Аккумуляторы по agm технологии – Аккумуляторы AGM – мифы и реальность. Что делает AGM батареи действительно востребованными

Аккумуляторы AGM – мифы и реальность. Что делает AGM батареи действительно востребованными

Статья посвящена теме актуализации использования в современном автомобилестроении аккумуляторов AGM. Почему можно использовать AGM батарею вместо обычной и из-за чего обратная замена не является желательной.
Конструктивные отличия и эксплуатационные достоинства AGM аккумуляторов.


 

В нашу современную бытность стремительно ворвались автомобили, которые в целях тотальной экономии топлива оборудованы системами «Start Stop». Подразумевается, что при остановке подобного автомобиля на красный свет перед светофором или в вяло движущейся пробке, его двигатель заглушается, а при нажатии на педаль сцепления (для автомобилей с механической коробкой передач), запускается. 

Именно для таких автомобилей и были созданы аккумуляторы AGM, на которых так и пишется: «Start Stop!». Впрочем, по сути своей, это привычная для нас свинцово-кислотная фабрика производства постоянного электрического тока, только гораздо более совершенная, нежели все ее предшественницы. И вполне возможно, что вскоре именно такие изделия полностью вытеснят все остальные типы батарей с рынка.

Absorbent Glass Mat буквально переводится как: «Впитывающая стекловолоконная губка». Что же такое AGM на деле? В конструкции батарей AGM предусмотрено наличие сепараторов, выполненных из микропористого материала, поры которого заполнены абсорбированным в них электролитом. В силу физических особенностей материала, часть объема микропор остается свободной и используется для замкнутого перераспределения газов, предотвращая тем самым испарение воды. Как известно, на положительной и отрицательной пластинах аккумулятора при химической реакции выделяются соответственно кислород и водород, при попадании в связанную среду они вновь образуют воду (h3O), которая и остается внутри батареи.

Стоит заметить, что внутреннее сопротивление у такого аккумулятора существенно ниже, чем у аналогичного по емкости аккумулятора с жидкой составляющей, ведь проводимость стекловолоконного сепаратора не в пример лучше, чем у традиционных полиэтиленовых «конвертиков». Соответственно выше и способность без ущерба для себя отдавать более высокие токи. А поскольку пластины в AGM аккумуляторе собраны в плотно обжатый пакет, активная масса не склонна к осыпанию, что придает батарее способность гораздо легче переносить циклические глубокие разряды. Не требователен аккумулятор AGM и к ориентации, благодаря особенностям конструкции он может работать хоть «вверх ногами», а при полном разрушении корпуса остается почти безвредным, ведь связанный электролит не вытекает наружу, образовывая ядовитую лужицу.

Аккумуляторы AGM разрабатывались с прицелом на их эксплуатацию на автомобилях, оборудованных системой «Start Stop», также они ориентированы на машины с высоким энергопотреблением, а таковыми являются: автомобили «Скорой помощи», специализированные автомобили МЧС. Впрочем, с дальнейшим развитием электронных систем потребность в мощных и стабильных источниках электрического тока будет лишь возрастать, поэтому с полной уверенностью можно говорить о скором повсеместном использовании батарей AGM.

Вполне резонно возникает вопрос: «А взаимозаменяемы ли между собой AGM и обычные аккумуляторы?»

С полной уверенностью можно сказать о том, что AGM батарея без проблем и в полном объеме заменит обычную, а вот обратное замещение весьма проблематично и отнюдь не полноценно. К подобному шагу можно прибегнуть лишь в безвыходной ситуации при временной ее замене.

Насколько верно утверждение, будто AGM аккумулятор емкостью 50 А•ч заменит собой обычный, но емкостью 90 А•ч?

Это абсолютная профанация, поскольку, по сути, речь идет об уменьшении количества накопленной в аккумуляторе энергии. Физический смысл величины заключается в том, что аккумулятор способен при своем разряде обеспечить соответственно силу тока 50 А или 90 А в течении одного часа. О какой же взаимозаменяемости может идти речь? За счет чего будут скомпенсированы потерянные ампер-часы? Да ни одна технология не способна этого сделать в принципе!

Аккумуляторы AGM с большим током устанавливаются на обычную машину, может ли это повредить стартеру?

Совершенная нелепица ввиду того, что величина тока определяется сопротивлением нагрузки, то есть стартером. А стартер, даже если батарея сможет выдать миллион ампер, возьмет лишь столько, сколько позволит ему его внутреннее сопротивление, ведь закон Ома для всех приборов един.

Есть ли какое-то ограничение по применению AGM?

Оно полностью отсутствует, даже если говорить об абсолютно не отрегулированных автомобилях с неисправным реле-регулятором и плавающим сетевым напряжением. Даже в таком случае AGM аккумулятор окажется более долгоживущим, чем стандартная по сегодняшним меркам батарея. Максимальное напряжение, после которого возникают неприятности, для обычного аккумулятора равняется 14,5 В, а для AGM – 14,8 В.

Какой аккумулятор больше пострадает от глубокого разряда – обычный или AGM?

Несомненно, обычный, ведь уже после 5-6 глубоких разрядов он может сдаться, тогда как для AGM такого ограничения не существует в принципе, то есть благодаря своим конструктивным особенностям он может глубоко разряжаться практически неограниченное число раз.

Насколько необслуживаемой может считаться AGM батарея?

По своей сути данный вопрос не вполне корректен изначально. Любой свинцовый аккумулятор не является на 100% герметичной системой, даже AGM технология может гарантировать герметичность лишь на 99%. Именно поэтому любая автомобильная батарея нуждается в обслуживании: проверке ее заряда, дозарядке при необходимости и так далее…

В чем отличие «гелевых» и AGM аккумуляторов?

К наиболее популярной среди так называемых «гелевых» батарей относится продукция TM Optima, но на деле это самая настоящая AGM батарея! Гелевой ее кличут лишь на популярных форумах, что ни в коем случае не является правдой. Кстати сказать, «гелевых» аккумуляторов попросту не существует в природе. А появившаяся расхожая, но в корне невернаятерминология, вероятнее всего, связана с аккумуляторами, которые используются в электрических погрузчиках и в машинах для мойки пола. В этих батареях электролит находится в загущенном состоянии, что и отличает их от традиционных автомобильных аккумуляторов с жидкой кислотной фракцией. Напомним, в AGM электролитом пропитаны специальные стекловолоконные сепараторы, откуда и родилась аббревиатура названия этого типа батарей.

Резервная емкость аккумулятора – что это за параметр?

Чем выше эта цифра, тем лучше. Она показывает, как быстро напряжение на клеммах батареи, выдающей нагрузку равную 25 A, снизится до 10,5 В. Если говорить более понятным языком примеров, то этот параметр укажет, долго ли продержится аккумулятор в слякотную непогоду при неисправном генераторе.                                                                  


shopakb.ru

Что такое аккумулятор – гелевые батареи, AGM и EFB

В настоящее время помимо аккумуляторов “классической” конструкции (с жидким электролитом), так называемые SLI батареи, существуют также гелевые аккумуляторы и батареи, созданные по технологии AGM, а также по технологии EFB.

Гелевые батареи – это модификация стандартных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, в которых вместо жидкого электролита используется так называемый “загущенный”: в электролит добавляется загуститель, в результате чего он переходит из жидкого состояния в гелеобразное. “Гелеобразность” электролита предотвращает возможность его выливания и исключает газовыделение в процессе эксплуатации батареи. Основной же недостаток, присущий гелевым батареям, – повышенное внутреннее сопротивление (следствие того, что электролит менее текучий). Это препятствует получению высоких токов, и именно поэтому гелевые батареи мало применяются в качестве стартерных автомобильных батарей и используются, в основном, в качестве резервных источников питания.

Батареи, созданные по EFB-технологии, являются промежуточным звеном между батареями “классической” конструкции (SLI) и AGM-батареями и характеризуются следующими свойствами:

  • В 2 раза выше устойчивость к циклированию по сравнению с SLI батареями благодаря пленкам из полиэстера, нанесенным на положительные пластины.
  • Улучшенный прием заряда.
  • Повышенная плотность активной массы по сравнению с SLI батареями.
  • Повышенный пусковой ток.

Пример применения технологии EFB – VARTA Blue Dynamic EFB (прежнее название – Start-Stop EFB).

Батареи конструкции AGM, к которым относятся, в частности, аккумуляторы OPTIMA, VARTA Silver Dynamic AGM (прежние названия – Start-Stop Plus и ULTRA Dynamic), BOSCH S5 AGM (прежнее название S6 HighTech), ENERGIZER Premium AGM, ATLAS ABX AGM, а также мотоциклетные аккумуляторные батареи VARTA Powersports AGM (FUNSTART AGM) и BOSCH M6 AGM, – это другой тип батарей, которые, с одной стороны, имеют положительные свойства гелевых батарей – способность работать в любом положении и отсутствие газовыделения при нормальном режиме эксплуатации – и одновременно с этим лишены присущих гелевым батареям недостатков.

Технология AGM (Absorbed Glass Mat) предполагает, что электролит в корпусе батареи находится не в свободном жидком или гелеобразном виде, а абсорбирован в высокопористой волокнистой стеклоткани-сепараторе, плотно прижатой к пластинам (при этом сам электролит – жидкий). В результате достигается высокая степень контакта электролита с активной массой пластин и, как следствие, снижается собственное сопротивление батареи.

AGM-батареи имеют совершенно уникальные эксплуатационные свойства:

  • Существенно более высокие пусковые характеристики по сравнению с батареями SLI и более высокие по сравнению с EFB-аккумуляторами.
  • AGM-батареи выдерживают в 3-4 раза больше циклов разряда-заряда, чем обычные свинцово-кислотные стартерные батареи.
  • AGM-батареи способны выдерживать более глубокие разряды: если обычные свинцово-кислотные стартерные батареи можно разряжать на 10-15 % без возникновения необратимых повреждений, то AGM-батареи – на 25-30 %. Это означает, что AGM-батареи без участия генератора способны снабжать электропитанием более энергоемкие системы автомобиля.
  • AGM-батареи принимают заряд в два-три раза быстрее, т.е. после разряда быстрее заряжаются до 100 %. Вследствие этого удается избежать длительно нахождения батареи в недозаряженном состоянии, что крайне губительно для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Аккумуляторные батареи OPTIMA, обладая всеми преимуществами технологии AGM, отличаются еще и тем, что пластины в них не прямоугольные и плоские (как в батареях “классической” конструкции), а представляют собой длинные ленты, плотно скрученные в рулон (инновационная система SPIRALCEL®-TECHNOLOGY).

Вследствие использования такой конструкции батареи OPTIMA могут не только безопасно работать в любом положении и выдерживать вибрации, которые не может выдержать ни одна батарея “классической” конструкции, но и способны работать с поврежденным корпусом, например, с пробоинами. Конструкция SPIRALCEL®-TECHNOLOGY дает возможность использовать такие батареи не только в качестве стартерных и не только в автомобилях, но и для питания электроприборов, а также в качестве бортовых источников тока на катерах и яхтах. Кроме перечисленных преимуществ батареи OPTIMA имеют еще более высокие пусковые характеристики (ток холодной прокрутки) и более продолжительный срок службы.

Чтобы купить авто аккумулятор, воспользуйтесь формой подбора.

Узнать больше о различиях AGM, EFB и “классической” SLI технологии изготовления аккумуляторов (скачать презентацию Johnson Controls, 1Mb)

katod.ru

Почти вечные аккумуляторы по технологии AGM

Свинцовые аккумуляторы со связанным электролитом, изготовленные по технологии AGM (Absorbent Glass Mat, «поглощающее стекловолокно»), появились около 40 лет назад — их изобрели для работы в буферном режиме в стационарных системах бесперебойного электроснабжения. Такие батареи хороши с точки зрения безопасности, поскольку практически не выделяют в атмосферу образующиеся при зарядке газы — их пузырьки задерживаются в порах матов-сепараторов и, не улетучиваясь, постепенно возвращаются обратно в жидкий электролит (этот процесс называется рекомбинацией газов и достигает в AGM – аккумуляторах 96—99%). А в качестве бонуса — низкий саморазряд (всего на 15—20% за год простоя), полная необслуживаемость и долгий, до 12—15 лет, срок службы.

В 90-х годах прошлого века технология AGM прижилась в автоспорте. Во-первых, вновь из-за безопасности — теперь уже благодаря полностью герметичному корпусу аккумулятора, исключающему вытекание электролита при аварии. А во-вторых, из-за компактности — благодаря малому сопротивлению не изолирующих, а пропитанных электролитом сепараторов большой пусковой ток они выдают при меньшей емкости, то есть с меньшим количеством пластин в пакете.
А на обычных автомобилях AGM-аккумуляторы появились больше десяти лет назад, задолго до распространения систем start-stop — из-за возможности быстро и отдавать, и принимать большое количество энергии, способности безболезненно выдерживать глубокие разряды (при периодических разрядах больше 50% АGМ-батарея прослужит вчетверо дольше обычной) и не деградировать при частых циклах разрядов-зарядов. Ведь стекловолоконные маты вдобавок ко всему механически удерживают активную массу на пластинах, не давая ей осыпаться. Именно поэтому на машинах с системой start-stop подобный аккумулятор способен проработать четыре-пять лет, а не два-три года, как обычный «жидкий».
Первым из «гражданских» автомобилей AGM-батарею в 2002 году примерил рестайлинговый Mercedes S-класса W220, а сделали ее в Цвиккау. Сейчас завод ежегодно производит четыре миллиона батарей исключительно серий Start Stop как со своим брендом Varta, так и для «упаковщика» Bosch почти монополист, закрывший 80% конвейерных поставок батарей европейским автопроизводителям для машин с системой start-stop (для сравнения: весь рынок продаж аккумуляторов в России около 10—11 млн штук). И хоть сейчас тут готовы делать шесть с половиной миллионов батарей, но столько понадобится только к 2015 году, когда, по прогнозам, систему start-stop будут иметь 70% европейских машин.
В цехах — немецкая стерильность, автоматизация — высочайшая: совсем управляются всего сто человек в смену. Как на любом другом аккумуляторном заводе, тут плавят чушки свинцовых сплавов, смешивают активную массу в многотонных миксерах, делают решетки электродов… Не самым, кстати, современным способом делают льют и положительные, и отрицательные решетки для 40% аккумуляторов, а современные панчинговые (штампованные) плюсовые решетки для остальных будут привозить с завода в Ганновере до тех пор, пока литьевое оборудование в Цвиккау не выработает свой ресурс. Любопытно, что по внешнему виду и маркировке на аккумуляторе нельзя определить, какая решетка внутри, а ведь от нее в конечном итоге зависит срок службы батареи.
Первые признаки AGM-технологии я заметил, только добравшись до участка сборки пакетов: готовые, намазанные пастой и высушенные пластины автоматы не «одевают» в полиэтиленовые пакеты сепараторов, а пеленают в стекловолоконный материал, смахивающий на толстую двухмиллиметровую промокашку, английской фирмы Hollingsworth.
Дальше «ладошки» специального робота стискивают пухлые, похожие на пачки салфеток пакеты пластин и с определенным усилием вставляют их в ячейки корпуса. Недожмешь — вместо AGM выйдет обычный аккумулятор с жидкой прослойкой электролита, пережмешь — будет недостаток электролита у поверхности пластин и плохая рекомбинация газов из-за сплюснутых пор мата.
Корпуса у AGM-батарей, кстати, тоже особые, сделанные не из обычного «аккумуляторного» полипропилена, а из более прочного АБС-пластика. Но даже их раздувает до бочкообразной формы давление сжатых сепараторов, пока все не стянет крышка. А вот и еще одно, по большому счету последнее технологическое AGM-отличие многоступенчатая, с перерывами, чтобы дать стекловолокну пропитаться, заливка электролитом.
Не маловато ли для того, чтобы AGM-аккумулятор стоил в три раза больше обычного? При всех его сплошных преимуществах переплачивать и ставить сегодня AGM-батарею на обычный автомобиль (а она без проблем заменяет простую АКБ с жидким электролитом) пока есть резон лишь с таким же большим, как с системой start-stop, энергопотреблением при коротких поездках — например, с мощным тюнинговым звуком или с предпусковыми подогревателями. Или тем, кому лень покупать новый аккумулятор чаще, чем раз в семь-восемь лет. Вот когда снизятся цены… Вспомните, сколько поначалу просили, скажем, за жидкокристаллические телевизоры, пока они не стали массовыми. А нынче «динозавры» с кинескопами почти вымерли.
Первые герметичные аккумуляторы, сделанные по технологии AGM, обозначались аббревиатурой VRLA (Valve-Regulated Lead-Acid battery. «свинцово-кислотная батарея с клапанным регулированием»). Во время первичной зарядки в отверстия для пробок устанавливаются уловители паров электролита. Интересно, почему на наших заводах такими не пользуются?.. Первые герметичные аккумуляторы, сделанные по технологии AGM, обозначались аббревиатурой VRLA (Valve-Regulated Lead-Acid battery. «свинцово-кислотная батарея с клапанным регулированием») Переложенные сепараторами пухлые пакеты пластин настолько сильно распирают корпус, что для установки крышки его приходится сжимать. Пробки-клапаны (справа внизу) — одноразовые форма ответной части не позволяет их отвернуть.

drive-my.ru

Рекомендации по эксплуатации герметичных свинцовых аккумуляторов

Герметичные свинцовые аккумуляторы обычно производятся по двум технологиям – гелевые и AGM. В статье подробнее рассмотрены отличия и особенности этих двух технологий. Даны общие рекомендации по эксплуатации таких аккумуляторов.

Герметичные свинцовые аккумуляторы обычно производятся по двум технологиям – гелевые и AGM. В статье подробнее рассмотрены отличия и особенности этих двух технологий. Даны общие рекомендации по эксплуатации таких аккумуляторов.

Основные типы АКБ рекомендованные для применения в автономных солнечных энергосистемах:Неотъемлемой компонентом автономных солнечных энергосистем являются необслуживаемые аккумуляторные батареи большой емкости. Такие АКБ гарантируют неизменное качество и сохранение функциональных возможностей на протяжения всего заявленного жизненного цикла.

Технология AGM – (Absorbent Glass Mat) На русский язык это можно перевести как “поглощающее стекловолокно”. В качестве электролита также используется кислота в жидком виде. Но пространство между электродами заполнено микропористым материалом-сепаратором на основе стекловолокна. Это вещество действует как губка, оно полностью всасывает всю кислоту и удерживает её, не давая растекаться.

При протекании химической реакции внутри такого аккумулятора также образуются газы (в основном водород и кислород, их молекулы являются составными частями воды и кислоты). Их пузырьки заполняют некоторые из пор, при этом газ не улетучивается. Он принимает непосредственное участие в химических реакциях при подзарядке батареи, возвращаясь обратно в жидкий электролит. Этот процесс называется рекомбинацией газов. Из школьного курса химии известно, что круговой процесс не может быть 100% эффективным. Но в современных AGM аккумуляторах эффективность рекомбинации достигает 95-99%. Т.е. внутри корпуса такого аккумулятора образуется ничтожно малое количество свободного ненужного газа и электролит не меняет своих химических свойств на протяжении многих лет. Тем не менее, истечению очень долгого времени свободный газ создает внутри батареи избыточное давление, когда оно достигает определенного уровня, срабатывает специальный выпускной клапан. Этот клапан также защищает батарею от разрыва в случае возникновения внештатных ситуаций: работа в экстремальных режимах, резкое повышение температуры в помещении из-за внешних факторов и тому подобное.

Основные преимуществом аккумуляторов AGM перед технологией GEL, является более низкое внутреннее сопротивление аккумулятора. Прежде всего это влияет на время заряда АКБ, которое в автономных системах сильно ограничено, особенно в зимнее время. Таким образом, АКБ AGM быстрее заряжается, а значит быстрее выходит из режима глубокого разряда, который губителей для обоих типов АКБ. Если система автономная, то при использовании АКБ AGM ее КПД будет выше, чем у такой же системы с АКБ GEL, т.к. для заряда АКБ GEL требуется больше времени и мощности, которых может не хватать в пасмурные зимние дни. При отрицательных температурах гелевый аккумулятор сохраняет больше емкости и считается более стабильным, но как показывает практика, в пасмурную погоду при слабых токах заряда и отрицательный температурах, гелевый аккумулятор не будет заряжаться из-за высокого внутреннего сопротивления и “задубевшего” гелевого электролита, в то время как аккумулятор AGM будет заряжаться при малых токах зарядки.

Специальное техническое обслуживание батарей AGM не требуется. АКБ изготовленные по технологии AGM не требуют обслуживания и дополнительной вентиляции помещения. Недорогие АКБ AGM прекрасно работают в буферном режиме с глубиной разряда не более 20%. В таком режиме служат до 10-15 лет.

 

Если же их использовать в циклическом режиме и разряжать хотя бы до 30-40%, то их срок службы существенно сокращается. АКБ AGM часто используются в недорогих бесперебойниках (UPS) и небольших автономных солнечных энергосистемах. Тем не менее, в последнее время появились AGM батареи, которые рассчитаны на более глубокие разряды и цикличные режимы работы. Конечно, по своим характеристикам они уступают АКБ GEL, но прекрасно работают в автономных солнечных системах энергоснабжения.

Но главная техническая особенность AGM аккумуляторов, в отличие от стандартных свинцово-кислотных АКБ, – возможность работы в режиме глубокого разряда. Т.е. они могут отдавать электрическую энергию на протяжении длительного времени (часы и даже сутки) до состояния, когда запас энергии падает до 20-30 % от первоначального значения. После проведения зарядки такого аккумулятора он практически полностью восстанавливает свою рабочую емкость. Конечно, совсем бесследно такие ситуации проходить не могут. Но современные AGM аккумуляторы выдерживают от 600 и выше циклов глубокой разрядки.

Кроме того, у AGM батарей очень малый ток саморазряда. Заряженная батарея может храниться неподключенной долгое время. Например, за 12 месяцев простоя заряд аккумулятора упадет всего до 80% от первоначального. AGM аккумуляторы обычно имеют максимальный разрешенный ток заряда 0,3С, и конечное напряжение заряда 15-16В. Такие характеристики достигаются не только за счет конструктивных особенностей AGM технологии. При изготовлении батарей используются более дорогие материалы с особыми свойствами: электроды изготавливаются из особо чистого свинца, сами электроды делают более толстыми, в электролит входит серная кислота высокой степени очистки.

Технология GEL – ( Gel Electrolite) В жидкий электролит добавляют вещество на основе двуокиси кремния (SiO2), в результате чего образуется густая масса, напоминающая по консистенции желе. Этой массой и заполнено пространство между электродами внутри аккумулятора. В процессе химических реакций в толще электролита возникают многочисленные газовые пузыри. В этих порах и раковинах происходит встреча молекул водорода и кислорода, т.е. газовая рекомбинация.

В отличие от AGM технологии, гелевые аккумуляторы ещё лучше восстанавливаются из состояния глубокого разряда, даже в том случае, когда к процессу заряда не приступили сразу же после зарядки батарей. Они способны перенести более 1000 циклов глубокой разрядки без принципиальной потери своей емкости. Так как электролит находится в густом состоянии, то он менее подвержен расслоению на составные части воду и кислоту, поэтому гелевые аккумуляторы лучше переносят плохие параметры тока подзаряда.

Пожалуй, единственный минус гелевой технологии – цена, она выше, чем у AGM батарей такой же емкости. Поэтому использовать гелевые аккумуляторы рекомендуется в составе сложных и дорогих систем автономного и резервного электроснабжения. А так же в случаях, когда отключения внешней электрической сети происходят постоянно, с завидной цикличностью. АКБ GEL лучше выдерживают циклические режимы заряда-разряда. Также, они лучше переносят сильные морозы. Снижение емкости при понижении температуры аккумуляторов также меньше, чем у других типов аккумуляторов. Их применение более желательно в системах автономного электроснабжения, когда батареи работают в циклических режимах (заряжаются и разряжаются каждый день) и нет возможности поддерживать температуру аккумуляторов в оптимальных пределах.

Почти все герметичные аккумуляторы могут устанавливаться на боку.

Гелевые аккумуляторы тоже отличаются по назначению – есть как общего назначения, так и глубокого разряда. Гелевые батареи лучше выдерживают циклические режимы заряда-разряда. Их применение более желательно в системах автономного электроснабжения. Однако они дороже AGM батарей и тем более стартерных.

Гелевые аккумуляторы имеют примерно на 10-30% больший срок службы, чем AGM аккумуляторы. Также, они менее болезненно переносят глубокий разряд. Одним из основных преимуществ гелевых аккумуляторов перед AGM является существенно меньшая потеря емкости при понижении температуры аккумулятора. К недостаткам можно отнести необходимость строгого соблюдения режимов заряда.

Поэтому гелевые аккумуляторы рекомендуется применять там, где требуется обеспечить долгий срок службы при более глубоких режимах разряда, а также, если температура аккумуляторов опускается ниже 5 градусов Цельсия.

Батареи AGM идеальны для работы в буферном режиме, в качестве запасного варианта при редких перебоях электроэнергии. В случае слишком частого подключения в работу просто уменьшается их жизненный цикл. В таких случаях использование гелевых аккумуляторов бывает экономически более оправдано.

Системы на основе технологий AGM и GEL обладают особыми свойствами, которые просто необходимы для решения задач в области автономного энергоснабжения.

Аккумуляторы, изготовленные по технологиям AGM и GEL, являются свинцово-кислотными АКБ. Они состоят из схожего набора составных частей. В надежный пластиковый корпус, обеспечивающий необходимую степень герметизации, помещены пластины-электроды изготовленные из свинца или его особых сплавов с другими металлами. Пластины погружены в кислотную среду – электролит, который может выглядеть как жидкость, или быть в другом, более густом и менее текучем состоянии. В результате протекающих химических реакций между электродами и электролитом вырабатывается электрический ток. При подаче внешнего электрического напряжения заданной величины на клеммы свинцовых пластин, происходят обратные химические процессы, в результате которых батарея восстанавливает свои первоначальные свойства, заряжается.

Также существуют специальные АКБ по технологии OPzS, которые специально разработаны для “тяжелых” цикличных режимов.

Данный тип АКБ создавались специально для использования в системах автономного электроснабжения. Они имеют пониженное газовыделение, допускают много циклов заряд/разряда до 70% от номинальной емкости без повреждения и значительного сокращения срока службы. Но данный тип АКБ не пользуется высоким спросом в России из-за достаточно высокой стоимостью АКБ по сравнению с технологиями AGM и GEL.

Основные правила эксплуатации аккумуляторных батарей

1. Не допускайте хранения АКБ в разряженном состоянии. В этом случае происходит сульфатация электродов. В этом случае АКБ теряет емкость и существенно сокращается срок службы АКБ.

2. Не допускайте короткого замыкания клемм АКБ. Это может происходить при монтаже АКБ неквалифицированным персоналом. Сильный ток короткого замыкания заряженного АКБ способен расплавить контакты клемм и нанести термический ожог. Короткое замыкание также наносит серьезный ущерб АКБ.

3. Не пытайтесь вскрывать корпус необслуживаемого аккумулятора. Содержащийся внутри электролит способен вызвать химический ожог.

4. Подключайте АКБ в устройство только в правильном соответствии с полярностью. Полностью заряженный АКБ имеет значительный запас энергии и способен при неправильном подключении вывести устройство (инвертор, контроллер и т.д.) из строя.

5. Не забудьте утилизировать отслужившую свой срок батарею в соответствии с правилами утилизации для изделий, содержащих тяжелые металлы и кислоты.

 

econet.ru

Немного о АККУМУЛЯТОРАХ AGM и GEL ТЕХНОЛОГИИ. Статьи компании «ТОО «GreenDem»»

Lead acid батарея – это свинцово-кислотный аккумулятор, который сегодня является наиболее дешевыми и практичными для многих нужд. Уже больше полутора веков история существования предъявляет интересные решения в сфере свинцово-кислотных технологии.

SLA (SEALED LEAD ACID BATTERY) – общепринятое международное название герметичных свинцово-кислотных аккумуляторов. Существует несколько технологий производства SLA аккумуляторов: Gelled Electrolite (GEL), Absorptive Glass Mat (AGM).
Гелевые батареи (GEL) – это видоизмененные стандартные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, в которых использован загущенный электролит вместо жидкого (в электролит добавлен силикагель, в результате чего он изменил свое жидкое состояние на гелеобразное).
В корпусе аккумуляторных батарей конструкции AGM электролит (кислота) абсорбирован в высокопористом сепараторе, изготовленном на основе стекловолокна, прижатом к пластинам. Таким образом достигнуто высокого контакта электролита с активной массой пластин и снижено собственное сопротивление аккумулятора. Пластины электродов и слои сепаратора последовательно чередуются. Сепаратор не дает растекаться кислоте, всасывая её. Однако, в стекловолокне микропоры заполнены электролитом не полностью – пустые участки применяются для рекомбинации газов.

AGM аккумуляторы Nobility – герметичные батареи, которые практически не нуждаются в техническом обслуживании на протяжении всего периода эксплуатации. Доливка электролита, а также иные операции характерные для традиционных АКБ, при использовании аккумуляторов AGM больше не нужны. Эти батареи имеют низкий саморазряд и довольно легко утилизируются.

AGM аккумуляторы имеют ряд преимуществ над гелевыми. AGM батареи менее дорогие, нежели последние, имеют повышенную емкость при коротких режимах разряда большой мощности. AGM батареи больше, чем GEL-аккумуляторы, подходят для источников бесперебойного питания.

Герметичные необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы довольно безопасны в эксплуатации. Внутренний состав аккумуляторов препятствует возникновению утечки кислоты, создавая таким образом безопасные условия их использования. При нормальном режиме эксплуатации в этих батареях полностью отсутствует газовыделение.

Батареи AGM могут эксплуатироваться как в режиме постоянного подзаряда, обеспечивая в аварийных случаях всю нагрузку постоянного тока, так и в циклическом режиме.

Благодаря применению в конструкции AGM батарей стекловолокна, аккумуляторы устойчивы к вибрациям и ударным нагрузкам. Эти качества позволяют использовать их для комплектации самой разнообразной техники, в том числе и для электротранспортной.

Рассматриваемые источники питания сохраняют неизменное качество и функциональные возможности на протяжении всего жизненного цикла. AGM аккумулятор хорошо справляются с токовыми нагрузками. Они способны многократно разряжаться (включительно и глубоко) и заряжаться. Главной особенностью AGM батарей является возможность работы в режиме глубокого разряда, при чем после проведения повторной подзарядки эти аккумуляторы восстанавливают емкость. Отдавать электрическую энергию батареи могут на протяжении довольно длительного периода – до момента пока запас энергии упадет ниже 20-30 % от первоначального значения.

Аккумуляторы AGM могут эксплуатироваться в довольно широком температурном диапазоне, поскольку в их конструкции отсутствует свободная вода, что в условии низких температур могла бы замерзнуть.

Одной из самых главных характеристик AGM аккумулятора является количество его циклов заряда/разряда. Именно количество этих циклов определяет долговечность аккумулятора, а не рассчитываемый срок эксплуатации, как многие считают. Время продолжительности жизни аккумуляторов, а соответственно и количество циклов их заряда/разряда зависит от ряда факторов: рабочей температуры, режима заряда, регулярности подзарядки, глубины разрядов и величины перезаряда т.д. В общем, AGM батареи выдерживают 300-500 циклов заряд/разряд при работе в буферном режиме, то есть режиме, когда аккумуляторы полностью заряжены, готовы к работе, но их подключения происходят не часто, и энергоснабжение восстанавливается ещё до момента их полного разряда.

В AGM аккумуляторах не подвержены “эффекту памяти”. Даже достаточно долгое нахождение этих аккумуляторов в на плавающем заряде не приносит им вреда.

Скорость саморазряда батарей конструкции AGM является одной из самих низких среди всех типов аккумуляторов. Саморазряд в AGM батарей составляет около 40% в год при температуре 20 °С и 15% при 5 °С. В условиях более высоких температур саморазряд батарей увеличивается. Учитывая, что AGM аккумуляторы имеют очень малый ток саморазряда, заряженная батарея может храниться не подключенной довольного продолжительное время.

От правильности эксплуатации аккумуляторов прямо зависит продолжительность (время) их жизни. Заряд батарей должен проводится при температуре от 5°С до 35°С. Хотя AGM батарей способны работать в режиме глубокого разряда, все же в процессе их эксплуатации желательно не допускать большой глубины их разряда, поскольку периодическая подзарядка способствует продолжению жизни батарей. Для этих аккумуляторов не подходит режим быстрого заряда, и время подзарядки довольно длительное.

Герметичные свинцово-кислотные батареи нельзя хранить в разряженном состоянии. Глубокий разряд этих AGM аккумуляторов приводит к сульфатации их пластин.

Краткое руководство по эксплуатации AGM аккумуляторов

  • Перед началом эксплуатации необходимо проверить аккумуляторные батареи на отсутствие внешних механических повреждений, внимательно отнестись к вопросу правильности их подключения. Перед подключение следует очистить контактные поверхности полюсов и соединителей. Внешние загрязнения могут привести к образованию токопроводящей пленки, что увеличивает ток саморазряда или же даже поспособствовать короткому замыканию. Поверхность полюсные выводов после очистки можно смазать тонким слоем технической смазки (желательно на силиконовой основе).
  • Нельзя допускать замыкание полюсов аккумуляторных батарей. Полюса аккумуляторный батарей находятся под напряжением, в случае короткого замыкания могут возникнуть высокие токи, способные вызвать повреждение электрооборудования или же даже несчастные случаи.
  • При монтаже батарей необходимо использовать изолированный инструмент.
  • Не допускается эксплуатация батареи с плохими контактами между выводами батареи и клеммами проводов.
  • Перед началом эксплуатации аккумуляторов необходимо проверить правильность и надежность их подключения.
  • Зарядку можно проводить только исправным зарядным устройством.
  • Не стоит класть посторонние металлические предметы на аккумуляторы.
  • Ни в коем случае не стоит использовать аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM, с обычными жидкостными свинцово-кислотными батареями.
  • Осадки не влияют на сами батареи, но способны вызвать коррозию выводов или повышенный ток саморазряда. Поэтому в случаи эксплуатации аккумуляторов на улице они должны быть герметично защищены.
  • AGM аккумуляторы подлежат переработке. При неправильной утилизации они экологически вредны. Содержащийся в них свинец и кислотный электролит могут нанести непоправимый вред окружающей среде. 

greda.kz

AGM-аккумулятор: особенности и преимущества

Современный аккумулятор способен обеспечивать автомобиль номинальным пусковым током для прокрутки агрегатов двигателя в любое время года. Более того, его заряда вполне достаточно для длительной эксплуатации колонок, телевизоров, подключенных к питанию от прикуривателя, и даже громадных сабвуферов. Одной из таких батарей, которыми укомплектовывается большинство современных автомобилей, является AGM-аккумулятор. О нем мы сегодня и поговорим.

История возникновения

Впервые AGM-аккумулятор был разработан в 80-х годах прошлого столетия инженерами мировой компании Johnson Controls Inc. В свое время эта фирма была лидером по производству аккумуляторных батарей. Именно она первой предложила революционную технологию создания пусковых устройств – Absorptive Glass Mat. Дословно это словосочетание переводится как «поглощающее стекловолокно».

На практике он испытывался на военных автомобилях, после чего с 1985-го года и по сей день в мире серийно производится необслуживаемый AGM-аккумулятор. Кстати, он нашел применение не только на легковых и грузовых автомобилях, но и на многих военных истребителях.

В чем различия?

Внешне данное устройство ничем не отличается от стандартных автомобильных батарей. Корпус пластмассовый, сверху две клеммы с положительной и отрицательной полярностью, расположенные параллельно друг другу. Главное их отличие заключается в составе. Под корпусом AGM-аккумулятор содержит ряд свинцовых пластин, заполненных микропористым материалом на основе стекловолокна. Последний выступает в качестве некой губки, которая связывает электролит. Благодаря своим свойствам микропористый материал поглощает его и удерживает, при этом не давая ему течь. При этом «губка» способна удерживать электролит в любом положении, вне зависимости от текущего расположения аккумулятора. Слои микропористого материала и пластины электродов располагаются по всему периметру корпуса батареи, тем самым заполняя все ее пространство. Их схема расположения напоминает большой слоеный пирог – свинцовые элементы постоянно чередуются со стекловолокном.

Преимущества использования

Что же дает нам это характерное расположение пластин и микропористого материала? Во-первых, это безопасность, ведь такая батарея исключает возможность возникновения вредных химических испарений. Во-вторых, AGM-аккумулятор долговечный. Благодаря низкому порогу разряда и устойчивости к циклу перезарядки его свинцовые пластины и электролит в меньшей степени подвергаются износу. В-третьих, данная батарея очень стойкая к эксплуатации в жестких условиях при постоянных перепадах температур и концентрации влаги.

Как зарядить AGM-аккумулятор?

Заряжать такую батарею очень просто. Для этого необходимо иметь соответствующий инструмент (зарядное устройство для AGM-аккумуляторов) и источник постоянного тока 220 Вольт. После подключения клемм примерно через 18-20 часов ваша батарея полностью зарядится. Об этом просигнализирует зеленая лампочка на корпусе устройства.

fb.ru

Что собой представляет аккумулятор AGM

Технология AGM (Absorptive Glass Mat) впервые была представлена в 70-х годах прошлого века. Суть этой технологии заключается в том, что вместо привычного электролита был использовать заполнитель. В состав такого заполнителя входит пористое волокно, оно пропитывается жидким электролитом. В результате создается свободный объем для осуществления рекомбинации газов, что приводит к улучшению общих технических характеристик аккумулятора. В этой статье мы подробно поговорим о технологии Absorptive Glass Mat и расскажем, в чем же ее значимые преимущества.

Что такое аккумулятор AGM

Что собой представляет технология АГМ

Сразу отметим, что использует пористое волокно, они пропитывается жидким электролитом. Микропоры состав заполняются наполовину электролитом, благодаря этому всегда остается место для газов. Соответственно у газа всегда есть пространство, соответственно емкость показывает стабильную работу при сильных морозах или высоких температурах.

Похожая технология была применена во время изготовления гелиевых аккумуляторов. Однако здесь вместо привычного волокна находится сгущенный электролит. Его сгущают, используя силикаген, этот процесс происходит до тех пор, пока обыкновенных электролит не станет желеобразной массой.

Помимо этого стоит выделить, что во время производства AGM используются и другие гибридные технологии. Здесь стоит сравнить гелевые и AGM аккумуляторы. Именно второй тип серьезно выигрывает за счет того, что имеет герметизированный корпус, не боится перепадов температур и вибраций. Особое внимание следует остановить именно на корпусе, ведь даже если он повреждается, то АКБ не выходит из строя и продолжает сохранять свою работоспособность.

Из чего состоят аккумуляторы AGM

Также AGM аккумуляторы выдерживают глубокие разряды, а таким качеством могут похвастаться далеко не все современные аккумуляторы. В 70-х годах такая технология стала прорывом в мире производства аккумуляторов, соответственно она сохранилась и активно используется в современных реалиях во время производства.

В чем преимущества технологии

Можно выделить и несколько важных преимуществ, которыми может сейчас похвастаться эта технология:

  1. Самое значимое преимущество – емкость выдерживает глубокие разряды и практически не боится их. Ведь в волокне постоянно остается место для выработки газов.
  2. Также такие модели могут похвастаться долговечностью, если сравнивать их с традиционными емкостями для автомобилей.
  3. Не боится перепадов температур, даже если они резкие. Соответственно их можно без опасений использовать на территории нашей страны в регионах, где температура опускается ниже -30.
  4. Корпус полностью герметизирован, что делает его безопасным в использовании.
  5. Не боится сильных вибраций. Также серьезным преимуществом можно назвать тот факт, что они выдерживают вибрации, которые могут создавать неровные дороги. Соответственно емкости, изготовленные по технологии AGM, достаточно часто используются рыбаками, охотниками и другими любителями езды по бездорожью.
  6. Конструкцию можно назвать совершенной и продуманной до мельчайших деталей.

Как вы могли заметить, технология AGM серьезно опережает время и сейчас. Однако у таких аккумуляторов есть и недостаток – высокая стоимость. Соответственно ни у каждого человека есть возможность купить и использовать его.

Видео по теме

Для наших подписчиков мы нашли еще несколько интересных видео, которые помогут понять принцип работы и другие особенности таких аккумуляторов.

В этом ролике вы поймете, как работают аккумуляторы AGM, в чем их особенности и ключевые преимущества.


В каких ситуациях стоит использовать АКБ, которые изготавливаются по технологии Absorptive Glass Mat:

Читайте также:
Аккумулятор Зверь.
Аккумулятор Optіmа.
Какие аккумуляторы 18650 лучшие.

vse-elektrichestvo.ru