Болиндер двигатель – Нефтяной двигатель – это… Что такое Нефтяной двигатель?

Нефтяные двигатели. Часть 2. Полудизеля

Англия – родина первого нефтяного двигателя
1. Реклама двигателей “Хорнсби-Акройд”
Калоризаторные двигатели выпускались с 1891 года в Англии фирмой Richard Hornsby & Sons. Авторство на эти двигатели принадлежит англичанину  Герберту Акройду Стюарту, заключившему в 1891 году эксклюзивный контракт на их производство с вышеупомянутой фирмой. Эти двигатели получили известность, как “нефтяные двигатели  Хорнсби-Акройда” (Hornsby-Akroyd engine) . С 1891 по 1905 год фирмой было выпущено более 32 000 двигателей.
2. Двигатель с калоризатором 
с водяным охлаждением

Эти двигатели еще называют полудизельными двигателями из-за сходства их принципа работы с двигателем Дизеля: в обеих конструкциях используется непосредственный впрыск топлива и воспламенение при сжатии. Разница – в наличии калоризатора (иначе -калильная головка, калильная камера, вапурайзер, hot bulb, запальный шар), т.е. дополнительной камеры с раскаленными стенками или раскаленного элемента. За это двигатель получил еще одно название: «Hot Bulb Engine», что буквально переводится, как “двигатель с горячим шаром”. Иногда слово Bulb переводят, как “лампа”.

“Hot bulb” нагревалась докрасна паяльной лампой перед пуском двигателя. Затем в камеру подавалось топливо и крутился вручную маховик. Топливо испарялось при соприкосновении с горячими стенками калильной камеры, пары смешивались с воздухом, поступающим в головку через дроссель и воспламенялись, нагревшись от стенки камеры и от сжатия. Для поджига топлива не требовалось высокая степень сжатия, как у двигателей Дизеля и, следовательно, не нужно было высокое давление впрыска топлива, т.к. давление сжатия калоризаторного двигателя – около 5 атмосфер, в то время как давление сжатия в дизельном двигателе –  от 40 атмосфер.

3. Двигатель с традиционной
калильной головкой  (поз.6)

Таким образом, достоинства нефтяного “полудизеля” вполне очевидны: 1) простота в изготовлении, 2)всеядность (могли использоваться природный газ, мазут, керосин, сырая нефть, растительное масло или креозот) 3) Легкость запуска в холодном климате
Недостатки, впрочем, тоже имелись, и немаленькие: 1) Перед запуском необходимо было нагревать калильную головку паяльной лампой, а это потеря 20-30 минут. 2) Низкий КПД двигателя (около 12%) из-за непродуваемой камеры калоризатора и малой степени сжатия  3) Сильные вибрации и низкооборотистость, необходимость применения массивного маховика 4) повышенная пожароопасность 5) невозможность регулирования оборотов.

Массово подобные двигатели выпускались до 30-х годов, а полностью выпуск  прекратился лишь в 50-х годах, находя успешное применение в определенных отраслях народного хозяйства, таких, как стационарные приводы различных сельскохозяйственных машин и судовые двигатели, подкупая своей нетребовательностью к топливу, простотой ремонта и обслуживания.

Эволюция калоризаторов

4. Трактор LANZ. Калильная головка в разрезе.

Простейшая калильная головка “нефтянок” представляла собой обычную герметичную полость, которую надо было нагревать открытым пламенем (как на рис.3). Охлаждение водой в ранних двигателях отсутствовало. Это вызывало определенные проблемы, т.к. нерегулируемая температура головки могла достигнуть высоких значений, из-за чего воспламенение топливной смеси начиналось раньше времени. Напротив, на холостом ходу камера могла остыть и перестать воспламенять смесь.

Для нормальной работы двигателя необходимо было поддерживать температуру калоризатора в пределах 330 – 600°. При более низкой температуре топливо не воспламенится, либо произойдёт поздняя вспышка; при температуре выше указанной – произойдёт преждевременная вспышка, что приведёт к снижению мощности двигателя. 

При работе двигателя с нагрузкой в цилиндр каплями подавали воду для охлаждения, а при малой нагрузке, наоборот – прикрывали подсос воздуха, чтобы калоризатор совсем не остыл.

5. Двигатель с запальником (поз.1)

В 1892 году Стюарт получил патент на калильную головку с водяным охлаждением. Это сразу позволило поднять степень сжатия и мощность двигателя.

Пожалуй, классикой Hot-bulb-калоризаторов  можно назвать изделия немецкой фирмы Lanz. На народном немецком тракторе Lanz-Bulldog 12 PS выпуска 1921 года (рис. 4), оснащенном одноцилиндровым калильным двигателем,  можно видеть калоризатор в виде полусферической головки в передней части двигателя в разрезе. Видны полости для охлаждающей жидкости, чаша для сбора и горения топлива, лючок для прогрева чаши паяльной лампой.

Также получили распространение  двигатели с т.н. запальником. В англоязычной литературе запальник именуется “Hot-tube”. Он представляет из себя быстросъемный элемент, который накаляется в снятом виде, затем вводится в камеру сгорания и двигатель заводится (см рис. 5).

 Русские полудизеля

Выпуск двигателя системы Дизеля могли осилить единицы – в начале 20 века это были завод Людвига Нобеля, да Коломенский машиностроительный, в то время как выпустить нефтяной двигатель с калоризатором могли позволить себе даже небольшие провинциальные заводики.

Именно поэтому в России получили широкую популярность “нефтянки” за простоту и дешевизну. Часто такие двигатели называли, да и сейчас продолжают называют “Болиндерами”, – по названию шведской компании, одной из первых начавшей массово производить такие двигатели как для хозяйственных нужд, так и для судов. На черноморском флоте есть даже такой термин – “болиндер” – т.е. баржа, оснащенная двигателем этой конструкции.

