Гусеничные тягачи виды – Гусеничный тягач – проверенный временем труженник

Содержание

Гусеничный тягач – проверенный временем труженник

Транспортировка техники, грузов, специального оборудования и различных средств была бы невозможной, если не такая простая, но надежная разработка, как гусеничный тягач. Что представляет собой данный вид специальной техники и почему он стал настолько популярным? История отводит нас в эпоху мировых войн, когда техника на поле боя только начала активно появляться, заменяя собой человеческие ресурсы, конную тягу, превосходя по мощности все, что было известно в те времена.

Немного истории, описание военных моделей

Несмотря на то, что первые тягачи появились еще до Первой мировой войны, особенное развитие они получили именно в годы 1941-43. Изначально это была чисто военная разработка, которая предназначалась для транспортировки артиллерийских орудий, зенитных установок, взятия на буксир застрявшей военной техники. Она активно использовалась всеми странами на многочисленных фронтах боевых действий. Стоит только упомянуть «Сталинец», который заслуженно считается настоящим тружеником той страшной войны. Многие любят говорить, что если бы не «Сталинец», победа не могла быть достигнута никаким путем, возможно, в этом и есть доля истины.

Несмотря на все это, в период СССР и после него, гусеничная техника и тягачи в частности стали развиваться по нескольким сценариям, начали появляться и гражданские образцы, которые можно встретить и по сей день. Некоторые из них трудятся в составе подразделений МЧС, локализуя последствия стихийных бедствий и помогая спасти жизни людей. Другие же в составе строительной техники, задействованы на сельском хозяйстве. Ниже предлагается рассмотреть, какие изменения произошли в данного рода технике, какие модификации были выпущены и в чем заключается главная изюминка гусеничных тягачей, произведенных в СССР.

МТ-МБ(У)

Итак, какие основные модификации гусеничных тягачей были выпущены еще во время СССР. Данная разработка представляет собой уникальный по конфигурации тягач, рассчитанный на транспортировку военной техники, вооружения, многочисленных типов артиллерийских систем. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для данной модификации была специально разработан отдельная группа прицепов, с помощью которых он мог обеспечивать транспортировку военных грузов на значительные расстояния.

Производство было налажено в 1969 году, специальная техника стала одним из основных вспомогательных средств советской армии. Несмотря на то, что сегодня данный тягач уже не используется, его до сих пор можно встретить в составе пожарных поездов, в частях МЧС, разбросанных по всей территории России и других стран СНГ, ранее входивших в СССР. Относится разработка к классу «малогабаритных», использовалась для выполнения разных целей;

МТ-ЛБу

Это второе, опытное название данного специального средства – «объект 10», оно также было разработано и выпущено советскими инженерами, но уже в конце 1960-х годов. Отличительной особенностью техники можно назвать возможность преодолевать водоемы и различные водные преграды. Также отличается наличием гусеничного шасси и универсальным корпусом, способным легко и практично чувствовать себя и на земле и на суше. Планировалось изначально специальное средство как мощный тягач, способный обеспечивать тягу застрявшей в небольших водоемах военной техники.

МТ-СМ

Данная разработка была создана в России и принята на вооружение в 1992 году. Используется до сих пор как многоцелевое средство среднего типа. Транспортер-тягач может применяться для выполнения совершенно разных задач, поставленных перед ним армейским командованием. К примеру, это может быть буксировка к месту выполнения стрельб различных артиллерийских систем, а также станций орудийной наводки.

Как и для многих других моделей армейского назначения, специально были созданы прицепы. Данное специальное средство может обеспечивать транспортировку нескольких прицепов, общей массой не более чем 15 тонн. Помимо этого, разработка получила широкое применение в качестве специально оснащенной транспортной базы под последующий монтаж ракетного, инженерного и артиллерийского вооружения, военной техники.

МТ-Л

Еще одним советским образцом гусеничных тягачей можно назвать модель МТ-Л (или, согласно его разработке «изделие 8»). Принята специальная техника на вооружение армии еще в 1964 году и прослужила длительный период времени, выполняя различные задания армейского командования по транспортировке самой разной техники и грузов. В частности, тягач предусматривает возможность транспортировки различных артиллерийских систем и грузов на прицепах при условии, что их масса не превышает показатель в 7 тонн.

Это может быть и военная техника, например, тягач часто использовался для буксировки застрявших военных машин на безопасное расстояние. Успел послужить многоцелевой тягач и в качестве базы для различных средств специального назначения, иных транспортных потребностей.

Образцы строительной техники

Для обеспечения гражданских нужд было разработано ограниченное, но функциональное количество образцов техники, которые и по сей день можно встретить во время выполнения разных работ. К примеру, гусеничный тягач ГТМ-6.0, отличительной особенностью которого является высокая многофункциональность.

Изначально, данная разработка предназначалась исключительно для использования в качестве базы с целью последующей установки на нее различного по конфигурации навесного оборудования, использующего пассивные рабочие органы (к примеру, это касается ПКТ, БКТ). Среди особенностей данного тягача можно выделить установленный четырехтактный двигатель ЯМЗ. Мощность агрегата составляет порядка 300-310 лошадиных сил. Это позволяет обеспечивать отличную тягу и выдерживать значительные нагрузки, оказываемые в процессе транспортировки.

Характеристики и параметры установленного оборудования

Привод лебедки в данной специальной технике осуществлялся непосредственно от коробки отбора мощности. В трансмиссии имелось реверсивное устройство, которое позволяло перемещаться в переднем и заднем направлениях без последующего разворота. Управление можно было осуществлять одному механику водителю, выполнялось это исключительно посредством движения «вперед-назад». Вполне достойный аналог трактора.

Что примечательно, расширенной была и комплектация самого тягача. В нее входило:

  • специальное электрооборудование;
  • топливный бак вместительностью порядка 500 литров;
  • приспособления для переднего и заднего сцепления;
  • комплект прожекторов, устанавливаемых на кабине.

По шоссе специальная техника могла запросто преодолевать расстояния со скоростью в 55 километров в час, тягач мог преодолевать даже уклон с креном порядка 30 градусов, что было совершенно немыслимо для техники того времени. Расход составляет порядка 100 литров на 100 километров, но несмотря на такой показатель, техника вполне оправдывала все затраты на свое содержание.

Характеристики представлены в таблице:

МТ-МБМТ-ЛБуМТ-СММТ-Л
Масса6,2 тонны11,8 тонн34 тонны8,5 тонн
Грузоподъемность1,5 тоннНе более 4 тонн10 тонн2,5-4,5 тонны
Максимальная скорость70 км/ч60 км/ч65 км/ч60 км/ч
Мощность двигателя175 л.с.300 л.с.780 л.с.240 л.с.
Запас хода900 км.500 км.600 км.500 км.

Подводим итоги

Сегодня подобное устройство можно встретить в исключительно редких случаях, что связано с моральным устареванием разработки. На смену многоцелевому тягачу пришли совершенно новые модификации, способные удивить своим функционалом и практичностью, легкостью в эксплуатации и характеристиками. Но, несмотря на это, гусеничные тягачи до сих пор являются незаменимыми, как на военной службе, так и на гражданке.

naperevoz.ru

Тяжёлый гусеничный эвакуационный тягач, мод. ТГ

А. Протасов, к.т.н.

46 лет назад был создан этот эвакуационный тягач. Разработали и изготовили его на 38-м Опытном заводе Министерства обороны СССР. Тягач был смонтирован на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, имел одну лебедку, обеспечивал транспортировку поврежденных машин на жесткой сцепке буксиром, закреплялся на грунте при работе лебедки с помощью заторможенных гусениц, сошника и якорей. Конструкторская документация тягача была разработана в конструкторском бюро завода под руководством военных инженеров В.А. Михина и А.Л. Шебарова. Он имел особенности устройства, представляющие интерес для читателей-автомобилистов, увлекающихся историей создания отечественной военной автомобильной техники.

Тягач предназначался для вытаскивания застрявшей, опрокинутой или затонувшей гусеничной и колесной автомобильной техники (массой до 25 т) и перевозки на сборный пункт поврежденных машин (СППМ).

Кабина тягача была капотного типа, закрытой 4-местной 2-дверной цельнометаллической, заимствованной у грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличалась от кабины-прототипа центральной вставкой для размещения в ней личного состава из четырех человек и командирским люком на крыше для наблюдения и управления колонной машин на марше. Кабина имела системы отопления и вентиляции, стеклоочистители, солнцезащитные козырьки, резиновый коврик и другое имущество.

Грузовая платформа была металлической сварной с ровным полом и лючками в полу для доступа к лебедке, откидным задним бортом и продольно расположенными сиденьями и тентом с дугами. Грузоподъемность платформы составляла 5 т, внутренние размеры 3576x2950x360 мм, а площадь пола 10,5 м2.

В тягаче устанавливался 12-цилиндровый V-образный дизельный жидкостного охлаждения двигатель типа В-401 с максимальной мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволявший двигаться по шоссе с полной нагрузкой с неплохой для того времени максимальной скоростью 35,5 км/ч. Он располагался в передней части машины. Двигатель отличался неплохой надежностью в работе и хорошей топливной экономичностью. В качестве топлива применялось недорогое и недефицитное дизельное топливо.

Запуск двигателя был дублированный – с помощью электрического стартера мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом (резервная система). Необходимо отметить, что двигатель имел известный прототип – модификацию хорошо зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, который устанавливали в предвоенное и военное время в прославленных Т-34 и самоходных артиллерийских установках, созданных на их базе, СУ-85 и СУ-100.

Трансмиссия тягача механическая состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, 5-ступенчатой коробки передач с синхронизаторами на 2, 3 и 4-й передачах, двух 2-ступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. Применение 2-ступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчало управление машиной при маневрировании и обеспечивало получение минимального радиуса поворота на месте, равного ширине колеи машины 2,64 м.

Гусеничный движитель тягача, применительно к одному борту, состоял из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (830 мм) с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состояла из 78 траков (шириной 500 мм) с направляющим гребнем, с развитыми грунтозацепами, допускавшими крепление к ним дополнительных грунтозацепов (шпор) для движения по глубокому снегу, грязи или песку.

Подвеска независимая торсионная с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Она обеспечивала тягачу возможность движения по грунтовым дорогам и шоссе с неплохим средними скоростями 18 и 30 км/ч соответственно.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников и потребителей электроэнергии применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6-СТЭН, соединенные последовательно-паралельно.

Тягач был оснащен лебедкой для проведения эвакуационных работ с гусеничными и колесными машинами, потерявшими ход. У нее был шестеренчатый редуктор для приведения в действие барабана с тросом; тросоукладчик; тяговые ролики, разгружавшие трос, уложенный на барабане; механизм, защищавший ее от перегрузок, и тормоз, удерживавший вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебедку разместили под настилом пола грузовой платформы, она приводилась в действие от трансмиссии тягача при работающем двигателе. Чтобы обеспечить работу лебедки с такелажным оборудованием, требующим значительной длины троса, длина троса была увеличена от 100 до 200 м за счет уменьшения его диаметра с 28 до 21,5 мм и уменьшения тягового усилия лебедки с 200 до 180 кН (18 тс).

Такелажное оборудование тягача позволяло составить пять схем полиспастов и получить усилия вытаскивания от 350 до 1000 кН (от 35 до 100 тс) при надежном закреплении его на грунте. В состав такелажного оборудования входил комплект, включавший анкеры, штыри, блоки, соединительные детали и инструмент.

По эффективности закрепления тягача на грунте при работе лебедки сошник занимал промежуточное положение между заторможенными гусеницами и якорями. Он располагался в кормовой части корпуса тягача и приводился в действие тросом лебедки. Тягач был укомплектован оборудованием, с помощью которого можно было производить работы по приведению поврежденных машин в транспортабельное состояние перед их буксировкой. К нему относился комплект инструмента слесаря-монтажника, набор специальных ключей и оборудование для резки металла. Кроме того, тягач был укомплектован элементами крепления оружия экипажа, медицинской аптечкой, огнетушителями и шанцевым инструментом, включавшим лом, лопаты, топор и поперечную пилу.

Краткая техническая характеристика
тяжелого гусеничного эвакуационного тягача, мод. ТГ
ПараметрХарактеристика, величина
НазначениеВытаскивание застрявших, опрокинутых и затонувших машин, транспортировка поврежденных машин к месту их ремонта
ТипГусеничный эвакуационный тягач тяжелый ГЭТТ
Год выпуска1959
Экипаж, человек2
Базовое шассиАТТ
Удельная мощность, кВт/ (л.с./т)13,1 (17,8)
Максимальная скорость, км/ч35,5
Среднее удельное давление на грунт, МПа (кгс/см )0,065 (0,65)
Дорожный просвет, мм425
Глубина преодолеваемого брода, м1,5
Максимальная масса буксируемой машины, т25
Основное оборудование и имущество: для вытаскивания застрявших, опрокинутых и затонувших машин, для закрепления на грунте при работе лебедки для буксировки поврежденных машинЛебедка, развивающая максимальное тяговое усилие 180 кН (18 тс), заторможенные гусеницы, сошник и якоря, жесткий буксир
ТакелажноеКомплект, состоящий из анкеров, штырей, блоков, соединительных деталей и инструмента
ГрузоподъемностьОтсутствует
Слесарный инструментКомплект инструмента слесаря-монтажника, набор специальных ключей
Для резки металлаКеросинорез, три кислородных баллона емкостью 27 л, редуктор, бидоны для керосина
Время, необходимое для приве дения тягача из походного в ра бочее положение, мин8…10
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм7175x3165x2985
Вписываемость в габариты подвижного состава железных дорогВписывается
Масса в снаряженном состоянии, т23
Полная масса, т23,2

Время, необходимое для приведения тягача в рабочее состояние усилиями экипажа, состоявшего из двух человек, составляло 8…10 минут. Проходимость тягача на местности была хорошей для его типа. Он мог преодолевать с полной нагрузкой на сухом твердом грунте подъем крутизной 30° (с прицепом – 25°), ров (канаву) шириной 1,9 м, эскарп с высотой стенки 0,85 м, брод с твердым грунтом глубиной 1,5 м и двигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико и составляло не более 0,065 МПа (0,05 кгс/см2). Дорожный просвет был 425 мм, что позволяло тягачу двигаться по грунтовым дорогам с глубокими колеями и не садиться днищем корпуса на грунт. По этому показателю он превосходил средний танк Т-34, отличавшийся хорошей профильной проходимостью, у которого клиренс был 400 мм. Запас хода по топливу у тягача большой – 725 км. Полная масса тягача составляла 23,2 т , габаритные размеры сравнительно небольшие – 7175х3165х2985 мм (по кабине). Они позволяли двигаться по деревянным мостам в сельской местности, маскироваться и вписываться в габариты подвижного состава железных дорог, что не создавало трудностей при организации воинских перевозок по железным дорогам.

Тягач использовался в составе эвакуационных подразделений в войсках, хорошо показал себя на многочисленных учениях войск, отличался простотой устройства, надежностью в работе, неприхотливостью в эксплуатации.

www.gruzovikpress.ru

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото, стали одной из наиболее массовых гусеничных бронированных машин Советской и Российской армии. Его шасси оказалось настолько удачным, что до сих пор широко используется в различных родах войск.
Mногоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ был разработан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году.

  • 1962 г. Начало разработки
  • 1964 г. Испытания прототипов
  • 1965 г. Принятие на вооружение
  • 1966 г. Начало серийного производства.

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото, предназначен для буксировки прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования и обеспечения других транспортных потребностей. Первоначально тягач использовался для буксировки 100-мм противотанковых пушек Т-12, а затем получил большое распространение и для выполнения других задач.

Легкий многоцелевой транспортер – тягач МТ-ЛБ, вид справа и слева

Новый тягач получил совершенно нетрадиционную для артиллерийских тягачей компоновку. Двигатель разместили в средней части корпуса, а КП, выполненную в едином блоке с бортовыми передачами, – в носовой, соединив их карданным валом. Благодаря этому передняя часть машины не была переутяжелена, достигалась равномерная нагрузка на ходовую часть, а размещение массивного двигателя и его систем вблизи центра тяжести положительно влияло на повышение плавности хода. Отделение управления расположили между двигателем и трансмиссией, а всю заднюю часть корпуса заняли закрытой грузовой платформой, приспособленной также и для перевозки людей.

Опытные образцы тягача подвергли всесторонним испытаниям в различных климатических условиях: и в Арктике – с ее низкими температурами, и в Туркмении – с жарой и высоким содержанием пыли в воздухе. Замечаний оказалось немного, и в 1964 году доработанные МТ-ЛБ и МТ-Л были одобрены государственной комиссией и рекомендованы к серийному производству.

Легкий многоцелевой транспортер – тягач МТ-ЛБ, вид справа. Авиабаза Боллинг, Вашингтон, 1986 год

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото, начали поступать в войска с середины 1960-х годов и быстро завоевали популярность своей многофункциональностью. Они использовались для буксировки артсистем калибра до 100 мм, в том числе БС-3 и МТ-12, для перевозки грузов и в качестве санитарных машин.

MT-LB медицинский вариант гусеничного транспортера

MT-LB активно использовались советскими войсками в Афганистане в качестве тягачей и транспортных машин. Существовал и вариант импровизированного самоходного миномета: на крыше транспортного отсека крепился буксируемый 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек». При этом огонь велся прямо с машины. После развала СССР у России не осталось ни одного завода производящего легкую технику на гусеничном ходу.

Польский гусеничный минный заградитель «ISM Kroton» создан на удлененной базе Opal, который в свою очередь на советском МТ-ЛБ

МТ-ЛБ с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ один из вариантов модернизации транспортера

МТ-ЛБ с установленным дистанционно управляемым модулем “Гром” фото

Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на базе МТ-ЛБ фото

MT-LBMB с боевым модулем MB2 полигон Бронницы фото

МТ ЛБВМК лёгкий многоцелевой бронированный гусеничный транспортёр фото

Конструкция многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ. В передней части корпуса размещены агрегаты силовой передачи, отделение управления и установка ТКБ-01-1. Отделение управления отделено от силовой передачи перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья. В средней части корпуса в специальном отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.
Вся остальная часть корпуса используется для размещения людей и груза. Основным оружием транспортера-тягача является 7,62-мм пулемет ПКТ, располагающийся в броневой башенке ТКБ-01-1. Максимальный угол возвышения пулемета составляет +40°, а снижения -5°. Боекомплект к пулемету состоит из 1000 патронов. Сварной герметичный корпус изготавливается из броневой стали. Лобовая броня обеспечивает защиту от 7,62-мм бронебойных пуль при всех курсовых углах обстрела с дальности 250 м, а бортовая броня – при углах ± 75°.

После распада СССР все заводы-изготовители машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России: на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок Россией данной техники не производилось с 1990 года, тем не менее именно Вооруженные силы России располагают самым многочисленным парком более 5000 штук. Как известно, уж если Советский Союз производил какую то военную технику, то огромными партиями. Поэтому данный вид военной техники можно встретить на всех континентах земного шара.

Иракские военные “верхом” на транспортере MT-ЛБ фото

Многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ на совместных российско-американских учениях. 1997 год

Легкий многоцелевой транспортер- тягач МТ-ЛБ на учениях. 1988 год.

МТ-ЛБ бронированная гусеничная машина с низким уровнем силуэта фото

Расположенное в кормовой части машины десантное отделение рассчитано на размещение до 11 полностью экипированных пехотинцев или 2500 кг груза (при буксировке прицепов массой до 6500 кг машина может перевозить груз до 2000 кг). Пехотинцы размещаются вдоль бортов на топливных баках, верхняя часть которых оборудована как сиденья. Для посадки и спешивания пехотинцев используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Для наблюдения за полем боя пехотинцы пользуются двумя перископическими приборами наблюдения в крыше десантного отделения и смотровым прибором на правой дверце кормы машины. Для ведения стрельбы в бортах корпуса имеются четыре амбразуры.
Вот нарезал небольшое видео со стрельбой и новыми модификациями.


Силовая установка состоит из многотопливного восьмицилиндрового четырехтактного V-образного автомобильного дизеля ЯМЗ-238В мощностью 240 л. с.

моторное отделение транспортера MT-LB фото

Основу механической трансмиссии составляет двухпоточный механизм передач и поворота (МПП). В ходовой части используется индивидуальная торсионная подвеска и гусеницы с закрытым металлическим шарниром. Пустотелые опорные катки с наружной амортизацией изготовлены из алюминиевого сплава, на крайних узлах подвески установлены поршневые гидроамортизаторы.
Перед преодолением водной преграды на корпусе машины устанавливаются гидродинамические щитки, поднимается волноотражательный щиток и удлиняется воздухозаборная труба. Движение на плаву осуществляется за счет вращения гусениц.
МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото ТТХ

  • Боевая масса, т: 9,7
  • Экипаж, чел.: 2+11
  • Габаритные размеры, мм: длина: 6454 ширина: 2850 высота: 1865 клиренс: 395
  • Макс, скорость движения, км/ч: по шоссе: 61,5 на плаву: 6
  • Запас хода, км: по шоссе: 500
  • Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град.: 35 ширина рва, м: 2,8 высота стенки, м: 1,1

toparmy.ru

Гусеничный тягач Википедия

Российский колёсный эвакуационный тягач — лёгкий (КЭТ-Л), на выставке 10 июня 2011 года. Российский колёсный эвакуационный тягач — лёгкий (КЭТ-Л), на выставке 10 июня 2011 года.

Тягач — самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки арт- и ракетных систем, неисправных самоходных машин (автомобилей, танков и проч.) и самолётов на аэродромах.

В качестве тягача может выступать автомобиль, трактор или специальная самоходная машина на колёсном, гусеничном или комбинированном шасси.

Классификация тягачей[ | ]

Тягачи классифицируются по ряду критериев:

  • по типу машины;
  • по тяговому классу;
  • по числу осей.

Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.

Типы тягачей[ | ]

  • Тягачи для работы с прицепами.
  • Балластные тягачи — разновидность тягача, имеющая платформу для установки балласта для увеличения сцепного веса.
  • Седельные тягачи — для работы с полуприцепами.

ru-wiki.ru

Гусеничный тягач RSO (Porsche Typ 175) (Германия)

История создания гусеничного тягача RSO

Немецкий полноприводной гусеничный тягач RSO  («Raupenschlepper Ost» — гусеничный тягач «Восток», или Porsche Typ 175) был разработан фирмой «Порше» в 1942 году, на основе советских тягачей СТЗ-5 и Сталинец-2. Фактически RSO был ответом на зимнюю неудачу 1941-42 г.г., когда немецкие штатные армейские тягачи показали себя не с лучшей стороны, при движении через глубокий снег.

Проект нового тягача был выполнен «Танковой комиссией» рейхсминистерства вооружений и боеприпасов под председательством Ф. Порше совместно с инженерами «Штайр–Даймлер–Пух», причём совершенно без участия специалистов из Управления Вооружений сухопутных войск. В пользу Ф. Порше и его концепции гусеничного трактора «русского типа» с большим клиренсом для применения в условиях русских снегов высказался сам Гитлер, что и предрешило успех идей Порше.

В декабре 1941 года австрийская фирма «Штайр» получила заказ на производство 50 тягачей RSO. Уже весной 1942 года RSO подвергся модернизации с целью удешевления в производстве. Вскоре к производству подключилась фирма «Клекнер–Гумбольдт–Дейтц», предложившая использовать четырёхцилиндровый дизельный двигатель KHD F4L 514.

Производство RSO по настоящему развернулось в 1943 году, когда к работам были привлечены фирмы «Клекнер–Дейц–Магирус», «Ульм Греф и Штифт» (Вена), «Auto Union», и завод «Вандерер».

Одновременно с гусеничным вариантом, ограниченной серией выпускался колесный вариант RSO с цельнометаллическими, усеянными грунтозацепами колесами большого диаметра. Из-за сложностей связанных с производством последнего, выпущено было всего 200 штук.

Гусеничному варианту повезло намного больше: до конца войны предприятия успели изготовить 28151 тягачей Raupenschlepper Ost.

Парадокс (или насмешка судьбы) тягача RSO заключался в том, что «восточный» тягач — «ответ» на русские снега, использовался для буксировки тяжелых артиллерийских систем в основномна Западном фронте — в Голландии и Арденнах в 1944-1945 годах.

Несколько машин эксплуатировались в ГДР аж до 1960 года.

Тягач RSO на колесном ходу

Конструкция гусеничного тягача RSO (Porsche Typ 175)

Все главные части армейского тягача RSO были заимствованы у хорошо освоенного в производстве грузового автомобиля «Штайр» (Steyr) 1500/02.

Восьмицилиндровый V-образный двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 85 л.с. позволял развивать RSO весьма небольшую скорость — всего 20 км\ч. Опорные катки изготавливались штампованием и не имели бандажей. Гусеницы шириной 340 мм также не имели резиновых подушек (которые были у «полугусеничников») и могли изготавливаться даже из нелегированной стали.

Убранство кабины было весьма «спартанским». Все это делало машину очень дешёвой в производстве, но снижало скоростные характеристики. Главным плюсом конструкции RSO был высокий клиренс, обеспечивающий трактору неплохую проходимость по бездорожью.

Интересно, что даже RSO немцы пытались перекроить под самоходную артиллерийскую систему.


Источник: по информации из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Гусеничные тягачи Красной Армии. Альтернативные.








Как известно, в конце тридцатых были созданы гусеничные тягачи ЛТ-1, 2 и ГАЗ-22.

Первые – на базе тягача Т-20 «Комсомолец», второй на базе лёгкого танка Т-40. Но в серию ни один не пошёл. Причина – неудачная конструкция: был взят низ от тягача и танка, а вверху были приделаны мотор, кабина и кузов от соответствующих грузовиков.

 

Поэтому, в АИ, сделаем максимально простую конструкцию – нижняя часть будет состоять из двух трёхсотых швеллеров из шестёрки с несколькими перегородками.Между швеллерами поставим ДВС ГАЗ-М, сцепление и КПП от грузовика ГАЗ-АА, демультипликатор от ГАЗ-3А, далее трансмис­сионный тормоз от последнего, кардан, а также главную передачу с бортовыми фрикционами и тормозами и бортредукторами возьмём от «Комсомольца». По бокам от кардана будут размещаться бензобаки общей ёмкостью 350 л, что обеспечит запас хода по шоссе около 720 км без прицепа.

Ходовая часть будет состоять из гусениц, ведущей звёздочки, ленивца с механизмом натяжения и катков от Т-20. Подвеска будет торсионной, узлы крепления торсионов будут находится ниже нижней полки швеллера. Т.о. получится значительный клиренс, около 520 мм. Высокой прохо­димости также будет способствовать низкое удельное давление на грунт – 0,33 кг/см. кв. Ориентировочный вес тягача без нагрузки – 2,5т. Нагрузка – до 1,5 т (в перегруз до 2,5 т). Масса буксируемого прицепа до 2 т. Скорость без прицепа до 50 км/час.

Оригинальных частей тягач будет иметь немного: кардан, бензобаки, раму, рычаги подвески, торсионы и узлы их крепления к раме.

Преимущества перед РИ Т-20: не требует броневой стали (которая в дефиците в то время), есть возможность буксировать орудия без передка (т.к. расчёт и боекомплект помещаются в кузове). А последнее повышает вес буксируемого орудия и манёвренность (напр. можно буксировать гаубицу М-30, с небольшими перегрузом).

Преимущество перед ЛТ-1, 2 и ГАЗ-22: более простая конструкция и значительно более высокая проходимость.

А где же выпускать столь няшный тягачёк? Ведь все заводы заняты по горло основной продук­цией. Видится только один вариант: снятие с производства на ГАЗе тягача Т-20. Т.к. к 22.06.41 только Т-20 имелся в РККА сверх штата. И действительно, для обеспечения бронированными тягачами переднего края, вполне хватит и 5000 шт. (которые выпустит до 22.06. з-д №37 и СТЗ, а также ГАЗ до 01.01.1940). Точной цифры выпуска на ГАЗе Т-20 до 01.01.40 не имею, поэтому ориентировочно можно предположить, что ГАЗ за полтора года до войны выпустил около 1800 «Комсомольцев». Если переориентировать ГАЗовское спецпроизводство на небронированный гусеничный тягач с 01.01.40, то возможно выпустить 2300 тягачей. Конечно, пятьсот лишних тягачей никакой «погоды» в РККА того периода не сделают, но есть интересный альтернативный вариант. Во время финской войны, когда жареный петух начал вовсю клевать логистику войск, ведущих боевые действия в Финляндии, на автозаводы ЗИС и ГАЗ срочно спустили планы по производству полугусеничных грузовиков, при этом за пару-тройку месяцев ГАЗ произвёл около 1800 полугусеничников, а ЗИС аж 4500 штук.Но т.к. полугуси были неправильной схемы, то толку от них было мало. А в данной АИ, допустим, на клевание жареного петуха готов ответ: гусеничный тягач из узлов грузовика и плавающего танка. Причём ЗИС получится ещё лучше ГАЗа, там мощней мотор, сцепление и КПП. Вес гусеничного ЗИСа примерно 4 т, груз в кузове – 3 т, масса буксируемого прицепа до 3,5 т.

И такое количество лёгких и средних гусеничных тягачей (2300 шт. ГАЗ и 4500 шт. ЗИС) может серьёзно повлиять на обеспеченность РККА быстроходными и проходимыми гусеничными тягачами. К 22.06.41, РККА могла бы иметь: 5000 шт. бронированных «Комсомольцев», 2300 шт. лёгких гусеничных тягачей ГАЗ, 4500 шт. тягачей ЗИС и ок. 3500 шт. тягачей СТЗ-5. Такое общее количество вполне закрывает всю потребность в быстроходных гусеничных тягачах РККА в западных военных округах и в частях Дальневосточного фронта накануне ВОВ (как в стрелковых, так и в мехсоединениях).

alternathistory.com

Трактора и тягачи | СССР — Всё о Второй мировой

Трактор «Коммунар»

Трактор создан на базе немецкого трактора «ВД-50 Ханомаг» и выпускался на 1924-1931 гг. в трех вариантах — с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. (Г-50), на бензине мощностью 75 л.с. (Г-75) и 90 л.с. (З-90). Всего было выпущено около 2 тысяч тракторов. В годы войны трактор был «мобилизован» для нужд фронта. ТТХ трактора: длина – 5,2 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,5 м; масса – 8,5 т; мощность двигателя – 50-90 л.с; скорость передвижения по шоссе – 15 км/ч; грузоподъемность – 2 т; масса буксируемого груза – 6 т; экипаж – 1 человек.

