашей коробки передач, то вычислить его можно довольно легко. Для этого понадобится смотровая яма и домкрат.

Поставив машину на смотровую яму, установите противооткатный башмак во избежание разных неприятных моментов. Затем поставьте рычаг КПП в нейтральное положение и немного приподнимите с помощью домкрата одно из ведущих колес. Далее необходимо сделать отметки мелом на полу и колесе так, чтобы они четко совпадали. Аналогичные отметки необходимо поставить и на корпусе и фланце редуктора.

В дальнейших шагах вам понадобится помощник, кто-то (например, вы) должен вращать колесо и считать количество сделанных оборотов, напарник (ваш друг) же считает количество оборотов карданного вала. Как только метки совпадут снова, необходимо прекратить подсчет. В результате вы получите два значения, количество оборотов колеса делится пополам, а затем на полученное значение необходимо разделить обороты кардана. В результате будет нужное передаточное число.

Влияние передаточного числа на динамику авто

Правильно подобранное передаточное число коробки передач является залогом согласованной работы всей трансмиссии. При его подборе стоит руководствоваться, прежде всего, мощностью и моментными характеристиками двигателя, а также размерами колес и, безусловно, личностными пожеланиями водителя. Изменяя ПЧ, можно уменьшить либо увеличить величину перенаправляемого крутящего момента. Это осуществляется изменением числа зубьев на каждой из шестеренок.

Ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Новейшие гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Чем выше значение данного числа, тем «мощнее» и «короче» будет передача, а значит, мотор намного быстрее будет выкручивать необходимое количество оборотов, при этом набор скорости осуществляется так же быстро, но возникает потребность в более частом переключении передач, и, следовательно, максимальное значение скорости на каждой ступени будет несколько снижено. Повышенное ПЧ способствует более стремительному ускорению.

Уменьшение же значения передаточного числа приводит к увеличению максимальной скорости, однако это хорошо только в том случае, когда двигатель имеет достаточный запас мощности. Но это негативно сказывается на разгонной динамике авто. Чем ближе значения ПЧ, тем более быстрым и плавным будет разгон при переключении передач. При обычной езде количество оборотов должно находиться в пределах 2-2,5 тысячи, это значение можно увидеть на тахометре, как только обороты превышают данное значение, а вам при этом еще необходимо набрать скорость, нужно перейти на более повышенную передачу. Безусловно, переключение передач, должно быть только последовательным.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Передаточное число коробки передач: настройка

Если проанализировать, на что автолюбитель обращает внимание при обновлении машины, то это в первую очередь окажутся технические характеристики модели. Но далеко немногие знают, что на основные показатели управляемости автомобилем, его скоростью и параметрами расхода топлива большое значение оказывает передаточное число коробки передач.

Содержание статьи

Роль передаточного числа

У любого производителя машин основной принцип устройства коробки передач одинаков – это некое количество валов, на которых размещены шестерни с определенным количеством зубьев. Вся эта сложная система предназначена для распределения усилия, вырабатываемого мотором. Не будь в устройстве этого агрегата, сдвинуть автомобиль с места было бы весьма сложно, но если это каким-то образом и удалось бы реализовать, то набрать максимум скорости, наверное, удалось бы только, пустив автомобиль с горы, а минимум – взбираясь на нее.

С другой стороны, разогнать автомобиль можно еще регулируя подачу топлива в двигатель, т.е. используя педаль акселератора, но время разгона в этом случае будет весьма длительное, ни о каких секундах уже речь не будет идти, а об экономичности автомобиля и подавно.

Поэтому в конструкцию автомобиля и ввели необходимый блок, названный коробкой передач, который продолжают устанавливать на все современные модели, оснащая их механической или автоматической КПП, за исключением лишь вариатора, у него технология работы несколько иная. Поэтому роль передаточного числа – тема довольно актуальная.

Влияние передаточного числа на динамику

Передаточное число – величина вычисляемая, она находится отношением числа зубьев ведомой шестерни к количеству ведущей. Чем выше это значение, тем двигатель быстрее накрутит нужное количество оборотов и разгонит автомобиль более стремительно. «Супер!», – скажете вы, но ошибетесь в главном – максимум скорости в этом случае будет меньшим, а переключать передачи вам придется намного чаще. Поэтому производители придерживаются средних значений передаточных чисел КПП, создавая многоступенчатые конструкции.

Сначала конструкции КПП содержали 3 вала, где 3-я передача являлась прямой и позволяла достигать предельной скорости. Последующая же регулировка скорости сводилась к уменьшению оборотов двигателя через подачу топлива, в этом случае эффект управления скоростью достигался, но терялась экономичность авто совершенно. Поэтому количество передач увеличили, и бывшая прямая третья стала четвертой или пятой, а далее достигла и более высоких ступней.

Передаточные числа механической коробки передач самой распространенной 5-скоростной КПП находятся в следующих диапазонах:

  • 1-я передача – от 3 до 4;
  • 2-я передача – от 2 до 2,9;
  • 3-я передача – от 1,2 до 1,9;
  • 4-я передача – от 0,9 до 1,2;
  • 5-я передача – от 0,7 до 0,9;
  • задний ход – от 3 до 4.

В АКПП передаточные числа имеют диапазоны несколько шире, чтобы при различных режимах агрегат функционировал более ритмично и гладко.

Если передаточные числа АКПП будут настроены неправильно, то комфорта от поездки за рулем добиться не удастся. А вот в АКПП передаточные числа при несбалансированности способны равномерное движение автомобиля превратить в езду на упрямом осле, сопровождающуюся постоянными рывками и необоснованно большим расходом топлива.

Оптимальными специалисты считают значения, расположенные близко друг к другу, тогда у автомобиля будет разгон без рывков при переключении скоростей. Такого дробления не удастся осуществить, если передач будет мало, поэтому чем больше передач – тем лучше для вашего комфорта при вождении. Особенно это касается машин с автоматом: если есть возможность выбора, то АКПП с 5-ю, 6-ю, 7-ю скоростями будет намного предпочтительнее 4АКПП. Здесь за вас скорости переключает автоматика, и чем чаще она будет это делать, тем быстрее выйдут из строя дорогостоящие механизмы.

Часто значения передаточных чисел указывают в характеристиках автомобиля. За этими цифрами стоит скрупулезный подбор производителем оптимальных значений. Каких-то идеальных величин, как при оценке других параметров, здесь не существует. Поэтому назвать одно значение плохим, а другое хорошим нельзя, так как коробки передач влияют на динамику машины, а тип вождения и предпочтения у владельцев авто зачастую кардинально различны, и сложно рассматривать КПП отдельно от всего «организма» машины. Все скоростные режимы и рекомендации завода-изготовителя формируются только после определения передаточных чисел, ибо они должны учитывать такие нюансы, как:

  • комфорт в управлении автомобилем, исключающий частое переключение передач как на механике, так и на автомате;
  • хорошие показатели динамики автомобиля;
  • все передачи должны работать слаженно, чтобы ни один режим поездки не выбивался из заданного ритма;
  • расход топлива должен быть нормальным и соизмерим заявленной литражности, перегазовок быть не должно;
  • длинная последняя передача способна разогнать авто до максимальной скорости;
  • должна быть полная совместимость двигателя и передаточных чисел.

Последний пункт поясним немного подробнее. Для каждого двигателя разработчики создают коробку с заданными передаточными числами, поэтому задумываясь о замене КПП, вариант неродной коробки даже не стоит рассматривать. С данной модификацией вы можете приобрести массу проблем. Если новая коробка взята от такого же двигателя, но более мощного, то вам гарантирован больший износ мотора и не слишком удобное переключение скоростей, но к этому со временем можно привыкнуть, а вот преждевременный износ двигателя – вещь малоприятная.   