Вот весьма поучительный и веселый отрывок из морской байки про болиндер, взятый с сайта flot.com:

Двухтактный двигатель системы “Болиндер” – это замечательное творение человеческого гения. Как и двигатель Дизеля, он не требует электрического зажигания, но в отличие от “дизеля” может работать даже на сырой нефти! Для запуска “Болиндера” в специальное отверстие крышки единственного цилиндра ввинчивают стальной конус с резьбой у основания и шаровидным расширением на конце. Шар предварительно разогревают почти до белого каления, и сразу после ввинчивания конуса быстро раскручивают маховик двигателя. В дальнейшем двигатель работает неторопливо, но зато безостановочно, с характерным звонким “бонг-бонг”. Только топливо подавай. Причём бывалые люди говорят, что если к топливу подмешать воды или просто помочиться в топливный бак, то “Болиндер” работает ещё лучше!

О своём первом знакомстве с двигателем “Болиндер” мне рассказал командир моего катера мичман Дорогой. Эта история произошла с ним ещё до войны, он тогда только-только пришёл в дивизион зелёным матросом-салагой, и был объектом всяких нехитрых флотских розыгрышей. Например, затачивал напильником лапы якоря на барже и осаживал кувалдой кнехты на причале, бегал по базе с пустым пожарным ведром в поисках швартовой бочки, из которой должен был налить полведра девиации для кока, и т.д.

Однажды Дорогого разбудили среди ночи и велели идти на баржу, чтобы помочь запустить двигатель. Подозревая очередной розыгрыш, Дорогой осторожно спустился в трюм баржи по скоб-трапу и остановился в нерешительности на скользком от мазута полу. Трюм был едва освещён тусклым красноватым светом мазутного факела, коптящего в углу. Около факела какой-то человек накачивал меха небольшого кузнечного горна. Вдруг этот человек выхватил из горна длинными кузнечными щипцами что-то раскалённое, и побежал прямо на Дорогого с криком “С дороги!” и лексическими добавками. Дорогой испуганно шарахнулся в сторону, и упал прямо на группу сидящих на корточках людей, которых вначале не заметил. Эти люди критически оценили поведение Дорогого, снабдив оценку для убедительности лексическими добавками. Человек со щипцами крикнул: “Крутите!” (с лексическими добавками). Все кинулись к большому маховику, около которого замешкавшемуся Дорогому не хватило места. Со второй попытки двигатель заработал и все пошли досыпать.

Из русских производителей среди многих выделяются две личности, как наиболее широко освещенные и мифологизированные в русскоязычной литературе: Блинов и Мамин, оба родом из села Балаково.
 
Блиновы

Известно, что создатель первого в России опытного образца гусеничного трактора на паровой тяге,  русский промышленник и изобретатель, бывший крепостной крестьянин Федор Блинов гораздо больший успех снискал в создании пожарных насосов и двигателей. В то время, как его “самоход с бесконечными рельсами” был отнесен на нескольких промышленных выставках в разряд никчемных диковинок, за пожарный насос изобретатель в 1889 году получил серебрянную медаль, в 1890-х – бронзовую.

В России конца 19 века получили большое распространение дешевые и достаточно несовершенные даже по тем временам нефтяные двигатели, оснащенные простой калильной головкой (или открытым калоризатором) без водяного охлаждения. Помимо пожароопасности, данные двигатели развивали меньшую мощность по сравнению с более совершенными двигателями с охлаждаемым калоризатором. Зачем нужно охлаждение – см. выше вторую главу “Эволюция калоризаторов”.

В 1899 году, в возрасте 68 лет, Блинов решает применить вместо открытой калильной головки т.н. запальник, т.е. предварительно раскаленный элемент, помещаемый через крышку в запальную камеру. Как уже говорилось выше, эта система уже применялась в Европе англичанами и шведами.

На собственном заводе со старообрядческим названием “Фабрика нефтяных двигателей и пожарных насосов “БлагословениеП.Ф. Блинова” младший сын Ф. Блинова Порфирий начинает производить двигатели с запальником.

Уже после смерти отца, в 1903-м году, Порфирий подает заявку на патент, и в 1909-м получает привилегию. В части, посвященной описанию запальника, говорится:

“Выпаритель для работающих взрывом двигателей, характеризующийся совокупным применением двухстенной коробки, охлаждаемой водой, и металлического бруска, нагреваемого перед пуском в ход двигателя и помещенного внутрь коробки…”

Изобретение первого в мире запальника в отечественной литературе настойчиво приписывают Блинову, хотя в английской линейке нефтяных двигателей существуют такие же модели, но запальник там именуется “Hot tube

“, т.е. “горячая трубка”. Кроме того, широко известен калоризаторный двигатель системы Болиндера с запальником, о нем как раз шла речь в предыдущей главе.

По воспоминаниям внучки Ф.Блинова, среди бумаг и книг деда она видела множество периодической английской патентной литературы конца 19 века. Скорее всего, оттуда Блинов и подчерпнул идею запальника.

Мамин

6. Запальник Мамина, 20-е годы.

Параллельно продолжил дело Ф. Блинова и его ученик, Яков Мамин вместе с братом Иваном на собственном предприятии – “Чугуно-литейном механическом заводе братьев Я. и И. Маминых“.

В 1903 году на предприятии Я. и И. Маминых был сделан первый двигатель мощностью 9,5 лошадиных сил на базе двигателя английской фирмы “Хорнсби”. Двигатель Маминых работал на нефти.

