Газ м1 газогенераторный – Газогенератор применение Автомобильный газогенератор Экономия топлива Энергосберегающие технологии Энергосбережение Газогенераторный автомобиль

ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера



data-ad-layout=”in-article”
data-ad-format=”fluid”
data-ad-client=”ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=”8753833479″>

 ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера

ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера 

В октябре 1938 года конструктор НАТИ А.И. Пельтцер разработал на базе ГАЗ-М1 газогенераторный автомобиль собственной конструкции, в качестве топлива для которого служили древесные чурки. Так как НАТИ остался безразличен к новой разработке, Пельтцер обратился с просьбой об оказании помощи в постройке газогенераторного автомобиля в Научно-исследовательский институт городского движения (НИИГД). Институт выделил необходимые средства, а саму машину А.И. Пельтцер и Н.Д. Титов собственными силами строили во 2-м таксомоторном парке Москвы.

В автомобиле ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера сама газогенераторная установка и бункер для дров расположились сзади автомобиля на месте запасного колеса. Схема преобразования твердого топлива в газ была очень интересной. Горение твёрдого топлива в бункере сопровождалось выделением углекислого газа, который взаимодействовал с раскаленным углем и терял значительную часть кислорода, который в свою очередь соединялся с углеродом топлива и тем самым образовывался окись углерода и в результате получался газ, который после смешивания с воздухом образует горючую смесь для двигателя внутреннего сгорания. Газ с газогенераторной установки поступал к фильтру грубой очистки, где очищался от крупных частиц мусора, образующихся при горении топлива, смешивался с воздухом и охлаждался. После грубой очистки и смешиванием с воздухом, охлажденная горючая смесь поступала к последней фазе очистке в фильтре тонкой очистки после чего попадала в двигатель внутреннего сгорания, который находился традиционно спереди автомобиля, там же был установлен и охладитель.

Двигатель ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера имел объем 3,285 л и на такого рода топливе показывал мощность в 37 лошадиных сил. Для компенсации мощности при изменении используемого двигателем топлива с бензина на газ, была увеличена степень сжатия с 4,6 до 6,4 а.т.м. при этом был доработан коленчатый вал двигателя, впускная система, но даже и при этом двигатель позволял развивать максимальную скорость 76 км/ч. При оснащении автомобиля газовым генератором его масса увеличилась с 1370 кг у стандартной модели автомобиля ГАЗ-М1 до 1600 кг у прототипа ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера.



data-ad-layout=”in-article”
data-ad-format=”fluid”
data-ad-client=”ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=”8753833479″>

Коробка передач имела три передачи, три вперед и одна — назад. Для включения второй и третей передачи использовалась скользящая муфта. Для передачи механического момента в коробке были использованы шестерни постоянного зацепления.Тормоза были достаточно надежными. Механический привод тормозов с системой тросов приводил барабанные тормоза в действие. На всех четырех колесах устанавливались продольные полуэллиптические рессоры, которые были достаточно надежными. Кузов был выполнен из металла с минимальным количеством деревянных вставок и устанавливался на усиленную раму с Х-образными ребрами жесткости.

В интерьер прототипа не было внесено изменений, все те же мягкие сидения с суконной обивкой, регулируемое вперед-назад сидение водителя все так же вызывало восхищение непривередливых советских водителей. Но герметизация салона желала лучшего, но в то время этому уделяли не так много внимания, конструкторы акцентировали свое внимание больше на технической части автомобиля.

Габаритные размеры и масса ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера составляли:

  • длина – около 4700 мм;
  • ширина – 1770 мм;
  • высота – 1775 мм;
  • колесная база – 2845 мм;
  • снаряженная масса – 1600 кг;
  • вместимость – 5 чел.

В итоге ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера получился довольно надежным. И это подтвердили Пельтцер, Понизовкин и Титов, во время скоростных заездов на Минском шоссе осенью 1938 года на дистанции 5000 км установив всесоюзный рекорд для газогенераторных автомобилей равный  60,96 км/ч. Но несмотря на превосходные результаты газогенераторного автомобиля, этот автомобиль так и не стал серийным. Причиной этого стало развитие нефтяной промышленности и в альтернативных источниках топлива уже не нуждались.

ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера 

data-ad-layout=”in-article”
data-ad-format=”fluid”
data-ad-client=”ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=”8753833479″>

rus-texnika.ru

НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина)



data-ad-layout=”in-article”
data-ad-format=”fluid”
data-ad-client=”ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=”8753833479″>

НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина)

НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина) 

НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина) – советский прототип газогенераторного автомобиля на базе ГАЗ-М1.

Газогенераторные установки, это первые попытки массового использования альтернативных видов топлива на автомобильном транспорте. После Первой мировой войны из-за дефицита жидкого топлива газогенераторный транспорт был очень популярен и специальными правительственными постановлениями поощрялся в СССР и европейских странах. Таким образом, ряд выдающихся советских ученых работал над изобретением и внедрением газогенераторных установок в автомобильный транспорт, что выходило довольно успешно.

В 1939 году в НАТИ был построен ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина, который получил название НАТИ-Г-12. Этот автомобиль в какой-то мере стал альтернативой  ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Пельтцера, который был построен в 1938 году на средства Научно-исследовательского института городского движения (НИИГД). Новый газогенераторный автомобиль Мезина в сравнении с машиной Пельтцера имел увеличенный до 200 км запас хода за счет увеличения до 90 кг количества топлива на борту и получил усовершенствованную систему розжига газогенераторной установки: теперь электровентилятор нагнетал воздух в газогнератор, а для розжига служило специальное электрическое приспособление.

 В этом автомобиле главной особенностью являлся его газогенератор, который устанавливался на задней части автомобиля в специальном металлическом кофре и вырабатывал газ и после ряда преобразований на выходе получалась горючая смесь для двигателя внутреннего сгорания. В роли твердого топлива служили древесные чурки…

НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина) подвергся ряду технических доработок для установки необходимых компонентов газогенераторной установки, таких как: бункер (в бункер загружалось топливо которое в процессе сгорания и ряда других химических процессов выделяло газ), охладитель (в охладителе газ остывал для необходимой температуры, также очиститель выполнял роль фильтра грубой очистки, очищав газ от крупного мусора, которому нельзя было попадать в двигатель), очиститель (очиститель или его еще называют фильтр тонкой очистки, служащий для принудительной очистки от более мелкого мусора, который образовался при горении твердого топлива).



data-ad-layout=”in-article”
data-ad-format=”fluid”
data-ad-client=”ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=”8753833479″>

Кроме внешних доработок были необходимы технические доработки двигателя. Для адаптации двигателя с бензина на газ потребовалось внести ряд изменений. Впускной коллектор двигателя был оборудован более простым коллектором без подогрева, так как в этом уже пропала необходимость. Степень сжатия топлива увеличили до 6,4 а.т.м… Мотор имел объем в 3,285 л разгонял автомобиль до 80 км/ч. Сесть и сразу же поехать в этом автомобиле не выходило, для приведения автомобиля в действие необходимо было ждать примерно три-четыре минуты пока газогенератор разгорится. Система розжига газогенератора данной модели была оборудована специальным электрическим запальным устройством, в дополнение к которому был установлен электровентилятор, посредством чего и нагнетался воздух в газогенератор и ускорялся розжиг газогенератора до рабочей температуры.

Для передачи момента на колеса автомобиля использовали трёхступенчатую коробку передач с шестернями постоянного зацепления и скользящей муфтой для включения второй и третей передачи. Сцепление было однодисковое, сухое. Далее инженеры использовали карданный вал, состоящий из двух частей, который передавал момент на неразрезной мост с конической передачей.

Из-за повышения веса модели стал вопрос об усовершенствовании подвески, рамы и тормозов. Что касается подвески, то тут инженеры установили на каждое колесо простые и надежные полуэллиптические рессоры, которые отлично подходили для автомобиля такого веса и отвечали высокому уровню комфорта при вождении. В раму добавили жесткости увеличив сечение лонжеронов и траверсных балок, кузов усилили Х-образным ребром жесткости. Тормозам уделили не меньше внимания. Барабанные тормоза приводились в действие сложной, хотя и довольно надежной механической системой, состоящей из тросов и механических рычагов. Колеса на автомобиль устанавливались металлические штампованные с шинами размером 7.00-16.

Внешний вид автомобиля НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина) не намного изменился от серийной модели ГАЗ-М1, в основном только дополнительными конструкциями необходимые для функционирования газогенераторной установки. Сзади автомобиля на месте запасного колеса добавился металлический кофр в котором была спрятана газогенераторная установка, а запасное колесо оставили также сзади только прикрепленным уже на дополнительный кофр с газогенератором. Капот необходимо было увеличить для дополнительного оборудования газогенератора, на корме автомобиля в районе переднего крыла появился монолитный выступ под которым прятался фильтр тонкой очистки. Все остальные детали были один в один, как и у ГАЗ-М1.

Интерьер автомобиля в сравнении с ГАЗ-М1 абсолютно идентичен. Все такой же просторный задний диван обшит доброкачественным сукном, передние сидения, регулируемые вперед и назад. Обзор на дорогу с места водителя закрывал длинный капот, а негерметичность кузова приносила ряд неудобств, в которое в то время даже не обращали внимание. Для вождения в непогоду автомобиль был оснащен дворником, расположенный над ветровым стеклом, который имел пневматический привод. Из электрики в автомобиле был головной свет фар, подсветка приборной панели и электрическая система розжига газогенератора. Вся электрика автомобиля питалась от 6 вольтного аккумулятора.

Габаритные размеры и масса НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина) составляли:

  • длина – н/д;
  • ширина – 1770 мм;
  • высота – 1775 мм;
  • колесная база – 2845 мм;
  • снаряженная масса – н/д;
  • вместимость – 5 чел.

В серию автомобиль НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина) так и не вышел так как сложные в эксплуатации газогенераторные установки имели ряд нареканий. Кроме самой громоздкости газогенератора недостатком являлось то, что на газогенератор влияла погода. Например, при разнице температуры газа и окружающей среды в трубопроводах возникал конденсат и твёрдое топливо отсыревало и плохо загоралось, а зимой трубопровод просто перемерзал. И вряд этому несовершенству экспериментальный автомобиль НАТИ-Г-12 был отложен в долгий шкаф.

НАТИ-Г-12 (ГАЗ-М1 с газогенераторной установкой Мезина) 

data-ad-layout=”in-article”
data-ad-format=”fluid”
data-ad-client=”ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=”8753833479″>

rus-texnika.ru

ГАЗ-М1Г

Статья опубликована 24.08.2014 07:58
Последняя правка произведена 24.08.2014 08:17
ГАЗ-М1Г

Как известно, самым лучшим видом топлива для автомобильного транспорта является бензин или дизель. Дело в том, что под них разработаны наиболее мощные и компактные моторы, которые просты в обслуживании, отлично выдерживают практически любой режим езды и могут быть установлены практически в любом месте шасси автомобиля. Однако, природные и техногенные катастрофы, военные конфликты и кризисные явления в экономике заставляют инженеров иногда экспериментировать, применяя в качестве топлива для автомобиля достаточно необычные его виды. Таким необычным топливом в тридцатые годы прошлого столетия стало твёрдое топливо: дрова, уголь, торф.

Названные горючие материалы используются в качестве топлива для двигателя автомобиля посредством газогенераторной установки, которая извлекает из твёрдых элементов горючий газ, который впоследствии и поступает в двигатель внутреннего сгорания. Использование твёрдого топлива является вынужденной мерой, к которой прибегают при отсутствии традиционного топлива, такого как бензин и солярка. При этом автомобили, оснащенные газогенераторными установками, по своим техническим характеристикам значительно проигрывают работающим исключительно на бензине или солярке собратьям.

Первыми опыты с использованием газогенераторных установок на автомобилях стали проводить немцы. Связанно это было с нехваткой обычного топлива в связи с Первой мировой войной и последовавшими за нею санкциями со стороны победителей. Так к 1941 году в Германии насчитывалось около 300 000 автомобилей оснащённых газогенераторными установками, во всей Европе по данным на 1938 год их ездило около 9 000 экземпляров.

ГАЗ-М1Г

В СССР же появление автомобилей с газогенераторами было связанно с последствиями Первой мировой и Гражданских воин, а так же с последовавшей за ними разрухи в хозяйстве страны. Первый советский автомобиль подобной конструкции был создан на базе шасси ФИАТ-15. Газогенераторную установку для него разработал и установил В.С.Наумов в 1928 году. А в 1934 состоялся первый в истории страны пробег автомобилей, оснащённых газогенераторными установками. В нём приняли участие ГАЗ-АА и ЗИС-5, которые успешно проехали по маршруту Москва — Ленинград — Москва.

Учитывая положительный опыт использования, а так же большой дефицит бензина и солярки, в 1936 году СНК СССР принял постановление о развитии производства в стране автомобилей и тракторов, оснащённых газогенераторными установками. В рамках этой программы и был создан легковой газогенераторный автомобиль ГАЗ-М1Г. Базой для него послужил широко распространённый в СССР автомобиль ГАЗ-М1, конструкцию которого переработали под использования твёрдого топлива специалисты Научного автотракторного института. Руководил работами И. Пельтцер, собран был опытный экземпляр машины в московском таксомоторном парке №92.

ГАЗ-М1Г

Конструкторы поместили газогенератор уже по сложившейся классической схеме сзади. Спереди же был смонтирован охладитель газа, для чего пришлось удлинить капот автомобиля. Работал газогенератор на дровах, при этом запуск двигателя занимал 5-6 минут из-за долгого розжига газогенератора. Двигатель ГАЗ-М1Г выдавал мощность 37 лошадиных сил и имел объём 3285 см3, а так же три передачи, осуществляемые при помощи конической шестерни. Машина могла принять на борт 5 пассажиров и имела массу в снаряжённом состоянии вес 1 600 килограммов. Автомобиль достигал максимальной скорости в 70 км/ч, запаса же топлива в 70 килограмм хватало на пробег длинной 200 км.

Машина получилась довольно удачной, что позволило в сентябре 1938 года А.И. Пельтцеру, А.Н. Понизовкину и Н.Д. Титову установить всесоюзный рекорд для газогенераторных автомобилей на дистанции 5000 километров в 60,96 км/ч, что превышало мировое достижение в этой сфере.

Не смотря на достаточно неплохие характеристики для газогенераторных автомобилей, ГАЗ-М1Г в серию не пошёл. Связанно это было с тем, что в стране бурными темпами развивалась нефтяная промышленность, а газогенераторные автомобили имели существенные технические недостатки, благодаря которым они значительно уступали автомобилям, ездившим на бензине и солярке, в комфортабельности, скорости, мощности и простоте технического обслуживания. Всего было выпущено, по разным источникам, от одного до ста экземпляров ГАЗ-М1Г. Известно, что один их них находится в частной коллекции и в настоящее время над ним проводятся реставрационные работы.


Технические характеристики ГАЗ-М1Г:

Число мест5 человек
Двигательчетырехтактный, газовый,
Число цилиндров4
Рабочий объем3285 см3
Мощность37 л. с./26 кВт при 2800 об/мин
Число передач3
Главная передачаконические шестерни
Размер шин7,00-16 дюймов
Длинаоколо 4700 мм
Ширина1770 мм
Высота1775 мм
База2845 мм
Колея1435 мм
Масса в снаряженном состоянии1600 кг
Запас топлива70 кг (на 200 км)
Наибольшая скорость70 км/ч

autohis.ru

ГАЗ М1 Газогенераторный Опытный – Энциклопедия концептуальных автомобилей

Подробности
Категория: ГАЗ
Создано 27.02.2013 18:38
Обновлено 27.02.2013 18:38
Просмотров: 1680

Неоднократно делались попытки перевести автомоюильный транспорт тех лет на газовое топливо. При этом представлялась целесообразной установка газогенератора для получения газа из органического сырья (древесина, торф и т.д.). Использование сжатого или сжиженного газа не рассматривалось всерьез из-за необходимости значительных капиталовложений в организацию сети газонаполнительных станций.

В основном опыты ставились на грузовых автомобилях, поскольку на легковом автомобиле громоздкая система газогенерации компоновалась очень сложно. Если общее количество вариантов газогенераторов на грузовых ГАЗах и ЗИСах можно исчислять десятками, то из легковых машин можно вспомнить лишь ГАЗ-А-Автодор и несколько газогенераторных “эмок”.
На двух фотографиях слева представлен ГАЗ-М1 с гахогенератором НАТИ-Г12 конструкции А.И.Пельтцера. Для компенсации потери мощности при переводе машины с бензина на газ, была увеличена степень сжатия с 4,6 до 6,4. Помимо этого был проведен еще ряд усовершенствований, однако, мощность двигателя все равно достигла только 37 л.с., а максимальная скорость – 87 км/ч. Расход древесных чурок составлял 32кг на 100км пути. Масса этого автомобиля составлял 1600кг против 1370кг у стандартного ГАЗ-М1.
На других фотографиях представлены другие варианты “эмок” с газогенераторами, разрабатывавшиеся в НАТИ.
http://denisovets.narod.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.conceptcar.ee

Газогенераторный М-1 – Октябрь 1940 года

  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета “За рулем – Регион”
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск
  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета “За рулем – Регион”
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
ЗР 1940
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
№19
  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • №7
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
  • №13
  • №15
  • №17
  • №18
  • №19
  • №21
  • №22
  • №23
Газогенераторный М-1
  • К обзору номера
  • 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
  • 0 — СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 — Вперед, к коммунизму!
  • 3 — Песня о Советском Союзе
  • 5 — В снегах Финляндии
  • 6 — Боевые походы
  • 7 — Шофер-боец
  • 8 — Советский автомобиль
  • 10 — Молодые автомобилисты
  • 11 — Скоростные соревнования
  • 12 — Стахановская бригада
  • 14 — Новаторы
  • 15 — Пробег на экономию бензина
  • 16 — Газогенераторный М-1
  • 17 — Автомобиль высокой проходимости
  • 18 — Войсковой и армейский тыл
  • 20 — Сервис
  • 20 — 10 лет МАДИ
  • 21 — Из прошлого моторизации армии
  • 22 — ИЗ ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ

www.zr.ru

Шестиколёсный, четырёхфарный, газогенераторный – ГАЗ-М-1Г (Наш автопром): diecast43


Ещё одна модель из троицы новинок в пластиковых боксах “Наш автопром” – газогенераторная “Эмка”, очередная машинка в масштабе 1:43 по мотивам опытного образца, построенного в предвоенные годы. Как и предсерийный пикап, газогенераторная машина получила две запаски на крыльях и четыре фары.

В предвоенные годы было много интереснейших попыток получить суп из топора – то грузоподъёмность и проходимость обычных грузовиков пытались поднять, подкатив под них третий мост, то ставили машины на гусеничный ход, чтобы получить вездеход, то пробовали перевести автомобили на подножный корм, оснастив их газогенераторными установками, питавшимися древесными чурками или углём. Мощность падала почти вдвое, запас хода был невелик, расход дров превышал пятьдесят килограмм на сто километров, но бензин был дефицитом – недаром чуть позже по ленд-лизу пошли к нам не только техника, оборудование и сырьё с продовольствием, союзники поставляли нам и топливо. Впрочем, дефицит топлива был не только у нас и в Италии, к примеру, тоже строили газогенераторные машины – в 1941 году даже поставили рекорд, проехав на автомобиле Lancia с газогенераторной установкой 500 километров со средней скоростью 105 км/ч.

В конце 1930-х на ГАЗе освоили серийный выпуск газогенераторных грузовиков и даже изготовили их больше тридцати тысяч, однако попытки оснастить установкой, работающей на дровах легковые машины, хоть и предпринимались, но до серийного выпуска эти машины не дошли. Так что “Наш автопром” в очередной раз изготовил модель экспериментальной машины – ГАЗ-М-1Г Пельтцера. Точнее, изготовил модельку по мотивам той машины. То, что четырёх фар на сохранившихся фотографиях автомобиля конструкции Пельтцера нет – это мелочь, хуже то, что “Наш автопром” воткнул запаски в крылья без положенных чехлов – у газогенераторной машины в правом “чехле” располагалось не запасное колесо, а фильтр очистки газа. Облицовка радиатора у машины Пельтцера тоже отличалась от серийных М-1.

Ну а машинка в боксе – машинка выкрашена симпатичной голубой краской, собрана достаточно аккуратно и “багажник” для газогенератора имеет похожий на реальный. Но резина, фары, запаска, передок… Удивительное упорство и невнимательность заказчиков этих машинок – за последние годы было опубликовано огромное количество фотографий в различных изданиях, по которым можно несколько лет производить модели реальных машин. Ан нет, раз от раза “Наш автопром” выпускает машинки по мотивам.

Самое главное отличие и ценность выпущенной машинки – её корма с “багажником”, в котором запрятан газогенератор – удивительно, что сделав новую форму для этой модели, не изменили передок:

Вид снизу – сэкономили на всём: от простенького донышка до никак не закрытого “хвоста” багажника:

Две из трёх новых машинок по мотивам “Эмки”:

Газогенераторный автомобиль Пельтцера в разных источниках именован по-разному – в книге Ивана Падерина “ГАЗ 1932-1982” машина называется ГАЗ-М-1Г, Дашко в “Советских автомобилях” называет её ГМ-1, а “Наш автопром” придумал своё имя – “Эмка” М1-МГ:

Модель автомобиля: 1938 ГАЗ-М-1Г
Наименование модели: “ЭМКА” М1-МГ Газогенераторный легковой автомобиль

Производитель: Hongwell
Дата выпуска: 25 января 2015 года
Каталожный номер: H755
Серия: “Наш автопром”
Тираж: нет данных
Краткое мнение: бокс – есть, чехла – нет, морда – не та
Субъективная оценка: 5/10

Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/400923.html
Навигатор по журналу

diecast43.livejournal.com

Автомобиль ГАЗ-М1: «эмка» или «русский Форд»

«Краткая справка: Легковой автомобиль ГАЗ-М1 «эмка» – труженик гражданских и военных дорог тридцатых годов. История создания, особенности конструкции автомобиля »


Автомобиль ГАЗ-М1 в варианте «Фаэтон»

История создания легкового автомобиля ГАЗ-М1

Автомобиль ГАЗ-М1 был разработан в 1933 г. под руководством главного конструктора Горьковского автозавода Андрея Александровича Липгара на базе технической документации на автомобиль «Форд-40», полученной от фирмы «Форд» на основании договора о технической помощи, от 1929 года.

Да, как бы странно это не звучало, но русская «эмка» (название М1 расшифровывается довольно просто: Молотовский-1, в честь председателя СовНарКома В.М. Молотова, имя которого носил в ту пору ГАЗ) не являлась лицензионной копией автомобиля Ford Model B 40A, а представляла собой самостоятельную разработку, «адаптированную» под реалии СССР.

Оригинальный Форд 40 имел слабую раму с жесткой подвеской на поперечных рессорах, которая была не долговечной, совершенно неудовлетворительные по качеству фрикционные амортизаторы «находившие» каждую колдобину на дороге, спицованные колеса и весьма слабосильный и сложный в производстве двигатель.

В итоге машина была полностью перепроектирована: изменена конструкция рулевого управления, привода тормозов, автомобиль получил штампованные колёсные диски, четыре продольные рессоры вместо двух поперечных и гидравлические рычажные амортизаторы вместо фрикционных. Замене подвергся и двигатель автомобиля: «русский Форд» ГАЗ-М1 получил модернизированный двигатель (кстати, тоже фордовский) ГАЗ-А.

Чертеж автомобиля ГАЗ-М1 «эмка»

Итогом, стала весьма похожая внешне, но совершенно другой в сути автомобиль. Он-то и был запущен в серийное производство на Горьковском автозаводе в 1936 г.

Для своего времени автомобиль ГАЗ-М1 имел передовую конструкцию. Его металлический закрытый четырехдверный кузов типа «седан» монтировался на раме и не воспринимал ударных нагрузок от дороги. Крутящий момент от двигателя передавался через однодисковое сцепление, трехступенчатую коробку передач с зубчатой муфтой безударного включения шестерен второй и третьей передач, закрытый карданный вал с одним шарниром и коническую головную передачу. Новшеством «эмки» были регулируемые сидения, противосолнечные козырьки, форточки в окнах, прикуриватель, электрический указатель уровня топлива — одним словом, по уровню комфорта ГАЗ-М1 далеко ушел от заокеанского прототипа.

На шоссе ГАЗ-М1 развивал скорость до 105 км/ч, для разгона с места до скорости 80 км/ч ему требовалось 24 секунды. Средний эксплуатационный расход топлива составлял 14,5 л на 100 км. Несмотря на то, что ГАЗ-М1 создавался как гражданская модель, его проходимость по грунтовым дорогам была достаточно высока, что позволило создать на его шасси бронеавтомобиль БА-20.

Автомобиль ГАЗ-М1 выпускался до 1943 г. Всего было выпущено 62888 машин этого типа, значительная часть которых использовались Красной Армией до конца войны.

Характеристики автомобиля ГАЗ-М1

Страна:СССР
Тип:Легковой автомобиль (4х2)
Дата выпуска:1936 г.
Длинна:4625 мм
Ширина:1770 мм
Высота:1775 мм
Броня, лоб:Нет
Броня, борт:Нет
Броня, башня:Нет
Экипаж:1 человек (мест в кабине: 5)
Двигатель:50 л.с. на 2800 об./мин
Дальность хода:460 км
Максимальная скорость:105 км/ч
Масса:1370 кг
Вооружение:Нет

Модификации автомобиля ГАЗ-М1

  • ГАЗ-М1 Такси:  в период с 1936 по 1946 год — основной автомобиль такси для СССР. Отличался только наличием таксометра.
  • ГАЗ-М-1 «Фаэтон»:  вариант автомобиля с открытым кузовом типа фаэтон (со складной крышей), выпущенный в 1937 году.
  • ГАЗ-М-415 Пикап: пикап на базе ГАЗ-М1 грузоподъемностью 500 килограмм.

    ГАЗ-М1 в варианте пикапа

  • ГАЗ-11-73 — седан ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11, прототипом которого был двигатель американского автомобиля Dodge D-5. ГАЗ-11-73 получил измененную облицовку радиатора и новый капот. Производился с 1940 по 1948 год с перерывом на время Великой Отечественной Войны.
  • ГАЗ-61-73: Первый в мире полноприводный автомобиль в кузове типа седан, фактически армейский внедорожник. Выпускался с 1941 по 1945 год.
  • ГАЗ-М-1-V8:  седан с 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 65 лошадиных сил. Выпускался для нужд НКВД.
  • ГАЗ-11-40: опытный автомобиль с кузовом типа фаэтон, оснащенный 6-цилиндровым двигателем. В 1941 году все выпущенные фаэтоны, в количестве 6 экземпляров были переделаны на шасси ГАЗ-61, и переименованы в ГАЗ-61-40.

    Армейский трехосный вариант «эмки» на испытаниях

  • ГАЗ-М-21: экспериментальный трехосный пикап с колесной формулой 6х4 и кабиной от «Полуторки». Серийно не выпускался.
  • ГАЗ-М-25: армейский трехосный (6х4) автомобиль с удлиненным кузовом (типа «рамбл-сит») от ГАЗ-М1. Количество посадочных мест: 7 (5 в салоне + 2 открытых).
  • ГАЗ-11-415: экспериментальный пикап с 6-цилиндровым двигателем, дальнейшее развитие ГАЗ-М-415. Серийно не выпускался.
  • ГАЗ-61-415: пикап (4х4), разработанный в 1940 году. Построено 2 автомобиля.

    ГАЗ-ГЛ1 — гоночный вариант ГАЗ-М1

  • ГАЗ-61-417: легкий артиллерийский тягач с колесной формулой 4х4, выпущенный во второй половине 1941, для транспортировки 57-миллиметровых противотанковых пушек. Выпущено 36 машин.
  • ГАЗ(НАТИ)-ВМ: трехосный полугусеничный вездеход с кузовом типа седан и пикап, разработанный институтом «НАМИ» («НАТИ») в 1938 г. Мог передвигаться, как на колесах, так и при помощи резиновых гусениц устанавливаемых на задние колеса.
  • ГАЗ-ГЛ1: гоночный автомобиль построенный под руководством Е.В. Агитова в 1938 году. Автомобиль смог развить на дистанции в 1 км с ходу скорость 147,84 км/ч. Позднее, в 1940 году, на него был установлен форсированный силовой агрегат ГАЗ-11, мощностью 100 лошадиных сил. Модернизированная версия установила всесоюзный рекорд скорости — 161,78 км/ч.
  • БА-20: легкий бронеавтомобиль выпускавшийся с 1936 по 1942 год. Имел более вместительный кузов, пулеметную башню и пулестойкие шины. Всего было выпущено 2114 экземпляров бронеавтомобилей серии БА-20.
  • ГАЗ-М1Г: опытный, с газогенераторной установкой в заднем выступе кузова, и с охладителем газа под удлиненным капотом. Розжиг газогенератора и пуск двигателя занимал 5-6 минут, топливом служили деревянные чурки.

БА-20 легкий бронеавтомобиль на базе ГАЗ-М1

Источник: ГАЗ-М1, «эмка»

armedman.ru