Главным топливом в россии с 1960 годов является – Наша страна в зеркале статистики. Основные демографические и экономические показатели CCCР, РСФСР и современной России

Презентация - Тест «Топливный комплекс»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Топливный комплекс
9 класс

Слайд 2

1. Основным видом топлива до конца 19 в были: а)нефть, б)уголь, в)торф, г) дрова.
1. Главным топливом в России с 1960-х годов является: а) нефть, б) уголь, в)торф, г) дрова.

Слайд 3

2. Главная база страны на сегодня: а) Западная Сибирь, б) Волго-Уральская, в) Бакинская, г) Печорская.
2.Важнейшим угольным бассейном в России в конце 19 века был: а)Кузбасс, б)Донбасс, в) Печорский, г)Подмосковный.

Слайд 4

3.Какой угольный бассейн даёт самый дешёвый уголь? а) Кузнецкий, б)Южно-Якутский, в) Канско - Ачинский, г) Подмосковный.

3.Самый дешёвый и экологически чистый вид топлива: а) мазут, б)каменный уголь, в)бурый уголь, г) газ.

Слайд 5

4. ТЭК имеет особенности: а)топливные ресурсы – на западе, а потребитель – на востоке стран; б)большая часть добывается в Черноземье. в) трубопроводы Сибири направлены на С и С-В г) основной потребитель сосредоточен на З, где недостаток в топливе.
4.ТЭК России имеет следующие особенности: а) большая часть нефти добывается в России в субтропиках Кавказа; б) старая угольная промышленность требует реконструкции; в) основной потребитель топливных ресурсов и ресурсные базы распределены на В страны; г) газовая отрасль -кризисная отрасль ТЭК.

Слайд 6

5.В состав топливной промышленности входит: а) угольная и транспортировка электроэнергии по ЛЭП; б) транспортировка топлива по трубопроводам и электроэнергии по ЛЭП; в) добыча торфа и транспортировка топлива по трубопроводам; г) производство энергии.

5.В состав электроэнергетики входят: а) АЭС и подача электроэнергии по ЛЭП; б) подача электроэнергии по ЛЭП и газовая промышленность; в) ГЭС и угольная промышленность; г) ТЭС и нефтяная промышленность.

Слайд 7

6. Перспективы экспорта топлива в России связаны с: а) нефтью, б) газом, в) углем, г) нефтепродуктами.
6.Российский газ будет дорожать по причине: а) нехватки этого ресурса, б) нехватка ресурса в мире, в) перемещения добычи газа на шельф северных морей, г) дороговизны транспортировки по трубопроводам

Слайд 8

7.Кризис угольной отрасли не связан с тем, что: а) происходит реконструкция отрасли; б) происходят аварии из-за старого оборудования; в)закрываются убыточные шахты.
7.Перспективы угольной промышленности не связаны с: а) переходом на шахтный способ добычи угля; б) с переходом на открытые разработки; в)с экспортом угля.

Слайд 9

8.В чём особенности продукции электроэнергетики? а) её не возможно транспортировать; б) её нельзя накапливать; в) её можно накапливать.
8.Преимущества ГЭС в том, что: а) можно размещать, где угодно; б) легко доставляется топливо; в) легко включаются, могут покрывать пиковые нагрузки.

Слайд 10

9.Какой тип альтернативной электростанции отсутствует в России? а)ветряная, б)геотермальная, в)приливная, г) солнечная.
9.Какая атомная электростанция? а) Билибинская, б) Саянская, в) Красноярская, г) Рефтинская.

Слайд 11

10. Недостаток ГЭС: а) дают много отходов, загрязняя атмосферу, б) медленно меняется режим работы, в) нарушают гидрологический режим рек, г) требуют много специалистов.
10.Перспективы электроэнергетики состоят в следующем: а) Строительство АЭС по всей стране, б) Строительство ГЭС по всей стране, в) применение энергосберегающих технологий, г) закрытие ТЭС из-за загрязнения атмосферы.

Слайд 12

Ответы:
1-г 2-а 3-в 4-г 5-в 6-б 7-а 8-б 9-г 10-в
1-г 2-а 3-в 4-г 5-в 6-б 7-а 8-б 9-г 10-в

lusana.ru

Топливно-энергетический комплекс России

Межотраслевой топливно-энергетический комплекс (ТЭК)- это система добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования. В экономике России он занимал и продолжает занимать ведущее место. Комплекс производит около 25% промышленной продукции России, является важнейшим источником формирования бюджета страны, обеспечивает примерно половину валютных поступлений от экспорта продукции.

В ТЭК входят отрасли топливной промышленности (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика.

Все отрасли комплекса взаимосвязаны. Для учета общего объема добычи топлива и производства энергии, пропорций между ними, их распределения между потребителями составляется топливно-энергетический баланс. Он показывает соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приход) и их использование в хозяйстве (расход). Для расчета баланса различные виды топлива и энергии пересчитывают в условное топливо. За единицу условного топлива принимают 1 кг каменного угля, дающего при сгорании 7000 ккал. Другие виды топлива пересчитываются в условное топливо по коэффициентам, исходя из их теплотворной способности (то есть количества энергии, выделяющейся при сгорании 1 кг топлива).

Структура топливно-энергетического баланса страны постоянно меняется. До 70-х годов основную долю в ней имел уголь, в 70-80-е — нефть, в 90-е годы — природный газ.

Первые нефтепромыслы появились в России в районе Баку (1848 г.) и Майкопа (1854 г.). К XX в. страна занимала первое место в мире по добыче нефти (около половины мирового объема добычи).

Кавказ оставался главной нефтяной базой до 50-х годов XX в. Затем добыча нефти стала постепенно перемещаться в Волго-Уральский район, а в 70-е годы — в Западную Сибирь, которая сейчас является крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире нефтедобывающих районов.

Месторождения Западной Сибири дают около 70% всей нефти страны. Центр добычи нефти находится в среднем течении р. Оби, в Ханты-Мансийском автономном округе. Первое месторождение нефти (Шаимское) было открыто здесь в 1960 г. В настоящее время основные месторождения находятся в районе Сургута (Усть-Балыкское, Лянторское, Мамонтове кое и др.) и Нижневартовска (Самотлорское, Мегионское и др.). Ряд месторождений находится в Томской области.

Волго-Уральский район, дающий сейчас около 25% нефти страны, в 60-70-х годах был крупнейшим по нефтедобыче (например, в 1975 г. там добывали 226 млн т, в том числе в Татарстане 75 млн т, Башкортостане — 39 млн т). Наиболее крупные месторождения- Альметьевское, Ромашкинское в Татарстане, Туймазы, Шкапово, Ишимбай, Арланское в Башкортостане. Нефть добывают также в Пермской и Самарской областях, Республике Удмуртия, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской областях.

Тимано-Печорский район, включающий нефтяные ресурсы шельфа Баренцева моря, — третий по запасам и добыче нефти в стране. Его удельный вес в объеме добычи более 3%. Первые месторождения в этом районе были открыты в 30-е годы, а их промышленная разработка началась в 60-х. Максимальных объемов добыча достигала в 1980 г. — 20,4 млн т. Крупнейшие месторождения — Усинское (открыто в 1963 г., разрабатывается с 1973 г.) и Возейское (открыто в 1971 г., разрабатывается с 1977 г.).

Доля Северного Кавказа в обшероссийской добыче нефти составляет около 2%. В основном добыча сосредоточена в Дагестане (включая шельф Каспийского моря), где выделяются Махачкалинское и Избербашское месторождения, а также в Чеченской Республике. Первая нефть в Чечне была получена в 1893 г. (Старогрозненское месторождение). Известны также Майкопское (Республика Адыгея, разрабатывается с 1960 г.), Нефтекумское (Ставропольский край) и некоторые другие месторождения.

Северо-Сахалинский район имеет месторождения нефти как на суше, так и на шельфе Охотского моря.

Нефть — важнейшее сырье для химической и нефтехимической промышленности. С нефтепромыслов она транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Основной объем ее транспортировки осуществляется по нефтепроводам, протяженность которых более 70 тыс. км.

Основные системы нефтепроводов:

Волго-Уральская система, по которой нефть транспортируется от начального пункта нефтепровода «Дружба» — города Альметьевска (Татарстан), являющегося важным центром всей нефтепроводной системы России, в Центральную Россию (Самара-Брянск), а также через территорию Белоруссии (Мозырь), Украины и порты государств Балтии в страны Европы.

Западно-Сибирская система транспортирует нефть из Сургута и Нижневартовска к нефтепроводу «Дружба», в Казахстан, на Северный Кавказ (в порт Новороссийск), в Восточную Сибирь (до Ангарска).

Северо-Кавказская система объединяет нефтепроводы этого экономического района.

Тимано-Печорская система транспортирует нефть Республики Коми в районы Центральной России.
Дальневосточная система поставляет нефть с месторождений Сахалина.

На нефтеперерабатывающих заводах нефть разлагают на фракции (мазут, соляровое масло, газойль, керосин, лигроин, бензин). Главные НПЗ расположены в европейской части страны, так как ориентируются на потребителя (Волгоград, Кириши, Кстово, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань, Уфа, Ярославль и т.д.). В азиатской части перерабатывается около 25% нефти (Омск, Томск, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре и т.д.).

Газовая промышленность во второй половине XX в. вышла на передовые позиции как в топливно-энергетическом комплексе, так и в экономике России в целом. Страна располагает крупнейшими в мире запасами газа, она лидер по добыче и экспорту этого ценного энергоносителя. В отличие от других отраслей газовая промышленность развивается достаточно стабильно. Добыча природного газа в 90-е годы практически не снижалась и составляла примерно 570 млрд м3 в год.

Основной газодобывающий район страны -север Западной Сибири. Здесь в Ямало-Ненецком автономном округе разрабатываются крупнейшие газовые месторождения мира — Уренгойское, Ямбургское и Медвежье. В районе добывают около 90% российского природного газа. Важное значение имеют также Оренбургское, Вуктыльское (Республика Коми), Астраханское и ряд других месторождений.

Протяженность магистральных газопроводов более 140 тыс. км. Главные направления транспортировки газа — из Западной Сибири в европейскую часть России и далее в страны Европы (Уренгой-Ужгород, Уренгой-Москва, Уренгой-Вуктыл-Ухта-Торжок и т.д.).

Угольная промышленность. По качеству и ряду других признаков уголь делится на бурый, каменный и антрацит. Основным в стране является каменный уголь (свыше 2/3 общих запасов). При этом 95% общегеологических запасов угля находится в восточных районах (Тунгусский бассейн — 36%, Ленский — 26, Канско-Ачинский — 10, Кузнецкий — 10%). Крупнейший в европейской части Печорский бассейн сосредоточивает 4% общих запасов. По добыче также выделяются восточные районы, дающие 3/4 угля страны.

Кузнецкий бассейн (Кемеровская обл.) — основной район добычи каменного угля в стране, дающий около 1/3 угля России. По балансовым запасам коксующихся углей (43 млрдт) Кузбасс — самый крупный в стране. Бассейн отличается мощными (свыше 3,5 м) пластами высококачественного угля, высокой степенью изученности и освоенности. Здесь действует свыше 50 шахт, в том числе крупнейшая в стране Распадская, а также около 20 разрезов, из которых уголь добывается открытым способом.

Печорский бассейн (Республика Коми) дает 8% российского угля. Добыча его ведется с 1934 г. Угольные пласты достаточно мощные. На коксующиеся угли приходится 3/5 общего объема добычи бассейна. Здесь находится крупнейшая угольная шахта в европейской части — Воргашорская. Весь уголь добывается подземным способом, в сложных природных условиях.

Осваиваются ресурсы Южно-Якутского угольного бассейна. Наиболее изучен Алдано-Чульманский район, где разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Действует крупный Нерюнгринский разрез (добыча открытым способом). Удельный вес его в общероссийской добыче угля 5%.

Иркутский (Черемховский) угольный бассейн дает до 20 млн т угля в год (добыча открытым способом). Промышленное освоение бассейна началось с 1896 г., разведано 20 крупных угольных месторождений (в основном каменный уголь). Разрабатываются три новых месторождения.

Восточная часть Донецкого бассейна (Ростовская обл.), несмотря на большую глубину залегания и высокую себестоимость добычи, дает до 20 млн т каменного угля высокого качества в год..

Тунгусский угольный бассейн, в основном расположенный в Красноярском крае, имеет площадь свыше 1 млн км2. Этот бассейн — гигант, ресурсы угля которого почти 2 трлн т. В связи со сложными природными условиями и удаленностью он изучен слабо. Основные разведанные месторождения — Кайерканское, Норильское и ряд других — дают 0,3-0,4 млн т угля в год.

Крупнейший Ленский бассейн (Якутия, Красноярский край) освоен также недостаточно. Основные разведанные месторождения — Сангарское, Кемпендяйское, Кангаласское и ряд других — дают до 2 млн т угля в год.

Основной буроугольный бассейн — Канско-Ачинский (Красноярский край) начал осваиваться в 1930-е годы. Крупнейшие месторождения — Назаровское, Березовское, Ирша-Бородинское — эксплуатируются открытым способом. Бассейн дает до 50 млн т в год недорогого угля, который используется на месте как топливо для тепловых электростанций.

Таким образом, в отличие от нефтегазодобывающей угольная промышленность более рассредоточена по территории страны.

Электроэнергетика объединяет процессы производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии, что в вещественной форме представлено электростанциями, электропередающими сетями и сетевыми подстанциями.

Основную роль в производстве электроэнергии играют тепловые электростанции, хотя за 30 лет их удельный вес заметно снизился, в основном за счет развития атомной энергетики.

Тепловые электростанции преобразуют энергию сжигаемого топлива (угля, газа, мазута, торфа и т.д.) в тепловую, а затем в электрическую. Сжигаемое топливо нагревает воду, а образуемый из воды пар вращает турбины, вырабатывающие электричество. Если одновременно с электроэнергией к потребителям поступают тепло и горячая вода, то такая электростанция называется теплоэлектроцентралью (ТЭЦ). Такие станции размещаются около потребителей и отапливают 40% городских поселений страны. Мощные тепловые станции, обеспечивающие энергией большие регионы, называются ГРЭС (государственная районная электростанция). Помимо размещения вблизи потребителей (потребительский фактор) ТЭС создаются и в районах добычи топлива (сырьевой фактор). В качестве примера можно привести крупную Березовскую ГРЭС (Канско-Ачинский буроугольный бассейн) или две электростанции в Сургуте (Тюменская обл.), работающие на попутном нефтяном газе. Крупнейшие ГРЭС России расположены в европейском макрорегионе — Костромская, Конаковская, Рязанская, Киришская, Заинская и др., на Урале — Рефтинская, Ириклинская, Троицкая, в азиатском макрорегионе — Ирща-Бородинская, Гусиноозерская и др.

ГЭС используют энергию водного потока, которая зависит от объема протекающей воды и высоты ее падения. Первая ГЭС в России была построена в 1903 г. на р. Подкумок у города Ессентуки. В XX в. в стране были созданы крупнейшие гидроэнергетические каскады.

Волжско-Камский каскад включает более 10 ГЭС, крупнейшие из которых Самарская и Волгоградская.

Ангаро-Енисейский каскад, мощность которого примерно в 2 раза больше, состоит из Саяно-Шушенской, Красноярской, Братской, Усть-Илимской и других гидроэлектростанций.

АЭС используют в качестве топлива уран или плутоний. В реакторе происходит управляемая реакция распада ядер атомов с выделением большого количества тепла. При этом 1 кг ядерного топлива выделяет энергию, эквивалентную сжиганию 2500 т лучшего угля.

Тепло передается воде, которая превращается в пар, подающийся на турбины для выработки электричества. АЭС ориентированы на потребителей, расположенных в районах с недостаточными топливно-энергетическими ресурсами.

Любой тип электростанций имеет положительные и отрицательные стороны. ТЭС строится быстрее, чем ГЭС, и отличается от последней стабильной выработкой электроэнергии в течение всего года. Вместе с тем ТЭС требуют громадных объемов воды и топлива, сжигая которое они серьезно загрязняют окружающую среду.
ГЭС вырабатывают самую дешевую электроэнергию, улучшают условия судоходства и орошения сельхозугодий. Но строительство ГЭС на равнинных реках привело к затоплению ценных земельных угодий, вынудило перенести десятки населенных пунктов, резко замедлило водообмен и самоочищение рек (например, на Волге полный водообмен, то есть полная смена русловых вод, увеличился с 50 до 500 сут). Водохранилища ГЭС изменяют микроклимат прилегающих районов, повышают уровень грунтовых вод на близлежащих территориях, что, в свою очередь, приводит к засолению или заболачиванию почв.

АЭС не зависят от размещения топливных ресурсов, но очень сложны технически и требуют тщательной изоляции радиоактивных отходов.

После Чернобыльской аварии 1986 г. развитие ядерной энергетики в нашей стране было приостановлено. Прекратилось строительство 15 станций. Будущему развитию АЭС должно способствовать создание безопасных ядерных реакторов.

Основными производителями электроэнергии в России являются Центральный (в первую очередь Москва и Московская обл.), Уральский, Западно-Сибирский (Ханты-Мансийский автономный округ), Восточно-Сибирский (Иркутская обл., Красноярский край) экономические районы. На эти районы приходится более 60% всей вырабатываемой электроэнергии.

Нефтяная промышленность России

geographyofrussia.com

Какими были первые АЗС в России

Первая заправочная станция, принадлежащая компании Standard Oil of California, начала работать в США в Сиэтле в 1907 год. В те времена первые АЗС представляли собой небольшие хижины с емкостями, наполненными топливом и оснащенными ручным насосом. Уже к 20-м годам облик таких заправок начал меняться: устанавливают общие стандарты оформления станций. В этот же период появляются колонки с механическими дозаторами, а с 1930 годов – электрические дозирующие колонки.


Первая специализированная коммерческая АЗС в Сиэтле, 1907 год

Появление в Российской Империи станций для заправки стало возможным после заключения договора в 1911 году между Императорским Автомобильным Обществом и Товариществом "Бр. Нобель". И уже через несколько лет в крупных населенных пунктах Российской Империи функционировало 440 заправок.

Автозаправочные станции в СССР

Развитие транспорта напрямую обуславливает широту сети заправочных станций. До 40-х годов количество автомобилей было немного, и, как правило, они принадлежали государству. В СССР, несмотря на появление после войны трофейных машин и выпуска «Победы», личного транспорта у населения было мало. Даже после выпуска «Волги» и «Москвича» ситуация существенно не изменилась. В связи с этим, сеть автозаправочных станций в СССР была развита слабо, но, тем не менее, спрос населения был вполне удовлетворен. Все предприятия, входящие в комплекс обеспечения нефтепродуктами (от добычи до транспортировки и АЗС), подчинялись государственному комитету Госкомнефтепродукт СССР.


"Рено" В. Маяковского на бензоколонке, 1929 год

В 60-х годах нефтеперерабатывающая промышленность Советского Союза производила дизельное топливо, а также бензины с октановыми числами 66, 72, 76. При этом купить топливо можно было только по талонам, которых было два вида – для заправки автомобилей, принадлежащих государству, и талоны рыночного фонда. Распределение госталонов, по которым можно было приобрести ограниченный ежемесячный лимит топлива, происходило централизовано по государственным предприятиям. В том случае, если потребности предприятия превышали установленную месячную норму, то получить дополнительные лимиты можно было только после согласования с Госснабом. Население же приобретало талоны в магазинах, как и другие товары народного потребления. На талоны рыночного фонда не было ограничений на объем покупаемого топлива.


Бензоколонка на Плющихе в Москве, 1947 год

Строительство новых заправочных станций производилось в соответствии госпланами развития всей нефтепромышленной отрасли. Всего в Москве в середине 60-х годов 20 века функционировало 250 автозаправочных станций, в Ленинграде – 115.

Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР

Марка бензина ГОСТ, ТУ Цена
А-66 ГОСТ 2084-67 0,60
А-72 0,70
А-76 0,75
АИ-93 0,95
АИ-98 1,05
Сланцевый РТУ ЭССР 268-63 0,60
Экстра ВТУ НП 67-60 1,00
Авиационный Б-70 ГОСТ 1012-54 1,20
Топливная смесь ВТУ 30-8-63 0,80

Значительное развитие сети заправочных станций в Советском Союзе спровоцировал массовый выпуск Волжским автомобильным заводом автомобиля «Жигули», который заправляли бензином А-92. К тому времени 66-й бензин вышел из употребления, тем не менее принадлежащий государству транспорт по-прежнему заправляли 72-м и 76-м бензином.


Заправка у отеля “Метрополь” в Москве, 1967 год

Однако талонная система действовала по-прежнему. При этом на заправках, где заправляли только гостранспорт, было категорически запрещено заправлять частные автомобили, подобное нарушение наказывалось милицией.

Отдельные талоны существовали для иностранных туристов, посещавших СССР на своих автомобилях. В то время «иномарки» ездили на 95-м бензине, который у нас не был широко распространен, поэтому для таких автомобилей выпускали отдельные талоны и были специальные АЗС. При посещении Советского Союза иностранным водителям выдавали такие списки заправочных станций, где они могли заправиться. Такие АЗС находились под постоянным контролем государства, они были более комфортными и лучше оборудованы, были строже требования к персоналу. Ежегодно весной эти заправки инспектировались комиссией из столицы, которая проверяла АЗС на готовность к предстоящему сезону.


Автозаправочная станция, Ленинград, 1985 год

Талоны на покупку бензина просуществовали до начала 90-х годов, однако в преддверии олимпиады в 80-х годах несколько десятков московских заправочных станций были переведены на наличный расчет. После упразднения, в разгар «Перестройки», государственных талонов и талонов рыночного фонда, перед властями встал вопрос, как организовать систему покупки топлива для государственного транспорта. Выход из сложившейся ситуации нашли быстро: вернули талоны, только под другим названием – сервисный абонемент. При этом окончательно было отменено разделение станций на категории – для заправки частного и государственного транспорта.


АЗС на Рочдельской ул. в Москве, 1988 год

В начале 90-х годов впервые появляются частные АЗС, которые представляли собой оборудованные только самым необходимым простейшие контейнерные автозаправочные станции. В этот время они возводились без какой-либо проектно-сметной документации и проведения различных экспертиз, без соблюдения требований по архитектуре и дизайну. В период строительства первых АЗС нового типа земли под них выделялись стихийно. Операторы топливного рынка самостоятельно подбирали себе земельные участки и получали все документы. Однако такое положение вещей устраивало не всех: после начала работы заправки рядом с ней другой предприниматель мог поставить свою АЗС, переманив к себе половину клиентов.

Современные АЗС

В настоящее время отечественный рынок АЗС еще продолжает «взрослеть». Если в столице и в Подмосковье сеть заправок в основном сложилась (на сегодняшний день в регионе функционирует более 2000 станций), то в остальных регионах еще только идет становление разветвленной сети. Тенденции развития сети АЗС, наблюдаемые сейчас в нашей стране, соответствуют общемировым, что объясняется широкой экспансией западных компаний на отечественный рынок.

Однако, сложившаяся сегодня на отечественном рынке ситуация в розничных продажах имеет свою особенность, которая оказывает влияние на стратегию бизнеса. Так, например, в нашей стране основным конкурентным преимуществом является качество бензина, а на психологическом уровне потребитель выбирает сетевые АЗС, принадлежащих известным нефтяным компаниям.

Сегодня многие розничные торговцы полагают, что получение постоянной прибыли не гарантируется даже с выгодным расположением заправки и ее техническим обеспечением. Поэтому франчайзинг так популярен у нас. Небольшой владелец автозаправки, заключая договор франчайзинга с известным брендом, увеличивает продажи топлива в разы. При этом сам договор обходится хозяину АЗС недорого, фактически он оплачивает использование известного товарного знака.

Таким образом, Россия значительно отстает от западных стран по количеству АЗС, существует потребность в размещении новых заправочных комплексов для организации розничных продаж и оказания сервисных услуг.

Возврат к списку

ngs-penza.ru

Топливная промышленность

Количество просмотров публикации Топливная промышленность - 5214

Тема 2. Топливная промышленность и электроэнергетика

Топливная промышленность занимается добычей и первичной переработкой топлива. Она состоит из подотраслей, добывающих или перерабатывающих отдельные виды топлива, - ϶ᴛᴏ газовая, газоперерабатывающая, нефтяная, нефтеперерабатывающая, угольная, торфяная, сланцевая промышленность. В экономике России топливная промышленность имеет большое значение. На продукцию отрасли (газ, нефть и нефтепродукты) приходится около половины экспорта России. На долю отрасли приходится до 20% промышленного производства страны.

Роль разных видов топлива показывает структура производства первичной энергии. Причем исходя из возможности получения энергии всœе виды топлива и энергии приводятся к одной единице – тонне условного топлива.

Ведущей подотраслью топливной промышленности в современной России является газовая(до 1990-х годов главной была нефтяная подотрасль, а до нее – угольная). Причины такой ситуации следующие: 1) газ – наиболее экономически эффективное топливо: энергетически ценное и с низкой себестоимостью добычи, его транспортировка по трубопроводам обходится дешевле, чем перевозки твердого или жидкого топлива; 2) Россия имеет огромные запасы природного газа – около трети разведанных мировых запасов. Россия занимает по добыче газа первое место в мире. Около трети добываемого топлива идет на экспорт. Россия поставляет газ в закавказские государства СНГ и многие европейские страны.

Из общероссийской добычи газа на Западно-Сибирский бассейн приходится в настоящее время около 90%. В основном это месторождения Ямало-Ненецкого (85%) и Ханты-Мансийского (5%) автономных округов. Главными центрами добычи газа в Западной Сибири являются города Новый Уренгой и Надым. На втором месте находится Волго-Уральский бассейн, в котором добывается около 6% газа (в Оренбургской области и др.). В Поволжье в 1940-х годах впервые началась добыча газа в широких масштабах. Перспективным в бассейне является Астраханское газоконденсатное месторождение. Третий по объёмам – Тимано-Печорский бассейн (около 1% газа), где добыча ведется в основном в Республике Коми (главный центр – Вуктыл). Добыча для местных нужд имеется в некоторых регионах Северного Кавказа, около Норильска в Красноярском крае, в Вилюйской котловинœе Республики Саха (Якутия), на севере Сахалина.

В России для транспортировки газа создана газопроводная система, объединяющая всœе главные районы добычи и потребления газа. Наиболее мощные газопроводы проложены из Ямало-Ненецкого автономного округа на юго-запад в центральные районы страны. Отсюда через Белоруссию и Украину газопроводы идут на запад в европейские страны. От Оренбурга на запад проложен газопровод ʼʼСоюзʼʼ. В восточных районах России около городов Норильска и Якутска действуют небольшие изолированные газопроводы.

Нефтяная промышленностьзанимается добычей нефти, ее первичной переработкой и транспортировкой по трубопроводам, а также добычей попутного газа. По добыче нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Примерно 40% добываемой нефти идет на экспорт. Россия обеспечивает нефтью большинство государств СНГ и зарубежной Европы, реализуются поставки в США, Японию и другие страны.

Около 2/3 российской добычи нефти приходится на Западно-Сибирский бассейн (в основном Ханты-Мансийский автономный округ), где главными центрами добычи являются города Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск. К настоящему времени самые крупные месторождения (Самотлорское и др.) здесь уже почти исчерпаны. Второе место занимает Волго-Уральский бассейн. Сегодня на него приходится около четверти нефтедобычи. Большая часть нефти добывается в республиках Татарстан и Башкортостан. Крупнейшим является Ромашкинское месторождение около города Альметьевск. Межрайонное значение имеет добыча нефти в Тимано-Печорском бассейне (Республика Коми и Ненецкий автономный округ), на который приходится около 4% добычи в стране. Главными центрами в данном бассейне являются Усинск и Ухта. Добыча нефти местного значения имеется на Северном Кавказе, а также в Сахалинской и Калининградской областях, где разработки ведутся не только на суше, но и на морском шельфе.

Сеть нефтепроводов сложилась в России в 1960-е годы, когда ведущим бассейном по добыче был Волго-Уральский. Отсюда нефтепроводы проложены к нефтеэкспортным портам (Новороссийску на юге, Одессе на юго-западе, Вентспилсу на западе), в бывшие социалистические страны Восточной Европы (нефтепровод ʼʼДружбаʼʼ), а также к крупным внутренним потребителям (на северо-запад – к Нижнему Новгороду, Москве, Ярославлю, Санкт-Петербургу, на восток – до города Ангарск в Иркутской области). Позднее к этой системе были подсоединœены нефтепроводы из Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Коми. На Дальнем Востоке действует изолированный нефтепровод, связывающий Сахалин с Комсомольском-на-Амуре.

Газоперерабатывающая промышленностьзанимается переработкой газового конденсата и попутного газа с месторождений нефти. Соответственно крупные газоперерабатывающие комплексы действуют в центрах газоконденсатных месторождений (Оренбург и Астрахань) и главных центрах нефтедобычи (Сургут, Нижневартовск, Альметьевск, Сосногорск около Ухты).

Нефтеперерабатывающая промышленностьболее масштабна, чем газоперерабатывающая, так как нефть обязательно нуждается в переработке перед использованием. Переработка происходит на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Ежегодные объёмы нефтепереработки в России в начале XXI в. составляют около 200 млн т – третье место в мире после США и Японии.

Первоначально НПЗ строились в районах добычи нефти. По этой причине к 1960-м годам крупная нефтепереработка сложилась в Волго-Уральском бассейне, лидировавшем по добыче нефти. В Поволжском районе НПЗ были построены в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Саратове, Волгограде, на Урале – в Уфе, Салавате, Перми, Орске. Поволжский и Уральский районы и сегодня лидируют по объёмам нефтепереработки. Также вблизи месторождений НПЗ расположены в Краснодарском крае (Краснодар и Туапсе), республиках Коми (Ухта) и Татарстан (Нижнекамск). После строительства системы нефтепроводов переработка стала приближаться к потребителю, так как выгоднее транспортировать и хранить сырую нефть, чем многочисленные продукты ее переработки. В европейской части России НПЗ на линиях нефтепроводов были сооружены в Кстово (Нижегородская область), Рязани, Москве, Ярославле, Киришах (Ленинградская область). В азиатской части крупнейшим нефтеперерабатывающим центром является Омск, действуют НПЗ в Ачинске, Ангарске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленностьзанимается добычей и обогащением каменного и бурого угля. Бурый уголь используется в виде топлива на электростанциях, как и большинство сортов каменного угля. Но некоторые сорта угля после переработки (коксования) используются как технологическое топливо в металлургии, а также в химической промышленности. По объёмам добычи угля Россия занимает третье место в мире после Китая и США. 3/4 добываемого угля используется для производства электроэнергии и тепла, 1/4 – в металлургической и химической промышленности. На экспорт, в отличие от нефти и газа, идет небольшая доля добываемого в России угля.

В течение 1990-х годов добыча угля в России сильно сократилась, так как это экономически неэффективный вид топлива по сравнению с нефтью и газом. Как правило, угледобыча выгодна лишь при карьерном (открытом) способе добычи (около 2/3 объёма добычи в России). Но применение такого способа возможно только там, где мощные угольные пласты залегают близко к поверхности. Шахтный (подземный) способ добычи дороже открытого в несколько раз, и в связи с этим в большинстве стран мира угольные шахты постепенно закрываются. Себестоимость угля зависит также от его качества, геологических особенностей месторождений, освоенности и природных условий района добычи. Для потребителœей цена угля сильно зависит также от расстояния его транспортировки. В итоге из-за различных причин значительная часть предприятий угольной промышленности России являются убыточными.

Самым крупным по объёмам добычи (около половины общероссийской) угольным бассейном в стране является Кузнецкий в Кемеровской области. Здесь добывают высококачественный каменный уголь, в т.ч. коксующийся, примерно в равных долях открытым и подземным способами. Но интенсивно осваивался данный бассейн в 1930-40-е годы, в связи с этим многие шахты устарели и находятся в аварийном состоянии. Главными центрами угледобычи в бассейне являются города Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Белово, Ленинск-Кузнецкий. Второе место по объёмам добычи (около 1/6) занимает Канско-Ачинский бассейн в Красноярском крае. Себестоимость добычи здесь самая низкая в России, поскольку мощные пласты залегают близко к поверхности, и уголь добывается в крупных разрезах (Назаровский, Ирша-Бородинский). Но уголь здесь бурый, низкого качества, малотранспортабельный, в связи с этим он сжигается на местных электростанциях.

Кроме двух ведущих бассейнов межрайонное значение имеет добыча угля еще в четырех бассейнах. Донецкий бассейн в Ростовской области (Шахты, Новошахтинск и другие центры) является восточной частью большого каменноугольного бассейна, расположенного в основном в Украинœе. Добыча угля ведется здесь с XVIII в. К настоящему времени всœе хорошие пласты уже выработаны, и добыча ведется в шахтах на большой глубинœе, в связи с этим себестоимость угля высокая, и перспектив данный бассейн не имеет.

В Печорском бассейне в Республике Коми (Воркута и Инта) залегает высококачественный каменный уголь, в т.ч. коксующийся. Но себестоимость добычи очень высокая, так как добыча ведется подземным способом в районе с суровыми природными условиями. По этой причине перспектив данный бассейн также не имеет. Иркутско-Черемховский бассейн в Иркутской области (главный центр – Черемхово) имеет низкую себестоимость добычи, так как добывается каменный уголь открытым способом. Этот бассейн снабжает углем близлежащие электростанции, но транспортировка топлива в другие регионы невыгодна из-за большой удаленности территории. Южно-Якутский бассейн в Республике Саха (Якутия) (главный центр добычи – Нерюнгри) имеет запасы каменного угля, в т.ч. коксующегося, добываемого открытым способом. Себестоимость добычи средняя. Сегодня значительная часть угля из этого бассейна идет на экспорт в Японию и Республику Корея.

Остальные угольные бассейны России имеют местное значение. Οʜᴎ расположены в основном в восточных регионах страны. Здесь высокая себестоимость добычи часто не очень важна, так как топливо из ведущих бассейнов не может конкурировать с местным из-за отсутствия транспортных путей. В западных регионах России (Урал, Подмосковный бассейн), напротив - высокая себестоимость привела к резкому сокращению добычи в 1990-е годы, так как местный уголь неконкурентоспособен не только по сравнению с нефтью и газом, но и с более дешевым кузнецким углем. Угольная промышленнось России показана на карте (Рис. ).

referatwork.ru

Почему в СССР не были популярны дизели

Если самую малость вдуматься, какой-нибудь обычный по меркам 1970-х «Газон» или ЗИЛ-130 может показаться нам, сегодняшним, настоящим чудовищем: их огромные V-образные 8-цилиндровые моторы питались бензином! Самые массовые грузовики Союза пожирали это недешевое топливо в невероятных количествах – почему же было не оснастить их дизелями? У многих из вас уже готов ответ – но не спешите его озвучить. Не все так просто…

До самого начала 1980-х годов в Советcком Союзе ездили преимущественно на бензине. Нет, отечественные дизели конечно были, и неплохие, но ими оснащали только тяжелые грузовики МАЗ (грузоподъемность 7-8 т) и КрАЗ (12 т), позднее – КамАЗ (8 т) и БелАЗ (от 27 т). Были еще замечательные междугородные автобусы ЗИЛ-127, но весь остальной парк – как сказали бы теперь, коммерческой техники – питался бензином. Почему так?

Плюсы и полюсы

Допустим, с легковушками все ясно – не так уж много они требовали бензина, если брать это количество в масштабах одной шестой части суши. Как минимум поэтому отсутствие дизельных Москвичей, Побед и Волг не вызывает удивления. Но прочий транспорт – автобусы всех типов, легкие и средние грузовики – также вполне могли бы быть дизельными.

Насос-форсунка в головке дизеля ЯАЗ-204

Однако для начала давайте вспомним, чем дизель лучше бензинового мотора

  • более высокая надежность и долговечность, обусловленные особенностями конструкции;
  • высокая экономичность – аппетит дизелей уже в прошлом веке был ниже на 25-40% по сравнению с карбюраторными моторами;
  • дешевое топливо. Себестоимость ДТ в условиях советской экономики была на 30% ниже, чем основного для 1960–70-х гг. бензина А-76;
  • низкие выбросы окиси углерода, окислов азота, углеводородов;
  • тягово-скоростные характеристики, выгодные для грузовиков, и в особенности – при их эксплуатации с прицепами.

Однако у дизелей всегда было немало минусов (часть из которых, кстати, актуальна и по сей день)

  • высокая себестоимость двигателя;
  • повышенные требования к качеству (чистоте) топлива;
  • сложности с пуском при низкой температуре;
  • необходимость в специализированном сервисе;
  • большая масса двигателя.

Дизели и дизтопливо в ХХ веке боялись морозов

Конечно, в условиях реалий СССР (и его неплановой экономики в первую очередь) частью недостатков и достоинств можно было пренебречь. Но оставшиеся плюсы смогли перевесить минусы только к середине 1970-х годов, когда в Союзе всерьез заговорили о массовой дизелизации автопарка. Но это тема отдельного разговора, а пока отступим еще на пару десятков лет раньше – в 1950-е.

Статьи

Роман с соляркой: почему Европа любила дизели, а теперь перестала

Если вы читаете мои обзоры техники на вторичном рынке, то заметили, что в начале двухтысячных у BMW и Mercedes были отличные дизельные V8, а потом вдруг рабочий объем дизелей резко уменьшился до...

81494 13 23

Только «за»

Дизели в СССР с самого начала – то есть, с 1930-х годов – уважали за экономичность. По этой причине их даже пытались ставить на самолеты (бомбардировщики дальнего действия). Но со временем фактор расхода топлива стал менее актуальным, поскольку в послевоенные годы горючее в СССР перестало быть дефицитом. Однако пусть вам не кажется, что в нефтедобывающей стране это обстоятельство совсем перестали принимать во внимание. Может быть, лишних литров, вылетевших в выхлопную трубу, Союзу было и не жаль, но в таком огромном государстве имел значение фактор логистики: во многие регионы топливо было сложно доставлять. Так что снабженцы готовы были полюбить дизель за один только скромный аппетит.

Еще один аргумент «за» – конструктивная простота (не путать с простотой технологической). Ведь у дизеля не было системы зажигания – пожалуй, главного провокатора неисправностей «бензинок». Так что безотказность уже тогда была в активе дизеля, хотя и не без оговорок, о которых упомянем ниже.

Текущее обслуживание по объему работ более простым было у дизельных машин. Вместо возни с массой настроек «грузового» карбюратора и приборами системы зажигания дизелисты должны были только отладить насос-форсунки.

Наконец, еще одно важное, хоть и не ключевое достоинство мотора на тяжелом топливе – более высокий крутящий момент. Это очень важно для грузовиков, в первую очередь тяжелого класса: с таким мотором груженая машина меньше перенапрягается при трогании с места, при движении на подъем. Советские конструкторы старались использовать данное преимущество по максимуму – например, все наши карьерные самосвалы были дизельными.

Кто «против»?

Но мы должны посмотреть правде в глаза: дизели той поры сами по себе не были столь хороши. Одно из главных преимуществ перед бензиновыми агрегатами – больший ресурс – в эпоху МАЗ-200 и ЗИЛ-150, оказывается, начисто отсутствовало. И дизельному МАЗу, и бензиновому ЗИЛу производители отмеряли по 105 тыс. км пробега до первого капремонта.

Простейший метод контроля правильности распыла ДТ насос-форсункой

Да, объем сервисных работ у дизелей был меньше, но для его осуществления требовалось специальное оборудование – стенды для проверки и отладки форсунок и насосов. Этот нюанс сводил «сервисный минимализм» дизеля к нулю: в первом попавшемся медвежьем углу такое спецоборудование не сыщешь. И эксплуатационникам приходилось возить с собой эти стенды по городам и весям, по таежным просекам и ледовым зимникам – везде, где народное хозяйство использовало ЯАЗы, МАЗы и КрАЗы. Да, стенд для проверки форсунок входил даже в комплектацию первых ПАРМов – передвижных авторемонтных мастерских, обслуживавших технику на зимних трассах Крайнего Севера.

Кстати, о Севере и о морозах в целом. Многие из нас должны помнить, как мучились зимой со своими дизелями владельцы старых иномарок, завезенных в страну в 1990-е годы. А представьте себе, каково было эксплуатировать в морозы дизели поколения 1950-х годов? Во-первых, даже зимнее дизтопливо той поры при минус 18-20 °С теряло способность к нормальному прокачиванию через приборы питания. А при дальнейшем понижении температуры из-за выпадения парафинистых отложений полностью утрачивало текучесть. А во-вторых, даже оставшись жидким, топливо, охлажденное до минус 30 °С, настолько запаздывало с моментом воспламенения в цилиндрах, что, не успев загореться, вылетало через клапаны в атмосферу.

1 / 2

Вариант обогрева топливного бака с ДТ путем вживления в него выхлопной трубы

2 / 2

Для обогрева топливных баков эксплуатационники разрабатывали хитроумные устройства

Конечно, в теплом цилиндре, где температура была выше минус тридцати, картина получалась более благоприятной, но чтобы запустить холодный мотор, солярку приходилось нагревать до плюс 30-40 °С. И так – каждое утро, а кое-где – и после каждой остановки на обеденный перерыв. А чтобы солярка не замерзала на борту автомобиля во время движения, грузовики приходилось оборудовать подогревом топливных баков, а также утеплять их по специально разработанным методикам. Одним словом, похоже, что низкая «морозостойкость» дизеля была решающим обстоятельством для страны, где 60% автомобилей свыше пяти месяцев в году работало в условиях низких температур.

1 / 2

Топливные баки дизельных машин в холодных областях CCCH приходилось утеплять

2 / 2

Топливные баки дизельных машин в холодных областях страны приходилось утеплять

Не менее весомым скорее всего был еще один аргумент «против»: чувствительность дизелей к чистоте топлива. И дело тут не столько в технической отсталости отечественной службы ГСМ в 1950-1960-е годы, сколько в объективной реальности СССР с его огромными расстояниями.

Статьи / История

Пурга, ночевки и туман: как водили колонны грузовиков на Крайнем Севере в 1960-е

Парадокс Севера в том, что именно на самый суровый период – зиму – там приходится наибольшая активность автотранспортных перевозок. Во всяком случае, если говорить о 1950-60-х годах, про которые мы как раз решили...

49667 7 0

Постараемся объяснить. Откровенно примитивные дизели середины прошлого века, как и нынешние Common Rail, не любили грязной солярки – распылители их форсунок повреждались мельчайшими механическими частицами. А их в советском дизтопливе можно было ожидать всегда. Причем чем дальше в глубинку – тем больше вероятность встретить грязную солярку, поскольку при транспортировке на дальние расстояния любое топливо многократно перегружалось, «пополняясь» попутно влагой и механическими примесями.

Вообще-то для устранения примесей топливо полагалось фильтровать, а главное – отстаивать в течение 10 дней после слива в емкости АЗС. Но на самом деле просто оставить цистерну в покое на десяток дней было мало. Советские ученые даже проводили специальные исследования и выяснили, что количество механических частиц в разных слоях солярки варьируется в значительных пределах в зависимости от того, сколько времени топливо уже отстаивается. Мельчайшие частицы примесей, оказывается, организованно перемещаются в цистерне по своему усмотрению – как вверх, так и вниз! Например, в нижних слоях мусора больше всего бывает на шестые и девятые сутки отстоя, в другие дни они снова поднимаются наверх. И вот именно на шестой и девятый день работники АЗС должны были вычищать содержимое фильтров-отстойников, чтобы привести дизтопливо к нужным кондициям чистоты. Добавьте к этим календарным вариациям необходимость зимой перед сливами и заправками разогревать солярку – и вы поймете, почему переводить весь грузовой автопарк на дизели в СССР никто не спешил.

Загрязненность ДТ меняется несколько раз в месяц без вмешательства человека

К слову, некоторые «богатые» АТП в Сибири и на Севере могли себе позволить содержание целиком отапливаемых дизельных АЗС. В капитальных хранилищах там одновременно держали более 160 тонн дизтоплива: типовой проект предусматривал теплый зал на 22 цистерны! Можно только представить, во что это обходилось.

Наконец, скажем, что дизель всегда был дороже в производстве, поскольку он более металлоемкий и требует более высоких технологий при изготовлении топливной аппаратуры. Но при социализме это было не главным – тем более, ученые быстренько посчитали, что вложения в новое дизельное производство советская экономика могла бы «вернуть» уже через 4 года.

Дизельная АЗС на 165 тонн солярки в отапливаемом здании. Фасад и план 1963 г.

Триумф на тяжелом топливе

Однако для полноты картины мы должны осветить еще одну тему, которая не даст нам бросить тень на отечественную науку и технику. На самом деле школа дизелестроения в СССР того времени уже была на достаточном уровне, и там, где нужно, двигатели с воспламенением от сжатия применялись успешно, если не сказать – триумфально. Яркий пример – Советская Антарктическая программа (1955–1992 гг.).

Наши деды и отцы осваивали шестой континент именно на дизельной технике. Сначала они бороздили ледовый купол на стандартных челябинских тракторах С-80, затем на вездеходах «Пингвин», армейских тягачах АТ-Т, потом для полярников сделали специальный транспорт – огромные «Харьковчанки».

Между тем, американские конкуренты наших АТ-Т – арктические вездеходы Sno-Cat были бензиновыми, и в своих мемуарах использовавшие их покорители Южного полюса вспоминают о проблемах с зажиганием и карбюраторами. А у наших машин при условии обеспечения их арктическим дизтопливом серьезных проблем не возникало. Наши санно-гусеничные поезда ежегодно совершали походы на материковые станции ледового континента, преодолевая по 1 500 км в одну сторону. Естественно, в морозы под минус 70 °С некоторые нюансы имели место, но они объяснялись хладоломкостью стали, а не спецификой дизелей. В общем, когда советскому народному хозяйству был нужен дизель, оно вполне могло его получить.

Даешь дизель!

Итак, получается, что дизели так долго не пускали в СССР холода и медведи – хозяева тех самых медвежьих углов? Похоже на то. Но времена меняются – другой стала не только страна с ее экономикой, но и сами дизели, которые в новых реалиях и ведут себя по-другому.

www.kolesa.ru

Советская экономика в 1980 годах

Ухудшавшееся положение в народном хозяйстве и неспособность руководителей переломить ситуацию обусловили дальнейшее снижение темпов экономического развития в конце 70-х – первой половине 80-х годов. В десятой пятилетке (1976-1980) национальный доход вырос на 21%, объем промышленной продукции – на 24, сельскохозяйственной – на 9. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985) соответствующие показатели составляли 16,5; 20 и 11%. В начале правления М. С. Горбачева на волне «ускорения» планировалось увеличить в двенадцатой пятилетке (1986-1990) национальный доход на 20-22%, промышленную продукцию на 20-24, продукцию сельского хозяйства – вдвое. Ставилась задача догнать в 2000 г. США по уровню промышленного производства.

Задания одиннадцатой пятилетки, утвержденные на XXVІ съезде КПСС (март 1981), не были выполнены не по одному показателю. Вместе с тем следует отметить, что темпы роста национального дохода (вновь созданная стоимость во всех отраслях сферы материального производства) на протяжении всех 70-х годов сохранялась на уровне 4,9% ежегодного прироста и даже в самую «застойную» пятилетку (1981-1985) обеспечивался ежегодный прирост в среднем на 3,6% в год. Альтернативные данные (экономисты В. В. Попов, Н. П. Шмелев; 1990)показывают, что в 80-е годы национальный доход ежегодно возрастал на 2,1%, а в 1981-1985 гг. – на 0,6%
, т. е показатели были не на много ниже уровня большинства развитых стран мира. В целом брежневский, андроповский и черненковский периоды правления (1964-1985) характеризуются ежегодным преумножением национального богатства на 6,5%, и лишь в горбачевский период этот показатель снизился до 4,2% в год.

СССР располагал мощной многоотраслевой экономикой, обеспеченной практически всеми видами сырья, кадрами ученых, инженерами, рабочих. Производственный потенциал был вполне высоким и позволял вести эксперименты по переустройству экономики в нужном направлении без коренной перетряски жизни народов страны. Однако руководству СССР периода позднего «развитого социализма» эта задача оказалась не по силам.

Попытки интенсифицировать экономику посредством составления многочисленных программ автоматизации и комплексной механизации, носивших административно-бюрократический характер, оказались малоэффективными, поскольку не влияли на зарплату и уровень жизни. Не удавались и попытки реанимировать трудовой энтузиазм. Многочисленные трудовые почины, вахты, встречные обязательства, работа по бездефектному методу имели мало общего с ударничеством довоенных лет и трудовым энтузиазмом первой послевоенной пятилетки, чаще всего были «инициативой» партийных органов, а не масс, и быстро угасали. Это, конечно, не исключат того, что в трудовых коллективах было не мало замечательных, уважаемых мастеров своего дела и честных тружеников, служащих примером для подражания.

В чем причины такого положения?

Добыча топлива с 1971-1980 г. Увеличилась в СССР более чем в 4 раза, газа – более чем в 8, а нефти – почти в 7. Нефть и газ были важнейшими предметами советского экспорта. Только от вывоза нефти страна получала ежегодно около 16 млрд долларов. Доля топлива и энергоносителей в общем объеме советского экспорта выросла с 15,6% в 1970 до 54,4 – в 1984. В середине 80-х годов две трети общесоюзной добычи газа и более 60% нефти обеспечивала Западная Сибирь. Добывать топливо в северных районах страны становилось все труднее, и в 1984 г. Впервые за годы советской власти годовая добыча нефти снизилась.

За 1965-1982 гг. общая валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд. долларов. Максимум продаж нефти достигнут в 1983 – 91,1 млрд. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке стало важнейшей причиной финансового и бюджетного кризиса в середине 80-х годов. Годы позднего «развитого социализма» стали называть годами «застоя» прежде всего потому, что, поглощая потоки нефтедолларов, Советское руководство мало сделало для перестройки экономических механизмов.

Деревне, традиционно выступавшей донором экстенсивного развития промышленности, с годами все труднее было играть прежнюю роль. Несмотря на возрастающие капиталовложения в деревню, молодежь продолжала уезжать в город. С 1967 по 1985 г. Деревню ежегодно покидало в среднем 700 тыс. человек. Средний возраст сельских жителей неуклонно повышался. Особенно тяжелое положение складывалось в Нечерноземье – на огромной территории России, охватывающей 29 областей и автономных республик. Продукция, проданная государству колхозниками Нечерноземья в 1980 г. После всех реформ, оставалась убыточной. По молоку убыток составлял 9%, по крупному рогатому скоту – 13%, по свиньям – 20, по птице – 14, по шерсти – 11%. По материалам переписей населения 1959 и 1989 гг., численность сельского населения в стране сократилась на 10%, в Нечерноземье – на 42%. Это было главной причиной упадка сельского хозяйства.

Каким образом власти пытались исправить положение дел в экономике в 1985-1991 г?

Начало масштабных реформ в СССР обычно связывают с 1985 г., когда партию, а фактически и государство, возглавил М. С. Горбачёв. Между тем одни исследователи называют «отцом перестройки» Ю. В. Андропова, другие выделяют «эмбриональный период перестройки» (1983-1985), не без оснований полагая, что в первой половине 80-х годов СССР постепенно входил в стадию реформирования.

До середины 80-х годов, в силу идеологических причин, усилия экономистов концентрировались на развитие марксистской доктрины. Принципиальные же достижения последующего периода были связаны с её опровержением. А поскольку в советской экономической системе отсутствовали механизмы, которые являются основным предметом изучения современной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковская система, валютные биржи, финансовые инструменты и т.д.-экономисты развивали преимущественно теорию планирования.

К началу «перестройки» в стране, за редким исключением, не было специалистов-теоретиков по макроэкономике, рынкам капитала и труда, международным финансам, теории производственных организаций. Это даёт основания утверждать, что реформы второй половины 80-х «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом и организационно-прикладном» и «концепция перестройки и практика во многом является чистой импровизацией» (Г. Х. Попов).

Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС. После смерти К. У. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым Генеральным секретарём был избран М. С. Горбачев. Избрание молодого, энергичного лидера отражало стремление как общества в целом, так и политической элиты к давно назревшим переменам. Проработанного плана реформирования у Горбачева и его единомышленников не было. Но их объединяло желание разгрести накопившиеся «завалы», преодолеть стагнацию, придать больший динамизм построенной в СССР общественной системе, ускорить социально-экономическое развитие страны. Осуществить это предполагалось перегруппировкой и концентрацией сил и средств на главных его направлениях.

В политическом плане задачи нового этапа сформулированы в выступлении Горбачева на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС. Генеральный секретарь говорил о необходимости повышения темпов социально-экономического развития. При этом на первый план выдвигались задачи перевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-технического прогресса. Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно поднимать ответственность кадров, организованность, дисциплину». В ускорении центральное место отводилось машиностроению. Темпы его развития предстояло повысить в полтора-два раза, быстро перейти на производство новых поколений машин и оборудования. Первостепенное внимание предполагалось уделить совершенствованию станкостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса. Прозвучало намерение решительно ликвидировать ведомственные барьеры в агропромышленном комплексе.

В числе приоритетных была названа подготовка Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. На пленуме говорилось о необходимости удовлетворить потребности населения в садовых участках, изменить ситуацию в здравоохранении, продвинуть школьную реформу, улучшить материальное положение ряда массовых социальных групп. Горбачев поставил вопрос о «перестройке» стиля и «гласности» работы в партийных и государственных учреждениях. С большим одобрением воспринимались заявления нового лидера о недопустимости застоя в движении кадров, назревшей потребности выдвигать молодых, инициативных работников; о роли «человеческого фактора».

Первые позитивные перемены в наибольшей мере проявились в общественно-политической атмосфере. Она во многом определялась личностными качествами нового лидера.

К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60-секретарей областных партийных организаций, 40-членов ЦК КПСС, ставших ими при Брежневе. Изменения шли сверху вниз. С 1986 по 1988 г. на уровне горкомов и райкомов заменено 70% руководителей. Еще более высокими темпами заменялись хозяйственные управленцы. Из 115 членов Совета Министров СССР, назначенных до 1985-го, в первый год пребывания Горбачева у власти сменилась одна треть, в 1988 г. их осталось 22, а в 1989 - 10. Ротация продолжалась и позднее.

В 1985-1986 гг. назревшие в стране хозяйственные проблемы пытались решать преимущественно административными методами, вопрос о создании экономических механизмов реализации поставленных задач звучал в самой общей форме. Чрезвычайно показательной для начального этапа реформ является антиалкогольная компания – первое крупное комплексное мероприятие новых лидеров, последовательно осуществлявшееся в 1985-1988 гг.

Проведенные мероприятия имели определенный положительный эффект: сократился травматизм; снизились смертность людей, потери рабочего времени, хулиганство, разводы по причинам пьянства и алкоголизма.

Курс на ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в создании ряда структур. Было создано Бюро Совмина СССР по машиностроению, образован Государственный комитет по вычислительной технике и информатике (21 марта 1986), принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов (22 января 1986), организовано Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства и научных исследований (12 октября 1985). Административный ресурс управления активно использовался и в других сферах. Стремлением ликвидировать бюрократизм и ведомственность продиктовано создание 22 ноября 1985 г. госагропрома – структуры, поглотившей пять министерств и один госкомитет, отвечавших за производство, хранение и переработку сельхозпродукции. Неповоротливость и неэффективность нового управленческого гиганта постепенно становились очевидными (он ликвидирован в 1989). Однако в 1985 г. идея единого управления всей сферой агропромышленного производства была новаторской и выглядела перспективной.

Стремление более активно использовать экономические стимулы особенно характерно для середины – второй половины 1986 г. 14 августа Совмин СССР своим постановлением разрешил организацию кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья при местных Советах. По другому, принятому 19 августа, 20 министерств и около 60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986-го было разработано, а 13 января 1987 г. принято постановление о создании и деятельности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства государства в деятельность предприятий. Социальная сфера к 1985г. находилась в плачевном состоянии, и люди хотели быстрого их решения. И первоначально казалось, что для осуществления намеченного достаточно политической воли нового руководства. Однако «революция ожиданий» сыграла злую шутку с инициаторами апрельского курса. К 1989-1991 гг. большая часть обещаний не была выполнена.

Каковы итоги этих реформ?

1985 г. приняты постановления о первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах, а также о распространении льгот участников Великой Отечественной войны. В январе 1986 г. повышены пособия детям военнослужащих, одиноким матерям, выплаты вдовам. Тогда же вводились надбавки к зарплате работников ряда регионов. В мае 1986-го увеличились пенсии пенсионеров, постоянно проживающих в сельской местности, а в сентябре введены дополнительные льготы для участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.

Намечалось осуществить ряд мер по повышению заработной платы. В мае 1985 г. принято постановление о совершенствовании оплаты пруда научных работников, конструкторов и технологов промышленности, в июле

О повышении материальной заинтересованности для некоторых категорий работников аграрной сферы. Решением от 12 декабря 1985-го улучшалось материальное стимулирование мастеров, начальников цехов и участков предприятий. Наконец, постановление от 17 октября1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях.

Предполагались радикальные изменения в строительстве школ, детских садов, больниц и поликлиник. Специальное постановление касалось поощрения садоводства и огородничества. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и услуг на 1986 – 2000 гг. обещала прорыв на этом направлении. И пожалуй, наиболее грандиозной была программа «Жилье-2000», которая предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу, каждая семья к 2000 г. должна была жить в отдельной квартире или собственном доме.

Решение задач по техническому перевооружению экономики реализации социальных программ требовало больших ассигнований. Между тем ресурсы государства значительно сокращались в связи с неблагоприятной международной конъюктурой. В 1985 г. резко упали цены на нефть и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений. Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлек за собой увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат на социальные нужды. Позднее, в 90-е годы, инициаторы реформ признали ошибкой начало реформирования экономики со сферы тяжелой индустрии. Концентрация внимания на сельском хозяйстве и легкой промышленности позволила бы сохранять социальную стабильность и устойчивую политическую поддержку намечаемым крупномасштабным переменам.



biofile.ru

А была ли зависимость СССР от экспорта нефти? » Военное обозрение

Часто приходится слышать, что нефтяная зависимость РФ досталась нам в наследство от СССР. Дескать, тогда проклятые коммунисты начали усиленно разведывать нефтяные месторождения, и до того разошлись, что в итоге чуть ли не половина всех доходов страны была от продажи нефти. Потом США договорились с арабскими шейхами, чтобы они снизили цену на нефть, для тонкого и точного удара по экономике тогдашнего главного врага – СССР, серьёзно сидевшего на «нефтяной игле». Потом СССР развалился, в том числе и от этого удара, который экономика страны не смогла перенести. И вот в наследство нынешней РФ досталась эта «нефтезависимая» экономика. В чём СССР, как нетрудно догадаться, очень сильно виноват, и нам приходится расплачиваться за его ошибки.

Дабы проверить, действительно ли это так, можно заглянуть в статистические данные. Сделав отступление, нужно добавить, что скорее всего никаких других источников для получения данных о структуре бюджета кроме как официальные статистические справочники нет, поэтому кричать что хитрые и проклятые коммунисты занижали/завышали данные в этих справочниках бесполезно, так как ничего другого просто нет. Ну и также хочу добавить, что я не претендую на истину в первой инстанции, и не утверждаю, что моя методика на 100% верная.


Для анализа бюджетных данных буду использовать два сборника. Первый из них – «Народное хозяйство СССР 1922-1982, Юбилейный статистический ежегодник», вот такой:

Народное хозяйство СССР в 1990 г., Статистический ежегодник

Второй – «Народное хозяйство СССР в 1990 г., Статистический ежегодник»:


Народное хозяйство СССР в 1990 г., Статистический ежегодник

Для начала посмотрим, каков же был бюджет СССР в различные годы?


Народное хозяйство СССР 1922-1982, с. 561

Народное хозяйство СССР в 1990 г, с. 15

В виде графика:


Чтобы понять, какую примерно часть в бюджете занимают доходы от продажи нефти, нужно посмотреть сколько всего СССР продавал, и какую часть в этом экспорте занимает нефть.

Внешняя торговля СССР:


Народное хозяйство СССР 1922-1982, с. 577

Народное хозяйство СССР в 1990 г, с. 644

Структура экспорта, основные товары:


Народное хозяйство СССР 1922-1982, с. 580

Народное хозяйство СССР в 1990 г, с. 659

Как видно, структура экспорта в справочнике указана в процентах, а это значит, нам придётся для начала перевести эти проценты в рубли. Составим сводную таблицу:


Итак, в нижней строчке указано, сколько было выручено за продажу топлива и электроэнергии, по годам.
Осталось только посмотреть, какову же долю бюджета они занимают. Опять составим сводную таблицу:

Представим в виде графика:

И что мы видим? Доля доходов от продажи топлива и электроэнергии (прошу обратить внимание – топлива и электроэнергии) в бюджете в действительности не превышает 10,3% в самые «зависимые» годы, а в среднем в период с 1980 по 1990 годы была около 8%. Это и есть та самая «нефтяная игла», о которой так любят говорить? Понятно, что 8-10% это немало, но называть это «иглой» (при том, что 8-10% это с электроэнергией, прошу не забывать), на мой взгляд является нечестным. Ведь как-никак, СССР практически всё производил сам, от внешних товаров зависел мало, и вряд ли уменьшение доходов от нефти даже в половину, могло как-то сильно повлиять на «развал» СССР. Тем более, как видно из данных выше, бюджет СССР даже в те годы рос. И уж совсем никак нельзя говорить, что «половина доходов СССР была от нефти, и РФ получила в наследство такую зависимую экономику».

Остаётся добавить, что в СССР себестоимость добычи бареля нефти составляла около 5 долларов США, а самя низкая цена её продажи — около 10 долларов США.

За годы советской власти на Ямале построено несколько крупных городов (населением 50-100 тыс чел): именно за счёт «нефтяных и газовых» доходов — Ноябрьск, Н.Уренгой, Надым и в ХМАО — Когалым, Н.Вартовск, втрое-вчетверо вырос Сургут. Всё было построено за счёт бюджетных денег (а не за счёт накоплений работавших там рабочих).

topwar.ru