Консистентные виды смазки – Консистентная смазка что это такое. Особенности надежной защиты: консистентные смазки

Содержание

Статья о пластичных смазках. Роль смазки в работе подшипника. Виды пластичных смазок.

Пластичные смазки, используются повсеместно. Они обслуживают промышленные станки и конвейеры, сельскохозяйственную технику и городской электротранспорт, подшипниковые узлы, работающие на предельных скоростях и при высоких температурах. Подобные условия эксплуатации диктуют особое внимание к качеству продукта, соответствию всех его характеристик ГОСТу и условиям использования. Пластические смазки позволяют экономить на смазочном материале и успешно применяются как закладные и консервационные, обеспечивая герметичную защиту узла. Свойства смазки определяют компоненты, которые входят в её состав: масло, загуститель, добавочные модифицирующие присадки.

Одним из важнейших условий работы подшипника является правильная его смазка. Недостаточное количество смазочного материала или неправильно выбранный смазочный материал неизбежно приводит к преждевременному износу подшипника и сокращению срока его службы.

Смазка определяет долговечность подшипника не в меньшей мере, чем материал его деталей. Особенно возросла роль смазки с повышением напряженности работы узлов трения: с повышением частот вращения, нагрузок и в первую очередь температуры (наиболее значительного фактора, обусловливающего долговечность смазочного материала в подшипнике).

 

Пластичная смазка в подшипниковых узлах выполняет следующие основные функции:

  • образует между рабочими поверхностями необходимую упруго гидродинамическую масляную пленку, которая одновременно смягчает удары тел качения о кольца и сепаратор, увеличивая этим долговечность подшипника и снижая шум при его работе;
  • уменьшает трение скольжения между поверхностями качения, возникающее вследствие их упругой деформации под действием нагрузки при работе подшипника;
  • уменьшает трение скольжения, возникающее между телами качения, сепаратором и кольцами;
  • служит в качестве охлаждающей среды;
  • способствует равномерному распределению тепла, образующегося при работе подшипника, по всему подшипнику и предотвращает этим развитие высокой температуры внутри подшипника;
  • защищает подшипник от коррозии;
  • препятствует проникновению в подшипник загрязнений из окружающей среды.

Смазывание подшипников качения в основном выполняется с помощью пластичных смазочных материалов (пластичными смазками) и жидких масел.

Главными критериями выбора вида смазочного материала являются рабочие условия подшипников качения, а именно:

  • температура,
  • нагрузка,
  • скорость вращения,
  • колебания,
  • вибрации,
  • ударная нагрузка,
  • влияние окружающей среды (температура, влажность, агрессивность и др.).

 Жидкие  масла являются, несомненно, наиболее предпочтительными для смазывания подшипников. Во всех случаях, где это возможно, следует применять именно их. Существенным преимуществом жидких масел по сравнению с пластичной смазкой является улучшенный отвод тепла и частиц изношенного материала от узлов трения, а также отличная проникающая способность и отличное смазывание. Однако по сравнению с пластичной смазкой недостатками жидких масел являются конструкционные расходы, необходимые для того, чтобы удержать их в подшипниковом узле, а также опасность их утечки. Поэтому на практике по возможности стараются применять пластичные смазочные материалы. Основное преимущество пластичной смазки перед жидким маслом заключается в том, что она более длительное время работает в узлах трения и снижает, таким образом, конструкционные расходы.  Более 90% всех подшипников качения смазываются именно пластичной смазкой.

Смазывание подшипника пластичной смазкой

Пластичные смазки – это мазеобразные продукты, чьи состав и свойства разработаны для снижения трения и износа при превышении широчайшего предела температур и периода времени. Смазки бывают твердыми, полужидкими или мягкими, состоящими из:

  • загустителей,
  • смазочной жидкости, выступающей в качестве базового масла,
  • добавок (присадок).

 

 Рисунок 1.1 – Микроструктура пластичной смазки

 

Масло, присутствующее в смазочном материале, называется его базовым маслом. Пропорции базового масла могут изменяться в зависимости от типа и количества сгустителя и возможного применения смазки. Для большинства смазок, содержание базового масла колеблется от 85% до 97%.

 

В качестве базовых масел используют:

  • минеральные масла,
  • синтетические масла, в том числе сложноэфирные синтетические и силиконовые масла;
  • на растительных маслах;
  • на смеси вышеперечисленных масел (в основном минеральных и синтетических).

Наиболее широкого применяются пластичные смазки на основе минерального масла и металлических мыл, металлических комплексных мыл, неорганических и органических загустителей. Они пригодны для работы при температуре до 150 ºС.

 

Синтетические смазки превосходят минеральные по ряду качеств, таких как неокисляемость, низко- и высокотемпературные характеристики, устойчивость по отношению к жидким и газообразным реагентам. Специальное синтетическое базовое масло и загуститель играют немаловажную роль в определении вышеуказанных свойств.

 

Сложноэфирное синтетическое масло – это сочетание кислоты, спирта и воды в качестве субпродукта. Сложные эфиры высоких спиртов с двухосновными жирными кислотами формируют сложноэфирные масла, используемые в качестве синтетических смазочных масел и базовых масел. Такие пластичные смазки обычно используются для низких температур и высоких скоростей.

 

Различные виды силиконового базового масла имеют в своем составе метил силикона, фенил метил силикона, хлорофенилметил силикона и т.д.  В дополнение к обычным металлическим и комплексным мылам, синтетические органические загустители имеют важное значение для производства силиконовых смазок. Они позволяют полнее использовать хорошие высокотемпературные характеристики силиконовых масел. Силиконовые смазки также имеют очень хорошие низкотемпературные параметры. Недостатком является малая нагружаемость смазочной пленки силиконовой смазки. Они непригодны для трения скольжения металла по металлу, так как может появиться значительный износ или рифление.

 

В последнее время получили распространение пластичные смазки на основе перфторированного полиэфирного масла (PFPE), обладающего исключительной термической стабильностью и нетоксичностью, способностью работать в условиях глубокого вакуума и нейтральностью к широкому спектру химических веществ. Смазки с использованием PFPE разрабатываются специально для эксплуатации в условиях:

  • высоких температур  – до 300 ºС;
  • глубокого вакуума  – остаточное давление до 10-10 Па и менее;
  • агрессивных сред;
  • возможного контакта с пищевыми продуктами;
  • контакта с различными полимерами.

