Центры россии сельскохозяйственного машиностроения – Назовите центры сельскохозяйственного машиностроения.

Содержание

Назовите центры сельскохозяйственного машиностроения.

Огромный аграрный потенциал России на протяжении многих лет реализовывался во всех отраслях сельского хозяйства. И немаловажная роль в этом процессе принадлежала сельскохозяйственному машиностроению как ключевому фактору развития народного хозяйства и экономики страны в целом.

Территориально отечественное сельхозмашиностроение отличается многообразием предприятий, расположенных в различных экономических районах страны. Размещение их оправдано рациональными причинами - близостью к источникам сырья и материалов, специализацией и кооперированием с другими смежными отраслями хозяйства, потребительским спросом и особенностями продукции.

Поскольку сельхозмашиностроение специализируется на производстве малотранспортабельной (громоздкой и габаритной) техники, то в целях сокращения и облегчения транспортировки комбайнов, тракторов и другой спецтехники предприятия расположены непосредственно в районах соответствующей сельхозспециализации.

Так, производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено в главных зерновых центрах - Северном Кавказе (Ростове-на-Дону, Таганроге) , Сибири (Новосибирске, Красноярске) . Заводу "Ростсельмаш", ростовскому и красноярскому заводам и в настоящее время удается удерживать лидирующие позиции на рынке отечественной сельхозтехники и быть основным поставщиком качественного технического оснащения в сборе и переработке зерновых культур.

Потребительским фактором размещения отличается и производство сельхозмашин различного назначения в Центральном районе, Уральском, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском районах. В частности, выпуск льноуборочных (Бежецк) , картофелеуборочных (Рязань) , силосоуборочных (Люберцы) машин, комплектующих и деталей в Омске, Сызрани, Новосибирске.

Производство тракторов происходит на заводах Владимира, Санкт-Петербурга, Волгограда, Липецка, Петрозаводска, Барнаула и Чебоксар. Такое расположение вызвано развитой транспортной сетью данных районов, близостью к основным металлургическим источникам, научным центрам, водным и энергетическим ресурсам, промышленным площадкам для масштабного строительства.

iotvet.com

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение

Определение 1

Сельскохозяйственное машиностроение - это отрасль машиностроения, обеспечивающая оснащение сельскохозяйственного производства.

Данная отрасль возникла в 19 веке в Великобритании, и дальнейшее развитие получила в США.

Сельскохозяйственное машиностроение включает в себя:

  • Комбайностроение – производство комбайнов различных модификаций
  • Тракторостроение – производство тракторов, двигателей и деталей к ним.

Замечание 1

Оба направления активно начали развиваться в 20 веке, во многих странах мира. В странах СНГ ведущее положение занимают русские и белорусские производители, чья техника по качеству не уступает иностранным брендам.

Наиболее крупными предприятиями России по праву считаются ОАО «Ростсельмаш» (специализируется на выпуске зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов), ОАО «Росагроснаб» (специализируется на выпуске запчастей и двигателей к различной сельскохозяйственной техники), концерн «Тракторные заводы» (включает в себя четыре завода выпускаемые крупную технику, наиболее известная «Агромаш»).

Продукция, производимая сельскохозяйственной отраслью:

  1. Комбайны. Техника данного типа подразделяется на зерноуборочные (одни из самых сложных, предназначенные для предварительной обработки зерновых культур), кормоуборочные (предназначенные для скашивания травы и культур, идущих на корм скоту) комбайны, а так же комбайны для уборки корнеплодов и овощей . Так же комбайны подразделяются на самоходные и прицепные, последние прицепляются к тракторам.
  2. Тракторы. Самоходные машины, предназначенные в основном для тяги других машин. Тракторы могут быть колесными и гусеничными. Сейчас выпускаются тракторы с повышенными требованиями к конструкции. Тракторы можно разделить на пропашные (для после пахотной обработки поля), пахотные (для сплошной пахоты), транспортные (для перевозки грузов прицепом)
  3. Сельскохозяйственные агрегаты. Данная техника предназначена для промежуточной сельскохозяйственной работы. Агрегаты подразделяются на: почвообрабатывающие машины (культиваторы, глубокорыхлители, бороны), сеялки (для сеяния семян всех видов культур)

Центры сельскохозяйственного машиностроения

Аграрный потенциал России очень велик, и сельскохозяйственное машиностроение играет немаловажную роль в развитии народного хозяйства и экономии страны.