Не лучше ситуация получается и при обратной замене – коробку взяли из пары, где двигатель был слабее. Этой модификацией вы обделите себя по потенциалу машины и увеличите топливные затраты на поездку.

Таким образом, для полноценной работы автомобиля в нем должна располагаться родная трансмиссия. Но народные умельцы автомобильного тюнинга уже научились менять в машине передаточное число, используя новые шестерни в рядах и получая другие характеристики модели. Такие модификации часто проводят с автомобилями ВАЗ. Следствие этого – более интенсивный разгон автомобиля, но приходится жертвовать максимальной скоростью.

Передаточное число гоночных автомобилей также разительно отличается от серийных моделей, ибо перед ними стоят другие задачи эксплуатации.

Видео “Ремонт КПП автомобиля марки ВАЗ”

На записи показано, как провести ремонт коробки скоростей на машине марки “ВАЗ” в домашних условиях.

mineavto.ru

Какое оптимальное количество скоростей в автомобиле?

Говорят, что количества скоростей в коробке передач не бывает много

Ремни, цепи, шестерни: они являются частью коробки передач вот уже на протяжении 125 лет. Современные трансмиссионные механизмы сегодня имеют общего с квадрациклом Генри Форда 1896 года столько же, сколько и планер вашего ребенка с реактивным самолетом. На сегодняшний день традиционные механические коробки передач, о принципах работы которой мы уже писали здесь, и автоматические преобразователи крутящего момента делят дорогу с бесступенчатыми коробками передач, автоматизированными механическими коробками с двойным сцеплением, автоматикой с электроприводом и распределителями мощности электропередач двигателя. На протяжении десятилетий балом правили двух- трехскоростные автоматические коробки передач и четырех- пятиступенчатые механические трансмиссии, сейчас новые коробки предлагают семь, восемь, а иногда и девять передач переднего хода. Поскольку количество передач в современном автомобиле приближается к двузначной цифре, у нас возникло пару вопросов: что чем погоня, за скоростями?, И где конец этому бесчисленному количеству передач?

Последние писк моды – семи, – восьми и – девяти ступенчатая коробка передач

Последний писк моды среди производителей автомобилей – восьмиступенчатая автоматическая коробка передач. BMW, Audi, Lexus и Porsche, на сегодняшний день предлагают в своих автомобилях восьми ступенчатые автоматические коробки с традиционными преобразователями крутящего момента и планетарным набором передач. Компания Ford бросила все силы на создание собственной восьмиступенчатой автоматики. Компания Mitsubishi недавно заявила о намерениях лицензировать встроенную восьмискоростную КПП ZF и провести ее краш-тест на своих новых моделях авто.

Но всегда есть возможность пойти дальше. Генеральный директор компании Fiat/Chrysler Серджио Маркионне заявил, что в новых переднеприводных предложениях компании 2013 года может быть установлена уже девятиступенчатая автоматическая коробка ZF. Mercedes-Benz, как известно, работает над развитием девятиступенчатой версии коробки G-Tronic для обеспечения производительностью ее AMG модели.

Рост количества передач наблюдается не только в автоматических КПП. В последние годы автомобили с “механикой” рассматривались не иначе как автомобили для высокой производительности, или как автомобили для более эффективного расхода топлива, но даже они подвержены этой тенденции роста количества скоростей. Porsche представил последнюю модель 911 на автошоу в Женеве, хвастаясь новым вариантом семиступенчатой механической коробкой передач.

С чем связан рост количества передач в трансмиссии автомобиля?

Со слов главного инженера по трансмиссиям компании Ford Motors, Крэйга Реннекера, большее количество скоростных ступеней в трансмиссии дает инженерам большее поле  для деятельности. Это означает, что первая скорость может быть короче для лучшего ускорения с места, а самые высокие скорости могут стать длиннее для более эффективного расхода топлива. Большее количество скоростей позволяет маленьким, более экономичным двигателям предоставить достаточно мощности для больших автомобилей или же повысить эффективность уже существующих двигателей.

«Если бы пять лет назад мне задали вопрос, является ли восьмиступенчатая коробка передач более эффективной, я бы сказал нет», говорит Реннекер, «потому что дополнительная шестая муфта, необходимая для восьмиступки, создала бы больше внутреннего сопротивления (с паразитической потерей энергии), и повышенный диапазон передач не покрыл бы этого недостатка. Недавно мы обнаружили способ, как сократить потери от сопротивления муфты так, чтобы восемь передач приносили больше пользы, чем вреда. Теперь имеет смысл перейти на трансмиссию с большим количеством скоростей, при этом, экономия топлива составит от 2 до 6 процентов».

Пресс-секретарь автомобильной компании Porsche Дэйв Энгельман также заявил, что смелый шаг, который сделала компания своим переходом к семиступенчатой механической коробке – высоко модифицированной версии уже существующей автоматизированной механической коробки Porsche PDK (с двухдисковым сцеплением) – был в первую очередь мотивирован экономией топлива. «Традиционно, модели Porsche достигали своей максимальной скорости на наивысшей передаче (шестой). Новая седьмая передача является еще более высокой. Она снижает обороты двигателя на любой заданной скорости, тем самым снижая расход топлива и выбросы СО без ущерба для ускорения или скорости».

Слишком большое количество скоростей в коробке передач – это сколько?

Каждый автопроизводитель отвечает на этот вопрос по-разному. Помимо более гладкого переключения, лучшей топливной эффективности и улучшения ускорения, более высокое количество скоростей также играет огромную маркетинговую роль, создавая для покупателей впечатление, что автомобиль «упакован» по последнему слову техники (вау! семь скоростей! подумать только!). Но некоторые производители автомобилей отказались от новых, более высоких передаточных чисел во имя надежности предлагаемого ими продукта.

Все тот же Реннекер из компании Ford говорит: «Не смотря на то, что один из наших конкурентов представил девятиступенчатую коробку передач, мы не стали устраивать гонку, так как понимаем, что девятая скорость не предоставляет никаких преимуществ. В настоящее время мы не видим необходимости в использовании девятой скорости. Мы способны делать все, что только пожелаем, и что пожелает наш покупатель , и с восьмью скоростями».

Что касается более девяти передач, здесь Реннекер сказал следующее: «Возможно, в будущем мы сможем найти применение большему количеству скоростей, скажем одиннадцати. Это обретет смысл, если мы найдем способ свести к минимуму ущерб, но сначала мы должны найти хорошую причину для применения одиннадцати ступенчатой трансмиссии. Возможно, причиной станет необходимость в ультранизкой, просто-таки ползущей первой передаче. Время покажет».

Заглянем немного в будущее?

Большее количество скоростей – это только часть общей картины. Виды доступных на сегодняшний день трансмиссий меняются с той же скоростью, с какой мы можем об этом подумать. Бесступенчатая трансмиссия может выбирать из практически неограниченного количества передаточных чисел, и, теоретически, делает традиционную трансмиссионную коробку устарелой. Однако на практике, расширенная бесступенчатая коробка передач для того, чтобы справиться с силой больших двигателей, сводит к минимуму их эффективность, и в этом случае обычная современная автоматика или автоматизированная механика намного лучше. Также, бесступенчатая коробка заставляет водителя чувствовать себя немного странно при вождении, так как двигатель и трансмиссия работают не так, как к тому привыкло большинство водителей.

Таким образом, предсказания о безвозвратном исчезновении “механики” могут быть преждевременными. Механические коробки переключения передач по-прежнему являются самыми энергоэффективными, независимо от того, какое топливо было использовано в автомобиле: бензин, электричество, водород или биотопливо. Конечно, неизбежен тот факт, что количество транспортных средств с МКПП будет постепенно снижаться, но в мире всегда найдется сегмент водителей, которые предпочитают переключать скорости вручную.

Электрифицированные коробки , безусловно, станут более распространенными, о чем свидетельствуют гибридные модели BMW ActivHybrid, Mercedes-Benz S400 Hybrid и Honda CRZ. На вопрос о том, будет ли восьмиступка Ford иметь электрический аналог, Реннекер ответил: «При разработке любой новой коробки передач, мы также рассматриваем возможность создания гибридного варианта. Безусловно, это входит в нашу повестку дня, выяснить, что необходимо предпринять, чтобы электрифицировать данную, восьми ступенчатую трансмиссию».

Все новые и уже существующие коробки займут свое место на автомобильном рынке. Реннекер: «Что интересно в нашей (трансмиссионной) промышленности на сегодняшний день, так это то, что пока коробки передач с двойным сцеплением находились в стадии разработки, коробки с планетарным набором передач тоже не стояли на месте. Они становятся все лучше и лучше. Результатом постоянного развития является тот факт, что мы не можем сказать ни об одной коробке, что это «трансмиссия будущего». Так как правила по экономии топлива становятся все жестче и жестче, коробки будущего будут иметь больше настроек, которые и будут определять оптимальную передачу для каждой скорости». 

zap-online.ru

Принцип работы механической коробки передач

Заголовок

Не стоит говорить о том, что современный автомобиль является сложным устройством, в котором находится много различных элементов, узлов и деталей. Из-за того что повышаются требования к безопасности, экономичности и комфорту, современные автопроизводители постоянно ищут способы усовершенствовать технические решения, модернизировать определенные узлы автомобиля. Не исключение в этом плане и механическая коробка передач, где важным звеном является ее переключение и которая работает на максимальных возможностях.

Рычаг управления МКПП

Коробка – это самый значимый элемент автомобиля и самый традиционный. Без него невозможно никакое движение и работа автомобиля. Принцип работы КПП – обеспечивать функции передачи крутящего момента от силового агрегата, то есть мотора, к колесам через карданный вал или напрямую (зависит от привода).

Модернизация МКПП заключается в том, что если раньше они преимущественно выпускались кулачкового типа, то в наше время они больше похожи по своим характеристикам со спортивными вариантами коробок. Такая коробка механика отличаются от КПП старых версий тем, что нет больше возможности перескакивания скоростей при изменении той или иной передачи. Это же в свою очередь, рассматривается, как отличное решение, повышающее не только комфорт управления, но и безопасность.

Устройство

Любая механическая коробка состоит из отдельных элементов, каждый из которых очень важен. Ниже приведены они в виде списка.

Схема валов с шестернями

  • Картер является самым важным элементом МКПП. Практически все основные элементы и детали различного типа находятся здесь. Сам картер КПП соединен с картером сцепления, а тот сидит, как известно, на двигателе. При постоянной работе коробки картер испытывает невероятные нагрузки. По этой причине его смазка маслом должна осуществляться постоянно и в нужном количестве. Специальное трансмиссионное масло предназначено для этих целей. Хотя в некоторых моделях коробок можно заливать и моторное;
  • Валы с шестернями (первичный, вторичный, промежуточный, дополнительный). Валы осуществляют свой принцип действия, вращаясь в подшипниках, находящихся в картере. Кроме того, они имеют шестерни, на которых расположено разное количество зубьев;
  • Синхронизаторы, необходимые для плавной работы. Когда водитель переключает передачи на МКПП, именно синхронизаторы в ответе за плавную и бесшумную работу;
  • Специальный элемент, отвечающий за переключение скоростей с замковым и блокировочным устройствами. Служит, понятно, для того чтобы смены в коробке проходили под управлением водителя, меняющего рычаг из салона. Примечательно, что замковое устройство, которым снабжено это устройство, ограничивает одновременное включение двух передач одновременно во время работы. Что касается блокировочного замка, то он не пускает передачам включаться самопроизвольно;
  • Рычаг, меняющий положения скоростей и тоже отвечающий за переключение в процессе работы.

Передаточное число и с чем его едят

Если попытаться объяснить работу МКПП другими словами, то это будет выглядеть примерно так. Допустим, представим перед собой визуально две шестерни с разными количествами зубьев. К примеру, коробка, где шестерни 20 против 40. Что это означает? А то, что при 2-х оборотах шестерни с 20-ю зубьями, вторая шестерня сделает всего-то один оборот. И таким образом, передаточное число или ПЧ в данном случае равно 2-м.

Получается, что если у 4-х шестерен, размещенных в коробке, различное количество зубьев: 20х40х20х40, а первичный вал будет вращаться со скоростью 2000 об/мин, то проводим простые арифметические действия, чтобы стал ясен принцип работы. Первая шестерня на 20 зубьев работает со скоростью 2000 об/мин, вторая с 40 зуб – в два раза медленее, последующая 3-я будет вращаться со скоростью 1000 об/мин, так как закреплена на одном и том же валу со 2-ой, а 4-я шестеренка уже получит вращение самое минимальное – 500 об/мин.

Механическая коробка передач, по сути, осуществляет внутри себя принцип изменения передаточного числа. Если заходит 2000 об/мин, то выйдет 500.

Нейтральная передача и холостой ход

Конечно же, только этим не ограничивается схема работы передаточных чисел. Тут еще надо учесть много нюансов, среди которых, можно выделить вывод из зацепа последних двух шестерен из примера. В случае вывода зацепа, уже вторичный вал вращаться, ясно что, не будет. В это же время прекращается передача крутящего момента и на колеса автомобиля. По другому такая ситуация в коробке передач называется нейтральной передачей – холостым ходом двигателя.

Что касается заднего положения, то здесь на лицо обратное вращение вторичного вала. В действие такое вращение приводится 4-м валом, наделенным шестерней заднего хода.

Если такое объяснение работы МКПП сложно для понимания, можно сравнить передаточные числа и их функции с работой велосипеда. На нем имеются звездочки, которые тоже имеют различное количество зубьев. Так, если включается в работу звездочка с наибольшим количеством зубьев, крутить педали становится легко, но скорость падает. И наоборот, переключаясь на звездочку с меньшим количеством передач, повышается скорость, но затрудняется вращение.

МКПП

Как правильно ездить на МКПП

В заключение приведем несколько советов, которые помогут сделать так, чтобы коробка передач типа механика и ее работа доставляла только удовольствие.

  • Рекомендуется учиться вождению на автомобиле, где стоит такая коробка передач, на ровной поверхности. Это позволит лучше слышать работу мотора, тем самым, грамотнее переключать передачи;
  • Надо запомнить, что педаль сцепления всегда находится в левой части от водителя, а с правой – педаль акселерата. В середине тормоз;
  • Задействуя педаль сцепления, надо знать о том, что в этот момент правильнее всего переключать нужную передачу. Сцепление нужно выжимать до упора, чтобы не было никакого скрежета;
  • Сиденье водителя рекомендуется отрегулировать так, чтобы выжимание сцепления не представляло никаких затруднений;
  • Выжимая сцепление, не спешите опускать педаль. Именно в таком положении лучше всего почувствовать разницу между педалями;

Коробка передач типа механика на автомобиле – это шанс в полной мере управлять своим автомобилем. В отличие от АКПП механическая коробка дает больше возможностей выжимать из двигателя автомобиля.

Была ли Вам данная статья полезной?

Да Нет

Похожие статьи:

autodont.ru

Механическая коробка переключения передач (МКПП)

Любая силовая установка состоит из источника энергии и трансмиссии, служащей для передачи энергии. В автомобилестроении трансмиссией называют либо все детали, служащие для передачи крутящего момента от мотора к колесам (то есть коробку передач, приводы, дифференциал и тп), либо одну только коробку передач.

Почему МКПП называют “ручной коробкой передач”?

Пользуясь механической коробкой, водитель, нажимая педаль, размыкает механизм сцепления и переставляет рычаг в положение, соответствующее нужной передаче, то есть делает все “вручную”, без вспомогательных механизмов.

Какие бывают механические коробки?

Обычная механическая коробка передач позволяет водителю переключаться с первой передачи сразу на третью или с пятой на вторую. Особый случай представляют из себя так называемые секвентальные коробки передач, которые используются в автоспорте. Секвентальная коробка позволяет переключать передачи только последовательно – с первой на вторую, затем на третью, и так далее.

Достоинство МКПП в том, что она позволяет водителю выбирать передачу в произвольном порядке. За это их любят спортсмены, использующие все возможности автомобиля

В базовое оснащение современных автомобилей может входить механическая коробка передач с пятью или шестью передними передачами и одной задней. Четырехступенчатые коробки в настоящий момент практически не используются, так как не позволяют использовать все возможности современных двигателей. На «специализированных» автомобилях (например, на спорткарах) может быть восемь и более передних передач. Увеличение их числа обосновано необходимостью передавать крутящий момент в тех пределах, которые являются эффективными для данного автомобиля. Например, если двигатель выдает максимальный крутящий момент на низких оборотах (что характерно для многоцилиндровых двигателей, таких как V6, V8), «раскручивать» его до высоких оборотов бессмысленно – выдаваемая мощность будет только падать с повышением оборотов. Для того, чтобы избежать этого эффекта, увеличивают количество передач. В этом случае даже при достижении максимальной скорости на самой высокой передаче двигатель продолжает работать в своем эффективном диапазоне.

Популярная в послевоенные годы механическая трехступенчатая коробка передач с переключением на руле заслужила у американцев прозвище “Three on the Tree”

Кстати, этот алгоритм верен и при диаметрально противоположных условиях. Например, чтобы  преодолеть лежачего полицейского, необходимо снизить скорость и начинать разгон на той пониженной передаче, которая соответствует текущей скорости.

Механическая коробка переключения передач

История создания механической коробки передач

Механическая коробка передач – первое в истории приспособление для передачи крутящего момента, появившееся в тот момент, когда  максимальная скорость автомобиля начала превышать возможности прямой, то есть единственной передачи. Принято считать, что первый прототип МКПП был изобретен Луи Панаром и Эмилем Левассором в конце девятнадцатого века. В их механической трансмиссии, как и в современной, применялся набор зубчатых колес с разным передаточным числом для передних передач и одна шестерня для задней.

В автомобилях Subaru Impreza WRX, Subaru Impreza WRX STI короткоходный рычаг переключения МКПП входит в набор штатных деталей. Для современных Porsche 911 рычаг доступен в качестве опции

 Как и сейчас, шестерни передних передач, были укреплены на вторичном валу, который двигался вдоль своей оси, что позволяло разным по размеру зубчатым колесам входить в зацепление с неподвижной шестерней на первичном валу.

Несинхронизированные и синхронизированные МКПП

В коробках передач раннего периода, чтобы для переключения передач не было нужды останавливать автомобиль, все шестерни находились в постоянном вращении. Это решение на той стадии технического прогресса было единственным и, конечно же, у него были свои недостатки. Только постоянное вращение шестерен позволяло переключать передачи, иначе ввести их в зацепление друг с другом на ходу было бы невозможно. Естественно, манипулирование такой «несинхронизированной» коробкой передач требовало от водителя немалого мастерства – нужно было переключать передачи строго вовремя – в момент, когда автомобиль достигал определенной скорости. Однако даже при этом условии работа коробки в момент переключения сопровождалась душераздирающим скрежетом, который производили зубья шестерен, не сразу попадающие в зацепление.

Изначально спорт-купе Tesla Roadster планировалось оснащать “псевдо” ручной коробкой передач, но из-за сложности в производстве производитель отказался от этой идеи

В современных автомобилях, благодаря применению специальных приспособлений, именуемых синхронизаторами, эта проблема сведена практически к минимуму. Суть их действия в том, что шестерни по прежнему постоянно вращаются, но в нужный момент их вращение прекращается и они фиксируются на валу. Затем шестерни, повинуясь рычагу, входят в зацепление и снова начинают вращаться, уже вместе. Современная синхронизированная коробка была впервые применена на Porsche 356 1952 года. В коробке были установлены конические синхронизаторы. Это изобретение обеспечило механическим коробкам аналогичной конструкции, которыми вскоре начали оснащать все автомобили, название «Тип Порше». Оно же открыло путь к увеличению количества передач, и к 80-м годам пятиступенчатые коробки, построенные на той же, но усовершенствованной конструкции, стали нормой. В дальнейшем количество передач продолжило расти, и на Porsche 911 2012 года, к примеру, их семь.

Принцип работы МКПП

Если не углубляться в подробности, принцип работы МКПП заключается в соединении вращающихся входного и выходного валов. Для того, чтобы менять скорость вращения выходного вала, используются шестерни с разными передаточными числами.

Все детали коробки передач находятся в едином корпусе (картере), где они непрерывно смазываются трансмиссионным маслом. Между шестернями вторичного (ведомого) вала установлены муфты включения передач.

Шестерни свободно вращаются на валу, а муфты жестко закреплены на валу и вращаются только вместе с ним, зато могут двигаться вдоль его оси в ограниченном пространстве. Для сцепления с муфтами включения передач все шестерни, расположенные на вторичном валу, снабжены зубчатыми венцами. На муфтах имеются ответные зубчатые венцы.

Устройство под названием Overdrive первоначально использовалось с МКПП для экономии топлива на длинных перегонах с постоянной высокой скоростью. В дальнейшем механизм вошел в конструкцию АКПП

Синхронизаторы, которые также находятся на вторичном валу, не дают муфте заблокировать свободно вращающуюся шестерню, пока скорость ее не сравняется со скоростью шестерни ведущего вала. Когда это произошло, шестерня блокируется и начинается передача крутящего момента через нее.

Расположение рычага коробки передач

Расположение рычага может быть разным. Обычно в заднеприводных автомобилях нижний конец рычага вставлен непосредственно в крышку коробки передач – сверху или сбоку, в зависимости от конструкции.

Если возможности вставить рычаг нет (а это почти всегда так в переднеприводных автомобилях), используются удлинители. Все механизмы переключения находятся внутри коробки, и конструкция удлинителей зависит всецело от того, где расположен рычаг.

Как правило, рычаг либо находится на полу между сиденьями (и в этом случае он, чаще всего, применяется без удлинителей), либо на руле. В истории автомобилестроения встречались и другие решения, но все они были экзотикой и в дальнейшем не прижились.

Интересные факты об МКПП

По одной из версий, идеей установить на автомобиль механизм, позволяющий переключать передачи, мир обязан женщине. Дело в том, что Берта Бенц, взявшая без спроса автомобиль мужа 5 августа 1888 года, отправилась с детьми из Мангейма в Пфорцгейм, где жила ее матушка. Им предстояло преодолеть расстояние в 106 км. По пути несколько раз попадались подъемы, которые автомобиль Бенца без переключения передач преодолеть не мог – он попросту глох. Влезть в гору Берте Бенц удалось только при помощи людей, толкавших повозку сзади. Вернувшись, Берта описала мужу проблему и предложила снабдить автомобиль устройством, облегчающим работу двигателя на подъемах.

blamper.ru