Растительные масла в качестве базовых масел пластичных смазок применяются крайне редко. В основном, когда требуются применение возобновляемых ресурсов и возможность биологического распада. Масло из семян рапса — очень экономически эффективное натуральное эфирное базовое масло. Узкий температурный диапазон ограничивает возможности использования. Подсолнечное масло имеет более широкий температурный диапазон. Однако более высокая цена ограничивает экономические возможности использования.  

Для снижения себестоимости в ряде случаев смешиваются дешевые и дорогие виды или сорта базовых масел. Однако при этом эксплуатационные свойства пластичных смазок, основанные на смешанных маслах, могут ухудшиться.

Загустители делятся на мыльные и немыльные, и сами по себе придают смазке определенные свойства. Мыльные смазки могут быть разделены на простые и сложные (комплексные) мыльные смазки, каждая из которых определяется названием катиона, на котором основано мыло (т.е. литиевые, натриевые, кальциевые, бариевые или алюминиевые мыльные смазки).

Смазочные вещества, изготовленные из алюминиевых мыл и минеральных масел, характеризуются прозрачностью, хорошим сцеплением и хорошей устойчивостью к воде. Они были очень важны в 1940-х годах, но в настоящее время их место занято другими смазками, например литиевыми. Это связано с тем, что смазки с алюминиевым мылом более устойчивы к сдвигу, имеют относительно низкую точку каплепадения (около 1100С), и они могут превращаться в гель. Максимальные температуры колеблются в пределах от 60 0С до 100 0С.

 

 

Рисунок 1.2 – Структура пластичной смазки на основе комплексного алюминиевого мыла и минерального базового масла

 

Смазочные материалы, производящиеся из комплексных алюминиевых мыл и минеральных или синтетических базовых масел имеют высокую температурную стабильность, хорошую водостойкость; расчетные температуры находятся в пределах до 140 ºC, точка каплепадения в некоторых случаях может превышать 250 ºC. 

Смазки, производимые из бариевого или комплексного бариевого мыл с минеральными или синтетическими базовыми маслами имеют хорошую водостойкость, высокую нагружаемость и высокую устойчивость к сдвигам. Точка каплепадения для смазки на основе бариевого мыла составляет около 150 ºC, точка каплепадения  для смазок на комплексного бариевого мыла может превышать 220 ºC в некоторых случая (в зависимости от их консистенции). За последние три десятилетия смазочные материалы на основе комплексного бариевого мыл хорошо зарекомендовали себя во всех областях промышленности. Промышленное производство смазок на основе комплексного бариевого мыла достаточно сложно.

Смазочные материалы основаны на минеральных или синтетических маслах со сгустителями в виде металлических мыл кальция точка каплепадения смазки на основе кальциевого мыла составляет менее 130 ºC.  Сегодня Са-12-гидроксистеарат используется почти для всех простых кальциевых смазок. Эти смазки разрушаются, если термически перегружены, т.к. вода в  загустителе испаряется.

В применимых диапазонах температур приблизительно до 70 ºC, смазки на основе кальциевых мыл становятся водоотталкивающими и полностью водостойкими. Соответственно, концентрация загустителя остается высокой. Если происходит перегрев, то образуется большое количество золы. Смазки на основе кальциевого мыла имеют ограничения только при использовании для роликоподшипников, но эти смазки используются в качестве герметичной смазки для предотвращения попадания воды. Современные смазки на основе комплексного кальциевого безводного мыла имеют диапазон температур, превышающий 120/130 ºC, а также точку каплепадения свыше 220 ºC. Они имеют хорошую водостойкость в указанном диапазоне температур.

 

 

 

Рисунок 1- Структура пластичной смазки на основе литиевого мыла и минерального базового масла

Рисунок 2 – Структура пластичной смазки на основе литиевого мыла и базового масла на основе сложных эфиров

 

Смазки на основе минеральных или синтетических масел, загущенные литиевым мылом (рисунки 1-2), отвечают современным стандартам высокого качества, широкого применения и относятся к универсальным смазкам. Сегодня Li-12-гидростеарат используется практически во всех простых литиевых смазках. Они водонепроницаемы, имеют высокую точку каплепадения (около 180 ºC), и имеют хорошие и очень хорошие высокотемпературные характеристики, зависящие от базового масла и его вязкости. Смазки на основе комплексных литиевых мыл характеризуются высокой термической стойкостью с точкой каплепадения, превышающей 220 ºC, а также высокой стойкостью к окислению.

Смазочные материалы, изготовленные с применением натриевых или комплексных натриевых мыл и минеральных масел, имеют хорошие адгезионные свойства. Вместе с водой они превращаются в эмульсию, и таким образом, совершенно теряют водостойкость. Малое количество воды поглощается без этого вредного воздействия, но если будет большее количество воды, то смазка превратиться в жидкость и у нее появиться способность к вытеканию. Натриевые смазки имеют относительно малые низкотемпературные характеристики, с диапазоном расчетных температур от –20 до 100 ºC. Смазки на основе комплексного натриевого мыла имеют лучшую стойкость к высоким температурам (до 160 ºC), и водостойкость в пределах до 50 ºC.  Смазки на основе комплексных натриевых мыл, содержащие минеральные или синтетические масла, считаются хорошими смазками для высокотемпературных и  длительных применений.

Гелевая смазка содержит неорганический загуститель, т.е. бентонит или силикагель. Этот загуститель состоит из очень тонко распределенных твердых частиц. Пористая поверхность этих частиц имеет свойство поглощать масла. Гелевые смазки не имеют четко определенной точки каплепадения или точки плавления. Они применяются в широком диапазоне температур, водостойкие, но сопротивляемость коррозии часто относительно слабая, что подходит для использования при высоких скоростях и больших нагрузках.

Полимочевины – это синтетические органические загустители для смазочных материалов. Их точки каплепадения и точки плавления в зависимости от их консистенции превышают 220 0С. Они обладают превосходной водостойкостью и хорошей смазочной способностью для металлопластиковых пар трущихся деталей и для эластомеров в зависимости от типа базового масла и вязкости. Полиуретановые смазки (таблица 3.10) на основе отдельных видов минеральных или синтетических масел являются хорошими смазками, используемыми длительное время и при высоких температурах.

Использование пластиков как синтетических органических загустителей привело к новым разработкам в области смазочных материалов. PTFE  (тефлон) – один из самых термоустойчивых загустителей для высокотемпературных смазок и смазок длительного использования, базовыми маслами которых являются высококачественные масла, такие как перфторалкиловое сложноэфирное синтетическое масло. Смазки, загущенные PTFE, не имеют определенных точек каплепаденияи точек плавления. Из-за своей сравнительно низкой точки плавления, PE (полиэтилен) достаточно редко используется в качестве загустителя.

Присадки препятствуют износу и коррозии, обеспечивают дополнительный эффект снижения трения, улучшают  сцепление смазки и предотвращают повреждения при пограничном и смешанном процессе трения. Таким образом, присадки улучшают качество, технические характеристики и, особенно, области применения смазки.

В качестве стандартных смазочных материалов для закрытых подшипников используются пластичные смазки на основе литиевого загустителя и минерального масла с консистенцией NLGI 2 или 3, обеспечивающие работу в диапазоне температур -20 … 100 ºС. В случае эксплуатации в особых условиях применяются специализированные пластичные смазки. Ниже приведены характеристики и основное назначение пластичных смазок применяемых в некоторых видах подшипников российского производства и ряда зарубежных производителей.

Для нормальной работы подшипников достаточно небольшого количества смазочного материала. Переполнение подшипникового узла смазкой приводит не только к большим механическим потерям, но и к ухудшению ее свойств из-за повышенной температуры и непрерывного перемешивания всей массы смазок – последняя размягчается и может вытекать из подшипникового узла. Правильное количество смазки для подшипников качения  зависит от конфигурации подшипника, скорости, дополнительной направляющей поверхности и уплотнений. Общих правил использования не существует из-за разницы направляющей поверхности подшипников качения  и конфигурации.

 

Для смазывания подшипников выпускается большое разнообразие пластичных смазок. Некоторые из них, в зависимости от области применения.

 

Информация частично взята с сайта http://www.snr.com.ru/e/lubrications_1_2.htm

 

 

Область применения пластичных смазок:

  • Смазки общего назначения

Смазки пластичные общего назначения применяются во всех областях машиностроения, металлургии, транспорта, сельского хозяйства. Работают в узлах трения при температуре до +70о С. 

Графитная смазка

Солидол Ж

Солидол С

Смазки пластичные для повышенных температур применяются в энергетике, металлургии, химической  и пищевой промышленности. Работоспособны при температуре до +110о С.

Консталин

Смазка 1-13

  • Многоцелевые смазки 

Многоцелевые пластичные смазки для узлов трения машин и механизмов различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Работоспособны при температуре от -30о С до +130о С в условиях повышенной влажности.

Фиол-1, Фиол-2

Литол-24

Лимол

  • Термостойкие смазки 

Смазки для узлов трения, работающих при температурах свыше +150о С.

ВНИИНП-246

ВНИИНП-231

ВНИИНП-219

ВНИИНП-210

ВНИИНП-207

Циатим-221

Смазка Графитол

  • Низкотемпературные смазки 

Пластичные смазки для применения в узлах трения  при температурах ниже -40о С.

Лита

смазка ГОИ-54п

Циатим-203

Зимол

  • Химически стойкие смазки 

Смазки, стойкие к воздействию агрессивных химических сред.

ВНИИНП-294

ВНИИНП-283

ВНИИНП-282

Циатим-205

  • Приборные смазки 

Приборные смазки для узлов трения приборов и точных механизмов, работающих при невысоких нагрузках.

Смазка ОКБ-122-7

Циатим-201

  • Автомобильные смазки 

Смазки пластичные для применения в узлах автомобилей.

Смазка №158

Шрус-4

  • Железнодорожные смазки 

Смазки пластичные, разработанные для железнодорожного транспорта.

ЖТ-79Л, ЖТ-72

ЛЗ ЦНИИ

ЖРО

СТП-з, СТП-л

  • Металлургические смазки 

Металлургические смазки созданы специально для применения в металлургии.

Смазка ЛС-1П

  • Смазки индустриальные 

Узкоспециализированные смазки для различных отраслей промышленности.

  • Смазки электроконтактные 

Смазки токопроводящие для электрических контактов.

УВС Суперконт

УВС Экстраконт

УВС Примаконт

ЭПС-98, ЭПС-90, ЭПС-150, ЭПС-250

  • Смазки консервационные 

Пластичные смазки, предназначенные для защиты от коррозии.

Смазка консервационная пушечная ПВК

  • Смазки канатные 

Канатные смазки и пропиточные составы.

Торсиол-35, Торсиол-55

Канатная БОЗ

  • Смазки резьбоуплотнительные (резьбовые)

Смазки для уплотнения резьбовых соединений

Арматол-60

Арматол-238

Р-402

Р-416

Р-113

Резьбол Б

 

Компания Центр-Ойл производит пластичные смазки.

Перечень смазок здесь

 

www.smazelektro.ru

Пластичные (консистентные) смазки и их классификация

Пластичные смазки, как правило, изготовлены путем загущения базового масла различными типами загустителей. Для придания смазкам необходимых функциональных свойств в них добавляют те или иные присадки и/или наполнители. Таким образом, состав смазки = базовое масло (80-90%) + Загустители + Присадки.

Состав

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ТИПЫ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Типы загустителей

  • Мыла (соли высших карбоновых кислот). В зависимости от катиона мыла их разделяют на литиевые, кальцивые, алюминиевые, натриевые и др.
  • Комплексные мыла на основе солей разных кислот одного катиона.
  • Неорганический загуститель (например, бентонитовая глина).
  • Синтетический загуститель (например, политетрафторэтилен).

СОВМЕСТИМОСТЬ ПО ЗАГУСТИТЕЛЮ

Базовое масло

В качестве базового может использоваться как минеральное, так и синтетическое масло. Базовое масло в совокупности с загустителями определяют реологические (пластические) свойства смазки.

Присадки

В пластичные, так же как и в жидкие смазочные материалы, присадки добавляются для придания им заданных свойств. Кроме присадок, характерных для масел, в пластичную смазку могут добавляться твердые добавки, такие, как дисульфид молибдена (MoS2) и графит.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК

СВОЙСТВА ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК

По типу загустителя

Консистенция

Консистенция — условная мера механической прочности, которая выражается в номерах или степенях консистенции 000 до 6, определяемой по системе NLGI (National Lubricating Grease Institute) и выражаемой в числах пенетрации. Чем выше номер, тем гуще смазка. Для измерения пенетрации используется специальный конус, которому погружается в смазку под действием своего веса в течение 5 секунд при температуре +25°C. Глубина погружения конуса измеряется, и по результатам измерения определяется показатель пенетрации.

