Дз 122 – Автогрейдер ДЗ-122: технические характеристики, описание распространенных модификаций

Рабочее оборудование грейдера ДЗ-122, ДЗ-143

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

К основному рабочему оборудованию автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 относят отвал с тяговой рамой; механизм поворота отвала; механизм подвески тяговой рамы.

Рис. 13. Отвал с тяговой рамой ДЗ-122,143

а — общий вид; б— регулирование зазора поворотного круга у поперечины тяговой рамы; в — регулирование зазора поворотного круга в середине тяговой рамы; 1 — шкворень; 2, 20, 23 — регулировочная прокладка; 3 — тяговая рама; 4 — боковой нож; 5 — редуктор поворота отвала; 6, 7, 10 — шаровой шарнир; 8, 17 — гидроцилиндр; 9 — поперечина тяговой рамы; 11 — кронштейн поворотного круга; 12 — кронштейн отвала; 13 — выступ; 14 — ось; 15 — отвал; 16 — основной нож; 18 — зубчатый венец; 19 — поворотный круг; 21, 24 — накладка; 22 — болт

Рама 3 представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух продольных балок коробчатого сечения и связывающую их толстолистовой поперечной балки.

Под этой балкой и в средней части под продольными балками приварены горизонтальные плиты, служащие для крепления поворотного круга и редуктора поворота отвала автогрейдера.

На поперечной балке установлены шаровые шарниры 6, 7 и 10 для крепления штоков гидроцилиндров подъема и выноса отвала 15 с тяговой рамой.

На переднем конце продольных балок закреплен шкворень 1, которым тяговая рама соединяется с головной отливкой основной рамы автогрейдера.

Через шаровой шкворень 1 передается все тяговое усилие от ведущих колес грейдера ДЗ-122, 143 к отвалу. В то же время шаровой шкворень должен обеспечивать свободное шарнирное соединение тяговой рамы и основной.

Для этого в шарнире предусмотрен зазор до 0,5 мм, устанавливаемый с помощью регулировочных прокладок 2.

Отвал 15, имеющий лобовой лист цилиндрической формы, усилен с зад­ней стороны листами, образующими вместе с лобовым листом жесткую и прочную конструкцию коробчатого сечения. На отвале установлены основные 16 и боковые 4 ножи.

При износе режущей кромки основные ножи, имеющие режущие кромки с двух сторон, переворачивают. Боковые ножи, также имеющие две режущие кромки, при износе могут быть смещены вниз или перевернуты.

Отвал автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 с задней стороны имеет верхний и нижний выступы 13, входящие в пазы двух боковых кронштейнов 12, которые закрепляются на ось 14 кронштейна 11 поворотного круга 19. Таким образом, отвал с поворотным кругом представляет собой единый узел с возможностью поворота относительно друг друга вокруг оси 14.

Это предусмотрено для обеспечения регулировки угла резания отвала гидроцилиндрами 17, закрепленными одними проушинами к поворотному кругу, а другими — к кронштейнам 12 отвала.

Отвал 15, связанный выступами с пазами кронштейнов 12, может с помощью гидроцилиндра 8 перемещаться вдоль пазов относительно оси поворотного круга в обе стороны.

Поворотный круг 19 состоит из толстолистового кольца, к которому приварены два кронштейна 11, и зубчатого венца 18. Венец прикреплен к кольцу болтами, что дает возможность менять положение венца относительно поворотного круга при неравномерном износе зубьев.

Поворотный круг грейдера накладками 21 (рис.13, б) и 24 (рис.13, в), расположенными одна у попе­речной балки и две в середине тяговой рамы, с помощью болтов крепится к тяговой раме 3, Вырез накладок предотвращает вертикальное и боковое смещение поворотного круга 19 относительно рамы.

Для свободного, без заедания, поворота круга между накладками предусмотрены регулировочные прокладки 20 и 23, обеспечивающие вертикальный зазор между поверхностями круга и накладок в пределах 1,5…3,5 мм. Боковой зазор между накладками и торцом поворотного круга в пределах 1…3 мм регулируют болтом 22.

Поворот отвала в плане выполняется редуктором 5, закрепленным на средней плите тяговой рамы.

Рис.14. Механизм поворота отвала ДЗ-122, ДЗ-143

1 — гидромотор; 2,7— прокладка; 3 — конический подшипник; 4 — болт; 5 — стакан- 6 — редук­тор; 8 — зубчатое колесо; 9 — червячное колесо; 10 — червяк

Механизм поворота отвала ДЗ-122, 143 (рис. 14) представляет собой червячный редуктор 6, приводимый гидромотором 1. Это одноступенчатый редуктор, состоящий из червяка 10 и червячного колеса 9, на конце вала которого закреплено выходное зубчатое колесо 8.

Редуктор установлен на тяговой раме таким образом, что выходное зубчатое колесо 8 входит в зацепление с венцом поворотного круга и может поворачивать его вместе с отвалом на 360°.

Гидромотор автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 соединен с валом червяка 10 с помощью кулачковой муфты. Вал червяка установлен на конических подшипниках 3, а червячное колесо 9 с валом — на шарикоподшипниках.

Детали редуктора смазываются разбрызгиванием из масляной ванны, заполненной через отверстие в корпусе, закрытое пробкой.

В червячном редукторе 6 регулируют осевой зазор в зацеплении червячной пары, который должен быть в пределах 0,05 …0,1 мм.

Регулируется этот зазор за счет изменения числа прокладок 7 под крышкой и перемещения стакана 5 с помощью болта 4. Натяг конических подшипников 3 регулируют прокладками 2.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru

Тормозная система и электрооборудование автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143

_______________________________________________________________________________________

Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143

Автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143 оборудуются гидравлической или пневматической тормозной системой, предназначенной для торможения задних ведущих колес. Кроме того, они снабжены и стояночным тормозом с механическим приводом, установленным в трансмиссии.

Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 имеет много общего с тормозными системами автомобилей, срабатывает от действия педали, но для усиления этого действия в тормозной системе предусмотрен гидроусилитель.

Рис. 15. Гидравлическая тормозная система ДЗ-122, ДЗ-143

1 — педаль; 2— возвратная пружина; 3— гидроусилитель; 4— тормозной цилиндр; 5 — шланг; 6 — трубопровод; 7 — тормозная колодка; 8 — колесный тормозной цилиндр; 9 — рычаг; 10 — толкатель

Тормозная система автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из педали 1 (рис. 15), главного тормозного цилиндра 4 с гидроусилителем 3, четырех колесных колодочных тормозов, системы трубопроводов 6 и гибких шлангов 5.

С помощью педали, на которую нажимает машинист, поворачивается вертикальный рычаг 9, одно плечо которого давит на толкатель 10 гидроусилителя 3, а к другому прикреплена возвратная пружина 2, возвращающая педаль в исходное положение при отсутствии нагрузки от ноги машиниста.

Рис. 16. Схема работы гидроусилителя и главного тормозного цилиндра ДЗ-122, ДЗ-143

1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — корпус гидроусилителя; 3, 10, 14, 17, 18—пружины; 4 — перепускной клапан; 5 —золотник; 6 — толкатель; 7 — рычаг; 8— ось; 9 —поршень гидроусилителя; 11 — поршень тормозного цилиндра; 12, 13—клапаны; 15 – тормозная жидкость; 16 — компенсационное отверстие; I — от гидронасоса; II — на слив; III — в колесные тормозные цилиндры.

Гидроусилитель, подключенный к общей гидросистеме автогрейдера, изготовлен в сборе с главным тормозным цилиндром, действие которого он и усиливает.

В корпусе 2 гидроусилителя (рис. 16) расположен поршень 9, внутри которого может перемещаться золотник 5 под действием толкателя 6. На толкатель 6 через рычаг 7 передается усилие от педали.

В корпусе 2 просверлены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости и находится перепускной предохранительный клапан 4. К корпусу гидроусилителя автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 присоединен главный тормозной цилиндр 1, снабженный своим поршнем 11, клапанами 12, 13 и емкостью для тормозной жидкости 15.

Золотник 5 с поршнем 9 гидроусилителя соосны с поршнем 11 главного тормозного цилиндра и могут на него воздействовать при перемещении их педалью.

Колодочные тормоза автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 по конструкции идентичны известным автомобильным колодочным гидравлическим тормозам.

Они имеют расположенные внутри тормозного барабана две тормозные колодки с наклепанными или приклеенными снаружи фрикционными накладками, рабочий тормозной цилиндр, раздвигающий колодки при поступлении в полость цилиндра тормозной жидкости, возвратные пружины и регулировочные устройства способствующие установлению между тормозным барабаном и колодками в расторможенном состоянии зазора в 0,2…0,5 мм.

Электрооборудование автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143 имеют электрическую схему, содержащую соответствующее электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В.

Схема электрооборудования автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 состоит из источников электроэнергии, питающих электросхему, потребителей электроэнергии, обеспечивающих работу систем и механизмов автогрейдера, коммутационной аппаратуры, с помощью которой осуществляется включение потребителей электроэнергии, защита электрической схемы, ее монтаж, и электрических проводов.

Примером такой электрической схемы может служить схема электро­оборудования автогрейдера ДЗ-122, 143 (рис.17).

Рис. 17. Схема электрооборудования автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Г—генератор; РР—реле-регулятор; Р — реле; В1…В15 — выключатели; БП — блок предохранителей; Л1…Л5— лампы; ЭП—электрофакельный прогреватель; СФ — сигнализация засоренности фильтра; УТ — уровень топлива; ТВ — температура воды; СТМ— сигнализация аварийной температуры масла дизеля; С — звуковой сигнал; ПМ— предупредительный мигающий огонь; НК—наклон колес; ВО — вынос отвала; ФР—фиксация рычага подвески; УР—установка угла резания отвала; ВР — вынос тяговой рамы; ПО — поворот отвала; ЗСт — задний стеклоочиститель; ПСт — передний стеклоочиститель; От — отопитель; Вн — вентилятор; ОК—освещение кабины; ЛФ — левые передние фонари; ПФ — правые передние фонари; ЛЗФ — левые задние фонари; ПЗФ — правые задние фонари; ТС — транспортный ближний и дальний свет; ЗРО — заднее рабочее освещение; ПРО — переднее рабочее освещение; 1777 — подкапотная лампа; ЩП—подсветка щитка приборов; АБ1, АБ2 — аккумуляторные батареи; Пр1, Пр2 — предохранители

В схеме электрооборудования автогрейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 использованы источники питания, аккумуляторная батарея 6СТ-68 и генератор ГТ-1А с реле-регулятором, вырабатывающие и регулирующие электрический ток напряжением 12 В, потребители энергии, стартер СТ204, сигнал, стеклоочиститель, вентилятор, лампы фар, подфарников, габаритных огней и др., амперметр, указатели температуры воды, давления масла, уровня топлива, различные датчики, коммутационная аппаратура — штепсельная розетка, выключатель стартера, выключатель массы, штепсель фар, блок предохранителей, переключатель и др.

Как правило, на автогрейдерах используется однопроводная электросхема, когда второй провод заменяет масса машины, т. е. ее металлические части.

СС массой машины соединяется через выключатель массы отрица­тельный штырь аккумуляторной батареи и одна из клемм всех потребителей электроэнергии.

Все электрооборудование ДЗ-122, ДЗ-143 размещается на автогрейдере согласно его функциональному назначению, сообразуясь со схемой расположения механизмов, удобством использования и управления электрооборудованием.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

specautotex.ru

Тормоза и электрооборудование автогрейдеров ДЗ-122, 143

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Тормозная система грейдеров ДЗ-122, ДЗ-143

Автогрейдеры ДЗ-122, 143 оборудуются гидравлической или пневматической тормозной системой, предназначенной для торможения задних ведущих колес. Кроме того, они снабжены и стояночным тормозом с механическим приводом, установленным в трансмиссии.

Тормозная система грейдеров имеет много общего с тормозными системами автомобилей, срабатывает от действия педали, но для усиления этого действия в тормозной системе предусмотрен гидроусилитель.

Рис. 15. Гидравлическая тормозная система ДЗ-122, 143

1 — педаль; 2— возвратная пружина; 3— гидроусилитель; 4— тормозной цилиндр; 5 — шланг; 6 — трубопровод; 7 — тормозная колодка; 8 — колесный тормозной цилиндр; 9 — рычаг; 10 — толкатель

Тормозная система состоит из педали 1 (рис. 15), главного тормозного цилиндра 4 с гидроусилителем 3, четырех колесных колодочных тормозов, системы трубопроводов 6 и гибких шлангов 5.

С помощью педали, на которую нажимает машинист, поворачивается вертикальный рычаг 9, одно плечо которого давит на толкатель 10 гидроусилителя 3, а к другому прикреплена возвратная пружина 2, возвращающая педаль в исходное положение при отсутствии нагрузки от ноги машиниста.

Рис. 16. Схема работы гидроусилителя и главного тормозного цилиндра ДЗ-122, 143

1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — корпус гидроусилителя; 3, 10, 14, 17, 18—пружины; 4 — перепускной клапан; 5 —золотник; 6 — толкатель; 7 — рычаг; 8— ось; 9 —поршень гидроусилителя; 11 — поршень тормозного цилиндра; 12, 13—клапаны; 15 – тормозная жидкость; 16 — компенсационное отверстие; I — от гидронасоса; II — на слив; III — в колесные тормозные цилиндры.

Гидроусилитель, подключенный к общей гидросистеме автогрейдера, изготовлен в сборе с главным тормозным цилиндром, действие которого он и усиливает.

В корпусе 2 гидроусилителя (рис. 16) расположен поршень 9, внутри которого может перемещаться золотник 5 под действием толкателя 6. На толкатель 6 через рычаг 7 передается усилие от педали.

В корпусе 2 просверлены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости и находится перепускной предохранительный клапан 4. К корпусу гидроусилителя автогрейдеров присоединен главный тормозной цилиндр 1, снабженный своим поршнем 11, клапанами 12, 13 и емкостью для тормозной жидкости 15.

Золотник 5 с поршнем 9 гидроусилителя соосны с поршнем 11 главного тормозного цилиндра и могут на него воздействовать при перемещении их педалью.

Колодочные тормоза грейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 по конструкции идентичны известным автомобильным колодочным гидравлическим тормозам.

Они имеют расположенные внутри тормозного барабана две тормозные колодки с наклепанными или приклеенными снаружи фрикционными накладками, рабочий тормозной цилиндр, раздвигающий колодки при поступлении в полость цилиндра тормозной жидкости, возвратные пружины и регулировочные устройства способствующие установлению между тормозным барабаном и колодками в расторможенном состоянии зазора в 0,2…0,5 мм.

Электрооборудование автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Автогрейдеры имеют электрическую схему, содержащую соответствующее электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В.

Схема электрооборудования состоит из источников электроэнергии, питающих электросхему, потребителей электроэнергии, обеспечивающих работу систем и механизмов автогрейдера, коммутационной аппаратуры, с помощью которой осуществляется включение потребителей электроэнергии, защита электрической схемы, ее монтаж, и электрических проводов.

Примером такой электрической схемы может служить схема электрооборудования  (рис.17).

Рис. 17. Схема электрооборудования автогрейдера ДЗ-122, 143

Г—генератор; РР—реле-регулятор; Р — реле; В1…В15 — выключатели; БП — блок предохранителей; Л1…Л5— лампы; ЭП—электрофакельный прогреватель; СФ — сигнализация засоренности фильтра; УТ — уровень топлива; ТВ — температура воды; СТМ— сигнализация аварийной температуры масла дизеля; С — звуковой сигнал; ПМ— предупредительный мигающий огонь; НК—наклон колес; ВО — вынос отвала; ФР—фиксация рычага подвески; УР—установка угла резания отвала; ВР — вынос тяговой рамы; ПО — поворот отвала; ЗСт — задний стеклоочиститель; ПСт — передний стеклоочиститель; От — отопитель; Вн — вентилятор; ОК—освещение кабины; ЛФ — левые передние фонари; ПФ — правые передние фонари; ЛЗФ — левые задние фонари; ПЗФ — правые задние фонари; ТС — транспортный ближний и дальний свет; ЗРО — заднее рабочее освещение; ПРО — переднее рабочее освещение; 1777 — подкапотная лампа; ЩП—подсветка щитка приборов; АБ1, АБ2 — аккумуляторные батареи; Пр1, Пр2 — предохранители

В схеме электрооборудования грейдеров ДЗ-122, ДЗ-143 использованы источники питания, аккумуляторная батарея 6СТ-68 и генератор ГТ-1А с реле-регулятором, вырабатывающие и регулирующие электрический ток напряжением 12 В, потребители энергии, стартер СТ204, сигнал, стеклоочиститель, вентилятор, лампы фар, подфарников, габаритных огней и др., амперметр, указатели температуры воды, давления масла, уровня топлива, различные датчики, коммутационная аппаратура — штепсельная розетка, выключатель стартера, выключатель массы, штепсель фар, блок предохранителей, переключатель и др.

Как правило, на автогрейдерах используется однопроводная электросхема, когда второй провод заменяет масса машины, т. е. ее металлические части.

СС массой машины соединяется через выключатель массы отрица­тельный штырь аккумуляторной батареи и одна из клемм всех потребителей электроэнергии.

Все электрооборудование размещается на автогрейдере согласно его функциональному назначению, сообразуясь со схемой расположения механизмов, удобством использования и управления электрооборудованием.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru

Автогрейдер ДЗ-122Б-8(9)

Наименование параметра Значение параметра
Модели автогрейдеров ДЗ 122Б-8 ДЗ 122Б-9
Рама шарнирно-сочленённая жесткая
Габаритные размеры:  
Длина (без рыхлителя), мм    9960
Ширина, мм  2500
Высота (с проблесковым маячком), мм   3620
Масса эксплуатационная, кг 17000
Двигатель ЯМЗ-236М2 (Россия)  
Мощность    180 л.с.
Рабочий объем, л  11,15
Число цилиндров 6
Номинальная частота коленчатого вала, об/мин. 2100
Трансмиссия  
Муфта сцепления фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутого типа с гидроусилителем.  
Гидроусилитель муфты сцепления 557-1.28 01 000 (Россия)
Коробка передач 240.30.11.00.000 ОДМ ПЗМП (Россия)
Тип механическая
Число передач: – вперед
                              – назад
6
2
Мост задний двуосный (тандем)

NAF TAP 5501,102 (Германия) или ДЗ122Б.04.05.000 (Россия)

Тормоза: В тормозной системе установлены пневмогидроаккумуляторы, обеспечивающим 4-5 торможений при неработающем двигателе.
Привод тормозов:Тормозная педаль SafimS6103530Z (Италия)
Рабочие (кoлесные):
Вариант с задним мостом     TAP 5501,102 
Двухконтурные, многодисковые в масляной ванне с гидроприводом.
Вариант с задним мостом     ДЗ122Б.04.05.000 Двухконтурные, сохого трения, барабанного типа
Ручной стояночный, он же аварийный Однодисковый   с гидравлическим растормаживанием , сухие.
Гидрооборудование  
Рабочее давление в гидросистеме 16 мПа (160 кгс/см2)
Насос привода рабочего оборудования и рулевого управления НШ—32-10Л (Россия)
Гидрораспределитель  VDM09/5 и VDM09/6 (Италия)  VDM09/5-2шт.(Италия)
Привод гидравлического рулевого управления Гидроруль ОН125/1-125 (Италия)
Колонка рулевая: King (Италия)
Ходовая часть:  
Тип: пневмоколесная
Колесная схема: 1х2х3
Размер шин, дюйм: 14.00х20.00
Количество шин: 6
Давление воздуха в шинах, МПа 0,25-0,30
Угол наклона   колес управляемого моста, град: ±20
Качание управляемого моста, в поперечной плоскости, град ±15°
Рабочее оборудование  
Грейдерный отвал: тип полноповоротный
Длина, мм 3744
Высота (по хорде), мм 632
Угол резания, град 30-70
Угол срезаемого откоса, град до 90
Боковой вынос отвала в обе стороны, мм до 800
Высота подъема отвала над опорной поверхностью, мм, не менее 350
Опускание ниже опорной поверхности, мм, не менее 400
Бульдозерный отвал:  
Тип неповоротный
Длина, мм 2527
Высота (по хорде), мм 860
Опускание ниже опорной поверхности, мм, не менее 50
Угол резания, град 55 
Угол поворота, град +/-28
Электрооборудование:  
Номинальное напряжение,В 24
Генератор: напряжение, В
                      мощность, Вт;
28
1000
Аккумуляторная батарея (2 шт.): 6СТ-190А
Кабина:  
Отопитель: тип двухрежимный
Производительность килокалорий/час 8000
Уровень звука на рабочем месте машиниста, дБА, не более  80

www.stkovrov.ru

Рулевое управление автогрейдера ДЗ-122, 143

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Рулевое управление автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 считается гидростатическим и основано на использовании гидроруля, подобного гидрорулю ряда других землеройно-транспортных машин.

Рулевое управление состоит из рулевого колеса 1, насоса-дозатора 2, вал которого соединен с рулевым колесом, гидроцилиндров 7, 8, управляющих поворотом колес, поперечной тяги 6, соединяющей шкворни обоих колес, и элементов гидросистемы, включающей насос, золотник, фильтр, предохранительные и запорные клапаны и трубопроводы.

Рис. 9. Схема гидростатического рулевого управления ДЗ-122, 143

11 — рулевое колесо; 2 — насос-дозатор; 3 — гидронасос; 4 — бак, 5 — фильтр; 6 — поперечная рулевая тяга; 7,8 — гидроцилиндры; 9 — запорный клапан; 10 — гидрозолотник; 11 — перепускной клапан; 12 — трубопровод

При нейтральном положении рулевого колеса 1 рабочая жидкость, подаваемая насосом 3, проходит через насос-дозатор 2 и сливается через фильтр 5 в бак 4, при этом оба гидроцилиндра заперты.

При повороте рулевого колеса рабочая жидкость через насос-дозатор автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143 поступает в соответствующую повороту полость гидроцилиндра, причем другая полость гидроцилиндра в этот момент соединена со сливным трубопроводом.

ТТак как за каждый оборот вала насоса-дозатора подается дозированное и постоянное количество рабочей жидкости, это обеспечивает пропорциональность между числом оборотов рулевого колеса и выдвижением штоков гидроцилиндров, а значит, и углом поворота колес.

При выходе насоса 3 из строя или при неработающем двигателе насос-дозатор работает как ручной насос от рулевого колеса, но усилие на нем возрастает.

Рулевая колонка с рулевым колесом установлена в кабине автогрейдера наклонно перед передней панелью. Она более короткая, чем у автомобилей, но снабжена унифицированными с ними рулевым колесом и некоторыми деталями.

Вал рулевого колеса вращается в подшипниках качения и имеет выводной конец со шпонкой для передачи вращения карданным валам привода рулевого червячного механизма, расположенным вне кабины.

Рулевой червячный механизм автогрейдера ДЗ-122, ДЗ-143

Рулевой червячный механизм автогрейдера ДЗ-122, 143 предназначен для преобразования вращения рулевого колеса в повороты рулевой сошки, осуществляющей через рулевые тяги повороты колес.

Для поворота колес требуются значительные усилия на преодоление сопротивления, возникающего между колесом и дорожным полотном, поэтому рулевой червячный механизм призван также обеспечить преобразование небольшого усилия, прикладываемого на рулевом колесе, в превосходящее его усилие на рулевой сошке.

Рулевой червячный механизм выполнен в одном корпусе совместно с гидрораспределителем и гидроусилителем и имеет в качестве основного поворотного устройства червячно-кривошипный механизм.

Рис. 10. Рулевой червячный механизм ДЗ-122, 143 с гидроусилителем (ГУР)

а — нейтральное положение золотника; б, в — рабочие положения золотника; 1, 3 карданный вал; 5 — червяк; 6 — ролик; 7 — ось; 8 — гидрораспределитель; 9 цилиндры; 2 — двойной поршень; 4 — золотник; 10 — корпус; 11 — палец; 12 — кривошип, 13 — вал; 14 — рулевая сошка; I — от гидронасоса; II — на слив.

На рис. 1 показан рулевой червячно-кривошипный механизм в сборе с гидрораспределителем и гидроусилителем (ГУР).

Его червяк 5, получающий вращение через карданные валы 4 от рулевого колеса, установлен в корпусе 10 на подшипниках скольжения с таким расчетом, чтобы иметь возможность перемещаться и вдоль своей оси на небольшие заранее ограниченные расстояния в обе стороны от среднего положения (эти перемещения необходимы для перемещения золотника 9 гидрораспределителя 8, расположенного на конце червяка).

Вращение червяка передается через пальцы 11 кривошипу 12, закрепленному на валу 13 рулевой сошки 14, и таким образом поворот кривошипа вызывает поворот вала и рулевой сошки.

На противоположном от червяка плече кривошипа на оси закреплен ролик 6, который помещен в прорезе двойного поршня 2 гидроусилителя, перемещающегося в противоположно расположенных гидроцилиндрах 1, 3, связанных трубопроводами с золотниковым механизмом ГУР.

Золотник, перемещаясь заодно с червяком, открывает или закрывает доступ рабочей жидкости, поступающей от гидронасоса гидросистемы автогрейдера, в полости гидроцилиндров гидроусилителя.

Без вращения рулевого колеса кривошип находится в среднем положении, а золотник гидрораспределителя занимает нейтральное положение (а), перекрывая доступ рабочей жидкости от гидронасоса в полости Б, В обоих гидроцилиндров гидроусилителя (ГУР) ДЗ-122, ДЗ-143 но обеспечивая ее пропуск на слив.

При повороте рулевого колеса в любую сторону еще до того, как начнет двигаться кривошип с рулевой сошкой, сопротивление колес повороту, воспринимаемое ими, приводит к реактивному осевому движению червяка, так как тому сохранена возможность осевого перемещения в опорных подшипниках.

Перемещение червяка вызовет осевое перемещение золотника гидрораспределителя (б, в), который откроет доступ рабочей жидкости от гидронасоса в полость соответствующего направления поворота гидроцилиндра гидроусилителя агрейдера и соединит полость противоположного гидроцилиндра со сливной линией.

Когда под давлением рабочей жидкости поршень начнет перемещаться, сдвинется кривошип, а вместе с ним через вал и рулевая сошка. Но при этом кривошип другим концом через пальцы воздействует на червяк, сдвигая его вдоль своей оси в противоположную сторону, тем самым выводя золотник в нейтральное положение и запирая полости гидроцилиндров гидроусилителя.

Новый поворот руля вызывает новое перемещение червяка и золотника и новое движение поршня. Таким образом достигается слежение за поворотом колес и соответствие поворота рулевого колеса повороту колес.

От перегрузок гидросистему механизма поворота защищает предохранительный клапан, обеспечивающий в ней предельное давление 8 МПа.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru