Гусеничные машины – Гусеничные пожарные машины » Пожарные машины: оборудование, поставки, производство

Гусеничные машины – это… Что такое Гусеничные машины?


Гусеничные машины

Гусеничный движитель

Принципиальная схема гусеничного движителя

Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент состоящих из отдельных звеньев — траков. Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое давление — 31—122 кН/м² (0,3—1,2 кгс /см²), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт. Первый в мире образец гусеницы как движителя был изготовлен русским крепостным крестьянином Фёдоровым в первой половине XIX века. Впоследствии англичанин Гиткот использовал эту идею для создания своего парового трактора.

Устройство гусеничного движителя

Ведущее колесо

Типы гусеничного движителя

  • С поддерживающими катками, задним ведущим колесом и свободными ленивцами.
  • Без поддерживающих катков с задним расположением ведущих колёс.
  • С поддерживающими катками, передними ведущим колесом и несущим ленивцем.
  • Без поддерживающих катков с передним ведущим колесом.

Недостатки гусеничного движителя

  • Быстрый износ трущихся деталей (проушины, пальцы)
  • Поломки траков при неравномерной нагрузке
  • Попадания снега и камней между гусеницами и катками

Ссылки

  • Антонов А. С. Армейские гусеничные машины. Часть 2. 1964.
  • Бархударов. Танки, основы теории и конструкции. 1968.
  • Чобиток В.А., Данков Е.В., Брижинев Ю.Н. и др. Конструкция и расчёт танков и БМП. Учебник. —М.: Воениздат, 1984. -376 с.
  • Буров С.С. Конструкция и расчёт танков. —М.: ВА БТВ, 1973. -603 с.
  • Подвижность танков и конструктивные пути её обеспечения. 1980.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Гусейн Хан Нахичеванский
  • Гуси-чирки

Смотреть что такое “Гусеничные машины” в других словарях:

  • Колесно-гусеничные машины — боевые н транспортные машины с комбинированным движителем (колёса и гусеницы) для повышения проходимости …   Словарь военных терминов

  • Гусеничные тягово-транспортные машины — предназначены для буксировки артиллерийских орудий и прицепов различного назначения, перевозки личного состава и воеиио техниче ского имущества, а также монтажа п транспортирования вооружения и военной техники. В зависимости от назначения делятся …   Словарь военных терминов

  • ГОСТ 27247-87: Машины землеройные. Метод определения тяговой характеристики — Терминология ГОСТ 27247 87: Машины землеройные. Метод определения тяговой характеристики оригинал документа: 3.15. Барометрическое давление давление, измеряемое в процессе испытаний, в килопаскалях. Определения термина из разных документов:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Торфяные машины —         машины для подготовки торфяных месторождений к эксплуатации, добычи, сушки, уборки, погрузки и транспортировки торфа.          Характерные особенности Т. м.: небольшие удельные давления на грунт, сравнительно короткий рабочий период,… …   Большая советская энциклопедия

  • БОЕВЫЕ МАШИНЫ — гусеничные или колёсные самоходные машины с установл. на них вооружением. Как правило, машины частично или полностью бронированы. Предназначены для ведения боя, обеспечения боевых действий и управления войсками. К Б. м. относятся танки, боевые… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Торфяные машины и комплексы —         (a. peat machines and complexes; н. Torfstechmaschinen und Ausrustungen; ф. engins et complexes а tourbe; и. maquinas y complejos para extraer turba) система взаимодополняющих друг друга машин для подготовки торфяных м ний к эксплуатации …   Геологическая энциклопедия

  • Боевые бронированные машины — 2.1. Гусеничные, полугусеничные или колесные самоходные машины, обладающие бронезащитой и проходимостью по пересеченной местности, сконструированные или модифицированные и оснащенные: 2.1.1. для транспортировки пехотного отделения в составе 4 или …   Официальная терминология

  • Дорожные машины —         средства механизации, применяемые для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог, а также в ж. д., гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве и т.д. Современные Д. м …   Большая советская энциклопедия

  • Боевые разведывательные машины США —        Ролью бронированной кавалерии традиционно была разведка, защита флангов, связь и быстрое преследование. В течение Второй Мировой войны, эти задачи выполнялись тремя основными типами машин: джипами, вооружёнными пулеметами,… …   Энциклопедия техники

  • КОРЧЕВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ — снаряды для корчевки пней. На строительстве ж. д. для этой цели применяются: гусеничные мощные тракторы, выдергивающие пни непосредственно силой своей тяги; вороты, приводимые в движение тракторами; прицепляемые к …   Технический железнодорожный словарь


dic.academic.ru

Гусеничные машины Википедия

Гусеничный движитель снегоболотохода «Ухтыш» Гусеничный движитель Т-14. Принципиальная схема гусеничного движителя.

Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент.

В литературе встречается название — Гусеничная платформа.

Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кН/м² (0,12—1,2 кгс/см²), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.