Консистенция:

  • ЯВЛЯЕТСЯ мерой относительной «твердости» смазки.
  • ЗАВИСИТ от количества загустителя и вязкости базового масла.
  • ПОДБИРАЕТСЯ в соответствии с особенностями применения и подачи смазки.
  • ВЛИЯЕТ на смазывающую способность смазки, текучесть и уплотнительные свойства.

Пенетрация

Классификация пластичных смазок NLGI

По NLGI

По DIN 51 852

Вязкость базового масла и скоростной фактор

Температура каплепадения

Температура, при которой смазка из квазитвердого (пластичного) состояния переходит в жидкое и появляется первая капля из отверстия при стандартных условиях испытания.

Смазочные свойства

Смазывающие свойства пластичной смазки и ее способность нести нагрузку зависят как от вязкости базового масла, так и от поведения загустителей в предельных условиях смазывания и их совместной способности образовывать масляную пленку. Противоизносные и противозадирные качества смазки определяют на основании испытаний на специальном стендовом оборудовании (SKF R2F, Timken EP, Almen EP и др.).

Предел возможности запрессовки

Возможность запрессовки смазки под давлением в трущуюся пару является одним из важнейших показателей качества смазки применительно к использованию в конструкциях с централизованной системы смазки, особенно в условиях холодного климата. Фирма Safematic разработала метод испытаний смазок на данный показатель, при котором фиксируется нижняя рабочая температура. Safematic регулярно обновляет и публикует результаты своих исследований.

Защитные свойства

Защитные свойства по SKF Emcor определяются как степень повреждения коррозией подшипника, покрытого смазкой, в присутствии воды.

Водостойкость

Характеризует способность смазки сохраняться в подшипнике под воздействием водной струи. Определяется количеством вымытой смазки (в процентах от исходной).

autolubricants.info

Назначение и классификация пластичных смазок

Пластичные смазки представляют собой жидкие масла, специальным образом загущенные для того, чтобы придать им ряд эксплуатационных свойств, не обеспечиваемых ни жидкими, ни твердыми смазочными материалами. Основное предназначением смазок является уменьшение износа плоскостей трения и увеличение срока эксплуатации деталей механизмов. Помимо этого, смазки предотвращают заедание, заклинивание, задир поверхностей трения. Важным является свойство смазки не допускать перегрева трущихся деталей. Практически все смазки осуществляют защиту металлических поверхностей от коррозии, а также, благодаря антифрикционным качествам, уменьшают энергозатраты на трение, что способствует снижению потери мощности механизмов. В основном применяются пластичные и жидкие смазки. Длительность работы смазочного масла определяется скоростью накопления в нем опасных примесей и старением. Заменять его необходимо при повышении вязкости больше, чем на 30%.

По физической структуре пластичные смазки представляют собой дисперсионые (коллоидные) микронеоднородные системы, состоящие из дисперсионной среды и дисперсной фазы.

Дисперсионной средой служат жидкие вещества, обладающие хорошими смазочными и антикоррозионными свойствами, дисперсной фазой – твердые вещества, основным назначением которых является поддержание стабильности системы и ограничение подвижности дисперсионной среды – ее загущение.

Вещество, образующее дисперсную фазу, называют загустителем. Действие загустителя основано на том, что он создает в объеме смазки структурный каркас, во внутренних ячейках которого жидкость удерживается силами взаимодействия между молекулами дисперсной фазы и дисперсионной среды.

В наибольшей степени пластичные смазки используются в следующих областях – подшипники скольжения и качения, шарниры, зубчатые, винтовые и цепные передачи машин и механизмов, многожильные тросы.    

Большинство современных смазок одновременно обладают свойствами, допускающими их использование и по другим назначениям, например антифрикционные пластичные смазки в некоторых случаях можно использовать как консервационные или уплотнительные.

Преимущество пластичных смазок по сравнению с маслами: более длительный срок службы в механизмах и узлах, что позволяет существенно снизить конструкционные расходы. 

Недостаток пластичных смазок: невозможность отвода отработанного материала из узлов трения.

Способность смазок сопротивляться выдавливанию узла трения, а также “легкость” подачи смазки к трущимся поверхностям называется консистенцией.

В качестве присадок к смазкам используют те же присадки, что и в маслах. Присадки могут быть: противоизносные, противозадирные, антифрикционные, защитные, вязкостные и адгезионные.

Особое значение для улучшения свойств смазок при высоких нагрузках, температурах и скоростях относительного движения поверхностей трения имеют наполнители, в качестве которых наиболее эффективны твердые слоистые смазки – дисульфид молибдена и графит.

 

Работоспособность пластичных смазок:

– солидолы (гидратированные кальциевые) смазки работоспособны до 60-80 °С

– натриевые смазки – до 110 °С

– литиевые и комплексные кальциевые смазки – до 120-140 °С

– углеводородные смазки (загущаемые парафином и церезином) – до 50-65 °С.

 

Свойства пластичных смазок

– стабильность – определяет способность смазок сохранять заданные физико-химические свойства в течение определенного промежутка времени при воздействии внешних факторов длительного хранения, измерений температуры, механических воздействий радиационного облучения и прочее

– механические свойства – большая зависимость прочности от температуры, способность восстанавливать прочность после разрушения и зависимость прочности от интервала времени между последующими нагружениями – “времени отдыха”

– вязкостно-скоростные и вязкостно-температурные свойства смазок определяют потери на трение на рабочих режимах, условия начала движения в узлах трения при низких температурах и усилия (затраты энергии) на подачу смазки по мазепроводам к узлам трения

– смазочные, защитные и герметизирующие свойства.

Пластичные смазки имеют разную консистенцию и классифицируются по типу загустителя и по области применения. Наиболее распространены мыльные пластичные смазки, загущенные кальциевыми, литиевыми, натриевыми мылами высших жирных кислот.

 

Классификация пластичных смазок по составу базового масла:

– минеральные смазки, которые получаются путем переработки нефти

– синтетические смазки, которые получаются путем синтеза из органического и неорганического сырья

– полусинтетические смазки, которые получаются путем смешивания минерального и синтетичеческого масла.

