Как подбивали тигры – Скрываемая правда о нацистском чудовище, убивавшем союзников: «Танк Тигр — это потеря времени» | История | ИноСМИ

Они жгли «Королевские тигры» » Военное обозрение


Тот бой разгорелся у села Заньки Житомировской области 7 декабря 1943 года. На рассвете немцы бросили в атаку свои сильнейшие танки Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр». В секторе наблюдения экипажа младшего лейтенанта Василия Ермолаева оказались три боевые машины. Бить их в лоб Василий Ермолаев не стал, подпустил на близкую дистанцию, дождался, когда один из «Тигров» подставит борт, и открыл огонь. Несколько выстрелов и тот загорелся. Потом вспыхнул еще один. Вести стрельбу по третьему было нечем – кончились подкалиберные снаряды. Только они могли пробить толстенную броню «Тигра». Теперь Рz.Kpfw VI Ausf.H мог расправиться с Т-34 без труда. Громыхнул выстрел, и пламя охватило «тридцатьчетверку» Ермолаева. Но экипаж продолжал сражаться, Т-34 на полной скорости устремился навстречу «Тигру» и врезался ему в борт. Обе машины взорвались. Командиру танка гвардии младшему лейтенанту Василию Ермолаеву и механику-водителю гвардии сержанту Андрею Тимофееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Из 6 уничтоженных экипажем в том бою танков 4 были сильнейшими танками фашистской Германии – Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр».

В ходе ожесточенных сражений Великой Отечественной было не до того, чтобы учитывать, кто из наших танкистов уничтожил новейшие тяжелые немецкие танки Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр», Рz.Kpfw VI Ausf.В «Королевский тигр», Рz.Kpfw V Ausf.G «Пантера» (в вермахте считался средним танком, вес – 45 тонн). А сжечь такие машины было далеко непростым делом.

Давайте сравним тактико-технические характеристики Рz.Kpfw VI Ausf.H и Т-34. «Тридцатьчетверка» весит 28,5 т, а «Тигр» – более 55 тонн, броня у советского танка 52-45 мм, а у «Тигра» 102-82 мм. На вооружении у Т-34 первых выпусков стояла 76,2-мм пушка, в то время как гитлеровская машина имела 88-мм длинноствольную. «Тридцатьчетверка» могла поражать «Тигра» только в борт с дистанции от 300 до 500 метров, да и то только подкалиберным снарядом. А «Тигр» Т-34 – с дистанции 1,5-2 км, находясь вне зоны досягаемости огня пушек «тридцатьчетверок». Словом, танки Рz.Kpfw VI Ausf.H были очень грозным противником. В советской печати фронтовых лет писали, что «Тигры» горели в бою, как спички. Это, конечно, не так. И потом, тяжелые немецкие танки частенько путали с модернизированными до безумия средними танками Рz.Kpfw IV, у которых, начиная с 1942-го, вытянули ствол орудия, усилили броню, чтобы хоть как-то уравнять его с Т-34.

Характеристики Рz.Kpfw V Ausf.G «Пантера» уступали Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр», этот танк выпускался, как альтернатива Т-34. Однако он практически получился тяжелым танком, вместе с тем – лучшим танком гитлеровских «панцерваффе», одним из сильнейших танков второй мировой войны, и представлял большую угрозу для советских боевых машин. Основные тактико-технические характеристики «Пантеры» следующие. Боевая масса – 44,8 т. Экипаж – 5 человек. Вооружение: одна 75-мм пушка, два пулемета. Боекомплект – 79 снарядов, 4200 патронов. Броня: лоб корпуса – 80 мм, борт – 50-мм, башня – 110 мм. Максимальная скорость – 50 км/ч, запас хода по шоссе – 200 км. Фашистское руководство планировало выпускать до 600 машин в месяц, однако планы оказались нереализованными. На рекордный выпуск – 400 штук – вышли только летом 1944-го.

Командующий Центральным фронтом генерал армии К.К. Рокоссовский осматривает захваченную немецкую САУ «Элефант». На броне хорошо видны вмятины от снарядов

Опасным противником зарекомендовали себя немецкие САУ – истребители танков «Элефант» («Слон», первоначально назывались «Фердинанд» в честь конструктора Фердинанда Порше). Вооруженные 88-мм пушкой они бронебойными и подкалиберными снарядами пробивали соответственно 180-мм и 200-мм броню с дистанции 1000 метров. «Элефанты» участвовали в боях на северном фасе Курского выступа и в осенних боях 1943-го на правобережной Украине – под Никополем и в районе Житомира и зарекомендовали себя опасным противником танков. Самоходок «Элефант» было выпущено мало – 90 штук, и сильно повлиять на ход боевых действий они, конечно, не могли.

Немецкие танки Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр», Рz.Kpfw V Ausf.G «Пантера», а также истребители танков «Элефант» на советско-германском фронте массированно были применены в июле 1943-го в сражении на Курской дуге. В течение полугода им противостояли тяжелый танк КВ-1 (КВ-1С) с 76,2-мм пушкой (длина ствола 41,5 клб), с увеличенным до 105 мм бронированием лобовых деталей корпуса, средние танки Т-34/76 и даже Т-28, поступившие на вооружение в 1933 году. Экипажам советских машин, чтобы выиграть дуэль у «Тигра», приходилось проявлять высочайшее мастерство. Профессионально действовали наши танкисты из засад. Выручал и тот факт, что, к примеру, «тридцатьчетверка» была очень маневренной машиной. Уступая «Тиграм» по силе огня, она в умелых руках часто эффективно противостояла им.

Зимой 1944-го в гвардейские танковые части начали поступать более мощные танки Т-34/85 (на «тридцатьчетверке» установили длинноствольную 85-мм пушку – в башню с увеличенной толщиной брони). Параллельно с Т-34/85 в войска направлялся и тяжелый танк ИС-2, впоследствии признанный сильнейшим танком Второй Мировой войны. Установленная на нем 122-мм танковая полуавтоматическая пушка образца 1943 года имела дульную энергию в 1,5 раза больше, чем у 88-мм пушки Рz.Kpfw VI Ausf.H. На дистанции 500 метров снаряд весом 25 кг и начальной скоростью 790 м/сек пробивал броню толщиной до 140 мм. Сам ИС-2 имел бронирование 120-90 мм. Боевое крещение танки «Иосиф Сталин» получили под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944-го, где показали свои непревзойденные боевые качества. Командование вермахта запретило своим танкистам вступать в открытые поединки с ними… Но на практике чаще всего с сильнейшими немецкими танками в дуэль вступали самые массовые советские боевые машины – «тридцатьчетверки».

Курская дуга

Экипажи «тридцатьчетверок» из 1-й танковой армии генерала Михаила Катукова приобрели славу настоящих охотников на «Тигров» в битве на Курской Дуге, то есть тогда, когда вермахт впервые массированно применил свои новейшие тяжелые танки.

7 июля 1943 года Обоянское шоссе у небольшой деревушки Яковлеве обороняла рота гвардии лейтенанта Владимира Бочковского из 1-й гвардейской танковой бригады. На рассвете на шоссе показались 7 «Тигров» и два полка пехоты. А чуть позже, примерно в четыре часа утра, в свете восходящего солнца показались еще три танковые колонны с «Тиграми». Тут же послышался гул бомбардировщиков. Около 60 самолетов противника зашли с разных сторон и начали бить по всей площади перед танками, «расстилая» перед своим машинам «ковер». Это не смутило советских танкистов. Целый день восемь «тридцатьчетверок» отбивали атаки.

Из-за укрытий они били метко по машинам противника, не позволяя обнаружить себя. Решительности у гитлеровцев поубавилось в первые же минуты боя, который уже вскоре стал носить хаотичный характер. Именно тогда экипаж гвардии лейтенанта Георгия Бессарабова открыл свой счет уничтоженным тяжелым фашистским танкам. Рz.Kpfw VI Ausf.H стал третьим танком, который он сжег к полудню. Бессарабов уничтожил его из засады, когда тот подставил борт. А затем экипаж выиграл дуэль еще у экипажей двух «Тигров».

– К вечеру фашисты, видимо, догадались, что против них действует лишь горстка танкистов, и возобновили атаки против роты Бочковского с утроенной энергией, – рассказывал впоследствии командарм генерал Михаил Катуков. – Над селом повисли «мессеры». Одна из бомб разорвалась рядом с машиной гвардии лейтенанта Соколова. Танк, накренившись, съехал в глубокую воронку. Лейтенант Бочковский взял подбитую «тридцатьчетверку» на буксир, но машина не поддалась. А немецкие танки совсем рядом. Все это время Георгий Бессарабов прикрывал товарищей броней своей машины и отбивался от наседавших «Тигров». Несмотря на драматичность ситуации, Бочковский подал Соколову второй буксир. Спасение было уже близко, но один немецкий снаряд угодил в машину – у нее отлетел ствол пушки, над мотором взметнулось пламя. Гвардии лейтенант Соколов был убит. Под градом снарядов сорвало гусеницу с танка лейтенанта Бочковского. Ротный приказал своему экипажу натянуть гусеницу, но еще взрыв – по машине Бочковского побежали языки огня. Экипажи подбитых танков и четыре мотострелка, до последнего оборонявшие свой рубеж, забрались на броню машины Бессара-бова, и, маневрируя среди разрывов, она ушла на деревни.

Утром рота в составе пяти машин снова стала на пути немецкого наступления. Только за два дня боев танкисты роты уничтожили 23 танка противника, в том числе несколько Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр». 3 «Тигра» сжег экипаж гвардии лейтенанта Георгия Бессарабова.

Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» у дороги в районе Киева

Свой счет уничтоженным гитлеровским танкам отважный офицер увеличит в боях за освобождение Украины. Он сожжет 12 вражеских танков, из них 4 «Тигра».

29 декабря 1943-го в боях за город Казатин Георгий Бессарабов погиб.

7 «Тигров» уничтожил танкист 1-й танковой армии (200-я танковая бригада) лейтенант Михаил Замула.

8 июля 1943 года его рота держала оборону в районе села Верхопенье. Когда Замула увидел, что две группы танков противника обходят село, а третья двигается прямо по лощине на позиции роты, то понял, что его хотят взять в клещи. Он направил один взвод навстречу врагу, пытавшемуся обойти роту, а другой – укрыл в лощине, свою машину – за чадящим неподалеку «Тигром». Замула хорошо видел врага, оставаясь для него незамеченным. Напрасно противник пытался прорваться через село и его окрестности. «Тридцатьчетверки» выскакивали из укрытий и били по бортам «Тигров». Несмотря на превосходство в силах, гитлеровцы так и не сумели сбить наш танковый заслон. Оставив на поле боя около двух десятков машин, они вынуждены были отступить. 9 танков (в том числе 4 «Тигра») и 3 самоходных орудия уничтожил экипаж лейтенанта Замулы.

Всего за 8 и 9 июля 1943 года он сжег 17 вражеских танков (из них 7 Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр»), 5 самоходных орудий и 1 БТР. Именно в те дни было перехвачено радиодонесение немецких авиаразведчиков. Текст ее гласил: «Русские не отступают. Они стоят на том же рубеже. Наши танки остановились. Они горят».

В число асов-танкистов входят также командир танка Т-34 1-й танковой армии лейтенант Григорий Бражников и командир танка ИС-2 из 2-й ударной армии (30-я отдельная тяжелая танковая бригада) лейтенант Иван Хиценко.

Григорий Бражников отличился в боях на Курской Дуге. Вначале его экипаж уничтожил один средний танк Рz.Kpfw III и один Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр». Но затем в одном из боев Бражникову удалось расстрелять с дистанции 350-400 метров 4 «Тигра», потратив на них 8 снарядов. Правда, лейтенант увлекся и в горячке боя не заметил пятого, который успел нанести смертельный удар по его «тридцатьчетверке». К счастью, экипаж остался цел.

Подбитый немецкий танк «Тигр II» с советским трофейным номером 300

Лейтенант Хиценко участвовал в прорыве обороны противника в районе города Ружан (Польша). 15 января 1945-го экипаж его танка вступил в неравную схватку с 10-ю тяжелыми танками врага и 5 из них подбил. В том же бою отважный танкист погиб.

Асом по истреблению тяжелых фашистских танков можно считать, командира танка 13-й гвардейской танковой бригады (4-й гв. танк, корпус, 60-я армия) гвардии младшего лейтенанта Ивана Голуба. В декабре 1943-го в боях под Житомиром он уничтожил 3 танка Рz.Kpfw VI Ausf.H «Тигр» и 2 танка Рz.Kpfw V Ausf.G «Пантера».

На 1-й Украинский фронт Иван Голуб прибыл 6 декабря 1943-го после окончания Орловского бронетанкового училища и уже вскоре отличился в боях под Житомиром. В один из дней наступления «тридцатьчетверка» Ивана Голуба ворвалась с другими танками в поселок Геновичи, уничтожив за десяток минут несколько орудий и автомашин. Однако гитлеровцы предприняли контратаку. Иван Голуб сумел ловко поставить танк в укрытие и хорошо замаскировать его. Когда два «Тигра» приблизились к поселку, экипаж с первого выстрела подбил первый танк. Другой пытался укрыться в лощине. Голуб обошел слева высотку и встретил его на выгодной позиции. Вспыхнула и эта машина.

24 декабря сорок третьего началась Житомирско-Бердичевская операция. А через шесть дней, вечером 31-го, «тридцатьчетверка» Ивана Голуба первой из наступавших советских танков оказалась на окраине села Высокая Печь Житомирской области, где группировалась гитлеровская техника. Умело используя внезапность своего появления, экипаж меткими выстрелами уничтожил три «Тигра», две «Пантеры», 5 орудий и много пехотинцев.

Таким образом, младший лейтенант Иван Голуб за двадцать декабрьских дней записал на свой счет 5 уничтоженных новейших машин противника, войдя в число асов-истребителей танков. К сожалению, увеличить его Иван Голуб не смог. 5 января 1944 года в бою у села Гордиевка Житомирской области, где его экипаж вывел из строя несколько орудий вражеской батареи, молодой офицер погиб. В последней своей атаке, израсходовав боеприпасы, он направил танк на огневые позиции противника.

Герой Советского Союза гвардии младший лейтенант В.Ермолаев

4 танка Рz.Kpfw VI Ausf.H уничтожил командир танка 12-й гвардейской танковой бригады (1-й Украинский фронт) младший лейтенант Василий Ермолаев. 3 «Тигра» на счету командира танка Т-34 лейтенант Григория Чесака из 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса, отличившегося в боях на Украине, за город Фридриховка (ныне Волочинск) в марте 1944-го. Столько же грозных машин на счету командира взвода 14-го танкового полка (1-я танковая армия) лейтенанта Н. Лайзейкина. Из девяти уничтоженных им в одном из боев на Курской Дуге танков – три были Рz.Kpfw VI Ausf.H. Три «Тигра» и два средних танка Рz.Kpfw III в 3-х часовом бою на Курской дуге уничтожил экипаж танка лейтенанта М. Фролова из 178-й танковой бригады (10-й танковый Днепровский ордена Суворова корпус). 3 «Тигра» поразил во время боев на Курской дуге экипаж танка той же бригады гвардии старшина Александр Милюков. 3 «Тигра» из 18 уничтоженных на счету командира взвода и экипажа танка Т-34 45-й гвардейской танковой бригады (1-я танковая армия) гвардии лейтенанта Владимира Максакова.

Герой Советского Союза гвардии сержант А.Тимофеев

В августе 1944 года на Сандомирском плацдарме немецкое командование стремилось разгромить соединения советских войск, закрепившихся на западном берегу Вислы. В прифронтовую полосу, близ польской деревни Огляндув, предварительно оцепленной эсэсовцами, прибыл немецкий 501-й тяжелый танковый батальон с супертяжелыми танками Рz.Kpfw VI Ausf.В «Королевский тигр»…

В танковом экипаже «тридцатьчетверки» (Т-34/85) их было пятеро. Командир – младший лейтенант Александр Оськин, механик-водитель старший сержант Александр Стеценко, командир орудия сержант Абубакир Мерхайдаров, стрелок-радист Александр Грудинин и заряжающий младший сержант Алексей Халычев. В один из вечеров был получен приказ командира 53-й гвардейской танковой бригады (она входила в 6-й кв. танковый корпус, 3-ю гв. танковую армию, 1-й Украинский фронт) выйти к польскому населенному пункту Оглендув и произвести разведку. Оськин дал команду, и «тридцатьчетверка» понеслась на запад. На броне машины расположился десант. В Оглендув войти не удалось. На окраине экипаж заметил немецкие танки, их было свыше десятка, вступать в бой не было смысла. Отъехав на безопасное расстояние, Оськин связался со штабом бригады, откуда получил приказ – занять удобную позицию, продолжать наблюдение, действовать по обстановке.

«Тридцатьчетверка» замерла на скошенном поле напротив населенного пункта. Он него отделял глубокий овраг, за ним от Оглендува шла дорога на восток, так что можно было вести контроль. Члены экипажа сразу же стали маскировать машину снопами. Для правдоподобия они сложили такие же большие копны и в других местах поля. Ночь прошла спокойно. С рассветом Оськин заметил, как со стороны Оглендува показалась колонна тяжелых, неуклюжих машин. Вид у них был непривычный и грозный.

Советские офицеры осматривают уничтоженный тяжелый танк «Королевский тигр». Дорога Балашноди — Армат, Венгрия

– На «Тигров» похожи, – заметил Мерхайдаров. – Но не они. Может «Пантеры»?

Командир экипажа понял: в лоб новые машины не возьмешь. Лучше ударить по бортам. Возможность такая представится, тяжелые танки пойдут обязательно по дороге. И он не ошибся. Уже вскоре колонна вытянувшись вдоль оврага, более того, она почему-то остановилась. Сразу четырнадцать машин подставили борта под 85-мм орудие «тридцатьчетверки». Оськин решил бить по головному танку. Грянул выстрел. Попадание – под самую башню.

Второй снаряд угодил в борт. Разрушив броню, он поджег топливные баки. Пламя заплясало над разбитой машиной. Оно безжалостно пожирало новое детище фирмы «Хеншель». Еще один факел вспыхнул на противоположной стороне оврага.

Гитлеровцев охватила паника. Их танки начали отходить в Оглендув. И лишь третий гигант, стоявший прямо против «тридцатьчетверки», изготовился к бою, направив орудие на советскую машину. Теперь все решали секунды.

– Не вижу цели! – взволнованно доложил Мерхайдаров.

Маскировочный сноп закрыл объектив прицела. Оськин высунулся по пояс из башни, сноп отлетел в сторону. Грянул выстрел, и третий «Королевский» вспыхнул в предрассветной мгле.

К тому времени подоспело подкрепление. Советские танкисты перешли в наступление. «Тридцатьчетверка» Оськина на плечах отступающего гитлеровского подразделения ворвалась в Оглендув. В деревне без движения стояло 3 «Королевских тигра». Экипажи, видимо, готовились к наступлению, но ожидали, что их введут в бой во вторую очередь, а потому танкистов на месте не оказалось. Эсэсовцы, охранявшие танки, существенного сопротивления не оказали. 3 танка противника были захвачены. Уже позже экипаж Александра Оськина узнал, что они подбили и пленили 6 новейших гитлеровских машин Рz.Kpfw VI Ausf.В «Королевский тигр».

Трофейная немецкая техника в ЦПКИО им. Горького в Москве осенью 1945 года

«Королевские тигры» были показаны командиру 3-й танковой армии Павлу Рыбалко. Он был поражен их размерами и крайне удивлен, что «тридцатьчетверке» удалось расправиться с этими грозными танками. Вскоре один из гигантов был выставлен в московском Парке культуры и отдыха имени М. Горького – на всеобщее обозрение публики. (По другим данным, экипажем Оськина в том бою были подбиты танки Рz.Kpfw IV)

К сожалению, это пока единственный известный результат поединков советских танкистов с сильнейшими танками противника. Правда, в мемуарной литературе описан эпизод, когда наши танкисты захватили 13 исправных «Королевских тигров».

Во время боев на том же Сандомирском плацдарме танковый батальон майора Владимира Жукова (1-я гвардейская танковая армия) во время ночной атаки в одном из населенных пунктов наткнулся на 16 неизвестных немецких танков. Экипажей в них не было – они спали в деревенских домах. Атака была настолько внезапной, что только трем экипажам удалось вскочить в люки своих танков и унести, что называется, ноги.

Примечание: в своей статье автор употребил упрощенные обозначения немецких танков, применявшиеся ранее в отечественной литературе — T-VIH, T-VIB, T-VG. В тексте они заменены на Рz.Kpfw VI Ausf.H, Рz.Kpfw VI Ausf.В и Рz.Kpfw V Ausf.G соответственно.

topwar.ru

“ТИГР”. Подборка фото.

«Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС, уничтоженный в Виллер-Бокаж. Франция. 07.1944г.




«Пантера» и «Тигр» во дворе завода фирмы «Хеншель»


Демонстрирация… Подо Мгой (Ленинградская область) они тоже, по настойчивому желанию Гитлера, должны были продемонстрировать свои возможности. Даже кино было приказано снять про это… Кина, однако, не получилось…

“Первым 19 августа 1942 года получил “тигры” 502-й батальон. Ранним утром 23 августа четыре “тигра” погрузили на железнодорожные платформы и отправили на фронт – Гитлер торопил, ему не терпелось узнать, каковы новые танки в деле. 29 августа эшелон с боевыми машинами и личным составом 1-й роты sPzAbt 502 выгрузился на станции Мга, недалеко от Ленинграда . Уже в ходе выдвижения на исходные позиции для атаки начались поломки. У двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего – перегрелся и загорелся двигатель. Эти агрегаты, и так работавшие с перегрузкой по причине большой массы танков , испытывали дополнительную нагрузку из-за движения по мокрому заболоченному грунту. Под покровом темноты ” тигры ” отбуксировали в тыл, и заводские механики, сопровождавшие машины, занялись их ремонтом. Не подлежавшие восстановлению агрегаты заменили на привезенные из Германии. К 15 сентября “тигры” были готовы к бою.

21 сентября 1-ю роту sPzAbt 502 передали в оперативное подчинение 170-й пехотной дивизии, в полосе которой ей и предстояло действовать. На следующий день ” тигры ” пошли в атаку. Двигаясь гуськом по узкой дороге, немецкие танки попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии. Один “Тигр” был подбит, а три других остановились из-за поломок. Эти машины, по-видимому вышедшие из строя по техническим причинам, удалось эвакуировать, а четвертая поврежденная осталась на нейтральной полосе, где простояла почти месяц. Затем по личному указанию Гитлера ее взорвали.

В своих “Воспоминаниях солдата” генерал Г.Гудериан так откомментировал этот эпизод:

“В сентябре 1942 года ” Тигр ” вступил в бой. Еще по опыту Первой мировой войны было известно, что при создании новых образцов вооружения следует запастись терпением и дождаться их массового производства, а затем применить их сразу в больших количествах. Зная об этом, Гитлер, тем не менее, хотел как можно быстрее увидеть в деле свой главный козырь. Однако перед новыми танками была поставлена абсолютно второстепенная задача: локальная атака в труднопроходимой местности в заболоченных лесах под Петербургом. Тяжелые танки могли двигаться только в колонну по одному по узким просекам, попадая под огонь противотанковых пушек, расставленных вдоль них. В результате – потери, которых можно было избежать, преждевременное рассекречивание новой техники и, как следствие, невозможность в будущем застать противника врасплох”.

Источник – Михаил Барятинский “Тяжелый танк “Тигр”


«Тигр» 505-го батальона в районе города Великие Луки. 15.11.1943г.


На пшеничном поле. Восточный фронт. 07-08.1943г.



«Тигр» у подбитого танка КВ-1 в районе Ладоги. 15.09.1943г.


«Тигры» 502-го танкового батальона вермахта на дороге в районе Ладожского озера. 08.1943г.


«Тигры» и застрявший грузовик дивизии сс «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Р-н Винницы. 11.1943г.


«Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944г.


«Тигры» 503-го батальона тяжелых танков на Курской дуге


«Тигр» из 503-го танкового батальона в районе Белгорода. Курская дуга


Под Курском


«Тигры» танковой дивизии СС «Дас Райх» на Курской дуге (насчет именно этой дивизии не уверен в названии)


«Тигр» 506-го танкового батальона на западной Украине. 04.05.1944г.


«Тигр» 505-го тяжелого танкового батальона вермахта на дороге. 03-05.1944г.


«Тигр» 503-го батальона вермахта, застрявший на берегу реки у деревни Знаменка. Украина. 04.10.1943г.


К фото выше


«Тигр» валит дерево. Польша. Лето 1944г.


Russland, SS-Division “Das Reich”, Tiger- Panzer


«Тигр» немецкого 502-го батальона во время боев у города Даугавпилс. Латвия. 07.1944г.


Russland, Panzer VI (Tiger I)


«Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская обл. Январь 1944г.


«Тигр» модификации h2 гуптмана Ланге. Зима 1943-44г.


Russland, bei Witebsk, Panzer VI (Tiger I)


Где-то на Западном фронте


«Тигр» из 503-го батальона тяжелых танков во Франции. 1944г.


«Тигры» в северной Италии. 1943г.


«Тигр» на улице разрушенного городка в Нормандии. 1944г.


20.04.1943г.


«Тигры» 101-го тяжелого танкового батальона сс. Франция. 07.06.1944г.

«Тигр» из 501-го тяжелого танкового батальона в Тунисе

 


Pz VI 82 sPzAbt.SS101 Wittmann 1944


PzKpfw VI «Тигр» №121 101-го тяжелого тб СС, уничтоженный в Вилле-Бокаж, Нормандия


PzKpfw VI Тигр, Франция 1944г.



Tiger I sPzAbt. 508 Italie Galuzzo


Tiger I Nr. 121 sPzAbt. 504 Tunisie


Американцы осматривают “тигр”


Брошенный немецкий танк «Тигр» на улице французского города Марль. 1944г.


«Тигр», брошенный немцами на улице сицилийского города Бискари. 07.1943г.


Видимо, на ремонт


Под Харьковом


Буксировка неисправного немецкого танка “Тигра”. Курская дуга


Поцелуй меня в…


«Тигр» из состава 509-го тяжелого тб вермахта. Район Киева. 1943г.


Pz.Kpfw. VI Ausf. H “Тигр” из состава 509-го тяжелого тб 19.1943г. Район Киева


Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. «Тигр» 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945г.


«Тигр», подбитый в Тунисе английскими танками. 1943г.


Разбитая немецкая колонна и подбитый танк «Тигр». Франция. 1944г.


Британский солдат осматривает сгоревший немецкий танк «Тигр»


«Тигр» 505-го тб вермахта, захваченный советскими войсками в районе деревни Девочкино. 09.1943г.


Оставлен


Британцы и брошенный «Тигр» №211 504-го батальона вермахта на дороге в Италии


Tiger I sPzAbt. 508 Tiger I Italie


Восточная Пруссия 1945г.


«Ladungsliger Tiger» — тяжелая саперная машина на базе танка «Тигр»


Британские военнослужащие наблюдают за испытание захваченного танка «Тигр». Германия. 1945г.



Сорванная башня немецкого «тигра», разрушенного взрывом. Тунис. 1943г.


Villers-Bocage, Panzer IV und VI


“Тигр” номер 211. Италия


“Тигр”, подбитый британцами в Нормандии. 2-й корпус СС. Номер 231. Лето 1944-го года


“Тигр”, подбитый в Пизано. Сицилия 1943г.


“Тигр”, уничтоженный союзниками. 1943 год



Сожжен в предместьях Харькова


“Тигр” из 101-го танкового батальона СС захваченный британцами


Союзники на захваченном “тигре”


“Тигр” из 504-го батальона. Италия 1944г.


Сицилия. Немецкий “Тигр”. 11 июля 1943г.


“Тигр” дивизии СС “Мертвая голова”, захваченный советскими войсками на железнодорожной станции Копичинцы. Март 1944г.


Советские солдаты и офицеры у корпуса немецкого танка “Тигр”


Т-34 пересекает магистраль Житомир-Бердичев. Горящий Pz.Kpfw. VI «Тигр». 1-й Украинский фронт. 01.1944г.


Тигр 501-го тяжелого тб. Потерян в Тунисе, во время оперции Ochsenkopf. 28 февраля 1943г.


К фото выше


Среди дров


Совсем убитый “Тигр”. Нормандия


Тигр, подбитый британцами у станции Литтория. Италия. 25.05.1944г.


У этой же фотографии есть и другая подпись: “Тигр”, подбитый под итальянским городом Кори. Фото от 31 мая 1944г.”


Старший лейтенант Иван Шевцов рядом с подбитым им танком «Тигр». Орловская область


Тигр из 502-го тяжелого танкового батальона, подбитый под Ленинградом. Съемка – 02.1944г.


“Тигр” из 3-го танкового полка танковой дивизии СС “Мертвая голова”. Венгрия. 1945г.


“Тигр” подбитый частями Красной Армии. 3-й Белорусский фронт, 8 июля 1944 года


“Тигр”, оставленный немцами при отступлении


В районе Харькова


“Спрятался”


Советский офицер у подбитого немецкого танка «Тигр». 04.1945г.


Тигр из дивизии СС “Адольф Гитлер” на Украине. Март 1944г.


спасибо


feldgrau.info

УДАРНЫЙ КУЛАК РЕЙХА. “КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР”. БЕРЛИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ-2)

Начало смотреть здесь:

http://skaramanga-1972.livejournal.com/253876.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/253993.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/254668.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/255296.html


Уничтоженный танк «Королевский тигр». Венгрия. 03.1945г.


Подбитый немецкий танк “Тигр II” в чешском городе Зноймо



Сожженный “Тигр II” из 503-го танкового батальона


Трупы погибших солдат и подбитый “Королевский Тигр”. Померания. 01.03.1945г.


“Низкий поклон”


Славная “картинка”


“Королевский тигр” с башней Порше


Танк 509-го тяжелого танкового батальона подбитый 57-мм противотанковыми орудиями с дистанции 350-400 м. У Будапешта. 01.1945г.


Уже не опасен


Сгоревший «Королевский тигр» из 509-го тяжелого танкового батальона. Район озера Балатон


Подбитый «Королевский Тигр» с орудием от танка «Пантера». 1945г.


“Шерман” и мертвый “Королевский тигр”


Подбитый немецкий тяжелый танк “Тигр II”. Бельгия, 1944г.


Трофейная немецкая техника на выставке в ЦПКИО им. Горького. Москва, осень 1945г.


Сожженный “Тигр II” из 503-го танкового батальона. Франция. 22.08.1944г.


Трофейный “Королевский Тигр” в США. Броню сняли для демонстрации


“Тигр II”, увязший в сырых лугах. Окрестности чешского города Тржебонь. Май 1945г.


Подбитый “Тигр II” из 503-го танкового батальона


Задымел…


Солдаты американской 90-й пехотной дивизии у брошенного немецкого «Тигр II» 503-го батальона на улице французского города Шамбуа


Среди развалин города


С пробитой башней


“Тигр-II”, захваченный во время боев на Сандомирском плацдарме. 08.1944г.


Связисты армии США у брошенного танка «Королевский Тигр»


Подбитый с воздуха немецкий танк “Тигр II”. Арденны. 1945г.


Танк и мальчишка

skaramanga-1972.livejournal.com

Скрываемая правда о нацистском чудовище, убивавшем союзников: «Танк Тигр — это потеря времени» | История | ИноСМИ

Мастодонт весом в 57 тонн, способный легко разнести в клочья хрупкие бронемашины союзников с расстояния (по сведениям из ряда источников) до трех тысяч метров. Чудовищный зверь, внушающий ужас союзникам, которого многие историки и сегодня называют лучшим (и наиболее смертоносным) танком Второй мировой войны. «Panzerkampfwagen VI Ausf E» (технический термин для обозначения знаменитого «Тигр I» или «Панцер VI») был самым известным танком армии Гитлера. И вполне оправданно. Еще бы, ведь даже такой легендарный персонаж, как командующий немецким танковым подразделением Отто Кариус (Otto Carius) так отзывается о нем в книге своих мемуаров «Тигры в грязи»: «Лучший из танков, на которых я воевал».


В принципе, цифры подтверждают эту оценку. Во-первых, «Тигр I» спереди был укрыт броней толщиной в 100 мм, что делало его практически неуязвимым для пушек наиболее распространенных вражеских танков, в частности советских T-34 и американских «Шерманов». То же самое можно сказать и о его внушительном орудии, пушке KwK 36 L/56 калибра 88 мм, которая, как объясняется в разделе «Тигр I» музея бронетанковой техники Великобритании (Tank museum), могла повредить любую противостоявшую ему современную бронетехнику «на дистанции около двух тысяч метров». «Пушка калибром 8,8 см была достаточно хороша для уничтожения любого танка в случае его появления в зоне ее действия», — добавляет Кариус.


Тем не менее, по мнению таких авторитетных авторов, как Джэймс Холланд (историк, писатель, участник известной программы «Мегаструктуры нацистов», выпустивший в этом году книгу «Взлет Германии») «Тигр I» обладал не только отличными качествами, но и целым букетом недостатков, превращавших его в неподъемную махину, которую трудно было транспортировать и ремонтировать. Так он и говорит об этом в своих заявлениях «Тигры означали потерю времени. Да, это были прекрасные боевые машины, но только когда они исправно функционировали, и хватало горючего для их заправки. И того и другого было не так просто добиться». Мало того, продолжает эксперт, танк был очень труден в ремонте из-за нехватки запасных частей, а также у него имелось много дефектов в коробке передач.

 

Первый контакт

 

Положительные стороны «Тигра I» подробно описал Отто Кариус (Otto Carius) в своей книге «Тигры в грязи». И, конечно же, никто лучше этого германского офицера не рассказал бы нам об этом. Он был отозван с фронта в январе 1943 года и переведен в только что сформированный батальон с несколькими танками «Panzerkampfwagen VI Ausf E». Мало того, Отто Кариус впоследствии стал одним из самых знаменитых асов среди танкистов вермахта.


«Согласно статистике в списке германских танкистов он занимает второе место по числу уничтоженных вражеских бронемашин со своими 150 танками, после Курта Книспеля (Kurt Knispel) и впереди самого известного Михаэля Виттмана (Michael Wittmann), объясняют издатели книги «Тигры в грязи». Большая часть уничтоженных им танков противника приходится как раз на то время, когда он воевал в составе 502-го батальона на танке «Тигр I».


Когда Кариус (один из первых танкистов, освоивших «Panzerkampfwagen VI Ausf E») узнал о существовании мифических «Тигр I», ситуация для Германии уже сложилась хуже некуда. Всего через несколько недель сражений на территории России немцы повстречались с бронемашиной, которую невозможно было победить. «T-34 с его прекрасной бронезащитой, идеальной компоновкой и великолепной длинноствольной пушкой калибра 7,62 см боялись все, он был грозой для любого немецкого танка до самого конца войны. Спрашивается, что могли мы сделать с этими чудовищами, которых русские бросали против нас в огромных количествах? […] Если нам везло, мы могли достать T-34, попав ему в кольцо вокруг башни и заблокировав ее движение», — заключает известный танкист. Для того, чтобы сражаться с этими танками и был задуман «Тигр I».


Когда Кариус в первый раз увидел «Тигр», он был несколько разочарован. Во-первых, из-за тотального отсутствия даже намеков на эстетику. А во-вторых, потому что немецкие инженеры не додумались сделать переднюю бронеплиту наклонной, как у русских танков (это способствовало тому, что снаряды отскакивали от брони). «Его внешний вид был совершенно непривлекательным и неприятным: он выглядел грубо, почти все его поверхности были строго вертикальными, и лишь фронтальная плита была слегка наклонена. И только более толстая броня компенсировала отсутствие закругленных форм», — добавляет Кариус в своей книге. С первого взгляда танк казался какой-то медленно передвигающейся махиной, которая представляла собой огромную мишень для попадания снарядов.

 

Неуязвимые

 

Тем не менее, Кариус тут же отметил и их преимущества. Прежде всего, как командир танка, он убедился, что, несмотря на свои внушительные 57 тонн веса, бронемашина могла относительно быстро маневрировать. «Буквально двумя пальцами мы могли запустить двигатель в 700 лошадиных сил, сдвинуть с места 60-тонную громадину и двигаться со скоростью 45 километров в час по шоссе, или 20 километров в час по бездорожью», — рассказывает он в своих мемуарах.


Кроме того, пушка была очень точна, благодаря тому, что башня вращалась при помощи гидравлического привода. «Ноги танкиста находились на специальной качающейся платформе: и если нажимать носком ноги вперед, то башня поворачивалась вправо; а если перемещать носок ноги назад, башня поворачивалась налево. […] Таким образом, опытному танкисту не приходилось уточнять наводку орудия вручную», — указывает Кариус.


Другим важным преимуществом «Тигра I» являлось то, что, несмотря на отсутствие наклонно расположенных броневых плит, их толщина была достаточна, чтобы выдержать удары снарядов большинства танков противника. Об этом же говорят и историки Том Йенц (Tom Jentz) и Хилари Дойл (Hilary Doyle) в своей книге «Страшный Тигр I»: 100 мм брони, покрывающей переднюю часть танка, и 60 мм боковых бронеплит делают его почти неуязвимым для большинства противотанковых орудий: советских калибра 76 мм и американских калибра 75 мм.


В соответствии с таблицами пробивной способности, составленной немецкими исследователями, в бою танк «Шерман A2» (одна из наиболее распространенных моделей) смог бы пробить переднюю бронепанель этого германского гиганта, только если бы он находился от него на расстоянии, буквально, в «0 метров».


То же самое произошло бы и с танками «Кромвель» (широко использовавшимся Великобританией), которые, по расчетам все тех же германских ученых, были бы вынуждены прибегать к выстрелу в упор, чтобы пробить фронтальную бронеплиту этого ужасного «Тигра I». Английские танки «Файрфлай» (улучшенные версии «Шерманов» с пушкой калибра 17 фунтов) сделали бы это лучше. «Само собой разумеется, 17-фунтовые орудия, стрелявшие бронебойными снарядами APCBC, могли бы пробить в большинстве случаев фронтальную броню Тигра I на расстоянии выстрела в боевых действиях против Европы», — утверждали германские исследователи в своем докладе в апреле 1944 года. Но дело в том, что по иронии судьбы, ко Дню Икс, лишь 109 танков располагали такой возможностью.


Тем не менее, Йенц и Дойль в своей работе установили также, что американские танки «Шерман» с пушкой калибра 76 мм и советские T-34/85 (последние были модернизированной версией T-34 с болеее мощным орудием) могли повредить «Тигр I», хотя только на более короткой дистанции.


Все это определялось на основании указанной таблицы пробивной способности, составленной германскими учеными. По их же утверждениям танки T-34/85 могли создавать проблемы для «Тигра I» с расстояния в 500 метров, если они попадали в башню, с 200 метров при попадании в дуло и со 100 метров при попадании в переднюю панель водителя танка. В то время как танки «Шерман A4» (версия с орудием M1A1 калибра 76 мм) могли бы причинить некоторый вред этому колоссу в случае приближения на расстояние не менее 700 метров. Причем дистанция значительно увеличивалась, если выстрел производился в боковую часть Тигра.

 

И смертельные

 

Тем не менее, танковые бои не были такими, как мы видим их сегодня в кинофильмах. Как правило, бронемашины обнаруживали друг друга уже на дистанции не менее полутора километров, то есть прежде, чем они успевали что-нибудь предпринять. И это давало явное преимущество немцам, которые могли первыми произвести несколько выстрелов по более слабым, (хотя и более быстрым) боевым машинам врага, прежде, чем они смогли бы приблизиться на необходимую для них дистанцию. И хотя во многих фильмах, таких как «Стальные сердца», нам упорно показывают танковые бои на очень маленьких участках территории, на самом деле все было иначе.


В действительности на таких малых дистанциях эти бои были бы, как утверждает статистика, смертельными для американских танков, если учесть их невозможность выдержать попадание снаряда, выпущенного из пушки «Тигра I».


Историк Брайан Перрет (Bryan Perrett) в своей книге «Tанковое дело» подтверждает, что «Тигры I» могли уничтожать американских «Шерманов» с расстояния до трех тысяч метров (конечно, при определенном везении). Авторы книги «Ужасный Тигр I», со своей стороны, согласны с тем, что «Тигр I» мог разорвать в клочья броневые плиты большинства «Шерманов» союзников на дистанции от 2100 до 3500 метров, правда, в зависимости от того, попадали ли они им спереди, с боков или сзади. С британскими танками («Кромвель» и «Черчилль») цифры были похожи. И практически то же самое происходило в сражениях с советскими T-34.

 

Джэймс Холланд и другая сторона «Тигра I»

 

«А-бэ-цэ»: Действительно ли «Тигры I» были так смертоносны, как об этом говорят вышеприведенные цифры?

 

Джеймс Холланд: «Тигры» были просто потерей времени. Конечно, если бы я был солдатом союзников и увидел бы вблизи танк «Тигр», выкатывающийся из-за угла, я наверняка бы очень испугался. «Тигр» — это, наверное, самая знаменитая боевая бронемашина Второй мировой войны. Но тем не менее, их было произведено всего лишь 1 347 штук.


Танк «Тигр» был прекрасным оружием, когда он нормально функционировал и когда имелось достаточно горючего для того, чтобы заправить его, но это было не так просто. Проблема в том, что немцы создавали эти машины для ведения боя, но не выпускали необходимых инструментов для ухода за ними и для соответствующего технического обслуживания.

 

— Каковы были их основные проблемы?


Mashable
Die Welt
Die Welt
Die Welt
— Все, что надо было делать с «Тиграми I», было сложным. Одна из проблем заключалась в том, что они не помещались в железнодорожных вагонах из-за своих громадных размеров, и поэтому их было невозможно перевозить в континентальной Европе обычным простым образом. Единственным способом транспортировать их была замена широких гусениц на более узкие. А затем, когда они уже добирались до места назначения, на них снова устанавливались стандартные гусеницы.


Кроме того, их шестискоростная коробка передач основана на гидравлической системе, разработанной Фердинандом Порше (Ferdinand Porsche). И более 50% неисправностей, происходивших с «Тиграми I» во время Второй мировой войны, связаны именно с коробкой передач. То есть, проблемы их ремонта зачастую были просто неразрешимы.

 

— То есть, их нельзя было отремонтировать?


— Да. Когда танки союзников ломались, их тут же ремонтировали. Но когда это происходило у немцев, они оставались неисправными. И это несмотря на то, что у противника было 49 тысяч танков «Шерман», а у нас только 1347 «Тигров».

— Какая неисправность «Тигра I» была для него самой фатальной?


— Дизайн. Первым приоритетом немецкого танка была мощная пушка. Вторым — очень толстая броня. Проблема заключалась в том, что для мощной пушки требуется очень большая башня. Чем больше была башня, тем мощнее должно было быть шасси. Но чем массивнее было шасси, тем больше весил танк. А чем больше он весил, тем больше требовалось горючего. А для большего объема горючего необходимо было иметь более мощный мотор.


Просто смешно, что немцы создали такой боевой танк, в то время как в Германии самым дефицитным ресурсом была нефть. И несмотря на это у нас производились танки, которые потребляли 4 галлона горючего в день. Это если был хороший день.


В то время как приоритетом номер один для британцев было, чтобы танки работали. Чтобы они не ломались. И вторым, чтобы их было легко поддерживать в рабочем состоянии и ремонтировать. И вот как получается. Танк «Тигр» наводил ужас на людей и был очень большим, но эффективным, только когда он функционировал. А у союзников он практически всегда был в работе.

— То есть, гигантские германские танки не были так эффективны, с сегодняшней точки зрения?


— Надо иметь в виду, что во Второй мировой войне не требовались огромные танки, а хорошие противотанковые орудия. И они не должны были обязательно устанавливаться на сами танки.


Один пример. Танки были очень эффективны в 1939 и 1940 годах, потому что на них можно было быстро и легко передвигаться. Именно эти качества представляли собой сильную сторону немецких войск: быстрая маневренность. 15 мая 1940 года немцы разбили в прах Первую французскую бронетанковую дивизию. Эта часть была гордостью армии Франции, потому что располагала большими и мощными танками, которые были гораздо лучше немецких.


Спрашивается, как же тогда немцы смогли разгромить ее. Очень просто: маленькие броневики приближались к французским танкам. Затем останавливались перед ними, бросая вызов французам, и тут же поспешно удалялись. Французские танки разворачивались и начинали преследование, но на их пути оказывалась замаскированная часть с противотанковыми орудиями, которая и уничтожала их. Этим утром у французов было 176 танков. Через короткое время их число уменьшилось до 36, а на следующий день их оставалось около 15.

 

Недостатки, по мнению Кариуса и других немцев

 

Холланд не единственный сторонник того, что «Тигр I», хотя и смертоносный, имел множество недостатков на уровне механики. Как объяснял Кариус в своих мемуарах, одной из главных проблем этого танка были аккумуляторы: «Уход за аккумуляторной батареей имел жизненно важное значение, в особенности в зимний период. Мы должны были держать батареи постоянно заряженными, и поэтому нам приходилось практически не глушить мотор, если мы не ездили много в этот день. В противном случае пусковой двигатель не мог завести главный мотор. И если это происходило, то два члена экипажа должны были выбираться из танка и заводить мотор при помощи специальной инерционной системы, похожей на ту, что использовалась на старинных самолетах, только у нас она располагалась сзади танка».


Тот же Кариус упоминал и о другом важном дефекте «Тигра I», который сразу бросался в глаза. Практически о том же, о котором говорил и Холланд в интервью нашей газете несколькими строками выше. По словам немецкого аса боевых германских бронемашин, «было необходимо менять полевые траки танка на другие более узкие, поскольку первые, выступая далеко за ширину вагонов, могли задеть идущие навстречу поезда».


В итоге нацисты вынуждены были построить специальные вагоны для перевозки этих мастодонтов вдоль и поперек всей Европы. Но возникали и другие проблемы с их перемещением с места на место. Дело в том, что их гигантский вес вызывал обоснованные опасения повреждения мостов, по которым двигались эти вагоны. «Чтобы не подвергать риску обрушения мосты на их пути, по меньшей мере четыре грузовых вагона должны были перевозить только два расположенных на них”Тигра”», — добавляет Кариус.


Донесения, составленные немецкими офицерами сразу же после первых боев «Тигров I» в СССР, также подтверждают наличие механических проблем у этих танков.


Так, 29 января 1943 года инспекторы 502-го батальона тяжелых танков информировали высшее начальство немецкой армии, что в последние дни «один Панцер VI был потерян из-за неисправности трансмиссии» после пробега всего лишь 65 километров. Подобный случай имел место и на следующий день с другим танком после пробега в 48 километров. И в довершение ко всему в тот же день произошло самовозгорание одного из этих гигантов. В свою очередь в тексте указанного донесения подчеркивалось, что с этими танками следует обращаться осторожно: «В боевых частях в целом создалось общее мнение, что Тигр может сделать очень многое. Но танкисты не понимают, как такая новая машина может иметь столько неисправностей и слабых мест».


В этом же документе указывается и на проблемы, вызванные размером этих боевых машин во время их транспортировки по железной дороге: «В результате постоянных перемещений с места на место не только чрезмерно интенсивно эксплуатируется ходовая часть и моторы, но и не хватает времени на техническое обслуживание, что наносит существенный ущерб, поскольку Тигры оказываются неисправными именно тогда, когда они необходимы».


Большой вес этих танков также вызывал поломки обычно используемых буксирных средств. «Почти невозможно буксировать «Тигр 1» по пересеченной местности, если не использовать три или четыре буксира вместе», — объясняет начальник передвижной мастерской в документе от 29 января, предоставленном после нескольких боев. Вдобавок ко всему, любое буксирное средство, занятое такой неблагодарной работой, оказывалось полностью испорченным после буксировки этого гиганта.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Подбитые/брошенные Тигры – история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910–е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940–е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем – не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода,

foto-history.livejournal.com

Танк “Тигр” – Танк Тигр в бою

“Тигры” в бою

Впервые “Тигры” приняли участие в боевых действиях под Ленинградом в конце 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового батальона. Они шли малыми группами по неблагоприятной для танков местности, и результат боя оказался для “Тигров” весьма печальным. По странному стечению обстоятельств первый опыт применения “Тигров” больше всего напоминал знаменитый эпизод 15 сентября 1916 г., когда британское командование в сражении на реке Сомме впервые ввело в действие свои танки. Трагическим началом своей боевой карьеры “Тигры” во многом обязаны лично Адольфу Гитлеру, который, не слушая никаких возражений, торопил введение новой техники в строй. В результате “Тигры” были использованы не только не вовремя, но и абсолютно бестолково – малыми группами, в абсолютно неблагоприятной для их веса местности. В своих воспоминаниях Гудериан с горечью и раздражением пишет о том, что Гитлер просто горел желанием поскорее испытать новое “чудо-оружие”. В результате в конце 1942 г. на мощные “Тигры” была возложена совершенно второстепенная задача: в составе 502-го тяжелого танкового батальона начать небольшую атаку на труднопроходимом участке болотистой местности под Ленинградом.

29 августа 1942 г., в сопровождении техников и специалистов от фирмы-производителя (“Хеншель и сын АГ”) взвод “Тигров” из 1-й танковой роты 502-го батальона был отправлен на Восточный фронт. После прибытия на станцию Мга (юго-восточнее Ленинграда), танки немедленно перебросили на линию фронта. В 10.00 взвод прибыл в лес, в расположение батальона. Около 11.00 поступил приказ готовиться к выступлению. Первым на своем командирском “Тигре” шел командир батальона, майор Рихард Мэркер, за ним следовал “Кюбельсваген” (немецкий аналог джипа, изготовленный фирмой Volkswagen) главного инженера Франке, представлявшего “Хеншель и сын АГ”. Вскоре при поддержке пехоты танки достигли передовых позиций и начали обстрел обороняющихся советских войск. За короткое время им удалось отбросить русских и перейти в наступление. К сожалению для немцев, топкий болотистый грунт сковывал маневры тяжелых “Тигров”. Воспользовавшись этим, русские открыли прицельный огонь по огромным мишеням.

Достигнув гребня холма, взвод разделился на две части и начал охват противника. “Кюбельсваген” попал под обстрел, а когда наконец сумел вырваться вперед, то сразу же столкнулся с неподвижным “Тигром”. Причиной остановки оказалась неисправность в коробке передач. Как выяснилось, это было еще не самое страшное. Рядом стоял “Тигр” с заглохшим двигателем. Посовещавшись с механиком, Франке принял решение выйти из машины и пешком добираться до неисправного танка. После краткого осмотра выяснилось, что устранить неполадку на месте не представляется возможным, поэтому “Тигр” необходимо срочно эвакуировать в расположение ближайшей ремонтной роты. Когда инженеры достигли своего “Кюбельсвагена”, к ним подъехал майор Мэркер и сообщил, что из строя вышел еще один танк. На этот раз вышло из строя рулевое управление.

Ночью все три танка были успешно отбуксированы в ремонтные мастерские, причем каждый “Тигр” пришлось тащить по болоту с помощью трех 18-тонных тягачей (вероятно FAMO SdKfz9). Что и говорить, ситуация была исключительно благоприятной для советских войск, однако русские не сумели вовремя оценить этого и позволили раненым, но уцелевшим “Тиграм” покинуть поле боя. В ремонтных мастерских из танков извлекли неисправные узлы и тут же отправили их самолетом в Германию, на завод-изготовитель, откуда незамедлительно были высланы новые детали. Работа кипела день и ночь, так что уже 15 сентября все “Тигры” вновь были в строю. Однако настоящая катастрофа была еще впереди. Она была подготовлена решением немецкого командования задействовать “Тигры”, вместе с небольшой группой “троек” в наступлении все той же 170-й пехотной дивизии на части советской второй ударной армии. Операция была намечена на 22 сентября, причем местность, выбранная для ее проведения, практически ничем не отличалось от той, на которой “Тигры” потерпели неудачу 29 августа. Протесты майора Мэркера, представившего командованию рапорт о невозможности использования тяжелых танков на заболоченных участках, были оставлены без внимания, поскольку план операции принадлежал лично фюреру.

22 сентября, после серии ударов с воздуха, началось сражение. Первый “Тигр” был остановлен на подступах к передовой. Хотя снаряд, угодивший в лобовую плиту, так и не смог пробить броню, двигатель танка от полученного удара заглох. После безуспешных попыток оживить его, экипаж принял решение покинуть танк и подорвать его, чтобы не доставался врагу. Остальным трем танкам повезло чуть больше. Добравшись до передовой, они получили повреждения, а потом просто увязли в топкой болотистой жиже. Но и на этом их страдания не закончились. Впоследствии, после титанических усилий, два танка все же удалось вытащить из трясины. Улыбнулась удача и самому первому “Тигру”, которого чудом спасли от полного выгорания. Вопреки опасениям экипажа, двигатель оказался исправным. Меньше всего повезло четвертому “Тигру”. Он увяз так глубоко, что вытащить его не представлялось никакой возможности. Танкисты оказались в безвыходном положении. Они боялись оставлять танк врагу, но при этом еще больше боялись своими руками уничтожить драгоценную машину. Не в силах принять окончательное решение, они предпринимали отчаянные попытки спасти “Тигр”. Ночью 24 сентября к танку подошла ремонтная рота. С неподвижного корпуса сняли все сколько-нибудь ценные компоненты, начинили остов взрывчаткой и подорвали.

Но и это еще не все. Гитлер, единолично принимавший решение об использовании новых машин на Волховском фронте, по своему обыкновению решил переложить ответственность за неудачу на исполнителей. Несчастный майор Мэркер был вызван в ставку, где разгневанный фюрер потребовал у него объяснений по поводу “бестолково проигранной операции”. Напрасно несчастный служака пытался доказать, что причиной катастрофы стало применение тяжелых танков на абсолютно непригодной для этого местности. Гитлеру нужен был “козел отпущения”, поэтому майор был снят с должности и с позором переведен командиром роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии и вскоре после этого (2 февраля 1943 г.) погиб в бою. Так бесславно закончился первый боевой опыт “Тигров”. Впоследствии Гудериан безжалостно и точно подвел итоги этой странице их истории: “Тяжелые непоправимые потери и рассекречивание нового боевого средства, которое в будущем уже нельзя было использовать внезапно, – таковы последствия такого применения новых танков”.

К счастью, для вермахта, следующая oперация с использованием “Тигров” происходила в совершенно иных условиях. В своей фундаментальной монографии о “Тиграх” Брайан Перрст подробно останавливается на этом эпизоде. Он рассказывает, что 12 января 1943 г. 502-й тяжелый танковый батальон получил приказ оказать поддержку 96-й пехотной дивизии, попавшей под обстрел двух дюжин советских танков Т-34. “Ситуация складывалась критическая, поэтому четыре “Тигра” под командованием обер-лейтенанта фон Гердштеля были срочно брошены на помощь. В пекле ожесточенного боя двенадцать советских танков были подбиты, а оставшиеся поспешно развернулись и на полном газу понеслись на исходные позиции”. В рапорте американского военного ведомства за номером 20-233, озаглавленном “German Defense Tactics against Russian Breakthroughs” (“Оборонительная тактика немецких войск в условиях советского прорыва”) и опубликованном в октябре 1951 г., в качестве иллюстрации приводится операция под Харьковом, состоявшаяся в марте 1943 г., то есть почти сразу же после того, как “Тигры” подбили двенадцать Т-34.

“В ходе этой операции немецким “Тиграм” впервые удалось полностью разгромить группу русских Т-34. Обычно русские танки придерживались следующей тактики: находясь в засаде на безопасном расстоянии (порядка 1235 м), они терпеливо дожидались, когда немецкие машины так или иначе обнаружат свое присутствие. Так было и на этот раз, притаившиеся в засаде русские ждали, пока немцы выйдут из деревни, чтобы встретить их в ближнем бою, поскольку на дальнем расстоянии “Тигры” представляли очень большую опасность. Кто бы мог предположить, что на этот раз многократно проверенная тактика окажется ошибочной. Вместо того чтобы выйти из деревни, немцы замаскировались на обоих окраинах и полностью использовали свое тактическое преимущество. За считанные минуты “Тигры” уничтожили 12 русских Т-34, а когда уцелевшие танки стали отступать, начали преследование и подбили еще 8 машин. Мощность бронебойных 88-мм снарядов оказалось столь высока, что от удара у русских танков срывало башни и отбрасывало их на несколько метров. Среди немецких солдат тут же родилась шутка, что “русские танки снимают шляпы перед “Тиграми”. Такой успех имел огромное воздействие на боевой дух немецкой армии”.

Генерал Гудериан был очень доволен долгожданной победой, достигнутой в результате грамотного использования новых танков. В распространенной в войсках листовке за его подписью звучат нескрываемая гордость и воодушевление: “Двумя пальцами вы можете управлять мощностью в 700 л.с., передвигать 60-тонную массу, идти со скоростью 45 км/ч по шоссе или со скоростью 20 км/ч по пересеченной местности, преодолевать водные препятствия на четырехметровой глубине. На южном участке Восточного фронта в одном, шестичасовом сражении “Тигр” получил 227 попаданий из противотанковых орудий противника, не считая 14 попаданий 57-мм снарядов и 11 – 76,2-мм. При этом броня его осталась неповрежденной. Опорные катки разлетелись на куски, вылетели два торсиона, несколько противотанковых снарядов застряли в трансмиссии, три мины разорвались под гусеницами. И тем не менее после этого “Тигр” прошел еще несколько километров по пересеченной местности. Танкисты! Вы можете уничтожить Т-34 с расстояния 800 м, но, чтобы добраться до вас, Т-34 понадобится приблизиться на все 500 м.”

Ситуация изменилась не в пользу вермахта лишь с появлением у Красной Армии тяжелых танков ИС-2, но это произошло только в 1944 году, да и несмотря на мощь 122-мм танкового орудия скорострельность пушки ИС-2 была невысока из-за выстрелов раздельного заряжания, т.е. “Тигр” мог сделать в среднем три выстрела, тогда, как ИС-2 за это же время мог произвести лишь один, впрочем при попадании 122-мм снаряда в лобовую проекцию “Тигра” практически всегда она не выдерживала удара советского снаряда.

На северном фасе Курской дуги против нашего Центрального фронта действовал только один – 505-й тяжелый танковый батальон (45 танков “Тигр”). В 503-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 “тигра”. Батальон находился на южном фасе Курской дуги в составе 3-го танкового корпуса оперативной группы “Кемпф” и действовал в полосе обороны нашей 7-й гвардейской армии: его потери в этих боях составили, по немецким данным, четыре “Тигра”. Что же касается сражения под Прохоровкой, то непосредственное участие в нем 11-12 июля 1943 года приняли “тигры” моторизованных дивизий СС “Лейбштандарт СС Адольф Гитлер”, “Рейх” и “Мертвая голова” – всего 42 машины этого типа. Еще 15 “тиграми” располагала моторизованная дивизия “Великая Германия”, наступавшая на Обояньском направлении.

В операции “Цитадель” приняли участие всего 144 тяжелых танка “Тигр”, что составляет всего 7,6% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. Существенного влияния на ход событий они оказать не могли, тем более что применялись достаточно разрозненно. Вместе с тем следует признать, что пропагандистская кампания, сопровождавшая их появление на фронте, определенного результата достигла. Сообщения об атакующих и подбитых “тиграх” часто поступали с участков фронта, где их не было и в помине. Во-первых, за “тигры” часто принимали танки других типов, в частности Т-4, с удлиненной пушкой и дополнительными броневыми экранами, а во-вторых, из-за так называемой “тигробоязни”. Страх перед немецкими танками, сидевший в солдатах с 1941 – 1942 годов, оставался еще силен, а тут появился новый танк, почти неуязвимый для нашей артиллерии. Но, находясь в засаде, “Тигр” мог натворить немало бед своей длинноствольной 88-мм пушкой, снаряд которой пробивал броню толщинои 112-мм на расстоянии 450 м.

Так, например, в 1944 году во Франции один “Тигр” остановил продвижение целой дивизии, уничтожив из засады 25 танков союзников, прежде чем он был обнаружен и выведен из строя. Именно на “Тиграх” воевали самые результативные немецкие танкисты-асы – гауптштурмфюрер Виттман и лейтенант Белтер. Вдвоем они уничтожили 144 танка Красной Армии.

Экипаж танка “Тигр”

Михаэль Виттман (Michael Wittmann) с экипажем танка “Тигр”.

6 июня 1944 года 501-й батальон дислоцировался в Бове (Франция), когда состоялась высадка объединенных сил союзников – День “Д”. На следующий же день начался марш батальона тяжелых танков СС с целью воссоединения с 1-ым танковым корпусом СС в Нормандии. Задача была не из легких. Самолеты союзников разрушили большую часть мостов к югу от Парижа и сделали продвижение в дневное время чрезвычайно опасным. После того как 2-я рота была захвачена врасплох на открытой местности неподалеку от Версаля и разгромлена самолетами-штурмовиками, 501-й батальон передвигался только ночами. “Острие” батальона – рота Виттмана прибыла в зону боевых действий в ночь с 12 на 13 июня и заняла замаскированные позиции к северо-востоку от Виллер-Бокажа на левом фланге тылов корпуса Дитриха.

Виттман намеревался посвятить следующий день ремонту танков, получивших повреждения в результате налётов бомбардировщиков. Однако англичане заставили его изменить планы. Утром 13 июня сильная боевая группа британской 7-й бронетанковой дивизии нащупала брешь в растянутой линии обороны немцев и, начав наступление вдоль всего левого фланга учебной дивизии СС, внедрилась в немецкий тыл, обойдя Виллер-Бокаж. Они, обогнув фланг 1-го танкового корпуса, направились к Кану – ключевой позиции вермахта в Нормандии и главному препятствию между войсками Монтгомери и Парижем. Они находились примерно в трех милях к востоку от Виллер-Бокажа, когда их обнаружил лейтенант Виттман, чье собственное положение было незавидным. В его распоряжении имелось всего лишь пять “Тигров”, не пострадавших после тяжелого перехода. Остальные силы батальона все еще находились в некотором отдалении от него, а резервы учебной танковой дивизии и 1-го корпуса были брошены на сдерживание яростного натиска британцев на участках Тилльи и Кана. Другими словами, горстка танков Виттмана была единственной силой немцев, препятствующей войскам Монтгомери окружить большую часть корпуса СС и захватить Кан. СС принял решение немедленно атаковать. Это положило начало одному из самых выдающихся подвигов немецкой армии в Нормандской кампании.

Охранение колонны британцев, включавшей 22-ю бронетанковую бригаду и части 1-ой пехотной бригады, не ожидало встретить здесь сопротивление и ослабило бдительность. Виттман открыл огонь по первому британскому “Шерману” с расстояния 80 метров, мгновенно превратив его в груду горящих обломков. Всего лишь за несколько секунд он подбил еще три “Шермана” и на полной скорости врезался в колонну. Британцев охватил ужас, когда “Тигр” Виттмана раздавил их первую бронемашину. Многие английские солдаты выпрыгнули из своих бронемашин и пустились в бегство, Виттман приблизился к ним на расстояние 30 метров, остановился, выстрелил, посмотрел, как его цель разорвалась на тысячи осколков, после чего направился к своей следующей жертве. Британский танк “Кромвелл” выстрелил в “Тигр” Виттмана из своего 75-миллиметрового орудия, но снаряд, не причинив ни малейшего вреда, отскочил от толстой брони немецкого танка-гиганта. Виттман навел на “Кромвеля” свое 88-миллиметровое орудие и поджег его. А экипаж Виттмана, тем временем поливал пулеметным огнем британских пехотинцев и машины, которые не удержали дистанцию и сбились в кучу. Легкие танки британского 8-го полка были атакованы четырьмя другими “Тиграми” роты Виттмана, и скоро еще сколько танков союзников были подожжены. Виттман разорвал клин вражеских войск и медленно продвигался по направлению к Виллер-Бокажу, уничтожив при этом еще несколько танков и бронемашин противника.

На помощь Виттману подоспел гауптштурмфюрер Адольф Мёбиус из 501-го танкового батальона и со своими восьмью “Тиграми” присоединился к четырем виттмановским, после чего эсэсовские танки направились прямиком в Виллер-Бокаж. Ворвавшись в город, немцы вступили на его узких улочках в бой с британскими танками, противотанковым подразделением и пехотинцами. Выстрелами базук из окон и дверных проемов домов англичане подбили два “Тигра” и повредили остальные, но в ходе боя были полностью рассеяны. Был выведен из строя и “Тигр” Виттмана, на котором тот въехал в город с другой стороны. Преследуемый английскими пехотинцами Виттман смог присоединиться к Мёбиусу,но был вынужден оставить свой танк и направился на север, где все еще сражалась учебная танковая дивизия СС. Виттману и его экипажу пришлось проделать десятимильный марш, прежде чем они добрались до немецких позиций.

Контратака Виттмана остановила британский прорыв, и к ночи Виллер-Бокаж снова оказался в руках немцев. “Своими решительными действиями, – писал в ту ночь о Виттмане, Дитрих, – против врага далеко за пределами своих позиций, действуя в одиночку , по собственной инициативе, проявляя огромную личную храбрость, он на своем танке уничтожил большую часть бронемашин британской 22-й бронетанковой бригады и спас фронт 1-го танкового корпуса СС от угрожавшей ему неминуемой опасности”. Он представил Виттмана к награждению Мечами к Рыцарскому кресту. Генерал-лейтенант Фриц Бейерлейн, командир учебной танковой дивизии, дал Виттману точно такую же рекомендацию. Михаэль Виттман получил награду 22 июня и несколько дней спустя был повышен в звании до гауптштурмфюрера СС. К 14 июня 1944 года он уничтожил 138 вражеских танков и 132 артиллерийских орудия.

Источники:

  • Роджер Форд. Танк “Тигр”;
  • Шмелев И.П. Танк “Тигр”;
  • Максим Коломиец. Трофейные танки Красной Армии. На ”тиграх” на Берлин!;
  • Максим Коломиец “Тигры” на Огненной Дуге;
  • Михаил Барятинский. Танки III Рейха. Самая полная энциклопедия;
  • Барятинский М. “Тигры” в бою;
  • Артем Драбкин, Петр Михин. Мы дрались с “Тиграми”;
  • Грин Майкл, Браун Джеймс, Валлье Кристоф “Танки. Стальная броня стран мира”;
  • Роджер Форд. Танк”Тигр”;
  • Торнадо- Армейская серия “Тигр. Боевое применение германских тяжелых танков”;
  • Walter J. Spielberger: Der Panzerkampfwagen Tiger und seine Abarten;
  • Thomas L. Jentz: Tiger I & II: Kampf und Taktik;
  • Egon Kleine / Volkmar Kuhn: Tiger – Die Geschichte einer legendaren Waffe 1942-45;
  • Agte, Patrick (2006). Michael Wittmann and the Waffen SS Tiger Commanders of the Leibstandarte in WWII;
  • Schneider, Wolfgang (2005). Tigers in Combat II;
  • Kolekcja Czolgi Swiata nr 12: PzKpfw VI Ausf. E Tiger.


pro-tank.ru

На Курской дуге. Танкисты и подбитый «Тигр» – фото

Главная » Война » Восточный фронт » Курская дуга » На Курской дуге. Танкисты и подбитый «Тигр»

На Курской дуге. Танкисты и подбитый «Тигр»

5 июля 2009 Добавил admin 40 комментариев

Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою 2 фашистских танка) . Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового танкового орудия.

Известная фотография, которая часто использовалась в пропагандистских целях, показывая, что новейшие и сильнейшие в то время немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» можно бить и на значительно менее мощном Т-34. Реальные обстоятельства, в которых сделан снимок, неизвестны: судя по кучности попаданий снарядов самых разных калибров, танк мог быть обстрелян и в бою, и после боя (для учебы артиллеристов) и на полигоне.

О судьбе Б.В. Смелова ничего не известно, а вот о втором танкисте:
Лихнякевич Виктор Леонидович, 1918 года рождения. До войны жил в Киеве.
Член ВКПб. Старший лейтенант. Командир танкового батальона 108 танковой бригады 9 танкового корпуса 1 Белорусского фронта. Убит в бою 18 февраля 1945 года. Похоронен на территории Германии.

Категория: Курская дуга, Лучшее, Тигр, Советские наземные войска

Информация о фото

  • Время съемки: 23.07.1943
  • Автор: Наталья Боде (167)

Оригинал

Поделиться:

Похожие фотографии

Предыдущее фото  | Следующее фото

waralbum.ru