Баз 6944 – rulibs.com : Наука, Образование : История : Серия плавающих шасси БАЗ-6944 (1979 – 1989 гг.) : Евгений Кочнев : читать онлайн : читать бесплатно

баз-6944

Прототип 12-тонного плавающего шасси БАЗ-6944 с несущим стальным корпусом, 1979 год

Серийное корпусное шасси БАЗ-6944 для ракетного комплекса “Ока”

Специальное плавающее колёсное шасси БАЗ-6944 предназначено для монтажа ПУ и ТЗМ ОТРК 9К714 “Ока”.

По заданию Министерства обороны в марте 1971 года СКБ БАЗ под руководством главного конструктора И. Л. Юрина приступило к созданию принципиально новых видов унифицированных четырехосных дизельных автомобилей и шасси. Все они проектировались в рамках заводской опытно-конструкторской разработки “Основа” и составили одноименное военное семейство, часть которого в военных документах носила кодовое обозначение “Вощина”. Входившие в их состав машины до середины 1990-х годов выпускались в нескольких сухопутных и плавающих исполнениях различного назначения, обладавших существенно повышенными тактико-техническими показателями по мощности (400 – 420 л.с.), грузоподъемности (12 – 17 т.), габаритам, проходимости, быстроходности, экономичности и общей эффективности. Впервые на них были упразднены последующие важнейшие конструктивные принципы Грачева. Все автомобили получили сближенные передние и задние пары ведущих односкатных колес, в том числе четыре передних управляемых, а также независимую рычажно-торсионную подвеску всех колес, но легендарная бортовая схема трансмиссии сохранялась на них до выпуска последней машины этого семейства.

Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколесными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. Для этого шасси совместно с НАМИ была создана специальная трансмиссия – диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической 5-ступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. С целью повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали, а на последующих автомобилях семейства “Основа” ДГП вообще не применялась. В трансмиссию входили также однодисковое сцепление с автоматическим управлением, двухступенчатая раздаточная коробка с одним межбортовым и межтележечным дифференциалом, коробки отбора мощности на электрогенератор и гидронасос, усиленные бортовые передачи и новые колесные редукторы. Для привода двух водометных движителей в трансмиссию были введены еще два дополнительных редуктора. Управление на плаву осуществлялось заслонками водометов и отклонением четырех передних колес. Подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм. В отсеке управления и в грузовой части стояли три водооткачивающих насоса производительностью по 120 л/мин.

В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) “Ока”. Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы “Ока” оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены.

   Технические характеристики:

Колёсная формула 8х8

Формула рулевого управления 12-00

Осевая формула 2-2

Тип шасси корпусное, плавающее

Ширина преодолеваемого рва 1,5 м.

Угол преодолеваемого подъёма 30º

Угол преодолеваемого косогора 20º

Грузоподъёмность 12000 кг.

Снаряженная масса 17000 кг.

Полная масса 29400 кг.

Длина 11700 мм.

Ширина 3130 мм.

Высота 2710 мм.

База 1500+3500+1500 мм.

Колея 2513 мм.

Дорожный просвет 480 мм.

Минимальный радиус поворота:

   на суше 11,3 м.

   на воде 14,5 м.

Максимальная скорость:

   по шоссе без груза 70 км/ч

   с полной нагрузкой 65 км/ч

   на плаву 8,0 км/ч

Максимальный запас хода 1160 км.

Расход топлива:

   контрольный 50 л/100 км

   эксплуатационный 85-190 л/100 км

   Двигатель УТД-25: дизельный, 4-тактный , V-образный, безнаддувный, с непосредственным впрыском топлива, закрытой циркуляционной системой смазки с сухим картером, двухступенчатым инерционным воздушным фильтром, принудительной системой жидкостного охлаждения с одним радиатором, предпусковым подогревателем ПЖД-600 и системой запуска от электростартера или от баллонов со сжатым воздухом

Рабочий объём 21,2 л.

Максимальная мощность 400 л.с.

Размер шин 1300х530-533

Топливные баки 2 шт. по 300 л.

Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 “Ока”

Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса “Ока” на шасси БАЗ-6944

Уникальный автономный ОТРК 9К714 “Ока” повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3-7,5 м. и стартовой массой 4,4-4,6 т. с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300-400 км. они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м., причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс “Ока” приняли на вооружение.

Шасси 6944 для СПУ 9П71 дополнительно снабжалось четырьмя гидравлическими домкратами и более высоким полностью закрытым грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задним скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема направляющей с ракетой в стартовое положение. Для питания бортовой электрической аппаратуры и гидросистем в трансмиссии шасси была предусмотрена установка коробок отбора мощности на дополнительный электрогенератор и гидронасос. Кроме того, в целях обеспечения полной автономности, над третьим мостом помещался вспомогательный дизельный агрегат, приводивший гидронасос. В аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракетной направляющей применялся ручной насос. Боевой расчет состоял из трех человек и размещался в передней кабине управления. Использование такого оригинального спецшасси позволило довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с обеспечением маскировки ракетной системы, скрытностью ее перемещений и дезориентированием потенциального противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета, средства связи, система прицеливания и испытательное оборудование были скрыты от посторонних глаз внутри закрытого корпуса-фургона, и все подготовительные операции производились в режиме абсолютной секретности. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевую готовность не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 сек. до пуска. Длина и ширина установки 9П71 не отличались от параметров шасси 6944, и только высота была на 290 мм. больше. В результате ее общий силуэт и внешность практически не отличались от базового шасси, поэтому с первого взгляда было невозможно отличить пустой автомобиль от мощной боевой системы. Для ТЗМ 9Т230 применялся такой же корпус, но без створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя готовыми к пуску ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного 5-тонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека и получавшего масло под давлением от гидронасоса шасси. При этом длина ТЗМ полной массой около 30 т. по сравнению с шасси увеличилась всего на 100 мм, а высота – на те же 290 мм., что также делало ее малоприметной. Опытные образцы обеих машин собрали на заводе “Баррикады”, а в дальнейшем их комплектацией занимался Петропавловский завод в Казахстане. До 1987 года он собрал 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в основном в Советскую Армию и в ряд стран Варшавского договора.

По своим революционным техническим решениям ОТРК “Ока” не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М.С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс “Ока” не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение, но в последний момент комплекс “Ока” по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось подписать Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В 1988-1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы “Ока”, а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.

Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса “Ока” на шасси БАЗ-6944

nashi-avto.ru

Серия плавающих шасси БАЗ-6944 (1979 – 1989 гг.). Секретные автомобили Советской Армии

Серия плавающих шасси БАЗ-6944

(1979 – 1989 гг.)

Первая же машина семейства «Основа» оказалась наиболее востребованной и самой известной во всем новом брянском поколении: с самого начала она была рассчитана на установку совершенно секретного ракетного комплекса «Ока», впоследствии неожиданно получившего широкую огласку. Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 с полезной нагрузкой 12 т были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколесными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался четырехтактный безнаддувный дизельный двигатель УТД-25 V8 (21,2 л, 400 л.с.) с углом развала цилиндров 120?, выпускавшийся заводом «Барнаултрансмаш». Он снабжался непосредственным впрыском топлива, закрытой циркуляционной системой смазки с сухим картером, двухступенчатым инерционным воздушным фильтром, принудительной системой жидкостного охлаждения с одним радиатором, предпусковым подогревателем ПЖД-600 (55 тыс. ккал/ч) и системой запуска от электростартера или от баллонов со сжатым воздухом. Для этого шасси совместно с НАМИ была создана специальная трансмиссия – так называемая диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической 5-ступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. С целью повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали, а на последующих автомобилях семейства «Основа» ДГП вообще не применялась. В трансмиссию входили также однодисковое сцепление с автоматическим управлением, двухступенчатая раздаточная коробка с одним межбортовым и межтележечным дифференциалом, коробки отбора мощности на электрогенератор и гидронасос, усиленные бортовые передачи и новые колесные редукторы. Для привода двух водометных движителей в трансмиссию были введены еще два дополнительных редуктора. Управление на плаву осуществлялось заслонками водометов и отклонением четырех передних колес. Подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм. В отсеке управления и в грузовой части стояли три водооткачивающих насоса производительностью по 120 л/мин. Вместе с БАЗ-6944 в первую серию входила унифицированная с ним опытная трехосная амфибия БАЗ-5947, а с 1986 года разрабатывался пробный образец шасси 6944 с газотурбинным силовым агрегатом ГАЗ-9021-03 и штатной трансмиссией.

Серийное 400-сильное корпусное шасси БАЗ-6944 для ракетного комплекса «Ока». 1983 год

По сравнению с машинами сходной серии 135ЛМ колесная база БАЗ-6944 возросла до 6500 мм и имела обновленный вид – 1500+3500+1500 мм. Колея увеличилась до 2513 мм. Габаритные размеры составили – 11 700x3130x2710 мм, дорожный просвет под мостами – 480 мм. Минимальный радиус поворота на суше – 11,3 м, на воде – 14,5 м. Снаряженная масса автомобиля – 17,0 т, полная допустимая – 29,4 т. Максимальная скорость по шоссе без груза – 70 км/ч, с полной нагрузкой – 65 км/ч, на плаву – 8,0 км/ч. Контрольный расход топлива – 50 л на 100 км, эксплуатационный – в границах 85 – 190 л. Максимальный запас хода – 1160 км. На суше шасси преодолевало продольные подъемы крутизной 30?, боковой крен в 20? и 1,5-метровый ров.

В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Ока», который стал их единственным предназначением. Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены, но несколько машин серии 6944 сохранились в российских и зарубежных музеях. Незадолго до этих событий на Брянском автозаводе подготовили к производству модернизированное плавающее шасси БАЗ-69441 для нового ракетного комплекса «Ока-М», но о постановке его на вооружение речи уже не шло.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

6944 – СССР в Масштабе

Годы производства: 1979 – 1988
Производитель оригинала: БАЗ
Производитель модели: YVS
Масштаб: 1:43

Разработка нового специального шасси для нового ракетного комплекса началась на Брянском автозаводе сразу же после того как на вооружение была принята «Точка» (шасси БАЗ-5921/5922) в середине 70-х годов. Руководил разработкой конструктор И. Л. Юрин, а новое семейство колёсных многоосников, в которое входил корпусный плавающий БАЗ-6944, получило кодовое название «Основа-1». Первые образцы машины увидели свет в 1979 году.

Компоновка этой машины была схожа с предшественником, БАЗ-5921, но она была больше и мощнее. БАЗ-6944 имел 4 оси с колёсной формулой 8х8. Передние и задние пары осей были сближены, а первая и вторая пары колёс – управляемые. Машина получила дизельный 8-ми цилиндровый двигатель мощностью 400 л.с., а два водомётных движителя обеспечивали ей движение через водные преграды. Максимальная скорость БАЗ-6944 по суше составляла 70 км/ч, а по воде – 8 км/ч. Герметичная кабина с клиновидным профилем вмещала в себя экипаж из 4-х человек, сразу за кабиной находился двигатель, а за ним шёл грузовой отсек.

Этот восьмилапый монстр должен был стать шасси для не менее внушительного ракетного комплекса «Ока», в классификации НАТО обозначавшегося как SS-23 “Spider”. Разработка «Оки» велась под руководством С. П. Непобедимого (он же был создателем «Малютки», «Точки» и современного «искандера») и в 1980 году новый ракетный комплекс поступил на вооружение Советской армии. Дальность полёта управляемой сверхточной ракеты, запущеной «Окой» составляла 400 км, она не засекалась радарами ПВО, и американская система Patriot с появлением «Оки» оказалась неэффективной. Советская технология, воплощённая в новом ракетном комплексе, опередила западные аналоги как минимум на десяток лет.

«А вот конец, хоть не трагичный, но досадный»: началась Перестройка, Горбачёв в своём безудержном стремлении угодить США начал разоружение. Согласно договору советского генсека и американского президента, должны были быть уничтожены ракетные комплексы с дальностью стрельбы от 500 до 5000 километров.

www.ussrtoscale.com

Боевая ракета “Ока”: фото, технические характеристики

Как утверждают военные специалисты, в ходе проведения боевых действий, враждующие стороны стремятся максимально ограничить противостояние на переднем крае. Борьба ведется во вторых эшелонах. Такая стратегия позволяет сохранить живую силу и в подходящий момент нанести противнику решающий удар. Это возможно благодаря применению авиации. Однако использование боевых самолетов ограничивают погодные факторы. Поэтому одним из самых эффективных средств поражения считается ракетный комплекс.

В течение нескольких десятилетий подобные орудия состоят на вооружении развитых государств. В Советском Союзе долгое время защиту от вероятного противника обеспечивала ракета «Ока». Описание, предназначение и технические характеристики данного комплекса представлены в статье.

Знакомство

Ракета «Ока», или ОТР-23 (ГРАУ 9К714), является советским оперативно-тактическим комплексом армейского звена. В НАТО он значится как SS-23 Spider. Разработан Коломенским конструкторским бюро под руководством С.П. Непобедимого.

О требованиях к ОТР

Из-за сложившейся в 70-е годы общественно-политической ситуации в первых разработках тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов использовалось исключительно ядерное боевое оснащение. Ракеты, такие ТРК и ОТРК, отличались низкой точностью попадания. Кроме того, они, как утверждают специалисты, теоретически не всегда могли успешно преодолевать средства противоракетной обороны противника. Измененная вскоре военно-политическая ситуация стала толчком к использованию в ТРК и ОТРК обычного (неядерного) оснащения. Специалистами были сформулированы основные требования, которые следовало учитывать в производстве комплексов. В соответствии с данными требованиями, боевые машины должны быть:

  • Автономными, мобильными, маневренными и обладать высокой проходимостью.
  • Способными обеспечивать скрытую подготовку с дальнейшим нанесением ракетных ударов.
  • Приспособленными к использованию на инженерно и топогеодезически неисследованных стартовых позициях.
  • Надежными и удобными в эксплуатации.
  • Независящими от температурного режима.

Кроме того, ОТРК должны обладать высокой вероятностью преодоления средств, противоракетной обороны противника. В них желательно максимально автоматизировать процессы подготовки и запуска ракеты, а также уменьшить время на развертывание самоходных пусковых установок и подготовку к запуску ракеты.

История создания

Советская ракета «Ока» разрабатывалась с 1973 года. ОТР-23 планировали заменить ракетный комплекс 9К72. В Московском институте теплотехники с 1972-го велись конструкторские работы по оперативно-тактической ракете «Уран». По завершению эскизный проект был передан в Конструкторское бюро машиностроения в городе Коломне. Министром оборонной промышленности С.А. Зверевым в марте 1973 года было подписано постановление №169-57 о начале работ по новому оперативно-тактическому ракетному комплексу СССР. Ракета «Ока» создавалась на базе ОТР «Уран».

Обустройство полигона

С 1975-го велись подготовительные работы к летным испытаниям ракеты «Ока», местом для которых стал полигон Капустин Яр, а именно площадка № 231. Перед тестированием подготовили стартовую позицию, отремонтировали монтажно-испытательный корпус, оснастив его 15-метровым навесом. Сверху на него постелили маскирующее покрытие «Ворс», задача которого – обеспечивать защиту от вражеских средств космической разведки. Полигон был полностью готов в 1977 году.

Об испытании

1977-й стал годом первых летных испытаний ракеты СССР «Ока». Порядок проведения тестирования, задачи и обязанности членов комиссии были согласованы на совещании, которое проходило в сентябре в КБ Машиностроения. Всего планировалось запустить 31 ракету «Ока». Тестирование государственного уровня производилось в период с 1978-го по 1979-й. Были испытаны такие характеристики ракеты «Ока», как воздействие на комплекс электромагнитных излучений и особенности работы ОТР в жарком и холодном климатах. Первый запуск был произведен в октябре 1977 года. Ракета «Ока» совершила небольшой перелет. По мнению специалистов, старт комплексом был выполнен нормально, а перелет на 8 тыс. метров произошел по причине сбоя бортового процессора.

О предназначении

Советская ракета «Ока» способна эффективно уничтожать малоразмерные и площадные цели противника: ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, дальнобойную артиллерию, вражескую авиацию, расположенную на аэродромах, командные пункты, важные узлы связи, базы и арсеналы. Кроме того, как утверждают специалисты, при помощи комплекса ОТР-23 можно уничтожать важнейшие объекты промышленной инфраструктуры противника.

О составе комплекса

ОТР-23 представлял собой систему из следующих компонентов:

  • Твердотопливной ракеты 9К714.
  • Систем, отвечающих за наведение ракеты на цель и управление во время ее полета.
  • Самоходной пусковой установки.
  • Шасси.
  • Транспортно-заряжающей машины.
  • Учебных средств.
  • Машины техобслуживания.

О системе наведения и управления

Коррекцию траектории боевой ракеты «Ока» на активном участке полета осуществляла система 9Б81. Управление производили специальные поворотные двигательные сопла и решетчатые аэродинамические рули. Управляющее оборудование было представлено следующими составными:

  • Командно-гироскопическим прибором (КГП) 9Б86. Для ОТР-23 предусмотрена гиростабилизированная платформа, на которой размещены датчики скоростей и ускорений.
  • Цифровым вычислительным устройством 9Б84.
  • Аналоговым вычислителем 9Б83.
  • Блоком автоматики.
  • Блоком 9Б813, осуществляющим регулировку электропитания.
  • Оптико-электронной системой 9Ш133, отвечающей за прицеливание. Аналогичной системой оборудована также ОТР «Точка».

Как работала система 9Б81?

Наведение ракеты осуществлялось, когда она находилась в вертикальном положении в пусковой установке. Для этого в сторону цели нужно было повернуть гиростабилизированную платформу. Стартовав, ракета начинала движение к заданному объекту под предусмотренным для нее углом. Даже после того, как она преодолевала активный участок, управленческая система не прекращала своей работы. Повышение точности ракеты обеспечивались аэродинамическими рулями, которые начинали функционировать в плотных атмосферных слоях.

Преодоление противодействия средств ПРО противника было возможно путем применения следующих техник:

  • Маневрирования сразу после запуска ракеты.
  • Установления высокой траектории полета.
  • Придания ракете большой скорости.
  • Оснащения головной части специальным термозащитным покрытием.
  • Запуска несколько активных и пассивных помех после отсоединения боевой части (БЧ). Их задача – имитировать боевые части орудия.

Как утверждают специалисты, теоретически наведение противоракетных средств обороны противника было бы затруднено, если бы ракета заправлялась топливом со специальными присадками. Однако реализовать данную версию на практике не представилось возможным.

О СПУ и шасси

Комплекс оснащен самоходной пусковой установкой (СПУ) 9П71. Изготовителем опытных образцов стал завод «Баррикады». Серийное производство осуществлялось в Казахстане работниками Петропавловского завода тяжелого машиностроения им. Ленина. Самоходную пусковую установку с двумя ракетами установили на транспортно-заряжающую машину (ТЗМ 9Т230) с шасси БАЗ-6944. Местом управленческой кабины стала передняя часть шасси. БАЗ состояла из моторного отсека и грузового отделения. Для восьмиколесного шасси предусмотрена независимая торсионная подвеска и широкопрофильные шины с переменным давлением. Повороты выполняли первые две пары колес. Кроме того, на машине имелись два водометных движителя, при помощи которых, БАЗ преодолевала водные преграды. Располагались ракеты на СПУ открыто, без использования транспортно-пусковых контейнеров. Местом для расположения стартового и испытательно-пускового оборудования, средств связи и систем, обеспечивающих прицеливание, стала внутренняя часть СПУ.

О транспортной машине

Транспортировались ракеты в специальных контейнерах 9Я249. Для этой цели использовались транспортные машины 9Т240. Для перевозки боевых частей ракет предназначались отдельные контейнеры 9Я251.

О 9К714

Комплекс оснащался твердотопливной ракетой 9К714, для которой была характерна одноступенчатая схема исполнения. Кроме того, ракета «Ока» (фото представлено в статье) имела отделяемую головную часть. В производстве ракетных блоков использовался армированный углепластик.

Сверху на поверхность наносили специальный теплозащитный слой. Компоновка ракеты представлена следующими отсеками:

  • Двигательным. В нем были расположены сопловый блок и аэродинамические рули.
  • Приборным.
  • Переходным. Представлял собой конусообразное изделие, соединяющее ракетный блок и БЧ. Масса переходника составляла 80 кг.

Кроме того, в комплексе имелась отделяемая боевая часть. Процедура отделения БЧ происходила путем отстрела пироболтов, после чего в ракетном блоке включался тормозной двигатель.

Местом тормозной двигательной установки являлась хвостовая часть блока. Данную установку испытывали в течение 1978-1983 гг. В 9К714 использовали инерциальную управленческую систему. Перед запуском на замену головной части уходило не более 15 минут. На активном участке полета 9К714 способна была развить скорость 4М. Серийное производство твердотопливных ракет было осуществлено Воткинским машиностроительным заводом.

О боевом оснащении

9К714 была представлена следующими вариантами:

  • 9К714Б. Содержала ядерную головную часть АА-75. Показатель ее максимальной дальности действия составлял 500 тыс. метров.
  • 9М714Ф. Для ракеты был предусмотрен осколочно-фугасный тип головной части. Масса ГЧ не превышала 450 кг. Максимальная дальность действия ракеты не более 450 тыс. метров.
  • 9М714К. Для ракет были предусмотрены кассетные головные части. Весили ГЧ в пределах 715 кг. В них содержались суббоеприпасы по 95 единиц, весом по 4 кг. По достижении твердотопливной ракетой 3-км высоты происходило вскрытие ее головной части. Поражались площади до 100 тыс. м.кв.

Кроме вышеперечисленных вариантов, головные части ракет 9К714 могли также содержать химические отравляющие вещества.

Об основных тактико-технических характеристиках ракеты «Ока»

  • ОТР-23 является оперативно-тактическим ракетным комплексом, состоящим на вооружении армии РФ в 80-е годы прошлого века.
  • Был рассчитан на минимальную дальность стрельбы 15 тыс. м.
  • Показатель максимальной дальности полета ракеты составлял 120 тыс. м.
  • Отличался высокоточной стрельбой.
  • Показатель стартовой массы комплекса составлял 2010 кг.
  • Подготовка к запуску ракеты занимала не более 2 мин.
  • Вес ПУ с 9К714 – 181 145 кг.
  • Пусковая установка по ровной поверхности двигалась со скоростью 60 км/ч, вплавь – 8 км/ч.
  • Полностью загруженная боевая машина обладала топливным запасом хода на 650 км.
  • Технически БМ была рассчитана на преодоление не менее 15 тыс. м.
  • Экипаж состоял из трех человек.
  • Твердотопливная ракета исправно функционировала в температурном диапазоне от -40 до +50 градусов.
  • Эксплуатационный срок 9К714 составлял не более 10 лет.
  • Масса боевой части ракеты – 482 кг.
  • Вес ракеты без БЧ – 3990 кг.

Годы службы

ОТР-23 был принят на вооружение в 1980 году. Серийное производство оперативно-тактических ракетных комплексов осуществлялось в течение 1979-1987 гг. В 1987-м, после советско-американской встречи в Вашингтоне, состоявшейся в декабре, руководством СССР было принято решение о ликвидации ракет средней и малой дальности.

Поскольку комплекс «Ока» обладал дальностью до 400 тыс. метров, он, по мнению специалистов, не должен был попасть в этот список. Тем не менее, несмотря на соответствие общепринятым критериям, ОТР-23 стал одним из сокращаемых комплексов.

Наши дни

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, предприятиями, обеспечивающими нужды оборонно-промышленного комплекса России, используются конструкторские наработки ракеты «Ока». «Искандер», сменивший советский ОТР-2, по мнению российских и американских экспертов, сегодня считается самым перспективным. Ввиду высокой точности и дальности полета ракет, данный комплекс является эффективным военно-политическим инструментом, используемым при расстановке сил и предотвращении начала любого конфликта.

fb.ru

Е. Кочнев – “Секретные автомобили Советской Армии”. Ч.37


 Первая серия третьего поколения, некоторые составные части которой были приняты на вооружение в 1989 году, являлась наиболее обширной и разнообразной. Ее разработка осуществлялась во второй половине 1980-х годов под руководством главного конструктора Ю. И. Мосина. В заводской документации она имела обозначение «Основа-1», но военные присвоили ей собственный индекс «Вощина», который затем носила вся последующая военная продукция БАЗ вплоть до середины 1990-х. Несмотря на явный прогресс, силовая установка этих автомобилей оставляла желать лучшего, являясь олицетворением возврата к уже устаревшей двухмоторной схеме. Она состояла из двух двигателей КамАЗ по 210 л.с. и основных механических элементов трансмиссии, также заимствованных от камских грузовиков. В 1980-е годы их вынужденно продолжали считать верхом совершенства, а Министерство обороны заодно решило сэкономить на них за счет применения узлов недорогой серийной продукции. Развитием амфибии БАЗ-6944 в этой гамме стало плавающее корпусное шасси 69441, на котором планировалось смонтировать новую ракетную систему. Его оригинальным вариантом являлась внешне такая же машина 69481 с водоизмещающим корпусом повышенной грузоподъемности, но предназначенная только для применения на суше. Большие надежды военные возлагали на модернизированное 14-тонное сухопутное шасси 69501, для которого был разработан шлейф кузовов и спецнадстроек, и на принципиально новый короткобазный артиллерийский тягач 6953 для буксировки тяжелых орудий. К специальным опытным разработкам относились бортовой автомобиль 69502 с вынесенной вперед полностью металлической кабиной увеличенного объема и сходное с ним самое грузоподъемное во всем семействе 17-тонное шасси 6954, разработанные в 1990 году под руководством главного конструктора В. П. Трусова. Все новые сухопутные версии могли эксплуатироваться при температуре до – 50 ?С и кратковременно работать на высоте 4650 м, обладали в 1,5 раза более высоким гарантийным пробегом (30 тыс. км) и вдвое увеличенным сроком службы – 10 лет. Огромным надеждам на оснащение Советской Армии столь совершенной автотехникой не было суждено сбыться. В результате вся эта гамма считается одновременно наиболее перспективной и самой несчастливой. Практически все входившие в нее автомобили остались в опытных образцах или были собраны небольшими партиями: появившиеся в самый разгар пацифистских настроений в советской верхушке, они уже не могли вообще на что-либо рассчитывать. К тому времени приток военных заказов прекратился, и завод оказался на грани банкротства. Столь грустную ситуацию усугубил самый совершенный сверхточный ракетный комплекс «Ока» на шасси БАЗ-6944, который «случайно» попал в Договор о ликвидации РСМД и затем был подобострастно уничтожен.

 Вопреки пессимистическим прогнозам, в трудном 1994 году появилась коротенькая вторая серия третьего поколения четырехосных машин семейства «Основа-1». Скорее всего, ее создатели не рассчитывали на скорое применение их в войсках, но к тому времени случились серьезные и неожиданные изменения в составе основных поставщиков силовых агрегатов, и брянским конструкторам следовало срочно перестраиваться в изменившейся обстановке. Иными словами, в середине апреля 1993 года сгорел моторный цех КамАЗа, и СКБ БАЗ пришлось вернуться к своим истокам, когда на шасси 135МБ впервые появился 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н. Когда же его переставили на шасси 69501 и 6953, в программе появились новый армейский бортовой вариант 69506 и модернизированный артиллерийский тягач 69531 с механическими агрегатами трансмиссии и всё теми же легендарными бортовой системой передачи мощности и стеклопластиковой кабиной. С окончанием военных испытаний и приемки новой техники история перспективного поколения «Основа» закончилась, а незадолго до того завершился советский период творчества конструкторов СКБ Брянского автозавода. Небольшое количество машин семейства «Основа», чудом успевших попасть в Вооруженные Силы СССР, было снято с вооружения Российской Армии Постановлением Совмина от 11 сентября 1998 года.

 Настоящие известность и признание самоотверженного труда коллектива Брянского автозавода в неимоверно трудных для отечественной военной автотехники условиях пришли только в 2000-е годы, но этот период уже выходит за рамки книги.

Серия плавающих шасси БАЗ-6944 (1979 – 1989 гг.)
 Первая же машина семейства «Основа» оказалась наиболее востребованной и самой известной во всем новом брянском поколении: с самого начала она была рассчитана на установку совершенно секретного ракетного комплекса «Ока», впоследствии неожиданно получившего широкую огласку. Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 с полезной нагрузкой 12 т были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколесными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался четырехтактный безнаддувный дизельный двигатель УТД-25 V8 (21,2 л, 400 л.с.) с углом развала цилиндров 120?, выпускавшийся заводом «Барнаултрансмаш». Он снабжался непосредственным впрыском топлива, закрытой циркуляционной системой смазки с сухим картером, двухступенчатым инерционным воздушным фильтром, принудительной системой жидкостного охлаждения с одним радиатором, предпусковым подогревателем ПЖД-600 (55 тыс. ккал/ч) и системой запуска от электростартера или от баллонов со сжатым воздухом. Для этого шасси совместно с НАМИ была создана специальная трансмиссия – так называемая диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической 5-ступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. С целью повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали, а на последующих автомобилях семейства «Основа» ДГП вообще не применялась. В трансмиссию входили также однодисковое сцепление с автоматическим управлением, двухступенчатая раздаточная коробка с одним межбортовым и межтележечным дифференциалом, коробки отбора мощности на электрогенератор и гидронасос, усиленные бортовые передачи и новые колесные редукторы. Для привода двух водометных движителей в трансмиссию были введены еще два дополнительных редуктора. Управление на плаву осуществлялось заслонками водометов и отклонением четырех передних колес. Подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм. В отсеке управления и в грузовой части стояли три водооткачивающих насоса производительностью по 120 л/мин. Вместе с БАЗ-6944 в первую серию входила унифицированная с ним опытная трехосная амфибия БАЗ-5947, а с 1986 года разрабатывался пробный образец шасси 6944 с газотурбинным силовым агрегатом ГАЗ-9021-03 и штатной трансмиссией.
 Серийное 400-сильное корпусное шасси БАЗ-6944 для ракетного комплекса «Ока». 1983 год
 По сравнению с машинами сходной серии 135ЛМ колесная база БАЗ-6944 возросла до 6500 мм и имела обновленный вид – 1500+3500+1500 мм. Колея увеличилась до 2513 мм. Габаритные размеры составили – 11 700x3130x2710 мм, дорожный просвет под мостами – 480 мм. Минимальный радиус поворота на суше – 11,3 м, на воде – 14,5 м. Снаряженная масса автомобиля – 17,0 т, полная допустимая – 29,4 т. Максимальная скорость по шоссе без груза – 70 км/ч, с полной нагрузкой – 65 км/ч, на плаву – 8,0 км/ч. Контрольный расход топлива – 50 л на 100 км, эксплуатационный – в границах 85 – 190 л. Максимальный запас хода – 1160 км. На суше шасси преодолевало продольные подъемы крутизной 30?, боковой крен в 20? и 1,5-метровый ров.

 В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Ока», который стал их единственным предназначением. Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены, но несколько машин серии 6944 сохранились в российских и зарубежных музеях. Незадолго до этих событий на Брянском автозаводе подготовили к производству модернизированное плавающее шасси БАЗ-69441 для нового ракетного комплекса «Ока-М», но о постановке его на вооружение речи уже не шло.

Ракетный комплекс «Ока» (1979 – 1987 гг.)
 Уникальный автономный ОТРК 9К714 «Ока» повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3 – 7,5 м и стартовой массой 4,4 – 4,6 т с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300 – 400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м, причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс «Ока» приняли на вооружение.

 Шасси 6944 для СПУ 9П71 дополнительно снабжалось четырьмя гидравлическими домкратами и более высоким полностью закрытым грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задним скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема направляющей с ракетой в стартовое положение. Для питания бортовой электрической аппаратуры и гидросистем в трансмиссии шасси была предусмотрена установка коробок отбора мощности на дополнительный электрогенератор и гидронасос. Кроме того, в целях обеспечения полной автономности, над третьим мостом помещался вспомогательный дизельный агрегат, приводивший гидронасос. В аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракетной направляющей применялся ручной насос. Боевой расчет состоял из трех человек и размещался в передней кабине управления. Использование такого оригинального спецшасси позволило довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с обеспечением маскировки ракетной системы, скрытностью ее перемещений и дезориентированием потенциального противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета, средства связи, система прицеливания и испытательное оборудование были скрыты от посторонних глаз внутри закрытого корпуса-фургона, и все подготовительные операции производились в режиме абсолютной секретности. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевую готовность не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 с до пуска. Длина и ширина установки 9П71 не отличались от параметров шасси 6944, и только высота была на 290 мм больше. В результате ее общий силуэт и внешность практически не отличались от базового шасси, поэтому с первого взгляда было невозможно отличить пустой автомобиль от мощной боевой системы. Для ТЗМ 9Т230 применялся такой же корпус, но без створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя готовыми к пуску ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного 5-тонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека и получавшего масло под давлением от гидронасоса шасси. При этом длина ТЗМ полной массой около 30 т по сравнению с шасси увеличилась всего на 100 мм, а высота – на те же 290 мм, что также делало ее малоприметной. Опытные образцы обеих машин собрали на заводе «Баррикады», а в дальнейшем их комплектацией занимался Петропавловский завод в Казахстане. До 1987 года он собрал 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в основном в Советскую Армию и в ряд стран Варшавского договора.


 Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». 1983 год

 Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса «Ока» на шасси БАЗ-6944. 1986 год
 По своим революционным техническим решениям ОТРК «Ока» не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М. С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс «Ока» не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение. Однако специалисты США и НАТО откровенно боялись новых ракетных систем, разработка которых в США потребовала бы вложения сотен миллиардов долларов. Используя слабую осведомленность высшего советского руководителя в военных делах и его самоотверженное желание угодить Западу, в последний момент комплекс «Ока» по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось только доставить очередное удовольствие американцам и «подмахнуть» Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В военных кругах СССР столь опрометчивый поступок Горбачева вызвал шок, и до сих пор в личном общении бывшие советские офицеры оценивают это событие как изысканное предательство, добавляя к нему прочие более хлесткие непечатные выражения. В 1988 – 1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы «Ока», а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.

 Еще в 1982 году, параллельно с внедрением системы «Ока», началась разработка фронтового ОТРК «Ока-М» для монтажа на новый 13-тонный плавающий автомобиль БАЗ-69441 с герметичным водоизмещающим корпусом. Вместе с ним проектировался также вариант «Ока-У» на сходном неплавающем шасси БАЗ-69481. Разработкой шасси 69441 занимался ведущий конструктор С. Н. Шалавасов под руководством нового главного конструктора Ю. И. Мосина. По общей концепции автомобиль не отличался от предшественника 6944, но относился уже к первой серии третьего поколения «Основа-1» и потому вновь получил двухмоторную компоновку с двумя потоками мощности на колеса и на водометы. На нем устанавливали два дизельных двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., две коробки передач и уже известную цепочку бортовых систем. Вторым нововведением стала вспомогательная рама лестничного типа из профилей Z-образного сечения с поперечинами, вваренная в основание корпуса. К ней крепили передние и задние буксирные приспособления и швартовочные скобы. В комплектацию машины вошла автоматическая система пожаротушения «Роса-2».


 Опытное 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для ракетного комплекса «Ока-М». 1987 год
 Снаряженная масса шасси 69441 возросла до 18,0 т, полная достигала 31,4 т. Габаритные размеры составили 12 000x3130x3100 мм, радиус поворота на суше увеличился до 13,5 м. Скорость передвижения на шоссе осталась прежней (70 км/ч), средняя скорость на плаву – 9,0 км/ч с максимумом до 9,7 км/ч. Контрольный расход топлива – 60 л на 100 км, эксплуатационный – до 200 л. С увеличением собственной массы запас хода снизился до 967 км.

 Прототип шасси БАЗ-69441 появился в 1987 году, на следующий год успел пройти цикл государственных испытаний и в 1989-м официально поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный в далекой Америке комплексу «Ока», заставил заморозить все дальнейшие разработки и по системе «Ока-М». Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате, вместо постановки на производство, перспективное шасси 69441 в один миг превратилось в опытный образец, и все работы по нему пришлось прекратить.

sibnarkomat.livejournal.com

Искандер vs Ока – Это стоит прочитать


ОТРК “Искандер” (9К720)

ОТРК “Ока” (9К714)


Тип

Оперативно-тактический ракетный комплекс

Оперативно-тактический ракетный комплекс


Статус

Эксплуатируется

Снят с вооружения


Принят на вооружение

2006

1980


Эксплуатация

С 2006 по н.вр

1980-1987 (в СССР)


Произведено (пусковых установок/транспортно-заряжающих машин/ракет)

~24/н.д./н.д.

106/88/208

Во время разваливающейся экономики СССР за 7 лет было произведено в 4 раза больше ПУ, чем за 5 лет развитой экономики России.

Состав комплекса

Самоходная пусковая установка

(9П78, 9П78Э) — предназначена для хранения, транспортировки, подготовки и запуска по цели двух ракет 9М723К1 (в экспортном варианте 1 ракета). СПУ может реализовываться на базе специального колёсного шасси МЗКТ-7930 производства Минского завода колесных тягачей (Белоруссия) . Полная масса 42 т, полезная нагрузка 19 т, скорость передвижения по шоссе/грунтовой дороге 70/40 км/ч, запас хода по топливу 1000 км. Расчёт 3 человека.

9П71 выполнена на 4-осном плавающем шасси БАЗ-6944, с V-образным двигателем УТД25 мощностью 400 л. с. Шасси изготавливались на Брянском автомобильном заводе. Для преодолевания водных преграды машина оснащалась двумя водометными движителями.Расположение ракеты на СПУ открытое, без транспортно-пускового контейнера. Все стартовое оборудование, средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование находилось внутри СПУ и обслуживалось расчётом из трех человек. Время подготовки к пуску с марша составляло менее 5 минут. Прицеливание осуществлялось при горизонтальном положении ракеты и положении шасси с максимальным отклонением в 90 градусов от плоскости стрельбы. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществлялся за 20 секунд до пуска.


Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ)

9Т250 (9Т250Э) — предназначена для транспортировки дополнительных двух ракет. Реализована на шасси МЗКТ-7930, оснащена погрузочным краном. Полная боевая масса 40 т. Расчёт 2 человека.

9Т230 выполнялась на самоходном шасси БАЗ-6944. На ТЗМ осуществлялась перевозка двух ракет.


Командно-штабная машина (КШМ)

9С552 — предназначена для управления всем комплексом «Искандер». Реализована на колёсном шасси КАМАЗ-43101. Радиостанция Р-168-100КАЕ «Акведук». Расчёт 4 человека.

Отсутствует, функции выполнялись в СПУ


Машина регламента и технического обслуживания (МРТО)

предназначена для проверки бортовой аппаратуры ракет и приборов, для проведения текущего ремонта. Реализована на колёсном шасси КамАЗа. Масса 13,5 тонн, время развёртывания не превышает 20 минут, время автоматизированного цикла регламентной проверки бортовой аппаратуры ракеты — 18 минут, расчёт 2 человека.

Отсутствует, проверка ракеты проводилась на СПУ.


Пункт подготовки информации (ППИ)

9С920, КАМАЗ-43101) — предназначена для определения координаты цели и подготовки полетных заданий для ракет с последующей их передачей на СПУ. ППИ интегрирован со средствами разведки и может получать задания и назначенные цели из всех необходимых источников, в том числе со спутника, самолета или беспилотника. Расчет 2 человека.

Отсутствует, все проводилось в СПУ


Машина жизнеобеспечения (МЖО)

предназначена для размещения, отдыха и приёма пищи боевых расчётов. Реализована на колёсном шасси КамАЗ 43118. Машина имеет в своем составе: отсек отдыха и отсек бытового обеспечения. Отсек отдыха имеет 6 спальных мест вагонного типа с откидными верхними лежаками, 2 рундука, встроенные шкафчики, открывающееся окно. Отсек бытового обеспечения имеет 2 рундука с сидениями, складной подъемный стол, систему водоснабжения с баком на 300 литров, бачок для подогрева воды, насос для перекачки воды, систему слива, мойку, сушилку для одежды и обуви.

Отсутствовует

Как говорил один из командиров 22 ОРБр  (ОТРК «Эльбрус»)полковник Давыдов И.В.: «Если наша бригада сделает хотя бы один пуск, то мы все получим звание Героя Советского Союза…Посмертно!»

Транспортная машина


9Т240, на которой осуществлялась перевозка ракет отдельно от боевой части в специальном контейнере 9Я249. Боевые части перевозились отдельно в в контейнере 9Я251.

Почему-то в наше время о доп. Запасе ракет и ГЧ не задумались…



Ракета 9M714К/9М714Б


Стартовая масса ракеты (кг)

3800

4630 / 4400


Масса боевой части(кг)

480

715 / 375


Длина (м)

7.2

7,516 / 7,315


Дальность стрельбы, км

50-500 (280 Искандер-Э)

50-400


Круговое вероятное отклонение (м)

1-30

35



Ракета комплекса 9М723К1 имеет одну ступень с твердотопливным двигателем. Траектория движения квазибаллистическая, ракета управляется на протяжении всего полёта при помощи аэродинамических и газодинамических рулей. Изготовлена с применением технологий понижения радиолокационной заметности (аналог технологии малой заметности стран НАТО «Стелс»): малая поверхность рассеивания, специальные покрытия, малый размер выступающих частей. Бо́льшая часть полета проходит на высоте около 50 км. Ракета ведет интенсивное маневрирование с перегрузками порядка 20-30 единиц на начальном и конечном участках полёта. Система наведения смешанная: инерциальная на начальном и среднем участке полёта и оптическая (с использованием ГСН разработки ЦНИИ автоматики и гидравлики, ЦНИИАГ) на конечном участке полёта, чем достигается высокая точность. Возможно использование GPS/GLONASS в дополнение к инерциальной системе наведения.

Твердотопливная ракета 9К714 была выполнена по одноступенчатой схеме и оснащалась отделяемой головной частью. В ракете использовалась инерциальная система управления. Для повышения точности попадания на комплексе «Ока-У» использовалась коррекция по данным радиолокационной головки самонаведения. Ракета оснащалась как обычными головными частями, так и ядерной, мощностью 10-50 кт. Замена головных частей на стартовой позиции производилась в течение 15 минут. В конце активного участка траектории ракета достигала скорости 4М. Управление осуществлялось с помощью хвостовых решетчатых аэродинамических рулей. Высота наивысшей точки баллистической траектории — 120 км. Ракета оснащалась комплексом преодоления ПРО (КСП ПРО), созданным в ГосЦНИРТИ под руководством И. Куприянова. Использование КСП ПРО уменьшало вероятность перехвата зенитными ракетными комплексами. Повышению боевой эффективности также способствовали малое время перехода из походного положения в состояние боевой готовности, автономность комплекса, высокая автоматизация предстартовой подготовки, достаточно высокая эффективность применения обычных головных частей (благодаря КВО 30 метров).


igorpmigse.livejournal.com

rulibs.com : Наука, Образование : История : Серия плавающих шасси БАЗ-6944 (1979 – 1989 гг.) : Евгений Кочнев : читать онлайн : читать бесплатно

Серия плавающих шасси БАЗ-6944

(1979 – 1989 гг.)

Первая же машина семейства «Основа» оказалась наиболее востребованной и самой известной во всем новом брянском поколении: с самого начала она была рассчитана на установку совершенно секретного ракетного комплекса «Ока», впоследствии неожиданно получившего широкую огласку. Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 с полезной нагрузкой 12 т были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколесными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался четырехтактный безнаддувный дизельный двигатель УТД-25 V8 (21,2 л, 400 л.с.) с углом развала цилиндров 120º, выпускавшийся заводом «Барнаултрансмаш». Он снабжался непосредственным впрыском топлива, закрытой циркуляционной системой смазки с сухим картером, двухступенчатым инерционным воздушным фильтром, принудительной системой жидкостного охлаждения с одним радиатором, предпусковым подогревателем ПЖД-600 (55 тыс. ккал/ч) и системой запуска от электростартера или от баллонов со сжатым воздухом. Для этого шасси совместно с НАМИ была создана специальная трансмиссия – так называемая диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической 5-ступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. С целью повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали, а на последующих автомобилях семейства «Основа» ДГП вообще не применялась. В трансмиссию входили также однодисковое сцепление с автоматическим управлением, двухступенчатая раздаточная коробка с одним межбортовым и межтележечным дифференциалом, коробки отбора мощности на электрогенератор и гидронасос, усиленные бортовые передачи и новые колесные редукторы. Для привода двух водометных движителей в трансмиссию были введены еще два дополнительных редуктора. Управление на плаву осуществлялось заслонками водометов и отклонением четырех передних колес. Подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм. В отсеке управления и в грузовой части стояли три водооткачивающих насоса производительностью по 120 л/мин. Вместе с БАЗ-6944 в первую серию входила унифицированная с ним опытная трехосная амфибия БАЗ-5947, а с 1986 года разрабатывался пробный образец шасси 6944 с газотурбинным силовым агрегатом ГАЗ-9021-03 и штатной трансмиссией.


Серийное 400-сильное корпусное шасси БАЗ-6944 для ракетного комплекса «Ока». 1983 год


По сравнению с машинами сходной серии 135ЛМ колесная база БАЗ-6944 возросла до 6500 мм и имела обновленный вид – 1500+3500+1500 мм. Колея увеличилась до 2513 мм. Габаритные размеры составили – 11 700x3130x2710 мм, дорожный просвет под мостами – 480 мм. Минимальный радиус поворота на суше – 11,3 м, на воде – 14,5 м. Снаряженная масса автомобиля – 17,0 т, полная допустимая – 29,4 т. Максимальная скорость по шоссе без груза – 70 км/ч, с полной нагрузкой – 65 км/ч, на плаву – 8,0 км/ч. Контрольный расход топлива – 50 л на 100 км, эксплуатационный – в границах 85 – 190 л. Максимальный запас хода – 1160 км. На суше шасси преодолевало продольные подъемы крутизной 30º, боковой крен в 20º и 1,5-метровый ров.

В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Ока», который стал их единственным предназначением. Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены, но несколько машин серии 6944 сохранились в российских и зарубежных музеях. Незадолго до этих событий на Брянском автозаводе подготовили к производству модернизированное плавающее шасси БАЗ-69441 для нового ракетного комплекса «Ока-М», но о постановке его на вооружение речи уже не шло.

Ракетный комплекс «Ока» (1979 – 1987 гг.)

Уникальный автономный ОТРК 9К714 «Ока» повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3 – 7,5 м и стартовой массой 4,4 – 4,6 т с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300 – 400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м, причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс «Ока» приняли на вооружение.

Шасси 6944 для СПУ 9П71 дополнительно снабжалось четырьмя гидравлическими домкратами и более высоким полностью закрытым грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задним скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема направляющей с ракетой в стартовое положение. Для питания бортовой электрической аппаратуры и гидросистем в трансмиссии шасси была предусмотрена установка коробок отбора мощности на дополнительный электрогенератор и гидронасос. Кроме того, в целях обеспечения полной автономности, над третьим мостом помещался вспомогательный дизельный агрегат, приводивший гидронасос. В аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракетной направляющей применялся ручной насос. Боевой расчет состоял из трех человек и размещался в передней кабине управления. Использование такого оригинального спецшасси позволило довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с обеспечением маскировки ракетной системы, скрытностью ее перемещений и дезориентированием потенциального противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета, средства связи, система прицеливания и испытательное оборудование были скрыты от посторонних глаз внутри закрытого корпуса-фургона, и все подготовительные операции производились в режиме абсолютной секретности. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевую готовность не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 с до пуска. Длина и ширина установки 9П71 не отличались от параметров шасси 6944, и только высота была на 290 мм больше. В результате ее общий силуэт и внешность практически не отличались от базового шасси, поэтому с первого взгляда было невозможно отличить пустой автомобиль от мощной боевой системы. Для ТЗМ 9Т230 применялся такой же корпус, но без створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя готовыми к пуску ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного 5-тонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека и получавшего масло под давлением от гидронасоса шасси. При этом длина ТЗМ полной массой около 30 т по сравнению с шасси увеличилась всего на 100 мм, а высота – на те же 290 мм, что также делало ее малоприметной. Опытные образцы обеих машин собрали на заводе «Баррикады», а в дальнейшем их комплектацией занимался Петропавловский завод в Казахстане. До 1987 года он собрал 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в основном в Советскую Армию и в ряд стран Варшавского договора.


Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». 1983 год


Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса «Ока» на шасси БАЗ-6944. 1986 год


По своим революционным техническим решениям ОТРК «Ока» не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М. С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс «Ока» не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение. Однако специалисты США и НАТО откровенно боялись новых ракетных систем, разработка которых в США потребовала бы вложения сотен миллиардов долларов. Используя слабую осведомленность высшего советского руководителя в военных делах и его самоотверженное желание угодить Западу, в последний момент комплекс «Ока» по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось только доставить очередное удовольствие американцам и «подмахнуть» Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В военных кругах СССР столь опрометчивый поступок Горбачева вызвал шок, и до сих пор в личном общении бывшие советские офицеры оценивают это событие как изысканное предательство, добавляя к нему прочие более хлесткие непечатные выражения. В 1988 – 1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы «Ока», а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.


Еще в 1982 году, параллельно с внедрением системы «Ока», началась разработка фронтового ОТРК «Ока-М» для монтажа на новый 13-тонный плавающий автомобиль БАЗ-69441 с герметичным водоизмещающим корпусом. Вместе с ним проектировался также вариант «Ока-У» на сходном неплавающем шасси БАЗ-69481. Разработкой шасси 69441 занимался ведущий конструктор С. Н. Шалавасов под руководством нового главного конструктора Ю. И. Мосина. По общей концепции автомобиль не отличался от предшественника 6944, но относился уже к первой серии третьего поколения «Основа-1» и потому вновь получил двухмоторную компоновку с двумя потоками мощности на колеса и на водометы. На нем устанавливали два дизельных двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., две коробки передач и уже известную цепочку бортовых систем. Вторым нововведением стала вспомогательная рама лестничного типа из профилей Z-образного сечения с поперечинами, вваренная в основание корпуса. К ней крепили передние и задние буксирные приспособления и швартовочные скобы. В комплектацию машины вошла автоматическая система пожаротушения «Роса-2».


Опытное 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для ракетного комплекса «Ока-М». 1987 год


Снаряженная масса шасси 69441 возросла до 18,0 т, полная достигала 31,4 т. Габаритные размеры составили 12 000x3130x3100 мм, радиус поворота на суше увеличился до 13,5 м. Скорость передвижения на шоссе осталась прежней (70 км/ч), средняя скорость на плаву – 9,0 км/ч с максимумом до 9,7 км/ч. Контрольный расход топлива – 60 л на 100 км, эксплуатационный – до 200 л. С увеличением собственной массы запас хода снизился до 967 км.

Прототип шасси БАЗ-69441 появился в 1987 году, на следующий год успел пройти цикл государственных испытаний и в 1989-м официально поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный в далекой Америке комплексу «Ока», заставил заморозить все дальнейшие разработки и по системе «Ока-М». Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате, вместо постановки на производство, перспективное шасси 69441 в один миг превратилось в опытный образец, и все работы по нему пришлось прекратить.

rulibs.com