История[ | ]

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министерство финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан. Промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать своё изобретение и в 1839 году патент был аннулирован. За рубежом изобретателем гусеничного движителя считается Р. Эджуорт (1770 год).

Составные части гусеничного движителя[ | ]

Частично собранный японский танк Чи-Ну

Типы гусеничного движителя[ |

ru-wiki.ru

Гусеничные и колесные боевые бронированные машины

Как гусеничные, так и колесные ББМ (боевые бронированные машины) имеют свои преимущества и свои недостатки. Впрочем, эксплуатация машин обоих типов ведет к лучшему оперативному взаимодействию и позволяет войскам соответствовать большему диапазону требований.

Спор о том, должны ли ББМ быть гусеничными или колесными, продолжается много лет и маловероятно, что он вообще разрешится. Каждый тип машин имеет преимущества и недостатки, но, в конечном счете, решение принимается исходя из оперативных требований и местности, на которой платформы будут развернуты.

Новейший VAB Mk3 от Renault Trucks Defense, оборудованный навесной броней и башней от BAE Systems Land Systems South Africa

В целом, гусеничные машины имеют лучшую внедорожную проходимость по сравнению с колесными аналогами, низкое же удельное давление на грунт позволяет иметь значительные преимущества на всех типах местности. Кроме того, гусеничные машины обычно имеют более высокие уровни бронирования, а низкий профиль означает, что их труднее обнаружить на поле боя.

Впрочем, гусеничные ББМ изначально стоят дороже. Для них требуется больший объем обслуживания и количество часов обучения. Они также гораздо шумнее из-за вибрации ходовой части и гусениц.

Уровень шума может быть снижен за счет резиновых гусениц, которые уже установлены на машинах серии M113 нескольких стран. Они также были установлены на более тяжелых 35-тонных гусеничных машинах CV90 от BAE Systems Hägglunds. Резиновые гусеницы также легче стальных гусениц и имеют сниженный уровень вибрации, тем самым они повышают комфорт экипажа и надежность бортовых электронных систем.

Между тем расходы на эксплуатацию и обслуживание колесных машин меньше затрат на гусеничные аналоги. Они также имеют лучшую стратегическую мобильность, так как для них не нужны специализированные транспортные средства для перевозки тяжелой военной техники на дальние расстояния.

Существует четкая тенденция по развертыванию всё большего числа колесных машин 8х8, поскольку они имеют увеличенные грузоподъемность и внутренний объем по сравнению с платформами 6х6. Машины колесной формулы 8×8 могут выполнять более широкий круг задач и принять больше систем вооружения. Впрочем, машины 6×6 более компактны, что делает их подходящими для использования в ограниченном пространстве обычном для городских операций. Вдобавок к приводу на все колеса, некоторые машины конфигураций 6×6 и 8×8 имеют рулевое управление одного моста с гидроусилением.

Всё большее число колесных машин оборудуется централизованной системой подкачки колес, позволяющей водителю регулировать давление в зависимости от типа местности. Также в колеса стандартно устанавливаются противопрокольные вставки. Это позволяет машине «вернуться домой» в случае сильно поврежденного колеса.

Впрочем, существуют ограничения на полную массу колесных платформ, поскольку при ее увеличении значительно снижаются подвижность и возможности их развертывания. Машины, как правило, имеют срок эксплуатации примерно 30 лет и должны иметь некоторый потенциал роста, чтобы принять будущие изменения в требованиях и добавление новых технологий.

Датские разработки ББМ

Датская армия до сих пор эксплуатирует большой парк гусеничных БТР M113, но начала конкурс по их замене. В его рамках пять машин прошли интенсивные испытания, завершившиеся в конце сентября 2013 года.

Потребности страны составляют от 206 до 450 машин, подписание контракта на поставку новых платформ ожидается в феврале 2014 года. Датская армия пока не определилась, какая машина ей нужна, гусеничная или колесная, и провела испытания машин обеих типов.

В конкурсе приняли участие три гусеничных машины: доработанный вариант CV90 Armadillo от BAE Systems Hägglunds, Protected Mission Module Carrier G5 от FFG и ASCOD 2 от компании General Dynamics European Land Systems — Santa Bárbara Sistemas.

Дальнейшие разработки CV90 Armadillo привели к варианту с большим внутренним объемом с целью соответствия потенциальным требованиям датской армии в рамках ее программы по замене парка M113

Два «колесных» участника, принявшие участие в конкурсе, были в конфигурации 8х8. Это Piranha 5 от General Dynamics European Land Systems Mowag и Véhicule Blindé de Combat d’Infanterie (VBCI) от французской компании Nexter.

Краткий видеообзор состояния дел проекта по семейству боевых бронированных машин ASCOD с русскими субтитрами

Производство Piranha 5 было с большой помпой запущено в 2010 году, но эта машина еще не получила твердого контракта, в то время как машина VBCI выпускается серийно для французской армии и уже поучаствовала в боевых действиях в Афганистане, Ливане и Мали.


VBCI от компании Nexter на выставке IDEX 2013

Французские колесные ББМ

До недавнего времени Франция эксплуатировала гусеничные БМП AMX-10P от Nexter и БТР Véhicule de l’Avant Blindé (VAB) 4х4 от Renault Trucks. AMX-10P в настоящее время заменяется VBCI. Сначала намеревались заказать 700 машин, но в последствии эта цифра была снижена до 630. Первые серийные машины VBCI армия получила в 2008 году, на сегодняшний день поставлено свыше 450 штук, и поставка последних платформ ожидается к 2015 году. Таким образом, для сохранения производственных мощностей потребуются новые экспортные заказы.

Из 630 заказанных машин 520 будут в конфигурации БМП Véhicule de Combat d’Infanterie ICV и оставшиеся 110 в конфигурации командного пункта Véhicule Poste de Commandement.


Новейший вариант VAB Mk3 с башней TRT-25 от BAE Systems

Французская армия эксплуатирует в настоящее время 3975 машин VAB в 40 различных вариантах, первые поставки которых были осуществлены в 1976 году. Армия намерена заменить свои БТРы VAB новой машиной Véhicule Blindé Multirôles (VBMR), которая, как предполагается, будет иметь конфигурацию 6х6 и полную массу 20 тонн.

Ожидается, что компании Nexter Systems и Renault Trucks Defense будут соперничать за этот контракт, хотя по его условиям заявки могут подать и неместные подрядчики.

Пока французская армия должна еще подтвердить свои потребности в VBMR, компания Renault Trucks Defense пошла вперед и разработала вариант VAB Mk3, который будет предложен на рынке только в конфигурации 6×6. Эта машина имеет полную массу до 20 тонн, из которых 7,5 тонны приходится на экипаж, вооружение, боеприпасы и комплект защиты. Впервые она была показана в середине 2012 года и в настоящее время ведется изготовление предсерийной партии.

Смешение гусеничных и колесных ББМ в Германии

На протяжении многих лет немецкая армия поддерживала сбалансированное соотношение гусеничных и колесных ББМ средней категории по массе. Существующая гусеничная БМП Marder от Rheinmetall должна быть заменена гусеничной БМП Puma. Сначала предполагалось изготовление в общей сложности 405 машин, но затем это число было снижено до 350.

Немецкий парк гусеничных БТР M113 и часть машин серии Rheinmetall Fuchs 6х6 также заменяются многоцелевой бронированной машиной Boxer 8х8 Multi-Role Armoured Vehicle (MRAV). Возможно, эта машина, уже послужившая в Афганистане, является наиболее защищенной в своем классе.

Немецкая армия принимает поставки 272 штук в различных конфигурациях, которые включают: 125 БТР; 72 санитарных; 65 командных пунктов и 10 машин обучения водителей.

Для экспортного рынка компания Rheinmetall разработала БМП Boxer, которая оборудована двухместной башней Lance, вооруженной стабилизированной 30-мм пушкой Mauser и 7,62-мм спаренным пулеметом. Эта башня уже установлена на корпус машины Piranha IIIC 8х8, стоящей на вооружении испанской морской пехоты.



БМП Rheinmetall Boxer оборудована модульной башней Lance, вооруженной стабилизированной 30-мм пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом

Краткое видеоописание боевой бронированной машины BOXER с русскими субтитрами

Немецкая армия приняла поставки 996 машин Fuchs 6х6 в различных конфигурациях от компании Rheinmetall MAN Military Vehicles; все они постоянно проходят плановые модернизации. В то время как некоторые из функций Fuchs переходят к машине Boxer, тем не менее, ожидается, что она останется на вооружении еще какое-то время. Новейший вариант Fuchs 1A8 получил множество улучшений, включая модернизированную подвеску и усиленную защиту.

ББМ в итальянской армии

Итальянская армия стала одной из первых стран в Европе, которая начала движение от полностью гусеничного парка к более сбалансированному парку колесных и гусеничных ББМ.

Армия Италии развертывает 200 танков Ariete и 200 гусеничных БМП Dardo, которые разработаны и производятся консорциумом CIO — совместным предприятием между Iveco Defence Vehicles и Oto Melara.

Iveco Defense Vehicles отвечает за колесные машины, ходовую часть и силовой блок гусеничных и колесных ББМ, а компания Oto Melara, в свою очередь, ответственна за гусеничные машины, а также башни и системы вооружения для обоих типов машин.

Итальянская армия получила 400 машин Centauro 8х8, а еще 84 машины были поставлены Испании. На них установлена трехместная башня Oto Melara с 105-мм пушкой с малой силой отдачи. Дальнейшие разработки привели к созданию варианта Centauro с 120-мм пушкой для Королевской гвардии Омана.

БМП Freccia 8×8 итальянской армии

БМП Freccia 8х8 также всё в большем количестве поступает в итальянскую армию. Были разработаны более специализированные варианты, например, командный пункт, БРЭМ и минометная установка.

Новейшей разработкой на базе машины Freccia является вариант SuperAV 8х8 с новым корпусом, оптимизированным для амфибийных операций. Он имеет повышенный уровень защиты и в воде приводится в движение двумя гребными винтами. Как ожидается, его будут закупать итальянские армия и флот с целью замены своих гусеничных машин.

Плавающая машина SuperAV 8×8 (на фото без вооружения) разработана компаний Iveco для выполнения требований итальянской армии

Немного того и другого

Голландская армия традиционно эксплуатировала парк гусеничных машин, но в настоящее время наряду с другими странами движется в направлении более сбалансированного парка гусеничных и колесных платформ. Армия уже получила все 184 БМП BAE Systems Hägglunds CV9035 Mk III, которые заменили гусеничные машины YPR-765.

Оставшуюся часть более специализированных вариантов YPR-765 заменят 200 машин Boxer MRAV ARTEC. Они схожи с немецкими машинами, но имеют другое коммуникационное оборудование и дистанционно управляемый боевой модуль Kongsberg Protector с 12,7-мм пулеметом M2 HB.

Машины Boxer будут поставляться в голландскую армию с 2013 по 2016 год. Вышеупомянутое количество из 200 машин будет поделено в следующих пропорциях: 60 командных пунктов, 52 санитарных, 27 грузовых, 53 инженерных и 8 машин обучения водителей.

Что касается российской армии, то она всегда имела сбалансированный парк гусеничных и колесных машин и эта тенденция, по всей видимости, сохранится. Парк гусеничных машин российской армии состоит из БМП-1, БМП-2 и БМП-3; все они могут плавать при минимальной подготовке. БМП-3 имеет самый мощный комплекс вооружения среди машин в своем классе в мире и, как следствие, достигла больших успехов в поставках за рубеж. Она была продана в Кувейт, Индонезию, Южную Корею, Сирию и ОАЭ, а совсем недавно в Венесуэлу и возможно в Алжир.

Оригинальный колесный плавающий БТР-60 8х8 поступил на вооружение советской армии еще в далеком 1961 году и с тех прошел не одну модернизацию. За ним последовали варианты БТР-70, БТР-80 и совсем недавно БТР-82.

Южные системы ББМ

Южноафриканские силы национальной обороны имеют большой боевой опыт в южной Африке. За исключением танка Olifant, все их ББМ — колесные. Самая крупная колесная машина — это артиллерийская установка G6 155 мм/45 калибра от Denel Land Systems (DLS), весящая около 47 тонн.

Основной БМП является Ratel 6х6 от BAE Systems Land Systems South Africa, которую должен сменить вариант бронированной модульной машины Armoured Modular Vehicle (AMV) от Patria, получивший имя Badger (Барсук).

После испытаний пяти опытных машин в сентябре 2013 года компания DLS получила контракт на 238 машин Badger в пяти вариантах, которые имеют общую башню. DLS является основным подрядчиком, а компания Patria выступает здесь субподрядчиком и поставит небольшую партию комплектных шасси перед началом полномасштабного производства. Машина Badger является дальнейшим развитием AMV, к основным усовершенствованиям можно отнести башню и систему вооружения от DLS.



Вариант AMV, получивший в ЮАР наименование Badger, с разных ракурсов

Американская армия была твердым сторонником гусеничных машин свыше 60 лет и имеет на своем балансе 6452 БМП M2 Bradley и M3 Cavalry Fighting Vehicles производства BAE Systems; последние поставки были осуществлены еще в феврале 1995 года.

Со времени своего первого развертывания БМП Bradley постоянно модернизировалась. Новейшим вариантом является A3, но при этом все варианты оборудованы башней с 25-мм пушкой M242 с двойной подачей от ATK Armament Systems.

Многие специальные задачи до сих пор выполняют устаревшие гусеничные БТР M113A3. Начало разработки оригинальной конструкции относится еще к концу 50-х годов, а первые серийные машины были изготовлены в 1960 году.

Свыше 74000 машин M113 во множестве вариантов были изготовлены США и Италией (по лицензионному соглашению). Впрочем, по современным стандартам M113A3 сильно устарел, поскольку у него нет подвижности и защиты, необходимых для совместных действий с БМП M2 Bradley и танком M1A1/A2 Abrams.

По этой причине в американской армии надеются развернуть многоцелевые бронированные машины Armored Multi-Purpose Vehicle (AMPV) в пяти базовых вариантах: минометная установка, командный пункт, эвакуации раненных, санитарный и универсальный.

Потенциал колесной платформы ББМ

Имеется несколько потенциальных кандидатов на проект AMPV, включая глубоко доработанную БМП Bradley, а также колесные машины, например Stryker DVH (double-V hull) с двойным V-обазным корпусом, и даже гусеничный БТР Stryker.

Одна из первых машин M1126 Stryker в варианте DVH

Американская армия в свое время провела конкурс по боевой машине для средней бригады и испытала две гусеничных и одну колесную машины. По итогам конкурса была выбрана колесная машина от компании General Dynamics Land Systems, представляющая собой доработанный вариант LAV-III. Впоследствии она получила обозначение M1126 Stryker. Было изготовлено свыше 4000 машин, а новейший вариант с усиленной защитой Stryker DVH и был предложен для проекта AMPV.

В то время как в некоторых странах существует тенденция развертывания скорее колесных ББМ, чем гусеничных, большинство всё-таки выбирает сбалансированный парк машин, поскольку каждый тип имеет свои уникальные преимущества.

Впрочем, есть вопросы к некоторым новым машинам конфигурации 8х8 с полной массой свыше 30 тонн, касающиеся проходимости по пересеченной местности. Повышение массы определяется конечным пользователем, требующим больше объема, полезной грузоподъемности и защиты. И до тех пор, пока эта тенденция сохранится, машины будут становиться тяжелее, дороже и их все труднее будет развертывать.

Вдобавок к колесным ББМ, поступающим в войска во все больших количествах, существует также тенденция разработки и развертывания колесных артиллерийских систем. Франция, например, заменяет все свои гусеничные и буксируемые 155-мм пушки на САУ CAESAR 155 мм/52 калибра от Nexter на шасси грузовика 6х6, которые также были проданы Индонезии, Малайзии, Саудовской Аравии и Таиланду.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

army-news.ru

Гусеничный движитель | Шины и диски

Гусеничный движитель служит для преобразования вращающего момента, подводимого к ведущим колесам через трансмиссию от силовой установки, в тяговое усилие, движущее ТС.

Движитель гусеничных машин состоит из:

  • гусеничных цепей 4 или лент
  • ведущих 3 и направляющих 1 колес
  • опорных 5 и поддерживающих 2 катков

Вес ТС передается через подвеску на опорные катки и гусеницы, а через них — на опорную поверхность.

Под действием вращающего момента М ведущие колеса перематывают гусеничные цепи, которые расстилаются по дороге и являются как бы рельсовым путем, по которому на опорных катках перемещается несущая система машины. По мере перекатывания опорных катков задние звенья (траки) гусеничной цепи переходят на верхнюю ветвь гусеницы, а затем снова вступают в контакт с поверхностью грунта под передней частью машины.

Рис. Схемы гусеничных движителей с кормовым (а, б) и носовым (в, г) расположением ведущего колеса:
1 — направляющее колесо; 2 — поддерживающие катки; 3 —- ведущее колесо; 4 — гусеничная цепь; 5 — опорные катки; v — скорость машины; М — вращающий момент

По конструкции гусеничные движители современных машин могут быть с несущими или приподнятыми направляющими колесами, передним или задним расположением ведущих колес, с поддерживающими катками или без них и различными типами шарниров гусениц (открытые металлические, резинометаллические шарниры, шарниры в виде игольчатых подшипников).

На рисунках а и б ведущие колеса расположены в кормовой части машины. В этих схемах потери на трение в шарнирах меньше, чем при носовом расположении ведущих колес, так как число шарниров гусеницы, нагруженных тяговым усилием, и точек перегиба уменьшается.

В схеме на рисунке в направляющее колесо является несущим, т. е. оно опущено на опорную поверхность и одновременно выполняет роль опорного катка. В этом случае направляющее колесо обязательно подрессорено.

В схемах, приведенных на рисунке б, г, отсутствуют поддерживающие катки, опорные катки большого диаметра, и сам движитель имеет меньшую высоту. Однако при движении с большими скоростями верхняя ветвь гусеницы начинает совершать значительные вертикальные колебания, сопровождаемые ударами по опорным каткам. Схема на рисунке г содержит большое число опорных катков, расположенных в шахматном порядке, что улучшает проходимость машины.

Гусеницы транспортных машин могут быть выполнены в виде замкнутых резинокордных или резинометаллических лент. Однако эти ленты вследствие недолговечности и малой несущей способности используются на самых легких машинах, например на снегоходах. Наиболее широкое распространение получили металлические многозвенные гусеничные цепи, состоящие из звеньев (траков), шарнирно соединенных друг с другом.

Траки представляют собой литые или штампованные звенья из износостойкой стали, имеющие на наружной поверхности грунтозацепы, на внутренней поверхности — направляющие гребни, а также отверстия (цевки), в которые входят зубья ведущих колес, и ушки, в которые входят соединительные пальцы, шарнирно соединяющие траки между собой.

Рис. Элементы металлической многозвенной гусеницы с открытым металлическим шарниром:
1 — цевка; 2 — ушки; 3 — направляющий гребень; 4, 5 — траки; 6 — соединительный палец

Направляющие гребни препятствуют спаданию гусениц с катков. Если опорные катки одинарные, то гребни выполняются двойными и располагаются по обе стороны катков, а если катки сдвоенные, то применяются одинарные гребни, которые проходят между катками.

В гусеницах с открытыми металлическими шарнирами соединительный палец 6 в виде длинного стального стержня круглого сечения вставляется в ушки сближенных друг с другом траков и закрепляется шплинтом, стопорным кольцом или расклепыванием. Гусеницы с такими шарнирами подвержены ускоренному износу, так как в шарниры легко попадает грязь и особенно песок, обладающий абразивными свойствами. В результате износа увеличивается длина гусеницы и уменьшается прочность пальцев. Изменение длины гусеницы требует частой регулировки ее натяжения, а с уменьшением прочности пальцев происходит их поломка, ведущая к разрыву гусениц.

Применение резинометаллических шарниров, в которых устранено трение, значительно увеличивает надежность и срок службы гусениц. В таких шарнирах палец впрессован в резиновую втулку, которая, в свою очередь, запрессована в ушки трака. При изгибе гусеничной цепи происходит лишь закручивание резиновых втулок. Трение скольжения между поверхностями отсутствует, поэтому нет износа траков и пальцев. Однако здесь имеются потери при изгибе гусеницы вследствие гистерезисных явлений в резине. Для их уменьшения производится предварительное закручивание втулок в сторону, обратную их закручиванию при работе.

Рис. Соединение траков резинометаллическим шарниром:
1 — резиновая втулка; 2 — палец; 3 — ушко трака

Шарниры на игольчатых подшипниках содержат запас смазки и закрыты сальниками. В настоящее время такие шарниры широкого распространения не получили.

Ведущие колеса гусеничного движителя, предназначенные для перематывания гусеничной цепи, представляют собой стальные венцы, прикрепленные к ступицам бортовых передач.

По типу зацепления ведущих колес с гусеничной цепью различают ведущие колеса с цевочным и гребневым зацеплениями.

При цевочном зацеплении (рис. а) зубья венцов входят в отверстия (цевки) траков гусениц и при вращении ведущих колес перематывают гусеницу.

При гребневом зацеплении (рис. б) на наружной поверхности ведущего колеса имеются углубления, по форме и размерам соответствующие гребню гусеницы, или специальные ролики, укрепленные между гладкими ободьями колеса, которые, взаимодействуя с гребнями траков, перематывают гусеницу.

Рис. Цевочное (а) и гребневое (б) зацепление ведущего колеса с гусеницей

Конструкция элементов зацепления ведущих колес с гусеницей должна обеспечивать безударную передачу усилий, свободный вход и выход элементов гусеницы из зацепления, хорошее самоочищение от грязи, снега и попадающих в зацепление крупных предметов.

Направляющие колеса располагаются на противоположном от ведущих колес конце машины и служат для направления движения гусеницы и (совместно с механизмом натяжения) для регулирования натяжения гусеницы. В зависимости от конструкции гусениц, ведущих колес и опорных катков направляющие колеса могут быть двойными или одинарными.

Натяжение гусениц необходимо для предотвращения их спадания, уменьшения потерь при перематывании гусениц и облегчения их монтажа и демонтажа.

Среди натяжных механизмов с механическим приводом различают:

  • винтовые — с поступательным перемещением оси направляющего колеса (рис. а)
  • кривошипные — с перемещением оси направляющего колеса по дуге окружности. Поворот кривошипа может осуществляться с помощью червячной пары (рис. б) или винтовой стяжки (рис. в)

Рис. Винтовой (а) и кривошипные (б, в) механизмы натяжения гусениц:
1 — направляющее колесо; 2 — корпус машины; 3 — винтовой механизм; 4 — фиксирующие гребенки; 5, 6 — червячные пары; 7 — кривошип; 8 — винтовая
стяжка

В механизме натяжения, представленном на рисунке а, при вращении винта корпус механизма с прикрепленным к нему направляющим колесом перемещается вдоль корпуса машины и изменяет натяжение гусеницы. В схеме на рисунке б направляющее колесо устанавливается в соответствующее заданному натяжению гусеницы положение при помощи червячной пары 5. Фиксация этого положения обеспечивается с помощью гребенок на кривошипе и корпусе машины. Ввод и вывод гребенки кривошипа из зацепления с корпусом осуществляются в одном механизме с помощью червячной пары 6 и винтового механизма. В схеме на рисунке в установка направляющего колеса в необходимое положение достигается за счет изменения длины винтовой стяжки. В некоторых подобных конструкциях вместо винтовой стяжки установлен гидравлический цилиндр.

Опорные катки передают вес машины на гусеничные цепи и по ним происходит перемещение несущей части машины. Число опорных катков — пять—семь по борту.

