Ек 14 схема гидравлическая – ГР-520. Гидрораспределитель ГР-520 (ГР 520-314.02.520.00 ) к экскаватору ЕК-12, ЕК-14, ЕК-18 | ГР-520 ЕК-12, ЕК-14 Гидрооборудование | Пневмооборудование | Гидромотор МРФ и ГПРФ ГПРФ-М Г15 Гидронасос Насос НШ, Насос-мотор РМНА; Гидрораспределитель, станция смазки – Маслостанция Гидростанция, Станция И-СЭ, ССД, НП 500, СДР, СВ-М, СН5М, С48; фильтр ФГМ, ФМР, ФМС, фильтроэлемент Реготмас Муфта электромагнитная ЭТМ, ЭМ, Э1ТМ

Гидрораспределитель ГР-520 экскаватора ЕК-14, ЕК-12

_______________________________________________________________________________________

Рис. 16. Гидрораспределитель ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520)

1 – плита; 4, 13 – напорно-сливные секции; 2, 3, 6, 10, 11, 12, 14, 15 – рабочие секции; 7 – штуцер; 8 – болт; 9 – шайба; 16 – пристыкованный блок клапанов “ИЛИ”; 17 – вмонтированный клапан “ИЛИ”; 18 – обратный клапан.

На экскаваторе ЕК-12, ЕК-14 установлен 10-ти золотниковый гидрораспределитель ГР-520 (рис. 16), состоящий из общей плиты 1, на которую монтируются 10 секций. Из них: две центральные секции – напорно-сливные (4, 13), восемь секций – рабочие (2,3,6,10,11,12,14,15).

В корпусе плиты 1 предусмотрены коммутационные силовые линии и линии гидроуправления с вмонтированными 17 и пристыкованными 16 клапанами «ИЛИ», обеспечивающими управление золотниками. Через плиту также осуществляется слив рабочей жидкости от исполнительных гидромоторов.

В напорном канале в плите в местах подвода жидкости к рабочим секциям стрелы, рукояти, ковша и поворота платформы встроены обратные клапаны 18 (рис. 16), которые препятствуют обратному потоку рабочей жидкости при включении и под действием реактивной нагрузки.

Напорно-сливные секции гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) предназначены для подвода рабочей жидкости от 2-х регулируемых насосов насосной установки к напорным каналам в плите.

На схеме гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) (рис. 17) вмонтированные в плиту клапаны «ИЛИ» обозначены звездочкой.

Рис. 17. Схема гидравлическая гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520)

Р – подвод, А и В – отводы, X и Y – линии управления, Т – слив, Др – дренаж.

Рис. 18. Клапан «ИЛИ»

1 – корпус; 2, 5 – кольца; 3, 6 – втулка; 4 – заглушка; 7 – шарик; 8 – шайба; 9 -штуцер.

Каждая из напорно-сливных секций состоит из корпусов 1, двухпозиционного золотника 2, регулировочной 3 и возвратной 4 пружин и двух крышек 5 и 6. В отверстие одной крышки подводится давление управления, а другая соединена со сливом. В корпус одной из напорно-сливных секций установлены предохранительные клапаны 10 и 11 (рис. 16) непрямого действия, предназначенные для ограничения давления в насосе от исполнительных механизмов.

Рабочие секции предназначены для направления одного или двух потоков рабочей жидкости к исполнительным органам.

Рабочие секции состоят из чугунных корпусов 14, 17 и 18 (рис. 19), трехпозиционных золотников 15 и 16, пружин 3 и 4, крышек 5 и 6.

Конструкция золотника 15 в секции механизма хода обеспечивает в нейтральной позиции соединение рабочих отводов со сливом, в остальных рабочих секциях в нейтральной позиции золотника 16 рабочие отводы заперты.

Рис. 19. Секции гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520)

1, 14, 17, 18 – корпус; 2, 15, 16 – золотники; 3, 4 – пружины; 5, 6 – крышки; 10, 11 – предохранительные клапаны; 19 – предохранительно-подпиточный клапан; 20 – подпиточный клапан; 21 – ограничитель хода золотника.

Конструкция предохранительного клапана показана на рис. 20.

Рис. 20. Клапан предохранительный

1 – кольцо защитное; 2, 8 – кольцо резиновое; 3, 7 – клапан; 4, 10 – пружина; 5, 9 – втулка; 6 – кольцо; 11 – гайка; 12 – винт регулировочный.

Возврат золотников в нейтральную позицию осуществляется двумя пружинами 3 и 4, размещенными в длинной крышке. Внешняя пружина служит для установки золотника точно в нейтральную позицию, внутренняя (пропорциональная) при нейтральной позиции золотника имеет осевой зазор 3 мм.

В секциях стрелы, рукояти и ковша установлены предохранительно-подпиточные клапаны 19, а в секциях механизма поворота платформы – подпиточные клапаны 20. Конструкции предохранительно-подпиточного и подпиточного клапанов показаны на рис. 21.

Рис. 21. Клапан предохранительно-подпиточный

1, 5, 7 – кольцо защитное; 2 – кольцо; 3, 4, 6, 17 – кольцо резиновое; 8 – гайка; 9, 13 – пружина; 10 – винт регулировочный; 11, 16 – втулка; 12, 14, 15 – клапан.

В крышках рабочих секций стрелы, рукояти и ковша установлены ограничители хода золотника 21, с помощью которых можно изменять проходное сечение магистрали, а, следовательно, можно регулировать скорость движения рабочих органов.

Регулировка скорости подворота рукояти ограничителями хода золотника секций рукояти гидрораспределителя ГР-520 производится следующем образом:

– установить средние обороты двигателя (1500…1700 об/мин), рычаг управления подачей топлива – в среднем положении;

– завернуть шпильки ограничителя хода золотника на больших крышках секций рукояти и добавки рукояти так, чтобы они выступали от гайки на 5 мм;

– попеременно, производя подворот рукояти из крайнего верхнего положения, при полном включении рукоятки блока управления, заворачивая или выворачивая шпильки на обеих секциях рукояти одновременно не более чем на ¼ оборота за один раз, добиться такой скорости поворота, при которой рукоять перестанет останавливаться в вертикальном положении и совершать колебания, а будет равномерно двигаться из крайнего верхнего до крайнего нижнего положения.

Гидpоpаспpеделитель ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) pаботает следующим обpазом. Рабочая жидкость от двух насосов (pис. 17) подводится к напоpному золотнику.

Пpи нейтpальной позиции всех золотников pабочая жидкость от подвода Р1 пpоходит чеpез коpпус напоpного золотника, чеpез плиту, чеpез пеpеливной золотник, чеpез плиту, чеpез напоpный золотник на слив Т2, а от подвода Р2 – чеpез напоpный золотник, чеpез плиту – на слив Т2 и объединяется с потоком от Р1.

Пpи включении pабочих золотников: ход, отвал, повоpот платфоpмы, pукоять – включается пеpеливной золотник и отсоединяет поток Р2, таким обpазом pаботает только один поток Р1. Пpи включении pабочих золотников: добавка хода, стpела, pукоять, ковш – включается напоpный золотник и обеспечивает объединение потоков Р1 и Р2 к pабочим золотникам.

Гидрораспределитель ЭО-3323А.07.21.010

Распределитель гидроуправления – двухпозиционный, состоит из золотника 5, тарелки 7, пружины 8, корпуса 10, штуцеров 1 и 2, уплотнительных колец 4, 6, 11 и крышек 3 и 9.

При подаче давления управления под торец золотника 5 через штуцер 1 (отверстие В) золотник перемещается, перекрывая отводы А и Б. При этом отводы А1 и Б1 соединяются с отводом С.

При отсутствии давления пружина 8 возвращает золотник 5 в исходное положение, объединяя линии А с А1 и Б с Б1.

Рис. 22. Гидрораспределитель ЭО-3323

1, 2 – штуцер; 3, 9 – крышка; 4, 6, 11 – кольцо; 5 – золотник; 7 – тарелка; 8 – пружина; 10 – корпус; 12 – заглушка

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

specautotex.ru

ГР-520. Гидрораспределитель ГР-520 (ГР 520-314.02.520.00 ) к экскаватору ЕК-12, ЕК-14, ЕК-18 | ГР-520 ЕК-12, ЕК-14 Гидрооборудование | Пневмооборудование | Гидромотор МРФ и ГПРФ ГПРФ-М Г15 Гидронасос Насос НШ, Насос-мотор РМНА; Гидрораспределитель, станция смазки – Маслостанция Гидростанция, Станция И-СЭ, ССД, НП 500, СДР, СВ-М, СН5М, С48; фильтр ФГМ, ФМР, ФМС, фильтроэлемент Реготмас Муфта электромагнитная ЭТМ, ЭМ, Э1ТМ

Рис. 16. Гидрораспределитель ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520)

1 – плита; 4, 13 – напорно-сливные секции; 2, 3, 6, 10, 11, 12, 14, 15 – рабочие секции; 7 – штуцер; 8 – болт; 9 – шайба; 16 – пристыкованный блок клапанов “ИЛИ”; 17 – вмонтированный клапан “ИЛИ”; 18 – обратный клапан.

На экскаваторе ЕК-12, ЕК-14 установлен 10-ти золотниковый гидрораспределитель ГР-520 (рис. 16), состоящий из общей плиты 1, на которую монтируются 10 секций. Из них: две центральные секции – напорно-сливные (4, 13), восемь секций – рабочие (2,3,6,10,11,12,14,15).

В корпусе плиты 1 предусмотрены коммутационные силовые линии и линии гидроуправления с вмонтированными 17 и пристыкованными 16 клапанами «ИЛИ», обеспечивающими управление золотниками. Через плиту также осуществляется слив рабочей жидкости от исполнительных гидромоторов.

В напорном канале в плите в местах подвода жидкости к рабочим секциям стрелы, рукояти, ковша и поворота платформы встроены обратные клапаны 18 (рис. 16), которые препятствуют обратному потоку рабочей жидкости при включении и под действием реактивной нагрузки.

Напорно-сливные секции гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) предназначены для подвода рабочей жидкости от 2-х регулируемых насосов насосной установки к напорным каналам в плите.

На схеме гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) (рис. 17) вмонтированные в плиту клапаны «ИЛИ» обозначены звездочкой.

Рис. 17. Схема гидравлическая гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520)

Р – подвод, А и В – отводы, X и Y – линии управления, Т – слив, Др – дренаж.

Рис. 18. Клапан «ИЛИ»

1 – корпус; 2, 5 – кольца; 3, 6 – втулка; 4 – заглушка; 7 – шарик; 8 – шайба; 9 -штуцер.

Каждая из напорно-сливных секций состоит из корпусов 1, двухпозиционного золотника 2, регулировочной 3 и возвратной 4 пружин и двух крышек 5 и 6. В отверстие одной крышки подводится давление управления, а другая соединена со сливом. В корпус одной из напорно-сливных секций установлены предохранительные клапаны 10 и 11 (рис. 16) непрямого действия, предназначенные для ограничения давления в насосе от исполнительных механизмов.

Рабочие секции предназначены для направления одного или двух потоков рабочей жидкости к исполнительным органам.

Рабочие секции состоят из чугунных корпусов 14, 17 и 18 (рис. 19), трехпозиционных золотников 15 и 16, пружин 3 и 4, крышек 5 и 6.

Конструкция золотника 15 в секции механизма хода обеспечивает в нейтральной позиции соединение рабочих отводов со сливом, в остальных рабочих секциях в нейтральной позиции золотника 16 рабочие отводы заперты.

Рис. 19. Секции гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520)

1, 14, 17, 18 – корпус; 2, 15, 16 – золотники; 3, 4 – пружины; 5, 6 – крышки; 10, 11 – предохранительные клапаны; 19 – предохранительно-подпиточный клапан; 20 – подпиточный клапан; 21 – ограничитель хода золотника.

Конструкция предохранительного клапана показана на рис. 20.

Рис. 20. Клапан предохранительный

1 – кольцо защитное; 2, 8 – кольцо резиновое; 3, 7 – клапан; 4, 10 – пружина; 5, 9 – втулка; 6 – кольцо; 11 – гайка; 12 – винт регулировочный.

Возврат золотников в нейтральную позицию осуществляется двумя пружинами 3 и 4, размещенными в длинной крышке. Внешняя пружина служит для установки золотника точно в нейтральную позицию, внутренняя (пропорциональная) при нейтральной позиции золотника имеет осевой зазор 3 мм.

В секциях стрелы, рукояти и ковша установлены предохранительно-подпиточные клапаны 19, а в секциях механизма поворота платформы – подпиточные клапаны 20. Конструкции предохранительно-подпиточного и подпиточного клапанов показаны на рис. 21.

Рис. 21. Клапан предохранительно-подпиточный

1, 5, 7 – кольцо защитное; 2 – кольцо; 3, 4, 6, 17 – кольцо резиновое; 8 – гайка; 9, 13 – пружина; 10 – винт регулировочный; 11, 16 – втулка; 12, 14, 15 – клапан.

В крышках рабочих секций стрелы, рукояти и ковша установлены ограничители хода золотника 21, с помощью которых можно изменять проходное сечение магистрали, а, следовательно, можно регулировать скорость движения рабочих органов.

Регулировка скорости подворота рукояти ограничителями хода золотника секций рукояти гидрораспределителя ГР-520 производится следующем образом:

– установить средние обороты двигателя (1500…1700 об/мин), рычаг управления подачей топлива – в среднем положении;

– завернуть шпильки ограничителя хода золотника на больших крышках секций рукояти и добавки рукояти так, чтобы они выступали от гайки на 5 мм;

– попеременно, производя подворот рукояти из крайнего верхнего положения, при полном включении рукоятки блока управления, заворачивая или выворачивая шпильки на обеих секциях рукояти одновременно не более чем на ¼ оборота за один раз, добиться такой скорости поворота, при которой рукоять перестанет останавливаться в вертикальном положении и совершать колебания, а будет равномерно двигаться из крайнего верхнего до крайнего нижнего положения.

Гидpоpаспpеделитель ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) pаботает следующим обpазом. Рабочая жидкость от двух насосов (pис. 17) подводится к напоpному золотнику.

Пpи нейтpальной позиции всех золотников pабочая жидкость от подвода Р1 пpоходит чеpез коpпус напоpного золотника, чеpез плиту, чеpез пеpеливной золотник, чеpез плиту, чеpез напоpный золотник на слив Т2, а от подвода Р2 – чеpез напоpный золотник, чеpез плиту – на слив Т2 и объединяется с потоком от Р1.

Пpи включении pабочих золотников: ход, отвал, повоpот платфоpмы, pукоять – включается пеpеливной золотник и отсоединяет поток Р2, таким обpазом pаботает только один поток Р1. Пpи включении pабочих золотников: добавка хода, стpела, pукоять, ковш – включается напоpный золотник и обеспечивает объединение потоков Р1 и Р2 к pабочим золотникам.

Гидрораспределитель ЭО-3323А.07.21.010

Распределитель гидроуправления – двухпозиционный, состоит из золотника 5, тарелки 7, пружины 8, корпуса 10, штуцеров 1 и 2, уплотнительных колец 4, 6, 11 и крышек 3 и 9.

При подаче давления управления под торец золотника 5 через штуцер 1 (отверстие В) золотник перемещается, перекрывая отводы А и Б. При этом отводы А1 и Б1 соединяются с отводом С.

При отсутствии давления пружина 8 возвращает золотник 5 в исходное положение, объединяя линии А с А1 и Б с Б1.

Рис. 22. Гидрораспределитель ЭО-3323

1, 2 – штуцер; 3, 9 – крышка; 4, 6, 11 – кольцо; 5 – золотник; 7 – тарелка; 8 – пружина; 10 – корпус; 12 – заглушка

www.gidro-kom.ru

Экскаватор ЕК-14. Руководство – часть 21

Экскаватор ЕК-14. Руководство – часть 21

 

85 

12. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ (рис. 47) 

 

Гидравлический рулевой механизм (гидроруль) представляет собой сблокированный 

с  насосом-мотором  следящий  гидрораспределитель,  входным  сигналом  для  которого 
является  вращение  рулевого  колеса;  объем  рабочей  жидкости,  подаваемой  от  насоса-
дозатора к гидроцилиндру, пропорционален углу поворота руля. 

Гидроруль выполнен со встроенным усилителем потока и при работе без питающего 

насоса  имеет  уменьшенную  подачу,  равную  номинальному  рабочему  объему,  обеспе-
чивая возможность управления экскаватором в аварийном режиме. 

Встроенные  предохранительный,  обратный,  противоударный  и  противовакуумный 

клапаны предохраняют гидроруль от перегрузок по давлению, вытекания рабочей жид-
кости при обрыве трубопровода питания, скачков давления в результате ударных воз-
действий дороги на колеса. 

ВНИМАНИЕ!  Разборка  гидроруля  без  разрешения  завода-изготовителя  не  до-

пускается. 

 

Рис. 47  Гидравлический рулевой механизм 

I – схема подключения гидролиний к гидрорулю. 
Присоединительные отверстия: 
Р – напорное; Т – сливное; А, В – рабочие отводы, соединенные с гидроцилиндрами поворота колес 
1, 3, 7 – уплотнительные кольца; 2 – болт; 4 – центральная шестерня; 5 – кардан; 6 – противоударный кла-
пан; 8 – корпус; 9 – штифт; 10 – вал; 11 – грязесъемник; 12 – втулка; 13 – золотник. 

 

13. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТОР (рис. 48) 

 

Центральный  коллектор,  установленный  по оси  вращения  платформы,  крепится  на 

ходовой  раме  экскаватора  болтами  2.  Коллектор  состоит  из  корпуса  8,  колонки  14, 
гильзы 15, цапфы 19. Корпус 8 и колонка 14 вращаются вместе с поворотной платфор-
мой, увлекаемые кронштейном 6 с фиксатором 12, закрепленным на шпильках 5, при-
варенных к колонке. Гильза 15 и цапфа 19 не вращаются, так как жестко связаны с хо-
довой рамой. Рабочая жидкость подводится к колонке 14 от гидрораспределителей че-
рез  приварные  угольники  13,  проходит  по  продольным  каналам,  оканчивающимися 
кольцевыми проточками на колонке 14, и из них  – через отверстия в гильзе 15 и шту-
церах 3 – отводится к гидромотору КПП и гидроцилиндрам опор. 

Регулировка предохранительного клапана 
                Регулировка противоударного клапана 

 

 

86 

Трубопроводы  гидро-  и  пневмоуправления  на  поворотной  платформе  подсоединя-

ются к штуцерам 7, 9 и 11 корпуса 8, от которых сжатый воздух и рабочая жидкость 
поступают по продольным каналам цапфы 19 к штуцерам 1, а от них по трубопроводам 
– к соответствующим исполнительным механизмам на ходовой части. 

Для разделения потоков в цапфе и колонке размещены уплотнительные кольца 10 и 

17. В колонке 14, где под высоким давлением проходят большие потоки рабочей жид-
кости, кроме того, установлены защитные фторопластовые шайбы 16. 

 

Рис. 48 Центральный коллектор 

1, 7, 9, 11, 20, 21 – штуцера; 2 – болт; 3 – приварной штуцер; 4 – полукольцо; 5 – приварная шпилька; 6 – 
кронштейн; 8 – корпус; 10, 17 – уплотнительные кольца; 12 – фиксатор; 13 – приварной угольник; 14 – ко-
лонка; 15 – гильза; 16 – защитная шайба; 18 – шайба; 19 – цапфа 
 
I, IV – гидропривод откидных опор и опоры-отвала; II, III – гидропривод гидромотора коробки перемены 
передач; V, VII – рулевое  управление; VI – дренаж рабочей жидкости в гидробак; VIII – пневмопривод 
тормозов колес; IX – пневмопривод стояночного тормоза; X – пневмопривод переключения передач; XI – 
привод управления гидромотором хода. 

 

 

zinref.ru

Экскаватор ЕК-14. Руководство – часть 16

 

67 

Для увеличения скорости передвижения экскаватора на гидромоторе хода М2

 

уста-

новлен  регулятор.  Включением  золотника  11  педального  блока  управления  Р4  поток 
жидкости  через  центральный  коллектор  А1  поступает  в  регулятор  гидромотора  хода 
М2 и отклоняет его качающий узел, тем самым снижая рабочий объем гидромотора М2 
и увеличивая скорость его вращения.

 

Чтобы изменить направление передвижения экскаватора, следует включить рукоят-

кой другой золотник блока управления Р5.1, например 13. Процессы, происходящие в 
гидроприводе, идентичны описанным выше.

 

Для ограничения давления, возникающего в гидромоторе М2 под действием инерци-

онных нагрузок при разгоне и торможении, служат предохранительные клапаны КП9 и 
КП10, расположенные в корпусе противообгонного гидроклапана БК. Указанные кла-
паны выполняют функцию переливных клапанов. При срабатывании одного из клапа-
нов рабочая жидкость поступает из одной полости гидромотора М2 в другую полость. 
Если в одной из полостей гидромотора М2 возникает разрежение, то рабочая жидкость 
имеет  возможность  поступать  в  гидромотор М2  из  сливного  канала  через  золотник  в 
секции  хода  гидрораспределителя  Р1, т.к. в  нейтральной  позиции  рабочие отводы  зо-
лотника не заперты и сообщаются со сливом.  

Для предотвращения самопроизвольного разгона экскаватора при езде под уклон пе-

ред гидромотором хода М2

 

установлен противообгонный гидроклапан БК, который ре-

гулирует  величину  потока  рабочей  жидкости,  препятствуя  неуправляемому  процессу 
разгона гидромотора хода и росту скорости движения экскаватора. 

 

Г

ИДРОПРИВОД ПОВОРОТА ПЛАТФОРМЫ

 

 

При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р2.2, например 5, 

управляющий поток жидкости поступает к торцу соответствующего золотника рабочей 
секции «Поворот платформы» гидрораспределителя Р1 и перемещает его. Одновремен-
но управляющий поток через блоки клапанов «ИЛИ» «а», «б», «и» поступает под торец 
золотника в напорно-сливной секции III (с предохранительными клапанами), золотник 
перемещается, тем самым перекрывается канал слива в секции, и рабочая жидкость от 
регулируемой  секции  «В»  строенного  насоса  НА  адресуется  через  золотник  секции 
«Поворот платформы» в одну из полостей гидромотора М1 поворота платформы. Про-
изведя  работу,  рабочая  жидкость  сливается  из  другой  полости гидромотора  М1  через 
золотник секции «Поворот платформы», сливной канал в плите I гидрораспределителя 
Р1  в калорифер А3 маслоохладительной установки, фильтры и далее в гидробак Б. 

Гидромотор  М1  от  перегрузок  защищают  предохранительные  клапаны  КП11  и 

КП12, переливая рабочую жидкость из полости давления мотора в полость слива. Кла-
паны КП11 и КП12 находятся в блоке клапанов А4 на гидромоторе поворота. 

В случае возникновения разрежения в одной из полостей гидромотора рабочая жид-

кость поступает из сливной магистрали через подпиточные клапаны, вмонтированные в 
секцию поворота платформы гидрораспределителя Р1. 

Для  включения  поворота  платформы  в  другую  сторону  следует  рукояткой  блока 

управления Р2.2 нажать на золотник 6 блока. Процессы, происходящие в гидроприводе, 
идентичны описанным выше. 

Буксировочный кран А5, установленный на корпусе блока клапанов А4, служит для 

объединения полостей гидромотора М1 между собой при буксировке экскаватора тяга-
чом. 

Г

ИДРОПРИВОД ВЫНОСНЫХ ОПОР 

 ОТВАЛА

 

 

При  нажатии  на  педаль  одного  из  золотников  блока  управления  Р3,  например  10, 

управляющий поток жидкости поступает к торцу соответствующего золотника рабочей 
секции  «Выносные опоры  – отвал»  гидрораспределителя  Р1  и  перемещает  его.  Одно-
временно  управляющий  поток  через  блоки  клапанов  «ИЛИ»  «д»,  «е»,  «и»  поступает 

zinref.ru

Экскаватор ЕК-14. Руководство – часть 17

Экскаватор ЕК-14. Руководство – часть 17

 

69 

питочных клапанов при возникновении разрежения в полостях гидроцилиндра рукояти 
Ц2. 

Для исключения разрыва потока и, как следствие, «зависания» рукояти в вертикаль-

ном  положении  при  подвороте  в  штоковую  магистраль  гидроцилиндра  рукояти  уста-
новлен регулируемый дроссель с обратным клапаном Др. Вращением корпуса дросселя 
в ту или другую сторону устанавливается скорость опускания рукояти, удобная для ра-
боты и исключающая  «зависание» в вертикальном положении. При повороте корпуса 
поворотного 3 дросселя (рис. 46) против часовой стрелки скорость подворота рукояти  
уменьшается. 

Г

ИДРОПРИВОД СТРЕЛЫ

 

 

При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р2.1, например 1, 

управляющий  поток  рабочей  жидкости  поступает  под торец  золотника  секции  «Стре-
ла» гидрораспределителя Р1 и перемещает его, тем самым соединяя рабочий отвод сек-
ции поршневой полости гидроцилиндров стрелы Ц1.1 и Ц1.2 с напором, а другой рабо-
чий отвод штоковой полости – со сливом. 

Одновременно управляющий поток через блоки клапанов «ИЛИ»  «о», «п», «к» по-

ступает под торец золотника в напорно-сливной секции II (без предохранительных кла-
панов), перемещает его и тем самым перекрывает канал слива в секции. 

Рабочая жидкость от регулируемой секции «А» строенного насоса НА адресуется по 

напорному  каналу  в  плите  I  через золотник в  секции  «Стрела»  в  поршневую  полость 
гидроцилиндров стрелы Ц1.1 и Ц1.2. 

Рабочая жидкость от регулируемой секции «В» строенного насоса НА через золот-

ник  напорно-сливной  секции  III  (с  предохранительными  клапанами)  адресуется  в  на-
порный  канал  плиты  I  гидрораспределителя  Р1,  где  объединяется  с  потоком  рабочей 
жидкости от регулируемой секции «А» строенного насоса НА. 

Из штоковой полости гидроцилиндров стрелы Ц1.1 и Ц1.2 рабочая жидкость через 

золотник секции «Стрела», сливные каналы плиты I распределителя Р1, калорифер А3 
маслоохладительной установки и фильтры поступает в гидробак Б. 

Для  ограничения  давления  в  полостях  гидроцилиндров  стрелы  в  секцию  «Стрела» 

вмонтированы клапаны КП3 и КП4, которые одновременно выполняют функции под-
питочных  клапанов  при  возникновении  разрежения  в  полостях  гидроцилиндров  стре-
лы. 

Для включения опускания стрелы необходимо рукояткой включить золотник 2 блока 

управления Р2.1. 

Процессы, происходящие в гидроприводе, идентичны описанным выше. 
Блок «плавающего» положения стрелы А6, установленный на секции «Стрела» гид-

рораспределителя Р1, служит для объединения штоковых и поршневых полостей гид-
роцилиндров Ц1.1 и Ц1.2 со сливной магистралью при буксировке экскаватора тягачом. 

 

Г

ИДРОПРИВОД КОВША

 

 

При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р2.1, например 4, 

управляющий поток рабочей жидкости поступает под торец золотника рабочей секции 
«Ковш» гидрораспределителя Р1 и перемещает его, тем самым соединяя рабочий отвод 
секции поршневой полости гидроцилиндра ковша Ц6 с напором, а рабочий отвод што-
ковой  полости  –  со  сливом.  Одновременно  управляющий поток  через  блоки  клапанов 
«ИЛИ» «о», «п», «к» поступает под торец золотника в напорно-сливной секции II (без 
предохранительных клапанов), перемещает его, тем самым перекрывает канал слива в 
секции. Рабочая жидкость от регулируемой секции «А» строенного насоса НА адресу-
ется по напорному каналу в плите I через золотник в секции «Ковш» в поршневую по-
лость гидроцилиндра ковша Ц6. 

 

70 

Рабочая жидкость от регулируемой секции «В» строенного насоса НА через золот-

ник  напорно-сливной  секции  III  (с  предохранительными  клапанами)  адресуется  в  на-
порный  канал  плиты  I  гидрораспределителя  Р1,  где  объединяется  с  потоком  рабочей 
жидкости от регулируемой секции «А» насосного агрегата НА. 

Из  штоковой  полости  гидроцилиндра  ковша  Ц6  рабочая  жидкость  через  золотник 

рабочей  секции  «Ковш»,  сливные  каналы  плиты  I  распределителя  Р1,  калорифер  А3 
маслоохладительной установки и фильтры поступает в гидробак Б. 

Для ограничения давления в полостях гидроцилиндра ковша в секцию «Ковш» вмонти-

рованы  клапаны  КП5  и  КП6,  которые  одновременно  выполняют  функции  подпиточных 
клапанов при возникновении разрежения в полостях гидроцилиндра ковша Ц6. 

Для включения отворота ковша (штоковая полость) необходимо рукояткой включить 

золотник 3 блока управления Р2.1. Процессы, происходящие в гидроприводе, идентич-
ны описанным выше. 

 

Гидросхема обеспечивает следующие гарантированные совмещения движений: 

 

    

Поворот платформы     – Стрела 

                                         – Рукоять 
                                         – Ковш 
Ход экскаватора             – Рукоять 
                                         – Стрела 
                                         – Ковш 
                                         – Отвал 
Стрела                             – Рукоять 
Ковш                               – Рукоять 

 

Г

ИДРОПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА МАСЛООХЛАДИТЕЛЯ И ГИДРОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

На двигателе экскаватора смонтирован насос шестеренного типа НШ. Рабочая жид-

кость  от  него  подается  через  клапан  подпорный  КО2  на  гидромотор  М3  аксиально-
поршневого  типа, вал  которого  вращает  крыльчатку  вентилятора  калорифера  А3  мас-
лоохладительной установки. Далее рабочая жидкость попадает в  сливную магистраль, 
калорифер А3 маслоохладительной установки, фильтры, далее в гидробак Б. 

Давление  в  системе  ограничивается  клапаном  предохранительным  КО1,  настроен-

ным  на заводе-изготовителе.  От  этого  же  насоса  запитывается  пневмогидроаккумуля-
тор АК,  управляющий поток от которого подводится к блокам управления Р2.1, Р2.2, 
Р3, Р4, Р5.1, Р5.2, которые соединены с рабочими секциями гидрораспределителя Р1. 

Для  отключения  гидромотора  М3  маслоохладительной  установки  установлен  кран 

А8.  При  необходимости  отключения  маслоохладителя  следует  вывернуть  винт  крана 
А8 на 3…4 оборота и законтрить его гайкой. При этом рабочая жидкость, минуя гидро-
мотор М3, попадет в сливную магистраль гидросистемы. 

В  магистрали  запитки  пневмогидроаккумулятора  от  насоса  НШ-10  установлен  на-

порный фильтр Ф3, защищающий систему гидроуправления от загрязнений. 

 

Г

ИДРОПРИВОД РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Рабочая жидкость от третьей нерегулируемой секции строенного насоса НА посту-

пает в рулевой механизм А2 и далее через центральный коллектор А1 к исполнитель-
ным гидроцилиндрам поворота колес Ц5.1 и Ц5.2. 

Таким образом, поворотом рулевого колеса влево – вправо осуществляется поворот 

колес в соответствующие стороны. 

Кран буксировочный А7, установленный в гидролинии между гидроцилиндрами ру-

левого управления Ц5.1 и Ц5.2 и центральным коллектором А1, служит для объедине-
ния  полостей  гидроцилиндров  Ц5.1  и  Ц5.2  между  собой  при  буксировке  экскаватора 
тягачом. 

zinref.ru

Экскаватор ЕК-14. Руководство – часть 19

 

79 

Возврат золотников в нейтральную позицию осуществляется двумя пружинами 3 и 

4,  размещенными  в  длинной  крышке.  Внешняя  пружина  служит  для  установки  золот-
ника точно в нейтральную позицию, внутренняя (пропорциональная) при нейтральной 
позиции золотника имеет осевой зазор 3 мм. 

В  секциях  стрелы,  рукояти  и  ковша  установлены  предохранительно-подпиточные 

клапаны  19,  а  в  секции  механизма  поворота  платформы  –  подпиточные  клапаны  20. 
Конструкции  предохранительно-подпиточного  и  подпиточного  клапанов  показаны  на 
рис. 37 и 38. 

 

 

 

 

 

 

 

В крышках рабочих секций стрелы, рукояти и ковша установлены ограничители хо-

да золотника 21, с помощью которых можно изменять проходное сечение магистрали, 
а, следовательно, можно регулировать скорость движения рабочих органов. 

Гидpоpаспpеделитель pаботает следующим обpазом. Рабочая жидкость от двух насо-

сов (pис. 33) подводится к напоpному золотнику. Пpи нейтpальной позиции всех золот-
ников  pабочая  жидкость  от  подвода  Р1  пpоходит  чеpез  коpпус  напоpного  золотника, 
чеpез плиту, чеpез пеpеливной золотник, чеpез плиту, чеpез напоpный золотник на слив 
Т2, а от подвода Р2 – чеpез напоpный золотник, чеpез плиту – на слив Т2 и объединяется 
с потоком от Р1. Пpи включении pабочих золотников: ход, отвал, повоpот платфоpмы, 
pукоять  –  включается  пеpеливной  золотник  и  отсоединяет  поток  Р2,  таким  обpазом 
pаботает  только  один  поток  Р1.  Пpи  включении  pабочих  золотников:  добавка  хода, 
стpела,  pукоять,  ковш  –  включается  напоpный  золотник  и  обеспечивает  объединение 
потоков Р1 и Р2 к pабочим золотникам. 

 

 
 

Рис. 37 Клапан 
предохранительно-подпиточный 

1, 5, 7 – кольцо защитное; 2 – кольцо;  
3, 4, 6, 17 – кольцо резиновое; 8 – гайка; 9, 
13 – пружина; 10 – винт регулировочный; 
11, 16 – втулка; 12, 14, 15 – клапан. 

Рис. 38 Клапан подпиточный 

1 – клапан; 2, 7, 9 – кольцо резиновое; 3 – 
шайба защитная; 4 – втулка; 5 – упор; 6 – 
заглушка; 8 – кольцо; 10 – пружина 

Условное графическое обозначение

 

 

Условное графическое обозначение

 

 

Р – подвод 
Т – слив 

 

Р – подвод 
Т – слив 

 

zinref.ru

Гидросистема экскаватора ЕК-14, ЕК-12 Твэкс

_______________________________________________________________________________________

Гидравлическая система экскаватора ЕК-12, ЕК-14 предназначена для привода силовых механизмов: передвижения, поворота платформы, рабочего оборудования, выносных опор – отвала (I контур), гидроуправления (II контур) и рулевого управления (III контур).

Функционирование гидросистемы экскаватора ЕК-12, ЕК-14 следующее: При нейтральном положении золотников гидрораспределителя рабочая жидкость через всасывающий фильтр Ф2 засасывается из гидробака Б насосным агрегатом НА, подается по трубопроводам в напорно-сливные секции гидрораспределителя Р1 и по переливным каналам поступает в сливные каналы плиты I.

Затем она поступает в сливную магистраль и калорифер А3 маслоохладительной установки, где охлаждение рабочей жидкости производится потоком воздуха, создаваемого автономным вентилятором. Далее рабочая жидкость поступает в фильтры для очистки и в гидробак Б.

При включении любой из рабочих секций гидрораспределителя Р1 потоки управления поступают через клапан «ИЛИ» КИ в регуляторы качающих узлов регулируемых секций насосного агрегата НА для выведения их из нулевого положения на рабочие расходы.

Для защиты регулируемых насосов «А» и «В» насосного агрегата НА от перегрузок, вызванных чрезмерным повышением давления, служат предохранительные клапаны КП1 и КП2, вмонтированные в одну из напорно-сливных секций гидрораспределителя Р1.

Наименование и обозначение составных частей гидропривода экскаватора ЕК-12, ЕК-14

А1 – Коллектор центральный 314-02-71.00.850

А2 – Механизм рулевой НДМ-80-У250-8-У ТУ23.5785851.1-91

А3 – Калорифер 313-00-80.06.700-10

А4 – Блок клапанов 312-04-80.01.500

А5 – Фланец ЭО-3323А.08.07.500-10

А6 – Блок плавающего положения стрелы 520.35.00.000

А7 – Кран буксировочный 314-02-71.00.450

А8 – Кран 314-02-80.01.500

АК – Пневмогидроаккумулятор 64002.10.000

Б – Гидробак 314-02-80.15.000-20

ВН1.1-ВН1.2 – Включатель манометра ЭО-3323.01.82.680

ВН2.1-ВН2.4 – Включатель манометра ЭО-3322А.23.02.260

Др – Дроссель с обратным клапаном 62900А

ДТ – Датчик температуры ТМ100В с ЭПП

ЗМ1.1-ЗМ1.4 – Гидрозамок двухсторонний 13.71.80.670/680

КО1 – Клапан предохранительный ЭО-3323А.08.07.110-10

КО2 – Клапан подпорный ЭО-3323А.08.07.110-20

КИ – Клапан «ИЛИ» ЭО-3323А.07.15.020

М1 – Гидромотор с блоком обратнопредохранительных клапанов, подпиточными клапанами и механизмом объединения полостей 410.0.56.W.A5.F34
(410.0.56.006.3)

М2 – Гидромотор с блоком переливных клапанов и противообгонным клапаном A6VM107HA1T/63WVABW370A-SK+BVD20

М3 – Гидромотор аксиально-поршневой 310.12.01.03 (или ДЭЦ2.957.001)

МН1 – Манометр МП3-60 МПа х 1,5 черт. 1 ТУ25.02.943-74

МН2 – Манометр масляный с демпфером Ø60 МТП-3-10 МПа-1,5 ТУ 25-7310.0045-87

МН3 – Манометр масляный с демпфером Ø60 МТП-3-16 МПа-1,5 ТУ 25-7310.0045-87

МН4 – Манометр масляный с демпфером Ø60 МТП-3-1 МПа-1,5 ТУ 25-7310.0045-87

НА – Насос A8V055LAOh3/61R1-NZG05K010+ZP11

НШ – Насос шестеренчатый НШ-10-3 ГОСТ 8753-80

Р1 – Гидрораспределитель 314-02-520.00-10

Р2.1-Р2.2 – Блок управления 13.80.04.500 или 100 ВНМ-03(-11)

Р3 – Блок управления 13.80.04.820

Р5.1-Р5.2 – Блок управления 13.80.04.940

Р6 – Клапан пневмогидравлический ЭО-3322Б.60.05.000

Р7 – Гидрораспределитель ЭО-3323А.07.21.010

Ф1.1-Ф1.2 – Фильтр магистральный с фильтроэлементами 55P-661А-1-06 ТУ55.11224.00 или ПЗМИ-ГС-661 (Реготмас 661-1-05)

Ф2 – Фильтр всасывающий MSZ-403 BMCVB

Ф3 – Фильтр напорный MDM101CD1CB300X или APM 37

Ц1.1-Ц1.2 – Гидроцилиндр стрелы (110х70х1100) 313-00-23.95.000-11

Ц2 – Гидроцилиндр рукояти (125х90х1100) 125-90-11.01.000-11

Ц3.1-Ц3.2 – Гидроцилиндр выносных опор (125х80х400) ЭО-3323А.71.82.000-11

Ц4.1-Ц4.2 – Гидроцилиндр отвала (100х63х250) 13.20.69.000-11

Ц5.1 – Гидроцилиндр поворота колес правый ЭО-3323.71.80.300

Ц5.2 – Гидроцилиндр поворота колес левый ЭО-3323.71.80.400

Ц6 – Гидроцилиндр ковша (110х70х900) 313-00-23.94.000-11

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

specautotex.ru