Предприятия сельхозмашиностроения располагаются в различных районах страны. Их расположение обусловлено близостью сырьевой базы, специализацией и кооперированием с другими отраслями, потребительским спросом и особенностями продукции.

Так как производимая продукция достаточная громоздкая и трудно транспортируемая, поэтому предприятия располагаются в районах соответствующей сельхозспециализации.

Так зерноуборочные машины выпускаются на Северном Кавказе и Сибири. А производство тракторов сосредоточенно в Волгограде, Санкт-Петербурге, Липецке и др.

Сельскохозяйственное машиностроение и его место в экономике

Сельское хозяйство сильно отличается от того что было еще пару десятилетий назад, и уровень механизации значительно вырос. Однако не смотря на это, недостаточная оснащенность сельхозтехники является проблемой развития данной отрасли. И в советское время и сейчас Российское сельскохозяйственное машиностроение могло поразить лишь количественным показателем, тогда как технологический уровень оставлял желать лучшего, уступая западным аналогам.

После потрясений 90-х годов аграрий испытывали острую нехватку качественной сельхозтехники, так как заводы могли предложить только устаревшие образцы. Именно поэтому аграрии были вынуждены закупать технику за рубежом.

Сегодня предприятия сельскохозяйственной техники производит лишь 10% от ВВП. Фермерам, в силу экономических причин, приходится либо долго не обновлять парк сельхозмашин, либо закупать импортную технику, что приводит к низкой загруженности производства на российских заводах.

Не смотря на это, эксперты уверенны, что потенциал развития сельхозтехники в России просто огромен.

Состояние российского сельхозмашиностроения

Несмотря на сокращение общего числа тракторов, специалисты отмечают неплохой темп обновления парка сельхозмашин. Немаловажную роль в этом сыграли государственные программы развития аграрно-промышленного комплекса. Хотя уровень импорта сельхозтехники высок, отмечается рост выпуска отечественной продукции. Но не смотря на это главным преимуществом по-прежнему остается низкая стоимость, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшим производителем сельхозтехники в России является «Ростсельмаш» и концерн «Тракторные заводы». Отличительной частью их является использование минимума импортных комплектующих.

В 2016 году было выпущено около 6,7 тысяч тракторов, и лишь половина из них была отечественными, 52% была собрана из импортных деталей.

Сельхозмашиностроение мира

В настоящее время в мире лидирующие позиции по производству сельхозтехники являются Япония (150 тыс.), Индия (100 тыс.), США (100 тыс.).

Лидирующая позиция Японии объясняется тем, что она выпускает мини тракторы, тогда как другие страны выпускают среднюю и мощную технику.

Крупнейшими экспортерами и импортерами машиностроительной продукции являются экономически развитые страны и Китай.

Стоит отметить, что такие страны как США, Россия, Китай, Великобритания имеют отрицательное сальдо внешней торговли, а Япония, Германия и Франция – положительное.

2017 год стал для производителей сельхозтехники более-менее положительным. Был показан уверенный рост по всем видам сельхозтехники. Так выпуск тракторов стал на 12% больше 2016, а выпуск зерноуборочных комбайнов вырос на 14 %. По остальным отраслям тоже замечен рост на 10-11%.

Так же в 2017 году была утверждена стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года.

spravochnick.ru

Центры машиностроения | Промышленность России и мира...

Центрами машиностроения на сегодняшний день являются города, где этот вид отрасли высокоразвит. Основано такое развитие на одном из трех факторов: расположение рядом научного центра, наличие трудовых и природных ресурсов или наличие спроса на итоговую продукцию.

Так основными центрами машиностроения являются:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Екатеринбург;
  • Ростов-на-Дону;
  • Брянск;
  • Калининград;
  • Нижний Новгород;
  • Комсомольск-на Амуре.

Так в Москва является машиностроительным центром по двум условиям – это наличие большого спроса и расположение в городе крупных научных центров. Именно поэтому в Москве функционируют предприятия по производству автомобилей, станков и предприятия точечного машиностроения.

Санкт-Петербург, в силу своего местоположения, развивает промышленные отрасли, связанные с тяжелым машиностроением, энергетическим машиностроением (крупнейшее в стране место по производству турбин для гидроэлектростанций, кораблестроением.

В силу того, что Санкт-Петербург является крупным научным центром, не только по российским меркам, но и по международным, то именно в этом городе развиты точное машиностроение, оборонные предприятия, космическое машиностроение. Космическое машиностроение ориентируется и на расположенный в городе Мирном космодром.

Екатеринбург  — это известный центр тяжелой промышленности и производства станков. Связано это с наличием трудовых высококвалифицированных ресурсов и наличием соответствующих природных ресурсов.

Сельскохозяйственное машиностроение развивается, в основном, в южных регионах. Соответственно, центрами машиностроения (комбайнов, тракторов) в этой отрасли являются такие города, как Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань.

На Дальнем Востоке центры машиностроения расположены, исходя из наличия природных ресурсов. Так лесозаготовительные предприятия расположены в Хабаровске, энергетическое машиностроение развито в Комсомольске-на-Амуре,  а судостроение – в Благовещенске. Развито на Дальнем Востоке и отрасль, связанная с ракетостроением.

В Приволжье широкое распространение получили предприятия, связанные с автомобилестроением. Это связано не только с большим спросом на итоговую продукцию, но и с высокоразвитой транспортной сетью в этом районе.

Так можно заметить, что центры машиностроения расположены не совсем равномерно по территории государство, однако находятся во всех федеральных округах.

 

about-prom.ru

Сельскохозяйственное машиностроение России 2013 | Solar Fields

Проведение независимой продовольственной политики и стабильного показателя обеспеченности населения продуктами первой необходимости невозможно без устойчивого развития всех отраслей сельского хозяйства. Машиностроение в этом отношении служит основным индикатором и одновременно залогом прогрессивного хода процесса.

Принятая в 2010 году стратегия развития сельского хозяйства преследует цель производства основных продуктов питания внутренними ресурсами на территории страны. Такой подход играет роль положительного импульса для развития соответствующих секторов сельхозмашиностроения — зернового и зерноперерабатывающего, мясомолочного, производства подсолнечного масла, рыбной продукции, картофеля. Таким способом планируется провести реформирование материально-технической базы растениеводства и кормозаготовки — постепенно сократить приоритет импортной машиностроительной продукции и создать мощную поддержку отечественным производителям сельхозтехники.

Роли сельхозмашиностроения в стране придается заслуженное значение — эта отрасль ставится в основу развития рынка производства продуктов питания, эффективной их реализации, животноводства, легкой промышленности. Во внимание принимается также роль этой отрасли в качестве ключевого звена всего агропромышленного комплекса и потребителя металлургического производства. Ввиду исключительного значения, несмотря на плачевное состояние в этой сфере, и в настоящее время отечественное машиностроение сохраняет лидирующее положение по выпуску качественных машин в некоторых секторах. В частности, в сборе и переработке зерна.

Признавая огромный вклад сельхозмашиностроения в отечественную экономику, Правительством была разработана и принята Стратегия развития данной отрасли на период до 2020 года. В рамках программы предусмотрены такие конструктивные решения, как субсидированная поддержка и рациональная кредитная политики отечественного производителя и основных категорий потребителей (фермеров, крестьянских хозяйств, владельцев личных подсобных хозяйств).

Актуальности и своевременности разработки стратегии стоит отдать должное в рамках вступления России ВТО — этот факт многими экспертами признается разрушительным для российского машиностроения и производства в целом. Снижение пошлины, активный рост импорта, низкая конкурентоспособность отечественной продукции неизбежно ведет к снижению темпов и объемов производства многих предприятий вплоть до полного их закрытия. Как побочный результат — рост безработицы и засилье импортной продукции.

Грамотная и в полной мере проведенная реализация стратегии развития позволит к 2020 году отечественному сельхозмашиностроению вернуть лидирующие позиции не только на российском, но и мировом рынке.

solarfields.ru

География машиностроения России в современных условиях

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от некоторых факторов.

Решающие факторы

Одним из основных факторов размещения машиностроения в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

Тяжелое машиностроение

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется металлоемкое машиностроение.

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники для добычи полезных ископаемых, оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование для газовой и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднее машиностроение

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая .

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено в современной России более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео «Машиностроение 24»

greenologia.ru

География отраслей машиностроения

Отраслевая структура машиностроения России

Машиностроительный комплекс – это сложная система взаимосвязанных отраслей и предприятий. В его составе выделяют около $20$ крупных межотраслевых комплексов и более $100$ отраслей и подотраслей. Подход к делению может быть различным. Ведь каждая из этих составляющих включает в себя целый комплекс отраслей. Кроме того машиностроение тесно связано с другими производствами системой межотраслевых связей. Большинство эконом-географов выделяют в составе рассматриваемого комплекса следующие отрасли: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; производство оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин и оборудования; машиностроение для легкой и пищевой промышленности, радиотехника и радиоэлектроника, аэрокосмический комплекс.

Каждая из этих отраслей имеет свою специфику и, соответственно, свои принципы размещения предприятий. Материалоемкие отрасли ориентируются на сырьевую базу – металлургию. Для трудоемких отраслей требуется наличие большого количества высококвалифицированных кадров рабочей силы. Автомобилестроение зависит от транспортно-географического положения, и возможности кооперирования с другими предприятиями.

Поэтому мы рассмотрим географию основных отраслей российского машиностроения более подробно

Территориальная структура основных отраслей машиностроения

Машиностроительный комплекс является одним из наиболее распространенных в территориальном отношении производств. Он занимал важное значение еще в $ХІХ$ веке. Именно наличие и уровень развития машиностроения предопределяло не только уровень развития экономики страны, но и степень экономической и политической независимости России на мировой арене.

Но если в одних районах он имеет доминирующее значение, то в других он служит для удовлетворения внутренних потребностей населения и местной промышленности, дополняет промышленный комплекс регионов.

Исторически сложился дисбаланс в размещении хозяйственных объектов между восточными и западными районами России. Это имеет отношение и к машиностроению. Около $80$% машиностроительных предприятий находится в западной (европейской) части страны. Их удельный вес в объеме машиностроительной продукции выше. Но в восточных экономических районах складываются условия, способствующие развитию новых, современных наукоемких автоматизированных производств. Зачастую выгоднее построить новое предприятие, чем перепрофилировать старое производство, налаживая под него новую инфраструктуру.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.

Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.

Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.

Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино. Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.

Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.

Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).

Сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отвечает за выпуск сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд АПК. Поэтому предприятия располагаются ближе к местам потребления готовой продукции и развиты во всех экономических районах.

Зерноуборочные комбайны производятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске. В Центральном районе выпускают льноуборочные, картофелеуборочные, силосоуборочные машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Общее машиностроение

Предприятия общего машиностроения производят все необходимое технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности.

Заводы этой отрасли дают примерно $25$% общего товарного объема машиностроительной продукции. Предприятия этой группы ориентируются на потребителя и широко распространены по территории России.

Среднее машиностроение

К отрасли среднего машиностроения относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, оборудование и приборы для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Они обеспечивают примерно $15$% продукции машиностроения. Предприятия ориентированы на трудовые ресурсы, возможности кооперирования, поэтому они размещены в крупных машиностроительных центрах России.

К отраслям среднего машиностроения принадлежат предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Основные районы развития ВПК – Урал и Центральная Россия. Ныне, в связи с конверсионными процессами и переориентацией военной доктрины России, предприятия среднего машиностроения, их научный потенциал шире используются для удовлетворения мирных нужд и интересов экономики и населения.

Автомобилестроение

Автомобилестроительные предприятия имеют четкую специализацию на выпуске определенного типа автомобилей. Изначально автомобильные заводы размещались в районах развитого машиностроения. Это такие центры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль. Позже на базе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Возникли заводы-филиалы крупнейших предприятий. Например московский «ЗИЛ» имеет филиалы в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Грузовые автомобили (много- и среднетоннажные) производятся в Москве, Брянске, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Набережных Челнах.

Производство легковых автомобилей размещено в Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске Тольятти. Автобусы выпускаются в Ликино, Голицыне, Павлове, Кургане, Краснодаре. В Энгельсе работает завод по производству троллейбусов. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

Аэрокосмическое производство

Россия – космическая держава с развитым аэрокосмическим производством. Именно СССР был первым государством, выведшим на околоземную орбиту искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль.

Россия имеет собственные космодромы в Плесецке и Капустином Яру. Но запуск космических кораблей чаще осуществляется с космодрома Байконур (Казахстан).

Авиастроение представлено заводами гражданской и военной авиации конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого. Основные центры авиастроения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Омск, Ульяновск) размещены с учетом близости научных центров, энергетических баз, квалифицированных кадров и с учетом национальной безопасности.

Станкостроение

Эта отрасль сформировалась в старых, традиционных машиностроительных центрах. Размещение станкостроительных заводов ориентируется на трудовые ресурсы, на наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. Ведущие районы станкостроения России: Уральский, Центральный, Поволжский. В последнее время налаживается производство станков с программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов.

Приборостроение наиболее развито в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Смоленске.

Важнейшие задачи современного машиностроения России:

  • ликвидация дисбаланса в производстве между Западом и Востоком;
  • развитие экономики (и машиностроения в особенности) в восточных районах;
  • развитие трудоемких отраслей в европейской части страны и материало- и энергоемких производств в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • переориентация производственных мощностей военно-промышленного комплекса на мирные интересы страны и населения;
  • повышение конкурентоспособности российского машиностроения на мировом рынке;
  • увеличение в российском экспорте доли машиностроительной продукции.

spravochnick.ru

Центры сельскохозяйственного машиностроения россии — Все карты мира

РАЗВЕРНУТЬ КАРТУ НА ВЕСЬ ЭКРАН!

Огромный аграрный потенциал России на протяжении многих лет реализовывался во всех отраслях сельского хозяйства. И немаловажная роль в этом процессе принадлежала сельскохозяйственному машиностроению как ключевому фактору развития народного хозяйства и экономики страны в целом.

Территориально отечественное сельхозмашиностроение отличается многообразием предприятий, расположенных в различных экономических районах страны. Размещение их оправдано рациональными причинами — близостью к источникам сырья и материалов, специализацией и кооперированием с другими смежными отраслями хозяйства, потребительским спросом и особенностями продукции.

Поскольку сельхозмашиностроение специализируется на производстве малотранспортабельной (громоздкой и габаритной) техники, то в целях сокращения и облегчения транспортировки комбайнов, тракторов и другой спецтехники предприятия расположены непосредственно в районах соответствующей сельхозспециализации.

Так, производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено в главных зерновых центрах — Северном Кавказе (Ростове-на-Дону, Таганроге), Сибири (Новосибирске, Красноярске). Заводу «Ростсельмаш», ростовскому и красноярскому заводам и в настоящее время удается удерживать лидирующие позиции на рынке отечественной сельхозтехники и быть основным поставщиком качественного технического оснащения в сборе и переработке зерновых культур.

Потребительским фактором размещения отличается и производство сельхозмашин различного назначения в Центральном районе, Уральском, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском районах. В частности, выпуск льноуборочных (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань), силосоуборочных (Люберцы) машин, комплектующих и деталей в Омске, Сызрани, Новосибирске.

Производство тракторов происходит на заводах Владимира, Санкт-Петербурга, Волгограда, Липецка, Петрозаводска, Барнаула и Чебоксар. Такое расположение вызвано развитой транспортной сетью данных районов, близостью к основным металлургическим источникам, научным центрам, водным и энергетическим ресурсам, промышленным площадкам для масштабного строительства.

Последнее десятилетие ознаменовалось структурными изменениями в ключевых центрах сельхозмашиностроения. Ряд крупных заводов обрели новое название, прошли этап консолидации и разделения. В частности, существенные структурные изменения претерпел «Ростсельмаш», переименованный в ОАО и переживший несколько этапов развития. Многие крупные заводы Красноярска, Тулы, Чебоксар, Алтая и других районов были объединены в единый холдинг. Подобные изменения направлены на повышение эффективности производства сельхозтехники, объемов и масштабов деятельности.



Source: solarfields.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru