Антифриз химический состав – Spirit-xxx › Блог › Что такое антифриз? Чем отличаются антифриз и тосол? Часть Вторая заключительная!

Химический состав антифриза g11, g12, g13

Антифриз — низкозамерзающая жидкость для охлаждения, очистки и смазки конструкционных элементов двигателя, тепловых установок, работающих при отрицательных температурах. Охлаждающие концентраты обладают низким коэффициентом расширения и снижают точку замерзания воды. Как итог: в момент кристаллизации лёд в трубопроводных каналах практически не расширяется и сохраняется целостность конструкции. Рассмотрим подробный химический состав антифриза.

Компонентный состав

Основу охлаждающих жидкостей (ОЖ) составляет дистиллированная вода в смеси с одно- и многоатомными спиртами в различных пропорциях. Также в концентрах вводят ингибиторы коррозии, а также флуоресцентные добавки (красители). В качестве спиртовой основы используется этиленгликоль, пропиленгликоль или глицерин (до 20%).

  • Водный дистиллят

Используется очищенная, умягчённая вода. В противном случае на радиаторной решётке и стенках трубопровода образуется накипь в виде карбонатных и фосфатных осадков.

Двухатомный насыщенный спирт без цвета и запаха. Токсичная маслянистая жидкость с температурой замерзания -12 °С. Обладает смазывающими свойствами. Для получения готового антифриза используют смесь из 75% этиленгликоля и 25% воды. Содержание присадок игнорируется (менее 1%).

Он же пропиленгликоль — ближайший гомолог этандиола с тремя атомами углерода в цепи. Нетоксичная жидкость со слабым сладковато-горьким вкусом. Товарный антифриз может содержать 25%, 50% или 75% пропиленгликоля. В силу дороговизны, используется реже по сравнению с этандиолом.

Виды присадок

Этиленгликолевый антифриз для авто в процессе длительной эксплуатации окисляется и образует гликолевую, реже муравьиную кислоту. Таким образом, создаётся неблагоприятная для металла кислотная среда. Чтобы исключить окислительные процессы в охлаждающую жидкость вводят антикоррозионные присадки.

  • Неорганические ингибиторы коррозии

Или «традиционные» — смеси на основе силикатов, нитратных, нитритных или фосфатных солей. Подобные присадки выполняют роль щелочного буфера и образуют на поверхности металла инертную плёнку, которая препятствует воздействию спирта и его продуктов окисления. Антифризы с неорганическими ингибиторами маркируются обозначением «G11» и имеют зелёную либо синюю окраску. Неорганические ингибиторы включены в состав тосола — охлаждающей жидкости отечественного производства. Срок службы органичен 2-мя годами.

  • Органические ингибиторы

В силу ограниченного ресурса неорганических ингибиторов были разработаны более экологичные и химически стойкие аналоги — карбоксилаты. Соли карбоновых кислот экранируют не всю рабочую поверхность, а исключительно очаг коррозии, покрывая область тонкой плёнкой. Обозначаются как «G12». Срок службы — до 5-и лет. Имеют красную или розовую окраску.

В отдельных случаях «органику» смешивают с «неорганикой» с получением гибридных антифризов. Жидкость представляет смесь карбоксилатов и неорганических солей. Длительность использование составляет не более 3-х лет. Цвет — зелёный.

Состав концентрата в подобном случае включает минеральные реагенты и органические антикоррозионные присадки. Первые образуют наноплёнку по всей поверхности металла, вторые — защищают повреждённые участки. Срок использования достигает 20 лет.

Заключение

Охлаждающая жидкость снижает температуру замерзания воды и уменьшает коэффициент расширения. Химический состав антифриза представляет смесь дистиллированной воды со спиртами, а также включает ингибиторы коррозии и красители.

avtozhidkost.ru

Spirit-xxx › Блог › Что такое антифриз? Чем отличаются антифриз и тосол? Часть Вторая заключительная!

Тосол и антифриз: в чем разница? Часть Первая вводная!

Антифризы – жидкости, не замерзающие при низких температурах. Они могут использоваться в охлаждающей системе автомобиля, а также выполнять антикоррозийную или смазывающую функцию (например, смазывание деталей помпы), благодаря различным присадкам, входящим в их состав. Смазывающими свойствами обладает основной компонент антифриза – этиленгликоль.
Собственно, именно присадки отличают антифризы друг от друга. Благодаря своим химическим свойствам, антифриз имеет температуру замерзания ниже, чем у воды, а вот температуру кипения – выше. Это позволяет использовать его круглый год.
Ни в одной стране, кроме стран, входивших в состав бывшего CCCP, деления на антифризы и тосолы нет
Тосол – это тот же антифриз, но отечественного производства. Ни в одной стране, кроме стран, входивших в состав бывшего CCCP, деления на антифризы и тосолы нет.
Почему антифризы бывают разного цвета?
Сами по себе антифризы бесцветны, но в их состав входят красители. Именно они придают антифризам определенный цвет.
Окрашивают антифризы, во-первых, для того, чтобы отличать их от обычной воды, ведь ни для кого не секрет, что антифриз – это ядовитая жидкость. Во-вторых, окрашенный антифриз помогает увидеть место утечки в системе охлаждения, если таковое имеется. Кроме того, цвет охлаждающей жидкости может указывать и на некоторые ее свойства.
Что означает цвет европейских антифризов?
У европейских производителей цвет антифриза указывает на класс допуска к автомобилю. Обычно он указан на канистре. Кроме того, его часто указывает автопроизводитель в документах по эксплуатации авто или на веб-сайте компании.
В на постсоветском пространстве за классификацию антифризов взяты стандарты компании Volkswagen
В на постсоветском пространстве за классификацию антифризов взяты стандарты компании Volkswagen: G 11, G 12, G 12+ и G 13.
Антифриз G 11 чаще имеет зеленый цвет, но может быть синим или желтым. Это антифриз гибридного типа. В его состав, помимо водного раствора этиленгликоля, добавлены неорганические (силикатные) присадки, которые в полной мере защищают все поверхности от коррозии. Такие антифризы появились в начале 90-х годов. Срок их эксплуатации — 3 года. Используются для радиаторов всех типов, включая алюминиевые. Гибридные антифризы применяют при первых заправках автомобилей BMW, Mercedes, Chrysler и т.д.
Смешивать антифризы разных классов друг с другом нельзя. В случае замены антифриза одного класса на другой рекомендуется предварительно промыть радиатор
Антифриз G 12 – красного цвета или его оттенков: от розового до бордового. Относится к корбоксилатному типу. В его раствор добавлены органические присадки, которые действуют избирательно. Он образует защитный слой только на тех поверхностях, которые уже поражены коррозией. Такой антифриз появился в конце 90-х годов. Хорошо подходит для высокооборотистых и температуронагруженных двигателей. Срок его эксплуатации — 5 лет. Широко применяется в производстве «отечественных» иномарок: Ford, Renault, GM-Opel, Hyundai (ТагАЗ), KIA (ИжАвто), Volvo, Fiat, Komatsu. Существует также модификация G 12+.
В 2008 году появился новый антифриз типа лобрид – G 12++. Такие антифризы начала применять группа PSA (Peugeot, Сitroen) в новых моделях концерна.
Антифриз G 13 имеет желтую или оранжевую окраску. В отличие от двух предыдущих вариантов, это пропиленгликолевый антифриз. G 13 более экологичный и стоит на порядок дороже. Такой антифриз применяется для форсированных или спортивных двигателей автомобилей и мотоциклов. По причине своей дороговизны G 13 не производится на территории стран бывшего СНГ.
Смешивать эти антифризы друг с другом нельзя. В случае замены антифриза одного класса на другой рекомендуется предварительно промыть радиатор.
Что означает цвет Японских антифризов?
Классификация антифризов, производимых в Японии, принципиально иная. Цвета японских антифризов указывают на температуру их замерзания.
Красный, к примеру, рассчитан на температуру минус 30 градусов, зеленый – минус 25, а желтый – минус 20.
Японцы, в основном, рекомендуют для своих моделей красный или зеленый антифриз. Но это касается только японских антифризов. Если же встанет вопрос, какой из европейских аналогов заливать в охлаждающую систему этих автомобилей, то их следует выбирать по классу двигателя. Так, например, для Subaru или Nissan подойдет антифриз G 12.
Что означает цвет американских антифризов?
У американских производителей собственной «цветовой политики» нет. В основном, выпускаются антифризы красного или зеленого цвета. Для американских двигателей рекомендованы нитритные антифризы, которые считаются канцерогенными и запрещены для применения в Европе. Такие антифризы полностью заменяются карбоксилатными G 12 и G 12+.
Кроме того, рядом с названием антифриза американцы часто указывают европейский аналог. При этом цвет жидкости может не совпадать.
Тосол
Что означает цвет тосола?

Российский тосол тоже бывает разных цветов: синий, зеленый и т.д. Цвет тосола зависит от состава и от производителя. На цвет обращать внимание не стоит, лучше посмотреть все на тот же класс допуска. Как правило, он также указывается на канистре.
Антифриз
Можно ли смешивать антифризы по цветовому показателю?

Как было сказано выше, одинаковый цвет могут иметь разные антифризы (например, европейского и японского производства и т.д.). Мнение о том, что антифризы можно смешивать по цветовому показателю, является ошибочным. Смешивать можно только антифризы с одинаковым составом вне зависимости от их цвета.
Выбирая антифриз, необходимо руководствоваться не его цветом, а классом допуска, который обычно указан на канистре или в руководстве по эксплуатации авто
Основным критерием несовместимости являются присадки, входящие в состав антифризов. Разные производители могут использовать присадки одинакового назначения, но различной природы.
Например, в состав каждого антифриза входит антикоррозионные присадки (ингибиторы коррозии), но в одних антифризах это карбоновые кислоты, а в других – силикаты или фосфаты. Если смешать два таких антифриза, произойдет химическая реакция, в результате чего выпадет осадок или образуются хлопья. При этом полученный раствор окажется неработоспособным.
Исходя из этого, к смешиванию антифризов нельзя подходить необдуманно: сначала необходимо узнать химический состав присадок, входящих в жидкости.

С осторожностью нужно подходить и к смешиванию антифризов разных марок!

Если машина находилась в эксплуатации и неизвестно, какая жидкость залита в ее систему, лучше эту жидкость поменять, а не доливать к уже имеющейся.
Антифризы разного цвета могут быть идентичны по своему составу. В то же время, антифризы одного и того же цвета могут быть абсолютно разными. Соответственно, выбирая антифриз для своей машины, необходимо руководствоваться не цветом, а классом допуска, который обычно указан на канистре или в руководстве по эксплуатации авто. Смешивать антифризы нужно не по цвету, а исходя из их состава.

www.drive2.ru

Антифриз

Для охлаждающих систем автомобиля могут использоваться различные жидкости, в том числе и вода. Однако при понижении температуры вода замерзает, что может стать причиной серьезных поломок в системе (например, выйдет из строя радиатор).  Для того чтобы этого не происходило, и существуют антифризы – жидкости, не замерзающие при низких температурах. Собственно, антифриз  и переводится, как «незамерзающий» (греч. anti — против, англ. freeze – замерзать).

Характерный кислый запах придает антифризу ингибитор коррозии, который называется толитриазолом

Прежде всего, антифриз, как и любая охлаждающая жидкость, не позволяет двигателю перегреваться. Благодаря своим свойствам антифриз препятствует повреждению деталей при замерзании. Во-первых, температура его замерзания  значительно ниже, чем у воды.  Кроме того при  понижении температуры он не расширяется, подобно воде, а становится кашеобразным, благодаря чему исключается возможность поломок в системе охлаждения.

История антифриза

Естественно, что история охлаждающих жидкостей начиналась с обычной воды. Однако достаточно быстро выяснились отрицательные стороны ее использования, а именно замерзание при низких температурах. Для решения этой проблемы пытались применять многие  другие жидкости и растворы.  Первый антифриз появился в 20-х годах ХХ века. В его состав входил глицерин  – бесцветная  вязкая жидкость, растворимая  в воде. Однако он имел недостаточную текучесть.  Кроме того его вязкая структура отрицательно сказывалась на мощности двигателя.

Смесь концентрированного антифриза и дистиллированной воды в пропорции 1:1 дает смесь, не замерзающую до температуры -34 градуса Цельсия

Позже попробовали применять метанол (метиловый, или как еще  говорят, древесный спирт). Это была бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах обычного спирта. С применением этой жидкости в качестве охлаждающей, температуры замерзания стали значительно ниже. Однако и у метанола оказались свои минусы. Во-первых, он активно реагировал с алюминием, что было губительно для двигателя. Но, что еще более страшно, метанол оказался ядом, действующим на нервную и сосудистую систему человека. Разумеется, вскоре использование метанола в этих целях прекратили, и в настоящее время в составе антифризов и тосолов его использование недопустимо.

На смену пришел антифриз на основе этанола – обычного спирта, который входит во все алкогольные напитки. Этанол и сейчас применяется в некоторых видах антифризов.

Наконец, в 30-е годы основой антифриза стал этиленгликоль (двухатомный спирт).  Уже  к 1937 году антифризы на его основе практически вытеснили все остальные. Этиленгликоль обладает очень необычными свойствами: в чистом виде он замерзает уже при 10-12 градусах мороза, но если в него добавить воды, то температура замерзания понизится. Обычный раствор, состоящий из 60% этиленгликоля и 40% воды, замерзает при температуре -45 градусов.

Те, кому случайно «довелось» попробовать антифриз на вкус, знают, что он сладкий. Эту сладость смеси придает пропилен гликоль — основной компонент антифриза

Смесь этиленгликоля с водой вызывала коррозию и имела свойство вспенивания, поэтому в состав антифризов стали  добавлять присадки, которые препятствуют этим отрицательным качествам.

В 1952 году в СССР стали производить жидкость с названием «Антифриз». Выпускалась она двух видов:  М-40 и М- 65 — цифры указывали на температуру замерзания.  Но данные антифризы не подходили по своим качествам для «Жигулей».  Встал вопрос об использовании новой охлаждающей жидкости для новых советских «Жигулей».  Так, в  1971 году  был разработан новый антифриз, который получил название ТОСОЛ.

Разновидности антифризов

Итак, в состав антифризов входит этиленгликоль, вода и различные присадки (противокоррозионные, антивспенивающие и стабилизирующие). По составу присадок антифризы делят на четыре типа.


Расширительный бачок антифриза

Силикатные, или традиционные, — в качестве антикоррозионной присадки в них используют силикаты (соли кремниевых кислот). Силикаты при нагревании и кипении создают слой накипи  и тем самым снижают эффективность системы охлаждения. На сегодняшний день такие антифризы практически вышли из употребления.

Следующий тип – корбоксилатные антифризы. В качестве антикоррозийной присадки (ингибитора)  в этих жидкостях выступают органические кислоты. Эти ингибиторы  менее вредны для человека и безопасны для экологической среды.

Гибридные антифризы содержат в своем составе как органические, так и неорганические ингибиторы.

С 2008 года выпускается вид антифризов, называющийся лобридным. В нем органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов.

Кроме того в состав антифризов могут входить различные красители.  Но они не имеют отношения к свойствам антифриза и являются предметом договоренности производителей и их клиентов.

При возникновении течи в системе охлаждения антифриз попадает в воздуховоды, а затем на лобовое стекло, покрывая его поверхность жирной пленкой, мешающей обзору

Входящий в состав антифриза этиленгликоль, кроме того, что понижает температуру замерзания, еще и повышает температуру кипения охлаждающей жидкости. Это является несомненным преимуществом, так как делает возможным использование антифриза, как в холодное, так и в теплое время года.

Единственным недостатком является тот факт, что антифриз – жидкость ядовитая и требует очень осторожного обращения с ней.

Когда нужно менять антифриз

Срок замены для каждого вида антифриза свой. Однако бывает так, что он приходит в негодность раньше времени. Признаками этого являются: помутнение, выпадение осадка, появление желеобразной массы на горловине расширительного бачка.  Кроме того при использовании «старого» антифриза может чаще обычного срабатывать электровентилятор радиатора.

Если антифриз приобретает рыже-бурый цвет, это тоже признак необходимости его замены. Рыжий цвет является показателем того, что детали системы подверглись коррозии.

Мнение о том, что антифризы можно смешивать по цвету (красные доливать к красным и т.д.) является ошибочным. Смешивать можно только антифризы с одинаковым химическим составом.

blamper.ru

цвет, состав, виды и особенности :: SYL.ru

В отличие от электромоторов, двигатели внутреннего сгорания, помимо крутящего момента, вырабатывают много тепла. В связи с этим им требуется охлаждение. На некоторых автомобилях оно воздушного типа. Но если рассматривать большинство современных авто, то в 97 случаев из 100 будет использоваться жидкостная система охлаждения. Так, в СОД используются тосолы или антифризы. В отличие от обычной воды, эти продукты не кипят при 100 градусах Цельсия. Но как и любой расходный материал, эти продукты имеют свой срок и периодически требуют замены. Многих автовладельцев пугает разнообразие ассортимента. На полках есть канистры разных цветов. Но какой лучше выбрать, ответить затруднительно. В сегодняшней статье мы рассмотрим, какого цвета бывает антифриз и тосол, а также опишем их свойства.

Характеристика

Антифриз происходит от английского слова, которое дословно переводится как «незамерзающий». Что это такое? Это охлаждающая жидкость, что защищает двигатель от перегрева и позволяет ему работать в оптимальном температурном режиме. То же самое касается и тосола. В состав обоих продуктов входят этиленгликоль и дистиллированная вода. Средняя температура закипания данной жидкости составляет 140 градусов Цельсия. А кристаллизуется она при 50 градусах мороза.Стоит отметить, что некоторые зарубежные производители производят концентрат охлаждающей жидкости. При его использовании нужно самостоятельно добавлять воду. Но не обычную, а именно дистиллированную. Иначе могут быть проблемы с элементами СОД.

Что входит в состав дополнительно? Кроме вышеперечисленных составляющих, в составе имеются различные присадки. Они предотвращают вспенивание жидкости и уберегают элементы системы от внутренней коррозии и окисления (в том числе радиатор). Также ОЖ обладает смазывающими присадками, которые положительно сказываются на работе помпы. В отличие от обычной воды, антифриз жирный на ощупь. Это и свидетельствует о наличии необходимых присадок.

Разновидности

В мире автохимии данные продукты принято различать по группам:

Все они имеют свой оттенок и технические характеристики. Почему антифризы бывают разного цвета? Рассмотрим ниже, обозревая каждую группу жидкостей.

Тосол

И начнем мы с отечественного продукта. Он появился во времена СССР с выходом первых «Жигулей». До этого периода во всех советских авто применяли обычную воду. В зимнее время ее сливали на ночь, а утром заливали снова. Процесс довольно трудоемкий, поэтому инженерам был дан указ разработать новую жидкость, которая не будет замерзать при нуле градусов и будет пригодной для эксплуатации в северных регионах. Так появился тосол А40, который производится и по сей день. Он синего цвета и не имеет оттенков. Такую жидкость используют в «ГАЗелях», УАЗиках и ВАЗах. На рынке это самый дешевый продукт. Но для иномарок он может не подойти.На каких иномарках можно применять данный продукт? Только на тех, где с завода рекомендуется использовать охлаждающую жидкость G11. Именно к такой группе принадлежит российский «Тосол», хотя официально к ней не привязан. Температура кипения жидкости составляет 110 градусов, а замерзает она при минус 40. Этого порога вполне хватает для гражданских отечественных авто.

Антифриз G11

Это продукт импортный. Какого цвета бывает этот антифриз? Он имеет зеленый цвет. Характеристики данной жидкости схожи с тосолом. Да и по стоимости этот антифриз самый дешевый среди импортных. Такой применялся на бюджетных авто 90-х годов, а также на некоторых «корейцах» начала 2000-х. В составе присутствуют этиленгликоль и вода. Что касается присадок, здесь имеется набор химических и органических элементов. Это бораты, фосфаты и карбоновая кислота в небольшом количестве. Последняя призвана бороться с коррозионными процессами внутри системы.Есть ли недостатки у данной жидкости? Отзывы отмечают малый срок службы – всего три года или 90 тысяч километров (наравне с тосолом). К этому времени антифриз из данной группы начинает выпадать в осадок. В расширительном бачке можно увидеть характерные хлопья зеленого цвета. Это говорит о том, что антифриз изжил свой срок.

Иногда на рынке встречаются продукты G11+ и G11++. В чем их отличия? Разница с обычным антифризом небольшая. Заключается она всего лишь в концентрации карбоновой кислоты. В плане стоимости такие продукты на 10-15 процентов дороже. Какого цвета бывает антифриз с такой маркировкой? Ответ — зеленым. Хотя есть некоторые продукты, окрашенные в желтый цвет.

G12

Каких цветов бывает антифриз из данной группы? Ответ – только красным. Эти антифризы пришли на смену зеленым и имеют более расширенный пакет присадок. Основа же у них все та же. Это вода и этиленгликоль. Что касается присадок, химические здесь отсутствуют в большом количестве – преобладает органика. Также у такого антифриза отзывы выделяют хорошую коррозийную стойкость. Срок службы такого продукта – 5 лет или 150 тысяч километров. Среди недостатков можно выделить лишь большую стоимость. Но она вполне оправдана – отмечают отзывы. Благодаря присадкам внутри не образуются хлопья, как у зеленого антифриза. Также у продуктов из 12-й группы лучший теплоотвод. Это удалось достичь за счет отсутствия толстой пленки, что образовывалась ранее на стенках патрубков.Обратите внимание: антифризы из данной группы не рекомендуются для использования на авто с алюминиевым радиатором.

Еще можно выделить продукты G12+. Какого цвета бывает антифриз для авто? G12+ тоже красный – отличия только в меньшей части силикатов. Вместо нее используется больше карбоновой кислоты (так же, как и в G11+). Поэтому такие продукты лучше защищают металлические детали от внутренней коррозии.

G13

Какого цвета бывает этот антифриз? Если у первых двух групп оттенки стабильны, то здесь имеются отличия. Так, антифриз из 13-й группы может быть желтым либо фиолетовым. Появился данный продукт относительно недавно – в 2012 году. Иное название данных антифризов – лобридные. В основе имеется экологически чистый пропиленгликоль. Он менее агрессивен и ядовит, что благотворно влияет на окружающую среду. Что касается присадок, они такие же, как в 12-й группе. Это органика — силикатные составы, а также карбоновая кислота, призванная защищать от ржавчины. Температура замерзания у этих антифризов разная. Все зависит от того, в какой пропорции автомобилист разбавит концентрат. Однако для средних широт России специалисты рекомендуют разбавлять его в пропорции 50 на 50. Так, температура кристаллизации будет в районе 35 градусов мороза. Кипит же 13-й антифриз при температуре +130-140 градусов, что приемлемо как для обычных, так и для спортивных двигателей. Однако стоимость такого продукта вдвое больше, чем у антифриза предыдущего поколения. Да и не каждый производитель рекомендует его использовать – в большинство современных моторов достаточно заливать красную охлаждающую жидкость, а в отечественную «Калину» и вовсе зеленую. К плохим последствиям это не приведет.

Почему у антифриза различие цвета?

Составы у продуктов G13 на удивление одинаковые. Кстати, группы «Дженерал Моторс» и «ВАГ» намеренно используют окрашенные в желтый цвет антифризы, хотя они принадлежат не к 13-й, а к 12-й группе по характеристикам. А некоторые фирмы под этим цветом предлагают и вовсе G11-й антифриз. Так зачем же такая путаница? Это лишь маркетинговый ход. Каждая компания окрашивает антифриз так, как ей вздумается. Поэтому выбирать его необходимо не по цвету, а именно по группе. Иначе возникнут проблемы с системой охлаждения.Не стоит относить антифризы с ядовитым цветом к особой группе. Это сделано лишь для того, чтобы в случае утечки водитель смог отличить данную жидкость от ряда других и вовремя принять меры.

Можно ли смешивать?

Вне зависимости от того, какого цвета бывает антифриз, смешивать его можно только с дистиллированной водой. Категорически запрещено мешать его с другими марками, даже если по оттенку они похожи. Если вы не помните, в какой пропорции разбавляли ОЖ с водой, воспользуйтесь аэрометром. Это специальный прибор, замеряющий плотность охлаждающей жидкости. Он работает на продуктах любой марки и группы. Неважно, какого цвета будет антифриз – плотность должна быть не менее 1,07 грамма на кубический сантиметр. В таком случае температура кристаллизации составляет минус 40 градусов Цельсия.

Заключение

Итак, мы выяснили, какого цвета бывает антифриз. Как видите, охлаждающая жидкость может быть разного оттенка. Она бывает красной, зеленой, синей. Антифриз не стоит различать по цвету. Ведь желтый продукт может быть как из 11-й, так и из 13-й группы. Всегда смотрите на маркировку и заливайте ту жидкость, что прописана производителем и есть в инструкции по эксплуатации.

www.syl.ru

Состав антифриза |

Состав антифриза.

Состав антифриза получают смешиванием этиленгликоля с дистиллированной водой. Максимально низкой температурой замерзания (-75°С) является смесь, содержащая 66,7% этиленгликоля и 33,3% воды. Из-за применения в смесях дистиллированной воды антифризы не образуют в системе охлаждения двигателей накипи, что является их одним из основных достоинств.

При нагревании антифризов во время работы двигателя из них испаряется вода, этиленгликоль из-за высокой температуры кипения (195°С) не испаряется. Поэтому убыль смеси восполняется добавкой в систему охлаждения дистиллированной воды.

Перед доливкой воды в систему охлаждения, а также в процессе эксплуатации автомобилей в условиях низких температур, состав антифриза проверяется гидрометром. Гидрометр представляет собой разновидность ареометра, но вместо шкалы значений плотности нанесена шкала значений концентрации этиленгликоля в смеси и температура замерзания антифриза. Каждому составу смеси соответствует определенная плотность. Значения плотности антифризов приведены в таблице.

Промышленностью выпускается чистый этиленгликоль марки ОЖ-К (концентрат с массовой долей воды не более 5%), водоэтиленгликолевые смеси марки ОЖ-40 и марки ОЖ-65 с температурой замерзания соответственно 40°С и 65°С и тосолы марок А, А-40 и А-65.

Антифриз марки ОЖ-40 содержит 53% этиленгликоля и 47% дистиллированной воды, марки ОЖ-65 – 65% этиленгликоля и 35% воды. Данные антифризы предназначены для заполнения закрытых систем охлаждения без расширительных баков, заполнение систем охлаждения производится на 5-7% меньше их объема; при наступлении весеннего периода антифриз сливается из системы охлаждения в чистую посуду и может быть использован повторно.

Тосолы.

Низкозамерзающая жидкость «Тосол» представляет собой водоэтиленгликолевую смесь с добавлением 2,5-3,0% сложной композиции противокоррозионных и антипенных присадок. Тосол применяется в качестве всесезонной охлаждающей жидкости для легковых и отдельных марок грузовых автомобилей.

Тосол А представляет собой концентрированный этиленгликоль с присадками (содержание этиленгликоля 96%, воды не более 3%). Пользоваться Тосолом А следует после разведения его дистиллированной водой. Смесь Тосола А и воды в соотношении 1:1 имеет температуру замерзания минус 35°С.

Водный раствор Тосола А с температурой замерзания минус 40°С имеет маркировку Тосол А-40, с температурой минус 65°С – Тосол А-65.

Состав антифризов и тосолов, их плотность и другие показатели приведены в таблице.

 

ПоказателиОЖ-40ОЖ-65Тосол АТосол А-40Тосол А-65
1. Состав, %
— этиленгликоль5365965564
— дистиллированная вода4735не более 3,04334
— присадкине более 3,0не более 3,0не более 3,0
  2. Плотность, г/см3 при 20°С1,067-1,0721,085-1,0901,12-1,141,078-1,0851,085-1,095
3. Температура замерзания, °С-40-65-21,5-40-65
4. Внешний видСветло-желтая жидкостьОранжевая жидкостьЖидкость сине-зеленого цвета без механических примесейЖидкость сине-зеленого цвета без механических примесейЖидкость сине-зеленого цвета без механических примесей

avtotrans-consultant.ru

Состав тосола — подробное описание

Качественная охлаждающая жидкость

Незаменимым раствором для расширительного бачка автомобиля является антифриз. Еще из советских времен был изобретен Тосол. В состав тосола входят такие компоненты:

  • вода;
  • антикоррозийные присадки;
  • фосфаты; бураты;
  • спирты;
  • глицерин;
  • гликоли;
  • спирты.

В современном мире развития и усовершенствования существует масса антифризов, различных по составу, свойствам и соответственно ценовой политике. Но не следует забывать, что основная его функция – это защитить систему двигателя внешнего сгорания от переохлаждения и замерзания. Выбирая новый раствор, обратите внимание на состав. 

Основные характеристики ОЖ

Каждый опытный водитель знает, что в лютый мороз и в страшную жару необходимо заглянуть в расширительный бачок. В современных автомобилях есть специальный датчик, который показывает температуру охлаждения и уровень жидкости. Но бывает что он не в исправности или его нет, тогда метки на расширительном бачке покажут вам объем и его цвет. Да, именно цвет – это первая особенность охлаждающей жидкости. Самый обычный тосол имеет голубой или красный цвет, соответственно и маркировка их разная. Голубой антифриз – Тосол 40, красный –65. Для чего нужна маркировка цветом?!

Цветовое различие необходимо для того, чтобы определить какой именно был залит ранее, а также сравнить подтеки его и уровень охлаждающей жидкости в бачке. 

Тосол – это не только охлаждающий раствор, а также он выполняет антикоррозийные свойства, которые очень важны для работы мотора. 

Может отличаться также некоторым составом, но в основном в него должен входить этиленгликоль. Это одно из основных составляющих «незамерзайки» — так еще называют водители ОЖ.

Различие между охлаждающими веществами

Эти два охлаждающих раствора имеют одни и те же функции, но существуют существенные отличия:

  • тосол был изобретен ранее, чем антифриз;
  • антифриз более экологичен;
  • химические элементы
  • цветовые отличия;
  • маркировки;
  • стандарты;
  • температуры замерзания и кипения.

Для того чтобы выбрать качественный раствор необходимо обращать внимание на такие показатели, как температурный режим и состава, а далее выбор по ценовой политике. 

Главное нужно не забывать, что от антифриза тосол отличается уже готовым составом, который можно не разбавлять, что более выгодно.

Когда следует заменять ОЖ на новую?

 Владелец авто знает, обычно, когда именно нужно менять или доливать охлаждающее вещество, об этом говорит датчик температуры на панели или показательная метка на расширительном бачке. Главной функцией любого антифриза – есть охлаждать всю систему двигателя внешнего сгорания. Если вы хотите залить антифриз, но перед этим его разбавить, то нужно обратить на плотность, которая указана на этикетке, и на состав.

Если в составе уже есть вода, то ОЖ не стоит разбавлять, ведь она потеряет все охлаждающие свойства. В уже существующий объем обязательно заливайте антифриз той же марки и того же цвета, чтобы потом легко можно было следить за его уровнем.

Для каких машин предназначается?

Антифриз – это более специализированная охлаждающая жидкость, которая подходит для спортивных машин и для внедорожников, что касается тосола, то он может заливаться в расширительные бачки любых марок и моделей авто. Он изготавливается как универсальный охлаждающий раствор. Химический состав охлаждающей жидкости очень богат на элементы и компоненты, которые служат не только как незамерзайка, а и как антикоррозийное вещество. По отзывам автосалонов, даже для грузовых машин подходит как эффективное охлаждающее средство.

Актуальность замены

Много водителей не знают, когда его менять и когда это актуально. Первым нюансом, который влияет на замену это подтеки или изменения в цвете. Вторым очень важным моментом является – сезонность. 

Особенно важно менять полный объем расширительного бачка на новый, при переходе с зимы на лето, и примерно осенью.

Это два важных периода, когда система мотора перестраивается на новый лад. Ведь зимой мотор не должен замерзать и жидкости в его системе, а летом должен быть определенный температурный порог нагревания, который нельзя превышать. Цвет залитого антифриза и нового не должен отличаться.

Если вы решили заменить охлаждающую жидкость, на состав качественного тосола, то здесь необходимо слить полностью весь расширительный бачок, промыть дистиллированной водой и уже, потом вливать новое вещество. Актуальность ОЖ должна всегда стоять у владельца авто на первом месте. Некоторые антифризы можно разбавлять дистиллированной водой, но стоит учитывать правильные пропорции, которые указаны на этикетке жидкости. Ведь из-за пренебрегания инструкции может потерять охлаждающий эффект.

Отзывы

Многие знают, что в составе антифриза имеет пропиленгликоль, а в составе тосола – этиленгликоль, поэтому некоторые считают, что любой другой антифриз лучше тосола. По отзывам опытных владельцев, видно, что отечественный раствор охлаждения, который не уступает по своим качествам антифризам, стоит на одном ряду. На форумах автолюбителей много положительных отзывов об этиленгликоле, который выполняет отлично антикоррозийные функции двигателя, а в частности и всей системы.

Доверяя многолетнему опыту водителей и их комментариям, смело можно сказать, что жидкость 40 и 65 – это до сих пор эффективное охлаждающее вещество для мотора машин различных марок.

antifriztosol.ru

Антифриз

Изобретение относится к области химической технологии и может быть использовано в производстве охлаждающих жидкостей, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах. Антифриз содержит 30,0-70,0% воды, 0,15-0,38% буры, 0,03-0,08% нитрита натрия, 0,008-0,015% полиметилсилоксана, 0,15-0,38% борной кислоты, гидроокись натрия 0,05-0,30% гидроокиси натрия, 0,05-0,10% метасиликата натрия, 0,05-0,20% натрия углекислого безводного, 0,002-0,004% красителя, остальное — этиленгликоль. Обеспечивается высокая коррозионная защита антифриза по отношению к конструкционным материалам (меди, латуни, припою, стали, чугуну, алюминию), стабильность смеси, высокий резерв щелочности, а также его экологическая безопасность. Кроме того, все компоненты антифриза отличаются дешевизной и доступностью. 4 табл.

 

Изобретение относится к области химической технологии и может быть использовано в производстве охлаждающих жидкостей, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах.

Известны антифризы на основе гликолей, содержащие триэтаноламин, диэтаноламин, нитриты и нитраты щелочных металлов, бензотриазол, меркаптобензтиазол, бораты, молибдаты, дифосфонаты (JP патент 3197583, МПК 7 С 09 К 5/00, С 08 L 11/02, опубл. 1991; US патент 5230819, МПК 7 С 09 К 5/00, опубл. 1993; US патент 5352408, МПК 7 С 29 F 11/167, опубл. 1994; US патент 5387360, МПК 7 С 09 К 5/00, опубл. 1995; RU патент 2115685, МПК 7 С 09 К 5/00, опубл. 1998; RU патент 2164929, МПК 7 С 09 К 5/00, опубл. 2001). Однако эти антифризы оказывают вредное влияние на организм человека, ввиду наличия в их составе нитратов, аминов и молибдатов.

Известен антифриз (SU 1806162 A3, 30.03.1993, см. описание к патенту РФ 1806162, М.кл. 5 С 09 К 5/00, заявл. 18.02.91 г. «Способ получения охлаждающей жидкости»). Данный антифриз содержит воду, этиленгликоль, гидрооксид натрия, бензойную кислоту, буру, нитрит натрия, нитрат калия, уранин, пеногаситель, метасиликат натрия. Недостаток данного антифриза заключается в невысоких антикоррозионных свойствах состава, снижающих эксплуатационные показатели.

Наиболее близким по составу и свойствам к предлагаемому является антифриз (RU патент 1075725, МПК С 09 К 5/00, опубл. 1996) на основе этиленгликоля, буры, бензотриазола, нитрита натрия, триэтаноламина, пеногасителя, красителя и воды, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Этиленгликоль 25,75-92,55

Бура 0,44-1,55

Бензотриазол 0,01-0,03

Нитрит натрия 0,06-0,25

Триэтаноламин 0,13-0,47

Полиметилсилоксан 0,01-0,25

Вода — до 100.

Состав антифриза, выбранный в качестве прототипа, имеет ряд недостатков. Одним из недостатков является образование в водной среде при взаимодействии вторичных аминов с нитритом натрия N-нитрозоаминов, обладающих канцерогенными свойствами. Другой недостаток — недостаточная стабильности смеси. Кроме того, антифриз обладает невысокими антикоррозионными свойствами.

Технической задачей данного изобретения является повышение антикоррозионных свойств антифриза по отношению к черным и цветным металлам (чугуну, стали, алюминию, меди, латуни, припою), повышение стабильности смеси при разбавлении антифриза водой, улучшение экологических свойств антифриза, а также доступность и дешевизна антифриза.

Поставленная задача достигается тем, что антифриз, включающий этиленгликоль, воду, буру и нитрит натрия, согласно изобретению дополнительно содержит метасиликат натрия, натрий углекислый безводный, борную кислоту и гидроокись натрия, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вода — 30,0-70,0

Бура — 0,15-0,38

Нитрит натрия — 0,03-0,08

Полиметилсилоксан — 0,008-0,015

Борная кислота — 0,15-0,38

Гидроокись натрия — 0,05-0,30

Метасиликат натрия — 0,05-0,10

Натрий углекислый безводный — 0,05-0,20

Краситель — 0,002-0,004

Этиленгликоль — остальное.

Отличие заявляемого антифриза заключается в дополнительном включении в состав метасиликата натрия, натрия углекислого безводного, борной кислоты, гидроокиси натрия, а также в выборе количества буры, борной кислоты, натрия углекислого безводного.

Количество буры, равное 0,15-0,38%, количество борной кислоты, равное 0,15-0,38%, количество натрия углекислого безводного, равное 0,05-0,20%, от общей массы получаемого антифриза обеспечивает стабильность смеси, за счет образования буферной смеси.

Применение в данном составе антифриза новых ингибиторов в сочетании с известными ингибиторами обеспечивает свойства, которые проявляются только в указанном техническом решении: низкая токсичность, значительный резерв щелочности, высокая коррозийная стабильность антифриза относительно конструкционных материалов (медь, латунь, припой, сталь, чугун, алюминий).

В качестве красителя используют любой спиртоводорастворимый краситель, например краситель кислотный ярко-голубой «З» (ТУ 6-14-391-76).

Заявляемый антифриз не содержит бензотриазол, который является дорогостоящим и труднодоступным реактивом.

Состав и количество остальных компонентов выбраны из условия соответствия заявляемого антифриза требованиям и нормам ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия».

Антифриз готовят следующим образом: в дистиллированной воде последовательно растворяют буру, борную кислоту, метасиликат натрия, нитрит натрия, гидроокись натрия, натрий углекислый безводный, полиметилсилоксан, краситель и перемешивают в течение часа до полного растворения компонентов, затем смешивают с этиленгликолем. Смесь тщательно размешивается и отстаивается.

Примеры композиций антифризов приведены в таблице 1.

Основные физико-химические свойства предлагаемого антифриза предложенного состава приведены в таблице 2.

Коррозионное воздействие на металлы определяют потерей веса (г/м2·сут) металлических пластин установленного размера в среде антифриза с аэрацией воздухом в течение 336 ч при температуре 88±2°С согласно пункту 4.5 ГОСТ 28084-89. Резерв щелочности определяют потенциометрическим титрованием 20 см3 антифриза с рН-метром по расходу, (см3) 0,1 н. раствора соляной кислоты до рН 5,5 согласно пункту 4.9 ГОСТ 28084-89. Водородный показатель рН определяют потенциометрическим методом по ГОСТ 22567.5-93 с использованием стеклянного и хлорсеребряного электродов согласно пункту 4.8 ГОСТ 28084-89.

Результаты коррозионных испытаний композиций антифризов из примеров 1-6 приведены в таблице 3. Уменьшение количества метасиликата натрия ниже 0,03% от общей массы получаемого антифриза вызывает усиление коррозии припоя меди (пример №5), а увеличение количества нитрита натрия выше 0,08% от общей массы получаемого антифриза вызывает коррозию алюминия и припоя (пример №6). Композиции антифризов из примеров 1-6 обладают достаточно высокими антикоррозионными свойствами. Подобранное соотношение смеси метасиликата натрия и нитрита натрия обуславливает отсутствие коррозии на стали и снижение коррозии на чугуне, а смесь буры и метасиликата натрия обеспечивает улучшение антикоррозийных свойств антифриза по отношению к цветным металлам, в отличие от прототипа. При значении рН ниже 8 антикоррозионные свойства нитрита натрия ослабевают по отношению к цветным металлам (медь, припой).

Результаты стабильности смеси при разбавлении водой антифризов из примеров 1-6 приведены в таблице 4. Составы 1-6, включающие в себя смесь буры и борной кислоты в подобранном количественном соотношении, позволили получить буферную смесь, при этом величина рН держалась стабильно. Буферное действие буры объясняется возникновением в процессе гидролиза кислот и оснований, обеспечивающих устойчивую щелочность. Что касается прототипа, то количество буры, равное 0,44-1,55 от общей массы антифриза, вследствие ее малой растворимости в воде, не обеспечивает стабильности смеси.

Таким образом, применение в составе антифриза согласно изобретению новых компонентов в сочетании с известными и заданное соотношение всех ингредиентов обеспечивает высокую коррозионную защиту жидкости по отношению к конструкционным материалам (меди, латуни, припою, стали, чугуну, алюминию), достаточную стабильность смеси, высокий резерв щелочности, экологическую безопасность. Кроме того, все компоненты заявляемого антифриза отличаются дешевизной и доступностью.

Таблица 1
Примеры композиций антифризов
КомпонентыКоличество, мас.%
Пример 1Пример 2Пример 3Пример 4Пример 5Пример 6
дистиллированная вода35,045,050,060,045,045,0
бура0,180,200,220,380,200,22
борная кислота0,250,200,220,380,250,20
метасиликат натрия0,050,050,070,100,0250,05
нитрит натрия0,030,030,060,060,050,08
гидроокись натрия0,180,150,100,280,130,13
натрий углекислый безводный0,050,200,150,100,050,20
полиметилсилоксан0,010,010,010,010,010,01
краситель0,0020,0020,0020,0020,0020,002
этиленгликольОстальноеОстальноеОстальноеОстальноеОстальноеОстальное
Таблица 2
Основные физико-химические свойства
ПоказателиНорма по ГОСТ 28084-89Антифриз заявленного состава
Плотность при 20°С, г/см 31,065-1,1001,073-1,085
Водородный показатель (рН)7,50-11,007,85-9,75
Температура начала кристаллизации, °СОт минус 35 до минус 65От минус 35 до минус 65
Резерв щелочности, см3Не менее 1010-25
Таблица 3
Результаты коррозионных испытаний антифризов по ГОСТ 28084-89
Композиции антифризовМатериал
медьлатуньприпойчугунстальалюминий
потеря массы, г/м2·сут
Пример 10,0350000620,0377+0,0034Отс.0,0051
Пример 20,02540,00340,0371+0,0025Отс.0,0031
Пример 30,03420,00790,0339+0,0028Отс.0,0059
Пример 40,03770,00570,0342+0,0039Отс.0,0071
Пример 50,09650,00570,1297+0,0039Отс.0,0071
Пример 60,03770,00570,0699+0,0039Отс.0,0811
Требования ГОСТ 28084-89Не более 0,1Не более 0,1Не более 0,2Не более 0,1Не более 0,1Не более 0,1
ПрототипНет данных на соответствие ГОСТ 28084-89
Таблица 4
Результаты стабильности смеси при разбавлении антифриза водой
СоставВодородный показатель (pH)Щелочность, см3
Пример 18,6711,52
Пример 28,9012,00
Пример 39,0212,32
Пример 49,0023,60
Пример 57,8510,12
Пример 69,7514,2
Прототип7,60-8,0010,60-14,60
Требования ГОСТ 28084-897,5-11,0Не менее 10

Антифриз, содержащий этиленгликоль, воду, буру, нитрит натрия, полиметилсилоксан, пеногаситель и краситель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит борную кислоту, гидроокись натрия, натрий углекислый безводный и метасиликат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вода30,0-70,0
Бура0,15-0,38
Нитрит натрия0,03-0,08
Полиметилсилоксан0,008-0,015
Борная кислота0,15-0,38
Гидроокись натрия0,05-0,30
Метасиликат натрия0,05-0,10
Натрий углекислый безводный0,05-0,20
Краситель0,002-0,004
ЭтиленгликольОстальное

www.findpatent.ru