 

Классификация пластичных смазок в зависимости от назначения:

– антифрикционные смазки применяются для уменьшение трения и износа сопряженных деталей

– консервационные (предохранительные, защитные) необходимы при постановке техники на хранение, чтобы не допустить коррозию ее металлических деталей, при расконсервировании механизма они легко убираются с трущихся поверхностей

– уплотнительные пластичные смазки применяются для герметизации зазоров, для сальниковых устройств, в различных соединениях

– канатные смазки используются для предупреждения коррозии и истирания стальных канатов

 

Классификация пластичных смазок по консистенции:

– твердые – до отвердения этот вид смазки представляет собой суспензию, после отвердения – коллоидный раствор (золи), который обладает всеми качествами твердых тел и низким показателем сухого трения. Их используют, когда другие виды смазок из-за сложных условий эксплуатации не обеспечивают устойчивую работу механизмов. Обычно твердые смазки применяют в тормозных колодках

– пластичные и полужидкие особенно необходимы для подшипников скольжения и качения, шарниров, винтовых, цепных и зубчатых передач, то есть там, где необходимо уменьшить трение и износ узлов. При небольших нагрузках пластичные смазки не изменяют свою форму и с вертикальных поверхностей не стекают. Под нагрузкой смазка деформируется и, подобно жидкости, начинает течь. После отмены нагрузки смазка вновь застывает.

Классификация пластичных смазок по консистенции (NLGI)

 

Классификация пластичных смазок по составу:

– органические

– мыльные

– углеводородные

– неорганические.

 

Достаточно остро стоит проблема совместимости смазок различного состава. Смазка предыдущей закладки при замене не всегда удаляется полностью, что отрицательно влияет на надежность узла. Это следует учитывать при подборе новой смазки-заменителя.

unil.spb.ru

Консистентные смазки для сложных условий эксплуатации | Моторное масло – ГСМ

Консистентные смазки состоят из основного масла, связанного загустителем (мылом). Благодаря этому смазочный материал остается на месте смазки. Там он обеспечивает длительную защиту его от внешних воздействий, например, влаги, СОЖей и посторонних материалов.

Консистентные смазки применяются для подшипников всех видов, качения и скольжения, валов, арматуры, уплотнений, направляющих, а также цепей и редукторов.

ПараметрыНормаОписание
Вязкость основного маслаDIN 51561Влияет на диапазон скоростей и способность к восприятию нагрузки консистентной смазки
Температура каплепаденияDIN ISO 2176Превышение этой температуры приводит к разрушению структуры консистентной смазки
Рабочие температурыDIN 51805 DIN 51821/2 (подшипники качения)Температурный диапазон оптимальной эффективности
Параметр частоты вращения (величина DN) Max/скорость вращения, до которой в подшипнике качения можно использовать консистентную смазку
КонсистенцияDIN ISO 2137Мера твердости консистентной смазки
Класс NLGIDIN 51818Распределение по классам консистенции
Тест на четырехшариковой машинеDIN 51350Определение степени защиты износа и максимальной способности к восприятию нагрузки консистентной смазки

Основным различием в структуре консистентных смазок и масел является загуститель, который определяет типичные рабочие характеристики консистентной смазки.

Не многие знают, как правильно выбрать смазку для подшипника и как заполнять ею подшипник. Если у Вас оборудование на гарантии или сохранилась карта смазок, вопрос выбора смазок практически решен. Нужно только открыть карту смазок или позвонить в сервисную службу. А что делать, если оборудование старое, потерялась карта смазок и тд…

Попробуем разобраться. Самое главное, знать в каких условиях работает подшипник. Чем больше информации о температурном режиме, скорости вращения, воздействие нагрузок, контакт с агрессивной средой (вода, пар, химические растворы, пыль и т. д. ), требуемой вязкости, тем точнее будет выбор смазки.

Температурный режим:

При критических отрицательных температурах, смазка может «кристаллизоваться» и густеть, при критических положительных температурах высыхать (коксоваться) и вытекать (критические температуры, соответственно для каждой смазки, разные).

При Сверхвысоких температурах — свыше +230oС и до +1000oС (возможны и более высокие температуры), применяют пастообразные смазки. Главной особенностью паст является «двойственность характера», до определенных температур, примерно до +230oС … +280oС, они работают в виде смазки, а после испарения «жидкой» основы, превращаются в противозадирное покрытие, защищающее подшипник от заклинивания.

Для средних температур, от —30oС до +120oС, можно применять минеральные смазки.

Для низких температур, от —40oС до —70oС, применяют силиконовые смазки.

Скорость вращения подшипника:

Кстати: DN— фактор (speed-factor) примерно можно рассчитать по следующей формуле: Внешний диаметр подшипника + внутренний диаметр подшипника, разделить на 2, а затем умножить на количество оборотов подшипника.

При достижении предельной скорости вращения, смазка, по законам физики, будет стремиться к наружному краю подшипника, оставляя внутренние части без смазки. У каждой смазки, «предельные скорости» индивидуальны.

Для высокоскоростных подшипников используют, в основном, синтетические смазки. Как иногда бывает, высокоскоростные подшипники работают в условиях повышенных температур и увеличенных интервалах замены смазки.

Агрессивные среды:

Под агрессивной средой подразумевается любая среда, негативно влияющая на смазку. Вода, пар, кислоты, пыль и тд.

Хорошие водостойкие смазки, равнодушны к брызгам воды и даже большему ее количеству. Препятствуют образованию коррозии и не вымываются. Существуют смазки, стойкие к растворителям, кислотам и прочим «гадостям». Так же, существуют смазки, относительно равнодушные к запыленным условиям работы.

Нагрузки:

Одно из основных требований к выбору смазки. При нагрузке на шарики подшипника, смазка выдавливается из пятна контакта. Чем выше нагрузка, тем больше выдавливается смазки. Существуют смазки с твердыми смазочными веществами: графит, молибден и др. Когда основная смазка перестает работать, в ход идут твердые вещества.
Так же, существуют антифрикционные покрытия, «сухая смазка». В роли смазочного вещества выступают только твердые частицы графита, молибдена, тефлона и т. д.

Если есть возможность, для подшипников скольжения, если не известны нагрузки, можно использовать два вида смазки: первоначально антифрикционное покрытие, а затем, смазка с твердыми антифрикционными веществами.

Возможно, выбрать смазку для подшипника и не проблема, проблема подобрать правильную смазку. Для подбора правильной смазки, все-таки, лучше обращаться к специалистам. Изложенные в этой статье мысли, исключительно поверхностны и образны. Существует целая наука, «трибология», и переписывать ее здесь, не возможно.

И так, механик выбрал правильную смазку и даже получил ее вместе с новым подшипником. И вот, начинается заключительная часть «Марлезонского балета», правильно заполнить подшипник смазкой. Мысли «много — не мало», «чем больше, тем лучше» и т. д. не всегда проходят с набивкой подшипника. Для каждого подшипника, требуется определенное количество смазки. (Как правило, эта информация прилагается к оборудованию. )
Для типичных подшипников, если утеряны данные по смазке, можно использовать ниже приведенную информацию, по расчету количества смазки, закладываемой в подшипник:

Для смазок:

При набивке пластичного смазочного материала в подшипники валов, вращающихся с частотой до 1500 об/мин, заполняют 2/3 свободного объема подшипника, а при скоростях свыше 1500 об/мин—1/3 объема.
Смазывание пастами только для сверхмалых скоростей!

**Для паст:**

Наносятся тонким слоем! Пасты наносят тонким слоем на дорожки подшипника. Рекомендуется многократно провернуть подшипник во время нанесения смазки с целью равномерного распределения материала по беговой дорожке подшипника. Если во время проворачивания образуется наплывы (излишки) смазки, то их необходимо удалить.

Примерные нормативы по закладке.

Чистый подшипник должен быть заполнен не более чем на 15% свободного объема подшипника.

Расходное количество можно рассчитать по формуле (примерно):
g=dхBх0,005 (гр), где
g — вес смазочного материала в граммах;
d — внутренний диаметр подшипника, мм;
В — ширина подшипника, мм.

При температурах свыше ~ 200 — 250|С (в зависимости от смазочного материала) смазывание происходит за счет сухой смазывающей пленки, которая расходуется с течением времени.
После замены смазочного материала — нужно обратить особое внимание на данный узел (прислушиваться, принюхиваться и т. д. )
Так же, для всех смазочных материалов, заполняемых в подшипник, необходима (по крайне мере крайне желательно) приработка.
Вот одна из рекомендаций, после наполнения ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ подшипников смазкой:
Частота вращения — 0.5 от максимальной.
5 циклов по 20 сек. с остановкой между циклами по 2 мин. Частота вращения — 0.75 от максимальной.
5 циклов по 20 сек. с остановкой между циклами по 2 мин. Максимальная частота вращения:
5 циклов по 20 сек. с остановкой между циклами по 2 мин. 10 циклов по 30 сек. с остановкой между циклами по 2 мин. 10 циклов по 1 мин. с остановкой между циклами по 2 мин.

Наряду со смешиваемостью основных масел у консистеных смазок необходимо также учитывать совместимость загустителей.

motornoe.com

Маркировка консистентных смазок:

Первая буква- область применения: У – универсальная; А – автотракторная., Ииндустриальная, Ж – железнодорожная и т.д.

Вторая буква –наименование группы для универсальных смазок:

Н – низкоплавкая, С – среднеплавкая, Т –тугоплавкая.

Твердые смазочные материалы: графит, дисульфид молибдена и др. можно использовать при температуре от – 250 – до +350° С.

Эти материалы часто применяются в виде добавок (присадок) к жидким и консистентным смазкам. Наиболее часто применяют следующие виды добавок: противоизносные, противозазорные, противопенные, противоокислительные, антикоррозионные.

Физико-механические свойства жидких смазочных материалов: плотность, вязкость,t° вспышки,t° застывания, маслянистость, содержание воды и механических примесей, кислотность, коксовое число.

Плотность -0,87-0,95 г/см2.

Вязкость – внутреннее трение или сопротивление перемещению одной части относительно другой.

Различают динамическую и кинематическую вязкость.

Динамическая вязкость- (Пас) единицы динамической вязкости.

Кинематическая вязкость(м/с) – отношение динамической вязкости к плотности жидкости при температуре определения.

В ГОСТах на марку масла используют значение кинематической вязкости.

Вязкостьзависит отt° и давления.Масло, вязкость которого мало зависит оттемпературы, является наиболее качественным. Вязкостные температурные свойства оцениваются индексом вязкости. Чем выше индекс, тем лучше масло. Хорошим считается масло с индексом 80-90.

С повышением давления вязкость масла увеличивается.

t° вспышки – температура, при которой масло выделяет пары, воспламеняющиеся от огня.

t° застывания- температура, при которой масло теряет свою подвижность.

Маслянистость – (липкость) характеризуется его способностью прилипать к смазываемым поверхностям. Оценивается маслянистость коэффициентом трения и прочностью масляной пленки.

Масла растительного и животного происхождения обладают большей маслянистостью, чем минеральные.

Наличие воды в масле является причиной коррозии металла, уменьшения вязкости и липкости.

В состоянии поставки масло воды не содержит.

Наличие механических примесей допускается 0,05%.

Кислотность масла- указывает наличие в нем свободных кислот, которые вызывают коррозию металла. Кислотность выражается кислотным числом, которое предоставляет сотые числа миллиграммов едкого калия, потребного для нейтрализации свободных кислот в 1 г масла.

Коксовое число- характеризует склонность масла к образованию нагара и равно процентному содержанию кокса в навеске масла.

Основными физико-механическими свойствами консистентных смазок являются: прочность, вязкость, теплостойкость, влагостойкость, стабильность, антикоррозионность и содержание механических примесей.

Прочность консистентной смазки определяется ее способностью сопротивляться действию сил, срывающих ее со смазывающей поверхности. Минимальный предел прочност 180-200 Па. С увеличениемt°прочность снижается.

Вязкость – (консистентность) смазки оценивается числом пенетрации, глубине погружения в смазку стандартного металлического конуса массой 150г за период 5 с.

Теплостойкость характеризуетt°каплепадания (при нагревании смазки в специальном приборе).

Смазки с t°каплепадания < 65°С – низкоплавкие;

60-100°С – среднеплавкие;

> 100°С – тугоплавкие.

Влагостойкость характеризует способность смазок противостоять растворению и смыванию водой и образованию с ней различных эмульсий.

Высокой влагостойкостью обладают смазки с кальциевыми загустителями (солидолы).

Низкой – с натриевыми загустителями (консталины).

Стабильностьхарактеризует способность сохранять свои первоначальные свойства при длительной работе и хранении.

Антикоррозионность – степень воздействия на металлические пластины, помещенные в смазку.

Наличие механических частиц нежелательно. Их количество не должно превышать 0,6%.

Системы смазки машин.

Для смазки промышленного оборудования применяют индивидуальные и централизованные системы смазки

Системы смазки характеризуются: 1) по времени действия: периодическая непрерывная; 2) по способу подачи смазки: принудительная и без циркуляционной подачи; 3) по характеру циркуляции: проточная, циркуляционная, смешанная.

Примеры:

1) гидравлическая непрерывная циркуляционная смазка, смазка зубчатых колес и подшипников качения редуктора;

2) системы принудительной смазки для механизмов с подшипниками скольжения. Состав системы: емкость с холодильниками, насосы, магистрали, КИПиА, фильтры.

Выбор смазочных материалов осуществляется по рекомендации заводов-изготовителей или условий применения механизмов.

Подбор смазок при отсутствии рекомендаций:

 узлы трения, работающие при больших давлениях, смазывают более вязкими смазочными материалами. Однако чрезмерное повышение вязкости приводит к перегреву масла. Поэтому при повышении скоростей применяют смазочные материалы с пониженной вязкостью;

 с увеличением зазора в сопряжении и t°рабочей поверхности детали вязкость смазывающих материалов должна быть повышена;

 в системах с принудительной циркуляционной или проточной смазкой применяют масла небольшой вязкости;

 для деталей сопряжений, которые должны удерживать смазку на своей поверхности, применяют консистентные смазки.

Подшипники скольжения смазываются жидкими минеральными маслами и консистентными смазками. Для подшипников скольжения, работающих в режимах жидкостного или полужидкостного трения при значительных скоростях, применяют жидкие минеральные масла. Для подшипников скольжения, работающих при невысоких скоростях и высоких удельных давлениях, обычно применяют консистентные смазки. Для подшипников качения аналогично.

studfiles.net

Особенности надежной защиты: консистентные смазки

Бизнес 14 февраля 2014

Консистентные смазки являются одним из необходимых элементов в современной промышленности. Они используются для обработки шасси, цепей, поворотных осей в оборудовании, для запорной арматуры и во многих других случаях. Особенно эффективно их применение в условиях, отличающихся резкими перепадами температур и повышенной влажностью.

Особенности и свойства консистентных смазок

Данные средства обладают пластичностью. Это и является основным отличием их от жидких смазок. Они производятся на основе масел с добавлением загустителей, в качестве которых могут использоваться полимеры, глина, карбоновые соли.

  • Консистентные смазки имеют разный цвет. Они бывают прозрачными, черными, светло-коричневыми.
  • Многие из данных средств обеспечивают антикоррозийную защиту обрабатываемым деталям.
  • Отличаются отсутствием запаха.
  • Не изменяют свою густоту при изменении температуры.
  • Такие смазки не текут, что делает их использование удобным.
  • Минимальный срок работы варьируется от 2 до 4 недель. Затем средство нужно заменить.

Консистентные смазки: виды

На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей консистентных смазок. Поговорим об основных из них.

  1. Натриевые. Часто бывают с добавлением кальция. Другое название – консталины. Их целесообразно применять в условиях с температурой от 70 до 110 градусов. Минусом можно назвать тот факт, что они боятся воды и могут раствориться в ней.
  2. Литиевые. Изготавливаются на основе лития. Отличаются особой эффективностью в условиях, где наблюдается сильная вибрация, при больших нагрузках. Отлично подходят для длительного использования.
  3. Алюминиевые. Сделаны на основе алюминия. Устойчивы к влаге, предотвращают окисление металлов, чем повышают проводимость. Часто используют в условиях, отличающихся повышенными температурами.
  4. Полиуретановые. Производятся на основе порошка. Они склонны к биоразложению. Не оказывают никакого вредного воздействия на окружающую среду и организм человека.
  5. Тефлоновые. Их отличает хорошая термостойкость, они могут выдерживать температуру до 250 градусов. На обрабатываемых деталях оставляют своеобразную пленку, обладающую электроизоляционными и водоотталкивающими свойствами.
  6. Полигликолевые. Их использование позволяет продлить срок службы механизмов. Особенно часто применяются в условиях с высокими температурами.
  7. Силиконовые. Защищают от коррозии. Образуют пленку, обладающую водоотталкивающими свойствами. Улучшают скольжение, тем самым предотвращая трение деталей. Не смываются водой.

Кроме этих основных видов, встречается и множество других: пасты, смазки на основе загустителей (как органических, так и неорганических) и т. д..

Видео по теме

Сферы применения продукта

Консистентные смазки имеют достаточно широкую область использования. Так, например, силиконовые применяют для холодильников. Они имеют пищевой допуск. Распространены такие смазки и в быту. Ими обрабатывают ЛКП кузова автомобиля, смазывают замки и дверные петли.

Консталины используются для всех видов передаточных механизмов – валов и валиков. Кроме этого, они являются хорошим растворителем для лаков.

Литиевая консистентная смазка часто применяется для открытых частей оборудования. Она отлично подходят для подшипников скольжения и роликовых подшипников.

Как видим, консистентные смазки обладают целым набором полезных свойств, которые защищают механические детали в процессе производства.

Источник: fb.ru

Похожие материалы

Автомобили
Автосигнализация “Пантера” – надежная защита вашего автомобиля

В современном мире технологий самой распространенной защитой от угона считается автосигнализация “Пантера”. Многообразие функций этой защитной системы настолько велико, что она подойдет даже для самых требовательных к…

Дом и семья
Комбинезон-трансформер детский – надежная защита малыша

Повезло современным родителям – им не надо беспокоиться по поводу того, как одеть новорожденного, чтобы он не замерз в зимнюю стужу. О них позаботились производители верхней одежды для детей. Сегодня огромной по…

Дом и семья
Теплые и легкие детские комбинезоны на овчине – надежная защита в морозные дни

Родителям всегда очень сложно одеть ребенка на зиму. Раньше это происходило из-за тотального дефицита. Детей одевали в то, что удавалось достать. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Теперь трудности родителей зак…

Дом и семья
Накидка на диван – надежная защита обивки

В доме, в котором присутствуют животные или маленькие дети, уборка не является редкостью и обычно происходит незапланированно. В большинстве случаев после многочисленных мероприятий и усилий все же удаётся распрощатьс…

Дом и семья
Меховые конверты для новорожденных – надежная защита в морозные дни

Для каждой семьи нет более светлого и радостного события, чем рождение ребенка. Сколько приятных хлопот связано с этим счастливым днем! Вашему малышу помимо родительской любви необходимо множество разнообразных вещей,…

Дом и семья
Капли “Адвантикс” для собак: надежная защита и профилактика нападения насекомых-паразитов и клещей

Практически все, у кого есть любимый питомец-собака, каждый сезон с приходом весны и тепла сталкиваются с проблемой выбора надежного и эффективного средства для защиты животного от насекомых и паразитов, которые не то…

Дом и семья
Автокресла Baby Care – надежная защита вашего крохи

Согласно правилам, действующим в нашей стране, перевозка детей в автомобиле до определ…

Дом и семья
Как выбрать фильтр для очистки воды, чтобы надежно защитить свое здоровье

«Как выбрать фильтр для воды?» – очень актуальный вопрос для нашего времени. Ни для кого не секрет, что наше здоровье определяет качество питьевой воды. Употребляя ее для приготовления пищи…

Дом и семья
Очки Matrix – надежная защита от солнца

Всеми любимый летний сезон приближается, поэтому необходимо тщательно подготовиться к встрече с ним. Одежда из легких тканей, удобная обувь и, конечно же, стильные аксессуары должны “поселиться” в вашем гардеробе. Не …

Дом и семья
Диэлектрические перчатки – надежная защита от ударов током

Диэлектрические перчатки – одно из средств для защиты от тока при работе с электроустановками. Изготавливают их из специальной резины, в состав которой входят вещества, придающие изделию эластичность и электропр…

monateka.com

Типы и марки пластичных смазок. совместимость смазок




3. Типы и марки пластичных смазок. совместимость смазок

К сожалению на сегодняшний день не существует определенного порядка ни в отношении номенклатуры, ни в отношении маркировки пластичных смазок. Номенклатура выпускаемых смазок неоправданно велика, их марки не отражают эксплуатационных свойств, а противоречивые рекомендации литературы автомобильной тематики ставят в тупик очень многих автовладельцев. Между тем всё не так уж и сложно.

Эксплуатационные свойства пластичных смазок главным образом определяются видом загустителя, который и дает название виду смазки. Большинство смазок для узлов трения загущают мылами – солями жирных кислот различных металлов, причем соль может быть обычная, а может быть комплексная. При производстве автомобильных пластичных смазок используются мыла кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые и алюминиевые. Кроме мыла в качестве загустителя так же применяются углеводороды и, иногда, пигменты. Зная тип смазки по виду примененного загустителя, можно уже многое сказать об области её применения.

Кальциевые смазки называются солидолами. Это, благодаря дешевизне и удовлетворительным эксплуатационным характеристикам, наиболее распространенные смазки. Они могут применяться и в узлах трения, и как консервационные. Солидолы бывают синтетическими и жировыми. По внешнему виду отличить их практически невозможно: и те, и другие представляют собой мягкую маслянистую мазь от светлого до темно-коричневого цвета. От смешивания разных марок солидолов (например, при добавлении смазки в узел) их свойства не ухудшаются. Солидолы выпускаются двух разновидностей: обычные и пресс-солидолы. Пресс-солидолы мягче, что облегчает их заправку через пресс-масленки при низкой температуре, но снижает верхний температурный предел применения. При нагревании примерно до 80оС солидолы неотвратимо распадаются, и это делает невозможным их применение в таких узлах автомобиля как, например, ступицы передних колес, подшипники водяного насоса, распределитель зажигания.

К солидолам относится также графитная смазка – грубая плотная мазь с серебристым оттенком. Она изготавливается на более вязком масле, чем солидол С, и в её состав входит около 10% наполнителя – графита П грубого помола. Эту смазку не допустимо применять в узлах трения с высокой чистотой обработки.

Комплексные кальциевые смазки по сравнению с солидолами термически стабильны, обладают высокими противозадирными свойствами, но склонны к термоупрочнению и гигроскопичны. К этим смазкам относятся униолы, которые по внешнему виду очень похожи на солидол.

Смазка Униол-1 может применяться в качестве единой автомобильной смазки взамен 1-13, ЯНЗ-2, технического вазелина и других, однако в узлах трения требует более частой замены чем, к примеру, Литол-24. Смазка Униол-3 и Униол-3М отличаются от Униола-1 тем, что готовятся не на масле МС-20, а на маловязкой смеси масел. Это делает их низкотемпературными смазками, которые целесообразно применять в холодных климатических районах при круглогодичной эксплуатации. В Униол-3М добавлен в небольшом количестве дисульфид молибдена, что несколько повышает противозадирные и противоизносные свойства этой смазки.

Натриевые и натриево-кальциевые смазки обязаны своему распространению довольно высокой температуре плавления. Однако область их распространения ограничена, так как они неводостойкие – растворяются в воде, хорошо смываются водой с поверхностей и т. д. Некоторые из них склонны к термоупрочнению и поэтому не могут длительное время обеспечивать работоспособность при повышенной температуре, например, в ступицах передних колес автомобилей с дисковыми тормозами, где температура может повышаться до 100о и более. В настоящее время постепенно вытесняются другими смазками.

Литиевые смазки получили на сегодняшний день набольшее распространение благодаря своим ценным эксплуатационным качествам. Во многом они отвечают требованиям, предъявляемым к идеальным смазкам. Первой среди них стоит смазка Литол-24 – мягкая мазь вишневого, реже коричневого цвета. Литол-24 может применяться как единая смазка для всех основных узлов трения автомобиля взамен практически всех смазок. Кроме того, Литол-24 обладает хорошими консервационными свойствами.

Фиол-3 – мягкая зеленая мазь, практически идентична Литолу-24 и допускает смешивание с ним.

Фиол-1 – очень мягкая зелёная смазка, также близка по составу к Литолу-24, но имеет меньшую вязкость, меньший предел прочности и лучшую морозостойкость.

Фиол-2 – промежуточная смазка между Фиолом-1 и Фиолом-3.

Фиол-2М – смазка серебристо-черного цвета, отличается от Фиола-2 наличием адгезионной присадки и наполнителя – около 2% сульфида молибдена. В октан корректоре ВАЗ, где используется Фиол-2М, его вполне можно заменить Литолом-24.

ЦИАТИМ-201 – мягкая желтая или светло коричневая мазь, обладающая высокими низкотемпературными свойствами. Применяется в узлах всех типов при небольших удельных нагрузках и там, где требуется небольшое усилие сдвига, например, в гибком вале спидометра.

ЛСЦ-15 – несменяемая высококачественная автомобильная смазка, которая отличается от Литола-24 и Фиолов наличием антиокислительной присадки. Обладает высокой адгезией, водостойкостью, консервационными свойствами. Можно смешивать с Литолом-24 и фиолами.

www.reduktorvaz.narod.ru