Рис. Типы опорных катков:
а — с внутренней амортизацией; б — цельнометаллические; в — эластичные

Опорные катки современных гусеничных машин можно разделить на три типа: с наружной резиновой шиной, с внутренней амортизацией (рис. а) и жесткие цельнометаллические (рис. б). Каток каждого из трех типов может быть одинарным, двойным (см. рис. я, б) и при очень больших нагрузках на катки — тройным.

В некоторых гусеничных движителях опорные катки выполнены с пневматическими шинами или шинами с эластичным наполнителем (рис. в).

В зависимости от диаметра опорные катки бывают малого (500…600 мм) и большого (700…800 мм;и более) диаметров. Гусеничные движители с опорными катками малого диаметра включают в себя поддерживающие катки.

Жесткие опорные катки используются на тихоходных гусеничных машинах. Катки с наружной резиновой шиной снижают динамические нагрузки на гусеницу и каток, а также уменьшают шум при движении машины. Однако в резине из-за большого внутреннего трения при ее деформации выделяется большое количество теплоты, что приводит к расслаиванию шины или отслаиванию ее от обода катка. При слишком больших нагрузках на каток и скоростях движения применяются катки с внутренней амортизацией. Резина в этих катках работает главным образом на сдвиг, и работающая поверхность значительно больше, чем в наружных шинах.

Рис. Поддерживающий каток:
1 — ступица; 2 — подшипники; 3 — крышка; 4 — втулка; 5 — стопорный палец; 6 — пробка; 7 — грибок; 8 — болт; 9 — прокладка; 10, 14 — гайки; 11 — крышка лабиринта; 12 — кольцо;13, 18 — шайбы; 15 — шплинт; 16 — кронштейн; 17 — ось; 19 — манжеты; 20 — шина

Поддерживающие катки служат для поддержания верхней свободной ветви гусеничной цепи. Условия работы таких катков значительно легче, чем опорных, так как они нагружены лишь частью веса гусениц. На рисунке представлена конструкция поддерживающего катка вместе с кронштейном крепления его к корпусу машины.

Для очистки беговых дорожек гусениц от снега служат снегоочистители, устанавливаемые в гусеничном движителе.

Во время движения по снежной целине при некоторых метеорологических условиях происходит намерзание снега на беговых дорожках гусениц, что вызывает их чрезмерный натяг — происходит так называемый распор гусениц, в результате чего резко снижаются динамические характеристики машины. Распор может вызвать спадание гусеницы, разрушение резиновой ошиповки опорных катков.

Скалывание льда с беговой дорожки верхней ветви гусеницы осуществляется при движении машины специальной звездочкой, поджатой с помощью пружины к беговой дорожке. Для улучшения скалывания льда зубья звездочки выполняют переменную ширину. При отсутствии льда на гусенице звездочки переводятся в нерабочее положение.

Самоочистка направляющего колеса от грязи и снега производится специальным приспособлением в виде изогнутой лопатки, установленной между венцами колеса и закрепленной на корпусе машины.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Гусеничный движитель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гусеничный движитель снегоболотохода «Ухтыш» Гусеничный движитель Т-14. Принципиальная схема гусеничного движителя.

Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент.

В литературе встречается название — Гусеничная платформа.

Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кН/м² (0,12—1,2 кгс/см²), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.

ru.wikipedia.org

Гусеницы для легкового автомобиля: 5 нюансов установки системы

Содержание статьи

Что лучше: колёса или гусеницы?

О гусеницах на машину впервые заговорили в 50-х годах XIX века. Это приспособление было разработано Ф. А. Блиновым. Американская компания Holt начала выпускать такие системы для тракторов в 1912 году. Гусеницы на колёса разрабатывались специально для автомобилей, которым постоянно приходилось преодолевать бездорожье.

К сожалению, такая новинка имела ряд характерных недостатков. Прежде всего это касается веса конструкции. Гусянка на авто делается из металла. Её масса достигает 25 % веса всей машины. Конечно, существуют разборные системы. Они намного легче, но их стоимость очень высока. Эта конструкция несовершенна, она быстро ломается. Ремонтировать такие модели очень сложно.

Самыми дешёвыми считаются гусеницы для легкового автомобиля. Они сделаны из резины и стали. К сожалению, устройство плохо сцепляется с дорогой и имеет маленький срок эксплуатации. Машина на гусеничном ходу издаёт много шума и расходует большое количество топлива. Именно поэтому гусеничные колёса на машину уступают колёсному приводу. Однако они выигрывают в повышении проходимости автомобиля.

Устройства для повышения проходимости

Практически на каждый автомобиль можно установить такое приспособление. Кроме того, оно легко монтируется и на другие виды транспорта:

  • мотоцикл;
  • грузовик;
  • квадроцикл;
  • велосипед.

Американский изобретатель Б. Соден придумал, как установить автогусеницы на инвалидные коляски. Компания Mattracks сумела создать систему, которой оснастили робота «T-1 Battle Unit», показанного в третьем Терминаторе. Конечно, это всего лишь реквизит для создания пиара.

Фирма Mattracks изготавливает 20 каучуковых моделей, которые устанавливаются на внедорожники. В результате такого обновления автомобиль способен преодолеть любое препятствие. Он превращается в настоящий вездеход.

На просторах интернета можно увидеть большое количество переделанных автомобилей, у которых вместо колёс установлены гусеницы. Все эти конструкции сделаны своими руками.

Причём все они имеют характерные отличия:

  1. На платформе устанавливают автомобиль. Длинная гусеница подключается к машине с помощью специальных редукторов.
  2. Вместо колёс устанавливаются независимые системы, имеющие вид треугольника. После доработки диск колеса становится звёздочкой. Колёса меньшего диаметра крепятся к каркасу треугольной формы.
  3. Самым лёгким способом можно назвать вынос приспособления за габариты машины. Для создания одной гусеницы в ленту помещаются передние колёса совместно с несколькими колёсиками меньшего диаметра. Внешний вид такого автомобиля напоминает военный танк.

Нюансы установки системы

Монтаж гусеничных автомобильных систем достаточно прост. Он очень похож на установку колёс. Существует несколько факторов, которые нужно обязательно учитывать:

  1. На раме должно быть предусмотрено крепление штанги. Именно к ней будет крепиться гусеничная конструкция.
  2. Устройство можно установить не на все модели автомобилей.
  3. Если машина оснащена моноприводом, конструкция не даст высокого эффекта. Она нормально функционирует только на машине с полным приводом.
  4. Под крыльями должно быть много свободного места. Иначе гусеницы просто не встанут, или их будет невозможно повернуть.
  5. Устройство требует наличия в машине гидроусилителя руля. Сцепление гусениц происходит на большой площади, а это затрудняет управление машиной. Поэтому без усилителя руля будет сложно проводить маневрирование.

Надо сказать, что мощность мотора в этом случае может быть любой. Гусеничный диск намного меньше диаметра обычного колёса. Поэтому начинает увеличиваться крутящий момент. В результате падает скорость передвижения. Производитель таких систем рекомендует не двигаться со скоростью, превышающей 65 км/ч.

Преимущества и недостатки конструкции

Безусловно, гусеницы для легкового автомобиля обладают рядом преимуществ. Даже невооружённым глазом можно заметить увеличение клиренса, а также высокую проходимость. Машина легко преодолевает глубокие сугробы, двигается по болотам и размытым дорогам. В самом начале предполагалось использование гусениц для спасательных работ. Они давали возможность легко добраться до тех мест, куда большие внедорожники подъехать не могут. Вывод однозначен. Гусеницы имеют неоспоримые преимущества в определённых условиях перед обычными колёсами.

При большом количестве положительных качеств гусеницы имеют и ряд недостатков. Прежде всего это касается движения по асфальтовой дороге. На таком транспорте специалисты советуют не развивать скорость более 40 км/ч. Если двигаться с большей скоростью, гусеница начнёт быстро стираться, придётся её менять, так как она не подлежит ремонту.

Ещё одним отрицательным фактором является невозможность справиться с препятствием, которое свободно преодолевают обычные колёса. Например, упавшее дерево или небольшой выступ (10 — 15 см) гусеничный автомобиль переехать не сможет.

Пожалуйста, оцените этот материал!

Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

motorsguide.ru

Гусеничные машины Википедия

Гусеничный движитель снегоболотохода «Ухтыш» Гусеничный движитель Т-14. Принципиальная схема гусеничного движителя.

Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент.

В литературе встречается название — Гусеничная платформа.

Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кН/м² (0,12—1,2 кгс/см²), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.

История

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министерство финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан. Промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать своё изобретение и в 1839 году патент был аннулирован. За рубежом изобретателем гусеничного движителя считается Р. Эджуорт (1770 год).

Составные части гусеничного движителя

Частично собранный японский танк Чи-Ну

Типы гусеничного движителя

  • С поддерживающими катками, задним ведущим колесом и свободными ленивцами.
  • Без поддерживающих катков с задним расположением ведущих колёс.
  • С поддерживающими катками, передними ведущим колесом и несущим ленивцем.
  • Без поддерживающих катков с передним ведущим колесом.

Недостатки гусеничного движителя

  • Быстрый износ трущихся деталей (проушины, пальцы)
  • Поломки траков при неравномерной нагрузке
  • Попадания снега и камней между гусеницами и катками

См. также

Литература

  • Антонов А. С. Армейские гусеничные машины. Часть 2. 1964.
  • Бархударов. Танки, основы теории и конструкции. 1968.
  • Чобиток В. А., Данков Е. В., Брижинев Ю. Н. и др. Конструкция и расчёт танков и БМП. Учебник. — М.: Воениздат, 1984. — 376 с.
  • Буров С. С. Конструкция и расчёт танков. — М.: ВА БТВ, 1973. — 603 с.
  • Подвижность танков и конструктивные пути её обеспечения. 1980.

wikiredia.ru