В 1904 году Мамины подали заявку на изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент № 14061 на двигатель, который назвали “Русский Дизель”. Все эти годы на заводе выпускались нефтяные двигатели мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил.

После революции 1917 года, Мамин продолжал конструировать двигатели, и  известен ряд его предложений по модернизации запальника с тем, чтобы добиться оптимального температурного режима.

Источники:

1. http://www.gracesguide.co.uk/Richard_Hornsby_and_Sons  – Индустриальная энциклопедия Британии
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/136403/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9  Из Брокгауза
3. http://elsso.ru/cont/ppl/230.html “Блинов Ф.А.”, Центральная городская библиотека г. Саратова.
4. http://elsso.ru/cont/ppl/21.html “Мамин И.В.”, Центральная городская библиотека г. Саратова.
5. http://coollib.com/b/248923/read “Механическая тяга. КПД дизеля”, Александр Кириндас, Михаил Павлов.
6. http://www.findpatent.ru/byauthors/621934/ – патенты Я. Мамина
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C – Вики-статья “Нефтяной двигатель”
8. http://rustyiron.com/Engines/richardhornsbyva.html “Richard Hornsby & Sons”. Журнал Antique engines and mashinery.
9. Сельскохозяйственная энциклопедия. Т. 3 (Л – П)/ Ред. коллегия: П. П. Лобанов (глав ред) [и др.]. Издание третье, переработанное – М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1953, с. 613

www.leanok.ru

Полудизель, или дизельно-калильный двигатель.

Как-то, читая про ранние поделки концерна Volvo,  я наткнулся на непонятное словосочетание «полудизельный двигатель». Сразу вспомнились все полу-афоризмы: полу-беременна, полу-мера, полу-… а тут полу-дизель.

Конечно, специалиста своим откровением я не удивлю, но для себя открыл очень интересный факт истории двигателестроения – что-то между паровой машиной и полноценным дизелем.

Основной плюс данного чугунного изделия заключается в том, что оно работает на чем угодно – начиная от сырой нефти и заканчивая китовым жиром. И как утверждают историки, лучшие экземпляры подобных двигателей были способны разгонять сверхзвуковой чугунный (почти все элементы двигателя выполнены из чугуна) болид до 65 км/ч.

Правильное название: дизельно-калильный двигатель. Принцип до безобразия прост: бензиновой/керосиновой горелкой разогревалась калильная головка (требовалось для первичного запуска чудо-девайса), топливо попадало в разогретую головку и моментально испарялось (аналогия распыления форсункой), дальше принцип обычного дизеля, т.е. воспламенение топлива шло от сжатия цилиндра. Для первого запуска всё это нужно было разогреть и поработать кривым стартером.  Но чугунный полудизель мог работать на любом топливе и смазывал сам себя тем на чем работал.

Те же историки пишут, что дикую вибрацию, вызываемую работой такого двигателя, так никогда и не победили вследствие горизонтально расположенных чугунных поршней, но это такие мелочи по сравнению со всеми ЕВРО-4 и прочими извращениями современных двигателей.

 

На этом видео видно, что человеческая мысль постоянно стремится что-нибудь затюнить и умелые ручки приспособили электрическую свечу накала вместо пресловутой паяльной лампы. Завели чугунную поделку, простоявшую 25 лет в бездействии.

 

Подробности

mudproduction.ru

Нефтяной двигатель — WiKi

Калоризаторный двигатель изобрёл англичанин Герберт Акройд-Стюарт (англ.). В 1886 году были выпущены первые опытные образцы, а в 1891 году начался серийный выпуск на фабрике Richard Hornsby & Sons (англ.), производящей сельскохозяйственные машины. Из-за определённого сходства в конструкции (применение непосредственного впрыска топлива) и принципе работы (воспламенение при сжатии) этот двигатель стал объектом патентных споров с Рудольфом Дизелем[5].

В России двухтактные нефтяные двигатели также известны под названием болиндер (от J & CG Bolinders Mekaniska Verkstad AB — названия фирмы, поставлявшей такие двигатели)[6]

Нефтяной двигатель может быть как двухтактным, так и четырёхтактным, но большинство из них были двухтактными с картерной продувкой, что упрощало конструкцию. Основной особенностью данного типа двигателей является калильная головка (калоризатор), закрытая теплоизоляционным кожухом. Перед запуском двигателя калоризатор должен быть нагрет до высокой температуры — например, при помощи паяльной лампы. Впоследствии вместо горелки для прогрева калильной головки стала использоваться электрическая спираль.

При работе двигателя в ходе такта впуска в калильную головку через форсунку подаётся топливо (обычно в момент прохождения поршнем нижней мёртвой точки), где сразу же испаряется, однако не воспламеняется, так как калильная головка в момент срабатывания форсунки заполнена отработавшими газами и в ней недостаточно кислорода для поддержания горения топлива. Лишь незадолго до того, как поршень придёт в верхнюю мёртвую точку, в головку из цилиндра поступает богатый кислородом сжатый поршнем свежий воздух, в результате чего пары топлива воспламеняются.

Степень сжатия у подобных двигателей гораздо ниже, чем у дизельных — не более 8. К тому же топливо, в отличие от дизельного двигателя, поступает не в конце такта сжатия, а во время впуска[7], что позволяет применять топливный насос более простой конструкции, рассчитанный на сравнительно небольшое давление (обычно не более 30…40 атм).

Момент воспламенения топлива зависит от температуры калильной головки, которая в процессе работы может изменяться. Для управления опережением воспламенения мог использоваться впрыск воды.

Нефтяной двигатель на лесопилке

Двигатели данного типа выпускались до конца 1950-х годов и применялись в основном в сельскохозяйственной технике, судостроении (в особенности на небольших рыболовных судах) и на маломощных электростанциях. Именно таким двигателем оснащался один из первых советских тракторов — «Запорожец». Самый известный и один из наиболее успешных примеров применения такого двигателя — немецкий трактор «Ланц-Бульдог» (Lanz-Buldog), выпускавшийся с 1920-х по 1960-е годы.

ru-wiki.org

История тракторов марки Bolinder-Munkteil

В 1932 году произошло слияние двух шведских компаний: машиностроительной фирмы Bolinder («Болиндер»), специализировавшейся на производстве тепловых двигателей, и Munkteil («Мунктелл»), с 1852 года выпускавшей сельскохозяйственную технику с двигателями собственного производства.

Вскоре после этого новая компания начала выпуск тракторов, снабжавшихся нефтяными двигателями с калоризатором. В 1934 году появился трактор BM 25 с двухцилиндровым двигателем Bolinder и коробкой скоростей с четырьмя передачами. Этот двигатель объемом 5,3 литра с водяным охлаждением развивал мощность 28 л. с. при частоте вращения всего 900 об/мин.

Модель ВМ 25 выпускали в двух модификациях: с металлическими или пневматическими колесами. Обе оснащались валом отбора мощности и приводным шкивом. Кроме того, отличительной особенностью этого трактора было использование системы пуска двигателя сжатым воздухом.

Популярная классика

Четыре года спустя компания представила публике модель ВМ 2 с более мощной ходовой частью, а затем и модель ВМ 3, производившуюся на протяжении всей Второй мировой войны.Трактор ВМ 3 по-прежнему оснащался двухцилиндровым двигателем и внешне напоминал предыдущие модели, развивая при этом мощность до 40 л. с.

В 1946 году была выпущена новая линейка моделей, включавшая в себя тракторы ВМ 20 и ВМ 21, которые отличались современной решеткой радиатора с шевронами. На тракторах по-прежнему устанавливались двигатели объемом 5,3 литра, но их мощность была увеличена до 45 л. с., а коробка передач стала пятиступенчатой.

В 1953 году вышла улучшенная модель, ВМ 21, с регулируемыми форсунками. Кроме того, с 1947 года компания Bolinder-Munktell выпускала менее мощную машину, ВМ 10, оснащенную двухцилиндровым двигателем с калоризатором мощностью 20 л. с. Вместо системы пуска двигателя сжатым воздухом на этом тракторе устанавливался электростартер.

В 1956 году в линейке моделей средней мощности был выпущен трактор ВМ 230, оснащенный двухцилиндровым двигателем с вертикальным расположением цилиндров. Базовая комплектация этой модели включала в себя вал отбора мощности, приводной шкив, независимые тормозные механизмы и блокировку дифференциала. Гидравлическая навесная система устанавливалась на заказ.

От классики к современности

В 1950-х годах компания решила отказаться от устаревших двигателей с калоризатором в пользу рядных дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива. Впервые новые дизельные моторы были установлены на тракторах ВМ 35 и ВМ 36, выпущенных в 1953 году. Обе модели оснащались трехцилиндровыми двигателями мощностью 38 л. с., а на тракторе ВМ 36 были пневматические покрышки и передние колеса с регулируемой колеей. 

Трехточечная гидравлическая система на этих моделях устанавливалась только на заказ, а легкость управления трактором с агрегатированными машинами достигалась с помощью бортовых фрикционов. Год спустя в свет вышла модель ВМ 55, снабженная четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 51 л. с. и блокировкой дифференциала. Приводной шкив, вал отбора мощности и центральный пост гидравлической системы можно было добавить за дополнительную плату.

Сотрудничество с Volvo

Тем временем, компания Volvo, соотечественник фирмы Bolinder, производила тракторы средней мощности Т 24 и Т 25 с двигателями, работающими на бензине или керосине. Они были аналогичны моторам моделей ВМ 35 и ВМ 36, но последние работали на дизельном топливе. Bolinder-Munktell стала официальным распространителем тракторов Volvo, что свидетельствовало о тесном сотрудничестве компаний.

Впоследствии держатель большинства акций Bolinder-Munktell продал свою долю Volvo и компания стала дочерним предприятием, сохранявшим определенную независимость, а ответственным за производство тракторов стало подразделение BM-Volvo.

В начале 1960-х годов Volvo и Bolinder-Munktell обновили ассортимент выпускаемого оборудования. Новые тракторы были красного цвета и имели более современный вид. Обновленная модель Volvo-BM 320 оставалась небольшим трактором, работающим на бензине, с двигателем мощностью чуть больше 30 л. с., но она по-прежнему пользовалась широкой популярностью, так как была хорошо приспособлена к работе в большинстве фермерских хозяйств Европы того времени.

Кроме того, выпускалась ее модификация с дизельным двигателем  – 320 D. Внесенные в 1960-е годы изменения включали в себя оснащение зависимым или независимым валом отбора мощности; на заказ можно было установить новейшую гидравлическую навесную систему Terra-Trol, позволяющую контролировать глубин борозды плуга.

Более мощный трактор Volvo-BM 350 оснащался трехцилиндровым двигателем мощностью 56 л. с. и двухуровневой коробкой скоростей с десятью передачами. Ширина хода передних и задних колес этого трактора была регулируемой. Эта модель предназначалась для средних по величине фермерских хозяйств и снабжалась на заказ центральным постом гидравлической системы и трехточечной навесной системой Terra-Trol.