Средний артиллерийский тягач «Коминтерн»

Тягач разработан с использованием ходовой части и некоторых узлов танка «Т-24». Он выпускался Харьковским паровозостроительным заводом с 1934 г. Всего было изготовлено 1798 машин. Тягач применялся для транспортировки полевой и гаубичной артиллерии. Он имел лебедку. Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика «ЗИС-5». ТТХ тягача: длина – 5,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,5 м; масса – 10,5 т; клиренс – 400 мм; тип двигателя – 4-цилиндровый, дизельный жидкостного охлаждения КИН; мощность двигателя – 131 л.с; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 220 км; грузоподъемность – 2 т; масса буксируемого груза – 12 т; экипаж – 2 человека.

Тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец»

Тягач выпускался Харьковским паровозостроительным заводом с 1939 г. Кабину использовали от грузовика «ЗИС-5», предварительно переоборудовав и расширив. На кузов устанавливался съемный брезентовый тент. В качестве топлива могло применяться: дизтопливо, газойль или смесь моторного масла с керосином. Захваченные Вермахтом тягачи использовались под обозначением «Gepanzerter Artillerie Schlepper 607(R)». Всего было выпущено 1123 машины. ТТХ тягача: длина – 6,2 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,7 м; масса – 15,5 т; клиренс – 462 мм; грузоподъемность – 3 т; масса буксируемого груза – 22 т; тип двигателя – 12-цилиндровый В-2В; мощность двигателя – 375 л.с.; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 270 км; экипаж – 3 человека; количество мест для людей – 19.

Средний артиллерийский тягач «Сталинец-2»

Тягач выпускался ЧТЗ с 1939 г. Кабину от автомобиля «ЗИС-5», расширили и дооборудовали. Грузовая платформа с двумя откидными сиденьями по бортам могла закрываться тентом. Всего было выпущено 1275 машин. ТТХ тягача: длина – 4,7 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; масса – 12 т; клиренс – 462 мм; грузоподъемность – 1,5 т; масса буксируемого груза – 10 т: тип двигателя – 4-цилиндровый дизельный М-17; мощность двигателя – 113 л.с; удельная мощность двигателя – 9,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 160 км; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 10.

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Тягач был разработан в 1936 г. на базе тан¬ка «Т-38» и грузового автомобиля «ГАЗ-АА» и предназначался для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм полковых пушек. Тягач выпускался в трех сериях, отличавшихся между собой устройством грузовой платформы, сидений, смотровых приборов и приспособлений, связанных с обеспечением температурного режима работы двигателя и улучшением ходовой части. Для защиты от непогоды предусматривался брезентовый тент для кузова. Иногда тягач использовался в качестве танкетки. Трофейные тягачи использовались в Германии, Румынии и Финляндии. На базе Т-20 выпускалась — лёгкая противотанковая САУ открытого типа ЗиС-30. Всего было выпущено 7780 машин. ТТХ тягача: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,6 м; клиренс – 300 мм; масса 3,5 т; масса буксируемого груза – 1,5 т; грузоподъемность – 0,5 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 4 цилиндровый карбюраторный ГАЗ-ММ:; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 14 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 2 человека.

Средний артиллерийский тягач Я-12

Тягач был разработан в 1943 г. на Ярославском автомобильном заводе на базе опытного тягача «Я-11». Отличие «Я-12» от предшественника заключалось в установке американского дизеля «GMC-4-71», который поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Известны модификации «Я-13» с четырехтактным карбюраторным двигателем «ЗИС-5М» и «Я-13Ф» с форсированным четырехтактным карбюраторным двигателем «ЗИС-МФ». «Я-12» буксировали 122-мм корпусные пушки, 152-мм гаубицы-пушки и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Всего было выпущено 2296 машин. ТТХ тягача: длина – 4,9 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,2 м; масса – 6,6 т; клиренс – 305 мм; грузоподъемность — 2 т; масса буксируемого груза – 8 т; тип двигателя мощность двигателя – 110 л.с; скорость передвижения по шоссе – 38 км/ч; запас хода – 290 км; экипаж – 3 человека; количество мест для перевозки людей – 11.

Гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60)

Трактор являлся копией трактора «Катерпиллер-60» и выпускался Челябинским тракторным заводом в 1933-1937 гг. Всего было выпущено 69 тысяч машин. В Красной Армии использовался в качестве артиллерийского тягача. ТТХ трактора: длина – 4 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; масса – 10 т; тип двигателя — бензиновый; мощность двигателя – 60 л.с; скорость передвижения по шоссе – 6 км/ч; экипаж – 1 человек.

Гусеничный трактор «Сталинец-65» (С-65)

Трактор являлся дизельным вариантом «С-60» и выпускался Челябинским тракторным заводом в 1937-1941 гг. Двигатель также мог также работать на смеси автола с керосином. С началом войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Трофейные трактора использовались и Вермахтом. Всего было выпущено 37,6 тысяч машин. ТТХ трактора: длина — 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота — 2,8 м; масса – 10,8 т; тип двигателя – М-17; мощность двигателя – 65 л.с; скорость передвижения по шоссе – 7 км/ч; экипаж – 1 человек.

Гусеничный артиллерийский тягач СТЗ-5-НАТИ

Тягач разработан на базе трактора «СХТЗ-НАТИ» и выпускался Сталинградским тракторным заводом с 1937 г. Машина имела закрытую деревометаллическую кабину, установленную над двигателем. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями командира расчета орудия и механика-водителя. На шасси тягача монтировалась установка реактивных минометов «БМ-13-16». В Вермахте «СТЗ-5» получил обозначение «Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r)». Всего было выпущено 9944 машины. ТТХ тягача: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 м; масса – 5,8 т; клиренс – 288 мм; тип двигателя – 4-цилиндровый многотопливный «1МА»; мощность двигателя – 52-54 л.с; грузоподъемность – 1,5 т; масса буксируемого груза – 4,5 т; скорость передвижения по шоссе – 22 км/ч; запас хода – 145 км; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 10.

Артиллерийский тягач Т-26Т

Тягач с бронированным верхом

Тягач Т-26Т с брезентовым верхом

Машина представляла собой шасси танка «Т-26». Для буксирования различных прицепов на корме монтировалось специальное буксирное приспособление. Вооружения машина не имела. Тягач выпускался с 1934 г. в двух модификациях с бронированной крышей и с брезентовым тентом с целлулоидными окнами. Всего было выпущено 213 машин, в том числе 10 машин с бронированным кузовом (6-15 мм). ТТХ тягача: длина – 4,6 м. с бронированным кузовом, 3,7 м. с брезентовым тентом; масса – 8,1 (7,7) т; тип двигателя – 4-цилиндровый; мощность двигателя – 90 л.с; скорость передвижения по шоссе – 28 км/ч; запас хода – 120 км; экипаж – 5 человек.

Танковый тягач Т-34Т

Тягач создавался на базе танка «Т-34», в основном силами войсковых мастерских, из линейных танков с неисправным вооружением. С них снималась башня, башенный погон заваривался броневым листом, в котором оборудовался входной люк. Тягач предназначался для эвакуации легких и средних с поля боя и буксирования их к месту ремонта, а также для вытаскивания застрявших танков. ТТХ тягача: масса — 22 т; экипаж — 2 — 3 чел; вооружение — 7,62 мм; пулемет ДТ; бронирование — противоснарядное; мощность двигателя — 500 л.с.; скорость передвижения по шоссе без груза — 55 км/ч, скорость буксирования — 3 — 6 км/ч.

Танковый тягач на базе танка КВ-1С

Тягач на базе танка «KB» был создан в войсковых ремонтных подразделениях в результате переделки серийных танков «КВ-1» (КВ-1С) с неисправным основным оружием. Тягачи использовались для эвакуации и буксирования танков и САУ любых видов. При буксировании тяжелого танка одним тягачом скорость составляла — 2 км/ч, среднего танка — 3 км/ч и легкого — 8 км/ч. ТТХ тягача: масса — 34 т; экипаж — 2 — 3 чел; вооружение — 7,62 мм пулемет ДТ; бронирование — противоснарядное; мощность двигателя — 600 л.с.; скорость передвижения по шоссе без груза — 43 км/ч, скорость буксирования — 3 — 8 км/ч.

Танковый тягач ИС-2Т

С 1944 г. на ремонтных заводах было организовано производство тягачей на базе танков «ИС-1» (ИС-2). Тягачи отличались от серийных машин отсутствием башни. Отверстие под установку башни в корпусе танка закрывалось приваренным броневым листом, в котором устанавливалась командирская башенка с двухстворчатым входным люком и смотровым перископическим прибором «МК-4». Для эвакуации поврежденных танков на надгусеничных полках и крыше боевого отделения машины укладывались дополнительные буксирные тросы, блоки полиспастов и при необходимости запасные части, использовавшиеся для проведения текущего ремонта и обеспечения возможности эвакуации машин. Кроме того, на машинах могли укладываться и перевозиться ручные тракторные или автомобильные лебедки. ТТХ тягача: масса — 35 т; экипаж — 2 — 3 чел; вооружение — 7,62 мм курсовой пулемет ДТ; бронирование — противоснарядное; мощность двигателя — 520 л.с; скорость передвижения по шоссе без груза — 35 км/ч, скорость буксирования — 3 — 8 км/ч.

Седельный тягач ЗиС-10

Тягач выпускался в 1937-1939 гг. с двухскатным задним мостом. Специально для тягача был разработан одноосный 6-тонный бортовой полуприцеп (1-ПП-6) с длиной грузовой платформы 5 м. Прицеп применялся для перевозки крупного имущества понтонных парков. Всего было выпущено 766 машин. ТТХ тягача: длина – 5,4 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,2 м; клиренс – 250 мм; снаряженная масса – 2,8 т, полная – 6,3 т; грузоподъемность – 3,5 т; тип двигателя — карбюраторный 6-цилиндровый; мощность двигателя – 73 л.с; объем бака – 65 л; максимальная скорость – 48 км/ч; расход топлива – 38 л/100 км; запас хода – 170 км; количество мест в кабине – 2.

wwii.space