Дополнял линейку трактор ВМ 470 с двигателем мощностью 73 л. с. и сходными техническими характеристиками за исключением коробки скоростей – передач у этой модели было всего пять.

Безупречная репутация

В 1960-е годы Volvo-BM разработала модели благодаря которым компания прочно утвердилась на рынке и приобрела хорошую репутацию среди потребителей. В немалой степени этому способствовали новые меры безопасности: тракторы Volvo снабжались дугой безопасности и улучшенными кабинами.

Первым в линейке стал трактор Т 400, выпущенный в 1964 году, а через два года появилась новейшая модель Т 800 с шестицилиндровым двигателем Volvo мощностью 98, а затем и 106 л. с. Помимо удвоителя передач, она оснащалась двухрежимным валом отбора мощности, а центральный пост гидравлической системы облегчал управление агрегатированными машинами. Некоторые из новых моделей снабжались турбонаддувом.

В 1969 году мощность двигателей Т 800, Т 810 и Т 814 была увеличена до 136 л. с. Десять лет спустя в продажу поступила новая линейка тракторов 2000, ставшая последней серией, которую производила фирма Volvo-BM до своего слияния с компанией Valmet.

 

 

 

carakoom.com

Болиндер со дна Ладоги.

Водолаз 007 16-01-2018 01:10

День добрый! Этим летом наша группа вытащила из Ладоги вот такой агрегат.

От самого деревянного судна остался небольшой фрагмент кормы. Скорее всего это останки одного из трёх мотоботов погибших в этом районе в июле 1942 года. Увы, информации кто, когда и где его изготовил узнать не удалось. Шильды на двигателе не оказалось, я перерыл весь Интернет, неделю переписывался с профессором Столяровым из ГМТУ, но так никакой конкретики не получил, только общие сведения (калоризаторный двигатель, типа “Болиндер” и т.д.). В результате от идеи реставрации своими силами пришлось отказаться, ибо трудно что-либо реставрировать не имея даже фото “живого” двигателя.
Знаю, где можно поднять ещё несколько подобных движков, но есть ли смысл тратить на них силы и время?

Allrad 16-01-2018 07:04

Добрый день,
да, это двигатель с запальным шаром, соответствует довоенному и военному времени. По поводу

quote:
Originally posted by Водолаз 007:

трёх мотоботов погибших в этом районе



я бы это исключил. Во первых, вся ладожская флотилия была согнана в одно место и вся там полегла, во вторых после войны на Ладоге работали тральщики и все со дна поднимали для возврата в народное хозяйство.

я бы на вашем месте показал бы фото в Осиновце и поговорил бы с людьми, кто застал такие судовые двигатели. Может, швед, может немец или наш двигатель. Но не Болингер – обратите внимание на боковые квадратные крышки на 4 болтах.

Найдите людей из дагдизеля и астраханского рыбвтуза, там такую технику должны помнить…

Водолаз 007 16-01-2018 11:24
quote:
Изначально написано Allrad:
Добрый день,
да, это двигатель с запальным шаром, соответствует довоенному и военному времени. По поводу
я бы это исключил. Во первых, вся ладожская флотилия была согнана в одно место и вся там полегла, во вторых после войны на Ладоге работали тральщики и все со дна поднимали для возврата в народное хозяйство.

я бы на вашем месте показал бы фото в Осиновце и поговорил бы с людьми, кто застал такие судовые двигатели. Может, швед, может немец или наш двигатель. Но не Болингер – обратите внимание на боковые квадратные крышки на 4 болтах.

Найдите людей из дагдизеля и астраханского рыбвтуза, там такую технику должны помнить…



Мне как человеку который занимается поисковыми работами в Ладоге около 5 лет (в 2017 г. приехал 1 мая – уехал 22 декабря)довольно забавно читать о полегшей в одном месте ЛВФ (это где).

На этом фото так же как и на всех остальных (1942 – 1943 гг)она почему-то в основном вся на поверхности. Исключаете зря, в конце июля 1942 года в результате попадания авиабомбы в тендер с боеприпасами (25 тонн)погибли находившиеся поблизости 3 мотобота и от 7 до 9 тендеров- плашкоутов.

Фото в Осиновце показывать нет смысла, Войцеховский приезжал осенью к нам на базу и видел движок “живьём”. Дагдизель актуально так же как и “Волжский Дизель” но на сайтах в разделе контакты только отделы сбыта которые вряд ли будут этим заморачиваться, нужен выход на людей из КБ там должны быть архивы с техдокументацией.
Водолаз 007 16-01-2018 13:09
quote:
Изначально написано Домовой_06:
Из нескольких проще хоть один исправный собрать…

http://www.oldengine.org/members/diesel/Marine/bolinder.htm – четвёртый не похож?

http://agrolib.ru/rastenievods…355/index.shtml
http://www.prosibir.ru/margent/029/27/index.shtml

Так-то информация ищется кой какая.



Собрать из нескольких проще, но засада в том что на всех сгнивает одно и тоже. У основания цилиндра два небольших насоса, от шлангов остались лохмотья. Что и куда они перекачивали???? Первое судно деревянное, второе композитное (железный набор с деревянной обшивкой) двигло не откапывали, но почти на 100% уверен что на нём нефтянка будет довольно сильно отличаться. За ссылку на просибирь спасибо, много полезного прочитал. Четвёртое фото похоже, но вид с одной стороны, размеров нет, для реставрации инфа нужна более конкретная.
Allrad 16-01-2018 13:50
quote:
Originally posted by Водолаз 007:

Мне как человеку…



Три раза Ку. Желтые штаны(с)

У меня дачи, к сожалению, в Кобоне нет….

Движок от обычной соймы, может, немного покрупнее, чем лпт или аналогичного артельного судна. Пока не вижу никакой связи.

Водолаз 007 16-01-2018 14:48
quote:
Изначально написано Allrad:

Три раза Ку. Желтые штаны(с)

У меня дачи, к сожалению, в Кобоне нет….

Движок от обычной соймы, может, немного покрупнее, чем лпт или аналогичного артельного судна. Пока не вижу никакой связи.


Ну если соймы и лпт, ходили в 55 к примеру году с полными трюмами орудийных гильз и корпусов противопехотных мин тадЫ признаю свою полную некомпетентность.



Связями этими от 76 мм до 180 мм там всё дно усеяно, гильзу от 180 мм морской подарил, а от 152 мм гаубицы могу сфотографировать и выложить если не верите. Уважаемый Allrad, у меня есть дурацкая привычка писать только о том чему есть железные, латунные, медные и прочие доказательства, например комплект аэрофотосъёмки люфтваффе за 1942-43 год

Allrad 16-01-2018 16:25

Увы, это ничего не доказывает

quote:
Originally posted by Водолаз 007:

корее всего это останки одного из трёх мотоботов погибших в этом районе в июле 1942 года.


Почему вы не принимаете, что эта сойма не могла собирать или перевозить латунный лом?. – Сборка разного имущества продолжалась примерно до 51 года. Работали два тральшика с Балтики. Работали ремзаводы.

Почему вы не принимаете, что показанный вами двигатель и показанная вами гильза могла быть использована противником, ведь и то, и другое использовалось по обе стороны конфликта.

Почему вы не принимаете, что такой дохлый и слабосильный мотор на деревянном судне не может относиться к какому либо рыбацкому артельному флоту, типа лпт, а является двигателем мотобота.

Почему вы не принимаете, что вода может сильно упасть, наморозиться на корпус и стащить его ледоставом куда угодно от места затопления.

Водолаз 007 16-01-2018 17:45
quote:
Изначально написано Allrad:
Увы, это ничего не доказывает

Почему вы не принимаете, что эта сойма не могла собирать или перевозить латунный лом?. – Сборка разного имущества продолжалась примерно до 51 года. Работали два тральшика с Балтики. Работали ремзаводы.

Почему вы не принимаете, что показанный вами двигатель и показанная вами гильза могла быть использована противником, ведь и то, и другое использовалось по обе стороны конфликта.

Почему вы не принимаете, что такой дохлый и слабосильный мотор на деревянном судне не может относиться к какому либо рыбацкому артельному флоту, типа лпт, а является двигателем мотобота.


Потому, что это и есть то самое место где полегла ВСЯ Ладожская Военная Флотилия.
ПЫ.СЫ.: Уважаемый Allrad предлагаю создать отдельную тему где можно будет меряться фаллосами, эта изначально создана для обсуждения “нефтянок”.

Водолаз 007 16-01-2018 18:08
quote:
Изначально написано Домовой_06:
Может такая бы книжка помогла – https://search.rsl.ru/ru/record/01009334382 только найти её…

Вот в этой книге точно нужная инфа есть, к сожалению все в бумажном виде. Оцифрованных не встречал. Они только в крупных библиотеках сохранились, в единичных экземплярах.

Домовой_06 17-01-2018 12:17

Понятно. “Будем искать”. (с)

ЯРЛ 18-01-2018 17:03
quote:
создана для обсуждения “нефтянок”.
А чего их обсуждать, я их с детства люблю. У моего дядьки в Одессе на фелюге такой был, даже реверсивный, 5л.с. Их делали все кому не лень. Отличались качеством топливного насоса и форсунки. Работали хорошо на двух режимах отход-подход (для автомобилистов – парковка) и “попёрли!”
quote:
такой дохлый и слабосильный мотор на деревянном судне не может относиться к какому либо рыбацкому артельному флоту, типа лпт, а является двигателем мотобота.
Дохлый, слабосильный, у нас ещё недавно рыбаки на Днепровских водохранилищах на Ветерках-8 промысел вели. А Каховское 30-40км шириной. А сейчас Тохатсу 5-10 ставят и также промыслом артельно балуются. А Л-3 и Л-6 это не слабосильные? Хватает 1-3л.с. на тонну водоизмещения. А насчёт дохлости это главное запустить, а дальше он и сам работает. Они все были по поршню длинноходовые, момент был большой, двухлопастный винт большого диаметра молотил нормально. Что Вы вапще под “дохлостью” понимаете?
Самые классные “болиндеры” были с горизонтальным цилиндром. У них было охлаждения “испарителнього” типа, как у советского “Андижанца”, кстати вырос из “болиндера”, поджали, поставили насос-форсунку и нате Вам дизель!Водолаз 007 18-01-2018 21:45

Да с 41 по 44 годы вся ЛВФ по сути и состояла из рыбацких сойм, буксиров, грунтоотвозных шаланд и прочих вооружённых гражданских судов. Военных кораблей пусть и устаревших были единицы например “Сибирский стрелок” он же “Конструктор”.
С мая начнём официально работать на музей “Дорога жизни”, дополним архивом группы информацию накопленную музеем, увы все рапорта писали живые люди поэтому на дне Ладоги всё мягко говоря немного не так как в архивных документах. Думаю пару-тройку подобных агрегатов за сезон поднимем.

ЯРЛ 19-01-2018 08:23

А “тендеры” малый и большой сохранились? О них в своё время много “МК” писал.

Водолаз 007 19-01-2018 19:03
quote:
Изначально написано ЯРЛ:
А “тендеры” малый и большой сохранились? О них в своё время много “МК” писал.

Тендер большой который двухтрюмный, 25 тонн грузоподъёмность, с ЗИСовским движком в музее “Дорога жизни” есть. Правда реплика. У музея есть точки 6 тендеров, из них 2 более-менее целые, какие точно пока неизвестно. У нас помечены в 2017 году три в хлам разбитые, судя по останкам движков все большие. Мне кажется маленьких однотрюмников с движками от полуторки вообще очень мало было, натыкался как то в районе м. Морьин нос на ошмётья какой то металлической лайбы среди которых попалась головка блока от полуторки, но не уверен даже что это был тендер. Кстати на закладных досках у них написано “Самоходный плашкоут”, на фото выше закладная доска от одного из двухтрюмных, по заводской классификации “Самоходный тендер – плашкоут”.

ЯРЛ 19-01-2018 20:54
quote:
Мне кажется маленьких однотрюмников с движками от полуторки вообще очень мало было

Было много, их потом растащили рыбколхозы, идеальный перевозчик выловленной рыбы. Если попадётся там уникальный винт инженера Хейфеца Л.Л., он был талант по винтам. В годы ВОВ винты Л.Л.Хейфцца были лучше немецких винтов + 5-10% КПД.
С уважением.ЯРЛ 20-01-2018 08:27

Не могу поподробнее. Просто Л.Л.Хейфец делал винты лучше всех! И писал об этом книги “Гребные винты для катеров”
https://www.google.com.ua/sear…8UA708&oq=%D1%8 5%D0%B5%D0%B9%D1%84%D0%B5%D1%86+%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B&aqs=chrome.0.69i59.9505j0j4&{google:bookmarkBarPinned}sourceid=chrome&{go ogle mniboxStartMarginParameter}ie=UTF-8
На фото, правда Ваши фото гнусно открываются, на Ганзе так не принято – жидовство это, грузовой винт левого вращения с большим дисковым отношением. Может быть и Л.Л.Хейфеца. Ищите информацию на каф. винтов Ленинградского Кораблестроительного.

Водолаз 007 20-01-2018 14:16

[QUOTE]Изначально написано ЯРЛ:
На фото, правда Ваши фото гнусно открываются, на Ганзе так не принято – жидовство это [QUOTE]

Не жидовство это сударь, а простая неопытность. Объяснили бы парнишечке через где и как лучше выкладывать, так я бы не только фото но и видео затонувших судов выложил бы. Для людей хороших не жалко.

ЯРЛ 20-01-2018 17:08

Жмите листик с карандашикои и там вложить фото, а потом редактировать.
А винт шикарный! Бронза? Если бронза то на винтах или фосфористая или “рондоль” – цыганское золото, денег стоит.

Водолаз 007 20-01-2018 17:56
quote:
Изначально написано ЯРЛ:
А винт шикарный! Бронза? Если бронза то на винтах или фосфористая или “рондоль” – цыганское золото, денег стоит.

Судя по всему бронза, отлито так себе, с кавернами и обработка очень грубая. Видимо всё-таки с тендера, военное производство т.е. литейщики, материалы какие нашлись и недостаток топлива. На судах у которых уцелели гребные валы и при этом не было винтов, полное впечатление что винты были не оторваны а аккуратно сняты, причём скорей всего ещё во время войны.

Водолаз 007 20-01-2018 19:03

Видео судна с нефтянкой.

Водолаз 007 20-01-2018 19:17

Тендер.

ЯРЛ 21-01-2018 08:36

Вы там осторожней с этой “дорогой жизни”, нароете ещё правду, что на самом деле её называли “дорогой смерти”. Это по легенде немцы её не бомбили, а если и бомбили то не прицельно и не попадали.
У меня вон тоже в области памятник о расстреле евреев-коммунистов в 41-42, а оказалось там все шлёпали с 1918г!

Водолаз 007 22-01-2018 12:35

Мы добываем артефакты, делать исторические и политические выводы из наших находок – дело совсем других людей. По факту, проверяя информацию, полученную из архивных документов и мемуаров участников событий, убеждаюсь в правильности выражения “нигде так не врут, как на охоте, в любви и на войне”. Причём это относится ко всем участникам конфликта, финны и немцы – не исключение.

ЯРЛ 23-01-2018 11:35

Болиндер это ещё и трактора Ланц-бульдог в модификациях, как раз с горизонтальным цилиндром. В 1991г. я забрался на каф. двигателей Киевского автодорожного в поисках болиндеров. И мне дали мануал на английском языке. В США во время ВМВ выпускали трактора с болиндером мощностью 12.5л.с., многотопливные для фермеров. Давление впрыска было 125 ати. Причём там уже была нормальная степень сжатия около 6. Но найти этот мануал сейчас в Интернете я не могу. Простейший болиндер. Естественно средины 20 века и это США.

Домовой_06 23-01-2018 17:38

Видимость на дне удивила, я думал, что там из-за мути “глаз коли”.

Водолаз 007 25-01-2018 19:17
quote:
Изначально написано Домовой_06:
Видимость на дне удивила, я думал, что там из-за мути “глаз коли”.

На глубине больше 10 метров без фонаря нечего делать в любое время. Рядом с устьями рек видимость почти всегда плохая, в окрестностях Питера каждая вторая речка претендует на название Чёрная (вода с торфяных болот). Весной, пока вода не прогреется до 12 градусов, цветут бурые водоросли (диатомовые), например Мелозира Исландская. Когда вода прогревается до 18 и выше сине – зелёные. Поэтому с апреля по декабрь несколько раз от “глаз коли” до 8-10 метров. На предыдущих видео ещё не самая лучшая.

Водолаз 007 25-01-2018 19:35
quote:
Изначально написано ЯРЛ:
Болиндер это ещё и трактора Ланц-бульдог в модификациях, как раз с горизонтальным цилиндром. В 1991г. я забрался на каф. двигателей Киевского автодорожного в поисках болиндеров. И мне дали мануал на английском языке. В США во время ВМВ выпускали трактора с болиндером мощностью 12.5л.с., многотопливные для фермеров. Давление впрыска было 125 ати. Причём там уже была нормальная степень сжатия около 6. Но найти этот мануал сейчас в Интернете я не могу. Простейший болиндер. Естественно средины 20 века и это США.

Я удивился, когда узнал, что даже промышленно развитые страны выпускали “нефтянки” до 60-х годов 20 века.
По “камасутрам” к болиндерам, увы, в Интернете видимо ничего, кроме общих сведений в учебниках, все типы двигателей на 200-х страницах.
Видимо когда вернусь в Питер, придётся записываться в библиотеку и искать информацию на бумажном носителе.
ЯРЛ 25-01-2018 20:40

Пока нефть стоила дешевле питьевой воды болиндеры выпускали во множестве. Ломаться не чему. Последние модели имели калильную свечу, разогреваемую от аккумулятора, вместо запального шара. Кстати форкамерные дизеля происходят от болиндера. Форкамера это и есть запальный шар. В СССР выпускали калильный
двигатель для авиамоделей – “Комета”. Калильная свеча из жаропрочной стали и впрыск под 100 ати позволили создать достаточно современный болиндер. Главное это не высокие обороты, большой крутящий момент и гребной винт большого диаметра – высокое КПД винта и два режима работы: подход-отход и “попёрли!”.

ЯРЛ 25-01-2018 20:42
quote:
информацию на бумажном носителе

В 30-е годы в СССР была выпущена “Техническая энциклопедия”, там много про болиндеры. А вообще смотрите западные ролики про болиндеры, их было много в скандинавских странах. Обычный двухтактный двигатель с газораспределением юбкой поршня!

guns.allzip.org

Нефтяной двигатель – это… Что такое Нефтяной двигатель?

Трактор Lanz Bulldog с одноцилиндровым двухтактным нефтяным двигателем

Нефтяной двигатель, керосиновый двигатель, двигатель с калильной головкой, калоризаторный двигатель, полудизель[1] — двигатель внутреннего сгорания, воспламенение топлива в котором происходит в специальной калильной головке — калоризаторе. Двигатель может работать на различных видах топлива: керосине, лигроине, дизельном топливе, сырой нефти, растительном масле[2] и т. д.

Устройство и принцип действия

Нефтяной двигатель может быть как двухтактным, так и четырёхтактным. Основной особенностью данного типа двигателей является калильная головка (калоризатор), закрытая теплоизоляционным кожухом. Перед запуском двигателя калоризатор должен быть нагрет до высокой температуры при помощи паяльной лампы. При работе двигателя через форсунку в калильную головку поступает топливо, где испаряется. Калильная головка сообщается с полостью цилиндра, откуда поступает сжатый воздух, в результате чего топливо воспламеняется. Степень сжатия у подобных двигателей обычно ниже, чем у дизельных — порядка 8.

Достоинства

  • Простота конструкции;
  • Возможность работы на разных видах топлива без перенастройки;
  • Двухтактные нефтяные двигатели могут работать при любом направлении вращения маховика, для реверсирования необходимо плавно снижать обороты до тех пор, пока очередная вспышка топлива не произойдёт раньше, чем поршень подойдёт достаточно близко к верхней мёртвой точке, после чего маховик останавливается и начинает вращение в обратную сторону.

Недостатки

  • Необходимость прогрева калильной головки до температуры 300—350° перед запуском;
  • Низкий КПД за счёт плохой продувки калоризатора свежим воздухом и низкой степени сжатия[3];
  • Двигатель данной конструкции развивает максимальную мощность на более низких оборотах, чем традиционные дизельные двигатели, отсюда — сильные вибрации и малая удельная мощность. К тому же двигатель требует очень массивного маховика;
  • Высокая температура калильной головки поддерживается за счёт вспышек топлива в цилиндрах, поэтому данный тип двигателя не может без дополнительного подогрева длительное время работать при малой нагрузке и на холостых оборотах.

Применение

Двигатели данного типа выпускались до конца 1950-х годов и применялись в основном в сельскохозяйственной технике, судостроении и на маломощных электростанциях.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

БОЛИНДЕР – это… Что такое БОЛИНДЕР?

  • болиндер — сущ., кол во синонимов: 2 • баржа (13) • двигатель (54) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Николай Книпович (моторно-парусный бот) — «Николай Книпович» …   Википедия

  • двигатель — мотор, движок; движущая сила; болиндер, ветряк, пружина, рычаг, сердце, нефтянка Словарь русских синонимов. двигатель 1. мотор 2. см. рычаг Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • Эскильстуна — У этого термина существуют и другие значения, см. Эскильстуна (значения). Город Эскильстуна швед. Eskilstuna Герб …   Википедия

  • Подвесной мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор  лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… …   Википедия

  • Лодочный мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Судзуки Подвесной лодочный мотор  лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получил большое распространение во второй половине X …   Википедия

  • Лодочный подвесной мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор  лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… …   Википедия

  • Подвесной лодочный мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор  лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… …   Википедия

  • Медаль за выдающуюся службу (НАСА) — Медаль НАСА «За выдающуюся службу» Оригинальное название …   Википедия

  • баржа — барка, баркас, нефтебаржа, брама, коломенка, лихтер, баржонка, шаланда Словарь русских синонимов. баржа сущ., кол во синонимов: 13 • аак (3) • …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru